Анализ повести булгакова собачье сердце 11 класс

План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: Конкурсный урок по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» 11 класс «Шарик-Шариков.Рождение новой жизни или жестокий опыт?»

Шарик  — Шариков   — это рождение новой жизни или жестокий опыт?

Цель:

Ход урока:

  1. Постановка темы и целей урока.

1.В/ф

2. –О каком произведении пойдет речь на сегодняшнем уроке? Повесть написана в 1925 году и завершает цикл сатирических произведений автора.

В ролике вы увидели процесс превращения Шарика в П.П. Шарикова.

И тема нашего урока звучит так..

Какая проблема заключена в теме урока? (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,).

Пёс Шарик  Опыт профессора Преображенского  Новый человек?

 Спасибо, проблему мы выявили.

Какова будет цель нашего урока? (определиться в позиции по проблеме, заявленной в теме урока)

Главная цель – выяснить, каковы последствия опыта профессора Преображенского по превращению собаки в человека

III.

— Для того, чтобы составить целостное представление о проблеме, необходимо ее рассмотреть с разных точек зрения, выслушать мнения всех участников этой истории

Обратите внимание

Как вы  думаете, кого, в первую очередь, необходимо выслушать, узнать, как он видит эту проблему? (автора)

1). Автор

-1 ученик, работая с дополнительным материалом, постарается выступить от лица автора (используя приём отстранения) и донести до нас булгаковский замысел создания повести.

(Повесть «Собачье сердце»  позволяет глубже понять творчество писателя в целом.

«Собачье сердце» было написано в 1925 году, первоначально она называлась «Собачье счастье. Чудовищная история».

В повести Михаил Булгаков показывает абсурдность идеи «Кто был ничем, тот станет всем» и мысли о необходимости и возможности создания «нового человека» из пролетарской массы.

Человек – неповторимая индивидуальность. Никакая форма насилия не может привести к успеху.

В контексте произведения скрыта ещё одна немаловажная мысль: революция – своего рода насильственная операция, проведённая над обществом – объявила пролетария хозяином жизни.

Эксперимент с социализмом очень напоминает читателю искренние попытки профессора Преображенского насильственно улучшить человеческую породу. Создавая этот образ, Булгаков отразил свою заветную мысль об ответственности интеллигенции перед своей страной.

В повести «Собачье сердце» наряду с сатирическим изображением современности затрагивался довольно широкий круг социально-политических и нравственно-философских проблем. Один из важнейших аспектов содержания повести – отношение к революционным преобразованиям, к власти, проблеме ответственности за свои действия.

М.А.Булгаков, рассказывая об эксперименте профессора Преображенского и его последствиях, ведет читателя как к осознанию опасности форсирования законов эволюции, так и к пониманию того, что без стремления человека постичь тайны бытия жизнь невозможна.

Но важно, чтобы любой экспериментатор отдавал себе отчет в том, что несет ответственность за последствия своего опыта, и был готов прежде всего морально, нравственно платить по счетам. Если же такой готовности нет, если творец не собирается отвечать за содеянное, не обладает должными нравственными качествами, то тогда неизбежна катастрофа.

Важно

Эта позиция заявлена писателем уже в «Роковых яйцах» (судьба открытия профессора Персикова), а в «Собачьем сердце» развернута в коллизии общечеловеческого масштаба.

Булгакова, когда он создавал повесть, волновали многие проблемы — соотношение эволюции и революции, нравственный выбор, судьба интеллигенции, природа новой власти и т.д. Эти проблемы решались писателем на основе мистического восприятия мира (мир реальный и мир мистический взаимопроникаемы, едины).

В этом мире все предметы и явления неоднозначны, в каждом обнаруживаются противоположные начала. Человек не хозяин в этом мире, у него нет абсолютного знания: он движется ощупью.

Нарушение законов как природных, так и нравственных (умышленное или нет — все равно!) может привести человечество к катастрофе.

— Для автора всегда важно мнение  критиков и современников………….., о его произведении,

2). Группа – Критики и современники.

-Какова будет цель работы вашей группы? (Какова точка зрения критиков, их оценка произведения М.Булгакова? Разделились ли мнения критиков в оценке произведения Булгакова?)

— Вы д.будете изучить многочисленные высказывания критиков и современников о произведении «Собачье сердце» и определиться с общей точкой зрения, если она присутствует в данных высказываниях не только о произведении, но нельзя забывать нашу проблему, над которой мы работаем на сегодняшнем  уроке.

  • «Автор делает пса симпатичным
  • Вс. Сахаров считает, что «авторская оценка Преображенского отрицательна, несмотря на очевидную симпатию к бесспорным его достоинствам, врачебному гению и высокой культуре ума и знания».
  • М.Золотоносов:  «Преображенский в создании Шарикова виноват не меньше Швондера»
  • Но всю структуру повести определяет вторая линия, говорящая читателю, что «не революция с ее непредсказуемыми взрывами и поворотами, а великая неостановимая эволюция — вот что действительно согласно естеству, природному и человеческому». Н.Сергованцева
  • Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством, который понимает и признает только силу, готовый, как всякий раб, мстить всем, кому подчинялся, при первой возможности. Вс.Сахаров
  •  Преображенский берет на себя миссию Бога (сотворение человека и уничтожение его за грехи), но, не будучи таковым, обречен на неудачу, грозящую катастрофой. М.Золотоносов
  • Биолог Преображенский нашёл способ исправить свою ошибку. Он превратил Шарикова обратно в Шарика. Преображенский, философ и политик, сделать бы этого не смог, если б даже захотел. М.Золотоносов
  • В С. с. пародируются попытки большевиков сотворить нового человека, призванного стать строителем коммунистического общества. М.Золотоносов
  • Писатель как бы предсказал кровавые чистки 30-х годов уже среди самих коммунистов, когда одни швондеры карали других, менее удачливых. А.Д.Сахаров
  • Единственным лекарством против разрухи Преображенский (и с ним Булгаков) признает обеспечение порядка, когда каждый может заниматься своим делом
  • Л.Б. Каменев написал: “Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя
  • Теперь, пожалуй, уже никто не будет отрицать, что Булгаков стал сатириком нашей эпохи. Да ещё самым выдающимся. А это при всём том, что он вовсе не хотел им стать. Сделала его сатириком сама эпоха. По природе своего дарования он был лириком
  •   Ничего хорошего не рождается революционным путем, все подлинное — результат эволюции, говорит нам Булгаков, не надо революций каких бы то ни было, жизнь должна развиваться по законам эволюции…  В.Боборыкин
  • Жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу.                               А.М.Горький
  • А.Д.Сахаров: «Булгаков, создавая свою повесть в 1925 году, не мог знать того, что произойдет в стране много позже, но как художник предвидел опасность и пагубность невежества и хамства, соединенного с возможностью властвовать».
  • Академик И.П. Павлов. «Если то, что делают большевики в России есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы даже лягушку»
  • Деградация «человеческого материала» в ходе рискованного эксперимента над человеческой природой +социальная идеология Швондера. А.Д.Сахаров
  • Эксперимент привёл к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством, который понимает только силу, готовый как всякий раб, отомстить всему, чему подчинялся, при первой возможности. А.Д.Сахаров
  • В. Боборыкин: «Новый строй стремится из «старого человеческого материала» сотворить нового человека, словно соревнуясь с ним, идёт ещё дальше: он намерен сделать человека, да ещё и высокой культуры и нравственности, из собаки»
  •  А. Карпов: «Для Булгакова Шариков фигура не только нелепая, вызывающая смех, но и зловещая. В его претензиях к Преображенскому обнаруживает себя уверенность в том, что именно он, а не какой-то там учёный интеллигентишка является, как тогда выражались, трудовым элементом и поэтому должен был хозяином жизни.

Кто объединяет понятия, названные в теме, кто ответственен за последствия эксперимента?

Работая в группе над текстом повести, вы будете должны дать характеристику  профессору Преображенскому, опираясь на предложенные вопросы:

1.Кто же он, профессор Пре- ображенский?

Какую цель ставит перед собой, подбирая несчастного дворнягу?

2.Как результат опыта повлиял на убеждения героя?

3.Как сам Ф.Ф. оценивает результат уникальной операции?

(1.Это медицинское светило, занимающееся проблемами омоложения и улучшения человеческой породы.

Очень опытный хирург, имеет большое количество состоятельных и влиятельных пациентов; материально прекрасно обеспеченный специалист; гурман; любитель и знаток оперы; гуманный человек.

Подбирает  собаку, чтобы проверить свою гипотезу относительно омоложения, а потом из хулигана Шарикова «сделать человека»)

(2. Оказалось, что лаской и внушением можно было приручить собаку, а человек Шариков никакому моральному воздействию не поддавался, как убедились и профессор, и все причастные к этой истории. Ни просьбы, ни уговоры, ни приказы, ни ругань, ни даже угрозы никакого положительного эффекта в превращении Чугункина в человека не возымели.

Тогда профессор, доведенный до отчаяния непотребным поведением своего детища, гонит его с квартиры. Он готов Шарикова убить, а Борменталь хочет накормить его мышьяком, желает ему попасть под автобус и т.д. Но когда новоиспеченный начальник Полиграф Полиграфович направляет револьвер на Борменталя, его снова превращают в Шарика, произведя обратную операцию.

Значит, от ласки и убеждений они вынуждены были перейти к террору, только он спас врачей от гибели.)

(3.  Ф.Ф. потрясен отрицательными последствиями своих благих, далеко идущих замыслов: «Милейшего пса превратили в такую мразь, что волосы дыбом встают! «исключительный прохвост», «хам и свинья», «дикарь»…

Профессор считает, что только городовой с бляхой или красном кепи заставит умерить вокальные порывы наших граждан; до тех пор пока не усмирят этих певунов, ничего не изменится к лучшему, то есть он видит средство спасения все-таки в терроре.

Став «городовым» у себя дома, профессор «усмирил» Шарикова. Хирургическим способом он остановил движение подопечного к власти, осознал разруху в собственной голове. Но такой способ решения проблемы не является ли предупреждением о неизбежности наступления террора?.

 Профессор сам буквально идет против природы, но она все расставила по своим места

Интеллигент, предан науке, живёт изолированно от  общества, имеет чувство собственного достоинства, приверженец «чистой науки», поэтому его открытие бесконтрольно.

            Симпатичен, несмотря на ряд комических черт.

Совет

            Профессор оказывается в трагикомическом положении: порождение его ума и рук грозит самому факту его существования, покушается на основы его мироустройства, чуть не губит его «вселенную» (многозначителен мотив «потопа», вызванного неумением Шарикова обращаться с водопроводными кранами).

И для полной картины нам не хватает точки зрения еще одного персонажа.

4 группа – герой повести Шарик-Шариков

 « У-у-у-у-гу-гугу-уу! О, гляньте на меня, я погибаю!»

«Так свезло мне,… просто неописуемо свезло».

В результате фантастической операции благодарный, привязчивый, верный, смышлёный пёс, каким он является в первых трёх главах повести, превращается в тупого, способного на предательство, неблагодарного и агрессивного люмпена, жаждущего занять место, ему не принадлежащее. Правдоподобные детали, соединяясь, создают фантастическую гремучую смесь под названием «Шариков», которая приобрела сегодня нарицательное значение, стала символом его агрессивности .

           Вчерашний Шарик обретает «бумаги» и право на прописку, устраивается на работу в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов; пёс пытается «зарегистрироваться» с барышней, дворняга претендует на жилплощадь профессора и пишет на него донос.

Цитаты:

Похабная квартира, но до чего хорошо…».

А может, я и красивый».

«вытащил самый главный собачий билет, что он — красавец, собачий принц-инкогнито».

«Он бы прямо на митингах мог деньги зарабатывать

(«Господин уверенно пересёк в столбе метели улицу и двинулся в подворотню. Да, да, у этого всё видно. Этот тухлой солонины лопать не станет, а если где-нибудь и продадут, поднимет такой скандал, в газеты напишет: меня, Филиппа Филипповича, обкормили»

«Нет, куда уж, ни на какую волю отсюда не уйдёшь, зачем лгать, — тосковал пёс, сопя носом, — привык. Я барский пёс, интеллигентное существо, отведал лучшей жизни. Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция… Бред этих злосчастных демократов…».

«… пёс Шарик, привалившись, лежал на ковре у кожаного дивана… мысли в голове пса текли складные и тёплые. Так свезло мне, так свезло, —  думал он, задрёмывая, — просто неописуемо свезло».

  1. Выступление групп.( Оценивание).

— Слово автору повести М.А.Булгакову (1мин).

-Каков же был замысел писателя, его авторская позиция в отношении проблемы нашего урока?

(Авторская позиция заключена в словах  профессора Преображенского) (СЛАЙД) 

Читайте также:  Сочинение на тему как я помогаю маме 2, 3, 4 класс

«На преступление не идите никогда, против кого бы оно не было направлено».

— Вторая группа работала над мнениями критиков и современников. К какому выводу вы пришли? Какие оценки проблемы нашего урока прозвучали в их высказываниях?

 (СЛАЙД)

«Жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу».                        

«Эксперимент привёл к рождение монстра…»

— Слово группе профессора Преображенского:

(СЛАЙД на ЕВСТ))

1.Кто же он, профессор Пре- ображенский?

Какую цель ставит перед собой, подбирая несчастного дворнягу?

2.Как результат опыта повлиял на убеждения героя? Как сам Ф.Ф. оценивает результат уникальной операции?

 («Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите»).

(СЛАЙД)

«Милейшего пса превратили в такую мразь, что волосы дыбом встают! «Исключительный прохвост», «хам и свинья», «дикарь»…

— Профессор понял, что пошёл против природы, но она все расставила по своим местам.

— Последняя группа анализировала этапы превращения «милейшего пса» в человекообразное существо.

СЛАЙД (заполняется)

1.Чудо – познаваемость Вселенной

2.И с природой дивный диалог

3.Этот чистый, темный и целебный

4.Рек, небес, пустынь и моря слог.

Осторожней принимай признанья

И о тайнах сбивчивый рассказ.

Что-то пусть останется за гранью,

В любопытстве сдерживая нас

                                     Д. Самойлов.

«Собачье сердце»  — своеобразный «сигнал-предупреждение»

Один из главных героев произведения, профессор с мировым именем Филипп Филиппович Преображенский, гениальнейший ученый, проводит уникальный эксперимент.

Происходит метаморфоза: жалкий, бездомный, вечно голодный и всеми обижаемый пес Шарик вдруг становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и пр.) в отделе МКХ.

Шариков уже представляет конкретную угрозу Преображенскому, когда пишет донос на профессора.

В итоге сам ученый делает неутешительный вывод: Опыт не удался.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/07/13/konkursnyy-urok-po-povesti-mabulgakova-sobache-serdtse-11-klass

Анализ повести Булгакова «Собачье сердце» | Литерагуру

О чем книга «Собачье сердце»? Ироничная история Булгакова повествует о неудавшемся эксперименте профессора Преображенского. В чём он заключается? В поиске ответа на вопрос, как «омолодить» человечество. Удаётся ли герою найти искомый ответ? Нет. Но он приходит к результату, имеющему для общества более высокий уровень значимости, чем задуманный эксперимент.

История создания

Киевлянин Булгаков решил стать певцом Москвы, её домов и улиц. Так рождались московские хроники. Повесть писалась в Пречистинских переулках по заказу журнала «Недра», хорошо знакомого с творчеством писателя. Хронология написания произведения укладывается в три месяца 1925 года.

Будучи врачом, Михаил Александрович продолжил династию своей семьи, подробно описав в книге операцию по «омоложению» человека. Более того, известный в Москве доктор Н.М. Покровский, дядя автора повести, стал прототипом профессора Преображенского.

Первое чтение машинописного материала состоялось на собрании «Никитских субботников», что сразу стало известно руководству страны. В мае 1926 года у Булгаковых был произведён обыск, итог которого не заставил себя ждать: рукопись изъяли. Замысел напечатать свой труд у писателя не осуществился. Советский читатель увидел книгу только в 1987 году.

Основные проблемы

Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени.

Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными.

Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека.

С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу.

Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.

Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно.

Обратите внимание

Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии.

Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.

Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность.

Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них.

Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека.

Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…

На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.

В чём смысл книги?

Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией.

Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность.

Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами.

Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке.

Важно

Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.

Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.

Главные темы

Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений.

Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки.

Именно так должен поступать каждый творец.

Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений.

Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами.

А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.

Сатира и юмор

Книга открывается монологом бродячего пса, обращённым к «гражданам» и дающим точные характеристики москвичам и самому городу.

Население «глазами» собаки неоднородно (что соответствует действительности!): граждане – товарищи – господа. «Граждане» отовариваются в кооперативе Центрохоза, а «господа» — в Охотном ряду.

Для чего богатым людям гнилая лошадь? Эту «отраву» получишь только в Моссельпроме.

«Узнать» человека можно по глазам: у кого «сушь в душе», кто агрессивен, а кто «холуй». Последний – самый противный. Боишься – тебя-то и следует «тяпнуть». Гнуснейшая «мразь» – дворники: гребут «человеческие очистки».

А вот повар – важный объект. Питание – серьёзный показатель состояния общества.

Совет

Так, барский повар графов Толстых – настоящая личность, а повара из Совета Нормального питания вытворяют такое, что даже собаке непотребно. Если же стал председателем, то активно краду.

Ветчина, мандарины, вина – это «братья Елисеевы бывшие». Швейцар хуже котов. Он пропускает бродячую собаку, заискивая перед профессором.

Система образования «предполагает» москвичей «образованных» и «необразованных». А зачем учиться читать? «Мясо итак пахнет за версту». Но если есть хоть какие-то мозги, вы без курсов выучитесь грамоте, как, например, бродячий пёс. Начало шариковского образования – магазин электрики, где бродяга «отведал» изолированной проволоки.

Приёмы иронии, юмора и сатиры часто используются в сочетании с тропами: сравнениями, метафорами и олицетворениями.

Особым сатирическим приёмом можно считать способ первоначального представления персонажей по предварительной описательной характеристике: «загадочный господин», «богатый чудак» — профессор Преображенский»; «красавец-тяпнутый», «укушенный» — доктор Борменталь; «некто», «фрукт» — посетитель. Неумение Шарикова общаться с жильцами, формулировать свои требования, рождает юмористические ситуации и вопросы.

Если говорить о состоянии прессы, то устами Фёдора Фёдоровича писатель рассуждает о том случае, когда в результате прочтения советских газет перед обедом, больные теряли вес. Интересна оценка профессором существующего строя через «вешалку» и «калошную стойку»: до 1917 года двери парадных не закрывались, так как грязную обувь и верхнюю одежду оставляли внизу. После марта все калоши исчезли.

Основная идея

В своей книге М.А. Булгаков предупреждал, что насилие — это преступление. Всё живое на земле имеет право на существование. Это неписаный закон природы, которому необходимо следовать, чтобы не допустить точки невозврата.

Необходимо на всю жизнь сохранить чистоту души и помыслов, чтобы не потворствовать внутренней агрессии, не выплескивать ее наружу.

Потому насильственное вмешательство профессора в естественный ход вещей осуждается писателем, поэтому ведет к таким чудовищным последствиям.

Гражданская война ожесточила общество, сделала его маргинальным, хамским и пошлым в основе своей. Вот они, плоды насильственного вмешательства в жизнь страны.

Вся Россия 20-х годов – грубый и невежественный Шариков, который вовсе не стремится к труду. Его задачи менее возвышены и более эгоистичны.

Булгаков предостерегал современников от такого развития событий, высмеяв пороки нового типа людей и показав их несостоятельность.

Главные герои и их характеристика

  1. Центральная фигура книги – профессор Преображенский. Носит очки в золотой оправе. Живёт в богатой квартире, состоящей из семи комнат. Он одинок. Всё своё время посвящает работе. Филипп Филиппович ведёт приём дома, иногда здесь же оперирует. Больные называют его «магом», «чародеем». «Творит», сопровождая часто свои действия пением отрывков из опер. Любит театр.

    Убеждён, что каждый человек должен стремиться стать специалистом в своём деле. Профессор – прекрасный оратор. Его суждения выстраиваются в чёткую логическую цепочку. О себе говорит, что он человек наблюдения, фактов. Ведя дискуссию, увлекается, входит в азарт, иногда переходит на крик, если проблема задевает его за живое.

    Отношение к новому строю проявляется в его высказываниях о терроре, парализующем нервную систему человека, о газетах, о разрухе в стране. Заботливо относится к животным: «проголодался, бедняга». В отношении к живым существам проповедует только ласку и невозможность никакого насилия. Внушение гуманных истин – единственный путь воздействия на все живое.

    Интересная деталь в интерьере квартиры профессора – сидящая на стене громадная сова, символ мудрости, так необходимый не только учёному с мировым именем, но и каждому человеку. По окончании «эксперимента» находит в себе мужество признать, что эксперимент омоложения не удался.

  2. Молодой, красивый Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора, который полюбил его, приютил как подающего надежды юношу. Филипп Филиппович надеялся, что из доктора выйдет в будущем талантливый учёный. Во время операции в руках Ивана Арнольдовича буквально всё мелькает. Врач не просто скрупулёзно относится к своим обязанностям.

    Дневник доктора как строгий медицинский отчёт-наблюдение за состоянием больного, отражает всю гамму его чувств и переживаний за результат проведённого «эксперимента».

  3. Швондер – председатель домкома. Все его действия напоминают конвульсии марионетки, которой кто-то невидимый управляет. Речь путаная, повторяются одни и те же слова, что подчас вызывает у читателей снисходительную улыбку.

    У Швондера нет даже имени. Он видит свою задачу в том, чтобы исполнять волю новой власти, не задумываясь, хорошо это или плохо. Ради достижения своей цели способен на любой шаг. Мстительный, он искажает факты, клевещет на многих людей.

  4. Шариков – существо, нечто, результат «эксперимента». Скошенный и низкий лоб свидетельствует об уровне его развития.

    Использует в своем лексиконе все бранные слова. Попытка обучить его хорошим манерам, привить вкус к прекрасному не увенчалась успехом: пьянствует, ворует, издевается над женщинами, цинично оскорбляет людей, душит котов, «совершает звериные поступки». Как говорится, на нём природа отдыхает, потому что нельзя идти с нею вразрез.

Основные мотивы творчества Булгакова

Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.

  • В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
  • В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой.  В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
  • Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
  • Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-bulgakova-sobache-serdtse/

11 класс ОГН Урок №25 «История одного эксперимента» (по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)

«История одного эксперимента»

(по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)

Цели:

создать условия для осмысления эксперимента, описанного в повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”, понимания нравственной сущности этого эксперимента;

способствовать переосмыслению понятия “Человек – Творец”.

Оборудование:

хрестоматия к учебнику- практикуму по литературе под ред. Г. И. Беленького;

таблица с объяснением слов;

раздаточный материал (карточки, кроссворды).

Эпиграфы:

Теоретически это интересно… Ну, а практически что? Кто теперь перед вами?
М. А. Булгаков

Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.
Ралф Эмерсон

Ход урока

I. Организационный момент. Анализ первой главы.

— Какова роль Шарика в I главе повести?

Задание: Выпишите из текста характеристики Москвы новой и старой в восприятии Шарика. Чтение главы и заполнение таблицы

Москва старая Москва новая
Настоящая личностьГосподинТухлой солонины такой лопать не станетЕст обильно и не воруетБескорыстная личностьВеличина мирового значенияНичего не боитсяЛичность Негодяй в грязном колпакеЖадная тварьВор с медной ложкойСамая гнусная тварьМерзавцыВеликая сушь в душеДрянной магазинчикЕдят гадостьГолодные глаза, воруютБоятсяНарушают порядокИз вонючей солонины щи варят

 Вывод: глазами Шарика Булгаков показывает две Москвы: новую и старую. Все, что связано со старой Москвой вызывает симпатию автора. Она населена настоящими личностями, господами, где никто не ворует и ничего не боится.

Москва старая предстает перед читателями в негативном свете. Это подчеркивает подобранными автором языковыми средствами: эпитетами (грязный колпак, гнусная тварь, дрянной магазинчик и др.). В ней живут негодяи, мерзавцы, воры.

2. Анализ главы III.

— Как наблюдения Шарика дополняются рассуждениями профессора Преображенского?

Работа с текстом. Нахождение и чтение цитат.

“Не угодно ли – калошная стойка…”.

“Что такое ваша разруха?…”

“Успевает всюду тот, кто никуда не торопится…”

Вывод: Если в первой главе Булгаков показывает Москву в восприятии пса Шарика, то в третьей главе о Москве новой рассуждает уже профессор Преображенский. Его Москва новая отличается только масштабом разрушения, коснувшегося всех сфер человеческой жизни: от грязных калош и отсутствия электричества до разрухи в головах и падения нравов.

3. Фронтальная беседа.

— Какая картина Москвы новой и старой получается у М.Булгакова? Почему?

— Как вы можете это объяснить?

4. Слово учителя. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на проблему, основную, на мой взгляд, сюжетообразующую. И как врач, и как писатель, Булгаков пытается решить вопрос, что такое прогресс, в результате чего совершенствуется человечество — тысячелетней эволюции или в результате социальных скачков (революций)?

В 1917 году в России произошла революция — это качественный скачок, значит, она должна была изменить общество и людей в лучшую сторону.

Произошло ли это качественное изменение (и в какую сторону), Булгаков отвечает не только прямо, словами профессора Преображенского, но и содержанием всей повести.

Решение проблемы даётся как бы параллельно в двух плоскостях: эксперимент профессора Преображенского и «великий» социальный эксперимент — революция. Оба эксперимента даны через изображение последствий.

Каковы последствия социальной революции? Найдите, как об этом говорится в тексте.

Обратите внимание

Об этом говорит профессор: «С 1903…до марта 1917 года не было ни одного случая — подчёркиваю.. ни одного, чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Здесь, заметьте, двенадцать квартир, у меня приём. В марте 17-го в один прекрасный день пропали все калоши, три палки, пальто и самовар у швейцара…

…На какого чёрта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое… тухло в течение двадцати лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц».

Почему слова героя звучат так убедительно?

Он не просто выплёскивает свои отрицательные эмоции в адрес новой власти, не говорит пустых фраз, а приводит своеобразную статистику. Как известно, факты — упрямая вещь, поэтому слова Преображенского воспринимаются нами как достоверный обвинительный документ. То есть революция не сделала лучше ни людей, ни общество, по мнению писателя.

А каковы последствия эксперимента профессора Преображенского, и какое отношение он имеет к решению проблемы эволюции и революции?

Как известно, история развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания, преобразовать саму Природу.

Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца? Еще древний комедиограф Теренций сказал: “Высшее право часто есть высшее зло”.

Да, мы знаем, что попытки изменить природу, человека, общество зачастую носят трагический, необратимый характер, потому что любое великое открытие, лишенное нравственности, несет людям гибель.

Сегодня мы продолжим работу над повестью М. А. Булгакова “Собачье сердце”, основу которой составляет великий эксперимент гениального ученого. Наша задача – проследить за ходом эксперимента, описанного в повести; понять, какова нравственная сущность этого эксперимента; осмыслить его результаты.

5. Словарная работа.

Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним значение слова эксперимент.

(Эксперимент – 1. Научный опыт.

2. Вообще – опыт, попытка сделать, предпринять что-нибудь.)

А теперь обратите внимание на слова, которые встречаются в тексте, значение их может быть вам непонятно. (Работа проводится по таблице.)

Гипофиз – железа у основания мозга, оказывающая влияние на рост, развитие, обменные процессы организма.

Евгеника – учение “об улучшении человеческой породы”, опирающееся на идеи и выводы генетики 20-х годов ХХ века.

Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения чего-нибудь или кого-нибудь, подготавливающий качественные изменения.

6. Работа над текстом произведения. Выясним, кто такой профессор Преображенский.

  • Расскажите об образе жизни профессора Преображенского.
  • Каково отношение профессора к новым порядкам в стране?
  • С какой целью профессор подобрал бездомного пса? Только ли из чувства сострадания?
  • Каким показан профессор Преображенский в сцене подготовки к операции?
  • Каким предстает Шарик в сцене операции?
  • Обратимся к сцене операции (гл. IV).

1) Выделите оценочные слова, характеризующие облик и действия экспериментаторов в сцене операции.

Это задание выполняется в группах. Класс делится на 7 групп, по 3 человека в каждой. Выдаются 7 карточек, в которых даны небольшие отрывки из текста IV главы повести. Задача: оценить лексику, эпитеты, изобразительно-выразительны средства.

1) “Борменталь засуетился”, “шевельнулся жрец”, “зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели колючий блеск”, “взмахнув ножичком, метко и длинно протянул по животу”
2) “Борменталь набросился хищно”, “Филипп Филиппович полоснул второй раз”, “вертел ножом в теле”, “начали разрывать крючьями”, “вырвал из тела”, “Борменталь впился в кожу”
3) “Оба заволновались, как убийцы”, “нож вскочил в руки Филиппа Филипповича”, “лицо Филиппа Филипповича стало страшным”, “оскалил фарфоровые и золотые коронки”
4) “Филипп Филиппович стал втыкать коловорот и высверливать”, “начал пилить”, “въелся ножницами”
5) “Борменталь, как тигр, бросился зажимать”, “Филипп Филиппович стал страшен”, “сипение вырвалось из носа”, “зубы открылись до десен”, “ободрал”
6) “Филипп Филиппович зверски оглянулся”, “врезался глубже”, “Борменталь коварно кольнул”, “зарычал Филипп Филиппович”, “злобно заревел”
7) “Лицо у Филиппа Филипповича стало, как у вдохновенного разбойника”, “всадил иглу в сердце”, “засипел страшный Филипп Филиппович”, “взревел”, “Филипп Филиппович отвалился, как сытый вампир”

По этой таблице ведется дальнейшая работа с классом

  • Какие изобразительно-выразительные средства использует писатель, показывая процесс создания нового человека?

В IV главе повествование резко убыстряется. Обилие глагольной лексики, звукопись придают сцене динамизм, напряжение и экспрессию.

При помощи эпитетов автор показывает наиболее существенные, значимые качества экспериментаторов в данный момент.

Сравнения выразительны, отточены, образны: “оба заволновались, как убийцы”, “Борменталь, как тигр, бросился зажимать”, “Филипп Филипппович отвалился, как сытый вампир”.

При помощи сравнения, сопоставляя Филиппа Филипповича с разбойником и вампиром, М. А. Булгаков хочет показать истинный облик экспериментаторов в момент операции.

Важно

Используя эпитеты и сравнения, писатель подчеркивает, что экспериментаторы постепенно в ходе операции теряют человеческий облик и в их действиях проступают хищные, звериные повадки.

Следует отметить несоответствие лексики происходящему. Описанию хирургической операции не соответствует лексика, заимствованная из уголовной хроники. Все это придает данной сцене комический эффект.

  • Какие противоречия в личности и деятельности профессора Преображенского отмечает автор?
  • Каково авторское отношение к профессору Преображенскому и его эксперименту?

7. Слово учителя и беседа

Повесть “Собачье сердце” имеет евангельскую символику. Действие происходит в канун Рождества, а профессор носит фамилию Преображенский (“говорящая фамилия” — средство характеристики героя). Писатель всеми возможными средствами указывает на противоестественность происходящего, на то, что происходящее есть антитворение, пародия на Рождество.

  • Чем вы объясните изменение почерка, наличие помарок в дневнике доктора Борменталя?
  • Каков же он, новоявленный человек, Полиграф Полиграфович Шариков?
  • Прочитайте портретное описание искусственно созданного человека. Какую деталь в одежде подчеркивает автор? Какова роль этой детали?
  • Какие пороки сконцентрировались в рожденном гением профессора Преображенского двуногом существе?
  • Каковы жизненные принципы “нового” человека?
  • Какими методами пытается профессор Преображенский воспитывать Шарикова? Каков результат такого воспитания?
  • Сопоставьте ваши наблюдения с первым эпиграфом: “Теоретически это интересно… Ну, а практически что? Кто теперь перед вами?” (М. А. Булгаков.)
  • К какому выводу пришел профессор Преображенский в результате своего эксперимента?
  • В чем вина профессора Преображенского?
  • Сопоставьте результаты эксперимента со вторым эпиграфом: “Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок”. (Ралф Эмерсон.)

8. Работа в парах.

А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, обозначающее литературный прием, который лежит в основе повести.

Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика. (Краковская.)

Цвет лампы в кабинете профессора Преображенского. (Зеленый.)

Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом. (Ласка.)

Число комнат в квартире профессора Преображенского. (Семь.)

Донор Шарикова. (Чугункин.)

Председатель домкома. (Швондер.)

Первое слово Шарикова. (“Абыр”.)

Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа. (Париж.)

Прозвище, которым Шарик окрестил доктора Борменталя. (“Тяпнутый”.)

Учащиеся читают ключевое слово – аллегория.

— Вспомните, что такое аллегория?

Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.

9. Слово учителя

Конечно, не этот фантастический научный эксперимент, о котором мы вели речь на уроке, стремился изобразить в своей повести М. А. Булгаков. Повесть основана, прежде всего, на аллегории.

Речь идет не только об ответственности ученого за свой эксперимент, о неспособности предвидеть последствия своих действий, о громадной разнице между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.

Повесть “Собачье сердце” несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходило в стране. А то, что происходило в стране в 20-е годы ХХ века и именовалось строительством социализма, воспринималось М.А. Булгаковым именно как эксперимент, огромный по масштабам и более чем опасный.

К попыткам создания нового, совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично.

Писатель считал переустройство российской жизни вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих экспериментаторов. И, действительно, история подтвердила это.

10. Обобщение.

1. О чем заставила вас задуматься повесть М.А. Булгакова “Собачье сердце”?

2. В чем актуальность предупреждений М.А. Булгакова?

Нужно ли “искусственно фабриковать” людей, вмешиваться в жизненные процессы?

Что вы думаете о клонировании?

Домашнее задание с прошлого урока

Источник: https://multiurok.ru/files/11-klass-ogn-urok-25-istoriia-odnogo-eksperimenta.html

«Собачье сердце», анализ повести Булгакова

Повесть Булгакова «Собачье сердце» была написана в начале 1925 г. Она должна была быть напечатана в альманахе «Недра», но цензура запретила публикацию.

Повесть была закончена в марте, и Булгаков прочитал её на литературном собрании «Никитских субботников». Московская публика заинтересовалась произведением. Оно распространялось в самиздате.

Совет

Впервые было опубликовано в Лондоне и Франкфурте в 1968 г., в журнале «Знамя» № 6 в 1987 г.

В 20-е гг. были очень популярны медицинские опыты по омоложению человеческого организма. Булгаков как врач был знаком с этими естественнонаучными экспериментами. Прототипом профессора Преображенского был дядя Булгакова, Н.М.Покровский, врач-гинеколог. Он жил на Пречистенке, где и разворачиваются события повести.

Жанровые особенности

Сатирическая повесть «Собачье сердце» соединяет разнообразные жанровые элементы. Сюжет повести напоминает фантастическую приключенческую литературу в традициях Г. Уэллса. Подзаголовок повести «Чудовищная история» свидетельствует о пародийной окраске фантастического сюжета.

Научно-приключенческий жанр – это внешний покров для сатирического подтекста и актуальной метафоры.

Повесть близка к антиутопиям благодаря своей социальной сатире. Это предупреждение о последствиях исторического эксперимента, который необходимо прекратить, вернуть всё на круги своя.

Проблематика

Самая важная проблема повести социальная: это осмысление событий революции, давшей возможность править миром шариковым и швондерам. Другая проблема – осознание границ человеческих возможностей.

Преображенский, возомнив себя богом (ему буквально поклоняются домашние), идёт против природы, превращая собаку в человека. Осознав, что Спинозу «любая баба может родить когда угодно», Преображенский раскаивается в своём эксперименте, что спасает ему жизнь.

Он понимает ошибочность евгеники – науки по улучшению человеческой породы.

Поднимается проблема опасности вторжения в человеческую природу и социальные процессы.

Сюжет и композиция

Научно-фантастический сюжет описывает, как профессор Филипп Филиппович Преображенский решается на эксперимент по пересадке собаке гипофиза и яичников «полупролетария» Клима Чугункина.

В результате этого эксперимента появился чудовищный Полиграф Полиграфович Шариков, воплощение и квинтэссенция победившего класса пролетариата.

Существование Шарикова доставило множество проблем домашним Филиппа Филипповича, и, в конце концов, поставило под угрозу нормальную жизнь и свободу профессора. Тогда Преображенский решился на обратный эксперимент, пересадив Шарикову гипофиз собаки.

Финал у повести открытый: на этот раз Преображенский смог доказать новым пролетарским властям свою непричастность к «убийству» Полиграфа Полиграфовича, но долго ли продлится его уже далеко не спокойная жизнь?

Повесть состоит из 9 частей и эпилога. Первая часть написана от имени пса Шарика, страдающего суровой петербуржской зимой от холода и раны на обваренном боку.

Во второй части пёс становится наблюдателем всего, что происходит в квартире Преображенского: приёма больных в «похабной квартирке», противостояния профессора новому домоуправлению во главе со Швондером, бесстрашного признания Филиппа Филипповича в том, что он не любит пролетариата. Для пса Преображенский превращается в подобие божества.

Третья часть повествует об обычной жизни Филиппа Филипповича: завтраке, разговорах о политике и разрухе. Эта часть полифонична, в ней звучат голоса и профессора, и «тяпнутого» (ассистент Борменталь с очки зрения тяпнувшего его Шарика), и самого Шарика, рассуждающего о своём счастливом билете и о Преображенском как о маге-кудеснике из собачьей сказки.

В четвёртой части Шарик знакомится с остальными обитателями дома: кухаркой Дарьей и прислугой Зиной с которыми мужчины обращаются очень галантно, а Шарик мысленно называет Зину Зинкой, а с Дарьей Петровной ссорится, она обзывает его беспризорным карманником и грозится кочергой. В середине четвёртой части повествование Шарика обрывается, потому что он подвергается операции.

Операция описана подробно, Филипп Филиппович страшен, он называется разбойником, подобен убийце, который режет, вырывает, разрушает. В конце операции он сравнивается с сытым вампиром. Это точка зрения автора, она – продолжение мыслей Шарика.

Пятая, центральная и кульминационная глава представляет собой дневник доктора Борменталя. Он начинается в строго научном стиле, который постепенно переходит в разговорный, с эмоционально окрашенными словами. Заканчивается история болезни выводом Борменталя о том, что «перед нами новый организм, и наблюдать его нужно сначала».

Обратите внимание

Следующие главы 6-9 – это история короткой жизни Шарикова. Он познаёт мир, разрушая его и проживая вероятную судьбу убитого Клима Чугункина. Уже в 7 главе у профессора возникает мысль решиться на новую операцию. Поведение Шарикова становится невыносимым: хулиганство, пьянство, кража, приставание к женщинам. Последней каплей стал донос Швондера со слов Шарикова на всех обитателей квартиры.

Эпилог, описывающий события через 10 дней после драки Борменталя с Шариковым, показывает Шарикова, почти превратившегося в собаку снова. Следующий эпизод – рассуждения пса Шарика в марте (прошло около 2 месяцев) о том, как ему повезло.

Метафорический подтекст

У профессора говорящая фамилия. Он преображает собаку в «нового человека». Это случается между 23 декабря и 7 января, между католическим и православным Рождеством. Получается, что преображение происходит в какой-то временной пустоте между одной и той же датой в разных стилях. Полиграф (многопишущий) – воплощение дьявола, «растиражированный» человек.

Квартира на Пречистенке (от определения Богоматери) из 7 комнат (7 дней творения). Она – воплощение божественного порядка среди окружающего хаоса и разрухи. В окно квартиры из темноты (хаоса) смотрит звезда, наблюдая за чудовищным преображением. Профессор называется божеством и жрецом. Он священнодействует.

Герои повести

Профессор Преображенский – учёный, величина мирового значения. При этом он успешный врач. Но его заслуги не мешают новой власти пугать профессора уплотнением, прописывать Шарикова и угрожать арестом. У профессора неподходящее происхождение – его отец кафедральный протоиерей.

Преображенский вспыльчивый, но добрый. Он приютил на кафедре Борменталя, когда тот был полуголодным студентом. Он благородный человек, не собирается бросать коллегу в случае катастрофы.

Доктор Иван Арнольдович Борменталь – сын судебного следователя из Вильно. Он – первый ученик школы Преображенского, любящий своего учителя и преданный ему.

Шарик представляется как вполне разумное, рассуждающее существо. Он даже острит: «Ошейник – всё равно, что портфель».

Но Шарик – то самое существо, в сознании которого появляется безумная мысль подняться «из грязи в князи»: «Я барский пёс, интеллигентное существо». Впрочем, он почти не грешит против истины.

В отличие от Шарикова, он благодарен Преображенскому. А профессор твёрдой рукой оперирует, безжалостно убивает Шарика, а убив, жалеет: «Жаль пса, ласковый был, но хитрый».

У Шарикова ничего не остаётся от Шарика, кроме ненависти к кошкам, любви к кухне. Его портрет описан подробно сначала Борменталем в дневнике: это человек маленького роста с маленькой головой. Впоследствии читатель узнаёт, что внешность у героя несимпатичная, волосы жёсткие, лоб низкий, лицо небритое.

Важно

Пиджак и полосатые штаны у него рваные и грязные, ядовито-небесный галстух и лаковые штиблеты с белыми гетрами довершают костюм. Шариков одет в соответствии с собственными понятиями о шике. Как и Клим Чугункин, чей гипофиз был ему пересажен, Шариков профессионально играет на балалайке. От Клима же досталась ему любовь к водке.

Имя и отчество Шариков выбирает согласно календарю, фамилию принимает «наследственную».

Основная черта характера Шарикова – наглость и неблагодарность. Он ведёт себя, как дикарь, а о нормальном поведении говорит: «Мучаете сами себя, как при царском режиме».

Шариков получает «пролетарское воспитание» от Швондера. Борменталь называет Шарикова человеком с собачьим сердцем, но Преображенский поправляет его: у Шарикова как раз человеческое сердце, но самого плохого из возможных человека.

Шариков даже делает карьеру в собственном понимании: поступает на должность заведующего подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных и собирается расписаться с машинисткой.

Стилистические особенности

Повесть полна афоризмов, высказанных разными героями: «Не читайте до обеда советских газет», «Разруха не в клозетах, а в головах», «Никого драть нельзя! На человека или животное можно действовать только внушением» (Преображенский), «Не в калошах счастье», «Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция, бред этих злосчастных демократов…» (Шарик), «Документ – самая важная вещь на свете» (Швондер), «Я не господин, господа все в Париже» (Шариков).

Для профессора Преображенского существуют определённые символы нормальной жизни, сами по себе эту жизнь не обеспечивающие, но о ней свидетельствующие: калошная стойка в парадном, ковры на лестнице, паровое отопление, электричество.

Общество 20-х гг. характеризуется в повести с помощью иронии, пародии, гротеска.

  • «Собачье сердце», краткое содержание по главам повести Булгакова
  • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
  • «Мастер и Маргарита» — особенности жанра и структуры романа
  • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»
  • Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты
  • Проделки Воланда и компании в Москве
  • «Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова
  • «Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова
  • «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова
  • «Роковые яйца», анализ повести Булгакова
  • «Бег», анализ пьесы Булгакова
  • «Белая гвардия», анализ романа Булгакова
  • «Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова
  • «Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова
  • «Кабала святош», анализ пьесы Булгакова

По произведению: «Собачье сердце»

По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич

Источник: https://goldlit.ru/bulgakov/1005-sobachie-serdtse-analiz

Ссылка на основную публикацию