Человека и природа в рассказе царь-рыба астафьева сочинение

Взаимодействие человека и природы в повести «Царь-рыба» Астафьев

Человек и природа неразрывно связаны. Природу можно смело назвать прародительницей всего рода человеческого, его кормилицей и пристанищем.

А человек? Чем он платит ей за приют, кров и пропитание? природа породила человека, а он ее губит… В чем заключена взаимосвязь между жизнь дающей природой и ее отнимающим человеком? Как человеку обрести гармонию: чтобы развивать свою жизнь и одновременно не наносить вред природе? Эти глубоко нравственные проблемы интересовали Распутина, Айтматова, Астафьева. И это лишь сотая доля писателей, которые в своих произведениях поднимают эти проблемы.

Существовал бы человек без природы? Нет! Природа породила человека, а он ее губит. Люди полностью связаны с ней: дышат воздухом, который «дают» растения, едят пищу растительного происхождения.

Обратите внимание

Мы обязаны ей всем, но почему не платим ей той же монетой: не ухаживаем, оберегаем ее, а, наоборот, непоколебимо, без жалости губим? Почему? Кто-то делает это ради наживы из-за жадности, а кто-то, чтобы просто повеселиться.

Человек и природа… Кажется, мы должны быть едины, но все наоборот. Мы противоборствуем друг другу. Человек, истребляя природу, почти всегда потом расплачивается своей жизнью, а иногда и жизнью родных. Это не вымысел… Природа стремиться к справедливости и возмездие случиться…

Бедная Тайка… В чем повинна бедная девушка? Почему она умерла? Может быть, ответ кроется в ее отце Командоре? Как ни прискорбно это осознавать, но это так… Командор —браконьер, безжалостно истребляющий природу.

Ему чужда любовь, он любил только свою дочь Тайку, ее одну, больше никого. Не известно любил ли он себя или нет. А Тайка была его слабостью, силой и поддержкой. Командор был бездушным, а значит, не смог услышать крики о помощи, издаваемые природой.

Он «топтал» ее, не жалея, и поплатился за это…

Тайка! Его любимая Тайка погибла, погибла в то время, когда ее отец был как всегда на промысле. Природа не смога докричаться до сердца, души мольбами, и, видимо, надеясь на то, что браконьер образумиться, убивает человека, его дочь.

А холодный, рассудочный эгоист Гога Герцев, что стало с ним? Умер смертью животного в тайге. Но мне его не жаль! Он один из тех, кто хладнокровно истребляют богатства природы. Гога безжалостен не только к природе, но и к человеку.

Вспомните, как безжалостно он поступает с Элей, бросив ее больной в тайге… За свое презрение ко всем и всему, кроме себя он и поплатился смертью. Может быть, если он лучше знал природу, то не погиб бы в тайге. Ведь Аким, который много времени проводил, общаясь с ней, не погиб.

Аким остался жив, а Герцев погиб… Не знаю, но почему-то я заранее почувствовала, что так и будет. Ведь не зря Астафьев показал их спор. Перед читателями предстают два противоположных образа.

Важно

С одной стороны мы видим бездушно-потребительское отношение к природе, а с другой — гуманное и милосердное. Аким не мог быть таким по своей сути, потому что природа для него — мать.

Он один из семерых детей, выжил благодаря ей, и поэтому не понимает «охотничье забавы» — когда приезжают «городские» и убивают зверей не ради пропитания, а для самоутверждения и бахвальства перед друзьями. Для них это игра, а для него жизнь.

Он не берет больше, чем нужно ему для жизни, как делает это Игнатьич, который чуть не поплатился за жадность, самоуверенность жизнью.

Старший Утробин чуть не погиб, пытаясь «убить природу». Хотел получить славу человека, поймавшего царь-рыбу. Эпизод очень многозадачный. В нем в равноправной схватке столкнулись царь природы и царица рек. Царь-рыба побеждает, но и человек остается жив.

Может быть, он выживает из-за того, что в самую последнюю минуту вспоминает все давние грехи, начинает понимать, какой вред нанес окружающему миру.

И, может быть, природа, почувствовав, что он внял ее просьбе задуматься о том, как относиться к ней, отпускает его? Такой вариант имеет место быть! Никто этого не знает, никто кроме царь-рыбы и природы.

Человек и природа, их единство и противоборство — это стрежневая тема повествования в рассказах Виктора Астафьева. Человек ответственен за то, что творится на земле, за то, что он оставит будущему поколению. Осознав все это, люди поймут, что если они потеряют природу — то потеряют себя. Эту мысль очень точно выразил С.

Залыгин, сказав, что «нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу — после этого терять уже будет нечего». Наверное, поэтому Астафьев не судит даже самых закоренелых браконьеров: он заботится об их душевном исцелении.

Совет

Он пытается показать то, как необходимо, безотлагательно присоединиться к природе.

Источник: http://sochinyalka.ru/2018/03/vzaimodejstvie-cheloveka-i-prirody-v-povesti-tsar-ryba-astafev.html

Взаимоотношения человека и природы в рассказе “Царь-рыба”

В огромном количестве произведений русской литературы 20 века присутствует тема сохранения природы, писатели и поэты задают себе и внимательному читателю вопрос: что для нас природа? Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе. Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели.

https://www.youtube.com/watch?v=WMMJa0S2CmY

В рассказах Виктора Петровича Астафьева тема отношений природы и человека – главная, его рассказы проникнуты глубокой любовью и уважением к Родине, к ее дремучим таежным лесам, великим и могучим рекам, животным и столетним деревьям. Герои этих рассказов – простые деревенские жители, у каждого из них за спиной

особая жизненная история, свои проблемы и огорчения, правила и жизненные принципы. Это описание как нельзя лучше иллюстрирует рассказ “Царь-Рыба”. В нем жизнь самой обыкновенной сибирской деревни описана достоверно и абсолютно честно.

Зиновий Игнатьич – главный герой рассказа, предстает перед нами в образе хорошего и честного человека, ведь он никогда не отказывает в помощи окружающим. Но есть несколько проблем, о которых главный герой забыл – это бережное отношение к хрупкой природе вокруг и старые неразрешенные конфликты.

Зиновий Игнатьич – опытный и бывалый рыбак, он удачливый браконьер, его улов всегда настолько богат, что даже его родного брата одолевает черная зависть. Царь-Рыба стала для героя посланницей судьбы, она напомнила о важности справедливой и честной жизни, о необходимости ответа за свои не очень хорошие поступки.

Борьба Игнатьича и огромной, сильной Рыбы – олицетворение противоборства природы и человека, ее защиты от пагубного отношения людей к

ее богатствам, от их слепой жадности. Зиновий Игнатьич в итоге борьбы с Рыбой понимает, что нет ничего сильнее природы, ничто не может сломить ее превосходства, красоты и мощи.

Итак, рассказ “Царь-Рыба”, отмеченный многими критиками как невероятно талантливо написанное произведение, – это история о том, что бывает, когда забываешь об уважении к жизни животных и растений вокруг. Она несет в себе глубочайший смысл, рассказывает о необходимости жизни в единении с природой, в гармонии и с ней, и с ее обитателями.

Обратите внимание

Каждый должен понять, какую важную роль она играет в их жизни, ведь без богатств и ресурсов, которые она нам дает, человек будет несчастен и беден. Редкие животные, самые разные виды птиц, каждая травинка в лесу, – все это нуждается в нашем внимании, защите и чутком наблюдении.

Именно этим важным ценностям нас учит произведение Астафьева “Царь-Рыба”.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/vzaimootnosheniya-cheloveka-i-prirody-v-rasskaze-car-ryba/

Взаимоотношение человека и природы в произведении Астафьева «Царь-рыба»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Наш союз должен быть вечен и нерушим. Мы – люди ни сможем прожить ни минуты без живой природы.

Поэтому нам необходимо всеми способами оберегать и ценить Матушку-Природу.

Не стоит забывать об этом ни на секунду и непременно рассказывать подрастающему поколению о бесценности и необходимости хрупкого равновесия человека и живой природы.

Но часто и довольно большое количество людей из-за корыстных намерений причиняют непоправимый вред окружающей среде. Так было и в новелле Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба». В ней повествуется о жадном рыбаке Игнатьиче. Он был уважаемым человеком в своем поселении. Его ценили за смекалку, ум, удачливость и рыбацкие навыки.

Все это позволило ему стать довольно зажиточным и обеспеченным человеком. Односельчане часто обращались к нему за помощью. Игнатьич не отказывал в просьбах, но многие замечали, что какой-то искренности и доброжелательности в его поступках не было. Даже когда он кому-то помогал им, скорее всего, двигала жажда наживы.

Поэтому каких-то хороших и дружеских отношений с главным героем ни у кого не было. Даже с родным братом взаимоотношения было очень прохладными.

Игнатьич ни гнушался никакими способами для достижения своих целей и дополнительного обогащения. Поэтому он занимался браконьерством. Главный герой из-за своей неконтролируемой жадности по ночам ловил в сети больше рыб, чем мог продать или съесть. Тем самым многие рыбы просто гибли. И этим наносился непоправимый вред живой природе.

При этом что меня довольно серьезно удивило, Игнатьич прекрасно понимал, что поступает плохо, что его ждет общественное порицание и неприязнь со стороны односельчан, а также существенный штраф от рыбнадзора, но никак не мог остановиться и прекратить заниматься незаконной и ненужной рыбной ловлей.

Даже сложно представить насколько человек должен был быть жадным.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Важно

Однажды Игнатьич как обычно принялся ночью ловить рыбу. И вдруг увидел запутавшегося в сетях огромного осетра.

Главный герой понимал, что не сможет один справиться с такой серьезной добычей и даже хотел позвать брата на помощь. Но и тут его жадность остановила.

Игнатьич не мог представить , чтобы с кем-то поделиться своей добычей. Поэтому он решил справляться своими силами, которые прибавились от рыбацкого азарта.

Главный герой ударил рыбу ручкой от топора, но не рассчитал тяжесть собственного тела и сам оказался в воде в своих же сетях вместе с царь-рыбой. Игнатьич начинает отчаянно сопротивляться, но понимает, что рыба тянет его ко дну вместе с собой и сетями.

Тогда он забывает о прежних обидах и зовет брата на помощь. Но в ответ тишина. Кроме того, осетр начинает ласково прижиматься к рыбаку.

В этот момент герой вспоминает, что старожила предупреждал молодых рыбаков, что если они увидят царь-рыбу, но на их душах будет лежать грех, то не стоит и пытаться его поймать.

Тут Игнатьич вспоминает, что помимо браконьерства на нем лежит еще один тяжкий грех. В молодости он очень сильно обидел молодую невесту, и теперь живая природа будет мстить ему. Рыбак обращается с мольбой к Богу и просит прощения за все содеянные грехи.

В этот момент происходит чудо – осетр освобождается от сетей и уплывает на глубину, оставив рыбака с шансом на спасение. При этом Игнатьич начинает чувствовать себя гораздо лучше. Но не только физически, но еще и духовно, ведь ему были отпущены все самые страшные грехи.

Теперь он может начать новую жизнь с чистого листа и не совершать больше таких страшных грехов.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/vzaimootnoshenie-cheloveka-i-prirody-v-proizvedenii-astafeva-car-ryba/

Взаимоотношения человека и природы в произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба»

Пахтаева В.А. Взаимоотношения человека и природы в произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба»

«Злоупотребляя природой и разрушая ее, человек разрушает тем самым основу собственного существования и собственного будущего, — разрушает сначала духовно, а затем физически»

(В.П. Астафьев)

В.П. Астафьев – выходец из простого народа. За свою жизнь он сменил немало профессий и объездил всю Россию. Этот человек действительно много испытал, прежде чем взяться за перо. Его произведения – это его жизнь, рассказы о пережитом, увиденном, размышления и личные впечатления. Его произведения обращают на себя внимание реалистично точными и многокрасочными картинами народной жизни.

Читая Астафьева, переживая вместе с ним и горечь человеческого падения, и высокие взлеты души, восхищаясь подвигом простого человека.

Совет

Произведение «Царь-рыба» о природе, о проблемах экологии, но самое главное, на мой взгляд, оно о взаимоотношениях человека и природы, об ответственности человека перед природой.

Главный эпизод всего повествования связан с описанием царь-рыбы – осетра. Два брата: черкесообразный, резкий, грубый Командор и благообразный, полный показного чувства собственного достоинства, внимательный Зиновий Игнатьевич Утробин – опытные браконьеры.

Они не совсем ладят между собой, поэтому каждый промышляет в одиночку. Однажды ночью Игнатьичу страшно повезло: на его самоловы попался огромный осетр – «черный, ласково отблескивающий сутулок со вкось, не заподлицо, обрубленными сучьями».

Астафьев с любовью описывает рыбу: «над водой сверкнула острыми кнопками спина осетра, изогнутый хвост его работает устало, настороженно…».

Игнатьич решил не отпускать рыбину и в результате оказался в воде – он и рыба, бок о бок. Именно в этот момент он вспоминает всю свою жизнь и думает, что царь-рыба  — это наказание за Глашу Куплину. Когда-то он ее обидел: приревновал к лейтенанту, потом надругался над ни в чем неповинной девушкой.

Игнатьича вытащил из воды Командор. Потеряв ногу, ловец осетра продал дом и уехал. Но перед отъездом он все же выполнил свое обещание – сходил к Куплиной просить прощения.

 На мой взгляд, Астафьев стремится пробудить чувство ответственности у людей, призывает беречь и сохранить природу от губительного воздействия цивилизации. Это произведение о природе и в тоже время обо всех нас, людях, живущих на земле.

Ведь природа родила все живое и самого человека, поэтому он обязан любить ее как родную мать. Природа заботится о нас, дает нам все необходимое для жизни, и  она же  способна жестоко наказывать нас за пренебрежение к ней.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/01/20/vzaimootnosheniya-cheloveka-i-prirody-v-proizvedenii-vp

Природа и человек (по произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба»)

Природа и человек. В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Со­юзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Вик­тор Астафьев написал повествование в рассказах «Царь-рыба».

Главные герои «Царь-рыбы» — это Природа и Человек. Крити­ки назвали произведение соци&пьно-философским. Мысли и чув­ства автора имеют общечеловеческое значение. Название повество­ванию дала глава «Царь-рыба», имеющая обобщенный символи­ческий смысл. Царь-рыба — это огромный осетр.

Читайте также:  Сочинение по картине левитана осень. охотник 8 класс описание

С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борь­ба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сда­ется человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки.

Обратите внимание

Очень драматично выгладит финал борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть: «Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной завер­ти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу».

Речь в повествовании идет и о трагедии Человека, который связан с При­родой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее.

Мы росли в эпоху Чернобыля. Нам всегда будут памятны кош­мары картины ядерной катастрофы. Если человечество не сумеет изменить свое сознание, то новые катастрофы просто неизбежны. А ведь несколько десятилетий назад А. И.

Вернадский создал свое учение о ноосфере — сфере человеческого разума, где необходимо «мыслить и действовать… не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но и планетарном аспек­те».

Понятие «человечество» возникло несколько веков назад, од­нако лишь в последние годы люди начали учиться чувствовать себя человечеством — нераздельной общностью.

Почему проблемы экологии приобретают такую остроту? Ответ прост: сегодня человечество оказывает на природу такое же по силе влияние, как, например, самые сильные шторма или мощные из­вержения вулканов.

А нередко человечество и превосходит стихий­ные разрушительные силы природы. Возвращение к «райскому саду», то есть к нетронутой природе, уже абсолютно невозможно.

Однако вопросы взаимоотношений человека и природы должны решаться с учетом этического фактора.

В повествовании «Царь-рыба» все герои — главные. Это и Аким, и Николай Петрович, Киряга и многие другие. Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ автора, стремясь к провоз­глашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных прин­
ципов.

Важно

Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к размышлению, от картин природы к Публицистике. Выбор авто­ром формы произведения — повествование в рассказах — не случа­ен.

Эта форма позволила Астафьеву отстраниться от строгой сю­жетности повествования, чего не позволяет, например, форма ро­мана.

Одна из главных задач «Царь-рыбы» — обличение браконьер­ства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер — это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов.

«Царь-рыба» — это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование.

Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми.

Большое идей­но-художественное значение имеет и место действия «Царь-рыбы» Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновремен­но являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири основываются экстенсивно, без мысли о завтоашнем дне.

«Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа». Вик­тор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествова­нии ответы. От читателя требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего.

Источник: https://prepodka.net/priroda-i-chelovek-po-proizvedeniyu-v-p-astaf-eva-tsar-ry-ba/

Тема защита природы в современной прозе (В. Астафьев, В. Распутин)

/ Сочинения / Астафьев В.П. / Царь-рыба / Тема защита природы в современной прозе (В. Астафьев, В. Распутин)

  Скачать сочинение

    Трудно найти в мире литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме: человек и природа. Имена почти всех писателей связаны с живописными местами. Пушкин не отделим от Михайловского, Толстой — от Ясной Поляны.     Отношение человека к природе — одна из наиболее злободневных проблем современности.

Писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении. Сейчас нельзя сказать, что человек — царь природы. Покорение природы обернулось для нас уничтожением ее богатств, борьба с ней — нравственным саморазрушением. Оказавшись на пороге экологической катастрофы, мы видим свою причастность, начинаем размышлять в месте природы в нашей жизни.

    В семидесятые годы Виктор Астафьев написал “Последний поклон” и “Царь-рыбу”. Речь в рассказах “Царь-рыбы” идет о браконьерах, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю. Астафьев уверен: “Тайна на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие.

Совет

И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, на ветру”. Писатель говорит о том, что мы сделали с тайгой: “Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались”.

    В главе “Царь-рыба” образ царь-рыбы символизирует саму природу. В этой главе вступает в борьбу с осетром огромных размеров человек. Поединок заканчивается в пользу природы. Утратив совесть, человек терпит поражение, а волшебная царь-рыба уплывает на дно Енисея.     В своих произведениях Валентин Распутин пишет о защите природы.

В повести “Прощание с Матерой” он показывает страдания людей, которые покидают свою родину. Мне кажется, что вместе с людьми плачет, страдает и природа. На острове есть дерево, его пытались срубить, спилить, поджечь. Люди ничего не могут сделать с ним. Природа тоже противостоит людям. Но выдержит ли она эту борьбу? Когда мы боремся с природой, мы уничтожаем самих себя.

    В повести “Пожар” поднимается та же проблема. “Лес вырубать — не хлеб сеять”, — говорит главный герой повести “А лес выбрали — до нового десятки и десятки лет. Вырубают же его при нынешней технике в годы. А потом что? Потом голод, нищета”. Ведь вместе с природой гибнет и человек.

    Современные писатели учат нас задумываться над тем, что мы делаем с природой. Слишком много горя и страданий приносит нам технический прогресс. Он наносит удары по природе, а значит, наносит смертельные удары и нам. Такое отношение к природе приводит к катастрофам, сотрясающим весь мир. Вспоминаю слова Пришвина: “Охранять природу — значит охранять Родину”.

57697 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Астафьев В.П. / Царь-рыба / Тема защита природы в современной прозе (В. Астафьев, В. Распутин)

Смотрите также по произведению «Царь-рыба»:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00079401184864128169/woid/00073501184773068776

Тема природы в повести Астафьева «Царь-рыба»

Каждый писатель в своих произведениях так или иначе затрагивает тему природы. Это может быть простое описание пейзажей, а может быть и философское рассуждение о природе и человеке. В.П. Астафьев в своем произведении «Царь-рыба» пытается дать ответ на извечный вопрос: что такое природа? Храм ли она для человека или его рабыня?

Главный герой – Игнатьич – заядлый рыбак, самый лучший в деревне. Всю жизнь он ловил рыбу, и лучше других знает, как это делать. Но Игнатьечием движет жадность, он пытается словить как можно больше рыбы просто так, чтобы доказать другим рыбакам, что он лучший. Так, человек сознательно губит природу, истребляет рыбу.

Ни одна рыбина не может укрыться от сетей Игнатьича. Такой Игнатьич – царь природы, который нещадно уничтожает ее. Но разве нужен природу такой «неразумный» царь? Что же делать природе? Подчинится и погибнуть, или восстать и выжить? Именно в это переломный момент и появляется Царь-рыба.

С царь-рыбой связано много поверий. Рыбак, поймавший ее, считается особенным, везунчиком. Как гласит поверье, рыбу нужно обязательно отпустить и никому оней не рассказывать. Но жадность и алчность не дают Игнатьичу поступить верно. В своем желании показать царь-рыбу односельчанам и похвастаться своим мастерством, он совсем теряет голову.

Алчность заставляет Игнатьича в одиночку тащить огромную рыбину на берег. Игнатьич не хочет позвать родного брата на помощь, ведь тогда придется поделиться с ним и рыбой, и славой. Но царица рек не хочет сдаваться – она отчаянно тянет человека в воду, чтобы уравнять силы противников.

Обратите внимание

И вот переломный момент произведения – человек и рыба в воде, оба израненные и отчаянно борются со стихией. Прижавшись друг к другу, человек (в лице Игнатьича) и природа (в образе царь-рыбы) спасают свою жизнь. Этот образ, действительно, показателен.

Лишь соединившись вместе, природа и человек могут гармонично сосуществовать. Только так и никак иначе. В этот трудный момент Игнатьич чувствует свою вину перед природой и просит прощения за все содеянное. Умная природа дает человеку шанс встать на верный путь, быть частью природы, а не ее царем, ведь только так можно достигнуть полной гармонии с собой и окружающим миром.

В данном произведении Астафьев поднимает вопрос о значении природы: а правильно ли ты поступаешь с природой? Как ты используешь то, что дарит тебе прекрасная природа? Достоен ли ты такого подарка?

(5 votes, average: 4.20

Источник: https://school-essay.ru/tema-prirody-v-povesti-astafeva-car-ryba.html

Взаимоотношения природы и человека в произведениях В. П. Астафьева

Последняя четверть XX века поставила перед человечеством глобальную проблему — проблему экологии, сохранения природного равновесия. Взаимоотношения природы и человека обострились настолько, что стало понятно: или человек научится жить как часть природы, по ее законам, или погубит планету и погибнет сам.

Тема отношений природы и человека была новой в русской литературе, и одним из первых обратился к ней Виктор Астафьев.

Уроженец русского Севера, Астафьев любит и чувствует природу Человек, по мысли Астафьева, перестал вести себя как мудрый и доброжелательный хозяин, превратился в гостя на собственной земле или же в равнодушного и агрессивного захватчика, которому безразлично будущее, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его в будущем.

Название в рассказе «Царь-рыба» имеет символическое значение. Царь-рыбой называют осетра, но это и символ непокоренной природы. Борьба человека и царь-рыбы завершается трагически: рыба не сдается, но, смертельно раненная, она уходит, чтобы умереть.

Покорение и завоевание природы приводит к ее гибели, потому что природу нужно знать, чувствовать, мудро использовать ее законы, но не бороться с ней. Астафьев подводит итог многолетнему отношению к природе как к «мастерской», «кладовой», развенчивает тезис, гласящий, что человек — царь природы.

Забыта истина, что в природе все связано со всем, что, нарушив равновесие части, разрушишь целое.

Человек губит природу, но гибнет и сам. Для Виктора Астафьева законы природы и законы нравственности тесно и неразрывно связаны. Чужаком и лихим завоевателем пришел в леса Гоша и погиб и чуть было не погубил еще одну жизнь.

Важно

Но страшнее всего то, что люди, живущие не один десяток лет в заповедных местах, постепенно поддаются развращающему влиянию философии потребительства, начинают варварски эксплуатировать природу, не понимая, что уничтожают дом, в котором живут.

Всего через десятилетие после того, как была написана «Царь-рыба», случилась Чернобыльская катастрофа. И время разделилось на то, что было до и после Чернобыля. Воздействие человека на живую природу по губительной силе сравнялось с планетарными стихийными бедствиями. Местные катастрофы перестали быть местными.

За тысячи и тысячи километров от Чернобыля в костях животных, птиц и рыб находят радиоактивный стронций. Зараженные воды уже давно влились в Мировой океан. В Антарктиде погибают пингвины, питающиеся зараженной рыбой. То, о чем писал Астафьев, стало страшной реальностью: планета мала, она слишком хрупка для бравых экспериментов.

Нельзя вернуться в прошлое, но можно попытаться спасти то, что еще осталось.

Конец XX и начало XXI века дали жизнь еще одному понятию — экология человека. Человечество, искалеченное духовно, не имеющее цели, кроме погони за материальными благами любой ценой, калечит природу. Астафьев не использовал термин «экология человека», но его книги именно об этом, о необходимости сохранить нравственные ценности.

Красота человека. Какая она? Красота человека бывает внешняя и внутренняя. Прочитав рассказ В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», я заинтересовался внутренней красотой, красотой деревенского человека.

В рассказе Астафьева описываются люди простой деревни. Они живут небогато, их быт очень прост. Но главное, что они, живя в трудных условиях, сохранили в себе душевную теплоту и дарят ее другим. Деревенские жители, в изображении автора, неграмотны, их речь проста, они всегда говорят с душой.

Разве не в этом заключается красота человека? По-настоящему добрые, всегда готовые помочь люди. Астафьев особенно выделяет быт и простоту деревни. Без всяких излишеств и удобств дома, дворы. Люди, живущие в деревне, не всегда красивы внешне. В. Астафьев приводит в пример дядьку Левонтия. Человек, который пьет, бьет посуду. Но человек простой, открытый для других, беззлобный.

Этот рассказ очень современен в наше время, нам не хватает красоты души. Вот она, красота: в деревне, где соседи помогают друг другу, наставляют молодых и неопытных, не жалеют угощения для гостей, оказывают поддержку, не предают друзей. Друг Астафьева не пошел сниматься на фотографию, потому что его товарищ болен. Санька чувствует, что и он виноват в болезни друга.

Он преодолевает большой соблазн, ведь фотограф — большой и редкий случай в деревне. Это пример дружбы, преданности, совести. Деревенские бабы помогают учителю и его жене, приносят угощение, заботятся о ребенке, наставляют молодую учительницу. Пример уважения, помощи и взаимовыручки. Очень редко можно встретить такое в наши дни, когда соседи помогают друг другу.

Без всякой платы подшивают валенки школьному учителю. Его уважают и любят уже за то, что он здоровается со всеми и никогда ни в чем не откажет.

Деревня живет, как одна большая семья, дружная и крепкая. Пусть в ней случаются порой ссоры, но силой добра, помогая и прощая, можно победить все невзгоды. Человек добрый, открытый, всегда всем нравится, он приносит с собой свет в то общество, в которое попал.

Совет

Очень много красивых внешне людей, но некоторые из них могут оказаться с холодной душой, что очень часто отталкивает и обижает других. Но по-настоящему красивый человек — тот, кто красив душой, красив своими поступками, теми словами, которыми он выражает свои мысли, своей улыбкой.

Красота заключается в сердце!

Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе.

Читайте также:  Сочинение фамусов и его окружение (грибоедов горе от ума)

Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек — создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа — это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей.

Астафьев в своем произведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа: храм или раба человека?

Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич — рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы.

И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой «наживы». Пойманную рыбу он не продает.

А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование.

Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают единственное ценное, что есть на земле.

Обратите внимание

Но зачем природе такой царь, который не ценит то богатство, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы.

Каждый рыбак мечтает поймать царь — рыбу, ведь она — это знак свыше. Поверье гласит: если поймаешь царь — рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими.

Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы? В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление вытащить царь — рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза.

Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало вытащить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе. Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда придется разделить С ним и добычу, и славу.

И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с «рыбиной». Израненные, царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти.

И Игнатьич просит: «Господи, отпусти эту рыбу!» Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы. Так, значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния.

Игнатьич — умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь.

Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа — это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек — часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.

Астафьев поднимает и другую, не менее важную, проблему: проблему отношений в семье. Всегда главным в семье был муж. Но какое же место занимает женщина? Семья — это единое целое. Если муж — голова семьи, то жена, хранительница домашнего очага, должна быть ее сердцем. Но как-то странно относится голова к своему сердцу: без любви и понимания, лишь с угрозой.

Женщины в семьях живут в постоянном страхе. Они стараются во всем угодить своим мужьям и боятся, что могли что-то сделать не так. Приветствуется только покорность жены, слепое поклонение и подчинение мужу. Страх внушается женщинам с детства, поэтому побороть его нелегко, только какое-либо чрезвычайное происшествие может помочь им в этом.

Важно

Так, только смерть дочери заставила жену Командора преодолеть чувство страха перед мужем и открыто выступить против него. А каковы же отношения между братьями? И здесь царствует жадность. Игнатьич и Командор враждуют: Командор знает, что Игнатьич — лучший рыбак, и завидует ему, а Игнатьич не любит брата, потому что Командор не такой, как он.

Значит, главное чувство, которое преобладает во всех отношениях между людьми в поселке, — это жадность.

Произведение «Царь-рыба» написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие в публицистическом.

Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Также оно позволяет охватить большое количество проблем. Разные стили делают события, происходящие в повествовании, более реалистичными. Эта книга дала мне много хороших уроков и советов.

Теперь,, прежде чем что-то сделать, я задумываюсь, а не навредит ли это кому-нибудь, не причинит ли вреда природе. Я начала анализировать свои поступки. И если я нахожу, что совершила когда-нибудь ошибку или какой-либо проступок, то я стараюсь это исправить.

В этом произведении Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам богатство — природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.

Источник: http://www.testsoch.info/vzaimootnosheniya-prirody-i-cheloveka-v-proizvedeniyax-v-p-astafeva/

Сочинение размышление по повести В. Астафьева «Царь Рыба», — Сочинения по литературе

Читайте также:
Сочинение на тему «Роль человека на земле и духовные ценности» по повести В. Астафьева «Царь-рыба»

МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАНИЦАМИ ПОВЕСТИ В. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА»

В 70-х годах происходило углубленное исследование одной из важнейших проблем современности — проблемы «человек и земля». По мере развития народного хозяйства, роста городов и промышленных центров все острее вставал вопрос об охране окружающей среды.

Аналитическое исследование действительности в современной литературе ведется путем изображения множества сложных контактов человека с природой. Одним из наиболее характерных произведений, дающих читателю пищу для размышлений на эту тему, является повествование в рассказах В. П.

Астафьева (р. 1924) «Царь-рыба» (1976).

Совет

Одна из существенных особенностей творческого метода Астафьева — постоянное возвращение к своим написанным ранее произведениям. При переизданиях он правил текст, вторгался иногда в композиционные решения, изменял финал (повесть «Стародуб»).

Существовал прецедент, когда в уже созданную вещь («Последний поклон») дописывались и вставлялись заключительные главы. Многие произведения Астафьева имеют «вневременной «характер, ибо они создавались на протяжении многих лет («Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба»).

В произведении (назвать его можно очень условно и романом в новеллах, и повестью, и циклом рассказов), состоящем из серии различных эпизодов, объединенных единой мыслью и лирическим пафосом повествования, изображен ряд колоритных образов, проанализированы различные стороны взаимосвязи человека с землей на основе совершенно конкретных жизненных ситуаций. Главный герой у Астафьева — хранитель земной красоты и «человеческого в человеке». В этой связи раздумья о человеке на земле, о его нравственных возможностях представляют собой своеобразную лирикофилософскую стихию, на фоне которой разворачиваются сюжетные события.

В повести «Царь-рыба», с моей точки зрения, поднимается очень сложная и важная психологическая проблема, заключающаяся в отношении между индивидуумом и обществом.

В роли первого выступает Игнатьич — мастер на все руки, готовый прийти на помощь любому и ничего не требующий за это, хороший хозяин, умелый механик и истинный рыбак. Но не это главное в нем. Главное в Игнатьиче — это его отношение к остальным чушанцам, отношение с некой долей снисходительности и превосходства.

Именно эти качества, хотя и не выказываемые им открыто, образуют пропасть между ними. Со стороны это выглядит так, будто Игнатьич стоит на одну ступень выше своих же земляков.

Сам автор говорит об Игнатьиче: «Был он родом здешний — сибиряк, и природой самой приучен почитать „опчество“, считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом не ломать, или, как здесь объясняются, — не давать себе на ноги топор ронить». Однако разбираться в характере Игнатьича нужно последовательно. К нему ни в коем случае не применимы строгие, однозначные определения: «отрицательный» или «положительный» герой.

Итак, первая мысль, возникающая при прочтении рассказа, это «характер Игнатьича очень противоречив». Да, это действительно так, но это легко объясняется его самостоятельностью.

Мне кажется, что Игнатьич, в детстве просто Зинка, рос, надеясь только на себя самого. Он не хотел просить помощи у других, считая, что всего сможет добиться сам.

Обратите внимание

И действительно он добился всего сам; только пока рос, настолько отдалился от общества, в котором жил, что, достигнув всего, так и остался сам по себе.

Я считаю, что в его душе сформировался его собственный мирок со своими порядками и законами. К тому же, помогая другим людям вроде бы и бескорыстно, Игнатьич на самом деле вырабатывал в них особое отношение к своей личности.

Поначалу это было неза 449 метно, но, как только Игнатьич уверенно встал на ноги, он заявил о своем положении в обществе. По этому поводу он думал так: «Я делаю все, что вам надо и как надо, а за это еще и ничего не беру, поэтому не трогайте меня и не учите, как жить».

Все это усугублялось приобретенной Игнатьичем привычкой молчаливого общения, той, которая так отталкивала от него людей.

Встав на ноги, Игнатьич невольно оказался над обществом, которому он все время помогал. Это объясняется тем, что все, скорее всего, ему что-то должны, так как когда-то в свое время он им чем-то помог.

Вот откуда проистекает некий психологический террор Игнатьи ча, заключающийся в чистой одежде, хорошем доме, блестящем умении удить. Этому давлению он подвергает весь поселок. Здесь, по сути, опровергается данное самим автором определение отношения «опчества» и Игнатьича.

На самом деле он не почитает его, не считается с ним и постоянно раздражает своим поведением.

Показав это, дав понять читателю, кто есть на самом деле Игнатьи ч, автор приступает к свершению наказания над своим героем. Это наказание явилось ему в образе царь-рыбы, о которой он очень много узнал от своего деда-рыбака.

Важно

Понадеявшись, как и всегда, только на свои силы, Игнатьич в этот раз жестоко поплатился. Это необдуманное решение почти стоило ему жизни. Но пока он находился в воде с этой рыбой, он, как мне кажется, сильно изменился: герой впервые по-настоящему попросил у всех прощения.

Почти не владея ртом, он все же надеялся, что хоть кто-нибудь да услышит его. И только попросив прощения, он ощутил душой какое-то особое освобождение, еще не постигнутое умом.

Только теперь, по моему мнению, и начинается настоящая жизнь рыбака Игнатьича, не то жалкое подобие, которое он вел до встречи с царь-рыбой.

Благодаря затронутым нравственным проблемам повествование Астафьева превратилось в социальное философское произведение о прошлом, настоящем и будущем, о критериях духовных ценностей личности и взаимоотношении человека и природы. Голос писателя обращен ко всему человечеству, он призывает бережно, чутко относиться к земле, уметь преклоняться перед вечной красотой, неповторимостью и богатством природы-кормилицы.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-razmyshlenie-po-povesti-v-astafeva-tsar-ryba/

“Царь-рыба” В. Астафьева Человек и природа, их единство — Cочинение по литературе

«Царь-рыба» В. Астафьева

Человек и природа, их единство и противоборство — стержневая тема «Повествования в рассказах» Виктора Астафьева.

Пожалуй, никогда ещё проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно.

В осознании этого диалектического процесса не последняя роль принадлежит литературе. И Астафьев — чуткий художник — не мог остаться в стороне от проблемы. Много создано писателем книг о войне, о мире, о детстве. Все они отмечены загадкой таланта, звуками Родины, — светлой и чистой, горькой и радостной музыкой человеческой судьбы.

Вся его многообразная биография, его путь долгий и ясный, на виду у читателей. Произведения, созданные В. Астафьевым, хорошо известны. Это и многочисленные рассказы, и повести «Перевал» , «Стародуб» , «Кража» , «Звездопад» , «Пастух и пастушка» , «Последний поклон» .

Настоящим событием в жизни и в литературе стало произведение «Царь-рыба» , отмеченное Государственной премией СССР. В рассказе «Царь-рыба» жизненный сюжет идёт навстречу художнику.

Главный герой рассказа «Царь-рыба» — Зиновий Игнатьич, уважаемый в посёлке Чуш человек. К чушанцам относится он снисходительно, с некой долей превосходства, которого не высказывал, от людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь.

Он везде и всюду обходился своими силами, но был родом здешний — сибиряк и природой самой приучен почитать общество, считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом слишком не ломать. Очень отличается Игнатьич от односельчан своей аккуратностью и деловитостью.

Его «дюралька» (моторная лодка) носиться по реке, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит, поёт свою песню довольным, звенящим голоском. И хозяин под стать своей лодке: прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий.

Ловил рыбу Игнатьич лучше всех и больше всех, и никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора, который всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата, а был с мозглятинкой — гнильцой самолюбия, не умел и не хотел скрывать неприязни к брату, и давно уже они стали чужими друг другу.

До того возненавидел Командор Игнатьича, что поднял руку на родного брата, и не просто руку — ружьё!

Случай, описанный в рассказе «Царь-рыба» произошёл с Игнатьичем в студёную осеннюю пору, когда тот вышел на Енисей и завис на самоловах.

Совет

Пять раз заплывал рыбак и тянул «кошку» по дну реки, времени потерял уйму, промёрз до самых костей, но зато, лишь подцепил и приподнял самолов, сразу почувствовал: на нём крупная рыбина. По всем повадкам рыбы, по грузному давлению во тьму глубин угадывался на самолове осётр, большой, но уже умаянный.

Читайте также:  Сочинение анализ мороз, красный нос поэма некрасова 5 класс

Увидел его Игнатьич и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в громадной величине рыбы, но и в формах её тела, от мягких, безжильных, как бы червячных усов, висящих под ровно состругнутой внизу головой до перепончатого, крылатого хвоста — на доисторического ящера походила рыбина.

Из воды, из-под костлявого панциря в человека всверливались маленькие глазки с жёлтым ободком вокруг тёмных зрачков. Эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таил в себе. Понял рыбак, что одному не совладать с этаким чудовищем.

Можно бы подождать, когда явиться на самоловы младший брат, он поможет, но ведь тогда придётся делить осетра, а этого очень не хотелось Игнатьичу. «Вот она, дрянь-то твоя и выявилась» , — с презрением думал о себе Игнатьич.

Упускать такого осетра нельзя, Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому якову. Много всякой всячины наслушался Игнатьич про царь-рыбу, хотел её богоданную, сказочную, конечно, увидеть, изловить, но и робел.

Дедушка говаривал: «Лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать её» . Но Игнатьич решил брать за жабры осетрину, мало ли чего плели раньше люди, знахари всякие и дед тот же.

С огромным усилием рыбак взял рыбину крюком на упор и почти перевалил её в лодку, готовый дать по выпуклому черепу осетра обухом. Но тут-то находящаяся в столбняке рыба резко повернулась, ударилась об лодку, и Игнатьича бросило в ледяную воду. Он начал тонуть, кто-то тащил его в глубину, а рыба продолжала биться, садить в себя и в ловца самоловные уды.

И рыба и человек слабели, истекали кровью. Зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть. Пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи. А главный грех Игнатьича в том, что жестоко обидел он девушку, с которой дружил в юности.

И прощения он у неё не так и не выпросил, как ни умолял, ни каялся. Последние его слова, которые он смог просипеть, не владея ртом, были: «Прости, Глаша!» . Больше Зиновий Игнатьич услыхал шум мотора «Вихрь» . Это приближался к самоловам брат.

Обратите внимание

Волна от пролетевшей лодки качнула посудину Игнатьича, ударила об железо рыбу, и она, отдохнувшая, скопившая силы, неожиданно вздыбила себя, почуяв волну. Удар. Рывок. Рыба перевернулась на живот, взбурлила хвостом, и лопнуло сразу несколько крючков. Ещё и ещё била рыба хвостом, пока не снялась с самолова, изорвав своё тело в клочья. Яростная, тяжело раненая, но не укрощенная, она грохнулась где-то уже в невидимости, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу.

Дочитав рассказ «Царь-рыба» , понимаешь, что мир природы таит в себе дух справедливого возмездия. О нём взывает страдание Царь-рыбы, израненной человеком. «Царь-рыба» написана в открытой, свободной, раскованной манере, осердеченной мыслью художника о самом личном и кровном.

Прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах актуальных, значимых. О них спорят учёные. Над ними думают проектировщики. Проблемах народного масштаба: об утверждении и совершенствовании разумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в «покорении» природы.

Сама жизнь ставит эти проблемы.

Как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природу? Как избежать, не допустить печальных последствий неразумного посягательства на естественные законы природы — колыбели человека? Это проблема не только экологическая, но и нравственная.

Осознание её серьёзности, по Астафьеву, необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить и не ожечь природу и себя огнём бездушия и глухоты.

Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Страстный протест вызывает у писателя бездушно-потребительское обращение с природой.

До сильного живого образа вырастает в повести образ браконьерства — хищнического поведения человека в тайге, на реке. На людях, их судьбах, страстях и заботах сосредоточено главное внимание автора. В повести много героев. Разных.

Добрых и злых, справедливых и вероломных, «работников рыбнадзора» и «браконьеров» . Писатель не судит их, даже самых закоренелых, он заботится об их душевном исцелении.

Автор выступает с позиции добра, гуманности. В каждой строке он остаётся поэтом человечности. В нём живёт необыкновенное ощущение цельности, взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего.

Добро и справедливость прямо обращены к судьбе будущих поколений.

Источник: http://schooltask.ru/car-ryba-v-astafeva-chelovek-i-priroda-ix-edinstvo/

Человек и природа в рассказах «Царь-рыба» В. Астафьева

Россия, г.Тюмень, д.Зырянка

Филиал МАОУ Успенской СОШ «Зырянская СОШ» Тюменского муниципального района

Учитель русского языка и литературы по специальности филолог

Помазкина Наталья Яковлевна

Тема: » Человек и природа в рассказах «Царь-рыба» В. Астафьева»

Цели урока:закрепление навыков работы со словарями; раскрыть философский  подтекст повествования В.Астафьева; показать истоки и текущее состояние напряженных проблем взаимоотношения человека и природы, а также их отражении в книге В.Астафьева.

Оборудование урока: портрет В.Астафьева, современные пейзажи, словари.

Предварительное задание:подготовка индивидуального сообщения «Картины природы в книгах В.Астафьева».

Х о д     у р о к а

  • Вступительное слово учителя

Если в ранних работах В.Астафьева с которыми вы познакомились, ведущем мотивом является воспоминание, в «Царь-рыбе» определяющим моментом становится потребность обсудить происходящее, поделиться «задушевной мыслью», проводится мысль о проблемах сиюминутных.

Материал, легший в основу «Царь-Рыбы» — неотстоявшийся и кипит всевозможными страстями. А в самом  повествовании на авансцену выходит автор. Он делится с читателем своими мыслями по поводу каждого случая, уходит в отвлеченные философские рассуждения, замечает, комментирует, негодует.

Такие «перебивы», отсутствие общего героя, единого сюжетного стержня способствовали созданию такого произведения, где форма воплощения общего художественного замысла сведена до уровня отдельного эпизода. Объектом авторского внимания, как во всех публицистических произведениях, становится не главный герой, а факты.

Важно

Астафьев раскрывает и анализирует тему повествования, а вместе с этим выражает свое беспокойство и тревогу за нравственность своего современника.

Вместе с тем Астафьев говорил: «Плохих людей писать не умею. Получается нежизненно, карикатурно.

» однако в «Царь-рыбе» пришлось представлять целый ряд действующих лиц, оказавшихся пародийными, нежизнеспособными как герои (Гога Герцов, все «командированные»).

В характерах же своих ожесточившихся земляков – Грохоталы, Командора, Игнатьича писатель стремиться за их внешней браконьерской стороной рассмотреть более существенное, глубинное.

Темы «природа» и «детство» становятся одними из ведущих в «Царь-рыбе». Они в тех или иных образах, мотивах, вариациях входят в структуру практически всех положительных астафьевских персонажей. Глава «Уха на Боганиде» посвящена им полностью. Аким, его мать в этой системе ценностей – фигуры ключевые.

Им выделяются роли «неучастников» социума, к цивилизованным приобретениям которого писатель относится довольно негативно. Поэтому много в них социальной пассивности, терпения, всепрощения, молчаливого согласия. Они живут по своим «природным» законам.

И только за пределами оседлости человеческого биоценоза они чувствуют себя свободными и полноценными.

Работа с толковыми словарями В.Даля и современного русского языка, выяснение значения слов «человек», «природа».

Задание. Сопоставить словарные статьи, сделать выводы.

Результатом должна стать запись в тетради : «Человек-часть природы, человек и природа – единое целое».

  • Обмен читательскими впечатлениями

Это возвратит учившихся к переживаниям, испытанным при чтении книги или отдельных ее глав, активизирует личностный подход к произведению, настроит на разговоры о нем.

Книга «Царь-рыба» оказалась возмутителем литературного спокойствия: вокруг завязались дискуссии на страницах журналов и газет, выступали не только критики-профессионалы, но и читатели самых разных профессий, а среди последних с особенной страстностью – специалисты по охране природы. «Царь-рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа»

 — Что же вас взволновало, когда вы читали книгу?

-Встречались ли вы с такими героями, как Аким, ранее?

-Охарактеризуйте ваши впечатления от героев?

-Каково описание природы в повествовании? Понравилась ли она вам?

-Что вы думаете по поводу охраны природы?

IV.  Анализ рассказа «Уха на Боганиде» 

Глава «Уха на Боганиде»-начало истории главного героя произведения, Акима. Эту главу сам Астафьев определяет как центральную в книге.

— о чем же она? Почему эта глава, по мнению автора, центральная?(Эта глава о тяжелой жизни «северного человека», о том, что ему помогает не просто выжить, а остаться человеком.

Совет

Но, в то же время, глава о доброте, человечности, чуткости, которые помогают преодолеть жизненные испытания. Эта глава о том, как доброта рождает доброту.

Эта глава центральная, потому что она о доброте, а доброта- это самое главное в человеке, из этой главы ниточки доброты должны идти в другие главы, к другим героям, доброта должна помочь героям остаться людям.)

— Давайте подумаем над смыслом слов «добро», «доброта», «человечность», «чуткость».

-Насколько «Уха на Боганиде» важна для понимания книги в целом? (Эта глава важна для понимания произведения, потому что она о том, что человек в суровых условиях(рыбаки, мать, Аким и другие)сохраняет тонкость чувств, остается человечным.)

-Какие моменты  в этой главе вам особенно запомнились?

-В чем состоит особенность астафьевского видения мира? (Это вещественность того, о чем говорит писатель.  Автор  утверждает неповторимость всего в мире.)

-Среди явлений окружающего мира автор дважды останавливает наше внимание на маленьком цветке тундры. В чем же смысл столь настойчивого обращения? (Цветок напоминает Акима, символизирует жизнестойкость человека, народа, символизирует чуткость.)

Писатель постоянно говорит об устойчивой «воспроизводящей себя силе народной жизни», о ее надежности, постоянстве, о той жизнестойкости народа, в основе которой лежат не только воля, трудолюбие, мужество и человечность.

И прошедший через самые сложные испытания жизни, но согретый людской теплотой будет думать о мире, как думает о нем Аким, обращаюсь памятью к прошлому: мир- «это артель, бригада, мир-это мать, которая, даже веселясь, не забывает о детях..

мир и труд-вечный праздник жизни!»

Задание

Определить лексическое значение слов «мир», «артель», «бригада», «праздник», «радость».

-Помогают ли значения этих слов глубже понять смысл размышления Акима?

-Что вы думаете об этом герое? Есть ли у него жизненные принципы? (Главное в Акиме- стремление быть полезным людям, он всегда с людьми, в основе этого единения лежит добро, которое он готов творить всегда. У него есть свои жизненные принципы, он активно их отстаивает(отношение к браконьеру Командору, единоборство с медведем-людоедом).)

-Как и когда происходит раскрытие образа Акима? (Раскрывается он в отношении к природе: он не потерял способности восхищаться ее красотой, но он убивает зверей, убивает не ради убийства, а чтобы продолжить жить. И в этом не ничего противоречивого, потому что отношение его к природе очень естественное, земное, трезвое. Это не прихоть- а суровая необходимость.)

V.  Анализ повести «Царь-рыба»

-Что говорит Астафьев о браконьерах? Почему так много внимания уделил им? (Браконьерство- страшное зло. Автор показывает браконьера Игнатьича. В нем есть своя золотинка человеческой любви, достоинства, но все это подавляется безграничной хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок.)

-В чем смысл показа судьбы этого героя?(смысл в том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде.)

-В чем состоит самая главная вина Игнатьича? (Это- надругательство на любившей его девушкой. Получается, что, начав творить зло, остановиться почти невозможно. Убийца дочери Командора- духовный двойник Игнатьича.)

-Что вызывает откровенно неприязненное отношение автора к таким людям, как Гога и браконьеры? (Это бездуховность. Бездуховность не в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, обьединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «я»)

Работа со словарями над понятиями «душа», «дух», «духовный», «духовность».

VI. Анализ рассказа  «Нет мне ответа»

-Каков образ автора-повествователя? (Свое назначение автор определяет так: «моя профессия состоит в том, чтобы все знать и видеть». Но это не позиция стороннего наблюдателя, автор- часть мира, живого мира природы. Астафьев не только плвествователь, но и публицист, не только свидетель, но и судья.

Он говорит о Енисее как о синенькой жилочке, трепещущей на виске земли, ему открывается высочайшая красота росистого таежного утра: «Сердце мое трепетнулось и обмерло от радости..не зная, кому в этот миг воздать благодарность, я пролепетал, а быть может, подумал: «Как хорошо,что меня не убили на войне и я дожил до этого утра.»».

Автор чувствует себя листом, прикрепленным коротеньким стебельком к дереву жизни. А дерево связывает прошлое и будущее.)

VII. Сообщение учащегося «Особенности пейзажа в «Царь-рыбе».»

VIII. Итог урока

 -Как решает Виктор Астафьев проблему «человек и природа»? (он знает, что людям          необходимы рыба,лес,энергия воды, но пишет об этом как человек, остро чувствовавший пульс сегодняшней жизни, знающий ее боли и радости.

Писатель остро осознает, что сегодняшний день- лишь одна из веточек на стволе великого дерева жизни, поэтому и думает о том, как надо жить, чтобы так же, как он и его брат, слышали мир его сын, «дети брата,дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не испортить»мир, в котором живем.)

-В чем смысл конца книги? Как ответить на вопросы писателя: «отчего мучаюсь? Почему?( Сейчас время мучиться и искать. Время рождает вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны мы сегодня именно для того, чтобы сохранялась жизнь и могли следующие поколения плакать и сеяться и отвечать.)

Обратите внимание

     Астафьев писал: «Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети-счастье, дети-радость, дети-свет в окошке! Но дети- это еще и мука наша! Дети- это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу- все наголо видать.»

     Мир для Астафьева –это мир людей и природы, пребывающий в вечном, неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика его вера в торжество добра,в то,что каждый из нас сможет познать себя как человека.

Домашнее задание

     Сочинение на тему «Актуальные проблемы защиты родной природе в мое  регионе» или «Природа и духовное здоровье народа».

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/1288-222.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector