Характеристика и образ карандышева в пьесе островского бесприданница сочинение

Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского “Бесприданница”

В своей пьесе “Бесприданница” Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе.

Такой темой, развивающейся в творчестве русских писателей еще с начала XIX в. становится тема “маленького человека”. И в пьесе “Бесприданница” она находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы.

Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым.

Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: “Ну что такое Карандышев?” Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: “Ну что знакомство для меня?” Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев жених. Ларисы Дмитриевны.

Обратите внимание

Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: “Ведь он у нас чудак”. Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость.

Кстати, далее Вожеватов говорит, “что простожалость было смотреть на Карандышева”. Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем.

Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца.

Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: “Мне тоже во фраке прикажете?”. И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно.

Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним оскорбительное третирование.

Лишь тонкой чертой оно Отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени. Таким образом, уже по социальному своему статусу он маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему.

Хотя Лариса говорит ему: “Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек”. Но это ее “что-нибудь” говорит о совсем немногих ее достоинствах.

Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами.

Важно
Совет!

Это заурядный человек. Но дело не-только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя.

[/su_box]

В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова.

У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии. Прозаичность образа карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса.

Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания.

Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов.

Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису.

Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоений так и не в силах понять.

Порою кажется, что у Карандышева вообще судьба такая, чтобы результаты его действий никогда не совпадали с намерениями. Но Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие.

Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает.

Совет!

Ведь теперь он “из ничего, да в люди попал”, став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас “повеличаться”. Он любит Ларису и способен на любовь.

В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: “Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.” И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом.

Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он “соломинка, за которую хватается утопающий…”

“Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен”, умоляет он Ларису. Карандышев” вероятно, понимает, что он и есть такая “соломинка”. Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении.

Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду. Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она” любит его.

Его мстительность и злоба видны уже в его словах: “Не обижайте! А меня обижать можно?” Но тут же спохватился и успокоил окружающих. После побега Ларисы он кричит: “Жестоко, бесчеловечно жестоко”. Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, Что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток.

Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над человеком с самолюбием. Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются.

Он не, понимает, что его спаивают.

Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. ‘Торжествующий” над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно.

Оборотсная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова.

Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться.

В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: “Я смешной человек”. Великая перемена в нем происходит. Он способе признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек.

Обратите внимание

Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий ее с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей. Разумеется, вовсе другим человеком он не становится.

Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах.

Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису.

Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его “вещью”. И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство. Маленький человек в изображении А. Н. Островского жалок.

Но случайноли то, что слова о “вещи” писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не одарил ли Островский этой сильной и разящей мыслью его только потому, что больше ее в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет у драме другого, более “достойного” персонажа.

В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большое значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю.

Юзовский, например, видел в нем представителя той категории “униженных и оскорбленных”, о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток, озлоблен и решителен. По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю.

Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису.

Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского “Бесприданница”

Другие сочинения по теме:

  1. “Бесприданница” Островского – краткое содержание Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге – Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров (“из крупных…
  2. Кульминация драмы Островского “Бесприданница” Столкновение между Паратовым и Карандышевым с неизбежностью вытекает из их характеров и положения, в которое они поставлены. В сцене встретились…
  3. Система образов в драме Островского “Бесприданница” “Картинное” поведение Паратова имеет свои истоки в романтическом жизнетворчестве начала XIX в. Мы имеем дело с типом гусарского гуляки, бретера,…
  4. Пафос пьесы Островского “Бесприданница” “Бесприданница” отражает новый по сравнению с “Грозой” этап развития России. Перед нами проходит пореформенная Русь иными героями, иными социальными конфликтами…
  5. Персонажи в драме Островского “Бесприданница” Персонажи “Бесприданницы” – представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые…
  6. “Я ваш хозяин” (Лариса и Карандышев в драме “Бесприданница”) План: 1. Кто такой Карандышев? Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими героями? 2. Как складываются взаимоотношения Каранды-шева…
  7. Образ Глумова занимает в пьесе Островского Особый конфликт пьесы был художественным выражением сатиры особого типа. Объектом ее стали не столько личности, хотя бы и типичные для…
  8. Образ генерала Крутицкого в пьесе Островского Портрет Мамаева, по существу, вполне готов и уже исчерпан в первом акте. Появляясь дальше по ходу действия, он лишь подтверждает…
  9. Трагическая судьба Ларисы в пьесе “Бесприданница” Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза…
  10. “Тупость по убеждению” в пьесе Островского (образ генерала Крутицкого) Генерал не прочь поговорить о рыцарстве, о дворянской чести, о “благородных чувствах”, приносимых в жертву кумиру нового времени – деньгам,…
  11. Драма “Бесприданница”. Основное содержание – Действие третье Кабинет в доме Карандышева обставлен безвкусно, но с претензией на роскошь. На стене, в соответствии с модой, развешено оружие: сабли,…
  12. “Бесприданница” в постановках русского театра В 20-30-е годы в постановках театром “Бесприданницы” преобладало сочувствие к Карандышеву как к человеку “бедному”, затравленному богатыми бездельниками. Он как…
  13. Темы сочинений и рефератов по комедиям Островского 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии “Свои люди – сочтемся”. 3. “Недоросль”…
  14. Краткое содержание “Бесприданницы” Островского Большой вымышленный город на Волге – Бряхимов. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров (“из крупных дельцов последнего времени,…
  15. Образ Робинзона. Какова его роль в композиции драмы “Бесприданница”? История этого героя драмы Островского очень выделяется из всех остальных. Робинзон – настоящее имя Счастливцев, путешествуя на пароходе, напился вместе…
  16. Жизненная позиция и нравственный облик Огудаловой в драме “Бесприданница” Нравственный облик Огудаловой, как и других героев Островского, предопределяется ее общественным положением и условиями жизни. Харита Игнатьевна – приживалка при…
  17. Жизненная философия Паратова драме “Бесприданница” “Зерно художественного образа, зародыш роли, действия у Островского иногда заключается в слове, ярко выхваченном из жизни”, – пишет Е. Д….
  18. СИМВОЛИКА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии…
  19. Характеристика образа Ларисы Огудаловой в драме “Бесприданница” В драме А. Н. Островского “Бесприданница” главной героиней является Лариса Огудалова. Это молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая…
  20. Характер снов в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. “А какие сны мне снились,…
Читайте также:  Образ клеонта в комедии мещанин во дворянстве мольер сочинение

Источник: https://ege-russian.ru/obraz-yuliya-kapitonycha-karandysheva-v-pese-ostrovskogo-bespridannica/

Паратов и Карандышев (по пьесе А. Островского «Бесприданница»)

Вцентре пьесы А. Н. Островского «Бесприданни­ца» интересный, многосложный характер и судьба главной героини Ларисы Огудаловой. Ее образ во мно­гом раскрывается во взаимоотношениях с Паратовым и Карандышевым.

Сергей Сергеевич Паратов, блестящий барин, осве­щающий своим приездом серую и будничную бряхимовскую жизнь, некогда отбил всех женихов Ларисы, два месяца ездив к Огудаловым. Паратов давно не по­являлся в городке.

Лариса все так же любит его, но в ее душе уже нет надежды. Она устала от жизни в «цы­ганском таборе».

Ее мать, ловкая, проворная, хитрая женщина, умеющая приспособиться к жизни, окру­жила Ларису толпой поклонников, которые счастли­вы проводить время в обществе Ларисы, умной, обра­зованной, талантливой.

Важно

Однако ни один из них не це­нит Ларису как человека, не готов жениться на ней, потому что она бесприданница. Сложившаяся ситуа­ция для героини унизительна, поэтому она клянется пойти за первого, кто предложит ей руку и сердце. Этим первым оказывается Карандышев, небогатый бряхимовский чиновник.

Паратов и Карандышев — абсолютно разные люди. Паратов живет с шиком, он по-мужски обаятелен, уважаем всеми. Карандышев беден. Но это не мешает ему искать общества самых именитых бряхимовских купцов, искать их расположения и дружбы, пытаться встать на одну ногу с тем же Паратовым.

При весьма скромных достоинствах у Карандышева большие ам­биции, он тщеславен и требует к себе повышенного внимания. Его поведение вызывает насмешку у та­ких, как Кнуров и Вожеватов. Они считают его жал­ким, никчемным человеком, неудачником и глупцом.

Лариса, дав Карандышеву согласие на брак, надеется только лишь избавиться от прошлого, уехать от ста­рой жизни подальше, забыть обо всем. Но Каранды­шев не слышит ее и даже не пытается услышать. Ему хочется блеснуть новым положением, блеснуть Лари­сой.

Он возгордился и не хочет замечать собственного ничтожества, которое он только подчеркивает своим поведением. Его выходки — всего лишь жалкая паро­дия на красивую жизнь.

В тот самый момент, когда Лариса понимает весь ужас своего положения, и появляется Сергей Сергеич. Его визит дарит героине надежду на лучшее, она еще не знает, что Паратов променял ее на «золотые прииски». Паратов в глазах Ларисы — идеал мужчи­ны. Она восторгается его благородством, щедростью, добротой.

Ослепленная любовью, Лариса не видит не­достатков Паратова, его истинного отношения к ней. Конечно, он умеет быть более обходительным, чем Ка­рандышев, умеет очаровать даму, любоваться не со­бою, как Юлий Капитоныч, а ею. Он умеет пустить пыль в глаза, поразить широтой своей натуры, поко­рить смелостью.

С таким, как он, Лариса готова идти хоть на край света, готова забыть саму себя, что она и делает, отправившись с ним кататься по Волге и пол­ностью ему доверившись.

Совет!

Лариса прозревает слишком поздно. Паратов сове­тует ей не компрометировать себя, а отправиться к жениху. Сергей Сергеич совершенно спокойно гово­рит Ларисе о Карандышеве: «будет радехонек, если вы опять его приласкаете».

Вот в этом-то непонимании героини Паратов и близок Карандышеву. Он не хочет осознать, что Лариса, не умеющая притворять­ся, лгать, приспосабливаться, не сможет теперь вер­нуться к Карандышеву и смотреть ему в глаза, жить с ним.

Она любит всем сердцем, один раз, навеки, лю­бит страстно и глубоко. Для Паратова связь с Лари­сой — только лишь «угар страстного увлечения», бы­стро проходящий и не оставляющий следа, заменяе­мый «здравым рассудком».

«Золотые прииски» для его — цепи, а любовь Ларисы — временное удовольствие, не дающее героине право быть такой «требова­тельной» к нему.

Разговор с Паратовым рождает в голове у Ларисы мысли о самоубийстве. Но погибает она от руки Карандышева, ослепленного чувством собственника. «Я беру вас, я ваш хозяин»,— кричит он ей, не осозна­вая, что «слишком мелок, слишком ничтожен» для нее.

Жизнь героини заканчивается трагично. Она не понята ни Карандышевым, ни Паратовым.

Во многом эта вина ее самой, не захотевшей вовремя увидеть ис­тинное лицо Паратова, давшей согласие Карандыше­ву, изначально не подходящему ей.

Драма Ларисы и в том, что она живет в мире дельцов, где все продается и покупается, где таким, как она, уготовано слишком незначительное место и где она просто не могла быть счастлива.

Источник: http://5litra.ru/soch/207-paratov-i-karandyshev-po-pese-a-ostrovskogo-bespridannica.html

Образ и характеристика Ларисы Огудаловой (Бесприданница Островского)

У драматурга Островского имеется много достойных работ, с разными героями, но больше всего запоминаются те, где в качестве главных героинь выступают женщины с мятежным характером. Одна из них, замечательная работа Островского Бесприданница, которая знакомит нас с Ларисой Огудаловой и ее образом. А над ее характеристикой нам предстоит поработать.

Лариса Огудалова является главной героиней в Бесприданице. Благодаря ее матери дом полон холостых ребят, которым женщина предлагает получить удовольствие, правда за все придется раскошелится. В отличие от матери, которая готова на любые жертвы и траты, лишь бы подобрать дочке богатого жениха, Лариса Огудалова ее совершенная противоположность.

Лариса талантлива и романтична, верит в чувство любви и не принимает ту жизнь, которую в ее доме устраивает мать. Конечно по приказу матери девушка любезничает, раздаривает улыбки и ведет светские беседы, но все это ей не по душе. Она чужая в мире, где на первом месте стоят деньги, вокруг сплошные эгоисты и копеечные страсти.

Обратите внимание

Ее любовь к Паратову оказалась надуманной и не настоящей. Избранник предпочел другую, более богатую, и попросту обманул Ларису. А сосватанный маменькой Карандышев был не мил. Лариса терпела, а душа хотела свободы. Осознав, что к ней все относятся как к вещи, девушке не хотелось жить. Подумывала она и о самоубийстве, но не решалась.

Ее освобождением стала пуля, выпущенная Карандышевым. За это освобождение девушка была благодарна, а смерть для нее стала спасением.

Характеристика Ларисы Дмитриевны Огудаловой

Если остановится подробнее на характеристике нашей героини, то по описанию мы увидим молодую девушку, чей возраст был подходящим для заключения брака. Росла Лариса Огудалова в бедной семье, приданное за ней не значилось, поэтому и выбирать женихов не приходилось. В отчаянии она решает выйти замуж на нелюбимого Карандышева, ведь ее идеал Паратов сбежал.

Паратов возвращается, как и возвращается ее надежда. Лариса решается на прогулку по ночной реке. Она надеялась, что тот предложит воссоединить сердца, но вместо этого он сообщает о своей женитьбе. После ночи с Паратовым, девичья честь потеряна навсегда и теперь она не видит жизни даже Карандышевым, поэтому соглашается стать содержанкой.

Но Карандышев из ревности убивает девушку.

Лариса Огудалова девушка открытая и простая, привыкла всегда говорить правду. Она очень чувствительная, впечатлительная и очень страдает оттого, что ни один мужчина ее не полюбил по-настоящему. Все воспринимают ее как вещь, поэтому даже ставку на нее могут спокойно сделать.

Такая жизнь для нее была невозможной. Вокруг непонимание и унижение, а ее душа не может существовать в мире денег и примитивности, где материальное затмило душевное, вытеснило любовь и другие человеческие чувства.

Эта девушка не из тех, кто приспосабливается к подобной жизни, поэтому смерть стала для нее избавлением. Очень жаль, что данное произведение актуально и в наше время.

Расчетливость и выгода сегодня у многих также на первом месте, но радует что существуют и Ларисы Огудаловы, которые вопреки всему ищут свое счастье не среди денег, а ради настоящих чувств.

Источник: http://sochinyshka.ru/obraz-i-xarakteristika-larisy-ogudalovoj-bespridannica-ostrovskogo.html

Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»)

    Драма «Бесприданница» стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта её сравнивают с «Грозой». Такое сопоставление даёт возможность ощутить новые грани дарования автора, развитие его художественного таланта. Каждый персонаж «Бесприданницы» раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью.

    Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных сословий. Карандышев – небогатый чиновник, не имеющий возможности похвастать ни тугим кошельком, ни блестящей родословной. Паратов же – барин из судовладельцев. Он — богатый человек, живущий ради наживы.

Его главной целью является получение прибыли. Для этого Паратов продает свои баржи и готов продать всё, что угодно, вплоть до самого себя: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчёты.

Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски».

Важно

    Казалось бы, между этими персонажами конфликт предопределен уже изначально. И он в самом деле состоялся. В сцене знакомства Паратова и Карандышева впервые сталкиваются два, так не похожих друг на друга в социальном плане, характера. Но Островский вдруг выводит столкновение этих героев на уровень психологического конфликта.

    Паратов, узнав, что Лариса выходит замуж, приезжает к Огудаловым. У него одна цель — «поглядеть на нее», потому что ему стало «любопытно, очень любопытно». Участь Ларисы вряд ли по-настоящему волнует Паратова. Сергей Сергеич приехал посмотреть на того, кто претендует на его «собственность». Ведь Лариса для этого героя – лишь еще одно выгодное приобретение.

    Вообще, «базарная» тема, тема купли-продажи выходит в «Бесприданнице» на первый план. Купцы в пьесе совсем не похожи на тех, с которыми читатель познакомился в «Грозе». В них нет и следа той патриархальной дикости, домостроевской заскорузлости. Это дельцы нового времени, герои «бюджета», приобретшие внешний лоск просвещенности.

Владельцы торговых фирм, а не лавок, они носят дорогие европейские костюмы, живут уже не байками Феклуши, а последними новостями парижских газет. Психологию этих «новых» героев определяет бессовестный цинизм, холодная расчетливость, нагло идущая в наступление, уверенная в неотразимости доводов банкнот и чековых книжек.

Паратов, хоть и не купец, а блестящий барин, в своих нравственных понятиях такой же делец новой формации, как Кнуров и Вожеватов. «Купить можно всё и вся!» – вот основной постулат в жизни этих персонажей. Исходя из этого, люди для них являются также лишь товаром.

Вожеватов вообще бесстыдно заявляет, что такой «товар», как Лариса, ему не по зубам.

    Отношение к Ларисе как к товару определяет все поведение Паратова в сцене его знакомства с Карандышевым. Естественно, с его стороны не может быть и речи об уважении к выбору Огудаловой или хотя бы о рамках приличия. Весь эпизод напоминает собой сцену торга.

С первой же фразы Сергей Сергеич выясняет условия сделки и спрашивает у Карандышева: «Вы не ревнивы?» Главное желание Паратова в сцене – унизить противника, чтобы сбить цену.

Совет!

Поэтому, когда Карандышев пытается записать себя и Паратова в один лагерь: «…мы считаем их…мы, то есть образованные люди…» — Сергей Сергеич указывает на то, что они люди разного полета. Паратов ведет себя как абсолютный хозяин не только положения, но и всех людей, находящихся рядом.

В роли властителя он позволяет себе играть ими: «…ваш жених цел останется; я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться начнут».

    Карандышева принуждают извиниться, но он этого не делает. За него извиняется мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова. Но Юлий Капитоныч как будто не чувствует себя обиженным или оскорбленным. Он, как собака, готов вилять хвостом перед Паратовым. И вместо того, чтобы вступиться за честь свою и своей невесты, он в самой подобострастной манере просит Паратова «откушать» у него сегодня.

    Карандышев — своеобразная карикатура на Паратова. Сергей Сергеич называет Карандышева «гусем лапчатым»: «Топорщился тоже, как и человек, петушиться тоже вздумал». Он не считает Юлия Капитоныча за человека, презирает его за низость, подхалимство и продажность. Но и Сергей Сергеич ничем не отличается от Карандышева: он сам собрался продать себя за золотые прииски. 

    Средством психологических характеристик в эпизоде, да и во всей пьесе, оказываются поступки героев и их бытовой диалог. Внутреннего развития героев не происходит, ни один из персонажей не изменяется в процессе драматического действия. По мере развития пьесы образы постепенно раскрываются перед читателями.

    Знакомство Карандышева с Паратовым в некоторой степени приближает трагический финал пьесы. В торге за Ларису Паратов – самый жестокий и бесчестный участник.

Читайте также:  Сочинение про рождество

Ничто не может остановить его на пути к достижению желаемого, поэтому Карандышеву с ним не справиться. И Юлий Капитоныч не может этого не понимать. В борьбе с более сильным противником у него нет никаких преимуществ.

Поэтому Юлий Капитоныч выбирает самый страшный путь – он уничтожает предмет спора, Ларису Огудалову.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/ostrovskij-a-n/bespridannitsa/5366-znakomstvo-paratova-i-karandysheva-analiz-stseny-iz-2-dejstviya-pesy-a-n-ostrovskogo-bespridannitsa

Образ Ларисы из пьесы Островского «Бесприданница»

Прежде чем познакомиться с главной героиней, ознакомьтесь с кратким содержанием пьесы «Бесприданница».

Лариса весьма добрая и воспитанная девушка, наделенная природной красотой. Ей не выпала доля родиться в какой-нибудь богатой семье и купаться в роскоши.

Она росла в достаточно небогатой семье, да еще и ее мать, женщина властная и не в меру алчная, очень хотела выдать дочь замуж не по любви, а по достатку, поэтому подыскивала ей в мужья мужчину пусть не особо красивого и даже возможно не молодого, но обязательно состоятельного.

Лариса хоть и была девушкой романтичной, жаждущей настоящих чувств, но была вынуждена соглашаться с матерью. Тем более, что она уже познала, что такое любовь и разочарование.

Был у нее ухажер: и красив, и обеспечен, вот только ветреный, он хоть и отваживал от нее всех остальных ухажеров, и ездил на протяжении нескольких месяцев, но потом внезапно исчез, не оставив даже записки.

Лариса очень тяжело переживала это предательство, ведь она его любила по-настоящему, и не смотря на его исчезновение, продолжала его любить. Больше не имея сил сопротивляться матери, она соглашается выйти замуж за своего старого ухажера, человека не сильно богатого, но крепко стоящего на ногах.

Обратите внимание

Тем более что уж более никого она полюбить не сможет, ведь в ее сердце есть место лишь для одной любви, любви к Паратову.

Но практически перед самой свадьбой, в ее жизнь снова врывается Паратов. Он обещает ей жениться, если она сбежит с ним. И она, искренне его любящая, и так ждавшая его возвращения, и безумно желающая связать свою жизнь с ним, соглашается.

Она такая юная, наивная и затуманенная любовью верит ему полностью и даже не может предположить, что в его мыслях лишь похоть и желание обладать ее телом, а не связать с ней жизнь.

После того, как она понимает, что Паратов просто воспользовался ею, как неодушевленным предметом, она унижена, разочарована, разбита, но ведь это еще не все испытания.

После того, как знакомый Паратова, мужчина женатый, не молодой, но весьма состоятельный предложил ей стать его любовницей, пообещав ей квартиру и обеды в Париже, она совсем растоптана. У нее только одно желание — желание умереть.

Но она не может покончить жизнь самоубийством, ей не хватает решительности, чтобы это сделать. И поэтому выстрел из пистолета, брошенного ею практически мужа, она воспринимает с благоговением и радостью, потому, что она не хочет так дальше жить.

Она умирает, не виня в своей смерти никого, произнося слова: «Не вините в этом никого. Я сама виновата».

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/02/obraz-larisy-bespridannica.html

Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

В своей пьесе «Бесприданница» Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе.

Такой темой, развивающейся в творчестве русских писателей еще с начала XIX в. становится тема «маленького человека». И в пьесе «Бесприданница» она находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы.

Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым.

Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: «Ну что такое Карандышев?» Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: «Ну что знакомство для меня?» Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев жених. Ларисы Дмитриевны.

Важно

Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: «Ведь он у нас чудак». Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость.

Кстати, далее Вожеватов говорит, «что простожалость было смотреть на Карандышева». Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем.

Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца.

Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: «Мне тоже во фраке прикажете?». И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно.

Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним оскорбительное третирование.

Лишь тонкой чертой оно Отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени. Таким образом, уже по социальному своему статусу он маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему.

Хотя Лариса говорит ему: «Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек». Но это ее «что-нибудь» говорит о совсем немногих ее достоинствах.

Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами.

Важно
Совет!

Это заурядный человек. Но дело не-только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя.

[/su_box]

В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова.

У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии. Прозаичность образа карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса.

Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания.

Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов.

Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису.

Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоений так и не в силах понять.

Порою кажется, что у Карандышева вообще судьба такая, чтобы результаты его действий никогда не совпадали с намерениями. Но Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие.

Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает.

Обратите внимание

Ведь теперь он «из ничего, да в люди попал», став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас «повеличаться». Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: «Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.

» И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он «соломинка, за которую хватается утопающий…»
«Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен», умоляет он Ларису.

Карандышев» вероятно, понимает, что он и есть такая «соломинка». Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду. Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный.

Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она» любит его.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Его мстительность и злоба видны уже в его словах: «Не обижайте! А меня обижать можно?» Но тут же спохватился и успокоил окружающих. После побега Ларисы он кричит: «Жестоко, бесчеловечно жестоко». Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, Что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток.

Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над человеком с самолюбием. Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются.

Он не, понимает, что его спаивают.

Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. ‘Торжествующий» над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно.

Оборотсная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова.

Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться.

В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: «Я смешной человек». Великая перемена в нем происходит. Он способе признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек.

Важно

Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий её с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей. Разумеется, вовсе другим человеком он не становится.

Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах.

Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису.

Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его «вещью». И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство. Маленький человек в изображении А.Н. Островского жалок.

Но случайноли то, что слова о «вещи» писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не одарил ли Островский этой сильной иразящей мыслью его только потому, что больше её в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет у драме другого, более «достойного» персонажа.

В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большое значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю.

Юзовский, например, видел в нем представителя той категории «униженных и оскорбленных», о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток, озлоблен и решителен. По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю.

Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису.

Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа ю-ю куприна

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/obraz-yuliya-kapitonycha-karandysheva-v-pese-ostrovskogo-bespridannica/

Островский, «Бесприданница»: анализ и характеристика героев :

А.Н. Островский создал удивительную галерею характеров русского человека. Главными персонажами становились представители купеческого сословия — от «домостроевских» тиранов до настоящих дельцов. Не менее яркими и выразительными у драматурга получались и женские образы.

Некоторые из них походили на героинь И.С. Тургенева: они были такими же смелыми и решительными, имели горячие сердца и никогда не отказывались от своих чувств.

Ниже представлен анализ «Бесприданницы» Островского, где главная героиня — яркая личность, отличавшаяся от людей, которые ее окружали.

История создания

Анализ «Бесприданницы» Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.

Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде — убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.

Действующие лица и их краткая характеристика

Следующий пункт анализа «Бесприданницы» Островского — это небольшая характеристика действующих лиц пьесы.

Лариса Огудалова — главная героиня. Красивая и впечатлительная дворянка. Несмотря на свою чувствительную натуру, она — гордая девушка. Ее главный недостаток — это бедность. Поэтому мать старается ей найти богатого жениха. Лариса влюблена в Паратова, но он ее бросает. Тогда от отчаяния она решает выйти замуж за Карандышева.

Сергей Паратов — дворянин, которому больше 30 лет. Беспринципный, холодный и расчетливый человек. Все измеряет деньгами. Собирается жениться на богатой девушке, но не говорит об этом Ларисе.

Совет!

Юлий Капитоныч Карандышев — мелкий чиновник, у которого мало денег. Тщеславен, его главная цель — завоевать уважение окружающих и произвести на них впечатление. Ревнует Ларису к Паратову.

Василий Вожеватов — молодой богатый купец. Знаком с главной героиней с детских лет. Хитрый человек без каких-либо нравственных принципов.

Мокий Парменыч Кнуров — пожилой купец, самый богатый человек в городе. Ему нравится молодая Огудалова, но он — женатый человек. Поэтому Кнуров хочет, чтобы она стала его содержанкой. Корыстен, ему важны только свои интересы.

Харита Игнатьевна Огудалова — мать Ларисы, вдова. Хитра, старается выгодно отдать дочь замуж, чтобы они ни в чем не нуждались. Поэтому считает, что для этого подойдут любые средства.

Робинзон — актер, бездарность, пьяница. Друг Паратова.

Краткое содержание

Один из пунктов анализа «Бесприданницы» Островского — это краткое описание сюжета пьесы. Действие разворачивается в приволжском городе Бряхимове. В первом действии читатель узнает из разговора Кнурова и Вожеватова о том, что в город возвращается Сергей Паратов — богатый барин, любящий эффектно появляться в обществе.

Он так спешно покинул Бряхимов, что не попрощался с влюбленной в него Ларисой Огудаловой. Она была в отчаянии из-за его отъезда. Кнуров и Вожеватов говорят о том, что она красивая, умная и бесподобно исполняет романсы. Только сторонятся ее женихи, потому что она — бесприданница.

Понимая это, ее мать постоянно держит двери дома открытыми, в надежде, что к Ларисе посватается богатый жених. Девушка решает выйти замуж за мелкого чиновника, Юрия Капитоныча Карандышева. Во время прогулки купцы сообщают им о приезде Паратова. Карандышев приглашает их на званый обед в честь его невесты. Юлий Капитоныч устраивает скандал невесте из-за Паратова.

Тем временем сам Паратов в разговоре с купцами говорит, что он собрался жениться на дочери владельца золотых приисков. А Лариса его больше не интересует, но новость о ее замужестве заставляет его задуматься.

Лариса ссорится со своим женихом из-за того, что хочет как можно скорее уехать с ним в деревню. Карандышев, несмотря на стеснение в средствах, собирается дать званый обед. У Огудаловой происходит объяснение с Паратовым. Он обвиняет ее в измене и спрашивает о том, любит ли она его. Девушка отвечает согласием.

Паратов решил унизить жениха Ларисы перед гостями. Он спаивает его на ужине, а затем уговаривает девушку уехать с ним на пароходную прогулку. Проведя с ней ночь, сообщает ей, что у него есть невеста.

Девушка понимает, что она опозорена. Она соглашается стать содержанкой Кнурова, который ее выиграл в споре с Вожеватовым. Но Юрий Карандышев застрелил Ларису от ревности.

Девушка благодарит его и говорит, что ни на кого не обижается.

Образ Ларисы Огудаловой

В анализе «Бесприданницы» Островского следует также рассмотреть образ главной героини. Лариса предстала перед читателем как красивая образованная дворянка, но без приданого. И, оказавшись в обществе, где главное мерило — это деньги, она столкнулась с тем, что ее чувства никто не воспринимает всерьез.

Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова. Но из-за своего чувства не может увидеть его настоящий характер.

Лариса чувствует себя одинокой — никто даже не пытается понять ее, все используют ее, как вещь. Но несмотря на тонкую натуру, девушка обладает гордым нравом. И так же, как все герои, она боится бедности.

Обратите внимание

Поэтому она испытывает еще больше презрения к своему жениху.

В анализе «Бесприданницы» Островского следует отметить, что Лариса не обладает большой твердостью духа. Она не решает покончить с собой или начать жить так, как ей хочется. Она признает тот факт, что она — вещь, и отказывается от дальнейшей борьбы. Поэтому выстрел жениха принес ей успокоение, девушка была рада, что все ее страдания закончились, и она обрела покой.

Образ Юрия Карандышева

В анализе пьесы «Бесприданница» Островского можно рассмотреть и образ жениха героини. Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей.

Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них.

Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы.

Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ «Грозы» и «Бесприданницы» Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини — яркие личности, а их избранники — слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины.

Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она — вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе — она просто решает жить теперь так, как все.

Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Сценические постановки

В анализе драмы Островского «Бесприданница» можно отметить, что, вопреки ожиданиям, постановки провалились. Зрителю показалась скучной история о провинциальной девушке, которую обманул поклонник.

Критикам также не понравилась и актерская игра: для них она была слишком мелодраматична. И лишь в 1896 году пьеса была вновь поставлена. И уже тогда зрители смогли ее принять и оценить по достоинству.

Анализ произведения Островского «Бесприданница» позволяет показать, какой серьезный психологический подтекст у пьесы. Как детально продуманы характеры персонажей. И, несмотря на сентиментальные сцены, пьеса относится к жанру реализма. И ее персонажи пополнили галерею русских характеров, мастерски описанных А.Н. Островским.

Источник: https://www.syl.ru/article/357606/ostrovskiy-bespridannitsa-analiz-i-harakteristika-geroev

Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница»

«Бесприданница» одна из наиболее значительных пьес Островского последнего периода— «Бесприданница» (1878) — и некоторых отношениях напоминает «Грозу». Но различий, пожалуй, больше чем сходства. Композиция новой пьесы организована более строго: все события,- происходящие в течение одного дня, прямо связаны с историей главной героини — Ларисы.

Сюжет крепко стянут в один узел, почти нет несюжетных персонажей. Но дело не только в форме; не менее показательны содержательные отличия.

Если в «Грозе», как специально подчеркивал автор, «все лица, кроме Бориса, одеты по-русски», то в «Бесприданнице » все основные герои одеты по-европейски.

Правда, Островский не считает нужным специально оговаривать это обстоятельство применительно к Кнурову (о котором сказано многозначительно «из крупных дельцов последнего времени») или Паратову («блестящий барин»).

Но о Вожеватове все-таки говорится: «по костюму европеец». Все в этих начальных ремарках знаменательно. Сразу становится ясно, что новый «дух времени» отразился даже на быте, на нравах, на костюмах. Не менее важно тонкое указание драматурга: Вожеватов (и не он один) — европеец только по костюму.

«В «Бесприданнице» наиболее отчетливо проявилось столкновение между циничной, антигуманной философией капиталистических дельцов и «горячим сердцем» героини, пытающейся отстоять свою человеческую индивидуальность и гибнущую в неравной борьбе с бесчеловечным миром, в котором царствуют деньги, выгода, расчет.

Лариса — красивая, умная, гордая, самолюбивая девушка, наделенная душевной чуткостью и отзывчивостью. Чувство собственного достоинства не позволяет ей мириться с окружающей обстановкой. Лариса противопоставлена всем остальным действующим лицам.

Они преследуют свои личные своекорыстные цели, лишь она одна неспособна на ложь и обман. Героиня драмы живет и ожидании необыкновенного счастья, она тянется к людям, готова верить им, но мечты ее о счастье несбыточны.

Причины крушения ее иллюзий точно обозначены в самом заглавии пьесы: «Бесприданница» .

Важно

Конфликт в пьесе строится иначе, чем в «Грозе». Там и речи не было о бедности Катерины как основе ее трагедии. Судьба же Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью: это как клеймо, которое нельзя скрыть, как рок, неукротимо преследующий человека. Происходит крушение веры в любовь (Паратов), дружбу (Вожеватов), семью (Карандышев).

Рекомендуем почитать ►

Что такое Война и Мир?

В пьесах последнего периода социально-психологическая характеристика действующих лиц у Островского усложняется.

Так, в отличие от Кабанихи и тем более Дикого персонажи, окружающие Ларису в «Бесприданнице», вовсе не выглядят прямыми злодеями, характеры их более сложные, порою противоречивые (таков, например, Карандышев, своеобразный вариант «маленького человека», с присущим ему комплексом социальной неполноценности), они могут быть наделены даже привлекательными чертами, как Паратов, являющийся в глазах Ларисы идеалом настоящего мужчины. Но как бы они ни отличались друг от друга, для них всех (не исключая даже родной матери) Лариса — прежде всего красивая игрушка, вещь, которую можно купить или продать.

Образ Ларисы создан Островским по законам реалистического искусства. Отмечая поэтическую чуткость, глубину внутреннего мира, даже талантливость своей героини, драматург все же не идеализирует ее. В Ларисе нет простой, естественной цельности Катерины, напротив, чувствуется в ней ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарованность.

Трагедия человеческого одиночества, сознание всеобщей разобщенности выражали идеи и настроения, характерные для новой исторической эпохи.

(В советском литературоведении уже было обращено внимание, что в «Грозе» действие происходит как бы на фоне народных песен, а»в «Бесприданнице» таких песен уже нет: их заменяет романс, цыганский хор, который звучит даже в финале, в момент кровавой развязки.)

Тлетворное влияние среды уже затронуло героиню «Бесприданницы», отравило ее чистую душу. Драма происходит не только вокруг нее, но и в ней самой. Она в конечном счете сама осознает себя вещью и готова уже принять циничное предложение Кнурова. Вот почему выстрел Карандышева Лариса принимает как избавление от позора, который неминуемо ожидал ее в близком будущем.

Как и в «Грозе», так и в «Бесприданнице» действие в значительной части происходит на улице, на берегу Волги.

Это укрупняло конфликт, помогало воспринимать трагическую участь героини на широком фоне русской природы, символизирующей устремленность к иной, светлой, свободной жизни, к полету. Лариса в переводе с греческого означает «чайка».

Совет!

Отсюда — прямой путь к известной пьесе Чехова, во многом строившейся на основе драматургических находок Островского последнего периода.

Рекомендуем почитать ►

Сравнительная характеристика Онегина и Ленского

Источник: http://www.getsoch.net/sochinenie-po-pese-ostrovskogo-bespridannica/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector