Анализ романа достоевского идиот

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский) | Литерагуру

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» является сегодня одним из самых популярных и востребованных произведений русской литературы. Уже много лет создаются и продолжают создаваться различные интерпретации этого великого творения: экранизации, оперные и балетные прочтения, театральные постановки. Роман популярен во всем мире.

История создания

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери.

Обратите внимание

Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора.

Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Жанр, направление

Во второй половине XIX века писатели особенное внимание уделяли жанру романа. Возникали различные поджанры, связанные с направлением, стилем, структурой. «Идиот» Достоевского относится к лучшим примерам философского романа. Этот вид прозы возник ещё в эпоху Просвещения в западноевропейской литературе. Отличает его акцент на размышлениях героев, разработке их идей и концепций.

Немало интересовало Достоевского и исследование внутреннего мира персонажей, что даёт основание относить «Идиот» к такому виду романа как психологический.

Суть

Князь Мышкин приезжает из Швейцарии в Петербург. С маленьким узелком вещей в руках, одетый не по погоде, он отправляется в дом Епанчиных, где знакомится с генеральскими дочерями и секретарём Ганей. У него Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, а позднее узнаёт некоторые детали её жизни.

Молодой князь останавливается у Иволгиных, где вскоре встречает саму Настасью. Покровитель девушки сватает её за Ганю и даёт за неё приданое 70 тысяч, что привлекает потенциального жениха. Но при князе Мышкине происходит сцена торга, где участвует Рогожин, ещё один претендент на руку и сердцу красавицы. Итоговая цена – сто тысяч.

Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ней тем же вечером. Он встречает там множество гостей: генерала Епанчина, Фердыщенко, Тоцкого, Ганю, — а ближе к ночи является и сам Рогожин с газетным свёртком, в котором обещанные сто тысяч. Героиня бросает деньги в огонь и уезжает с избранником.

Спустя шесть месяцев князь решает навестить Рогожина в его доме на Гороховой улице. Парфён и Лев Николаевич обмениваются крестами – теперь, с благословения матушки Рогожина, они братья.

Через три дня после этой встречи князь едет в Павловск на дачу к Лебедеву. Там после одного из вечеров Мышкин и Аглая Епанчина договариваются о встрече.

После свидания князь понимает, что полюбит эту девушку, а через несколько дней Льва Николаевича провозглашают её женихом. Настасья Филипповна пишет письмо Аглае, где убеждает её выйти замуж за Мышкина.

Вскоре после этого происходит встреча соперниц, после которой случается расторжение помолвки князя и Аглаи. Теперь общество в предвкушении другой свадьбы: Мышкина и Настасьи Филипповны.

Важно

В день торжества невеста сбегает с Рогожиным. На следующий день князь отправляется на поиски Настасьи Филипповны, но никто из знакомых ничего не знает. Наконец Мышкин встречает Рогожина, который приводит его в свой дом. Здесь под белой простынёй лежит труп Настасьи Филипповны.

В итоге от всех полученных потрясений главный герой сходит с ума.

Главные герои и их характеристика

  1. Князь Лев Николаевич Мышкин. В черновиках писатель называет протагониста князь Христос. Он является центральным персонажем и противопоставлен всем другим героям произведения. Мышкин взаимодействует практически со всеми участниками действия. Одна из его главных функций в романе – раскрытие внутреннего мира персонажей.

    Ему не составляет труда вызвать собеседника на откровенный разговор, узнать его сокровенные мысли. Для многих общение с ним подобно исповеди.

  2. Антиподами Мышкина выступают Ганя Иволгин и Парфён Рогожин.

    Первый из них слабохарактерный, женственный, прельщенный деньгами молодой человек, который хочет выбиться в люди любой ценой, но все же испытает стыд за это. Он мечтает о статусе и уважении, но вынужден терпеть лишь унижения и неудачи. Богатый купец Рогожин одержим одной лишь страстью – владеть Настасьей Филипповной.

    Он упрям и готов на всё для достижения цели. Его не устроит никакой другой исход, но жизнь в страхе и сомнении, а любит ли она его, не сбежит ли, не для Рогожина. Потому их отношения заканчиваются трагедией.

  3. Настасья Филипповна. Роковая красавица, чью истинную натуру угадал только князь Мышкин.

    Её можно считать жертвой, можно демоном, но больше всего в ней привлекает то, что роднит ее с самой Клеопатрой. И это не только покоряющая красота. Известен случай, когда египетская властительница растворила огромную жемчужину. Реминисценцией этого поступка в романе является эпизод, где Настасья Филипповна бросает в камин сто тысяч рублей.

    Прототипом героини считается Аполлинария Суслова, возлюбленная Достоевского. Она испытывает презрение к деньгам, ведь за них купили ее позор. Бедную девушку соблазнил богатый господин, но он стал тяготиться своим грехом, поэтому пытался сделать из содержанки порядочную женщину, купив ей жениха – Ганина.

  4. Образ Настасьи Барашковой оттеняет Аглая Епанчина, антипод и соперница. Эта девушка отличается от своих сестер и матери. В Мышкине она видит гораздо больше, чем чудаковатого глупца, и не все из родных могут разделить её взгляды. Аглая ждала человека, способного вывести её из закостенелой, загнивающей среды.

    Сначала таким спасителем она представляла князя, затем некоего поляка-революционера.

Интересных героев в книге больше, но мы не хотим слишком уж затягивать статью, поэтому если вам необходима характеристика персонажа, которой тут нет, напишите об этом в комментариях. И она появится.

Темы и проблемы

  1. Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие. Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег.

    В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.

  2. Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия. К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин.

    Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.

  3. Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях.

    Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.

Здесь также, как и с героями, разбирать тематику и проблематику можно долго.

Если чего-то конкретного вам все же не достает, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

Главная мысль

Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма.

Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин.

Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.

Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим.

В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна.

Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

Чему учит?

Роман «Идиот» учит верить в людей, ни в коем случае не осуждать их. В тексте поданы примеры, как можно наставлять общество, не ставя себя при этом выше его и не прибегая к прямому морализаторству.

Роман Достоевского учит любить, в первую очередь, во спасение, всегда помогать людям. Автор предупреждает, что о низких и грубых поступках, совершенных сгоряча, после которых придётся жалеть, но раскаяние может наступить слишком поздно, когда исправить уже ничего нельзя.

Критика

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-idiot-f-m-dostoevskij/

«Идиот» Достоевского: подробный анализ романа

При создании образов «Идиота» на Достоевского оказало влияние творчество Сервантеса, Гюго, Диккенса.

Особенно заметен след «Египетских ночей» Пушкина, ставших культурной и духовной моделью романа; процитировано в нем и пушкинское стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный…». Отдельные мотивы произведения восходят к русской сказке и былине.

В «Идиоте» переистолкованы апокрифы, прежде всего легенда о Христовом братце. Существенное значение имеет и сближение с Новым Заветом.

Совет

Пораженный образом Гольбейна Младшего, поставившего под сомнение Преображение и, следовательно, Богосыновство Христа, утвердившего смерть как суть земного бытия, Достоевский вдохновлен мыслью об искусстве, что должно послужить великой цели подтверждения Блага и искупительной дарованности света человеку, прозрения и спасения.

Творческое открытие писателя — лицо, к какому стягиваются все смыслы произведения, князь Мышкин. Идея о жертве Богочеловека, родившаяся у Достоевского в преддверии Пасхи, становится сверхтемой романа. Искупительные страдания Сына Божия, переживаемые как современное событие,— обоснование прообразности «Идиота».

В черновиках записано: «Сострадание — все христианство». Рубежное значение имеет припоминание князем Лиона и эшафота. Рассказанные Мышкиным истории о приговоренных к смертной казни есть апофеоз жизни, пронзенной чудом.

Герой привозит в петербургский мир и оглашает Епанчиным завет о цене космического и личного бытия, ценность которого становится столь очевидной при смертном обрыве.

Князь, вспоминая о политическом преступнике, называет и вектор преображения человека: увидеть собственными глазами свет истины на земле, прикоснуться к небесной красоте, слиться с энергией Бога в единении церковного горения. Текущее время совмещает два взгляда: с эшафота вниз и с него же вверх. С одной связана только смерть и падение, с другой — новая жизнь.

Роман «Идиот» Достоевского — творение о смерти и о силе ее одолеть; о смерти, через которую познается целомудренность существования, о жизни, какая и есть эта целомудренность. «Идиот» — проект общего и индивидуального спасения.

Жизнь появляется, когда мука стала причастным терзанием, когда молитвенный жест претворился реальным последованием за Искупителем. Мышкин собственной судьбой повторяет миссию Богосыновства.

И если на уровне психологическом, сюжетном он может быть рассмотрен как «юродивый», «праведник», то мистическая ступень образа князя Мышкина нивелирует такие уподобления, выдвигая на первый план отношение ко Христу. Мышкин обладает способностью знать чистоту и невинность человеческой души, видеть за слоями греха исконное.

Обратите внимание

Для романа в целом важен духовный визионерский настрой, когда сквозь художественную фабулу просматривается проблема борьбы за судьбу человека. Князь оставляет в первый же день завет поступка: отыскать красоту Искупителя и Богоматери и следовать ей. Одна же из сестер Епанчиных озвучивает недуг мира: неумение «взглянуть».

Догматика снисхождения Бога к людям и восхождения твари («обожения») получает художественное воплощение в образах и идеях романа. Осмысливая взаимосвязь времени и вечности, Достоевский стремится к прояснению художественного календаря.

Центральным днем в первой части «Идиота» становится среда 27 ноября, соотнесенная с празднованием иконы Божией Матери «Знамение». Именно в появлении странного князя ощущает Лизавета Прокофьевна Епанчина необыкновенное значение дня. Образ «Знамения» подсказывает дальнейшую историю принятия и отвержения миром Христа-младенца.

Апофеоз отождествления Мышкина и «младенца», «агнца» — в эпизоде дня рождения Настасьи Филипповны. Тогда же выясняется и прообраз героини: ей дана возможность стать Богоматерью. Ожидаемый брак князя и Настасьи Филипповны — обручение Христа и Церкви.

Но героиня не решается выбрать между двумя кардинально разнящимися символами: святостью Марии и адской судорогой Клеопатры. Она не сохранила веру в вечный источник жизни, ей свойственна духовная бездомность, мир обращается для нее преисподней.

В романе усиливается трагическое начало, поскольку нет утверждения Церкви. Достоевский создает сюжетные ситуации с тем, чтобы в них проявился лик героев, раскрылась новая жизнь. Новый Город — «Новгород», «Неаполь» — символ авторской концепции. Однако сложения земного и небесного Иерусалима не происходит.

Писатель будто и не знает грозного Христа, апокалиптического Судию. Его Богочеловек — всегда распятый, на кресте, всегда Искупитель. В связи с этим наиболее спорной оказывается трактовка образа князя Мышкина.

Наряду с высказываемыми идеями о богочеловеческой прообразности его, существует представление о «христоподобности» персонажа и даже его принципиальной несхожести с Христом.

Идея смешения добра и зла, болезненности души лежит в основе образа Рогожина. И если Настасья Филипповна — духовный символ смятения, то Парфен Рогожин — мрака, иррационального пленения тьмой.

Несоответствие реальности поведения и заданного масштаба бытия подчеркнуто неисполненностью личных имен: Парфен — «девственник», Анастасия — «воскресение». Тогда же как имя князя «Лев» — указание на изображение Христа-младенца.

С тайной преображения связан и тот свет, что озаряет Мышкина во время эпилептического припадка. Он явно соотносим с иконописным ассистом, объявляющим божественность Мессии.

Важно

Символика «надмирности» главного героя поддерживается и аналогиями, выделенными в ретроспекциях второй части романа: соответствием сюжетной линии Мышкина Рождеству, Богоявлению (пребывание героя в Москве) и Воскресению (записка «на Страстной» к Аглае).

Три последние части романа — исход величайших христианских событий, демонстрирующий их апокалиптическую заостренность. Апокалиптический Вход Господень, апокалиптические Страстные Четверг и Пятница, наконец, Воскресение из мертвых, ожидаемое писателем,— излом времени, который превышает земную историю и дарует вечность.

Таков мистический фундамент романа. Это своеобразное истолкование Достоевским пришествия Христа позволяет писателю надеяться на перерождение человека и человечества, на достижение духовного рая очищающейся душой. Многочисленные параллели с Евангелием от Иоанна обнажают метасмысл образа главного героя.

Например, слова Мышкина о вере близки двенадцатой главе Евангелия — молениям Христа, а также надписям на иконе «Споручница грешных» и образу «Достойно есть». Лейтмотивом повторяется мысль о необходимости восстановления личности, возобновления союза с Творцом на основе безграничной любви, благодаря Христовой красоте, которой мир спасется.

Это и есть рай; полнейшее обретение его возможно, когда времени больше нет.

В минуту высочайшего томления, аналогичного молению Искупителя на Елеонской горе, Мышкин сталкивается с безумием Настасьи Филипповны, непрестанно появляющейся в виде языческой богини, и с демонической одержимостью Рогожина, отвергающего крестовое братство. Три части романа проходят под знаком катастрофы для мира, лишающегося спасения.

Существо крестного подъема раскрывается на дне рождения Мышкина, выстроенного по рамкам Страстного Четверга. Символика Тайной Вечери контрастна удрученности Лебедева и жестам Рогожина и Ипполита Терентьева. Характерно, что именно в этой части «Идиота» осмысливается облик Богочеловека. Богословский накал вопроса проистекает от восприятия картины Ганса Гольбейна.

В противовес образу, от которого «у иного еще вера может пропасть», Мышкин проникновенно говорит о неумираемости веры, даже в самом преступном сердце. Сущность христианства слышится в словах «простой молодки» — о духовной радости покаяния, о радости быть сыновьями Бога. Копия же в доме Рогожина явно замещает собой крест, пристроена на месте распятия.

В высоте вместо света, явленного Мышкину, мрак уничтожения, вместо рая, предлагаемого князем, — могила. Силуэт базельского ужаса благословляет на уверенность в том, что Бог мертв навсегда. Статус его в петербургском пространстве выраженно иконоборческий. От вида этой картины теряет веру и сам Рогожин, и шаткая в ней Настасья Филипповна.

Совет

К очевидцам несомненного поражения Помазанника, свидетелям Божественной неудачи относит себя Ипполит, чье «Объяснение» — философское обоснование личного неверия. Гностик Ипполит называет земное трупным собранием, скопищем истлевшего. Ему кажется, что грубая и злая сила материальности уничтожает Спасителя.

Это фактически приводит умирающего от чахотки подростка к разумному богоборчеству, но одновременно его сердце хранит память о Мессии.

Идея Ипполита сформировалась в день Вознесения Господня, будучи антитезой смыслу христианского праздника. Попыткой самоубийства он бросает дерзкий вызов мирозданию и Творцу.

Неудавшийся выстрел — знак промыслительного участия Бога в человеческой судьбе, неисповедимости Провидения, залог иной жизни. Это опровергает безнадежность картины, даруя простор бытия за пределами времени.

Мир попал в ловушку казуистики (в том числе католической и социалистической) и бесчудесности, выбраться из которой можно после окончательного поражения зла, лишь в апокалиптическом преображении.

Мышкин подает пример жития, сподобиться его — задача человечества. Шанс, общий для всех, — приобрести «идиотизм», присущий князю, т.е. мудрость видения. Софиологическое упование автора дополняет идейную постройку романа, оно противостоит позитивистскому знанию.

Припадки Мышкина обнаруживают некрасивость земного, пребывающего в обстоятельствах грехопадения естества, а вот в духовном средоточии нет ни боли, ни ужаса, нет безобразия и покоится красота. Так и в «Мертвом Христе» все же жив Сын Божий. Мысль о новом свете, о сосложении общества как Церкви связана также с образом Аглаи Епанчиной.

Но и она не способна принять подвиг жены-мироносицы, к чему взывает Мышкин. Читая балладу Пушкина, Аглая обрисовывает собственный идеал, предстающий в виде кумира, идола, того же она требует и от князя. Ценность жизненного последования «паладина» интерпретируется ею в качестве слепого приношения, неистовства языческой слепоты, подобной поступку невольника Клеопатры.

Обратите внимание

Говорит же о темном увлечении та, чье имя — «блестящая». Эпизод встречи Аглаи и Настасьи Филипповны выявляет невозможность реализоваться в них христианской любви, что обрекает князя на одиночество Голгофы. Финальные главы романа означены совпадением числовой символики воскрешения и восьмого (апокалиптического) дня.

Приход князя Мышкина в дом Рогожина, когда уже убита Настасья Филипповна, восстанавливает извод иконы «Сошествие во ад», иконы Пасхи. Второе пришествие и восхождение спасли жизнь. В ответ — собирающееся вокруг страдальца человечество: Коля Иволгин, Евгений Павлович Радомский, Вера Лебедева, Лизавета Прокофьевна, познавшие завет русского Христа.

Эпилог сужает масштаб произведения, служа цели предупреждения, раскрывая изложенное романом в саму действительность. Иконой и храмом должен соделаться человек, таким должно стать человечество. Представляя князя «сфинксом», Достоевский максимально освобождает голоса героев и оценки читателей от диктата собственной позиции.

Конец 1860-х — начало 1870-х гг.— проявление и оформление новой эстетической системы Достоевского, в основе которой лежит мысль о соотнесенности эстетического идеала с Боговоплощением, Преображением и Воскрешением.

Достоевский последовательно шел по стезе мистического реализма, символические способности которого позволяли выводить сверхсущностное на уровень бытия, тем самым максимально устраняя момент распада между творчеством литературным и созиданием христианским.

Первая инсценировка романа была осуществлена в 1899 г. в Малом и Александринском театрах. Самой значительной стала постановка Г А. Товстоногова в 1958 г. на сцене БДТ им. М. Горького.

В спектакле БДТ роль Мышкина исполнял И.М. Смоктуновский, а Рогожина — Е.А. Лебедев. Другая трактовка романа — в спектакле-триптихе Московского драматического театра на Малой Бронной, поставленном С.

Женовачем.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/idiot_dostoevskogo_podrobnyj_analiz_romana/66-1-0-1303

Анализ романа «Идиот» Достоевского

Прежде чем проводить краткий анализ романа «Идиот», надо отметить, что Федор Достоевский реализовал в этом произведении свои давние творческие задумки, которые созревали у него достаточно долгое время. Известный русский мыслитель много анализировал и размышлял над сюжетной линией, а также характерами героев. Результат превзошел все ожидания.

Главным героем романа «Идиот» является князь Мышкин. Сам Достоевский дал Льву Николаевичу Мышкину авторскую оценку, сказав, что он действительно «прекрасная личность», потому что воплотил в себе не только добро, но и христианскую мораль.

Благодаря доброте, честности, бескорыстию и великому человеколюбию князь так разительно отличался от окружающих, которые погрязли в лицемерии и жадности, ставя во главу угла деньги и жажду наживы.

Важно

Это одна из ключевых мыслей в анализе романа «Идиот», ведь именно поэтому князь Мышкин в глазах окружения действительно являлся просто «идиотом».

Вспомним, какой образ жизни вел князь. По большей части он был замкнут в себе, и только когда Лев Николаевич стал вращаться в высшем свете, понял, что вокруг царит антигуманность, жестокость и прочие пороки людей. Достоевский ассоциирует этого персонажа с Иисусом Христом, а точнее, с той целью, ради которой он приходил на землю.

Мышкин, как и Иисус, погибает, при этом прощает людей — тех, кто был его врагами. Кроме того Мышкин хочет оказать настоящую помощь обществу, отдельным людям, и старается вдохнуть в них добрые начала, подавая соответствующий пример. Указанная выше параллель ярко видна, когда мы делаем анализ романа «Идиот», не упустите эту деталь.

Другие детали анализа

Посмотрим на композиционный строй произведения — в его центре непосредственно образ главного героя, и весь сюжет, все остальные персонажи тесно переплетены именно с ним. О каких персонажах идет речь? Мы говорим о семье генерала Епанчина, о купце Рогожине, о Настасье Филипповне, о Гане Иволгине и некоторых других.

Красной нитью повествования также является противостояние добродетели князя Мышкина и привычного жизненного уклада людей из света. Автор поставил задачу отразить негативную сторону этого контраста, которая видна даже самим героям противостояния. Они всё понимают, но им не оказалась близка безграничная доброта, и они отвергли ее.

Есть ли в романе символы? Безусловно, и делая анализ произведения «Идиот», невозможно пройти мимо этого аспекта. Главный герой здесь становится символом христианской любви, Настасья Филипповна ассоциируется с красотой, а символический характер картины «Мертвый Христос» особенно яркий, ведь Мышкин говорит о том, что если ее созерцать, можно лишиться веры.

Какие выводы можно сделать?

Финал романа трагичен, и приводят к такому финалу полная бездуховность и факт отсутствия веры. Можно с разных сторон смотреть на суть финала и по-разному оценивать его, но Достоевский делает четкий акцент на физической и душевной красоте, которые не могут выжить среди корысти, жажды наживы и лицемерия.

Индивидуализм и идеалогия «наполеонизма» неуклонно растут. Достоевский подмечает это.

И хотя автор выступает за свободу, присущую любой личности, он убежден, что зачастую антигуманные поступки совершаются вследствие неограниченного и бесконтрольного своеволия.

Когда индивидум пытается самоутвердиться, это приводит к преступлению. Достоевский расценил революционное движение как самый типичный бунт анархистов.

Интересно, что характеры всех персонажей, которые имели взаимодействие с характером князя Мышкина, развивались в лучшую сторону, а благодаря образу доброго человека, который имеет библейское основание, мы видим причину такого положительного изменения.

Вы прочитали анализ романа «Идиот» Достоевского, и надеемся, что он оказался для вас полезным. Возможно, вас также заинтересуют статьи по теме:

  • Биография Федора Достоевского
  • Краткое содержание романа «Идиот»

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-romana-idiot-dostoevskogo

Анализ романа Идиот Достоевского

Роман Федора Достоевского «Идиот» (очень краткое содержание) — один из шедевров русской классической литературы. Интерес к этому произведению прослеживается до сих пор. И не только среди читателей нашей страны, но и за рубежом.

И это неудивительно, ведь роман – кладезь для философов. Произведение наполнено символическим содержанием. В каждого героя Достоевский вложил скрытый смысл.

Например, Настасья Филипповна символизирует собой красоту и девичью страсть, а князь Мышкин – христианскую любовь и справедливость.

Совет

Чтобы как можно более понять смысл и суть произведения, необходимо обратиться к его анализу.

Самая важная цель этого произведения – показать процесс разложения общества того времени, в частности в кругах интеллигенции. Читатель может отметить, как именно происходит этот процесс разложения: посредством любовных измен, душевной низости и двойной жизни.

Автор создал образ прекрасного человека, наделенного такими качествами, как справедливость, доброта и искренность. Но вместе с этим Достоевский показывает читателям, что к великому сожалению, прекрасной души человек не способен выстоять перед полчищем людей гнусных и жалких.

Он становится бессильным, окруженный людьми завистливыми и расчетливыми.

Однако смысл романа в том, что по большей части гнусному обществу просто необходим праведник. Этим праведником жизни по христианским канонам и является князь Мышкин. Именно с ним каждый другой герой произведения чувствует себя в некоторой безопасности ото лжи и притворства, ведет себя естественно и наконец, познают собственную душу.

Достоевский поднимает множество тем в романе. Одной из самых вопиющих является тема корыстолюбия. Желание добиться определенного статуса и видение счастья в несметных богатствах прослеживаются в таких героях романа, как Ганя Иволгин, генерал Епанчин и Тоцкий. Автор подчеркивает, что в подобном обществе не добьется успеха тот, кто не умеет лгать, у кого нет связей и знатного имени.

Конечно, Достоевский не мог не осветить тему религии. И главный персонаж, напрямую причастный к теме христианства, конечно, князь Мышкин. Именно он является некоторым спасителем романа.

Его можно сравнить с самим Иисусом Христом, пожертвовавшего собой ради спасения других. Именно благодаря князю Мышкину другие герои произведения учатся быть милосердными и проявлять сострадание к ближнему.

Ими являются Варя, Аглая и Елизавета Петровна.

Наряду с религиозной тематикой, в произведении прослеживается и тема любви во всех ее видах. Например, любовь князя Мышкина к Настасье Филипповне является христианской, как считает сам герой романа, его чувства – «любовь из жалости».

Обратите внимание

То, что называет любовью свои чувства Рогожин, не что иное, как страсть. Ведь пойти на такой поступок как убийство можно только из страсти, но никак не из любви. У Гани Иволгина же любовь имеет тщеславный характер.

Его чувства измеряются количеством денег, которые он может получить, хорошо сыграв роль любящего человека.

Роман Федора Достоевского создан с целью призвать людей к любви во благо. Вместе с этим автор учит читателей верить в спасение человеческой души и в нем же видеть цель жизни.

Анализ краткий

Замысел «Идиота» у Достоевского появился в процессе написания им другого, тоже бессмертного романа «Преступления и наказания». Если в «Преступлении и наказании» Раскольников потерял веру во всё: в Бога, в человечество, даже в себя. Пытается утвердится, как личность, через преступление.

Главный герой романа «Идиот» князь Мышкин, наоборот, воплощает в себе не только доброту но и веру, не только в Бога и в людей тоже, у него есть надежда что из массы негодяев найдётся один достойнейший человек.

Именно благодаря своей честности и доброте князь очень выделяется на общем фоне других людей. Остальные подлые и корыстные люди делают всё для выгоды своей либо для того что бы совершить подлость для других.

Мышкину же претит такая жизнь, он её понимает отчасти, но не принимает. Для остальных же эта персона действительно не понятна и даже более того злые языки окрестили его оскорбительным «прозвищем – идиот».

Его не могут (не хотят) понять. Хотя многим нравится его честность, однако многих даже его хороших знакомых это со временем раздражает. По сути друзей, настоящих и искренних у князя так и не появляется.

Достоевский как опытный психоаналитик отобразил суть того времени в котором жил. Он поставил две противоположности и как бы сравнил их. Суть же которую он подметил заключается в той революционности и распаде который надвигался на Россию.

Достоевский ещё в «Бесах» предсказал то, что произойдёт с Россией если начнётся революция и как это будет. «Затуманится Русь…», — так говорит главный антигерой романа Верховенский.

Важно

И таких Верховенских много ходило по Руси, именно они сотворили революцию 1905 года и две революции 1917.

Общество и люди в целом перестали воспринимать и принимать добро и честность. Они в них не верят, да и сами таковыми не являются. Князь Мышкин их раздражает. Всё же его честность обезоруживает зло. Но, к сожалению далеко не всегда. Окружающее зло и непонимание, а так же перенесённая болезнь делают князя замкнутым в себе. Он знакомится с «высшим» светом и находит его жестоким и порочным.

Вообще Достоевский показывает в Мышкине, — Христа, да по сути он им и является. Он пытается побудить людей к добру, всех прощает даже врагов но погибает. Его губит непонимание окружающих.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-romana-idiot

Анализ романа Достоевского Идиот

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю литературы как мастер философского романа. Внутренний мир, душевные терзания, поступки его героев – не что иное, как плод для размышления для читателя.

Роман «Идиот» Достоевского известен на весь мир. Его до сих пор читают и инсценируют в театрах и кино не только в России, но и за рубежом.

Автор попытался показать, насколько было разложено интеллигентное общество в этот период 19-го столетия. Даже самые образованные люди не могли ничего добиться в жизни без связей, денег, поддержки, впрочем, как и в настоящее время.

Роман будет актуален всегда, так как до сих пор эти злободневные проблемы присутствуют в современном обществе.

Князь Мышкин – главный герой – человек необычайной душевной организации. Человек – солнце, взрослый ребенок. В его душе нет места подлости и лжи. Он удивительно правильно воспитан, и, тем самым, совершенно неприспособлен к этому жестокому миру.

Попадая в Россию, он, со своей неколебимой верой в прекрасное, сталкивается с совершенно другим пониманием жизни, чести, достоинства. Он потрясен, но измениться, увы, не в состоянии.

В противопоставление князю Мышкину в романе присутствует образ Парфена Рогожина, с которым судьба сводит главного героя в самом начале повествования.

Совет

Состоятельный купец, открытый, безумно желающий падшую красавицу Настасью Филипповну, плюющий на общественное мнение и откровенно презирающий предрассудки общества. Он закален жизнью в этом разложившимся обществе, у него есть свое понятие чести и финансовая независимость. Его судьба тоже не завидна.

Не в состоянии делить любимую женщину и жить в страхе, останется она с ним или нет, Рогожин убивает Настасью, а сам сходит с ума от собственной страсти.

Мышкин тоже влюбился в роковую красавицу Настасью, но какую-то часть его души заполнила и Аглая, девушка мечтающая вырваться из этого болота. В князе она увидела своего спасителя и потянулась к нему всей душой, несмотря на то, что все вокруг считали его чудаком.

Любовь князя и его метания между двух женщин, к которым он относился с благоговейным трепетом, еще более усилили терзания души главного героя, но показали читателю, насколько человек может быть внимательным и чутким по отношению к предмету своего обожания. В итоге князь расстается с Аглаей, а позже узнает от Рогожина страшную правду о кончине Настасьи Филипповны. Успокаивая несколько дней несчастного Парфена перед трупом любимой женщины, князь сам сходит с ума.

Однако, личность главного героя, его поступки и мировоззрение не прошло бесследно мимо тех, с кем он соприкоснулся. Князь помог увидеть другим свое искривленное отражение в зеркале души. Да, общество его не оценило.

Князь так и не смог приспособиться к местному обществу, рассудок его не выдержал такого психологического надлома. Единственный чистый, мудрый и светлый человек был сломан душевно и физически.

Его так не хватало России! Князь является прообразом Христа, положившим голову на плаху ради спасения людей.

До тех пор, пока в нашем обществе будут существовать такие мышкины – есть надежда на то, что люди будут становиться чище и лучше.

Вариант 2

Роман «Идиот» Ф. И. Достоевского – великое произведение всех времен, давняя задумка и важная творческая часть его жизни.

Главный герой – князь по фамилии Мышкин является олицетворением высокой морали и бескорыстности. По мнению самого автора это человек – моралист, добросердечен и открыт для общества. Он честен перед собой и людьми, несмотря на то, что живет в мире материальных ценностей и лицемерия. По мнению же людей, которые его окружают, князь Мышкин является простым «идиотом».

Треть своей жизни князь не посещал светские мероприятия, он жил обособленно, замкнуто. Выход в свет стал для него ужасным открытием. Все что он увидел, привело Мышкина в недоумение и замешательство. Все что его окружало, было для Мышкина антигуманным, противоестественным, люди поразжали своими пороками, жадностью к деньгам и лицемерием.

Обратите внимание

Автор сопоставлял князя Мышкина с Иисусом Христом, который пытался вразумить людей и стать на путь исправления своих ошибок. Так и князь пытался сделать помыслы людей чище и добрее. Он так и погибает в стремлении сделать мир лучше, донести до общества принципы морали и искренних помыслов, которые бы не порочили его.

В отличие от других персонажей, таких как Рогожин, Настасья Филипповна, Ипполит т.д., не обладающих ничем кроме самолюбия, Мышкин является счастливым человеком.

Он говорит о том, что счастлив тот, кто умеет любить, именно любящий человек ищет радости, а разве ни это ли счастье? У других же играет гордость, и стремление обладать властью и превосходством.

Именно это внутреннее состояние души мешает людям открыть свое доброе сердце.

Широта души, простодушие и открытость никак не принимается обществом, его поведение кажется смешным и нелепым.

У людей другие ценности и нормы поведения, в которые князь Мышкин со своим мнением и отношением никак не вписывается. Но есть и те люди, которые искренне любят князя и всякий раз злятся и негодуют на него.

Они считают глупым поведением его распирания и откровенные речи перед недостойными его людьми.

Любовь к двум женщинам – Аглае и Настасье Филипповне, разрывает его изнутри. Аглаю он любит больше как женщину, к Настасье же относиться просто сострадательно и всепрощающе. В конце концов, волею судьбы и понимая, что он нужен Настасье Филипповне, он остается с ней.

Князь Мышкин – это олицетворение чистой христианской веры, высокой морали и просто искреннего и настоящего человека.

Он так и не смог донести до общества, что материальные блага и гордыня есть не что иное, как слабость духа и беспомощность. Человек должен жить в мире и согласии с самим собой, уважать и ценить мнение другого.

Финальная часть произведения достаточно трагична и к этому приводит человеческая безнравственность и полное отсутствие веры.

← Ипполит в романе Идиот ← Образ и характеристика Лизаветы в романе Преступление и наказание↑ ДостоевскийАнализ романа Преступление и наказание → Анализ романа Бедные люди →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/analiz-idiot

Проблематика и идейный смысл романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Проблема положительного героя

Роман «Идиот», над которым писатель трудился в Швейцарии и Италии, был опубликован в 1868 году. Прошло два года после написания «Преступления и наказания», но писатель по-прежнему пытался изобразить своего современника в его крайних, необычных жизненных ситуациях и состояниях.

Только образ преступника, пришедшего, в конце концов, к Богу. Уступает здесь место человеку-идеалу, уже несущему в себе Бога, но гибнущему (по крайней мере, как полноценная личность) в мире алчности и неверия.

Если Раскольников мыслит себя «человеком и богом», то главный герой нового романа Лев Мышкин, по замыслу писателя, таковым является. Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, и особенно теперь.

Важно

Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто брался за изображение прекрасного человека, всегда пасовали.

Потому что задача – безмерная… На свете есть только одно положительно прекрасное лицо – Христос. На первый взгляд идея романа кажется парадоксальной: в «идиоте», «дурачке», «юродивом» изобразить «вполне прекрасного человека».

Но не следует забывать, что в русской религиозной традиции слабоумные, как и юродивые, добровольно принявшие вид безумцев, виделись угодными Богу, блаженными, считалось, что их устами говорят высшие силы.

В черновиках к роману автор и называл своего героя «князь Христос», а в самом тексте настойчиво звучат мотивы Второго Пришествия. Первые страницы произведения подготавливают необычность Льва Николаевича Мышкина.

Оксюмороном (сочетанием несочетаемого) звучат имя и фамилия; авторская характеристика внешности скорее похожа на иконописный портрет, чем на облик человека в плоти.

Он является из швейцарского «далека» в Россию, из собственной болезни в больное, одержимое социальными недугами петербургское общество. Петербург нового романа Достоевского иной, нежели Петербург, ведь автор реалистически воссоздает специфическую социальную среду – столичный «полусвет».

Это мир циничных дельцов, мир приспособившихся к требованиям буржуазной эпохи аристократов-помещиков, таких, как владелец поместий и фабрик генерал Епанчин или член торговых компаний и акционерных обществ. Это мир чиновников-карьеристов, вроде «нетерпеливого нищего» Иволгина, мир купцов-миллионеров, каковым является Парфен Рогожин.

Это их семьи: жены, матери, дети; это их содержанки и слуги. Их особняки, квартиры и дачи…

Совет

В эту среду на правах родственника Епанчиных и является Лев Николаевич Мышкин, потомок обедневшего княжеского рода (однако в ходе действия автор наделяет героя неожиданным состоянием – солидным наследством). Он рано осиротел, был чрезвычайно слаб здоровьем, испытал заброшенность, одиночество.

Рос в Швейцарии, в недалеком соседстве с крестьянами и детьми. В нем самом много детского: кротость, искренность, незлобивость, даже ребяческая неловкость (вспомним хотя бы эпизод с разбитой «китайской вазой»); и в этом очевидна сознательная идейная установка христианского писателя, ведь в Евангелии говорится об особой близости детей Царствию Небесному.

Воспитывался Мышкин, по всей видимости, последователем французского философа и писателя Руссо, создавшего теорию формирования «естественного», близкого природе человека и написавшего ряд романов на тему воспитания.

Мышкин близок героям Руссо своей непосредственностью и душевной гармонией. Явственна в характере героя еще одна литературная параллель – с образом Дон Кихота, наиболее почитаемого Достоевским в мировой литературе героя. Как и Дон, Кихот, Мышкин поражает всех своей наивной верой в добро, справедливость и красоту.

Он страстно выступает против смертной казни, уверяя, что «убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье». Он чуток к любому чужому горю и деятелен в своем сочувствии.

Так, в Швейцарии сумел объединить детей состраданием к тяжелобольной, презираемой всеми девушке – «падшей» Мари и сделать остаток жизни обреченной на смерть почти счастливым.

Умиротворение пытается внести в душу еще одного смертельно больного – изверившегося, озлобившегося и отчаявшегося Ипполита Терентьева: «Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье».

Но прежде всего, по замыслу писателя, испытать на себе ощутимое положительное влияние Мышкина должны были главные герои романа: Настасья Филипповна, Парфен Рогожин и Аглая Епанчина. Отношения Мышкина и Настасьи Филипповны освещены легендарно-мифологическим сюжетом (избавление Христом грешницы Марии Магдалины от одержимости бесами).

Полное имя героини – Анастасия – в греческом означает «воскресшая»; фамилия Барашковая вызывает ассоциации с невинной искупительной жертвой. Особые художественные приемы использует автор, подчеркивая значимость образа, готовя восприятие героини Мышкиным: это разговор в поезде Лебедева и Рогожина о блистательной петербургской «камелии» (от названияромана А.

Дюма-сына «Дама с камелиями», где в мелодраматическом, «романтизированном» ключе изображается судьба парижской куртизанки); это поразившее князя портретное изображение женщины, изобилующее, в его восприятии, прямыми психологическими деталями: глаза глубокие, лоб задумчивый, выражение лица страстное и как бы высокомерное.

Обратите внимание

Особые художественные приемы использует автор, подчеркивая значимость образа, готовя восприятие героини Мышкиным: это разговор в поезде Лебедева и Рогожина о блистательной петербургской «камелии» (от названияромана А.

Дюма-сына «Дама с камелиями», где в мелодраматическом, «романтизированном» ключе изображается судьба парижской куртизанки); это поразившее князя портретное изображение женщины, изобилующее, в его восприятии, прямыми психологическими деталями: глаза глубокие, лоб задумчивый, выражение лица страстное и как бы высокомерное.

Поруганная честь, чувство собственной порочности и вины сочетаются в этой женщине с сознанием внутренней чистоты и превосходства, непомерная гордость – с глубоким страданием. Не по своей воле она стала содержанкой Афанасия Ивановича Тоцкого, который цинично считал себя «благодетелем» в прошлом одинокой беспомощной девочки.

Решив жениться на одной из дочерей Епанчина, он «пристраивает» Настасью Филипповну, выдавая замуж за Галю Иволгина с хорошим приданым. На собственном дне рождения разыгрывает эксцентрическую сцену Настасья Филипповна.

Предлагает Гане и всем собравшимся «господам» вытащить из пылающего камина брошенную ею пачку со ста тысячами рублей – выкуп Рогожина за ее благосклонность. Этот эпизод – один из сильнейших в романе.

В нем проявляются и характеры основных «претендентов» на Настасью Филипповну: не выдержав раздвоения (в нем борются жадность и остатки достоинства), падает в обморок. Одержимый страстью, собственник по натуре, Рогожин увозит героиню.

Ее «благодетели» недоумевают по поводу нелепых, с их точки зрения, претензий женщины на подлинное счастье, чистую любовь. По существу, только Мышкин глубоко понимает ее затаенную мечту о нравственном обновлении.

Он «с первого взгляда поверил» в ее невинность, в нем говорят сострадание и жалость: «Не могу я лица Настасьи Филипповны выносить». Считаясь женихом Епанчиной и переживая по отношению к ней чувство влюбленности, он все же в момент решающего свидания с обеими женщинами, устроенного ей, бессознательно выбирает Настасью Филипповну.

Важно

Нерациональный, импульсивный порыв Мышкина подтверждает существо глубинных оснований его личности, реализует осмысленное жизненное кредо героя.

Метания героя между двумя женщинами, со времен «Униженных и оскорбленных» ставшие устойчивой чертой художественного метода писателя, в «Идиоте» свидетельствуют не о двойной натуре Мышкина, а, скорее, о ее безмерной отзывчивости.

На важнейшие вопросы человеческой жизни в «Идиоте» нет однозначного ответа, но есть свет надежды. Кроме «положительно прекрасного человека», в романе живут и по-своему, как могут, служат добру Вера Лебедева, Коля Иволгин. Коля – первый представитель «русских мальчиков».

Так в мире романов Достоевского называются молодые люди, ищущие идеала, справедливости и всемирной гармонии. Это Аркадий Долгорукий – герой. Так в мире романов Достоевского называются молодые люди, ищущие идеала, справедливости и всемирной гармонии. Это Аркадий Долгорукий – герой.

Верой в Россию преисполнена проповедь общественно-исторических взглядов писателя, вложенная в уста вдохновленного Мышкина. «Кто почвы под собой не имеет, тот и Бога не имеет».

И пусть он обращается к лицемерной, озабоченной лишь собственными хищническими интересами высшей знати на одном из вечеров у Епанчиных, пусть обманывается в ней!Достоевский – художник и мыслитель – обращает патетические слова. Кажется, не только в социальной, нравственной, но и в метафизической (то есть общефилософской) сфере терпят фиаско идеи, проповедуемые центральным персонажем.

Примиренным с самими основами бытия умирает Ипполит Терентьев – идеологический противник Мышкина в романе. Подобно подпольному человеку, жаждущему веры, он не принимает её из-за разрушающей силы природы.

На важнейшие вопросы человеческой жизни в романе нет однозначного ответа, но есть свет надежды.

Кроме положительно прекрасного человека, в романе живут и по-своему, как могут, служат добру Вера Лебедева, Коля Иволгин.

Коля – первый представитель русских мальчиков. Так в мире романов Достоевского называются молодые люди, ищущие идеала, справедливости и всемирной гармонии – это Аркадий.

Также, конечно, Алеша Карамазов о судьбоносных для человечества взаимоотношениях России и Европы не только к героям романа, но и к современному читателю, к потомку.

Совет

Проповедуя идею, он считает, что безбожный, или католический, Запад, порожденные им социализм или буржуазность должны быть побеждены «только мыслью, русским Богом и Христом».

Публицистическое начало, идейная тенденциозность – отличительные

признаки метода всех «поздних» романов Достоевского. «Бесы» (1870-1871) в наибольшей мере воплотили в себе эти качества и получили емкое жанровое определение – роман – памфлет.

Название романа навеяно одноименным стихотворением Пушкина и библейской притчей о вселившихся в свиней бесах. Название романа навеяно одноименным стихотворением Пушкина и библейской притчей о вселившихся в свиней бесах.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/23622.html

Анализ романа Ф. М. Достоевского «Идиот», план

Работая над романом, Достоевский ставил цель — изобразить «положительно прекрасного человека», осознавая, что это гигантская задача.

В данном произведении страшное, тлетворное влияние наступающего капитализма охватило всех действующих лиц, только один князь Мышкин противостоит «темным силам» и гибнет в борьбе с ними. Здесь красота становится предметом зависти, неприличных мыслей и торга.

В чудовищный мир денег, где все покупается и продается, неожиданно приходит Лев Николаевич Мышкин — странный человек, бескорыстный, смиренный, сострадательный и чистый сердцем, желающий отдать свою душу за ближнего. Все его слова и поступки вовсе не похожи на действия и рассуждения окружающих, что резко выделяет его из основной массы.

Все действующие лица постоянно думают о деньгах, в то время как Мышкин появляется в Петербурге только с одним маленьким узелком и с пустыми карманами. Абсолютно не ожидая ничего подобного, он получает наследство, но сразу раздает деньги. Все окружающие его люди лгут, а князь не умеет делать и этого.

Он олицетворяет собой правду, попавшую в мир лжи, столкновение и борьба которых неизбежна и предопределена. В словах генеральши Епанчиной: «В Бога не веруют, в Христа не веруют!» выражена заветная идея автора: по его мнению, нравственный кризис, который переживает современное ему человечество, является религиозным кризисом.

Именно поэтому князь Мышкин все различные причины преступления Рогожина сводит лишь к одной религиозной причине. Рогожин, у которого в доме висит копия картины Гольбейна «Мертвый Христос», заявляет князю, что он любит на нее смотреть.

Услышав такие слова, Мышкин кричит, что от такой картины вера может пропасть, с чем сам Рогожин неожиданно соглашается, подтверждая его мнение. Он потерял веру, а безверие приводит его к убийству.

Обратите внимание

Образ князя Мышкина является в некоторой степени автопортретом самого писателя, отчасти духовной и даже физической биографией Достоевского. Физической в том плане, что автор наделяет своего любимого персонажа собственной болезнью — эпилепсией.

А духовная биография заключается в совпадении некоторых жизненно важных событий главного героя и его создателя, например таких, как мечтательная юность, четыре года, проведенные вне жизни (это каторга и санаторий в Швейцарии), так называемое перерождение убеждений, встреча с Христом, возвращение обоих в Петербург, а также рассказ князя о главном событии в жизни автора — о смертной казни на эшафоте. Есть некоторые черты Аполлинарии Сусловой в образе Настасьи Филипповны и Анны Григорьевны Достоевской — в образе Аглаи.

Настасья Филипповна, разговор о которой начинается уже в поезде, — женщина неописуемой красоты. Мышкин сразу по ее портрету заметил, что в этом лице и в натуре очень много страдания. Ее судьба изначально сложилась трагически. Отец ее разорился, она — сирота, находилась под опекой.

Героиня эта уже как бы с первых зарисовок автора обречена на какую-то жизненную трагедию. Следовательно, Настасья Филипповна — очень сложный и противоречивый образ, который символизирует одновременно и красоту, и трагедию мира. Мышкин должен спасти эту красоту, воскресить в ней человека.

Развязкой романа, его финалом является смерть Настасьи Филипповны. Описывается болезнь Рогожина — «воспаление в мозгу». Через два месяца он выздоровел, и началось следствие над ним.

На суде он дал прямые и точные показания, вспомнил все малейшие обстоятельства совершившегося события, после чего был осужден на пятнадцать лет каторжных работ в Сибири, а все его состояние перешло к его брату Семену Семеновичу.

Князь Мышкин так спокойно разговаривает с преступником потому, что он прекрасно понимает трагедию Парфена Рогожина, который сам себя обрек на страдание, потому что, сотворив зло, Рогожин наказал самого себя. Нет ничего тяжелее наказания собственной совести. Человек может очиститься только через страдание.

Достоевскому удалось найти положительный прекрасный идеал в виде человека больного. Но в конце романа, видя безумствующего Рогожина, читатели приходят к выводу, что безумен окружающий мир, который называет положительно прекрасного человека идиотом. Все перевернулось в реальной действительности.

Важно

Лишь одна Аглая смогла понять Мышкина. Она сравнивает Льва Николаевича с Дон Кихотом, который поверил безоглядно в свой идеал и слепо отдал ему всю свою жизнь. Князь смотрит на мир, который лежит во зле, так как сам к этому злу не имеет никакого отношения. Он искренне желает спасти этот мир при помощи веры в красоту, вовсе не осознавая, что сама красота при этом нуждается в спасении.

План

Приезд князя Мышкина в Петербург. Князь Мышкин в семействе Епанчиных. Князь Мышкин и Настасья Филипповна. Князь Мышкин и Рогожин. Смерть Настасьи Филипповны. Болезнь Рогожина и суд над ним.

Источник: http://www.sochuroki.com/analiz-romana-f-m-dostoevskogo-idiot-plan/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector