Черты классицизма в комедии горе от ума грибоедова

Черты классицизма и реализм в комедии “Горе от ума”, признаки литературных направлений

Фамусов, Скалозуб и Чацкий.Художник Т. Александрова

“Горе от ума” – выдающееся произведение русской классической литературы, которое сочетает в себе элементы различных литературных направлений.

В этой статье представлен анализ черт классицизма и реализма в комедии “Горе от ума”, особенности сочетания различных литературных направлений в пьесе.

Смотреть: 
– Краткое содержание комедии
– Все материалы по комедии “Горе от ума”

Классицизм и реализм в пьесе “Горе от ума”:

“Выдающимся памятником русской классической комедии является и «Горе от ума» Грибоедова. Явным отпечатком классической традиции следует признать прежде всего строгое соблюдение трех единств (действие начинается рано утром в доме Фамусова и кончается там же к рассвету следующего дня; в комедия четыре акта, но третий явственно разбивается на две картины; стержень интриги — любовь Чацкого к Софье).

Образ Лизы (влюбленной в буфетчика Петрушу) по всему своему психологическому наполнению и повествовательной функции целиком предопределен одним из излюбленных амплуа классической комедии — образом лукавой и бойкой наперсницы.

Однако наряду с влиянием классицизма в комедии Грибоедова уже сильно проявляются чисто реалистические элементы.

Обратите внимание

Обилие характерных представителей барской Москвы, бытовые зарисовки уклада фамусовского дома, живость языка, приближающегося почти к разговорному, сентенции, вошедшие затем в пословицы, — обеспечили «Горю от ума» видное место в истории русской реалистической драматургии.”

(статья “Драма” в “Литературной энциклопедии в 11 т., т. 3, 1930 г.)

Т. Кравченко о классицизме в “Горе от ума”:

“Пьесы, написанная Грибоедовым … Формально она построена по законам классицизма: соблюдено единство места, времени и действия. Действие не выходит за пределы дома Фамусова, и его развитие укладывается в 24 часа – в сутки, у персонажей “говорящие” фамилии… Но на самом деле от классицизма в “Горе от ума” осталось немного. Мало того – там можно усмотреть даже насмешку автора над устаревшим каноном.” (Т. Кравченко, статья “Нечто большее, чем картина нравов…”)

С. Бураковский о классицизме в комедии “Горе от ума”:

“В то время, когда впервые появилась комедия Грибоедова, в литературе нашей продолжал еще существовать так называемый французский классицизм. В двадцатых годах уже началась борьба нового направления в поэзии так называемого романтизма с ложно-классицизмом, и в это время появилась комедия “Горе от ума”.

Авто …, окончательно сбросив оковы чуждого классицизма, придал своему труду характер оригинального произведения.

Комедия “Горе от ума” нанесла решительный удар всем старым произведениям этого рода, которые, можно сказать, списывались с французских образцов. Оригинальность ее заключалась в составе и завязке действия, а также в самой форме.

Вместо царившего тогда шестистопного ямба Грибоедов ввел новые вольные стихи; книжный язык заменил живым, разговорным; уничтожил общепринятую завязку драм, резонеров, наперсников или наперсниц – одним словом, весь механизм старинных комедий.” (С. Бураковский, книга “«Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Разбор комедии для учащихся”, 1891 г.)



В. Н. Орлов о реализме в “Горе от ума”:

“Грибоедов … создал произведение, ознаменовавшее в русской литературе возникновение нового, реалистического художественного стиля. Он смело и коренным образом обновил жанр русской комедии.

<\p>

Он создал в “Горе от ума” обширную галерею реалистических художественных типов… Грибоедов в своей комедии был далек от бескрылого, грубо натуралистического копирования действительности. …он …

утверждал по поводу “Горя от ума”:

Это была поэтика художника- реалиста, не рабски копирующего “натуру”, но силой искусства преображающего ее, умеющего выделить в ней самое существенное и типическое. Таким же художником-реалистом и новатором был Грибоедов в области литературного языка.” (В. Н. Орлов, послесловие к книге “Горе от ума”, Москва, “Детгиз”, 1949 г.)



Н. К. Пиксанов о классицизме, романтизме и реализме в “Горе от ума”:


“…«Горе от ума»… В нем ощутимы начала классицизма, мольеризма, сказавшегося в изобилии монологов, в традиционных чертах образа Лизы, в стремительном развитии действия.

В патетике речей Чацкого, в противостоянии сильной личности косному обществу ощущается еще живое веяние байронического романтизма. Но в наше время с наибольшей остротой воспринимается величайшая самобытность «Горя от ума», его кровные связи с подлинной русской жизнью, его народность и реализм.

В основном методе творчества Грибоедов — не классик, не романтик, а реалист, великий единомышленник и соратник основоположника новой русской литературы — Пушкина.

Художественная форма «Горя от ума» обнаруживает резкий отход Грибоедова и от традиций классицизма, и от «легкой комедии», и от распространенной тогда романтической манеры.

Реалистической формы требовала для своего изображения сама русская жизнь, необычайно осложнявшаяся, наполнявшаяся богатым содержанием, быстро дифференцировавшаяся социально, с обострением политической борьбы. Литература стремилась глубже отразить современность и историю.

На запросы жизни Грибоедов и Пушкин одновременно ответили гениальными созданиями художественного реализма — комедией «Горе от ума» и романом «Евгений Онегин». 

Реалистический метод Грибоедова связан с его мировоззрением, сложившимся под влиянием самой жизни. Однако реализм Грибоедова своеобразен и не может отождествляться с реализмом Островского или Чехова. Реализм «Горя от ума» — это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный.

«Горе от ума» — также и реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве … изображена с удивительной полнотой и правдивостью. …в картине московского бала, драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства…

Произведение Грибоедова драгоценно и как психологическая драма. Психологический реализм в «Горе от ума» проявляется постоянно и многообразно: в характеристике Фамусова, в диалоге Чацкого с Натальей Дмитриевной Горич, в говорливости Репетилова и т. д.

Важно

Но наиболее глубоко и сосредоточенно применяется он в раскрытии интимной драмы Чацкого и Софьи.<\p>

Изобилие художественно-сатирических элементов дает «Горю от ума» место в первом ряду художественных достижений раннего критического реализма. Богато реалистичен его язык.

Взамен прежней книжности в комедию врывается поток живой разговорной речи.”
(Н. К. Пиксанов, статья в книге “А. С. Грибоедов. «Горе от ума»” под ред. Н. К. Пиксанова, серия “Литературные Памятник”, изд-во «Наука», М. 1969 г.

)

Это был анализ признаков и черт классицизма и реализма в комедии “Горе от ума”, особенности сочетания различных литературных направлений в пьесе.

Смотреть: Все материалы по комедии “Горе от ума”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/07/klassicizm-realizm-gore-ot-uma-griboedov.html

Черты реализма и классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С

Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма.От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована следующим образом: в русском обществе начала XIX века борются две общественные силы — «век нынешний» и «век минувший».

«Век минувший» представлен очень разнообразно: это практически все действующие лица, кроме Чацкого. «Век нынешний» — это Чацкий и несколько внесценических героев, о которых известно из разговоров действующих лиц (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, несколько друзей Чацкого, о которых он вскользь упоминает).

В пьесе в идеологическом столкновении побеждает на первый взгляд «век минувший»: Чацкий вынужден уехать из Москвы, где его объявили сумасшедшим из-за его смелых речей и поведения. Однако легко заметить, что на все критические замечания Чацкого о современной жизни дворянского общества представители фамусовского лагеря («века минувшего») не могут по существу ничего ответить.

Они или ужасаются смелости молодого человека, или, как Фамусов, просто затыкают уши, или делают вид, что вообще ничего не слышат (конец третьего действия, когда в ответ на обличительный монолог Чацкого гости Фамусова танцуют). Поэтому, вслед за И.А.

Гончаровым, можно сказать, что Чацкий и его идеи побеждены только подавляющей массой лагеря Фамусова, это временная победа, и оптимизм пьесы, несмотря на её грустный конец, заключается в том, что «век минувший» со своими устаревшими взглядами очень скоро должен будет отступить перед более прогрессивными убеждениями «нынешнего века».

В эстетике классицизма для пьес был разработан рациональный список необходимых действующих лиц, и Грибоедов использует его: герой—влюблённый молодой человек (Чацкий), героиня — влюблённая девушка (Софья), простак — соперник или друг героя (Молчалин), благородные родители героя и героини (Фамусов), резонёр — персонаж, который в своих репликах высказывает отношение автора к изображаемому событию, (Чацкий), наперсница — подруга или служанка, в беседах с которой героиня открывает свои сердечные тайны, (Лиза).Грибоедов применяет и формальные приёмы классицизма: комедия написана в стихах, персонажи носят «говорящие» фамилии и имена, произносят реплики «в сторону» (условный приём для передачи мыслей героя). Главные герои — особенно Фамусов и Чацкий — произносят длинные монологи. Наконец, в комедии реализуется «правило трёх единств»: действие происходит в один день (единство времени), в разных комнатах дома Фамусова (единство места), Чацкий, без сомнения, является главным героем как в любовной интриге, так и в общественном конфликте (единство действия). Стремясь к единству действия, Грибоедов только намечает, но не развёртывает побочные сюжетные линии, например любовь Лизы, отношения четы Горичей и т.д.Одновременно в пьесе наблюдается множество нарушений принципов классицизма в пользу реалистического и критического изображения русской действительности первой четверти XIX века.Во-первых, Грибоедов взял предметом изображения в своей комедии современную ему русскую жизнь, а не античный миф или полулегендарную историю (последнее часто встречается в классицистических пьесах). Автор сделал героями своей комедии дворян среднего достатка, то есть самых обычных людей, а не выдающихся исторических деятелей или царей (последнее типично для классицистической драматургии). Через множество бытовых деталей описывается образ жизни среднего дворянского дома: как хозяева готовятся к балу, как Фамусов ругает прислугу или заигрывает с Лизой, как князь Тугоуховский пытается выдать замуж своих многочисленных дочерей и т.п.Во-вторых, Грибоедов, сохраняя классицистический набор действующих лиц, наделил своих героев сложными и многогранными характерами. В этом отношении драматург также нарушает эстетическую норму классицизма, где герои изображаются схематично, как воплощение одной главной страсти. Например, в образе Лизы, которая является классической наперсницей, сочетаются живость характера, искренняя привязанность к барышне, способность не только любить буфетчика Петрушу, но и дать отпор ухаживаниям Молчали-на и заигрываниям Фамусова, чтобы сохранить своё человеческое достоинство. Будучи крепостной, она высказывает глубокую мысль о положении слуги и любого зависимого человека: Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (I, 2) В заключительной сцене понятна справедливость этих слов, потому что Фамусов, застав Софью с Чацким в сенях, чрезвычайно рассердился, и гнев его обрушился прежде всего на Лизу:Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;

Там выучилась ты любовников сводить,

Постой же, я тебя исправлю:

Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить… (IV, 14)

Вполне реалистическим характером наделён и Фамусов, который представлен в пьесе как любящий и заботливый отец, гостеприимный хозяин, хлебосольный русский барин с замашками крепостника, чиновник средней руки и идеолог «века минувшего».В-третьих, важной чертой реализма в комедии Грибоедова является речь персонажей.

Если классицистические герои — от слуги до короля — говорят похожими торжественными фразами, рифмованным александрийским стихом, то для реалистических героев речь становится одной из важных характеристик. Мастерски написана речь Скалозуба, алогичная и переполненная военными терминами; жеманная речь княжон Тугоуховских, многословная болтовня Репетилова.

Совет

Особенно выразительна речь Фамусова, который с каждым персонажем говорит по-разному. Со Скалозубом (возможным женихом Софьи) он говорит вежливо, ласково, даже заискивающе; с Софьей (любимой дочерью) — просто, но заметны его любовь и восхищение ею; со своим секретарём Петрушкой — грубовато, ворчливо; на Лизу в конце пьесы он кричит и топает ногами.

Читайте также:  Сочинение на тему моя мама

Речь всех персонажей индивидуализированная, живая, только Чацкий изъясняется в комедии как классицистический герой («Что говорит! И говорит, как пишет» (II, 2), — характеризует его Фамусов).

То, что Грибоедов различными способами рифмует разностопные строки, ещё больше создаёт впечатление, будто герои объясняются друг с другом не стихами, а с помощью обычного разговорного языка.В-четвёртых, развязка «Горя от ума» существенно отличается от традиционной в классицистической пьесе, так как не имеет назидательного характера.

В конце грибоедовской пьесы Чацкий, благородный и бескорыстный борец за прогрессивные общественные идеалы, вынужден покинуть Москву.

А безупречный герой классицистической пьесы не должен бежать от своих противников — он должен или победить их, или умереть, иначе какой же он герой! Таким образом, в «Горе от ума» страдают не злые клеветники-гости Фамусова, а жертва этой клеветы.

Вопреки классицистической традиции развивается и любовная сюжетная линия: избранником героини является не добродетельный возлюбленный, а недостойный лицемер Молчалин.В-пятых, в классицизме совершенно недопустимо смешение в одном произведении высокого и низкого жанров.

В «Горе от ума» соединяется сатирическое изображение фамусовского общества и высокая трагедия — страдание благородного Чацкого от несправедливого гонения.Итак, принято считать, что в истории русской литературы у истоков реализма стоят два произведения — «Горе от ума» и «Евгений Онегин».

Обратите внимание

При этом следует отметить, что в «Горе от ума», наряду с чертами реализма, присутствуют признаки классицизма: серьёзное гражданское содержание, традиционный состав героев, преобладание монологической речи, реплики «в сторону», «говорящие» фамилии, стихотворная форма, «правило трёх единств».

Однако все эти классицистические черты касаются главным образом внешней, формальной стороны пьесы. Кроме того, в «Горе от ума» можно отметить признаки романтизма (гордый и одинокий Чацкий противопоставлен всему фа-мусовскому обществу, присутствует мотив изгнания, упоминаются странствия героя) и признаки сентиментализма (Софья искренне любит бедного Молчалина).В существенных признаках Грибоедов принципиально нарушает эстетику классицизма и других предшествующих литературных направлений. Драматург создаёт сложные, разносторонние, социально мотивированные характеры героев, в которых переплетаются положительные и отрицательные черты. Образы Чацкого и Софьи показаны даже в развитии. Предметом изображения Грибоедов выбрал не античные времена, а современную ему русскую действительность с её общественными проблемами и конфликтами. Комедия лишена откровенной поучительности, потому что в финале порок не наказан.

Таким образом, можно доказательно утверждать, что комедия «Горе от ума» действительно написана в рамках критического реализма, но имеет и признаки классицизма.

Источник: http://lit-helper.com/p_cherti_realizma_i_klassicizma_v_komedii_gore_ot_uma_griboedova_a_s

Черты классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 — нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация.

Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных особенностей. Классицизм с его нормативностью должен был представлять жизнь в идеально-прекрасном виде и вести к совершенствованию человеческой натуры.

Развернутая эстетическая теория классицизма была создана во Франции Николо Буало в поэме “Поэтическое искусство” (1674 г.)

Теория жанров делила произведения на “высокие” (эпопея, трагедия, ода) и “низкие” (сатира, басня, комедия). Произведения классицизма должны были строго следовать следующим принципам:

—правило трех единств: времени, места и действия;

—гармония и соразмерность частей;

—логическая стройность и лаконизм композиции;

—простота сюжета;

—ясность и четкость языка (стиль и язык должны строго соответствовать выбранному жанру)

Русский классицизм возникший во второй четверти 18 века, под сильным воздействиемидей просветительской идеологии, характерной для продолжателей реформ Петра I, в большей степени был направлен на конкретные явления русской действительности, на преобладание национально-исторической тематики над античной.

В начале 19 века в России усилилась борьба за народность и истинность литературы в их неразделенности: освобождение от чужеродных влияний, за обращение к народной героике, “просторечию”, неприкрашенному изображению народного быта.

Возникли споры о назначении комедии, о её разных направлениях:

1. Злободневная, “колкая”, памфлетно-сатирическая комедия, (А.А. Шаховской, М.Н. Загоскин) ставила целью эстетическую полемику и исправление нравов.

Важно

2. Светская комедия (А.И. Писарев, Хмельницкий) – свободная от нравоучений, подчинялась поискам изящной, динамичной интриги и непринужденных форм стихотворного диалога, близкого к салонной беседе.

Будучи одним из создателей жанра “светской” комедии, А.С. Грибоедов уже с первых шагов стремился творчески использовать идейно-тематические и жанрово-стилистические особенности обоих типов русской комедиографии.

Комедия (как более свободный “низкий” жанр, призванный отражать современную действительность) легче воспринимала вариативность использования изобразительных средств. Она могла быть сатирической, героической или лирической, а могла и соединять в себе разные типы. И чем талантливей был автор, тем органичней сливались в его произведениях элементы различных типов комедий.

Грибоедов добивался естественного развития действия комедии, живости стиха, выразительных характеристик персонажей (острых, легких и жизненных), а также стремился создать ироничные зарисовки дворянского быта, осваивал стихию просторечия. Все эти напряженные творческие поиски блистательно воплотились в главном произведении Александра Сергеевича Грибоедова – комедии “Горе от ума”.

При создании комедии “Горе от ума” Грибоедов использовал правило трех единств драматургии классицизма:

— единство места действия – дом Фамусова;

— единство времени действия – всё происходит в один день — день приезда Чацкого в Москву;

— единство действия – непрерывность действия концентрируется вокруг Чацкого.

Русская комедия предпочитала “частной завязке” (т.е. интриге частной жизни) – “общую завязку”, при которой в действие вовлекалась определенная социальная среда в целом.

У Грибоедова комедия, начинаясь, как “частная” история неразделенной любви, постепенно переросла в конфликт представителя независимой мысли (пылкого, нетерпимого, но честного и благородного героя) с окружающей его социальной средой (косной, бездуховной и беспринципной, яростно враждебной любым проявлениям свободной мысли, попыткам обновления норм жизни).

Фамусовская барская Москва олицетворяет узнаваемые законы застойного жизненного уклада (“времен Очакова и покоренья Крыма”), сохраняющие свою силу при всех “превращеньях” правлений, климатов и нравов, и умов”.

Совет

Конфликт между “либералом” и “ретроградами” предстаёт как проявление борьбы за права и достоинство личности вообще. За обретение этой личностью законного места в современном обществе, за её прочную связь с основами национальной жизни.

В комедии зреет сатирический социальный пафос, конфликт взят автором из общественной жизни своего времени.

Строгая эстетическая дисциплина классицизма не мешала Грибоедову наполнить комедию жизненной правдой и с небывалой свободой использовать новые формы драматической образности. “Я как живу, так и пишу свободно и свободно”. Эта свобода творческого осознания, независимость художественных представлений от условностей и стеснительных правил позволили Грибоедову создать великую комедию.

Комедийное построение легко и органично включило в себя публицистику, сатиру, нравоописание, тонко разработанную любовно-психологическую драму, трагедийные мотивы.

Даже самые патетические монологи Чацкого вовлекались в динамику непрерывной смены комических положений, подчиняясь комедийному темпу и ритму.

Стихия смешного завладевала высоким героем, не изменяя его природы, сосуществуя с патетикой и сарказмом, любовью и озлоблением, идеологическим пафосом и психологическими тонкостями.

Развитие действия комедии подтверждало справедливость обличений Чацкого, но вскрывались не просто отдельные пороки барской или чиновничьей среды, но и ненормальность общества в целом. Когда фарсовая острота “диалога глухих” вместе с комедийными недоразумениями сгустилась до предела, комедия приобрела трагический смысл.

Потому что трагична участь Предтечи, горе Уму в обществе глухих к нему. Слепая беспощадность мгновенно объединившихся сил зла перед опасностью покушения на его главные механизмы (мздоимство, поклонение чинам и богатству, “радение родному человечку”) и незащищенность нарождающихся сил добра – гениальное открытие Грибоедова, составившее смысловую основу великой комедии.

Условные комедийные образы преобразились в типические характеры, отчасти сохранившие связь с традиционными амплуа, но уже вобрали в себя черты живой действительности.

Скалозуб, Репетилов, Молчалин – это характерные для комедии имена-маски, но умея выделить в действительности самое существенное и характерное, автор так изобразил своих персонажей, что мы ощущаем стоящие за ними социальные законы, определяющие их психику и поведение.

Обратите внимание

В “Горе от ума Грибоедов создал целую галерею реалистических художественных типов. Имена персонажей стали нарицательными и сегодня служат обозначением таких явлений, как бюрократизм и чванство (фамусовщина), подхалимство и подлость (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина), и т. д.

Речь персонажей не расходится с их психологической характеристикой, принимая соответствующий колорит. Житейское правдоподобие и критерий поэтической правды выступают в полном согласии друг с другом.

Синтетичность драматургической поэтики Грибоедова особенно ярко проявилось в языке комедии.

Разностопный ямб “Горя от ума” сравнялся в гибкости с разговорной речью; стихотворные монологи, диалоги, реплики стали передавать интонации персонажей, оттенки их психологии и особенности поведения.

А традиционная афористическая отточенность сценической речи у Грибоедова зиждется на новой основе, — он привлёк ресурсы меткости и краткости народного слова, сблизив его с законами построения пословиц и породив множество новых пословиц и поговорок.

“Счастливые часов не наблюдают”,

“Ах! злые языки страшнее пистолета”,

“Всё врут календари”,

“Служить бы рад, прислуживаться тошно”,

“Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок”,

“Блажен, кто верует, тепло тому на свете!”

В примерах недостатка нет, ещё Пушкин предсказал, что половина стихов “Горе от ума” войдёт в пословицы. Грибоедов осуществил двусторонний процесс взаимосвязи и взаимообогащения живого разговорного языка народа и языка литературного.

Подводя итоги, нам хотелось бы отметить парадоксы комедии Грибоедова “Горе от ума”.

1. По определению Пушкина Грибоедов в своем произведении обнажил и вынес на суд проблемы и болезни нашего общества, воплощая тем самым принцип “высокой комедии”, которая “не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и… близко подходит к трагедии”.

Важно

По теории жанров классицизма Грибоедов работает в низком жанре, а в результате создаёт по общему признанию высокую комедию.

2.В рамках классицизма свободный дух автора комедии позволил ему на основе всеохватного органического синтеза традиций и новаторства совершить мощный “скачок” породивший новое эстетическое качество – художественный реализм.

Источник: https://school-essay.ru/cherty-klassicizma-v-komedii-gore-ot-uma-griboedova.html

Черты классицизма в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Черты классицизма в комедии «Горе от ума». Классицизм  как стиль европейской ли­тературы 17—нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству ан­тичности и поэтике Аристотеля и Горация.

Отсюда и культ разума и обоб­щенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных особенностей. Классицизм с его нормативностью должен был представлять жизнь в иде­ально-прекрасном виде и вести к совершенствованию человеческой нату­ры.

Развернутая эстетическая теория классицизма была создана во Фран­ции Николо Буало в поэме «Поэтическое искусство» (1674 г.)

Теория жанров делила произведения на «высокие» (эпопея, траге­дия, ода) и «низкие» (сатира, басня, комедия). Произведения классициз­ма должны были строго следовать следующим принципам:

Читайте также:  Сочинение печорин - странный человек

– правило трех единств: времени, места и действия;

-гармония и соразмерность частей;

-логическая стройность и лаконизм композиции;

-простота сюжета;

-ясность и четкость языка (стиль и язык должны строго соответ­ствовать выбранному жанру)

Русский классицизм возникший во второй четверти 18 века, под сильным воздействием идей просветительской идеологии, характерной для продолжателей реформ Петра I, в большей степени был направлен на конкретные явления русской действительности, на преобладание национально-исторической тематики над античной.

В начале 19 века в России усилилась борьба за народность и истин­ность литературы в их неразделенное™: освобождение от чужеродных влияний, за обращение к народной героике, «просторечию», неприкра­шенному изображению народного быта.

Возникли споры о назначении комедии, о её разных направлениях:

  1. Злободневная, «колкая», памфлетно-сатирическая комедия, (А.А. Шаховской, М.Н. Загоскин) ставила целью эстетическую поле­мику и исправление нравов.
  2. Светская комедия (А.И.Писарев, Хмельницкий) — свободная от нра­воучений, подчинялась поискам изящной, динамичной интриги и непри­нужденных форм стихотворного диалога, близкого к салонной беседе.

Будучи одним из создателей жанра «светской» комедии, А.С. Гри­боедов уже с первых шагов стремился творчески использовать идейно- тематические и жанрово-стилистические особенности обоих тапов рус­ской комедиографии.

Комедия (как более свободный «низкий» жанр , призванный отра­жать современную действительность) легче воспринимала вариатив­ность использования изобразительных средств. Она могла бьггь сата- рической, героической или лирической, а могла и соединять в себе разные типы. И чем талантливей был автор, тем органичней сливались в его произведениях элементы различных типов комедий.

Грибоедов добивался естественного развития действия комедии, жи­вости стиха, выразительных характеристик персонажей (острых, легких и жизненных), а также стремился создать ироничные зарисовки дворян­ского быта, осваивал стихию просторечия. Все эти напряженные твор­ческие поиски блистательно воплотились в главном произведении Алек­сандра Сергеевича Грибоедова — комедии «Горе от ума».

Совет

При создании комедии «Горе от ума» Грибоедов использовал пра­вило трех единств драматургии классицизма:

единство места действия — дом Фамусова;

единство времени действия — всё происходит в один день — день приезда Чацкого в Москву;

единство действия — непрерывность действия концентрируется вокруг Чацкого.

Русская комедия предпочитала «частной завязке» (т.е. интриге час^ тной жизни) — «общую завязку», при которой в действие вовлекалась определенная социальная среда в целом.

У Грибоедова комедия, начи­наясь, как «частная» история неразделенной любви, постепенно пере­росла в конфликт представителя независимой мысли (пылкого, нетер­пимого, но честного и благородного героя) с окружающей его социаль­ной средой (косной, бездуховной и беспринципной, яростно враждебной любым проявлениям свободной мысли, попыткам обновле­ния норм жизни).

Фамусовская барская Москва олицетворяет узнаваемые законы за­стойного жизненного уклада («времен Очакова и покоренья Крыма»), сохраняющие свою силу при всех «превращеньях» правлений, климатов и нравов, и умов».

Конфликт между «либералом» и «ретроградами» пред­стаёт как проявление борьбы за права и достоинство личности вообще. За обретение этой личностью законного места в современном обществе, за её прочную связь с основами национальной жизни.

В комедии зреет сатирический социальный пафос, конфликт взят автором из обществен­ной жизни своего времени.

Строгая эстетическая дисциплина классицизма не мешала Грибое­дову наполнить комедию жизненной правдой и с небывалой свободой использовать новые формы драматической образности. «Я как живу, так и пишу свободно и свободно». Эта свобода творческого осознания, не­зависимость художественных представлений от условностей и стесни­тельных правил позволили Грибоедову создать великую комедию.

Комедийное построение легко и органично включило в себя публи­цистику, сатиру, нравоописание, тонко разработанную любовно-психо­логическую драму, трагедийные мотивы.

Даже самые патетические мо­нологи Чацкого вовлекались в динамику непрерывной смены комичес­ких положений, подчиняясь комедийному темпу и ритму.

Стихия смешного завладевала высоким героем, не изменяя его природы, сосу­ществуя с патетикой и сарказмом, любовью и озлоблением, идеологи­ческим пафосом и психологическими тонкостями.

Обратите внимание

Развитие действия комедии подтверждало справедливость обличений Чацкого, но вскры­вались не просто отдельные пороки барской или чиновничьей среды, но и ненормальность общества в целом. Когда фарсовая острота «диалога глухих» вместе с комедийными недоразумениями сгустилась до преде­ла, комедия приобрела трагический смысл.

Потому что трагична участь Предтечи, горе Уму в обществе глухих к нему. Слепая беспощадность мгновенно объединившихся сил зла пе­ред опасностью покушения на его главные механизмы (мздоимство, поклонение чинам и богатству, «радение родному человечку») и незащи­щенность нарождающихся сил добра — гениальное открытие Грибоедо­ва, составившее смысловую основу великой комедии.

Условные комедийные образы преобразились в типические ха­рактеры, отчасти сохранившие связь с традиционными амплуа, но уже вобрали в себя черты живой действительности.

Скалозуб, Репе- тилов, Молчалин — это характерные для комедии имена-маски, но умея выделить в действительности самое существенное и характер­ное, автор так изобразил своих персонажей, что мы ощущаем сто­ящие за ними социальные законы, определяющие их психику и по­ведение.

В «Горе от ума Грибоедов создал целую галерею реалистических ху­дожественных типов. Имена персонажей стали нарицательными и сегод­ня служат обозначением таких явлений, как бюрократизм и чванство (фамусовщина), подхалимство и подлость (молчалинство), дешевое ли­беральное пустословие (репетиловщина), и т. д.

Речь персонажей не расходится с их психологической характерис­тикой, принимая соответствующий колорит. Житейское правдоподо­бие и критерий поэтической правды выступают в полном согласии друг с другом.

Синтетичность драматургической поэтики Грибоедова особенно ярко проявилось в языке комедии.

Разностопный ямб «Горя от ума» сравнялся в гибкости с разговорной речью; стихотворные монологи, диалоги, реплики стали передавать интонации персонажей, оттенки их психологии и особенности поведения.

Важно

А традиционная афористическая отточенность сценической речи у Грибоедова зиждется на новой осно­ве, — он привлёк ресурсы меткости и краткости народного слова, сбли­зив его с законами построения пословиц и породив множество новых пословиц и поговорок.

«Счастливые часов не наблюдают»,

«Ах! злые языки страшнее пистолета»,

«Всё врут календари»,

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»,

«Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», «Блажен, кто верует, тепло тому на свете!»

В примерах недостатка нет, ещё Пушкин предсказал, что половина стихов «Горе от ума» войдёт в пословицы. Грибоедов осуществил двусто­ронний процесс взаимосвязи и взаимообогащения живого разговорно­го языка народа и языка литературного.

Подводя итоги, нам хотелось бы отметить парадоксы комедии Гри- бедова «Горе от ума».

  1. По определению Пушкина Грибоедов в своем произведении об­нажил и вынес на суд проблемы и болезни нашего общества, воплощая тем самым принцип «высокой комедии», которая «не основана един­ственно на смехе, но на развитии характеров, и… близко подходит к трагедии».
  • По теории жанров классицизма Грибоедов работает в низком жан­ре, а в результате создаёт по общему признанию высокую комедию.
  1. В рамках классицизма свободный дух автора комедии позволил ему на основе всеохватного органического синтеза традиций и новатор­ства совершить мощный «скачок» породивший новое эстетическое ка­чество — художественный реализм.

Источник: https://prepodka.net/cherty-klassicizma-v-komedii-gore-ot-uma-a-s-griboedova/

Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой.

Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий — Софья, Софья — Молчалин, Молчалин – Лиза, Лиза — Петруша), но все они как бы выстраиваются «в одну линию», не нарушая единства действия.

В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В «Горе от ума» эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов «безродного пригрел и ввел в секретари…

» (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое «фамусовское общество» противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды.

Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох.

Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него – родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

…Во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А ключевое — поди-тка, послужи…

Совет

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С.

Пушкин недоумевал: зачем главный герой произведения произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. («Не человек – змея» – это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей).

Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком.

В «Горе от ума» количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей — родственника Скалозуба, о котором он говорит: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать»; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: «…он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник»). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, «они сломлены силой старой». Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей – также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма Литературный жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент.

В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии.

Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень); Платон Го-рич, «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей»; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), «кривое зеркало» (Чацкий-Репетилов).

Обратите внимание

Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Чацкий еще более неоднозначный герой произведения. Он в чем-то выражает точку зрения автор произведенияа (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой произведения-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой произведения-обличитель).

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии.

В итоге, мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам «века минувшего», проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Суть комедии — горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема «ума» в грибоедовское время была весьма злободневной и «ум» понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность.

С понятиями «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но «вольнодумном», носителе новых идей.

Пылкость таких «умников» сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей «безумием», «горем от ума».

Важно

Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения.

Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва «чудаком», «странным человеком», а потом — просто сумасшедшим.

«Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?» — уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.

Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру.

Она тоже оказывается в числе «мучителей», оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.

Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.

Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона «трех единств» единство места и времени соблюдено, то единство действия — нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова.

В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна.

В пьесе две завязки: одна — это холодный прием Чацкого Софьей, другая — столкновение между Чацким и Фамусовым и фаму-совским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма произведения показала новаторство А, С. Грибоедова.

Совет

Но в комедии сохраняются некоторые другие черты классицизма. Так, главный герой произведения Чацкий — дворянин, образованный, начитанный, остроумный молодой человек.

Здесь художник верен традиции французских классицистов — ставить в центре героев, царей, военачальников или вельмож. Интересен образ Лизы.

В «Горе от ума» она слишком вольно держится для служанки и похожа на героиню классической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.

Но выходит, что и Чацкий, герой произведения по сути литературное произведениетический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае — это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.

Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.

Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибоедова — это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой — целостная панорама русской жизни начала XIX века.

Источник: http://www.school-essays.info/cherty-klassicizma-i-realizma-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума» – 7 Декабря 2013 – Литература

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова еГоре от ума» была написана в 1820—1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в литературе уже появился реализм и активно раз­вивался романтизм. Поэтому в комедии присут­ствуют как черты классицизма, так и черты ро­мантизма, а, кроме того, *Горе от ума» по праву считают первым реалистическим произведением.

В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими принципами классицизма, твор­чески изменяя их. Так, в основном соблюдается принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова и укладывается в сутки: события начинают развиваться рано утром и за­канчиваются поздно вечером, когда гости разъез­жаются после бала.

Однако единство действия нарушается: помимо сюжетной линии Софья — Молчалин — Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладыва­ется в рамки любовного сюжета. Количество дей­ствующих лиц также не соответствует класси­цистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати.

Обратите внимание

Кроме того, для типизации введены внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так как нару­шается единство действия.

го треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), и отец, не догадывающийся об увлечении собст­венной дочери. Однако есть и отступления от традиции. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера.

Следует отметить, что и Мол-чалин не подходит под амплуа второго любовни­ка, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным героем и изображен с негативной ав­торской оценкой. Выходят за рамки традицион­ных характеров и второстепенные персонажи в этой любовной интриге.

Лиза не только субретка, но и своеобразный второй резонер. Она дает мет­кие характеристики действующим лицам: в экс­позиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы*. Также Лиза метко подмечает, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер*.

Та­ким образом, характеры не укладываются в рам­ки традиционных амплуа, они шире.

В «Горе от ума» также сохраняется принцип »выделить несколько типов, К первому относятся вают на одну важную черту героя. Например, фа­милия Фамусов, возможно, происходит от латин­ского слова «Гата» — молва. Следовательно, об­ладатель этого имени — человек, преклоняю­щийся перед общественным мнением, бо-ящийся сплетен.

Но это не единственное качество, на ко­положил, что «Фамусов» имеет отношение к анг­лийскому *^апкшзэ — известный. И действи­тельно, Павел Афанасьевич достаточно извест­ный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины.

Фамилия Ту-гоуховский указывает на физический порок пер­сонажа: князь, действительно, был тугим на ухо,Фамилия Репетилов происходит от французского слова «гере^ега — повторять.

И на самом деле этот герой не имеет собственных мыслей, а по­вторяет то, что говорят другие, часто искажая первоначальный смысл услышанного, Молча-лин же не просто молчаливый, но как человек, зависящий от других, не считает возможным свободно выражать свое мнение.

Важно

Второй тип — фамилии оценивающие, К ним можно отнести фамилии Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, в которых явно выражено негативное отношение автора к их носителям.

Имя Чацкого ассоциируется с именем Чаада­ева, философа и общественного деятеля. Другой возможный смысл его фамилии— то, что он в чаду.

Однако ни одна фамилия не раскрывает полно­стью характера героя, так как характер часто не­однозначен и не исчерпывается одной чертой.

Композиция комедии в основном соответству­ет классицистическим канонам. В комедии четы­ре действия: в первом— экспозиция и завязка, во втором — развитие сюжетной линии, в тре­тьем — кульминация, а в четвертом — развязка. Действие комедии начинают второстепенные персонажи: Лиза и Фамусов, которые вводят зрителя в курс дела.

Также в комедии присутствуют и черты ре­ализма. По словам Гончарова, Грибоедов умело с помощью группы из двадцати лиц отобразил, как случ света в капле воды, всю прежнюю Москву, ее дух, исторический момент и нравы», что указывает на типичность характеров и обсто­ятельств, показанных в произведении. Кроме то­го, писатель точен в подборе деталей.

Можно еще отметить, что герои этого произве­дения не только типы, но и индивидуальности.

Фамусов, например, не только служащий в казенном месте, но и человек, обладающий своими взглядами и убеждениями, а кроме того — любя­щий отец и легкомысленный барин, заигрываю­щий с горничной своей дочери.

А Софья способна как на глубокие чувства, так и на подлость. Она беззаветно любит Молчалина и в то же время пускает сплетню о сумасшествии Чацкого.

Совет

Таким образом, в произведении, помимо геро­ев, изображенных с преимущественно отрица­тельной или положительной оценкой, есть герои, пафос изображения которых неоднозначен, В от­личие от классицистических пьес в комедии Гри­боедова порок не наказан, а добродетель не тор­жествует. Молчалин скрывается в своей комна­те до того, как Фамусов появляется на сцене, Чацкий же вынужден бежать из Москвы, «ис­кать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Можно отметить, что характер конфликта в произведении отчасти романтический, так как одинокая сильная личность противостоит целому обществу, Гончаров писал, что в «Горе от ума* присутствуют два лагеря; с одной стороны, ла­герь Фамусовых и всей партии «отцов и стар­ших*, с другой — один пылкий и отважный бо­ец, «враг исканий».

Чацкий единственный из сценических персонажей противостоит всему об­ществу* Также Гончаров называет роль Чацкого «страдательной*, так как герой «сломлен коли­чеством старой силы* и вынужден бежать из Москвы, В пьесе присутствуют мотив одиночест­ва и мотив путешествия, характерные для роман­тизма.

Чацкий пускается в дорогу, спасаясь от прошлого, в надежде избавиться от «мильона терзаний *.

Таким образом, можно сказать, что в пьесе присутствуют элементы трех направлений — классицизма, романтизма и реализма. Слож­ность творческого метода, которым была написана комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума*», объ­ясняется эпохой, когда в литературе одновремен­но существовало несколько направлений.

Источник: http://vsedli.ucoz.ru/news/cherty_klassicizma_realizma_i_romantizma_v_komedii_a_s_griboedova_gore_ot_uma/2013-12-07-35

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector