Иудушка в романе головлева в романе господа головлевы характеристика и образ

Образ Иудушки Головлева в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

Галерея сатирических персонажей, созданная талантливым писателем М.  Е.  Салтыковым Щедриным, удивляет многообразием представленных в ней типов. Это образы и чванливых господ, и капризных помещиков-самодуров, и уверенных в своей безнаказанности представителей власти.

Одним из наиболее ярких образов сатирика стал Иудушка Головлев, герой романа “Господа Головлевы”. Семья Головлевых, головлевская усадьба, где разворачиваются события романа – это собирательный образ, обобщивший характерные черты быта, нравов, психологии помещиков, всего уклада их жиз­ни накануне отмены крепостного права.

Порфирий Владимирович Головлев — один из чле­нов многочисленного семейства, один из «извергов» как называла мать – Арина Петровна – своих сыно­вей.

«Порфирий Владимирович известен был в семей­стве под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика», – эта исчерпывающая ха­рактеристика дана автором уже в первой главе рома­на.

Обратите внимание

Эпизоды, в которых описывается детство Иудуш­ки, показывают нам, как формировался характер это­го лицемерного человека: Порфиша, в надежде на поощрение, становился ласковым сыном, заискивал перед матерью, ябедничал, лебезил, одним словом, становился «весь послушание и преданность».

«Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозритель­ностью относилась к этим сыновним заискиваниям» подсознательно угадывая в них коварный умысел. Но все же, не устояв перед лживым обаянием, искала для Порфиши «лучшего куска на блюде».

Притворство, как один из способов достижения желаемого, стало основополагающей чертой характера Иудушки. Если в детстве показная «сыновняя преданность» помогала ему добывать «лучшие куски», то впоследствии он по­лучил за это «лучшую часть» при разделе имения. Иу­душка стал сначала полновластным хозяином поме­стья Головлевых, затем — имения брата Павла. За­владев всеми богатствами матери, он обрек эту ранее грозную и властную женщину на одинокую смерть в заброшенном доме.

Унаследованные от Арины Петровны черты бессер­дечного стяжательства, в Порфирий представлены в высшей степени своего развития.

Если его мать не­смотря на всю черствость ее души, иногда все-таки озаряло чувство жалости к сыновьям, внучкам-сиро­там, то сын ее Порфирий был «неспособен не только на привязанность, но и на простое жаленье».

Он без всяких угрызений совести обрек на гибель всех своих сыновей — Владимира, Петра и младенца Володьку

Поведение и внешний облик Иудушки могут вве­сти в заблуждение любого: «Лицо у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью».

Глаза его «источали чарующий яд», а голос, «словно змей, заползал в душу и парализовал волю человека» Ли­цемерная сущность Кровопивушки, сравниваемого писателем с пауком, распознается далеко не сразу Все его близкие – мать, братья, племянницы, сыно­вья, все, кто с ним соприкасался, чувствовали опас­ность, исходящую от этого человека, скрытую за его добродушным « празднословием ».

Своей подлостью, гнусностью поступков Иудушка не может вызывать ничего, кроме омерзения. Своими речами этот кровопивец, по словам одного крестьяни­на, может «сгноить человека». Каждое из его слов «десять значений имеет».

Важно

Непременный   атрибут   иудушкиного   пустосло­вия — разного рода афоризмы, послвицы, религиоз­ные изречения: «все мы под богом ходим», «что бог в премудрости своей устроил, так нам с тобой переделы­вать не приходится», «всякому человеку свой предел от бога положен» и так далее.

Эти фразы Порфирий Владимирович призывает на помощь всякий раз, ко­гда хочет совершить нечто гадкое, преступающее нор­мы морали.

Так, просившие у Иудушки помощи сы­новья всегда получали вместо нее готовую сентенцию-«бог непокорных детей наказывает», «сам напутал — сам и выпутывайся», которые принимались как «ка­мень, поданный голодному человеку».

В итоге — Вла­димир покончил с собой, Петенька, попавший под суд за растрату казенных денег, умер по дороге в ссылку Злодейства, совершаемые Иудушкой «потихонеч­ку, полегонечку», выглядели как самые обычные дела. И всегда он выходил из воды сухим.

Эта ничтожная во всех отношениях личность гос­подствует над окружающими, губит их, опираясь на крепостническую мораль, на закон, на религию, ис­кренне считая себя поборником правды.

Раскрывая образ Иудушки — «кровопивца», за­щищенного догматами религии и законами власти, Щедрин обличал социальные, политические и нрав­ственные принципы крепостнического общества. По­казав в последней главе романа «пробуждение одича­лой совести» Иудушки, Щедрин предупреждает со­временников о том, что иногда это может случиться слишком поздно.

Источник: http://5litra.ru/soch/157-obraz-iudushki-golovleva-v-romane-m-e-saltykova-schedrina-gospoda-go-lov-levy.html

«Господа Головлевы»: образы, характеристика героев

В романе «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина выведена целая галерея образов одной семьи – помещиков Головлевых. Эта семья идет к деградации и разрушению, она распадается, а потом ее члены и физически отходят в небытие.

Образ Арины Петровны: это единственный незаурядный человек в семье Головлевых. Она мать и глава семьи. «Женщина властная и притом в сильной степени одаренная творчеством» – характеризует ее автор. Арина Петровна руководит хозяйством, ведет все дела семьи. Она бодрая, волевая, энергичная.

Но толк от этого есть только в хозяйстве. Арина Петровна подавляет своих сыновей и мужа, который ненавидит ее за это. Мужа она никогда не любила, считала шутом, слабаком, неспособным вести хозяйство. «Муж называл жену «ведьмою» и «чертом», жена называла мужа «ветряною мельницей» и «бесструнной балалайкой».

По сути дела, проживя сорок лет в семье, Арина Петровна остается холостячкой, которую интересуют только деньги, счета и деловые разговоры. У нее нет теплых чувств к мужу и детям, нет сочувствия, поэтому она так страшно наказывает близких, когда они безответственно относятся к имуществу или не подчиняются ей.

Образ Степана Головлева:это «даровитый парень» с озорным характером, с хорошей памятью и способностями к учебе. Однако он воспитан в праздности, вся его энергия уходила на проказы. Отучившись, Степан оказывается неспособным сделать карьеру чиновника в Петербурге, так как не имеет к ней ни способностей, ни охоты.

Совет

Он еще раз подтверждает прозвище «Степка-балбес», долго ведет бродячую жизнь. К сорока годам он панически боится матери, которая не поддержит, а наоборот, заест. Степан приходит к осознанию, что он «ничего не может», потому что никогда не пытался трудиться, а хотел получать все даром, урвать кусок у жадной матери, или еще у кого.

Он спивается в Головлеве и умирает.

Образ Павла Головлева. Это военный, но тоже человек подавленный матерью, бесцветный. Внешне он огрызается и грубит матери. Но внутри боится ее и придирается к ней, сопротивляясь ее влиянию.

«Это был человек угрюмый, но за угрюмостью скрывалось отсутствие поступков – и больше ничего». Перебравшись в Головлево, он перепоручает дела своей ключнице – Улите. Сам же Павел Головлев спивается, поглощенный ненавистью к брату Иудушке.

Они умирает в этой ненависти, озлобленный, с ругательствами и проклятиями.

Образ Иудушки, Порфирия Головлева. Этот человек – квинтэссенция головлевского рода. Он избрал своим оружием лицемерие. Под маской милого и душевного человека он добивается своих целей, собирает вокруг себя родовое имущество. Низкая его душа радуется бедам братьев и сестер, а когда они умирают, он получает искреннее удовольствие при дележке имущества.

В отношениях со своими детьми он тоже в первую очередь думает о деньгах – и сыновья не выдерживают этого. Никогда при этом Порфирий не позволяет себе сказать грубость или колкость. Он вежлив, притворно мил и заботлив, бесконечно рассуждает, разводит медоточивые речи, плетет словесные интриги. Люди видят его лживость, но поддаются ей.

Даже сама Арина Петровна не может им сопротивляться. Но в финале романа приходит к своему падению и Иудушка. Он становится ни к чему не способен, кроме пустословия. По целым дням он надоедает всем разговорами, которых никто не слушает. Если же прислуга оказывается чувствительной к его «словоблудию» и придиркам, то старается от хозяина сбежать подальше.

Тиранство Иудушки становится все мелочней, он тоже пьет, как покойнее братья, для развлечения целыми днями вспоминает мелкие обидки или минимальные просчеты в хозяйстве, чтобы их «обмусолить». Тем временем реальное хозяйство не развивается, приходит в запустение и упадок.

В финале романа на Иудушку снисходит жуткое прозрение: «Нужно всех простить…Что… что же такое сделалось?! Где… все?!» Но семья, разделенная ненавистью, холодностью и невозможностью простить, уже разрушена.

Образ Анны и образ Любы из «Господ Головлевых».Племянницы Иудушки – представительницы последнего поколения Головлевых. Они пытаются вырваться из гнетущей атмосферы семьи, сначала им это удается. Они работают, играют в театре и гордятся этим. Но к последовательной, упорной деятельности их не приучили. Не приучили и к моральной стойкости, жизненной твердости.

Любиньку губит ее цинизм и расчетливость, взятые от бабушки, и она сама толкает в пропасть сестру. Из актрис «сестры Погорельские» переходят в содержанки, затем почти в проститутки. Аннинька, более чистая морально, более душевная, бескорыстная и добросердечная, упорно цепляется за жизнь.

Но и она ломается, и после самоубийства Любиньки, больная и пьющая, возвращается в Головлево, «умирать».

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=82

Роман «Господа Головлевы»

Владимир Гардин в роли Порфирия Головлева
(кадр из к/ф “Иудушка Головлев”, 1933)

Порфирий Головлев – одна из центральных фигур романа. Это классический образ лицемера, лгуна и предателя, который стал образом нарицательным.

Порфирий Владимирович Головлев, еще в детстве получивший прозвище Иудушка (как и его прототип – старший брат писателя Дмитрий Евграфович), стал «злодеем» и Арины Петровны, и своих собственных детей.

Он втирается к матери в доверие, а затем ловко обирает ее; караулит смерть брата Павла, чтобы сделаться его наследником; отказывает в помощи сыновьям и тем самым хладнокровно губит их.

Иудушка с детских лет сумел опутать «доброго друга маменьку» паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел всем богатством.

Вопрос

Что мы узнает об Иудушке до его появления на «сцене»?

Ответ

Анализ главы «Семейный суд»

Задание

Дайте портретную характеристику Порфирия Головлева

Ответ

Обратите внимание

В главе «Семейный суд» о внешности Порфирия-Иудушки не говорится, зато манеры, жесты, речь его со всеми интонациями создают облик жестокого, ловкого, коварного лгуна, пакостника и лицемера. Пока у него одна цель: не выделить Степану «вологодскую деревушку», причитающуюся как часть наследства отца. Она ведь может когда-нибудь стать его собственностью!

Иудушка мастерски использует, в сущности, нехитрый арсенал мимических приемов, любая его поза, любой жест красноречивы.

Иудушку характеризуют авторские комментарии-ремарки: «Порфиша потупился и сидел молча», «Порфиша глядел милому другу маменьке в глаза и горько улыбался в знак сочувствия». Арине Петровне бросалось в глаза «осклабляющееся слюнявое лицо Иудушки.

Все словно маслом подернутое, все проникнутое каким-то плотоядным внутренним сиянием», «у Арины Петровны даже слезы на глазах выступили, Иудушка воспользовался этим, чтобы поцеловать у маменьки ручку, причем позволил себе даже обнять ее за талию».

Задание

Охарактеризуйте речь персонажа

Ответ

Речь щедринского героя неповторима. Притворно-елейной трансформации и омертвению Порфирий Владимирович подвергает слова из всех доступных ему сфер быта и бытия человеческого. Формы уменьшительно-ласкательные, но настоящей теплоты и ласки за ними нет.

Участливость и ласка превратились у Иудушки в ритуал, в привычный образ, в бессознательную мертвую форму. Слова, одни только наводящие скуку, неуловимо-округлые, скользкие слова.

Иудушке, как и Арине Петровне, свойственна привязанность к пустому, обманному слову.

Ханжа и лицемер, с елейными ужимками и слащавыми речами. Все свои подлые поступки он сопровождает приторно-сладкими словами: «Милый друг маменька», «Я водички подам… и лампадочку поправлю, маслица деревянненького подолью…».

Важно

Отказывая в помощи сыну, попавшему в безвыходное положение, он говорит умильно: «А теперь пойдем и будем чай пить. Посидим да поговорим, потом поедим, выпьем на прощанье – и с богом.

Видишь, как бог для тебя милостив! И погодка унялась, и дорожка поглаже стала.

Полегоньку, трюх да трюх и не увидишь, как доплетешься до станции!» Уменьшительные и ласкательные слова заполняют пустопорожнюю речь Иудушки.

Обобранному до нитки брату Степану, которого мать кормила протухшей солониной, он ласково говорит на прощанье: «Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говяденку, и тялятинку, а не то так и соусцу бы приказал. И всего было бы у тебя довольно: и картофельцу, и капустки, и горошку…»

Вопрос

Как формируется этот характер?

Читайте также:  Фамусовское общество в комедии горе от ума грибоедова сочинение

Ответ

Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость детей от произвола «маменьки» способствовали развитию в них лицемерия и подхалимства.

Первые «уроки» Порфиша получил от родителей: «любящая» мать на самом деле совершенно равнодушна к детям и их судьбе; живет десятки лет с мужем-пакостником, которого ненавидит и презирает… Порфирий с младенчества любил приласкаться к матери, украдкой поцеловать в плечо, а иногда и слегка понаушничать.

Вопрос

Как Иудушка относится к своим детям?

Ответ

Самое неприятное для Иудушки – поделиться добром, помочь кому-либо. Даже родному сыну Владимиру отказал в деньгах, когда тот жил в Петербурге и очень нуждался: два года Володя кое-как сводил концы с концами, умолял отца помочь, доказывал, грозил, а потом в отчаянии застрелился.

Таким же образом поступил Иудушка и со вторым сыном, Петром, осужденным за растрату казенных средств. Щедрин показывает, как его персонаж приходит к разрыву с людьми, с реальной действительностью, становится «выморочным», то есть прахом, живым мертвецом.

Вопрос

Как относятся к Иудушке другие персонажи романа?

Ответ

Страх Арины Петровны, непритворный ужас, охватывающий умирающего Павла, насмешливое передразнивание отцовских повадок Володей, тревога дворовых, неприязненное отношение мужиков («не то чтобы его нельзя было обойти, а очень уж он пустяки любил, надоедал, приставал»). Нескрываемо враждебно относится в главе «По-родственному» к Иудушке автор.

Вопрос

Какова роль веры (религии) в жизни Порфирия Головлева?

Ответ

У Порфирия Владимировича ничего святого за душой нет. Бог для него – тоже ритуал.

Иудушка – лицемер не по злому корыстному расчету, но скорее по самой своей натуре. С детства он послушно и глубоко усвоил неписаный жизненный принцип: быть, как все, поступать, как принято, лицемерие по пустякам стало его второй натурой.

В главе «Недозволенные радости» возвращаясь к последним дням жизни Павла, автор так объясняет мотивы поведения Порфирия Головлева: «Это было одно из тех родственных злодейств, на которые Иудушка не то чтоб решался по зрелом размышлении, как-то само собой проделывал, как самую обыкновенную затею».

Как мрачная тень, появляется фигура Иудушки у постели умирающего брата Павла, чтобы опутать липкой словесной паутиной еще одну жертву. Так настойчиво, методически проводя ограбление родных, Иудушка Головлев доводит до гибели всю семью и заканчивает жизнь в жутком одиночестве.

Вопрос

Как переносит Иудушка Головлев свое одиночество?

Ответ

Совет

Страшное одиночество, на которое он в итоге обрек себя, поначалу не тяготит Иудушку. За тридцать лет службы в департаменте «он приобрел все привычки и вожделения закоренелого чиновника, не допускающего, чтобы хотя одна минута его жизни оставалась свободною от переливания из пустого в порожнее».

Одолеваемый «болезненной жаждой стяжания», он целыми днями был занят сначала заведенной им в имении сложнейшей и мелочной отчетностью: «то терял полкопейки, то целую копейку лишнюю находил…». С годами же все глубже погружался в «запой праздномыслия» – бредовые мечты о чудесном обогащении.

И все же внезапное «пробуждение одичалой совести» заставляет Иудушку ощутить всю ужасную правду о своей жизни и вину перед близкими.

Годами щеголявший напускной религиозностью, он лишь теперь понимает, что в библейском сказании о Иуде Искариоте «идет речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей кровавый суд над Истиной», и что в несомненном родстве с этой неправдой находится он сам.

Подобно образу Арины Петровны, фигура Порфирия Головлева приобретает в финале романа глубоко трагическое звучание. Испытанное им потрясение и непритворное страдание преображают даже его речь, которая впервые становится простой и искренней.

«Бедная ты! бедная ты моя!» – говорит он племяннице. И горестно восклицает: «Что такое! что такое сделалось!?. где… все?..

» В запоздалом раскаянии и смятении он, полуодетый, отправляется морозной ночью на материнскую могилу и погибает.

Вопрос

Как выглядит Иудушка в конце романа?

Ответ

Иудушка уничтожил все семейство, отнял всю собственность у его членов, но и сам похоронил себя заживо. В последней главе наступает физическая смерть этого страшного человека.

Правда, в конце своей жизни Иудушка раскаивается, в нем вдруг проснулась совесть. Но ошибочно было бы считать, что Щедрин в пробуждении мертвой души видел залог обновления своего персонажа.

Автор подчеркивает: «… совесть проснулась, но бесплодно».

Пробудившаяся совесть стала грозным, беспощадным возмездием за содеянное зло, приговором всей головлевщине, всему вымороченному паразитическому сословию.

Вопрос

Обратите внимание

Но почему же Иудушка – самый отталкивающий, бесчеловечный кровопийца – оказался среди Головлевых самым живучим?

Ответ

Щедрин показал, что поддерживают Иудушек социальные условия, закон и религия. Для Порфирия религия не внутреннее убеждение, а обряд, удобный для обмана и обуздания, закон у него – карающее начало, служащее сильным.

Литература

Андрей Турков. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999. С. 594–603

К.И. Тюнькин. М.Е. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001

Источник: http://trassa.narod.ru/lekzia/schedrin/udushka.htm

Образ Иудушки в романе “Господа Головлевы”

Головлев Порфирий Владимирович (Иудушка) — один из главных героев романа «Господа Головлевы».

Отдельные черты его характера — елейное многословие, лицемерие, таимая до времени алчность — ранее были намечены в образах Фурначева («Смерть Пазухина», 1857), Яшеньки (героя одноименной повести, 1859), Сенички и Митеньки (рассказ «Семейное счастье», 1863).

Как эпизодическое лицо фигурировал в очерке «Непочтительный Коронат» из цикла «Благонамеренные речи», куда первоначально входили главы будущего романа. Прототипами Иудушки в определенной мере послужили отец писателя Е. В. Салтыков и в особенности старший брат Дмитрий Евграфович по прозвищу Иудушка.

«Ужели, наконец, не противно это лицемерие, эта вечная маска, надевши которую этот человек одною рукою Богу молится, а другою делает всякие кляузы?» — писал Салтыков матери, О. М. Салтыковой, незадолго до начала работы над романом, 22 апреля 1873 г.

Порфирий Владимирович — средний сын Владимира Михайловича и Арины Петровны Головлевых. Накануне его рождения юродивый Порфиша-блаженненький на вопрос матери, кого ей Бог даст, «пробормотал: — Петушок, петушок! востер ноготок! Петух кричит, наседке грозит; наседка — кудах-тах-тах, да поздно будет!».

Еще в детстве герой был прозван братом Степаном Иудушкой, кровопивушкой и откровенным мальчиком (то есть наушником). Был любимцем матери, несмотря на возникавшие у нее иногда подозрения на его счет, и сумел добиться, чтобы она лишила Степана наследства, а ему выделила лучшую часть имения — Головлево.

В дальнейшем, сохраняя личину крайней почтительности, «петушок» выжил «наседку», а после смерти брата Павла унаследовал и его Дубровино, став одним из богатейших помещиков в округе.

Однако здесь, на вершине преуспеяния, обнаруживается, по выражению автора, «пустоутробие» Иудушки из романа «Господа Головлевы», обретшего «полную свободу от каких-либо нравственных ограничений», лишенного естественных человеческих чувств, привязанностей и во всем соблюдающего лишь формальность.

Примечательна сама его речь, изобилующая приторными и лживыми заверениями в добрых чувствах и намерениях, умиленными восклицаниями и уменьшительно-ласкательными словечками: «Лежи себе хорошохонько… я водички подам… и лампадочку поправлю, маслица деревянненького подолью».

Мнимый святоша, он всего лишь «отлично изучил технику молитвенного стояния», но дух и суть христианства ему глубоко чужды. Призывая близких жить и поступать «по-родственному», он безжалостно обирает их, отказывает в помощи даже собственным детям, фактически становясь виновником их гибели.

Важно

Разглагольствуя о морали, сожительствует с экономкой Евпраксеюшкой, а ребенка от нее спроваживает в воспитательный дом; делает недвусмысленное гнусное предложение племяннице, кощунственно ссылаясь при этом на «веление свыше».

На тридцатилетней службе в петербургском департаменте Порфирий Владимирович «приобрел все привычки и вожделения закоренелого чиновника, не допускающего, чтоб хотя одна минута его жизни оставалась свободна от переливания из пустого в порожнее».

Его деятельность после отставки по-прежнему имела лишь «внешние формы усидчивого, непосильного труда» (таково было заведение «очень сложной отчетности»).

И это стремление довольствоваться формой, минуя существо дела, постепенно уводило «прочь от действительной жизни на мягкое ложе призраков», удовлетворявших его «болезненную жажду стяжаний» и доходивших до бреда наяву (разговор с воображаемым мужиком Фокой) и «какой-то неистовой фантастической оргии» цифр мифических доходов и картин ловких финансовых и хозяйственных операций. «Запой праздномыслия» в конце концов сменился настоящим запоем, когда возвратившаяся в Головлево после краха своей артистической карьеры Аннинька стала донимать дядю напоминаниями обо всех «головлевских умертвиях и увечиях», виновником которых он оказался.

При всей беспощадности к герою автор показывает мучительность и трагизм происходящего в его душе «пробуждения одичалой совести», страшного прозрения итогов жизни, осознания полнейшего одиночества. Иудушка впервые чувствует и чужую боль («Бедная ты! бедная ты моя!»), и свою вину перед всеми.

В смятении и запоздалом раскаянии он, полуодетый, отправляется зимней ночью на материнскую могилу и по дороге замерзает.

В его образе, написанном в отличие от героев многих других щедринских произведений в строго реалистической манере, отразились не только черты, типичные для пореформенного русского дворянства (неумение приспособиться к изменившимся обстоятельствам, упования на возврат «старого доброго времени», фантастические проекты обогащения), но далеко выходящие за пределы конкретной социальной среды и эпохи. Так, в одних мемуарах о Крымской войне 1854—1855 гг. говорилось, что «император Николай… вел ее на бумаге. Бумага говорила ему о составе армии и распорядительности командующих, бумага платила продовольствие и жалованье. Эта бумажная система вытеснила действительную». Образ получил самое широкое хождение в последующей отечественной публицистике разных направлений — от Вл. С. Соловьева (см его статью «Порфирий Головлев о свободе и вере») до В. И. Ленина, также прибегавшего в полемике к использованию фигуры щедринского героя.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 1997

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/saltykov_shhedrin_m_e/obraz_iudushki_v_romane_gospoda_golovlevy/77-1-0-1548

Характеристика Иудушки Головлева

Х а р а к т е р и с т и к а И у д у ш к и Г о л о в л е в а.

Родовое «гнездо» Головлевых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре накануне отмены крепостного права в 1861 году. В романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» мы сталкиваемся с изуродованными судьбами главных героев, трагически сложившимися жизнями детей-наследников Арины Петровны — грозной и властной хозяйки поместья Головлева.

Страсть к накопительству и стяжательству взяли в ней верх над истинными материнскими чувствами, так что все свои силы она тратила на приобретательство, не занимаясь воспитанием детей, но держала их так, чтобы они при каждом своем поступке спрашивали себя: «Что-то об этом скажет маменька?» Слова «балбес», «изверг», «мерзавец», «подлец», «негодяй» были в этой семье обычными. Физическое наказание здесь было также нормой. И все это делалось как бы ради семейного благополучия, ради тех же детей, которых Арина Петровна уродовала своим воспитанием. Итог такой ее деятельности — поощрения к лицемерию и наушничанью ради «лучшего куска на блюде», разделения детей на «любимчиков» и «постылых» — обстановка, которая формировала «извергов».

Самый страшный из них — Порфирий Владимирович Головлев. Его прообразами послужили родные братья самого Салтыкова-Щедрина. Кстати сказать, автор в своем романе частично описывает атмосферу отцовского дома, в котором он вырос, и прототипами многих героев «Господ Головлевых» также являются его близкие родственники.

Автор описывает Порфирия известным в семье «под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика… С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее плечико, а иногда и понаушничать». Он заискивал перед матерью в расчете на личную выгоду, причем в своем безусловном послушании был настолько неискренен, что это настораживало даже Арину Петровну.

Братья Степан и Павел дают Порфирию очень меткие прозвища: «Иудушка», «кровопивец». Уменьшительная форма от имени библейского героя Иуды представляет нам Порфирия Владимировича мерзким, подлым предателем, наушником, способным «продать» кого угодно ради поощрения, ради собственной выгоды.

Прозвище «кровопивец» напоминает нам паука, сосущего свою жертву. Иудушка — пустослов, но он «зудил, надоедал, тиранил» своими речами окружающих, плел из своих слов своеобразную паутину вокруг человека, как бы набрасывал на него таким образом петлю и душил.

К средним годам в Иудушке до беспредела развиваются все те качества, которые больше всего поощряла Арина Петровна в своих детях, ужасные и отвратительные для любого нормального человека: притворная почтительность, лицемерие, безмерное стяжательство.

С возрастом эти качества еще более усугублялись, перерастая в жестокость и безжалостность.

Так Иудушка на «семейном совете» уговаривает мать и брата Павла оставить промотавшегося Степку-балбеса в Головлеве, прекрасно осознавая, что обрекает его тем самым на смерть, так как Степан не в состоянии вынести удушающей, гнетущей атмосферы родного дома.

Позже, после смерти отца, Порфирий получает лучшую часть наследства — земли Головлева и начинает вести захватническую борьбу. В итоге он овладел имением брата Павла и прибрал к рукам капиталы «милого друга маменьки», превратив ее в приживалку в своем доме.

Не лучше Иудушка относится и к своим сыновьям. Он выбросил их в жизнь, как щенков в воду, и оставил «выплывать», не заботясь о дальнейшей их судьбе. Из-за такого отношения покончил с собой старший сын Порфирия Владимир, женившийся без отцовского согласия.

Умирает в Сибири Петр, не получив от отца помощи в оплате карточного долга, за что даже родная мать проклянает Порфирия. Своего младшего сына, родившегося от служанки, он отправляет в московский воспитательный дом, до которого ребенок, скорее всего, и не доехал.

Обратившаяся за помощью в тяжелую минуту жизни племянница Аннинька так же не получает должной поддержки и начинает выпивать вместе с Иудушкой. За выпивкой Аннинька постоянно напоминает Иудушке, скольких своих родных он свел в могилу (брат Степан, брат Павел, мать, сыновья Володя и Петя).

Обратите внимание

Иудушка наконец понимает, что «он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа которое бы приблизилось бы к нему, пожалело бы его. Зачем он один?.. Отчего все, что не прикасалось к нему, — все погибло?» Его «совесть проснулась, но бесплодно. Иудушка злится и еще больше пьет.

Однажды он неожиданно обращается к племяннице со словами участия, та бросается к нему, и искренне обнимает его. Иудушка просит его простить — «и за себя… и за тех, которых уж нет…» Ночью Иудушка идет на могилу матери «проститься», так как чувствует, что дни его сочтены.

На другой день у дороги найден его закоченевший труп.

Стремясь понять и отобразить в своих произведениях особенности российской жизни, Салтыков-Щедрин берет один из наиболее характерных пластов — быт провинциальных помещиков — дворян.

Обличительный пафос произведения распространяется на все сословие — не случайно в финале все как бы «возвращается на круги своя» — в поместье приезжает дальняя родственница Иудушки, которая уже очень давно следила за тем, что происходит в Головлеве. Таким образом, покаяние Иудушки и его визит на могилу матери ни к чему не приводят.

Ни нравственного, ни какого-либо другого очищения не происходит, ни какое покаяние не в силах искупить тех злодеяний, что совершил Иудушка в жизни.

Источник: http://MirZnanii.com/a/355562/kharakteristika-iudushki-golovleva

Характеристика Иудушки в романе «Господа Головлевы»

Салтыков-Щедрин один из выдающихся писателей-сатириков классической русской литературы. Его талант оригинален, своеобразен и интересен, мимо его творчества нельзя пройти. Писатель много и плодотворно работал, от произведения к произведению совершенствуя мастерство, оттачивая сатирой перо, обличая свинцовые мерзости жизни.

Его поздний и самый зрелый роман Господа Головлевы можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжательства, утраты человеческих связей между близкими людьми.

Это особенно касается Порфирия Петровича Головлева Иудушки. Он попадает в паутину собственного пустословия, становясь жертвой и палачом одновременно. Свое безразличие к спившемуся брату Степке-балбесу Иудушка также пытается скрыть за пустыми фразами, уговаривает мать лишить наследства нерадивого сына. Не без участия Иудушки Степан был обречен на полуголодное затворничество.

Важно

Смерть брата приближает Порфирия Петровича к роковому одиночеству. История умертвий находит продолжение в судьбе другого брата Иудушки Пашки тихони. Сцена свидания Порфирия Петровича с умирающим братом показывает всю внутреннюю пустоту и равнодушие Иудушки. За его религиозными речами кроется лишь меркантильный интерес.

Павлу казалось, что Порфирий опутывает его невидимой паутиной, от которой трудно дышать, которая приближает его и без того скорую кончину. Даже на самого близкого человека свою мать Порфирий Петрович смотрит глазами не любящего сына, а богатого помещика, отводя ей роль бессловесной приживалки.

Правда, вначале Иудушка льстит матери, заискивает перед нею, стараясь создать видимость любящего и заботливого сына, пытаясь стать ее душеприказчиком. И как только добивается своего, сразу же теряет интерес и уважение к матери; она теперь ему не нужна лишний рот.

Так же перешагнет он и через своих детей, Петеньку и Володеньку, отказав им в помощи, заменяя ее пустыми и длинными письмами. Порфирий Петрович прекрасно понимает, что обрекает сыновей на смерть, но нет в его сердце любви и сострадания, милосердия и сочувствия.

Рекомендуем почитать ►

Разъяснение сути конфликта в пьесе «Вишневый сад»

Семейные узы, сыновний и отцовский долг все это для него пустые фразы. Лишь стяжательство, жажда наживы имеют для него смысл. Но никакой логики в его действиях нет. Для чего ему богатство, кому он хочет его оставить, кого осчастливитьНикого близких нет рядом.

Лишь спившаяся племянница бередит его душу, рассказывая о своей жизни на театральных подмостках и рисуя картину гибели Любиньки… Ради чего он жил, что и кому оставит после себяЗадает ли Порфирий Петрович себе подобные вопросыНет. Он старается спрятаться от жизни за пустословием.

Боясь прозрения, он прячется за видимостью жизни.

Салтыков-Щедрин создает достаточно сложный и трагический образ. Жизненный путь Иудушки это постепенная утрата им связи с реальностью, с живыми людьми, а затем мучительный путь прозрения на пороге жизни, когда почти раздетым пойдет он в ночь на могилу матери. А может быть, это лишь горячечный бредАвтор не дает однозначного ответа, оставляя решение за читателями.

Произведения Салтыкова-Щедрина, написанные им на злобу дня, благодаря ярчайшему таланту сатирика пережили десятилетия, но не утеряли своей силы. Они изобличают и смеются, борются с пошлостью и фальшью, пустопорожней болтовней и бездушием, косностью и невежеством.

Блистательная сатира Михаила Евграфовича, к сожалению, актуальна и сегодня, так как отрицательные типы, созданные его бессмертным талантом, удивительно живы и в наши дни. Но рассмотреть их и найти методы борьбы с ними помогает великий писатель.

 

Источник: http://www.getsoch.net/xarakteristika-iudushki-v-romane-gospoda-golovlevy/

Образ Порфирия Головлева (по роману Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)

В 1880 году в свет выходит роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», в котором раскрывается процесс деградации целого сословия на примере истории вырождения одной дворянской семьи.

Название имения Головлевых давно уже стало нарицательным. Упоминая его, мы подразумеваем мир косности, застоя, духовного омертвения.

«Головлево – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это, смерть, вечно подстерегающая новую жертву».

Олицетворением страшной античеловеческой сущности Головлева выступает в романе Порфирий Владимирович Головлев – «Иудушка», «кровопивушка», «откровенный мальчик». Эти прозвища сразу же раскрывают сущность представшего перед нами героя: злобный, подлый, эгоистичный – таким видит его автор.

Совет

Обратим также внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы в этих прозвищах. Благодаря им страшные, зловещие слова неожиданно приобретают какой-то благодушный, чуть ли не ласковый оттенок.

Это способ выражения авторской иронии над героем и прием, позволяющий оттенить истинные черты явно отрицательного персонажа.

Даже слово «Иудушка» как бы соединяетв себе два противоположных понятия – «Иуда» и «душка», из которых второе обозначает внешнюю оболочку героя, то, кем он прикидывается, а первое указывает на его внутреннюю сущность, то, кем Головлев является на самом деле.

Вот эта двойственность, «двоедушие» Порфирия Головлева и составляет сущность его натуры, его внутренний стержень. Поэтому для понимания образа Иудушки необходимо рассмотреть обе стороны щедринского персонажа и отыскать причины, побудившие его скрывать свое истинное лицо.

Внешнее, послушание, кажущаяся преданность, видимая кротость – эти качества Иудушка усиленно демонстрирует окружающим, всячески подчеркивает, утрированно выставляет напоказ.

Так, он играет роль внимательного и ласкового сына, заботливого отца, добренького дяди, пекущегося о сиротах-племянницах, добродетельного христианина. Однако за всем этим стоит единственное стремление героя – страсть к обогащению.

Порфирий Головлев, как и его мать, преданно служит призраку собственности – во всем ищет материальную выгоду.

Что бы ни делал Порфрий Владимирович, что бы ни говорил, о чем бы ни думал, истинной его целью всегда является стяжательство.

Обратите внимание

Например, прекрасно зная, что его материальное благополучие всецело зависит от «всесильной» матушки, которая требует преданности и беспрекословного подчинения, герой изо всех сил стремится выглядеть именно таким – кротким и послушным, ласковым и любящим.

Даже набожность Иудушки – не что иное, как ханжество и лицемерие, прикрываемые показным благодушием. «Он молился не потому, что любил бога и надеялся посредством молитвы войти в общение с ним, а потому, что боялся черта и надеялся, что бог избавит его от лукавого», – разъясняет автор романа.

Своеобразие Порфирия Головлева заключается в том, что это «обесчеловеченный» человек – герой, лишенный истинно человеческих качеств, который пытается выдать себя за человека. Поэтому самая характерная черта этого персонажа – лицемерие.

Иудушка тщательно скрывает свое истинное лицо под множеством личин: радушия и умиления, родственных чувств и сыновней любви, неутомимости в труде и верности христианским принципам. Все эти маски автор последовательно срывает со своего героя.

Так, приехав в дом к умирающему брату, Иудушка беседует с родными и даже пытается шутить.

В ответ на его неуместную веселость «все улыбнулись, но кисло как-то, словно всякий говорил себе: ну, пошел теперь паук паутину ткать!» Сравнение Порфирия Головлева с пауком обнажает истинную сущность его натуры – коварство, алчность, злобность. Сопоставляя это меткое сравнение с уже известным нам прозвищем героя «кровопивушка», мы видим настоящего Головлева.

Несмотря на внешнее проявление добродетельности, не случайно брат Павел «ненавидел Иудушку и в то же время боялся его. Он знал, … что голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека».

Итак, Порфирий Головлев сравнивается также со змеем, символизирующим его осторожную хитрость и омерзительное коварство.

Это сравнение возникает и в другом эпизоде, когда Иудушка приезжает к умирающей матери: «Порфирий Владимирович, … словно змей, проскользнул к постели матери…»

Важно

Салтыков-Щедрин определяет главную и самую страшную черту своего героя как «пустоутробие», «пустомыслие», то есть душевный вакуум, неспособность приносить пользу людям. Это слезно-лицемерное пустословие, «в котором звучала какая-то сухая, почти отвлеченная злоба ко всему живому, не подчиняющемуся кодексу, созданному преданием лицемерия».

Вся жизнь Порфирия Владимировича укладывается в смысл поговорки «переливать из пустого в порожнее». Если проследить деятельность этого героя романа – от его работы в департаменте до последних дней жалкого существования в Головлеве, то мы увидим лишь видимость деятельности, за которой сквозит особая форма безделия, прикрываемого прекраснодушными фразами.

Вывод автора в конце романа звучит жестким и справедливым приговором не только Иудушке, но и всему роду Головлевых. Щедрин выделяет три характерные особенности, присущие этому семейству: «праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой».

Особенности эти, переходившие из поколения в поколение, и воплотились наконец в образе Иудушки-кровопийца, соединившего в себе все самые неприглядные, отвратительные свойства головлевского рода.

Не случайно поэтому сравнение Порфирия Владимировича не только с пауком, но и со змеем как олицетворением главных человеческих пороков.

Пожалуй, к этому герою романа вполне применимо гоголевское определение «прореха на человечестве» (характеристика Плюшкина их поэмы «Мертвые души»). Никчемное, жалкое, бесполезное существование Иудушки – своеобразная «дыра», куда утекли истинные добродетели, положительные человеческие качества, место которых заняли злоба, ложь и ханжество.

Однако было бы неправильно относиться к щедринскому герою как к посмешищу рода человеческого, олицетворению вырождающегося сословия, каким изображается Плюшкин у Гоголя.

Во-первых, отнюдь не все представители поместного дворянства были подобны Порфирию Владимировичу и разделяли его жизненную позицию.

Совет

Например, противоположные образы помещиков, деятельных, энергичных, прогрессивных, исповедовавших принципы гуманизма, можно найти в произведениях А.И. Гончарова, И.С. Тургенева и других русских писателей XIX века.

Читайте также:  Сочинение по картине айвазовского девятый вал описание

Во-вторых, не следует недооценивать значение таких «иудушек» в российской истории и в жизни вообще. Ведь духовный примитивизм обладает своеобразной, особой сложностью, как и внутреннее богатство.

Так, страсть к накопительству, будучи главной движущей силой для Порфирия Головлева, определила его нравственный облик, психологию и поведение. Отсутствие доверия людей, виновность в смерти своих сыновей, жалкость существования в подобном склепу родовом имении, населенном «серыми призраками» – страшные последствия головлевской алчности, убившей в нем человека.

Таким образом, читая роман, мы видим, что Порфирий Владимирович Головлев изображается как окончательно деградировавший, выродившийся человек, став призраком-»кровопийцей» с человеческим лицом, истинную сущность которого помогает познать художественное мастерство писателя.

Источник: https://school-essay.ru/obraz-porfiriya-golovleva-po-romanu-saltykova-shhedrina-gospoda-golovlevy.html

Иудушка Головлев

Салтыков-Щедрин написал роман «Господа Головлевы» в 1875-80 годах. Произведение представляет собой хроники, описывающие жизнь одного семейства. Поначалу автор даже хотел дать книге созвучное название, но решил вывести героев на первый план.

История создания

В журнале «Отечественные записки» 1875 года был опубликован рассказ Салтыкова-Щедрина под названием «Семейный суд», послуживший основой для будущего романа.

Увидев напечатанное произведение, Тургенев откликнулся письмом, в котором предлагал автору создать не очерк, а полномасштабный роман, где было бы описание характеров героев.

Писатель оговаривался, что Салтыков-Щедрин – приверженец малого жанра, но последующие творения привлекали бы внимание Тургенева и публики.

Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина

Создатель очерка продолжил деятельность, создавая новые образы, и объединил произведения «Семейные итоги», «По-родственному», «Племяннушка» и «Семейные радости» в цикл, связанный сатирическим мотивом. Желание создать полноценный роман пришло к нему в 1880 году. Так было написано произведение «Господа Головлевы».

Иудушка, он же Порфирий Головлев, создавался как персонаж второго плана, но в ходе корректировок текста и изменения некоторых глав герой перешел в разряд центральных.

По мнению литературоведов, в портрете Порфирия освещены некоторые черты характера брата писателя – Дмитрия.

Салтыков-Щедрин подтверждал, что лексика Иудушки совпадала с речевыми оборотами и склонностью к пустословию, присущими родственнику писателя.

Книги Михаила Салтыкова-Щедрина

Автор начинает повествование, описывая не внешность Иудушки, а восприятие его домашними.

Салтыков-Щедрин говорит о трех привычных прозвищах, данных мальчику в юности, и сверлящем взгляде, которого побаивались родственники.

Важным в портрете героя становится не внешний облик, а имена «Иудушка», «кровопивушка», а также «откровенный мальчик», характеризующие персонажа. Прозвища позволяют читателю акцентировать внимание не на физиологии, а на моральной подоплеке.

Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми.

Обратите внимание

В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки.

Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.

«Господа Головлевы»

Иуда Искариот

В романе об истории гибели семейства Головлевых Иудушка играет важную роль, его образ максимально раскрывается на фоне других действующих лиц.

Салтыков-Щедрин тщательно проработал библейский сюжет, повествующий об Иуде Искариоте, который предал Христа. Лейтмотив был использован в романе.

Поэтому Порфирий ассоциируется с Иудой, и родство персонажей устанавливается на общности черт характера и поступков.

Иудушка согласился предать семью ради собственности. Всю жизнь он стремится к обогащению и наживе, что тоже связано с библейскими историями. Аллюзией на поцелуй Иуды Искариота стало лобзанье Порфирием матушки после того, как та отписала ему Головлево.

Сын приказал женщине отправляться в имение к брату, а сам завладел имуществом. Позднее прозрение, настигшее Порфирия в Страстную неделю, ассоциируется с осмыслением грехов, завершающимся Тайной вечерей.

Описываемая религиозность героя не была истинной, и понимание проступков пришло к нему внезапно.

Внешность Иудушки Головлева

Любопытно, что Иудушка умирает в Светлое Воскресение. Прощаясь с распятьем, он иначе смотрит на образ Иисуса. Преданной оказалась не только семья Порфирия, но и все человечество. Герой, неспособный на осуществление весомых и правильных действий, влачит никчемное существование.

С каждой главой романа Порфирий из живого человека превращается в призрак. Представитель вымирающего рода, Порфирий противопоставлялся покойным родным в этом образе.

Важно

Автор не раз относит Иудушку к миру тьмы, напоминая о его связи с демоническими силами. Его поступки подтверждают это. Толкнув собственных сыновей на смерть, он не испытывает угрызений совести.

Бездушно выносит имущество из Погореловки, отрекается от сына. Салтыков-Щедрин часто сравнивает героя со змеем, губящим окружающих. Словами Иудушка «накидывает петлю» и обезоруживает жертву.

В его словесные сети попадаются мать, братья и даже слуги.

Иудушка Головлев

Салтыков-Щедрин описал вечный тип, издавна существующий в литературе, и общечеловеческий типаж, с которым каждому из нас доводилось сталкиваться в жизни.

Это герой, способный ради собственной наживы идти по головам, невзирая на горе других и забывая о праведности, которую пропагандирует для создания иллюзии внешнего благообразия. Таким описывал Тартюфа Мольер.

В нем и в Иудушке удивительно соседствуют благое слово и подлое дело.

Цитаты

Роман Салтыкова-Щедрина пропитан философскими цитатами, и некоторые из них принадлежат Иудушке. Под благочинными словами мало кто из окружавших его людей замечал черное сердце героя. Его хитрость заключалась в умелом обхождении, для чего стоило применить изворотливость и лицемерие.

Иудушка Головлев и Улита Зименкова

До некоторых пор он жил, руководствуясь тем, что его понимание мира – не последняя инстанция. И избранная маска позволяла герою создавать удобный образ.

И сам стал жертвой обстоятельств, точнее, собственного понимания. Получивший желаемое Порфирий не обрел счастья и, поняв свою ошибку, не мог продолжать благостное существование.

Иллюстрация к книге “Господа Головлевы”

Иудушке принадлежат слова:

Ему не удалось найти лекарство, способное исцелить душу от самостоятельно чинимых укоров.

Экранизации

В 1933 году режиссер Александр Ивановский снял фильм по мотивам романа «Господа Головлевы». Роль Порфирия Головлева сыграл Владимир Гардин. Первая экранизация произведения представляла собой черно-белое кино и сегодня не имеет особой популярности.

Владимир Гардин в роли Иудушки Головлева

Произведение актуально на театральных подмостках, где в роли Иудушки выступали знаменитые драматические артисты. Роль Порфирия Головлева на сцене МХАТ в 1987 году исполнил Иннокентий Смоктуновский. В 2005 году его успех в этом образе повторил Евгений Миронов.

Фото

Источник: https://24smi.org/person/5122-iudushka-golovlev.html

Иудушка Головлев в романе «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Иудушка Головлев в романе «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. «Господа Головлевы» – летопись паразитического существования семьи Головлевых.

2. Нравы семейства Головлевых и особенности воспитания детей этой семьи.

3. Иудушка Головлев – крайняя степень духовной деградации человека.

Роман «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина стоит в ряду наилучших произведений русский писателей – таких, как Гоголь, Гончаров, Тургенев, описывавших русское дворянство.

В романе с большой обличительной силой раскрыты человеческие пороки, порожденные существующим общественным строем.

Салтыков-Щедрин разоблачил растлевающее влияние на личность никчемного, паразитического существования, показал неизбежность нравственного и физического разрушения личности под влиянием бездеятельности существования.

«Господа Головлевы» – роман о вымирании физическом и разложении моральном семейства помещиков Голавлевых, которое является собирательным художественным образом, обобщающим все рядовые, типичные черты характеров, быта, психологии помещиков периода крепостного права и после отмены него.

Весь роман – летопись паразитического существования членов семейства Головлевых, которые неуклонно скатываются на самое дно. Для Головлевых характерно одно состояние – состояние бесконечной вражды между собой из-за наследства.

Складывается впечатление, что из-за материальных выгод эти люди постепенно утрачивают человеческое лицо, ожесточаются по отношения друг к другу. Да и они сами не называют друг друга никак иначе, кроме как «балбес, изверг, мерзавец, подлец, негодяй».

Этих людей можно было хоть как-то оправдать, если бы их жизнь была полна тягот и лишений, но они вполне обеспеченные люди, их дом – полная чаша.

Совет

Глава семейства Головлевых Арина Петровна – властная женщина, которая всю свою жизнь посвятила преумножению своих богатств и в течение долгого времени единолично распоряжалась огромным имением.

Управляла она, бесспорно, умело, поскольку умела удесятерить свое состояние, но на пути к сколачиванию состояния Арина Петровна напрочь забыла о материнских чувствах.

Так, например, на известие о смерти дочери она реагирует более чем странно и жестоко: госпожа Головлева высказывает свое недовольства тем, что покойница оставила ей «своих двух щенков», то есть ее, Арины Петровны, родных внуков. Немногим лучше она относится и к своим сыновьям, поощряя их к двуличности, доносительству ради «лучшего куска на блюде».

Среди ее детей существовало четкое деление на «любимчиков» и «постылых». При этом любимчики менялись, и дети часто не знали, в какой разряд они попадут завтра.

Эта нездоровая обстановка, конечно, не могла способствовать тому, чтобы в семье Головлевых выросли нормальные, морально здоровые дети. Мать заглушала их природное чувство любви к родителям, уродовала своим воспитанием.

К тому же физическое наказание детей было обычным явлением в этой семье. И все это прикрывалось соображениями о якобы семейном благополучии.

Итог «воспитания» таков: окончательно ушел в себя Пашка-тихоня, «Степка-балбес, постылый сын», влачит жалкое существование в Москве, потратив деньги, вырученные с продажи купленного матерью дома, «на кислом молоке и попорченной солонине» растут сиротки-внучки. И это плоды воспитания еще не самые ужасные.

По мере развития повествования Салтыков-Щедрин изображает картины деспотизма, морального увечья и, как следствие, смерть одного за другим нравственных калек по фамилии Головлевы. Павел умер, а его имением незамедлительно завладел Иудушка Головлев. Запертый в душной и грязной комнате, лишенный даже одежды и пищи, спился в одиночестве Степка-балбес.

Обратите внимание

В конце жизни Арина Петровна пожинает плоды своей деятельности, которая была подчинена жестокому стяжательству и воспитанию «извергов», самым страшным из которых стал Порфирий, еще в детстве прозванный в семье Иудушкой.

Тираническая ситуация в семье привела к тому, что Пор-фиша быстро научился притворяться ласковым и послушным сыном, подхалимничал перед матерью, лебезил.

Наигранная уважительность как метод приобретения наилучшего ломтя или избежания заслуженного наказания – это способ, в котором лицемерный Иудушка Головлев поднаторел. Черты стяжательства сформировались в нем еще в детстве и развились до предела очень быстро.

Он стал владельцем Головлева, овладел поместьем брата Павла, прибрал к рукам все деньги матери, уготовив этой когда-то грозной и властной хозяйке участь одинокой старухи, готовой на многое ради «сладкого старушечьего куска».

Властелина всех головлевских богатств писатель неоднократно сравнивает с пауком, сосущим кровь своих жертв. В Иудушке культивируются черты садизма, поскольку он находит в мучениях других наслаждение. Его нравственное оскудение достигает таких пределов, что его трудно назвать человеком.

Без малейшего сожаления Иудушка Головлев обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих сыновей – Владимира, Петра и младенца Володьку. Все содеянное он прикрывает притворными ласковыми речами, которыми «зудил, надоедал, тиранил». Иудушка Головлев только одними своими речами мог, как говорит о нем один крестьянин, «сгноить человека».

По определению Салтыкова-Щедрина, Иудушка Головлев не просто говорил, а источал «массы словесного гноя».

Свои злодейства Иудушка Головлев делает так, как другие люди совершают будничные дела: «потихонечку да полегонечку» и, что самое ужасное, противозаконного в его деяниях нет ничего, он делает все «по закону».

Важно

То есть Иудушка-кровопийца защищен законами власти и государства. При этом он частенько фарисействовал, пользовался в разговоре такими прописными истинами, как почитание семьи, вероисповедания и закона.

Автор показал в лице Иудушки предел человеческого падения.

Ничтожный Головлев держит в подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели. Он – наглядный пример того, до какой крайней степени может дойти духовная деградация человека, принадлежащего обществу, которое по определению должно быть «высшим».

В образах членов семейства Головлевых писатель показал нежизнеспособность класса помещиков, паразитизм существования которых доводит до крайностей, изображенных в романе.

Источник: http://historylib.net/iudushka-golovlev-v-romane-gospoda-golovlevy-m-e-saltykova-shhedrina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector