Анализ комедии ревизор гоголя

«Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

В 1835 году Гоголь начал сочинять комедию «Ревизор», сюжет которой подсказал ему Пушкин. В начале 1936 года состоялась премьера пьесы в Москве и Петербурге. Однако Гоголь продолжал вносить коррективы в текст произведения вплоть до 1842 года, когда была завершена окончательная редакция.

«Ревизор» – пьеса совершенно новаторская. Гоголь впервые создал социальную комедию без любовной линии. Ухаживания Хлестакова за Анной Андреевной и Марией Антоновной скорее пародия на высокие чувства. В комедии нет также ни одного положительного персонажа. Когда писателя упрекали в этом, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» – смех.

Необычна и композиция пьесы, поскольку в ней нет традиционной экспозиции. С первой же фразы Городничего начинается завязка сюжета. Финальная немая сцена также немало удивила театральных критиков. Ранее никто не использовал такой прием в драматургии.

Классическая путаница с главным героем приобретает у Гоголя совершенно иной смысл. Хлестаков не собирался выдавать себя за ревизора, он какое-то время сам не мог понять, что происходит.

Обратите внимание

Просто считал: уездное начальство заискивает с ним только потому, что он из столицы и модно одет. Окончательно открывает глаза щеголю Осип, уговаривая барина уезжать, пока не поздно. Хлестаков не стремится обмануть кого-либо.

Чиновники обманываются сами и втягивают мнимого ревизора в это действо.

Сюжет комедии построен по замкнутому принципу: пьеса начинается с новости о приезде ревизора и заканчивается таким же сообщением. Новаторство Гоголя проявилось и в том, что в комедии нет второстепенных сюжетных линий. Все действующие лица завязаны в одном динамичном конфликте.

Несомненным новшеством явился и сам главный герой. Впервые им стал глупый, пустой и ничтожный человек. Писатель так характеризует Хлестакова: «без царя в голове». Характер героя наиболее полно проявляется в сценах вранья.

Хлестаков столь сильно вдохновлен собственным воображением, что не может остановиться. Он нагромождает одну нелепицу за другой, даже не сомневается в «правдивости» своей лжи.

Игрок, мот, любитель приударить за женщинами и пустить пыль в глаза, «пустышка» – таков главный герой произведения.

В пьесе Гоголь затронул масштабный пласт российской действительности: государственная власть, медицина, суд, образование, почтовое ведомство, полиция, купечество. Писатель поднимает и высмеивает в «Ревизоре» множество неприглядных черт современной жизни.

Здесь поголовное взяточничество и пренебрежение своими обязанностями, казнокрадство и чинопочитание, тщеславие и страсть к сплетням, зависть и наушничество, хвастовство и глупость, мелочная мстительность и тупость… Чего только нет! «Ревизор» – настоящее зеркало российского общества.

Необычна для пьесы и сила сюжета, его пружина. Это страх. В России XIX века ревизию проводили чиновники высокого ранга. Поэтому приезд «ревизора» и вызвал в уездном городке такую панику.

Важный человек из столицы, да еще с «секретным предписанием», привел местное чиновничество в ужас. Хлестакова, который никоим образом на проверяющего не похож, легко принимают за важное лицо. Любой проезжающий из Петербурга вызывает подозрение.

Важно

А этот две недели живет и не платит – именно так, по мнению обывателей, и должен вести себя человек высокого ранга.

В первом действии обсуждаются «грешки» всех собравшихся и отдаются распоряжения по «косметическим» мерам. Становится понятно, что никто из чиновников себя виноватым не считает и ничего менять не собирается. Лишь на время будут выданы чистые колпаки больным и подметены улицы.

В комедии Гоголь создал собирательный образ чиновничества. Государственные служащие всех рангов воспринимаются как единый организм, поскольку близки в своем стремлении к стяжательству, уверены в безнаказанности и правильности своих действий. Но каждый персонаж ведет свою партию.

Главный здесь, конечно, городничий. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский на службе тридцать лет. Как человек хваткий, он не упускает выгоду, что сама плывет в руки. Но в городе полный беспорядок.

На улицах грязь, арестантов и больных отвратительно кормят, полицейские вечно пьяны и распускают руки. Городничий тягает за бороды купцов и дважды в году празднует именины, чтобы получить больше подарков.

Деньги, отпущенные на строительство церкви, исчезли.

Появление ревизора сильно пугает Антона Антоновича. А вдруг проверяющий не берет взяток? Видя, что Хлестаков деньги берет, городничий успокаивается, старается ублажить важное лицо всеми средствами. Второй раз Сквозник-Дмухановский пугается, когда Хлестаков хвастается своим высоким положением. Тут ему становится страшно попасть в немилость. Сколько же дать денег?

Забавен образ судьи Ляпкина-Тяпкина, который страстно любит псовую охоту, берет взятки борзыми щенками, искренне считая, что это «совсем другое дело».

В приемной суда творится полный кавардак: сторожа завели гусей, по стенам развешена «всякая дрянь», заседатель постоянно пьян. А сам Ляпкин-Тяпкин не может разобраться в простой докладной записке.

Совет

В городе судью считают «вольнодумцем», так как он прочитал несколько книг и говорит всегда высокопарно, хотя и совершенные глупости.

Почтмейстер искренне недоумевает, почему нельзя читать чужие письма. Для него вся жизнь – интересные сюжеты из писем. Особенно понравившиеся корреспонденции почтмейстер даже оставляет у себя и перечитывает.

В больнице попечителя богоугодных заведений Земляники также царит беспорядок. Пациентам не меняют белье, а врач немец ничего не понимает по-русски. Земляника подхалим и доносчик, не прочь облить грязью своих товарищей.

Привлекает внимание комичная пара городских сплетников Бобчинского и Добчинского.

Для усиления эффекта Гоголь делает их похожими внешне и дает одинаковые имена, даже фамилии персонажей отличаются всего одной буквой. Это совершенно пустые и бесполезные люди.

Бобчинский и Добчинский заняты только собиранием сплетен. Таким образом, им удается оказаться в центре внимания и почувствовать свою значимость.

Начав писать «Ревизора», Гоголь пообещал Пушкину: «Клянусь, будет смешнее черта». Свое обещание Николай Васильевич сдержал. Николай I, посмотрев комедию, заметил: «Всем досталось. А мне больше всего».

  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • Образ Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор»
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
  • «Вий», краткое содержание повести Николая Васильевича Гоголя

По произведению: «Ревизор»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/639-revizor-analiz

Н.В. Гоголь “Ревизор”. Краткий анализ произведения

   Главные герои    – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий;    – Анна Андреевна, жена его;    – Марья Антоновна, дочь его;    – Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ;     – Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья;     – Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений;    – Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер;    – Пётр Иванович Добчинский, городской помещик;    – Пётр Иванович Бобчинский, городской помещик;

   – Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга;

   – Осип, слуга его;    – Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь;     – Фёдор Иванович Люлюков, отставной чиновник, почётное лицо в городе;    – Иван Лазаревич Растаковский, отставной чиновник, почётное лицо в городе;    – Степан Иванович Коробкин, отставной чиновник, почётное лицо в городе;    – Степан Ильич Уховертов, частный пристав;    – Свистунов, полицейский;    – Пуговицын, полицейский;

   – Держиморда, полицейский.

   Проблематика    – чинопочитание;    – взяточничество;

   – морально-нравственная проблематика.

   Анализ пьесы
  Тема – чиновничество как воплощение лицемерия, двуличности, пошлости, зависти, взяточничества, невежества.

 
   Идея – чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки. Главная идея “Ревизора” – мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек.

Как основную мысль можно взять цитату: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.     В пьесе Гоголь нарисовал страшную картину: большинством людей в жизни руководит материальная выгода. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Можно грешить, надо лишь исправно, подобно городничему, посещать церковь.

 Чиновники всячески пытаются прикрыть свои действия. Так, Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками и говорит, что «это совсем иное дело». В больницах люди «выздоравливают как мухи» и т.д.    Истинные человеческие ценности заменяются представлениями о чине.

Так, смотритель училищ Хлопов говорит, что у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул», если он разговаривает с кем-нибудь чином выше. Благоговейный страх перед «чином» заставляет чиновников поверить во все то вранье, что им преподносит Хлестаков.    В комедии показана жизнь всей России.

Обратите внимание

Мир, нарисованный Гоголем, отражает всю Россию: суд, народное образование, больницы, почта, полиция.

   Даны 2 конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт определяет основное содержание пьесы.

Ликвидация безграмотности плюс…

Литература – это новости, которые не устаревают

(Эзра Паунд)

Источник: http://literarus.ru/literatura/oge-po-literature/gogol-revizor-analiz/

Н.В.Гоголя “Ревизор”

Дайте определение термину «сюжет». Назовите основные этапы  развития сюжета комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Сюжет – это система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательный ход событий, составляющий содержание художественного произведения.

«Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», – писал Н.В. Гоголь. Попробуем проанализировать сюжетно-композиционную структуру произведения.

Оригинальность автора состояла уже в том, что экспозиция в комедии следует после завязки. Завязкой пьесы является первая фраза Городничего: «…к нам едет ревизор».

И только после этого мы окунаемся в атмосферу жизни уездного города, узнаем, какие там заведены порядки, чем занимаются местные чиновники.

Мы узнаем здесь и некоторые подробности: о том, как содержатся постояльцы богоугодных заведений, какие порядки заведены судьей «в присутственных местах», что происходит в учебных заведениях.

Далее в комедии появляются Бобчинский и Добчинский и приносят весть о загадочном постояльце трактира. Здесь Гоголь использует традиционный для комедий образ героев-вестников. Из ничего они творят образ ревизора. И вот тут-то среди чиновников и начинается смятение, возникает страх.

События третьего действия. Хлестаков начинает догадываться, что его принимают за важную государственную персону, и начинает играть эту роль очень непринужденно. Далее следуют сцена посещения мнимого ревизора местными чиновниками – у всех он берет деньги. Сцена взяток содержит грубо комический ход.

Читайте также:  Партизанская война в романе война и мир 10 класс сочинение

Первый посетитель, судья, еще стесняется предлагать Хлестакову деньги: он делает это неумело, с боязнью. Однако Хлестаков разрешает напряженную ситуацию, попросив взаймы. И далее он берет в долг у каждого из чиновников, причем суммы от визита к визиту возрастают. Потом следует сцена ухаживания Хлестакова за дочерью и женой Городничего.

Он сватается к Марье Антоновне. Сцена эта содержит пародию на любовную интригу.

В пятом акте – кульминация в развитии реальной интриги – это сцена разоблачения Хлестакова. Городничий торжествует: он не только сумел скрыть свои дела от ревизора, но и почти породнился с ним. Однако торжество его омрачается приходом почтмейстера с письмом, которое открывает истинное положение дел.

Важно

Сцена чтения письма Хлестакова – это кульминация в реальном конфликте и одновременно развязка «миражной» интриги. Далее следует появление жандарма, который сообщает о приезде настоящего ревизора. Эта сцена представляет собой развязку в реальном конфликте пьесы. Таким образом, сюжетное действие возвращается к тому, от чего оно началось.

«Немая сцена» у Гоголя обрела различные интерпретации критиков. Одно из ее толкований: прибыл, наконец, настоящий ревизор и город ждет реальное справедливое наказание. Другая версия: прибывший чиновник ассоциируется с небесной карой, которой страшатся все действующие лица комедии.

Какие человеческие пороки разоблачает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор»?

В комедии “Ревизор” Н.В. Гоголь с большой обличительной силой разоблачает пороки общества времен царской России: взяточничество, казнокрадство, чинопочитание. В центре внимания – представители чиновничества из небольшого уездного города.

Главный человек в городе – городничий. По отношению к мещанам он груб и несправедлив, перед вышестоящими он выступает в роли усердного служаки, подхалима и лизоблюда.

Колоритен образ попечителя богоугодных заведений Земляники. Он обкрадывает своих несчастных подопечных, не лечит их: “ Человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет .то и так выздоровеет”. Лекарем в уезде является немец Гибнер, который не понимает русского языка, поэтому лечить людей не может.

Местный судья Ляпкин-Тяпкин дела ведет тяп-ляп. Он настолько безразличен к служебным делам, что уездный суд превратился в некое подобие фермы, прямо в передней сторожа содержат гусей. Беря взятки борзыми щенками, Ляпкин-Тяпкин считает себя высоконравственным человеком.

Почтмейстер Шпекин  не только глупец, но и подлец. Он вскрывает и читает чужие письма, наиболее интересные оставляет для своей коллекции.

Таким образом, автор наглядно показал, что местное чиновничество погрязло в произволе. Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, показателем ума и предприимчивости. Произведение Н.В.Гоголя не только комично, но и исполнено трагизма.

Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях.

Совет

Свою комедию Гоголь назвал пьесой, «задирающей общественные злоупотребления». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» подчёркивает проблематику пьесы, обобщающий обличительный смысл «Ревизора».

«Здесь досталось всем, а больше всех мне», – сказал однажды сам Николай I.

Тему комедии «Ревизор» можно определить словами Н.В. Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

То есть, говоря коротко, тема— изображение типического русского уездного города, где – чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки. Главная идея “Ревизора” – мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек.

Основную можно проиллюстрироватьцитатой: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. 

Основные проблемы:
   – чинопочитание;

   – взяточничество;

   – морально-нравственное обнищание.

В пьесе Гоголь нарисовал страшную картину: большинством людей в жизни руководит материальная выгода. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни.

Можно грешить, надо лишь исправно, подобно городничему, посещать церковь.  Чиновники всячески пытаются прикрыть свои действия.

Так, Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками и говорит, что «это совсем иное дело». В больницах люди «выздоравливают как мухи» и т.д.

Истинные человеческие ценности заменяются представлениями о чине. Так, смотритель училищ Хлопов говорит, что у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул», если он разговаривает с кем-нибудь чином выше. Благоговейный страх перед «чином» заставляет чиновников поверить во все то вранье, что им преподносит Хлестаков.

В комедии показана жизнь типичной России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает всю Россию: суд, народное образование, больницы, почта, полиция.

Даны 2 конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт и определяет основное содержание пьесы.

  1. Раскройте понятия «сатиры» и «гротеска» на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Определите их роль в произведении.

Сатира – вид комического, беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

В смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество. Он жестоко высмеивает все пороки чиновников, показывает истинное лицо чиновничьей России и тем самым пытается что-либо изменить.

Например, судья Ляпкин-Тяпкин за всю свою жизнь прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен». «Образованность» судьи позволяет ему держаться независимо с городничим.

Обратите внимание

Попечитель  богоугодных заведений Земляника, «человек толстый, но плут тонкий», нагло обворовывает больных, о которых, напротив, должен бы заботиться.

Однако он не утруждает себя: «Человек простой, если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». 

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального.

Например, обычный чиновник приезжает в провинцию, а его принимают за ревизора из столицы, да еще дают взятки.

Используя приемы гротеска, иронизируя над героями, Гоголь показывает, что чиновники, по сути, никчемные, неумные, завистливые, а иногда и трусливые люди, готовые пойти даже на предательство своих сослуживцев, если речь идет о карьере (Земляника рассказывает Хлестакову о проступках практически всех чиновников в городе, чтобы самому выйти сухим из воды).

Объясните смысл немой сцены в финале комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Финал пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» – необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм объявил о прибытии в город настоящего ревизора.

Потрясенные чиновники застыли в ожидании неминуемой расправы.

Городничий стоит столбом посреди сцены; почтмейстер превратился «в вопросительный знак, обращенный к зрителям»; судья присел почти до земли и словно хотел сказать: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! » Кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует, – все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу. На театральных подмостках замер город духовной нищеты, низости, глупости и человеческой жалости, застыла картина убожества, бессмысленности и уродства, порожденных полицейско –  бюрократическим режимом николаевской эпохи.

Последняя немая сцена представляется зрителю настоящим зеркалом. По задумке Гоголя, как мне кажется, весь зрительный зал видит в этой замершей сцене себя.

Важно

Не случайно во время первых показов спектакля на сцене действительно было зеркало.    Сам Н. В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось».

То есть финал комедии – это мысль о наступающем возмездии.

Раскройте смысл эпиграфа к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». (Народная пословица).

Эпиграф отражает основную мысль всей комедии. Чиновники прекрасно знают о том, что свои служебные обязанности они не выполняют, знают, что все дела  находятся в запущенном состоянии. В основу сюжета положен переполох среди чиновников, который поднимается в городе после известия о приезде ревизора.

Обсуждение мер, которые нужно предпринять, на самом деле становится настоящим саморазоблачением. Но чиновники направляют свои усилия не на то, чтобы устранить недостатки, которыми полна жизнь города, а на то, чтобы замаскировать их. Причем рекомендации раздает самый главный чиновник – городничий. Это он должен следить за порядком в городе, за его благоустройством.

Из монологов этого персонажа зритель понимает, что тот очень хорошо осведомлен о состоянии дел во всех ведомствах, но ничего не делает для того, чтобы искоренить беспорядки. Он сам берет взятки и попустительствует в этом другим. Последняя немая сцена представляется зрителю настоящим зеркалом.

По задумке Гоголя, как мне кажется, весь зрительный зал видит в этой замершей сцене себя. Не случайно во время первых показов спектакля на сцене действительно было зеркало

Источник: http://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/n_v_gogolja_revizor/85-1-0-1335

Анализ комедии “Ревизор” Гоголя (конспект лекции)

Великая комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” представляет собой важнейшее произведение русской литературы первой половины XIX в. и с художественной, и с социальной точек зрения.

Она имела широкий общественный резонанс, вызвав восторг у литературной и передовой общественности и спровоцировав гнев правительства и околоправительственных кругов.

Комедию Гоголя “Ревизор” можно отнести к жанру высокой общественной сатирической комедии характеров и положений. При этом ее общественность означает ее непосредственное отношение к драме и даже к трагедии.

Литературное новаторство Гоголя в комедии “Ревизор” заключается в следующем:

✓      в глубоко обобщенной форме показана картина современной автору действительности;

✓      своеобразие и новаторство сюжета, которое выражается в следующем:

•        социальный характер сюжета пьесы, в которой традиционные сюжетные линии — интрига и любовные коллизии — приобрели второстепенное и пародийное звучание;

•        акцент и выдвижение на первый план явлений быта, характерных для российской жизни, которые раньше не имели столь серьезного значения и выступали как вспомогательное средство изображения действительности;

•        разрушение прежнего, догоголевского сюжета пьес о мнимом ловкаче, лихо обманывающем окружающих, и это произошло через отказ Гоголя от придания сознательности поступков своему герою Хлестакову, т. е. все его действия по введению в заблуждение провинциальных чиновников не носят целенаправленного характера, а являются как бы случайными — у героя нет цели обмануть чиновников;

✓      новаторство и своеобразие композиции, которая имеет следующие отличительные особенности:

•        отсутствие главного героя в первом и в последнем действии, что обеспечивает перенесение внимания читателя на нравы и порядки, царящие в уездном городе;

•        симметрия, выраженная в начале пьесы сообщением – письмом о приезде ревизора и связанным с этим переполохом в рядах городских чиновников и приездом настоящего ревизора в конце пьесы;

Читайте также:  Анализ рассказа анна на шее чехова

✓      новый характер, роль и функции известных элементов сюжета и композиции, что выражается в следующем:

•        завязка наполнена действием, энергична, при этом рассредоточена в пьесе в нескольких действиях:

–        в самом начале — первая реплика Городничего;

–        в шестом явлении – прибытие Бобчинского и Добчинского;

–        во втором акте — встреча Городничего с Хлестаковым, и он верит в “подлинность” ревизора;

•        экспозиция смещена с первого места на более отдаленное и оказывается, так же как и завязка, рассредоточенной;

•        изменено развитие действия, коллизии и интриги, которые вначале несколько замедленны, что позволяет понять общий настрой и характеры, а затем стремительно развиваются, достигая драматизма в финале;

•        наличие трех кульминаций:

–        сцена вранья и хвастовства Хлестакова;

–        прием Хлестаковым жалующихся дарителей и посетителей;

–        сватовство;

•        проблема в выявлении и определении развязки сюжета, которая имеет следующие варианты:

–        письмо Хлестакова, перехваченное почтмейстером и указывающее на “мнимость” ревизора;

–        монолог Городничего “Чему смеетесь?”;

–        “немая сцена”;

✓      исключительное значение “немой сцены”, которое заключается в следующем:

•        сосредоточивает внимание не на наказании порока, а на самом эффекте потрясения всех без исключения персонажей;

•        в сценическом выражении отступает от принятых канонов “немой сцены” и длится полторы минуты, что является олицетворением вечного окаменения, имеющего множество значений, вплоть до высшего суда над человечеством;

•        демонстрирует резкий контраст между смехом и ехидством первой части (до 5-го акта) и философской гробовой тишиной финала пьесы;

•        является образом авторского суда над персонажами и их пороками.

Комическое в пьесе “Ревизор” является ее эстетической основой. Выделяется комизм:

✓      характеров, который раскрывается в образах героев;

✓      положений, выраженный в следующем:

•        комизм недоразумений, которые возникают из-за страха и ошибки героев;

•        превращение, когда Хлестаков благодаря своим поступкам и лжи преображается в глазах чиновников и в своих собственных глазах в грозного и властвующего обличителя и контролера;

•        совпадение финала в истории комического персонажа с судьбой трагического героя, когда городничий оказывается полностью разбитым и побежденным;

✓      сходства, выраженный в подобных персонажах – Бобчинском и Добчинском, дочери и жене городничего;

✓      глупости, выраженный в абсурдных утверждениях и выводах персонажей.

Также для произведения характерны:

✓      различные художественные виды смешного: шутка, ирония, сарказм, грубый фарс, юмор, острая сатира;

✓      сближение комического с трагическим.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/analiz_komedii_revizor_gogolja_konspekt_lekcii/35-1-0-2241

Анализ комедии Гоголя «Ревизор» на Сёзнайке.ру

Николай Васильевич Гоголь начал свою работу над пьесой-комедией «Ревизор» в 1835 году, историю с мнимым ревизором ему рассказал А.С. Пушкин.

Гоголь собрал в своем произведении все пороки, которые он встречал в России, всю несправедливость, имеющая место в жизни людей, что бы все это высмеять в одном произведении.

Главным образом в пьесе высмеиваются чиновники, бюрократы и власть имущие, все стороны их социальной и общественной жизни во лжи, взятках, воровстве и поборах, весь их быт: недалекость ума, узкий кругозор, суеверность, сплетни, зависть и двуличие.

Совет

Сам Гоголь выделил в своей пьесе только одного положительного героя – смех. Именно смехом «вечно бьющим родником» драматург мечтал исцелить больное общество.

Герой пьесы «Ревизор» – Хлестаков, по случайному стечению обстоятельств, оказывается втянутым в события сам того не подозревая, не он плетет интриги, а вокруг него закручивается круговорот происшествий и комических недоразумений. Не он обманывает людей, а народ обманывается его простодушием и наивностью.

Одним из главных героев пьесы предстает городничий Антон Антонович Сквозник-Духановский – первая характеристика его автором «очень неглупый по-своему человек», самая важная фигура в городе, он же главный взяточник и казнокрад, и воспринимает это как свое право, данное ему высокой должностью.

Ему помогают послушные полицейские – Свистунов, Пуговицын и Держиморда, которые свою службу используют для получения всевозможных выгод и приносят больше вреда чем пользы.

У Антон Антоныча есть властная жена – Анна Андреевна, которая держит его «под каблуком», и капризная, своенравная дочь – Марья Антоновна.

Нелепые и смешные персонажи городских сплетников Бобчинский и Добчинский. В их образах присутствует нечто простодушно-щенячье, они стремятся быть в центре всеобщего внимания и покровительства, как собаки выпрашивают хлеб с хозяйского стола. Именно они углядели в мелком коллежском регистраторе «ревизора».

Итак, грядет самое страшное событие, ночной кошмар для любого нечистого на руку чиновника – визит ревизора, да еще и присланного «по повелению из Петербурга». Завязывается драматический конфликт, который перерастает в комедийный сюжет с трагической развязкой.

С появлением Хлестакова в городе разыгрывается настоящий спектакль, где каждый герой показывает свои самые низкие и пошлые качества человека, как говорит городничий – «…нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов…».

Обратите внимание

И с Хлестаковым у них все идет как должно, выстраиваются очереди из взяточников, которые, чтобы прикрыть свои преступления, одаривают мнимого ревизора кто деньгами, а кто натурой, даже не подозревая, что перед ними мелкая пешка, чиновник, который еще ниже по рангу, чем они сами.

А Хлестакову так нравится его новая роль, что он открывает в себе новые качества, начинает наслаждаться своей властью и влиянием в обществе. А чиновники наоборот пресмыкаются и трепещут перед «ревизором».

В этом заключается главный комизм пьесы, как должность влияет на человека и его характер, как может извратить и изуродовать его до неузнаваемости.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10967—-lr

Анализ произведения Н.В. Гоголя «Ревизор»

По словам самого автора, произведение «Ревизор» стало скоплением всех несправедливостей, которые творились непрестанно по местам, особенно в то время, когда крайне необходимой была справедливость. Гоголь описал все плохое, что видел в обществе, в сфере чиновников и посмеялся над этим. Однако кроме смеха читатель видит явную печаль автора о происходящих беззакониях.

Построение конфликта пьесы основано на забавном совпадении, которое сопровождается паникой чиновников, ведь их аферы могут быть раскрыты. В скором времени город посетит ревизор, так что самым оптимальным вариантом станет его выявление и подкуп. Вокруг столь привычного для чиновников обмана разворачивается действие произведения.

Все герои комедии имеют свои грехи, и каждый из них опасается приезда ревизора из-за обыкновенно недобросовестного выполнения должностных обязанностей.

От страха чиновники не могут рассуждать здраво и считают, что именно наглый и самоуверенный Хлестаков является тем самым ревизором, потому что только таким он и может быть. Гоголь демонстрирует опасную, прогрессирующую болезнь – ложь. Вопрос взяток автор обличает точно и с иронией.

По его мнению, в коррупции и взяточничестве вина лежит на обеих сторонах. Но это так привычно для общества, что при упоминании мнимым ревизором денег чиновники облегченно вздыхают – он берет деньги, значит, подкупим, и все хорошо уладится.

Это отображает общегосударственное взяточничество, которое воспринимается как естественное и должное. Отсутствие в пьесе положительных чиновников очень близко читателям в любое время, ведь не смотря на годы и перевороты, в России «ревизорщина» не прекратилась до сих пор.

К Хлестакову рвется масса посетителей и все с просьбами. Их настолько много, что они вынуждены пробиваться через окна. Жалобы и просьбы обречены оставаться безответными. В свою очередь чиновников не смущает необходимость унижения.

Они готовы лебезить перед начальством, ведь с его отъездом начнется расплата – они смогут отыграться на своих подчиненных, унижая их подобно себе.

Такая низкая нравственность уничтожает общество, являясь сопровождением каждого, кто добился малейшей власти.

Важно

Хлестаков видит – встретившие его чиновники глупы и не образованы, что позволяет ему даже не запоминать свою ложь. При этом чиновники вторят ему, преподнося обман Хлестакова в правдивой форме. Это выгодно всем и ложь никого не смущает. Главное, что чиновники могут перевести дыхание, а Хлестаков – получить деньги.

Пьеса начинается с письма, в котором герои уведомляются о грядущей проверке. Лаконичной становится завершение произведения – письмо Хлестакова открывает правду. Остается ждать настоящего ревизора.

При этом нет сомнений, что чиновники не повторят своего льстивого подкупа еще раз. Безнравственность дошла до того, что перемена персонажей не повлияет на исход.

Чиновники так же со временем сменятся подобными себе, так как человек развращается не от власти, а от личной неуправляемости.

Источник: http://lib.repetitors.eu/literatura/174-2014-08-05-10-38-47/3637—–lr

Анализ произведения «Ревизор» Гоголя Н.В

Анализ произведения

«Ревизор» Гоголя Н.В

В октябре 1835 года Н.В.Гоголь писал А.С.Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анек­дот. Рука дрожит писать тем временем комедию… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта».

И Пушкин дал сюжет.

В начале декабря 1835 года Гоголь окончил «Ревизора». Но это была самая первоначальная редакция комедии. Кропотливая работа над «Ревизором» заняла около восьми лет (последняя, шестая, редакция была опубликована в 1842 году). Гоголь писал: «…

комедия должна вязаться сама собою, всей своей массою, в один большой, общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, — коснуться того, что волнует, более или менее, всех дейст­вующих.

Тут всякий герой; течение и ход пьесы производят потрясение всей машины…»

Именно такова завязка «Ревизора». Причем вовлечен­ность в действие сразу многих лиц, объединенных общнос­тью реакции на известие о прибытии ревизора, воспроиз­водится с необычным динамизмом.

Для уездных чиновников петербургский ревизор — это прежде всего высокий чин. Документы свидетельствуют: ревизии осуществляли, как правило, сенаторы или фли­гель-адъютанты.

Отсюда двойная власть ревизора: его соб­ственного высокого чина и еще более высокого у тех, кто посылает ревизовать. Если прибавить к этому местное, уездное чинопочитание, можно представить, в какой атмо­сфере формировалась психология провинциального обы­вателя.

«Электричество чина» в таких условиях и рождало «силу всеобщего страха» в уездном городе.

Городничий боится Хлестакова, но и Иван Александ­рович в таком же страхе перед уездным градоначальником.

Совет

Суетливость городничего перед Хлестаковым, его затянув­шееся заблуждение насчет истинной сановной ценности «елистратишки», а с другой стороны, поразительные мета­морфозы Ивана Александровича — от униженной проси­тельное™ тона до наглого, беззастенчивого фанфаронст­ва — все истинная человеческая и художественная правда. Гоголь гениально угадал те, пользуясь выражением Щед­рина, «готовности», которые есть или могут быть в челове­ческой натуре. Готовность к слепой вере, готовность к мимикрии, ко всему, чего требует среда.

А уездная среда требует, чтобы столичная «штука» возвышалась над нею, и Хлестаков радостно идет навстречу подобному желанию.

Читайте также:  Сочинение по картине берега далмации айвазовского описание описание

И чисто хлестаковская бесшабаш­ность, безудержное вранье — все сходит с рук герою, ибо среда уже покорена мимикрией Ивана Александровича, быстро сумевшего ей «соответствовать» в деталях бытового поведения, а с другой стороны — исступленно жаждет фантастического сочинительства (в нем — вера и мечта маленького уездного человека).

Гоголь именно так характеризовал Хлестакова. «Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведы­вающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор». Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной.

«Ревизор» был той комедией, где выведены на сиену «русские характеры». Плуты были высмеяны, но, кроме этого, были вскрыты общественные пороки, порожденные самодержавно-крепостническим строем.

Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди пра­вительственных чиновников, были с такой яркостью и убедительностью показаны Гоголем, что его «Ревизор» приобрел силу документа, обличающего существующий строй не только времен Гоголя, но и всей дореволюцион­ной эпохи.

К художественным достоинствам комедии должен быть также отнесен «небывалый, неслыханный по естест­венности язык, отроду еще никому не известный юмор».

Язык действующих лиц во многих отношениях приме­чателен.

Каждый говорит языком своего времени и своей среды, и вместе с тем он отличен у каждого.

Язык купцов или слесарши Пошлепкиной, речь судьи, «прочитавшего пять или шесть книг», охотника «на догадки», который «каждому слову своему дает вес», скороговорка двух город­ских сплетников Бобчинского и Добчинского, отрывистая речь Хлестакова, слова которого «вылетают из уст его совершенно неожиданно», дают представление об индиви­дуальности каждого.

Обратите внимание

При этом Гоголь подробно объясняет, как говорит каждое действующее лицо. Например, голос Осипа «всегда почти ровен, в разговоре с барином прини­мает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выра­жение». Или судья: «говорит басом, с продолговатой рас­тяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

Авторскими ремарками Гоголь показывает, как меня­ются интонации человека в зависимости от его внутреннего состояния. Хлестаков, испугавшись приезда городничего, «сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко». Или, посылая Осипа за обедом, сначала «говорит громким и решительным голосом» и, наконец, «голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе».

Блестяще охарактеризован уездный лекарь, которому «затруднительно» с больными изъясняться: он по-русски ни слова не знает и лишь «издает звук, отчасти похожий на И и несколько на Е».

Если же добавить к этому, что драматург дал ему фамилию Гибнер, которая на немецком языке не может не вызвать ассоциации с глаголом, озна­чающим «губить», «отравлять», станет ясным, как драма­тург с необычайной краткостью обрисовал медицинскую помощь своего времени, существовавшую в уездных горо­дах.

Городничий «говорит ни громко, ни тихо, ни мало. Его каждое слово значительно», а каждая фраза Хлестакова характеризует свойственную ему «легкость мыслей».

Говоря о художественных особенностях «Ревизора», нужно обратить внимание на ремарки, ни одним драматур­гом ни до Гоголя, ни после него не применявшиеся в таком многообразии и не имевшие того значения, какое придавал им Гоголь.

Ремарки указывают на смену интонаций. Гоголь поль­зуется техническими ремарками, указывающими на дейст­вия героев. Дает автор и распространенные ремарки.

Финал последнего действия, заканчивающегося при­ходом жандарма, сопровождается подробной ремаркой, сообщающей, что все поражены, как громом: «Звук изум­ления единодушно излетает из дамских уст», и «вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении».

Важно

Мало того, далее следует знаменитая ремарка «немой сцены», являющаяся единственной в мировой драматур­гии. Дана подробная и точная мизансценировка, указы­вающая, где и как стоит каждое действующее лицо.

Кто превратился «в вопросительный знак», кто наклонил голо­ву «несколько набок», как будто к чему-то прислушиваясь, а «судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движение губами», словно «хотел по­свистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» А городничий «посередине в виде столба с распро­стертыми руками и закинутою назад головою». Отмечены даже разинутые рты и выпученные глаза Добчинского и Бобчинского и выражение лиц «трех дам» и «прочих гос­тей»…

Эта ремарка, заканчивающаяся указанием, что «пол­торы минуты окаменевшая группа сохраняет такое поло­жение», является, конечно, подлинно режиссерским опи­санием финальной сцены.

Гоголь, отвечая на упреки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это чест­ное, благородное лицо был — смех».

Поясняя «происхож­дение» «Ревизора», Гоголь говорит: «Я решил собрать все дурное, какое я только знал, и за одним разом над всеми посмеяться».

Но смех его был своеобразным: он умел «озирать жизнь сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы».

Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься над ними, понять всю их зловред­ность и постараться от них избавиться. Во всяком случае, его «Ревизор» не мог не сыграть очень большой роли в развитии общечеловеческого самосознания.

Белинский утверждал, что в «Ревизоре» «нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющее собой особый и замкнутый в самом себе мир».

Источник: http://libaid.ru/katalog/gg/gogol-nikolaj/3266-analiz-proizvedeniya-revizor-gogolya-n-v

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”

Коллекция сочинений: Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”

Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается…

Д. И. Писарев

В критике комедию Гоголя “Ревизор” принято называть лучшей социальной комедией своего времени. Созданная на основе глубочайшего проникновения в сущность общественных явлений, комедия “Ревизор” сыграла немаловажную роль в развитии общественного самосознания.

Высокий реализм тесно слился в “Ревизоре” с сатирой, сатира – с воплощением социальных идей. Разъясняя смысл “Ревизора”, Гоголь указал на роль смеха: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо – был смех”.

Писатель ставил перед собой цель – “смеяться сильно” над тем, что “достойно осмеяния всеобщего”, ибо в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество.

Совет

Близкий друг Гоголя, Аксаков, писал, что “современная русская жизнь не дает материала для комедии”. На что Гоголь ему ответил: “Комизм кроется везде… живя среди него, мы его не видим, но… если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху”.

Своеобразие гоголевского смеха заключается прежде всего в том, что предметом для комизма избраны не плутни какого-либо героя, а сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях.

В основе сюжета “Ревизора” лежит типично комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но в отличие от своих предшественников. Гоголь решает эту ситуацию по-новому.

Хлестаков ни за кого себя не выдает. Чиновников обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли провел бы городничего, который “мошенников из мошенников обманывал”. Именно непреднамеренность поступков Хлестакова сбила с толку городничего.

В “Ревизоре” нет внешних толчков к развитию действия. Как ни парадоксально, основным импульсом развития комедии является страх чиновников.

Чувство страха объединяет раздираемый внутренними противоречиями город в единый организм. Это же чувство страха делает всех жителей города чуть ли не братьями.

Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен сплотить этих людей.

Происходящее выявляло в людях их истинное уродливое и смешное лицо, вызывало смех над ними, над их жизнью, которая была жизнью всей России. “Над собою смеетесь”, – это ведь обращено в хохочущий зрительный зал.

Обратите внимание

Гоголь смеется как над всем уездным городом в целом, так и над его отдельными обитателями, над их социальными пороками. Беззакония, казнокрадство, взяточничество, корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе – все это показано в “Ревизоре” в виде тех общепризнанных форм жизни, вне которых управители не мыслят себе свое существование.

Смешное обнаруживается и в той серьезности, с которой относится к своему делу каждый из персонажей комедии. Все они заняты своим делом как величайшей задачей всей жизни. Читателю же со стороны видна незначительность и пустота их забот. Таким образом, Гоголь наглядно показывает контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения.

“Ревизор” – комедия характеров. Юмор Гоголя психологичен. Смеясь над персонажами “Ревизора”, мы, говоря словами Гоголя, смеемся не над их “кривым носом, а над кривою душою”. Комическое у Гоголя почти целиком отдано обрисовке типов. Отсюда неприятие фарса, карикатуры. Сам автор писал: “Больше всего надо опасаться, чтобы не впасть в карикатуру”.

Так, отдавая спешные приказания к приему ревизора, городничий путает слова: “Пусть каждый возьмет в руки по улице, – черт возьми, по улице! – по метле…” Минуту спустя он хочет надеть вместо шляпы бумажный футляр.

В записке, полученной Анной Андреевной от мужа, содержится забавная путаница: “Я ничего не понимаю, к чему же тут соленые огурцы и икра? ” Квартальные, которым городничий указывает на лежащую на полу бумажку, “бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах”.

Поздравляя Анну Андреевну с “обручением” дочери, Бобчинский и Добчинский “подходят в одно время и сталкиваются лбами”. Вот, пожалуй, и все подобные сцены и подробности. И мы видим, что эти смешные “цепляния” – скорее сопутствующие тона к основному мотиву.

Они характеризуют атмосферу спешки, неразберихи, страха. Комическое Гоголя, как правило, вытекает из характеров героев.

Автор, равно как и читатели, смеется также “над несоответствиями характеров людей и их положением в обществе, над несоответствием между тем, что персонажи думают и что говорят, между поведением людей и их мнением.

Так, к примеру, чиновники с женами, пришедшие поздравить городничего и Анну Андреевну с прекрасной партией дочери, в глаза льстят, про себя же отзываются о городничем весьма нелестно: “Не судьба, батюшка, судьба-индейка; заслуги привели к тому. (В сторону.

) Этакой (?) лезет всегда в рот счастье”.

Важно

Обличая все дурное, Гоголь верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают гибельность “дурного”, а чтобы осознали, Гоголь осмеивает все презренное, ничтожное. Реализовать эту задачу ему помогает смех.

Не тот смех, который порождается временной раздражительностью или плохим характером, не тот легкий смех, служащий для праздного развлечения, но тот, который “весь излетает из светлой природы человека”, на дне которой заключен “вечно бьющий родник его”.

Источник: http://www.rlspace.com/komediya-n-v-gogolya-revizor/

Ссылка на основную публикацию