Анализ рассказа студент вампилова

Творчество Александра Вампилова | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

Александр Валентинович Вампилов (1937 – 1972) родился в селе Кутулик Иркутской области, в учительской семье. Окончил историко-филологический факультет Иркутского университета, работал журналистом. Творческие способности проявились рано.

В 1958 году он написал свою первую пьесу «Дом окнами в поле», сравнительно незрелую. В 1963 году Вампилов поступает на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени Горького. Поступал на курсы он с пьесой «Двадцать минут с ангелом», написанной в 1962 году.

В 1968 году эту одноактную пьесу Вампилов объединил с пьесой «История с метранпажем» под общим заглавием «Провинциальные анекдоты». Переполненный замыслами, Вампилов переживает подлинный творческий подъём и буквально каждый год создаёт новую пьесу.

Обратите внимание

В 1966 году он пишет «Прощание в июне», в 1967 – «Утиная охота», в 1968 – «Предместье» («Старший сын»), в 1969 начинает работу над пьесой «Валентина», окончательное название которой – «Прошлым летом в Чулимске».

Вампилов во многом отошёл от требований социалистического реализма, и его пьесы с трудом пробивали себе дорогу на сцену. В 1970 годы Вампилов создаёт окончательные варианты своих трёх пьес, в 1972 редактирует «Прошлым летом в Чулимске».

Вампилов – драматург, особенно много сделавший для возрождения и обновления традиции русской классической реалистической драмы во второй половине века.

Отказываясь и от метода социалистического реализма, и от идеологического критерия как главного в оценке человека, Вампилов сосредоточивает внимание на духовно-нравственной сущности личности и вслед за классиками утверждает в своих пьесах общечеловеческие ценности, уходит от схематизма и декларативности.

Особенно важным для молодого Вампилова оказался опыт Гоголя, а для зрелого – опыт Чехова. Традиция Гоголя сказалась в пристрастии Вампилова к гротескному реализму, к анекдотическим ситуациям, высвечивающим, тем не менее, типическое. По пути Гоголя Вампилов и идёт в комедии «Провинциальные анекдоты» (1962 – 1968).

В ней писатель выступает против нравственного одичания современников. Это нравственное одичание проявляет себя разнообразно. Прежде всего, если судить по «Истории…», оно сказывается в раздвоении человека, который становится как бы оборотнем. Это проявляется в отношении к человеку не как к самостоятельной ценности, а в соответствии с занимаемым им общественным положением.

Отсюда хамство и произвол к нижестоящим, заискивание и холопство перед вышестоящими. Эту тенденцию воплощает поведение директора гостиницы «Тайга» Калошина. Он позволяет себе оскорблять приезжих под предлогом поучений. Так, он вторгается в номер, где находятся мужчина и женщина, и подозревает их в неблаговидных намерениях. Возникает скандал.

Девушка желает ответить негодяю и намекает, что молодой сотрудник – ревизор. «Кто же он, кто?» – «Он метранпаж». В силу своей необразованности Калошин думает, что это нечто вроде советника, и испытывает подлинный ужас: как же он разругался с потенциальным проверяющим из центра? Герой паникует, ведёт себя низко, и автор отмечает много комедийного в его поступках.

Важно

Хотя всё более-менее благополучно завершается, тем не менее нравственное одичание высмеивается автором.

По-своему аномально ведут себя и персонажи пьесы «Двадцать минут с ангелом». Здесь высмеивается опустошение душ, прагматизм, достигший степени превращения человека в скотину. Когда приезжие командированные пропились до полного отсутствия денег, они, не надеясь ни на что, кричат в окно людям, прося у них взаймы.

Пришедший (Хомутов) предлагает им сто рублей, и люди испытывают страшное подозрение. Они не готовы поверить, что возможно такое бескорыстие. «Кто вы такой, Сартр или Иисус Христос, чтобы так разбрасываться деньгами?» Просто так, без корыстных целей, как считают герои, совершить благородный поступок никто не может.

Хомутова привязывают к стулу и начинают чуть ли не допрашивать. Когда тот признаётся им в одном из своих грехов, герои видят, что и он не свят, и, удовлетворённые, отпускают его. Появление альтруиста – невольное обвинение в из адрес. Вампилов, как писатель честный, далёк от всякой идеализации героев.

Он подходит к советскому человеку с меркой классических авторов XIX века, и оказывается, что человек не изменился, у него просто иная идеология. Вампилов побуждает задуматься о пороках общественной системы, которая активизирует не высшее, а низшее в человеке.

Вампилов разит смехом нравственных уродов и развенчивает саму философию оскотинивания.

В «Провинциальных анекдотах» Вампилов создаёт гротескные фигуры, реальное совмещено у него с невероятным и даже, в отличие от Гоголя, с абсурдным.

В дальнейшем Вампилов предпочитает всё же традиционные, реалистически конкретные формы, включая в произведение лишь отдельные элементы условного или абсурдного. Его движение – от Гоголя к Чехову со всё более глубоким постижением внутреннего мира человека.

Совет

В своих пьесах Вампилов выступил как обладатель яркого театрального темперамента, виртуоз интриги, мастер изобилующего неожиданными поворотами сюжета, драматург, блистающий каскадами остроумия, создатель характерных для его времени типов.

Вампилов обновляет старые театральные жанры фарса, водевиля, мелодрамы, побуждая их служить очень серьёзным общественно-политическим целям.

Он порой синтезирует элементы поэтики названных и иных жанров в рамках одного произведения, так что наблюдается переход драмы в фарс, комедии – в трагикомедию. В этом тоже новаторство Вампилова.

Вампилов начал со смешных, гротескных «Провинциальных анекдотов», от них перешёл к комедиям «Прощание в июне» и «Старший сын», написал вслед за ними трагикомедию «Утиная охота», ближе к концу жизни обратился к жанру социально-психологической драмы, написав «Прошлым летом в Чулимске». Есть впечатление, что с годами Вампилов всё грустнее и болезненнее воспринимал несовершенство мира и человеческих отношений. То, что в молодости вызывало у него только смех, с годами побуждало становиться сосредоточеннее, его влекло к более драматическим жанровым образованиям.

Вампилов в своих пьесах соединил философскую глубину с яркой театральной формой. Главная философская проблема, которая объединяет всего его произведения, – мысль о том, как стать и остаться человеком, прожить жизнь, достойную человека.

Данная мысль никогда не декларируется Вампиловым прямо, но она – закономерный итог содержания каждой пьесы, воссоздающей то драматические, то комедийные ситуации. Справедливо говорят, что герои Вампилова непредсказуемы. Наиболее непредсказуем из них Николай Колесов, с которого начинается плеяда «инфантильных» героев.

Под инфантилизмом имеется в виду гражданская и нравственная незрелость личности, вступающей в жизнь, хотя в то же самое время человек может иметь очень высокий интеллектуальный уровень, быть прекрасно образованным. Гражданская и нравственная незрелость у героев Вампилова сказывается прежде всего в отсутствии ответственности за свои поступки.

Колесов – студент, душа компании, крайне безответственный, легкомысленный, он не предполагает, к чему может вести тот или иной его жест. Получается, что герой нередко становится источником драмы для окружающих и для себя самого. Из-за собственного легкомыслия Колесов теряет свою любовь, исключён из университета.

Вампилов оставляет героя на распутье, ибо пьеса имеет кольцевое оформление. (Влияние стилистики кинематографа.) Там, где начинается действие, там оно и завершается: на автобусной остановке. Тем не менее автор оставляет надежду на возможность духовно-нравственного перерождения героя. Колесов – человек честный, пусть легковесный, но не подлый.

У него с Золотуевым заходит речь о том, бывают ли честные люди. «Как не возьмёт? Честный тот, кому мало дали. Надо столько дать, чтобы взял». Название «Прощание в июне» говорит, возможно, о прощании героя со своим инфантилизмом.

В последующих пьесах Вампилов даёт два различных варианта судьбы повзрослевшего инфантила, в одном случае обретающего представление об истинах человеческого бытия, в другом случае – неуклонно деградирующего.

Обратите внимание

Первый путь воплощает юный циник Владимир Бусыгин, убеждённый в том, что каждый думает только о себе, хотя и создаёт впечатление, что это не так. Неожиданным образом жизнь сталкивает Бусыгина с человеком противоположного типа, с Сарафановым, которого он впоследствии именует «святым».

Отзывчивость, бескорыстие, доброта Сарафанова абсолютно не наигранны. Совесть не позволяет Бусыгина обманывать того, кто отдаёт другому свою душу (Сарафанов относится к нему, как к родному сыну): цинизм героя оказывается отчасти наигранным, душа не разъедена до конца безверием и скептицизмом.

Полностью веру в человека Бусыгин не утратил. Под влиянием Сарафанова Бусыгин сам становится опорой для ставших дорогими ему людей, взваливает на себя ответственность за их жизни и судьбы.

Вариант разрушения личности человека, живущего эгоистическими побуждениями, погрязшего в беспутстве, представлен в «Утиной охоте». Моральный распад личности воплощает образ Виктора Зилова.

Как и предшествующие герои Вампилова, это интеллектуал, умница, интересный человек, но он буквально прожигает жизнь впустую, изобретает собственный вариант «сладкой жизни» Феллини.

«Утиная охота» построена как материализация воспоминаний Зилова о прошлом, причём каждое из воспоминаний, завершившись, возвращает к настоящему времени. Автор показывает, к чему привёл каждый прошедший поступок Зилова.

Когда друзья интересуются, что Зилов любит больше всего на свете, раздаются реплики: «работу» (и дружный смех, так как Зилов работает спустя рукава), «жену» (но присутствующая при этом жена говорит, что Зилов её нисколько не любит, и верно, он постоянно изменяет). Зилов не любит ни друзей, ни родителей.

Получив телеграмму от отца, в которой тот просит сына навестить его в последний раз, Зилов иронически сообщает очередной любовнице: «Опять этот старый дурак умирает». Цинизм, эгоизм, беспутство пронизали жизнь Зилова насквозь. От природы в него вложен большой потенциал, но ничего не реализовано. В финале герой оказывается перед дилеммой возможного самоубийства.

Важно

В самом ли деле Зилов убьёт себя, или это очередная игра, важная для его самосознания – читателю остаётся неизвестным. Есть впечатление, что Зилов слишком эгоистичен, чтобы убить себя. Фон действия в течение всей пьесы – окна квартиры Зилова, за которыми серый день, унылое небо. Однако в самой последней сцене на небе появляется маленький голубой просвет.

Таким образом, показывает автор, не исключено, что всё пережитое не пройдёт бесследно, и этот человек начнёт меняться.

В пьесе «Прошлым летом в Чулимске» отражён процесс нравственного воскрешения личности, травмированной социальной несправедливостью, ушедшей от неё на обочину жизни. Это 30-летний следователь Шаманов, очень честный, умный, образованный человек, он готов служить отечеству и ведёт дело о наезде на пешехода так, как следует.

Но виновен сын крупного начальника. Никакие угрозы и взятки не помогают, и следователь в один прекрасный момент просто отстранён от ведения дела. Это его потрясает: он ещё никогда не сталкивался так близко с попранием справедливости. Шаманов начинает бороться и ничего не добивается.

Это надломило Шаманова именно потому, что он слишком честен. Он бросил город и забрался в провинциальный Чулимск, потеряв вкус к жизни.

Под воздействием встречи с девушкой Валентиной наступает пробуждение Шаманова, который поражается её странным поведением: девушка всё время высаживает цветы в палисаднике, через который постоянно ходят посетители и ломают ограду. «До тех пор [буду чинить ограду], пока они не научатся ходить по тротуару».

– «Они никогда не научатся ходить по тротуару». Несмотря на этот скептицизм Шаманова, Валентина положительно влияет на него, тогда как он сам вливает в её душу яд безверия и пессимизма. Идя на компромисс, Валентина впервые встречается со страшной жизненной несправедливостью – она изнасилована.

Наутро она, выходя из дома, подходит к сломанному палисаднику и начинает его чинить. Это меняет психологию Шаманова: он едет на пересмотр того самого дела в город и знает, что честен перед собой. Проповедуется идея нравственного максимализма как идеал существования человека на земле.

Значительную роль у Вампилова приобретает подтекст, в чём сказывается влияние Чехова. Использует Вампилов и сквозную символику, такую, как палисадник (символ нравственной стойкости), утиная охота (олицетворение неосуществлённой мечты).

Пьесу «Несравненный Наконечников» Вампилов не завершил из-за трагической гибели: утонул в озере Байкал. (Люди, стоящие на берегу буквально в десяти метрах от него, не бросились в воду и не спасли.)

Совет

По количеству постановок в 1970-е годы пьесы Вампилова вышли на первое место в СССР. Но истинной славы драматург так и не успел узнать. Сейчас он признан самым крупным русским драматургом второй половины XX века.

Источник: http://uclg.ru/education/literatura/9_klass/russkaya_literatura_60-90-h_godov_XX_veka/lecture_lec_tvorchestvo_aleksandra_vampilova.html

Творчество Александра Валентиновича Вампилова — Ресурс студентов-филологов

Большой интерес и, как показывает время, длительный интерес, вызывало и вызывает творчество Александра Валентиновича Вампилова (1937-1972). В жанровом отношении его драматургия тяготеет к комедии, хотя комедийность эта легкая, ненавязчивая, иногда водевильного характера. Драматург не спешит окончательно разрешить конфликты на сценической площадке.

Читайте также:  Анализ поучения владимира мономаха

Выводы и решения призван додумать зритель. Автор же только предлагает ему незавершенностью сюжетных линий принять собственные решения относительно поступков персонажей. Сами герои изображаются больше не как типические, а, напротив, как претендующие на свои «особинки».

Главное для Вампилова — показать не тип героя, а психологическое состояние души, по которому можно судить — положительный он или отрицательный.

 Внешне в пьесах его особо драматические ситуации встречаются редко. Словом, как в жизни — ведь и в мирской среде не всегда бывают драмы. Возьмем, к примеру, «Утиную охоту» (1970). Пьеса строится на воспоминаниях героев.

Безразличный к жизни тридцатилетний Зилов вспоминает эпизоды из своей жизни (воспоминание первое, второе, третье, следующее, следующее, последнее).

Из этих воспоминаний вырисовывается обычная жизнь обычного человека: работа, разочарование в собственной супруге Галине, роман с другой женщиной Ириной, составление «лилового» отчета, пьяный дебош в «Незабудке».

За всей этой суетой он равнодушно отнесся к письму отца, в котором тот, больной человек, просит сына повидаться, а через некоторое время Зилов получает телеграмму, извещающую о смерти отца. Сразу же после трагического известия Виктор Александрович пытается ехать, чтобы успеть на похороны, но, занятый другими мелкими делами, откладывает отлет на завтра.

Обратите внимание

После всех этих воспоминаний герой снова как бы возвращается в ту сценку, с которой начиналось действие. Чувство вины перед женой и отцом подтолкнуло его к отчаянному поступку — к попытке покончить жизнь самоубийством. Но вначале друзья предотвратили трагедию, а потом он и сам отказывается стрелять из ружья.

Вместо этого набирает телефон приятеля-официанта Димы, выразив желание ехать на утиную охоту.

Острая сценка с ружьем, если вспомнить всю половинчатую жизнь Виктора Александровича, живущего только для себя и не умевшего довести любое дело до конца, звучит как мелодраматический фарс. Взять даже самую большую его страсть — утиную охоту, и то, даже здесь больше сборов да разговоров. Ему не удалось убить ни одной утки.

На открытого негодяя Зилов не похож, но и жить с таким черствым человеком невозможно. Если бы он выступил в пьесе откровенным подлецом — было бы лучше. По крайней мере, не сломались бы судьбы Галины и Ирины, да и отец бы не питал надежд на прибытие сына. В народе о таких с пренебрежением говорят: так себе, никчемный человечишко.

До предела обнажая известные истины, Александр Вампилов всякий раз обращается к совести человека, без всякого нажима подсказывая, как бы надо и как не надо было поступать.

Если иметь в виду комедию «Старший сын» (1988), то для главного ее героя, Бусыгина, отмеченное особенно актуально, ведь он показан в процессе роста.

С легкомысленного поступка начинается действие: студент-медик Бусыгин с малознакомым сотоварищем, торговым агентом Семеном, по прозвищу Сильва, ухаживающие за девушками, не успели уехать на электричке и в поисках ночлега неожиданно попадают на квартиру музыканта Андрея Григорьевича Сарафанова. В таком поступке беды никакой нет, а вот то,  что Бусыгин выдал себя за старшего сына Сарафанова, не таило ничего хорошего. Он обманул не какого-то черствого человека, а добрейшего и доверчивого Андрея Григорьевича.

Хорошо, что Бусыгин со всеми его легкомысленными поступками в глубине души оставался душевным и порядочным молодым человеком. В описываемой ситуации Сарафанову даже повезло в какой-то мере — он мог остаться одиноким человеком, так как дочь Нина собирается выйти замуж и уехать на Сахалин, а сынок Васенька горит желанием жениться на Макарской. В такой-то момент и появляется «старший брат».

Важно

Искусно разыгранные молодыми людьми, все члены семьи поверили в существование родственника. Законы комедийного жанра сказались в сложных переплетениях: студенту-медику понравилась Нина, жених которой, летчик Кудинов, узнав в будущем тесте простого уличного музыканта, несколько разочаровался в предмете своей любви.

Васенька из-за ревности (Макарская, изменив ему, встречалась с Сильвой) подпалил квартиру Макарской. В финальной сцене вбегает в полусгоревшей одежде Сильва, в порыве гнева требует от Сарафановых брюки и сообщает, что Бусыгин не сын Андрея Григорьевича. Только сообщение-то его запоздало.

Бусыгин успел раньше проявить благородство и признаться в обмане. Интересно, что даже в таком случае наивный и благородный Сарафанов не верит Сильве. Комедийность у Вампилова не выпячивается, она дается в приглушенных тонах, лирически. Ведь главная задача — не повеселить зрителя, а показать благородство хороших людей.

Создается впечатление похожести характеров «старшего сына» и музыканта Андрея Григорьевича.

Как уже говорилось выше, Вампилов не любит морализаторские концовки. Нет таких наставлений и здесь. Зритель всецело остается с молодыми: старшим Сарафановым, Ниной и даже Васенькой — непосредственным юным пареньком. Позже он поймет свою ошибку, и живущим вместе с ним будет хорошо, так как он по душевным качествам похож на отца.

В отличие от «Утиной охоты» в комедии «Старший сын» утверждается доброе начало. Борьба доброго и злого показана в пьесе «Прошлым летом в Чулимске». Автор определил ее жанр как драму. Да, она более серьезная, хотя также густо представлена разными острыми эпизодами.

Искусствоведы, писавшие об этой пьесе, всякий раз отмечали мастерство драматурга в психологической разработке характеров. Прежде чем найти свое счастье в жизни, главные действующие лица преодолевают определенные препятствия.

Легче было это сделать Валентине: чувства ее к своему избраннику определены твердо, а вот Шаманову приходится трудней. Ему, следователю, нет еще и тридцати, но он уже разуверился в жизни, чувствует себя уставшим человеком, недаром он повторяет фразу: «Хочу на пенсию». Для недовольства жизнью есть основания.

Дело в том, что до переезда в райцентр он работал следователем в городе, был женат, имел машину, ему прочили блестящее будущее. Но, будучи честным человеком, он проявил принципиальность по расследованию автодорожного преступления.

Замешан в нем был видный городской чиновник, связи которого оказались сильнее правды следователя. Сломленный и униженный, Шаманов, переехав в райцентр, отказывается даже принять участие в расследовании в качестве свидетеля. Он разочарован во всем и живет по инерции.

От меланхолии пробуждает его вспыхнувшее чувство к Валентине. С его стороны такое пробуждение оказалось неожиданным, в то время как девушка настойчиво шла к своему счастью. Впрочем, даже после того, как многое прояснилось в их отношениях, обоюдное влечение не привело к общему знаменателю.

Совет

В жизни все гораздо сложнее. Вампилов психологически достоверно рисует состояние их душ. В конце концов к Шаманову пришло духовное выздоровление — он отправляется в город для выступления на суде.

Окончательное решение конфликта, а оно, вероятнее всего, будет благоприятным, драматургом вынесено за пределы пьесы. Творчество Александра Вампилова не ограничивается названными комедиями и драмами. В театрах страны с успехом шли и другие его пьесы.

Оригинальные драматические решения, своеобразный психологизм, самобытный язык автора дают полное право говорить о Вампиловском театре в советской литературе.

Общая особенность для драматургии и прозы в рассматриваемый период — оживление сатиры. Смех, говорил М.Е. Салтыков-Щедрин, — «оружие сильное, ибо ничего так не обескураживает пороки, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех».

Обличая недостатки, высмеивая пороки людей, сатирики способствуют утверждению здоровых начал. Приспособленчество, уродливое проявление мещанства в быту, чинопочитание высмеивает в сатирической форме С. Михалков в комедиях «Пощечина» и «Пена». В лирико-юмористическом ключе строят комедию «Сослуживцы» Э.Брагинский и Э. Рязанов.

Литературоведы отмечали в статьях о творчестве В. Шукшина драматургичность его прозы. С афиш театра им. В. Маяковского в Москве не сходили спектакль «Характеры», в Малом театре — «Беседы при ясной луне».

В Ленинградском Большом Драматическом театре шла инсценированная повесть «Энергичные люди», которую Василий Макарович специально подготовил для театра.

Он ее так и называл: «повесть для театра».

Сам автор читал начало повести: «Жил-был на свете Аристарх Петрович, и жила-была его жена, Вера Сергеевна; почему — жили, они и теперь живут, а это и есть рассказ про их жизнь; какая случилась с ними и с их друзьями непредвиденная печальная история…».

Обратите внимание

Печальной эта история оказалась в последнем действии спектакля, а в начале все было прекрасно, безмятежно, в свое удовольствие жили «герои», называвшие себя «энергичными людьми». Это они себя так называли, а зритель 70-х годов считал их мошенниками, привыкшими жить за чужой счет.

Все они собирались в доме такого же спекулянта, Аристарха Петровича, пили коньяк и тешились, как малые дети, разыгрывая поездки в разные города страны. Супруге Аристарха надоели все эти дебоши, а, может быть, и обижена была женщина невниманием со стороны мужчин к ее персоне. Женское сердце -наглой-загадка.

А тут еще записка любовная появилась от продавщицы Соньки: «Аристарх, голубь, а не пора ли нам бросить этот официоз — и мирно, полюбовно встретиться где-нибудь в укромном уголке?»

Прочитавшая записку Вера Сергеевна решила идти, как говорится, «ва-банк».

То ли решила позабавиться над шумными гостями, то ли всерьез хотела их проучить, только письмо на имя «уважаемого прокурора» было написано, и в нем автор «сочинений» описала, объективно говоря, сущую правду о махинациях мужа и его друзей. С этого момента (завязки) начинается развитие действия.

Пьеса сама по себе строится по принципу классицизма, с соблюдением триединства: сценическое время длится в пределах суток, действие развертывается в одном месте, в доме Аристарха Петровича, а действие все построено на одной анекдотической интриге, напоминающей классический сюжет бессмертного «Ревизора» Н.В. Гоголя. И в первой и во второй развязке определяющую роль выполняют блюстители порядка, появляющиеся на сцене перед опусканием занавеса: в комедии Гоголя — ревизор, в «Энергичных людях» — милиционер.

«Деловых людей» 70-х годов двадцатого столетия покинул здравый смысл и верх взяли эмоции страха, так же, как и чиновников- градоначальников в «Ревизоре». Забыли «энергичные люди» о том, что Вера Сергеевна из их же лагеря, такая же продавщица из магазина «Сапфир». На нее не действуют уговоры.

Брюхатого и трагический пример из личной жизни, когда больше пострадал не он сам, а его жена. Не пошла продавщица и на уловки темпераментного Курносого, предложившего «поставить мужу рога». Женщина прогнала его прочь, при этом кричала на него «как графиня».

Но вот только стоило напомнить ей о ее стадесятирублевой зарплате, на которую она покупает разные драгоценности, дорогие шубы, редкие вещи, изысканную мебель, как она «раскололась», поняла, что далеко зашла со своими обвинениями. Нашла тут же и общий язык с Сонькой.

Люди одной социальной группы, тем более воровской, умеют находить общий язык.

И вот они, счастливые, помирившиеся, все вместе сидят за трапезным столом. Но это еще не финал. Психологически выбитые из колеи, энергичные люди переживут еще две неприятности.

Первая окажется нешуточной, когда Сонька из-за своего взбалмошного характера ехидно пошутит над собутыльниками, направив на них пистолет: «Руки вверх! Я — из обэхаэсэса!» Обмерли сидящие за столом. Но, к их радости, выходка Соньки оказалась всего-навсего шуткой.

После этой благополучно законченной встряски успокоились «энергичные люди», потеряли бдительность. В этот момент заходит милиция. Немая сцена получилась не хуже, чем у Гоголя.

Важно

По пьесе жулики, видимо, понесут заслуженную кару. Шукшин же смотрел дальше. В начале повести, помните, он говорил: «почему — жили, они и теперь живут». Да, закончится «печальная история», и в следующем десятилетии эти персонажи снова станут героями жизни. Уж такая их «непотопляемая порода», на то они и называют себя «энергичными людьми».

В 70-80-е годы в разных театрах страны с успехом шли инсценировки полюбившихся читателю произведений: «Поднятой целины» М.Шолохова, «Ивушка неплакучая» М. Алексеева, «Берег» Ю. Бондарева, «Последний поклон» и «Живи и помни» В. Распутина, «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова и др.

Читайте также:  Образ и характеристика лихонина в рассказе яма куприна сочинение

Источник: http://filfucker.ru/referati/tvorchestvo-a-v-vampilova

Анализ конфликта из произведения А. Вампилова Свидание

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Анализ конфликта из произведения А. Вампилова «Свидание»

Объект конфликта: социальные потребности.

Предмет: потребность в любви, дружбе, самоутверждении.

Тип конфликта:

1) по количеству действующих лиц — парный;

2) по длительности — кратковременный;

3) по объему — порциальтный;

4) по соотношению статусов — горизонтальный;

5) по характеру проявления — эмоциональный;

6) по сфере деятельности — бытовой;

7) по характеру оснований для вступления в конфликт — истинный простой;

8) по типу социальных отношений — межличностный;

Причины возникновения конфликта: возможность удовлетворить актуализированные у участников конфликта потребности, составляющие его предмет, мотивирует их стремление во что бы то ни стало попасть на свидание.

Социальные установки и ценности участников способствуют возникновению конфликта и возрастанию его эмоциональной напряженности, т.к. оба молодых человека считают недопустимым опаздывать на свидание. Кроме того, каждый из участников хочет самоутвердиться, не уступив другому.

Это, а также личностные особенности конфликтующих, являющиеся одной из причин конфликта, обуславливает выбор неконструктивных стратегий ведения конфликта обеими сторонами.

Объективные составляющие конфликта

Участники:

1) основные:студент и девушка, опаздывающие на свидание;

2) инициатор: студент

3) другие участники: сапожник, усиливающий эмоциональное напряжение.Психологические составляющие конфликта

Мотив сторон: Удовлетворение потребности в любви, дружбе, уважении (мотив афиллиации), самоутверждении.

Цели: Успеть на свидание, самоутвердиться, не уступив антагонисту.

Стратегии поведения участников конфликта: соперничество, избегание.

Динамика конфликта

Конфликтная ситуация как стадия конфликта в данном случае не выявлена, взаимодействие сторон конфликта начинается сразу со столкновения, то есть с инцидента.

Инцидент: объективно-нецеленаправленный — сапожник срочно ремонтирует студенту обувь, т. к. он опаздывает и в это время девушка, сломавшая только что каблук, просит парня пропустить ее вне очереди.

Студент: стремясь отстоять свои интересы, парень выражает возмущение и несогласие с традициями уступать женщинам. Заявляет, что она ему не нравится.

Девушка: пытается избежать конфликта, но при этом добиться своей цели. Применяет прием манипуляции (апеллирует к личности оппонента, стремится вызвать сострадание).

Эскалация конфликта: с началаперехода от латентного к активному противоборству, все возможности компромисса упущены. Участники обмениваются колкостями и саркастическими высказываниями, ищут поддержки у третьего лица (сапожника).

Далее последовали оскорбления и грубости с обеих сторон.

Разрешение конфликта: за счет получения новых сведений об оппоненте происходит обесценивание объекта и предмета конфликта. Можно предположить два варианта развития данного конфликта. Первый: девушка и юноша полностью исключат возможность дальнейшего развития каких-либо отношений (конструктивных или деструктивных), т. к.

Совет

девушка не позволит этому юноше предпринять попытки возобновить общение, а юноша, скорее всего не осмелится предпринимать настойчивые действия после такого «представления».

Второй: в процессе конфликта между молодыми людьми возникла взаимная личная неприязнь, поэтому в случае возникновения ситуации повторного общения может разгореться новый латентный или открытый конфликт на основе личной неприязни.

  1. Реферат >> Литература и русский язык

    Есенин «Пугачев» — сочинение «Анализ одной из поэм С.А.Есенина («Пугачев»)» Страница: [ 1 ] 2 … и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и … на фронте погиб муж Анны. Конфликт между поэтом и Анной кончается …

  2. Реферат >> Культура и искусство

    … фрагменты из произведений классической и современной литературы и кинематографии. 3. Система обучения анализу ситуаций любовного конфликта, … , что обручен); образцы любовных конфликтов из произведений художественной литературы. При отборе дидактического …

  3. Реферат >> Педагогика

    … Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской [91]. Исходя из схемы анализа межличностного конфликта: «организационный контекст — совместная реализуемая … глазами литературных героев», «Персонажи литературных произведение русской классики XIX века как …

  4. Реферат >> Литература и русский язык

    … встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из романа Ф.М Достоевского «Преступление и … и наказание» — «одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором … дружбы, любви, и актуальность конфликта романа даже сейчас, и …

  5. Дипломная работа >> Финансовые науки

    … , общие капиталовложения, разрешение конфликтов (арбитраж). Выбор механизмов взаимодействия … финансового рычага, методов инвестиционного анализа, анализа кредитных рисков и др. … нужно из дохода от привлечения кредита вычесть произведение ежедневного …

Хочу больше похожих работ…

Источник: https://works.doklad.ru/view/MPmK2jHV530.html

Анализ конфликта из произведения А. Вампилова «Свидание»

Контрольная работа по конфликтологии

Анализ конфликта из произведения А. Вампилова «Свидание»

Объект конфликта : социальные потребности.

Предмет : потребность в любви, дружбе, самоутверждении.

Тип конфликта:

1) по количеству действующих лиц – парный;

2) по длительности – кратковременный;

3) по объему – порциальтный;

4) по соотношению статусов – горизонтальный;

5) по характеру проявления – эмоциональный;

6) по сфере деятельности – бытовой;

7) по характеру оснований для вступления в конфликт – истинный простой;

8) по типу социальных отношений – межличностный;

Причины возникновения конфликта: возможность удовлетворить актуализированные у участников конфликта потребности, составляющие его предмет, мотивирует их стремление во что бы то ни стало попасть на свидание.

Социальные установки и ценности участников способствуют возникновению конфликта и возрастанию его эмоциональной напряженности, т.к. оба молодых человека считают недопустимым опаздывать на свидание. Кроме того, каждый из участников хочет самоутвердиться, не уступив другому.

Это, а также личностные особенности конфликтующих, являющиеся одной из причин конфликта, обуславливает выбор неконструктивных стратегий ведения конфликта обеими сторонами.

Объективные составляющие конфликта

Участники:

1) основные:студент и девушка, опаздывающие на свидание;

2) инициатор: студент

3) другие участники: сапожник, усиливающий эмоциональное напряжение.

Психологические составляющие конфликта

Мотив сторон: Удовлетворение потребности в любви, дружбе, уважении (мотив афиллиации), самоутверждении.

Цели: Успеть на свидание, самоутвердиться, не уступив антагонисту.

Стратегии поведения участников конфликта: соперничество, избегание.

Динамика конфликта

Конфликтная ситуация как стадия конфликта в данном случае не выявлена, взаимодействие сторон конфликта начинается сразу со столкновения, то есть с инцидента.

Инцидент: объективно-нецеленаправленный – сапожник срочно ремонтирует студенту обувь, т. к. он опаздывает и в это время девушка, сломавшая только что каблук, просит парня пропустить ее вне очереди.

Студент: стремясь отстоять свои интересы, парень выражает возмущение и несогласие с традициями уступать женщинам. Заявляет, что она ему не нравится.

Девушка: пытается избежать конфликта, но при этом добиться своей цели. Применяет прием манипуляции (апеллирует к личности оппонента, стремится вызвать сострадание).

Эскалация конфликта: с началаперехода от латентного к активному противоборству, все возможности компромисса упущены. Участники обмениваются колкостями и саркастическими высказываниями, ищут поддержки у третьего лица (сапожника).

Далее последовали оскорбления и грубости с обеих сторон.

Разрешение конфликта: за счет получения новых сведений об оппоненте происходит обесценивание объекта и предмета конфликта. Можно предположить два варианта развития данного конфликта. Первый: девушка и юноша полностью исключат возможность дальнейшего развития каких-либо отношений (конструктивных или деструктивных), т. к.

Совет

девушка не позволит этому юноше предпринять попытки возобновить общение, а юноша, скорее всего не осмелится предпринимать настойчивые действия после такого «представления».

Второй: в процессе конфликта между молодыми людьми возникла взаимная личная неприязнь, поэтому в случае возникновения ситуации повторного общения может разгореться новый латентный или открытый конфликт на основе личной неприязни.

Александр Вампилов, «Избранное». М., Согласие, 1999 OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит сапожник, последний из кустарей-одиночек. Это бородатый благообразный старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты — все в образцовом порядке. К нему подходит молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках.СТУДЕНТ. Здравствуйте!САПОЖНИК. Добрый день!СТУДЕНТ. Изнываете без работы?САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции…СТУДЕНТ (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги… Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная…СТУДЕНТ (поспешно и категорически). Десять рублей!САПОЖНИК. Сколько?СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.СТУДЕНТ. Только десять.САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки — по три раза в сутки… И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.СТУДЕНТ. Но-но!САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки — тридцать рублей!СТУДЕНТ. Ну хорошо… Среднее арифметическое между десятью и тридцатью — двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.САПОЖНИК (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое. Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди… Гляди, девушки-то, девушки-то, так и шьют, так и шьют!Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.ДЕВУШКА. Но войдите в положение.САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель…СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.ДЕВУШКА. Вы не имеете права… Мастер согласен.СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте… то есть вам придется постоять.ДЕВУШКА. Благодарю… Поймите, меня ждут…СТУДЕНТ. Очень рад за вас… (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность…СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились…ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы… (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо… Я прошу вас, вы понимаете, прошу… Я даже признаюсь вам… мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье…СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места — и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: «Уступите мне свое счастье!» С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите — вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?ДЕВУШКА (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах…ДЕВУШКА (вспыхивая). Нет, это вы — хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?СТУДЕНТ (с ужасом). Крылову?САПОЖНИК. Пять, не больше.ДЕВУШКА (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая). Вы… Вы самый наглый хам…СТУДЕНТ (бледнея). Вы… Вы — Лиля?..ДЕВУШКА (нервно). Что! Так это вы… Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!… Прощайте! Не смейте звонить. (Быстро уходит.)САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней…СТУДЕНТ (бормочет). Девушка с нежным голосом! Гордая любовь… Первая встреча…САПОЖНИК (краснея от любопытства). В чем дело?СТУДЕНТ (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дыша в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил… Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание…САПОЖНИК. Хе-хе… Феодал рвет струны…СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.скачать за 25 руб.

Читайте также:  Капитон климов в рассказе муму тургенева сочинение

после оплаты нажмите на кнопку «Вернуться на сайт» — документ будет скачан автоматически

Источник: http://MirZnanii.com/a/197017/analiz-konflikta-iz-proizvedeniya-a-vampilova-svidanie

Особенности драматургии А. Вампилова

Творчество А. Вампилова сыграло большую роль в изменении характера русской драматургии 1970-х годов.

Пьесы Вампилова отличались неоднозначностью авторской оценки героев, что являлось обязательным в современной ему литературе I960—70-х годов. Герой его был каким-то недостаточно определенным, амбивалентным.

В одном произведении синтезировались разножанровые элементы (фарса, водевиля, психологической и бытовой драмы, трагикомедии и комедии положений).

Пьеса «Прощание в июне» (1965) на первый взгляд довольно простая и незамысловатая пьеса из студенческой жизни, каких немало было в «оттепельные» годы расцвета «молодежной» литературы. Герой ее — студент-биолог Колесов заканчивает университет, хочет заниматься наукой.

Немного самоуверенный, иногда бесцеремонный талантливый шалопай — типичная фигура аксеновского типа. Но уже в этой пьесе А. Вампилов показывает, что в сцеплении жизненных ситуаций важно сохранить внутреннюю свободу как единственное богатство.

Честность по отношению к себе, собственная свобода, невозможная при условии компромиссов, являются тем нравственным компасом, очень чутким к малейшим отклонениям, который корректирует жизненный маршрут героя А. Вампилова. Колесов совершает первый и единственный поступок — рвет диплом, отказываясь вступить в корпорацию взяточников.

Нелогичный с житейской точки зрения, непонятный в пределах общественной морали, этот поступок закономерен для вампиловского героя, не желающего подчиняться господствующему конформизму.

Вторая пьеса Вампилова «Старший сын» (1967) в какой-то мере продолжает идеи, заложенные в «Прощании в июне». Начавшись с безответственного вранья, с почти водевильной ситуации, пьеса обретает подлинный драматизм, разрешаемый только в последней сцене. Вампилов завязывает интригу эксцентрической выходкой, но все действие в дальнейшем развивается в соответствии с логикой характеров.

Оказывается (применительно к вампиловской драматургии очень часто приходится прибегать к слову «оказывается», так как многое развивается вопреки стереотипам), что не все в жизни подчинено простым нравственным правилам, что жизнь неизмеримо сложнее, заковыристее; необходимо, чтобы нравственный постулат еще одухотворялся чувством.

Все знают: врать — это плохо, но иногда вранье оказывается гуманнее правды.

Действие динамично развивается, двигаясь от бусыгинского тезиса «У людей толстая кожа и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют» — к убеждению Сарафанова «Все люди братья». Поначалу кажется, что Бусыгин прав: ведь никто не хотел пустить молодых людей погреться, когда они говорили, что опоздали на последнюю электричку.

Обратите внимание

Но вот Сильва, осененный случайно брошенной Бусыгиным фразой, начинает игру. Бусыгин, привыкший не придавать никакого значения расхожим лозунгам, говорит Васеньке: «Человек человеку брат, надеюсь, ты об этом слышал». Конечно, как не слышать, если эти слова повторяются постоянно и истерты до такой степени, что смысл исчез, осталась одна оболочка.

Ерничая, Бусыгин пытается восстановить 5 содержание, реализовать то, что превратилось в метафору: «Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога…» Вот за слово «брат», имеющее общее значение, и ухватывается Сильва, придавая ему конкретный смысл родственных отношений. Бусыгин включается в игру — обман поневоле. Он рассчитывает немного погреться и уйти.

Но пружина уже отпущена, и события раскручиваются помимо логики.

Бусыгин не ожидал, что взрослый, уже пожилой человек так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открытостью примет его — своего старшего сына. Росший без отца Бусыгин, может быть, впервые ощутил любовь к себе, материализо-

Вавшуюся в слово «сынок». Этот момент становится определяющим. Володю Бусыгина необъяснимо волнует все, что происходит в семье Сарафановых.

Он, так безответственно солгавший, ощущает свою ответственность за Васеньку, который не хочет любить «кого полагается», а влюблен в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Бусыгин хочет оберечь Нину от брака с «положительным во всех отношениях» Кудимовым.

Он, чужой человек, пытается сплотить эту странную семью, в которой все ссорятся друг с другом, но в сущности любят друг друга — безумно, как-.то вывороченно. Бусыгин не просто «входит в роль» старшего сына, он чувствует себя им.

Потому трижды порываясь уйти, прекратить затянувшийся спектакль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью. Когда наконец раскрывается, что все — выдумка, вранье, и никакой он не сын, это уже не имеет значения. Сам Бусыгин повзрослел, переродился, он не сможет отмахнуться от забот о людях, которые приняли его как родного.

Бусыгин — сын Сарафанова не по крови, а по духу. Он говорил о толстокожести, а сам оказался не способен на жестокость. Как Сарафанов, он отзывчив и добр и тоже похож на «блаженного», взваливая на себя проблемы чужих людей. Бывшая жена Сарафанова называла мужа «блаженным» за открытость, неумение постоять за себя, приспособиться.

Важно

Но интересно, что не с ней — серьезной, знающей всему цену — остались дети, а с «блаженным» отцом, ибо он мог дать то, что не купишь и ничем не заменишь — любовь. Сарафанов говорит: «То, что случилось, — все это ничего не меняет… Чтобы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. Вы мои дети, потому что я люблю вас; …

Я вас люблю, а это самое главное». Если вдуматься, какая глубокая христианская мысль: «вы мои дети, потому что я люблю вас», а не «я люблю вас, потому что вы мои дети». В свете этого особой духовностью наполняется название сарафановской оратории «Все люди братья».

Любовь открывает ложность посылки Бусыгина о толстокожести людей, утверждает истинность другого тезиса —

Об их братстве.

Вампилов разрушает стереотипы вроде «лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Еще М. Горьким в пьесе «На дне» была поставлена проблема правды и лжи, решение которой вовсе не так просто, как долгое время толковалось в школьных учебниках. Хрестоматийное отрицание необходимости и гуманности утешительных сказок Луки — не совсем верная и уж, конечно, не единственная трактовка пьесы Горького.

У Вампилова идеальный постулат наполняется реальной жизнью. И оказывается, что иногда пороком бывает и безоглядная правда.

В доме Сарафановых тоже существует вранье: отец врет детям, что все еще работает в филармонии; дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже врут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия отца, чтобы он не потерял свое достоинство.

Вот этого и не почувствовал Кудимов — по всем параметрам абсолютно положительный человек. Бусыгин дает ему ироническую характеристику, составленную из расхожих поведенческих норм: «Он большой и добрый. Некрасивый, но обаятельный. Веселый, внимательный, непринужденный в беседе. Волевой, целеустремленный.

Точно знает, что ему в жизни надо. Много на себя не берет, но он хозяин своему слову». Он никогда не опаздывает, знает, что ждет его завтра, всегда говорит только правду. Он не успокаивается, пока не докажет свою правоту. Все эти качества хороши, но они не одухотворены любовью.

Совет

Кудимов как хорошо отлаженный механизм, следующий схеме и не способный ни на какие душевные порывы. Он не плохой человек. Просто другой, не вписывающийся в систему вампи — ловских ценностей, где важнее всего — умение чувствовать другого, любить.

Кудимову близок Сильва. Он тоже почти не врет: ни когда идет в кино с Макарской, ни когда в порыве злости «раскрывает», что Бусыгин вовсе не сын Сарафанова. Сильва не способен любить, может только флиртовать с девушками.

Это какой-то опереточный персонаж, выпрыгнувший с легкостью в жизнь. Недаром у него и кличка такая, опереточная. Сильва родственен Кудимову не по внешним поведенческим параметрам, а по глухоте души, заторможенности чувств.

Пьеса «Старший сын» несла в себе узнаваемые мотивы времени.

1960-е годы с моральным кодексом строителя коммунизма, который должен был заучиваться в школе наизусть, с уже начавшимся раздвоением морали на личную и общественную узнаются и по социальному статусу героев (студент, интелли — * гент), и по социальному амплуа (пижон и стиляга), и по драматургическому стереотипу (подросток Васенька в духе розовских мальчиков, бунтующих против лжи взрослых). Вампилов уловил существенные тенденции времени, показал характер углубляющихся противоречий.

Трудно определить жанр пьесы Вампилова, хотя и называется она комедией. Начинаясь с водевильной интриги, «Старший. сын» продолжается как бытовая драма, заканчиваясь как мелодрама или- лирическая комедия. Спаянность разных элементов отражает неоднородную природу самой жизни, ее «разножан — ровость».

Интересно, что в пьесе с удивительной точностью соблюден закон поэтики классицизма о трех единствах в драме — места (дом Сарафановых), времени (одни сутки), действия (развитие одной сюжетной линии). Как в классицистической комедии герой делает три попытки выхода из им же созданной ситуации.

Но каждая проваливается из-за парадоксальной реакции действующих лиц и самого героя. Характерна и еще одна черта, наблюдаемая в комедиях классицизма, — двойственное существование героев. Герой выступает в двух ипостасях: как нечто мнимое, кем он притворяется (вспомните пьесы Мольера, Бомарше), и в своей настоящей сущности.

В «Старшем сыне» Бусыгин тоже мнимый сын. Но в отличие от пьес классицизма, где мнимое в финале распознавалось и высмеивалось как фальшь и : лицемерие, у Вампилова мнимость оказывается сущностью, оборачивается истинным родством душ и сердечностью.

Обратите внимание

В финале, когда Сарафанов-старший не хочет верить, что Бусыгин не его сын, герой признается: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын». Так игра, притворство обнаруживают глубинную, сокровенную сущность героев.

Пьесы Вампилова, обладая энергией всевременности, все — таки были рождены в 1960-е годы, несли приметы этих лет. По ним можно проследить, как менялся моральный климат в обществе, что происходило с человеком, не желавшим терять свою внутреннюю свободу. Повзрослевшие к началу 1970-х герои Вампилова уже иные.

Это герои трагические. Они не сумели реализовать идеалы молодости; лицемерие, двойная мораль, ставшие законом общественной жизни, разъедают их души. Они живут неистинной жизнью, какой, впрочем, живет все общество, фальшь которого так глубоко проникает внутрь, что деформирует человека.

Он еще пытается сопротивляться, барахтается, но непоправимо изуродованы сами формы сопротивления среде, опрокинуты нравственные ориентиры, смещены критерии оценки хорошего и плохого. Герой испытывает глубокий душевный кризис, но очищенным из него не выходит.

Таков герой трагикомедии «Утиная охота» (1970) Зилов, которого терзает экзистенциальная тоска по иной — настоящей — жизни.

Александр Вампилов оставил не такое уж большое наследство — четыре одноактные и четыре многоактные пьесы. И тем не менее в литературе и театральном искусстве укрепилось понятие «театр Вампилова».

Это значит, что драматург создал свой уникальный художественный мир, свою эстетическую систему. Все вампиловские пьесы полифоничны, допускают разные толкования при том, что авторский идеал выражен достаточно отчетливо. Можно было бы назвать Вампилова драматургом-быто — виком.

Действительно, его герои живут в повседневном быту, в окружении бытовых реалий. В сфере быта реализуется социальная картина времени.

Важно

Но быт вмещает экзистенциальные проблемы бытия и раздвигается до философского понимания человеческой жизни, до проблем общечеловеческого братства или всеобщего отчуждения, потери собственного «я» или самоидентификации.

Будучи отражением нравственности и идей времени, герои Вампилова несут в себе и общефилософский потенциал, что определяет их постоянную актуальность.

Вампилов пришел в литературу в конце 1960-х, его пьесы появились на фоне арбузовско-розовской драматургии, разрушавшей концепцию человека-винтика.

В отличие от драматургов старшего поколения, которые видели источники конфликтов в прошлом, Вампилов показал негативные тенденции в современной ему жизни, открыл нарастающую бездуховность общества. Он писал о людях, испытываемых бытом, спокойной и сытой жизнью.

Эти испытания оказались драматичными, наполненными глубокими конфликтами.

Позже, уже в середине 1970-х, появилась «поствампиловская» драма, или драма «новой волны», которая расширила сферу быта в его воздействии на характер, показала бездны и провалы в жизни нового — маргинального, переходного героя. Но это был уже другой — не вам — пиловский герой. Драматурги «новой волны» и не пытались «спаять любовью» своих героев, как это было в пьесах Вампилова.

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/russkaya-proza-xx-veka/osobennosti-dramaturgii-a-vampilova/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector