Анализ произведения шолохова батраки сочинение

Краткое содержание Шолохов Батраки

В рассказе М. Шолохова «Батраки» главный герой – семнадцатилетний парень Федор Бойцов, рано потерявший отца, единственного кормильца семьи.

Теперь Федя должен думать, как им с матерью дальше жить. Недолго сомневаясь, он идет устраиваться на работу к соседу Захару.

Хозяин оказался злым и жадным человеком, не выплачивая Федору ни гроша, он заставлял его работать на износ, лишая даже выходных.

Обратите внимание

Во время уборочных работ Федя знакомится с Фролом, тоже наемным рабочим. Эта встреча стала для него судьбоносной.
Не выдержав издевательства и унижений от своего хозяина, парнишка решает уйти. Потребовав расчет за два месяца, и получив отказ, Федор разбирается с ним

по-мужски. И опять он встречает Фрола, который и подсказывает ему подать в суд на хозяина, обратившись в комсомольскую ячейку.

Уже на другой день Федор был на хуторе Дубровском в комсомоле. Парня выслушали и пообещали помочь и с заявлением в суд, и с жильем, и с работой.

С этого момента у героя началась совсем другая жизнь – днем работа, а вечерами походы в клуб, где изучали политграмоту. Здесь же Федору предложили вступить в союз батрацкой молодежи.

Вскоре он идет на другой хутор искать работу и организовывать батрацкий союз, тем самым обязав хозяев заключать договора с работниками, за что и был сильно избит.

Несмотря на все препятствия, Федор все-таки добился своего и организовал союз батраков.

Это произведение учит читателя выдержке, силе воли и терпению, несмотря ни на какие жизненные трудности.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Паустовский Заячьи лапыКак-то раз пришел к местному сельскому ветеринару Ваня Малявин. На руках у него был заяц с обожженными лапами, но врач отказался его лечить и грубо вытолкнул Ваню за дверь
  • Краткое содержание Баран-непомнящий Салтыкова-ЩедринаБыли ли когда-либо бараны дикими? Никто и не помнит уже, ведь с глубокой древности выращивают этих животных для мяса, сала и теплых шкур. Сами же бараны помнят о вольной жизни смутно, да и то не все
  • Краткое содержание Жуковский Сказка о царе БерендееСказка о царе Берендее, у которого была борода до колен. Жил он с женой несколько лет, но не было у них детей. Однажды пришлось царю отлучиться и осмотреть территорию государства. Простившись с женой, царь уехал на восемь месяцев.
  • Краткое содержание Толстой Живой трупПьеса, написанная Львом Николаевичем Толстым Живой труп – это истории любви, тесно переплетающиеся друг с другом. Федор Протасов – пьющий, гуляющий мужчина, который уже давно не любит свою жену Лизу.
  • Краткое содержание Шукшин ЧудикРассказ Василия Шукшина «Чудик» был опубликован в журнале «Новый мир» в 1967 году. Главный герой рассказа – сельский киномеханик Василий Егорович Князев, тридцати девяти лет, по прозвищу Чудик.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sholohov/batraki-kratko

Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова (На примере рассказа «Родинка»

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

М.Волошин

Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Родинка» входит в цикл так называемых «Донских рассказов». Сам автор был родом из казачьей станицы Вешенская. Он хорошо знал жизнь донских казаков. Как и многие другие писатели того времени, Шолохов в своих произведениях стремился осмыслить важнейшие проблемы современной ему действительности, которые были связаны с крушением старого мира.

В отличие от простого крестьянства, казаки были особым сословием в России еще со времен Екатерины II. И если беднейшие российские крестьяне принимали революцию хотя бы потому, что им нечего было терять, то люди, жившие по берегам Дона, издавна гордились своим положением в стране.

Весь полувоенный уклад их жизни со строгой дисциплиной, подчинением атаманам, присягой на верность царю и стойкими традициями не позволял казачеству быстро принять новую власть. Как мы знаем из истории, донские казаки, в конечном итоге, встали на сторону большевиков, но путь этот был особенно долог, труден и кровав.

Важно

На примере донского казачества в своих рассказах Шолохов описал трагедию всего русского народа, весь ужас и несправедливость гражданской войны, когда сын шел против отца, а брат против брата.

Сборник «Донские рассказы» — первая книга великого русского писателя Михаила Александровича Шолохова. Она описывает события гражданской войны, которую сам автор знал не понаслышке.

Шолохов писал: «С 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону… и банды гонялись за нами. Приходилось бывать в разных переплетах».

Богатый жизненный опыт молодого писателя, бесспорно, послужил основой в выборе сюжетов для его произведений.

«Неслыханные перемены, невиданные мятежи» принесла Октябрьская революция в Россию. Гражданская война разделила народ на два враждующих лагеря: на белых и красных. Особенно остро проблема размежевания казачества встала на Дону, где отец и сын, братья, односельчане вставали по разные стороны баррикад, забывая о родственных, семейных отношениях.

Это время тяжелых испытаний, выпавших на долю нашей страны, требовало сильных, волевых поступков. Общечеловеческие истины, идеалы добра, гуманизма, милосердия и сострадания пошатнулись в сердцах непримиримых противников. Разруха и беззаконие, царившие на Донской земле, ожесточили людей. Вот о таком трудном и неспокойном времени и пишет Шолохов.

«Родинка» — такое мирное, ласковое название у первого рассказа сборника. Но в нем скрывается трагедия близких людей, вовлеченных в страшную братоубийственную войну, когда классовое сознание затмило общечеловеческие ценности. Этот рассказ — один из самых сильных и эмоциональных произведений сборника — задает тон всему повествованию.

Главный герой рассказа «Родинка» — красный командир Николка Кошевой. Он — донской казак, ему всего восемнадцать лет, но суровые будни войны уже наложили на него свой отпечаток. «Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая», — пишет Шолохов.

Нелегкая судьба была у Николки: отец пропал в Первую мировую, мать умерла, мыкался он по хуторам в батраках, а потом ушел с пехотным полком Красной армии на Врангеля. Перед нами — сильная, волевая, решительная, смелая личность. Война закалила Николку, сделала отважным и целеустремленным.

«Пацаненок, куга зеленая, — говорят о нем в эскадроне, — а подыщи другого, кто бы сумел водить эскадрон в бой не хуже любого старого командира?» Но мы видим, что Николка устал от войны. Он думает не о том, как пойдет завтра в бой, а вспоминает о родном доме, о семье.

Шолохов сочетает картины мирной жизни в мыслях и воспоминаниях героя и суровые будни войны, усиливая неприятие читателем этого античеловеческого явления.

Совет

Так, в прошлом Николки Кошевого — идиллия, гармония, счастье. Отец сажал его на коня, мать радостно смотрела на них из окна стряпки.

Но война разрушила эту тихую семейную жизнь, и остались у Николки лишь светлые воспоминания о детстве, любовь к лошадям и отвага, унаследованные от отца, да родинка с голубиное яйцо. Родинка — особая примета, знак счастья.

Это то немногое, что связывает его с семьей, но именно родинка станет причиной трагедии, разыгравшейся в финале рассказа.

Николка хочет уехать в город учиться, ведь он даже приходскую школу не закончил. Но мысли о спокойной, мирной жизни прерывает приказ обезвредить банду. Опять мечты главного героя разрушает суровая действительность. Николка устал от войны, осточертела она ему. Опять кровь, опять убийства, опять ему вести на смерть людей.

Но он понимает, что нельзя отступиться, и осознает, какая большая на нем лежит ответственность. Ведь от него зависит, придет ли мир на Донскую землю, вернутся ли солдаты в родные семьи или банды будут творить произвол в хуторах и станицах.

Поэтому Николка ведет в бой своих казаков, поэтому он так отчаянно скачет навстречу белому атаману.

Трагическая новеллистическая развязка усиливает главную мысль писателя. Шолохов осуждает бессмысленную бойню гражданской войны, когда личностные, общечеловеческие отношения уступают место классовым, идеологическим.

Писатель — противник разделения, размежевания народа, и потому он так достоверно рисует картину боя, что хочет показать свое отвращение, свое неприятие этого противоестественного явления. Ненависть к врагу, злоба и жестокость затмили глаза двух непримиримых противников, и в горячке боя они не разглядели родного лица.

Обратите внимание

Им бы бросить шашки, слезть с коней и обняться, но Шолохов заканчивает рассказ гибелью главных героев.

Тем трагичнее эта сцена, что ни Кошевой, ни его отец не хотели воевать. Семь лет атаман не видел родного куреня, и теперь непаханая земля звала его к себе, и эту непреодолимую тягу он заглушал самогоном. Пока Шолохов не ставит вопрос о причинах этого страшного размежевания казаков, он раскроет их позднее в «Тихом Доне».

Сейчас его волнует сам факт того, что два родных, любящих друг друга человека по воле случая погибают, в отличие от рассказа «Продкомиссар», где сын сознательно убивает отца по классовым мотивам, разрывая родственные связи.

Поэтому Шолохов осуждает эту братоубийственную войну, которая крутит человека, как песчинку, и не оставляет ему права выбора.

В «Донских рассказах» Шолохов смотрит на войну с общечеловеческих позиций: он не довлеет над читателем, не пропагандирует красную идеологию, а оставляет возможность подумать и самому решить, что хорошо, а что плохо.

Главной целью писателя является раскрытие трагической судьбы человека, попавшего в вихрь гражданской войны. Высокое художественное мастерство автора, значимость и важность проблем никого не оставляют равнодушным.

Но все же, я думаю, что главная суть рассказа не в том, на чьей стороне правда, а в том, что гражданская война разделила семьи, разрушила самое святое — кровную связь детей и родителей. Даже само название произведения — «Родинка» — весьма символично. Оно ассоциируется со словами «родное», «Родина».

Читая рассказ, мы понимаем, что гражданская война лишает человека Родины, его родственных связей, дома и детства. Мне кажется, что рассказ «Родинка» остается актуальным и в наше время. Сколько раз уже за последние годы наша страна стояла на грани начала гражданской войны.

Важно

Произведения Шолохова позволяет увидеть нам, людям третьего тысячелетия, чем чревато любое политическое несогласие.

Источник: http://5litra.ru/soch/1064-tema-grazhdanskoy-voyny-v-donskih-rasskazah-m-sholohova-na-primere-rasskaza-rodinka.html

«Брат на брата, сын на отца» Трагедия гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова

Трагедия гражданской войны

в «Донских рассказах» М. Шолохова

Цели урока:

Определить основную проблематику и духовно – нравственную основу в рассказах М. Шолохова

Развивать умение формулировать проблемы и находить способы их разрешения

Прочувствовать трагедию Гражданской войны в «Донских рассказах» М. Щолохова Воспитывать толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию.

тексты «Донских рассказов» М. Шолохова,

компьютер, мультимедийная приставка, презентация.

Предварительно задание для студентов: прочитать рассказы, подготовить индивидуальные сообщения.

Ход урока:

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата.

М. Волошин

Звучит песня И.Талькова «Подъесаул»

Слово учителя

-Совсем недавно были популярны песни, кинофильмы о боевом 1918: в стране полыхала гражданская война и комиссары одерживали победы над врагами революции – «белыми» – во имя светлой, как тогда мечталось, и счастливой жизни. Теперь ту войну называют «красной смутой» или, с лёгкой руки И. Бунина «окаянными днями».

Прочитаны рассказы Шолохова, приступим к анализу этих рассказов.

Скажите, как можно сформулировать тему нашего урока?

– Тема нашего урока «Брат на брата, сын на отца»

В качестве эпиграфа к нашему уроку мы возьмём слова известного поэта М. Волошина: «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата…».

– Назовите задачи урока?

Наша задача – на примере рассказов М,Шолохова осознать и прочувствовать общечеловеческий смысл трагедии, потрясающей душу бессмысленностью и греховностью братоубийства, трагедии разрушения традиций евангельских заповедей. Ибо в «Донских рассказах», по словам литературоведа Л.Г. Сатаровой,- «расчеловечивание и красных, и белых … и редкие минуты вочеловечивания».

Читайте также:  Сочинение причины преступления раскольникова

– Но сначала поразмышляем о смертном грехе .

Работаем в творческих группах

  1. Свободное письмо по ключевым словам:

Смертный грех

Противостояние

Братоубийство

Не убий

Изуверство

заповеди

С самого начала гражданская война была отмечена эпизодами зверств как «белых» так и «красных». Генерал Деникин в мемуарах, опубликованных в 20-е гг., отмечал: «Человеческое страдание – всегда страдание. Убийство – всегда убийство, льётся при этом «белая» или «красная» кровь». Война калечила не только тело, но и душу.

Стихотворение «На водоразделе» Арсения Несмелова (офицер – колчаковец)

Воет одинокая волчиха

На мерцанье нашего костра.

Серая, не сетуй, замолчи–ка,

Мы пробудем только до утра.

Мы бежим отбитые от стаи,

Горечь пьём из полного ковша,

И душа у нас совсем пустая,

Злая, беспощадная душа.

Всходит месяц колдовской иконой, –

Красный факел тлеющей тайги.

Вне пощады мы и вне закона, –

Злую силу дарят нам враги.

Ненавидеть нам не разучиться,

Не остыть от злобы огневой…

Воет одинокая волчица,

Слушает волчицу часовой.

Тошно сердцу от звериных жалоб,

Неизбывен горечи родник…

Не волчиха, родина, пожалуй,

Плачет о детёнышах своих.

Когда бушевала война, М. Шолохов был подростком. Он впитывал происходящее, это наследник вольнолюбивого казачества на Дону. «…Вот уже полтора месяца, как творятся у нас нехорошие вещи.

Я втянут в водоворот хлебозаготовок (литературу побоку!), и вот верчусь, помогаю тем, кого несправедливо обижают, езжу по районам и округам, наблюдаю и шибко «скорблю душой»… Увиденное и услышанное прочно застревало в его памяти. М.

Совет

Шолохов жадно вслушивался в рассказы казаков, ходил смотреть на возвращающихся с фронта, читал газеты, имена, факты, выражение человеческих глаз, горе, страх, надежды, смертную муку. Восприятие обострялось, а ум привыкал к анализу.

В такое страшное время, пропахшее порохом и залитое кровью, родился и набирал силу этот писатель. «Донские рассказы» созданы в 1925 году, когда М.Шолохову было всего 21 год. Мы оказываемся в центре гражданской войны на Дону. Война и человек. Каким стал человек – основная проблема рассказов

Первый рассказ М. Шолохова увидел свет на страницах газеты «Молодой ленинец» 14 декабря 1924 года. Впервые автор подписался полной фамилией.

Это был рассказ «Родинка», с которого мы начнём анализ.

1.Краткий пересказ рассказа.

Николка вырос без отца, который пропал в германскую войну, мать умерла. Хлебнул он горя, а потом ушёл с красноармейцами воевать с Врангелем. Атаман семь лет не видал родной земли. Сначала германский плен, потом Врангель, теперь банда. Устали от войны и сын, и отец.

Мечта Николки пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле. Ивот в бою они встречаются, полные ненависти друг к другу; атаман убил Николку и, сняв сапоги, увидел родинку на ноге и узнал в своём враге сына.

Не высказать словами горя отца, уже не имеет значения вся эта кутерьма, красные, белые… Жизнь кончена, незачем жить, держа в объятиях найденного сына, атаман – отец застрелился.

2.Привести примеры острых психологических моментов, аргументируя их выбор в рассказе

«Родинка»

Ключевые моменты

Впечатление читателя

Гл.2 «Учиться бы поехать куда – нибудь, а тут банда… Опостылело всё…»…

Устал от войны, надоело убивать

Гл 3. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы….

Потерял всё человеческое

Гл.4 «- Божись,что ты не за красных стоишь…

Ненависть людей друг к другу

Гл.5 « – Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…»

Семейная драма.

Автор «убивает» своих героев; это символизирует то, жизнь людей разъединила, а смерть – объединила. Не высказать словами горе отца. Он потерял сына, больше того – убил. И уже не имеет значения вся эта кутерьма, белые, красные: Жизнь кончена, незачем жить.

Выводы по рассказу «Родинка».

Гражданская война – это самая страшная война, потому что в ней врагами оказались самые близкие люди, отец и сын.

Что может быть ужаснее такого противостояния? Шолохов не комментирует события гражданской войны, он только рисует эти страшные картины, давая читателю самому сделать вывод.

Обратите внимание

Читатель скорбит об убитом юноше, которому не дано в жизни ни учиться, ни землю пахать, ни сыновей растить. И скорбит о несчастном отце.

Главный герой рассказа Анисим Петрович чётко определил для себя, кто ему друг, а кто ему враг. Его избирают комендантом военно – полевого суда станицы, он от души радуется этому. Он «блюдёт казачью честь», избивает старшего сына за то, что Фёдор общается с большевиками, тот вынужден уйти к красным.

Этот отец убивает свою жену за то, что та носила продукты пленным.

Отец «отказывается» от младшего Митьки, бросив его на произвол судьбы. Чётко служа казачеству, он отправляет на расстрел старшего сына Фёдора, попавшего в плен, а потом тщательно разыскивает его после побега.

2.Привести примеры острых психологических моментов, аргументируя их выбор в рассказе

«Бахчевник

Ключевые моменты

Впечатление читателя

Гл.1 « Ты что же, сволочь, голову опустил? Не рад отцовской радости…»

Семейная драма

Гл 1. Протянул Митька руку к подушке, а у самого сердце, не останавливаясь…

Отчаянный поступок, страх быть застигнутым отцом

Гл.5. Упал на колени Митька, руки материны целовал, глаза, залитые чёрной кровью…

Горе Митьки, увидевшего забитую до смерти мать

Гл.7. Качаясь, прыгнул Митька, цепко ухватил стоящий у стенки топор …»

Страшная картина убийства отца

Подведение итогов по рассказу.

Этот отец, оставшись бы в живых, убил бы обоих сыновей, и рука бы у него не дрогнула.

Но в то же время М. Шолохов умело и ёмко сумел передать в рассказе горе человеческого сердца, разрывающегося на части от жалости и любви

И ещё один рассказ М. Шолохова «Чужая кровь».

1.Краткий пересказ.

Старики Гаврила и его жена, вырастили единственного сына Петра, надежду и опору. В огне Гражданской войны погиб Пётр от рук красных. В сердце старика Гаврилы огромное горе и боль превращаются в лютую ненависть к большевикам.

И вот на его глазах белоказаки убивают большевика, и, вместо злорадства и торжества, его сердце сжимается от жалости.

Они со старухой выхаживают полумёртвого красноармейца Николая, прикипают к нему всем сердцем, любя, как своего сына.

«Чужая кровь»

Ключевые моменты

Впечатление читателя

С. 201. … А в станице дед Гаврила на москалей на красных вынашивал… ненависть стариковскую глухую …

Ненависть русских людей друг к другу.

С.207. «Сынок! – позвал Гаврила вполголоса… потом лёг плашмя на притоптанный возле скирда снег и тяжело закрыл глаза…».

Огромное горе отца, потерявшего сына,

С.211 Нагнулся Гаврила над белокурым, вглядываясь в почерневшее лицо, и дрогнул от жалости …

Жалость к поверженному врагу, сила человеческая всё прощает.

С.221 – Прощай , родимый..Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас… …»

Огромная сила любви и тяжесть расставания.

Подведение итогов по рассказу.

Важно

Автор не заинтересован в благополучной концовке. Это снизило бы высоту самоотречения старого казака. Финал показывает нравственную высоту души старика, наделённого мудростью, величайшим терпением и смирением, способностью к жертвенной любви. Ни упрёков, ни слёз, ни жалоб, а только любовь и забота

да (примеры)

Показывает ли М. Шолохов выход из кровавого месива человеческой жестокости?

нет (примеры)

1 Мать Митьки кормит пленных красноармейцев.

1 Почти в каждом рассказе совершается братоубийство Белый атаман убивает сына красноармейца.

2 Старик Гаврила прощает своих врагов, полюбив Николая, как родного сына

2. Даже дети совершают преступления. Митька лишает жизни отца,

3

3.Люди – звери. В них нет человеческого сострадания, Анисим Петрович забивает до смерти свою жену,

4

4Родная кровь для них пустой звук

5

5

6

6

Обобщение.

В «Донских рассказах» нет романических красок, нет героизма. Рассказы натуралистичны: люди привыкли к зоологическим нормам взаимоотношений, самоуничтожению, варварству. Ни в одном рассказе М. Шолохов не воспел гражданскую войну, она для него – преступление.

Сцены братоубийства, сыноубийства, кровопролития на почве классовой борьбы буквально переполняют страницы «Донских рассказов». В этом её преступность, её губительные последствия не только для казачества, но и для всей России в целом, её бессмысленность и греховность. В этой войне не правы обе стороны.

«Война, несущая страшное зло в человеческий мир, калечит души, лишает людей духовного смысла жизни», – считал М. Шолохов.

Подводя итоги урока, скажите, что из того, о чём мы сегодня говорили, мы возьмём в свою жизнь, что близко для вашего сердца. (Высказывания детей

Сейчас постараемся дать оценку войны, изображённой в рассказах М. Шолохова (составление синквейна)

Война

Жестокая, братоубийственная

Губит, зверствует, умерщвляет

Кровопролитие, калечит души людей

Зло

Домашнее задание:

  1. прочитайте те рассказы из цикла, которые ещё не прочитаны

  2. написать эссе «Гражданская война – это …»

  3. или мини-сочинение «Моё видение гражданской войны на основе прочтения «Донских рассказов» М. Шолохова»

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=79572

“Тихий Дон”: анализ произведения Шолохова

Огромность замысла “Тихого Дона” и выдающиеся художественные достоинства произведения сделали его одним из грандиознейших явлений мировой литературы XX века, справедливо (хотя и со значительным опозданием) отмеченным Нобелевской премией (1965).

Обзорная характеристика романа-эпопеи заставляет сосредоточиться на основных моментах, оставив без должного внимания детальную характеристику образов-персонажей, каждый из которых в “Тихом Доне” отличается неповторимой индивидуальностью, присущими лишь ему чертами характера и особенностями их раскрытия.

В романе “Тихий Дон”, анализ которого мы проведем, охвачен период жизни протяженностью десять лет – с 1912-го по 1922-й годы. Это было сложное, перешедшее в страшное время, и писатель показывает его именно таким. Иногда кажется, что Шолохов близок к натурализму, но это не так: просто он точен в описании жизни, а жизнь была именно такой, как показано в романе.

Среда донского казачества не идеализируется Шолоховым, наоборот, он показывает казаков такими, какими они и были: безумно храбрыми, не терпящими над собой никакой власти – и угодливо-послушно выполняющими самые нелепые требования; обладающими чувством собственного достоинства – и чванливо презирающими “мужиков” и “антилигентов”; способными на добрые, гуманные поступки и на страшные зверства (чего стоит здесь образ Дарьи!). Именно потому, что Шолохов досконально знал казачество, созданные им характеры, при всей их противоречивости, очень убедительны и жизненны, перед читателем открывается неведомый ему мир, неведомые ему люди, постижение жизненной философии которых становится открытием собственного народа, его сокровенных глубин – таких, как они есть, а не книжно-придуманных.

Для Шолохова принципиально важно, что между “белыми” и “красными” нет, в сущности, особой разницы – хотя, разумеется, тенденциозность автора очевидна, но талант-то его оказывается намного выше тех рамок, в которые он сам хочет (или не хочет, но вынужден?) его помещать.

Поэтому гражданская война и показана как сплошная цепь страшных и бессмысленных изуверств, от которых нормальный человек может сойти с ума, но, будучи втянутым в них, становится маловосприимчивым к происходящему – возможно, такова защитная реакция души, истерзанной своей и чужой болью.

И именно поэтому он любит своих героев и по-человечески сочувствует им, понимая, что, в сущности, все они – и победители, и побежденные (а кто из них кто?) – одинаково несчастны, ибо победа в гражданской войне невозможна, человек не может бороться с самим собой, народ не может заниматься самоуничтожением в братоубийственной войне и утешать себя тем, что он – народ-победитель…

Совет

Полнее всего мысль писателя о том, что не может быть правых и виноватых в гражданских войнах, выражена в трагическом образе главного героя эпопеи “Тихий Дон”.

Григорий Мелехов – это подлинно народный характер, в нем не просто слились, а накрепко перепутались самые противоречивые народные черты характера, делающие этот образ похожим одновременно и на былинных богатырей, и на каждого из героев романа.

Тот ужас, который испытал Григорий в своем первом бою, когда он убил человека, тот кошмар, через который он прошел в ходе постоянной кровавой мясорубки, ожесточили его душу, но не лишили героя способности ощущать несправедливость – и нет для него никакой разницы, белые ее творят или красные, потому что сам он был и белым, и красным, сам он точно знает, что только человек отвечает за всё, что он делает, и мается своей виной тогда, когда ощущает себя виноватым, и пытается он понять, что же такое человек и для чего он на земле нужен. Личная трагедия Григория, потеря им любимой женщины и понимание своей вины за смерть нелюбимой, но самозабвенно любящей его жены Натальи, заставляет его вернуться туда, где его корни, и в этом отношении финал эпопеи мог бы быть признан оптимистическим, если бы не выжженная страданиями и потерями душа главного героя, которому предстоит научиться жить с такой душой и поднять своего сына, не дать угаснуть жизни на земле, казачьему роду, “мелеховской породе”. Дорого заплатил Григорий Мелехов за всё, что он познал в жизни, и читатели сочувствуют этому самобытному, сильному человеку, причинившему в жизни так много зла тем, кто его любил, и себе самому.

Читайте также:  Образ и характеристика александра 1 в романе война и мир толстого

До недавних пор в “Тихом Доне” усматривали противостояние “новой” и “старой” жизни с обязательным уходом последней и торжеством первой.

Парадокс великого романа Шолохова заключается в том, что из огромной литературы о нём в бывшем советском литературоведении нельзя выделить работы, которые рассматривали бы его так, как он создавался (пусть и на подсознательном уровне, но это так!) автором – то есть с позиции приоритета общечеловеческих нравственных ценностей. В большей или меньшей степени, но “классовый” подход определяет точку зрения на роман, и сейчас, наверное, наступило время, когда должны появиться серьёзные исследования, в которых гениальное произведение одного из крупнейших писателей XX века, прожившего сложную, временами даже трагическую жизнь, будет осмыслено и понято так, что его общечеловеческий нравственный пафос восторжествует над превратными толкованиями правдивой истории о страшном времени в истории России.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/sholokhov_m_a/tikhij_don_analiz_proizvedenija_sholokhova/14-1-0-1726

Сочинение про Шолохова | Инфошкола

20 Сентябрь 2016       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   822

Шолохов — мой любимый писатель.

Каждый писатель интересен чем-то своим. Вряд ли среди литературных деятелей есть люди небольшого ума или откровенно аморальные личности. Чаще всего писатель желает поделиться полезной информацией, чем-то интересным для своих читателей, чтобы сделать их умнее и эрудированнее. Конечно, Михаил Шолохов  не является исключением..

 Впрочем, этот автор не просто хочет поделиться информацией и научить чему-то своих читателей, он действительно делает это так, что читатель чувствует, что данная литература оказывает на него огромное влияние. К этому времени я успел прочитать самые известные и выдающиеся произведения автора «Поднятая целина» и «Тихий Дон».

Важно отметить, что в своих произведениях Михаил Шолохов описывал чрезвычайно важный исторический период нашей истории — годы коллективизации в Советском Союзе. Стоит отметить, что ему удалось описать эти времена просто замечательно.

 Во-первых, стоит сказать, что он показал главные особенности того времени — настроения людей, их отношения между собой, отношение к своей стране. Михаил Шолохов прекрасно понимал особенности и главные детали того времени. Я думаю, что при описании он даже чувствовал то же, что и люди, которые в те времена жили.

 Конечно, некоторые критики отмечают, что с исторической точки зрения далеко не все передано правильно, но я почему-то уверен, что Шолохов написал все так, как нужно.

Кроме исторической достоверности стоит отметить и то, что автор сумел научить читателя нравственным и правильным поступкам. В своих произведениях он описывал огромное количество различных жизненных ситуаций. Конечно, далеко не все из этих ситуаций были простыми для тех, кто в них оказывался. Но автор сумел провести границу между положительными и отрицательными героями.

 Читатель без особого труда может понять мотивы правильных, нравственных поступков и негативное влияние аморального поведения. Михаил Шолохов описывал это все так, что и у самого читателя, например, у меня возникло желание совершать правильные, совестливые поступки, чтобы потом не мучиться угрызениями совести. Автору удалось внедрить в свои произведения воспитательную функцию.

Обратите внимание

Очень важно отметить, что, несмотря на то, что прочитанные мной романы Михаила Шолохова имеют множество страниц и в целом очень большие, чтение идет очень быстро и практически без сложностей. Думается, что это может служить хорошим знаком для тех людей, которые переживают за это и боятся начинать читать романы Шолохова из-за их большого размера.

Источник: https://info-shkola.ru/sochinenie-pro-sholoxova/

Анализ романа “Тихий Дон” Шолохова

Михаил Шолохов создал не просто роман, а роман-эпопею под названием “Тихий Дон”, и это произведение, которое включило в себя четыре тома, стало центральным в творческой биографии Михаила Шолохова. Коротко говоря, в романе описывается судьба донского казачества. Сейчас мы сделаем краткий анализ романа “Тихий Дон” и обсудим отдельно образ Григория Мелехова, главного героя произведения.

Шолохов рисует жизнь обычной семьи казаков, и на фоне их судеб изображается донское казачество и его трагедия. Семья Мелеховых живет на хуторе под названием Татарский, и мы видим следующих ключевых персонажей:

  • Глава семьи – старший урядник Пантелей Прокофьевич
  • Жена его Василиса Ильинична
  • Старший сын Петр и жена Дарья
  • Младший сын Григорий и жена Наталья (вторая жена Аскинья)
  • Единственная дочь Дуняша

Выше приведены далеко не все персонажи произведения, а лишь некоторые главные герои, без обсуждения которых невозможно сделать анализ романа “Тихий Дон”. В первую очередь в этой статье мы сосредоточимся на обсуждении образа Григория Мелехова.

Первая книга романа “Тихий Дон”, анализ которого мы сейчас проводим, повествует о том, какая была казачья жизнь в те времена. Встречается много подробностей быта казаков, их особенности, ценности и принципы. Причём, Шолохов не приукрашивает и не идеализирует, проявляя объективность в отношении строгих порядков и разумных правил.

И вот привычная жизнь нарушена, потому что наступает Первая мировая война, прокатилась революция и началась Гражданская война.

Эти печальные события вносят полный дисбаланс в гармоничный быт казаков, всё наполняется жестокостью, насилием и ненавистью – теми понятиями, которые буквально вселяются в сердца людей.

Хотя Шолохов рисует семью Мелеховых, на ее образце видна судьба других людей, которые оказались в безысходности – вся тяжесть войны легла на их плечи.

Пантелей Прокофьевич заражается тифом и умирает, его жена Василиса Ильинична тоже. Петр убит красными комиссарами, а его жена Дарья решает свести счёты с жизнью из-за того, что у нее “плохая болезнь”. Погибла и жена младшего сына Григория. Выживает только лишь Григорий Мелехов и его сын Михаил, а также сестра Дуня, вышедшая замуж за человека, который убил её старшего брата.

Важные детали анализа “Тихий дон”

Анализ романа “Тихий Дон” подразумевает важную деталь – Михаил Шолохов, показав драматическую судьбу донских казаков, очень тонко и с высокой гармонией увязал исторические детали с документальным подтверждением и привнес художественный вымысел.

Ведь сам автор родился и вырос на берегу Дона, поэтому он на своей жизни глубоко прочувствовал те проблемы, с которыми столкнулось казачество, живущее многие годы в тех местах.

Казак умел совмещать жизнь земледельца, воина и семьянина, поскольку своё поле и дом нужно было защищать от набегов со стороны татар.

Важно

Ввиду вышесказанного становится понятно, что творилось внутри Григория Мелехова на протяжении всей его жизни. Он постоянно вёл внутреннюю борьбу интересов собственника и обычного трудолюбивого работника.

Для казака свобода превыше всего, поэтому Мелехов с одной стороны готов был оказать поддержку власти красных, но с другой стороны он не мог отдать свою землю, за которую боролся, и именно это побудило его поддержать, всё-таки, белых.

Образ Григория Мелехова в романе

Главный герой романа “Тихий Дон” казак Григорий Мелехов раскрывается перед читателем особенно широко. Это вполне логично, ведь именно на примере этого персонажа Михаил Шолохов показывает всё донское казачество – его трудную судьбу.

Что наиболее ярко видно в образе Григория Мелехова при анализе романа “Тихий Дон”? Например, что обычный казак не хочет и не может без душевных терзаний оставить свой привычный уклад, то что он привык делать каждый день.

И пусть такая жизнь изнуряет казака, потому что подразумевает большой труд, но зато он чувствует себя близким к родной земле. Даже когда по принуждению власти казакам пришлось оставить всё это, душа таких перемен не приняла.

Начиная читать роман, читатель видит образ Григория Мелехова таким: это казак, который твердо стоит на своей земле, он привык к труду и должен стать хорошим семьянином. Но внутри Григория взрывной характер и малоопытность, он делает много ошибок.

Бросив законную супругу Наталью, Мелехов развивает чувства к замужней соседке Аксинье Астаховой и уходит к ней. Аксинья тоже изменяет своему мужу Степану, таким образом Григорий и Аксинья уезжают из Татарского, нанявшись на службу к одному помещику.

Дальше судьба немилосердно обходится к Григорием. Даже не делая глубокий анализ романа “Тихий Дон”, очевидно, что Григорий мечется по жизни в поисках верного решения.

После всей грязи, которой он насмотрелся во время Гражданской войны, Мелехов не понимает, что делать: кто прав, что будет дальше…

Совет

В конце концов, образ Григория Мелехова вырисовывается окончательно – он приезжает домой, где остался жив его сын Михаил и сестра Дуняша, правда, она стала женой Михаила Кошевого, а это кровный враг Григория.

Стоит завершить анализ романа “Тихий Дон” таким выводом: Григорий явился неким воплощением не только казачества, но и русских людей в целом, тех, кто испытал на себе всю тяжесть революции и Гражданской войны.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-romana-tihiy-don-sholohova

Художественное мастерство Шолохова

Касаясь вопросов художественного мастерства, Шолохов заявлял, что «лозунг  реализма избавил писателей от горячих и порой ненужных дискуссий о творческом методе. Теперь от писателя требуется одно — работать». Неоднократно указывал Шолохов и на необходимость «исключительно вдумчивого, глубокого изучения материала».

Он считает, что писатель должен быть органически связан с социалистической действительностью. Только тогда он сможет правдиво отразить ее в художественном произведении. Особое внимание Шолохов обращал на необходимость четкого выражения в литературе патриотических идей.

«Чувство родины, — говорил он, — великая штука, товарищи! Этим чувством должно быть пронизано каждое произведение писателя».

В конце 1934 года Шолохов снова выехал за границу. Будучи   в Швеции, Дании, Англии, Франции,   писатель рассказывал об успехах советского искусства, разоблачал клевету буржуазной печати о Советском Союзе. Остановившись в Стокгольме всего на несколько дней, Шолохов выехал в Данию. 3 января 1935 года он сделал в Копенгагене доклад о современной советской литературе.

Присутствовавший на этой встрече Мартин Андерсен Нексе тепло приветствовал Шолохова, как «представителя литературы великой Советской страны». Шолохова приветствовали известные профессора литературы Лондонского университета и Британской академии художеств, дружеский характер носила его встреча с французскими литераторами.

Особенно дороги были для Шолохова часы бесед с писателем-коммунистом Жан Ришар Блоком.

Вера Кетлинская, побывав у Шолохова в 1934 году, сообщала: «Ближайший год писателя будет напряженным: Михаил Шолохов в данное время кончает последний том «Тихого Дона» и рассчитывает до конца года написать окончание «Поднятой целины».

Письма Шолохова также свидетельствуют о той напряженной работе, которая велась в это время над последней частью «Тихого Дона».

«Последнее время, — рассказывал писатель в июне 1934 года, — я почти одновременно работал над четвертой книгой «Тихого Дона» и второй книгой «Поднятой целины». Работа над ними уже почти закончена.

Это, естественно, не означает, что я могу сейчас же сдать оба романа в печать. Отнюдь нет. Отложив на время «Поднятую целину», в настоящее время я засел за окончательную отшлифовку «Тихого Дона».

Обратите внимание

К осени 1935 года четвертая книга, как сообщал писатель, была уже написана и неоднократно перерабатывалась по отдельным главам. «План всей вещи, рассказывал Шолохов, — был задуман мной еще до написания первой книги «Тихого Дона». С этого времени он не подвергался существенным изменениям.

Читайте также:  Сочинение история любви григория мелехова и аксиньи астаховой в романе тихий дон шолохова

В процессе работы варьировались лишь некоторые детали плана и композиции отдельных сцен».

Правда, намечались различные варианты завершения судеб героев, но Шолохов отказался от них и уже в 1935 году твердо определил пути главных героев и их судьбы, которые остались неизменными до полного опубликования романа.

Уже тогда Шолохов сообщал, что «Пантелей Прокофьевич в четвертой части романа умирает» «своей нестрашной смертью», а Аксинья «останется живой до последней главы».

Григорий Мелехов, который в конце третьей книги командовал повстанческой дивизией под станицей' Вешенской, будет оттуда «наступать на север, примерно на Балашов, а потом ему суждено вместе с белыми а)рмиями откатиться до Новороссийска». Ясен был путь Григория и в восьмой части: «после разгрома белого движения на юге и конца вооруженной борьбы на Дону казак Мелехов попадает в Красную Армию и в отрядах Первой Конной совершает поход на польский фронт».

Судя по этим сведениям,; Шолохов предполагал рассказать в специальных главах об этом периоде в Григория Мелехова, но в процессе работы он отказался от излишних подробностей и ограничился кратким сообщением Прохора Зыкова о службе Григория в Первой Конной и об участии его в боях с белополяками.

Возможно, что главы, связанные с этим периодом жизни Григория, оказались среди страниц, не опубликованных писателем. Заявляя, что Григорий Мелехов «еще побывает в банде», Шолохов подчеркивал: «у Мелехова очень индивидуальная судьба, и в нем я никак не пытаюсь олицетворить середняцкое казачество.

От белых я его, конечно, оторву, но в большевики превращать не буду. Не большевик он».

Важно

Это свидетельство писателя чрезвычайно интересно. Оно позволяет правильно понять ненависть Григория Мелехова к белому офицерству и стремление писателя заострить эту черту. Григорий все больше уходит от белых, сознавая неизбежность их гибели, но не может понять правду, за которую борются большевики.

В связи с этим Шолохов решил четко противопоставить Григорию Мелехову фигуру последовательного борца за социализм из среды казаков. «Из большевиков в четвертой книге выделится Михаил Кошевой, — рассказывал Шолохов, — я выдвину его с заднего плана и сосредоточу на нем больше внимания…» .

В лице Кошевого писатель создал типический образ представителя трудового казачества, нашедшего правильный путь в революции. Политически выросший в борьбе, Кошевой, сталкиваясь   с Григорием,   проявляет вполне   понятную   настороженность     и   принципиальность.

Шолохов противопоставляет Мелехову не только фигуру отдельного представителя народа. Писатель рисует казачьи массы, постепенно преодолевающие сложные Противоречия.

Казаки возвращаются в родные места, начинают полевые работы, выбирают ревкомы.

Прослеживая закономерный переход казачества, желающего мира и труда, в лагерь революции, широкий размах народной борьбы за Советскую власть, Шолохов стремился показать одновременно «окончательный разгром белого движения на Дону».

Работа над романом не прекращалась даже в летние месяцы 1936 года. «Сейчас, не глядя на жару, — писал Шолохов И. Островскому, — начал работать. Сижу, обливаюсь горьким потом и с вожделением поглядываю на Дон.

По совести говоря, работать в такую дикую погоду нет ни малейшего желания». Напряженно работает Шолохов и в сентябре, а в октябре сообщает Н. Островскому, что он «снова за столом», трижды «перекрывает нормы».

Лишь на некоторое время в конце года писатель выезжает в Москву для встречи с прикованным к постели Николаем Островским.

Совет

Четвертая книга оказалась для писателя самой трудной, она подводила итог его многолетней работы. Особенно беспокоили писателя финальные сцены. Стремясь проверить себя, Шолохов решил в это время собрать новый дополнительный материал, относящийся к концу романа. «Много езжу по станицам, — рассказывал он, — и все исключительно с одной целью — перепроверяю уже написанное».

В 1937 году Шолохов сдал в «Новый мир» лишь седьмую часть «Тихого Дона», задержав публикацию последних завершающих роман страниц еще на два года. Это решение   можно   объяснить   повышенной   взыскательностью писателя к своему творчеству.

С годами расширившийся идейный кругозор художника, углубленное и более зрелое, чем в годы работы над первыми книгами, понимание истории — все это требовало особенно тщательной работы над той частью романа, которая сводила воедино написанные ранее книги.

Источник: http://www.rlspace.com/xudozhestvennoe-masterstvo-sholoxova/

Готовые школьные сочинения

мая 04 2010

Герои рассказов Шолохова

Писатель повествует и о том, что бедняцкое казачество целыми семьями переходило на сторону Русской власти, было ее: опорой в казачьем хуторе, «Через хутор, – пишет Шолохов в рассказе «Смертный враг», – словно кто борозду стороны. Герой рассказа «Смертный враг», казак Ефим Озеров, сражался за красный Царицын.

Он же ведет непримиримую борьбу с кулаками, представляя Советскую власть на хуторе. Кулаки зверски убивают Озерова, но его дело непобедимо. «Попомни, Ефим, – вспоминает он перед смертью слова своего друга, – убьют тебя – двадцать новых Ефимов будет». В рассказе «Пастух» Шолохов рисует уже представителей молодого поколения, детей бедняков – Григория и Дунятку.

Они идут на смену Ефиму, так же как и он, разоблачают кулаков.

Трудно складывалась новая жизнь, гибли лучшие люди в борьбе с косными силами деревни, не желавшими поступиться своей собственностью.

Шолохов показывает, как сложно и трудно приобщалось казачество к новой жизни, как медленно наступал перелом в сознании людей, находившихся в плену сословной и областной замкнутости.

Становление нового сознания, новых отношения между людьми показано в рассказе «Чужая кровь» на примере деда Гаврилы. Трудность формирования нового сознания в казачьей среде в годы ломки старого мира раскрыта в рассказе «Кривая стежка».

Острота классовой борьбы на Дону, осложненной сословными предрассудками, напряженность схватки нового со старым передаются в рассказах одновременно с утверждением высокого гуманизма революционной борьбы. Шолохов раскрывает глубокую человечность, подлинно высокие и благородные качества своих героев, борющихся за Советскую власть («Продкомиссар», «Шибалково семя»).

Гуманистическую сущность революционной борьбы, обаяние, доброту, чуткость казаков, которые боролись за Советскую власть, Шолохов противопоставляет бешеной, звериной злобе врагов.

Реакционная часть казачества – белогвардейцы, казачьи офицеры, кулаки, белббандиты, – отстаивая собственнические интересы, сословные привилегии, проявляют хищную жестокость, звериную дикость и невежество.

В образах полковника Черноярова и есаула Крамскова («Коловерть»), пана Томилина («Лазоревая степь»), бандита Фомина («Председатель Реввоенсовета Республики»), кулака Игната («Смертный враг»), коменданта Анисима («Бахчевник») воплощены те классовые силы, против которых восстают и борются герои шолоховских рассказов, люди нового мира – коммунисты и комсомольцы.

Обратите внимание

Жестокая классовая борьба на Дону в годы гражданской войны, рост сознания трудового казачества на пути к новой жизни, рождение новых человеческих отношений в революционной борьбе – все эти вопросы были поставлены Шолоховым еще в рассказах и разрешены в полной мере зрелым художником в «Тихом Доне» и «Поднятой целине».

Донские рассказы сыграли большую роль в творческом развитии Шолохова. Они были подступами к его эпическим произведениям, школой, где оттачивалось художественное мастерство автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины». Сам писатель слишком сурово оценивал свое раннее творчество, много лет не переиздавал рассказы, считая что «очень уж много в них наивного и детски-беспомощного»’.

Молодой Шолохов действительно злоупотреблял натуралистическими, нарочито изысканными описаниями, упрощенно схематически раскрывал отдельные характеры, заслонял их драматическими ситуациями.

Однако уже в ранних рассказах обнаруживается умение отобрать существенную деталь, проникнуть в сложный внутренний мир героев, раскрыть характеры в действии, поступках.

Большие революционные события вторгаются в жизнь, влияют на сознание и поведение людей, и начинающий писатель стремится психологически мотивировать эти процессы.

Юная Дунятка из рассказа «Пастух», еще не осознав всей сложности ломки жизни, радостно воспринимает окружающий мир, ей весело от того, что брат Григорий стал все-таки пастухом, что он рядом с ней: «Смеются у нее щеки загоревшие, веснушчатые, глаза, губы, вся смеется, потому что на Красную горку пошла ей всего-навсего семнадцатая весна, а в семнадцать лет все распотешным таким кажется: и насупленное лицо брата, и телята лопоухие, на ходу пережевывающие бурьянок, и даже смешно, что второй день нет у них ни куска хлеба». Но осиротевшей Дунятке рано пришлось познать горе: в борьбе с кулаками погиб брат, самый близкий для нее человек. Совсем одинока в безлюдной степи Дунятка. «Когда горечью набухнет сердце, когда слезы выжигают глаза, тогда где-нибудь, далеко от чужих глаз, достает она из сумки рубаху холщовую нестираную… Лицом припадает к ней и чувствует запах родного пота. И долго лежит неподвижно…

Версты уходят назад. Из степных буераков вой волчий, на житье негодующий, а Дунятка обочь дороги шагает, в город идет, где Советская власть, где учатся пролетарии для того, чтобы в будущем уметь управлять республикой.

В основе рассказов Шолохова всегда лежит совершенно конкретный, обычно реальный случай из гражданской войны и первых лет Русской власти. Автор чаще всего опирается на факты, им виденные и пережитые. Острота противоречий, драматичность классовой борьбы на Дону обусловливает жизненность и остроту самих сюжетных ситуаций.

Важно

Нарастание социальных противоречий приводит к неизбежному столкновению, размежевывает даже близких между собой людей. Этим конфликтом определяется и композиция большей части рассказов – противопоставление борющихся лагерей, столкновение людей, различных по своим социальным устремлениям и человеческим принципам, нередко трагически завершающееся.

Но писатель всегда пронизывает повествование утверждающим оптимизмом, проникновенной лирикой. Пейзажные описания уже связываются с раскрытием психологии героев, принимают активное участие в изображаемых событиях.

Нарисовав напряженную обстановку боя в рассказе «Коловерть», Шолохов заключает: «А над землей, разомлевшей от дождей весенних, от солнца, от ветров степных, пахнущих чеборцом и полынью, маревом дымчатым, струистым плыл сладкий запах земляной ржавчины, щекотный душок трав прошлогодних, на корню подопревших.

Подрагивала выщербленная голубая каемка леса над горизонтом, и сверху сквозь золотистое полотнище пыли, разостланное над степью, жаворонок вторил пулеметам бисерной дробью».

Но иногда проскальзывали и такие пейзажи, которые активно не участвовали в повествовании, не помогали развитию действия, характеристике персонажей и событий.

Они были выписаны с нарочитой изысканностью: «Туман, низко пригинаясь, вился над скошенной травой, лапал пухлыми седыми щупальцами колючие стебли, по-бабьи кутал курившиеся паром копны.

За тремя тополями, куда зашло на ночь солнце, небо цвело шиповником, и крутые вздыбленные облака казались увядшими лепестками» и т. п.

Повествование в рассказах нередко ведется от первого лица – от имени деда Захара («Лазоревая степь»), паромщика Микишары («Семейный человек»), пулеметчика Шибалюка («Шибалково семя»).

Совет

Герой рассказа «Председатель реввоенсовета республики» Богатырев обстоятельно повествует о том, как он организовал на селе республику; Федот («О Колчаке, крапиве и прочем») излагает историю своего собачьего прозвища – «Колчак» и «крапивного оскорбления».

В сказовой форме молодого писателя интересовала не самодовлеющая стилизация – он стремился овладеть особенностями живого народного, разговорного языка, передать его сочность и красочность.

«Образный, цветной язык» рассказов, отмеченный еще Серафимовичем, присущая Шолохову «манера письма» отличали его книги от книг других писателей. Индивидуальную характерность шолоховской речи можно легко обнаружить и в своеобразной лексике, и в метких словесных сочетаниях, и в эпитетах, и в построении речи автора и персонажей.

Шолохов сравнивает бороду казака с «новым просяным веником», ручку ковша Большой Медведицы с косо «торчащим дышлом» телеги.

По принципу сравнения с предметами или явлениями крестьянского обихода построены многие образы («буйным чертополохом цвела радость»; пуля «забороздила темноту»; «ящерицей скользнула молния»; волосы у Мишки «были как лепестки цветущего подсолнуха» и т. п.).

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Герои рассказов Шолохова . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/geroi-rasskazov-sholoxova/

Ссылка на основную публикацию