Анализ и мораль басни квартет крылова 5 класс

Анализ басни Крылова «Квартет»

Басня «Квартет» была написана в 1811 году. В основу этой басни положен оригинальный сюжет о зверях-музыкантах. Живущие в лесу Медведь, Осел, Козел и Мартышка решили организовать музыкальный квартет.

Раздобыв инструменты и ноты, они попробовали играть, но ничего не получилось. Тогда Мартышке пришло в голову, что они неправильно сидят, отчего и музыка не выходит. По ее указаниям звери пересели, но толку от этого не было.

Они попробовали занять другие места, но тоже не достигли нужного результата.

Долго несостоявшиеся музыканты спорили, пока на шум не прилетел Соловей. Звери попросили Соловья рассадить их правильно, чтобы музыка звучала красиво. На их просьбу Соловей ответил, что для исполнения музыки требуется умение и музыкальный слух. Он добавил, что как бы звери ни садились, настоящих музыкантов из них не получится.

Обратите внимание

Существуют две версии того, что послужило поводом для написания басни «Квартет». По одной версии в басне идет речь о четырех вельможах, которых не знали, как рассадить в четырех отделах Государственного Совета.

В 1810 году князь Лопухин был назначен председателем департамента дел гражданских и духовных, Завадовский – председателем департамента законов, граф Аракчеев – департамента военного, бывший военный министр Мордвинов – департамента государственной экономии.

Вот и появилось предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом – Лопухина, а под Медведем – Аракчеева.

По другой версии, басня написана на открывшееся тогда литературное общество «Беседы любителей русского слова», которое было составлено из четырех департаментов, наподобие Государственного Совета, с председателями и попечителями в каждом из них.

Крылов с трудом выдерживал заседания этого общества, на котором зачитывались длиннейшие и скучнейшие литературные произведения.

Характеризуя атмосферу, царившую в обществе, он писал в басне: «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь», намекая на литературные «таланты» участников общества.

В любом случае, эта басня ценна и поныне, она давно пережила то историческое событие, по поводу которого она была написана. Славный «Квартет» музыкантов, которые, как бы ни садились, «дерут, а толку нет», приходит на память всюду, где встречаются люди, берущиеся не за свое дело, или решившие поправить дело какой-нибудь внешней, показной реформой.

Зачастую самоуверенные люди, безусловно верящие в свои «таланты», полагают, что за какое бы дело они ни взялись, всё у них будет сделано в лучшем виде. Как в басне, достаточно приобрести инструменты, сесть под липки и можно «пленять своим искусством свет». А если что-то не выходит, то значит, виновата какая-то мелочь, типа неправильной посадки музыкантов.

Важно

Но, как говорится, от перемены мест слагаемых сумма (результат) не меняется. Как бы не менялись местами дилетанты, успеха не будет. Добиться успеха можно только через профессиональный, кропотливый труд.

Какие пороки высмеивает Крылов в басне «Квартет»?
Излишнюю самоуверенность, невежество, дилетантство, негибкость разума, глупость.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/krylov/analiz_krylov_kvartet/

Анализ басни Крылова “Квартет” (1811)

По одной версии, в басне “Квартет” Крылова (1811) высмеивается открытый в 1810-м году Государственный совет, который был разделен на четыре департамента, что сильно затрудняло его работу, поскольку председатель каждого из них полагал, что он должен быть “главным лицом” во всём учреждении, есть также версия и о том, что Крылов высмеял заседания “Беседы любителей русского слова”, но она с точки зрения хронологии не отвечает реальности, хотя внешне может показаться и правдоподобной. Это говорит о том, что в басне Крылова “Квартет”, анализ которой мы проведем, автору удалось подметить некие общечеловеческие черты, которые, после ее появления, стали “узнаваться” в событиях действительности, даже не имеющих отношения к ней.

Выбор “музыкантов”, которые “затеяли сыграть квартет”, показывает, что эта “затея” обречена изначально, однако сами “исполнители” ничуть не сомневаются в своих способностях, они уверены, что им по силам “пленять своим искусством свет”.

Уже здесь автор показывает, что их беда не в неумении, а в самоуверенности, отсутствии самокритичности, которые не дают возможности правильно оценить ситуацию и отказаться от заведомо невыполнимого дела. Аллегорические образа Мартышки, Осла, Козла, Медведя воплощают черты характера, далёкие от способности понять себя и своё поведение, верно оценить их и сделать правильные выводы.

О поверхностном отношении “музыкантов” к действительности говорит то, каким образом они пытаются разрешить возникшую проблему: они стараются так расположиться, чтобы зазвучала музыка, не понимая, что причина здесь не в том, как они сидят, а в них самих, в отсутствии у них музыкальных способностей и умения.

Примечательно, что в своём невежестве они искренно полагают, что их “искусство” способно заставить плясать “лес и горы”, то есть они претендуют не просто на признание, а, похоже, на триумф, что также характеризует их способности и уровень самооценки.

Появление Соловья (аллегория “певца от Бога”, личности, избранной Искусством), заставляет их обратиться к нему с просьбой о помощи, но просят они его “Скажи лишь, как нам сесть!”, потому что полностью уверены, что всё остальное для успешного выступления у них есть.

Однако Соловей объясняет им: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней…

” В этих словах выражена мораль басни “Квартет” Крылова, авторская позиция, которая заключается в осуждении не неумения как такового, а тех, кто, умением этим не обладая, полагает, что они могут добиться успеха там, где даже профессионал не всегда может преуспеть; автор осуждает претензию, не подкреплённую трудом и талантом, делающую смешным того, кто пробует отыскать причины своих неудач во внешних факторах, не давая себе труда подумать о том, в чем же он сам недоработал. Как видим, автор выражает в морали общечеловеческий, народный взгляд на успех и его цену.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/krylov_i_a/analiz_basni_krylova_kvartet_1811/115-1-0-1699

Басня Крылова Квартет

Осел, козел, мартышка и косолапый мишка устроили Квартет в басне Крылова. Выдумщица мартышка по-всякому устраивала их музыкальную игру, да вот как и остальные не подумала, что музыкальные инструменты и ноты – это не всё, что нужно для музыки. Оказывается, нужно уметь играть!

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки -Пленять своим искусством свет.Ударили в смычки, дерут, а толку нет.”Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдет уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!”Расселись, начали Квартет;Он все-таки на лад нейдет.”Постойте ж, я сыскал секрет, -Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем”.Послушались Осла: уселись чинно в ряд,А все-таки Квартет нейдет на лад.

Совет

Вот пуще прежнего пошли у них разборыИ споры, кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:”Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть;Скажи лишь, как нам сесть!” -“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней, -Им отвечает Соловей. -А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь”.

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.

Талант необходим во всех делах, как и призванье. Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить, которая рушится в мгновенье.

Не подумайте, что басня Квартет высмеивает только музыкантов-самоучек, концерты которых зачастую – смех да и только, произведение описывает людей, которые берутся не за свои дела, об этом им и говорит Соловей – мастер своего дела, что как бы вы друзья не садились, музыкантов из вас не выйдет.

Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся – у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде, однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта.

Кого высмеивает Крылов в этой басне? Да всех болтунов, способных только на слова, а не на дело.

Говорят и часто сравнивают героев басни с политическими деятелями, неспособными на конкретные действия или принятие важных решений, для которых требуются специальные знания и опыт.

Обратите внимание

Такие устраивают дебаты и представления, а что толку? И только мудрый Соловей знает: для хорошей игры в команде нужен профессионализм.

Дети, опирающиеся на свой совсем небольшой жизненный опыт, быстренько разбираются, что к чему, потому что хвастовство в их возрасте особенно ярко выражено.

  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
  • А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

Источник: https://deti-online.com/basni/basni-krylova/kvartet/

Квартет. Басня Крылова

Как себя не преподноси, сколько не нахваливай, если нужных навыков нет, дело спориться не будет. Козел, Осел, Медведь и Мартышка из басни «Квартет» И. А. Крылова очередное тому подтверждение.

Басня «Квартет»

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки – Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!” Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдет. «Постойте ж, я сыскал секрет, – Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла: уселись чинно в ряд, А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье: «Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!» – «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, – Им отвечает Соловей. – А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Мораль басни Крылова «Квартет»

Мораль из басни «Квартет» автор доносит до юного читателя в конце произведения словами Соловья, что любое умение – результат долгой кропотливой работы (обучения), а не отражение самооценки и хвастовства того, кто решился это самое умение продемонстрировать.

Анализ басни «Квартет»

С первого взгляда может показаться, что басня «Квартет» высмеивает музыкантов-самоучек, которые, неся свое «искусство» в массы, не хотят замечать того, что к этому они совсем не готовы: или таланта нет, или должного опыта, знаний.

И ведь действительно, четверка друзей, вообще не имеющая отношения к музыке, решила сыграть квартет. Взяли ноты, музыкальные инструменты, расселись и начали играть, только ничего у них не вышло.

Решив, что дело все в рассадке, звери по-всякому меняли свое положение: то садились в ряд, то друг напротив друга, – но, как и следовало ожидать, от этого ничего не изменилось. Ситуацию спас соловей – признанный в лесу музыкант, мастер своего дела – прилетевший на шум, исходящий от ругающихся товарищей.

Он-то и разъяснил хвастунам, что для того, чтобы хорошо играть, нужно уметь это делать, а не просто красиво сидеть с инструментом.

Но на самом деле мораль басни гораздо глубже простого высмеивания музыкантов-«неумех».

Автор просто с их помощью показал, как глупо выглядят хвастуны и пустословы, вне зависимости от их возраста и статуса: ребенок это или государственный деятель, как например, Аракчеев, Лопухин, Мордвинов и Завадовский, возглавляющие 4 департамента Государственного совета, сформированного Александром I, через год работы которого Крылов и написал свою басню.

Крылатые выражения из басни «Квартет»

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» – употребляется в басне «Квартет», как укор плохо работающему коллективу, кода тот не может достигнуть поставленной цели из-за отсутствия у его членов согласия, понимания общих и индивидуальных задач, профессионализма и единства.

Читать все басни Крылова

Источник: https://ihappymama.ru/iq/basni/kvartet-basnya-krylova/

“Басни И.А. Крылова” (урок по литературе в 5 классе)

Тема: Басни И.А.Крылова

Его басни переживут века!

К.Н.Батюшков

Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.

Задачи урока:

1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;

2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;

3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Оборудование: компьютер, выставка книг, иллюстрации к басням, портрет И.А. Крылова.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель:

А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят!

Итак, кому посвятил эти строки П.А. Вяземский? (Крылову)

Послушайте стихотворение М. Исаковского, посвященное Крылову:

Важно

Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим всё сильней.Со школьной парты с ними мы сживались,В те дни букварь постигшие едва.И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Читайте также:  Особенности жанра произведения левша лескова

Итак, чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока? (Крылову).

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?

(Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.)

А как нам достичь этой цели?

(Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)

Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и попробуем себя в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен. Я каждому из вас желаю удачи!

II. Актуализация знаний.

Прежде, чем перейти к «Блиц-опросу», давайте вспомним:

-А что называется басней? Давайте дадим определение.

-К какому роду литературы относится басня? Когда мы говорили о басне как жанре, то я упоминала роды литературы, их три: эпос, лирика и драма. И мы говорили, что также, как и другие малые жанры (пословицы, поговорки, загадки, потешки басня относится к какому роду литературы? – эпосу). Правильно!

-Что лежит в основе басни? (аллегория)

-А что такое аллегория? (в переводе с греч. – иносказание) – изображение отвлеченных понятий или свойств через конкретный образ: лиса – хитрость, заяц – трусость, ягненок – беззащитность, волк – злость.

-Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)

-А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом)

– Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп)

  • А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?

( поэт Жан де Лафонтен)

  • Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?

( М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, В.И. Майков)

  • Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И.А. Крылов.
  • Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Кто высоко оценил его творчество? – А.С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». А как ласково Крылова называл народ? – «Дедушка Крылов».
  • Наш Блиц-опрос продолжается
  • В какой семье родился Иван Андреевич? (в семье офицера)
  • Что оставил Крылову отец в наследство? (сундучок с книгами)
  • Какими талантами обладал этот баснописец? (хорошо рисовал, умел талант к перевоплощению, знал древнегреческий язык и легко с него переводил, писал басни)
  • На каком инструменте играл Крылов? (на скрипке)
  • Во сколько лет Крылов написал свою первую басню? (в 11 лет)
  • Сколько басен было написано Иваном Андреевичем? (более 200)
  • Что вы еще помните о Крылове?

Задание «Найди пару»

Ну, а теперь давайте вспомним басни И.А.Крылова. Для начала соединим героев различных басен.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза – Муравей). На доске написаны слова.

ВОРОНА ОБЕЗЬЯНА
СТРЕКОЗА ЛИСИЦА
ЗЕРКАЛО ЯГНЁНОК
ВОЛК МУРАВЕЙ
ЛИСТЫ ПЕТУХ
КУКУШКА КОРНИ
ОСЁЛ МУЖИК

«Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

1.

Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.

2.

Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу!

3.

Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права!

4.

Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов!

5.

Срочно сниму тёплую квартиру до весны!

6.

Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, – Верните, пожалуйста, на ель!

Ответы: 1. Мартышка, Осёл, Козёл, Медведь «Квартет»,

2. Мартышка «Мартышка и очки»,

3. Лебедь, Рак, Щука «Лебедь, Щука и Рак»,

4. Свинья «Свинья под дубом»,

5. Стрекоза «Стрекоза и Муравей»,

6. Ворона «Ворона и Лисица»

Физминутка (проводит учащийся)

– Наши актеры уже заждались, давайте посмотрим, какие басни они нам сейчас покажут?

Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей».

Басня Стрекоза и муравей

Попрыгунья СтрекозаЛето красное пропела,Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле,Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холоднойНужда, голод настает,Стрекоза уж не поет,И кому же в ум пойдетНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена,К Муравью ползет она:Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?В мягких муравах у нас -Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

А, так ты…

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Стрекоза и муравей – Мораль басни Ивана Крылова

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни «Стрекоза и муравей»

Мораль этой басни заключается в том, что если ты не хочешь остаться без жилья и умереть с голоду, то нужно поработать. Здесь идет явное осуждение лентяев и людей, любивших жить за чужой счет.

Возможно, кто – то подумает, что муравей поступил слишком жестоко по отношению к стрекозе.

Нужно беречь время. А то можно упустить его. Нужно все делать вовремя.

Анализ басни «Стрекоза и муравей», герои басни

Крылов дает развернутую характеристику персонажа в басне, подчеркивая ее легкость, живость, подвижность и веселость. Стрекоза – олицетворения «красного лето», прекрасного и очень короткого.

А все дело в скоротечности русского лета, в котором зима (как и у Стрекозы) приходит нежданно-негаданно.

Басня «Стрекоза и муравей» является ярким примером двух противоположностей. В данном случае одна из них – это лень, а вторая – трудолюбие. Главные герои – это стрекоза и муравей. Стрекоза живет сегодняшним днем, не думая о будущем. Она не подготовилась к зиме, а зимой выжить непросто даже подготовленным. Муравей в то же время готовился к зиме, запасал еду.

А теперь такой вид работы, как синквейн.

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

первая строка – тема синквейна, одно слово – существительное;
– вторая строка – два прилагательных, которые описывают свойства темы;

третья строка три глагола, рассказывающие о действиях темы;
– четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
– пятая строка –
одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Кто-то делает о Стрекозе, кто-то – о Муравье.

– А теперь другая басня Крылова «Ворона и лисица»

Басня «Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыра; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась,     Да позадумалась, а сыр во рту держала.     На ту беду Лиса близёхонько бежала;

     Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.

Совет

Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит      И говорит так сладко, чуть дыша:      «Голубушка, как хороша!      Ну что за шейка, что за глазки!      Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!»      Вещуньина с похвал вскружилась голова,      От радости в зобу дыханье сперло,—      И на приветливы Лисицины слова      Ворона каркнула во всё воронье горло:

     Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Сюжет басни прост и лаконичен: Ворона сумела раздобыть где-то сыр, а Лиса решила завладеть этим сыром. Будучи не в силах отобрать этот сыр у Вороны, Лиса применила такое оружие, как лесть. Ворона купилась на похвалы Лисы и выронила сыр, что Лисе и было надо.

Сюжет этой басни был заимствован Крыловым у Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал ее у Эзопа и Федра. Да и другие русские поэты, а именно Тредиаковский и Сумароков, уже ранее переводили эту басню.

Характерные особенности басни «Ворона и Лисица» И.А.Крылова
У Крылова персонажи прописаны ярко и реалистично, у каждого из них есть свой характер.

Лиса выставлена льстецом, который, когда желает чего-нибудь добиться, пускает в дело свое красноречие и просто из кожи вон лезет, восхваляя того, от кого надеется получить что-нибудь.

Ворона обозначает человека глупого, поддающегося убеждению, и через это попадающего часто на обман. На лесть всегда поддаются люди недальновидные, глупые, а также славолюбивые и хвастуны.

В басне «Ворона и лисица» Крылов критикует способность людей поддаваться лести, благодаря которой выигрывают лишь льстецы. Поддалась Ворона лести и «Сыр выпал, с ним была плутовка такова!»

Вывод: не теряйте голову от льстивых слов. Все мы к лести относимся по-разному, но лесть не должна затуманивать наш разум!

Творческий отчёт

– Басни И.А. Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве. Многие художники писали иллюстрации к его басням.

– Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Здесь представлены ваши рисунки.

https://www.youtube.com/watch?v=cv-y6NFOJeI

В своих рисунках вы тоже отразили сюжеты из басен И.А. Крылова. Перед началом урока вы с ними познакомились. Какой из рисунков больше всего понравился? Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?

Рисунки учеников (выставка).

Назовите героя басни:

1. Она “наелась желудей досыта, до отвала”. (Свинья);

2. Он “виноват уж тем”, что кому-то “хочется кушать”. (Ягнёнок);

3. Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк);

4. Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза);

5. Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка);

6. Его “захлопнула злодейка – западня”. (Чиж);

7. У него всё вокруг только “моё”. (Волк);

8. Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза);

9. Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка);

10. Перечислите героев басни, которые  «затеяли сыграть квартет» (Проказница         Мартышка, Осел, Козёл, да косолапый Мишка);

11. «Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье спёрло». О ком это? (Ворона)

Из какой басни строка?

  1. А Васька слушает да ест. (“Кот и Повар”).

  2. Да только воз и ныне там. (“Лебедь, Щука и Рак”).

  3. Как под каждым ей листком
    Был готов и стол и дом. (“Стрекоза и Муравей”).

  4. Хоть видит око, да зуб неймёт. (“Лисица и Виноград”).

  5. От радости в зобу дыханье спёрло. (“Ворона и Лисица”).

  6. У Сильного всегда бессильный виноват. (“Волк и Ягнёнок”).

  7. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (“Зеркало и Обезьяна”).

Афоризмы Крылова

  1. А ларчик просто открывался.

  2. Хоть видит око, да зуб неймёт.

  3. Слона – то я и не приметил.

  4. Рыльце в пуху.

  5. Полают, да отстанут.

  6. От радости в зобу дыханье спёрло.

  7. А Васька слушает да ест.

  8. Да только воз и ныне там.

  9. Если голова пуста,
    То голове ума не придадут места.

  10. Медвежья услуга.

  11. Кукушка хвалит Петуха за то,
    Что хвалит он Кукушку.

  12. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

  13. Демьянова уха.

  14. Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

  15. Кто про свои дела кричит всем без умолку,
    В том, верно, мало толку.

  16. У сильного всегда бессильный виноват.

Афоризм – краткое, отточенное по форме и выражающее обобщённую мысль изречение (может быть фразой из литературного произведения)

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели? Так в чем же секрет басен И.А.Крылова?

Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И.А. Крылова, его басни?

А разве не бывает людей без недостатков?

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе-музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка.

И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем в себе.

Обратите внимание

Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.

Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И.А. Крылова.

А легко ли следовать этим правилам? Почему?

Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И.А. Крылова помогут вам стать лучше.

Учитель: Спасибо за урок, подготовку к уроку, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству великого баснописца.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Что вам понравилось сегодня?

Домашнее задание. Обучающиеся выбирают сами.

(Сочинить кроссворд или сочинить басню по творчеству Крылова)

Начало формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы

9

Источник: https://multiurok.ru/files/basni-i-a-krylova-urok-po-litieraturie-v-5-klassie.html

Анализ басни И. А. Крылова «Квартет»

Анализ басни И. А. Крылова «Квартет».

–Aline 17:19, 13 апреля 2010 (UTC)

Басня- стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Иван Андреевич Крылов — великий  русский баснописец, сделавший басню  не только остро – сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту.

Крылов в своих баснях критикует  царскую власть, правительство и  чиновников, во многих своих произведениях  он высмеивает конкретные события и  определенные исторические личности.

Таким образом, Крылов учит людей  узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно  от них избавиться.

Читайте также:  Образ и характеристика доримены в комедии мольера мещанин во дворянстве сочинение

Примером может служить один из маленьких шедевров Крылова- басня  «Квартет». Впервые басня «Квартет»  была напечатана в 1811 году. Слово квартет  обозначает ансамбль из четырёх исполнителей (инструменталистов или вокалистов). В этой басне речь идёт о животных, выступающих в роли музыкантов. Выбор  героев (для квартета) с самого начала кажется необычным.

Крылов не зря  использовал образы таких животных как мартышка, осёл, козёл и мишка. Проказница- мартышка напоминает нам что-то поучительное, хвастливое, от которой мало толку. Осёл и козёл считаются символами упрямства. Косолапый мишка, как нам известно, грубый и неуклюжий.

Затеяв сыграть в квартет, они не представляли себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно ещё и умение. Они достали ноты, взялись за инструменты и «сели на лужок под липки, пленять своим искусством свет». «Ударили в смычки, дерут, а толку нет».

«Ударили», «дерут»- эти неблагозвучные слова, которые даже вне зависимости от своего лексического значения воссоздают дисгармонию. Поэтому «музыканты» принялись искать причину неудавшейся игры и решили, что всё из-за того, что они неправильно сидят. Они спорили, несколько раз менялись местами, усаживались «чинно в ряд», но и это не дало им желаемого результата.

Важно

В басне “Квартет” перестановки слов («на лад нейдет», «нейдет на лад») наглядно изображают попытки зверей найти подходящий порядок своего расположения. Дело не в том, как рассядутся артисты, а в том, что нужно уметь владеть инструментом и исполнять на нём музыкальные произведения. Развитие басенного сюжета завершает крушение ложного представления о действительности самих персонажей.

Так, соловей, прилетевший на их шум, раскрывает глаза несостоявшимся музыкантам: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней… А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». В роли судьи Крылов выбирает именно соловья, потому что он прекрасный певец и вправе критиковать таких бездарных исполнителей.

Поводом к созданию этой басни явилось  желание Крылова осмеять Государственный  совет (учрежденный в 1810 году) и его  руководителей, которые оказались  неучами и болтунами. Во главе  были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Эти люди были неспособны решать конкретные политические задачи, они невежественны, беспомощны, бесталанны. Поэтому Крылов в своей басне говорит, что для занятия политикой или делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора.

В этой басне отчетливо видно, что под «квартетом» Крылов подразумевает Государственный совет. Его создали, но дела у него не пошли.

Басня «Квартет» заканчивается  моралью. Крылов осуждает невежественных и самоуверенных людей, берущихся  не за своё дело. Также он показывает, что в общем деле очень важно  иметь согласие, без которого хороший  результат невозможен. ВСЕ ЭТО ПРЕКРАСНО, НО ИЗ ЭТОГО РАССКАЗА НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО ПО ПОВОДУ РАЗГРАНИЧЕНИЯ БАСНИ И ПРИТЧИ 

Басня Квартет читать

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка  Затеяли сыграть Квартет.  Достали нот, баса, альта, две скрипки  И сели на лужок под липки –  Пленять своим искусством свет.  Ударили в смычки, дерут, а толку нет.  “Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!  Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

  Ты с басом, Мишенька, садись против альта,  Я, прима, сяду против вторы;  Тогда пойдет уж музыка не та:  У нас запляшут лес и горы!”  Расселись, начали Квартет;  Он все-таки на лад нейдет.  “Постойте ж, я сыскал секрет, –  Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим,  Коль рядом сядем”.  Послушались Осла: уселись чинно в ряд,  А все-таки Квартет нейдет на лад.

  Вот пуще прежнего пошли у них разборы  И споры, кому и как сидеть.  Случилось Соловью на шум их прилететь.

Совет

  Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:  “Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,  Чтобы Квартет в порядок наш привесть:  И ноты есть у нас, и инструменты есть;  Скажи лишь, как нам сесть!” –  “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье  И уши ваших понежней, –  Им отвечает Соловей. –  А вы, друзья, как ни садитесь, 

Все в музыканты не годитесь”.

Мораль басни  Квартет

А вы, друзья, как  ни садитесь, 
Все в музыканты не годитесь.

Басня Квартет – анализ

Талант необходим  во всех делах, как и призванье. Упорный  труд и обучение, а не манера красиво  себя преподносить, которая рушится в мгновенье.

Не подумайте, что басня Квартет высмеивает только музыкантов-самоучек, концерты которых зачастую – смех да и только, произведение описывает людей, которые берутся не за свои дела, об этом им и говорит Соловей – мастер своего дела, что как бы вы друзья не садились, музыкантов из вас не выйдет.

Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся – у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде, однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта.

Кого высмеивает Крылов в этой басне? Да всех болтунов, способных только на слова, а не на дело.

Говорят и часто сравнивают героев басни с политическими  деятелями, неспособными на конкретные действия или принятие важных решений, для которых требуются специальные  знания и опыт.

Такие устраивают дебаты и представления, а что  толку? И только мудрый Соловей знает: для хорошей игры в команде  нужен профессионализм.

Дети, опирающиеся  на свой совсем небольшой жизненный  опыт, быстренько разбираются, что к  чему, потому что хвастовство в  их возрасте особенно ярко выражено.

Басня Квартет – крылатые выражения

  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
  • А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

Источник: http://referat911.ru/Literatura/analiz-basni-i-a-krylova/312211-2691715-place1.html

Басни Крылова. Иван Андреевич Крылов и его творчество :

Басня – один из древнейших литературных жанров. Она представляет собой произведение в стихах или прозе, носящее сатирический характер. Любая басня начинается или заканчивается нравоучительными фразами, которые в литературных кругах принято называть моралью. Главными героями таких произведений выступают люди, птицы, звери, растения, неодушевлённые предметы.

Из истории басен

Первым баснописцем считается Эзоп, живший в Древней Греции в VI-V ст. до н. э. У римлян знаменитым автором сатирических произведений был Федр (I век н. э.). XVII столетие подарило Франции и всему миру талантливого баснописца Жана де Лафонтена. В России самым известным сочинителем нравоучительных поэтических произведений был Иван Андреевич Крылов (1769-1844).

Поэт написал за свою жизнь 236 басен, которые при нём были выпущены в 9 сборниках. В своих сатирических творениях Иван Андреевич затронул всю Россию: от простых мужиков до вельмож и царя. Некоторые басни Крылова по своим сюжетам перекликаются с произведениями Эзопа и Лафонтена.

Есть в его творчестве и полностью оригинальные истории, содержание которых не встречалось нигде ранее.

Герои повествований

Каждому русскому человеку с детства знаком Иван Крылов. Басни его написаны доступным языком с использованием фразеологизмов, поговорок и пословиц. Их сюжеты отличаются достоверностью происходящего и затрагивают злободневные темы.

Жадность, глупость, тщеславие, лицемерие, умственная ограниченность и прочие человеческие пороки преподносятся в произведениях поэта в самом непривлекательном виде. Хоть герои басен Крылова в большинстве своём животные, но их образы автор всегда ассоциировал с людьми.

Обратите внимание

Его сатира высмеивает бездельников-дворян, судей, чиновников, бюрократов, безнаказанно творящих свои чёрные дела. Досталось от творчества Ивана Андреевича и императору Александру I: он не в самом лучшем виде представлен в образе царя зверей, льва, в баснях «Пёстрые овцы» и «Рыбья пляска».

В противовес знати и богатым людям Крылов сочувствует беднякам, страдающим от беззакония и крепостного права.

Особенность творений поэта

Басни Крылова – короткие сатирические литературные творения, отличающиеся увлекательным сюжетом, динамичностью, реалистичными диалогами, психологической достоверностью образов героев.

Одни из его сатир описывают бытовые сценки («Купец», «Два мужика»), другие являются аллегориями («Дикие козы»), третьи – памфлетами («Щука», «Пёстрые овцы»). Есть у Крылова и рассказы в стихотворной форме («Мот и Ласточка»).

Уникальность басен поэта заключается в том, что, несмотря на свой более чем солидный возраст, они не потеряли актуальности и сегодня. И это неудивительно, ведь человеческие пороки с течением времени не меняются.

Характеристика «Квартета»

Знакома всем басня «Квартет». Крылова подтолкнули на её сознание неучи, которые берутся не за своё дело. Сюжет басни, написанной в 1811 году, довольно прост: мартышка, медведь, осёл и козёл решили организовать музыкальный квартет. Но как они ни старались играть на инструментах, сколько раз ни пересаживались, у них ничего не получалось.

Герои басни не учли самого главного: одного желания недостаточно, чтобы стать музыкантами. Для этого нужно ещё как минимум знать нотную грамоту и владеть игрой на инструментах.

Во фразе соловья, ставшего случайным свидетелем неудачных попыток квартета сыграть, заключается мораль всей басни: как бы они ни садились, но музыканты из них всё равно не получатся.

Басня «Квартет» Крылова относится не только к горе-музыкантам. Поэт в ней выражал мысли о том, что умение и талант необходимы во всех начинаниях, за которые берётся человек. Нередко люди переоценивают свои способности и хватаются за непосильные дела, будучи уверенными в том, что у них всё получится без знаний и предварительной подготовки.

Тщеславие, самоуверенность и хвастливость застилают им глаза пеленой, и они не хотят понять одного: любому занятию нужно обучаться, а для этого необходимо долгое время и талант. В своём произведении автор открыто смеётся над глупцами и болтунами, у которых слова расходятся с делом.

Герои басни «Квартет» олицетворяют у автора политических деятелей тех времён, которым не хватало профессионализма для принятия правильных решений.

Несколько слов о «Лебеде, раке и щуке»

Рассматривая басни Крылова, нельзя оставить без внимания его известное сатирическое творение «Лебедь, рак и щука» (1814). В сюжете произведения прослеживается тонкий намёк на события, происходящие в те времена в России – возмущение российского народа раздором, царившим в Государственном совете.

Начинается басня с короткого трёхстрочного назидания, смысл которого заключается в простой истине: если среди друзей нет согласия, тогда за что бы они ни взялись, ничего у них не получится. Именно во вступлении Крылов и выразил мораль басни.

Важно

Далее следует само повествование о том, как щука, рак и лебедь впряглись в воз, однако так и не смогли сдвинуть его с места, ведь каждый из них тянул его в свою сторону. Басня является одним из наиболее известных творений поэта, она стала популярной ещё при его жизни и остаётся таковой по сегодняшний день.

Последняя строчка басни «а воз и ныне там» превратилась в крылатую фразу, символизирующую отсутствие единства в мыслях и действиях, а главные персонажи стихотворения стали героями многочисленных карикатур.

Содержание и мораль «Вороны и лисицы»

В современную школьную программу всегда входит Иван Крылов. Басни его отличаются простотой восприятия и поэтому понятны детям всех возрастов. С особым интересом читает подрастающее поколение «Ворону и Лисицу», написанную автором в 1807 году.

На создание произведения Крылова вдохновило творчество Эзопа, Федра, Лафонтена и прочих баснописцев, которые уже использовали похожий сюжет с лисой и вороной. Краткое содержание басни следующее: ворона где-то достала кусок сыра и взлетела на дерево, дабы съесть его.

Пробегающей мимо лисе лакомство пришлось по душе, и она захотела выманить его у птицы. Сев под дерево, плутовка начала просить ворону спеть, всячески расхваливая её вокальные способности. Птица поддалась на льстивые речи, каркнула и сыр выпал из её клюва. Лиса схватила его и удрала.

Мораль басни звучит в первых её строчках: с помощью лести человек всегда добьётся своего.

Другие известные басни

Мораль басен Крылова понятна каждому. В произведении «Стрекоза и Муравей» её смысл заключается в том, что тот, кто не думает о завтрашнем дне, рискует остаться голодным, холодным и без крыши над головой. Крылов воспевает в своём творении трудолюбие и насмехается над беззаботностью, глупостью и ленью.

Мораль басни «Мартышкины очки» в том, что люди, не разбирающиеся в деле, за которое берутся, выглядят смешно. В сатирическом произведении в образе мартышки высмеиваются невежды, а очки отождествляются со знаниями. Люди, не понимающие ничего в науке и берущиеся за неё, своей глупостью только смешат окружающих.

Несмотря на то что басни Крылова короткие, в них очень чётко отображено отношение автора ко всевозможным человеческим недостаткам. Как ни странно, но по истечении двух столетий, прошедших со времён написания произведений поэта, в обществе ничего не изменилось, поэтому их можно и сегодня использовать в качестве нравоучительных историй и воспитывать на них подрастающее поколение.

Источник: https://www.syl.ru/article/169738/new_basni-kryilova-ivan-andreevich-kryilov-i-ego-tvorchestvo

Урок в 5-м классе по теме : “Басня как литературный жанр. И. А. Крылов. Басня Квартет”

Урок в 5-м классе по теме : “Басня как литературный жанр. И. А. Крылов. Басня Квартет”.

Цель урока: Познакомить учащихся с басней как с жанром русской литературы.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с басней;
  2. Формировать навыки и умения выразительного чтения басни;
  3. Учить детей умению анализировать басню;
  4. Составлять характеристики героев.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно- этические нормы поведения.

Развивающие:

  • Развивать мышление, память;
  • Расширять словарный запас учащихся.

Оборудование: презентация, учебник, тетради, доска, мел, ноутбук. телевизор, выставка книг, иллюстрации к басне.

Ход урока

1. Организация урока.

Прозвенел звонок Начинается урок. Нам надо многое понять, Чтоб читателями стать.*Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке.

2 .Актуализация знаний.

-Ребята, скажите, пожалуйста, какие жанры русской литературы мы с вами изучили?(стихотворения, рассказы, повести).-Давайте вспомним, что такое стихотворение, рассказы, повести.

3. Новая тема.

-А сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром литературы. А называется этот жанр литературы- басня.-А вы знаете что такое басня?

Словарная работа.

Давайте найдем в словаре определение БАСНИ. Басня- стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение- так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня- один из древнейших литературных жанров .

Читайте также:  Андрей штольц как антипод обломова сочинение

Басня.

    1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
    2. Вымысел, выдумка.

Басня- это короткий, чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. Обычно они умеют говорить ( могут быть и люди).-Как называют человека, который пишет стихотворения?. – Поэт.

-А как называют человека, который пишет рассказы и повести? -Писатель. -А вы знаете, как называют человека, который пишет басни? –Баснописец.Анализ таблицы.

Жанр Автор произведения
Стихотворение   поэт
Рассказы   писатель
Повести   писатель
Басня   баснописец

-У каждого народа есть свои баснописцы, в том числе и у русского. Об одном из них П. А. Вяземский написал следующие строки: Чтение стихотворения учителем:Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта- наша боль, И не забудут этой боли, Пока по- русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят.-А сейчас вы должны отгадать фамилию этого самого знаменитого русского баснописца.

Возьмите карточки и выполните задания.

1.Зачеркни все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р 2.Зачеркни все глухие согласные. П Р Ф C Ч 3.Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных. Е Ю Ы Я И 4.Зачеркни согласные, которые всегда мягкие Л Ч Щ Й 5.Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Е О Ю 6.Зачеркни согласные, которые всегда твердые .Ш В Ж Ц.- Какое слово получилось? –Крылов. -А как его зовут? – Иван Андреевич.ОН БАСНОПИСЕЦ И ПОЭТ НАРОДНЫЙ – ВОТ В ЧЕМ ЕГО ВЕЛИКОСТЬ, писал В. Г. Белинский.

Биография Крылова.

И. А. Крылов родился в Москве в бедной дворянской семье. Десять лет было мальчику, когда умер отец. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами.

Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете. Будущий писатель не учился в школе. Первоначально письму и чтению обучал Иван Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери. В Крылове жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными.

Он самоучкой овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему с трудностями. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным. Свою первую басню Крылов написал в 11 лет.

Совет

Известным всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812 году по поводу Отечественной войны. Крылов написал более двухсот басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты.

По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…» Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. Басни Крылова переведены на 60 языков. В баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная; по форме басни очень близки к драматическому произведению. Особенность басен Крылова- новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами. -Проверка кластера. Какой кластер у вас получился? Слово учителя. –Да, ребята, Крылов- подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков –Щедрин, Островский. До Крылова басни тоже писались, так как басня – один из старейших жанров литературы. Самым первым баснописцем был Эзоп.(слайд). В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. А в русской литературе басни писали: Ломоносов, Майков, Хемницер, Сумароков и, конечно же , Крылов.Басня- один из старейших жанров литературы. Еще в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня- это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод –мораль . Действующие лица в баснях животные, апод образами которых автор подразумевает людей.-А вы читали басни Крылова?-Какие басни Крылова вам уже знакомы? /выставить книги на доску./-Сегодня мы будем читать басню, а чтобы узнать , как она называется, нужно прочитать эту строку справа налево.ТетравК (КВАРТЕТ)-Ребята, скажите , пожалуйста, как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Басню И. А. Крылова «Квартет» -Правильно. Запишем тему урока в тетради. Басня как литературный жанр. И.А. Крылов. Басня «Квартет».-А что такое квартет?Где четыре музыканта Замечательно играют Этот маленький оркестрик Все квартетом называют.Квартет- музыкальное произведение для четырех исполнителей.Показ слайда с музыкальными инструментами. Все эти инструменты называются СМЫЧКОВЫЕ, так как звук извлекается смычком.А сейчас, ребята, вы послушайте «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела- музыканты, а заодно и отдохнете. – Сядьте удобнее, расслабьтесь. – Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная) – А какое настроение вызвала у вас эта музыка? – А сейчас мы послушаем басню. Вы должны определить, сколько действующих лиц участвуют в этой басне?

Прослушивание басни.

– Так, сколько же действующих лиц вы услышали? -А можете их назвать? -О ком и о чем эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет) – На сколько частей можно разделить эту басню? ( на 2) -Сейчас откройте учебник, страница… и определите границы частей басни. –Где заканчивается 1 часть?- это основное повествование 2 часть- мораль – Ребята, вы не должны забывать о том, что

Басня- короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание( аллегория) и специально выделенная автором МОРАЛЬ.

В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным соображения на смену людям в басни приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством.

Аллегория используется для того, чтобы через образы животных путем высмеивания искоренять пороки человечества. В баснях Крылова в лице животных высмеиваются глупость, жадность, невежество, хвастовство. А в морали содержится нравоучительный вывод.Ребята, в басне есть слова, которые нам нужно объяснить.

Вы подчеркните их карандашом.

Словарная работа

Пленять- увлекать. Чинно- строго по правилам. Уселись чинно в ряд. Лад- согласие, порядок. Прима- втора-(первый- второй голос) -Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы.- А сейчас мы с вами попробуем разобраться в нашей басне.

Где происходит действие басни? (Сели на лужок под липки)

-Прочитайте, пожалуйста, начало басни (9 строк).-Всего девять строк, а понять из них можно очень много, если внимательно вчитаться.-Найдите здесь такие слова, в которых бы выразилось отношение баснописца к своим героям.

-Верит он в то, что у них что- нибудь получиться? «…ударяли в смычки, дерут, а толку нет»

Объясните, как поняли.-«Играть не умеют. Крылов им не верит. Разве можно так обращаться с музыкальными инструментами- ударили, дерут. Конечно, толку нет и не будет». Начали одновременно, но фальшиво, так, что «слух дерут». –Как относится Крылов к своим героям?

Иронически, насмешливо, это видно уже с первых строчек басни.

-Давайте рассмотрим иллюстрацию. Она поможет лучше представить горе- музыкантов.-Как они держат инструменты?-Они не только играть, они и держать-то инструменты не умеют. Козел своим копытом уже порвал струну. Осел сунул скрипку под горло, а снизу поддерживает инструмент копытом, Мартышка перевернула скрипку, гриф положила на плечо, размахивает смычком, как дирижерской палочкой, а Медведь навалился всей тушей на альт и дерет, как будто бревно перепилить хочет.-Давайте послушаем голоса этих музыкантов. Как вы думаете, есть у них музыкальный слух? (Слушание)

Да, не музыкальные звери собрались играть Квартет.

  1. Кто же играет? Давайте характеристику этим животным.

*Проказница- Мартышка, сушество несерьезное, вертлявое, неусидчивое.*Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: «козлиный голос»), упрямый, туповатый*Осел*Косолапый Мишка- неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.-А как много скрывается за словом Крылова! -Почему собрались эти музыканты? Затеяли сыграть квартет -Подберите синонимы: «задумали сыграть», «попытались сыграть»…. Нет, Крылов нашел такое слово, в самой основе которого содержится что-то случайное, легкое, развлекательное, – «затеяли». Вот так сразу, без подготовки, без умения. Достали инструменты…. И сели на лужок играть Квартет.

-В каком значении употребляется глагол затеяли – в его значении чувствуется что-то легковесное, несерьезное, ироническое. –Дальше лукавинка, насмешка усиливается (как будто большой и мудрый человек покачивает головой: «Ай да хвастунишки!»).Сели не просто играть для себя. А сели что делать? пленять (т.е. очаровывать своим искусством) весь свет. Какая самонадеянность, какое самомнение!

-как вы думаете, получится у них музыка? Почему?

Подводим итог: «Звери еще не заговорили, басня только началась, а мы, читатели, уже понимаем, что музыки не будет и быть не может, потому что здесь, на лужку под липками, собрались не просто неумейки, а самонадеянные невежды, явно взявшиеся не за свое дело». –Какие глаголы указывают на возвышенность желаемого и вместе с тем несуразность происходящего? ( пленять искусством- дерут).

*Что предлагает сделать Мартышка? Что можно сказать о ней? (Мартышка самоуверенна, убеждена, что в состоянии создать из зверей квартет).

-Какие предложения надо выделить голосом?( восклицательные).<\p>*Кто еще из зверей дает совет, какой он? Осел, он медлителен, нетороплив. Произносит свое суждение значительноЧто только стоят его слова: «Я сыскал секрет?»-В чем же он, его секрет?«Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем». Именно в этим его секрет, он еще и глуповат.

*Прочитайте, как они начали свою игру( Ударили в смычки, дерут, а толку нет)*Почему, по мнению мартышки, у них не получилась музыка?*Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка?*Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное? (Сесть рядом)*Каким хотел казаться осел в глазах у друзей? (умным, знающим)*Получилась ли у них музыка?Прочитайте строки, которые говорят о том, из-за чего же, по их мнению, «квартет нейдет на лад»-В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова?А главная мысль в словах Соловья: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней». Мораль может быть выражена словами героя басни. Суть морали: важно не только уметь играть, но и иметь способности.

  1. Почему ее произносит Соловей? Соловей. Самая музыкальная птичка.
  2. Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты?

Нужно учиться-О ком же эта басня, кого она высмеивает?*Конечно, не зверей и не только невежд в области музыки. Она разоблачает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.Талант необходим во всех делах, как и призванье. Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить, которая рушится в мгновенье. Не подумайте, что басня Квартет высмеивает только музыкантов- самоучек, концерты которых зачастую- смех да и только, произведение описывает людей, которые берутся не за свои дела, об этом им и говорит Соловей- мастер своего дела, что как бы вы друзья не садились, музыкантов из вас не выйдет.

Кого высмеивает Крылов в этой басне? Да всех болтунов, способных только на слова, а не на дело. Говорят и часто сравнивают героев басни с политическими деятелями, неспособными на конкретные действия или принятие важных решений, для которых требуются специальные знания и опыт. Такие устраивают дебаты и представления, а что толку? И только мудрый Соловей знает: для хорошей игры в команде нужен профессионализм.

-Давайте попробуем передать в чтении иронию, насмешку автора над бестолковой игрой «музыкантов». Будем читать по ролям.Каким тоном надо читать всю басню? ( серьезным тоном, неторопливо, так как все звери очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно еще и умение).-Как следует читать за Мартышку и Осла?-Мартышка в басне такая же, как и в жизни. Все повадки, все ужимки такие же.-Осел медлителен.-А что же можно сказать о других героях басни? Они-то каковы?И другие члены Квартета так же самонадеянны и невежественны, как Мартышка и Осел.-Все они спорят только об одном, кому и как сидеть. И, обращаясь к Соловью за советом, хором просят лишь одного- рассадить их правильно.

Чтение по ролям

Мартышка : читает быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.Осел: читает громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.Соловей: читать спокойно, в тоне- поучение, осуждение, насмешка.

У музыканта должны быть тонкие и гибкие пальцы.

-А какие пальцы у наших музыкантов? В основном, копыта, лапы, только у мартышки рука, которая не приспособлена к игре на инструментах.И так, ребята, на нашем уроке мы познакомились с новым жанром литературы. Как она называется?

Это басня.

Что такое басня?Таким образом, мы узнали о том, что Басня- стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение – так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеивают пороки людей.

Домашнее задание.

-Выразительно читать басню по ролям и написать свою басню, высмеивающую отрицательные качества учащихся.

Итог урока.

  • Чему учит басня И. А. Крылова?( стремлении. К глубоким знаниям, быть профессионалом в своем деле и компетентным)
  • КОМПЕТЕНТНЫЙ –Знающий, осведомленный, авторитетный в какой области.

Оценивание работы на уроке учащихся.

Спасибо всем за урок! Молодцы!.

Источник: http://lit.na5bal.ru/literatura/5446/index.html

Ссылка на основную публикацию