Характеристика и образ степана в сказе медной горы хозяйка бажова

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка» Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Цели

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка»

Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

Цели: познакомить с творчеством Бажова, дать понятие о жанре сказа, показать различия жанров сказки и сказа; развивать навыки анализа текста; воспитывать любовь к литературе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений Есенина.

II. П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя

Слово учителяПавел Петрович Бажов родился в 1879 г. — спустя 18 лет после отмены крепостного права, за 38 лет до Октябрьской революции, изменившей коренным образом жизнь страны. Будущий писатель родился и прожил свою жизнь на Урале.«Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим.

Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.Мать писателя была искусной кружевницей.

Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-„рукодельню“, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Не щадя глаз, плела она кружева и вязала ажурные чулки для жен и дочерей заводского начальства. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа» 3.

Обратите внимание

Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики — знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин.

«Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток» 4. «Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовалось, что доживал последние годы.

Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», — писал Бажов.Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.

Он отличал свои рассказы от сказок. Павел Петрович вспоминал:«Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: „Сказку, говоришь? Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают.

Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось… Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо.

А ты говоришь — сказку!“»Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы П. П. Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.Бажов был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование.

Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. В гимназии и реальном училище плата была значительно выше, требовалась дорогая форменная одежда, а в училище форма была не нужна и предоставлялось общежитие.После учебы П. П. Бажов почти двадцать лет работал учителем.

В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка».

Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.

Важно

Будет очень хорошо, если учитель сможет показать ученикам какие-нибудь изделия из малахита и других самоцветных камней. На слух человек воспринимает только пять процентов всего объема поступающей информации, и важно, чтобы слуховые образы были подкреплены зрительным впечатлением и осязательными ощущениями. Не у всех детей дома есть изделия из драгоценных камней и самоцветов, и когда детей восхитит красота камня, они будут активнее воспринимать текст бажовских сказов.

^

Комментированное чтение

Текст сказа должен непременно прозвучать на уроке в исполнении учителя. По ходу чтения объясним некоторые слова.

Крепость — здесь имеется в виду крепостное право (рабочие уральских заводов были крепостными, прикрепленными к тем заводам, на которых они работали, и являлись, как и крестьяне, собственностью хозяев-заводчиков).

^ — вонючий, такой, от которого идет сильный дух, т. е. запах.

— Понравился ли вам сказ? Что показалось необычным? Какие герои вызвали ваше сочувствие?

^

Беседа

— Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее?

В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей.

Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный.

Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи, например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И все же сказ отличается от сказки.

^

Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.

подумаем, почему в волшебных сказках место указывается неопределенно, а в сказах точно: «за Северушкой где-то», «на Гумешках то есть», «с Красногорки».

— Какие предания лежат в основе сказов Бажова?

— Как вы представляете себе рассказчика?

Нам представляется, что рассказчик — старый, опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои.

Он любит и уважает своих товарищей, со вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду.

Когда он рассказывает, то немного грустно улыбается.

^

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Выполнить (письменно или устно — на усмотрение учителя) 9-е задание (с. 65 учебника), нарисовать иллюстрацию к сказу, подготовить характеристику одного из героев.

^

Цели: дать понятие о жанре сказа, показать различия жанров сказки и сказа; развивать навыки анализа текста; воспитывать любовь к литературе.

^

Артикуляционная разминка

Запишем и выучим новую скороговорку, например: По поясам пояски, по пояскам поясочки.

Проверка ДЗ

Язык сказа

Словарная работа

— Дома вы самостоятельно перечитывали сказ «Медной горы Хозяйка» П. П. Бажова. Чем интересен для вас этот сказ?

Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» интересен тем, что в нем с обычным человеком происходят необыкновенные события. Необыкновенный язык погружает нас в атмосферу русской старины.

Читайте также:  Анализ рассказа муму тургенева

— Давайте поработаем со смыслом слов и выражений этого сказа, проверим выполнение домашнего задания.

Оба в горе робили — оба работали в шахте на руднике, добывали малахит.

^ � — и другие, прочие породы, которые встречались в шахте.

Этот и вовсе изробленный — измученный, заболевший от непосильной работы.

^ — невысокая красивая девушка.

Артуть-девка — девушка, подвижная, как ртуть.

Слово молвить — сказать что-нибудь.

Виду не оказывает — не показывает виду.

^ — парню обидно стало.

Я в горе роблю — я в шахте на руднике работаю.

На глазах таял — худел, бледнел, становился все более болезненным.

Молвил — сказал, произнес.

Обзарился — позарился.

^ — палец.

Посмеяться ладил — хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться.

Здоровьем хезнул — стал чахнуть, болеть.

Хворал — болел.

Совет

С помощью этих слов и выражений писатель передает местные особенности и народный характер речи.

Поют-радуются — повтор, как в русской народной сказке.

^ — в теплую сухую погоду легкий воздух насыщен ароматами земли, трав.

Разморило — люди расслабились, их потянуло в сон.

Ровно… толкнул — словно толкнул.

^ � — на руде, сложенной в груду, на куче.

А по косе видать — девка — косы носили девушки, замужние женщины по обычаю убирали волосы, покрывали их головным убором.

Ссизачерная — сизо-черная, черная с сизым, синим отливом.

Сквозь светеют — святятся насквозь.

^ — очень подвижная, непоседливая.

Лопочет — быстро и негромко говорит что-то.

По-каковски — на каком языке.

Только смешком все — все слова говорит с усмешкой, с коротким смехом.

^

Беседа

— Как Степан объясняет, что он не боится Хозяйки? Какое испытание своего бесстрашия он получил от Хозяйки? Почему он решился на дерзкие слова приказчику? Чем закончилась эта история?

— Хозяйка сказала, что поведение Степана можно «чести приписать». За что она его хвалит? Почему она называет его Степаном Петровичем? Почему она не обиделась, когда Степан отказался стать ее женихом?

— Прощаясь, Хозяйка запрещает Степану говорить о ней, даже вспоминать, а у самой слезы. Как вы это объясняете?

— Опишите сцену расставания Хозяйки со Степаном. Какие детали говорят о том, что она взволнована? Как она относится к Степану?

— Почему Хозяйка не позволила барскому наушнику Ваньке Соченю упоминать имя Степана?

— Через кого и как породнилась Хозяйка Медной горы с людьми?

— Согласны ли вы с тем, что в Хозяйке соединились лучшие качества людей физически здоровых, внешне красивых, духовно прекрасных? Подтвердите свою мысль примерами из текста сказа.

— Какое значение имеет в сказе то, что Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается»?

— Почему не только Хозяйка, но и Степан стали невеселы? Что огорчило Степана, хотя он и стал вольным? Куда он ходил на охоту и почему не приносил добычу? Опишите сцену его смерти.

— Почему автор кончает сказ словами о том, что если встретится худой человек с Хозяйкой, то будет ему горе, да и доброму радости мало?

III. Реальность и фантастика в сказе.

Беседа

— Что фантастично, что реально в этом сказе?

Реально крепостное право, реальна работа горняков до изнеможения («Этот и вовсе изробленный»), трусливые и жестокие приказчики и надзиратели («Известно, какое время было, — крепость. Всяко галились над человеком»). Бажов описывает домашнее хозяйство рабочих и тяжелые условия труда в забое.

Фантастична встреча с Хозяйкой Медной горы, ее превращение в ящерицу, путешествие Степана в глубь горы, помощь в забое волшебных ящерок.

— Что предложила сделать Малахитница Степану? Что понравилось Хозяйке в Степане Петровиче? Хозяйка предложила парню передать свое повеление приказчику, который распределял горняков на работы.

Высказать такие слова, даже от имени Хозяйки, мог решиться только очень смелый человек.

Хозяйке Медной горы понравилось в Степане Петровиче то, что он не показал виду, что испугался, когда увидел Хозяйку, смело разговаривал с ней.

Ему было «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать», и он выполнил обещание, сказал приказчику, что Хозяйка велела.

Когда Хозяйка Медной горы привела его свои богатства показывать, он «не обзарился» на эти богатства, «не променял свою Настеньку на каменну девку».

— Как исполнила Хозяйка свои обещания?

Когда Степана приковали в забое, она подбрасывала ему хороший малахит, помогла освободиться из крепостного состояния, затем помогла найти нужные глыбы для столбов.

— Как закончилась жизнь Степана?

Степан выдержал первые два испытания, но не смог выполнить третье — не смог забыть Малахитницу. Он начал болеть, купил ружье, чтобы ходить будто бы на охоту, и стал ходить к тому месту, где первый раз встретил Хозяйку Медной горы. Однажды осенью ушел и домой не вернулся. Потом его нашли мертвого.

— Какими словами вы можете охарактеризовать Степана?

Обратите внимание

Ученики назовут Степана честным, смелым, трудолюбивым, гордым, верным, хорошим мастером, человеком с чистой душой. Может быть, именно поэтому полюбила его Медной горы Хозяйка.Литература и изобразительное искусство

— Рассмотрите рисунок палехских художников к сказу (с. 57). Что вы помните о палехской лаковой миниатюре?

— Что изображено на рисунке? Чем вам нравится эта иллюстрация?

IV. Выразительное чтение сказаВ оставшееся время урока работаем с учениками над выразительным чтением сказа (отрывка).

Домашнее задание

Подготовить рассказ о Степане.читать сказку Паустовского «Теплый хлеб»Индивидуальное задание

Подготовить биография Паустовского

Источник: http://litcey.ru/literatura/102192/index.html

Отзыв о сказке П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»

Главный герой сказки «Медной горы Хозяйка» — крепостной работник по имени Степан. Работал он в шахте, руду и камень добывал. Как-то раз вместе с товарищем Степан пошел смотреть траву на покосе. В дороге они устали, решили отдохнуть, и задремали. Но вскоре Степан проснулся и увидел перед собой женщину, в которой узнал Хозяйку Медной горы, о которой люди с опаской отзывались.

Подозвала Хозяйка Степана к себе и велела, чтобы тот на следующий день передал заводскому приказчику ее требование убираться с Красногорского рудника. После чего обернулась Хозяйка ящерицей и сказала Степану, что если он ее поручение выполнит, то она за него замуж выйдет.

Хоть и побаивался Степан приказчика, да Хозяйки он опасался больше. На следующий день он слово в слово передал приказчику требование Хозяйки Медной горы. Рассердился приказчик и велел Степана выпороть, отправить в самый плохой забой и там приковать на цепь.

Степан, оказавшись прикованным на цепь в забое, не растерялся и принялся за работу. А малахит у него из под каелки отборный сыплется, какого в этом забое сроду не бывало. Только подумал Степан, что это ему Хозяйка помогает, а она тут же и появилась.

Похвалила Степана, что он ее поручение выполнить не побоялся, и позвала его свое приданое смотреть. Прибежали ящерки, сняли со Степана цепь, а Хозяйка им велела вместо Степана работу выполнить, да еще и двойную норму сделать. Пошел Степан с Хозяйкой ее богатства смотреть, что под землей у нее были спрятаны.

Много разных диковинок насмотрелся. А Хозяйка привела его в богатую палату, что как раз под Красногорским рудником находилась, и спрашивает, возьмет ли Степан ее в жены? А у Степана невеста была, Настенька. Он, хоть и побаивался Хозяйки Медной горы, но честно ей про невесту сказал.

На это Хозяйка обрадовалась, что не позарился Степан на ее богатства, порядочным человеком оказался. Подарила она ему шкатулку малахитовую для невесты и камней драгоценных горсть дала, в которые ее слезы обернулись, после чего показала, как обратно в забой вернуться.

Важно

А напоследок сказала, чтобы Степан про нее забыл и больше никогда не вспоминал. Это ему было третье испытание от Хозяйки Медной горы.

Читайте также:  История создания повести детство горького от замысла до публикации

Как приказчик узнал, что Степан в заброшенном забое отборного малахита сумел добыть, понял он, что парень неспроста ему про Хозяйку Медной горы говорил. Поручил он Степану найти малахитовую глыбу на сто пудов, а за это ему вольную обещал.

Степан такую глыбу нашел, а приказчик его обманул и вольной не дал. А сам барину сообщил о находке Степана.

Барин, как приехал из далекой столицы, Степана к себе вызвал и стал с него требовать, чтобы тот нашел камни малахитовые, из которых столбы можно вырубить в пять сажен длиной.

Но Степан заупрямился, сказал, что его уже один раз с вольной обманули, и потребовал у барина выписать вольную не только ему, но и его невесте Настеньке. Барин поспорил, но сделал, как Степан требовал. А Степан такие камни нашел, из них столбы вырубили и в столицу отправили.

А Степан женился на Настеньке, шкатулку от Хозяйки ей подарил, обустроил дом, но счастливым так и не стал. Все время на охоту ходил к Красногорскому руднику, где когда-то с Хозяйкой повстречался. А однажды его там мертвым и нашли, а возле него большая ящерка сидела.

Когда Степана домой привезли, то в его руке люди увидели горсть драгоценных камней, в которых признали слезы Хозяйки Медной горы. А как попытались те камни из его руки взять, так они в пыль и рассыпались.

Не сумел Степан забыть Хозяйку Медной горы и слезы ее хранил при себе до конца жизни.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Медной горы Хозяйка» состоит в том, что дело всегда доводить до конца следует. Наказывала Хозяйка Степану ее забыть навсегда, а он не сумел этого сделать, и счастье мимо него стороной прошло. Сказка учит быть внимательным и осторожным, когда сталкиваешься с тайными силами природы, которые могут не только пользу принести, но и вред причинить немалый.

Какие пословицы подходят к сказке «Медной горы Хозяйка»?

Не испытав человека, не узнаешь его. Хоть мошна пуста, да душа чиста.

Счастье — что солнышко, улыбнется и скроется.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_mednoy_gory_hozyayka/

Хозяйка Медной горы

Фольклорный персонаж, хозяйка Уральских гор из горняцких легенд. Дух гор, хранительница ценных минералов. Принимает различные образы.

В антропоморфной форме предстает как красивая невысокая девица с зелеными глазами и черной косой, перевитой медными лентами, которые тонко позванивают.

На Хозяйке – каменное малахитовое платье, которое со стороны выглядит как шелк, отливает алмазами и медью. Богатый облик Хозяйки символизирует красоту ее владений — рудников с драгоценными камнями и металлами.

Совет

Хозяйка Медной горы может выглядеть и инфернально – как нечисть с головой женщины и телом зеленой ящерицы. Способна являться и в виде бесплотного духа. В этом случае проявляет себя только голосом, звонким, но часто неразборчивым, говорит со смешками, веселится.

Хозяйка Медной горы

Хозяйка Медной горы покровительствует рудокопам, простым и смелым работягам, а к «администрации» обычно враждебна. Приказчика Северьяна Хозяйка превращает в «пустую породу», а тем, кто находится в поиске, героиня помогает.

Владелица богатств, скрытых в земных недрах, распоряжается ими по своему усмотрению. Любая разработка возможна только с ее согласия, Хозяйка может «увести» ценные минералы и не позволить их добыть. Хозяйке Медной горы подчиняются ящерицы и бурая кошка с огненными ушами, которая бродит под поверхностью земли. Хозяйка хранит секреты мастерства обработки камня.

История создания

Писатель и фольклорист первой половины ХХ века Павел Бажов литературно обработал уральский рабочий фольклор и написал ряд сказов, которые опубликовал в сборнике «Малахитовая шкатулка». Среди прочих персонажей там присутствует и Хозяйка Медной горы.

Портрет Павла Бажова

В 30-ые годы изучение рабочего фольклора было поставлено как задача после ряда дискуссий, которые прошли в Ленинграде и Москве. Решено было издать сборник, в который войдет дореволюционный уральский фольклор.

В декабре 1935 года сборник должен был выйти, но первый редактор не смог найти тот самый «рабочий фольклор». Новый редактор сборника вошел в контакт с Павлом Бажовым — и дело пошло.

Позже Бажов сам оказался на должности редактора этого сборника и написал для него три сказа, среди которых оказалась и «Хозяйка Медной горы».

Главная мысль сказа: красота природы воодушевляет человека и подталкивает того к творческим поискам.

Легенды уральских горняков

Множество горняцких преданий Бажов слышал в детстве, которое прошло в городе Сысерть. Там на металлургическом заводе трудился отец писателя. Позже отец перевелся на медеплавильный завод в Полевском.

Павел Бажов познакомился там со старым шахтером, в пересказе которого узнал фольклорные предания.

Этот шахтер, который работал на дровяном складе сторожем и пересказывал горняцкие легенды детям, стал прототипом бажовского персонажа дедушки Слышко.

Девка-Азовка

Прообразом Медной горы стал Гумешевский медный рудник, где добывали малахит и медную руду. Образ Хозяйки Медной горы прочно связан с локальным фольклором города Полевской, где та предстает духом места, «хозяйкой» Гумешевского рудника.

Обратите внимание

Есть схожий фольклорный образ, связанный с горой Азов, расположенной в 10 километрах от рудника. Это девка-Азовка, дух горы, хранительница клада, спрятанного в пещере разбойниками или «старыми людьми». Азовку связывали также с золотым прииском, который располагался в низовьях горы.

Хозяйка Медной горы – арт

Оба фольклорных персонажа созданы в одной и той же среде и могли повлиять на формирование образов друг друга.

Экранизации образа

В 1946 году вышел фильм-сказка «Каменный цветок» режиссера Александра Птушко, экранизация сразу двух сказок Павла Бажова — «Горный мастер» и «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы выступила актриса Тамара Макарова, а роль Данилы-мастера исполнил актер Владимир Дружников.

Хозяйка Медной горы завлекает в собственные владения Данилу-мастера, который с детства обучен искусно обрабатывать камень, но стремится к еще большему мастерству. Данила неудовлетворен собственным творчеством, хотя окружающие неизменно восхищаются его работой.

Тамара Макарова в образе Хозяйки Медной горы

В подземное царство Хозяйки Данила приходит, чтобы там создать каменный цветок, который невозможно будет отличить от живого.

Хозяйка Медной горы рассчитывает покорить сердце Данилы несметными богатствами горных недр, собственной красотой и творческими возможностями, которые открываются перед мастером в ее владениях. Но это не срабатывает.

Данила не забывает мир людей, и Хозяйке приходится отпустить его обратно. Наверху мастера уже разыскивает его возлюбленная – Катенька. Разгадав тайну камня, Данила возвращается к ней.

В 70-ые годы ХХ века вышла серия кукольных мультфильмов по мотивам сказов Бажова, снятая режиссером Олегом Николаевским на Свердловской киностудии. Хозяйка Медной горы присутствует в двух из них.

Первый мультфильм — «Медной горы хозяйка» — вышел в 1975 году. А в 1977 году тот же сюжет был обыгран повторно в другом мультфильме серии — «Каменный цветок».

Хозяйку Медной горы здесь озвучивает Татьяна Юшкова.

Кадр из мультфильма «Медной горы хозяйка»

Сценарий тот же: искусный резчик по камню Данила не может найти покоя и в поисках мастерства отправляется в царство Хозяйки Медной горы, оставив в «мире людей» невесту Катю. В недрах горы Данила доводит свои навыки до совершенства, а Хозяйка мечтает оставить мастера при себе и заставить того забыть прошлую жизнь.

В 1976 году на киностудии «Ленфильм» вышел фильм-сказка «Степанова памятка». В основу сценария легло сразу несколько сказок Бажова. Роль Хозяйки Медной горы исполняет актриса Лариса Чикурова. Режиссер фильма — Константин Ершов.

Лариса Чикурова в образе Хозяйки Медной горы

Сюжет таков: Степан, знаток рудного дела, влюбляется в Хозяйку Медной горы — та открыла перед ним «душу камня». Под влиянием любви к этой фольклорной даме Степан преображается и в итоге гибнет.

Важно

У Степана остается дочь Танюшка, которая получила от отца в наследство талант, упрямство и гордый нрав. В детстве к Танюшке приходит под видом странницы Хозяйка медной горы, останавливается в доме и учит девочку вышивать шелком и бисером.

Читайте также:  Анализ повести булгакова собачье сердце 11 класс

Став взрослой, девушка отправляется в Петербург с молодым барином, который желает на ней жениться. Танюшке нужно увидеть Малахитовую комнату, созданную Степаном.

В 1978 году на студии «Союзмультфильм» вышел мультфильм «Горный мастер» по мотивам сказки «Каменный цветок». Режиссер – Инесса Ковалевская.

Книга «Медной горы Хозяйка»

В 2016 году в издательстве «Речь» вышло новое издание сказов Бажова — книга «Медной горы Хозяйка» с иллюстрациями художника Вячеслава Назарука.

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/person/3619-khoziaika-mednoi-gory.html

характеристика героев в сказке медной горы хозяйка

характеристика героев в сказке медной горы хозяйка

  1. Главные герои сказов простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве. И божественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения. Напротив, только честность, добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы.

    Общие в сказах волшебные персонажи, главные из которых Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение.

    Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа.

    В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.

    Дима, более подробно по ссылке:

  2. Главный герой Степан, был крепостным на Красногорском руднике в Гумешках. Жизнь его изменилась после того, как он встретил Хозяйку Медной горы — малахитницу. Она была хранительницей драгоценных камней, которые добывали рабочие рудника в шахтах, поэтому и называли ее Хозяйка Медной горы. При встрече Хозяйка устроила Степану испытание, попросив сказать крепостного работника приказчику такие слова: Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть . Степан не испугался и передал слова Хозяйки приказчику, за что тот посадил его в самую сырую и бедную шахту, а Хозяйка-малахитница спасла и пообещала выйти за Степана замуж. Хозяйка не обиделась, когда Степан, несмотря на ее богатство, отказался жениться на ней, потому что у него была невеста Настенька, а подарила ему драгоценную малахитовую шкатулку и помогла найти такие огромные малахитовые глыбы, что Степан и Настенька получили вольную. Я думаю, что она поступила так, потому что Степан оказался человеком честным, порядочным, смелым и нежадным. Но у этой истории не совсем счастливый конец. Степан стал болеть, потому что работа на рудниках отнимает здоровье. И однажды осенью он ушел на охоту и не вернулся. Нашли его мертвым у камня на Красногорском руднике, над ним плакала ящерка, в которую могла превращаться Хозяйка, а в руке у Степана были зажаты изумруды, которые она ему в молодости подарила на память. Мне кажется, что Степан всю жизнь не мог забыть встречу с малахитницей.
  3. Описыванье Степана
  4. Образ Хозяйки Медной горы, или Малахитницы, в уральском фольклоре имеет различные варианты: Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка. Все эти фольклорные персонажи являются хранительницами богатств, скрытых в недрах уральских гор. У П. Бажова образ Малахитницы значительно сложнее. Писатель воплотил в ней красоту самой уральской природы, вдохновляющую человека на творческие искания. Недаром на Хозяйке платье из шелкового, слышь-ко, малахиту, и то оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет. Всегда она в окружении быстрых веселых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается. Образ этот сразу становится ясен для всякого, кому случалось видеть открытый выход углекислой меди или е разлом. По цвету, а иногда и форме здесь сходство очевидное.
  5. Главные герои сказов простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве. И божественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения. Напротив, только честность, добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы.

    Общие в сказах волшебные персонажи, главные из которых Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение.

    Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа.

    В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.

  6. Степан — муж Настасьи. Он был искусным резчиком по малахиту. Малахитница одарила его шкатулкой. Степан -человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них фигурки и цветы. Никому не завидует. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело — это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится, как живой. У него золотые руки и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится.
  7. класс
  8. Степан — муж Настасьи. Он был искусным резчиком по малахиту. Малахитница одарила его шкатулкой. Степан -человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них фигурки и цветы. Никому не завидует. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело — это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится, как живой. У него золотые руки и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится.
  9. Степан — муж Настасьи. Он был искусным резчиком по малахиту. Малахитница одарила его шкатулкой. Степан -человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них фигурки и цветы. Никому не завидует. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело — это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится, как живой. У него золотые руки и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится. Образ Хозяйки Медной горы, или Малахитницы, в уральском фольклоре имеет различные варианты: Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка. Все эти фольклорные персонажи являются хранительницами богатств, скрытых в недрах уральских гор. У П. Бажова образ Малахитницы значительно сложнее. Писатель воплотил в ней красоту самой уральской природы, вдохновляющую человека на творческие искания. Недаром на Хозяйке платье из шелкового, слышь-ко, малахиту, и то оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет. Всегда она в окружении быстрых веселых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается. Образ этот сразу становится ясен для всякого, кому случалось видеть открытый выход углекислой меди или е разлом. По цвету, а иногда и форме здесь сходство очевидное.
  10. Степан

Источник: http://info-4all.ru/drugoe/harakteristika-geroev-v-skazke-mednoj-gori-hozyajka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector