Анализ произведения стенька разин шукшина

«Стенька Разин», анализ рассказа Шукшина

Этот ранний рассказ, опубликованный в 1962 г., открывает галерею портретов и образов Степана Разина в творчестве Шукшина и по сути является декларацией его главного замысла – романа «Я пришёл дать вам волю», завершённого в 1969 г.

Используя классификацию самого Шукшина, этот рассказ точно можно отнести к «рассказам-характерам», но в нём писателя интересует не столько сам образ Разина, сколько автобиографический образ художника из народа, которому судьба и характер Стеньки не дают покоя.

Герои рассказа

В рассказе три основных героя (не считая «угадываемого» образа Стеньки Разина): «кукольник» Васёка, бывший учитель Вадим Захарович и старый кузнец. Тут редкий для Шукшина случай: все трое принадлежат к его любимому типу людей неравнодушных и талантливых.

Сюжет и композиция

Васёка не может удержаться ни на какой работе, и когда, бросив очередную, с независимым видом шагает по селу, народ вслед ему вздыхает: «Куклы пошёл делать».

Когда через две недели очередной своей работы – в кузнице – Васёка заявляет старому кузнецу: «Всё. Пошёл», – тот с искренним непониманием спрашивает: «Почему?» Васёка не может делать работу без души. Но, когда он осознаёт, что даже подкову сделать непросто, что надо понимать, чувствовать железо, то остаётся.

Но кузнец продолжает его бранить – теперь уже за то, что Васёка называет себя талантливым. «А где твоя работа сделанная?» Васёка приносит в кузницу куклу, но кузнец задаёт ему о куклах тот самый вопрос, какой пушкинская чернь задавала Поэту о его стихах: «Какая польза нам от них?» Васёка «нервничал», но на этот раз не сробел: «Скоро Стеньку сделаю… поглядишь».

Обратите внимание

Так ровно на середине рассказа повествование приближается именно к тому, что вынесено в заглавие, т.е. по определению к самому важному: интрига завязалась, и действие в его развитии приближается к кульминации. И это – обещание самого Шукшина самому себе и другу-читателю. «Сделать Стеньку» – и его заветная мечта, чаемый ответ на вопрос и о смысле, и о назначении искусства.

Васёка называет себя самоучкой. Это правда, если говорить о ремесле куклореза. И это неправда: знать и любить русскую историю Васёку научил Вадим Захарович, а добиваться единственно верного и точного результата в работе – кузнец.

В ту ночь, когда Васёка «делал» Стеньку, Захарыч остался у него ночевать – боялся пропустить рождение шедевра (неоконченную работу мастер ему не показывал).

И вот Васёка будит его: сделал! Кукольная группа, выставленная на простом верстаке, изображала пленение Стеньки Разина.

Это – кульминация и развязка: сделал Стеньку! Увидев кукол, «Захарыч сел на лавку и заплакал горько и тихо. – Как они его… а! За что же они его?! За что?.. Гады они такие, гады!»

Проблематика

Всю жизнь Шукшин мечтал снять фильм про Стеньку. Но куклы-актёры не зажили живою жизнью на экране под жёстким резцом режиссёра-кукловода: он умер, не успев даже приступить к съёмке.

Из рассказа «Стенька Разин» мы знаем, что ключевая для автора сцена – предательство: как Стеньку схватили, чтоб выдать царю, свои же, казаки. В рассказе описание пленения Стеньки очень похоже на описание в романе. Так в рассказе: «… Но чем-то ударили по голове тяжёлым… Рухнул на колени грозный атаман… Глумились. Топтали могучее тело. Распинали совесть свою. Били по глазам».

Захарыч рыдает, Васёка тоже плачет, потому что они чувствуют, как из Стеньки вышибают дух.

Важно

Стенькой увлёк Васёку именно Захарыч, который тосковал без работы, поэтому приходил каждый вечер к Васёке, чтобы рассказывать русскую историю. Васёка старика уважал. А вот в школе, видимо, не уважали – иначе с чего б ему, одинокому, без работы тосковать? В сельских школах учителя всегда востребованы и на пенсию не уходят, если сами не хотят.

Уволили за пьянство? Не складывается: «Последнее время начал попивать», т.е. явно уже на пенсии начал, от безделья, отчаянья и одиночества. У Шукшина всё сказано недвусмысленно, надо только внимательно читать.

Чем-то иным Вадим Захарович вызвал недоверие советской школы, хотя и подход его (судя по ненависти к боярам и сочувствию к восставшей бедноте) совершенно «классовый».

Не понимали ведь и Шукшина: на что ему дался этот Стенька, мало ли тем для творчества? Но в подлинном творчестве, по словам Пастернака, «кончается искусство и дышат почва и судьба», а «почва и судьба» Шукшина в русской истории, видимо, именно таковы.

Стилистические особенности

Основной повествовательный приём в этом рассказе – опережающий сигнал. Суть его в следующем: ключевое слово-сигнал даётся в таком контексте, где смысл его пока непонятен, и это заставляет слушателя задаваться вопросом.

Например, люди говорят о Васёке: «Куклы пошёл делать», и читатель поневоле спросит: «Какие куклы?» Или другой пример. На недоумение кузнеца, почему Васёка не показывает людям своей работы, тот отвечает: «Они не понимают.

Один Захарыч понимает» – и у читателя не может не возникнуть вопрос: «Кто такой Захарыч?» А, как известно, смыслы – это ответы на вопросы: если у слушателя вопроса к рассказчику нет, то и рассказ вряд ли будет услышан.

  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Обида», анализ рассказа Шукшина
  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Критики», анализ рассказа Шукшина
  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина
  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • «Горе», анализ рассказа Шукшина
  • «Мастер», анализ рассказа Шукшина
  • «Крепкий мужик», анализ рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

По произведению: «Стенька Разин»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Источник: https://goldlit.ru/shukshin/996-stenka-razin-analiz

Краткое содержание Шукшин Стенька Разин

Васека был не такой, как все. Молодой высокий парень с утиным носом и невозможным характером, он резко отличался от остальных молодых людей. Деньги его не интересовали, работой не увлекался – не видел ни в какой деятельности «души».

Попробовал он себя в деле пастуха, плотника, прицепщика, кочегара, даже туристов водил по окрестностям – ничего по вкусу не пришлось. Через месяц-другой получал расчет, отдавал заработанное матери и под причитания женщины садился вырезать фигурки из дерева.

Это единственное, что по-настоящему привлекало Васеку.

Последним рабочим местом парня была кузница. Но и оттуда собрался он уйти. Кузнец сердился и называл того треплом – молотобоец не видел «души» в работе. С легкостью погнув созданную Васекой подкову, кузнец зацепил парня утверждением о его неспособности создать хорошую вещь. И Васека остался в кузнице.

Тем не менее своего дела парень не бросил и продолжал вырезать фигурки по ночам. Он знал, что талантлив и хвалился этим перед кузнецом. Тот не поверил, но Васека принес фигурку смолокура. Кузнец нашел изделие похожим, но занятие серьезным не считал.

Лишь один человек благосклонно относился к увлечению парня. Бывший учитель Вадим Захарович часто заходил в гости к соседскому парню и рассказывал тому о русской истории. Васека старика любил и почитал, и с большим удовольствием слушал об исторических личностях. Особенно часто учитель рассказывал о Стеньке Разине, и Васека решил вырезать его фигурку.

Долго и туго шла работа. Васека осунулся, часами не разгибаясь над верстаком. Иногда дело не ладилось, и тогда садился он у окна, часами смотрел на звезды и думал о Разине.

Вадим Захарович хотел поглядеть на творение парня, но тот не хотел показывать.

И вот наступил день, когда перед стариком отбросили закрывавшую фигурку тряпицу.

Стенька Разин не был изображен блестящим суровым воином. Васека вырезал его в момент предательства богатыми казаками – избитого и потоптанного.

Старик заплакал, спрятав лицо в иссохшие ладони.

Истинный талант проявляется в умении воплощать душу в своей работе.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Носов КляксаФедя — главный герой произведения «Клякса», написанного советским писателем Николаем Николаевичем Носовым. Мальчик очень любил смешить одноклассников. На одной из перемен Федя стал отбирать флакончик с тушью
  • Краткое содержание Дурак Салтыкова-ЩедринаЕще при царе Горохе случилась одна история. У умных родителей появился сын дурак. Отец говорил, что в мать дите пошло, а мать утверждала, что в отца. В общем, решили они, что в обоих сын удался
  • Краткое содержание Некрасов Княгиня ТрубецкаяНочью в лютый мороз 1826 года Екатерина Трубецкая отправляется из родительского дома вслед за своим супругом, сосланным в Сибирь. Отец девушки, со слезами на глазах собирает дочь в дорогу.
  • Краткое содержание Горький МещанеГлавный герой пьесы Бессеменов Василий Васильевич 58 –летний малярный мастер, он хочет стать депутатом, живет в большом доме с супругой Акулиной и сыном Петром
  • Краткое содержание Кошкина пижама БрэдбериПо шоссе, навстречу друг к другу ехали два автомобиля. Увидев на дороге маленького котёнка, они одновременно остановились. Открыв дверь, из одного автомобиля вышла привлекательная женщина

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilij-shukshin/stenka-razin-kratko

И. Н. Дубина

В. М. Шукшин — писатель, много размышлявший о творчестве, задается вопросами о социальном статусе и мотивах творчества, о роли творчества в жизни человека, о природе творчества, о творчестве и псевдотворчестве.

Творчество всегда было для Шукшина загадкой.

Уже в одном из первых рассказов «Воскресная тоска» намечаются вопросы о мотивах творчества: «Почему так сильно — до боли и беспокойства — хочется писать?» Разные ответы находит Шукшин: один пишет стихи, влюбившись («Воскресная тоска»); у другого большое горе — он складывает песню, «чтобы малость полегче стало» («Демагоги»); а иной и вовсе от безделья «… историю колхоза стал писать» («Гена Пройдисвет»).

Начиная с середины 60-х годов человек придумывающий, изобретающий, пишущий, — человек «творческий» все чаще становится героем рассказа Шукшина, вместе с тем характеры «людей творческих» выписываются им все глубже и тщательнее, при этом проблема мотивации творчества не снимается.

Совет!

Шукшин ищет глубинные мотивы творческой деятельности, перебирает и отбрасывает варианты: «О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величал или себя хотел показать?» («Мастер»).

Никто не просит и не заставляет изобретать вечный двигатель («Упорный»), думать и писать о государстве («Штрихи к портрету»), вырезать фигурки из дерева («Стенька Разин»); да и пользы от этого, как показывает Шукшин, вроде бы нет никакой, одни неприятности и обиды.

Творческая деятельность несколько идеализируется Шукшиным. Творческая личность удивляет и восхищает Шукшина. Он полагает, что тщеславие, зависть, жадность, корысть и т. п. не могут быть движущими силами творчества.

Художник не начинает книгу с дурными намерениями; действительно, художник хочет заработать деньги — они нужны ему, но не из-за денег он творит («Нравственность есть правда»). Тот, кто хочет себя показать, не забирается далеко, а «норовит поближе к большим дорогам или вовсе — на людскую площадь, там заметят» («Мастер»).

Конечно, творчество для шукшинских героев — это и путь самоутверждения, и способ манифестации собственной значимости, и демонстрация собственных способностей, но все это второстепенно и не определяет сути творчества. У Мони Квасова («Упорный») ощущение «собственного величия» и «огромности» сделанного изобретения возникает только после рождения и оформления идеи.

Случается и иначе: вначале — единственно желание показать себя, только мечты и планы («И разгулялись же кони в поле», «Шире шаг, маэстро!»). Но не выходит ничего из мечтаний, и «неосознанный акт творчества» гаснет, так и не начавшись. Константин Смородин («Пьедестал») «творит» из жажды славы и признания.

«Смородину же очень хотелось „взорваться“ — чтобы о нем заговорили, заговорили о его картинах, рисунках…». Но одного честолюбия оказывается недостаточно; творчество, порожденное тщеславием, иллюзорно; для настоящего творчества необходимо еще что-то, непонятное, ускользающее, таинственное.

Творчество, полагает Шукшин, есть один из способов раскрытия правды своего времени; показать правду, как и красоту, может только талантливый человек.

«Человек умный и талантливый как-нибудь, да найдет способ выявить правду … иначе она его замучает, иначе, как ему кажется, жизнь пройдет впустую… совершенно точно отразит свое время (в песне, в поступке, в тоске, в романе), быть может, сам того не поймет, но откроет глаза мыслящим и умным» («Нравственность есть правда»).

Красота и правда, подобно неведомой и могущественной силе, необходимо заставляют человека творить. Творчество — это необходимость рассказать и показать то, что знаешь, и что само просится наружу.

Творчество для Шукшина настолько священно и таинственно, что он сомневается в своем праве творить и задает вопрос, который будет задавать себе всю жизнь («А что я такое знаю, чего не знают другие, и что дает мне право рассказывать? Я знаю, как бывает в степи ранним летним утром: зеленый тихий рассвет. В низинах легкий, как дыхание, туман. Тихо.

Можно лечь лицом в пахучую влажную траву, обнять землю и слушать, как в ее груди глубоко шевелится огромное сердце. Многое понимаешь в такие минуты…» («Воскресная тоска»). Право на творчество дает понятое и прочувствованное «многое», а знание, которое лишь помогает это «многое» понять.

Почти эротичный характер приведенного фрагмента позволяет предположить, что «многое» — это любовь: любовь к матери-природе, к матери-земле, к людям, на земле живущим. Любовь оказывается движущей силой творчества.

Обратите внимание

Действительно, «творческие герои» Шукшина любят: Моня Квасов, упрямо изобретающий вечный двигатель, любит людей, хотя знает, что они смеются над его упрямством («Упорный»). У Васеки, часами работающего над фигуркой Разина, «перехватывало горло от любви и горя … Он любил свои родные края, горы свои, Захарыча, мать … всех людей.

Читайте также:  Критика и отзывы о романе капитанская дочка пушкина

И любовь эта жгла и мучила — просилась из груди. И не понимал Васека, что нужно сделать для людей. Чтобы успокоиться» («Стенька Разин»). Нет творчества без любви, как «нет писателя без искренней тревожной думы о человеке, о добре, о зле, о красоте…» («Как я понимаю рассказ»).

Творческая деятельность у Шукшина одухотворяется, порой она похожа на некое языческое магическое действо (ночная работа, прыганье на одной ноге, таинственное заклинанье «Сарынь на кичку!» («Стенька Разин»)).

Идеализация и сакрализация творчества оказывается проявлением культа любви, правды, красоты. Необходимые составляющие творчества — любовь и талант с дополняющими их знанием и «наживным мастерством».

Только они дают право и силу творить, ненависть, злоба, ложь не дают права на творчество.

И в рассказах, и в публицистических статьях Шукшин пишет чаще не о том, что есть творчество и каковы его мотивы, а о том, что не есть творчество, что не может называться творчеством.

Он подмечает и описывает суррогаты и «халтуру» в искусстве, разделяет творчество и псевдотворчество, как разъединяет правду и «правдивость», красоту и «красивость», культуру и «культурность», искусство и полуискусство.

Причинами широчайшего распространения образцов псевдотворчества являются не только низменные мотивы, движущие их создателями. Проблема мистифицирования творчества (превращения творчества в псевдотворчество) — особая тема у Шукшина.

Важно

Новая идея, однажды родившись, проходит долгий и сложный путь к социальному признанию, после чего творческая находка (новая идея, новое произведение, новый метод) становится общим достоянием и переходит в массовое использование, превращается в образец, стереотипную модель «творческой деятельности»; появляются «творческие сюжеты» и «творческие темы». Массовым результатом применения появившегося шаблона оказывается чаще всего не произведение искусства, а суррогат. Произведения искусства, созданные по «правильной» схеме и безукоризненные по форме, создают лишь иллюзию творчества.

В нескольких шукшинских рассказах («Воскресная тоска», «Артист Федор Грай», «Крыша над головой») показаны образцы псевдоискусства, созданные по устоявшимся «творческим моделям».

Есть много «схем творчества», «творческих штампов», и художник обращается часто именно к ним, ведь схема удобна: она уже опробована, отработана, признана, ее применение защищает от случайностей и гарантирует успех у публики, т. к. именно эта схема, это решение в данный момент является «творческим».

Но как раз в этом-то и заключается опасность для настоящего искусства и творчества, поскольку «все удобное мешает искусству», схема «гнет автора в бараний рог» («Нравственность есть правда»).

Запрограммированная схема всегда несет в себе «заданность, из которой не выпрыгнуть», ограничивает «широту осмысления жизни», «идет по следам жизни или, что еще хуже, по дорогам литературных представлений о жизни», не дает рассуждать и размышлять («Если бы знать…»).

Но с другой стороны, оригинальничанье или самоцельное формотворчество тоже не имеют права называться творчеством: «Форма — она и есть форма: можно отлить золотую штуку, а можно — в ней же — остудить холодец. Не в форме дело» («Из рабочих записей»).

В рассказе «Мастер» Шукшин касается проблемы продуктивного и репродуктивного в творческой деятельности. Он показывает, как срабатывает миф о том, что творчество — обязательно новообразование, создание только нового, не повторяющегося.

Совет!

Талицкая церковь — всего лишь копия Владимирских храмов и архитектурной ценности не представляет, поскольку «ничего нового для своего времени, каких-то неожиданных решений или поиска таковых автор не выказал». Но ведь «красоты-то не убавилось!».

Критерий новизны для отделения творческого от нетворческого не устраивает Шукшина. В творчестве важна и значима не новизна сама по себе, а красота.

Восхищение творчеством и его идеализация приводят к тому, что разделение творчества на подлинное и фальшивое у Шукшина несколько прямолинейно, портреты и характеры «людей творческих» часто выходят у него слишком «идеальными», ровными, непротиворечивыми.

Творчество исключает все «низменные» мотивы; произведение искусства не может быть создано по заказу или по нужной схеме. Такое жесткое решение напоминает традиции русских сказок, где «хороший» герой имеет только «положительные» качества (к которым причисляются также бесхитростность, простота и пр.

) и не может иметь никаких «отрицательных».

Лишь в последних произведениях Шукшина (1973—1974 гг.) намечаются изменения взглядов на творчество, отношение автора к «творческим героям» и самому творчеству становится более напряженным, драматичным и далеко не таким однозначным, как ранее. Все очевиднее проявляются присущие творчеству изменчивость, противоречивость, неоднозначность.

Не только в «творческих подделках», но и в настоящем творчестве всегда присутствуют «мифы» и шаблоны. Шукшин рассказывает о том, как срабатывали «творческие штампы» в его рассказах и фильмах («Если бы знать…»), иронизирует над своими «творческими героями», зараженными мифом уникальности и исключительности.

Творческий герой Шукшина обретает амбивалентную полноту, объединяющую жестокость и милосердие, тщеславие и самоотречение, страсть и рассудочность. «Необычный» Н. Н.

 Князев («Штрихи к портрету») потому, может быть, пишет свой «труд», что его «работа» приносит ему ощущение исключительности, «непризнанного гения», пророка, вечного правдоискателя и оппозиционера, дает возможность сравнить себя со Спинозой или Пугачевым, испытать редкое, сладостное, дорогое чувство, что он кричит людям всю горькую правду про них.

Впрочем, Князев — самый сложный и противоречивый герой из всех рассказов Шукшина, имеющих отношение к творчеству. Ведь «неистребимая, неисчерпаемая» страсть писать у Князева не только от честолюбия, но и от стремления «навести порядок в государстве»; он искренне увлечен идеей совершенствования человека и государства.

Обратите внимание

Столь же двойственно и отношение автора к своему герою: Шукшин искренне сочувствует Князеву, бьющемуся о стену непонимания, но в то же время ненавидит этого «человека с мыслями», отказывающего другим в праве на мысль, человека амбициозного, глуповатого и пустоватого, изрекающего банальности и не терпящего критики, в то же время постоянно поучающего других.

В рассказах «Воскресная тоска», «Стенька Разин», «Мастер», «Упорный» изображается процесс возникновения, развитие и оформления творческой идеи. Творческий процесс начинается со странного и необъяснимого ощущения психологического дискомфорта, неуверенности, озабоченности, смятения.

Это ощущение появляется у человека после обретения новой «точки зрения», вызванного напряженной духовной работой.

После того, как Семен Рысь пожил в городе у писателя, где «не пил, читал разные книги про старину, рассматривал старые иконы», он новым взглядом присматривается к маленькой церковке, замечает ее красоту и неожиданно удивляется, тревожится. Странное болезненное беспокойство возникает у Васеки после рассказов Захарыча о Разине.

С этого ощущения и начинается путь человека от рутинного ремесла к творчеству. В «творческих муках», мучительной рефлексии и тоске разыскивается выход из возникшей проблемной ситуации. «Моня перестал видеть и понимать все вокруг, весь отдался великой изобретательской задаче.

Что бы он ни делал — все мысли о двигателе… Мысль работала судорожно…» «Работа над Стенькой Разиным продвигалась туго. Васека аж с лица осунулся. Не спал ночами. Когда „делалось“, он часами не разгибался над верстаком… Спину ломило.

В глазах начинало двоиться… Когда не делалось, сидел неподвижно у раскрытого окна…, смотрел на звезды и думал…». Вдруг решение отыскивается, вместе с ним приходит удовлетворение, «могучий покой». Шукшин часто отмечает неосознанность творчества: «Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа» («Мастер»). «Человек просто талантливый … отразит свое время …, быть может, сам того не поймет…» («Нравственность есть правда»).

Важное место в произведениях Шукшина занимает проблема конфликтности социального бытия творческой личности. Автор сразу же отделяет «творческого героя» от окружающих, указывая странности его характера, образа мыслей, поведения.

«Творческие» герои Шукшина отличаются даже обликом: Семен Рысь — длинный, худой, носатый — совсем не богатырь на вид; Васека — длинный и нескладный, с большим утиным носом; Моня Квасов белобрысый, скуластый, с глубокими маленькими глазками, сильно выделяющейся большой нижней челюстью, подчеркивающей упрямый характер.

Важно

Тем самым устанавливается оппозиция: творец — общество, которая часто перерастает в открытый конфликт.

Творческая личность никогда не вписывается полностью в существующую систему отношений, принципов и ценностей, творец — всегда «чудик», всегда оказывается непонятым, непризнанным, смешным.

Вызывает у людей недоумение Семен Рысь, непревзойденный мастер, который мог бы, по уверениям окружающих, «как сыр в масле кататься», но не хочет он так жить — «склизко». Смеются и жалеют люди «непутевого» и непонятного Васеку, без устали вырезающего «никому не нужные куклы». Н. Н.

 Князев со своей «неуемной душой» плохо уживается с людьми, никто не хочет дослушать его и понять. Его жалеют, как жалеют больного, дурочка, юродивого, но жалостливое участие противно и ненавистно Князеву.

Непонятым оказывается и Андрей Ерин, потративший долго собираемые семьей деньги на пустяковину — микроскоп «для научных открытий» («Микроскоп»), и Василий Егорович Князев («Чудик»), которого за «народное творчество» (с любовью расписанную детскую коляску) обругала сноха.

Даже Роман Звягин («Забуксовал»), и не сотворивший — то ничего, а просто по-иному, по-своему, увидевший хрестоматийный отрывок про «Русь-тройку» и «забуксовавший» на нем, и тот кажется смешным и нелепым даже самому себе: «делать нечего — бегаю как дурак, волнуюсь». В свою очередь, у творческого человека, вызывают недоумение окружающие люди, их мир кажется ему непонятным, нелепым, абсурдным.

Каждый из шукшинских персонажей в своем творчестве выходит за сложившиеся рамки, «загребает против течения», вынужден добывать признание своим идеям и доказывать собственную значимость. «Постоянно бьющийся лбом о человеческую глупость и тупость» Князев всюду «суется со своими тетрадями», ему говорят, что это вздор, чепуха, бред, пытаются отговорить, но все без толку.

Моню Квасова убеждают и отговаривают от затеи изобрести вечный двигатель. Семен Рысь спорит со специалистами, доказывающими нецелесообразность восстановления красавицы-церкви.

Только в постоянной конфронтации возможно творчество, которое становится выходом (или попыткой выхода) из некоторой сложившейся системы принципов и ценностей, ее преобразованием, налаживанием новых межличностных отношений.

Совет!

Творчество художника всегда ориентировано на публику, он всегда работает для кого-то, считает Шукшин, и тем болезненнее оказывается непонимание. В результате — горькое разочарование, бессильное отчаяние, грусть, боль, обида, превращающаяся в «привычную, постоянную, застарелую злость». Творчество делает человека «беззащитным и беспомощным в этом железном мире», убеждает Шукшин.

Чтобы творить, нужно быть сильным. Далеко не всякий способен доказать окружающим свое право на творчество и ценность своих идей. «Тысячи должны пробовать писать, чтобы один стал писателем», говорил Шукшин.

Ни полный творческих мечтаний молодой врач Солодовников («Шире шаг, маэстро!), ни столяр Семен Рысь, ни «мыслитель» Князев не выдержали противостояния, устали, «сгорели», «не дотворили». Они были вынуждены принять общую «точку зрения», которая ранее им казалась лишенной смысла, и поэтому «обидно, досадно и совестно» («Мастер»).

Пожалуй, ни один из «творческих героев» Шукшина не смог до конца реализовать свои идеи, завершить свой «праздник» творчества. Творческая несостоятельность и бесплодность объясняются прежде всего непризнанием, непониманием и, в итоге, социальной изоляцией талантливой личности.

Спрятанная в тексте шукшинская мысль о губительности социальных условий для возникновения и осуществления творческих идей становится прозрачной. Тяга шукшинских «сельских жителей» к знаниям (столь же страстно-болезненная, как и у самого Шукшина) гасится социальным окружением и несвободой; тяга к необычному душится теми, кто не выходит за пределы обыденного.

Разное отношение у Шукшина к своим «творческим» героям: доброе или насмешливое сочувствие, искреннее уважение, сострадание, неприязнь, но всегда эти чувства с оттенком неподдельного изумления. Творчество осталось для Шукшина тайной.

БИБЛИОГРАФИЯ: Апухтина В. А. О сатире В. Шукшина. // Творчество В. М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997; Козлова С. М. Поэтика рассказов В. М. Шукшина. Барнаул, 1992; «Срезал»: Проблемы анализа, интерпретации, перевода. Барнаул, 1995; Плохотнюк Т. Г. Мифопоэтика рассказа В. Шукшина «Стенька Разин» // Творчество В. М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997.

Источник: http://shukshin.ru/article/dubina.html

Искусство в жизни человека (по рассказу «степан разин» ) — сочинение по произведению в. м. шукшина «степан разин»

О-о-эх, воля, моя воля! Воля вольная моя. Воля — сокол в поднебесье. Воля — милые края… Песня Самобытный художник и человек, Василий Макарович Шукшин видел и ценил в людях индивидуальность, оригинальный взгляд на мир. В своих любимых героях он как раз и отмечал эту «чудинку».

Не всегда это добропорядочные и «сплошь положительные» герои. Скорее наоборот, ершистые и неудобные для окружающих и себя самих, но непременно увлеченные какой-то бескорыстной идеей, ведущей их по жизни. Таков и герой рассказа «Стенька Разин». Васека нигде долго не задерживается, ищет свое место в жизни. «Кем он только не работал после армии!

Пастухом, плотником, прицепщиком, кочегаром на кирпичном заводе. Одно время сопровождал туристов по окрестным горам. Нигде не нравилось». Смеются над ним люди, сетует мать, что с ним делать, и никому невдомек, что живет рядом с ними самобытный и яркий талант, умеющий воплотить в деревянных фигурках муки и переживания людей.

Обратите внимание

Вырезает Васека из дерева удивительные создания, умеет вдохнуть в них «душу и характер свой, яркий». Соприкоснувшись с истинным искусством, творчеством, Васека счастлив. Он знает себе цену, несмотря на смех окружающих, уверен: «Я очень талантливый». Работая над фигуркой Степана Разина, способен Васека расплакаться от счастья, любви и горя.

Он истинный художник, понимающий свою миссию на земле, ценящий свой талант. Истоки этой веры в мастерстве, с которым он вырезает немудреные и такие правдивые фигурки людей. — Я все про людей знаю. Они все ужасно простые.

Этой простоты и добивается Васека в своих работах, передавая тончайшие человеческие переживания. «…Стеньку застали врасплох. Ворвались ночью с бессовестными глазами и кинулись на атамана. Стенька, в исподнем белье, бросился к стене, где висело оружие…

но споткнулся о персидский ковер, упал. |Хотел вскочить, а сзади уже навалились, заламывали руки… Искусство способно «переродить» человека, заставить забыть его о бытовых неурядицах, о карьере, благополучии… Таков Васека. Он сам до конца не понимает, почему «душа требует» вырезать фигурки.

Это искусство рвется наружу. Он бессознательно пытается творить красоту. Шукшину интересны герои с «чертинкой», способные на безрассудные поступки.

Очень часто это бессребреники, сельские «чудики» с высокими устремлениями. Шукшин свято верит: «В постижении сложности — и внутреннего мира человека, и его взаимодействия с окружающей действительностью — обретается опыт и разум человечества. Не случайно искусство во все века пристально рассматривало смятение души и — обязательно — поиски выхода из этих смятений, этих сомнений».

Источник: http://sochbox.com/iskusstvo-v-zhizni-cheloveka-po-rasskazu-stepan-razin-sochinenie-po-proizvedeniyu-v-m-shukshina-stepan-razin/

Готовые школьные сочинения

марта 11 2011

Искусство в жизни человека (по рассказу «Степан Разин»)

Немногим более десяти лет продолжалась творческая деятельность В. Шукшина, но сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Он начал с рассказов о земляках. Бесхитростных и безыскусственных. Он чутко уловил социальные перемены в современной действительности, духовные настроения своего времени.

Глубинной напряженностью отличается рассказ «В профиль и анфас». Терзают сомнения Ивана, недоволен он своей жизнью и собой, хочет понять, для чего живет и работает: «А я не знаю, для чего я работаю…». Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над злом побудила В.

Шукшина написать такие рассказы как «Калуза» и «Обида». В основе рассказов до боли узнаваемая ситуация. В «Калузе» – не пожелала дать пропуск, не пропустила к больному, обошлась грубо с человеком немолодая уже женщина-вахтерша. Между тем на глазах у него были пропущены те, кто сунул рублевку или плитку шоколада в карман ее грязноватого халата.

Явная несправедливость, и реакция на нее остра. В конце рассказа звучат тяжкие, как вздох, слова:

  • «Я никак не мог успокоиться в течение всего дня… страшно и противно стало жить, не могу собрать воедино, мысли, не могу доказать себе, что это мелочь. Рука трясется, душа трясется, думаю: «Да отчего же такая сознательная, такая в нас осмысленная злость-то?… Что с нами происходит?»
Читайте также:  Сочинение по картине решетникова опять двойка 5 класс описание

Схожая ситуация и в рассказе «Обида». «Что такое творится с людьми?» – вопрошает Сашка Ермолаев, главный герой «Обиды». Обыденные житейские столкновения вызывают в героях острую реакцию, подводят к критическим размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.

В рассказах В. Шукшина за внешне простым, непритязательным, порой будничным фактом кроется широкое философское осмысление действительности, встают вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о душе человеческой.

Вот герой рассказа «Верую» Максим Яриков. Навалилась какая-то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика. Не может Максим сказать, что с ним происходит. Чувствует – болит душа. Но как объяснить – почему? Ненавидит он тех «людей, у которых души нету, или она поганая».

Важно

Думает, мучительно размышляет герой: а зачем все? Зачем живет он и люди вокруг него? Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал «самый натуральный» поп, и пошел к нему узнать: «У верующих болит душа или нет?» И оказывается, что этому попу «ничто человеческое не чуждо», а имя бога, в которого он верит, – Жизнь.

«Ты пришел узнать, во что верить? Ты правильно догадался, у верующих душа не болит. Но во что верить? Верь в Жизнь».

Не всегда герои могут ответить на сложные вопросы, но уже само это стремление найти, докопаться до сути, понять несет в себе зерна духовности.

В. Шукшин неоднократно заставляет своего героя критически взглянуть на себя, на собственную жизнь, на ее нравственное содержание. Часто предметом исследования становится человек сложившийся, взятый в момент душевного напряжения, сдвига, надлома.

Такова «Калина красная» – повествование о трагической судьбе Егора Прокудина.

В нем есть все, что способно вызывать и гнев, и сострадание, и горькое раздумье о несложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного применения… Испытав отторжение и одиночество, герой повести вернулся к людям, к жизни… В труде и приязни близких, казалось бы, обретена жизненная опора и перспектива нравственного исцеления. Однако судьба Егора трагична. «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное».

Проявления жестокости и произвола, своеволия и черствости, наблюдающиеся среди людей, вызывают обиду и боль писателя.

Прошло уже более двадцати лет, как ушел от нас русский писатель Василий Макарович Шукшин. Но не утихает напряженный интерес к его творчеству, его произведения вызывают оживленные споры, научные дискуссии, имя Шукшина из литературы переходит в легенду.

Самобытный художник и человек, Василий Макарович Шукшин видел и ценил в людях индивидуальность, оригинальный взгляд на мир. В своих любимых героях он как раз и отмечал эту «чудинку». Не всегда это добропорядочные и «сплошь положительные» герои. Скорее наоборот, ершистые и неудобные для окружающих и себя самих, но непременно увлеченные какой-то бескорыстной идеей, ведущей их по жизни.

Таков и герой рассказа «Стенька Разин». Васека нигде долго не задерживается, ищет свое место в жизни. «Кем он только не работал после армии! Пастухом, плотником, прицепщиком, кочегаром на кирпичном заводе. Одно время сопровождал туристов по окрестным горам. Нигде не нравилось».

Смеются над ним люди, сетует мать, что с ним делать, и никому невдомек, что живет рядом с ними самобытный и яркий талант, умеющий воплотить в деревянных фигурках муки и переживания людей.

Вырезает Васека из дерева удивительные создания, умеет вдохнуть в них «душу и характер свой, яркий».

Совет!

Соприкоснувшись с истинным искусством, творчеством, Васека счастлив. Он знает себе цену, несмотря на смех окружающих, уверен: «Я очень талантливый».

Работая над фигуркой Степана Разина, способен Васека расплакаться от счастья, любви и горя. Он истинный художник, понимающий свою миссию на земле, ценящий свой талант.

Истоки этой веры в мастерстве, с которым он вырезает немудреные и такие правдивые фигурки людей.

  • – Я все про людей знаю. Они все ужасно простые.

Этой простоты и добивается Васек в своих работах, передавая тончайшие человеческие переживания. «…Стеньку застали врасплох. Ворвались ночью с бессовестными глазами и кинулись на атамана. Стенька, в исподнем белье, бросился к стене, где висело оружие… но споткнулся о персидский ковер, упал.

 «Все, окружающее художника, должно быть объектом его исследования; для искоренения человеческих пороков надо до конца разобраться в их природе; люди должны знать всю правду, какой бы горькой она ни была». Василий Шукшин

Выходцы из российской глубинки испокон веков прославляли землю русскую, овладевая высотами мировой науки и культуры. Вспомним хотя бы Михайло Васильевича Ломоносова. Так и наши современники Виктор Астафьев, Василий Белов.

Валентин Распутин, Александр Яшин, Василий Шукшин, представители так называемой «деревенской прозы», по праву считаются мастерами русской литературы.

При этом они навсегда остались верными своему деревенскому первородству, своей «малой родине».

Мне всегда было интересно читать их произведения, особенно рассказы и повести Василия Макаровича Шукшина. В его рассказах о земляках видится большая писательская любовь к русской деревне, тревога за сегодняшнего человека и его грядущую судьбу.

Жизнь писателя оборвалась рано – в 45 лет. Но остались его произведения, в которых ведется разговор об истинных нравственных ценностях.

В нашем обществе на протяжении десятилетий под флагом борьбы за социализм увядала культура, «расцветал духовный застой».

Обратите внимание

В книгах Шукшина, которые критики называют бытовой прозой, я нашел искреннего собеседника, которому небезразлична судьба каждого его современника.

Обратившись к знакомому, обыденному, Шукшин нашел и показал доселе неизвестное. Сборник рассказов Шукшина «Сельские жители» – начало подобного опыта. Желание сказать свое слово о людях, которые близки и хорошо знакомы, выливается у писателя в размышления о всей народной жизни.

Интерес к пестроте жизни и «маленькому человеку, соединение комического и драматического – отличительные особенности рассказов Шукшина. В Рассказе «Гринька Малюгин» перед нами хороший, добрый парень. Высоких слов о героизме здесь нет, хотя Гринька, рискуя жизнью, спас бензохранилище, избавив его от своего грузовика, охваченного пламенем.

«Чудик», «Миль пардон, мадам», «Думы» – рассказы о чудачествах шукшинских героев. Сюжетной связи нет между этими рассказами, но есть родство характеров, в них описанных.

Писатель ищет и находит у своих героев чудинку, которая делает их неповторимыми среди многих других людей. Чудику резко противопоставлен его брат-ловкач, цепкий добытчик. Но таким как Чудик, дороже всего любовь и признательность людей, хотя это не всем понятно.

Так и живут они, непонятые, да еще и подозрение вызывают своим бескорыстием и открытостью.

Сам Василий Макарович Шукшин классифицировал свои произведения следующим образом: «рассказ-анекдот», «рассказ-характер», «рассказ-исповедь».

И действительно, интерес писателя сосредоточен на необычных характерах рядовых обитателей деревень и захолустных городков.

Суть людей и их мира выявляется в столкновении с таким необычным характером, который своими чудачествами «заводит» окружающих, заставляя их посмотреть на жизнь другими глазами.

Важно

В этом смысле Замечателен сборник рассказов писателя «Характеры». Мне хотелось выделить в нем рассказ «Срезал». Его главный герой Глеб Капустин, белобрысый мужичок сорока лет, «начитанный и ехидный».

На первый взгляд, его характер прост и ясен. Но у него есть одна особенность. Простой деревенский мужик, Глеб решил, что он живет хуже других и обделен возможностью сделать свою жизнь лучше.

И он мстит за это людям, которые выше его по социальному статусу.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Искусство в жизни человека (по рассказу «Степан Разин») . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/iskusstvo-v-zhizni-cheloveka-po-rasskazu-stepan-razin/

Рассказах В. М. Шукшина «Мастер» и«Стенька Разин»

Рассказах В. М. Шукшина «Мастер» и«Стенька Разин» – страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»

Урок литературы в 8 классе

Чудаки в рассказах В.М.Шукшина «Мастер» и «Стенька Разин»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 4»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

Зимина Надежда Васильевна

Тема урока:

Чудаки в рассказах В.М.Шукшина «Мастер» и «Стенька Разин».

Тип урока: урок-беседа

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М.Шукшина, обсуждая рассказы писателя «Мастер» и «Стенька Разин», проследить, каких людей считает автор чудаками и что особенно ценит в них.

Оформление:

  1. Рассказы В.М.Шукшина «Мастер» и «Стенька Разин»
  2. Презентация к уроку, рассказывающая о жизни и творчестве писателя, о музее-заповеднике В.М.Шукшина
  3. Эпиграф к уроку

Мне хочется рассказать об этих странных людях, пример которых учит тому, как жить интересно.

В.М.Шукшин

Ход урока:

Есть имена, при произнесении которых возникает чувство чего-то близкого и родного. Это необыкновенно лёгкое чувство мы испытываем, когда слышим о Василии Макаровиче Шукшине.

(Сообщение темы и целей урока)

Бог дал Шукшину дар, который редко кому даёт. Он умел понять и познать жизнь и умел рассказать о ней ярко, просто, с чувством юмора. Трудно складывалась судьба Шукшина и как писателя и как режиссёра. А он, несмотря ни на что, писал: «Мне повезло на умных и добрых людей».

Время неумолимо. Оно идёт вперёд, унося в небытие имена многих. Но Шукшин продолжает жить в своих книгах и фильмах. И пока существует на свете память, она будет сохранять прекрасные образы простых русских людей, созданных рукой великого мастера.

(с экскурсией по музею-заповеднику писателя)

(Слайд 4)

(Рассказывает учитель)

Только одна дорога существует на родину Василия Макаровича – Чуйский тракт – дорога жизни для Алтая.

Чуйский тракт… В горах Алтая он давно стал героем легенд и песен. В один прекрасный день по нему отправится простой деревенский парень. Звали его – Василий Шукшин…

(Слайд 5)

Нельзя постичь до конца творческую природу Шукшина, не побывав в Сростках, не повидав Алтая, где жили родные, близкие, дорогие его сердцу люди. Дороги ведут к берегу Катуни.
Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.

(Слайд 6, 7,8)

(Далее рассказывает ученица)

Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912-1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (1909 – 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Несмотря на все трудности, она дожила до глубокой старости. Сестра – Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 – 10 июля 2005).

(Слайд 9, 10 – дом, где прошли детские и юношеские годы В.М.Шукшина)

В 1943 Шукшин оканчивает 7 классов школы в селе Сростки и поступает в Бийский автомобильный техникум. Учится там два с половиной года, однако техникум не заканчивает.

Вместо этого в 1945 идёт работать в колхоз в селе Сростки. Но и в колхозе работает он недолго: в 1946 Шукшин покидает родное село. Работал в Калуге, во Владимире, на стройках Подмосковья.

Работал разнорабочим, слесарем, учеником маляра, грузчиком…

(Слайд 11)

В 1949 году Шукшина призвали служить в Военно-Морской флот. Сначала он матрос на Балтийском флоте, потом радист на Черноморском. В 1953 году его демобилизуют с флота по состоянию здоровья, и он возвращается в село Сростки.

(Слайд 12 – Здание бывшей Сростинской школы,

где учился и работал В. М. Шукшин)

В родном селе Василий Макарович сдает экстерном экзамен на аттестат зрелости и начинает работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы.

Читайте также:  Сочинение про собаку (мое любимое животное) 5 класс

(Далее учитель читает отрывок из статьи В. Шукшина «Монолог на лестнице»:

«Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно. (Я преподавал русский язык и литературу.) Я любил их в такие минуты. Ив глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье».

Совет!

В 1954 году Шукшин поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, заканчивает его в 1960 году (мастерская Ромма).

(Далее говорит учитель)

Режиссер Михаил Ильич Ромм рискнул и взял ершистого парня на свой курс. И это несмотря на то, что во время собеседования Шукшин накричал на Ромма. Мастер попросил рассказать его о переживаниях Пьера Безухова при Бородине.

— А я «Войну и мир» не читал, больно книжка толстая, руки не доходят.

— Да какой же вы директор школы, вы же просто некультурный человек и режиссером быть вряд ли сможете! — возмутился Ромм.

И тут Василия понесло. Он кричал, что у директора школы голова болит не о чувствах Пьера, а об учебниках, партах и дровах на зиму, чтоб дети не померзли. А дрова еще выбей, привези, поколи, да все сам, все по грязи! Тут уж не до книжек… Вердикт Ромма был однозначен: взгляды нетрадиционные, но человек талантливый.

(Продолжает ученица)

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде – изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.

(Слайд 14)

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме Марлена Хуциева «Два Фёдора» и опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.

(Слайд 15,16)

Первая книга Шукшина — «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В этом же году он начинает работать режиссёром на киностудии имени Горького. Снимает по своему сценарию фильм «Живёт такой парень». Фильм вышел на экран в 1964 году и сразу же привлёк внимание зрителей и критики.

В 1965-м году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришёл дать вам волю».

В 1969 году за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

(Слайд – 17)

Обратите внимание

Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в толстую тетрадь и обычно по ночам.

(Слайд – 18)

В 1973-1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене Большого драматического театра готовилась постановка пьесы «Энергичные люди» – режиссёром Товстоноговым.

(Слайд – 19)

В 1974 Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме Сергея Бондарчука.

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину», на теплоходе «Дунай». Первым обнаружил его близкий друг актёр Георгий Бурков.

(Слайд 20)

Похоронен В.М.Шукшин в Москве на Новодевичьем кладбище.

  1. Звучит песня Владимира Высоцкого «На смерть Шукшина»

в исполнении автора. (Слайды 21, 22)

  1. Беседа по рассказам В.М.Шукшина «Мастер» и «Стенька

Разин»

Кто же они – герои Василия Макаровича Шукшина? Простые деревенские жители, земляки, бесхитростные и безыскусственные. Некоторые критики называли Шукшина «деревенщиком», певцом патриархальности, ненавистником города.

Но писатель задумывался не только о деревне и городе, а о всей России, о русском национальном характере. Любимый герой В.М.Шукшина – человек с особинкой, с чудинкой.

Именно такими предстают пред нами герои рассказов «Мастер» и «Стенька Разин».

– Кто герой рассказа «Мастер»?

– Сёмка Рысь – непревзойдённый столяр, мастер своего дела. Казалось бы, его должны уважать в деревне, но все называют его именно Сёмкой, а не иначе. Как вы думаете, почему?

– Почему Сёмка пьёт?

– Но вот привлекла к себе героя рассказа талицкая церковь. Чем? Подтвердите свой ответ словами текста.

– Но ведь в Чебровке была своя церковь. Почему же Сёмка Рысь отдаёт предпочтение именно талицкой церкви?

– О чём же думал Сёмка, глядя на талицкую церковь?

  1. Особенности древнерусской архитектуры.

Знаете ли вы, что появление архитектуры как искусства на Руси связано с принятием христианства в Х веке, и учителями русских были византийские зодчие, но полного копирования византийских образцов не было никогда: почти сразу появились свои национальные формы.

Наиболее древняя из известных черт христианской русской архитектуры – многоглавие храмов. И самого начала, в отличие от византийского пологого купола, русские храмы венчаются небольшими слегка вытянутыми вверх куполами, затем купола имели формы «шеломов», т.е. воинских шлемов. А в 16 -17 веках на смену им приходят «маковки» или «луковицы».

Плоский византийский купол символизировал восходящее солнце, русская глава с заострённым кверху «языком» подобна пламени над лампадой. В форме «шелома» пламя как бы становится более вытянутым. Форма «луковицы» – символ горящей свечи.

Купола покрывают золотым цветом тоже не случайно. Золотой цвет в христианском искусстве – это символ божественной энергии или сияния святости на земле.

  1. Словарная работа (Слайд – 25)

Архитектура – 1. Искусство проектирования и строения зданий, строений, зодчество. 2. стиль постройки. 3. собир. Здания, сооружения.

Архитектор – специалист по архитектуре, зодчий.

Зодчество – То же, что архитектура в 1 значении.

Зодчий – То же, что архитектор.

  1. Продолжение беседы по рассказу «Мастер».

– Как в рассказе автор называет создателя талицкой церкви?

– Как вы думаете, почему ни разу Шукшин не называет мастера архитектором?

– Какое решение принимает Сёмка?

– К кому он обращается за помощью?

– Почему всюду он получает отказ?

– Что общего во взгляде на проблему чиновников и представителей церкви? ( Все они только оценивают культурную и историческую ценность талицкой церкви. И никого не волнует духовность и красота.)

Не случайно для Шукшина и то, что герой обращается за помощью к священнику, писателю и представителю власти. Ведь все они должны отвечать за духовные ценности, доверенные им. А храм – это душа народа, опора нравственности.

– Почему рассказ называется «Мастер»? ( В рассказе два мастера: Сёмка Рысь и неизвестный создатель талицкой церкви. Но слово стоит в единственном числе. Это говорит о единстве, слиянии душ Сёмки и неизвестного мастера.)

– Почему Сёмка перестал ходить к церкви?

– Наверняка, вы обратили внимание на то, что в рассказе упоминается ещё одна церковь: Храм Покрова на Нерли. Ведь талицкая считалась поздней копией её. Мы не имеем возможности полюбоваться талицкой церковью, но увидеть Храм Покрова на Нерли мы можем. Посмотрите на его удивительную красоту.

(Слайд – 26)

  1. Беседа по рассказу «Стенька Разин»

Герой Шукшина порой мечется, тоскует, печалится, даже бунтует именно оттого, что бывает не понят людьми, его окружающими.

Сам для себя он – другой, не лучше и не хуже других, просто – другой.

В своё время Шукшин выдвинул несколько неожиданную формулу: «Герой нашего времени – это всегда «дурачок» в котором наиболее выразительным образом живёт его время, правда этого времени». «Дурачок» – это и есть чудак.

Таким чудаком предстаёт перед нами и герой рассказа «Стенька Разин».

«Его звали – Васёка. Васёка имел: двадцать четыре года от роду, один восемьдесят пять рост, большой утиный нос… и невозможный характер. Он был очень странный парень – Васёка». Таков зачин рассказа. Он даёт ответ на вопрос: о ком же этот рассказ? О странном, необычном человеке, чьё имя даже звучит необычно, о деревенском чудаке.

– В чём же странность, необычность героя?

– Почему Васёка часто меняет место работы, но остаётся верен покорившей его страсти – резьбе по дереву?

– На что готов он ради своих кукол? (Может ночи не спать, трудиться за верстаком до боли в спине)

– В очередной раз Васёка собирается бросить работу в кузнице, но не уходит. Почему? (Понимает, что в железе, как и в дереве, есть душа, если с ними имеет дело мастер.)

– Как воспринимают увлечение Васёки окружающие?

(Посмеиваются над ним люди, не понимают, понимает только один Захарыч.)

– Но читая рассказ, мы понимаем, что Васёка действительно талантлив. В какой момент вы это поняли? (Показывает фигурку смолокура кузнецу.)

  • Словарная работа (Слайд – 27)

Смолокур – 1. Тот, кто занимается смолокурением. 2. Специалист в области смолокурения.

Смолокурение — 1. Получение смолы, скипидара и угля из древесины хвойных деревьев при нагревании без доступа воздуха.

– Зачитайте отрывок из рассказа со слов « Кузнец развернул тряпку…» до слов «Это ж всё-таки кукла».

– Как бы вы ответили на вопрос кузнеца: какая польза от кукол?

– Как относился сам Васёка к окружающим его людям? («Он любил свои родные края, горы свои, Захарыча, мать…всех людей. И любовь эта жгла и мучила – просилась из груди. И не понимал Васёка, что нужно сделать для людей. Чтобы успокоиться».)

– Какого литературного героя напоминает Васёка именно таким отношением к людям и ко всему живому на Земле? (Платоновского Юшку)

– Почему рассказ называется «Стенька Разин»?

– Каким предстаёт пред нами Стенька Разин в работе Васёки? (Чтение отрывка со слов «Стеньку застали врасплох»)

– Какое впечатление произвела работа на Захарыча? Почему отказывается от выпивки? Для сравнения вспомните мастера Сёмку Рыся. Он к конце рассказа вновь идёт к пивному ларьку.

– Васёка творит настоящее искусство. Он создаёт деревянные скульптуры редкой правдивости. Ведь он никогда не видел смолокуров, а только слышал о них. Он никогда не встречался с актрисой, а приметил её в кинокартине. Но он угадал этих людей, угадал так верно, что вызвал восхищение кузнеца фигуркой смолокура и заставил Захарыча рыдать при виде фигурки Стеньки Разина.

  1. Заключительное слово учителя.

«Есть люди, говорил Шукшин, – в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят за эту их отзывчивость в радости и беде. Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы ни были, изгоняется скука…»

  1. Обращение к эпиграфу (Слайд – 28)

Мне хочется рассказать об этих странных людях, пример которых учит тому, как жить интересно.

В.М. Шукшин

– Что же ценит в чудаках В.М.Шукшин? (Они не похожи на других, обладают доброй душой, тянутся к прекрасному и непонятны окружающим их людям.)

Вызывает у людей недоумение Семен Рысь, непревзойденный мастер, который мог бы «как сыр в масле кататься», но не хочет он так жить — «склизко». Смеются и жалеют люди «непутевого» и непонятного Васеку, без устали вырезающего «никому не нужные куклы».

Герои Шукшина не выдуманы, они взяты из жизни. В них, как и во всяком человеке, намешано разного: хорошего и плохого. Но именно такие люди с чудинкой, по мнению Шукшина, учат жить интересно, жить по-настоящему.

  1. Итоги урока.
  2. Домашнее задание: прочитать рассказы Шукшина «Чудик» и «Микроскоп», написать миниатюру «Чудики в рассказах В.М.Шукшина» (Слайд – 29)
  3. Список использованной литературы:
  1. Шукшин В.М. Рассказы. Повести. – М.: Дрофа, 2003.
  2. Шолпо И.Л. Мастера и геростраты. Рассказы В.М.Шукшина в 7 классе.// Журнал «Литература в школе», 1996, № 4. – С.128-137.
  3. Елшина Т.А. Диалоги о Шукшине.// Журнал «Литература в школе», 1987, № 6. – С.61-65.
  4. Быстров В. «Мне бы только правду рассказать…» «Логика жизни» в рассказах В.Шукшина. // Журнал «Литература в школе», 1987, № 6. – С.2-7.
  5. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2003. – С.293.
  6. Читаем, думаем, спорим.: Кн. для самостоят. работы учащихся по лит.: 8 кл. /Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М. Хренова. – М.: Просвещение, 1995. – С. 221-230.

Источник: http://davaiknam.ru/text/rasskazah-v-m-shukshina-master-isteneka-razin

Ссылка на основную публикацию