Анализ поучения владимира мономаха

Анализ «Поучения Владимира Мономаха»

«Поучение» Владимира Мономаха относится к древнерусской литературе XI-XII столетия. Оно является образцом дидактической художественной прозы того времени.

Автор был не простым человеком, а князем, деяния которого были направлены на развитие Киевской Руси.

Помимо философских и религиозных рассуждений, направленных научить потомков благим деяниям, в произведении есть описание «трудов» автора: военные походы, мирные договоры, охота.

Идея написать «Поучение» детям у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича.

Обратите внимание

Но князь отказался им содействовать, потому что был против междоусобных распрей. За время его правления количество междоусобиц уменьшилось во много раз. Князь задумал оставить после себя некое завещание и сделал это в художественной форме.

Так он хотел, чтобы его мудрые дела и решения «проросли» в сердцах детей.

«Поучение» состоит из таких частей: вступления, дидактической части, практических напутствий, описания трудов и заключительной речи.

Во вступлении князь обращается к детям с просьбой не смеяться над его речами, а принять их в свое сердце. Автор приуменьшает свои заслуги, как было принято у многих писателей древней Руси. Этот прием называется самоуничижением. Такая скромность автора должна была располагать к нему читателей.

Дидактическая составляющая начинается с философского рассуждения о божественной гармонии и о том, что люди должны ее беречь.

В практических наставлениях князь описывает свое представление об идеальном правителе. По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о других.

Владимир Мономах достаточно подробно описывает свои труды. Он пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров. После этого он делится воспоминаниями об охоте.

Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте. Ведь больше всего он ненавидел лень.

Поэтому своих детей и других потомков он предупреждал не лениться.

В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.

В произведении очень важен образ автора, которым является Владимир Мономах. Он в «Поучении» — пример идеального князя. Анализируя его слова, наставления, можно понять, каким он был человеком.

Каким же мы видим Владимира Мономаха? Во-первых, это очень образованный, начитанный человек. В «Поучении» есть много отсылок на другие книги того времени.

Важно

Автор – религиозный человек, ведь в его наставлениях ощущается христианская мораль.

Князь был известен и как ярый поборник просвещения. Ставя в пример своего отца, который знал много иностранных языков, он поощрял желание молодых людей к обучению. Мономах считал, что только образованные люди станут двигателем для развития страны.

Владимир Мономах был хорошим стратегом и совершил много успешных походов на половцев. Однако он считал, что сохранить мир – лучше, чем начать войну.

Самым большим недостатком людей князь называл лень. Этот порок мешает человеку развиваться, идти к своей мечте.

Произведение написано ярким, но понятным стилем. Афоризмы и метафоры – украшение «Поучения».

Князь Владимир Мономах дает ценные советы детям и другим потомкам. Автор призывает не лениться, помогать просящим, не причинять вреда ни правым, ни виновным, не иметь в сердце и в уме гордости, уважать старших.

Источник: https://rulit.online/articles/analiz-poucheniya-vladimira-monomaha/

Грамматические изменения русского языка на примере «Поучения Владимира Мономаха» (стр. 1 из 9)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ВГПУ, филологический факультет

Кафедра общего и славянорусского языкознания

Курсовая работа по дисциплине: Историческая грамматика русского языка

на тему: Исторические изменения грамматического строя языка: существительные, местоимения и прилагательные (на примере «Поучения Владимира Мономаха»)

Исполнитель :

студентка группы Л – 32

Кульнева А. С.

Научный руководитель :

доктор филологических наук,

профессор кафедры общего и

славяно-русского языкознания

Кудряшова Р. И.

Волгоград 2007

План:

1. Основные источники изучения русского языка;

2. О Владимире Мономахе и его «Поучении»;

3. Исторические изменения строя русского языка: существительные, местоимения и прилагательные (на примере «Поучения Владимира Мономаха»:

А) Существительные;

Б) Местоимения;

В) Прилагательные;

4. Заключительная часть;

5. Сноски;

6. Использованная литература.

Основные источники изучения истории русского языка

Основными источниками при изучении истории русского языка являются письменные памятники восточных славян и говоры. Письменные памятники древнерусского языка не всегда позволяют использовать их в достаточной степени для изучения живого русского языка.

Так, памятники церковного, богослужебного характера в меньшей степени могут быть использованы для восстановления истории русского языка, так как сильные традиции церковной письменности мешали проникновению в эти памятники живых русских особенностей.

К письменным памятникам относятся: 1) надписи (например, надпись на Тьмутараканском камне (1068 год)) и граффити (надписи, сохранившиеся на стенах соборов, на колоколах, крестах, печатях, монетах, украшениях (например, надписи XI-XIV веков на стенах соборов Киева, Новгорода, Смоленска; на монетах эпохи великого князя Владимира Святославича и так далее); 2) материалы частной переписки (например, новгородские берестяные грамоты ХI века, частные письма на бумаге, сохранившиеся в большом количестве, начиная с XVII века), которые дают богатейший материал для изучения живой народной речи, так как писались обычными людьми, а не писцами; 3) деловые памятники — официальные документы (дарственная великого князя Мстислава новгородскому Юрьеву монастырю (около 1130 года), «Русская правда» — свод законов Древней Руси (XIII век), которые тоже отражают особенности живой речи; 4) рукописные книги (большинство древнерусских рукописных книг — это церковные произведения, списки текстов старославянского происхождения: евангелия, Псалтырь (сборник духовных стихов), минеи (сборники церковных чтений), кондакари (сборники церковных песнопений), поучения отцов церкви и жития святых; 5) оригинальные сочинения светского характера, в том числе и созданные не позднее ХI века, сохранились в списках более позднего времени — не ранее конца XIII — XIV веков (например, Синодальный список 1 Новгородской летописи XIII — XIV веков, «Повесть временных лет» по Лаврентьевскому списку 1377 года, сочинения Владимира Мономаха по тому же списку, сочинения киевского митрополита ХI века Иллариона, сохранившиеся в списке ХV века, «Слово о полку Игореве» XII века, ставшее известным по списку ХУI века); 6) с ХVI века появляются печатные книги, которые представляют в основном богослужебную литературу.

Письменные памятники отражают в написании, с одной стороны, уже отжившие элементы фонетической и грамматической системы, звуки и формы, исчезнувшие в языке, но продолжающие сохраняться в письменности по традиции, с другой — звуки и формы живой речи.

Современные говоры являются одним из важнейших источников. Изучение современных говоров позволяет выявить и объяснить многие закономерности развития языка.

Так, в современном русском литературном языке произношение [о] на месте [е] наблюдается лишь в ударном слоге, однако в эпоху изменения [е] в ['о] данный процесс осуществлялся после мягких согласных перед твёрдыми согласными в независимости от ударности слога, о чём свидетельствуют современные северновеликорусские ёкающие говоры с произношением типа [н'осу], [б'ору], [в'осна], [в 'озу].

Кроме этого, при изучении истории русского языка используются записи иностранцев, которые записывали живую речь латинскими буквами («Парижский словарь московитов» (1586), «Русско — английский словарь — дневник» Ричарда Джеймса (1618 — 1619) с записями образцов холмогорского (астраханского) говора, опубликованный Б. А. Лариным, русско — немецкий разговорник Т. Фене (1607), содержащий запись псковской живой речи); свидетельства иностранцев (сочинение византийского императора Константина Багрянородного).

Источниками изучения истории русского языка являются также современный русский язык (например, вариантные формы в лесе — в лесу, цехи — цеха); (ономастика (названия водоёмов, исторических областей, городов и тому подобное, имена людей, названия племён и народов и так далее); древнерусские заимствования в других языках для истории языка интересны, прежде всего тем, что они могут отражать тот облик заимствованных слов, который был им свойствен в эпоху заимствования (например, заимствованные из восточнославянского языка финские слова kuontalo 'кудкль' и suntia 'судья' свидетельствуют о том, что в период распространения славянской речи на восточноевропейском Севере носители местных говоров ещё сохраняли носовые гласные); заимствования в русский язык из других языков ( так, заимствованное собственное имя одного из франкских королей ­Karl изменилось у восточных славян в король).

О Владимире Мономахе и его «Поучении»

Совет

Владимир (в крещении Василий) Всеволодович (1053-1125) вошёл в историю не только как выдающийся государственный и военный деятель Древней Руси, но также и как автор нескольких сочинений, которые стали достоянием золотого фонда отечественного книжного наследия и закрепили за именем князя славу крупного писателя и оригинального мыслителя.

Выдающийся представитель правящего в Руси рода Рюриковичей, князь Владимир Всеволодович, был правнуком Владимира Крестителя, умершего в 1015 году, и внуком Ярослава Мудрого (около 978-1054).

За Владимиром Всеволодовичем прочно закрепилось прозвище Мономах, унаследованное им от венценосного предка по греческой линии, так как со стороны матери высокородный сочинитель приходился внуком Константину IX Мономаху. Родился он в Киеве ещё при жизни своего знаменитого деда.

Сведений о характере полученного Владимиром Мономахом образования нет.

Однако обстановка, царившая в окружении знаменитого своими культурными начинаниями Ярослава, а также выдающиеся интеллектуальные и филологические способности отца, который обладал редким даже для европейских интеллектуалов знанием пяти языков, не могли не оказать благотворного воздействия на обучение княжича. Семейное пристрастие к книге, мудрости и знаниям, скорее всего, и предопределили склонность Владимира Мономаха к литературному труду, тогда как большинство владетельных собратьев всецело были поглощены нелёгкими обязанностями правителей. Творчество Мономаха обнаруживает весьма основательную подготовку, глубокие книжные знания и широкий кругозор.

Мономах мечтал и много делал для укрепления сильной личной власти. На политическом поприще и в ратном труде князь снискал славу защитника общерусских интересов. Не будучи ещё великим князем, он по существу возглавил борьбу с половцами и провёл ряд успешных походов в 1103, 1107, 1109, 1110, 1111 годах.

Поэтому в 1113 году, в разгар охватившего Киев восстания, вызванного непомерными поборами и притеснениями ростовщиков, киевская знать не находит лучшей кандидатуры на освободившийся после смерти Святополка престол и приглашает на него Мономаха.

Великим князем Мономах становится в преклонном шестидесятилетнем возрасте, да к тому же занимает киевское княжение в нарушение родового порядка старшинства — то есть вопреки действовавшей внутри правящей династии традиции, следовательно, не по праву.

Поэтому после узурпации власти он прилагает усилия для идеологического обоснования договорного принципа взаимоотношения князя с населением и с этой целью в новую редакцию «Повести временных лет» вносится легенда о призвании варягов.

Обратите внимание

Легенда оправдывала действие Мономаха, моделируя аналогичный прецедент, освящая нововведение авторитетом родового предания. Легенда впитала в себя и актуальную для политики Мономаха идею братолюбия и коллективной ответственности за Русь.

Считается, что наряду с редактированием летописания Мономах много сделал для введения Борисоглебского культа, в частности по его инициативе появилось «Сказание чудес святых страстотерпцев Христовых Романа и Давида».

После подавления восстания киевлян в 1113 году Мономах, став князем, издал «Устав Володимера Всеволодовича», в котором дал юридические гарантии от произвола ростовщиков, хищничество которых и послужило непосредственной причиной восстания. Созданный им в 1113 году «Устав», куда вошли статьи о закупках, о регулировании реза, включается в Пространную редакцию «Русской правды», отразившую стремление власти к смягчению социальных противоречий. В данном случае власть в лице Мономаха руководствовалась своим пониманием принципа справедливости, который был призван гарантировать общественную стабильность.

Однако лучше всего политическую и нравственную позицию князя отражает его «Поучение».

При этом следует иметь в виду, что под шапкой «Поучения» объединены несколько разнородных и разновременных фрагментов: 1) Наставление детям, адресованное наследникам, но обращённое и к более широкой аудитории; 2) Автобиографическая летопись жизни Владимира Мономаха, охватывающая период с 1068 по 1117 года (датируется по последним событиям и не имеет жанровых аналогов в древнерусской литературе XI-XV веков); 3) письмо («грамотица») к Олегу Святославичу, подводящее печальный итог междоусобной распре 1096 года, в которой от руки Олега погиб сын Мономаха. Исследователи сходятся во мнении, что письмо было объединено вместе с Поучением только на основании принадлежности перу Владимира Мономаха. Ни у кого не вызывает сомнения, что это вполне самостоятельные и не связанные между собой ни в жанровом, ни в тематическом отношении произведения. Но за минусом письма Поучение по-прежнему не производит впечатления однородного законченного материала, поскольку в нём обнаруживают признаки механистического объединения несхожих между собой литературных приёмов и следы разновременного творчества.

Источник: http://MirZnanii.com/a/50697/grammaticheskie-izmeneniya-russkogo-yazyka-na-primere-poucheniya-vladimira-monomakha

«Поучение» Владимира Мономаха

Произведение писалось на протяжении продолжительного времени, каждая часть была написана в определенный период жизни.

Первая часть произведения, приблизительно 1099 год, во время, когда Мономах начал серьезную борьбу за киевский престол. Это фактически изложение главных мировоззренческих основ князя, которые строились на христианских принципах

Читайте также:  Сочинение праздник день пожилого человека 1 октября

Вторая часть была завершена в 1117 году. Это своеобразная летопись-автобиография, в котором изложена история княжения и походов Мономаха.

Третья часть была написана в последний год жизни Мономаха — в 1125 году. Это духовное завещание князя своим сыновьям и потомкам.

«Поучение детям» — скорее символическое название, произведение можно назвать широким по направлению.

Свое “Поучение детям” князь Владимир Мономах написал в довольно почтенном возрасте, о чем свидетельствуют слова: “Сидя на санях (т. е. готовясь к смерти), помолился я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня к сим дням, грешным, довел”. Анализ текста показывает, что произведение было написано где-то в середине февраля — в начале великого поста 1117 г.

В произведении можно выделить три отдельные части:

— религиозные указания;

— правила, которые затрагивают обязанности князя;

— жизнеописание самого автора, которые должны служить детям примером и наукой.

Опираясь на Святое Писание и писание отцов церкви, говорит Мономах в религиозном изложении о Божьей любви и Божьем всемогуществе. Когда мы, думает автор, на кого лихие, желаем его крови. Вместе с тем Бог терпит все наши грехи и дает возможность с помощью раскаяния, слез и молитвы получить над ними победу и избавиться от них.

Дает также доказательства Божьего всемогущества, дела которого — солнце, месяц, тьма, свет, воды, земля, птицы, рыбы и человек во всех своих подобиях и лицах. Призывает к раскаянию, поклонам, молитвам. Даже среди ночи хорошо петь набожные песни и бить поклоны.

Важно

Так же сидя на коне, когда нет другого дела, лучше говорить: “Господи, помилуй”, чем думать какую-то бессмыслицу.

Во второй части говорит автор об обязанностях относительно ближнего как о повинностях доброго хозяина. Приказывает помогать бедным, вдовам и сиротам. Запрещает карать смертью: “Ни невиновного, ни виновного не выбирайте и не говорите убивать”.

Велит соблюдать присягу, уважать священников, монахов, старшин, выбросить гордость из сердца, предостерегаться лености.

Именно эту систему морали можно назвать определенным образом революционной; фактически уже в ХІІ столетии на Руси произошла отмена смертной казни.

Обращаясь к сыновьям, Владимир Мономах советует самим выполнять все обязанности на войне, самим следить за всем, не полагаясь ни на кого.

Владимир дает советы и установки из всех областей общественной и личной жизни. В частности, гостей нужно уважать, с какой стороны они бы не пришли, так как гости, то ли подорожные, мимо ходя, прославляют людей по всем землям — или добрым, или лихим”.

Женщину, как советует Мономах, нужно любить, но не давать ей власти над собой. ”Что умеете, — заканчивает автор свои указания, — того не забывайте, а чего не умеете, то учите… И пусть солнце не застает вас в постели…”.

В третьей части “Поучений…” Владимир Мономах рассказывает о разных приключениях и опасностях в своей жизни, из которых бы вышел целый и здоровый. Говорит это с целью объяснить беспощадным, что все на Земле происходит по воле Господа Бога нашего.

Совет

Приводит примеры из собственной жизни: два тура брали его на рога: лось раз топтал копытами, второй раз колол рогами; дикий кабан вырвал ему меч; медведь укусил его за ногу; злой зверь вскочил на плечо и повалил его вместе с конем. Но все-таки Бог стерег и оберегал его.

Он советует “Уважайте Бога, который дал нам милость свою”.

При написании “Поучения…” пользовался Владимир Мономах “Заветами двенадцати патриархов” и такими статьями как “Поучение сыновьям Ксенофонта” и “Поучение сыну Феодоры”, которые вошли в сборник князя Святослава.

Источник: http://www.school-essays.info/pouchenie-vladimira-monomaxa/

“ПОУЧЕНИЕ” ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

“ПОУЧЕНИЕ” ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Князь Владимир Мономах – подлинное историческое лицо (1053- 1125). Он оставил письменное “Поучение” своим детям и всем, кому не безразлична мудрость.

Желание поделиться жизненным опытом и плодами размышлений приходит к нему во время встречи на Волге с послами своих братьев, которые призывают князя выступить вместе против Рюриковичей.

Огорченный междоусобицей, князь в раздумьях перечитывает Псалтирь и решает написать очерк своей жизни и присовокупить к нему поучения для детей и внуков.

Призывает он прежде всего иметь страх Божий, ибо страшно умереть, не успев раскаяться в своих прегрешениях.

Для того чтобы обрести милость Божию, не обязательно изнурять себя постом и проводить время лишь в молитвах, достаточно творить добрые дела с мыслью о Боге и наблаго людей. Однако о молитве все-такизабывать не следует.

Напоминает Мономах и о пользе учения, о необходимости приобретения знаний. В пример он ставит своего отца, который “дома сидя, пять языков знал, за что и честь от других стран имел”.

Мономах напоминает, что детям всегда нужно почитать старших, что муж должен жену любить, но не давать ей власти над собой. Власть имущие должны заботиться о крестьянстве, не унижать его и многое делать для его пользы. На войне не следует полагаться на воевод, а все проверять самому и никогда не расставаться с оружием.

Обратите внимание

В свой первый крупный военный поход князь отправился в тринадцатилетнем возрасте, а всего таких походов насчитывается восемьдесят три. В боях Мономах собственноручно убил около двухсот половецких воинов, но особенно он гордится тем, что во время переговоров девятнадцать раз заключил мир.

Князь – заядлый охотник. Он увлеченно повествует о том, как в окрестностях Чернигова своими руками ловил диких коней, в одиночку охотился на дикого вепря, на тура, на лося и медведя.

Своей заслугой считает князь то, что многое на войне и на охоте делал сам, не перегружая всего на слуг – жил походной жизнью настоящего мужчины и государя.

Князь считает, что это Бог сберег его, грешного, от напастей – и смерти бояться не надо: она придет, когда Бог сочтет, что пора.

Третья часть “Поучения” – письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу, в битве с которым погиб сын Владимира. Князь призывает Олега раскаяться и никогда не пытаться добыть насилием того, что можно достичь миром.

“Поучение” заканчивается покаянными мотивами – этим Мономах являет детям пример истинного христианского смирения: “На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю”.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/pouchenie-vladimira-monomaxa/

Нравственный аспект изучения письменных исторических источников на основе анализа «Поучения» Владимира Мономаха» — Конкурс молодых историков «Наследие предков — молодым»

Нравственный аспект изучения письменных исторических источников на основе анализа «Поучения» Владимира Мономаха»

Хамидова Ф.Б.

Современные условия жизни диктуют нам правила. Каждый день появляется очень много информации. Ориентироваться в ней, выбирать верные и неверные варианты, найти подходящую из них- все эти информационно- коммуникативные навыки поможет сформировать изучение письменных исторических источников.

Открывая страницы школьного учебника по истории, мы часто можем увидеть исторические источники разного типа. Я бы хотела выяснить влияние письменных исторических источников.

Письменные исторические источники помогают учащимся не только более целостно представить картину прошлых лет, окунуться в бездну истории, но и научиться анализировать их содержание.

Любой источник добавляет больше глубины к изучаемой теме. Письменные исторические источники иногда путают нас, а иногда придают ясности.

Это придает больше загадочности, а в тот же момент открытости предмету «история».

Я обосную свои утверждения на примере изучения «Поучения» Владимира Мономаха»

«Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов…» Так начинаются известные сочинения Владимира Мономаха «Поучение».

Это произведение, имеющее глубокий морально– нравственный и политический смысл , является, несомненно, важным историческим источником. Как бы печально это не звучало, но на сегодняшний день уровень нравственности современного общества находится не на лучшем уровне.

Родители в большинстве случаев отдалены от детей, у них не хватает времени передавать культурный опыт. С каждым годом находятся новые источники, новые факты и события, которые могут изменить смысл и интерпретацию исторических источников, а иногда и их подлинность.

Поэтому, исходя из всего вышеперечисленного, изучение исторических источников, а именно «Поучения» Владимира Мономаха, остается актуальным и по сегодняшний день. Рассмотрение исторических источников в целом является важным вкладом в историческую науку.

Владимир Мономах, великий князь Киевский, – сын Владимира Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Свое правление он начал в 1073 году в Смоленске, на Руси стал правителем в 1113 году. Рассматриваемые нами сочинения он написал в XI–начале XII века, известные под несложным названием «Поучение». Они включены в Лаврентьевскую летопись.

«Поучение» — это собрание сочинений князя, которые включают в себя само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославовичу. «Поучение» сочетает в себе политические и нравственные завещания князя, адресованные его сыновьям и широкому кругу читателей.

Достоверность источника подтверждает упоминание его в Лаврентьевской, Ипатьевской летописях, наличии отзывов об источнике в зарубежной литературе.

В первых абзацах «Поучения» автор указывает на необходимость соблюдения моральных аспектов: «не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте…на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего…

Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите»[1].

Важно

Изучая содержание этого произведения, понимаешь, что оно содержит высокие морально– нравственные заветы, остающиеся актуальными и по сей день. «Поучение» заставляет нас критически осмыслить взаимодействие людей, по– другому относиться к людям, совершенствовать свои морально– нравственные устои.

Будет большой ошибкой утверждать, что «Поучение» – это семейный документ, включающий свод бытовых нравственных советов. Это документ общественной значимости. Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом[2].

Автор ставит перед каждым задачу сохранения государственного порядка, указывает на обязанность князя заботиться о благе государства, о его единстве. Произведение имеет направленность на агитацию единого и целостного государства, без разрушительных междоусобных войн.

Письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою, написано очень мудро и спокойно, без каких– либо громких слов и оскорблений. Тяжело переживая смерть сына, князь, тем не менее, готов все понять и простить. На войне все равны перед смертью.

Его сын погиб, как погибают многие в бою. Погиб, сражаясь на Русской земле с русским князем. И беда заключается не в смерти князя на поле брани. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах утверждает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: «Я тебе не враг, не мститель…

И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской»[3]. Д.С. Лихачев отмечал, что «письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его.

Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды»[4].

В произведении также отражены детали реальной истории: с этнографической точностью передаются исторические события — борьба с половцами, походы князей, битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов.

Совет

Рассматривая автобиографическую часть произведения, можно выдвинуть идею о том, что автор хотел показать себя в пример читателям. Он описывает свою жизнь, основанную на этих заветах и правилах.

Мономах предстает перед нами человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Это связано с его позицией «Князь– образец».

В «Поучении» Мономах освещает широкий круг жизненных явлений, дает подсказку для ответа на многие социальные и нравственные вопросы своего времени, с учетом того, что они понадобятся будущему поколению.

В «Поучении» ощущается личное чувство автора. Оно наполняет его еще одним дополнительным смыслом – сокровенностью сказанного. В строках заметны отражения видений житейского быта и эпохи. Произведение открывает Владимира Мономаха с человеческой стороны.

Он– личность, с огромным набором качеств и желанием изменить мир в лучшую сторону. Для него является очень важным момент проникновения наставления в душу и сердце читателя. Прочитавший эти заветы должен был, по его расчету, изменить свое отношение к окружающим, к Русской земле и к жизни в целом.

Он видел читателя с открытым сердцем, в которое он льет свой бальзам наставлений.

Читайте также:  Критика и отзывы о романе капитанская дочка пушкина

Конечно же, в глаза бросается религиозность произведения.

Автор, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир, ставит Бога над всем и вся.

Он восторгается «божьей мудрости» ради человека: «Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои. Велик ты, и чудны дела твои и благословенно и славно имя твое вовеки по всей земле».

В письме к Олегу Святославовичу выражена идея покаяния, победы добра над злом. Покаяться, по мысли князя, должны все виновные – допустивший гибель его сына Олег, сам Владимир, не предупредивший эту смерть. Автор не оставляет себе выбора, и готов ответит перед судом, если это потребуется. К этому он готовит так же своего читателя.

Подводя итог, мы хотим отметить мощную энергетику этого произведения. Читая его, как будто слышны громкие голоса из прошлого, указывающие на наши ошибки.

Этот голос прошлого он дает нам возможность шагать в будущее, ведь если мы не будем учитывать опыт, сохранять и передавать его, то наше будущее под угрозой. Произведение дает ощущение пробуждения.

Эмоциональный окрас подпитывает чувство патриотизма и ответственности перед Отечеством.

Использованные источники:

  1. «Поучения» Владимира Монамаха
  2. Лаврентьевская летопись.
  3. Ипатьевская летопись.

Литература:

  1. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. — Л.: Худож. лит., 1987. — Т. 2. — 342 с.
[1] http://old-ru.ru/02-1.html «Поучения Владимира Мономаха».

[2] Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. — Л.: Худож. лит., 1987. — Т. 2. — С. 133-154.

[3] http://old-ru.ru/02-1.html «Поучения Владимира Мономаха».

[4] Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. — Л.: Худож. лит., 1987. — Т. 2. — С. 104.

Источник: http://ist-konkurs.ru/raboty/2013/832-lr-r

Поучения Владимира Мономаха

Владимир – князь Киевской Руси, внук Ярослава Мудрого, талантливый мыслитель. Он оставил о себе великую славу и светлую память как мудрого руководителя и отважного полководца. Кроме того, самые главные поучения Владимира Мономаха имеют тысячелетнюю историю.

Краткая историческая справка

Родился мальчик в семье отца Всеволода, матери – дочки императора Византии Константина Мономаха,  имя которого унаследовал потомок. Его почитали за боевые заслуги с целью сплочения земли русской.

Представитель княжеского рода вырос в условиях нестабильной политической ситуации и внутренних междоусобных конфликтов, пережил военные распри с половцами, которые представляли серьезную опасность. Главное событие его правления Любечский съезд 6 русских княжеств по вопросу раздела территории и объединения армии.

По характеру князь был очень миролюбивым человеком, отказался от престола в пользу брата, что говорит об усмирении его гордыни. В тех условиях обычно происходили конфликты за трон, которые ослабляли государство. Желание других представителей княжеского рода власти подрывало устои государства и благосостояния Руси.

Главным для князя была вера в Бога, которая формировала правила поведения:

  • соблюдать обещания;
  • помогать бедным;
  • уважать старших;
  • придерживаться правильного образа жизни и молиться.

Он выступал против междоусобных войн и отрицательно относился к смертной казни, принимал участие больше в 82 походах и заключил десятки соглашений.

За время правления построил несколько церквей, возвел каменные стены вокруг Киева, проложил мост через реку Днепр. Написал напутствия духовного плана своим наследникам, оставил им нравоучения, приводя примеры личной жизни. Главная его заслуга в объединении земель и защита от набегов половцев.

Обратите внимание

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов.

Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.

Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

О чем говорится в поучении владимира мономаха

Словарь Ефремова дает следующее толкование «поучение – это напутствие, наставление», такое же понятие в словаре Ушакова. Наставление – это своеобразный стиль литературы, в котором излагается пример поведения на личном опыте, изобличаются пороки и славятся добродетели.

Обязательно к прочтению:  Почему армяне православные

Эта необычайная личность боролась за просвещение, была образованным и эрудированным человеком своего времени, о чем свидетельствует его текст изложенный как автобиография. Все произведение наполнено простыми мыслями и глубокой христианской мудростью, также в нем затрагиваются многие вопросы и даются ответы на них.

Особое внимание князь обращает на семейный образ жизни и скромность. Он считал, что в семье мужчина должен быть образцом подражания для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании.

 В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие».

Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом.

К чему призывал Владимир Мономах в поучении:

  • слушать старших с покорностью, а властелинам мира не обижать сирот и вдов, быть милостивым и справедливым;
  • помогать бедным;
  • не лениться и не поддаваться праздности, которая служит врагом хороших начинаний и призывает трудиться;
  • уважать пожилых людей, мать, отца;
  • не надеяться полностью на других людей, быть ответственным, не увлекаться вином и едой;
  • ложиться рано спасть и вставать ранним утром;
  • поить и кормить нищих людей, уважать гостей;
  • навещать больных, приветствовать людей.

Он говорил, что существует следующие добродетельности, которые побеждают лукавого: раскаяние, слезы и милостыня.

Мудрый руководитель обязан проявлять заботу о народе, быть справедливым и милосердным в одинаковой мере ко всем, независимо от различного положения.

Воинскую жизнь, наполненную рисками и проблемами, князь умело совмещал с образом христианина. Охота была обычным делом. В те время была масса диких животных, что значило охотиться – это защищаться от их нападения.

Поэтому вторая часть носит стиль автобиографического плана. Он повествует, как два быка подняли его на рога, олень пытался затоптать ногами, медведь свалил с коня, но он остался живой благодаря Божьей добродетели.

Он никогда не хвастался, а рассказывал об обычной жизни.

Князь Владимир:

  • великий государственный деятель, патриот, военный руководитель, отважный воин;
  • мудрый политический лидер, который был заинтересован в предотвращении междоусобных войн и объединении Руси;
  • великодушный, честный, миролюбивый, добрый человек.

Основные наставления Владимира Мономаха из поучения – это свод духовных норм, к которым должен соблюдать каждый человек, нравственный кодекс. Все его наставления сводятся к тому, что семья – главная опора любого государства.

10 советов из поучения Владимира Мономаха:

Пусть хранит Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/poucheniya-vladimira-monomaxa/

«Поучение Владимира Мономаха»: анализ произведения

Образование 1 сентября 2017

В данной статье мы рассмотрим завещание детям Владимира Мономаха — «Поучение». Анализ этой работы будет весьма интересен, поскольку это произведение имеет почти тысячелетнюю историю.

Оно проникнуто верой во благо, возвышает моральные нормы и направляет потомков по пути мира, советуя забыть разногласия в пользу единой общей цели.

Чтобы понять данное произведение в полном объеме, требуется, однако, не только внимательное чтение, но и знание исторического контекста, на фоне которого мудрость рекомендаций правителя выделяется ещё более ярко.

Биография

Владимир Всеволодович правил различными регионами Руси, прежде чем в 1113 году стать великим киевским князем. Прозван Мономахом он был, поскольку его мать была, во всей вероятности, дочерью императора Византии – Константина Мономаха.

Будущий великий князь рос в условиях политической напряженности – он пережил и ряд военных конфликтов с половцами, представлявшими серьезную угрозу древнерусскому государству, и внутренние междоусобицы. При анализе текста «Поучение Владимира Мономаха» необходимо отметить некоторые факты его личной биографии.

В отличие от многих молодых отпрысков княжеского рода, Владимир проявлял удивительное миролюбие. Например, он отказался от претензий на киевский престол после смерти отца в пользу старшего брата.

Конечно, такая очередность была предусмотрена традициями, однако во многих других аналогичных ситуациях претенденты развязывали конфликты за личную власть, ослабляя страну.

Основа текста

Главной позицией Владимира становится вера в Бога, из которой следуют различные стратегии поведения, одобряемые и поддерживаемые христианством: соблюдать данные клятвы, помогать слабым и бедным, почитать старших, вести праведный образ жизни. Здесь же он указывает на необходимость осуществлять молитву.

Впрочем, и более древний мотив обнаруживает в своем завещании Владимир Мономах. Анализ «Поучения» демонстрирует, что высокую значимость имеет для правителя почитание гостя.

Возможно, вы слышали, что издревле существовал неписаный кодекс, в котором принятие гостя в своем доме признавалось обязательным вне зависимости от времени суток и бытовых условий.

Важно

Как и в сказках, где «накормить, напоить и спать уложить» является единственно возможным вариантом встречи незнакомого человека, в повседневной жизни заглянувший на огонёк путник являлся лицом неприкосновенным. Не положено было даже спрашивать, кто он и откуда – он мог это рассказать только по своему желанию, уже будучи принятым хозяевами.

Итак, анализ «Поучения детям» Владимира Мономаха показывает, что текст являет собой совокупность идей религиозной и бытовой морали.

Видео по теме

Тема единства

Владимир, как мудрый политик, выступает против раздробленности государства.

Разумеется, он видел на протяжении своей жизни, как часто жажда личной власти подрывает устойчивость страны: в междоусобных войнах, борьбе за власть с применением интриг и привлечением внешних военных сил он видит лишь способ «расшатывания» благосостояния Руси. Как мы знаем из биографии князя, сам он не стал пользоваться возможностью усилить своё влияние до тех пор, пока не получил на это законное право.

Заглядывая в грядущее столетие, мы видим, чем обернулось нежелание потомков провести анализ «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться к совету мудрого правителя: монголы, вихрем прошедшие по Руси, смели все войска отдалившихся друг от друга князей и установили своё правление на несколько веков.

Тема войны

Владимир, принимая систему христианских ценностей и призывая верить в Бога и помогать нуждающимся, не выступает за отказ от войны.

Действительно: он политик, а без военной силы обеспечить безопасность страны и народа попросту невозможно.

Анализ «Поучения Владимира Мономаха» как исторического источника показывает, что князь участвовал в более чем восьмидесяти походах и заключил десятки соглашений, о чем он сам и повествует.

Нельзя сказать, что автор всегда действовал «объективно справедливо», но всегда – в интересах своей страны.

Например, приняв просьбу о помощи самозванца, претендующего на Византийский престол, князь не мог не осознавать обмана.

Продолжительные боевые действия, ставшие последними между Киевом и Царьградом (Константинополем), окончились без каких-либо серьезных успехов, а соглашение было скреплено династическим браком.

Ссылки

Владимир выступает высокообразованным человеком. Произведение изобилует цитатами, в особенности из Библии, что говорит не только о развитой морали князя, но и о намеренном изучении вопроса в преддверии написания своего завещания детям.

При анализе «Поучения Владимира Мономаха» можно увидеть названия многих русских городов. Одни из них сегодня являются крупными центрами: Владимир, Новгород, Курск, Смоленск, Ростов. Другие потеряли былую значимость: Сутейск, Кордно, Стародуб, Берестье, Туров.

Приводятся в тексте и другие сцены: благодаря записям великого князя об охоте на оленей и вепрей, куниц и туров, а также многих других животных ученые могут делать выводы об устойчивости ареала их обитания. Таким образом, исторический источник может служить нуждам самых различных наук.

Форма изложения

К сожалению, в оригинале вы прочитать данный текст без подготовки не сможете – русский язык XII века сильно отличается от современного как в написании, так и в произношении.

Слышали ли вы про такие буквы, как «ять», «нус большой» и «нус малый»? Знаете ли вы, какие звуки обозначали символы, выглядящие как мягкий и твердый знак? Итак, прочитать текст в его исходном виде будет проблематично.

Источник: http://monateka.com/article/245929/

«Поучение Владимира Мономаха» Анализ | Инфошкола

Исторический контекст.

Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) — киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью — византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.

У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве.

Читайте также:  Сочинения по рассказам пришвина

Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами — отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни.

Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.

Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство.

Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе.

Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.

Идейное содержание и жанровые особенности «Поучения».

«Поучение Владимира Мономаха» — это первое в древнерусской литературе автобиографическое произведение, памятник религиозной и философско-политической литературы.

«Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Это сложное произведение, состоящее из трех частей, написанных по разному поводу, поэтому датировать его непросто.

Ученые относят «Поучение» к 1117 году.

Совет

Основная мысль «Поучения» — изображение идеала княжеского «поведения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагаться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, должен во все вникать сам…

Композиция произведения.

Первая часть «Поучения» представляет собой молитву, источником которой были библейские и другие религиозные тексты: «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь.

А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, также и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею.

И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои.

Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле».

Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?

И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом.

Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости.

И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.

Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного.

Обратите внимание

И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. «И благословен. Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил.

И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!».

В тексте всего «Поучения» очень велико влияние христианской веры, принятой на Руси. Крещение Руси состоялось в 988 году: об этом рассказывается в «Повести временных лет».

Вторая часть «Поучения» — это повествование Владимира Мономаха о своей деятельности: сжатое перечисление походов и основных событий жизни.

Перечень непрерывно следующих походов показывает, насколько энергичным и настойчивым в достижении цели был Владимир Мономах.

За скупыми и, казалось бы, бесстрастными сообщениями о том или ином событии встает драматичная и суровая жизнь князя и воина: «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с ко — 32 Нем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал.

Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился.

Важно

Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуадайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным».

Третья часть «Поучения» отражает переписку Владимира Моно- маха со своим двоюродным братом и давним противников Олегом Святославичем, с которым князь воевал за Чернигов.

Велика вражда между князьями: Олег Святославич в союзе с половцами отнял в 1094 году у Владимира Мономаха Чернигов, в битве с ним погиб сын Мономаха — Изяслав: «О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою… Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня.

Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!» Однако Владимир Мономах подавляет в себе чувство мщения во имя Христовой любви и прекращения междоусобицы. «Не хочу я лиха, но добра хочу я братьям и Русской земле» — говорит в обращении к Олегу Святославичу Владимир Мономах.

«Поучение» Владимира Мономаха в оценке литературоведов. «Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием «Поучения», написаны в конце XI — начале XII в.

«Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г.

в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным…

У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики.

Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу… Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности — идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления.

Совет

В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.

Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…

Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Моно — махом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчизны.

Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит».

Под этими «иными» Мономах явно разумел всех русских князей.

Именно к князьям обращены «Поучение» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит в своем «Поучении» князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д.

Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения — среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.

При старых следует молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться, с равными и меньшими любовь иметь и умерять «увлекающихся властью».

Это выражение — «не уклоняться учить увлекающихся властью» («не стрекати учить легких власти»), самая идея того, что власть «увлекает», замечательны… Весь тон «Поучения» задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный — строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах»…

Обратите внимание

Страстная политическая целенаправленность «Поучения» Владимира Мономаха, тесная связь его с политическими событиями его времени, последовательное проведение в нем единой политической идеи, правда замаскированной порой религиозной формой, делает его одним из самых значительнейших публицистических произведений на Руси…

«Поучение» — отнюдь не обычное рассуждение о необходимости соблюдать христианскую мораль и быть благоразумным в своем поведении, а темпераментный политический трактат, отстаивающий необходимость соблюдать новый принцип — «кождо да держит отчину свою».

В этом трактате удивительно слиты этическая система и эстетическая, исповедь с элегическим тоном… Проблемы этической ответственности человека постоянно занимали в литературе самое важное место.

Вспомним Радищева, Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Горького и многих других.

Это одна из специфических, национальных черт русской литературы. И проявлялась эта черта уже в первые века ее существования» (Д. С. Лихачев. Великое наследие)

Источник: https://info-shkola.ru/pouchenie-vladimira-monomaxa-analiz/

Ссылка на основную публикацию