Анализ рассказа шолохова семейный человек

Анализ рассказа Шолохова Семейный человек

Тема войны в произведениях любого автора русской литературы – это отражение исторических событий, судеб, характеров людей, которые стали не по своей воли ее участниками.

В рассказе М. А. Шолохова «Семейный человек» война становится беспощадным противоборством двух сторон. Она способствует деградации моральных качеств героев, которые ранее были обычными людьми.

Многодетный отец Мишикара остается после смерти супруги один с детьми. В мирную жизнь жителей вихрем вносится Гражданская война. Мужчина становится в ряды армии.

Обратите внимание

На протяжении рассказа судьба относится к нему жестоко не раз. Среди пленных на вражеской стороне оказываются его сыновья.

Под угрозой смерти Мишкара убивает обоих сыновей, считая, что оставшиеся на воле сиротами остальные дети нуждаются в отце.

В произведении автор предлагает рассмотреть простого крестьянина, который в начале рассказа является трудолюбивым мужчиной, любящим отцом девятерых детей. Оказавшись в военных условиях, он попадает под ее магическое влияние. Образ героя, его мировосприятие резко меняется с наступлением военных будней.

Мишкара становится побежденным. Он не смог проявить истинное мужское начало, противоборствуя принципам Гражданской войны и одновременно сохраняя истинное человеческое лицо.

Возможно, у автора он вызывает жалость, так как не смог справиться с чувствами, эмоциями, дошел до убийства своих детей. Причиной стала безжалостная, беспощадная война со своими непредсказуемыми событиями и законами. М. А.

Шолохов подчеркивает, что подобное противоборство никогда не приносило пользы, оно лишь убийственно действует на душу и тело человека.

Поведение героя становится безумием. Он идет на поводу идеологии развернувшейся кампании. В его психике происходят непоправимые изменения. Практически без сожаления убивает детей. Спасая себя от смерти.

Но главная мысль автора заключена в том, что война угнетает внутренний мир человека. На поверхность всплывают слабые стороны характера, хотя ранее он казался добросовестным человеком, способным на сострадание. Страх умереть, одиночество, трусость, предательство – то, из чего составлен образ отца в конце произведения.

Важно

Название рассказа в начале произведения настраивает читателя на позитив. На самом деле, в финале становится понятно, что «Семейный человек» – это словосочетание, содержащее иронию по отношению к главному герою произведения.

Последние звуки, хрип умирающего сына Мишкары преследуют его всегда. Это становится ему наказанием за то, что он не выразил мужественный протест против войны, проявил слабый характер, тем самым подтолкнул на распад всю семью.

Война разрушила в сознании героев правильное понимание жизни. Отец идет на убийство детей – это и есть последствия бесчеловечной войны, которая разрушила все нормы человеческих взаимоотношений.

Автор раскрыл всю душевную боль участников военных действий (например, дочери Натальи).

Но душа главного героя все же находится под презрением писателя, так как убийцу детей не может ничто оправдать, потому что на нем грех, а в душе нет места раскаянию.

Вариант 2

В данном произведении автор показывает во что может превратиться обычный человек, попав в неестественную ситуацию Гражданской войны, где ожесточение сторон заставляет людей переступать через то, что раньше было для них свято.

Главный герой рассказа Мишикара был отцом девятерых детей. Шолохов ничем не показывает что-либо необычное в этом человеке до начала противостояния белых и красных.

Это хороший семьянин, желающий жить своей жизнью и остаться в стороне от наступающей в стране смуты.

Совет

Когда двое из его сыновей – Иван и Данила прониклись идеями красных и решили воевать на их стороне, то отец лишь отказался последовать за ними, но и препятствовать не стал.

Однако вскоре Мишикара был мобилизован в Белую армию и, таким образом, стал сражаться на другой стороне. Из рассказа видно, что идеи его абсолютно не интересовали, на войну он пошел потому, что заставили. Это обстоятельство говорит не только об отсутствии каких-либо убеждений, но и о слабости характера.

Дальнейшее повествование строится на расправе над пленными. Следует отметить, что писатель принимал участие в Гражданской войне в казачьих областях и своими глазами видел зверства, творимые обеими сторонами.

Когда Данила попадает в плен к отряду, в котором служит его отец, то того заставляют принять участие в расправе над красным. Мишикара сначала, как нормальный человек, пытается отказаться, но ему грозят, что, в результате отказа, от участия в казни он станет следующей жертвой. Отец ударил своего сына штыком, в числе прочих. Это послужило началом его моральной деградации.

После того, как был захвачен в плен и его второй сын Иван, Мишикаре было поручено конвоировать того, причем в одиночку. Иван просил отца отпустить его, причем упал при этом на колени. После этого, отец, пообещав, что отпустит и выстрелит лишь для вида, хорошо прицелился и сознательно убил и второго сына.

  Причиной послужили не идеологические разногласия или слепая ярость, порожденная борьбой, Мишикара просто боялся, что это проверка и предпочел спасти себя от возможного наказания, ценой жизни сына. Причиной опять послужила трусость, помноженная на уже совершенный им поступок в отношении Данилы.

Теперь этот человек стал способен на все смута пробудила в нем, то что в других обстоятельствах никогда бы не проявилось.

Рассказ учит тому до чего человека, слабого духом, могут довести экстремальные обстоятельства, подобные произошедшим в ходе Гражданской войны.

← Анализ произведения Червоточина ← Анализ произведения Шибалково семя↑ ШолоховАнализ произведения Пастух → Анализ рассказа Родинка →

  • Образ и характеристика Рыбака в повести Быкова Сотников сочинениеБольшинство писательских трудов Василя Быкова освещают тему Великой Отечественной войны. Но герои и образы человека на войне в его произведениях неоднозначны. Уже в первых
  • Анализ рассказа Сельские жители ШукшинаВ.М.Шукшин – писатель – художник деревенской жизни. Творчество его наполнено неподдельной любовью к крестьянскому труду, жителям сельской местности. Ребенок деревни, Василий Макарович писал о тех, кто окружал его с детских лет.
  • Что общего между мечтой и реальностью? Итоговое сочинениеМечта и реальность, что же это такое? Мечта это то что мы придумываем себе изо дня в день, то что мы хотим, это вымысел и у каждого он свой. Это наш личный внутренний мир, наши фантазии
  • Характеристика и образ Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинениеАркадий Кирсанов – это юноша двадцати трех лет, дворянин, сын помещика. Он только окончил школу, но уже хочет казаться взрослым. Аркадий легко поддается влиянию более сильных личностей
  • Сочинение Мечик в романе Разгром Фадеева (характеристика и образ)Менчик Павел – молодой человек, обладающий достаточно интеллигентным характером и хорошим образованием, которое он получил после окончания гимназии. Несмотря на оконченное образование

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/sholohov/analiz-proizvedeniya-semejnyj-chelovek

Анализ произведения Семейный человек Шолохова

Шолохов – это автор, который всегда в своих произведениях затрагивал проблемы нравственности, человеческой души, человеческой личности, и всех тех аспектов нашей жизни, которые так или иначе имели место быть в нашей бытовой жизни. Также он затрагивал множество тем, одной из которых являлась семья, и эта тема нашла своё отражение в произведении “Семейный человек”.

Семья – это самое близкое, что есть у любого человека в мире, независимо от отношений с ней. Однако чтобы в твоей семье было всё хорошо, ты должен обладать хорошими личностными качествами, дабы не предать или же не бросить тех людей, которые тебе доверяют.

Однако далеко не всегда это происходит именно так. В произведении автор нас знакомит с довольно простым человеком, который воспитывает девятерых детей. Все они живут себе, не задумываясь о надвигающейся угрозе, а ведь стоило бы, так как скоро начнётся война между красными и белыми.

Обратите внимание

Отец семейства волнуется насчёт начала смуты, однако его беспокоит не то, что его семья может пострадать.

Его беспокоит только сохранность его собственной персоны, что и говорит о нём как о слабохарактерном человеке, что впоследствии и видно из произведения, в котором он ещё не раз предаст свою семью.

Образом и действиями данного персонажа автор раскрывает перед нами главную проблематику произведения – трусость перед возможной ответственностью. В произведении главный герой, побоявшись возможного исхода своего путешествия, решает предать всё то, что было ему дорого.

Попросту побоявшись смерти он решает бросить все моральные устои и бросить на пыльную полку свои убеждения. Для него больше нет ничего дороже своей сохранности, даже сохранность его детей.

Именно этим автор и принижает поведения данного персонажа, ведь у человека не может быть ничего дороже его семьи, его детей, но, однако, главный герой данного произведения заботится только о своей шкуре.

В заключении автор показывает, до чего доводит трусость и человеческая отчуждённость от всего происходящего.

Главный герой уже практически полностью морально дестабилизировав своё состояние, делает последний выстрел, как для своего сына, так и для своей нравственной составляющей, полностью разрушая её.

Это и является показателем проблемы нравственности в произведении, которую так яростно и с живостью выражал Шолохов в своём произведении “Семейный человек” как бы иронизируя самим названием произведения.

Анализ 2

Шолохову удалось за всю свою жизнь написать очень много разных интересных произведений. А вот одним из популярных и знаменитых является «Семейный человек». События происходят во время Гражданской войны. Сколько же боли она принесла в каждый дом и каждому человеку. В мире нет такого человека, у которого война бы не отняла кого-то из родных или близких людей.

Все происходит на реке Дом, именно там старый паромщик перевозит людей с одного края на другой. Много людей он повидал на своем веку и со многими разговаривал на разные темы.

Важно

Кроме этого многие даже делились с ним тайнами и секретами, которые он никому не рассказывал и держал в себе.

И вот на этот раз ему пришлось перевозить одного солдата, который давно служил в армии, но спустя некоторое время был демобилизован и отправлен домой.

Микшара рано нашел свою любовь, и немного повстречавшись, они решили узаконить свои отношения. Спустя некоторое время у них родился первый ребенок, которому они были очень рады. Через год родился еще ребенок. Всего у него родилось девять детей.

Вот только последнего ребенка мать уже не видела, потому что умерла от горячки. Теперь мужчине нужно сделать все для того чтобы вырастить всех этих детей, ведь полагаться приходится только на себя. Поэтому ему приходится работать не только целыми днями, но и ночами. Два старших сына пытались во всем помогать отцу.

А когда на мир обрушилась война, то два старших брата пошли на войну.

А вот отец остался рядом с остальными детьми. Вот только долго он дома не пробыл, а все, потому что за ним пришли красные и заставили идти на войну.

Он пытался объяснить всем, что не может пойти сейчас с ними, ведь дети его останутся одни и ему даже не с кем их оставить, но никто ничего не хотел слушать. И вот однажды к нему пригнали нескольких красноармейцев для того чтобы он с ними разобрался, а может быть, даже и расстрелять.

Но когда он начал рассматривать лица этих ребят, то в одном из них он признал своего сына. И тогда он решил, что нужно спасаться самому, а сын найдет, как убежать. Он ударил своего сына по голове и пустился бежать.

А за то, что он отпустил мужчину, ему прямо в сердце воткнули большой штык и отец услышал только хрип. Теперь где бы он не находился, везде ему казался и слышался тот самый хрип, который издавал его сын умирая и смотря как далеко убегает его отец.

Спустя некоторое время отца повысили, и теперь он должен был всех подозреваемых доставить в штаб и допросить. Много человек наш главный герой доставил в штаб. И вот ему опять пришлось отправляться в этот штаб вместе с подозреваемыми, но сначала их очень сильно избили. Среди этих ребят оказался еще один сын мужчины.

Совет

Он был уверен в том, что его просто проверяют и если он его отпустит, то мужчину накажут. И он решил доставить его в штаб, а дальше будет что будет. Вот только сын все понял и решил поговорить и уговорить отца отпустить его. Тогда он предложил ему бежать, а когда сын повернулся к нему спиной, выстрелил в спину.

Оказывается, у парня осталась жена и двое маленьких ребенка.

  • Сочинение СнегопадСнегопад может натворить немало бед. Заносы и аварии на дорогах, повреждение линий электропередач, крыш домов, сходы лавин, задержки авиарейсов. Хорошо, что сейчас у нас есть мощная снегоуборочная техника,
  • Образ и характеристика Иешуа в романе Мастер и Маргарита сочинениеВ роман «Мастер и Маргарита» встроен еще один роман о временах древнего города Ершалаима. Роман, написанный мастером о Понтии Пилате. Иешуа Га-ноцри является главной фигурой в этом романе, наравне с Пилатом.
  • Образ и характеристика Костылева в пьесе На дне Горького сочинениеКостылев является персонажем произведения Горького «На дне». Он работает в ночлежке, где, по сути, и происходит непосредственно действие пьесы. Он является мужем хитрой и лицемерной девушки Василисы
  • Гранатовый браслет: любовь или сумасшествие? сочинениеНет, наверное, на свете ни одного поэта и писателя, кого не волновала бы тема любви – самого глубокого и возвышенного чувства. Порой, трагического, но всегда самозабвенно преданного и нежного.
  • Сочинение на тему Лето в деревне у бабушкиКаждый год, летом я езжу в деревню к бабушке. Всё лето провожу там. Там очень хорошо. У меня там много друзей. А больше всех я люблю проводить время со своей лошадкой
Читайте также:  Сочинение описание по картине пластова родник 7, 9 класс описание

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sholohov/analiz-rasskaza-semejnyj-chelovek

Краткое содержание Шолохов Семейный человек

Старый казак, работающий паромщиком, перевозит через Дон демобилизованного солдата. По дороге Микишара рассказывает историю своей жизни в надежде услышать мнение человека не местного, «не свойского», способного к непристрастному анализу.

Женился Микишара рано, жена родила ему девятерых детей. Рожая последнего, женщина скончалась от горячки. Все время казак жил, пытаясь прокормить и обеспечить их всем необходимым. Но пришла война и два старших сына, Иван и Данила, решили уходить с красными. Звали с собой отца, но он остался с остальными детьми, чтобы те не умерли от голода.

Станичники в это время решают выступить против красных, мобилизуют всех казаков, в том числе и Микишару. Все доводы о том, что он человек семейный и должен кормить семерых детей, остаются неуслышанными. Станица смотрит на него с сомнением и подозрением, зная, что его сыновья воюют за красных.

И вот под Пасху, когда позиции белой армии стояли под родным хутором Микишары, пригнали девять пленных красноармейцев. Одним из них был Данила. Казаки ждали пленных с допроса. Микишаре приказали бить коммунистов вместе со всеми, если он сам не желает умереть, как изменник. Данил выходил первый.

Он был сильно избит, голова вспухла, лицо окровавлено. Микишара ударил сына штыком выше уха и опрометью пустился бежать. Увидел только, как сына валяли по земле, а затем воткнули в горло штык. Тот хрип, последний звук, который издал Данила, паромщик слышит каждый день по прошествии стольких лет.

За содеянное Микишару произвели в старшие урядники.

Через некоторое время станичники узнали, что Иван – старший сын, от большевиков перешел на сторону казак, и решили во что бы то ни стало найти и убить парня. Поймали его под городом Балашов, избили, и велели отцу вести сына в штаб на допрос. Микишара подумал, что его проверяют, отпустит ли он сына.

Старый казак побоялся оставлять детей круглыми сиротами, и решил приказ выполнить. Но сын на середине пути стал умолять отца отпустить его. Микишара сказал, чтобы Иван бежал, а сам выстрелил ему в спину. Подойдя к умирающему парню, отец узнал, что у Вани осталась жена и маленький ребенок.

Однако рассудил, что семеро детей тоже пропадут без отца.

Время прошло, дети подросли, и старшая дочь паромщика не ест за одним столом с отцом, зная, что он убил своих сыновей. А сам старик оправдывает себя тем, что все в жизни делал ради детей. Но совесть все равно не дает Микишаре спокойно спать.

Обратите внимание

Рассказ учит тому, что есть обстоятельства, которые сильнее людей. Что война – это время, когда каждый делает трудный выбор и платит разную цену за свои политические убеждения

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание былины Вольга и Микула СеляниновичЭта былина входит в состав новгородского цикла былин о Микуле Селяниновиче, который рассказывает о легендарном пахаре-богатыре. В образе пахаря проявилась вся крестьянская, народная, сила: сражаться с ним бессмысленно
  • Краткое содержание Никита ПлатоноваРассказ Платонова написан в его обычном авторском стиле: с парадоксами, невероятными поворотами речи, удивительной образностью… Но если в отношении взрослых персонажей она иногда шокирует
  • Краткое содержание Бианки Красная горкаНе зная, где они будут жить. Чирика и Чик, семейная пара стали думать, где будут делать гнездо. Чик расхрабрился и решил выгнать молодую воробьиную семью. Подлетев к огромной рябине, красноголовый воробушек, думал занять место
  • Краткое содержание Чехов ШуточкаСвой очередной рассказ «Шуточка» Антон Павлович Чехов опубликовал в 1886 году. Как и во многих других произведениях, писатель отображает сложные романтические взаимоотношения между мужчиной и женщиной
  • Краткое содержание Черный человек ЕсенинаЧеловек, от лица которого написана поэма, чувствует себя очень плохо. Он не знает, что является причиной его боли: разбушевавшийся ветер или, быть может, вино. Он испытывает странные ощущения

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sholohov/semejnyj-chelovek-kratko

“Донские рассказы” Шолохова: краткое содержание, идея :

Творчество известного донского писателя Михаила Шолохова началось с написания им небольших рассказов, которые отражали все то, что писатель увидел или пережил сам.

Его первыми сборниками стали «Лазоревая степь» и «Донские рассказы».

В этих рассказах Шолохов рисует все то, что было в его эпоху, когда происходили трагические и страшные события послереволюционного периода: человек не мог найти себя, было много смертей и насилия.

История создания сборника

«Донские рассказы» Шолохов (краткое содержание по главам будет изложено в этой статье) начал писать в 1923 году. Тогда он был еще молодым и неопытным писателем. Известно, что первоначально все рассказы выходили по отдельности, и лишь только в 1926 году они вышли отдельной книгой.

Шолохов переиздал свой сборник в 1931 году. За это время изменилось в нём количество рассказов: первоначально их было девятнадцать, а во втором издании уже насчитывалось двадцать семь. После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.

Структура сборника

Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений.

Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек.

Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.

Третий рассказ – «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь – дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.

В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.

Тема и идея сборника

Основной и, наверное, единственной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которого будет представлено в данной статье, является описание жизни донских казаков.

До Михаила Александровича в классической литературе уже были писатели, которые старались представить жизнь и быт донских казаков. Но у Шолохова это получилось правдиво и честно, потому что он сам вырос и жил среди них.

Поэтому ему не надо было изучать их быт, он знал его прекрасно.

В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего. Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.

Характеристики героев «Донских рассказов»

Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, – чаще всего люди, которые действительно существовали.

Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области.

Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.

Важно

Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый – это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции.

Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками.

Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа – небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает.

От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки.

Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Краткое содержание рассказа «Нахаленок»

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом.

Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем.

Совет

В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник.

После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Семейный человек»

Главный герой рассказа – Микишара. Он рано женился, и жена подарила ему девятерых сыновей, но сама вскоре, заболев горячкой, умерла.

Когда установилась советская власть, то два старших сына ушли воевать. А когда и Микишару заставили отправиться на фронт, то он среди пленных нашел сына Данилу. И первый ударил его.

А от второго тумака вахмистра тот умер. За смерть сына Микишару повысили в звании.

Весной привезли и пленного Ивана. Казаки его долго избивали, а потом отцу приказали доставить сына в штаб. По дороге сын просил о побеге. Сначала Микишара его отпустил, но когда молодой человек побежал, отец выстрелил ему в спину и убил.

Основное содержание рассказа «Чужая кровь»

Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия – погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.

Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична.

Обратите внимание

Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично.

Читайте также:  Дефорж в романе дубровский пушкина

Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.

Анализ рассказов

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых можно найти в этой статье, вполне реалистичны. В них автор старается рассказать о войне, но делает это правдиво. Нет никакой романтики в том, что происходит на Гражданской, и Шолохов об этом открыто заявляет. Но зато донской писатель видит красоту в другом, показывая, как красив казачий народ, его речь, жизнь и быт.

Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.

Стоит прочитать их, так как Шолохов в «Донских рассказах», краткое содержание которых представлено в данной статье, демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.

Источник: https://www.syl.ru/article/335568/donskie-rasskazyi-sholohova-kratkoe-soderjanie-ideya

Семейный человек

сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

За окраиной станицы, промеж немощно зеленой щетины хвороста стрянет солнце. Иду от станицы к Дону, к переправе.

Влажный песок под ногами пахнет гнилью, как перепрелое, набухшее водой дерево. Дорога путаной заячьей стежкой скользит по хворосту.

Натуживаясь и багровея, солнце плюхнулось за станичное кладбище, и следом за мною по хворосту голубизной заклубились сумерки.

Паром привязан к причалу, лиловая вода квохчет под исподом; приплясывая и кособочась, стонут в уключинах весла.

Паромщик черпалом скребет по замшевшему днищу, выплескивает воду. Приподымая голову, глянул на меня косо прорезанными желтоватыми глазами, буркнул нехотя:

– На тот бок правишься? Зараз поедем, отвязывай причал!

– Угребем мы двое?

– Надо бы угресть. Ночь спущается, а народ то ли подойдет, то ли нет.

Подсучивая шаровары, снова глянул на меня, спросил:

– Гляжу я – не свойский ты человек, не из наших краев… Откель бог несет?

– Иду домой из армии.

Паромщик скинул фуражку, кивком головы отбросил назад волосы, похожие на витое кавказское серебро с чернью, подмигивая мне, ощерил съеденные зубы:

– Как же идешь – по отпуску аль потаенно?

– Демобилизованный. Год мой спустили.

– Что ж, дело спокойное…

Сели за весла. Дон, играючи, поволок нас к затопленной молодой поросли прибрежного леса. О шершавое днище парома сухо чешется вода.

Босые, исполосованные синими жилами ноги паромщика пухнут связками мускулов, посинелые ступни липнут, упираясь в скользкую перекладину. Руки у него длинные, костистые, пальцы в узловатых суставах.

Важно

Он – высокий, узкоплечий, гребет нескладно, сгорбатившись, но весло услужливо ложится на гребенчатую спину волны и глубоко буровит воду.

Я слышу его ровное, без перебоев, дыханье; от вязаной шерстяной рубахи пахнет едким потом, табаком и пресным запахом воды. Бросил весло, повернулся ко мне лицом.

– Запохаживается, что затрет нас в лесу! Дурна шутка, а делать нечего, парнище!

На середине течение напористей. Паром рванулся, норовисто кинул задом, кособочась потянулся к лесу. Через полчаса прибило нас к затопленным вербам. Весла обломались. В уключине обиженно суетился расщепленный обломок.

В пробоину, хлюпая, сочилась вода. Ночевать перебрались мы на дерево.

Паромщик, окарачив ветку ногами, сидел рядом со мной, попыхивал глиняной трубкой, говорил, прислушиваясь к пересвисту гусиных крыльев, резавших над головами вязкую темь:

– Идешь ты к дому, к семье… Мать, небось, ждет: сынок-кормилец вернется, старость ее пригреет, а ты, должно, близко к сердцу не принимаешь того, что она, мать твоя, белым днем чахнет по тебе, а ночьми слезами материнскими исходит… Все вы, сынки, таковские… Пока не нажил своего приплоду, до тех пор и не лежит у вас душа к родительским страданьям. А сколько их кажному приходится переносить?

Иная баба порет рыбу и раздавит желчь; уху-то хлебаешь, а в ней горечь неподобная. Так вот и я: живу, только хлебать-то припадает самую горечь… Иной раз терпишь-терпишь да и скажешь: «Жизня, жизня, когда ты похужеешь?..»

Ты человек не свойский, посторонний, – вот ты и обсуди умом: в какую петлю мне голову просовывать?

Есть у меня дочь Наташка, нонешний год идет ей семнадцатая весна. Вот она и говорит:

– Гребостно мне с вами, батя, за одним столом исть. Как погляжу я на ваши руки, так сразу вспомню, что этими руками вы братов побили; и с души рвать меня тянет…

А этого она, сучка, не понимает, через кого все так поделалось? Да все через них же, через детей!

Совет

Женился я молодым; баба мне попалась плодющая, восьмерых голопузых нажеребила, а на девятом скопытилась.

Родить-то родила, только на пятый день в домовину убралась от горячки… Остался я один, будто кулик на болоте, а детишек ни одного бог не убрал, как ни упрашивал… Самый старший Иван был… На меня похожий, чернявый собой и с лица хорош… Красивый был казак и на работу совестливый.

Другой был у меня сынок четырьмя годами моложе Ивана. Энтот в матерю зародился: ростом низенький, тушистый, волосы русявые, ажник белесые, а глаза карие, и был он у меня самый коханый, самый желанный. Данилой звали его.. Остальные семеро ртов – девки и ребятенки малые.

Выдал я Ивана в зятья на своем же хуторе, и вскорости родилось дите у него. Данилу тоже было счинался женить, но тут наступило смутное время. Получилось у нас в станице противу советской власти восстание! Прибегает на другой день ко мне Иван.

– Давайте, – говорит, – батя, уходить к красным. Христом богом прошу вас! Нам нужно ихнюю сторону одерживать затем, что власть до крайности справедливая.

Данила тоже в это самое уперся. Долго они меня сманывали, но я им так сказал:

– Вас я не приневоливаю, идите, а я никуда не пойду. У меня, окромя вас – семеро по лавкам, и каждый рот куска просит!

С тем они и скрылись с хутора, а станица наша вооружилась чем попадя, и меня под белы руки и на фронт.

На сходе говорил я:

– Господа старики, всем вам известно, что я человек семейный. Семерых детишек имею. Ну, как ухлопают меня, кто тогда будет семью мою оправдывать?

Я так, я сяк, – нет!.. Безо всяких вниманиев сгребли и отправили на фронт.

Позиции стали как раз под нашим хутором. И вот, дело это было под Пасху, пригоняют в хутор девять человек пленных, и Данилушка – голубь мой любый – с ними… Провели их по площади к сотенному. Казаки на улицу высыпали, шумят:

– Побить их, гадов! Как выведут с допроса – крой в нашу силу!..

Стою я промеж них, колени у меня трясутся, но видимости не подаю, что жалко мне сына, Данилушку-то… Поведу глазами этак в стороны, вижу – шепчутся казаки и головами на меня кивают… Подошел ко мне вахмистр Аркашка, спрашивает:

– Ты что же, Микишара, будешь комунов бить?

– Буду, злодеев таких-сяких!..

– Ну, нá тебе штык и становись на крыльцо. – Дает мне штык, а сам ощеряется: – Примечаем мы за тобой, Микишара… Гляди – плохо будет.

Стал я на порожках, думаю: «Матерь пречистая, неужто я сына буду убивать?»

Слышу у сотенного крик.

Вывели пленных, а попереди Данила мой… Глянул я на него, и захолодала у меня душа… Голова у него вспухла, как ведро, – будто освежеванная… Кровь комом спеклась, перчатки пуховые на голове, чтоб не по голому месту били… Кровью напитались они и к волосам присохли… Это их дорогой к хутору били… Идет он по сенцам, качается. Глянул на меня, руки протянул… Хочет улыбнуться, а глаза в синих подтеках, и один кровью заплыл…

Понял я тут: ежели не вдарю его, то убьют меня свои же хуторные, останутся малые дети горькими сиротами… Поравнялся он со мной.

– Батя, – говорит, – родной мой, прощай!..

Слезы у него кровь по щекам смывают, а я… насилу руку поднял… будто окостенел… В кулаке у меня штык зажатый. Вдарил я его тем концом, какой на винтовку надевается. В это место вдарил, повыше уха… Он как крикнет – ой! – заслонил лицо ладонями и упал с порожек… Казаки гогочут:

– Омочай их, Микишара! Ты, видно, прижеливаешь свово Данилку!.. Бей, а то тебе кровицу пустим!..

Сотенный вышел на крыльцо, сам ругается, а в глазах – смех… Как начали их штыками пороть, у меня душа замутилась. Кинулся я в уличку бежать, глянул в сторону – увидал, как Данилушку мово по земле катают. Воткнул ему вахмистр штык в горло, а он только – кррр.

Обратите внимание

Внизу под напором воды хрустнули доски парома, слышно было, как хлынула вода, а верба дрогнула и тягуче заскрипела. Микишара потрогал ногою вздыбившуюся корму, сказал, выбивая из трубки желтую метелицу искр:

– Утопает наш паром, завтра придется до полудня дневалить на вербе. Вот случай какой выпал!..

Долго молчал, потом, понижая голос, глухо заговорил:

– Меня за энто дело в старшие урядники произвели…

Много воды в Дону утекло с той поры, а досель вот ночьми иной раз слышу, как будто кто хрипит, захлебывается… Тогда, как бежал, слышал Данилушкин-то хрип… Вот она, совесть, и убивает…

До весны держали мы фронт против красных, потом соединился с нами генерал Секретёв, и погнали красных за Дон, в Саратовскую губернию. Я – человек семейный, а от службы никакого послабления не дали, потому что сыны в большевиках.

Дошли мы до города Балашова. Про Ивана – сына старшего – ни слуху, ни духу. Как прознали казаки – чума их ведает, что Иван от красных перешел и служит в тридцать шестой казачьей батарее.

Грозились хуторные: «Ежели попадем где Ваньку, душу вынем».

Заняли мы одну деревню, а тридцать шестая там…

Нашли мово Ивана, скрутили и приводят в сотню. Тут его люто избили казаки и сказали мне:

– Гони его в штаб полка!

Штаб стоял верстах в двенадцати от этой деревни. Дает сотенный мне бумагу и говорит, а сам в глаза не глядит:

– Вот тебе, Микишара, бумага. Гони сына в штаб: с тобой надежней, от отца он не убежит!..

И вразумил тут меня господь. Догадался я: к тому они меня в конвой назначают, думают, что пущу я сына на волю, опосля и его словят и меня убьют…

Прихожу я в ту хату, где содержали Ивана под арестом, говорю страже:

– Давайте арестованного, я его погоню в штаб.

– Бери, – говорят, – нам не жалко!..

Накинул Иван шинель внапашку, а шапку покрутил, покрутил в руках и кинул на лавку. Вышли мы с ним за деревню на бугор, он молчит, и я молчу. Поглядываю назад, хочу приметить, не следят ли нас. Только дошли мы до полпутя, часовенку минули, а позаду никого не видно. Тут Иван обернулся ко мне и говорит жалостно так:

– Батя, все одно в штабе меня убьют, на смерть ты меня гонишь! Неужто совесть твоя досель спит?

– Нет, – говорю, – Ваня, не спит совесть!

– А не жалко тебе меня?

– Жалко, сынок, сердце тоскует смертно…

– А коли жалко – пусти меня… Не нажился я на белом свете!

Упал посередь дороги и в землю мне поклонился до трех раз. Я ему и говорю на это:

– Дойдем до яров, сынок, ты беги, а я для видимости вслед тебе стрельну раза два…

Важно

И вот, поди ж ты, малюсеньким был – и то слова ласкового, бывало, не добьешься, а тут кинулся ко мне и руки целует… Прошли мы с ним версты две, он молчит, и я молчу. Подошли к ярам, он приостановился.

– Ну, батя, давай попрощаемся! Доведется живым остаться, до смерти буду тебя покоить, слова ты от меня грубого не услышишь…

Обнимает он меня, а у меня сердце кровью обливается.

– Беги, сынок! – говорю ему.

Побег он к ярам, все оглядается и рукой мне махает.

Отпустил я его сажен на двадцать, потом винтовку снял, стал на колено, чтоб рука не дрогнула, и вдарил в него… взад…

Микишара долго доставал кисет, долго высекал кресалом огня, закуривал, плямкая губами. В пригоршне рдел трут, на лице паромщика двигались скулы, а из-под напухших век косые глаза глядели жестко и нераскаянно.

Читайте также:  Сочинение татьяна ларина - идеал русской женщины по роману евгений онегин

– Ну, вот… Подсигнул он вверх, сгоряча пробег сажен восемь, руками за живот хватается, ко мне обернулся.

– Батя, за что?!. – и упал, ногами задрыгал.

Бегу к нему, нагнулся, а он глаза под лоб закатил, и на губах пузырями кровь. Я думал – помирает, но он сразу привстал и говорит, а сам руку мою рукой лапает:

– Батя, у меня ить дите и жена…

Голову уронил набок, опять упал. Пальцами зажимает ранку, но где же там… Кровь-то так скрозь пальцев и хлобыщет… Закряхтел, лег на спину, строго на меня глядит, а язык уж костенеет… Хочет что-то сказать, а сам все: «Батя… ба… ба… тя…» Слеза у меня пошла из глаз, и стал я ему говорить:

– Прими ты, Ванюшка, за меня мученский венец. У тебя – жена с дитем, а у меня их семеро по лавкам. Ежели б пустил я тебя – меня б убили казаки, дети пó миру пошли бы христарадничать…

Немножко он полежал и помер, а руку мою в руке держит… Снял я с него шинель и ботинки, накрыл ему лицо утиркой и пошел назад в деревню…

Вот ты и рассуди нас, добрый человек! Я за детей за этих сколько горя перенес, седой волос всего обметал. Кусок им зарабатываю, ни днем, ни ночью спокою не вижу, а они… к примеру, хоть бы Наташка, дочь-то, и говорит: «Гребостно с вами, батя, за одним столом исть».

Как мне возможно это теперича переносить?

Свесив голову, глядит на меня паромщик Микишара тяжким, стоячим взглядом; за спиной его кучерявится мутный рассвет. На правом берегу, в черной копне кудлатых тополей, утиное кряканье переплетается с простуженным и сонным криком:

– Ми-ки-ша-ра-а! Шо-о-орт!.. Па-ром го-ни-и-и…

1925

Назад к карточке книги “Семейный человек”

Источник: https://itexts.net/avtor-mihail-aleksandrovich-sholohov/28141-semeynyy-chelovek-mihail-sholohov/read/page-1.html

В чём видит м.а. шолохов трагедию гражданской войны? (по рассказам сборника “донские рассказы”)

И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме
И времи силами своими
Молюсь за тех и за других.М.А.ВолошинГражданская война — трагическая страница в истории любой нации, потому что если в освободительной (отечественной) войне нация защищает свою территорию и независимость от чужеземного агрессора, то в гражданской войне люди одной нации уничтожают друг друга ради изменения общественного строя — ради свержения прежней и установления новой государственной политической системы.В советской литературе 20-х годов XX века тема гражданской войны была очень популярна, так как молодая Советская республика только что победила в этой войне, красные войска разгромили белогвардейцев и интервентов на всех фронтах. В произведениях о гражданской войне советским писателям было что воспевать и чем гордиться. Первые рассказы Шолохова (позже они составили сборник «Донские рассказы») посвящены изображению гражданской войны на Дону, но молодой писатель воспринял и показал гражданскую войну как народную трагедию. Потому, что, во-первых, любая война несёт смерть, страшные мучения людям и разрушение стране; а во-вторых, в братоубийственной войне одна часть нации уничтожает другую, в результате нация истребляет саму себя. Из-за этого Шолохов не увидел в гражданской войне ни романтики, ни возвышенной героики, в отличие, например, от А.А.Фадеева, автора романа «Разгром». Шолохов прямо заявлял во вступлении к рассказу «Лазоревая степь»: «Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, — непременно «братишках», о пахучем седом ковыле. (…) Помимо этого можно услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлёбываясь напыщенными словами, красные бойцы. (…) На самом деле — ковыль белобрысая трава. Вредная трава, без запаха. (…) Поросшие подорожником и лебедой окопы, молчаливые свидетели недавних боёв, могли бы порассказать о том, как безобразно-просто умирали в них люди». Иными словами, Шолохов считает, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны. Вероятно, чтобы подчеркнуть отвратительную сущность реальной войны, молодой писатель помещает в некоторые рассказы откровенно натуралистические, отталкивающие фрагменты: подробное описание изрубленного тела Фомы Коршунова из рассказа «Нахалёнок», детали убийства председателя хуторского совета Ефима Озерова из рассказа «Смертный враг», подробности расстрела внуков деда Захара из рассказа «Лазоревая степь» и т.д. Советские критики дружно отмечали эти натуралистически сниженные описания и считали их недостатком ранних рассказов Шолохова, но писатель так никогда и не исправил указанные «недостатки».Если советские писатели (А. Серафимович «Железный поток», Д.А.Фурманов «Чапаев», А.Г.Малышкин «Падение Дайра» и другие) вдохновенно изображали, как части Красной армии геройски бьются с белыми, то Шолохов показал суть гражданской войны, когда члены одной семьи, соседи или односельчане, живущие бок о бок десятилетиями, убивают друг друга, так как оказались защитниками или врагами идей революции. Отец Кошевой, белый атаман, убивает своего сына, красного командира (рассказ «Родинка»); кулаки убивают комсомольца, почти мальчика, Григория Фролова за то, что он послал в газету письмо об их махинациях с землёй (рассказ «Пастух»); продкомиссар Игнат Бодягин приговаривает к расстрелу родного отца — первого кулака в станице (рассказ «Продкомиссар»); красный пулемётчик Яков Шибалок убивает любимую женщину, потому что она оказалась шпионкой атамана Игнатьева (рассказ « Шибалково семя»); четырнадцатилетний Митька убивает отца, чтобы спасти старшего брата-красноармейца (рассказ «Бахчевник») и т.д.

Раскол в семьях, как показывает Шолохов, происходи т не из за вечного конфликта поколений (конфликта «отцов» и «детей»), а из за разных социально-политических взглядов членов одной семьи.

«Дети» обычно сочувствуют красным, так как лозунги советской власти представляются им «до крайности справедливыми» (рассказ «Семейный человек»): землю — крестьянам, которые её обрабатывают; власть в стране — выборным от народа депутатам, власть на местах — выборным комитетам бедноты.

А «отцы» хотят сохранить старые порядки, привычные для старшего поколения и объективно выгодные для кулаков: казачьи традиции, уравнительное землепользование, казачий круг на хуторе. Хотя, надо признать, и в жизни, и в рассказах Шолохова так бывает далеко не всегда.

Совет

Ведь гражданская война затрагивает всю нацию, поэтому мотивация выбора (на чьей стороне воевать) может быть самая разная.

В рассказе «Коловерть» средний брат Михаил Крамсков — белоказак, потому что в царской армии дослужился до офицерского чина, а его отец Пётр Пахомыч и братья Игнат и Григорий, казаки-середняки, вступают в красноармейский отряд; в рассказе «Чужая кровь» сын Пётр погиб в белой армии, защищая казацкие привилегии, а его отец, дед Гаврила, примирился с красными, так как всем сердцем полюбил молодого продкомиссара Николая Косых.

Гражданская война не только делает врагами взрослых членов семьи, но не щадит даже малолетних детей. В семилетнего Мишку Коршунова из рассказа «Нахалёнок» стреляют, когда он ночью торопится в станицу за «подмогой».

Новорождённого сына Шибалка из рассказа «Шибалково семя» бойцы сотни особого назначения хотят убить, так как его мать — бандитская шпионка, из-за её предательства погибла половина сотни. Только слёзная мольба Шибалка спасает ребёнка от страшной расправы.

В рассказе «Алёшкино сердце» бандит, сдаваясь в плен, прикрывается четырёхлетней девочкой, которую держит на руках, чтобы красноармейцы сгоряча не застрелили его.Гражданская война не даёт никому остаться в стороне от всеобщей бойни. Справедливость этой мысли подтверждает судьба паромщика Микишары, героя рассказа «Семейный человек».

Мики-шара — вдовец и отец большого семейства, к политике он совершенно равнодушен, для него важны его дети, которых он мечтает поставить на ноги. Белоказаки, испытывая героя, приказывают ему убить двух старших сыновей-красноармейцев, и Микишара убивает их, чтобы самому остаться в живых и заботиться о семерых младших детях.

Шолохов изображает крайнее ожесточение обеих враждующих сторон — красных и белых. Герои «Донских рассказов» резко и определённо противопоставлены друг другу, что приводит к схематизму образов. Писатель показывает зверства белых и кулаков, которые безжалостно убивают бедняков, красноармейцев и сельских активистов.

При этом Шолохов рисует врагов советской власти, обычно не углубляясь в их характеры, в мотивы поведения, в истории жизни, то есть односторонне и упрощённо. Кулаки и белогвардейцы в «Донских рассказах» жестокие, коварные, жадные.

Обратите внимание

Достаточно вспомнить Макарчиху из рассказа «Алёшкино сердце», которая разбила утюгом голову умирающей от голода девочке — сестре Алёшки, или хуторского богатея Ивана Алексеев: он «за харчи» нанял четырнадцатилетнего Алёшку в работники, заставлял парнишку работать как взрослого мужика и нещадно бил «за каждую пустяковину».

Безымянный белогвардейский офицер из рассказа «Жеребёнок» убивает в спину красноармейца Трофима, который только что спас жеребёнка из водоворота.

Шолохов не скрывает, что его политические и человеческие симпатии на стороне советской власти, поэтому положительными героями у молодого писателя становятся деревенские бедняки (Алёшка Попов из рассказа «Алёшкино сердце», Ефим Озеров из рассказа «Смертный враг»), красноармейцы (Яков Шибалок из рассказа «Шибалково семя», Трофим из рассказа «Жеребёнок»), коммунисты (Игнат Бодягин из рассказа «Продкомиссар», Фома Коршунов из рассказа «Нахалёнок»), комсомольцы (Григорий Фролов из рассказа «Пастух», Николай Кошевой из рассказа «Родинка»). В этих героях автор подчёркивает чувство справедливости, великодушие, искреннюю веру в счастливое будущее своё и своих детей, которое они связывают с новой властью.Однако уже в ранних «Донских рассказах» появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, ещё больше раздувает гражданскую войну. В рассказе «Продкомиссар» отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: «Меня за моё ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила». Дед Гаврила из рассказа «Чужая кровь» думает о большевиках: «Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман». В рассказе «О Донпродкоме и злоключениях замести геля Дон продкомиссара товарища Птицына», который считается слабым и обычно не анализируется критиками, методы продразвёрстки во время гражданской войны показаны весьма откровенно. Товарищ Птицын сообщает, как лихо он выполняет приказ своего начальника — продкомиссара Голь-дина: «Иду я обратно и качаю хлеб. И до того докачался, что осталась на мужике одна шерсть. И того бы добра лишился, на валенки обо брал бы, но тут перевели Гольдина в Саратов». В «Донских рассказах» Шолохов ещё не акцентирует внимание на том, что политический экстремизм белых и красных одинаково отталкивает простой на род, но позже, в романе «Тихий Дон», Григорий Мелехов ясно выскажется на этот счёт: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести». Его жизнь станет примером трагической судьбы обыкновенного человека, оказавшегося между двух непримиримо враждебных политических лагерей.Подводя итог, следует сказать, что Шолохов в ранних рассказах изображает гражданскую войну как время великого народного горя. Обоюдные жестокость и ненависть красных и белых приводят к народной трагедии: ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни, и кровь русских людей льётся рекой.Почти все рассказы донского цикла имеют трагическую развязку; положительные герои, нарисованные автором с большой симпатией, погибают от рук белогвардейцев и кулаков. Но после шолоховских рассказов не остаётся чувства безнадёжного пессимизма. В рассказе «Нахалёнок» белоказаки убивают Фому Коршунова, но жив его сын Мишка; в рассказе «Смертный враг» кулаки подстерегают Ефима Озерова, когда он один возвращается в хутор, но перед смертью Ефим вспоминает слова своего товарища: «Попомни, Ефим, убьют тебя — двадцать новых Ефимов будет!.. Как в сказке про богатырей…»; в рассказе «Пастух» после смерти девятнадцатилетнего пастуха Григория его сестра, семнадцатилетняя Дунятка, идёт в город, чтобы осуществить свою и Григория мечту — учиться. Так писатель выражает в своих рассказах исторический оптимизм: простой народ даже в обстановке гражданской войны сохраняет в душе лучшие человеческие качества: благородные мечты о справедливости, высокое стремление к знаниям и творческому труду, сочувствие слабым и малым, совестливость и т.д.

Можно заметить, что уже в своих первых произведениях Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений. Правда, убедительного раскрытия этих проблем в коротких рассказах молодой писатель не дал, да и не мог дать. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями. Вероятно, поэтому следующим после «Донских рассказов» произведением Шолохова стал роман-эпопея о гражданской войне «Тихий Дон».

Источник: http://lit-helper.com/p_v_chem_vidit_m_a__sholohov_tragediyu_grajdanskoi_voini_po_rasskazam_sbornika_donskie_rasskazi

Ссылка на основную публикацию