Иешуа и понтий пилат в романе булгакова мастер и маргарита сочинение

Сочинение на тему «Иешуа и Понтий Пилат» по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», — Сочинения по литературе

Читайте также:
Сочинение на тему «Любовь Мастера и Маргариты» по роману Булгакова Мастер и Маргарита

ИЕШУА И ПОНТИЙ ПИЛАТ

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — необыкновенное, завораживающее произведение, которое еще много раз нам захочется взять в руки и читать с тем же трепетом, интересом, как и в первый раз.

Все герои Булгакова встают перед нами живыми. Такое чувство, что они где-то совсем рядом. Мы сочувствуем им, вместе с ними боремся, смеемся и плачем. Но есть два героя, которые не похожи ни на кого, им чужды беды и проблемы московских обывателей, потому что они — отблеск иного времени.

Это Иешуа и Понтий Пилат. Иешуа в романе Булгакова не похож на Иисуса Христа, он мучается от жары со связанными руками и выглядит, как обычный человек: «…одет в старенький и разорванный голубой хитон… Под левым глазом… большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью».

Обратите внимание

Иешуа, как и всякий человек, очень боится боли: «Я понял тебя, не бей меня». Пилат обвиняет Иешуа в том, что он разрушал храм. Но нет, не тот храм, который построили из кирпичей, а храм старой веры в людских душах. Он призывал всех к новой вере, вел к свету и добру.

Но люди боятся всего нового, и Иешуа понял это на своем горьком опыте.

Но почему же Пилат казнил его? Разве не было у него возможности спасти человеческую жизнь? Тем более, что Иешуа избавил его от ужасной боли. Пилат мог бы оставить его в живых, сделать своим личным врачом, помощником. Но мне кажется, что его мучают страхи и сомнения.

Ведь он, каким бы ни казался страшным и грозным, в глубине души — самый обычный человек. Как и всем людям, ему присуща боязнь нового, у него есть свои слабости. То, что судьба столкнула его с Иешуа, — это своеобразная ступень в его жизни.

Один из самых сложных вопросов, важных решений. Убив Иешуа, Пилат казнит и свою душу. Да, он сделал шаг в бессмертие, но не в светлое, как Иешуа, а в темное, страшное, жуткое, как непроглядная ночь.

В полнолуние бессонница терзает его: «у ног… черепки разбитого кувшина и простирается чернокрасная лужа».

Прокуратор горько раскаивается в гибели Иешуа, он всей душой рвется к нему, хочет сказать то, что не успел. И самое лучшее завершение всей трагической истории — это слова Мастера, обращенные к Пилату: «Свободен! Он ждет тебя!». А Воланд говорит: «Да, он заслужил свет!». Иешуа прощает все, даруя людям покой, свет и все то, чего у них не было при жизни.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-ieshua-i-pontij-pilat-po-romanu-bulgakova-master-i-margarita/

Сочинение Понтий Пилат и Иешуа (встреча, разговор,спор, диалог) в романе Мастер и Маргарита

В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова не так уж много строк, посвященных событиям связанных с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. Но именно эти несколько глав становятся основой, на которой держится все повествование книги.

Главы, описывающие Иешуа, являются частью рукописи Мастера, персонажа который появляется в романе только после того, как читатель уже прочитал значительную долю его творения. Загадочный незнакомец, неожиданно окунает двух литературных деятелей, мирно беседующих под сенью лип Патриарших прудов, в атмосферу древнего города Ершалаима.

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, безусловно, знаком невольным слушателям повести, а вот Иешуа, сперва, малоизвестный и таинственный персонаж.

Важно

Однако, на протяжении диалога Понтия Пилата и Иешуа, несмотря на то, что автор избегает прямых параллелей с Иисусом, возникает понимание, кем на самом деле является несчастный подследственный.

Прокуратора терзает нестерпимая головная боль, и необходимость решать вопросы, связанные с чудаковатым арестантом, который упорно называет его «добрым человеком», только раздражает Пилата. Но чем дальше течет разговор этих двух измученных жизнью людей, тем больше проникает в душу прокуратора неподдельный интерес к Иешуа.

Кажется, что странный оборванец говорит простые и банальные  вещи. О том, что все вокруг добры, что если делают зло или клевещут, значит, просто запутались или неправильно поняли, что необходимо любить и доверять людям.

В тот момент, когда речь бродяги касается внутреннего состояния самого прокуратора, а также маленького чуда, предсказанного обвиняемым — головной боли переставшей мучить свою жертву, Понтий Пилат уже не в состоянии скрыть своей растерянности.

Видя перед собой живого человека, боящегося и боли, и гнева, игемон понимает, что этот юродивый может спасти его не только от обычной мигрени, но и от невыносимого одиночества и внутренней щемящей пустоты.

Встреча с Иешуа переворачивает душу холодного прокуратора. Пилат проникается правдой и мыслями своего невольного собеседника. У него появляется страстное желание спасти несчастного Га-Ноцри.

В голове игемона роятся всевозможные варианты спасения обвиняемого, но все надежды оставить в живых Иешуа, разбиваются об обвинение в оскорблении великого кесаря.

Страх перед властью императора, вынуждает прокуратора вынести приказ о казни Га-Ноцри.

Совет

Спор Иешуа и сурового игемона не стал противостоянием добра и зла, так как Пилат искренне поверил арестанту, который постиг великую истину, имел свою философию и бескорыстно делился знаниями со всеми добрыми людьми.

Но разговор не прекратился со смертью одного из собеседников. И после казни загадочного бродяги, прокуратор оказался обречен на вечное продолжение диалога, в своем воспаленном и измученном совестью разуме.

Сочинение Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри встречаются при весьма затруднительных обстоятельствах для прокуратора Иудеи и трагических для бедного философа.

Присланный императором Рима управлять беспокойной окраиной империи Понтий Пилат свою должность, мягко говоря, не любит.

Здесь в Иудее ему противно всё: ужасный климат, пустынная, каменистая земля, а, главное, непонятное, беспокойное, население, которое вечно устраивает смуты и бунты.

И особо не по душе прокуратору первосвященники иудейские, которые так же ненавидят захватчиков и могут подстрекать население на неповиновение римским властям. Вдобавок ко всему префекта Иудеи мучают приступы ужасной мигрени.

Вот в такой момент, когда от сильнейшей боли у Пилата раскалывается голова, приводят к нему на суд нищего философа Га-Ноцри.

Понятно, что при таких обстоятельствах никакой симпатии к оборванцу прокуратор не испытывает, а только ещё больше раздражается от того, что ему приходится тратить время на какую-то ерунду, с которой иудейские судьи могли справиться сами.

Но, Иешуа удаётся каким-то образом избавить Пилата от головной боли, и тот уже по другому начинает смотреть на философа, ему любопытны идеи Га-Ноцри и, хотя они кажутся прокуратору бредовыми, он не видит в них ничего плохого.

Обратите внимание

Очевидно, что эти два человека очень разные. Жестокий, суровый, скорый на расправу правитель Иудеи, богатый и могущественный Понтий Пилат и нищий бродяга, не знающий своих родителей, беззащитный, арестованный по доносу, надеющийся на спасение.

Беседуя с арестованным Понтий Пилат понимает, что перед ним стоит очень неглупый интересный собеседник.

И, хотя идеи его о всеобщем равенстве, о жизни людей без притеснения, по справедливости нереальны, а в этом опытный и прагматичный правитель убеждён, он не видит в этой философии никакой опасности.

Ему хочется спасти Иешуа от гибели, поселить его во дворце, вести беседы с этим немного странным человеком, спорить с ним, ведь у прокуратора свой взгляд на устройство жизни. Возможно им вдвоём удастся найти истину, которую хотят найти и не находят философы всех времён и народов!

Но замыслу Пилата сбыться не суждено. Первосвященники не хотят оставить жить философа в речах которого видят опасность для себя, так как его слова о разрушении храма воспринимают как угрозу своему могуществу. Им важнее оставить в живых разбойника, который убивал римских солдат.

Понтий Пилат, конечно, с этим не согласен, он не хочет смерти Га-Ноцри и, вдобавок, ему очень хочется досадить первосвященникам, но те обещают написать донос императору, и префект Иудеи могущественный Понтий Пилат струсил, испугался гнева императора.

Воин, когда-то храбро воевавший под знамёнами Римской империи, всадник «Золотое копьё» не смеет противостоять иудейским первосвященникам из-за элементарного страха. Он подписывает Иешуа смертный приговор. Га-Ноцри принимает свою участь без возмущения.

Он не просит пощады, держится достойно, никого в своей смерти не обвиняет. В отличие от прокуратора, Иешуа не трус.

Важно

Понтия Пилата после казни философа мучают угрызения совести и осознание того, что он нерешительный, трусливый человек ещё больше усугубляют его страдания. Он пытается оправдаться перед мёртвым Иешуа тем, что приказывает убить его предателя Иуду, но это не приносит ему утешения.

И уж совсем невыносимо ему узнать, что в своих последних словах перед казнью Иешуа сказал, что самым главным человеческим пороком он считает трусость. Жить с этой болью придётся прокуратору до самого конца, но и смерть не избавит его от раскаяния.

И в вечности будет сокрушаться он о безвинно погибшем бедном философе, пока по просьбе Иешуа его не освобождает Мастер от страшного одиночества.

И уже вместе Пилат и Га-Ноцри пойдут по дороге вечности, предавший и простивший.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/master-i-margarita/pontij-pilat-i-ieshua

Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых – яркий портрет.

Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи и массовые сцены, архитектура города и пейзажи одинаково талантливо написаны автором.

Булгаков делает читателей участниками трагических событий в древнем городе.

Тема власти и насилия имеет в романе всеобщий характер. Слова Иешуа Га-Ноцри о всеобщей справедливости своими истоками уходят в христианские убеждения: «…всякая власть является насилием над людьми и… настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

В споре Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение двух идеологий.

Иешуа утверждает, что люди от рождения добры, что настанет время, когда отношения между ними будут строиться на принципах справедливости и гуманизма. В ответах Пилата чувствуется горечь умудренного опытом человека.

Он давно не питает никаких иллюзий по поводу законов общественного устройства и уверен, что царство справедливости не настанет никогда.

Прокуратор Иудеи занимает высокую должность. Он служит кесарю, но в душе понимает всю несправедливость власти. Как результат внутренней раздвоенности – страшная головная боль, не отпускающая Пилата. Он уже наказан за то, что ради должности вынужден вершить несправедливость.

С тревогой смотрит он на приведенного к нему на допрос бродягу Иешуа, который, по доносу, «на базаре подговаривал народ разрушить ершалаимский храм». Пилата потрясают искренняя доброта этого человека, его спокойствие, отсутствие унизительного страха, а особенно слова Иешуа: «Правду говорить легко и приятно». Он, великий прокуратор, не осмеливается на это.

Внезапное прекращение изматывающей головной боли прокуратор связывает с умением Иешуа лечить болезни. Но главное, Пилат уверен, что Иешуа – не преступник, поэтому хочет спасти его. Он не разбойник или убийца, которого, без сомнения, следует казнить. Но для иудейских священников убеждения Иешуа страшнее преступления против людей. Это попытка дискредитации власти.

Пилат знает, что миром движут ложь, злоба и агрессия, значит, Иешуа должен быть казнен. Спасти Иешуа от казни для Пилата равносильно потере должности и власти.

Совет

В истории человечества не раз появлялись люди, призывающие жить по законам добра и справедливости, но еще ни одному из них не удалось достучаться до людей, изменить существующий порядок. Булгаков был реалистом в вопросах религии. Но в образе Иешуа прослеживается прямая аналогия с Христом, спасителем человечества, распятым людьми.

Автор создает своего героя. Ему 27 лет, а не 33, как Христу, его убеждения отличаются от признанных церковью каноническими. Писатель показывает еще одного праведника, самостоятельно пришедшего к идеям добра, и его печальный конец.

Читайте также:  Анализ повести мещерская сторона паустовского

Такие люди, ищущие справедливости, страдающие, высокие духом, честные и неподкупные, к счастью, не переводятся на Земле.

Когда общество будет готово услышать их? Трагически изобразив страшную смерть Иешуа, Булгаков возвеличивает человеческий подвиг подобных мучеников, отдающих жизнь за торжество добра.

Иешуа и Пилату высшие силы даруют бессмертие. Прокуратора Иудеи будут помнить за то, что он отдал приказ казнить Иешуа, а имя Иешуа навеки будет связано с добром и человечностью. Писатель утверждает мысль о вечном равновесии добра и зла, света и тени. В этом – залог гармонии бытия.

Источник: http://resoch.ru/ieshua-i-pontij-pilat-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/

Сочинение на тему: Образ Понтия Пилата в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» — главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг.

Число жанровых определений булгаковско-го романа велико: сатирико-философский, фантастичес­кий, философский роман, роман-мистерия, роман-при­тча, лирико-сатирико-философский роман…

С появлени­ем дьявола в романе начинает звучать одна из главных философских тем — тема свободы человека и его личной ответственности за нравственный выбор, который он со­вершает, признавая или отрицая существование Бога.

Обратите внимание

Идейный центр романа — «евангельские» главы, в ко­торых предстают два образа — бродячего философа Ие­шуа и римского прокуратора Понтия Пилата.

Понтий Пилат — пятый прокуратор Иудеи — человек государственный, являющийся олицетворением власти. Он вынужден находиться в Ерлашаиме, который ненави­дит из-за своих обязанностей.

Пилат жестокий человек, его называют «свирепое чудовище», и он этим кичится; он считает, что миром руководит закон силы. Он был во­ином, знает цену опасности и поэтому считает, что по­беждает только сильный, такой, который не знает страха, сомнений, жалости.

Понтий Пилат живет по своим зако­нам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчи­няющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема, что всесилен римский император, а в Ерлаша­име он — наместник императора, значит, господин всех и вся.

Пилат считает, что победитель всегда одинокий, у него не может быть друзей, а только враги и завистники. Таким сделала его власть. Ее закон диктует черты того, кто может иметь власть.

Равных Пилату нет, как нет и человека, с которым он бы хотел пообщаться. Только собака, которую он лю­бит. Но встретившись с Иешуа, Пилат понял, что это тот человек, с которым он хотел бы общаться вечно. Га-Но­цри не боится возражать прокуратору и делает это так искусно, что Понтий Пилат приходит на какое-то время в замешательство.

Более того, этот «бродяга» смеет пред­лагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более, что ты производишь впечатление умного человека». Га-Ноцри считает, что «злых людей нет на свете», есть люди «не счастливые»; он предельно откровенен, ведь «правду го­ворить легко и приятно».

Арестант показался интересен прокуратору.

В невиновности Иешуа прокуратор убедился сразу. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бро­дячего философа, он пытается склонить Иешуа к ком­промиссу, а когда это не удается, уговорить первосвя­щенника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступ­ления праздника Пасхи.

Важно

Мы видим, что Понтий Пилат проявляет к Иешуа и человеческое соучастие, и жалость, и сострадание. Но вместе с тем и страх. Именно страх, рожденный зависимостью от государства, необходимос­тью следовать его интересам, а не истине, и определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата.

В условиях любого тоталитарного режима, будь то ра­бовладельческий Рим или сталинская диктатура, даже самый сильный человек может выжить, преуспеть, лишь руководствуясь ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами.

Синедрион принимает решение казнить Иешуа. Задет закон об оскорблении кесаря, налицо бунт, а бунт нужно усмирить. И Понтий Пилат кричит, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник! Преступник!».

Иешуа казнен. Почему же мучается Понтий Пилат? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бро­дячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют? И он, «жестокий про­куратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне…».

Понтий Пилат для Булгакова, в отличие от устано­вившейся в истории христианства традиции, — не просто трус и отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва.

Отступившись от Иешуа, он губит и себя, свою душу. Вот почему, загнанный в угол необходимостью пре­дать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб!», затем: «Погибли!».

Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность.

Таким образом, встав перед выбором: должность или спасение души, страх перед Цезарем или мужество со­вершить поступок, он выбирает кресло, жизненные блага и преданность тому, что ненавидит.

Действуя от имени Тиберия, олицетворяющего собой государство, Понтий Пилат испытывает к императору чувство брезгливости, отвращения. Прокуратор понимает, что могущество его оказалось мнимым.

Он трус, он верный пес кесаря и всего лишь пешка в руках.

Совет

Читая Булгакова, мы делаем для себя вывод: человек не волен распоряжаться собственным рождение и смер­тью. Но он должен распоряжаться своей жизнью. Чело­век, по Булгакову, ответственен за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности.

Источник: http://lit-helper.com/p_sochinenie_na_temu_obraz_pontiya_pilata_v_romane_m__bulgakova_master_i_margarita

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Понтий Пилат в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»»

       Произведение Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» поражает своей философской глубиной и масштабностью. В романе удивительно сочетаются самые разные образы, проблемы личностные и общественные, современные и вечные. Важной частью постановки одной их таких проблем, касающихся всего человечества, является персонаж романа – Понтий Пилат.

       Прежде чем размышлять о роли данного человека в произведении, нужно задаться вопросом – а кто такой Понтий Пилат вне контекста булгаковского романа. Из истории мы знаем, что он был римский префектом Иудеи c 26 по 36 годы н. э.

, римский всадником, то есть лицом достаточно высокого государственного порядка, имеющим множество привилегий и обладающим правом вершить правосудие в подчинённой области.

По историческим данным Понтий Пилат являлся очень жестоким префектом, современники свидетельствуют о его самодурстве, насилии и игнорировании суда при вынесении наказания провинившимся. Но ведь нам всем знаком евангельский сюжет о суде Пилата, на котором префект предстает в несколько ином свете.

Он кажется не таким жестоким, он, можно сказать, защищает Иисуса перед всем народом и синедрионом и «умывает руки» при решении подчиниться в приговоре воле иудеев. Так что же это за личность и почему в романе М.А. Булгакова мы не находим Пилата безмерно жестоким и дурным?

       Ответ на этот вопрос кроется в глубокой психологии образа Понтия Пилата. Пятый прокуратор Иудеи – человек однозначно несчастливый, его тяготит собственное служебное положение, обязанности, хроническая усталость, характер и немолодое, болезненное тело.

Все эти факторы делают его личность несвободной, они подавляют Пилата, застилают глаза пеленой мрачности и беспросветности существования. Он в высшей степени является отражением проблем экзистенционализма. Более того, Понтий Пилат воплощает в себе самый ужасный порок человека, по мнению автора, – трусость.

Она проявляется в его малодушии, в частности, когда он будто хочет спасти Иешуа, но гнев народа, который он, кстати, уже предал по трусости когда-то, пугает его, в нём недостаёт храбрости провозгласить собственную волю, он идёт по пути меньшего сопротивления и фактически позволяет казнить Га-Ноцри. Боится он и доноса, и гнева императора.

Обратите внимание

Однако он свою вину осознаёт, его совесть не спит, она гложет его ещё сильнее и этим усугубляет душевные самотерзания. Пилат пытается на деле смягчить свой грех: узнав, что Иешуа был предан Иудой, он велит убить предателя. Но даже это не облегчает жизни прокуратора, он уже слишком устал, он не в силах бороться со своей грешной природой.

И автор позволяет Понтию Пилату разделить участь Мастера и Маргариты – отправиться на вечный покой. Он так же, как и они, не заслуживает света, но заслуживает прощения и душевного покоя, свободы от земных буйств и пороков.

       Так, Понтий Пилат в романе представляет собой личность очень непростую, наполненную глубоким психологизмом и трагичностью. Через него раскрываются многие философские проблемы, нравственные вопросы, о которых можно размышлять вечно – так же, как и о том, кем именно был прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/429-sochinenie-na-temu-pontij-pilat-v-romane-bulgakova-master-i-margarita.html

Иешуа и Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита»

Иешуа и Понтий Пилат
В романе «Мастер и Маргарита»

Первый полный вариант романа писатель завершил в 1934 году, последний — в 1938 году, хотя шлифовку его писатель продолжал до конца своих дней. Роман можно одновременно считать и бытовым, и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим.

Четыре главы с рассказом Воланда о Христе и Понтии Пилате являются романом в романе и основой всего произведения. Понтий Пилат — прокуратор Иудеи.

В Новый Завет Библии входят четыре евангелия, четыре разных варианта изображения жизни и казни Иисуса Христа. Булгаков создает ещё одну, пятую версию, которая тоже кажется правдоподобной, так как исторические детали в ней представлены довольно удачно. Иешуа Га-Ноцри в воображении Мастера кажется обычным человеком.

Он возмущается, когда ему приписывают речи, которые он не произносил, ощущает досаду при неверном истолковании его проповедей. Иуда даже спровоцировал его на рассуждения, которые привели его к смертельному приговору. Иешуа как и обычный человек боится и боли, и смерти. Он просит Крысобоя: «Не бей меня».

«А ты бы отпустил меня, игемон,— неожиданно попросил арестант,— я вижу, что меня хотят убить». Но его душевный мир отмечен гениальностью. Он имеет огромное влияние на людей. Полсе его речей сборщик податей пошел за ним, как верный пес. У Пилата он лишь одними словами снимает головную боль.

Прокуратор запрещает команде тайной службы разговаривать об Иешуа.

Дух и разум его абсолютно независимы и свободны от стереотипов. Люди в первый момент видят в нем безумца. Он совершенно свободно разговаривает с властным римским прокуратором.

Именно независимость философа становится привлекательным примером для его слушателей. Благодаря ей он открывает истины, невидимые для других, и излагает их в своих проповедях, весьма опасных для властей.

Мастер, написавший роман, понял для себя, что Добро первично.

«…Все по природе своей добры. Й надо только высвободить энергию их доброты».

Но это было не в духе 30-х годов. Получалось, что добры внутренне и внешне враги страны. А выпады героя против насилия, власти! Значит, против диктатуры пролетариата!

Важно

Булгаков сделал Мастера своим двойником, с некоторыми совпадениями в судьбе и любви.

В поле зрения автора попадают большей частью обыватели. А в ершалаимских главах — представители власти. И эти два слоя очень хорошо можно совместить в сознании читателя. Во время сеанса черной магии Воланд и Фагот-Коровьев приходят к выводу, что горожане в Москве — такие же люди, как и тысячи лет назад: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди…»

И представители власти мало изменились.

В двух главах из четырех, написанных Мастером, основное внимание уделено Понтию Пилату — государственному деятелю, политику, воину в прошлом. Пилат служит императору Тиверию верой и правдой, потому что боится императора. Пилату дорога собственная карьера.

Пилат хотел спасти Иешуа, подсказывал последнему правильные ответы на суде. Но Иешуа не принимает компромисс.

Читайте также:  Сочинения по рассказам пришвина

Пилат организовал (с Афранием) убийство Иуды, но это не исправило утреннего приговора для Иешуа.

Сильное впечатление производят бытовые зарисовки.

Смерть Берлиоза вызвала поток заявлений с претензиями на жилплощадь покойного: «В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было… два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности».

Картина быта москвичей оставляет гнетущее впечатление. И дополняется пояснениями об исчезновении людей, об арестах, о конфискациях. Это мы находим в описании сна Никанора Босого, в истории квартиры № 50, в желании Бездомного засадить Канта в Соловки.

Образ Маргариты нарисован автором с любовью и сочувствием. Автор представляет нам Маргариту ве-ликодушной, тактичной, обладающей достоинством, Булгаков наделил Маргариту чертами характера своей жены Елены Сергеевны.

Роман Булгакова встретил большой читательский интерес в России и за рубежом.

Источник: http://historylib.net/ieshua-i-pontij-pilat-v-romane-master-i-margarita/

Понтий Пилат в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат в романе М. А. Булгакова.  Римский всадник, правитель Иудеи Понтий Пилат, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — реальная историческая личность, чье правление было жестоким, сопровождалось многочисленными казнями без суда. Согласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к казни Иисуса Христа, а потом ритуально умыл руки, показывая свою невиновность.

Этот образ появляется в романе в тесной связи с образом Иешуа Га-Ноцри: «Мы теперь будем всегда вместе… Раз один — то, значит, тут же и другой! Помянут меня, — сейчас же помянут и тебя! Меня — подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя — сына короля звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы», — говорит Пилату во сне Иешуа.

Таким образом, для Булгакова Пилат, которому в Евангелии уделено не так уж много времени, — один из главных героев романа. Его занимает вопрос о реальности произошедших событий, библейские главы в романе оказываются для Ивана Бездомного подтверждением существования Христа.

В процессе создания романа писатель ознакомился с поэмой Г. Петровского «Пилат». Автор поэмы также изображает Пилата сочувствующим Иисусу, а не воспринимающим его действия как угрозу свержения власти. Трусливый прокуратор не смог бороться за Иисуса против синедриона — так же, как и в романе Булгакова, в поэме Петровского за Пилатом признается этот порок.

Взгляд писателя на события, «евангелие от Булгакова» — это не просто спор героев о существовании Христа. Автор поднимает вечные темы — тему трусости, предательства, отношений человека и власти, неправедного суда.

Совет

Образ Пилата волей автора наделен многочисленными мелкими подробностями, которые делают его рельефнее, понятнее читателю. Благодаря Булгакову герой его романа видится более человечным, нежели в Новом Завете.

У него есть слабые стороны — ему присущи сомнения, колебания, он, жестокий прокуратор, испытывает большую привязанность к своей собаке, его волнует не только участь Иешуа, но и судьба его ученика Левия Матвея. В конце концов у Пилата есть совесть и она его мучает.

Пилат не считает виновным Иешуа, потому что видит: этот человек просто не умеет лгать, его душа чиста. Он отдает Иешуа на казнь против своей воли, утвердив смертный приговор Синедриона, став невольным палачом.

Автор подчеркивает мельчайшие оттенки настроения героя в процессе принятия нелегкого решения, которое очень тяжело ему дается. Он не может пожертвовать карьерой ради спасения Иешуа, но в нем еще осталось что-то человеческое. Фигура Пилата в романе неоднозначна.

Вначале мы видим всадника Золотое копье, жестокого прокуратора «в белом плаще с кровавым подбоем», что символизирует его кровавые деяния. Потом мы видим в нем человека, подверженного слабостям и болезням, а позже и страдающего. Читатель видит, как меняется прокуратор в беседе с Иешуа. Вначале его занимает лишь одна мысль — о том, чтобы скорее кончился допрос.

В этот момент арестованный и обреченный Иешуа жалеет его и сопереживает, точно определив его состояние: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает.

Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет».

Эта казнь становится поворотным событием в жизни Понтия Пилата, она не дает ему покоя всю жизнь, ведь он казнил невиновного, чье преступление не заслуживало такого наказания. Чтобы искупить свою вину, Пилат приказывает убить Иуду, но этим не возвратить Иешуа, и двенадцать тысяч лун прокуратор страдает…

Обратите внимание

Воланд рассказывает, что происходит с Пилатом: «Он говорит одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя, и что у него плохая должность.

Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана.

Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно ка-кое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире он не-| навидит свое бессмертие и неслыханную славу».

 Попытка оправдаться своей «плохой должностью», такой же, как у кентуриона Марка Крысобоя, не мо-жет заглушить голоса совести. Даже омовение рук т не позволяет ему снять со своей совести этот тяжкий грех. Бессмертие — вот какое самое тяжкое наказание получает Пилат.

Иешуа приходит к нему в видениях до тех пор, пока Пилат, освобожденный мастером, не присоединяется к Га-Ноцри на лунной дорожке не только в видении, но и на самом деле. Тогда Пилат обретает покой, заверенный Иешуа в том, что казни не было. Финал приносит Пилату прощение.

Булгаков пренебрегает многими евангельскими фактами ради раскрытия образа Пилата. В отличие от Иешуа автор осуждает своего героя. Ему важно провести параллель между тем временем и Москвой 20-х годов, в доказательство того, что люди остались такими же, а трусость всегда остается самым тяжелым пороком.

Источник: https://prepodka.net/pontij-pilat-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Готовые школьные сочинения

июля 19 2014

Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Главам, посвященным Иешуа и Понтию Пилату, в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” отводится незначительное место по сравнению с остальной книгой. Это всего четыре главы, но они как раз являются той осью, вокруг которой вращается все остальное повествование.

Рассказ о Пилате и Иешуа стоит, если говорить о первоначальном восприятии, в стороне от остальных глав. Но на самом деле весь роман, включая сюда и “древние” главы, — единое гармоничное целое.

Рассказ о встрече Пилата с Иешуа принадлежит перу Мастера, который появляется в книге не с самого начала, а в тот момент, когда читатель уже составил мнение о его творении.

Мастер создал героев, и все же они живут независимо от него. Сначала читатель вообще не подозревает о связи между Москвой тридцатых годов и древним Ершалаимом. Сразу во второй главе автор, как в ледяную воду, “бросает” читателя в события почти двухтысячелетней давности.

Только что на Патриарших прудах мирно беседовали два вполне заурядных человека и странный профессор с разными глазами, и вдруг “в белом плаще с кровавым подбоем” появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Это имя знакомо, конечно, каждому. Не нужно долго гадать, что это за человек.

А вот имя Иешуа — загадочно, оно не на слуху у людей. Хотя ассоциация с Христом возникает еще до того, как мы узнаем имя задержанного, которого привели на суд к Пилату.

Важно

Булгаков намеренно избегает проводить явные параллели Иешуа с Христом, как то: факты биографии, родители, возраст. Однако прототип Иешуа Га-Ноцри не вызывает сомнения.

Для прокуратора поначалу Га-Ноцри — обычный приговоренный.

Странный арестант называет прокуратора “добрым человеком”. Еще никто не позволял себе такого! И Пилат с каким-то наслаждением говорит, что, напротив, его считают свирепым чудовищем.

Это не пугает и не удивляет арестанта, его, кажется, ничем невозможно удивить. Далее происходят еще более необычные вещи — заключенный помогает Пилату справиться с нестерпимой головной болью. Вернее, не помогает, но предсказывает, что она пройдет, и та действительно происходит. С этого момента пробуждается интерес Пилата к необычному заключенному. Иешуа начинает говорить.

В его уста автор вложил свои сокровенные мысли. Ведь роман “Мастер и Маргарита” провозглашает обычные, но утерянные многими человеческие ценности — справедливость, нравственность, добродетельность. Иешуа говорит простые вещи: все люди добры, нужно любить их, доверять им. Говорит и о том, что человеческая жизнь неподвластна другому человеку.

Иешуа угадал, что прокуратор недоверчивый, замкнутый в себе, одинокий человек. Пилату лучше всех известно это. Желая скрыть свое удивление и растерянность, прокуратор напоминает Га-Ноцри, в чьих руках его жизнь. Странно, но того это совсем не пугает: “перерезать волосок” жизни может только тот, кто его “подвесил”.

Пилат смеется над этим, но верит ли сам в свой смех? Хотя чисто по-человечески Иешуа боится боли, боится будущей казни и просит отпустить его. И все же преимущество прокуратора перед ним иллюзорно, скорее, узник имеет власть над своим судьей. Беседа с Га-Ноцри переворачивает всю душу Пилата.

От равнодушия не осталось и следа, он чувствует правоту собеседника в их споре и уже хочет спасти его — ведь это в силах прокуратора.

Надежда на спасение остается даже после того, как узнику предъявляют обвинение в оскорблении кесаря.

Совет

Увы, заключенный не хочет отрекаться от своих слов, а Пилат из трусости, из боязни разрушить карьеру (которая не приносит ему радости), но более всего из страха перед императором не может помочь Иешуа.

Казнь неизбежна. Но закончен ли спор Пилата с Иешуа? Закончены ли мучения прокуратора (ведь он сам мучается вынесенным приговором)?

Иешуа умер, а Пилата всюду, всегда преследуют слова о том, что один из главных человеческих пороков — трусость. Прокуратор знает, что это — правда, и слова были сказаны для него. Сказав это, Иешуа все же простил Пилата перед смертью, но тот сам себя не может простить.

Пилат видит только один способ искупить свою вину — убийство Иуды, предателя. Он в самом деле совершает убийство, но и это не приносит облегчения. Эта попытка искупить преступление, совершенное из трусости, запоздала. Главной ошибки не исправить никогда.

Пилат знает: Иешуа был ни в чем и никогда не повинен, он был прав во всем. Из его уст звучала истина. Прокуратору нет покоя ни днем ни ночью. Девятнадцать веков он ждет прощения. И он будет прощен однажды “в ночь на воскресенье”, ибо Бог прощает всех.

Снова подтверждается библейская истина: “Раскаянием — очистимся”. Спор Иешуа с Пилатом, по большому счету, не был противостоянием. Прокуратор верил заключенному. Иешуа знал истину, любил людей, философия его была проста и незамысловата.

Читайте также:  Подвал мастера в романе мастер и маргарита булгакова (описание квартиры мастера) сочинение

За это он принял свой крест. А что же прокуратор, погрязший в трупах, не знавший жалости и пощады? Он поверил Иешуа и тоже был распят (только сам собой), и крест его был еще тяжелее.

Пилат ведь наказан не за то, что послал осужденного на казнь, а за то, что совершил поступок, идущий вразрез с его совестью. Долг повелевал сделать совсем другое. Малодушный поступок был совершен вопреки собственной воле и желаниям, из одной только трусости.

Обратите внимание

Роман “Мастер и Маргарита”, безусловно, является сатирой, но сатирой совсем особого сорта — нравственно-философской. Булгаков судит своих героев по счету человеческой нравственности. Для него неизменен закон справедливости, по которому зло неизбежно подлежит возмездию, а искреннее раскаяние — наказанию. В этом сочинение с оллсоч © 2005 истина.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/vechnyj-spor-ieshua-s-pilatom-po-romanu-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Сочинение «Иешуа и Пилат спор об истине — спор о человеке (роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)»

В ершалаимских сценах романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» два главных героя — пятый прокуратор Иудеи, римский всадник Понтии Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, не помнящий своих родителей. Между собой они ведут спор об истине. Иешуа утверждает, что все люди — добрые.

Дабы опровергнуть это утверждение, Пилат демонстрирует ему злого человека — кентуриона Марка Крысобоя, который избивает подследственного. Однако Га-Ноцри все равно остается при своем прежнем убеждении.

Когда прокуратор вновь спрашивает Иешуа: «А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?

» — Иешуа спокойно отвечает: «Всех… злых людей нет на свете». И Крысобоя он тоже считает добрым, добавляя при этом: «…Он, правда, несчастливый человек. С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств».

Пилату Иешуа признается, что толпе на ершалаимском базаре «говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

Прокуратор, страдающий жуткой головной болью, раздраженно возражает: «Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления?

Что такое истина?» И слышит в ответ опять спокойный, ровный голос: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня.

Важно

И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет».

Здесь Иешуа как бы предрекает последующие муки совести, которые после казни будет испытывать прокуратор.

Пока же чудо исцеления, которое продемонстрировал Га-Ноцри, заставляет Пилата по-другому отнестись к безвестному бродяге-проповеднику.

Он приказывает развязать арестованному руки и начинает с ним вместо допроса обыкновенный разговор двух интересующихся друг другом людей Прокуратор уже склонен доверять заявлению Иешуа, что тот не призывал толпу разрушить ершалаимский храм, но просит его поклясться, что таких призывов действительно не было — « — Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? — спросил, очень оживившись, развязанный.— Ну, хотя бы жизнью твоею, — ответил прокуратор, — ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это— Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? — спросил арестант — Если это так, ты очень ошибаешься.

Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:— Я хочу перерезать этот волосок.— И в этом ты ошибаешься, — светло улыбаясь и заслоняясь рукой о г солнца, возразил арестант, — согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?»Понтий Пилат признает красноречие своего собеседника.

И уже надеется, что не придется брать греха на душу, поскольку обвинение против симпатичного прокуратору Иешуа Га-Ноцри рассыпалось и можно с чистой совестью выносить оправдательный приговор.

Но вдруг выясняется, и об этом с сожалением говорит тоже успевший проникнуться симпатией к арестанту секретарь, что над подследственным нависло еще одно, гораздо более страшное обвинение в нарушении «закона об оскорблении величества», за что полагалась смертная казнь.

И Иешуа с готовностью подтверждает, что действительно говорил крамольные речи, заключающие, по его убеждению, истину, поскольку «правду говорить легко и приятно»: «В числе прочего я говорил…

что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Совет

Прокуратор, после повторного, в ответ навопрос, уже в беседе один на один, утверждения Га-Ноцри, что царство истины все-таки настанет, кричит, стараясь самого себя, а не подследственного, убедить этим криком: «Оно никогда не настанет'» Тем самым он пытается хоть немного оправдать ту несправедливость, которую собирается свершить, утвердив смертный приговор невиновному.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-ieshua-i-pilat-spor-ob-istine-spor-o-cheloveke-roman-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Понтий Пилат – что хотел передать Булгаков этим персонажем?

Сочинения › Булгаков М.А. › Мастер и Маргарита

Готовые Домашние Задания

Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М.А. Булгакова. В это произведение писатель вложил все свои мысли, идеи, переживания. Здесь Булгаков поднимает очень много проблем. Одна из них – проблема совести. Эта проблема неотделима от образа Понтия Пилата.

Важно заметить, что роман состоит как бы из двух частей. Это роман о мастере и роман, написанный самим мастером. Герой мечтал написать книгу о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате. В итоге мастер создал высокохудожественное произведение, заключающее в себе много мыслей и проблем.

Роман, написанный мастером, переносит нас в далекое прошлое, где разворачиваются известные читателю по Библии события. Примечательно то, что Булгаков видит их несколько иначе. В своем романе он дает новую трактовку давно известной всем истории о Христе. Причем в романе, написанном мастером, главным героем становится не Иешуа, а именно Понтий Пилат.

Это исторический персонаж, известный всем как человек, приговоривший к распятию Иисуса Христа. В Библии образ Понтия Пилата показан очень схематично. Булгаков же оживил этот исторический персонаж, наделил его целой гаммой чувств, эмоций, страхов и переживаний.

Впервые Пилат предстает перед читателями во второй главе романа.

Мы видим перед собой несчастного человека, ненавидящего город, которым он правит, замученного страшной головной болью: «Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы.

От нее нет средств, нет никакого спасения». В этой же главе перед прокуратором предстает очередной подсудимый, некто Иешуа Га-Ноцри. В образе бродяги Га-Ноцри мы легко узнаем Иисуса Христа.

Интересно, что этот образ достаточно сильно отличается от всем известного библейского Иисуса. Перед нами предстает совершенно обычный с виду человек, «одетый в старенький и разорванный голубой хитон.

Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк…».

Обратите внимание

Но после того как Иешуа освобождает Пилата от невыносимой головной боли, прокуратор смотрит на бродягу другими глазами.

Пилат чувствует, что перед ним находится необычный человек. В образе Иешуа практически нет мистичности, присущей библейскому Иисусу. Но этот человек отличается особой мудростью и простотой. Сам того не желая, Пилат увлекается беседой с бродягой. Он понимает, что это глубокий философ, человек чистый и невинный.

Чрезмерно смелый от своей простоты, Иешуа указывает игемону на его бесконечное одиночество, замкнутость и скудость жизни. Философ спорит с Пилатом по поводу своей судьбы и ожидающей его участи: «Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил».

«Сумасшедший философ» все больше и больше интересует Пилата, в итоге прокуратор хочет спасти Иешуа от страшной казни.

Пилат подсознательно понимает, что если он сейчас не спасет Га-Ноцри, то обречет себя на вечное проклятие: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Он ощущает дыхание бессмертия на своем лице. Но в данном контексте слово «бессмертие» равносильно вечным страданиям.

После выяснения факта, что Иешуа оказался политическим преступником, Пилат понимает, что уже не сможет спасти его. Ведь освободить философа в данной ситуации означало бы пойти против власти кесаря. Тем не менее, Пилат все-таки делает слабую попытку хоть как-то облегчить участь Га-Ноцри.

В честь великого праздника пасхи один из приговоренных к смерти преступников должен быть освобожден. Вар-равван, бунтарь и убийца, или Иешуа Га-Ноцри, умалишенный философ? В разговоре с первосвященником Каифой Пилат предлагает освободить безвредного «сумасшедшего философа». Но Синедрион уже принял свое решение.

Должен быть освобожден убийца Вар-равван. Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе.

После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке». Высшие силы обрекли героя на вечные страдания.

Важно

После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести.

Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: «ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти не менее важны, чем утренний приговор».

Пилат приказывает убить Иуду, предавшего Га-Ноцри, пытается поучаствовать в жизни единственного ученика Иешуа Левия Матвея, но все это уже не в силах исправить содеянного. Пилат проклят, его наказание – это вечное бессмертие и вечные муки совести. Ночами игемону снятся удивительные сны: он взбирается по лестнице, ведущей к луне, рядом с ним идет бродячий философ.

Они спорят о чем-то очень важном, разговор их интересен и нескончаем. Игемон плачет во сне, говоря философу, что погубит свою карьеру ради спасения «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача». И вечно будет просыпаться Пилат, осознавая, что вся эта легкость и безмятежность были ничем иным, как сном.

И опять на него навалится груз совести, а светящая луна будет вызывать чувство нестерпимой тоски.

Пятый прокуратор Иудеи все-таки получит свое прощение. Его освободит от вечных страданий мастер. Это очень символично, ведь именно благодаря нему мы узнали трагическую историю Понтия Пилата.

В своем романе через образ Пилата Булгаков поднимает проблему совести. Каждый человек, кем бы он ни был, должен нести ответственность за свои поступки. Трусостью и желанием угодить власти Пилат обрек себя на страшные муки совести. Такая кара ждет каждого человека, преступившего через себя и через общечеловеческие морально-нравственные принципы.

Сочинения по теме:

  • Образ Маргариты — символ самопожертвования во имя любви сочинение
  • Жестокость и прозрение Понтия Пилата в книге Булгакова сочинение
  • Совесть — главный судья Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите» сочинение
  • Великая сила совести в образе Понтия Пилата Булгакова сочинение

Источник: http://1soch.ru/bulgakov-ma/master-i-margarita/pontiy-pilat-chto-hotel-peredat-bulgakov-etim-personajem

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector