Анализ произведения татьяна борисовна и её племянник тургенева

Татьяна Борисовна и её племянник

Татьяна Борисовна — женщина лет 50-ти, с большими серыми глазами навыкате, румяными щеками и двойным подбородком, лицо её дышит лаской. Овдовев, она поселилась безвыездно в своём маленьком поместье. Родилась она в бедной семье и не получила никакого воспитания.

Несмотря на это, она не заражена обычными недугами мелкопоместной барыни. Татьяна Борисовна свободно себя держит, чувствует и мыслит. С соседями она мало знается и принимает у себя только молодёжь. В ёе небольших комнатках человеку хорошо, тепло.

Никто не умеет так утешать в горе, как Татьяна Борисовна.

Прислугу она держит небольшую. Домом у неё заведует ключница Агафья, бывшая её няня, добрейшее, слезливое и беззубое существо. Должность камердинера и дворецкого занимает 70-летний Поликарп, отставной скрипач, чудак и начитанный человек, личный враг Наполеона и страстный охотник до соловьёв. В помощь Поликарпу выделен его же внук Вася, в котором он усердно воспитывает ненависть к Наполеону.

Обратите внимание

С помещицами Татьяна Борисовна мало водится — она не умеет их занимать и засыпает под шум разговоров. Сестра её молодого приятеля, старая дева, существо добрейшее, но натянутое и восторженное, вздумала окончательно довоспитать богатую натуру Татьяны Борисовны. Она стала ездить к ней каждый день и вогнала бы её в гроб, если бы не влюбилась в проезжего студента.

Продолжение после рекламы:

Лет 8 тому назад проживал у Татьяны Борисовны её племянник Андрюша, мальчик лет 12-ти, круглый сирота. У него были большие, светлые, влажные глаза, маленький ротик, правильный нос и прекрасный возвышенный лоб.

Он говорил сладким голосом и держался вкрадчиво и тихо. С самых ранних лет Андрюша почувствовал охоту к рисованию. Большой любви Татьяна Борисовна к Андрюше не чувствовала — ей не нравилось подобострастие племянника.

Постепенно она начинала задумываться о будущем мальчика.

Однажды к ней заехал Пётр Михайлыч Беневоленский, который пылал бескорыстной страстью к искусству, решительно ничего в нём не смысля. Беневоленский посмотрел рисунки Андрюши, и признал в нём выдающийся талант. В тот же день он предложил Татьяне Борисовне увезти Андрюшу в Петербург и дать ему художественное образование. Через два дня они уехали.

С каждым годом Андрюша писал тётке всё реже. Однажды Татьяна Борисовна получила от племянника записочку с просьбой выслать денег. Через месяц он потребовал ещё, потом попросил в третий раз.

На этот раз Татьяна Борисовна отказала, и Андрюша приехал в гости «для поправки здоровья». Нежный Андрюша превратился в Андрея Ивановича Беловзорова, плечистого, толстого малого с широким красным лицом и жирными курчавыми волосами.

Опрятность и застенчивость прежних лет заменили нестерпимое неряшество и дерзость.

Загостился Андрей у тётушки. Дни он проводил, завывая романсы и аккомпанируя себе одним пальцем на фортепьяно. За год он стал поперёк себя шире, тётка в нём души не чает, а окрестные девицы в него влюбляются. Много прежних знакомых перестало ездить к Татьяне Борисовне.

Источник: https://briefly.ru/turgenev/tatiana_borisovna_i_ee_plemiannik/

Краткое содержание Татьяна Борисовна и её племянник Тургенева

Рассказ входит в сборник Записки охотника

В книге рассказывается о жизни дамы по имени Татьяна Борисовна. Татьяне Борисовне недавно исполнилось 50 лет. У нее были серые очи, розовые щеки и двойной подбородок. После смерти мужа барыня решила переехать в небольшое поместье. Татьяна Борисовна появилась на свет в нищете и не смогла обрести никакого воспитания.

Несмотря на нищету, женщина имела характер богатой барыни. Она любит общаться только с молодежью. В ее доме имеются небольшие комнаты. В доме у Татьяны Борисовны работали несколько прислуг. А именно ключница Агафья, которая ранее работала няней. Также в оме работал дворецкий, которого звали Поликарт. Ему было 70 лет.

Ранее он работал скрипачом и занимался охотой на соловьев. 

С другими помещицами главная героиня не общалась. К ней приезжала сестра ее молодого человека. Она была не замужем и по этой причине ежедневно действовала на нервы Татьяне Борисовне.

Важно

8 лет назад Татьяна Борисовна приютила своего племянника. Мальчику было 12 лет и у него не было родителей. Мальчик вел себя очень воспитанно. Племянника звали Андреем. Андрей любил рисовать и живопись. Особых родственных эмоций Татьяна Борисовна к Андрею не испытывала. Особенно тетя недолюбливала увлечение мальчика. Татьяну Борисовну не покидала мысль о будущем племянника.  

Через некоторое время Татьяна Борисовна встретилась с Петром Бенеловским, который сильно интересовался живописью. В день приезда он увидел картины Андрюши и распознал в мальчике талантливость. Бенеловский решил предложить Татьяне Борисовне увезти племянника в Питер. В Питере у Андрея был шанс поступить в академию искусства. Спустя 2 дня Андрей уехал вместе с ним. 

Каждый год Андрей отравлял письма тете все реже. В один день Татьяне Борисовне пришло письмо с прошением перевести деньги. Через месяц Андрей потребовал еще больше денег.

На третье письмо Татьяна Борисовна отказалась отправлять деньги. После чего Андрей сам приехал в гости к тете. Теперь не было доброго и хилого Андрея. Он стал выше с широкими плечами.

Его застенчивость превратилась в дерзость и нахальство.       

Со временем Андрей стал душой компании и любимцем тети. В него начали влюбляться все соседские девушки.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Багульник ЯковлеваПроизведение начинается со знакомства с главным героем рассказа — учеником по имени Коста. Свою характеристику мальчику дает учительница класса Евгения Ивановна. За внешность, которая больше напоминала образ девочки
  • Краткое содержание былины Святогор и Микула СеляниновичНародное сказание повествует о встрече русского богатыря Святогора с путником Микулой Селяниновичем.
  • Краткое содержание Адамович КарателиСобытия повести Алеся Адамовича «Каратели» разворачиваются в 1942 году, на захваченной немецкими войсками Белорусской земле.
  • Краткое содержание Пройслер Маленькая Баба-ЯгаЖила на свете Баба – Яга. Она была не старой и дряхлой, как все привыкли представлять этот персонаж, а наоборот, маленькой милой девочкой. Жила юная ведьмочка в небольшом домишке с покосившейся крышей.
  • Краткое содержание Шукшин ЛюбавиныАвтор повествует о семействе Емельяна Спиридоновича Любавина. Емельян большой и угрюмый мужчина, признающий только силу. У него четыре сына. Кондрат – старший из сыновей угрюмый, огромный с широким лбом, люди не горят желанием общаться с ним

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/turgenev/tatyana-borisovna-i-eyo-plemyannik-kratko

«Татьяна Борисовна и её племянник» Ивана Сергеевича Тургенева вкратце

Татьяна Борисовна — женщина лет 50-ти, с большими серыми глазами навыкате, румяными щеками и двойным подбородком, лицо её дышит лаской. Овдовев, она поселилась безвыездно в своём маленьком поместье. Родилась она в бедной семье и не получила никакого воспитания.

Несмотря на это, она не заражена обычными недугами мелкопоместной барыни. Татьяна Борисовна свободно себя держит, чувствует и мыслит. С соседями она мало знается и принимает у себя только молодёжь. В ёе небольших комнатках человеку хорошо, тепло.

Никто не умеет так утешать в горе, как Татьяна Борисовна.

Прислугу она держит небольшую. Домом у неё заведует ключница Агафья, бывшая её няня, добрейшее, слезливое и беззубое существо. Должность камердинера и дворецкого занимает 70-летний Поликарп, отставной скрипач, чудак и начитанный человек, личный враг Наполеона и страстный охотник до соловьёв. В помощь Поликарпу выделен его же внук Вася, в котором он усердно воспитывает ненависть к Наполеону.

Совет

С помещицами Татьяна Борисовна мало водится — она не умеет их занимать и засыпает под шум разговоров. Сестра её молодого приятеля, старая дева, существо добрейшее, но натянутое и восторженное, вздумала окончательно довоспитать богатую натуру Татьяны Борисовны. Она стала ездить к ней каждый день и вогнала бы её в гроб, если бы не влюбилась в проезжего студента.

Лет 8 тому назад проживал у Татьяны Борисовны её племянник Андрюша, мальчик лет 12-ти, круглый сирота. У него были большие, светлые, влажные глаза, маленький ротик, правильный нос и прекрасный возвышенный лоб.

Он говорил сладким голосом и держался вкрадчиво и тихо. С самых ранних лет Андрюша почувствовал охоту к рисованию. Большой любви Татьяна Борисовна к Андрюше не чувствовала — ей не нравилось подобострастие племянника.

Постепенно она начинала задумываться о будущем мальчика.

Однажды к ней заехал Пётр Михайлыч Беневоленский, который пылал бескорыстной страстью к искусству, решительно ничего в нём не смысля. Беневоленский посмотрел рисунки Андрюши, и признал в нём выдающийся талант. В тот же день он предложил Татьяне Борисовне увезти Андрюшу в Петербург и дать ему художественное образование. Через два дня они уехали.

С каждым годом Андрюша писал тётке всё реже. Однажды Татьяна Борисовна получила от племянника записочку с просьбой выслать денег. Через месяц он потребовал ещё, потом попросил в третий раз.

На этот раз Татьяна Борисовна отказала, и Андрюша приехал в гости «для поправки здоровья». Нежный Андрюша превратился в Андрея Ивановича Беловзорова, плечистого, толстого малого с широким красным лицом и жирными курчавыми волосами.

Опрятность и застенчивость прежних лет заменили нестерпимое неряшество и дерзость.

Загостился Андрей у тётушки. Дни он проводил, завывая романсы и аккомпанируя себе одним пальцем на фортепьяно. За год он стал поперёк себя шире, тётка в нём души не чает, а окрестные девицы в него влюбляются. Много прежних знакомых перестало ездить к Татьяне Борисовне.

Источник: http://vkratze.ru/turgenev/tatyana_borisovna_i_eyo_plemyannik

Творчество Тургенева: эволюция от поэзии к прозе

Интересна быстрая и своеобразная эволюция Тургенева-писателя. Лирик Тургенев с середины 1840-х годов резко повернул на прозу. Тут прослеживается своя внутренняя логика.

Читайте также:  Сочинение кулигин в пьесе гроза островского

Объективно именно проза выдвигалась вперед в 40-е годы самой литературной ситуацией. Читательский интерес к поэзии катастрофически быстро слабел.

Тургенев же и в самом начале своей творческой биографии любил и умел писать стихотворения с равномерно и подробно прописываемым сюжетом («Баллада», 1841).

Обратите внимание

На фоне стихотворения-романса «Утро туманное, утро седое…», почти параллельно ему Тургенев пишет «рассказ в стихах» «Параша» (1843). Жанровое указание («рассказ в стихах») более чем любопытное.

Далее пишутся «рассказы в стихах» «Разговор» (1844), «Андрей» (1845), «повесть в стихах» «Помещик» (1845) и др. (все это образчики «дельной поэзии» во вкусе В. Г. Белинского).

За ними немедленно следуют рассказы как таковые, где стихотворная форма уже отброшена— «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1845), «Бретер» (1846), «Петушков» (1847), «Гамлет Щигровского уезда» (1848).

Цикл рассказов с характерными чертами физиологических очерков «Записки охотника» («Современник», 1847 — 1852) сделал Тургенева знаменитым именно как прозаика.

«Перейти на прозу» — это не сменить одежду: не у всех, как у Пушкина или Лермонтова, многогранное«синтетическое» дарование, и из хорошего поэта может выйти плохой прозаик. Иным такой переход вообще не дастся (Белинский вспоминал, как огорчало Алексея Кольцова, что «ему не далась проза»). Тургенев же упорно ломал себя.

В 1852 — 1853 годах, находясь на положении политического ссыльного в Спасском-Лутовинове, Иван Сергеевич, напрягая все силы, бьется над выработкой новой творческой манеры. «Старая манера», как он рассказывает в эти дни в письмах разным адресатам, его теперь не удовлетворяет. Новая — никак не дается.

Весьма характерен краткий перечень важнейших принципов вырабатываемой новой тургеневской манеры — «простота, спокойствие, ясность линий». Выходит, что «старой манере» недоставало, по оценке самого Тургенева, этих качеств…

Трудно без внутреннего сопротивления согласиться, однако, с тем, что «Записки охотника» отличаются некоей «непростотой», «неспокойствием» и «неясностью» — подобных ощущений они не вызывают у современного читателя, не делала им данного рода упреков и критика середины XIX в.

Упреки, разумеется, были, но не в «неясности» — пожалуй, всего интереснее наполненный глубоким смыслом упрек (если это считать упреком) Анненкова — замечание о присущем манере «Записок охотника» «наслаждении самим собой (т. е. своим авторством)».

Воплотить принципы новой своей манеры Тургенев, по неоднократным его заявлениям, намеревался уже не в малообъемных произведениях типа «Записок охотника» или «Андрея Колосова», а в жанре романа. В 1840-е годы ему недоставало некоей «простоты» и некоей «ясности».

Интересно, как характеризовал его прозаическое творчество 40-х годов Белинский (которому не суждено было узнать тургеневские произведения 50 — 70-х гг.). Белинский писал Ивану Сергеевичу в 1847 г.: «Если не ошибаюсь, Ваше призвание — наблюдать действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию; но не опираться только на фантазию».

Иными словами, критик благословляет Тургенева на создание новых прозаических произведений на документальной основе (очерково-документальная основа ряда коллизий из «Записок охотника» несомненна, а сам жанр «записок» предполагал автобиографизм создаваемых произведений).

Важно

Но Белинский одновременно сомневается в его способности к обрисовке чисто вымышленных событий и ситуаций, как того требуют роман и повесть (похожим было понимание Белинским творческого потенциала Герцена).

Цитированное сомнение критика не было совершенно беспочвенным. Сюжетная крупнообъемная проза, основанная на художественном вымысле, несомненно, далась Тургеневу в 50-е годы нелегко — как известно, роман «Два поколения», над которым он и работал в Спасском-Лутовинове, так и остался незавершенным.

Первый роман «получился» лишь потом, в середине 50-х (имеется в виду «Рудин»).

При этом цитированную реплику критика вряд ли следует истолковывать узко (как призыв к очеркизму): Белинский знал, что Тургенев не только автор короткой прозы в духе физиологических очерков, но и поэт, не раз высоко оценивая его «рассказы в стихах».

Именно «поэтический» склад натуры Тургенева затруднял ему переход к романному творчеству.

Весьма сложно суметь перестроить органически присущее, природой данное поэтическое (то есть субъективно-ассоциативное) мировидение на мировидение прозаика (по типу своему едва ли не противоположное, поскольку оно предполагает объективный анализ окружающей действительности, а не созерцание движений собственной души).

Переключение со стихов на «Записки охотника» еще не требовало такой перестройки.

«Наслаждение самим собой», которое Анненков рассмотрел даже в «Записках охотника» с их социально-бытовыми коллизиями, бурмистрами и крепостными мужиками, для лирического поэта дело совершенно естественное.

Ни внешняя форма (прозаическая), ни образ рассказчика («костомаровского барина»), созданный для цикла «Записки охотника», не способны, при внимательном наблюдении, скрыть то обстоятельство, что изображаемое пропущено в произведениях данного цикла через единое и целостное лирическое сознание; что подспудно этим циклом управляет именно субъективно-ассоциативный ход мысли, органичный для лирико-поэтической творческой натуры Тургенева. По сути, он как автор еще остался здесь поэтом, хотя и старательно закамуфлировался под прозаика.

Антикрепостнический пафос — вовсе не неотступная черта «Записок охотника». В отличие от «Бурмистра», в «Хоре и Калиныче», «Бежином луге», «Касьяне с Красивой Мечи».

«Бирюке», «Певцах» и ряде других произведений повествование ориентировано не на социальное обличение, а на создание ярких народных характеров.

Несколько произведений из цикла обрисовывают вызывающие читательские симпатии образы дворян («Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Смерть», «Чертопханов и Недошоскин» и др.).

Совет

«Петр Петрович Каратаев» — произведение о мелкопоместном дворянине, полюбившем крепостную девушку, принадлежащую старой вздорной барыне: здесь крепостная система в итоге губит обоих влюбленных. «Мой сосед Радилов» также содержит внутренне драматичную коллизию: любовь немолодого дворянина к Оле, юной сестре его покойной жены.

В период ссылки, мучаясь от неудач с романом, с «новой манерой», Тургенев одновременно вполне успешно пишет произведения в духе цикла «Записки охотника» — например, еще один «охотничий» очерк «Поездка в Полесье», который так и просится быть подверстанным к этому циклу (к «Запискам охотника», кстати, Тургенев позже действительно присоединит новые тексты — «Конец Чертопханова», «Стучит» и «Живые мощи»). Что же, путь от «Утра туманного…» до эмоционально переживаемых рассказчиком пейзажей в «Бежине луге» из «Записок» или до «Поездки в Полесье», по существу, короток и прям. Надо лишь отбросить внешнюю стихотворную форму. Несравненно длиннее путь от подобной «поэтической» прозы до первого завершенного романа «Рудин» с его сложным планом, филигранно «романной» соразмерностью частей и при этом — четкими причинно-следственными связями. В романе невозможно долго питать читателя красивыми пейзажами и колоритными сценами — здесь требуется претерпевающий постоянное развитие пучок свежих идей. Но, в отличие от Герцена, Тургенев в конце концов блестяще овладел жанром романа, равно как и другими жанрами художественной прозы (повесть, рассказ). Именно через повесть и рассказ произошло его постепенное творческое перевоплощение в крупнейшего прозаика.

Свойственная Тургеневу скрытая проекция основных его прозаических сюжетов на собственный жизненный удел лишний раз напоминает о лирико-поэтическом характере его дарования. Перестав писать лирические стихи как таковые, он потом всю жизнь тянулся к поэтам (дружил с Я П.

Полонским, приятельствовал с А. А. Фетом, преклонялся перед Ф.И. Тютчевым) и, между прочим, на последних этапах своей творческой деятельности все же снова проявил себя непосредственно как поэт-лирик, создав в 1883 г.

знаменитый цикл «Senilia» («Стихотворения в прозе») и, соответственно, новый для русской литературы жанр.

Источник: Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60-е годы). М.:Высш. шк., 2003

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/tvorchestvo_turgeneva_ehvoljucija_ot_poehzii_k_proze/41-1-0-283

Краткое содержание Записки охотника Татьяна Борисовна и ее племянник в сокращении (Тургенев И. С.)

После смерти мужа Татьяна Борисовна поселилась в небольшом поместье. Это удивительная женщина лет 50-ти, с большими серыми глазами навыкате, двойным подбородком и румяными щеками, лицо ее дышит лаской.

Возможности получить достойное воспитание у нее не было, так как родилась она в бедной семье. Но это не помешало ей не заразиться обычными недугами которыми страдают мелкопоместной барыни.

Татьяна Борисовна здравомыслящий человек, который свободно держит себя в обществе. Дом ее всегда рад гостям, особенно молодежи, с соседями она общается мало. Каждый приходящий в ее дом чувствует теплоту и уют.

Нет никого, кто мог бы лучше утешить в горе чем Татьяна Борисовна.

Из прислуги у нее только Агафья – бывшая ее няня, которая и заведует домом, и 70-ти летный старик Поликарп – отставной скрипач, начитанный человек

имеющий особую неприязнь к Наполеону – исполняющий роль дворецкого. В помощь ему приставлен его же внук Вася, в котором Поликарп яро воспитывает ненависть к Наполеону.

С помещицами Татьяна Борисовна дела не имеет, так как не умеет их занимать, а шум их разговоров способствует быстрому погружению в сон.

Читайте также:  Анализ романа достоевского идиот

Сестра ее юного приятеля несмотря на тонкость натуры и добродушие, решила внести коррективы в воспитание Татьяны Борисовны.

Обратите внимание

Но задуманное не свершилось, так как приезжая каждый день она неожиданно влюбилась в проезжего студента, и сразу же оставила эту дурную затею.

Где-то около 8 лет назад, в доме Татьяны Борисовны жил ее племянник Андрюша, 12-ти летний мальчишка ставший круглой сиротой. Внешне он был красив, большие светлые глаза, возвышенный лоб и правильный нос. Застенчив с приятным монотонным голосом. Андрюшу с самого детства увлекало рисование, чего Татьяна Борисовна отнюдь не приветствовала. Но пришло время задуматься о будущем Андрюши.

Однажды у нее решил погостить Беневоленский Петр Михайлыч, человек ничего не смыслящий в искусстве но питавший ярую страсть к нему. Пересмотрев рисунки Андрюши он признал в нем великий талант и выдающееся будущее. Тем же вечером он предложил забрать Андрюшу в Петербург и дать ему художественное образование, на что Татьяна Борисовна ответила положительно. По истечению двух дней они уехали.

(Пока оценок нет)
Loading…
Осип характеристика.
Краткое содержание Записки охотника Татьяна Борисовна и ее племянник в сокращении (Тургенев И. С.)

Categories: Школьные сочинения

Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-zapiski-oxotnika-tatyana-borisovna-i-ee-plemyannik-v-sokrashhenii-turgenev-i-s/

Краткое содержание Татьяна Борисовна и ее племянник Тургенев

Татьяна Борисовна – женщина лет 50-ти, с большими серыми глазами навыкате, румяными щеками и двойным подбородком, лицо ее дышит лаской. Овдовев, она поселилась безвыездно в своем маленьком поместье. Родилась она в бедной семье и не получила никакого воспитания.

Несмотря на это, она не заражена обычными недугами мелкопоместной барыни. Татьяна Борисовна свободно себя держит, чувствует и мыслит. С соседями она мало знается и принимает у себя только молодежь. В ее небольших комнатках человеку хорошо, тепло.

Никто не умеет так утешать в горе, как Татьяна Борисовна.

Прислугу она держит небольшую. Домом у нее заведует ключница Агафья, бывшая ее няня, добрейшее, слезливое и беззубое существо. Должность камердинера и дворецкого занимает 70-летний Поликарп, отставной скрипач, чудаки начитанный человек, личный враг Наполеона и страстный охотник до соловьев. В помощь Поликарпу выделен его же внук Вася, в котором он усердно воспитывает ненависть к Наполеону.

С помещицами Татьяна Борисовна мало водится – она не умеет их занимать и засыпает под шум разговоров. Сестра ее молодого приятеля, старая дева, существо добрейшее, но натянутое и восторженное, вздумала окончательно довоспитать богатую натуру Татьяны Борисовны. Она стала ездить к ней каждый день и вогнала бы ее в гроб, если бы не влюбилась в проезжего студента.

Лет 8 тому назад проживал у Татьяны Борисовны ее племянник Андрюша, мальчик лет 12-ти, круглый сирота. У него были большие, светлые, влажные глаза, маленький ротик, правильный нос и прекрасный возвышенный лоб.

Он говорил сладким голосом и держался вкрадчиво и тихо. С самых ранних лет Андрюша почувствовал охоту к рисованию. Большой любви Татьяна Борисовна к Андрюше не чувствовала – ей не нравилось подобострастие племянника.

Постепенно она начинала задумываться о будущем мальчика.

Однажды к ней заехал Петр Михайлыч Беневоленский, который пылал бескорыстной страстью к искусству, решительно ничего в нем не смысля. Беневоленский посмотрел рисунки Андрюши, и признал в нем выдающийся талант. В тот же день он предложил Татьяне Борисовне увезти Андрюшу в Петербург и дать ему художественное образование. Через два дня они уехали.

Важно

С каждым годом Андрюша писал тетке все реже. Однажды Татьяна Борисовна получила от племянника записочку с просьбой выслать денег. Через месяц он потребовал еще, потом попросил в третий раз.

На этот раз Татьяна Борисовна отказала, и Андрюша приехал в гости “для поправки здоровья”. Нежный Андрюша превратился в Андрея Ивановича Беловзорова, плечистого, толстого малого с широким красным лицом и жирными курчавыми волосами.

Опрятность и застенчивость прежних лет заменили нестерпимое неряшество и дерзость.

Загостился Андрей у тетушки. Дни он проводил, завывая романсы и аккомпанируя себе одним пальцем на фортепьяно. За год он стал поперек себя шире, тетка в нем души не чает, а окрестные девицы в него влюбляются. Много прежних знакомых перестало ездить к Татьяне Борисовне.

Вариант 2

Овдовевшая Татьяна Борисовна, примерно пятидесяти лет, румяная и ласковая, живет никуда не выезжая из своего поместья. Она родилась в бедной семье и не имела никакого воспитания. Она свободно себя ведет с людьми, но мало общается с соседями, а молодежь – ее частые гости. Она может любого утешить в горе.

Прислуги в доме немного: ключница Агафья, которая была еще няней Татьяны Борисовны, семидяситилетний Поликарп, личный враг Наполеона, любитель пения соловьев, да его помощник – внук Вася, в котором дед воспитывает ненависть к Наполеону.

С другими помещицами Татьяна Борисовна общаться не любит. Частым гостем была сестра ее молодого товарища, ужасно надоедавшая попытками воспитания Татьяны Борисовны. Но, к счастью, влюбилась в проезжего студента и уехала с ним.

Несколько лет назад у Татьяны Борисовны жил рано осиротевший мальчик Андрюша, с красивыми и правильными чертами детского лица. Но он имел особенность говорить тихим и вкрадчивым голосом, что не нравилось Татьяне Борисовне.

Он любил рисовать еще с ранних лет.

Когда она стала задумываться о будущем мальчика, к ней заехал любитель искусств, но ничего в них не смыслящий, Петр Михайлович Беневоленский и увез Андрюшу с собой в Петербург, увидев в нем зачатки огромного таланта.

Андрюша все реже и реже писал своей тетке из столицы. Как-то раз она получила от Андрюши письмо с просьбой выслать денег. Она выслала. Через месяц просьба повторилась. Затем пришла и третья просьба, на которую Татьяна Борисовна ответила отказом. Тогда приехал сам Андрей для укрепления здоровья.

Это уже был Андрей Иванович Беловзоров, курчавый, широкоплечий, толстый и краснолицый парень. Теперь это был неряшливый и наглый человек. У тетушки Андрей Иванович задержался надолго, так как она в нем души не чает, а девушки из окрестностей в него часто влюбляются. За год он стал вдвое шире, знает много романсов, подыгрывает одним пальцем на фортепьяно.

Но многие из прежних знакомых уже не ездят к Татьяне Борисовне.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-tatyana-borisovna-i-ee-plemyannik-turgenev/

Иван Тургенев — Татьяна Борисовна и ее племянник

Здесь можно скачать бесплатно «Иван Тургенев — Татьяна Борисовна и ее племянник» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Классическая проза, издательство Народная асвета, год 1977.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Татьяна Борисовна и ее племянник» читать бесплатно онлайн.

«Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», — восхищался «Записками охотника» Ф.И. Тютчев.

Цикл очерков «Записки охотника» в основном сложился за пять лет (1847—1852), но Тургенев продолжал работать над книгой. К двадцати двум ранним очеркам Тургенев в начале 1870-х годов добавил еще три.

Еще около двух десятков сюжетов осталось в набросках, планах и свидетельствах современников.Натуралистические описания жизни дореформенной России в «Записках охотника» перерастают в размышления о загадках русской души.

Совет

Крестьянский мир прорастает в миф и размыкается в природу, которая оказывается необходимым фоном едва ли не каждого рассказа. Поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах.

Иван Сергеевич Тургенев

ТАТЬЯНА БОРИСОВНА И ЕЕ ПЛЕМЯННИК

Дайте мне руку, любезный читатель, и поедем-те вместе со мной.

Погода прекрасная; кротко синеет майское небо; гладкие молодью листья ракит блестят, словно вымытые; широкая, ровная дорога вся покрыта той мелкой травой с красноватым стебельком, которую так охотно щиплют овцы; направо и налево, по длинным скатам пологих холмов, тихо зыблется зеленая рожь; жидкими пятнами скользят по ней тени небольших тучек.

В отдаленье темнеют леса, сверкают пруды, желтеют деревни; жаворонки сотнями поднимаются, поют, падают стремглав, вытянув шейки торчат на глыбочках; грачи на дороге останавливаются, глядят на вас, приникают к земле, дают вам проехать и, подпрыгнув раза два, тяжко отлетают в сторону; на горе за оврагом мужик пашет; пегий жеребенок, с куцым хвостиком и взъерошенной гривкой, бежит на неверных ножках вслед за матерью: слышится его тонкое ржанье. Мы въезжаем в березовую рощу; крепкий, свежий запах приятно стесняет дыхание. Вот околица. Кучер слезает, лошади фыркают, пристяжные оглядываются, коренная помахивает хвостом и прислоняет голову к дуге… со скрытом отворяется воротище. Кучер садится… Трогай! перед нами деревня. Миновав дворов пять, мы сворачиваем вправо, спускаемся в лощинку, въезжаем на плотину. За небольшим прудом, из-за круглых вершин яблонь и сиреней, виднеется тесовая крыша, некогда красная, с двумя трубами; кучер берет вдоль забора налево и при визгливом и сиплом лае трех престарелых шавок въезжает в настежь раскрытые ворота, лихо мчится кругом по широкому двору мимо конюшни и сарая, молодецки кланяется старухе ключнице, шагнувшей боком через высокий порог в раскрытую дверь кладовой, и останавливается наконец перед крылечком темного домика с светлыми окнами… Мы у Татьяны Борисовны. Да вот и она сама отворяет форточку и кивает нам головой… Здравствуйте, матушка!

Читайте также:  Сочинения по творчеству есенина

Татьяна Борисовна — женщина лет пятидесяти, с большими серыми глазами навыкате, несколько тупым носом, румяными щеками и двойным подбородком. Лицо ее дышит приветом и лаской. Она когда-то была замужем, но скоро овдовела. Татьяна Борисовна весьма замечательная женщина.

Живет она безвыездно в своем маленьком поместье, с соседями мало знается, принимает и любит одних молодых людей.

Родилась она от весьма бедных помещиков и не получила никакого воспитания, то есть не говорит по-французски; в Москве даже никогда не бывала — и, несмотря на все эти недостатки, так просто и хорошо себя держит, так свободно чувствует и мыслит, так мало заражена обыкновенными недугами мелкопоместной барыни, что поистине невозможно ей не удивляться… И в самом деле: женщина круглый год живет в деревне, в глуши — и не сплетничает, не пищит, не приседает, не волнуется, не давится, не дрожит от любопытства… чудеса! Ходит она обыкновенно в сером тафтяном платье и белом чепце с висячими лиловыми лентами; любит покушать, но без излишества; варенье, сушенье и соленье предоставляет ключнице. Чем же она занимается целый день? — спросите вы… Читает? — Нет, не читает; да и, правду сказать, книги не для нее печатаются… Если нет у ней гостя, сидит себе моя Татьяна Борисовна под окном и чулок вяжет — зимой; летом в сад ходит, цветы сажает и поливает, с котятами играет по целым часам, голубей кормит… Хозяйством она мало занимается. Но если заедет к ней гость, молодой какой-нибудь сосед, которого она жалует, — Татьяна Борисовна вся оживится; усадит его, напоит чаем, слушает его рассказы, смеется, изредка его по щеке потреплет, но сама говорит мало; в беде, в горе утешит, добрый совет подаст. Сколько людей поверили ей свои домашние, задушевные тайны, плакали у ней на руках! Бывало, сядет она против гостя, обопрется тихонько на локоть и с таким участием смотрит ему в глаза, так дружелюбно улыбается, что гостю невольно в голову придет мысль: «Какая же ты славная женщина, Татьяна Борисовна! Дай-ка я тебе расскажу, что у меня на сердце». В ее небольших, уютных комнатках хорошо, тепло человеку; у ней всегда в доме прекрасная погода, если можно так выразиться. Удивительная женщина Татьяна Борисовна, а никто ей не удивляется: ее здравый смысл, твердость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях, словом, все ее достоинства точно родились с ней, никаких трудов и хлопот ей не стоили… Ее иначе и вообразить невозможно; стало быть, и не за что ее благодарить. Особенно любит она глядеть на игры и шалости молодежи; сложит руки под грудью, закинет голову, прищурит глаза и сидит, улыбаясь, да вдруг вздохнет и скажет: «Ах вы, детки мои, детки!..» Так, бывало, и хочется подойти к ней, взять ее за руку и сказать: «Послушайте, Татьяна Борисовна, вы себе цены не знаете, ведь вы, при всей вашей простоте и неучености, — необыкновенное существо!» Одно имя ее звучит чем-то знакомым, приветным, охотно произносится, возбуждает дружелюбную улыбку. Сколько раз мне, например, случалось спросить у встречного мужика: как, братец, проехать, положим, в Грачовку? «А вы, батюшка, ступайте сперва на Вязовое, а оттоле на Татьяну Борисовну, а от Татьяны Борисовны всяк вам укажет». И при имени Татьяны Борисовны мужик как-то особенно головой тряхнет. Прислугу она держит небольшую, по состоянью. Домом, прачечной, кладовой и кухней заведывает у нее ключница Агафья, бывшая ее няня, добрейшее, слезливое и беззубое существо; две здоровые девки, с крепкими сизыми щеками, вроде антоновских яблок, состоят под ее начальством. Должность камердинера, дворецкого и буфетчика занимает семидесятилетний слуга Поликарп, чудак необыкновенный, человек начитанный, отставной скрипач и поклонник Виотти, личный враг Наполеона, или, как он говорит, Бонапартишки, и страстный охотник до соловьев. Он их всегда держит пять или шесть у себя в комнате; ранней весной по целым дням сидит возле клеток, выжидая первого «рокотанья», и, дождавшись, закроет лицо руками и застонет: «Ох, жалко, жалко!» — и в три ручья зарыдает. К Поликарпу на подмогу приставлен его же внук, Вася, мальчик лет двенадцати, кудрявый и быстроглазый; Поликарп любит его без памяти и ворчит на него с утра до вечера. Он же занимается и его воспитанием. «Вася, — говорит, — скажи: Бонапартишка разбойник». — «А что дашь, тятя?» — «Что дам?.. ничего я тебе не дам… Ведь ты кто? Русский ты?» — «Я амчанин, тятя: в Амченске родился».[1] — «О, глупая голова! да Амченск-то где?» — «А я почем знаю?» — «В России Амченск, глупый». — «Так что ж что в России?» — «Как что? Бонапартишку-то его светлейшество покойный князь Михайло Илларионович Голенищев-Кутузов Смоленский, с Божиею помощью, из российских пределов выгнать изволил. По эвтому случаю и песня сочинена: Бонапарту не до пляски, растерял свои подвязки… Понимаешь: отечество освободил твое». — «А мне что за дело?» — «Ах ты, глупый мальчик, глупый! Ведь если бы светлейший князь Михайло Илларионович не выгнал Бонапартишки, ведь тебя бы теперь какой-нибудь мусье палкой по маковке колотил. Подошел бы этак к тебе, сказал бы: коман ву порте ву?[2] — да и стук, стук». — «А я бы его в пузо кулаком». — «А он бы тебе: бонжур, бонжур, вене иси[3] — да за хохол, за хохол». — «А я бы его по ногам, по ногам, по цибулястым-то». — «Оно точно, ноги у них цибулястые… Ну, а как он бы руки тебе стал вязать?» — «А я бы не дался; Михея-кучера на помощь бы позвал». — «А что, Вася, ведь французу с Михеем не сладить?» — «Где сладить! Михей-то во как здоров!» — «Ну, и что ж бы вы его?» — «Мы бы его по спине, да по спине». — «А он бы пардон закричал: пардон, пардон, севуплей!»[4] — «А мы бы ему: нет тебе севуплея, француз ты этакой!..» — «Молодец, Вася!.. Ну, так кричи же: разбойник Бонапартишка!» — «А ты мне сахару дай!» — «Экой!..»

С помещицами Татьяна Борисовна мало водится; они неохотно к ней ездят, и она не умеет их занимать, засыпает под шумок их речей, вздрагивает, силится раскрыть глаза и снова засыпает. Татьяна Борисовна вообще не любит женщин.

У одного из ее приятелей, хорошего и смирного молодого человека, была сестра, старая девица лет тридцати восьми с половиной, существо добрейшее, но исковерканное, натянутое и восторженное. Брат ей часто рассказывал о своей соседке. В одно прекрасное утро моя старая девица, не говоря худого слова, велела оседлать себе лошадь и отправилась к Татьяне Борисовне.

Обратите внимание

В длинном своем платье, со шляпой на голове, зеленым вуалем и распущенными кудрями, вошла она в переднюю и, минуя оторопелого Васю, принявшего ее за русалку, вбежала в гостиную. Татьяна Борисовна испугалась, хотела было приподняться, да ноги подкосились.

«Татьяна Борисовна, — заговорила умоляющим голосом гостья, — извините мою смелость; я сестра вашего приятеля Алексея Николаевича К***, и столько наслышалась от него об вас, что решилась познакомиться с вами». — «Много чести», — пробормотала изумленная хозяйка.

Гостья сбросила с себя шляпу, тряхнула кудрями, уселась подле Татьяны Борисовны, взяла ее за руку… «Итак, вот она, — начала она голосом задумчивым и тронутым, — вот это доброе, ясное, благородное, святое существо! Вот она, эта простая и вместе с тем глубокая женщина! Как я рада, как я рада! Как мы будем любить друг друга! Я отдохну наконец… Я ее себе именно такою воображала», — прибавила она шепотом, упираясь глазами в глаза Татьяны Борисовны. «Не правда ли, вы не сердитесь на меня, добрая моя, хорошая моя?» — «Помилуйте, я очень рада… Не хотите ли вы чаю?» Гостья снисходительно улыбнулась. «Wie wahr, wie unreflektiert»[5] — прошептала она словно про себя. — «Позвольте обнять вас, моя милая!»

Источник: https://www.libfox.ru/78618-ivan-turgenev-tatyana-borisovna-i-ee-plemyannik.html

Ссылка на основную публикацию