Книга «Капитанская дочка»
Этот среднего размера томик я читала целую неделю.Хотя читала я каждый день и на другие книги не отвлекалась.У Пушкина довольно лёгкий язык,читать вроде интересно,но почему-то вначале я никак не могла углубиться в книгу.Не затягивало,всё время хотелось отложить.Я начала с «Арапа Петра Великого»,а после него вернулась в самое начало и уже по порядку читала.
После «Гробовщика» у меня наконец пошло,только с приговором в «Дубровском» помучилась.
Я понимаю почему Пушкина дают в школе.Он поднимает действительно важные вопросы понятным для всех языком.У него нет длинных описаний природы и архитектуры,которые дети так ненавидят.Все чётко по делу.Конечно,поверхностные вещи мы все понимаем и так.
Глубинный же смысл его произведений дети также могут понять.Только вот для этого нужно об этом поразмыслить.А большинству это совершенно не надо и не интересно.
Повести БелкинаАлександр Сергеевич Пушкин издал эти повести под псевдонимом «Белкин».
Он не назвался своим именем дабы избежать критики,предвзятого отношения к рассказам,а возможно он хотел чтоб их воспринимали как нечто действительно произошедшее,чтобы никто не говорил:«это просто авторские фантазии».Ведь,несмотря на это,поднимаемые в повестях проблемы реальны. Я считаю «Белкина» ничем не хуже его создателя.
В данном сборнике мне больше всего понравились именно эти повести.В отличие от привычной для Пушкина лирики,они написаны в других жанрах(романтизм,сентиментализм,готическая повесть и реализм).Очень интересно наблюдать за языком в рассказах,которые ведутся не от первого лица.В них наиболее всего заметна ирония.
Будто переписывая их,«Белкин» пытался передать стиль повествования рассказчика,но при этом не мог удержаться от насмешек.Даже в «предисловии от издательства» Пушкин сделал намеренные ошибки для большей правдоподобности.Конечно,язык здесь у всего(даже у «предисловия»)пушкинский,хоть он и пытался его изменить.
Более всего эти повести отличаются от остальных авторских произведений тем,что они написаны не только для «высшего общества».Наоборот,скорее для простых людей. Я слышала,что в процессе написания этих повестей Александр Сергеевич пытался понять смысл жизни.И,действительно,этот вопрос будто просачивается через все рассказы.
Выстрел
Рассказ о том,как зависть и злоба изнутри пожирают человека.
Ведь в самом деле именно губительное чувство зависти было единственной причиной озлобленности Сильвио.
Я считаю,что главной причиной его желания отомстить тоже стала отнюдь не пощёчина.Он не желал отомстить,постоять за свою честь на самом деле.Он ненавидел.Что принесло ему моральное удовлетворение?Унижение князя,унижение его жены.
То,что унизило,опустило его в глазах Сильвио,доказало что князь ниже его.
Конечно,князь запомнит его,возможно на всю жизнь.Но именно Сильвио,а не князь прожил шесть лет ожиданием мести,лишь ради этого отказавшись от того,что он любил-дуэлей и гусарской жизни. Можно ли назвать честью желание унизить другого человека,оказаться лучше,выше его?А может это просто гордыня?
Метель
Рассказ написан каким-то мелонхолично-сентиментальным языком.Видно это из-за того,что «поведан» он был девицею К.или Т.
Но все же видно что он был только расказан ею,а переписан Белкиным,так-как не думаю чтоб простая девка смогла вести повествование в таком литературном стиле.
И она не стала бы добавлять некоторую иронию,которая здесь присутствует. Рассказ о неизбежности судьбы,о том,что всё случится именно так как и когда нужно.
Этот рассказ считается самым неоднозначным из цикла.Он был написан в жанре готической повести.По-моему, Пушкину этот жанр не очень удался.Не хватает мрачности,возможно какого-то абсурда. Думаю главная мысль рассказа в том,что любая профессия важна и нужна.
Возможно,мрачный характер Адрияна во многом зависит от того,что внутренне он задаёт себе вопрос:«Если моя специальность зависит от смерти людей,значит ли это,что я её им желаю?»,ведь даже из пьяного бреда Адрияна Прохорова мы можем понять,что он ждёт смерти Трюхиной ради получения прибыли.
Но,мертвецы во сне его благодарили,значит он считает,что занимается важным и нужным делом.Также по словам Курилкина мы можем понять,что в душе главный герой чувствует себя виноватым за свои денежные махинации.
Концовку можно интерпретировать по-разному.Я считаю,Адриан понял,что его профессия также важна,как и все остальные,а также осознал(пусть только подсознательно) свою неправоту за набивание цен и больше не будет этим заниматься.
Станционный смотритель
Повесть о беспомощности человека перед общественными предрассудками.По сути,все здесь в какой-то мере жертвы.
Но,давайте подумаем,что её ждало дальше?Она бы так всю жизнь и прожила в нищете сначала с отцом,а потом с каким-нибудь таким же бедным мужем.
А тут нашелся человек,который не только может её обеспечить,но ещё и с которым у неё взаимная любовь.
Можно обвинить её в том,что она даже не объяснилась с отцом.Но что бы она ему сказала?Мы все понимаем,что она не была женой Минского.Разве одобрил бы её отец такой союз?Она боялась,что он начнет её отговаривать,а она не сможет не согласиться.Боялась видеть его боль,презрение к себе.К тому же ей было всего около четырнадцати лет. В конце она всё же пересилила себя и решилась на разговор с отцом.Просто было уже поздно.
Самсона Вырина также можно было бы обвинить в его кончине.Мол,пить его никто не заставлял.
Но,что ему ещё оставалось делать?Он далеко не молодой,необразованный человек,начинать жизнь с начала ему,ясное дело,давно поздно.Никого кроме дочери у него нет.Она была всем для него.
А теперь его жизнь потеряла всякий смысл.Вряд ли он очень хотел жить.Скорее чтобы все это исчезло,чтобы ничего не чувствовать.Очень его жалко.
Минского тоже можно понять.Судя по всему,Дуня для него была не просто развлечением.
Ну и что ему было делать?Жениться?Пойти против общества?Да оно его раздавит и даже не заметит!Конечно,со смотрителем он обошелся очень плохо,но даже если бы он начал с ним объясняться,то что бы он ему сказал?Могло бы тогда всё сложиться по другому-лучше? Я не оправдываю ни одного из героев,но всех их могу понять.
Барышня-крестьянка
Светлый рассказ о любви с очеровательной главной героиней.После него остается приятное и радостное ощущение.
Здесь автор подстрелил двух зайцев разом.Он и крестьянам объяснил,что они ничем не хуже и тоже могут многого достичь,ведь дворянин здесь влюбился в «крестьянку»,и «высшее общество» не обидел,так-как на самом деле Лиза и Алексей равны по положению.
ДубровскийСтиль повествования очень напомнил мне «Евгению Гранде» Оноре де Бальзака.Какой-то он пессимистичный что ли. Не смотря на то,что это двухтомный роман в нем всего девяносто страниц.Но так-как у Пушкина каждое слово для чего-то нужно,то это не очень чувствуется.
Весь конфликт между Троекуровым и Андреем Гавриловичем возник и продолжился из-за их гордыни и самолюбия.Да,именно их,хотя,конечно во всей этой ситуации Троекуров виноват гораздо сильнее.
Я слышала,что роман не окончен,однако,прочитав его впервые,я подумала иначе.Я бы не назвала концевку несчастливой.Всем персонажам так лучше всего.
Дубровский сравнивал Марью Кириловну с ангелом.Может она появилась в его жизни только для того,чтобы уберечь его от ужасного поступка.Стала его ангелом,помимо его воли.
Давайте вспомним инцидент с Архипом.Владимир послал его открыть дверь,которую он якобы в спешке закрыл.
А почему он послал именно Архипа?Неужели он не понимал как тот был настроен?А может он вовсе и не забыл,что дверь осталась открыта,может подсознательно он как раз хотел,чтобы случилось то,что случилось?За границей он сможет начать новую жизнь и,может быть,найдёт себе вторую половинку.
Теперь насчёт Троекуровой.Она ведь не смогла быть счастлива с Владимиром,живя в нищете и страхе.Да она согласилась за него выйти только,чтобы избежать свадьбы со старым князем.Но ведь,по-сути,ей понравился его дом,интересно было с ним разговаривать…
А какая молоденькая девушка хотела связывать себя со старцем?Конечно,я не считаю что она его полюбит и не будет вспоминать Владимира,но стать счастливой она сможет.И по-настоящему жалеть не будет.
К тому же меня с самого начала насторожила вот эта фраза:Я согласилась,я дала клятву
А потом она говорит:
Что это,просто неотредактировынный текст?Или её сознательное решение?
Также,хотелось бы заметить,что очень многое здесь произошло из-за невежества.
Если бы Саша и Митя знали суть дела всё пошло бы по-другому.
А если бы Парамошка свой рот где не надо не раскрывал всей этой истории бы вообще не было! И да,ни на какой приключенческий роман это произведение совершенно не похоже.
Капитанская дочка
Сразу хочу сказать,что я просто в восторге от пушкинских эпиграфов.По-моему эпиграфы это вообще здорово,а тут ещё и к каждой главе!
Я думаю,в этом романе лаконичность Пушкина является скорее минусом,чем плюсом.
Нам совершенно не показали,как развивались отношения Марьи Ивановны и Гринёва,а попутно и его характер.Второй очень весомый для меня минус в том,что все сколько-нибудь негативные моменты описаны максимально сухо и кратко.
Что смерть родителей Маши,что её заточение у Швабрина.
А поступок Петра Андреивича на допросе я всё-таки считаю самодурством.Да,конечно,Мироновой тяжело было бы всё это вспоминать.
Но от его смерти то ей будет намного хуже! Ну ладно,понятно,что все это было сделано дабы показать их великую любовь друг к другу и сделать эффектный конец.
Несмотря на то,что в романе нам показано что в Емельяне Пугачёве остались какие-то положительные качества,я всё-таки не смогла проникнуться сопереживанием к персонажу который ради того,чтобы показать своё «величие»,вот так направо и налево рубит головы.
Арап Петра ВеликогоДовольно трудно оценивать данный отрывок романа,так-как действие обрывается прямо на том моменте,где завязка должна была перейти в развитие действий.Так что это произведение не незакончено,а едва начато. Про то что есть,могу сказать,что написано подобно тексту из учебника истории,что лично у меня отбивало интерес.Я имею ввиду как стиль повествования,так и обилие исторических имён,которые я помню очень смутно или вовсе не знаю.Всё это,конечно,в данной романе допустимо,так-как он является историческим,однако хочу заметить,что в оном жанре встречаются произведения отмеченные куда большей живостью.Как назло,как раз тогда,когда события начинали приобретать более эмоциональный характер,а повествование переходить непосредственно на главных героев сего произведения,оно обрывается.
Этот отрывок Пушкин писал около десяти лет,пытаясь передать реальный характер того времени.Мне кажется,что истинная цель сего романа-автобиография Петра I и описание реформирования и европизации России,не только с исторической точки зрения,но и глазами народа.А передать это автор решил через историю его предка-арапа Ибрагима(Абрама) Петровича Ганнибала.
Как ни странно,но Пушкин не идеализировал своего прадеда,и появившийся лишь раз Валериан похоже был персонажем куда более положительным.И вправду,если посмотреть его автобиографию,то государев крестник предстаёт пред нами человеком далеко не лицеприятным. Не знаю является ли прообразом Натальи Ржевской реальная первая жена Ибрагима Евдокия Диопер,но сходные черты в их жизни пред свадьбою есть.Ежели это так(а это скорее всего так,роман-то исторический),то ей мы можем лишь посочувствовать.
Источник: https://www.livelib.ru/book/1000584151-kapitanskaya-dochka-a-s-pushkin
Критика «Капитанская дочка» Пушкин
Жанр произведения — историческая повесть, написанная в форме воспоминаний.
Содержит 14 глав, каждая из которых имеет название и эпиграф. Основа исторических событий, описанных в повести, — восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 годов.
Композиция. В завязке повествуется о детстве и отрочестве Петруши Гринева, о жизни в родительском семействе. Кульминация повести — захват мятежниками Белогорской крепости и казнь капитана Миронова и его жены.
Вторая кульминация — появление Гринева в захваченной крепости для спасения Маши. Развязка — известие о помиловании Гринева императрицей. Заканчивается повесть небольшим эпилогом, хотя не указывается, что это эпилог.
В повести нарисована яркая картина стихийного народного восстания. Пушкин упоминает о некоторых причинах восстания, рисует разнообразный национальный и социальный состав участников движения.
Народ в повести — не безликая масса, ведомая своим предводителем, это разноплановые личности, объединенные определенной целью: изувеченный башкирец, Хлопуша, казаки, крестьяне и многие другие, вставшие под знамена Пугачева.
Основные образы. Рисуя образ старика Гринева, Пушкин поднимает проблему воспитания и образования молодежи. Автор не идеализирует семью Гриневых: глава семьи скор и на принятие решений, и на расправу, нетверд в поисках правды.
Симпатию вызывает его сын Петр, в трудных обстоятельствах, будучи совсем еще молодым, с честью хранивший верность своему слову. Искренний, порядочный, верный присяге, не струсивший перед лицом опасности и военного суда, он вызывает чувство уважения.
С симпатией же, хотя и с некоторой долей юмора, обрисована автором семья капитана Миронова. Пушкин показывает, что именно в такой семье и могла вырасти замечательная девушка Маша Миронова с ее простым, чистым сердцем, высокими моральными требованиями к жизни, с ее мужеством.
Искреннюю неприязнь вызывает Швабрин — сначала клеветник, который может нанести удар в спину, потом изменник, перешедший на сторону мятежников, и тюремщик сироты, а после разгрома восстания — и лживый доносчик.
Сложен образ Пугачева. Глубокая народная любовь, беспощадность ко всему антинародному — и гуманность, сметливость; талант народного вождя — и наивность; вандализм — и щедрость. Гриневу было искренне жаль, что этот человек не погиб в бою, а сложил голову на плахе. В целом, образ трагичен.
Образ Савельича — выражение Пушкиным высоких нравственных качеств простого русского человека.
Идеализирован образ императрицы, поставившей точку в деле Петра Гринева.
Язык повести исключительно прост, лаконичен, точен и безыскусствен в изображении действительности.
Источник: http://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4089-kritika-kapitanskaya-dochka-pushkin
Мои впечатления о повести «Капитанская дочка»
Исторический роман — крайне интересный жанр художественной литературы. На фоне величайших событий национальной и мировой истории не только раскрываются характеры героев, но и даётся авторский отклик на те или иные реалии.
Таковым является и эпохальный, без преувеличения, труд А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Это последнее крупное произведение поэта, художественное завещание Гения, в котором он в завуалированной, аллегоричной форме выразил собственное мнение на все беспокоящие его вопросы.
Интересно, что автор создавал роман на протяжении нескольких лет.
Всё это время он изучал архивы, документы, связанные с крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачёва, несколько раз менял сюжет и замысел повествования.
В результате из-под пера национального Гения вышел поразительно ёмкий, несмотря на сравнительно небольшой объём, роман, бесспорно, актуальный и в наше время.
На мой взгляд, «Капитанская дочка» — то произведение, не прочитать которое значит лишить себя не только удовольствия насладиться искусным языком автора, но и упустить глубочайший смысл, заложенный в нём.
Пушкин органично соединяет фольклорные мотивы (например, именно из народа «пришли» все эпиграфы к главам книги) и яркий, образный литературный язык.
Благодаря особой подаче текст воспринимается очень легко и приятно, доступно — невозможно упустить ничего важного!
Особого внимания заслуживают герои. Даже те из них, что появляются больше эпизодически, например, мать Петруши Гринёва, оказываются настоящими личностями со своим внутренним миром, своим характером. Меня очень заинтересовал образ Емельяна Пугачёва.
Мне кажется, что это самый неоднозначный персонаж романа: когда он отдаёт приказ казнить капитана Миронова и его жену Василису Егоровну, он кажется невероятно жестоким, вызывающим едва ли не омерзение, ведь он отрицает самую суть человечности, он уподобляется дикому зверю.
Однако он милует и Петрушу, и его невесту — герои идут против воли предводителя бунта, но вместо раздражения эта смелость вызывает у него добродушную улыбку и даже уважение. На месте кровожадного чудовища вдруг оказывается суровый, но справедливый воин — даже правитель! Мне сложно сказать, могу ли я как-то характеризовать этого героя — мои чувства к нему слишком противоречивы.
Безграничное уважение у меня вызывает, как ни странно, не главный герой, Пётр Андреевич Гринёв, а Маша Миронова, капитанская дочка, невзрачная молоденькая девушка, слабая здоровьем, ранимая и нежная, «трусиха» по признанию её матери. Эта героиня нравится мне тем, что она сумела полностью изменить себя ради того, чтобы справиться со всеми невзгодами. На долю Марии Ивановны выпали страшные испытания.
Она увидела гибель родителей, вынуждена была скрываться, а после с трудом уберегла свою честь, на которую посягал подлый поручик Швабрин. Несмотря на это, Маша осталась верна себе. Она нашла защиты у Пугачёва и даже сумела спасти от ссылки своего возлюбленного, Петрушу. На мой взгляд, именно Маша Миронова, а не Пётр, является ключевым персонажем романа.
Остальные герои служат лишь ступенями к раскрытию образа героини. Именно на их фоне расцветают бесконечное мужество, благородство и нравственная сила девушки. Позже критики напишут о Машеньке как об образце христианской любви, её квинтэссенции.
Роман «Капитанская дочка» очень впечатлил меня той простой и откровенной мудростью, которая читается в строках. Эта книга пробуждает в читателе всё лучшее, что есть в его душе, ещё раз напоминает о том, как важно в любых обстоятельствах оставаться человеком.
Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/moi-vpechatlenija-o-povesti-kapitanskaja-dochka.html
Клуб пергам: литература глазами читателей
птн, 2012-10-26 00:30 — Пенелопа
Средняя оценка: 8.5 (6 votes)
Полное имя автора:
Александр Сергеевич Пушкин
Ставшая классикой русской литературы повесть (или роман, как недавно решили литературоведы, т. к. есть любовная линия и отражён конкретный исторический период) Александра Сергеевича Пушкина, посвящённая событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва.
Впервые была опубликована в 1836 году в журнале «Современник» без подписи автора. Глава о крестьянском бунте в деревне Гринёва осталась неопубликованной, что объяснялось цензурными соображениями.
Сюжет повести пересекается с опубликованным в 1814 году романом Вальтера Скотта «Уэверли, или Шестьдесят лет назад», посвященной шотландскому национальному восстанию против английского владычества в 1745 году.
источник
У Пушкина нет своей точки зрения, она — в самой структуре романа. Он — ни на стороне Гринева, ни на стороне Емельки Пугачева, герои свободны.
*** Текст построен симметрично: сначала Маша Миронова попадает в беду — бунтовщики убивает ее семью и грозят расправой ей самой; Гринев отправляется к самозванному государю и спасает невесту. Затем Гринев — в беде (под судом), и Маша отправляется к законной государыне Екатерине Второй и спасает своего жениха.
Но эта простая и вменяемая конструкция тут же дает крен: отношения между Екатериной и Пугачевым далеки от симметрии. И если главный герой — Гринев, то почему текст называется “Капитанская дочка”?
“Капитанская дочка” — загадка при полной ясности горизонта
ирония сделала начало «Капитанской дочки» неотразимо привлекательным. Ирония будет звучать на протяжении всего романа. В последующих главах вступит в строй еще один прием, эффект обманутого ожидания, и не столько читательского (как в «Евгении Онегине»), сколько обманутого ожидания героя
Л. И. Вольперт
Капитанская Дочка“, вообще, вся насквозь пропитана фольклором; она насыщена народной речью и народно-поэтическими образами.
М. К. Азадовский
В «Капитанской дочке» применены своеобразные принципы исторической стилизации языка. …
Для этого Пушкин создает в системе повествовательного стиля исторического романа несколько преломляющих призм.
Он вмещает самого повествователя «Капитанской дочки» в изображаемую историческую среду. Он как бы устраняет исторического романиста, а на его место ставит мемуариста, непосредственного свидетеля описываемых событий.
Вместо искусственной романтической декламации современного писателя звучит живой голос человека другой эпохи.
В. В. Виноградов. О языке художественной литературы.
Простейшая фабульная ситуация раскрывает в «Капитанской дочке» все свои возможности, обретает множество функций. ***
В «Капитанской дочке» сжимаются по сравнению с «Арапом» рамки картины, упрощается культурно-психологический тип героя, место всеведущего автора занимает скромный провинциальный помещик, вспоминающий о том, что сам он некогда пережил, что видел он своими глазами и познал на собственном опыте. Масштаб личности Петра Андреевича Гринева определяет меру осознания им испытаний, выпавших на долю юного Петруши, но и цель его проста — передать эстафету чести от деда к внуку, а от него — будущим поколениям
Н. Н. Петрунина от «Арапа Петра Великого» К «Капитанской дочке»
“Капитанская дочка” на первый взгляд кажется просто исторической байкой, на самом же деле это произведение сконструировано более искусно, чем все остальные русские романы XIX века.
Переводчик Роберт Чандлер
https://www.youtube.com/watch?v=aK7LP2ipWQY
Однако я не знаю, был ли написан хоть один толковый русский роман. Нет, был — “Капитанская дочка”. Вот где все уложено: и маленький объем, и характеры, и судьбы — ну идеально!
Андрей Битов
У нас есть великие исторические романы: “Капитанская дочка”, “Война и мир” — лучшие исторические романы в мире…
Алекссандр Ранченко
Пушкинский Гринев постоянно соотносит свои понятия о чести с красотой поступка. Ему прежде всего омерзительны и кровавый карнавал ряженого “императора” Пугачева, и подлое низкопоклонство Швабрина.
Павел Басинский
Основные источники
Отдельные вопроса
«Капитанская дочка» и другие произведения Пушкина
Вопросы переводов
Пушкин и литературоведенье
Источники, влияния и параллели
Вокруг романа
Постановки
Отзывы
Расуждения на тему
Версии
- Судьба капитанской дочки. Прототип и история рода героини Пушкина
Школьный Пушкин
Аннотации и рецензии
Глас народа
Нельзя не упомянуть и еще одну старицкую знакомицу — Машеньку Борисову, Марию Васильевну. Отец ее умер рано, и она несколько лет воспитывалась в доме старшего из братьев Вульфов, Петра Ивановича…
Александр Сергеевич написал, что она есть “цветок в пустыне, соловей в дичи лесной, перла в море”, а потому он “намерен на днях в нее влюбиться”.
Он написал ей стихи в альбом, к сожалению, пропавший во время войны, но главное–то, главное, считают, что Маша Борисова и послужила если не прообразом, то каким–то первотолчком для появления Маши Мироновой в “Капитанской дочке”. В одном из планов повести она даже названа почти своим именем.
Бронислав Холопов. Старицкие прелюды
Cсылки на текст произведения:
- текст на сайте Мошкова;
- текст в Викитеке
‹ Кавказский пленникВверхКирджали ›
Источник: http://pergam-club.ru/book/6816
Отзыв о книге Капитанская дочка
Пушкин — самый знаменитый русский поэт. На его счету огромное количество стихотворений, поэмы, прозы, сказки, не знать Пушкина — невозможно. Перечитав еще в детстве большинство его сказок, стихотворений, я ожидала захватывающего прозаического произведения с глубоким смыслом.
Капитанская дочка — исторический роман, действие которого происходит во время востания Пугачева.
Главный герой, Петр Андреевич Гринев — дворянин, получивший довольно сомнительное начальное образование, родители которого не слишком-то утруждали себя заботами о сыне.
Но время идет безостановочно, и отец отправляет Петра служить, теперь же для ГлГоя наступает период его самостоятельного становления человеком, родительское влияние заканчивается, и то каким он станет зависит только от его собственного выбора.
Мария — главная героиня, в честь которой названа повесть, в начале произведения кажется нежной и хрупкой девушкой, падающей а обморок от звука выстрела, в конце произведения она решительна настроена действовать по двум причинам, первая, как мне показалось, была уязвленная гордость, а вторая причина — желание вернуть Гринева.
НО!!!
Почему книга посвящена Марии, если речь о ней идет можно сказать в четырех главах: две о любви Гринева к ней и две, где Пушкин упоминает о ней вскользь?
Пугачев и другие беглые крестьяне изображены, как шайка разбойников, ввязавшиеся в такие неприятности, которых и не ожидали.
Как по мне Пугачев показан слишком человечным и слишком добродушным, а это идет в разрез с тем, как хладнокровно он убивает.
Отпускать Гвинева — слишком глупый поступок, я понимаю, возможно в первый раз он и правда отпустил Петра, но неоднократное повторение этой сцены кажется неудачной шуткой.
Швабрин — герой, олицетворяющий неправильный выбор и бесчестие.
Это самый последовательный и настоящий персонаж.
Что меня радовало так это то, как просто, размеренно, и выразительно ведется повествование, но это не было чем-то уникальным, я за минуты три смогу указать современных писателей, чье повествование ни чуть не хуже, а даже и более оригинально и достойных авторов.
События в романе и любые шероховатости стираются автором, как если бы в одной ситуации два варианта развития событий, а Пушкин каждый раз описывал самый простой, удачный и ни в коем случае не пятнающий честь героев исход.
Все это походит на сказку…
И это мне не нравится!
Если честно, я не заметила ничего не обычного или впечатляющего в этом романе. Действия Гвинева и Марии абсолютно нормальны, не героичны, адекватны, и каждый здравый и нормальный человек по-сути должен был бы поступить также.
Что больше всего мне НЕ понравилось, так это то, насколько все было просто. Этим Пушкин меня просто убил. В произведении отсутствует всякий минимальный вопрос, на счет которого мог бы поразмышлять читатель. Это было до неприличия просто. Никаких вопросов, выводов, рассуждений или внутренних споров, все, что я так люблю в романах, было исключено.
На самом деле на этот счет я сдалась не сразу, а все ждала, когда же Пушкин порадует меня хоть чем-нибудь, хоть чуть-чуть.
Но нет же, пусто.
Произведение совсем не оправдало моих ожиданий.
Я знаю, что «Капитанская дочка» входит в перечень экзаменационных произведений и считается довольно «взрослым» произведением. Но как? Просто откуда такое решение?
Поэтому меня заинтересовал вопрос «Со скольки лет приемлемо читать этот роман?» Это произведение по школьной программе идет после гораздо более серьезных. Я думаю ребенок лет десяти в состоянии полноценно понять всю эту незатейливу книгу.
Она легка и понятно, возможно это плюс, но точно не для меня, скорее всего именно по этим причинам я не захочу ее перечитать когда-нибудь в будущем.
Посоветовала бы я эту книгу? Не знаю…и скорее «нет», чем «да».
Так что не советую вам оказаться в ситуации подобно моей, ведь я откладывала эту книгу около двух лет, думала не пойму и не оценю всю глубину, ага, и получила «это», и если вы ее откладывали, то нет смысла этого делать, возможно сейчас уже поздно читать ее.
1/5. Смысловая нагрузка для меня слишком важна, чтобы не брать её в расчет.
Отзыв на книгу «Капитанская дочка» представлен пользователем сайта ReadCafe.
Источник: https://reedcafe.ru/reviews/otzyv-o-knige-kapitanskaya-dochka
Роман Александра Пушкина «Капитанская дочка»: отзывы о книге, главные герои, краткое содержание :
Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» входит в ряды русской классики. Повесть, которая изучается в школах по программе, способна рассказать об очень важном историческом этапе Российской Империи. Главной темой «Капитанской дочки» стал именно тот государственный переворот, произошедший благодаря деятельности Пугачева.
Отзывы о произведении
Отзывы о книге «Капитанская дочка», на удивление, в большей мере положительны. Это связано с тем, что повесть легко читается, имеет острый сюжет и небольшое количество героев. Отзывы о книге «Капитанская дочка» можно найти на любом форуме, достаточно лишь иметь интерес.
Тем не менее, произведение действительно стоит прочтения, что может доказать тот факт, что повесть часто ищут и иностранные читатели. Отзывы о книге «Капитанская дочка» способны показать каждому, что роман стоит прочтения. Произведение, которое изучается в школах в шестом классе, читается быстро и легко.
Это уже видно по отзывам о книге «Капитанская дочка».
Главный герой, которому по воле случая пришлось принять непосредственное участие в «пугачевском» бунте, покорил сердца всех читателей. Краткое содержание «Капитанской дочки» вы сможете увидеть ниже.
Краткое содержание
Краткое содержание «Капитанской дочки» начинается с того, что автор показывает читателю, что в основе романа лежат воспоминания очень пожилого человека, которому пришлось многое пережить в своей жизни. Любовь, военные действия, предательства и разочарования – все это пережил Петр Гринев. Нужно сразу сказать, что Гринев является главным героем «Капитанской дочки» Пушкина.
Воспоминания старого Гринева начинаются с того, что старик испытывает ностальгию по детству, юношеству. Уже с самого начала мы узнаем, что отец Гринева был заслуженным военным, служившим при графе Минихе. Найдя достойную девушку, старший Гринев женился. В семье Петра Гринева было девять детей, но все, кроме самого Петра, умерли, будучи еще младенцами.
Когда Петр был еще совсем маленьким, старший Гринев уже «замолвил словечко» за сына – он был записан в Семеновский полк в звании сержанта.
Детство героя
С пяти лет маленького Гринева воспитывает семейный стремянной. Именно под присмотром стремянного Петруша до двенадцати лет выучил грамоту русского языка. Кроме того, Гринев научился разбираться в лошадях, и уже с раннего возраста мог отличить хорошего крепкого коня от вялой кобылки.
Когда образование было необходимо продолжать, в семье Гриневых появился учитель – француз. По договору, этот учитель должен был обучить Петрушу грамоте некоторых иностранных языков, но на деле оказалось, что сам француз быстро обучился русскому языку от мальчика. Из-за своего разгульного поведения, любви к карточным играм и пьянства, учителя выгнали с места.
Юношество Гринева
Роман «Капитанская дочка» продолжается воспоминаниями Гринева о своем детстве. До шестнадцати лет Петруша занимается ерундой.
Вместо того, чтобы заниматься самообразованием, Петя играет с дворовыми мальчишками на улице. Тогда старший Гринев решает взять воспитание сына в свои руки: он отправляет мальчика в армию.
Но Петя попадает не просто на службу, а в полк, который ведет активную борьбу против «пугачевщины».
Петр Гринев же мечтал, что с наступлением такого возраста отец отправит его в Санкт-Петербург, где у молодого парня и начнется жизнь: никакого родительского контроля, полная свобода в развлечениях. Однако, все мечты мальчика рушатся, когда отец всерьез сообщает ему, что парень отправляется в армию «потянуть лямку».
Поездка в Оренбург
Подъезжая к Оренбургу, где и должен был проходить свою службу Гринев, молодой сержант и его стремянной попали в большой буран. Случайный прохожий помогает двум странникам выбраться в метель на нужную дорогу.
Пока повозка тихо плыла по снежным сугробам, Гриневу снится очень страшный сон. Этот сон, уже спустя годы, Петр будет считать пророческим. Во сне Гринев видит мужчину в черном облачении, который сидит около постели его отца.
Матушка говорит Петру, что нужно поцеловать руку мужчины и попросить у него благословения. Вдруг мужчина поднимается, в руках у него топор, которым он начинает махать. Гринев оглядывается вокруг, и видит, что его окружает огромное количество мертвых тел.
Петр пытается выйти из комнаты, он спотыкается о трупы, ноги его скользят на крови, а мужчина ласково зовет его, прося Гринева подойти за благословением.
Заячий тулуп
В благодарность за свое спасение, Гринев отдает свой теплый заячий тулуп тому мужчине, который помог им выбраться на нужную дорогу.
Кроме того, Петр предложил своему спасителю бокал вина, который тот с жадностью выпил. Вожатый, которому был преподнесен тулуп, отблагодарил Гринева.
Выглядел мужчина очень крепким, несмотря на то, что был он слегка худощав: широкие плечи, средний рост. Мужчине было около сорока лет.
Этот момент очень важен для темы «Капитанская дочка».
Прибытие в крепость
Белогорская крепость оказалась прямой противоположностью тому, что представлял себе Петр: вместо огромных колонн и высоких башен, Гринев видит, что прибыл в обычную деревушку, единственная защита которой был небольшой деревянный забор. Кроме того, Гринев видит, что солдаты, которые проходят здесь службу – обычные инвалиды и старики, которые не умеют различать правую и левую сторону.
Семья Мироновых
Комендант крепости – офицер, который родился и вырос в семье солдат. Он не был образованным, не отличался особым умом, но был очень добрым и честным человеком.
Жена Миронова уже давно начала управлять мужем и стала смотреть на все военные дела как на дела хозяйственные. Очень быстро Петр становится близким человеком для семьи Мироновых.
Познакомившись с дочерью коменданта крепости, Гринев понимает, что она очень благоразумная девушка с отличным воспитанием.
Новые жизненные интересы
Служба совсем не тяготила Петра. В свободное время он много читал, занимался переводами и даже пробовал свои силы в написании собственных произведений.
В это же время Гринев начинает общаться с местным поручиком – Швабриным. Швабрин был единственным человеком во всей крепости, кто был близок Гриневу по интересам и уровню образования.
Но очень скоро между приятелями возникает ссора: Петр показывает одно из своих стихотворений Швабрину, которое было посвящено Маше Мироновой, дочери коменданта крепости.
Стихотворение сразу подвергается жестокой критике со стороны поручика, который считает Машу не такой «чистой», намекая на ее «нравы и обычаи».
Уже позже, из разговора с Марией, Гринев узнает, что девушка измучена выходками поручика: он неоднократно пытался за ней ухаживать, а его ухаживания Маша всякий раз отвергала.
Швабрин из-за такого отношения к себе стал говорить о Марии крайне неприятные вещи, несмотря на то, что продолжал свои попытки добиться сердца девушки. Из этого разговора Гринев узнает, что Маше очень противен Гринев.
Именно тогда Петр принимает решение о том, что единственный выход из этой ситуации — это дуэль со Швабриным. В результате дуэль состоялась, а Петр Гринев был серьезно ранен.
Неожиданный поворот
Все время, пока Гринев исцелялся от раны, Маша не отходила от его кровати. Она ухаживала за Петром, переживала за его состояние. Мария и Петр, наконец, признаются друг другу в своих чувствах, и Гринев принимает решение жениться на девушке.
Единственная проблема – у девушки нет приданого.
Петр пишет отцу, сообщая о своем намерении жениться на прекрасной и благоразумной девушке, на что отец ему отвечает крайне негативно: он обещает устроить все так, чтобы Гринева перевели в другое место службы, где из парня «вышибут всю дурь».
После такого ответа из дома, жизнь Петра становится невозможной: он постоянно пребывает в плохом настроении, ищет уединения. Гринев боится того, что в один день он либо сойдет с ума, либо пустится в распутство. И только одно известие смогло вывести Петра из этого мрачного состояния.
Нападение Пугачева
В крепость приходит сообщение о том, что Пугачев со своей «бандой» разгромил огромное количество деревень. Была необходима помощь крепости для того, чтобы сохранить уцелевшие деревни. Со дня на день все жители крепости ожидали нападения.
Нападение на крепость все-таки произошло. При первых же нападках деревня была полностью захвачена. Жители крепости встречают вражеских людей хлебом и солью, надеясь, что «пугачевцы» помилуют их.
Но враги забирают в плен всех мужчин, среди которых и сам Гринев. Пленников ведут на площадь для того, чтобы они присягнули Пугачеву. Многие погибают. Смерть ждет и Гринева, но Пугачев милует его.
Петр узнает во враге того самого вожатого, которому отдал заячий тулуп.
Вечером Пугачев приглашает Петра на ужин и предлагает ему присягнуть взамен на свободу. На предложение Гринев отвечает тем, что присягу он давать не будет, но если Пугачев его отпустит – он будет очень ему благодарен. Пугачев удивлен смелостью Гринева и отпускает его в знак уважения.
Герой отправляется в Оренбург за помощью для Маши, которая осталась в деревне и очень сильно болеет. Кроме того, комендантом в крепости был назначен Швабрин, который дал присягу Пугачеву.
Гриневу не удается нигде найти помощь. Ему приходит письмо, из которого он узнает, что Швабрин уговаривает Машу выйти за него замуж. Снова Пугачев и Гринев случайно встречаются. Гринев рассказывает бунтовщику о своей беде, и Пугачев помогает ему освободить Машу. Гринев и Пугачев расстаются друзьями.
Военные действия заканчиваются арестом Гринева. Его обвиняют в измене. Его оговаривают, и выносят приговор отправить Петра пожизненно в сибирское поселение.
Перед отъездом Петр отправляет Машу к своим родителям в качестве своей невесты. Именно она спасает Гринева от ссылки: она едет к российской императрице просить прощения и милосердия. Императрица помогает Маше так же, как Пугачев когда-то помог Гриневу.
Источник: https://www.syl.ru/article/349608/roman-aleksandra-pushkina-kapitanskaya-dochka-otzyivyi-o-knige-glavnyie-geroi-kratkoe-soderjanie
Центрально-Азиатский ТОЛСТЫЙ Журнал
М. Озмитель
Выступление на Свято-Антониевских Православных чтениях. 31 октября 2012 г.
Когда говорят о запрещенной литературе, то подразумевают произведения, запрещенные к чтению и распространению в Советском Союзе: Булгакова, Солженицына, Пастернака, Шмелёва, Зайцева… Пушкина в советское время никто не запрещал. Напротив, его издавали миллионными тиражами, дети учили его стихи наизусть, академики писали о нём книги, проводились конференции. О каком же запрете я говорю?
Дело в том, что есть запрет внешний, – он исчезает, когда уходит тот, кто его наложил; но есть запрет внутренний – это запрет на понимание. Избавиться от него очень сложно.
В психологии есть такой эксперимент: аквариум перегораживают стеклом, и рыбки не могут заплыть в загороженную часть. Потом, через некоторое время стекло убирают, но рыбки продолжают оставаться только в «разрешенной» части аквариума, они не заплывают в прежде запрещенную часть.
Нечто подобное происходит и с нами, когда мы обращаемся к русской литературе.
Возьмем «Капитанскую дочку» Александра Сергеевича Пушкина. Об этом романе написаны десятки тысяч статей, сотни книг.
Миллионы учителей провели по «Капитанской дочке» миллионы занятий, которые посетили десятки миллионов школьников с большей или меньшей пользой для себя.
И все в один голос повторяли: «Капитанская дочка» – произведение о народном восстании Пугачёва. Так велела понимать Пушкина коммунистическая партия.
Впрочем, что говорить о советских людях, они выживали как могли, да и у большевиков-ленинцев есть куда более страшные грехи, чем нежелание понять «Капитанскую дочку». Уже больше двадцати лет нет направляющей руки компартии, а понимать это произведение Пушкина лучше не стали.
Хуже того, когда читаешь всё написанное о «Капитанской дочке» после того, как Александр Сергеевич закончил роман, начинает казаться, что её никто вообще внимательно не читал: начиная с Белинского, который ставил прозу Пушкина ниже прозы Гоголя, и кончая Максимом Горьким, который с пролетарской прямотой сказал: Пушкин в «Капитанской дочке» «с проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачёва, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян». Но первым был всё-таки Белинский, когда заявил, что «ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марии Ивановны … хотя и принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы». Чернышевский, Анненков, Страхов, Марина Цветаева и многие-многие другие – все, как советские школьники, говорят об одном Емельяне Пугачеве, о народном восстании, но только не о Петре Гринёве и возлюбленной его Машеньке.
Только Федор Михайлович Достоевский сказал нечто отличное от всех остальных. Он сказал: Читая «Капитанскую дочку» Пушкина, «читаем правду о русских людей, полную правду, и вот этой-то полной правды о себе самих мы почти уже не слышим теперь…».
Сегодня я хотел бы с вами вспомнить, о чём же всё-таки «Капитанская дочка»? может быть, мы поймем, о чём говорит Достоевский? догадаемся, что стекла в аквариуме не просто нет, но и никогда не было.
Что вспоминается прежде всего, когда речь заходит о «Капитанской дочке»?
Конечно же, заячий тулупчик! Его Петруша Гринёв отдает в знак благодарности Пугачёву и тем самым спасает жизнь себе и Машеньке. Потом вспоминается поговорка: «Береги честь смолоду, а платье с нову», – её сам Пушкин ставит эпиграфом ко всему роману (в сокращенной форме), а потом разворачивает, повторяет устами отца Петруша, когда тот покидает родной дом.
Но как раз платья (заячий тулупчик) Петруша и не бережёт. Честь он сберег: после крупного проигрыша пообещал слуге своему, рабу, холопу Савельичу, что не будет распоряжаться деньгами, – и обещание выполнил, отблагодарил не деньгами, а одеждой.
В том мире, куда попадает Пётр Гринёв трудно сберечь «платье» – одежду. Мундиры военные изнашиваются – Пушкин специально это подчеркивает в эпизоде в Белгородской крепости. Начальство меняет армейскую форму – приходится шить себе новые мундиры, переодеваться.
Машеньку, чтобы её не тронули пугачевцы, приходится переодеть в крестьянский сарафан. Пугачёв всё время переодевается: сначала в заячий тулупчик, а потом в красный кафтан, а потом в то, что он считает царской одеждой. Сама императрица во время первой встречи с Машенькой одета очень просто, поэтому Машенька её не узнает.
А когда императрица посылает за Машенькой карету, то приказывает: везти, в чём есть, не давать переодеться. Сама же принимает Машеньку в уборной своей, то есть переодевается. Жена капитана Миронова погибает в одной рубашке от руки казака, который уже натянул на себя её телогрейку.
Петруша, оказавшись в тюрьме и вовсе «надевает» кандалы, а ещё до этого пугачевцы отбирают у него всю одежду.
Александр Сергеевич Пушкин старательно выписывает все эти детали одежды, переодеваний в романе. Зачем? Может быть, действительно, не задался роман у него, и прав Белинский, что характеры главных героев Петра и Марии бесцветны; а проза Пушкина ниже его поэзии?
Я всё-таки не поверил Белинскому и принялся читать «Капитанскую дочку» с начала, задаваясь вопросом: зачем Александр Сергеевич написал весь этот маскарад, да ещё и подчеркнул «береги платье с нову». Ответ я нашёл на первых страницах.
Там упомянут единственный предмет одежды, который Пётр Гринёв бережет и который хранит во всех невзгодах и при всех превратностях судьбы: это его крестильная рубашка – символ христианской совести; эту совесть он бережет, она же дарует ему спасение.
«Только не требуй того, что противно чести моей и християнской совести», – говорит он «злодею», и тот тоже выполняет обещанное. Совести своей он остается верен и тогда, когда отвечает на допросах следователям, поэтому, помолившись Богородице, спит спокойно в застенке.
Пётр Гринёв, как мне это видится, – это первый полноценный образ русского православного человека в литературе, а вовсе не ничтожный и бесцветный характер.
Сама же «Капитанская дочка» – это первое произведение (может быть, единственное) в русской литературе, которое утверждает, что совесть должна быть христианской, то есть неизменной, при всех коллизиях и превратностях судьбы нашей, только она может даровать истинное спасение!
Вчера, когда я готовил своё выступление, я открыл «Мысли на каждый день» Святителя Феофана Затворника, и вот, что там было написано: «Не стыдитесь исповедать Господа Иисуса Христа воплотившимся Сыном Божиим… В обществе же нашем пошла мода совсем не говорить о Господе и о спасении… Что же, скажете, неужели только и говорить, что об этом? Зачем же только об этом? Обо всем можно говорить с этой точки зрения, так что речь вообще будет оттенена Духом Христовым. Тогда и можно будет угадать, говорит ли христианин или язычник, а ныне вы этого не угадаете ни по речам, ни по писаниям».
Святитель говорил это в XIX веке, тогдашним людям. Сегодня мы должны следовать его наставлению, но задача сегодня сложнее: мы должны научиться сами и научить других понимать, кто говорит: христианин или безбожник.
Работы здесь очень много. Я начал с «Капитанской дочки», но можно и нужно говорить и писать о том, что первое на Руси литературное произведение, написанное русским человеком Митрополитом Илларионом, «Слово о Законе и Благодати» лишь упоминается, но подробно не рассматривается в программах по древнерусской литературе.
Можно и нужно говорить об Иване Крылове, чье великолепное переложение псалмов ничуть не ниже его басен. Нужно говорить о современной литературе. Нужна настоящая православная критика, главным критерием оценки в которой была бы христианская совесть и мысль о спасении.
Тогда мы поймём, какую правду о русских людях имел в виду Достоевский в своей речи.
Источник: http://ctaj.elcat.kg/2012/11/06/kapitanskaya-dochka-zapreshhyonnyj-roman/
«Капитанская дочка», А. С. Пушкин :: KakProsto: отзывы о товарах и услугах
Отзывы о «»Капитанская дочка», А. С. Пушкин»
Произведение посвящено восстанию Емельяна Пугачева, но захватывает гораздо большее количество тем. Тут переплетается все: любовь и ненависть, дружба и предательство, родительская любовь и юношеская независимость. Отдельно стоит отметить способность автора раскрывать образ настоящей, красивой, русской женщины.
Маша Миронова сумела из обычной скромницы превратиться в отважную защитницу собственной любви. Именно этот образ дал название произведению – «Капитанская дочка». Что касается главного героя произведения – Гринёва, то он продуман и изображен довольно слабо, но все-таки это ключевая фигура в тексте.
Читать полностью
«Капитанская дочка» — известное произведение Александра Сергеевича ПушкинаКак и многие другие произведения светила нашей российской литературы, «Капитанская дочка» Пушкина для меня произведение в чем-то даже загадочное. Вроде бы простейший сюжет, небольшая событийная насыщенность, но какой язык и какое «второе дно»! На мой взгляд, книги, которые посвящены литературоведческому разбору «Капитанской дочки», уже насчитывают несколько десятков, а в будущем это количество будет только увеличиваться. А значит для простых читателей с каждым годом будут открываться новые горизонты этого великого произведения.
Читать полностью
Одно из любимых произведенийАлександр Сергеевич Пушкин – один из моих любимых авторов. Мне нравятся и его стихотворения, и проза. «Капитанскую дочку» я читала несколько раз. Первый — в школе. Честно говоря, прочла «взахлеб», не могла оторваться от сюжета.
Второй раз перечитывала уже в зрелом возрасте, но воспринималось все, как в первый раз. Мне понравился сюжет повести. Здесь есть все: и любовь, и дружба, и предательство, и какая-то доброта (стоит вспомнить, как Пугачев помиловал Гринева и Машу). Для меня это произведение одно из любимых,.
..
Читать полностью
Кодекс чести Петра ГриневаЕсли признаться, то я не очень люблю прозаические произведения А.С.Пушкина, хотя и прочитала почти все из них.
Но вот повесть «Капитанская дочка» мне нравится своим интересным и увлекательным сюжетом, а также тем, что автор затронул такие важные проблемы, как честь, совесть, мужское и женское достоинство. Это произведение, которое Пушкин создал еще в первой половине XIX века, актуально также и сейчас.
Современен главный герой — Петруша Гринев, который стремится в Петербург, чтобы пожить там на широкую ногу. Но его мудрый отец,…
Читать полностью
Классическая повесть о любви «Капитанская дочка»Честно говоря, перечитывать школьную программу мне никогда не хотелось. В свое время набили оскомину книги и Толстого, и Пушкина, и Гоголя, то есть всех русских классиков.
Но дело было на даче, все дела кончились, зарядка планшета села, и пришлось искать хоть какую-нибудь литературу для отдыха. Нашла только «Капитанскую дочку». Классическая история, надоевшая еще в школе, вдруг понравилась.
Появилось что-то человеческое в образе Пугачева, вызвали искреннюю симпатию возлюбленные Маша и Гринев. Прекрасный язык Пушкина совсем по другому проявился в прозе. Не…
Читать полностью
Источник: https://www.kakprosto.ru/otzyvy/reviews-26631-quotkapitanskaya-dochkaquot-a-s-pushkin
Капитанская дочка
Для того, чтобы выбрать правильный жизненный путь: разобраться в себе, в том что нам нужно сейчас и в чем мы будем нуждаться в дальнейшем будущем, нередко, мы обращаемся героям книг.
Одним из таких героев является Петр Гринев известной повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».
Именно этот персонаж воплощает в себе все те человеческие качества, которые позволяют человеку жить достойно и правильно.
Петр является представителем небогатой семьи дворян, в которой почитают честь офицера и христианские традиции.
Еще в начале рассказа мы видим послушного, честного и доброго человека, уважающего родительскую волю.
Именно решением отца Гринев определен в гвардию для того, чтобы он понял, какого это быть «настоящим солдатом». Ключевым в повести, является наставление отца перед уходом на службу:
«Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Этот наказ является главным при несении воинской службы: Петр отличается прилежностью, покорностью и не замарал свою честь.
Белгородская крепость, куда был отправлен наш герой на службу, приняла Петра очень радушно. Здесь, во время знакомств и общения с новыми людьми, а так же на протяжении своего путешествия раскрывается характер Гринева.
Стоит отметить интересное событие повести: в Симбирск наш герой проигрывает в бильярд и остается в долгу. При этом происходит ссора Петра с Савельичем, после которой Петр, терзаемый совестью, находит в себе силы помириться со слугой. Это еще раз подчеркивает чистоту нравов Петра Гринева, ведь далеко не каждый господин сможет признать свою неправоту перед слугой.
Проходя службу в Белградской крепости, Гринев находит расположение семьи капитана Миронова, где его принимают как родного только в силу его открытого и доброго характера.
Гринев так же становится близок с Алексеем Швабриным (сослуживцем и ровесником) Но, к сожалению, оказывается, что они абсолютно разные люди.
Для Гринева честь и долг родине являются превыше всего, для Швабрина же более близки такие понятия, как бездушие и цинизм.
Стоит отметить и сцену с умышленной клеветой Алексея в сторону Маши Мироновой, которую наш герой не может обойти стороной и у них со Швабриным происходит конфликт, результатом которого становится вызов на дуэль. Даже в такой ситуации Петр остается настоящим человеком, отстаивающим честь девушки. Позже Гринев сознается в своих светлых чувствах к Маше.
Рассказывая и родителям в письме о своих «приключениях», Петр получает резкий негатив со стороны отца и, будучи благородным и честным человеком, признается во всем Мироновой и расстается с ней.
Богатая натура и милосердие Гринева сыграли огромную роль в его судьбе и даже нашли отзыв в душе строжайшего человека Емельяна Пугачева. Бунтовщик не сможет забыть великодушного Гринева при их встрече и отвечает ему «добром за добро».
Во время захвата Пугачевым Белградской крепости, Петру грозит смертная казнь. Но самозванец узнает его и отменяет казнь, прося его взамен о присяге на верность. Петр отвечает жестким отказом: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».
В ответ же на вопрошание Пугачева: «Обещаешь против меня не служить?», Гринев ответил: «Не моя воля. Велят идти против тебя – пойду…».
Ведь долг и светлая честь офицера являются для Гринева важнейшей жизненной заповедью. Поражает и то, как Петр, переживаю за судьбу Марии, кидается спать ее в захваченную крепость и рискуя собственной жизнью, достигает своей цели.
Оказавшись задержанным по ложному доносу Швабрина, Петр проявляет необыкновенную стойкость и мужество, и до последнего не пороняет ни слова о их связи с Машей Мироновой, дабы не осквернить ее честь и достоинство.
Таким образом, герой потрясающего произведения «Капитанская дочка» Петр Гринев, становится образцом для подражания многих и многих поколений мужчин, проявляя необыкновенную мужественность, силу воли и отвагу, а главное, преданность и честь.
Рецензент: easlon
Пиковая дама
Капитанская дочка
Источник: https://knigoobzor.ru/aleksnadr_sergeevich_pushkin_kapitanskaya_dochka.php