О чем заставляет задуматься рассказ матренин двор сочинение

Комплексный анализ произведения «Матренин двор» А. И. Солженицына

В произведении «Матренин двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью.

Само название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрёны, её хозяйство, её чисто бытовые заботы и трудности.

Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрёны, самого Матрёниного хозяйственного двора.

Обратите внимание

В третьем случае — «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.

В каждом из приведенных выше мною значений слова «двор» заключен безусловно тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрёну, но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик, так как здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей задуматься однажды о справедливости и должном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях преобладает страх за себя, свою жизнь, без помощи того, другого, судьба которого их никогда не волновала. «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».

Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор», и каждое из этих значений отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.

Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев.

Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл.

«Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стереглаИ никто тебя туда не звал! И как ты умерла — не думала! И что же ты нас не слушаласьЕ(И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти её мы не виноваты, а насчет избы ещё поговорим!)».

Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что и сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которых можно было ожидать.

«И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле всё не так, как в действительности.

Матрёна — это противопоставление той действительности, которая в рассказе Солженицына выражена через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто живет в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.

Важно

В центре рассказа Александра Исаевича судьба деревенской женщины, проработавшей всю жизнь в колхозе не за деньги, а за «палочки». Давайте проследим за жизнью этой замечательной женщины.

Рассказ начинается с того, что рассказчик, от имени которого ведется повествование, Игнатич, возвращается в Россию из пыльных, жарких степей Казахстана и поселяется в доме Матрены Васильевны. Возникает вопрос: кто такая Матрена ВасильевнаЭто одинокая, потерявшая мужа на фронте, похоронившая шестерых детей женщина; а «…

как стала сильно болеть и из колхоза ее отпустили». Скудным убранством и единственным украшением ее избы были горшки и кадки с фикусами, тусклое зеркало да два ярких плаката. Но в размеренных, колоритных зарисовках постепенно предстает перед читателем образ не просто одинокой и обездоленной женщины, а редкого человека с безмерно доброй душой.

Несмотря на невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую нужду. Ни одна пахота в деревне не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила ее на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не могла Матрена отказать в помощи, оставляя свои неотложные дела.

Ничего, в сущности, не имея, эта женщина умеет отдавать. Однако какова плата за ее доброДля единственной козы Матрена не может собрать сена: «…у полотна не скоси», «в лесу косить нету», «…в колхозе мне не велят». А как бесконечно долго и упорно преодолевала эта женщина неблизкий путь до сельсовета, хлопоча о пенсии.

Но еще острее была проблема с топливом: «Не давали торфу жителям, а только везли начальству да кто при начальстве». Вот и приходилось бедным деревенским женщинам собираться по нескольку человек для смелости и носить торф тайком в мешках.

И эта страшная действительность пугает читателя, настораживает: «Неужели Матрена Васильевна всегда так жила: воровала торф, впрягалась в соху, обивала пороги в сельсовете»

Во второй части рассказа мы узнаем о молодости героини. Уже в юности судьба круто обошлась с Матреной: не дождалась она своего любимого, Фаддея, пропавшего на войне без вести, а смерть матери Фаддея, сватовство его младшего брата как бы предрешили ее судьбу.

Совет

И она решилась войти в дом, где уже навсегда поселилась ее душа. Как бы ища оправдания, Матрена говорит: «Мать у них умерла… Рук у них не хватало». Но жестокая жизнь возвращает Фаддея, который произнес то, что будет эхом звучать в сердце героини всю жизнь: «…

если б то не брат мой родной я бы вас порубил обоих».

Вот такой была одна-единственная любовь Матрены Васильевны. Но был еще тот один день, когда все показали свое отношение к этой праведной, на мой взгляд, женщине.

Возвращение Фаддея напомнило Матрене о прекрасном прошлом. Сколько лет ее сердце грело вспыхнувшее однажды и не погасшее чувство! А Фаддей. Ничто не дрогнуло в нем при виде мертвой Матрены.

Сразу после похорон он заботился только о разделе ее имущества и успокоился только тогда, когда перевез к себе домой на санках доставшиеся ему сарай и забор. А золовка как о ней отзывается: «…и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; …

и глупая, помогала чужим бесплатно…». А по-моему, это не глупость, а благое дело. Разве многие из нас могли бы помочь чужим людям «бесплатно»А она могла, так как Матрена «не похожая на других», «незаурядная», «особенная».

Но точнее всех выразился сам писатель: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша…».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Комплексный анализ произведения «Матренин двор» А. И. Солженицына. И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/kompleksnyj-analiz-proizvedeniya-matrenin-dvor-a-i-solzhenicyna/

О чем заставляет задуматься рассказ «матренин двор»?

О чем заставляет задуматься рассказ «матренин двор»?

  • Рассказ Солженицина quot;Матренин дворquot; заставляет прежде всего задуматься о смысле человеческой жизни, о том, что в ней справедливо, а что нет, и почему некоторым людям бог или судьба посылает страшные испытания, от которых некоторые ломаются, а другие просто становятся сильнее и чище душой. С одной стороны Матрене, главной героине, вроде не позавидуешь, она осталась на старости лет одна, она потеряла мужа, она потеряла детей, она прожила трудную, полную лишений жизнь, она оставила на колхозных полях и в барских болотах свое здоровье и свою молодость, и вместе с тем образ Матрены необычайно светел, она словно сияет каким-то внутренним светом, который заставляет ее помогать другим, оставаться доброй и безответной. Матрена живет как умеет, по совести и никогда в жизни не делали ничего постыдного. Не зря наверное ее сравнивают с праведницей, с теми русскими женщинами, на которых держится наша земля.
  • На меня это произведение Солженицына произвело грустный, отягощающий эффект.Жизнь русской женщины в те времена, да ещ и в глухой деревне непростая. Матрена хотела остаться человеком и смогла им остаться, до последних своих дней. Такие беды, которые выпали на судьбу женщины могли пережить и вынести единицы. После прочтения я задумалась прежде всего о силе духа простой женщины. О бескорыстности, доброте к людям, несмотря на беды которые заполняют всю судьбу. Она никого не винит в этом, ни на кого не злится — проживает тяжелейшую жизнь, оставаясь Человеком с большой буквы.С другой стороны, в книге описана черствость, жадность, неблагодарность по отношению к Матрене. Тут я задумалась о том, что к людям, которые делают много добра — именно так относятся. Это страшная несправедливость жизни. Но в руках каждого человека — не становиться таким, быть признательным если тебе помогают, отвечать взаимностью на добрые поступки.
  • Солженицынский рассказ quot;Матренин дворquot; — не только о судьбе несчастной этой бабы, прожившей свою жизнь бездарно, грустно и бедно. Без любви, похоронив шестерых крошечных детей, прижитых от нелюбимого мужа, без друзей, без интеллектуальной, культурной пищи, в глухой грязной деревне. Этот рассказ символизирует всю советскую (и российскую) жизнь простого люда, безрадостную и бесцельную, несчастливую и темную. Его трагический финал лишь подчеркивает идею автора.Продолжение здесь http://resoch.ru/o-chem-zastavlyaet-zadumatsya-rasskaz-matrenin-dvor/
  • Он заставляет задуматься о спелости, корысти и эгоизме людей.Матрена — праведница. Она не гонится за собственным счастьем, не пытается нажить состояние, не обижается на людей за то, что они ей говорят и всегда готова на бескорыстную помощь.Окружающие люди говорят что она неаккуратна, нелепа, неказиста, нечистоплотна, называют е глупой за то, что она помогает за даром(хотя сами и злоупотребляют е помощью).Даже после е смерти повод вспомнить Матрену в деревне — начало полевых работ. Только один автор смог понять, что она и есть — quot;тот праведник без которого, по пословице,не стоит село. Ни город.quot;
  • Рассказ Солженицына о Матрне Васильевне, останавливающей на скаку лошадь, заставляет задуматься не о дворе е, а о ней самой. И о равнодушных.Деревня Тальново, где она живт, — типичный российский околоток, в котором вс идт так, как и повсюду. Мужики пьют, бьют своих безмолвных жн. А у Матрны особенная судьбинушка была. И первый муж е не бил, и названный топором не зарубил. Любил потому что. И от второго мужа много детей было. Но поумирали все.И когда несребролюбивая Матрна была раздавлена поездом, перевозя наследникам сво наследство, никто и не всколыхнулся. Погоревали лишь о горнице матрниной. Да о перекорженных железнодорожных путях.И смерть матрнина не заставила их задуматься о том, что вместе с ней слишком многое погибло. Самое лучшее, что в деревне было.
  • Рассказ заставляет задуматься о том, правильно ли мы живм. Мы делаем карьеру, стараемся заработать больше денег. Главной героине рассказа Матрне вс это чуждо. Она сумела найти радость бытия в другом. Ей доставляет удовольствие работа. Она с радостью и бескорыстно помогает другим людям.А мы можем так? Далеко нам до Матрны в этом плане. Рассказ заставляет задуматься о нашем духовном развитии.

  • А меня этот рассказ заставил задуматься о тяжлой судьбе наших с вами мам, бабушек и прабабушек, чья молодость пришлась на военные и послевоенные годы. Это сейчас мы живм достаточно благополучно и представить себе не можем, как это — работать не за деньги, а за трудодни.

    Или, например, как можно таскать на себе двух- и пятипудовые мешки (в рассказе об этом упоминается). Или как можно пахать на себе.

    Обратите внимание

    А просто тракторов тогда в глухих деревнях не было, мужчин было совсем мало, да и те, в основном, инвалиды после войны, и женщины пахали поле или на волах, или впрягшись по несколько человек и таща за собой тяжлую соху (об этом тоже есть в рассказе).

    Притом, что часто этим женщинам не доставалось женского и семейного счастья: мужья многих из них погибли на войне, дети часто умирали, как это случилось и у Матрны.

    Но очень многие из этих женщин не озлобились на судьбу, не жаловались, наоборот, с радостью и бескорыстно помогали другим, брали на воспитание чужих детей, сирот, и никогда не сидели без дела, даже будучи уже глубокими старухами.

    Вот на таких женщинах-праведницах и стояло наше село, и выстояла наша страна в той войне, и выстоит и сейчас, если надо будет, потому что такие люди есть и в наше время.

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/o-chem-zastavlyaet-zadumatsya-rasskaz-quotmatrenin-dvorquot/

    О рассказе матрёнин двор

    Анна Андреевна Ахматова отозвалась о «Матрёнином дворе» так: — Да… Удивительная вещь… Удивительно, как могли напечатать… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно всё на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги… Мелочи тоже удивительные… Помните — чёрные брови старика, как два моста друг другу навстречу?.. Вы заметили: у него скамьи и табуретки бывают то живые, то мёртвые… А тараканы под обоями шуршат? Запомнили?

    Как далекий шум океана! и обои ходят волнами… А какая замечательная страница, когда он вдруг видит Матрёну молодой… И всю деревню видит молодою, то есть такою, какая она была до всеобщего разорения… Этот рассказ, как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен», отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич. Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти Сталина.

    Люди ещё не знают, как жить дальше: из «пыльной горячей пустыни» бесчисленных лагерей они попадают «просто в Россию», чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней полосе — «без жары, с лиственным рокотом леса».

    Ещё год назад, вернувшись из неволи, человек мог устроиться разве что носилки таскать. Даже электриком на порядочное строительство его бы не взяли. А теперь извольте — можете учительствовать.

    В отделе кадров, куда следовало обратиться по вопросу трудоустройства, «кадры уже не сидели за чёрной кожаной дверью, а за остеклённой перегородкой, как в аптеке».

    Читайте также:  Как связаны понятия мечта и смысл жизни? итоговое сочинение

    Воздух был просто наэлектризован свободой. Подождёшь, пока объяснение всем твоим странностям найдут, каждую букву в документах «перещупают», походят из комнаты в комнату, куда-то позвонят, — и ты трудоустроен.

    В тот год быстрых перемен, когда «повелось по две по три иностранных делегации в неделю принимать», рассказчик возвращается в новый мир из тех краёв, откуда ещё недавно живым мало кто мог вернуться. Устроился он учителем в местечке, «где не обидно бы и жить и умереть», в Высоком Поле.

    Важно

    Ночью лишь тихий шелест ветвей по крышам, днём ниоткуда не слышно радио и всё в мире молчит. Но человек нуждается каждый день в завтраке и обеде, а хлеба в Высоком Поле не пекли, да и ничем съестным не торговали.

    Что ж, благородные работники отдела кадров смилостивились над рассказчиком и направили его судьбу в Торфопродукт, куда легко можно было приехать, но уехать — невозможно.

    В этом посёлке смешались две эпохи — «однообразные худо штукатуреные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остеклёнными верандами, домики пятидесятых».

    Но жители и тех и других в равной степени вдыхали копоть из фабричной трубы. Вот куда может завести мечта о тихом уголке России!

    А ведь там, откуда приехал рассказчик, «дул такой свежий ветер ночами и только звёздный свод распахивался над головой». Но лучше свободно вдыхать фабричные выхлопы, чем наслаждаться красотами природы за колючей проволокой.

    На торфяном посёлке скитания рассказчика не закончились. Судьбе было угодно, чтобы остановился он в соседней деревушке Тальново, в доме «с четырьмя оконцами вряд на холодную некрасную сторону и с украшенным под теремок чердачным окошком».

    Избу построили давно и добротно, на большую семью, а жила в ней теперь одинокая женщина лет шестидесяти. Безмолвную, с кругловатым жёлтым, больным лицом хозяйку звали Матрёна. О ней мы узнаём гораздо больше, чем о рассказчике.

    Эта женщина с незатейливым, деревенским именем много работала, несмотря на болезнь, работала бесплатно: «не за деньги — за палочки».

    Совет

    Пенсию ей не платили. У Матрёны в избе жили колченогая кошка, подобранная из жалости, мыши и тараканы. «Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах.

    А недоступны были мыши для кошки из-за того, что кто-то когда-то оклеил Матрёнину избу зеленоватыми обоями, да не просто в слой, а в пять слоёв. Друг с другом обои склеились хорошо, от стены же во многих местах отстали — и получилась как бы внутренняя шкура на избе.

    Между брёвнами избы и обойной шкурой мыши и проделали себе ходы и нагло шуршали, бегая по ним даже и под потолком».

    Матрёна Васильевна избу не жалела — ни для мышей, ни для тараканов, ибо в шуршанье мышей, непрерывном, как далёкий шум океана, шорохе тараканов не было ничего злого, не было лжи. Шуршанье было их жизнью.

    Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, «тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках».

    Наверное, жребий Матрёны был жить в то время, когда люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. А деньги и награды получал тот, кто о высоких результатах докладывал. Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась.

    Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы.

    Матрёнина покорность шла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним. Матрёна Васильевна — человек не от мира сего.

    Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой.

    Матрёна у Её облик подобен иконе, жизнь — житию святой.

    Обратите внимание

    Её дом — сквозной символический образ рассказа — как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных — чтобы продолжить род людской. Матрёна — праведница.

    Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей её с Богом. Однако смерть героини — горько-нелепая.

    Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, принуждает Матрёну отдать ему её горницу.

    Безотказная Матрёна остро ощущает вину перед Фаддеем: незадолго до Первой мировой войны она стала его невестой, но, уверенная, что тот погиб на фронте, вышла замуж за Фаддеева брата. Потеря горницы и внезапная пропажа кошки предвещают гибель дома Матрёны и её смерть.

    Быть может, она и предчувствовала неладное: боялась пожара, боялась молнии, а больше всего почему-то — поезда. Под поезд она и попала. Первоначально рассказ назывался «Не стоит село без праведника» — по русской пословице. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников.

    Их убогая и несчастная судьба мало чем отличалась от существования лагерных узников. Они жили по искони заведённым порядкам.

    Даже после смерти Матрёны, сделавшей для всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль. «Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач ещё с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым лицом усопшей».

    Плач родственников был «своего рода политикой»: в нём каждый излагал свои собственные мысли и чувства. И все эти причитания сводились к тому, что «в смерти её мы не виноваты, а насчёт избы ещё поговорим!» Жаль, что добром, народным или своим, называет язык имущество наше.

    И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо.

    А есть ли еще места, где остались на земле русской праведники? Без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.

    Источник: http://www.school-essays.info/o-rasskaze-matryonin-dvor/

    О чем заставляет задуматься рассказ «матренин двор» | свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

    Если бы не школьная программа — никогда не стала бы я читать «Матрениного двора». Не потому, что скучно, длинно или неактуально.

    Наверняка актуально и в наши «продвинутые», компьютеризированные дни! Стоит лишь отъехать подальше от мегаполисов и крупных городов, в которые напиханы «блага цивилизации». Современная деревня мало изменилась со времен, Александром Солженицыным описанных.

    Такая же бедность, убожество и грязь. Те же дрязги, склоки и пьянство. Только на домах прицеплены спутниковые тарелки.

    Важно

    Читать про Матрену я не стала бы потому, что слишком о многом заставляет рассказ задуматься. И вселяет такую тоску и безысходность в молодую душу, полную радужных надежд, что хоть вой волком!

    Простым и доходчивым, кое-где даже под деревенский стилизованным, языком автор повествует о страшнейших трагедиях в масштабе человеческой жизни.

    Замужестве без любви и уважения, потере пусть не любимого, но все же неплохого (не бил же, как остальные деревенские мужики своих жен лупцуют ни за что) супруга на войне.

    Потеря шестерых (Шестерых! Столько сейчас никто и не рожает за всю жизнь, при отличном уровне медицины и всяческих благоприятных условиях.) детей в младенчестве. Какая женская, материнская душа сможет вынести подобное? А Матрена — вынесла.

    Мало того, еще и саму себя винила, порчу какую-то выдумала. Здесь, кстати сказать, вступают «в хор» размышления о бесконечном христианском, особенно — деревенском православном — смирении. Бог забрал — значит, так надо.

    Не рыдания-убивания, не обвинения (хотя — кого в такой глуши обвинять-то? Там и врача, поди, на всю округу ни одного нет.), а спокойствие. И взятие на воспитание чужого ребенка.

    Реализация материнских инстинктов и эмоций на нем.

    О силе и судьбе Русской Женщины заставляет задуматься «Матренин двор». И коня, и в избу, и куда угодно, наравне с теми же мужиками, которые себя высшей расой считают, которые баб своих по домам лупят спьяну и ругают последними словами.

    Здесь, в деревне (то есть на 80 процентах территории России) женщина — существо низшего уровня.

    Совет

    Не оставляют ей права почитать стихи, погулять под каштанами в светлых платьях, пофлиртовать… Да и с кем? Будто бы те барышни и дамы, что в Петербурге живут или в Москве, носят плащи и зонтики, красят на руках ноготки — существа с совершенно с другой планеты. С русской деревней ничего общего не имеющие.

    Про женщин можно долго рассуждать. Но это — не единственная тема, которая за душу затрагивает читателя внимательного.

    Человеческая неблагодарность, жадность и неблагородство поразили в этой деревне рассказчика. На примере все той же безответной Матрены. Отдала она многие годы своей бобыльской жизни дочке деверя (брата мужа, который, кстати, и сам к ней по молодости сватался, и даже, похоже, тайные чувства сохранил). Воспитывала как свою. И избу свою нехитрую завещала.

    Да только мало этого показалось (не самой Кире, а её мужу и отцу), да и ждать долго, пока бабка Матрена концы отдаст. Стали делить сегодня, сейчас. По живому дом пилить и на две половинки растаскивать. Так спешили, бедные, что ночью повезли через рельсы, где Матрену поезд и задавил…

    Никто не горевал на похоронах, в голове каждый уже делил наследство…

    Темнота, гадость, грязь… Второго прочтения рассказа для меня, наверное, не будет.

    Источник: http://resoch.ru/o-chem-zastavlyaet-zadumatsya-rasskaz-matrenin-dvor/

    Пишем сочинение. Отрывок из рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор». — PDF

    1 Пишем сочинение Отрывок из рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

    2 Чтобы не ошибиться в понимании текста, нужно — внимательно прочитать и понять текст, — составить его условный план, — определить главную мысль каждого абзаца, — выявить стиль и тип речи текста.

    3 ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ (1) Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. (2) Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую. — (3) Ефим ее не любил. (4) Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, все по-деревенски.

    (5) А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.

    (6) Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

    (7) И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. (8) И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

    4 (9) В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! (10) А у нее не было. (11) Что может быть легче — выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! (12) Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало. (13) А она не имела…

    (14) Не гналась за обзаводом… (15) Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. (16) Не гналась за нарядами. (17) За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

    (18) Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. (19) Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

    (20) Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. (21) Ни город. (22) Ни вся земля наша. (А.

    Солженицын)

    5 Этап 1: ( чтение и составление плана) План. 1. Матрёну вспоминают в селе по разным поводам (пр. 1-2): новый взгляд на героиню. 2. Отзывы односельчан о Матрёне ( пр.3-7): неодобрение, презрение и сожаление. 3. Размышление автора о личности и судьбе Матрёны(8-19): она другая, её никто не понимал. 4.Итог воспоминаниям и впечатлениям (20-22): «она тот самый праведник»

    6

    7 Этап 2. Формулировка проблемы Проблема это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения (Толковый словарь) Проблема это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него. Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и по которой делает определенные выводы.

    8 Как обозначить проблему? Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос.

    Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т.

    Обратите внимание

    п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.

    9 (18) Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. (19) Грязнобелая коза, колченогая кошка, фикусы…

    (20) Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. (21) Ни город. (22) Ни вся земля наша. (А.

    Солженицын) Как мы воспринимаем и оцениваем людей, не похожих на нас образом жизни, образом мысли? Какова роль праведных людей в нашей жизни? Зачем они нужны?

    Читайте также:  Анализ и мораль басни волк и ягненок крылова

    10 Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией.

    Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

    Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема» Звучит довольно забавно).

    11 Типовые конструкции Автор поднимает проблему Автор затрагивает очень важную проблему Автора текста волнует проблема Проблема, которую хотел показать нам автор, такова Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что.. Текст заставил меня задуматься над проблемой Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение (1-2 предложения)

    12 Какие проблемы поднимаются автором текста? Выберите подходящий вариант. 1) Проблема бесхозяйственности и лени. 2) Проблема праведничества. 3) Проблема зависти. 4) Проблема бессердечия и душевной черствости. 5) Проблема одиночества.

    Важно

    13 Определите проблематику текста. Какими двумя способами это можно сформулировать проблему? 1.В виде риторического вопроса: Нужны ли в нашей жизни праведники? 2.В виде повествовательного предложения: А. И. Солженицын затрагивает проблему праведничества; роли чистых, праведных людей в нашей жизни.

    14 К какому разряду можно отнести данную проблему? 1) Философская. 2) Социальная. 3) Политическая. 4) Нравственная. острая нравственная, философская проблема

    15 Основная проблема исходного текста. «Не стоит село без праведника» — так гласит народная мудрость. А в рассказе А.Солженицына «Матренин двор» это утверждение звучит как проблемный вопрос, потому что праведность не оценивается по достоинству окружающими. Писатель обращает внимание на данную проблему, так как она относится к вечным вопросам взаимоотношений между людьми.

    16 Этап 3. КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ Это не пересказ текста! Толкование, пояснительные замечания С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ! Сделать это можно, ответив на следующие вопросы: 1. На каком материале автор основывается? 2.

    На какие стороны проблемы обращает наше внимание писатель? 3. Что особенно его волнует и тревожит, что он подчеркивает, выделяет? 4.

    Как выражено отношение автора к описываемым событиям, к проблеме? Комментарий это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.

    17 Комментарий Текстуальный Концептуальный

    18 Текстуальный комментарий Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором, отвечая на вопросы: Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему? На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего внимание? Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет)?

    19 Пример текстуального комментария Проблему праведничества автор раскрывает на примере жизни простой русской женщины крестьянки Матрёны. Писатель обращает внимание читателя на то, что Матрёну часто вспоминают после её смерти, хотя отзываются о ней неодобрительно. Автор отмечает, что образ жизни героини отличается от привычного жизненного уклада.

    Совет

    Солженицын, описывая жизнь и быт Матрены, подчеркивает ее духовные качества и мелочность окружающих.

    Писатель сопоставляет Матрёну с жителями села и отмечает, что она была во много раз богаче духовно чем ее золовка, муж, односельчане, которые недолюбливали эту женщину лишь за то, что она была бескорыстной, не жила ради вещей и во всем старалась помочь людям.

    20 Концептуальный комментарий Учащийся, опираясь на понимание проблемы исходного текста, дает различного рода интерпретации этой проблемы. Вы как бы «пропускаете» проблему текста через свое восприятие и высказываетесь по ней.

    Чаще всего экзаменуемые в концептуальном комментарии пишут: об актуальности проблемы; приводят различные мнения по заявленной автором проблеме (новая эта проблема или одна из «вечных»; если новая что послужило причиной ее возникновения).

    21 Речевые клише Несомненна актуальность поднятой автором проблемы Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, потому что Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, так как Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас читателей Новизна затронутой автором проблемы выражается в оригинальности её раскрытия, в необычности описываемой в тексте ситуации Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна

    22 Типичные ошибки Комментарий отсутствует. Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не сформулированная. Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста. Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента. Комментарий заменяется пересказом. Комментарий заменяется перечнем проблем.

    23 Этап 4. Определение стиля речи и типа текста 1.Какие стили речи мы знаем, как различаем? Публицистический Сообщение информации + воздействие От лица автора Художественный Создание образов + воздействие От 3-го лица, от лица героярассказчика. Здесь нет знака равенства между автором и героем.

    24 Вывод: Стиль художественный, а значит, позиция автора выявлена нечётко, через подтекст, художественные образы, портрет, пейзаж, поступки и диалоги героев. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ АВТОРОМ ТИПЫ ТЕКСТА: Задание: Определите типы текста, представленные в отрывке.

    Обратите внимание

    25 Повествование Описание Рассуждение 1,2,3,4,5,7 предложения 6, , Приёмы, используемые автором, художественные средства выразительности «избу забили» «я переселился» «золовка вспоминала» «не любил» «говорил» «однаво» (однажды) «ездили» «завёл» «возвращаться не хотел» «нечистоплотная» «не бережная» «глупая» «помогала бесплатно» «не понятая и брошенная мужем» «схоронившая детей» «общительный нрав» «чужая сёстрам» «смешная» «по-глупому работящая» многократный повтор НЕ «из этих неодобрительных отзывов выплыл передо мною образ Матрены» «какой я не понимал ее» «что может быть легче!» «а она не имела» многократный повтор частицы НЕ

    26 Вывод: в отрывке преимущественно используется описание и рассуждение; автор активно использует отрицательные конструкции с частицами НЕ и НИ (по отношению к Матрёне употреблено 17 приставок и частиц НЕ), создавая скрытую антитезу «жители деревни Матрёна».

    Авторская позиция выявляется через отрицательные конструкции и антитезу Жители деревни: «гонятся за обзаводом», «держат скотину», «не работают бесплатно», «наряжаются», «берегут вещи» и др.

    Матрёна: «не гонится за обзаводом», «не бережная», «не гналась за нарядами», «по-глупому работает на других бесплатно» и др.

    27 Этап 5. Определение позиции автора Напишите, как А. Солженицын относится к проблеме (какова его позиция). При необходимости используйте следующие языковые клише. 1) Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме… 2) Автор считает, что… 3) Автор подводит читателя к мысли о том, что… 4) Автор стремится донести до читателя мысли о том, что…

    28 Какое предложение здесь лишнее? Возможно, его нужно перенести в другую часть сочинения? Подняв эту проблему, Александр Солженицын заостряет внимание на том, что она касается не только конкретного села, но и целого мира.

    < > На праведности и бескорыстии держится этот мир, но, в наш век поклонения деньгам и роскоши, эти качества мало кто ценит, их принимают как что-то из ряда вон выходящее, при этом нередко издеваясь над честными и искренними людьми.

    Какое из представленных на предыдущем слайде клише можно поставить на место пропуска?

    29 Подводим промежуточный итог нашей подготовке к написанию сочинения (задания части С) 1.Проблема сформулирована : К1 2.Её прокомментировали : К2 3.Позицию автора выявили: К3

    Важно

    30 Этап 6. Выразить своё согласие или несогласие с позицией автора Выразить согласие или несогласие с позицией автора. почему, с вашей точки зрения, автор прав или неправ Привести 1 аргумент в её поддержку (из науки, публицистики и т.д.

    ) Привести 2 аргумент из художественной литературы Без «прописанности» позиции аргументы не считаются. Я согласен/не согласен с автором, потому что и считаю Нельзя не согласиться с автором… Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться Не во всем можно согласиться с автором текста… Не вызывает сомнения…

    Меня особенно тронуло… Меня привлекает в этом тексте Меня взволновало…

    31 Выразите свое отношение к проблеме исходного текста, приведите доказательства (аргументы), подтверждающие ваше мнение. Обратите внимание: без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной. Можно воспользоваться следующими клише: К сожалению,…

    Огорчает то, что… Разделяя позицию автора, хочу сказать, что… Разделяя позицию автора, хочу сказать, что мы действительно часто сталкиваемся с подобными ситуациями как в жизни, так и в литературе.

    Праведность, бескорыстие, любовь к ближнему, как это ни странно, считаются в нашей действительности малодушием и бесхребетностью.

    32 Выберите из списка произведений те, в которых герои не поняты окружающими. 1) В. Короленко «Слепой музыкант» 2) Ф.М.Достоевский «Идиот» 3) В.Распутин «Уроки французского». 4) Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» 5) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 6) А.Н. Островский «Гроза»

    33 ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ: Формулировка собственной позиции Разделяя позицию автора, хочу сказать, что мы действительно часто сталкиваемся с подобными ситуациями как в жизни, так и в литературе. Праведность, бескорыстие, любовь к ближнему, как это ни странно, считаются в нашей действительности малодушием и бесхребетностью.

    Аргумент 1 Авторскую позицию подтверждает пример Сони Мармеладовой, героини романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, она вынуждена пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя.

    Образ Сони образ истинной христианки и праведницы.

    34 ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ: Аргумент 2 Матрениной безответностью и миролюбием обладал и герой рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки держалось все село.

    Совет

    Он делился любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе злость, накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на других. Юшка, как и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги отдавал сироте на проживание и обучение.

    Но люди, с которыми он прожил бок о бок многие годы, почувствовали, насколько Юшка им необходим, только после его смерти.

    35 КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме текста.

    Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме Аргументация собственного мнения по проблеме: 1) Тезис; 2) Аргументы: а) первый аргумент; б) второй аргумент. 3) Вывод.

    Заключение Обрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как минимум должно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пункты аргументации собственного мнения, то и больше, абзацев. Если нарушено абзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5

    36 ЭТАП 7: ЗАКЛЮЧЕНИЕ а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например: Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что Автор учит нас тому, что б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например: Так зачем же люди? Хотя, но именно.

    в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении, некую смысловую точку), например: Прочитав этот текст, понимаешь, что Недаром говорят:.

    г) концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какоголибо выдающегося человека,), например: Справедливо высказывание, писал известный русский поэт и писатель

    Обратите внимание

    37 Прочитайте фрагмент. Какой части целого экзаменационного сочинения соответствует его содержание (комментарий, позиция автора, собственная позиция, заключение)? Текст Александра Солженицына призывает нас задуматься над своим отношением к людям, подобным Матрене, и уметь разглядывать в их заурядных и, как может нам казаться, глупых поступках широту человеческой души.

    38 Заключительный этап: Сколько абзацев получилось в сочинении? Какие состоят из одного предложения? Достаточно ли этого? Каким элементом можно его дополнить? (вступлением)

    39 Вступление (1-2 предложения) Задачи: вступить в контакт с читателем; подготовить его к восприятию текста; подвести к формулировке проблемы. О чем писать: сообщение о теме (о чем текст); сообщение об авторе (если знаем); цитата, связанная с проблематикой темы; риторический вопрос, восклицание Можно начать сразу с формулировки проблемы.

    40 Домашнее задание: Написать сочинение, используя материал урока

    41 Шаблон работы над частью С Вступление Проблемы, поднятые в тексте: Комментирование проблемы Позиция автора: Собственное мнение по проблеме 1 аргумент 2 аргумент Вывод

    Источник: https://docplayer.ru/48260690-Pishem-sochinenie-otryvok-iz-rasskaza-a-i-solzhenicyna-matryonin-dvor.html

    Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор» | Литерагуру

    В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

    Суть рассказа

    «Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни.

    Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя.

    Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

    «Матренин двор» разделён на три части:

    1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
    2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
    3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
    Читайте также:  Сочинение в чем причина живучести шариковщины

    Главные герои

    Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим.

    В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла.

    Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

    У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива.

    Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд.

    Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом.

    Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

    Рассказчик, Игнатьич, в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину.

    Важно

    Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален.

    Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

    Темы и проблемы

    Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

    Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим.

    Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе.

    И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

    Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще.

    Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность.

    Совет

    Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

    Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

    Идея

    Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится.

    Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям.

    Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

    Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей.

    Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

    Народный характер в произведении

    Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

    Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-rasskaza-solzhenitsyna-matrenin-dvor/

    Матрёнин двор сочинение рассуждение

    Трудно и непросто сложилась судьба А. И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего «архипелага ГУЛАГ». В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. Рассказ «Матрёнин двор» Напечатан в 1963 году.

    Он полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево Купловского района Владимирской области.

    По многочисленным деталям (лагерная телогрейка, задержка с возвратом «годков на десять», привычка есть «дважды в день, как на фронте», неприязнь к ночным приходам людей в шинелях) нетрудно догадаться, что рассказчик – человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь.

    Обратите внимание

    Не случайно он стремится «затесаться и затеряться в самой нутряной России», обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. Поэтому он хочет удалиться от железной дороги и радио, чтобы порвать связь с миром цивилизованной лжи.

    Но несмотря на то, что он во многом разделил судьбу своего народа, его представления о народной жизни весьма далеки от реальности. В благословенном уголке России с возвышенным названием Высокое Поле «не пекли хлеба», «не торговали ничем съестным». Жизнь деревенской, «нутряной России» оказывается разъеденной ложью, жестокостью.

    И только в избе Матрёны герой ощутил нечто родственное своему сердцу. «Жребий мой был поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом». Матрёна оказывается «самим символом нутряной России». И одинокая женщина почувствовала доверие к своему постояльцу.

    Только ему она рассказывает о своём горьком прошлом, только её открывает он, «что много провёл в тюрьме». Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Как и Матрёну, жизнь научила Игнатича «не в еде находить смысл повседневного существования»; как и хозяйка, постоялиц склонен к ограничению.

    Потому её нехитрый быт становился и его бытом: «Комнату мы не делили». В Матрёне всё просто, всё человечно, а значит – красиво. Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз.

    «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Даже после страшной гибели героини её «лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое». Несмотря на все жизненные трудности, она сохранила в себе добрую, отзывчивую душу. Всё её хозяйство – это колченогая кошка, коза, фикусы и мыши.

    В смысле всего остального: она «не имела», у неё «не было», она ни за чем «не гналась». Матрёна не ощущает своего одиночества, потому что день её заполнен делами, помощью другим, причём бескорыстной. Она «праведница». У неё совсем иная система ценностей, нежели у всех остальных. Она «не гналась за нарядами», «не скопила имущества к смерти».

    В ней нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают её золовки, соседи, родственники, уже при жизни делящие её скудное имущество. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания.

    Матрёна была больна, но «не считалась инвалидом», она лишена пенсии, так как четверть века проработала не на заводе, а в колхозе, зарплаты ей не платили, получала она лишь палочки трудодне». Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему – она всегда безотказна.

    Важно

    Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно. Необходимая всем и каждому Матрёна остаётся в своей деревни абсолютно одинокой.

    Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

    Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния. Солженицын утверждал истинное величие, в основе которого, как писал Л. Толстой, – «простота, добро и правда».

    В своих поисках «нутряной России» герой не находит «идеального» народа с его патриархально – праведным укладом бытия, но он встречает личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей утрачивает, но без которых не стоит ни село, ни горд, ни вся земля, – личность праведника. Ведь недаром исходное название рассказа – «Не стоит село без праведника». Взгляд А. И.

    Солженицына на деревню 50-60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений.

    Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою как самой дешевой, ею откармливали свиней и мешками брали). Поэтому редактор журнала Новый мир А. Т.

    Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели.

    Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина. Облетели листья, падал снег и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали.

    И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся. В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием Торфопродукт.

    Совет

    Здесь стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным тол стал скуден и беден. Колхозники до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз, а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.

    Характер главной героини рассказа, Матрёны, автор раскрывает через трагическое событие её гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором лучезарная, добрая, извиняющаяся улыбка Матрёны. Окружающий мир Матрёны в её темноватой избе с большой русской печью это как бы продолжение её самой, частичка её жизни.

    Всё здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал далекий шум океана, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна невидимо металась и прощалась тут с избой своей. Любимые фикусы заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Те самые фикусы, что спасала однажды Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. Испуганной толпой замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…

    Историю жизни Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь. В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины наиболее выразительная, вопиющая.

    Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрёна убого, бедно, одиноко потерянная старуха, измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её в доме, опасаясь, по-видимому, что Матрёна будет просить у них помощи. Нещадно все пользовались Матрёниной добротой и простодушием дружно осуждали за это.

    Смерть героини это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.

    Но Матрёна умирает и погибает вся деревня: Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.

    Источник: https://referatikk.ru/2014-02-24-08-18-03/668-2014-06-08-19-38-20/7353-2014-06-09-06-56-32.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector