Дружба и друзья в лирике пушкина сочинение, сообщение, доклад 9 класс

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Тема дружбы и образы друзей в лирике Пушкина.

Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение  возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин.

Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе.

  Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь.

Обратите внимание

Почти во всех стихотворениях, которые относят к лирике дружбы, можно увидеть образы друзей Пушкина, которые оставались верны ему и не забывали о нем в течение всей жизни. Это И.И. Пущин, А.А. Дельвиг и В.К. Кюхельбекер.

Иван Иванович Пущин – первый лицейский друг Пушкина, сам прекрасный человек, умный добрый, справедливый, общительный, честный и мужественный. Пущин навсегда остался для поэта таким —  “первым”, “бесценным”. Именно ему посвящены многие известные стихи Пушкина. Так пишет он о посещении его в Михайловском Пущиным

…Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

Вместе с Пущиным как бы приходят к Пушкину воспоминания о лицее.

Пущину же посвящены стихотворения, написанные поэтом в Лицее, например, “Воспоминание”, в котором поэт называет его “мой брат по чаше”, описывает веселую студенческую пирушку.

Истинно дружеские чувства к Пущину выражает поэт в стихотворении-поздравлении, которое так и называется “К Пущину” и которое было написано к его дню рождения. “Любезный именинник”, “О Пущин дорогой”, “Друг сердечный” – вот эпитеты которыми характеризует друга Пушкин.

Это не просто стихотворение-поздравление, здесь поэт показал свои взаимоотношения с Пущиным.

…Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой;

С пришельцем обнимися –

Но доброго певца

Встречать не суетися

 С парадного крыльца.

Он гость без этикета,

 Не требует привета

Прими ж его лобзанья

И чистые желанья

Сердечной простоты !

Они давно и крепко дружны, поэтому Пушкин не просит для себя парадного приема: “он гость без этикета, не требует привета”, ему этого не нужно, он и так знает, как к нему относится Пущин, да и кроме того, суетливые, парадные приемы часто бывают неискренними…

Однако Пушкин и его друзья все совершенно разные, так что же объединяет друзей ? Стихотворение “Пирующие студенты” содержит в себе ответ на этот вопрос.

В нем дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения, от “холодных мудрецов”. Юному поэту важно, чтобы все его друзья объединились в порыве беззаботной радости.

Важно

Энергия брызжет из него, он подтрунивает над друзьями, рисуя их шутливые образы, здесь показан и Пущин: “Товарищ милый, друг прямой”, и Дельвиг:

Дай руку Дельвиг, что ты спишь ?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой лежишь,

Латынью усыпленный.

И Кюхельбекер:

Писатель, за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в “святое братство”. Да, именно “Святое братство” — вот что для Пушкина дружба в лицейские годы, а чем же она стала для него по прошествии лет ?

Стихотворение “19 октября”, посвящено дню открытия лицея. Пушкин написал его потому, что в 1925 году находился в южной ссылке и не смог приехать и встретиться с друзьями.

Восемь лет прошло с того момента, как Пушкин вышел из ворот Лицея, но не забыл он своих друзей, он грустит о том, что не смог отпраздновать с ними эту знаменательную дату: “Печален я: со мною друга нет…” И здесь поэт дает характеристики своим друзьям, схожие с теми, которые можно увидеть в его лицейских стихотворениях: Дельвиг – “…сын лени вдохновенный…”, Кюхельбекер – “…брат родной по музе, по судьбе…”. Как не забыл Пушкин каждого из своих друзей в отдельности, так не забыл он и их компанию:

Друзья мои, прекрасен наш союз !

Он, как душа, не разделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество  нам Царское Село.

Но время не проходит бесследно, редеет круг лицеистов, их все меньше и меньше: “…увы, наш круг час от часу редеет…”, и Пушкин начинает размышлять уже и о смерти:

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему…

 Последняя для Пушкина лицейская годовщина отмечена сти­хотворением “Была пора: Наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался…” (1836). В сущ­ности, начало его — это обобщен­ный образ стихотворения “Пирую­щие студенты”, но написан он уже свободной рукой мастера.

В сти­хотворении сопоставлены начало и конец жизни, одушевление и ти­шина. Время меняет и чувства, и облик людей. Но поэт утверждает, что “недаром… промчалась чет­верть века”. Стихотворение, про­низанное рефреном “Вы помни­те. ..

”, восстанавливает историче­скую панораму века.

Припомните, о други, с той поры,

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Игралища таинственной игры,

Металися смущенные народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то Славы, то Свободы,

То Гордости багрила алтари.

Дружба в этом стихотворении — единство поколения перед лицом истории, совместно прожитый век, с его тревогами, победами, иллюзиями, падениями и взлетами.

Наиболее подходящими для заключения здесь, я считаю слова В.Г. Маранцмана: “Итак, дружба для поэта оказывается спасительной потому, что при всей суровости судьбы возможны “дни соединений”. Дружба – это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение”.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=30922

Сочинение — Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина — Сочинение

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

Много прекрасных стихотворений А.С. Пушкин посвятил своим друзьям. Дружба была для него той силой, которая объ­единяет людей, спасает от жизненных невзгод. Многих дру­зей поэт приобрел еще в лицее и сохранил эти отношения на всю жизнь. Светскому обществу, в котором Пушкин должен был вращаться, он предпочитал узкий круг по-настоящему близких людей.

И, признаюсь, мне во сто крат милее Младых повес счастливая семья.

Где ум кипит, где в мыслях волен я,

Где спорю вслух, где чувствую живее,

И где мы все — прекрасные друзья,

Чем вялые, бездушные собранья…

Так поэт писал в 1819 году в «Послании к кн. Горчакову». Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями свободо­мыслие, живые чувства, любовь к искусству. Все это рождало особые стихи — живые, искренние, исполненные любви. Од­нако тема дружбы претерпела определенную эволюцию в твор­честве поэта.

В ранней лирике Пушкина возникает образ дружеской пи­рушки («К студентам»). Однако уже здесь образы друзей-лице­истов конкретизируются, обретая свои характерные черты.

Совет!

Так, Галич — «Эпикура младший брат», Дельвиг — «ленивец сон­ный», «Парнасский волокита», Горчаков — «красавец молодой» и «сиятельный повеса», Илличевский — «остряк любезный», Пущин — «товарищ милый, друг прямой», Малиновский — «повеса из повес», Вильгельм — «писатель», автор скучных сти­хов. Послание «К студентам» было написано в 1814 году.

Все стихотворение пронизано юным восторгом, жизнерадостнос­тью. В нем поэт отдает дань молодости, общению с людьми, близкими по духу, по интересам. «Под стол холодных мудрецов», «Рассудок, бог с тобою!..» — восклицает юный поэт. Те же моти­вы пира в звучат послании «Друзьям».

Другое послание — «Мое завещание друзьям». В нем в шут­ливой форме поэт говорит о том, как отлетит «веселой тенью» «Натихой берег вод забвенья». И он оставляет друзьям свое заве­щание:

И пусть на гробе, где певец Исчезнет в рощах Геликона,

Напишет беглый ваш резец:

«Здесь дремлет юноша-мудрец,

Питомец нег и Аполлона».

Дружба в этом стихотворении расценивается как святое чув­ство, узы ее «священны».

Мотив братского круга, встречи старых друзей возникает в «Элегии» («Опять я вам, о юные друзья!»). В соответствии с жан­ром в этом произведении звучит мотив печали, горести, забве­нья. В стихотворении «И я слыхал, что божий свет…» дружба сравнивается с любовью, страстью, но поэт отдает предпочтение последней. Романтический мотив разочарования в дружбе зву­чит в стихотворении «Дружба»:

Что дружба? Легкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор,

Обмен тщеславия, безделья Иль покровительства позор.

Тот же романтический мотив возникает в стихотворении «В.Ф. Раевскому» («Ты прав мой друг, — напрасно я презрел»):

Но все прошло! — остыла в сердце кровь,

В их наготе я ныне вижу —

И свет, и жизнь, и дружбу, и любовь,

И мрачный опыт ненавижу.

Мотив сомнения в привычных жизненных ценностях звучит в стихотворении «Демон».

Прекрасные строки поэт посвятил П.Я. Чаадаеву, который был его близким другом и имел на него большое влияние:

О, неизменный друг, тебе я посвятил И краткий век, уже испытанный судьбою,

И чувства, может быть спасенные тобою!

(«Чаадаеву», 1821).

Ряд стихотворений поэт написал на лицейскую годовщину: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), «19 октября 1827» («Бог помочь вам, друзья мои»), «19 октября 1828» («Усер­дно помолившись богу»).

Первое стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор») было создало в 1825 году. Оно построено на основе антитезы. Жанр — дружеское послание.

Обратите внимание

Нынешнее одиночество поэта (он находился в ссылке в Михайловском) противопостав­лено образу лицейского братства. Открывается стихотворение мотивом памяти.

Поэт помнит обо всех друзьях: и о пирующих «набрегах Невы», и отех, коштам нынче «недосчитались». Здесь Пушкин имеет в виду умершего в Италии Корсакова:

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит…

Моряк Матюшкин, «волн и бурь любимое дитя», тоже не смог присутствовать на этом празднике, потому что отправился в кру­госветное путешествие. Поэт вспоминает о своих встречах с тре­мя друзьями — Пущиным, Дельвигом и Горчаковым. Пущин и Дельвиг навещали его в Михайловском, с Горчаковым Пушкин

виделся, когда тот приезжал к своему дяде, жившему неподалеку от Михайловского. Вильгельм Кюхельбекер стал настоящим бра­том Пушкина — «по музе, по судьбам». В этом стихотворении поэт создает образ дружества святого, лицейского братства.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

В послании 1827 года поэт передает свои пожелания друзьям:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И мрачных пропастях земли!

Таким образом, тема дружбы получает в творчестве А.С. Пуш­кина романтическую и реалистическую трактовку. Стихи его, посвященные друзьям, отличаются глубокой человечностью, искренностью, богатством переживаний.

Здесь искали:

  • тема дружбы в лирике пушкина
  • тема дружбы в лирике пушкина сочинение
  • сочинение на тему дружба в лирике пушкина

Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-tema-druzhby-v-lirike-a-s-pushkina/

Дружба в лирике Пушкина

Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый – талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству.

Истоки такого понимания дружбы берут начало в счастливых лицейских годах, где он впервые проникся духом братства и товарищества, где он встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь.

Это И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие. С годами круг друзей расширялся.

Это были и поэты, и писатели, и музыканты, и, конечно же, лучшие люди этой эпохи с трагической, но славной судьбой – декабристы.

Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе, — «Пирующие студенты». Кгда читаешь эти искрящиеся юмором и весельем строчки, с трудом веришь, что они принадлежат пятнадцатилетнему поэту.

С удивительной легкостью набрасывает он шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера. Причем эти подтрунивания далеко не всегда безобидны.

Читайте также:  Сочинение что такое семья рассуждение 9 класс 15.3

Немало огорчений доставляют чувствительному и неуклюжему Кюхле такие строки:

Писатель, за свои грехи … Ты с виду всех трезвее; … Вильгельм, прочти свои стихи, … Чтоб мне заснуть скорее.

Важно

Юный поэт явно испытывает наслаждение от собственного поэтического дара, воспринимая дружбу как счастливый, но случайный союз радости и свободы. Значит, друзей объединяет здесь веселое застолье, взаимные шутки и освобождение на какое-то время от «холодных мудрецов» и «ученых дураков».

Через год после окончания лицея в стихотворении «Чаадаеву» Пушкин будет с грустью вспоминать об этой беззаботной поре:

Любви, надежды, тихой славы … Недолго нежил нас обман, … Исчезли юные забавы, … Как сон, как утренний туман.

Пушкин замечательно передает здесь настроения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходится расставаться с мечтами и иллюзиями детства.

Естественные утраты заменяются новым широким взглядом на мир, который заставляет поэта почувствовать свою ответственность за то, что происходит с его страной, и обратиться с прекрасным призывом не только к своему другу, но и ко всей свободомыслящей молодежи России:

Пока свободою горим, … Пока сердца для чести живы, … Мой друг, отчизне посвятим … Души прекрасные порывы!

Отзвуки славных лицейских лет мы слышим и во многих пушкинских стихотворениях о дружбе. Его поэтический шедевр «19 октября», написанный в 1825 году, посвящен годовщине открытия лицея. Начальные строки стихотворения овеяны грустью. И это естественно.

Осень – это пора увядания природы, которую особенно тонко чувствовал поэт. Это настроение усугубляется мрачными личными обстоятельствами: поэт находится в ссылке, он несвободен и даже лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни.

Но мыслями, душой он был с ними.

Совет!

Воображение поэта рисует облик милых и дорогих его сердцу людей. Воспоминания о них наполняют его душу радостью. Поэт больше не одинок. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить:

Друзья мои, прекрасен наш союз! … Он, как душа, неразделим и вечен…

Последней для Пушкина двадцатилетней годовщине лицея посвящено стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…». Начало стихотворения возвращает поэта к счастливой лицейской поре, запечатленной много лет назад в «Пирующих студентах». Как переменились участники праздничного застолья! «Просторнее, грустнее мы сидим,» — сожалеет поэт.

Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с ее беспечностью и наивностью и зрелость с ее горьким опытом. Время неумолимо. Оно меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей.

Ведь они вместе пережили те грозные события, которые ураганом пронеслись над Россией: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади…

Дружба в этом стихотворении предстает как совместно прожитая жизнь людей одного поколения, сумевших сохранить единство перед лицом истории.

Стихотворения, посвященные дружбе, занимают огромное место в творчестве Пушкина. Их связь неразрывна с обстоятельствами личной жизни поэта, с его счастливыми и беззаботными лицейскими годами. Дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, делала окружающий мир прекраснее и щедрее.

Пушкинские стихи о дружбе даровали его поколению бессмертие, создали идеал, к которому мы невольно стремимся, может быть, впервые в жизни задумавшись о том, как много значит в жизни человека дружба, каким щедрым и терпимым ты должен быть, чтобы и твою жизнь озарило тол сильное и прекрасное чувство.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mslv.narod.ru

Источник: http://diplomba.ru/work/97029

Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Обратите внимание

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей — вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь.

Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью.

Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья…, где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна.

Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба».

Важно

Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода — свобода — не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, — в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», — говорит поэт в стихотворении «Арион».

Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд…». В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием.

Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Совет!

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь… Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей…» тоже наполнено грустью.

Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

Тему дружбы Александр Сергеевич Пушкин пронес почти через все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и творчества.

Источник: http://resoch.ru/druzhba-i-druzya-v-lirike-pushkina-sochinenie/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина занимает значительное место. Дружба была понятием священным и особо значимым, вынесенным поэтом из Лицея. Именно там воспитывались чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам.

Лицеистов объединяли вольность мысли, любовь к искусству. И в дальнейшем Пушкин будет предпочитать круг друзей светскому обществу.
   На протяжении всей жизни поэт пишет стихи, посвященные друзьям: «Дельвигу» (1817), «Чаадаеву» (1818, 1821), «Пущину» (1817), «Друзьям» (1822).

Самые первые произведения на эту тему были написаны в лицейский период.

   Одно из них – стихотворение «Пирующие студенты». В нем слышится призыв к всеобщей радости, к наслаждению жизнью, и это объединяет друзей. Радость охватывает всех – веселится и сам автор, рисуя шутливые портреты друзей – Дельвига, Горчакова, Пущина, Малиновского, Корсакова, Яковлева и, наконец, Кюхельбекера.

   Они как бы на время освобождаются от своих привычных забот и обязанностей:     Друзья! почто же с Кантом     Сенека, Тацит на столе,     Фольянт над фолиантом?     Под стол холодных мудрецов,     Мы полем овладеем;     Под стол ученых дураков!     Без них мы пить умеем.   Это стихотворение написано в 1814 году, когда Пушкин еще очень молод.

   Надо сказать, что тема дружбы останется одной из важнейших в творчестве поэта и переживет определенную эволюцию. Так, в 1818 году появляется стихотворение «К Чаадаеву». В нем ощущается сильная тоска от разлуки с друзьями, тоска по ушедшему детству.

     Любви, надежды, тихой славы     Недолго нежил нас обман,     Исчезли юные забавы,     Как сон, как утренний туман.

   Но при этом можно заметить совершенно новые настроения поэта. Появляются более широкие взгляды на мир, доверяемые другу. В лирическом герое кипит дух свободомыслия, с которым он обращается к Чаадаеву:

     Пока свободою горим,     Пока сердца для чести живы,     Мой друг, отчизне посвятим     Души прекрасные порывы!   И вновь что-то важное объединяет друзей: им небезразлична судьба России, в них зарождается чувство ответственности за то, что происходит в стране.   Дружеская тема в лирике Пушкина очень разнообразна. Рассматривая стихотворение «И. И. Пущину», мы можем доказать это утверждение.   «Мой первый друг, мой друг бесценный!» – восклицает поэт. В обращении к И. Пущину чувствуются личные, близкие нотки. Это уже не призыв к свободе и деятельности. Это выражение простой человеческой радости; искренняя любовь и привязанность к другу. Кроме того, цель поэта – поддержать друга в тяжелую минуту, так же как во время ссылки в Михайловское Пущин поддержал его.   Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия Лицея, который стал для поэта, да и для многих других воспитанников, местом, сплотившим их на всю жизнь. И этой дате поэт посвятил не одно произведение. Пожалуй, самое знаменитое – это «19 октября» (1825).   Оно было написано во время ссылки в Михайловское, в период разлуки с теми, кто был дорог автору, в период одиночества. Тоска увядающей природы гармонирует с внутренним состоянием Пушкина. Но автор не ощущает себя всеми покинутым: «Я пью один; и на брегах Невы меня друзья сегодня именуют…» Связь с друзьями настолько прочна, что оказывается выше политики, выше государственных запретов.     …здесь, в забытой сей глуши,     В обители пустынных вьюг и хлада,     Мне сладкая готовилась отрада:     Троих из вас, друзей моей души,     Здесь обнял я…   Наперекор воле царя лицеисты продолжают встречаться. «Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил…»; «И ты пришел, сын лени вдохновенный, о Дельвиг мой…»; «Мы встретились и братски обнялись…» – пишет Пушкин в обращении к Горчакову.   Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки и дарит надежду на встречу в будущем:     Друзья мои, прекрасен наш союз!

Читайте также:  Сочинение на тему польза чтения книг 7, 8 класс

     Он, как душа, неразделим и вечен –

     Неколебим, свободен и беспечен,     Срастался он под сенью дружных муз.     Куда бы нас ни бросила судьбина     И счастие куда б ни повело,     Все те же мы: нам целый мир чужбина;

     Отечество нам Царское Село.

   Друзья поддерживали поэта в тяжелые времена конфликтов с властью, но вот пришла пора самому Пушкину в очередной раз выказать подтверждение своей преданности.   Конечно же, речь идет о взаимоотношениях поэта с декабристами и о стихотворении «Во глубине сибирских руд…», посвященном им. В этом послании – как бы ответ, благодарность Пушкина и одновременно помощь; вера в друзей и моральная поддержка; согласие с ними, признание их правоты.

Обратите внимание

   Необыкновенная внутренняя связь всегда объединяла лицеистов. Эта нить не обрывалась никогда. Такая братская дружба не раз помогала справляться с жизненными трудностями и вдохновляла поэта на создание замечательных стихотворений, которые по праву занимают особое место в русской литературе.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/11843-tema-druzhby-v-lirike-a-s-pushkina

Дружба в лирике Пушкина сочинение

Для Пушкина чувство дружбы – это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете “легкой поэзии” французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении “К студентам” поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал, Все тихо, все в покое. Скорее скатерть и бокал,

Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба “с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом” (“К Каверину”,1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот.

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей – вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: “Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты”. Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь.

Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью.

Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Важно

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении “К Чаадаеву”. Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: “мой друг”, “товарищ, верь”.

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы “третьим компонентом” в ряду “любовь и тайная свобода”. В стихотворении “Послание к кн. Горчакову” средоточием этой свободы опять становится “младых повес счастливая семья. где ум кипит, где в мыслях волен я”. Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна.

Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение “Дружба”.

Важно

Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как “друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час”. Уже само по себе стихотворение “К морю” является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода – свобода – не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, – в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении “19 октября 1827”, написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на “царской службе”, и те, кто в “мрачных пропастях земли”. “Я гимны прежние пою”, – говорит поэт в стихотворении “Арион”.

Совет!

Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь “Во глубине сибирских руд. “. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием.

Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения (“И братья меч вам отдадут”), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением “не мальчика, но мужа”:

Теперь не то: разгульный праздник наш С приходом лет, как мы, перебесился, Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш.

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: “И мнится, очередь за мной”. Стихотворение “Чем чаще празднует лицей. ” тоже наполнено грустью.

Итак, в конце жизни, пережив “бурь порыв мятежный”, поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья – идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

Тему дружбы Александр Сергеевич Пушкин пронес почти через все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и творчества.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Дружба в лирике Пушкина сочинение« Сочинение на тему “Земля кормилица”Героиня драмы Островского “Гроза” »

Источник: http://schoolessay.ru/druzhba-v-lirike-pushkina-sochinenie/

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина сочинение

Тема любви и дружбы. Любовь и дружба как высокие, идеальные чувства воспева­лись многими поэтами во все века и времена, начиная с лириков Античности. Однако у Пушкина эти чувства получили совершен­но новое освещение.

В русской поэзии до Пушкина любовь и дружба служили пред­метом вдохновения для поэта, но не всегда как самые высокие ценности человека (достаточно вспомнить «Разговор с Анакрео­ном» Ломоносова: «…хоть нежности сердечной в любви я не ли­шен, героев славой вечной я больше восхищен»).

Впервые среди центральных поэтических тем тема любви и дружбы стала глав­ной в поэзии русских сентименталистов: Карамзина, Жуков­ского. Эти поэты видели в дружбе и любви такие же ценности, как в общении с природой, чтении любимых книг, семейных за­ботах и радостях.

Любовь и дружба как скромные, мирные на­слаждения противопоставлялись высоким поэтическим идеалам поэтов-классицистов.

Обратите внимание

Совсем другое звучание этой теме придал в своих стихах Пушкин. Он как бы примирил классицистов с сентименталиста­ми, поднял воспетые ими ценности, казалось бы, столь разные, на одну высоту. Пушкин учел трактовку этих тем в поэзии дека­бристов, их представления о назначении современного человека. Поэты-декабристы здесь во многом сближались с классициста­ми.

Но Пушкин в своей философской лирике пошел дальше, со­единив разные трактовки тем любви и дружбы в своих стихотво­рениях. Это наглядно просматривается уже в одном из первых стихотворений поэта на тему дружбы «К Чаадаеву». В этом сти­хотворении любовь и дружба в «минуты вольности святой» при­миряются, сливаются в единое целое.

До Пушкина это были не­совместимые в поэзии понятия: интимное, личное и обществен­ное, гражданское. Ожидание свободы сравнивается с ожиданием любовного свидания. Свободу надо любить, как любимую де­вушку, и именно дружба объединяет сердца людей, стремящих­ся к свободе, объединяет «души прекрасные порывы».

Любовь и дружба, по мнению Пушкина, свободные чувства, человек сво­боден в своем выборе и счастлив этим.

Вся короткая, но бурная жизнь Пушкина насыщена этими дву­мя чувствами, которые он ставил превыше всего.

На вопрос Нико­лая I, где бы он был, если бы оказался в Петербурге 14 декабря 1825 года, поэт ответил, что был бы на Сенатской площади вместе с друзьями.

Пушкин не разделял их методы борьбы, но политиче­ские заговорщики, декабристы, были для него прежде всего друзьями: «Бог помочь вам, друзья мои, в заботах жизни, царской службы… и в мрачных пропастях земли» («19 октября», 1827 г.).

Где бы они ни были, в немилости у царя или, наоборот, на го­сударственной службе, — они прежде всего его друзья, и он обязан поддерживать их как друг: «…любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас» («Во глубине сибирских руд…», 1827 г.).

Важно

Любовь и дружба — священные чувства для Пушкина, состоя­ние души поэта, из этих чувств он черпает вдохновение, из них рож­дается творчество поэта. Об этом Пушкин говорит в стихотворе­нии «Я помню чудное мгновенье…», посвященном А. П. Керн. Явление возлюбленной — это момент, когда «и сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Даже в неподдельной грусти неразделенной любви Пушкин видит счастье жизни: «Я вас любил безмолвно, безнадежно, то ревностью, то робостью томим. Я вас любил так искренне, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим».

В любви Пушкин видит идеальное творческое, гармониче­ское состояние души. Дружба и любовь облагораживают душу, вдохновляют поэта, освобождают его от низменных проявлений жизни, ведут его к высокой, свободной цели: «Давно, усталый раб, замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег» («Пора, мой друг, пора…», 1834 г.).

В этом стихотворении «не­ги» — это дружба и любовь, «труды» — это творчество, в других сферах жизни человек не может считать себя свободным, он «ус­талый раб». Вообще у Пушкина мотивы свободы пронизывают все творчество, а любовь и дружба — это чувства, которые по­зволяют душе «излиться наконец свободным проявленьем» («Осень», 1833 г.). В одном из посланий (к Н. Я. Плюсковой, 1818 г.

) Пушкин так говорит о значении темы любви и свободы в своем творчестве:

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

А. С. Пушкин развил и принципиально обогатил живым со­держанием тему интимных чувств. Особенно дороги нам в его творчестве культ дружбы, рыцарское понимание любви, гармо­ния чувств (даже неразделенных).

В русской поэзии после Пушкина (в стихотворениях о любви Лермонтова, например) гармония чувств уступает место диссо­нансу. Но любовь и дружба в пушкинском понимании всегда бу­дут для нас идеалом, к которому вечно стремится человек.

Источник: https://sochinenya.com/tema-lyubvi-druzhby-v-lirike-pushkina-sochinenie/

Сочинение: Тема «дружества» и образы друзей в лирике А. С. Пушкина

В лирике Александра Сергеевича Пушкина тема «друже­ства» занимает особое место. Причем это понятие для поэта не просто синоним к слову «дружба». Оно имеет более глубокий смысл. Под дружеством понимается не просто близость прият­ных друг другу людей, но союз единомышленников, связанных общими представлениями о назначении человека и развитии общества.

Читайте также:  Образ и характеристика капитана ивана миронова в романе капитанская дочка пушкина

Таким единомышленниками для юного Пушкина стали прежде всего его лицейские друзья: Пущин, Дельвиг, Кюхель­бекер и другие. Друзьям-лицеистам посвящено множество стихотворений, созданных на протяжении всего творческого пути — от юношеских «Воспоминаний в Царском Селе» (1814) до прощального «Была пора, наш праздник молодой…» (1836).

В стихотворении 1825 года «19 октября», посвященном дате открытия Лицея, Пушкин восклицал:

Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Совет!

По окончании лицея молодой поэт сблизился с передовы­ми людьми своего времени, и в их числе с философом Петром

Яковлевичем Чаадаевым, к которому обратил свое стихотворе­ние 1818 года «Любви, надежды, тихой славы…». В этом стихо­творении он восклицал:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Тема дружества в этом стихотворении неразделимо связа­на с темой свободы. Именно в стремлении к общественному благу видит поэт фундамент отношений со своими друзьями.

Эти отношения подверглись тяжелым испытаниям в связи с восстанием декабристов.

Сам поэт не был участником тайных обществ, но его опала и ссылка в Михайловское в немалой сте­пени были вызваны идейной близостью с передовыми людьми своего времени.

Огромным событием в период михайловской ссылки стали приезд к нему лицейского товарища Ивана Пу­щина. Эта встреча способствовала рождению таких задушев­ных строк:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Идейную близость с декабристами поэт аллегорически выразил в стихотворении 1827 года «Арион», подразумевая себя в образе мифического певца:

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали В глубь мощны веслы…

А я — беспечной веры полн, —

Пловцам я пел…

Чтобы поддержать дух сосланных в Сибирь друзей-декабристов, Пушкин обращает к ним свое послание «Во глубине сибирских руд…», надеясь, что «любовь и дружество до вас дой­дут сквозь мрачные затворы». Заканчивается это послание оп­тимистическим предсказанием:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа…

«Дружество» стало для Пушкина поддержкой и опорой в самые сложные жизненные моменты. Лирические произведе­ния поэта, посвященные этой теме, принадлежат к наивысшим достижениям его поэтического творчества.

На этой странице искали :

  • тема дружества и образы друзей в лирике пушкина
  • тема дружества и образы друзей в лирике а с пушкина
  • сочинение на тему дружба и друзья в лирике пушкина
  • сочинение на тему друзья пушкина
  • дружба и друзья в лирике пушкина

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-tema-druzhestva-i-obrazy-druzej-v-lirike-a-s-pushkina.html

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

    Значительное место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема дружбы, ведь дружба и любовь — это те идеалы, которым поклонялась молодежь первой четверти XIX века. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей.

Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам — все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей.

Поэта с его лицейскими товарищами объединяли кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитает тесный круг друзей. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала поэта судьба, он оставался неизменно предан своим друзьям.

Обратите внимание

Возможно, именно поэтому тема дружбы в лирике Пушкина имеет автобиографические истоки и развивается в таком жанре, как послание. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Дельвигу (1817), Чаадаеву (1818, 1821), Кюхельбекеру (1825), “Друзьям” (1822), Пущину (1817).

Самые первые из них были написаны в лицейский период. И уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства, “священного союза”, как, например, в послании “В альбом Пущину”, написанном в 1817 году:

    …но с первыми друзьями 

    Не резвою мечтой союз твой заключен; 
    Пред грозным временем, пред грозными судьбами, 
    О, милый, вечен он!

    Но, кроме этого, в ранних стихотворениях Пушкина звучат и другие мотивы: юный поэт призывает друзей наслаждаться жизнью, воспевает дружбу, любовь, все радости жизни. Таково стихотворение “Пирующие студенты”, созданное в 1814 году, во время учебы в Царскосельском лицее. Автор описывает веселую студенческую пирушку.

Молодые люди беззаботно предаются развлечениям, им весело, их всех объединяет крепкая лицейская дружба. Пушкин в этом стихотворении воспевает дружбу как счастливый союз радости, освобождения от тягот учения, от “хладных мудрецов”. Поэт призывает друзей объединиться в общем настроении беззаботной радости. Весело всем, весело и сочинителю.

Он подшучивает над. собой и над друзьями:

    Дай руку, Дельвиг! что ты спишь? 

    Проснись, ленивец сонный! 
    Ты не под кафедрой сидишь, 
    Латынью усыпленный, —

    обращается поэт к другу лицейских лет Дельвигу. Такова дружба для молодого Пушкина, полного беспечности, не столкнувшегося еще с реальной действительностью. 

    После окончания лицея в дружеской лирике А.С. Пушкина появляется мотив прощания, разлуки с друзьями. Более того, недавний лицеист столкнулся с реальностью, которая, конечно, была далека от его лицейских грез. Это не могло не повлиять на его взгляды. Изменения, произошедшие в жизни Пушкина, ярко отразились в его лирике, например, в дружеском послании «К Чаадаеву», написанном в 1818 году. Здесь Пушкин обращается к Чаадаеву не только как к другу, близкому человеку; поэт называет его «товарищем», то есть есть соратником, единомышленником. «Юные забавы» исчезли, «как сон», а стремление к освобождению от «уз» учебык безудержному веселью сменяется призывом «Отчизне посвятить души прекрасные порывы». В этом стихотворении друзья объединены не только общим настроением веселья, но и надеждой на «верное» наступление «минуты вольности святой». Друзья близки по духу, по убеждениям. 
    Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия лицея — девятому октября. Этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь. Стихотворение “19 октября 1825 года” было написано во время ссылки в Михайловское, в период разлуки с теми, кто был дорог автору, в период одиночества. Произведение начинается замечательной картиной осенней природы, полно гармонирующей с настроением поэта: дается зрительное восприятие осени:

    Роняет лес багряный свой убор, 

    Сребрит мороз увянувшее поле. 
    Проглянет день как будто поневоле 
    И скроется за край окружных гор.

    В этих строках звучат грустные нотки, ощущение жизненных потерь, осенней тоски. Поэту грустно, ведь в этот праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве:

    Я пью один; вотще воображенье 

    Вокруг меня товарищей зовет; 
    Знакомое не слышно приближенье…

    Мрачное настроение усугубляют воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, — о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине.

Но постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. Что же является причиной воодушевления? От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях.

Важно

Александр Сергеевич воспевает союз верных товарищей, созданный “под сенью дружных муз”:

    Друзья мои, прекрасен наш союз! 

    Он, как душа, неразделим и вечен — 
    Неколебим, свободен и беспечен…

    Автор в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов: первого друга И.

Пущина, блестящего дипломата Горчакова, Дельвига, Кюхельбекера, отмечая индивидуальные черты каждого из них, напоминая о конкретных фактах и деталях лицейской жизни.

Он вспоминает тех, кто, рискуя навлечь на себя неприятности, не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить ссыльного поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова, —

    …здесь, в забытой сей глуши, 

    В обители пустынных вьюг и хлада, 
    Мне сладкая готовилась отрада: 
    Троих из вас, друзей моей души, 
    Здесь обнял я.

    Даже сама мысль о друзьях помогает поэту преодолеть замкнутость “дома опального”. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей.

Вспоминая царя, называя его “рабом молвы, сомнений и страстей”, Пушкин готов простить ему все за то, что “он взял Париж, он основал Лицей”.

В стихотворении отразился высокий нравственный и эстетический идеал поэта, выраженный в прославлении свободы, в утверждении дружбы как одного из благороднейших чувств человека, которое способно противостоять любым гонениям судьбы. 

    Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего года они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие, среди которых были многие друзья Пушкина, отправлены в ссылку в Сибирь. Но Александр Сергеевич был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Свидетельство этому — стихотворение 1827 года “Бог помочь вам, друзья мои”. В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились. Пушкин не забывает и тех, кто за свои вольнолюбивые убеждения оказался в “мрачных пропастях земли”. Таким образом, стихотворение приобретает характер приветствия сосланным в Сибирь декабристам. 
    Еще один пример дружеской преданности Пушкина — послание “Во глубине сибирских руд…” Оно обращено к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье”, уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Автор верит, что “придет желанная пора” и их дружеский союз вновь соединится:

    Оковы тяжкие падут, 

    Темницы рухнут — и свобода 
    Вас примет радостно у входа, 
    И братья меч вам отдадут.

    Более мрачным настроением овеяно стихотворение “Чем чаще празднует лицей…”, также посвященное “святой годовщине”. Оно пронизано горьким ощущением резко изменившейся обстановки, утраты близких друзей, тяжелыми предчувствиями. Двадцать лет прошло со дня открытия лицея, и друзья-лицеисты уже не те:

    Мы возмужали; рок судил 

    И нам житейски испытанья…

Совет!

    Поэт вспоминает тех товарищей, которые не дожили до двадцатилетия лицея, поет “почившим песнь”:

    Шесть мест упраздненных стоят, 

    Шести друзей не узрим боле…

    Пушкин чувствует приближение смерти: “И мнится, очередь за мной”, -говорит он в стихотворении. Однако концовка произведения полна оптимизма, надежды:

    …некогда опять 

    В пиру лицейском очутиться, 
    Всех остальных еще обнять 
    И новых жертв уж не страшиться.

    Еще большей грустью и унынием проникнуто последнее стихотворение Александра Сергеевича, посвященное лицейской годовщине 1836 года, — “Была пора: наш праздник молодой…

” Оно начинается ярким противопоставлением двух периодов жизни России — периода надежд и периода разочарований. Автор сопоставляет начало и конец жизни, юношеское воодушевление и грусть людей, много повидавших в жизни.

Время меняет не только облик, но и мысли, и чувства человека:

    Прошли года чредою незаметной, 

    И как они переменили нас! 
    Недаром — нет! — промчалась четверть века!

    Да и “разгульный праздник” спустя двадцать пять лет уже не тот. Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах:

    Меж нами речь не так игриво льется, 

    Просторнее, грустнее мы сидим, 
    И реже смех средь песен раздается, 
    И чаще мы вздыхаем и молчим.

    Постоянно повторяя слова “Вы помните…”, поэт как бы воссоздает историческую картину того, что довелось друзьям пережить за эти двадцать пять лет:

    Припомните, о други, с той поры, 

    Когда наш круг судьбы соединили, 
    Чему, чему свидетели мы были!

    Таким образом, дружба в этом стихотворении — это целая жизнь прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования. 

    Дружба для Александра Сергеевича Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/stikhotvoreniya-1823-1836/6371-tema-druzhby-v-lirike-a-s-pushkina

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector