Анализ повести лескова очарованный странник

Анализ эпизода из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Категория: Сочинения по повести Очарованный странник (Лесков Н.С.)

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Творчество замечательного и не похожего на других писателя Николая Семёновича Лескова существовало особняком от русской литературы девятнадцатого века.     Он не принимал те устремления, которые были свойственны для его современников.

Это глубоко русский писатель, который поднимал в своих произведениях извечные проблемы добра и зла, чести и бесчестия, любви и ненависти.      «Очарованный странник» – одно из ярчайших произведений Лескова. Героем становится человек обычный, дворовой графа из Орловской губернии.

Многое пришлось испытать этому человеку на своём жизненном пути, но это не помешало ему оставаться человеком тонкой душевной организации.     Но самым ярким эпизодом, на мой взгляд, доказывающем особенность этого героя можно считать то время, когда он работал нянькой.

Обратите внимание

Через некоторое время Иван Флягин очень привязывается к маленькой девочке: «И стал я к ней привыкать, потому что скука для меня была несносная, и я от нечего делать всё с ней упражнялся». Главный герой произведения представлен в данном эпизоде как человек тонко чувствующий чужую боль.

случилось маленькой девочке заболеть, как посчитал Флягин, ножки у неё колесом были. Лекарь посоветовал её в песок сажать. «Разгребу руками тёплый песок и закопаю туда девочку по пояс и дам ей палочек играть и камушков, а коза наша вокруг нас ходит, травку щиплет, а я сижу ,сижу, руками ноги охвативши, и засну, и сплю».

    Но вот однажды случилось то, что сильно изменило жизнь каждого из героев. «Вижу дама девочку мою из песку выкопала, и схватила её на руки ,и целует, и плачет».Этим человеком оказалась мать маленькой барышни, которая ещё долгое время приходила, чтобы увидеть своё дитя. Судьба этой женщины сложилась очень трагично.

Муж её был не любим ею, поскольку замуж вышла по принуждению, не по любви. Эта женщина, как и любая мать, очень любит своего ребёнка и не удивительно её стремление быть рядом с ним.

Появление улана, который хотел выхлопотать девочку у Ивана Флягина ,воспринимается последним очень эмоционально: он не соглашается отдавать маленькую барышню даже за деньги: «Но понравилось мне, как он характером своим был горд и благороден: я не беру его денег, и он их тоже не стал подбирать».

    На мой взгляд, главный герой – истинно верующий человек, поскольку для него нравственная сторона жизни играет большую роль. Он сначала не может понять женщину, которая оставила своего ребёнка и покинула мужа, предназначенного ей Богом. Но самое важное, на мой взгляд то, что Иван Флягин, который работает на барина, не может не сдержать обязательств перед ним.

Однако, увидев страдания матери, он решает помочь барыне и отдает ребенка: «Нате вам этого пострела! только теперь и меня, – говорил, – увозите, а то он меня правосудию сдаст, потому что я по беззаконному паспорту». Таким образом, судьба главного героя коренным образом меняется. Он недолго прожил в новой семье, поскольку у него не было документов.

Уходя от этих людей, Иван не мог простить себе только одного: что побил улана: «Хорошо ли же это я сделал, что я офицера бил? Ведь он присягу принимал, и на войне саблею отечество защищал и сам государь ему, по чинам, может быть, «Вы» говорит, а я, дурак, его так обидел!». Флягин очень уважает офицера, считая его настоящим человеком.

Важно

Он видит, что улан любит барыню и маленькую девочку и прекрасно понимает, что они теперь будут по-настоящему счастливы. Ему совсем не хочется уходить, но, понимая, что у офицера могут возникнуть сложности из-за Флягина, беглого дворового без документов, ему приходится покинуть Пензу.

Однако, главный герой все еще не может простить себе обиду, которую он нанес улану и предлагает последнему ответить тем же: «…по крайности для облегчения моей совести, как вам угодно, извольте сколько-нибудь меня сами ударить, – и взял обе щеки перед ним надул». Поступок Флягина сначала кажется немного наивным, но в этом и проявляется его истинная натура, как человека простого, выходца из народа.     Улан чувствует всю искренность поступков Ивана и испытывает к нему самые теплые чувства. Он срывается с места и начинает целовать Флягина! Действия офицера очень удивили и обрадовали главного героя. Ему очень приятно вспоминать события того времени, но больше всего Ивана растрогали последние слова барина: «Полно, Христа ради, Иван, полно: ни за что на свете я тебя ни разу не ударил, а только уходи поскорее, пока Машеньки с дочкой дома нет, а то они по тебе очень плакать будут».

    На мой взгляд, этот эпизод, как никакой другой, указывает на исключительность героя, на его нравственное богатство, стремление помогать окружающим. Что же касается людей, которые встречались ему на пути, то они очень ценили главного героя именно за эти качества.

Анализируемый эпизод показывает главного героя совсем другим, поскольку изначально читатель знал Флягина как человека, стремящегося к свободе, с одной стороны, и бедного на эмоции, с другой. Здесь же он предстает перед нами чувствующим, добрым и понимающим. Многие его действия в этом эпизоде были продиктованы мгновенными порывами.

Однако, именно эти порывы и создают образ человека сильного и яркого.



Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.

Но Природа и ужасала его — своего певца — равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни: «…

она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука — равно

Важное место в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает тема личной и нравственной свободы, которая особенно ярко выражена в его поэме «Мцыри».

Но человеческие искания, тоска по родному дому показаны в произведении не только через внутренние переживания Мцыри, его борьбу с барсом, встречу с грузинкой, исповедь старику-монаху и другие события.

Огромное, неизгладимое впечатление оставили в душе героя величественные картины природы. Тот цветущий сад, что открылся его взору в первое утро на свободе, дал

Совет

Термин “внутренняя речь” трактуется в лингвистике довольно широко, а именно как “общее определение всех непроизнесенных мыслей”. Традиционно выделяют два вида внутренней речи: внутренний монолог и внутренний диалог.

    Внутренняя речь как стилистический прием создания художественного образа отражает особенности внутренней речи как формы мышления Ее физическая сторона в отличие от внешней речи сводится к необходимому минимуму: смысл доминирует над значением слов и начинается процесс мысли “сверт

Отечественную войну 1812 года Толстой показывает нам общенародной. На защиту России вставали все люди, независимо от социального статуса и материального положения.     До этих событий Андрей и Пьер вели привычный для них образ жизни.

Безухов безуспешно пытался найти себя, стараясь при этом не погрязнуть в пучине лести высшего общества. Болконский скучает в тех же светских кругах, надеясь встретить там цельных и еще не испорченных людей.

Он сильная личность со своими стремлениями и установками. В

Дорогая бабушка!Вчера произошло интересное событие. Спешу поделиться им с Вами. По дороге в школу я нашла маленького котенка. Мне стало жалко одинокого зверька. Дома я дала ему молока. Он такой маленький и беззащитный.

Я хочу попросить папу, чтобы оставить его у нас. Как Вы думаете: папа разрешит?В школе у меня все в порядке. Скоро наступят каникулы. Когда приедем к вам, смогу показать свой табель.Учитель физкультуры сказал нам, что мы пойдем в бассейн.

Этим летом я научилась плавать, а потому с

Фольклорные мотивы в произведении Гончарова показаны в основном в представлении Обломовым идеального мира. Каждый русский человек вырастает на сказках, но почти все, став взрослыми, забывают их или помнят как что-то нереальное, далекое, детское.

Обломов же никак не может свыкнуться с тем, что жизнь не сказка, что в ней надо жить своим трудом и ничего не появляется на блюдечке с голубой каемочкой.

Обратите внимание

Попадая в мир Обломова, мы встречаем тихую, размеренную жизнь, без тайфунов и землетрясений, без бу

Анализ стихотворения «Элегия»Талантливый поэт Николай Некрасов в своих произведениях описывал тяжелую судьбу простого народа, за что не раз получал неодобрительные отзывы литературных критиков.

Не исключением стало произведение “Элегия”, написанное в 1874 г., которое было своего рода протестом поэта против постоянной и несправедливой критики в свою сторону. Стихотворение написано шестистопным ямбом с парной рифмой.

В своем произведении Некрасов описывает жизнь и страдания народа, который продолжае

Заканчивая школу, миллионы молодых людей начинают независимую жизнь. Они могут начать работать, заняться бизнесом или продолжить учебу, чтобы получить высшее образование. Почти в каждом русском городе есть один или несколько институтов. В Москве и Санкт-Петербурге их десятки.

Россией времён Гоголя правили помещики и чиновники, подобные героям «Мёртвых душ». Понятно, в каком положении должен был находиться народ, крепостное крестьянство.

Следуя за Чичиковым в его путешествии от одной помещичьей усадьбы к другой, мы наблюдаем безотрадную картину жизни крепостного крестьянства: его удел — нищета, болезни, голод, страшная смертность.

Помещики относятся к крестьянам, как к своим рабам: продают их поодиночке, без семей; распоряжаются ими, как вещами. «Пожалуй, я тебе дам д

Важно

Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое.

Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы.

Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль

Сейчас смотрят:{module Лесков:}Actionteaser.ru – тизерная рекламаActionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-leskova/sochineniya-po-povesti-ocharovannyj-strannik/10024-analiz-epizoda-iz-povesti-n-s-leskova-ocharovannyj-strannik.html

Идейно-художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Идейно-художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

В своих произведениях Н. С. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Творческая манера писателя неповторима и самобытна. Герои его произведений необычны и неожиданны.

Писателя привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои – все, кто пытается вырваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера. Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других.

Одним из них является Иван Флягин – главный герой повести “Очарованный странник.

Уже в названии произведения зашифрован определенный смысл. Странничество – важный элемент русского национального сознания. Издавна по безграничным просторам Руси ходили “калики перехожие, бродячие, проповедники. Иван Флягин тоже не имеет дома, ищет царства Божия, хотя с детства знает, что он “молитвенный сын, обещан матерью Богу (т. е. предназначен по обету монастырю).

Название повести кажется загадочным, звучит поэтично и печально. “Очарованный- значит, околдованный, тот, на которого снизошло очарование. Эти два слова, “очарованныйи “странник, и составляют сущность главного героя. Всю жизнь суждено главному герою скитаться по свету, не находя покоя душе, пока не попадет он в монастырь.

Многое в своей жизни он “не своею волею делал, а “по родительскому обещанию. Предначертание влияет на жизнь героя, а егоисполнение превращается в сюжет произведения. “Околдованностьсоставляет вторую сторону образа героя и соотносится с его национальным характером. Рассказчик сравнивает Ивана с русским богатырем: “…

он был в полном смысле богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца.

В повести соотносятся две линии – национальная и мифологическая. Действие мифологического элемента определено заклятием, которое наложил на Ивана-подростка монах, в смерти которого он косвенно был виновен: “А вот…

Читайте также:  Сочинение на тему цель оправдывает средства? с примерами из литературы рассуждение

тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы!..

Необычна судьба Ивана: чудесным образом остался жив после падения в пропасть при спасении своих господ, состязание в избиении друг друга за право обладания скакуном; годы неволи у татар, служба на Кавказе, жизнь в артистах и как итог – уход в монастырь.

Совет

Нет ничего, чего бы не умел Иван Северьяныч: и нрав самой дикой лошади усмирит, и за грудным ребенком присмотрит и вылечит его, совершит побег из плена, переплывет студеную реку под градом пуль.

Читая повесть, поражаешься многогранности образа главного героя.

Иван равнодушен к собственным детям (“они были без всех церковных таинств, и я их за своих детей не почитал), но искренне привязался к чужому ребенку; чуток к красоте природы и жесток по отношению к животным (способен горевать о нечаянно задушенном голубе и жестоко расправиться с кошкой); умный (разыграл целый спектакль при побеге из плена); своевольный и в то же время ответственный (дарит чужие деньги Груше, отдает ребенка матери).

Создавая народные характеры, Н. С. Лесков обращается к живой русской речи. Флягин считает себя человеком “не из начитанных, но рассказы его глубоко самобытны, речь постоянно меняется, сохраняя колорит той среды, в которой ему приходилось вращаться. В повести два рассказчика: автор и сам главный герой.

С помощью специальных языковых средств создается эффект “двухголосия: речь автора “звучитправильно и литературно, а речь героя пестрит ошибками и просторечными выражениями (“мой родитель был кучер, “флигеля для приезду.., медведи на столбу сидели, “живучи при отце на кучерском дворе… на четвереньках я у лошадей промеж ног по-лозил).

Сказовая форма повествования дает возможность полно и объективно раскрыть внутренний мир героя, а также создает иллюзию реальности происходящего.

Композиция произведения проста: вступление, основная часть и заключение. Вступление и заключение ведется от лица автора, основная часть – от лица героя, превращая таким образом повествование в “рассказ в рассказе. Образ Ивана Флягина – единственный “сквознойобраз в повести: рассказ о его жизни включает несколько самостоятельных историй.

Особую прелесть и необычность повести придают такие мифологические эпизоды, как явление монаха, дух цыганки Грунюшки, оберегающий героя, повествование о магнетизере, о бесах в мон

Источник: http://www.rlspace.com/idejno-xudozhestvennoe-svoeobrazie-povesti-n-s-leskova-ocharovannyj-strannik/

Повесть Н.С. Лескова

Искусство и развлечения 24 мая 2016

Кто из нас не изучал в школе творчество такого писателя, как Николай Семенович Лесков? «Очарованный странник» (краткое содержание, анализ и историю создания рассмотрим в этой статье) – самое известное произведение писателя. Именно о нем мы и поговорим дальше.

История создания

Повесть была написана в 1872 – 1873 годах.

В лето 1872 года Лесков по Ладожскому озеру путешествовал по Карелии на острова Валаам, где обитали монахи. В дороге ему пришла идея написать историю о страннике. Уже к концу года произведение было завершено и предложено к публикации. Называлось оно «Черноземный Телемак». Однако, Лесков получил отказ в публикации, так как произведение показалось издателям сыроватым.

Тогда писатель отнес свое творение в журнал «Русским мир», где его опубликовали под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыт, мнения и приключения».

Прежде чем представить анализ Лескова («Очарованный странник»), обратимся к краткому содержанию произведения.

Краткое содержание. Знакомство с главным героем

Место действия – Ладожское озеро. Здесь встречаются путники, следующие к островам Валаама. Именно с этого момента можно будет начать анализ повести Лескова «Очарованный странник», так как здесь писатель знакомится с главным героем произведения.

Итак, один из путников, конэсер Иван Северьяныч, одетый в подрясник послушник, рассказывает о том, что с детства бог наделил его чудесным даром приручать лошадей. Спутники просят героя рассказать Ивана Северьяныча о своей жизни.

Именно эта история является началом основного повествования, ведь по своему строению произведение Лескова – это рассказ в рассказе.

Главный герой родился в Орловской губернии в семье дворовой челяди графа К. С детства он пристрастился к лошадям, но однажды ради смеха забил монаха до смерти. Убитый начинает сниться Ивану Северьянычу и говорит, что тот обещан богу, и что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет настоящая смерть и герой пойдет в чернецы.

Вскоре Иван Северьяныч поругался с хозяевами и решил уйти, прихватив лошадь и веревку. По дороге пришла к нему мысль о самоубийстве, но веревку, на которой он решил повеситься, обрезал цыган. Продолжаются скитания героя, которые приводят его в те места, куда татары пригоняют своих коней.

Видео по теме

Татарский плен

Анализ повести «Очарованный странник» Лескова кратко дает нам представление о том, каким является герой. Уже из эпизода с монахом понятно, что человеческую жизнь он ценит невысоко. Но вскоре выясняется, что лошадь оказывается для него намного ценнее любого человека.

Итак, герой попадает к татарам, у которых есть обычай бороться за коней: садятся двое напротив и бьют друг друга плетьми, кто дольше продержится, тот и выиграл. Видит Иван Северьяныч чудного коня, вступает в сражение и насмерть забивает противника. Татары ловят его и «подщетинивают», чтобы тот не сбежал. Герой прислуживает им, передвигаясь ползком.

К татарам приходят двое, которые с помощью фейерверков запугивают их своим «огненным богом». Главный герой находит вещи приезжих, распугивает их фейерверками татар и вылечивает ноги снадобьем.

Должность конэсера

Иван Северьяныч оказывается один в степи. Показывает силу характера главного героя анализ Лескова («Очарованный странник»). В одиночку Ивану Северьянычу удается добраться до Астрахани. Оттуда его отправляют в родной город, где он у бывшего хозяина устраивается следить за лошадьми. О нем распространяет, слух как о волшебнике, так как герой безошибочно определяет хороших лошадей.

Об этом узнает князь, который берет Ивана Северьяныча к себе в конэсеры. Теперь герой выбирает для нового хозяина лошадей. Но однажды он сильно напивается и в одном из трактиров знакомится с цыганкой Грушенькой. Оказывается, что та приходится любовницей князю.

Грушенька

Анализ Лескова («Очарованный странник») невозможно представить без эпизода смерти Грушеньки. Выясняется, что князь задумал жениться, а неугодную любовницу отправил на пчельню в лес. Однако девушка сбежала от охранников и пришла к Ивану Северьянычу.

Грушенька просит его, к которому искренне привязалась и полюбила, утопить ее, потому что другого выхода у нее нет. Герой выполняет просьбу девушки, желая избавить от мук. Он остается один с тяжелым сердцем и начинает думать о смерти.

Вскорости находится выход, Иван Северьяныч решает отправиться на войну, чтобы приблизить свою гибель.

Обратите внимание

В этом эпизоде не столько проявилась жестокость героя, сколько его склонность к странному милосердию. Ведь он избавил Грушеньку от страданий, утроив свои муки.

Однако на войне он не находит смерти. Напротив, его производят в офицеры, награждают орденом святого Георгия и дают отставку.

Вернувшись с войны, Иван Северьяныч находит работу в адресном столе справщиком. Но служба не ладится, и тогда герой уходит в артисты. Однако и здесь не смог найти себе места наш герой. И не отыграв ни одного спектакля, он покидает и театр, решив отправиться в монастырь.

Развязка

Решение уйти в монастырь оказывается верным, что подтверждает анализ. «Очарованный странник» Лескова (кратко изложенный здесь) – произведение с ярко выраженной религиозной тематикой.

Поэтому не удивительно, что именно в монастыре Иван Северьяныч обретает покой, оставляют его душевные тяготы. Хотя иногда он видит «бесов», но молитвами удается их прогнать. Хоть и не всегда. Как-то в припадке он зарубил корову, которую принял за дьявольское орудье.

За это был посажен монахами в погреб, где у него открылся дар пророчества.

Теперь же Иван Северьяныч отправляется в Словоки на богомолье к старцам Савватию и Зосиме. Окончив свою историю, герой впадает в спокойную сосредоточенность и ощущает таинственный дух, который открыт одним только младенцам.

Анализ Лескова: «Очарованный странник»

Ценность главного героя произведения в том, что он является типичным представителем народа. И в его силе и способностях раскрывается суть всей русской нации.

Интересна, в этом отношении, эволюция героя, его духовное развитие. Если в начале мы видим бесшабашного и беспечного лихого парня, то в конце повествования перед нами умудренный опытом монах. Но этот огромный путь самосовершенствования был бы невозможен без тех испытаний, что выпали на долю героя. Именно они побудили Ивана к самопожертвованию и стремлению искупить свои грехи.

Таков герой повести, что написал Лесков. «Очарованный странник» (анализ произведения также свидетельствует об этом) – история духовного развития всего русского народа на примере одного персонажа. Лесков как бы утвердил своим произведением мысль о том, что на русской земле всегда будут рождаться великие богатыри, которые способны не только на подвиги, но и на самопожертвование.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/122040/

Очарованный странник повесть – художественный анализ. Лесков Николай Семёнович

Повесть написана в 1872 году. Первоначальное название — «Черноземный Телемак». По своему содержанию и художественной структуре она несет на себе все основные признаки лесковского писательского дарования, являясь в этом отношении классической. Именно ее имел в виду Горький, советуя молодым писателям учиться у Лескова.

Типизируя российскую действительность, писатель здесь вполне сознательно развивает реалистическое направление в литературе. Сопоставляя героя «Очарованного странника» с Телемаком, Дон-Кихотом и Чичиковым, Лесков отвергал идею чисто приключенческого сюжета, которую пытались ему навязать. «…

Почему же лицо самого героя должно непременно стушевываться?..— пишет он в январе 1874 года, после выхода в свет повести.— А Дон-Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и среде и герою? Я знаю и слышу, что «Очарованный странник» читается живо и производит впечатление хорошее…

»

Лесков не случайно упоминает произведения Сервантеса, Фене-лона и Гоголя. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Очарованный странник повесть.

Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

) Он подчеркивает мысль об органической связи в реалистическом искусстве характера и обстоятельств, героя и среды.

В первой публикации (в газете «Русский мир» за 1873 г.) повесть называлась «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». Лесков проводит своего героя Ивана Северьяновича Флягина через множество жизненных испытаний, в процессе которых вырабатывается и оттеняется его характер.

Автор рассматривал Ивана Северьяновича как характер героический, народный и в своих оценках сближал его со знаменитым Левшой.

«”Очарованного странника” сейчас же (к зиме) надо издать в одном томе с «Левшою» под одним общим заглавием “Молодцы”»,— писал он в 1886 году.

Важно

Жизнь Иван Северьянович Флягин принимает со всем ее пестрым, многоликим и сложным содержанием. «Очарованный богатырь» не испытывает желания снять с себя чары жизни, и все ее трудности разбиваются о его незыблемую духовную стойкость.

Мера справедливости мыслей и дел определяется самим Фляги-ным. Никакого иного критерия оценки человека, кроме суда собственной совести, он не признает. Однако в основе этого убеждения не эгоизм, а глубокая вера в человека.

Флягин по-своему гармоничная личность. Он лишен религиозного фанатизма и хотя «не неверует», но полагает, что «от всех этих молитв никакой пользы нет».

Он любит труд, относится ко всякой работе добросовестно, но подлинным «артистом» показывает себя в обращении с лошадьми, где ему нет равного,

Ему свойственно и высокое чувство любви к родине и своему народу. Долгие годы живя в плену, все свои помыслы и стремления он направляет к одной цели, чтобы «вернуться домой и увидеть свое отечество».

Флягин готов «за народ… помереть», если видит, что ему угрожает опасность.

Герой Лескова, слегка удивляясь тому, что он много раз «погибал», но так и «не погиб», в конце концов сам уверовал в то, что постоянное балансирование на краю гибели — его жизненный удел, его судьба. Спокойствие и невозмутимость Флягина основаны на собственном опыте, который свидетельствует о том, что силы зла, в том числе и сама смерть, бессильны восторжествовать в борьбе с ним.

Люди, подобные Ивану Северьяновичу Флягину, по убеждению писателя, олицетворяют собой сущность жизни и неистребимы, как сама жизнь.

Валаам — остров на Ладожском озере, где в начале XIV века был построен мужской монастырь. Чухонский — финский.

Совет

Послушник он был или постриженный монах…— Послушником в русских монастырях назывались готовящиеся к принятию монашества и исполняющие разные послушания: церковные службы и хозяйственные работы. Пострижение — обряд посвящения в монашество, сопровождавшийся крестовидным выстрижением волос на голове посвящаемого.

Камилавка — черная шапочка, которую монахи носили под клобуком (под капюшоном).

…напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого.— Имеются в виду картина В. В. Верещагина «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» и баллада А. К. Толстого «Илья Муромец».

Епархия — церковно-административная единица.

Филарет (Дроздов) (1782—1876) — московский митрополит, богослов, один из наиболее реакционных деятелей высшего духовенства.

Преподобный Сергий — причисленный к лику святых известный деятель русской церкви XIV века Сергий Радонежский (1314—1392), основатель Троице-Сергиева монастыря и ряда других обителей.

Стратопедарх — начальник военного лагеря. Троица, духов день — религиозные праздники христианского культа.

Иеромонах — монах в сане священника.

Рясофор — ношение в монастыре монашеской одежды без пострижения.

Инок — монах, чернец, отшельник.

Кантонисты — сыновья солдат в крепостной России, при крепленные со дня рождения к военному ведомству и подготовлявшиеся к солдатской службе в специальных школах кантонистов Ремонтер — офицер, занимающийся закупкой лошадей для армии.

Рарей Джон (1827—1866) — известный американский дрессировщик лошадей, основоположник гуманного метода дрессировки. В России демонстрировал свою систему в 1857 году.

Всеволода-Гавриила из Новгорода, которого я за молодечество его сильно уважал…— Всеволод-Гавриил Мстиславич, новгородский князь, причисленный к лику святых (ум. в 1137 г.).

Муравный — покрытый глазурью, стекловидной оболочкой.

Обратите внимание

Граф К.— имеется в виду С. М. Каменский (1771—1835), известный своим деспотизмом помещик.

Ворок (ворки)—загон, скотный двор.

Старинкою синею ассигнациею жалован.— Ассигнация — денежная бумажная купюра пятирублевого достоинства.

Форейтор (нем.)—кучер, сидящий верхом на выносной лошади в запряжке четверней или шестерней.

Битюцкие. — Битюги — порода крепких ломовых лошадей, разводимая в Воронежской губернии, по берегам реки Битюг.

Оборкатотся — привыкнут, приспособятся.

Кофишенок (нем.) — придворный чин смотрителя за чаем, шоколадом, кофе.

…аспид и василиск…— здесь: мифическое существо, дракон, змей.

П… пустынь — предположительно Предтечева пустынь (монастырь в Орловской губернии).

Взволочек (взволок) — возвышенность, холмик.

…поехали мы… к новоявленным мощам…— Речь идет о мощах первого воронежского епископа Митрофания, «открытие» которых произошло в 1832 году.

Дышловые, дышловики — пара лошадей, запряженных по обе стороны дышла (одиночной оглобли), прикрепляемого к передней оси повозки.

Подседельная — верховая лошадь (здесь: форейторская).

За коней мы взяли триста рублей, разумеется по-тогдашнему, на ассигнацию…— то есть на бумажные деньги, которые оценивались в 30—40-х годах XIV века в двадцать семь копеек серебром за один рубль ассигнацией. _

Заседатель — выборный от дворян член уездного суда или судебной палаты.

…от Митрофания…— из воронежского Митрофаниевского монастыря.

Лиман — широкое устье реки, впадающей в море, морской залив.

Сарацины — кочевое дикое племя в Аравии. Улан — конный воин из частей легкой кавалерии. Тубо, пиль, апорт (франц.) — стой, принеси, подай. Борзо — скоро, быстро.

Кошма (вост.) — войлок из овечьей шерсти, валяная подстилка.

Важно

Хан Джангар — возглавлял Букеевскую киргизскую орду в районе Астрахани. Числился русским подданным, состоял на государственной службе. Одновременно был широко известен как торговец лошадьми.

Рынь-пески (нарын (казахск.) — узкий песок) — гряда песчаных холмов в низовьях Волги.

Дербыши (дервиши) — мусульманские нищенствующие монахи.

Селикса — село на юге Пензенской губернии.

…на игренем…— Игрений — конская масть: рыжий со светлой, белой гривой и хвостом.

Мордовский ишим — село к востоку от Пензы.

Курохтан — буро-серая степная птица.

Сабур — растение алоэ.

Калганный корень — растение, употреблявшееся как пряность и лекарство.

Коч — кочевье.

Таволожка (таволга, волжанка) — кустарник, прочные стволы которого использовались на шомпола и кнутовища.

Чилизник (чилига) — степная полынь.

Хлупь (хлуп) — кончик крестца у птицы.

Магомет (Мухаммед) (ок. 571—632 гг.) — основатель магометанской (мусульманской) религии, изложенной в Коране.

Миссионер (лат.) — лицо, посылаемое церковью для религиозной пропаганды среди иноверцев.

Агнец — здесь: ягненок, барашек.

Позабрались… под ставки — то есть в кибитки.

Епитимья—наказание за проступки против уставов церкви.

Керемети — согласно чувашским поверьям, добрые духи, которые живут в лесах.

Зачичкался — захирел, похудел.

Магнетизм—так называли в то время гипноз.

Не латошитъ — не суетиться; латоха (лотоха) — суета.

Храпок (храп) — средняя и нижняя часть переносья у лошади.

Кила — грыжа, опухоль.

Архалук — поддевка, стеганка. Субтильный — нежный, тонкий.

…Иов на гноище…— Согласно одной из библейских легенд, бог, чтобы испытать веру Иова, поразил его проказой, и Иов должен был уйти из города и сидеть в пепле и навозе.

Лонтрыга (лантрига) — мот, гуляка.

Четминеи (Четьи Минеи) — церковная книга «Жития святых».

Ассигнации — бумажные деньги различного достоинства: синие синицы — пять рублей, серые утицы — десять рублей, красные косачи — двадцать пять рублей, белые лебеди — сто и двести рублей.

Исправник — начальник уездной полиции, председатель земского суда.

«Челнок» — романс на слова стихотворения Д. В. Давыдова «И моя звездочка» («Море воет, море стонет…»).

Ротмистр — командир эскадрона, капитан легкой конницы в царской армии.

Коник — ларь, сундук с подъемной крышкой.

Обелъма — множество, куча.

Перезниял — перегнил.

Девки-однодворки — жительницы хутора, заимки, одиночного поселения.

Мареновый — от слова «марена» — растение, корень которого используется в качестве красителя.

…у старых бортей…— Борть — дуплистое дерево, в котором водятся пчелы.

Авария — бывшее Аварское ханство. С 1864 года — Аварский округ (территория, на которой в настоящее время расположен Дагестан).

Зелье — здесь: порох.

Отроковица — девушка-подросток.

Совет

Коллежский секретарь — один из четырнадцати классов («чинов») табели о рангах, введенной Петром I.

Апофеоз (греч.) — здесь: торжественная заключительная картина в театральном представлении.

Малый постриг — обряд посвящения в духовное звание младшего чина без наложения строгих правил.

Старший постриг — обряд посвящения в монахи пожизненно с наложением строгих правил.,

Четки — нитки бус, ремень с узлами для отсчитывания произнесенных молитв и сделанных поклонов.

Схимник — монах, ведущий суровый, аскетический образ жизни.

Источники:

    Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.— М.: Моск. рабочий, 1981.— 463 с.

Источник: http://www.testsoch.info/ocharovannyj-strannik-povest-analiz-leskov-nikolaj-semyonovich/

Анализ произведения “Очарованный странник” Лескова

Название «Очарованный странник» настолько загадочно и многозначно, что по праву считается одним из высших художественных достижений писателя. Об этом вы можете судить сами по тому количеству вопросов, которое ставит это название перед внимательным и грамотным читателем.

Во-первых, как понимать слово «очарованный»: как прилагательное или как причастие? В данном случае это не наукообразная лингвистическая казуистика, а вопрос, от ответа на который зависит понимание смысла. Если это страдательное причастие прошедшего времени, то «странник» кем-то или чем-то очарован. Если же это прилагательное — то тогда мы очарованы им.

Более того, возникает еще один вопрос, в каком из значений употреблено писателем это слово? Словари приводят три его значения. Но в художественном контексте могут проявиться и новые значения этого слова.

Задумайтесь над этим вопросом, обратитесь к словарям, к тексту повести, а пока для нашего разговора примем три основных версии значения: 1) странник очарован, в смысле околдован, приворожен какими-то чарами: 2) странник очарован, иначе говоря, восхищен кем-то; 3) мы, читатели, восхищены или очарованы странником, а, может быть, и автор тоже?

А. А. Горелов: «Лесков увидел народного героя на том повороте его бытия, когда в прежде наивном и импульсивном простолюдине заговорила, повела его по жизни самосознающая воля к историческому действию. Тогда не только внешние «чары», но уже «чары» внутренние некие самоограничители воли, оформившиеся в особенности…

Обратите внимание

русского национального характера, стали представляться ему тем, что требует преодоления. Конфликт двоякий, конфликт коренной — с внешними и ставшими натурой народа внутренними началами — такова историческая ситуация, в которой читатель видит «очарованного странника» — нового Илью Муромца, изобильного яркими свойствами и задатками, переполненного силой.

Как можно постепенно убедиться, именование героя «очарованным» и сравнение с «заговоренным», избавленным от гибели в бою Ильей означают некоторое взаимное противостояние, в гораздо меньшей степени присущее фольклорным источникам и прорисованное со всей остротой (отсюда и «драмокомедия» символического персонажа) писателем XIX столетия, стремящимся вскрыть потребности национального развития, а тем самым послужить разгадке будущего нации».

Николая Семеновича Лескова по праву называют «волшебником слова». Кто не помнит его «клеветон» или «долбицу умножения».

Но поиски особых словесных форм, порой создание новых слов важны были писателю не сами по себе, а прежде всего как средство показать, вернее изобразить героя и выразить свое отношение к нему.

А это нужно было для того, чтобы читатель яснее понял позицию творца, его взгляд на освещаемые проблемы.

Лесков находит особую жанровую форму. Он объединяет классические фольклорные жанры и жанры литературные, дает им уточняющие определения жанровой структуры, позволяющие направить интерпретацию в нужном автору направлении: например, «открытое письмо», «семейная хроника», «легендарный случай», «картинки с натуры». А судьбу Ивана Северьяновича Флягина Лесков называет «житейской драмокомедией».

Таким образом, литературное обновление известных по фольклорной традиции жанровых форм позволяет наделить их новой содержательностью при сохранении многих знакомых читателю принципов изложения.

А в результате получается своеобразный, присущий именно Лескову жанр-«рассказ-полубыль», о котором он говорит так: «Здесь описана правда, смешанная с вымыслом и затушеванная, чтобы иметь право быть печатаемой».

Обратите внимание на слово «затушеванная», когда будете искать ответы на вопросы о смысле названия.

Важно

Композицию «Очарованного странника», собственно, как и жанр, тоже смело можно назвать лесковской. Смотрите, сквозного сюжета нет, а есть одна господствующая тема.

Она растекается «на мелкие ручейки малых фабул и подчиненных мотивов, соединенных в повествовательное целое одной только личностью главного рассказчика».

То есть перед нами, по существу, биография героя, хроника его жизни, представляющая собой бесконечную дорогу поисков настоящего. Обратите внимание, что и рассказывается она в дороге.

Короткие главы, на которые разбито произведение, с одной стороны, делают чтение более захватывающим (короткая история с началом и концом), а с другой — подчеркивают идейно-художественную значимость каждой истории, которая по отдельности может выглядеть как анекдот, а, соединившись вместе с другими, создает настоящее многомерное пространство жизни героя, страны, их судеб и их предназначения. Таким образом, художественный мир произведения начинает переплетаться с миром реальности. У читателя создается художественная иллюзия присутствия одновременно в двух пространствах: художественном и реальном.

Кстати, обратите внимание, что у Ивана Северьяновича какие-то особые отношения с пространством и временем, как у сказочного или былинного богатыря. И эти отношения композиционно подчеркнуты в «рассказе-были». Примеры найдите сами.

Итак, мы делаем вывод. Жанр и композиция «Очарованного странника» позволяют увидеть не только события жизни героя, а панораму жизни страны, народа через эти авантюрные истории.

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/leskov_n_s/analiz_proizvedenija_ocharovannyj_strannik_leskova/78-1-0-646

Анализ повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”

Герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873) — крепостной крестьянин, выросший на графской конюшне. В начале своей жизни это щедро одаренный «дичок», своего рода «естественный человек», изнемогаю­щий под бременем неуемной жизненной энергии, которая толкает его порой на самые безрассудные поступки.

Огром­ная природная сила, которая «так живчиком и переливает­ся» по его жилам, роднит молодого Ивана Северьяныча с легендарными героями русских былин Ильей Муромцем и Василием Буслаевым. Сходство с первым из них автор отмечает на первых же страницах повести.

Таким образом, сразу дается понять, что это характер «почвенный», имею­щий глубокие корни в русской жизни и русской истории. Долгое время богатырская сила Ивана Северьяныча как бы дремлет в нем.

Совет

Пребывая во власти младенческой непосредственности, он до поры до времени живет вне категорий добра и зла, проявляя в своих рискованных поступках крайнюю беспечность,  безоглядную дерзост­ность, чреватую самыми драматическими последствиями.

В азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувше­го на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, кото­рые ему еще предстоит пережить.

https://www.youtube.com/watch?v=oAQuLFiwPco

Однако свойственный «очарованному богатырю» при­рожденный артистизм со временем выводит его на новый, более высокий уровень существования.

Органически свой­ственное Ивану Северьянычу чувство прекрасного, разви­ваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием — оно обогащается чувством горячей привязанности к тем, кто вызывает у него любование.

Развитие этих чувств представлено в одном из центральных эпизодов повести, изображающем встречу Ивана Северьяныча с цыганкой Грушей. Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открыва­ется новая красота — красота женщины, таланта, челове­ческой души.

Пережитое очарование Грушей дает возмож­ность полностью раскрыться душе Ивана. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.

Гибель Груши, не вынесшей измены любовника-князя, была так сильно пережита Иваном, что, по существу, снова сделала его «другим человеком», а того, прежнего, всего «зачеркнула». Он поднимается на новую нравствен­ную высоту: на смену своеволию, случайности поступков приходит целеустремленность всех действий, подчиненных теперь высокому нравственному побуждению.

Иван Северьяныч думает только о том, как бы ему «постраждовать» и тем самым отмолить грех. Повинуясь этому влечению, он отправляется на Кавказ вместо молодого новобранца. За воинский подвиг его представляют к награде, производят в офицеры, но Иван недоволен собой.

Наоборот, в нем все более и более пробуждается голос совести, который толкает его творить суровый суд над прошлой жизнью и осознавать себя «великим грешником».

Обратите внимание

В конце жизни Иван Северьяныч одержим идеей ге­роического самопожертвования во имя отечества. Он гото­вится пойти на войну. Спокойно и просто он говорит своим случайным попутчикам, что ему «за народ очень помереть хочется».

Созданный писателем образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение, позволяющее осмыс­лить настоящее  и  будущее  народа.   По мысли  автора, народ — это младенец-богатырь, только выходящий на сцену исторического действия, но имеющий необходимый для этого неисчерпаемый запас сил.

Понятие «артистизм» сопряжено у Лескова не только с природной одаренностью человека, но и с пробуждением его души, с крепостью характера. Истинный художник, в представлении писателя, — это человек, одолевший в себе «зверя», примитивный эгоизм своего «я».

Творчество Лескова, сумевшего по-своему глубоко осознать противоречия современной ему русской жизни, проникнуть в особенности национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты народа, открыло новые перспективы перед русской литературой.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/436-povest-ns-leskova-ocharovannyy-strannik.html

“Очарованный странник”

В этой статье мы рассмотрим повесть, которую создал Лесков, проведем ее анализ, опишем краткое содержание. “Очарованный странник” – сложное в жанровом отношении произведение. В ней используются мотивы жизнеописания святых, а также былин. Повесть эта переосмысливает сюжетное построение так называемых романов-приключений, распространенных в литературе в 18 веке.

Краткое содержание

“Очарованный странник” начинается следующими событиями. На Ладожском озере, по дороге к Валааму, на корабле встречаются несколько путешественников.

Один из них, по виду типичный богатырь, одетый в подрясник послушника, рассказывает, что он обладает даром приручать лошадей. Этот человек всю свою жизнь погибал, но так и не смог погибнуть.

Бывший конэсер по просьбе путников рассказывает о своей жизни.

Знакомство с главным героем повести

Зовут его Флягин Иван Северьяныч. Родом он происходит из дворовых людей, принадлежащих графу К., жившему в Орловской губернии. С детства Иван Северьяныч любил лошадей и “смеха ради” забил однажды на возу монаха.

Ночью тот является к нему и корит за то, что Флягин убил его без покаяния, рассказывает, что тот – “обещанный сын” Богу, а также дает пророчество, что Иван Северьяныч много раз будет погибать, но не погибнет до тех пор, пока “истинная погибель” не придет, и Флягин пойдет в чернецы.

Иван Северьяныч спасает хозяина от смерти в пропасти и получает его милость. Но затем он отрубает хозяйской кошке, таскавшей у него голубей, хвост, и в наказание Флягина порют, а потом отсылают бить камни молотком в английский сад. Это домучило его, и тот хочет совершить самоубийство.

Веревку, заготовленную для смерти, обрезает цыган, с которым Флягин, прихватив лошадей, уходит от графа. Он расстается со своим спутником и получает отпускной вид, продав серебряный крест чиновнику.

Работа нянькой у барина

Продолжаем рассказывать вам о повести, описывать ее краткое содержание. “Очарованный странник” Лескова повествует о следующих дальнейших событиях. Иван Северьяныч нанимается нянькой к дочери одного барина.

Здесь он очень скучает, водит козу и девочку на берег реки, а сам спит над лиманом, где однажды встречает мать ребенка, барыню, которая умоляет его отдать девочку. Но Флягин неумолим. Он дерется даже с офицером-уланом, нынешним мужем этой женщины.

Но когда Иван Северьяныч видит приближение разгневанного хозяина, он отдает матери ребенка и решает бежать вместе с ними. Ивана Северьяныча, беспаспортного, офицер отсылает прочь, и он отправляется в степь, куда пригоняют коней татары.

У татар

Повесть “Очарованный странник” продолжается. Своих лошадей продает хан Джанкар, а татары борются за них и назначают цены. Они плетьми стегут друг друга, чтобы заполучить лошадей. Такое было соревнование. Когда одного красавца-коня выставляют на продажу, не сдерживается Иван Северьяныч и до смерти запарывает татарина, выступая за ремонтера.

Его отводят в полицию за убийство, но тот убегает. Чтобы главный герой никуда не сбежал от татар, ноги Ивана Северьяныча “подщетинивают”. Теперь он может передвигаться только ползком, служит лекарем у них, мечтая о возвращении на свою родину.

У него есть несколько жен и детей, которых тот жалеет, но признается, что не смог их полюбить, так как они некрещеные.

Русские миссионеры

Действия повести развиваются дальше, а мы описываем их краткое содержание. “Очарованный странник” продолжают следующие события. Флягин отчаивается уже вернуться домой, но тут русские миссионеры приходят в степь. Они проповедуют, но платить выкуп за Ивана Северьяныча отказываются, утверждая, что все равны перед Богом, в том числе и очарованный странник.

Герои эти в своем миссионерском деле понесли потери. Через некоторое время убивают одного из проповедников, и Флягин по православному обычаю хоронит его. Из Хивы пригоняют татары двух человек, которые хотят закупить коней для войны.

Они демонстрируют, в надежде запугать продавцов, могущество Талафы, своего огненного бога, но Флягин обнаруживает у этих людей ящик с фейерверком, представляется им Талафой, обращает в христианство татар и вылечивает ноги, найдя “едкую землю” в ящиках.

Возвращение в родной город

Иван Северьяныч в степи встречает чувашина, но тот не соглашается идти с ним, так как одновременно чтит и Николая Чудотворца, и мордовского Керемети.

Встречаются на пути русские, они пьют водку и крестятся, но прогоняют Ивана Северьяныча, беспаспортного. Странник в Астрахани попадает в острог, из которого его доставляют, наконец, в родной город.

В нем отец Илья отлучает главного героя от причастия на три года, но граф, сделавшийся богомольным, отпускает “на оброк”.

Важно

Флягин устраивается служить по конской части. О нем в народе идет слава чародея, и каждый хочет узнать секрет Ивана Северьяныча. В числе любопытных и один князь, который взял его на должность конэсера к себе. Флягин покупает для него лошадей, но иногда у него происходят “пьяные выходы”. Перед тем как это случается, он отдает на сохранность князю все деньги.

Когда тот продает Дидону (прекрасную лошадь), сильно печалится Иван Северьяныч, делает “выход”, но оставляет при себе деньги на этот раз. В церкви он молится и идет в трактир, где встречает человека, утверждающего, что пить он стал добровольно, чтобы легче было другим.

Этот человек накладывает заклятие на Ивана Северьяныча для освобождения того от пьянства и вместе с тем спаивает его.

Встреча с Грушенькой

Повесть “Очарованный странник” по главам продолжается следующими событиями. Ночью Флягин попадает в другой трактир, в котором он все свои деньги тратит на Грушеньку, певунью-цыганку. Главный герой, повинившись князю, узнает, что и тот отдал полсотни тысяч за эту девушку и привез ее в дом, но вскоре Груша ему надоела, к тому же деньги закончились.

Иван Северьяныч в городе подслушивает разговор, произошедший между князем и Евгенией Семеновной, его бывшей любовницей, из которого узнает, что хозяин намерен жениться, а Грушеньку, искренне полюбившую князя, хочет выдать за Флягина.

Вернувшись домой, он не находит девушку, которую тайно отвозит в лес князь. Но Груша убегает от охранниц и просит Флягина утопить ее. Исполняет просьбу Иван Северьяныч, а сам выдает себя за сына крестьянина в поисках скорой смерти.

Дальнейшие приключения

Отдав все свои сбережения монастырю, он отправляется на войну, желая погибнуть.

Но это ему не удается, он лишь отличается на службе, становится офицером, и с орденом святого Георгия Флягина отправляют в отставку.

После этого Иван Северьяныч устраивается в адресный стол “справщиком”, но служба не ладится, и тот решает стать артистом. Здесь он заступается за дворяночку, бьет артиста и уходит в монастырь.

Монастырская жизнь

Монастырская жизнь, по словам Флягина, не тяготит его. И здесь он при лошадях. Иван Северьяныч не считает себя достойным того, чтобы принять старший постриг, потому живет в послушании. Он усердно борется с бесами. Однажды Флягин зарубает одного из них топором, но бес оказывается коровой.

На целое лето его однажды сажают за очередную “битву” в погреб, где тот открывает дар пророчества. Как же завершает повесть Лесков? “Очарованный странник” заканчивается следующим образом.

Путешественник признается, что ждет скорой смерти, так как дух внушает ему идти на войну, и ему хочется умереть за народ.

Краткий анализ

Лесков “Очарованный странник” написал в 1873 году. В начале жизни герой предстает как “естественный человек”, который изнемогает под бременем жизненной энергии. Природная сила роднит Флягина с героями былин Василием Буслаевым и Ильей Муромцем.

Характер этот имеет глубокие корни в русской истории и жизни. Долгое время сила богатырская Ивана Северьяныча дремлет в нем.

Он живет вне понятий добра и зла, проявляет беспечность, дерзостность, чреватую драматическими последствиями, которые переживает в дальнейшем очарованный странник.

Анализ развития его характера показывает, что он претерпевает значительные трансформации. Прирожденный артистизм, свойственный этому человеку, постепенно выводит его на более высокий уровень жизни. Свойственное Флягину чувство прекрасного обогащается чувством привязанности.

Герою, увлеченному прежде лишь красотой коней, открывается другая красота – женщины, человеческой души, таланта. Ее смысл очарованный странник переживает всем своим существом. Эта новая красота раскрывает полностью его душу. Гибель Груши делает его по существу другим человеком, все действия которого подчинены нравственному побуждению.

Все чаще слышит голос совести очарованный странник, анализ которого приводит его к мысли о необходимости искупить свои грехи, служить стране и людям.

В конце главный герой одержим идеей самопожертвования во имя Отчизны. Образ этого “богатыря” – обобщенный, осмысляющий настоящее и будущее русского народа. Такова у этого произведения главная тема.

Совет

Очарованный странник представляет собой младенца-богатыря, собирательный образ народа, который только еще выходит на историческую сцену, но имеет уже неисчерпаемый запас внутренних сил, необходимых для развития.

Источник: https://www.syl.ru/article/170835/new_ocharovannyiy-strannik-kratkoe-soderjanie-ocharovannyiy-strannik-leskova-analiz-proizvedeniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector