Обед в честь багратиона (война и мир) анализ эпизода

Война и мир. Обед в английском клубе

3 марта в Английском клубе в Москве был проведен роскошный обед в честь князя Багратиона, который после битвы при Аустерлице стал народным героем.

Несмотря на поражение русских войск и их союзников, это событие стало поводом для гордости основной части дворянского сословия Москвы. Поражение приписывалось таким факторам как: измена Австрийцев, некомпетентное руководство Кутузова и т.д.

Зато Аустерлиц символом героизма и храбрости русских войск. Было множество героев этого сражения, а главный- князь Багратион.

Обратите внимание

На обед собрались наиболее знатные люди Москвы: дворяне, князья, офицеры и т.д. Молодежь на обеде хоть и присутствовала, но в весьма малом количестве. Очень большое любопытство вызывает поведение всех этих людей в ожидании важного гостя.

Если приглядеться, то их манера себя вести, чем-то это очень напоминает ситуацию, царящую в салоне Анны Павловны Шерер. Гости разбились на несколько больших и не очень кружков, а наиболее уважаемые члены или же гости клуба составляли центр каждый своего кружка.

Основной темой для разговоров был, конечно же, Аустерлиц и последние военныеи политические события.

И вот, наконец, в клубе появляется Багратион. Его вид весьма торжественен и в то же время несколько нелеп, особенно для тех, кто привык видеть его не поле брани.

Багратион, который скорее привык расхаживать под пулями, чем на таких торжественных собраниях ведет, а также чувствует себя весьма неловко и это еще более усугубляется неудачным эпизодом эпизодом со стихами, которые были преподнесены князю в подарок. Вскоре начался и сам обед.

Багратиона усадили между двумя Александрами (что было весьма символично), а остальные расселись по простой схеме: у кого выше чин – тот ближе к важному гостю.

Обед, а также его сервировка были очень роскошными. За обедом было сказано множество тостов, львиная доля которых была за государя императора. Однако к концу обеда происходит весьма неожиданное событие. Между Долоховым и Безуховым (которые конечно присутствовали на обеде) вспыхивает нешуточная ссора. А вышло это так.

До Безухова и раньше доходили слухи об интересе Долохова к Элен супруге Безухова, а на обеде весьма оскорбленный поведением Долохова, его намеками в разговорах и тостах Пьер, окончательно взбесился, когда Долохов самым бесцеремонным образом выхватил у него бумажку с обращением Кутузова.

Безухов вызывает Долохова на дуэль, которая происходит следующим утром.

Важно

Это была очень, очень странная дуэль, в результате которой Пьер (который, между прочим, впервые в жизни держал оружие) остался без единой царапины и сумел ранить Долохова. Отвозя раненого Долохова, Николай Ростов узнал много нового о своем друге. Он узнал, что Долохов трогательно заботится о своей семье и любит ее больше всего на свете.

(4 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/vojna-i-mir-obed-v-anglijskom-klube.html

Обед в честь багратиона

II

ʼʼЖизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всœегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всœех возможных преобразованийʼʼ.

Поражение под Аустерлицем произвело в Москве странное впечатление. Сначала всœе недоумевали и старались не говорить о войне. ʼʼНо через несколько времени… были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побитыʼʼ.

Надо сказать, что среди этих причин, найденных московскими ʼʼтузамиʼʼ из Английского клуба, некоторые были справедливы: действительно, войска плохо снабжались продовольствием; действительно, молод и неопытен был царь. Но главной причиной поражения московские болтуны объявили ʼʼнеспособностьʼʼ Кутузова и, чтобы подчеркнуть нерасположение к нему, воздавали почести другим героям войны — в особенности Багратиону.

Война не кончилась, но приостановилась. После победы при Аустерлице Наполеон мог свободно диктовать свои условия австрийскому императору Францу. Он потребовал, чтобы русские войска ушли из Австрии, и это было выполнено.

Наполеон заключил с Австрией выгодный для себя мир и отправился в Париж, а русские войска вернулись на родину, и многие офицеры получили отпуск, в т.ч. Денисов, Ростов и Долохов, уже к Аустерлицу вернувший себе офицерский чин.

И вот они всœе трое — блестящие победители, как будто не было Аустерлица, — сидят на обеде, устроенном членами Английского клуба в честь Багратиона.

ʼʼ— Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперьʼʼ, — сказал Николай Ростов отцу накануне обеда и был прав: Илья Андреевич сбился с ноᴦ.

Один только список того, что он заказывает для празднества, производит ошеломляющее впечатление: ʼʼГребешков, гребешков в тортю положи… стерлядей больших… Ах, отцы мои!.. Да кто же мне цветы привезет?.. Скачи ты, Митенька, в подмосковную…

Совет

чтобы мне двести горшков тут к пятнице были… Надо ведь еще песенников. Музыка у меня есть, да цыган, что ли, позвать?.. Возьми ты сейчас сани парные и ступай ты к Безухову и скажи, что граф, мол, Илья Андреич прислали просить у вас земляники и ананасов свежих…

а оттуда, вот что, поезжай ты на Разгуляй… найди ты там Ильюшку-цыгана…ʼʼ

Нет ничего дурного в том, что хлебосольный старый граф, вкладывая свои деньги, изо всœех сил старается как можно лучше устроить обед в честь героя войны. Невнятное раздражение возникает, когда читаешь, какие рассказы ходят о каждом из гостей.

ʼʼТот спас знамя, тот убил пять французов, тот один заряжал пять пушек. Говорили и про Берга, те, которые не знали его, что он, раненный в правую руку, взял шпагу в левую и пошел вперед.

Про Болконского ничего не говорили, и только близко знавшие его жалели, что он рано умер…ʼʼ

Источник: http://referatwork.ru/category/voennoe_delo/view/17808_obed_v_chest_bagrationa

Исторический обед в Москве, данный герою отечества, и суп «Багратион»

Рассказ о том, как хлебосольная Москва устроила торжественный обед в честь героя, а знаменитый французский кулинар опубликовал в своей не менее знаменитой книге рецепт блюда, названного в честь то ли талантливого генерала русской армии, то ли его блистательной жены.

Кулинарные истории Игоря Сокольского
 

На другой день, 3-го марта, во втором часу пополудни, двести пятьдесят
человек членов Английского клуба и пятьдесят человек гостей ожидали к обеду
дорогого гостя и героя австрийского похода, князя Багратиона. … В лице его
отдавалась  честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще
связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова.
 Л. Н. Толстой. Война и мир

3 марта 1806 года членами московского Английского клуба, который тогда арендовал  дворец князей Гагариных, расположенный на углу Петровки и Страстного бульвара,  был дан знаменитый парадный обед в честь князя Багратиона, который, по словам Толстого, прославился «своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля».

«Суворов воспитал его среди побед и в нем достойного приемника оставил…» Князь П. И. Багратион, генерал от инфантерии. Н.Плахов. Эстамп с портрета С. Тончи. (1812).

Князь, генерал от инфантерии П. И. Багратион. Гравюра Вендрамини. (1813).

«Чудный цвет лица, алебастровая кожа, золотистые волосы, таинственное выражение глаз…» Портрет жены князя Екатерины Багратион. Художник Жан-Батист Изабе. (1817).

Наполеон в битве при Аустерлице. Художник Ф. П. С. Жерар. (1810).

Битва при Аустерлице. Захват французского орла русской гвардейской кавалерией. Художник Б. Виллевальд. (1884).

Ново-Екатерининская больница на углу Страстного бульвара и Петровки.Здесь в 1802-1812 гг находился Московский Английский клуб. Открытка. Художник Л. Корсаков.Москва. (1979).

Москва. Здание Английского клуба на Тверской. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Художник А.Н.Бенуа. (1915).

Старшина Английского клуба граф Ростов танцует «Данила Купера» Иллюстрация к роману Л.Толстого «Война и мир». Художник М. С. Башилов.(1867).

Суп «Багратион» с пирожками, приготовленный автором. Фото И. Сокольского.

Сохранилось два описания этого исторического обеда. Одно из них принадлежало человеку, обладавшему феноменальной памятью, позволявшей ему записывать произошедшие события по горячим следам с документальной точностью. Это был литератор С. П. Жихарев (1787-1860), общительный и наблюдательный человек, имевший обширный круг знакомств, написавший интереснейшие «Записки современника» .

О предстоящем обеде он писал:

 «В Английском клубе делаются большие приготовления к принятию князя Багратиона, которого на днях ожидают. ‹…› Не знаю, удастся ли мне попасть на этот праздник, в число избранных пятидесяти человек гостей, но во всяком случае постараюсь.

Та беда, что желающих слишком много, и дело не обойдется без затруднений, а признаюсь, очень хочется поближе увидеть этого витязя, который сделался так дорог сердцу каждого русского.

Обратите внимание

Благодаря покровителям моим я попал в число гостей на завтрашний обед в Английском клубе; следовательно, увижу героя Багратиона лицом к лицу, а праздник должен быть на славу; у садовников Лебедева и Соколова подряжено одних цветов для уборки лестницы и померанцевых деревьев для украшения стола на двести рублей».

Героя отечества в клубе ждал радушный  прием и роскошное угощение:

 «Стол накрыт был кувертов  на 300, то есть на все число наличных членов клуба и 50 человек гостей, убранство великолепное, о провизии нечего и говорить: все, что только можно было отыскать лучшего и редчайшего из мяс, рыб, зелени, вин и плодов, – все было отыскано и куплено за дорогую цену, а те предметы, которых, по раннему времени года, у торговцев в продаже не было, доставлены богатыми владельцами из подмосковных оранжерей бесплатно: все наперерыв старались оказать чем-нибудь свое усердие и участие в угощении».

С третьего блюда начались тосты, и когда дежурный старшина, бригадир граф Толстой, встав, провозгласил: «Здоровье государя императора!» — все, начиная с градоначальника, встали с мест своих, и собрание разразилось таким громогласным «ура», что, кажется, встрепенулся бы и мертвый ‹…› За сим последовал тост в честь князя Багратиона, и такое же громкое «ура» трижды опять огласило залу». Многочисленные тосты, произнесенные в честь гостей обеда и старшин клуба, по свидетельству Жихарева «были причиною, что многие нечувствительно понаклюкались».

Второе, литературное описание этого торжественного обеда, которыми гостеприимная Москва угощала Багратиона, находится в романе  Л. Н. Толстого «Война и мир» и фактически полностью совпадает с текстом Жихарева. Прибавлены лишь хлопоты по устройству обеда, которые легли на плечи графа Ильи Андреевича Ростова и его слезы во время произношения тостов:

«В начале марта старый граф Илья Андреевич Ростов был озабочен устройством обеда в Английском клубе для приема князя Багратиона.

Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару Английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф со дня основания клуба был его членом и старшиною.

Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира».

Когда все хлопоты остались позади, и состоялась встреч Багратиона, «громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» Дверь отворилась, ‹…› триста человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее — поближе к чествуемому гостю».

Труды графа Ильи Андреича не пропали даром: обеды, постный и скоромный, были великолепны. Тостов было много «и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось».

Пили за здоровье государя императора и Багратиона «за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и, наконец, отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреевича.

При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался».

Пока князь Петр Иванович Багратион совершал подвиги на европейских полях сражения, его очаровательная жена княгиня Екатерина Павловна Багратион, которая после свадьбы, по словам современника, «недолго удовлетворялась таким мужем», вела роскошный образ жизни в европейских столицах. 

В то самое время, когда москвичи устраивали торжественный обед овеянному славой военачальнику, лучшие повара Франции готовили умопомрачительные обеды для красивой, как ангел, блистающей умом княгине, покоряющей сердца государственных мужей Европы.

Британский финансист и общественный деятель Мозес Монтефьоре, писал, что княгиню называли «Le bel ange nu (Обнаженным ангелом) за свое пристрастие к полупрозрачным платьям из индийского муслина, откровенно облегавшим ее формы, и Chatte blanche (Белой кошкой) – за безграничную чувственность».

Важно

Совсем иначе охарактеризовал мужа княгини его соратник генерал А. Ф. Ланжерон: «Багратион был только солдатом, имел такой же тон, манеры и был ужасно уродлив».

Легендарный французский кулинар, «король поваров и повар королей», Д. О. Эскофье (1846–1935) опубликовал в своей книге «Кулинарный путеводитель» рецепт супа «Багратион», и с тех пор историки кулинарии спорят о том, в чью честь он так назван.

Скорее всего, именно на званых обедах обольстительной княгини, подавали это самый суп, рецепт которого придумал и посвятил ей  основатель  французской изысканной «высокой кухни» («haute cuisine») Мари Антуан Карем (1784–1833), одно время служивший у нее поваром, а Эскофье его только опубликовал.

Читайте также:  Анализ повести пушкина пиковая дама

Может быть,  это сделал сам Эскофье,  создатель множество знаменитых блюд, который использовал для их приготовления несколько упрощенную технику Карема и часто присваивал  придуманным им блюдам звучные имена знаменитых людей.

История кулинарии не сохранила подлинного меню исторического обеда в честь героя, но любознательные читатели могут приготовить суп, названный в соответствии с существовавшей в XIX столетии традицией присваивать блюдам имя героев и знаменитостей, по рецепту, который автор из влек из сочинений Эскофье. Сделать это может каждый, кто владеет минимальными навыками обращения с продуктами и большим желанием эти навыки превратить в умение.

Суп «Багратион» жирный Подогреть в масле, не поджаривая, 400 грамм нарезанной кубиками телячьей ляжки, добавить 250 грамм куриного мяса и 1 ¼ литра светлого соуса «Велуте». Поставить варить на небольшой огонь.

Потом хорошо растереть телятину и куриное мясо, разбавить пюре соусом «Велуте», процедить через ткань и подогреть, не доводя до кипения. Загустить 4 желтками, 1,5 децилитра сливок и положить 100 грамм масла.

      

Примечание. Изначально суп «Багратион» готовился только с телятиной. В современной кулинарии в него стали добавлять курицу.

Постный суп «Багратион»  готовится с заменой телятины рыбой, а сливочного масла – растительным. Вареную телятину и курицу можно не растереть, а измельчить блендером.

В готовый суп можно добавить нарезанные отварные макароны, посыпать тертым сыром и зеленью. Подать с мясным или рыбным пирожком.

Светлый  соус «Велуте»
Для приготовления 2 литров соуса требуется 250 грамм только что приготовленной белой мучной подливки, 2,2 литра белого телячьего прозрачного бульона.

 Смешать белую мучную подливку с горячим или холодным телячьим бульоном, избегая появления комочков, чтобы соус был однородным.

Вскипятить, регулярно помешивая, потом поддерживать кипячение на слабом огне, регулярно снимая пену и жир в течение 1,5 часа. Процедить и охладить.

Белая мучная подливка В 250 г сливочного масла обжарить 300 г просеянной муки. Приготовление этой подливки должно занять лишь несколько минут, пока не исчезнет привкус сырой муки. Избыток приготовленной подливки можно хранить в холодильнике и употреблять по мере надобности для загущения любых супов.

Совет

Автор приготовил такой суп и к нему пирожки с мясом, угостил своих близких,  получил от них восторженные отзывы  и теперь не только собирается потчевать им дорогих гостей, но и советует своим неизменно уважаемым читателям, не жалея времени и сил, сделать то же самое.

Источник: https://www.nkj.ru/open/28229/

Краткое содержание Том II Часть первая «Война и мир» Толстой

Том II Часть первая

Глава I.

Приезд Николая Ростова с Денисовым в Москву в от­пуск. Он берет с собой Денисова, который ехал в отпуск в Во­ронеж. Нетерпение Николая по мере приближения к Москве и к дому. Встреча с родными и Соней. Николай не успева­ет добежать до гостиной, как все начинают его обнимать, це­ловать, кричать, плакать.

Соня, которой теперь было уже 16 лет, смотрела на Николая, не спуская глаз и затаив ды­хание. Встреча Ростовыми Денисова. Его встретили так же, как и Николая, те же счастливые лица обернулись к нему. Наташа даже поцеловала друга брата. Денисова отправили в отдельную комнату, а Ростовы в диванной окружили Нико­лая и стали расспрашивать обо всем. Разговор Николая с На­ташей на другое утро.

Их разговор пошел о Соне. Наташа го­ворит, что Соня любит его, а его оставляет свободным. Нико­лай осознает, что Соня красива, он может на ней жениться, но кругом еще столько соблазнов, неизведанного! Николай в свою очередь спрашивает Наташу о Борисе, но та говорит, что никогда не пойдет ни за кого замуж, а станет танцовщи­цей.

Соня и Николай встречаются, говоря друг другу «вы», но глаза говорят «ты». Графиня опасается любви Николая к Соне, которая может поломать ему карьеру.

Глава II.

Времяпрепровождение Николая Ростова в Москве. Он был одним из лучших женихов Москвы. Он ездит к дамам, дирижирует мазурку на бале у Архаровых. О Соне он вспоми­нает как о ребячестве, от которого он был теперь далек.

За­боты старого графа Ильи Андреевича Ростова по устройству обеда в честь Багратиона в Английском клубе. Он был в нем со дня основания клуба старшиной. Разговор старого графа с сыном и Анной Михайловной о Пьере.

Она рассказывает, что

Пьер теперь очень несчастлив: Элен изменяет ему с Долохо­вым. Описание настроения в Москве по получении известия об Аустерлицком сражении. Сначала все пришли в недоумение, ведь Москва привыкла к победам.

Обратите внимание

Но потом нашли причины такого поражения, которые состояли в измене австрийцев, плохом продовольствии, неспособности Кутузова и молодо­сти государя, который по наивности поверил плохим людям. Но русские солдаты были героями, особенно Багратион. При­чины выбора Багратиона героем Москвы.

Он не имел связей в Москве и был никому не знаком. В его лице отдавали честь простому русскому солдату, кроме того, таким образом вы­сказывалось нерасположение и неодобрение Кутузову. Все говорили о подвигах русских солдат, о Берге, который, ранен­ный в правую руку, взял шпагу в левую.

Про князя Андрея говорили только те, кто его знал, что он рано умер и оставил беременную жену.

Глава III.

Английский клуб перед обедом в честь Багратиона. Члены клуба и гости. Денисов, Ростов и Несвицкий. Тол­ки в кружках стариков. Растопчин рассказывал о том, как русские были смяты бежавшими австрийцами. Валуев рас­сказывает, что Уваров был прислан из Петербурга, чтобы узнать мнение москвичей об Аустерлице.

Приезд и встре­ча Багратиона. Багратион был в узком мундире с русскими и иностранными орденами. Старый Ростов преподносит Ба­гратиону на серебряном блюде стихи, написанные в честь героя. Чтение стихов, сочиненных в честь героя.

Начинает­ся ужин, в продолжение которого постоянно пьют за здоро­вье государя, Багратиона и других лиц.

Глава IV.

Мрачное настроение Пьера Безухова во время обеда и мысли по поводу измены жены. Пьер сидит на обеде на­против Ростова и Долохова. Пьер думает о тех слухах, ко­торые дошли до него о связи Элен с Долоховым. Веселое оживление Николая Ростова во время обеда. Ростов подза­доривает Пьера, чтобы тот пил за здоровье императора. До­лохов предлагает тост за красивых женщин и их любовни­

ков, за жениных мужей. Столкновение Пьера с Долоховым и вызов на дуэль. Ростов соглашается быть секундантом До­лохова. Разговор Долохова о тайне дуэли. Долохов говорит, что нужно идти на дуэль с твердым намерением убить про­тивника, и тогда все будет хорошо. Настроение Пьера.

Важно

За время бессонной ночи Пьер был полностью уверен в винов­ности своей жены и невиновности Долохова, которому сей­час незачем было беречь честь чужого для него человека, то есть Пьера.

Безрезультатные попытки секунданта Пьера — Несвицкого и секунданта Долохова — Денисова примирить противников.

Глава V.

Дуэль. Противники имели право, не доходя до барьера, стрелять кто когда захочет. Выстрел Пьера и ранение До­лохова. Пьер держит пистолет в вытянутой правой руке, а левую отставил при этом назад. Делает выстрел и от не­привычного и неожиданного сильного звука вздрагивает. Долохов ранен в левый бок.

Долохов, теряя силы, не хочет закончить на этом дуэль и стреляет, но мимо. Ростов и Де­нисов везут Долохова к матери. Долохов всю дорогу повто­ряет, что убил мать, она не перенесет того, что ее сын ранен. Он просит Ростова поехать вперед и подготовить мать.

Ро­стов с удивлением узнает, «что Долохов, этот буян, бретер-Долохов, жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат».

Глава VI.

Настроение Пьера после дуэли. Его мысли о своей же­нитьбе и отношениях с женой. Он думает о том, что убил любовника жены и как он мог до такого докатиться. Он обвиняет себя также в том, что женился на Элен, не любя. Он вспоминает, что Элен никогда не хотела от него иметь детей.

В итоге Пьер приходит к выводу, что никогда не лю­бил Элен, потому что она развратная женщина, но он всегда боялся сам себе признаться в этом. Решение уехать в Пе­тербург. Пьер больше не мог оставаться с Элен под одной крышей, не мог представить, как он будет теперь с ней гово­рить.

Приход к Пьеру Элен и объяснения по поводу дуэли.

Она спрашивает Пьера, что тот хотел доказать этой нелепой дуэлью. Он услышал, что Долохов — любовник Элен, и по­верил. Но на это нет оснований. Пьер, по ее мнению, дока­зал только, что он дурак, а об этом и так все знали. Взрыв гнева Пьера и его разрыв с женой.

Совет

В Пьере взыграла кровь его отца, он с криком «Вон!» выгоняет Элен. Она вовремя выбегает из комнаты, иначе неизвестно, что бы Пьер мог с ней сделать. Через неделю Пьер оставляет Элен доверен­ность на управление большей частью своего имения, и один уезжает в Петербург.

Глава VII.

Получение в Лысых Горах известия об Аустерлицком сражении и смерти князя Андрея. Но тело Болконского не было найдено, а потому у родных оставалась надежда, что он был поднят местными жителями. Войдя к отцу в при­вычный час, княжна Марья застает его в непривычном для него настроении и понимает, что произошло что-то страш­ное.

Старый князь сообщает о смерти князя Андрея княжне Марье. Она, вспоминая брата таким, каким видела его в по­следний раз, думает о том, верил ли он в последние минуты своей жизни в Бога, в вечной ли обители покоя он теперь. Старый князь негодует по поводу этой войны, на которой убили его сына и русскую славу. Он говорит княжне Ма­рье, чтобы та подготовила Лизу к известию.

Она несколь­ко раз старается подготовить Лизу, но всякий раз начинает плакать. В итоге она решает ничего не говорить маленькой княгине о смерти Андрея до тех пор, пока та не родит. Ста­рый князь посылает чиновника в Австрию разыскать след сына. Князь с каждым днем становится все слабее и слабее, хотя старается вести прежний образ жизни.

Марья молится за брата как за живого и каждую минуту ждет его возвра­щения.

Глава VIII.

Начало родов маленькой княгини. Настроение княж­ны Марьи. Она очень нервничает из-за Лизы, старается молиться, но понимает, что молитва не помогает. Приход к ней няни Прасковьи Савишны. Настроение старого кня­зя и обитателей лысогорского дома.

Все в доме молчало, не было слышно смеха, все притаилось в ожидании того, что должно было свершиться с маленькой княжной. Старо­му князю, до сих пор не отошедшему от горя, ничего не сообщали. Раздается голос, что кто-то едет по проспекту, наверное, доктор, за которым посылали.

Неожиданный приезд князя Андрея в Лысые Горы. Встреча его с княж­ной Марьей. Сначала княжна Марья не может поверить, что приехал брат, это слишком необыкновенно. Но потом показываются из темноты фигура и лицо Андрея.

Это был он, «но бледный и худой и с измененным, странно смяг­ченным, но тревожным выражением лица». Княжна Ма­рья потеряла от радости дар речи. Князь Андрей обнимает сестру.

Глава IX.

Обратите внимание

Князь Андрей на половине жены. Он останавливает­ся около кровати княгини, лицо которой как бы говорило: «Я никому не сделала зла, за что же я страдаю?» Приезд князя Андрея не имел никакого отношения к ее страдани­ям. Настроение князя Андрея. Рождение сына и смерть ма­ленькой княгини.

Когда заплакал ребенок, князь Андрей сначала думает, зачем принесли к Лизе ребенка? И толь­ко потом понимает, что это его ребенок родился. Он плачет, как ребенок. Он заходит в комнату маленькой княгини, та лежит мертвая на том же месте, где он видел некоторое время назад. Встреча князя Андрея с отцом.

Старый князь старческими руками обнимает сына и рыдает. Отпевание княгини. На отпевании лицо княгини как будто говорило: «Ах, что вы со мной сделали?» И князь Андрей чувствует какую-то вину, которую ему не поправить и не забыть. Кре­щение маленького князя Николая.

Князь Андрей не при­нимает участия в крещении, так как боится утопить малы­ша. Крестным отцом становится старый князь Болконский.

Глава X.

Служба Николая Ростова адъютантом при московском генерал-губернаторе. Сближение Николая с Долоховым во время его выздоровления после дуэли. Суждение матери До­лохова о сыне и Долохова о себе. Мать говорит, что Доло­хов слишком чист и благороден душой для нынешнего раз­вращенного времени. Это высокая, небесная душа, которую немногие понимают.

Сам Долохов говорит, что его считают злым, ну и пусть, ему нет до этого никакого дела. Он никого не хочет знать, кроме тех, кого он любит, а за них он жизнь отдаст. Он ищет женщину, которая будет обладать небесной чистотой и преданностью, но такую пока не встречал. Но на­деется встретить такое существо, которое возродит его и воз­высит. Атмосфера любви в доме Ростовых.

Читайте также:  Тема родины в творчестве блока (в лирике, поэзии) 11 класс сочинение

В их доме собира­ется много молодежи, которая находится в том возрасте, ког­да больше ничего и не интересует. Среди молодежи был и До­лохов, от которого все были без ума, кроме Наташи, которая считала, что Долохов был злым и в дуэли с Пьером был не прав. Долохов влюбляется в Соню. Соня знала об этом и вся­кий раз краснела при Долохове. Ростову это не совсем по душе, и он реже бывает дома.

Разговоры о новой войне с На­полеоном. Николай Ростов вновь собирается на войну.

Глава XI.

Обед Ростовых на третий день Рождества 1806 г. Осо­бенная напряженность любовной атмосферы в доме. Ростов, приехавший домой после очередной гулянки, замечает напряженность, которая царит между Соней, Долоховым и Наташей. Наташа сообщает Николаю о предложении Долохова Соне и об ее отказе. Поначалу у Ростова что-то оборвалось в груди, он даже обозлился на Соню.

Важно

Но Ната­ша говорит, что Соня отказала, сказав, что любит другого. Но Наташа понимает, что Николай никогда не женится на Соне. Разговор Николая с Соней о предложении Долохова. Николай говорит Соне, что любит ее, как никого другого, но не так, чтобы что-либо ей обещать, а потому советует по­думать над предложением Долохова.

Соня отвечает, что лю­бит Николая как брата и всегда будет его любить, а больше ей ничего и не надо.

Глава XII.

Бал «подростков» у Иогеля. На этих балах многие хо­рошенькие девушки нашли женихов и вышли замуж, а по-

тому бал у Иогеля имел успех. Особенное оживление Ната­ши и Сони на этом балу. Соня была горда предложением, сделанным ей Долоховым, и своим отказом.

Наташа была влюблена во всех, находящихся на этом балу. Денисов и На­таша танцуют мазурку. Денисов всегда великолепно танце­вал мазурку, Наташа, сама того не понимая, отдалась вся танцу.

К концу танца все были восхищены умением Дени­сова и грацией Наташи.

Глава XIII.

Долохов несколько дней не появляется у Ростовых, но потом присылает Николаю записку, что устраивает про­щальную пирушку по случаю своего отъезда в армию. Про­щальная пирушка Долохова перед отъездом в армию. Встре­ча Николая Ростова и Долохова после отказа Сони.

Доло­хов встречает Николая холодным взглядом. Долохов мечет банк. Он предлагает Ростову поставить деньги.

Ростов ви­дит, что Долохов находится в том же состоянии, что было у него перед дуэлью с Пьером, и тогда, когда как бы соску­чившись от жизни, Долохову требовалось каким-нибудь жестоким поступком избавиться от этой скуки. Николай са­дится за карточный стол.

Совет

Начало его проигрыша Долохову. Сначала Николай ставит 5 рублей, затем все больше и боль­ше. Он ставит те деньги, которые ему дал отец с просьбой не тратить много, так у них уже почти нет денег.

Глава XIV.

Сосредоточение игры на одном Ростове. Проигрыш Ро­стова растет, но он загадывает, что будет играть до тех пор, пока не проиграет 43 тысячи — число, полученное от сложе­ния его годов с годами Сони. Мысли Николая Ростова о сво­ем проигрыше. Он думает, что ведь Долохов понимает, что значит для Ростова этот проигрыш.

Когда же началось это несчастье с ним? Ростов в этот момент ненавидел «красно­ватые, с короткими пальцами и с волосами руки» Долохова, которые имели над Николаем столько власти сейчас. Окон­чание игры — Николай проиграл Долохову сорок три ты­сячи рублей. Разговор Ростова с Долоховым об уплате дол­га.

Долохов говорит Николаю, что причиной всему являет-

ся Соня. Но Николай не дает ему закончить мысль, говорит, что отдаст завтра же долг и уходит.

Глава XV.

Николай думает о том, как будет ужасно смотреть всем в глаза дома и просить денег. Приезд Николая домой. Моло­дежь дома Ростовых у клавикордов. Денисов поет сочинен­ное им стихотворение «Волшебница». Все в доме счастливы. Домашние замечают мрачное настроение Николая. Пение Наташи и мысли Николая под ее пение. Сначала Ростов ду­мает о том, как они все могут веселиться.

И как не скучно и не совестно. Наташа начинала петь теперь не по-детски. И Николай замечает это. Он полностью попадает под влия­ние этого волшебного голоса и, сам не заметив, подхваты­вает песню и начинает петь вместе с Наташей. Теперь в его голове совсем другие мысли, он внезапно понимает, что есть на свете что-то, что выше проигрышей, долгов, карт, — есть что-то настоящее.

А остальное всё вздор!

Глава XVI.

Объяснение Николая Ростова с отцом по поводу его про­игрыша. Николай говорит развязным тоном, за который сам себя ненавидит, что проиграл 43 тысячи. Но с кем этого не бывает! Граф, вероятно обиженный тоном сына, ничего не говоря, поворачивается, чтобы уйти. Ростов не выдержива­ет и со слезами кидается отцу на шею.

Объяснение Наташи со старой графиней по поводу предложения, сделанного ей Денисовым. Графиня ошарашена предложением и говорит, чтобы Наташа сказала Денисову, что он дурак. Наташа гово­рит, что не хочет за него замуж, ей его жалко. Отказ графини Денисову и его отъезд в армию.

Обратите внимание

Она объясняет Денисову, что Наташа еще слишком молода и что, ежели он действитель­но хочет на ней жениться, следовало бы сначала поговорить с ней, ее матерью. Жизнь Николая до отъезда в армию. Он проводит все время теперь дома. Соня старается показать Николаю, что его проигрыш — это подвиг, за который она еще больше его любит.

Но Николай считает, что теперь он недостоин Сони. В конце ноября он уезжает, чтобы догнать свой полк, который находится в Польше.

На этой странице искали :

  • краткое содержание война и мир 2 том
  • война и мир 4 том 2 часть краткое содержание по главам
  • Краткое содержание Том I Часть вторая «Война и мир» Толстой
  • краткое содержание война и мир том 2 по главам
  • война и мир том 2 часть 1

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-tom-ii-chast-pervaya-vojna-i-mir-tolstoj.html

Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир») на Сёзнайке.ру

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» не только показывает нам реалистически достоверные события времен наполеоновских войн, не только дает сложное переплетение художественных и мировоззренческих концепций автора, но и отвечает на главный вопрос, сформулированный в названии романа.

По мнению автора, существует два главных направления в истории — к соединению людей и к их разобщению. Единение происходит тогда, когда люди объединены не только социальным равенством, но и общей идеей, целью, как это произошло в войне с Наполеоном, их может объединять дружба, любовь, семья, общность интересов.

Разъединение людей происходит из-за гордыни человеческой, индивидуализма, возвышения личности. Также в разъединении людей свою губительную роль играют нравственные пороки. Именно такой момент отношений Пьера и Долохова показан нам в сцене дуэли. Ведь когда-то они были приятелями.

Вражда их началась тогда, когда Долохов решил за счет Пьера реализовать свои амбиции, утвердиться как личность, при этом поступаясь всеми нравственными принципами. Пьер, женившись, по старой дружбе приглашает Долохова пожить в своем доме — в результате Долохов становится любовником Элен.

Пьер, конечно, ни о чем и не подозревал, потому что такая подлость ему просто не могла бы прийти в голову, но он получает анонимное письмо, проливающее свет на отношения Элен и Долохова.

На обеде в честь Багратиона в Английском клубе Пьер мучительно обдумывает содержание письма, пытается анализировать все произошедшее. Долохов сидит за обедом напротив Пьера, и когда Пьер смотрел на него, он «чувствовал, как что-то ужасное, безобразное понималось в его душе».

Пьер размышляет: «Для него была бы особенная прелесть в том, чтобы осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я хлопотал за него и призрел его, помог ему». Пьер вспоминает приступы жестокости , которые находили на Долохова и которым Пьер был свидетелем.

Важно

Пьер понимает, что Долохову ничего не стоит убить человека. Толстой опять повторяет ту мысль, что при взгляде на Долохова «что-то страшное и безобразное поднималось в его душе». Автор нагнетает обстановку, показывает, как все окружающие Долохова люди начинают нагло вести себя, так же, как и он, в том числе и Ростов.

Все, попадающие в орбиту Долохова, кажется, заражаются от него цинизмом, неуважением к окружающим, наглостью. Глядя на Пьера, Долохов провозглашает тост за хорошеньких женщин и их любовников. Это по меньшей мере неуместно на чествовании героя, победителя в Шенграбенском сражении.

Слуга хочет дать Пьеру текст кантаты в честь Багратиона, но Долохов выхватывает листок из рук Пьера. Чаша терпения Пьера переполнилась: «Что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол. «Не смейте брать! — крикнул он».

Долохов, прекрасно понимая состояние Пьера, смотрит на него «светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой». Пьер вызвал Долохова на дуэль.

Интересен контраст между этими персонажами, который особенно заметен перед дуэлью.

Долохов спокоен, никаких мук совести он совершенно не испытывает, волнения тоже, более того, он объясняет Ростову причину своего спокойствия: «Ты иди с твердым намерением его убить, как можно скорее и повернее, тогда все исправно». То есть сам он идет на дуэль с твердым намерением убить человека, которому многим обязан, перед которым виноват, которому он разбил жизнь.

Пьер всю ночь перед дуэлью не спит, размышляя о произошедшем: «Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека».

Пьер так благороден и великодушен, что он забывает о той обиде, которую ему нанес этот человек, о том дурном влиянии на окружающих, которое оказывает Долохов, о его беспричинной жестокости, цинизме, стремлении все и всех очернить.

Но тем не менее он готов к дуэли, и ни о каком примирении, которое предлагают ему и его сопернику секунданты, как это положено по правилам дуэли, быть не может. Но Пьер никогда в жизни не держал в руках пистолета.

Совет

Он спрашивает секунданта: «Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?» Пьер похож на большого добродушного ребенка, никогда и никому в жизни не причинившего зла. И такого человека хочет убить ничтожество Долохов!

И вот противники начали сходиться. «Пьер быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было».

Все детали описания героя подчеркивают его неопытность в вопросах дуэли, абсолютную невозможность для него убить кого бы то ни было. Пьер стреляет не целясь и ранит Долохова. Долохов, упав на снег, хочет сделать свой выстрел.

Пьер, потрясенный тем, что он совершил, стоит перед пистолетом Долохова, даже не пытаясь прикрыть себя оружием: «Пьер с кроткой улыбкой раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него». Секунданты даже зажмурились, понимая, что Пьер будет убит. Но Долохов промахнулся. «Мимо!» — крикнул он.

Сколько злобы на себя самого звучит в этом крике из-за того, что он не убил Пьера. А Пьер «схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова». «Глупо…глупо! Смерть…ложь…» — повторяет Пьер.

Для него чудовищна сама мысль о том, что он чуть было не убил человека, а для Долохова ужасен факт, что он не убил Пьера. Такая антитеза позволяет нам понять философскую концепцию Толстого: насилие не должно быть способом решения конфликтов, нет ничего дороже человеческой жизни.

Раненого Долохова везут домой, и Ростов, который был у него секундантом, с удивлением узнает, что «Долохов, этот буян, бретер Долохов, жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат». Тем страшнее вина Долохова, который играет и чужими жизнями, и своей собственной, зная, что его любят, переживают и страдают из-за него близкие люди.

Для Пьера дуэль была переломным моментом жизни: он задумывается над смыслом жизни, пересматривает свои поступки, меняет свои взгляды. Одно остается неизменным: его доброта, душевная щедрость, великодушие. И в сцене дуэли эти лучшие качества Пьера проявились в полной мере.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9630-duel-pera-s-dolohovim-analiz-epizoda-iz-romana-tolstogo-voyna-i-mir

Образ и характер характеристика Багратиона по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Среди героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого можно выделить ряд реальных персонажей, которые подчеркивают реальность происходящих событий.

Читайте также:  Сочинение анализ баллады светлана жуковского

Одним из таких героев является Багратион – известный русский военачальник, князь, герой Отечественной войны 1812 года.

Представляя внешнюю характеристику героя, Толстой описывает Багратиона “невысоким, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухим, еще не старым человеком”.

Обратите внимание

В романе он руководит Шенграбенским сражением, именно Багратион был благословлен Кутузовым на спасение армии. Задачей отряда военачальника была задержка французов для соединения русских войск. Кутузов говорит Багратиону: “Благословляю тебя на великий подвиг”. И герой выполняет свой долг. Перед Шенграбенским сражением полководец изображается смертельно уставшим, “с полузакрытыми,

мутными, как будто невыспавшимися глазами”, “неподвижным лицом”, который совершенно равнодушен к происходящему вокруг него.

Однако как только началось сражение, его облик резко изменился: “Не было ни невыспавшихся, тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед очевидно ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность”. Герой не страшится опасности, он становится в один строй с офицерами и рядовыми солдатами. Уже одно присутствие Багратиона на поле боя помогает бойцам. Герой любим и уважаем за свою отвагу и решительность. В момент наступления наиболее решительного этапа сражения Багратион не отдает никаких видимых приказаний, но сам спешивается и идет в бой, являясь предводителем всего войска. Своим личным примером воодушевляет он солдат под Шенграбеном и ведет их в атаку. Автор желает подчеркнуть талант Багратиона-полководца,

всегда знающего, чего он хочет, а также знающего, при помощи каких средств достигнуть цели. При всей кажущейся бездеятельности в сражении под Шенграбеном поведение военачальника является лишь тонким стратегическим ходом: он старается не препятствовать естественному течению событий.

Характер военачальника тверд и решителен, он честен и бескомпромиссен. Еще перед Аустерлицким сражением мы видим Багратиона как принципиального воина, который не хочет участвовать в военном совете, поскольку считает его бессмысленным.

Толстой, побывавший на войне и испытавший на себе ее тяготы, относился к ней как преступлению, которое “противно человеческому разуму и всей человеческой природе”.

Автор считает, что настоящий героизм скромен и незаметен, он не выставляется напоказ, напротив, истинные герои в романе имеют подчеркнуто неуклюжие черты, отсутствие командного голоса. Они ведут себя как рядовые солдаты. Таким изображается и Багратион.

Однако благодаря используемым художественным деталям читателю ясна роль, выполняемая военачальником, чувствуется его героизм и бесстрашие, стремление любой ценой одержать победу.

Важно

Так, мы видим проявление героизма Багратиона и во время Аустерлицкого сражения, при битве с неприятелем, явно вдвое превосходящим по силе русское войско. Он же, проводя отступление, смог вывести с поля боя всю свою колонну нерасстроенной.

Во время обеда в честь Багратиона, по словам автора, “давалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату…”. Но, отважный и решительный в бою, герой застенчив и робок в светском обществе. На обеде в его честь полководец чувствует себя стесненно: “Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”.

Багратион, по мнению Толстого, является идеалом “народного” полководца. Он умеет влиять на солдат и офицеров. Само его присутствие на военных позициях способствует поднятию их боевого духа. Когда Багратиону приходится действовать, для него исчезает все личное.

Давая характеристику этому герою, даже сложно применить такие слова, как сдержанность, храбрость, спокойствие, характеризующие героическое поведение. Багратион – обычный человек, со своими человеческими слабостями, он не храбрится, он не спокоен, не сдержан, но и не напряжен.

Он просто естественен, он выполняет свое дело, руководствуясь лишь чувством долга и чести.

Багратион не боится глядеть в лицо смерти, у него даже в мыслях нет страха, поэтому и отсутствует всякое колебание в действиях, ведь он делает все, что может, под влиянием течения событий и собственных человеческих чувств.

Образ Багратиона рисуется автором не с установкой на героизм, а с целью изобразить обычного человека, полководца, который честно и свято исполняет свой долг.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-i-xarakter-xarakteristika-bagrationa-po-romanu-epopee-vojna-i-mir-tolstoj-lev-n/

Читать

Annotation

На интереснейшем фактическом материале автор рассказывает об истории и владельцах известных усадеб: Архангельское, Абрамцево, Талашкино, Званка, Знаменское-Раёк… Книга фиксирует внимание читателя на «живой» русской усадьбе XIX века, показывает разные стороны ее бытия. Повествование иллюстрируется выдержками из произведений известных писателей, многие из которых сами были владельцами усадеб, — Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева.

Предисловие

Введение

Глава первая.

«Сквозь растворенное окно»

«Смею ли просить, государь мой, об одолжении?»

«Я перед вами в натуре»

Этот несуществующий уже тип старого барина…

«Смеется звонко, позвякивает шпорами, крутит усы»

«В домоделанной коляске в полтораста пуд»

«Словно ястреб на пашне»

«Их же крепостной… гнет их, куда хочет…»

«Лежёнь, мой сосед и орловский помещик»

Глава вторая. Былых причуд лукавые загадки

«Недорогая роскошь» или раритеты родовых гнезд?

Обрусевшие турецкие причуды — оттоманка, конфидант

Тет-а-тет и визави

Пудрёз и столик-бобик

Тайны секретера

Штакеншнейдер — оранжировка усадебного быта

«Буль» французский — «буль» российский!

«Ореховое рококо»

Усадьбы в «русском духе»

Гартман, Монигетти — возрождение русской старины

Серийность — городам, уникальность — усадьбам

Кантакузен, Панина

Национальный романтизм

Сказочный мир княгини

Дом, который построил Львов

Ледяной дом

Из огня, да в пóлымя…

Земной рай Глебовых — Знаменское

Прямухинский ангел-хранитель

Жизнь Званская — по Державину

Глава третья. Каких чудес не видел здесь я?!

Сад для прогулок

«Замерз… от удовольствия»

Под куполом конного двора

«Каскад» и воду подает

Каскад прудов у речки Логовеж

Поэзия русских садов

Отбивали десятины под фруктовый сад…

Театр — с вешалки, усадьба — с парка

Увеселительные сады

Сад Головинский императорский…

«Производить сады собственного своего вкуса»

Старов или Болотов?!

Как аукнется, так и откликнется

Эффект «улитки», подземелье грота

Ахтырка — поклонники усадебного парка

Глава четвертая. Обитатели усадеб

«Мелкотравчатые»

Управляющий — фон-дер-Кок

Замысловатые профили былой дворни

Неведомый однодворец

«Наперед мужицкое, а потом свое»

Купец не то что барин

Глазами внуков

Сметь свое суждение иметь

Вкусы, взгляды, барские привычки

Бонны и русская гувернантка

«Мать не мешалась в дело нашего воспитания»

Сестры, братья — веер чувств и увлечений

«Дворецкий Иван Павлов»

Повар Фома — еще от «коренных господ»…

Паромов — бывший учитель и нынешний гость

Управитель имением

Буфетчик и цирюльник Николай Павлов

Дворня — на тургеневский взгляд

Из хама сделаешь ли пана?

Об оркестрах господских — ни слуха ни духа

Средь шумного бала, случайно…

Тон святочного веселья

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=145549&p=63

Дуэль Пьера с Долоховым (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 2, часть 1, главы 4 и 5)

В своем романе-эпопее «Война и мир» Толстой показал все многообразие человеческих отношений. Дружба, любовь, ненависть, духовные искания и разочарования, самоотверженность солдат на войне и бессмысленные интриги светского общества – все это есть ни что иное, как жизнь, которую делают такой люди. На страницах романа буквально кипят страсти: любовь, преданность, ненависть. 

    Одним из главных персонажей романа является Пьер Безухов, в образе которого писатель раскрыл сложный процесс внутреннего становления личности. Толстой показывает Пьера в самых разных жизненных ситуациях, открывая в нем новые черты и качества. 

    Дуэль Безухова с Долоховым – один из переломных моментов в жизни первого. Описание самого смертельного состязания занимает в романе несколько страниц. Вместе с тем, подробно рассказано о событиях, подготавливающих эту сцену, а также то, что происходит с участниками дуэли после случившегося. 

Совет

    На мой взгляд, своеобразной завязкой действия является женитьба Пьера на Элен Курагиной. Писатель изображает ее развратной женщиной, меняющей любовников как перчатки.

Она выходит замуж за Пьера не по любви, а по расчету, из-за наследства, а потому не уважает будущего мужа, считая его дураком.

Естественно, что подобное поведение жены могло привести только к одному – дуэли с одним из ее любовников, которым по иронии судьбы становится Долохов. 

    Сцена дуэли очень важна, потому что она ставит точку в отношениях Пьера с Элен. Спор между Безуховым и Долоховым завязывается на званом обеде в честь Багратиона, устроенном в Английском клубе. Сидя напротив Долохова и Николая Ростова, Безухов думает «о чем-то одном, тяжелом и неразрешенном».

Оказывается, что этим мучившим его вопросом был намек княжны в Москве на близость Долохова к его жене и полученное им в нынешнее утро анонимное письмо.

Всякий раз, когда нечаянный взгляд его встречался с «наглыми» глазами Долохова, Пьер чувствовал, «как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался». 

    Безухов знает, что Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля: «Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я… помог ему». Так думает Пьер, в то время как Долохов и Николай Ростов, насмешливо и неодобрительно поглядывая на него, пьют за хорошеньких женщин. 

    В данной ситуации муж Элен боится соперника. Приучив себя додумывать все до конца и быть откровенным с самим собой, он честно признается себе: «Ему ничего не значит убить человека… Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его…». 
    Но в душе Пьера, преодолевая страх, поднимается бешенство.

Обратите внимание

И когда Долохов с серьезным выражением, но с улыбающимся «в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру», это бешенство вскипает, ищет выхода. Произнеся тост за красивых женщин и их любовников, Долохов выхватывает из рук Пьера листок с текстом кантаты.

Такое поведение было бы вполне возможным при их приятельских отношениях, но сейчас «что-то страшное и безобразное…поднялось и овладело Пьером». В порыве гнева он вызывает Долохова на дуэль. 

    И вот – дуэль в Сокольниках. В этой ситуации больше проявляется настоящая сущность Долохова, нежели Пьера. Он знает, что Безухов не умеет стрелять, однако не делает никаких попыток, чтобы остановить кровопролитие. Наоборот, когда секунданты Несвицкий и Денисов делают, как полагается, попытку примирения, Долохов им отвечает: «Никаких извинений, ничего решительно». 

    Оба секунданта понимают, что происходит убийство. Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера. Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед ним Безухов? За что он готов убить человека? Вряд ли Долохов глубоко задумывался над этими вопросами, считая причиной дуэли нанесенное ему прилюдное оскорбление. 

    «Становилось страшно», — пишет Толстой. Однако происходящее уже нельзя было остановить. 

    Пьер, нелепо вытянув вперед правую руку, «видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самое себя», стреляет первым и ранит соперника.

Оба они поступают после выстрела так, как должны поступать именно эти два человека, с этими характерами. Раненый Долохов, упав в снег, все еще целится.

В этом действии заключена его сущность: по мере сил — добить до конца, отомстить во что бы то ни стало. 

    А Пьер стоит, «беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью» перед Долоховым так, что даже его секундант Денисов, не выдержав, кричит: «Зак`гойтесь!» К счастью, Долохов промахнулся…

Важно

    Душевное состояние, в котором находятся соперники во время дуэли, меняется на противоположное после нее. Жестокий и решительный Долохов, подъезжая к дому после дуэли, поражает Ростова и читателя. Он плачет, беспокоясь за свою мать, которая, узнав о дуэли, может сильно разволноваться и не пережить этого. Здесь молодой человек предстает преданным и горячо любящим сыном. 

    Пьер после дуэли всю ночь размышляет: из его воображения не выходит «умирающее лицо» Долохова. Он вспоминает свою жизнь, начиная со дня женитьбы и заканчивая дуэлью. Пьер, переживая свое заблуждение и разочарование, приходит к выводу о необходимости разрыва с Элен. 

    Объяснение супругов на следующий день заканчивается гневным припадком Пьера. Мы не видим в нем того растерянного, беспомощного человека, каким он предстает во время дуэли. Пьер в бешенстве. Он принимает решение навсегда разлучиться с женой и уехать в Петербург. 

    С этого момента у Безухова начинается новый этап жизни, связанный с масонством. Он раскрывается как личность уже в другом направлении – Толстой показывает не личную его жизнь, а общественную. 

    Таким образом, дуэль Пьера с Долоховым является как бы переломным моментом в жизни Безухова. Поэтому в контексте всего произведения этот эпизод играет важную роль – позволяет читателю более глубоко понять эволюцию образа Пьера.

Источник: http://BestRed.ru/news/duehl_pera_s_dolokhovym_analiz_ehpizoda_iz_romana_l_n_tolstogo_vojna_i_mir_tom_2_chast_1_glavy_4_i_5/2016-09-23-82

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector