Анализ произведения сокровенный человек платонова

Сочинение на тему по повести Платонова «Сокровенный человек», — Сочинения по литературе

Читайте также:
Краткое содержание НА ДНЕ краткое изложение пьесы «На дне» краткий пересказ Горький

«НАЙТИ СВОЮ ДОРОГУ, УЗНАТЬ СВОЕ МЕСТО — В ЭТОМ ВСЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ЭТО ДЛЯ НЕГО ЗНАЧИТ СДЕЛАТЬСЯ СОБОЙ» (В. Г. БЕЛИНСКИЙ)

(по повести А. Платонова «Сокровенный человек»)

Вся жизнь А. Платонова была призмой, сквозь которую преломлялось все то, что посылала ему судьба. В Платонове всегда гармонично уживались писатель, художник слова, и мастеровой человек, многое умеющий делать своими руками.

Будучи литератором и возрождая погибшие вроде бы земли, писатель точно знал, что человек в этой жизни может все, вот только с самим собой, с темной своей стороной, ему труднее всего совладать. Гражданская война стала для А.

Платонова временем, когда писатель- гуманист воочию убедился, что «душа человека — неприличное животное», если в ней возьмут верх силы зла… О войне Платонов знал не понаслышке, и повесть «Сокровенный человек» — тому яркое свидетельство.

Обратите внимание

Чуть ли не с первых строк мы оказываемся в любимом Платоновым мире железных дорог, в окружении дорогих писателю людей, один из которых — механик снегоочистителя Фома Пухов.

Однако самые первые строки повести совсем о другом: «Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки».

В нравственном отношении поступок механика возмутителен: что ж ему, другого места не нашлось, чтобы отрезать колбасы! Но в дальнейшем повествовании открывается, что этот герой — далеко не бесчувствен, способен тосковать «от бесприютности без жены» — «чувствительность начинала мучить его». Он успокаивает свою тоску по жене весьма характерно: «Все совершается по законам природы!.. Дать бы моей старухе капитальный ремонт — жива бы была, но средств нет и харчи плохие…».

«Гроб» в первой строке повести нужен писателю не только для характеристики главного героя. Это — один из страшных символов времени. Страна переживает голод, идет кровопролитная гражданская война, последние силы напряжены для того, чтобы защитить революцию… Вот и в повести «Сокровенный человек» — «фронт работал в шестидесяти верстах.

Белые все время прижимались к железнодорожной линии, ища уюта в вагонах и станционных зданиях, утомившись в снежной степи на худых конях.

Но белых отжимали бронированные поезда красных, посыпая снега свинцом из изношенных пулеметов… Ночью ничего не известно; помашет издали поезду низкое степное дерево — и его порежут и снесут пулеметным огнем: зря не шевелись!».

С учетом жесткого колорита времени, когда смерть стала явлением заурядным, вареная колбаса на гробе жены уже не оскорбляет наше чувство столь остро, как раньше… Мы понимаем, что это не столько бесчувственность, сколько жест эксцентричного человека.

Во время гражданской войны железнодорожники настолько привыкли находиться между молотом и наковальней, что чувство самосохранения у них сильно притупилось. Выполняя приказ красных по расчистке путей от снега («в те годы попробуй не расчистить «), снегоочиститель Пухова застрял на перевале и попал в руки белого разъезда.

Разговор по обыкновению короткий: «Именем Великой Народной России приказываю вам достать паровозы и снегоочистку на станцию Подгорное. За отказ — расстрел на месте! «. Но рабочие, уставшие от постоянной смены власти, поняли, что единственное их спасение — в защите своего профессионального достоинства.

Важно

И выражение этой коллективной позиции, а стало быть, и большую долю риска, чаще всего берет на себя именно Пухов: «Казаки вынули револьверы и окружили мастеровых. Тогда Пухов рассерчал: — Вот сволочи, в механике не понимают, а командуют!.. «. Даже прямая угроза жизни не может переломить его характер.

Оригинальность самовыражения — принцип его поведения, эксцентризм — привычка. Пухов стремится заявить себя как личность, противостоять обывательской «похожести».

Реальным основанием самооценки Пухов считает свою профессию. Герой повести — грамотный механик: «Бормоча и покуривая, Пухов сидел над двигателем, который не шел. Три раза он его разбирал и вновь собирал, потом закручивал для пуска — мотор сипел, а крутиться упорствовал. Всю ночь бился Пухов.

Передумал заново всю идею этой машины, переделал ее по своему пониманию на какую-то новую машину, удалил зазорные части и поставил простые — и к утру мотор бешено запыхал». Механик не только хорошо знает, но и влюблен в свое дело.

В случае необходимости он мог выспаться тут же, на рабочем месте: «Стук машины ему совсем не мешал». Стремление во всем идти до конца с неожиданной стороны характеризует не только отношение героя к делу, но и к людям.

Нешаблонный склад ума позволяет именно ему предложить выход из, казалось бы, безнадежной ситуации, в которую попали защищавшие город отряды красного рабочего ополчения.

И только неискушенность Пухова в военном деле не позволила реализовать этот план. Отношение героя повести к революции еще не сформировалось окончательно. В целом механик сочувствует революции.

Правда, преждевременная смерть жены, гибель еще вчера рядом работавших товарищей порождают в нем и такие ощущения: «Он тогда почуял, куда и на какой конец света идут все революции и всякое людское беспокойство».

Совет

В известном смысле мировосприятие Пухова шире, чем у большевиков, гуманнее: «Историческое время и злые силы свирепого вещества совместно трепали и морили людей, а они, поев и отоспавшись, снова жили, розовели и верили в свое особое дело. Погибшие, посредством скорбной памяти, тоже подгоняли живых, чтобы оправдать свою гибель и зря не преть прахом».

Единодушная готовность красноармейцев пожертвовать собой во имя революции привела Пухова к мысли, что «на свете жил хороший народ и лучшие люди не жалели себя». «В первый раз в жизни, — отмечает Платонов, — ему стало так стыдно за что-то, что кожа покраснела под щетиной».

Героический порыв красноармейцев, что «из детства вышли на войну, не пережив ни любви, ни наслаждения мыслью, ни созерцания того неимоверного мира, где они находились. Они были неизвестны самим себе», — увлекает пожившего на свете, много повидавшего, но сохранившего неугомонность души Пухова.

«Неиспытанное чувство полного удовольствия, крепости и необходимости своей жизни охватило Пухова. Он стоял, упершись спиной в лебедку, и радовался этой таинственной ночной картине — как люди молча и тайком собирались на гибель… Море спокойно шуршало за бортом, храня неизвестные предметы в своих недрах. Но Пухов не глядел на море, он в первый раз увидел настоящих людей».

Главная ценность в человеке, по мнению механика, — это свободная личность, обладающая «сокровенностью», т. е. оригинальностью, цельностью, самостоятельностью. Отшучиваясь, герой Платонова оберегает свое право на индивидуальность в мировосприятии и реализации личности.

В конце повести автор приходит к выводу, что между главными ценностями Пухова и логикой развертывания революции нет противоречий, оттого столь оптимистичен ее конец: «Весь свет переживал утро, каждый человек знал про это происшествие, кто, явно торжествуя, кто, бурча от смутного сновидения.

Нечаянное сочувствие к людям, одиноко работавшим против вещества всего мира, прояснилось в заросшей жизнью душе Пухова. Революция — как раз лучшая судьба для людей, верней ничего не придумаешь. Это было трудно, резко и сразу легко, как нарождение…».

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-po-povesti-platonova-sokrovennyj-chelovek/

Краткое содержание повести «Сокровенный человек» А.П. Платонова

 Повесть (1928)

«Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки». После погребения жены, намаявшись, Пухов ложится спать. К нему кто-то громко стучит. Сторож конторы начальника дистанции прино­сит путевку на работы по очистке железнодорожных путей от снега.

На станции Пухов расписывается в приказе — в те годы попробуй не распишись! — и вместе с бригадой рабочих, обслуживающих снегоо­чиститель, который тянут два паровоза, отправляется расчищать от снежных заносов путь для красноармейских эшелонов и бронепоез­дов. Фронт находится в шестидесяти верстах.

На одном из снежных завалов снегоочиститель резко тормозит, рабочие падают, разбивая го­ловы, помощник машиниста разбивается насмерть. Конный казачий отряд окружает рабочих, приказывая доставить паровозы и снегоо­чистку на занятую белыми станцию.

Подъехавший красный бронепо­езд освобождает рабочих и расстреливает завязших в снегу казаков.

Обратите внимание

На станции Лиски рабочие отдыхают три дня. На стене барака Пухов читает объявление о наборе механиков в технические части Южного фронта. Он предлагает своему другу Зворычному поехать на юг, а то «на снегоочистке делать нечего — весна уж в ширинку дует! Революция-то пройдет, а нам ничего не останется!». Зворычный не соглашается, жалея покидать жену с сыном.

Через неделю Пухов и еще пятеро слесарей едут в Новороссийск. Красные снаряжают на трех кораблях десант из пятисот человек в Крым, в тыл Врангелю.

Пухов плывет на пароходе «Шаня», обслужи­вая паровой двигатель. Непроглядной ночью десант проходит Керчен­ский пролив, но из-за шторма корабли теряют друг друга.

Бушующая стихия не дает десанту высадиться на крымский берег. Десантники вынуждены вернуться в Новороссийск.

Приходит известие о взятии красными войсками Симферополя. Четыре месяца Пухов проводит в Новороссийске, работая старшим монтером береговой базы Азово-Черноморского пароходства.

Он ску­чает от недостатка работы: пароходов мало, и Пухов занят тем, что составляет отчеты о неисправности их механизмов. Он часто гуляет в окрестностях города, любуясь природой, находя все уместным и жи­вущим по существу.

Вспоминая свою умершую жену, Пухов чувствует свое отличие от природы и горюет, уткнувшись липом в нагретую его дыханием землю, смачивая ее редкими неохотными каплями слез.

Он покидает Новороссийск, но едет не к дому, а в сторону Баку, собираясь дойти до родины вдоль берега Каспия и по Волге. В Баку Пухов встречается с матросом Шариковым, который налаживает Кас­пийское пароходство. Шариков дает Пухову командировку в Цари­цын — для привлечения квалифицированного пролетариата в Баку.

Важно

В Царицыне Пухов показывает мандат Шарикова какому-то механику, которого встречает у конторы завода. Тот читает мандат, мажет его языком и приклеивает на забор. Пухов смотрит на бумажку и наде­вает ее на шляпку гвоздя, чтобы ее не сорвал ветер. Он идет на вок­зал, садится на поезд и спрашивает людей, куда он едет.

«А мы знаем — куда? — сомнительно произносит кроткий голос невидного человека. — Едет, и мы с ним».

Пухов возвращается в свой город, поселяется у Зворычного, секре­таря ячейки мастерских, и начинает работать слесарем на гидравли­ческом прессе.

Через неделю он переходит жить в свою квартиру, которую он называет «полосой отчуждения»: ему там скучно. Пухов ходит в гости к Зворычному и рассказывает что-нибудь о Черном море — чтобы не задаром чай пить.

Возвращаясь домой, Пухов вспо­минает, что жилище называется очагом: «Очаг, черт: ни бабы, ни ко­стра!»

К городу подступают белые. Рабочие, собравшись в отряды, оборо­няются. Бронепоезд белых обстреливает город ураганным огнем.

Пухов предлагает собрать несколько платформ с песком и пустить с уклона на бронепоезд. Но платформы разлетаются вдребезги, не при­чинив бронепоезду вреда.

Бросившиеся в атаку рабочие падают под пулеметным огнем. Утром два красных бронепоезда приходят на по­мощь рабочим — город спасен.

Ячейка разбирается: не предатель ли Пухов, придумавший глупую затею с платформами, и решает, что он просто придурковатый мужик. Работа в цехе отягощает Пухова — не тяжестью, а унынием.

Совет

Он вспоминает о Шарикове и пишет ему письмо. Через месяц он по­лучает ответ Шарикова с приглашением работать на нефтяных приис­ках.

Пухов едет в Баку, где работает машинистом на двигателе, перекачивающем нефть из скважины в нефтехранилище. Идет время,

Пухову становится хорошо, и он жалеет только об одном: что немно­го постарел, и нет чего-то нечаянного в душе, что было раньше.

Однажды он идет из Баку на промысел. Он ночевал у Шарикова, к которому вернулся из плена брат. Неожиданное сочувствие к людям, одиноко работающим против вещества всего мира, проясня­ется в заросшей жизнью душе Пухова.

Он идет с удовольствием, чув­ствуя родственность всех тел к своему телу, роскошь жизни и неистовство смелой природы, неимоверной в тишине и в действии. Постепенно он догадывается о самом важном и мучительном: отчаян­ная природа перешла в людей и в смелость революции.

Душевная чужбина оставляет Пухова на том месте, где он стоит, и он узнает теплоту родины, будто вернулся к матери от ненужной жены. Свет и теплота напрягались над миром и постепенно превращались в силу человека. «Хорошее утро!» — говорит он встретившемуся ему маши­нисту.

Тот равнодушно свидетельствует: «Революционное вполне».

Источник: https://www.lang-lit.ru/2014/01/blog-post_24.html

Тема сокровенного человека в творчестве Андрея Платонова

статьи

школьная программа

Это имя, так же как и десятки других, неугодных режиму, предано забвению и на протяжении нескольких десятилетий не было известно читателям. Андрей Платонов занимает прочное место в цепи «еретиков» русской литературы ΧΧ века. Однако место у него здесь все равно особое.

В отличие от Замятина, Ахматовой, Булгакова, Мандельштама, он не был выходцем из интеллигенции, из традиций литературы Серебряного века. Социальное его происхождение — пролетарское, он и сам прошел рабочую закалку. Писатель Андрей Битов скажет о Платонове: «Он первым понял все изнутри».

Имея в виду истинную суть социализма, понял все из своего опыта, то есть из рабочего класса.

Обратите внимание

Андрей был первым ребенком в большой семье слесаря Платона Климентова в Воронеже. Следом родилось еще 10 детей, поэтому чуть ли не с пеленок ему пришлось помогать отцу. Он начинал чернорабочим.

Железнодорожные мастерские привили будущему великому писателю какую-то патологическую страсть к механике, может быть, это в нем было отцовской чертой, поскольку тот был не просто обычным рабочим, а талантливым изобретателем.

Впоследствии у самого Платонова появится обозначение такого типа личности — человек с «умными» руками.

К моменту совершения революции Платонов уже твердо осознал себя гегемоном — пролетариатом и твердо верил, что социализм — это единый строй, который может осчастливить всех людей на свете, поэтому восприятие революции у писателя традиционно восторженное.

В 20-е годы он мечтает о грандиозной переделке мира сообществом счастливых людей. О растворении каждого человека в коллективе, о социальном обезличивании личности, то есть о том, что в его зрелом творчестве станет предметом колоссальной, жесткой критики.

Первые рассказы Андрея Платонова представляют собой утопию. Его герои мечтают и создают прекрасный мир будущего. Они, как правило, творческие люди, изобретатели, самоучки, которые мечтают об укрощении колоссальной силы энергии солнца, воды или ветра.

Читайте также:  Сочинение любовь в жизни обломова по роману гончарова

Платонов и сам верил, что можно повернуть воды теплого океана и за счет этого растопить полюса, а затем засадить их садами. Он верит в то, что новый строй колоссально преобразует весь земной шар и всю вселенную. К этому времени он оканчивает железнодорожный техникум, становится инженером-мелиоратором.

Важно

В своих анкетах писатель до конца жизни в графе «профессия» писал «мелиоратор». И даже выпустил брошюру о мелиорации.

А потом вдруг началось переосмысливание, эйфория восторга сходит на нет. Этот процесс начинается уже с момента повести «Сокровенный человек». В словаре Даля слово «сокровенный» означает «сокрытый, скрытый, тайный», однако в контексте платоновской повести это понятие получает иной смысл. «Сокровенный» — необычный, нестандартный, выпадающий из привычного стереотипа восприятия мира.

Образ Фомы Пухова

В самой повести выражение «сокровенный человек» не встречается ни разу. Оно лишь в названии. Однако ясно, что сокровенным человеком Платонова стал главный герой — Фома Пухов. Его необычность и нестандартность воспринимается буквально с первых страниц произведения. Автор начинает повесть с описания того, как проголодавшийся Пухов режет колбасу на крышке гроба с умершей женой.

Фома — человек трудовой морали, рабочий с «умными» руками и с «задумывающейся» головой. Все, что происходит в революционный период, Пухов воспринимает с позиции трудового человека, который привык делать хорошие и нужные вещи. Он практичен, экономен, с «трудовой системой ценностей». Вот такой менталитет, взгляд на мир и срабатывает при восприятии Пуховым революции.

Ему, привыкшему действовать головой и руками, никак не понять то, что кто-то может работать языком. Его удивляют ораторы, которые могут говорить часами, кроме этого ничего не делать и считать это работой.

Его удивляет колоссальная расточительность новой власти, зачем «маленькое тело на четырех осях везти, дали бы ему дрезину и хватит, а то зря тратят американский паровоз» — так он воспринял поезд командарма. Таким образом, если революция совпадала с трудовым мироощущением Пухова, он ее воспринимал, но если не совпадала, тогда он удивлялся ей и сомневался.

Вот эти сомнения героя и отшатнули от него массу людей, он становится своего рода социальным изгоем. А среди тех, кто испытывает эйфорию от революции, — белой вороной.

Вот такой персонаж — задумывающийся, сомневающийся, буквально «выламывающийся» из привычных оценок революции и режима — и станет в дальнейшем творчестве Платонова основным типом героя. Повесть «Сокровенный человек» была первым сигналом к приходу писателя к социальной антиутопии, она же станет сигналом к «еретичеству», к тем последствиям, которые пришлось испытать автору в жизни.

Образы Макара Ганушкина и Льва Чумового

Вскоре после «Сокровенного человека» появился рассказ «Усомнившийся Макар», где такой типаж получает свое дальнейшее развитие.

Герой рассказа Макар Ганушкин — талантливый человек с «умными» руками, трудовой моралью, который в революции видит много наносного, искусственного, формального. В отличие от предыдущего произведения, в этом рассказе Платонов выводит антипод сокровенному человеку.

Им предстает Лев Чумовой — полная противоположность Ганушкину, резонер, пустослов, бюрократ, который смог пролезть в руководители. Человек с «пустыми» руками.

Символичность этого образа подчеркивается и при помощи фамилии. Такие, как Лев, будто эпидемия чумы в новой власти.

Пытаясь спастись от Чумового, найти правду, объяснить тем, кто у руля государства, что «чумовые» мешают новому строю и погубят его, Ганушкин доходит до Москвы.

Он находит нужный кабинет, в котором, как ему кажется, сидит главный человек государства, способный услышать и понять его. Но, открыв дверь кабинета, он видит за столом Чумового. Такая концовка символична. Круг замкнулся. Все государство в паутине из чумовых.

Совет

После рассказа об усомнившемся в революции Макаре отношение к Платонову со стороны государства, цензуры, критиков резко меняется. Он попадает в долгую и глубокую опалу. Основная часть произведений писателя так и не была опубликована при жизни, и даже хрущевская оттепель вернула читателям только некоторые его тексты.

Платонов не был осужден, не прошел через сталинские чистки, с ним расправились иначе. Через все возможное и невозможное провели единственного сына — Платона. Заболевшего в тюрьме чахоткой и уже умирающего, его разрешили забрать отцу, который ухаживал за сыном сам и не смог уберечься от болезни. После смерти сына А. Платонов совсем недолго продержался в этом мире.

Статья предоставлена Антоновой Еленой.

Советую посмотреть:

Тема человека и природы в романе Андрея Платонова «Чевенгур»

Горький и Октябрьская революция

Рецензия на рассказ Шолохова «Шибалково семя»

Советую почитать другие отзывы и статьи:

Источник: https://chitatelnica.ru/stati/sokrovennyj-chelovek-v-tvorchestve-platonova.html

О чем повествует повесть платова «сокровенный человек»?

В 1927—1929 годах писатель работает над повестью «Сокровенный человек» и романом «Чевенгур». В них Платонов (описывает события недавней истории — революцию. Чевенгур — небольшой город, в котором «группа товарищей» пытается построить коммунизм.

Первая часть романа повествует о поисках счастья странниками. Они бродят по России, охваченной войной. Во второй части романа показано, что герои-странники пришли в некий город Чевенгур, где коммунизм уже построен.

Однако город как бы изымается из потока истории.

 Чевенгурцы живут для товарищей, но предварительно они истребляют всех «недостойных коммунизма». На поиски исчезнувшего из-под власти государства города отправляются регулярные части, которые истребляют чевенгурцев.

Но удивительно — жители умирают с облегчением, освобождаясь от скуки «построенного рая». Романом «Чевенгур» Платонов показал бесперспективность пути, по которому пошла Россия после революции. Герои романа — жертвы неправильно поставленной цели.

В этом их беда, а не вина.

А что же повествует «Сокровенный человек»? Пухов не предатель, а сомневающийся. Что за тайну хранит он в душе? В душе Фома несет страсть к подлинному познанию, неуспокоенность.

Не все так просто и однозначно в человеке, хотя сам он хочет дойти «до самой сути», и, в первую очередь, до сути революции. Почему он Фома? Намек на апостола Фому, единственного постигшего смысл учения Христа, его сокровенную суть.

Автор дает реальную картинку тех лет: «На всем пространстве двора лежали изувеченные неимоверной работой паровозы. Эшелоны царской войны, железные дороги гражданской войны — все видели паровозы, а теперь залегли в смертном обмороке, в деревенские травы, неуместные рядом с мариной».

Обратите внимание

Какая печальная музыка прощания с уходящим, общая беззащитность растений, паровозов, людей. Всеобщее космическое сиротство. Непривычный для читателя взгляд на гражданскую войну.

Страшной картиной начинается повесть: проголодавшийся Фома режет колбасу на гробе жены. Резко сдвинуты понятия жизни и смерти, повседневности и вечности. «Осиротевшему» Фоме нужно жить дальше.

Зачем революция? Помогает она людям или осложняет их жизнь? Стали ли люди счастливее? «Зачем революция,— думает Фома,— если она не несет высшей справедливости. Только пиршество смерти, все новые и новые жертвы». Пухов — вечный странник, он как пушинка, влекомая ветром, путешествует, толкаемый тайными запросами души.

Фома — сторонний наблюдатель, созерцающий все то, что несет за собой революция: плохо и плохой краской замазан Георгий Победоносец, а вместо него — портрет Троцкого.

На станцию, переполненную пассажирами, прибывает поезд, везущий одного командующего, разъясняющего, что «буржуазия целиком и полностью сволочь». Удручает Пухова не сами «глупости революции», а отсутствие в сознании ее участников нравственной перспективы.

Влекомый по земле, не находит нигде себе места Фома, так как не находится места в революции его душе. Само движение приносит герою радость и душевное успокоение. Он хочет покоя и всеобщего примирения, а не вражды и борьбы. «Хорошее утро»,— говорит Пухов. «Да, вполне революционное»,— отвечает машинист.

И опять сомнение. Прочно ли счастье в послереволюционном мире?

На этот вопрос ответит повесть «Котлован». Она описывает события «великого перелома». Повесть показывает гибель рабочих, посланных на борьбу с кулачеством и подавление кулака, как класса эксплуататоров. И работу на котловане, который роют, чтобы построить не просто дом, город, а будущее счастье. А котлован становится могилой для маленькой Насти.

Здесь прослеживается параллель с Достоевским, который устами своего героя отвергал будущее всеобщее счастье, в основе которого заложена слезинка ребенка. Одна слезинка! А о каком же счастье можно мечтать, если оно зиждется на костях, в том числе и детей.

Важно

Котлован — фундамент для общепролетарского дома — постепенно превращается в братскую могилу, в которой хоронят не только умерших рабочих, но и надежду на «светлое будущее». Главный герой повести Вотщев. Его фамилию можно трактовать как любовь к вещественному миру, или вотще — напрасно, или, еще резче, попал как кур во щи…

Платонов выступает здесь как мастер эпизода. Любая деталь много говорит без слов. Герои повести не хотят сомневаться, они перестают думать.

Необычный язык произведений Платонова помогает автору раскрыть читателям смысл задуманного. «Дождь порол землю», то есть мучал, а не поил. Речь автора и его героев — это скрытая ирония.

Платонов нарочно коверкает фразу, чтобы показать нелепость происходящего: «продолжать летать, умолкнувшим образом… будучи убитым…» Его язык подчинен стилю эпохи — стилю лозунгов и штампов. Оказалось, что русский язык потерян, остались одни словесные уроды.

Постепенно мы приходим к пониманию символики автора. Произведения Платонова находят все новых и новых поклонников.

Источник: http://www.rlspace.com/o-chem-povestvuet-povest-platova-sokrovennyj-chelovek/

Презентация. Урок сотрудничества. Андрей Платонов «Сокровенный человек»

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация. Урок сотрудничества. Андрей Платонов «Сокровенный человек»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Андрея Платонов «Сокровенный человек» Урок сотрудничества Подготовили: Учащиеся: Штранц Маргарита, Елисеева Виктория Учитель Красникова В.А. МОУ «Стрелецкая СОШ имени Героя Советского Союза А.Е.Черникова» Белгородского района Белгородской области

2 слайд Описание слайда:

Платонов Андрей Платонович Родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже Учился в церковно-приходской школе В 1918 г. Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум В 1919 г. он участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии Первая брошюра Платонова «Электрификация» вышла в 1921 г В 1928 г. были изданы сборники «Луговые мастера» и «Сокровенный человек»

3 слайд Описание слайда:

Публикация в 1929 г. рассказа «Усомнившийся Макар» вызвала волну критики в адрес автора В 1946 г.

после публикации рассказа «Семья Иванова» (более позднее название «Возвращение») Платонова вновь подвергли критике и перестали печатать Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо и другие сказки» была издана в 1954 г., уже после смерти автора Умер 5 января 1951 г. в Москве, находясь в глубокой нужде

4 слайд Описание слайда:

Повесть «Сокровенный человек» Написана в 1928 году, повесть состоит из 9 глав. Повествует о увиденных и пережитых главным героем событий революции.

5 слайд Описание слайда:

Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души, заветный. В словаре В.И. Даля следующее определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”.

6 слайд Описание слайда:

Совет

Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину. Как автору удаётся раскрыть тайное, сокровенное в человеке? Через портрет героя, отношение к другим людям.

Рисует ли нам автор портрет героя? В повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности. Есть только поведенческий портрет.

Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…

7 слайд 8 слайд Описание слайда:

Через отношение героя к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства…” В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”.

Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”. Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю.

Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.

9 слайд Описание слайда:

Сущность героя раскрывается через отношение к революции. В рассказе мы читаем: “Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен”. После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”.

“Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”. Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции.

Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции. Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой.

Читайте также:  Сочинение описание по картине пластова родник 7, 9 класс описание

Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.

10 слайд Описание слайда:

“Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома…” “Близ машины он всегда был добродушен…” “Писал рапорты о болезнях машины…” “Переделал двигатель по своему пониманию…”

11 слайд Описание слайда:

“Придурковатый мужик”, “Смутный человек”, Я – природный дурак”, “Я – человек облегчённого типа”.

12 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения. По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники. Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.

13 слайд Описание слайда:

Машина для Платонова — особая субстанция. “Людей много, машин мало; люди живые и сами за себя постоят, а машина — нежное, беззащитное, ломкое существо…” — продолжит автор в “Чевенгуре”.

Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту.

Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей.

14 слайд Описание слайда:

Карта странствий Фомы Пухова

15 слайд Описание слайда:

Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу. Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: “Главное – сеять души в людях”.

16 слайд Описание слайда:

Подведем итоги «Сокровенный человек» на протяжении повести как бы собирает в одно целое свою вечно голодную плоть, практическую сметку, ум и душу: «если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!» В сложное, путаное время, когда безграмотная беднота поднялась против ученой «белой гвардии» и невозможным, невообразимым подвигом — и жаждой подвига! — одолела противника, из человека «внешнего», бездумного, пустого Фома Пухов, проверяя все на своем опыте, превращается в «сокровенного человека».

17 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Прочитать 2-3 произведения А.Платонова (по выбору ученика)

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/urok-sotrudnichestva-andrey-platonov-sokrovenniy-chelovek-1163270.html

Краткое содержание Сокровенный человек Платонова

У Фомы Пухова умерла жена. Он был человеком не очень чувствительным и резал колбасу на гробе, потому что проголодался. К нему пришёл рабочий и принес путевку на подпись. Фома по привычке звал жену, но решил не грустить об утрате. Он успокоил себя тем, что все идёт по законам природы.

На работе дел было много: все железнодорожные пути завалил снег. Бригада рабочих трудлась на снегоочистителе,  который тянули два перевоза. Задача у них не простая: очистить путь для бронепоезда красноармейцев.

Во время работ они подвергаются нападению белогвардейцев. Есть жертвы. Но, затем приезжает бронепоезд красноармейцев и спасает рабочих.

Важно

Пухов решает изменить свою жизнь. Он едет на фронт в качестве механика. Он уговаривал отправиться с ним своего напарника Зворычного, но тот был человеком семейным и остался дома. Фому же ничто не держало, ему хотелось повидать мир. Таким образом, он и несколько рабочих отправились в Новороссийск.

По прибытию с Пуховым провели собеседование и направили работать монтёром по ремонту кораблей. Фома оказался толковым механиком. Он смог починить мотор, который никто не мог отремонтировать до него.

Ночью Пухова разбудили и отправили вместе с другими красноармейцами переправляться в Крым, чтобы ударить по войску Врангеля. Это было очень опасно, так как вражеские корабли патрулировали подходы к полуострову.

Перед отправление пятьсот солдат писали письма родным. Они понимали, что могут не вернуться с такого опасного задания.

Во время переправы через Керченский пролив началась буря. Два судна были потеряны из виду. Судно «Шаня», на котором плыл Пухов, было уже неуправляемо.

Когда немного стих ветер, судно заметил сторожевой корабль белогвардейцев. Но, все солдаты были в трюме, а на борту остались несколько моряков, которые назвались рыбаками. На их корабле был флаг Врангеля.

Белые не смогли приблизиться к » Шане»и обыскать его. Их оставили в покое.

Шторм не успокаивался. Совсем рядом показался второй корабль красноармейцев «Марс». Он тонул. Капитан » Шани» пытался подойти к гибнувшему кораблю, чтобы спасти людей, но не мог. Затем огромная волна подняла «Марс» над «Шаней» и моряки посыпались на борт корабля. Так спаслось большинство красноармейцев. Подойти к берегу Крыма и высадиться там не получилось. Судно вернулось в Новороссийск.

Фома работал механики, но дел было немного. Ему было скучно одному. Пухов много гулял и вспоминал умершую жену.

Совет

Затем Фома решил снова отправиться в путешествие. Он поехал в Баку. Там Пухом завербовался агитатором. Ему выдали командировку в город Царицын, чтобы Фома привлек пролетариат для работы в Баку.

В Царицыне он вешает объявление о привлечении всех желающих в Баку. Сам же возвращается на поезде в родной город. Его принимает пожить друг Зворычный.

Фома работает слесарем. Ему дают квартиру, где он живёт один и сильно скучает.

Однажды к городу подходит бронепоезд белых. Рабочие защищаются. Фома считает себя бывалым солдатом и предлагает спустить с откоса платформы с песком. Таким образом он хотел уничтожить огромный бронепоезд. Из его глупой затеи ничего не получилось. Рабочие, которые бросились в атаку вслед за платформами, погибли.

Утром пришла помощь. Красные бронепоезда защитили город.

Проводится расследование по делу платформ с песком. Выясняется, что Пухов не шпион белых, а просто глупый мужик.

Фоме надоело сидеть на одном месте. Он отправляется на нефтедобывающие вышки. Там Фома работает машинистом. Со временем чувство одиночества оставляет Пухова. Он больше не скучает по умершей жене. В душе у Фомы рождается любовь ко всем людям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Браун Код да ВинчиДоктор Лэнгдон преподает в университете. Он является известным специалистом по религиозным символам, поэтому его привлекают к расследованию странного убийства сотрудника Лувра. Жак Соньер был обнаружен на своем рабочем месте убитым
  • Краткое содержание Шоу Нищий, ворРоман начинается с приезда американского журналиста и его жены в Антиб, где они собирались отдохнуть. Здесь его заинтересовала статья в журнале о погибшем при невыясненных обстоятельствах американце
  • Краткое содержание Юнона и Авось рок опера РыбниковПод впечатлением романтической любви русского путешественника Николая Резанова и испанской девушкой Кончитой Аргуэльо, Андрей Вознесенский написал поэму «Авось». События, описанные в поэме, взяты из реальной жизни.
  • Краткое содержание Носов Лоскутное одеялоВ сельском доме у бабушки и дедушки гостил внук. Поздно вечером, когда мальчик уже лежал в кровати, его бабушка Варвара Ионовна все ещё хлопотала по хозяйству. Дед работал сторожем. Внук с нетерпением ждал, когда же бабушка всё сделает и придёт к нему.
  • Краткое содержание Шекспир Король ЛирДействие трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир» начинается в Британии, в замке короля. Герой одноимённого произведения представлен человеком, имеющим неограниченную власть. Осознавая своё превосходство над окружающими

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/platonov/sokrovennyj-chelovek

Сокровенный человек в творчестве А. Платонова (стр. 1 из 4)

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Сокровенный человек в творчестве Платонова»

Выполнила: студентка

группы Л – 43

Афанасьева С. С.

Проверил: Кириллова И. В.

Волгоград 2003

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема изображения «маленького человека» в литературе….5

Глава 2. «Сокровенный человек» в рассказах и повестях А. Платонова…8

2.1. Слободской сирота Филат…………………………………………….8

2.2. Сокровенный человек – Фома Пухов………………………………..11

2.3. Чудаки из «Чевенгура»……………………………………………….19

2.4. Вощев – скиталец из «Котлована»…………………………………..22

2.5. «Новые люди» у Платонова…………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………25

Список использованной литературы……………………………………….27

Введение

Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха.

Жестокое время и царская несправедливость заставляли “маленьких людей” замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими про­блемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умиранию. Не изменилось и отношение к ним и в советскую эпоху.

С приходом к власти большевиков «маленький человек» все больше замыкался в себе, чтобы не утратить самое лучшее, самое сокровенное в своей душе.

Обратите внимание

Андрей Платонов – первый русский писатель, который заметил разложение «социалистической души», утрату «сокровенности» в человеке и забил тревогу. К сожалению тема недостаточно еще изучена, несмотря на обилие исследований творчества писателя.

Изучением творчества А. Платонова занимались: Е.Д.Шубина, Т.А.Никонова, Будаков В., Буйлов В. «Андрей Платонов и язык его эпохи», Золотоносов М., Евдокимов А., Елисеев Н., Ковров М., Лангерак Т., Ласунский О.Г., Матвеева И.И. , Найман Э. , Орлов Ю.В. и другие.

Проблеме человека в творчестве А. Платонова уделяли внимание многие исследователи. Варламов в своей работе «А. Платонов и Шукшин: Геополитические оси русской литературы» обнаруживает сходство в изображении героев у этих двух замечательных писателей. Корниенко Н. «Зощенко и Платонов» проводит параллель между творчеством Зощенко и Платонова.

Множество работ посвящено исследованию творчества Замятина и Платонова. Галасьева Г.В. в работе «Замятин и А.Платонов: К проблеме типологического исследования», Мущенко Е.Г. «В художественном мире А.Платонова и Е.Замятина: Лекции для учителя-словесника» и Червяковой Л. «Техника и человек в романе Е.Замятина «Мы» и фантастических рассказах А.

Платонова» сравнивают манеру письма, способы изображения духовного мира человека, проблематику произведений Замятина и А. Платонова. Калашников В. посвящает свои исследования проблеме изображения человека в прозе Платонова, в его работе «Жалобное сердце: [О прозе А.

Платонова]» рассказывается об особенностях души героев Платонова, о тех качествах (сердечности, сострадании, гуманизме) которые мы утратили сейчас и к которым взывает автор. В книге Чалмаева В. «Андрей Платонов: К сокровенному человеку», появившейся в 1989 году впервые поднимается вопрос о проблеме «сокровенного человека» в творчестве Платонова.

Традициям А. С. Пушкина в изображении «маленького человека» в творчестве А. Платонова посвящена работа Сизых О.В. «Традиции А.Пушкина в изображении «маленького человека» в творчестве А.Платонова», появившаяся в 1995 году. В 1997 году выходит статья Спиридоновой И.А.

«Портрет в художественном мире Андрея Платонова», в которой автор исследует способы и приемы изображения героев, их духовного мира посредством портретных характеристик.

Большое количество работ, посвященных изучению проблемы «сокровенного человека» в творчества Андрея Платонова не говорит об исчерпанности данной темы.

Важно

Цель данной работы – изучение проблемы «сокровенного человека» в творчестве А. Платонова. Задачи данного исследования:

1. Изучение проблемы изображения человека в русской литературе

2. Исследование «сокровенного человека» в рассказах и повестях Андрея Платонова

Может быть, мы еще слишком молоды в восприятии Платонова, и не все нам пока ясно в его романах и рассказах, но мы все-таки должны постараться понять, что же хотят нам сказать «сокровенные» герои Платонова.

Глава 1. Проблема изображения

«маленького человека» в литературе

Тема изображения «маленького человека» не является новой в русской литературе. Проблеме человека в свое время уделяли большое внимание Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и другие. Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин.

Самое большое влияние на последующую литературу оказала его по­весть “Бедная Лиза”. Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему.

Именно он открыл дорогу таким писателям будущего как Гоголь, Достоевский и другие.

А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания кото­рого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов.

Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Самсон Вырин («Станционный смотритель») и Евгений («Медный всадник») как раз представляют собой мелкое чиновничество того времени. Но А. С.

Пушкин указывает нам на «маленького человека», которого мы обязаны заметить[1] .

Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл Лермонтов. Наивную прелесть народного характере воссоз­дал поэт в образе Максима Максимыча. Герои Лермонтова его “маленькие люди”, отличаются от всех предыдущих. Это уже не пассивные люди как у Пушкина, и не иллюзорные, как у Карамзина, это люди в душе которых уже го­това почва для крика протеста тому миру, в котором они живут.

Н. В. Гоголь целенаправленно отстоял право изображения «маленького человека» как объекта литературных исследований. У Н. В. Гоголя человек целиком ограничен своим социальным статусом.

Читайте также:  Сочинения про известных людей

Акакий Акакиевич производит впечатление человека не только забитого и жалкого, но и вовсе недалекого. У него, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. И только одно чувство в нем огромно – это страх.

Совет

В этом, по Гоголю повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления, а больше от страха.

У Ф. М. Достоевского «маленький человек» — это прежде всего личность безусловно более глубокая, чем Самсон Вырин или Акакий Акакиевич. Ф. М. Достоевского так и называет свой роман «Бедные люди».

Автор предлагает нам прочувствовать, пережить все вместе с героем и подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» — не только личности в полном смысле этого слова, но их личностное чувство, их амбициозность намного больше даже, чем у людей с положением в обществе. «Маленькие люди» наиболее ранимы, и для них страшно то, что все остальные не увидят их духовно богатую натуру.

Макар Девушкин считает свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь об взыскании и удержании денег. Он, конечно, не подозревает, что этой помощью движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского – «маленький человек» способен и на высокие глубокие чувства.

Продолжение темы “маленького человека” мы находим у Ф. М. Достоевского в первом большом про­блемном романе “Преступление и наказание”. Самое важное и новое, по сравнению с другими писателями, раскрывавшими эту тему, это способность у забитого человека Достоевского заглянуть в себя, способность самоанализа и соответствующих действий.

Пи­сатель подчиняет героев детальному самоанализу, ни у какого другого писателя в очерках, повестях, сочувст­венно изображавших быт и нравы городской бедноты не было такой неторопливой и сосредоточенной психо­логической проникновенности и глубины изображения характера действующих лиц.

Особенно ярко раскрывается тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова. Исследуя психологию своих героев, Чехов открывает новый психологический тип – холопа по натуре, существа по душе и духовным потребностям пресмыкающегося. Таков, например, Червяков, который находит истинной наслаждение в унижении. Причины унижения «маленького человека», по мнению Чехова, — он сам.

У Андрея Платонова данная проблема получает особое звучание. У Платонова «маленький человек» — это «сокровенный человек». Сокровенный – свято хранимый, наделенный чем-то особенным, ценным.

Обратите внимание

В центре внимания автора в повестях «Ямская слобода», «Сокровенный человек» чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему душевному состоянию.

Все они пребывают в своеобразном странствии, скитальчестве. Это специфически платоновские скитальцы или «душевные бедняки», убоявшиеся после событий революции «остаться без смысла жизни в сердце».

И странствуют они в особом пространстве[2] .

Безусловно, герои Платонова живут в условном мире, в пространстве мифа: в сущности все герои его – «маргиналы», т.е. люди, выбитые из гнезда, из под крова родного дома, из традиций.

Но кто же такой «сокровенный человек»? О чем он думает и мечтает?

Глава 2. «Сокровенный человек»

в рассказах и повестях А. Платонова

2.1. Слободской сирота Филат

Слободской сирота Филат, вечный поденщик у мещан-ямщиков в повести «Ямская слобода» — первый платоновский «душевный бедняк», «идущий снизу», — сирота в личном и социальном плане, вечный подсобный рабочий, человек-заплатка, который изживает свою обездоленность, побеждает все страшные следствия былого разбогащения и угнетения и прежде всего «отсутствие личности»[3] .

Источник: http://MirZnanii.com/a/355015/sokrovennyy-chelovek-v-tvorchestve-a-platonova

Повесть «Сокровенный человек»

Творческий дебют Платонова — книга стихов «Голубая глубина» (1921) и десятки статей, микроновелл, опубликованных им, рабочим интеллигентом, в газетах Воронежа в 1918—1921 годах — показал, что он создал в своем воображении образ революции, резко отличный от реальной практики «военного коммунизма», от нэпа.

Этот образ, во многом утопический, не совпадал с бюрократическим типом всеобщего жизнестроительства, парадного благополучия последующих лет. Платонов — рабочий, участник революции, певец электрификации — мог быть почти образцовым пролетарским писателем, но он не принял грубого «социального заказа», нивелировки своего «я». Больше того.

Уже в 1921 году он заметил, как остывала революционная лава, как влекли многих «бунтарей» кресла и портфели чиновников, комендантов революции.

В 1927 году Платонов напишет сатирическую повесть «Город Градов» (вспоминая «город Глупов» в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина), в которой оживит целый уголок провинции, где торжествует бумажная волокита, бюрократизм.

В рассказе «Усомнившийся Макар» (1929) герой Платонова — традиционный простак, скиталец, искатель правды Макар Ганушкин (вспомните других Макаров русской литературы) — будет слезно взывать: «Нам сила не дорога… Нам душа дорога… Мы здесь все на расчетах работаем…

а друг на друга не обращаем внимания — друг друга закону поручили… Даешь душу, раз ты изобретатель!» Любое произведение Платонова, и прежде всего язык, в известном смысле неоднозначно, богато яркими противоречиями развивающейся мысли.

Увы, такой сложности, сплава лиризма и ироничности, такого «смехового раздвоения» — признака грандиозной духовной работы личности — его время долго не признавало.

Повесть «Сокровенный человек», вошедшая во вторую книгу Платонова с этим же названием (первая — «Епифанские шлюзы» — вышла в 1927 году и была замечена М. Горьким), — центральное произведение писателя. В ней, в поведении Фомы Пухова, своеобразно преломились сатирический и романтический пафос Платонова, его вера в революцию и острейшая тревога за ее судьбы.

В чем смысл названия повести?

Известно, что слово «сокровенный» традиционно, вслед за определением в словаре В.И. Дсся, — «сокрытый, скрытый, утаенный, потайной, спрятанный или схороненный от кого-то» — обозначает нечто противоположное понятиям «откровенный», «внешний», «наглядный».

В современном русском языке к определению «сокровенный» — «необнаруживаемый, свято хранимый» — добавляется часто «задушевный», «интимный», «сердечный». Однако в повести Платонова понятие «сокровенный» резко видоизменяется, обогащается.

Важно

Какой же он скрытный, «схороненный», «замкнутый», этот Пухов, если он откровенный пересмешник, созерцатель, подвергающий жестокому анализу святость и безгрешность самой революции, ищущий эту революцию не в плакатах и лозунгах, а в другом — в характерах, в их эволюции, в структурах новой власти.

В кружок примитивной политграмоты он не хочет записываться: «Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить». На предложение рабочих — «Ты бы теперь вождем стад, чего ж ты работаешь?» — он насмешливо отвечает: «Вождей и так много. А паровозов нету! В дармоедах я состоять не буду!» А на предложение сделаться героем, быть в авангарде, он отвечает еще более откровенно: «Я — природный дурак!»

Кроме понятия «сокровенный», Андрей Платонов очень любил слово «нечаянный».

В «Сокровенном человеке» есть отождествление понятий «нечаянный» и «сокровенный»: «Нечаянное сочувствие к людям … проявилось в заросшей жизнью душе Пухова».

На основании многих рассказов Платонова для детей, его сказок, вообще «знаков покинутого детства» можно сказать, что дети или люди с открытой, по-детски стихийной душой и есть самые «сокровенные», ведущие себя предельно естественно, без притворства, тем более лицемерия. Все их поступки «нечаянны», т.е.

не предписаны никем, искренни, «неосторожны». Они, как выражался Платонов, «не имеют брони над сердцем», т.е. панциря догм, предубеждений, делающих человека бесчувственным, «казенным».

С этого и надо начинать анализ повести, с поэтики смехового раздвоения, балагурства при серьезнейшем выражении лица. Пухов продолжал «играть в дурака», конструировал целый ряд масок: «природный дурак», «полный контр», «кустарь советской власти», «ветер, дующий мимо паруса революции», «отвалок», т.е. личность нежелательная, нелепая и опасная для нового времени.

Каковы особенности сюжетного развертывания характера Пухова и чем они обусловлены?

Повесть начинается с демонстративно заявленной, наглядной темы движения, разрыва героя с покоем, с домашним уютом, с темы натиска на его душу встречной жизни, с ударов ветра, бури.

Фома Пухов, еще неизвестный читателю, не просто идет в депо, на паровоз, чтобы чистить от снега пути для красных эшелонов, — он входит в пространство, в мирозданье, где «вьюга жутко развертывалась над самой головой Пухова», где «его встретил удар снега в лицо и шум бури». И это его радует: революция вошла в природу, живет в ней.

Совет

Эта особая система соответствий, перекличек природы и общественных событий, духовной атмосферы постоянно будет присутствовать в прозе Платонова.

«Метель выла упорно и ровно, запасшись огромным напряжением где-то в степях юго-востока».

«Холодна ночь наливалась бурей, и одинокие люди чувствовали тоску и ожесточение».

«Всю ночь шел поезд, — гремя, мучаясь и напуская кошмары в костяные головы забывшихся людей… Ветер шевелил железо на крыше вагона, и Пухов думал о тоскливой жизни этого ветра и жалел его».

Обратите внимание на то, что среди всех чувств Фомы Пухова преобладает одно: только бы не останавливалась буря, не исчезла величавость соприкосновения с людьми сердцем к сердцу, не наступил застой, «парад и порядок», царство прозаседавшихся.

Сам Платонов к 1927-1928 годам ощущал себя, былого романтика революции, страшно обиженным, оскорбленным эпохой бюрократизации.

Он, как Фома Пухов, спрашивал себя: неужели правы те бюрократы из его сатирической повести «Город Градов», которые «философски» отрицают саму идею движения, обновления, идею пути, говоря: «…

то, что течет, потечет-потечет и — остановится»? В «Сокровенном человеке» многие герои — и Шариков, и Зворычный — уже «остановились», уселись в бюрократические кресла, уверовали с выгодой для себя в «Собор Революции», т.е. в догмы новой библии.

Характер Пухова, скитальца, праведника, носителя идеи свободы, «нечаянности», сложно развертывается именно в его перемещениях, встречах с людьми. Он не боится опасностей, неудобств, он всегда колюч, неуступчив, насмешлив, неосторожен. Едва кончилась опасная поездка со снегоочистителем, как Пухов сразу предлагает своему новому другу Петру Зворычному: «Тронемся, Петр! ..

Едем, Петруш! .. Революция-то пройдет, а нам ничего не останется!» Ему нужны горячие точки революции, без опеки бюрократов.

В дальнейшем беспокойный Пухов попадает в Новороссийск, участвует (как механик на десантном судне «Шаня») в освобождении Крыма от Врангеля, перемещается в Баку (на пустой нефтяной цистерне), где встречается с прелюбопытным персонажем — матросом Шариковым.

Обратите внимание

Этот герой уже не хочет возвращаться к своей предреволюционной рабочей профессии. И на предложение Пухова «бери молоток и латай корабли лично» он, «ставший писцом…», будучи фактически неграмотным, гордо заявляет: «Чудак ты, я ж всеобщий руководитель Каспийского моря!» Кресло для него — трон.

По существу, в литературе 20-х годов возникли два Шарикова. Платонову не надо было искать услуг профессора Преображенского и его ассистента Борменталя (герои «Собачьего сердца») для создания феномена Шарикова — самодовольного, еще простоватого демагога, носителя примитивного пролетарского чванства. Не нужен был «материал» в виде беззлобного бездомного пса Шарика.

Шариков Платонова не чрезвычайное, не умозрительное и исключительное (как у Булгакова) явление: он и проще, привычнее, будничнее и тем, вероятно, страшнее. Его растит не лаборатория, а время. Он готовит десант в Крым и пробует как-то учить бойцов. Вначале он просто «радостно метался по судну и каждому что-нибудь говорил».

Любопытно, что он уже не говорил, а непрерывно агитировал, не замечая скудости своих «лекций».

Встреча с Шариковым не остановила Пухова на месте, хотя Шариков предложил ему начальствовать: «стать командиром нефтяной флотилии».

Искать в маршрутах скитальчества, странничества Пухова какого- то соответствия конкретно-историческим ситуациям, конечно, не следует. Все пространство, в котором движется Пухов, во многом условное, как и время 1919—1920 годов.

Что радовало Пухова в революции и что безмерно огорчало, усаливало поток иронических суждений?

При всех своих сомнениях Фома Пухов, хотя это отнюдь не героический характер и не холодный мудрец, не условный пересмешник, сохранил одну юношескую черту — романтизм.

Важно

Платонов вложил в жизнеощущения Пухова многое от своего восприятия революции как грандиознейшего события ХХ века, изменившего всю историю, окончившего былую, обидную для человека историю (вернее, предысторию).

«Время кругом стояло как светопреставление», «глубокие времена дышали над этими горами» — подобных оценок времени, всех событий, изменивших историю, судьбу былого «маленького» человека, очень много в повести. Из ранней лирики Платонова, из книги «Голубая глубина», перешел в повесть важнейший мотив вечной тайны, сокровенности человеческой души:

Сам себе еще я неизвестный,

Мне никто еще пути не осветил.

Финал «Сокровенного человека» в целом еще оптимистичен: Пухов «снова увидел роскошь жизни и неистовство смелой природы», «нечаянное в душе возвратилось к нему». Однако эти эпизоды примирения, своего рода гармонии между героем-искателем и героем- философом (первое название повести «Страна философов») весьма хрупки, недолговечны. Это, скорее, согласие без примирения.



Источник: https://scribble.su/school-literature/rus-lit-11-chalmaev-part-2/31.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector