Анализ и мораль басни волк и ягненок крылова

Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.)

Басня “Волк и Ягненок” относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя – в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, афористической форме:

У сильного всегда бессильный виноват…

На эту тему и написана басня, призванная как бы иллюстрировать наперед заданное.

Что подтверждается и местом “морали” в басне: она предшествует рассказу. Но что интересно и характерно: данное введение нельзя назвать моралью в строгом смысле слова. Оно не поучает, не наставляет, не требует, оно не долженствование, а констатация факта, распространенного и всеобщего, о чем и спешит

заявить автор.

Итак, виновность бессильного не мораль, не наставление, не нравственная теорема, требующая доказательства. Это – истина, и, если угодно, банальная. Доказывать ее не следует: она давно доказана историей, она – первое, что бросается в глаза при первом знакомстве с историей, и последнее, что нас провожает, когда мы расстаемся с последней страницей исторического сочинения.

Таким образом, крыловское “моралите” в данном случае выполняет троякую задачу.

Первое. Оно формулирует истину.

Второе. Утверждает ее всеобщность (“тьма примеров”).

Третье. Заявляет, что эта истина носит конкретно-исторический характер.

Обратите внимание

Но отсюда проистекает и четвертая функция “моралите”. Оно является неким эстетическим введением в теорию басни. Оно устанавливает родство басенного рассказа с историческим повествованием. Крылов наперед говорит об историзме басни, о реальности ее содержания, о жизненности своего рассказа, облаченного в форму басни. “Тому”

История знает много примеров. Но мы не пишем Истории. Мы пишем Басню.

Таково теоретическое введение в популярную басню, истинность которой подтверждается Историей на каждом шагу.

Ягненка, пьющего из ручья, увидел голодный Волк. Он “на добычу стремится”… Пока что мы находимся в сфере естественной жизни животных. Это не басня. Здесь нет иносказания. Здесь царство естественности и необходимости. Голодный Волк хочет есть. Против этого возражать невозможно. Все живое должно жить, для этого оно должно питаться.

Запомним: в начальных строках рассказа Крылова аллегория (еще не ставшая аллегорией, а являющаяся прямым и непосредственным изображением животных) рисует перед нами картину, очень естественную и необходимую, не способную никого удивить. Пока что это не Иван Крылов, а Альфред Эдмунд Брем, автор “Жизни животных”. Но далее вступает в свои права Крылов.

Волк не просто набрасывается на Ягненка. Для него – это целое дело. В канцелярско-бюрократическом, если не судебном смысле слова. Съесть, разорвать Ягненка может волк Альфреда Брема, волк с маленькой буквы. Крыловский Волк – Волк с большой буквы. Он не может так просто взять и съесть Ягненка.

Он “заводит” на него дело в строгом соответствии с уставом и законом.

…”Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?”.

Здесь уже аллегория выступает как аллегория, как иносказание,- Брем уже сыграл свою роль, он может уйти. И он уходит. Но роль, сыгранная им, велика. Жизнь животных, став аллегорической, перекинула мостик в иной мир, она нашла к нему дорогу и сблизилась с ним.

И это сближение не механическое, не пространственное, оно идет по законам родства, по законам подобия. В чем и состоит функция и действительность аллегории, и ее разумность. Аллегория тогда действительна (и только тогда рождает басню), когда она естественна.

Аллегория появляется и делает свое дело на пути отыскания родства и подобия миров. Если родство отыскано, аллегория рождает басню, и басня работает, говорит, рассказывает.

Важно

Если нет – работа пропала впустую, аллегория сделала “бросовый ход”, и басня молчит: ей нечего сказать.

Аллегорическая форма рассказа, родившаяся в процессе отыскания родства двух миров, является двуединой. Ее “составные” усиливают и обогащают друг друга. Но только в том случае, если найдена естественная полнота соответствия. А коли нет – басня разваливается, и никакой моралью ее не скрепить.

В Крылове удивляет не знающая границ сила отыскания родства и подобия в явлениях жизни. Его ассоциации скреплены намертво. Взаимозаменяемость художественных элементов басни полная. Аллегория настолько естественна, что она зачастую забывает о том, что она аллегория. В результате чего иносказания не замечаешь, оно ничем себя не обнаруживает.

И рассказ льется в естественной непринужденности, хотя в нем соединены разнородные элементы… Из мира животных, где царят волчьи законы и “право” сильного, Крылов с помощью аллегории, отыскавшей подобие действительности, привел нас в мир человеческий, в мир людских отношений.

Волк обвиняет, Волк завел “дело” на Ягненка и, не выслушав “подсудимого”, уже объявил свой приговор – высшую меру: “Я голову с тебя сорву”.

Это явное несоответствие “вины” и наказания, нежелание выслушать обвиняемого со всей наглядностью говорят о том, что судопроизводство ведется по каким-то другим, неписаным “законам” и “уставам”.

Но по законам естественным и необходимым, о чем мы узнали в самом начале басенного рассказа: Волк был голодным. И в данном случае писаные законы лишь прикрывают наготу волчьих отношений между людьми.

Не забудем, однако, что Крылов привел нас из одной сферы жизни в другую по мостику естественного уподобления и родства. Но куда же мы, собственно, попали, в какой мир?

Совет

Слушая Волка, мы уже несколько освоились в обстановке. Но вот заговорил Ягненок, после чего все прояснилось и спрашивать о чем бы то ни было надобность отпала.

“ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью”.

Казалось бы, полнейшее, неопровержимейшее доказательство своей невиновности представил Ягненок. Но разве в этом было дело? События развиваются по законам необходимости, не имеющим ничего общего с “законами” и “уставами” “судоговорения” и судопроизводства: Волк был голоден, к тому же он имел силу, имел власть. Это и определяет дальнейшее.

“Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил;

Я этого, приятель, не забыл!”

Теперь уже ясно, куда мы попали. Идет “распеканция”, маленького чиновника большим, “Светлейшим” сановником. “Распеканция”, при которой все резоны, доводы, самые несомненные доказательства ровным счетом ничего не стоят. Картина изумительно верная и написана с раздирающей душу силой.

Здесь маленький человек Гоголя и Достоевского, попавший в переплет, обрисован с головы до ног. И как обрисован!.. Да, здесь все ясно. Но неясно одно: куда делась аллегория? Где она запропастилась? Ведь в сцене-то ничего аллегорического нет! Она жильем взята из повседневности, где волчьего было больше, чем у самых матерых волков. Потому-то и исчезла аллегория.

Она пропала, она спряталась, она как бы застеснялась, застыдилась и поспешила скрыться.

Аллегория исчезла. Все дальнейшее развивается но законам человеческой логики, которая превзошла логику волчьих законов и отношений.

…И опять Ягненок оправдался, вчистую:

“Помилуй, мне еще и от роду нет году”.

Но и это несомненное не имело решительно никакого значения и смысла. Виновен он иль нет, ответчик он, истец ли – все равно. Волк голоден. Это решает. Все остальное – порядковый номер, папка, закон, разбор дела, устав, суд – формальности чистейшей воды. Но Светлейший без этого не может: ведь он же носитель, олицетворение закона и права. И комедия суда, разбор дела, продолжается:

…”Так это был твой брат”.-

“Нет братьев у меня”.

Опять полнейшая реабилитация. Но к чему и зачем она? Все оправдания только удлиняют проволочку, дело может длиться год, два, несколько лет – конец один, он заранее известен.

Обратите внимание

Наивный ягненок! Он даже не знает, как много значат при разборе “дела” родственные связи. Стоило бы Светлейшему закричать: “А как доводится тебе та овца, которая в запрошлом лете”,- чтобы для обвинительного решения было достаточное основание. Бедный, наивный Ягненок. Но он может считать себя счастливым: перед смертью ему довелось узнать правду.

Волку наскучила комедия – затянувшийся разбор “дела”. И он решил быстро его окончить.

…”Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.

Последняя аллегорическая деталь не нарушает небасенного реализма всей сцены. Эта деталь в свете и пропорциях целого уже не воспринимается как аллегорическая. Крылов ввел столь разительные реплики действительной жизни в свой рассказ, что они подчинили себе аллегорию, осветив ее дневным светом.

Аллегория басни Крылова (исчезая и появляясь в рассказе, она многозначна) не столько маскирует действительность иносказанием, сколько обличает ее. Точнее, маскируя, разоблачает.

Нарисовав правдиво, без всяких недомолвок и иносказаний реальную жизненную ситуацию, которую будут разрабатывать многие наши писатели, Крылов аллегорической деталью выявляет ее настоящую сущность, которую может порой недосказать сама жизнь и которую не всегда улавливает прямое, небасенное изображение.

И здесь на помощь простому видению приходит басенная аллегория. Она, зачастую огрубляя, усиливает резкость и контрастность изображения. И то, что не улавливается простым обозрением, то фиксируется проекцией на экране басенной аллегории.

Басня “Волк и Ягненок” является одним из шедевров творчества Крылова. По ней можно судить о природе крыловской басни вообще.

Источник: https://ege-essay.ru/moral-basni-volk-i-yagnenok-i-ee-analiz-krylov-i-a/

Мораль басни Волк и Ягненок. Анализ и содержание

Сюжет многих произведений вечен. Они были актуальны в древние времена, не потеряли актуальности и сейчас. К таковым относится “Волк и Ягненок”. Впервые о них рассказал древнегреческий баснописец Эзоп. Ягненок, страдая от жажды, в жаркий летний день подошел к ручью и стал пить студеную воду. Волк решил его съесть.

Читайте также:  Женские образы в романе толстого война и мир

Желая оправдать свой поступок, предъявил обвинение в том, что ягненок замутил воду, из-за чего теперь хищник не может напиться. Ягненок ответил, что этого не может быть, потому, что воды он едва касается губами, да и находится ниже по течению. Тогда Волк сказал, что впрошлом году он оскорбил его отца.

Важно

И здесь малыш нашел аргументы, ведь тогда он еще не появился на свет и даже если бы захотел, не смог бы этого сделать. Волк заметил, что Ягненок знает толк в оправданиях, но он все равно будет съеден. Если кто-то решил совершить злое дело, то его ничего не остановит. Такова мораль басни “Волк и Ягненок”.

Затем на этот же сюжет создали басни Лафонтен, Сумароков, Державин. В начале 19 века одноименную басню написал Крылов.

Мораль басни “Волк и Ягненок”

В произведении два главных героя, образы которых важны и немыслимы один без другого.

Баснописец сразу же начинает с морали, громко заявляя, что когда сталкиваются сильный и бессильный, то виноватым в любом случае окажется последний.

Далее он уверяет читателя, что существует много исторических примеров, подтверждающих данный вывод, и приводит уже известный эпизод встречи Волка и Ягненка у ручья.

Содержание.”Волк и Ягненок”

Мораль произведения, правда, в том, что хищник был уже голоден и сразу имел намерение кого-нибудь съесть. Малышу не повезло, что на его пути попался именно он. Был бы на его месте зайчик или утенок, пострадали бы они. Мораль басни “Волк и Ягненок” повествует о безысходности слабого.

Однако Волк желает оправдать свой поступок и говорит, что Ягненок сам виноват, так как помешал ему выпить чистой водицы. В изысканных выражениях Ягненок отвечает, что такого не может быть, так как он находится ниже по течению на 100 метров. Волка этот разумный и вежливый ответ явно не удовлетворяет.

Он начинает кричать, что в прошлом году Ягненок ему нагрубил на этом же месте. Поэтому Волк весь год не мог простить такой обиды, а теперь сможет ему отомстить. Узнав, что такого не могло быть, так как в прошлом году Ягненок еще не появился на свет, он отвечает, что это был кто-то из его родственников или знакомых.

Ягненок резонно вопрошает, а при чем тут, собственно, он. Волк восклицает, что тот виновен уже в том, что волк хочет есть. Далее он перестает разговаривать со своей жертвой и тащит его в темный лес.

“Волк и Ягненок”. Анализ

Есть мнение, что в данной басне показано бесправие простого человека перед власть имущими. Становится понятно, что выигрывает тот, кто сильнее, а не тот, на чьей стороне справедливость.

Волк ведет себя грубо, понимая свою полную безнаказанность. Ведь часто тем, у кого больше силы и власти, даже не приходится ничего объяснять и искать себе оправданий.

Крылов понимает, как сложно остановить тех, на чьей стороне выгодное положение. Такова мораль басни “Волк и Ягненок”.

Источник: https://autogear.ru/article/130/409/moral-basni-volk-i-yagnenok-analiz-i-soderjanie/

Басня Крылова «Волк и Ягненок». Мораль басни :

Невозможно представить русскую литературу без нашего обожаемого писателя-басенника Ивана Андреевича Крылова, творческий талант которого считается весьма ярким и своеобразным.

В своем творчестве он всегда выступал за истину и пытался показать действительность без всяких там идеалистических приукрашиваний и преувеличений. Сатирическое направление у молодого Крылова в творчестве проявлялось везде, но самым привлекательным для него стал басенный жанр.

Писатель считал, что басни отличаются демократизмом, общедоступностью и доходчивостью, они просты и понятны, их могут читать «и слуги, и дети».

Басня Крылова «Волк и Ягненок»

В итоге басни стали неким венцом долгой литературной деятельности Крылова, где он претворил весь свой писательский опыт. Нет смысла перечислять весь арсенал его знаменитых произведений.

Остановимся только на одной басне – «Волк и Ягненок».

В ней Иван Андреевич с первых строк открывает свою мораль, ничего не вуалируя, он сразу настраивает читателя на то, что речь пойдет о сильных, у которых всегда виноват слабый.

Итак, басня Крылова «Волк и Ягненок» рассказывает о двух главных героях. Это Волк и Ягненок. Эти два образа, к сожалению, не могут существовать друг без друга. Один пришел напиться, другой поживиться.

Главные герои

Образ Волка характеризует тип человека, обладающего большой силой, который всегда пользуется своим положением и понимает свою безнаказанность. К тому же он очень груб. Это подтверждают слова Волка о том, что Ягненок – наглец с нечистым рылом. В общем, всю свою бесстыдную и наглую сущность хищник раскрывает в словах: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Образ Ягненка является олицетворением простого беззащитного человека или бесправного народа. Он хочет добром и лаской смягчить озлобленный настрой Волка и, понимая свое бессилие, все же не нарушает и нотки почтения в своих словах.

Мораль басни «Волк и Ягненок»

Теперь можно попытаться сделать выводы. Басня Крылова «Волк и Ягненок» является открытым намеком сильным мира сего о бесправии простого народа. В своих произведениях Иван Андреевич считал эту тему излюбленной.

Вот и тут он не упустил возможности еще одной басней легко расставить все отношения по своим местам. Он считает, что те человеческие пороки, которые высмеиваются в басне, нужно немедленно искоренять в обществе.

Но Крылов понимает, что действующую силу сложно остановить, и она будет все равно действовать, как ей заблагорассудится. Ведь Волкам не требуется ни перед кем оправдываться в своих поступках.

https://www.youtube.com/watch?v=Q04Z5c-Bq_Q

Басня Крылова «Волк и Ягненок» говорит о том, что сила человека должна быть всегда направлена на восстановление справедливости. Читателю только и остается, что восхищаться удивительной способностью Крылова тонко и лаконично напоминать сильным мира сего о том, как порой унизительно они себя ведут.

Источник: https://www.syl.ru/article/184724/new_basnya-kryilova-volk-i-yagnenok-moral-basni

“Волк и Ягненок”: анализ басни Крылова

Известный басенный сюжет, в который Крылову удалось внести своё понимание отношений Силы (Волк) и Бессилия (Ягненок), показать, что проблема их взаимоотношений выходит за рамки конкретных ситуаций и является общечеловеческой, она была всегда и будет тоже всегда, вот только каждая эпоха наполняет её собственным конкретным содержанием.

В басне Крылова “Волк и Ягненок”, анализ которой мы проведем, мы встречаемся с не совсем традиционной для басни композицией: мораль, которая чаще всего завершает басню (как “объяснение” происходящего), в данном случае ее предваряет “У сильного всегда бессильный виноват”, и тем самым задаётся авторская точка зрения на изображаемые в произведении события, выражается далеко не такая простая авторская позиция.

Уже в самом начале повествования автор говорит о том, что в поведении Волка является наиболее отталкивающим.

Совет

В общем-то, Волк животное не травоядное, он хищник, поэтому его радость при виде Ягнёнка объяснима: он голоден, а тут сама пища пришла к нему…

Если бы он просто съел Ягненка, то его трудно было бы за что-то осуждать, но он старается придать своим поступкам законность, обосновать правильность своего поведения: “Но делу дать хотя законный вид и толк…”.

Крылов тонко подметил основную черту всякой несправедливости: тот, кто ее совершает, старается придать своим действиям внешне пристойный вид, он никогда не признается, что творит произвол, осуществляет “право сильного”.

Поэтому Волк начинает всячески придираться к Ягнёнку, обвинять его в том, что “наглец, нечистым рылом” мутит его питьё, что “ты ещё в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил”, а на робкие возражения Ягнёнка (“Помилуй, мне ещё и отроду нет году”) разражается тирадой, в конце которой обещает “разведаться” с Ягнёнком за “грехи” его несуществующих родственников. В конце концов, устав выслушивать оправдания несчастного Ягнёнка (“Молчи! Устал я слушать…”), Волк заявляет прямо и откровенно: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”! Этого оказывается достаточно для того, чтобы Волк “в тёмный лес Ягненка поволок”.

Таким образом, в конце басенного повествования читателю становится понятным, что все предыдущие рассуждения Волка о якобы справедливости наказания, которому он подвергнет Ягненка, не более чем попытка оправдать своё поведение некими высшими соображениями морали.

Следовательно, Крылов усложняет мораль басни “Волк и Ягненок”, автор осуждает Волка не столько за то, что тот олицетворяет собой грубую Силу, сколько за лицемерие, за стремление оправдать своё безжалостное отношение к “бессильному” моральными нормами, что противоречит самому понятию морали.

Такая трактовка хорошо известного басенного образа может быть объяснена новаторством Крылова-баснописца.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/krylov_i_a/volk_i_jagnenok_analiz_basni_krylova/115-1-0-1701

Басня Крылова Волк и Ягненок

Волк и Ягненок – одна из самых любимых детьми басен Крылова, ярко и с юмором описывающая, как у сильного всегда бессильный виноват…

У сильного всегда бессильный виноват:Тому в истории мы тьму примеров слышимНо мы истории не пишем,

А вот о том как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:И надобно ж беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал Волк.Ягненка видит он, на добычу стремится;Но, делу дать хотя законный вид и толк,Кричит: “Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питье МоеС песком и с илом?За дерзость таковуЯ голову с тебя сорву”.

Читайте также:  Сочинение героизм на войне рассуждение

-“Когда светлейший Волк позволит,Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюОт Светлости его шагов я на сто пью;И гневаться напрасно он изволит:Питья мутить ему никак я не могу”.

-“Поэтому я лгу!Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!Да помнится, что ты еще в запрошлом летеМне здесь же как-то нагрубил;Я этого, приятель, не забыл!” -“Помилуй, мне еще и от роду нет году”. -Ягненок говорит. – “Так это был твой брат”. -“Нет братьев у меня”. – “Так это кум иль сват.И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Обратите внимание

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,Вы все мне зла хотите,И если можете, то мне всегда вредите;Но я с тобой за их разведаюсь грехи”. -“Ах, я чем виноват?” – “Молчи! Устал я слушать.Досуг мне разбирать вины твои, щенок!Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь.

Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе.

Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить.

Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости… Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
  • У сильного всегда бессильный виноват
  • Делу дать хотя законный вид и толк

Источник: https://deti-online.com/basni/basni-krylova/volk-i-jagnenok/

Басня Волк и Ягненок — крылатые выражения

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: “Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С …

песком и с илом?

За дерзость такову Я голову с тебя сорву”. — “Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу”.

— “Поэтому я лгу! Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил; Я этого, приятель, не забыл!” — “Помилуй, мне еще и от роду нет году”. — Ягненок говорит. — “Так это был твой брат”. — “Нет братьев у меня”.

— “Так это кум иль сват. И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите, И если можете, то мне всегда вредите; Но я с тобой за их разведаюсь грехи”. — “Ах, я чем виноват?” — “Молчи! Устал я слушать.

Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь.

Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе.

Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить.

Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить.

Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости… Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
  • У сильного всегда бессильный виноват
  • Делу дать хотя законный вид и толк

АНАЛИЗ БАСЕН «КВАРТЕТ» И «ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА»

Иван Андреевич Крылов —великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности.

Так, в басне «Квартет» поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей.

Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Проказница-мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка ; Затеяли сыграть квартет»

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы И споры

Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей — народ — понимает необходимое условие слаженной игры квартета — работы Государственного совета — профессионализм:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней»,

Им отвечает Соловей.

И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

«А вы, друзья, как ни садитесь.
Все в музыканты не годитесь».

Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей…. говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.

Важно

Эту же тему Крылов продолжает в басне «Лебедь, Рак и Щука». По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка, Да Лебедь рвется в облака,

Читайте также:  Сочинения по творчеству есенина

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад.

Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.

Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину. Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным.

У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.

В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством— в этом секрет их долголетия.

Источник: http://refac.ru/basnya-volk-i-yagnenok-krylatye-vyrazheniya/

Иван Андреевич Крылов. Басня «Волк и Ягненок». Работу подготовил: Бабаков Матвей, учащийся 5 Г класса, МОУ гимназия 5 Учитель русского языка и литературы. – презентация

1 Иван Андреевич Крылов. Басне «Волк и Ягненок». Работу подготовил: Бабаков Матвей, учащийся 5 Г класса, МОУ гимназия 5 Учитель русского языка и литературы Грунина Е.В.<\p>

2 Иван Андреевич Крылов (2 [13] февраля 1769, Москва 9 [21] ноября 1844, Санкт- Петербург) русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико- просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 гг.). Сюжеты ряда басен Крылова восходят к баснем Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия), хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Карл Брюллов. «Портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова» год, 102×86 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва<\p>

3 Ба́сне стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басне один из древнейших литературных жанров.<\p>

4<\p>

5<\p>

Совет

6 Сюжет многих произведений вечен. Они были актуальны в древние времена, не потеряли актуальности и сейчас. К таковым относится “Волк и Ягненок”. Впервые о них рассказал древнегреческий баснописец Эзоп. Затем на этот же сюжет создали басни Лафонтен, Сумароков, Державин. В начале 19 века одноименную басню написал Крылов.<\p>

7 Мораль басни «Волк и Ягненок» Мораль басни У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок? Анализ басни Волк и Ягненок – редкая по построению басне. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.<\p>

8 Персонаж Волка: Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство<\p>

9 Персонаж Ягненка: Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.<\p>

10 Какие можно сделать выводы? Крылов в басне «Волк и Ягненок» описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости…<\p>

11 Басне «Волк и Ягненок» – крылатые выражения Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать У сильного всегда бессильный виноват Делу дать хотя законный вид и толк<\p>

12 Разнообразие печатных изданий басен И.А.Крылова Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.<\p>

13 Разнообразие печатных изданий басен И.А.Крылова<\p>

14<\p>

15 Но не только на страницах книг живут герои басни… Снят мультипликационный фильм, записаны аудиокнига, CD- альбом с баснеми И.А.Крылова в исполнении народного артиста РСФСР Валентина Гафта.<\p>

Обратите внимание

16 Памятник И.А.Крылову на Патриарших прудах В Москве в сквере на Патриарших прудах в 1976 году был установлен бронзовый памятник знаменитому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Вдоль аллеи, ведущей от памятника, расположены необычные скульптурные композиции, посвященные двенадцати героям из самых любимых басен Крылова. Памятник И.А.Крылову на Патриарших Прудах. Авторы: А.А.Древин, Д.Ю.Митлянский, А.Г.Чалтыкьян<\p>

17 Скульптурная композиция к басне «Волк и ягненок». Среди остальных бронзовых иллюстраций следует отметить композицию к басне «Волк и ягненок». Иллюстрация представляет собою страницу раскрытой книги, на которой барельефы волка и ягненка. Страшный волк с острыми зубами, жадно тянется лапой к маленькому, беззащитному ягненку. На иллюстрации очень точно передана мораль басни – “У сильного всегда бессильный виноват”. Композиция отлита из бронзы и периодически реставрируются.<\p>

18 Жители и гости Твери могут любоваться горельефом с фигурами басни «Волк и Ягненок» в сквере Ивана Крылова. Памятник И.А.Крылову был открыт в далёком 1959 году в сквере на площади Победы. Его авторы – скульпторы Шапошников и Горлов.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/996105/

В чем мораль басен «волк и ягненок», «осел и соловей»?:

Басни И. А. Крылова актуальны и сегодня. В чем же секрет их успеха? Может быть, в том, что и по сей день живут и здравствуют герои его басен.

Волк, пользуясь своим могуществом и силой, унижает и оскорбляет беззащитного Ягненка; Ворона, открыв рот, с удовольствием слушает похвалы Лисицы; Попрыгунья-Стрекоза, провеселившись все лето, просит помощи у трудяги-Муравья.

Посмотришь вокруг — и обязательно встретишь персонажа крыловских басен.

Мир сильных мира сего и мир слабых, беззащитных предстает перед нами в басне «Волк и Ягненок». Мы сразу догадываемся, что ничем хорошим эта встреча не закон­чится.

Ведь автор начинает свою басню с морали, восклицая: «У сильного всегда бес­сильный виноват!» А за кем сила — становится ясно с первых строк басни. Голодный Волк «рыскает» в поисках добычи.

Встретив Ягненка, он не сразу бросается на добычу, а, пытаясь «делу дать законный вид и толк», ищет повод, обвиняет несчастного в том, что тот «мутит воду», грубит.

Наивный Ягненок в почтительных выражениях старается опровергнуть эти обвине­ния. Но терпение Волка иссякло, он сбрасывает маску «приличия» и объявляет Ягненку причину его виновности:

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать, — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Важно

Что же делать, чтобы в отношениях между людьми исчезли насилие и жестокость? Над этим и предлагает задуматься читателю И. А. Крылов в басне «Волк и Ягненок».

Разве могут тупость и невежество судить искусство и талант? Нет! В этом нас убеж­дает басня «Осел и Соловей». Прекрасного певца Соловья решил послушать Осел, чтобы выяснить, «велико ль подлинно» его уменье.

Услышав пенье Соловья, «затихли ветерки, замолкли птичек хоры и прилегли стада». Волшебная сила искусства покорила всех, но только не Осла. Он, «уставясь в землю лбом», предложил Соловью поучиться пению у петуха.

Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул — и полетел за тридевять полей.

«Избави Бог и нас от этаких судей», — заключает автор. И мы соглашаемся с ним: судить должен тот, кто умен и сам знает толк в деле, о котором судит.

Забавные события и смешные герои басен вызывают у нас смех, но ведь смеемся мы не над самими животными, а над теми человеческими пороками и недостатками, которые осуждает баснописец.

Главная мысль басни всегда серьезна. Автор высказывает ее в форме нравоучитель­ного вывода, который заставляет задуматься над своими недостатками и исправить их.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/6_klass/v_chem_moral_basen_volk_i_jagnenok_osel_i_solovej/16-1-0-558

Ссылка на основную публикацию