Фамусовская москва в комедии горе от ума грибоедова 9 класс сочинение

Фамусовская Москва (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

    Комедия «Горе от ума» была закончена А.С. Грибоедовым в 1824 году. Написана комедия в стиле классицизма. За один день в доме московского туза Фамусова происходит масса событий: неожиданный приезд Чацкого, бал, объяснение в любви, измена. Действие комедии происходит в переломное для России время.

После войны 1812 года растёт национальное самосознание русского народа. На общество влияют идеи декабристов. Старое московское дворянство враждебно относится к новым веяниям и идеям. Это то фамусовское общество, которому и посвящена моя работа. 
     Представителем нового, прогрессивного дворянства является Александр Андреевич Чацкий.

Чацкому противостоят не отдельные личности, а вся фамусовская Москва. Так что же это такое фамусовское общество, фамусовская Москва? 
     
     Москва первой четверти ХIХ века – это город, строящийся после войны и пожаров. 
    С тех пор дороги, тротуары, 
     Дома и все на новый лад.

 
    Но при этом Чацкий спрашивает: 
     Что нового покажет мне Москва? 
     Вчера был бал, а завтра будет два. 
    А.А. Чацкий вернулся в дом Фамусова, где провёл своё детство, после трёхлетнего отсутствия. Он путешествовал, «искал ума». И что же видит? Дворянское общество, друзья Фамусова (фамусовская Москва) не изменились.

 
     Дома новы, но предрассудки стары. 
    Фамусовское общество консервативно, не терпит ничего нового.

     Ведь столбовые все, в ус никого не дуют; 

     И об правительстве иной раз так толкуют, 
     Что если б кто подслушал их… беда! 
     Не то, чтоб новизны вводили, — никогда, 
     Спаси нас Боже! 
    Фамусовское общество – это тесное общество консервативных московских дворян, таки как Скалозуб, Горичи, Тугоуховские , Хрюмины, Загорецкий, Репетилов, Хлёстова и сам московский Туз –П.А. Фамусов.

Обратите внимание

     Павел Афанасьевич – вдовец. Он уверен, что является для всех положительным примером. 

     Не надобно иного образца, 
     Когда в глазах пример отца. 
    ………………………………… 
     Монашеским известен поведеньем!.. 
    Но он заигрывает с служанкой Лизой , у него связь с вдовой-докторшей. 
     Я должен у вдовы, у докторши, крестить. 
     Она не родила, но по расчету 
     По моему: должна родить… 

     Что же беспокоит Фамусова и его окружение? Отсутствие морали? Нет. Служанка Лиза очень точно формулирует ответ:

    Грех не беда, молва не хороша. 

    Да и самого Фамусова беспокоит, «что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» Ведь «злые языки страшнее пистолета». 

     Что же является главным в жизни для представителей фамусовской Москвы? Богатство и карьера. Для достижения этих целей все пути хороши. Примером служит «покойник дядя» Максим Петрович.

Чтобы заслужить улыбку и благоволение государыни Екатерины, он три раза падал на пол, «да так, что чуть затылка не пришиб».

Но зато именно он был чаще других играть в вист, слышал при дворе приветливое слово, он выводил в чины. давал пенсии. В результате

     он не то на серебре, 

     На золоте едал; сто человек к услугам; 
     Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; 
    В обществе приветствуется тот, кто мастер услужить, сказать комплимент. нарочно проиграть в карты. И Молчалин, секретарь Фамусова, безродный дворянин, взятый из Твери, овладел этим мастерством в совершенстве. 
     
    Я вашу партию составил: мосье Кок, 
     Фома Фомич и я. 
    ……………………………….. 
     
     Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка! 
     Я гладил все его; как шелковая шерстка! 
     

     За это Молчалина нежно благодарят и привечают в обществе.

     Спасибо, мой дружок. 

    …………………………. 
     
    Спасибо, мой родной. 

    А Антон Антоныч Загорецкий ? 

     человек он светский, 

     Отъявленный мошенник, плут: 
     Антон Антоныч Загорецкий. 
     При нем остерегись: переносить * горазд, 
     И в карты не садись: продаст. 

    Так отзывается о нём Платон Михайлович. Но ведь он мастер услужить, достанет и билеты на спектакль и арапку для Хлёстовой, поэтому и принят в обществе Фамусовых. Этакой услужливостью Молчалин и Загорецкий добиваются не только любви и признания в обществе, но и продвижения по карьерной лестницею

     В фамусовском обществе ценятся связи. Сам Фамусов придерживается принципа: 

     Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, 
     Ну как не порадеть родному человечку!.. 

    Молчалин находит покровительство у Фамусова и Татьяны Юрьевны, у которой «…Чиновные и должностные-/ Все ей друзья и все родные».

Важно

     Характерна для консервативного дворянства и необразованность. Обсуждение лицеев, школ, гимназий, книг на балу вызывает всеобщее негодование. 

     
     Я вас обрадую: всеобщая молва, 
     Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; 
     Там будут лишь учить по нашему: раз, два; 
     А книги сохранят так: для больших оказий. 
    Литературу и чтение они считают бесполезным занятием. В баснях их беспокоит насмешка над львами и орлами.

     ……………… басни — смерть моя! 

     Насмешки вечные над львами! над орлами! 
     Кто что ни говори: 
     Хотя животные, а все-таки цари. 
    Детям нанимают учителей «числом поболее, ценою подешевле», потому что это модно, это принято.

     Представители фамусовской Москвы преклоняются перед всем иностранным, презирают родную культуру и русский язык. В обществе говорят на французском. Как иронизирует Чацкий 

     Господствует еще смешенье языков: 
     Французского с нижегородским? 
    Барышни увлекаются французскими романами. Зовут они друг друга Зизи и Мими. Теперь они не сударыни, а мадамы и мадмуазели. Над исконным русским обращением «сударыня» они смеются. Французик из Бордо чувствует себя царьком в Москве.

     Приехал — и нашел, что ласкам нет конца; 

     Ни звука русского, ни русского лица 
     Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; 
     Своя провинция.

    Надо также отметить, что представители фамусовского общества являются убеждёнными крепостниками. Хлёстова рассказывает Софье:

     ……… мне и сестре Прасковье 

     Двоих арапченков на ярмарке достал; 
     Купил, он говорит, ….. 
    У Хлёстовой и её сестры появилась новая игрушка. Можно вспомнить и барина, который держал балет из крепостных, а потом «Амуры и Зефиры все / Распроданы поодиночке!!»

    Да и сам Фамусов обещает швейцару Фильке: « В работу вас, на поселенье вас…»

     Интересно, что в фамусовской Москве властвуют женщины. Они по силе характера не уступают мужчинам. Даже Фамусов признаётся, что женщины « Судьи всему, везде, над ними нет судей; …»

    Именно к Татьяне Юрьевне ездят на поклон и за покровительством, а Фамусова волнует, «…что станет говорить/Княгиня Марья Алексевна!». Женщины фаммусовского круга кокетливы. 

     Умеют же себя принарядить 
     Тафтицей, бархатцем и дымкой, * 
     Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой; 
     Французские романсы вам поют 
     И верхние выводят нотки, … 
    Это тоже способ добиться первенства. 
    Мужья этих дам – «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — …» Ярким примером такой пары являются Горичи. До женитьбы Платон Михайлович был военным, человекм активным, храбрым. После женитьбы всё изменилось. Наталья Дмитриевна, его жена, руководит им, говорит за него, знает, что ему нравится и не нравится, командует им. Уверена, что у мужа « Все рюматизм и головные боли,» что муж слаб здоровьем. Платону Михайловичу позволено лишь сказать : «Ах! матушка!»

     Но кто же является завидным женихом? За кем охотятся матушки и батюшки барышень на выданье? Лиза отвечает на этот вопрос : 

     Как все московские, ваш батюшка таков: 

     Желал бы зятя он с звездами, да с чинами, 
    …………………………………………………… 
     И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы; 
     Вот, например, полковник Скалозуб: 
     И золотой мешок, и метит в генералы. 

    Прежде всего, жених должен быть при деньгах. Фамусов говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». И тот же Фамусов рассуждает:

     Будь плохенький, да если наберется 

     Душ тысячки две родовых, — 
     Тот и жених. 
     Ценятся деловые, то есть те, которые делают карьеру любыми путями.

     В фамусовской Москве очень быстро распространяются сплетни и слухи. Софья лишь намекнула г. N, что Чацкий не в своём уме. Г. N тут же передаёт новость г. D. Новость обрастает подробностями.

Совет

Загорецкий прибавляет, что Чацкий сидел в жёлтом доме на цепи. К концу бала всё общество обсуждало Чацкого, его сумасшествие, опасность общения с ним. Причиной было и вино. и мать его, которая тоже была не в своём уме.

Воистину «злые языки страшнее пистолета»! 

     
     Поскольку произведение написано в стиле классицизма, то для своих героев Грибоедов подобрал «говорящие» фамилии. 
     Фамилия Фамусов может иметь два толкования. От английского famous, что в переводе означает «знатный, известный.» И действительно, Фамусов –туз, человек известный в Москве. Латинское же fama в переводе означает «молва». Фамусов боится молвы: «Боже мой! что станет говорить /Княгиня Марья Алексевна!» 
     Молчалин –тихий, молчаливый, послушный секретарь Фамусова. 
     
     Вон он на цыпочках, и не богат словами; 
     …………………………….. 
     Молчит, когда его бранят! 
    Тугоуховский – глух, все его реплики – междометия. 
    Фамилия Репетилов произошла от английского repeat – повторение. Он лишь повторяет чужие мысли, не вникая в их смысл. В фамилиях Хрюмины, Скалозуб, Хлёстова чувствуется отрицательное отношение автора к своим героям 

     Единственный, кто противостоит этому обществу – Александр Андреевич Чацкий. Он хочет привлечь внимание общества к проблемам. которые губят Россию.

Но фамусовская Москва не приемлет его взглядов и умело сплачивается перед лицом опасности. Поэтому намек Софьи на то, что Чацкий не в своём уме, так активно, без всяких сомнений воспринят обществом.

Каждый заинтересован в очернении Чацкого. Ведь, если он сумасшедший. то он неопасен. В отчаянии Чацкий восклицает: 

     Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, 
     В любви предателей, в вражде неутомимых, 
    ………………………………………….. 
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим, 
     Кто с вами день пробыть успеет, 
     Подышит воздухом одним, 
     И в нем рассудок уцелеет.

    Фамусовское общество губит ростки свободомыслия. 

     Таким образом, в комедии «Горе от ума» А.А.Грибоедов описал конфликт между устаревшими формами жизни и новыми веяниями. Переход от старого к новому – всегда процесс болезненный и тяжёлый.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/griboedov-a-s/3120-famusovskaya-moskva-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Какой изображает фамусовскую Москву А.С. Грибредов в комедии «Горе от ума»?

Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе от ума

Готовые Домашние Задания

“Горе от ума” — величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как “Недоросль” Фонвизина, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

Уже современники оценили всю мощь и значимость этого произведения. Наибольшую популярность комедия имела в кругах декабристов, которые использовали ее в пропагандистских и просветительских целях. Произведение освещает период времени, наступивший после Отечественной войны 1812 года, период формирования и роста тайных обществ, декабристского движения.

В комедии рассмотрены важнейшие вопросы того времени. Автор не только затрагивает проблему крепостничества, русского просвещения и национальной культуры, но и показывает изменения, произошедшие в общественной жизни и деятельности декабристских кружков.

В комедии отражена борьба двух эпох русской жизни- “века нынешнего” и “века минувшего”. Так как произведение было написано с целью обличения существующих пороков, то в комедии выведены типичные представители старого московского барства, играющие заметную роль в общественной жизни.

Обратите внимание

В пьесе немало лиц, каждое из которых дополняет картину представленного нам круга людей. Их интересы, нравы, порядки, идеалы очень похожи. Все московские дворяне панически боятся всего нового, каких-либо перемен. Для них хорошо лишь то, что уже устоялось, проверено опытом и жизнью.

Они стремятся делать все, “как делали отцы”, пусть это даже низко, пошло и безнравственно. Просто так положено: младшие слушают старших, так как в их лета “не должно сметь свое суждение иметь”. Фамусов и все представители московского общества — ярые крепостники, не признающие в своих слугах людей.

Для них что собачонка, что арапка-девка — все едино, не стоит ровным счетом ничего.

Главное для московских бар — служба, вернее, продвижение по ней, карьеру устраивают всеми честными и бесчестными путями. Их не интересуют дела, все, что делается, делается для вида, да и обычай их таков: “Подписано, так с плеч долой”.

Большую роль в создании общественного мнения играют чины и “орденки”, которые раздаются частенько не за заслуги перед Отечеством, а благодаря тому, что “есть многие каналы” для получения очередного чина или награды. В обществе московских бар царят кумовство и протекция.

И впрямь, “ну как не порадеть родному человечку” при раздаче чинов и званий. Ярким примером тому — Загорецкий, который “защиту от суда нашел” в домах Москвы, где его терпят только ради приличия.

Читайте также:  Сочинение образ толстого в романе война и мир (образ автора)

Нет, человеку без связей не добиться “степеней известных”, недаром Фамусов говорит: “При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”, — что в очередной раз доказывает, что вся власть и сила сосредоточены в одних руках, руках московского дворянства.

Конечно, они не намерены выпускать ее, они будут ее преувеличивать и преумножать для своих детей, ведь “уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”.

Важно

Грибоедов в лице Чацкого резко высмеивает просто нездоровую любовь московских дворян ко всему иностранному, стремление набирать “учителей полки числом поболее, ценою подешевле”. Фамусова и его сородичей не интересует качество образования, которое получают их дети. Главное для них — факт присутствия всяких мадам Розье и прочих гувернеров-иностранцев.

А уж школы, лицеи и гимназии считают бесполезной тратой времени. Учение по книгам, по мнению Скалозуба, вовсе надо прекратить, а оставить их “так, для больших оказий”. Их презрение к родному языку и национальной культуре проявляется в каждом действии. Уже то, что бытует “смешение языков французского с нижегородским”, подтверждает это.

А все культурные события проводятся “для затей”.

В комедии резко поставлен вопрос о крепостничестве. Считая крепостных своим имуществом, дворяне позволяют себе жестоко обходиться со своими слугами. Об этих возмутительных фактах повествует Чацкий в своих монологах.

Изображая жизнь московского дворянства, Грибоедов подчеркивает их праздное времяпрепровождение, высмеивает бессмысленное и бесцельное прожигание жизни.

Они все живут в своем мире, ничего не замечая вокруг и не желая знать никаких новшеств. Отгородившись от внешнего мира, они “разливаются в пирах и мотовстве”. Нравственные ценности в обществе изменились.

Все сводится лишь к богатству и личному благополучию.

Таким образом, Грибоедов реалистически показал в своей комедии типичных представителей старой барской Москвы первой четверти XIX века, эпохи столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”.

Сочинения по теме:

  • Описание образов Фамусова и Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». сочинение
  • Какие нравы царят в фамусовской Москве в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»? сочинение
  • Особенности амусовского мира сочинение
  • Фамусовское общество — каково оно, что для него характерно сочинение

Источник: http://1soch.ru/griboedov-as/gore-ot-uma/kakoy-izobrajaet-famusovskuu-moskvu-a-s-gribredov

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»: образ Москвы в пьесе (материалы для сочинения)

Герои «Горе от ума».Художник Т. Александрова

Фамусовская Москва является одним из центральных образов в комедии «Горе от ума».

В этой статье представлено описание фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума», анализ образа Москвы, материалы для сочинения по пьесе.

«… большая часть лиц комедии «Горе от ума» …

портреты москвичей, известных тому, кто жил в Москве в эту эпоху; начиная с Фамусова, тщеславного и беспечного барина, и до княжен, говорящих несколько слов на бале, этих княжен было шесть, имели они обыкновение сидеть к окошка в большом длинном доме и слыли в Москве: «что окошко, то лепешка».

Хлестова была представительница тогдашнего общества, крутая и бранчивая* [*сварливая] барыня, которую все боялись, она умела держать молодежь в границах…

; называли также и Молчалина, лицо по положению страдательное, но мастерки созданный характер, и в то же время самая неблагодарная роль в пьесе, низкий ползун и прислужник, подобные люди часто встречаются в свете, число Молчалиных чрезвычайно ныне размножилось. Не перевелись у нас также и Загорецкие… 

Приезжал в Москву после кампании и подобный полковник, как Скалозуб, повествовавший басом о своих подвигах формах в гостиных, который слыл всеобщим женихом, выделывал злодейские фигуры в мазурке и предусмотрительные матушки носили его на руках.

Совет

Репетилов, один из пустейших людей, посетитель ревностный английского клуба, сочлен разгульной беседы и литературных прений, которые действительно тогда происходили в кругу его приятелей, человек беспечный, тяготящийся свои положение…<\p>

Грибоедов писал свое «Горе от ума» не спроста, а с натуры.»

(П. Н. Арапов о «Горе от ума», опубликовано в книге Н. Д. Мизко «»Горе от ума» на провинциальной сцене», Воронеж, 1870 г.)

«Вся толпа гостей Фамусова рабски копирует обычаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смеси французского с нижегородским» и немеют от восторга при виде любого заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему.»  (В. Н. Орлов, послесловие к «Горе от ума», Москва, «Детгиз», 1949 г.) «…Грибоедов гениально изобразил бытовую фамусовскую Москву. В «Горе от ума» воссоздана … Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая. Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житейскими идеалами, духовно искалечила Софью Павловну. Ее отец, Павел Афанасьевич Фамусов,— яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы. «Горе от ума» … реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве … изображена с удивительной полнотой и правдивостью. И не только бытовая жизнь одного барского особняка воссоздана в «Горе от ума»; …в картине московского бала, драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства: воспитание дворянской молодежи, московские «обеды, ужины и танцы», деловую жизнь — штатскую и военную, французоманию, напускной либерализм, скудость и пустоту интересов. Историко-познавательное значение «Горя от ума» огромно; историку оно может служить источником для изучения жизни московского барства…»


(«А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)

Это было описание фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума», анализ образа Москвы в пьесе, материалы для сочинения.

Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/07/famusovskaja-moskva-gore-ot-uma.html

Грибоедов — «Фамусовская Москва», — Сочинения по литературе

В памяти нескольких поколений А. С. Грибоедов остался автором одного произведения. Столь необычная, редкая, хотя и повторяющаяся время от времени писательская судьба, всегда связана с выдающимся, из ряда вон выходящим успехом «единственного» произведения. Этим единственным произведением писателя является комедия «Горе от ума».

Известно, что пьеса стала самым репертуарным спектаклем русского театра. И не смолкавшие на протяжении всей второй половины XIX века споры о том, в каких костюмах — современных или исторических — следует играть грибоедовских героев, доказывает актуальность пьесы.

На протяжении XIX века сатирическое содержание «Горя от ума» не теряло своей злободневности, а герои Грибоедова впоследствии свободно перешагнули порог фамусовского особняка и продолжали жить по новым законам, старея с годами (как стареют живые люди) и возрождаясь в новых поколениях, в потомках Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и прочих представителей фамусовского общества. Чем же объясняется такое долгожительство комедии?

Ответ на этот вопрос прост. Грибоедову удалось показать нам не только всю тогдашнюю Москву, но и всю российскую действительность такой, какой она была после Отечественной войны 1812 года, наметив черты, определяющие будущее, дальнейшие судьбы Чацкого и его «антиподов».

«Антиподы» Чацкого — это гости Фамусова, «тузы», как они гордо себя зовут, «цвет» Москвы. Может быть, это уважаемые государственные мужи, которые только о том и думают, как бы принести побольше пользы своему Отечеству? Ничуть не бывало.

Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отлич- ным выполнением гражданского долга, не орденами и ранами, полу ченными на полях сражений.

Одной из самых уважаемых представительниц фамусовского общества является Татьяна Юрьевна,

потому что она Балы дает нельзя богаче, От рождества и до поста, И летом праздники на даче.

Обратите внимание

Рисуя себе идеал человека, у которого следует учиться жить, Фамусов говорит: Он не то на серебре, На золоте едал, сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом.

Богатство — это главный критерий, по которому они с распростертыми объятиями примут в свое общество: Будь плохонький, но если наберется Душ тысяч две родовых,

Тот и жених.

Протекционизм тоже играет не последнюю роль в жизни этих людей. Связи помогают им вершить дела, делать карьеру. Здесь выругают только «родного человечка», а в гости ездят к Татьяне Юрьевне потому, что

Чиновные и должностные
все ей друзья и все родные

Есть еще и другой способ сделать карьеру. Фамусов рассказывает с восторгом о Максиме Максимовиче, вельможе, который добился места при дворе, не проявив никаких талантов в работе, но угождая императрице («отважно жертвовал затылком»).

Полковник Скалозуб тоже получил орден и ждет производства в генералы, не свершив никаких подвигов на поле битвы, а потому, что

Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Понятно, что работа совершенно не занимает московских дворян. Тогда, может быть, они интересно проводят свой досуг? Зайдем в дом Фамусова или любой другой дом богатого вельможи. Здесь всегда много гостей.

Но чем они занимаются? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах и нарядах, сплетни.

Видимо, очень неинтересная и скучная у них жизнь, если они с таким удовольствием ухватились за выдумку Софьи о сумасшествии Чацкого! Слух мгновенно разнесся по всем комнатам, сплетню подхватили и разносят люди, которые даже не видели Чацкого.

Гости Фамусова не читают книг и газет, не ходят в театры, не спорят в своем кругу на злободневные темы. Для них новые идеи и явления жизни не только неприемлемы, но и непонятны. Особенно враждебно эти люди относятся к просвещению:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Книги Фамусов считает главной причиной всех неприятностей, поэтому призывает уничтожить всю эту «заразу». «…Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы, да сжечь». Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родному городу, родной стране. На первый взгляд, они крити чески относятся ко всему иностранному:

А все Кузнецкий мост и вечные французы, Откуда моды к нам и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец! —

Важно

говорит Фамусов. Но это только слова. На деле наш противник всего иностранного нанимает для дочери гувернантку-француженку, на балу в его доме мы замечаем «тоску и оханье, и стон» по Франции.

Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об «особом отпе чатке на всех московских». Да, этот отпечаток есть. Но он, помоему, с французским оттенком.

Потому что девицы из окружения Фамусова поют французские романсы, читают французские книги, коверкают русские имена на иностранный лад (Мария — Мими, Катерина — Катишь).

В их домах всегда

Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно для иностранных.

Зато русских людей ниже себя званием и богатством они презирают:

Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара.

Таковы нравы фамусовской Москвы. И мы видим резко отрицательное отношение Грибоедова к людям, постоянно собирающимся у Фамусова.

Многие из них — Скалозуб, Тугоуховская, Молчалин, Хлестова — хотя и носят в духе старой комической трагедии нарочито подобранные фамилии, вовсе не карикатуры.

Они отвратительны и смешны не потому, что их сделал такими автору, а потому что они таковы в самой действительности.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/griboedov-famusovskaya-moskva/

Фамусовская Москва в комедии “Горе от ума”

Дворянское общество начала 19 века в комедии ” Горе от ума ” Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства Женщины в комедии “Горе от ума” Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе Любовь дворян ко всему иностранному Вывод

Дворянское общество начала 19 века в комедии “Горе от ума”

А. С. Грибоедов создал комедию “Горе от ума” в 1824 году. Действие пьесы, в которой автором осуждаются нравы московского дворянства того времени, происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова.

Этот человек – влиятельный в Москве дворянин, управляющий в казенном доме. Им и его окружением представлена фамусовская Москва в комедии “Горе от ума”. Пьеса открывает перед читателем город в переломное для России время.

Завершилась война 1812 года, выросло самосознание русского народа,

и в дворянском обществе стали появляться прогрессивно мыслящие люди. Такой человек в комедии “Горе от ума” один – Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит все общество консервативных дворян, которые боятся отказаться от своих устаревших взглядов и привычек. Чацкий в комедии выступает против всего московского общества.

Совет

Какой же предстает Москва в комедии Грибоедова “Горе от ума”? Постранствовав по свету в течение трех лет, Чацкий возвращается в дом Фамусова, где воспитывался вместе с его дочерью Софьей.
Казалось бы, что восстанавливающийся после 1812 года город должен был переменить и взгляды людей, живущих в нем.

Читайте также:  Анализ рассказа екимова говори мама говори сочинение

Но Чацкий обнаруживает, что “дома новы, но предрассудки стары”. Фамусовское общество ничуть не изменилось, а по-прежнему проживает свой век “в пирах и в мотовстве”.

Ничего нового дворяне не впускают в привычный уклад своей жизни, ведь новое угрожает их сытой жизни: “…Чтоб новизны вводили – никогда, спаси нас боже!” Приверженцы Фамусова

могут только для красного словца толковать о правительстве на балах. Их речи – пустая болтовня: “…Придерутся к тому, к сему, а чаще ни к чему, поспорят пошумят и… разойдутся”.

Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства

Фамусов один занимается воспитанием своей дочери, т. к. он вдовец. Он полагает, что является хорошим нравственным примером для своей дочери. Однако читатель видит, что этот человек, который говорит, что “монашеским известен поведеньем”, заигрывает со своей служанкой Лизой. Он является одним человеком в обществе и совсем другим без посторонних глаз.

Фамусов, как и вся фамусовская Москва “Горя от ума”, живет по принципу: “Грех не беда, молва не хороша”. Аристократы больше всего пугает мнение света.

Не случайно финальной фразой этой комедии становятся слова Фамусова: “Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” В них заключена вся подлость и искусственность того, что творится в обществе дворян того времени.

Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. Ради достижения этих целей попираются и честь, и человеческое достоинство.

Для Фамусова пример его покойного дяди Максима Петровича, который на приеме у императрицы Екатерины падал на пол, чтобы ее повеселить, – образец для подражания, а не унижение.

Ведь своей “смышленостью” Максим Петрович заработал себе огромное богатство и “перед всеми знал почет”.

Женщины в комедии “Горе от ума”

Особое положение в дворянском обществе того времени занимают женщины. Но не своей хрупкостью и покорностью они заслужили особенное отношение к себе. Женщины фамусовской Москвы очень сильные, властные и влиятельные: “А дамы?.. Судьи всему, везде, над ними нет судей…” В этих словах отражена как любовь светских дам к сплетням, поэтому их все опасаются, так и вес некоторых женщин в свете.

Именно мнения княгини Марьи Алексеевны, женщины, страшится Фамусов в финале пьесы. Молчалин рекомендует Чацкому наладить контакт с Татьяной Юрьевной, ведь она имеет много полезных связей: “Чиновные и должностные – все ей друзья и все родные…”

Мужчины рядом с этими женщинами напоминают безмолвных марионеток. Идеалом мужа у них считается “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…” Такая пара встретится читателю на балу у Фамусова.

Обратите внимание

Платон Михайлович Горич, которого Чацкий знал когда-то храбрым и деятельным военным, после женитьбы на Наталье Дмитриевне полностью оказался в ее власти. Его жена руководит им, отвечает за него, говорит ему, что, как и когда ему следует делать.

Такой человек, как Платон Михайлович, вызывает жалость, но никак не уважение.

Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе

Для Фамусова и его окружения важно не только сложить о себе благоприятное впечатление в обществе, но и иметь вокруг себя таких людей, которые бы преклонялись перед ними и выражали им свое почтение. Эту функцию в комедии “Горе от ума” выполняют Молчалин и Загорецкий.

Молчалина, безродного дворянина из Твери, Фамусов взял к себе в секретари и поселил в своем доме.

Поэтому скромный с виду Молчалин выслуживается перед ним, ведь его отец завещал ему “угождать всем людям без изъятья”, а особенно “хозяину, где доведется жить”.

И связь Молчалина с Софьей – ни что иное как желание угодить “такому человеку”, ее отцу. На самом деле никаких чувств к Софье ее возлюбленный не испытывает.

Стремление угодить не покидает Молчалина и на балу. Он до такой степени унижается перед высокопоставленными гостями, что даже хвалит шерстку собаки Хлестовой. Такое поведение общество встречает более чем благосклонно: “Спасибо, мой дружок!” “Спасибо, мой родной!”

Таков и Загорецкий. Только он не старается прикрыть свое подлое лицо под маской скромности и благородства. В обществе о нем ходят нелицеприятные слухи: “…Отъявленный мошенник, плут…” Но при этом все ему рады, ведь он “мастер услужить”, а этого в пьесе “Горе от ума” грибоедовской Москве и нужно.

Эти герои, не имеющие пока высоких чинов, обязательно их получат с помощью своей услужливости, подхалимства и хитрости.

Любовь дворян ко всему иностранному

В комедии “Горе от ума” Грибоедов осуждает такую черту старого дворянства, как любовь ко всему иностранному. Аристократы без уважения относятся к родному языку.

Чацкий замечает, что в свете господствует нелепое смешение “французского с нижегородским”. Даже французик из Бордо, который опасался ехать на русскую землю, был принят здесь как родной.

Он не встретил тут “ни звука русского, ни русского лица”, ведь в светском обществе модно говорить по-французски.

Важно

В учителя своим детям дворяне нанимают иностранцев. Причем требования к ним предъявляются минимальные. Главное, чтобы “числом поболее, ценою подешевле”. О качестве образования никто не заботится, просто так принято в обществе.

Сплетни и слухи в фамусовской Москве

Сплетня для фамусовского общества – не только повседневное времяпрепровождение. В комедии “Горе от ума” это еще и оружие против Чацкого – человека, который имеет смелость обличать пороки, которыми живет московское дворянство.

Проблемы, губящие страну, консервативное дворянство не волнуют. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Поэтому-то слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий “не в своем уме” так быстро подхватывается и распространяется, обрастая при этом новыми подробностями.

Сумасшедший Чацкий не представляет опасности.

Вывод

Итак, образ Москвы в “Горе от ума” представлен обществом дворян с устаревшими взглядами на жизнь, противящихся всему новому из-за страха потерять те блага, которые они имеют. Однако смена старых взглядов новыми исторически неизбежна, как и неизбежна их борьба в процессе становления нового общественного уклада.

Раскрытие образа фамусовской Москвы, описание ее представителей и идеалов помогут ученикам 9 классов при подготовке сочинения на тему “Фамусовская Москва в комедии “Горе от ума””

Источник: https://ege-essay.ru/famusovskaya-moskva-v-komedii-gore-ot-uma/

Фамусовская Москва (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Как отмечал в статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров, «комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира». В ней Г рибоедов поставил самые важные вопросы своего времени.

Основной конфликт комедии — это столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», прогрессивно мыслящего меньшинства дворянского общества и его консервативной части, составляющей подавляющее большинство. Первое представлено в комедии образом Чацкого, а второе — фамусовским обществом.

Его составляет Фамусов и его домашнее окружение, а также гости, приходящие в его дом.

Каждый из этих персонажей — своеобразный характер со своими неповторимыми особенностями. Но всем им присущи общие черты, которые позволяют объединить эту группу персонажей под названием «Фамусовская Москва». Что же мы подразумеваем под этим понятием, которое стало самостоятельным явлением в русской литературе?

Прежде всего, следует отметить, что это достаточно замкнутое общество, в которое могут войти только самые высокопоставленные и богатые люди. Их благополучие опирается на ту систему, которую называют крепостное право — ведь именно оно дает возможность вести тот образ жизни, который не только привычен для представителей фамусовской Москвы, но кажется им незыблемым.

Благодаря владению богатыми имениями они могут «награжденья брать и весело пожить». А то, что там страдают люди, которых могут распродать поодиночке, выменять на борзых собак, никого, кроме Чацкого, не тревожит.

Вот почему выступление Чацкого против такого положения вещей так возмущает Фамусова и людей его круга — это прямой удар по их интересам, по самой основе их жизни.

Совет

В фамусовской Москве принято не только поддерживать такой порядок вещей, но и оценивать в соответствии с ним других людей.

Будь плохонький, да если наберется 

Душ тысячки две родовых, —

гак говорит Фамусов о претенденте, достойном руки его дочери. Даже горничная Лиза советует Софье выходить замуж за полковника Скалозуба, потому что он «и золотой мешок, и метит в генералы».

Очевидно, что в этих оценках не последнюю роль играют и чины. Очевидным диссонансом общепринятому в фамусовской Москве положению звучат слова Чацкого: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».

То, что продвижение по служебной лестнице зависит от конкретного человека, — это в фамусовском обществе понимают прекрасно, но вывод совершенно иной.

Главное в службе для этих людей, разумеется, не дело — им никто здесь и не занимается, кроме Молчалина:

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой, —

говорит о нем Фамусов, невольно подтверждая при этом, что в возглавляемом им ведомстве, как во всех других, царят кумовство и семейственность.

Но у Молчалина свои причины для такого поведения — он еще не выбился в люди, не достиг «степеней известных», но явно добьется своего, потому что, как и вся фамусовская Москва, живет по правилу: угождать всем, от кого зависит продвижение по службе. За этим ездят к влиятельным дамам, для этого готовы унижаться, терять достоинство и честь.

Ведь, опять же кроме Чацкого, никого не возмущает замечательная история Максима Петровича, дяди Фамусова, который, в угоду Екатерине II, нарочно падал на лестнице, чтобы развеселить императрицу. Зато он добился ее расположения и получил и чины, и богатство.

Обратите внимание

Это тот идеал, которому готовы следовать все, разделяющие взгляды Фамусова и его окружения. Так, Скалозуб, представляющий в комедии армию, говорит о себе с гордостью:

Да, чтоб мины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу;

Мне только бы досталось в генералы.

Каковы эти «каналы», мы можем легко догадаться: ведь и своего нынешнего чина полковник Скалозуб добился отнюдь не за подвиги на войне — он преспокойно отсиживался в тылу, пока вся страна воевала с Наполеоном.

Это хорошо показывает и то, чего стоит патриотизм фамусовского общества. Москва совсем недавно героически выстояла против нашествия французов, ее жители покидали свои дома, бросали все, чем они владели, и поджигали свое имущество для того, чтобы враг не мог долго продержаться в разоренном городе. И с каким цинизмом на этом фоне звучат слова Скалозуба о Москве:

По моему сужденью

Пожар способствовал ей много к украшенью.

Недаром Чацкий тонко отмечает, что фамусовская Москва, не знающая, что такое истинно патриотические чувства, способна лишь к показному порыву:

Кричали женщины ура!

И в воздух чепчики бросали.

Зато какое преклонение царит в этом обществе перед всем иностранным! Это касается и мод на наряды, и стремления щегольнуть в обществе французскими словечками, правда, в результате получается «смешенье языков: французского с нижегородским». Мода на все иностранное и иностранцев дошла до того, что даже весьма сомнительные их представители приняты в лучших домах. Вполне понятна и уместна на этом фоне шутка Чацкого:

-А Гильоме, француз, подбитый ветерком?

Он не женат еще?

-На ком?

-Хоть на какой-нибудь княгине,

Пульхерии Андревне, например?

Но шутка шуткой, а гораздо серьезнее то, что воспитание детей доверено здесь именно этим сомнительным педагогам. Их нанимают без разбора — «числом поболее, ценою подешевле». Таким был и учитель Чацкого и Софьи:

Колпак его, халат.

Перст указательный, все признаки ученья…

Но ведь хорошее, настоящее образование, как и подлинная культура, фамусов-скую Москву не интересует. Более того — она смертельно боится и просвещения, и просвещенных людей. «Ученость — вот беда, ученье — вот причина» всех бед, по мнению Фамусова.. Ведь умного, образованного человека трудно заставить жить по предписанным кем-то правилам, его сложно вписать в привычные стереотипы.

А самой фамусовской Москве образование и вовсе не нужно: на службе они прекрасно обходятся и без него, а дома — тем более, разве что иногда приходиться поругать дочь за чрезмерное увлечение французскими романами. К книгам здесь вообще от ношение особое:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Основные занятия и интересы фамусовской Москвы — это «обеды, ужины, и танцы», во время которых можно не только приятно провести время, но и составить нужные знакомства, подыскать выгодных женихов для дочерей, протекцию для cыновей, а еще посплетничать за спиной у своих же знакомых. Недаром так быстро на балу у Фамусова все подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого: он не только здесь чужой, не только всем надоел своими сомнительными и даже опасными речами, но и дает прекрасный повод посудачить и поразвлечься.

Читайте также:  Образ лужина в романе преступление и наказание достоевского и характеристика

Ведь, несмотря на внешнюю суету, жизнь фамусовской Москвы течет очень однообразно. Она консервативна настолько, что спустя три года, во время которых, очевидно, Москва пережила наполеоновское нашествие, Чацкий не находит здесь, практически, никаких изменений:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два,

Тот сватался: — успел, а тот дал промах,

Все тог же толк, и те ж стихи в альбомах.

Важно

Есть лишь внешние перемены, которые не затрагивают существа жизни фамусовской Москвы: «Дома новы, но предрассудки стары».

И эта жизнь оказывается отнюдь не безопасной для человека, честного, порядочного, но не столь самостоятельного и твердого в своих убеждениях, как Чацкий. Как болото, фамусовская Москва затягивает и поглощает этих людей. Пример тому -полковой товарищ Чацкого Платон Михайлович Горич.

Когда-то он был прекрасным боевым офицером, но теперь это «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей». Он даже не может самостоятельно без подсказки жены отвечать на вопросы Чацкого.

Всего-то он и умеет, что повторить несколько раз: «Теперь, брат, я не тот».

Но если попадается человек, подобный Чацкому, которого не удается поглотить и сделать «своим», то тут уж фамусовская Москва обрушивается на него со всей своей мощью.

Ощутив в Чацком того, кто нарушает покой, размеренный ход привычной жизни, фамусовское общество объявляет ему войну и применяет самое страшное свое оружие — сплетню. Силу ее понимают все: «грех не беда, молва не хороша».

Но как только враг повержен, «стихия» возвращается в свои берега, а Чацкого готовы даже пожалеть — по крайне мере, на словах.

Чацкий изгнан из фамусовской Москвы — и опять здесь все по-старому, а своеобразный «московский отпечаток» остается на всех — даже на такой незаурядной личности, как Софья. Она, конечно, во многом отличается от московских барышень, подобных княжнам Тугоуховским. Как справедливо заметил Гончаров, Софья обладает прекрасными свойствами души, а остальное — воспитание.

Даже ее предпочтение Молчалину, явно уступающему Чацкому в благородстве и уме, честности и культуре и многим другим замечательным качествам, вполне объяснимо. Ей, как и пушкинской Татьяне, довелось обмануться в своих ожиданиях.

Совет

Ведь выбор ее пал на человека, необычного для ее круга, что, между прочим, потребовало немалого мужества и самостоятельности.

Воображение девушки наделило «бессловесного» Молчалина всеми качествами идеального героя, а он до поры до времени успешно скрывал свое истинное лицо и подлинные интересы.

А быть может, Софья и вовсе не выбирала своего героя — просто, как это было у Татьяны, «пора пришла — она влюбилась», только Софье, в отличие от пушкинской героини, еще меньше повезло с избранником.

Таким образом, «в группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Но вместе с тем, человеческие типы, составляющие эту Москву и показанные нам Грибоедовым, в чем-то оказываются не зависящими ни от времени, ни от места, ни от социального строя. В них есть то, что относится к вечным явлениям жизни.

И если верно, что всякое новое дело «вызывает тень Чацкого», то всегда найдется и Фамусов, который, что бы ни случилось, скажет только: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Источник: http://lit-helper.com/p_Famusovskaya_Moskva_Po_komedii_A_S__Griboedova_Gore_ot_uma

Нравственный облик «фамусовской Москвы» в комедии «Горе от ума» — Сборник сочинений

А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» очень ярко изобразил жизнь России после Отечественной войны 1812 года. Он вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы.

 С одной стороны, он предоставил читателям возможность самим оценить быт и нравы московского высшего общества, а с другой -вложил некоторые комментарии в уста главного ггероя и главного обличителя -Чацкого: Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

 Что же это за Москва, о которой говорит Чацкий? Кто ее основные представители? Это богатые и знатные дворяне. Чем же они кичатся? Главное для них — богатство: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених», — говорит Фамусов в разговоре со Скалозубом.

Обратите внимание

Некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она » «балы дает нельзя богаче». Но классическим  примером нравственного уродства и карьеризма является история о Максиме Петровиче, покойном дяде Фамусова.

Этот знаменитый Максим Петрович служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов. Он лишь «отважно жертвовал затылком» и прославлялся тем, что у него часто «гнулась» шея в поклонах. И в результате — «…не то на серебре — на золоте едал». И многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же образом.

Московское высшее общество, изображенное в комедии Грибоедова, живет однообразно и неинтересно. Ярким примером тому является жизненный уклад дома Фамусова. Здесь каждый день собираются гости: ужин, игра в карты, разговоры о деньгах, нарядах, бесконечные сплетни.

Здесь все знают о других, завидуют успехам, злорадно отмечают промахи.  Чацкий еще не появился, а все уже злословят о его неудачах по службе. Мы видим темных, необразованных людей, не читающих ни книг, ни газет. Просвещение для них — это «чума».

 Через всю комедию красной нитью проходит тема сватовства, свадьбы.

Эта тема возникает в связи со многими персонажами — Чацким, Софьей, супругами Горичами, недавно вступившими в брак, княжной Ласовой, которая «для поддержки ищет мужа», и другими:  Вот, например, полковник Скалозуб: И золотой мешок, и метит в генералы.  Скалозуб — выгодный жених, причем генеральский чин делал бы его выгодным женихом даже без состояния.

Московские дворяне спесивы и надменны. К людям бедным они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным: «петрушки», «фомки», «чурбаны», «ленивые тетери». Их назначение известно: «В работу вас! На поселенье вас!»  Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к Родине.

Фамусов даже считает, что на всех московских лежит «особый отпечаток». Отчего же тогда они так неестественны, говорят на полурусском языке и носят наряды с «тафтицей, бархатом и дымкой», отчего так унижают своих крепостных? Девицы читают французские книги, поют французские романсы, коверкают русские имена на французский лад.

Представители «фамусовской Москвы» как огня боятся всего нового, передового: «Не то, чтоб новизны вводили, — никогда, спаси нас, Боже! Нет!» Свежие идеи Чацкого были 3 тут же названы «завиральными», а сам он объявлен безумцем.

Важно

Членов «фамусовского общества» объединяет страх перед передовыми людьми. Поэтому появление Чацкого оказалось для них катастрофой.  Чацкий, вобравший в себя «дух отрицанья и сомненья», пытается перенести западные идеи и принципы в условия отечественной действительности.

Его не было в Москве около трех лет — за это время он стал чужим местному обществу и чуждым городу человеком. «Нет, недоволен я Москвой!»- восклицает он.

Чацкий бичует пороки «офранцуженной» Москвы, страстно ненавидит всех «французиков из Бордо» и проклинает москвичей, которые этих «французиков» принимают.

На протяжении всей пьесы Чацкий клеймит позором Фамусовых, молчалиных, скалозубов и им подобных. Под конец он произносит свой знаменитый монолог, после чего требует карету и уезжает навсегда. Но разве это что-нибудь изменило? Нет, главная забота Фамусова — «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна.»  Все осталось на своих местах.

Чацкий своими бурными и язвительными речами не заронил даже крупицы сомнений у тех, с кем так ожесточенно спорил. Герой пьесы Грибоедова одинок духовно, но наверняка в России найдутся люди, придерживающиеся передовых взглядов. А значит, «фамусовское общество» не напрасно так боится всего нового, в нем не случайно зреет предчувствие беды.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» с поразительной точностью отразила основной конфликт эпохи — столкновение консервативных сил общества с новыми людьми и новыми веяниями.

Впервые в истории русской литературы был высмеян не один порок общества, а все сразу: крепостничество, нарождающийся бюрократизм, карьеризм, подхалимство, солдафонство, низкий уровень образованности, преклонение перед всем иностранным, угодничество, то, что в обществе ценятся не личные качества человека, а «душ тысячки две родовых», чин, деньги.

Совет

 Главный представитель «века нынешнего» в комедии — Александр Андреевич Чацкий — молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым Отечества» «сладок и приятен», но многое в жизни России надо менять, и, в первую очередь, сознание людей.

Герою противостоит так называемое «фамусовское общество», которым владеет страх перед прогрессивными идеями и вольнодумными мыслями. Его главный представитель — Фамусов — чиновник, по-житейски неглупый человек, но ярый противник всего нового, прогрессивного, проявления любого свободомыслия:

  • Строжайше б запретил я этим господам
  • На выстрел подъезжать к столице,
  • — говорит он, имея в виду Чацкого и таких, как он.

Фамусов, выражая идеи общества, представителем которого он является, считает ненужной всякую образованность и говорит, что «в чтеньи прок-от невелик», а его «соратник», в «ученый комитет который поселился», с криком требовал присяг, чтоб «грамоте никто не знал и не учился», да и учителей для своих детей дворяне, которые должны были нести в себе культуру российского общества, нанимали «числом поболее, ценою подешевле».  Иностранцы и все иностранное — вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов («Английского клуба почтенный член до гроба») заявляет, что «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», и естественно, что люди «века минувшего», по выражению Чацкого, разговаривают на языке, являющем собой смешенье языков «французского с нижегородским».  Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова. Каждого мужчину, посещающего его дом, он рассматривает как потенциального жениха для Софьи, но к «кандидату в женихи» предъявляются определенные требования, и не к душевным качествам, не к чертам характера, а к материальному благосостоянию:

  • Будь плохонький, да если наберется
  • Душ тысячки две родовых,
  • Тот и жених.

У возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного, безродного и бессловесного секретарь Фамусова, которому «ведь надобно ж зависеть от других», нет шанса: «кто беден», тот Софье «не пара», а вот полковник Скалозуб- «и золотой мешок, и метит в генералы».

А Чацкий rio-другому относится к «звездам и чинам». Он «служить бы рад», но прислуживаться ему тошно, он считает, что надо служить «делу, а не лицам».

Но в обществе «века минувшего» считается почетным угодничество и низкопоклонство. Например, Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который «не то на серебре; на золоте едал» и имел «сто человек к услугам», но

  • Когда же надо подслужиться,
  • И он сгибался вперегиб.

А Чацкий не готов мириться с таким подхалимством и противопоставляет «век нынешний» и «век минувший»:

  • Как тот и славился, чья чаще гнулась шея,
  • Как не в войне, а в мире брали лбом.
  • Стучали об пол не жалея!..
  • Но между тем, кого охота заберет,
  • Хоть в раболепстве самом пылком
  • Теперь, чтобы смешить народ,
  • Отважно жертвовать затылком.

Но «расшитый и красивый» мундир укрывал «слабодушие и рассудка нищету» военных. Ярким примером этому служит полковник Скалозуб, красноречиво рассуждающий лишь о «фрунте и рядах», судящий обо всем «как истинный философ», а о женщине небрежно отзывается: «Мы с нею вместе не служили». В женском обществе царят те же законы, что и в мужском.

Темами обсуждения в нем являются наряды, последний «бал и маскарад» и свежие сплетни, «словечка в простоте не скажут, все с ужимкой». Начитавшись сентиментальных французских романов, они в своем воображении создают идеал «мужа-мальчика, мужа-слуги».

 И в этом, как ни странно, «соратником» Чацкого становится сам Фамусов, восклицающий:

  • Когда ж избавит нас творец
  • От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
  • Он называет французов «губителями карманов и сердец».

Источник: http://schooltask.ru/nravstvennyj-oblik-famusovskoj-moskvy-v-komedii-gore-ot-uma/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector