Образ и характеристика аглаи епанчиной в романе идиот достоевского сочинение

Аглая Епанчина в романе «Идиот»: образ героини

Аглая Епанчина в романе «Идиот» — младшая дочь, она характеризуется несравненной красотой, а ее будущее видится домашним как воплощение «земного рая».

Ее отец, генерал Епанчин, — успешный предприниматель, его дом богат. Все домашние обожают красавицу Аглаю, холят ее.

Поэтому в ней видны как черты хорошо воспитанной барышни, так и избалованность, желание устроить все в соответствии со своими своенравными желаниями.

Обратите внимание

Аглая уже вступила в такой возраст, когда ей хочется кого-нибудь полюбить, но она подсознательно считает себя человеком, превосходящим свое окружение, а потому не может удовлетвориться «обычным» женихом.

При этом она вовсе не стремится к браку с человеком, занимающим в обществе высокое положение. Скорее наоборот.

Достоевский сообщает нам, что ее мечта — с радостью поселиться на чердаке с каким-нибудь никому не известным студентом.

Аглая («Идиот») воспитывалась в благополучной семье и приобрела жажду к знаниям, она хочет трудиться на благо общества, тайно от родителей она читает книги прогрессивных мыслителей, а потому она презирает брак по расчету, считая такое здравомыслие вещью презренной. Аглая преклоняется перед героизмом, ей хочется выбраться из болота своей жизни аристократки средней руки.

Понятно, почему с такими вот настроениями ее привлекает Мышкин, нежданно-негаданно появившийся на ее горизонте. То, что Мышкин выламывается из общего ряда, служит для нее свидетельством того, что он — человек настоящий.

Мышкину все равно, где и с кем он имеет дело, он ведет себя со всяким по-дружески, он — «демократ», что сообщает ему обольстительную свежесть в глазах Аглаи. Окружение почитает Мышкина за «идиота», но Аглая полагает, что именно он обладает настоящей чистотой, непричастной к привычной расчетливости этого мира.

Он беден, но именно он — без всякого на то своего желания — воплощает в себе «идеал». Елизавета Прокофьевна, мать Аглаи, так же, как и Мария Александровна («Дядюшкин сон»), говорит: ее дочь незрела в чувствах, ее ум движется от одной крайности к другой.

Мышкин не знает правил этой жизни, он — «младенец», но именно это и пробуждает в девушке материнский инстинкт и заставляет ее полюбить Мышкина.

Важно

Аглаю избаловали в семье, она хочет стать «новой женщиной», эдаким «синим чулком». Она мечтает о том, чтобы убежать из дому с бедным студентом, она ненавидит балы, она боготворит справедливость и «настоящий» ум, она хочет сама осуществить выбор жениха, быть полезной для общества, обрести самостоятельность и смелость… Все это — символы «новой женщины».

В Аглае («Идиот») отражается подъем свободолюбивых настроений, быстро крепнущего движения за раскрепощение женщины — явления, набиравшего силу в 60-х годах после отмены крепостного права.

Начиная с этого времени женщины из аристократических кругов, которые до этого времени были ограничены семьей и тесным кругом светского общения, одушевляются Чернышевским и романами Жорж Санд, они, вместе с прогрессивно настроенными мужчинами, образуют движение, ставящее своей целью высшее женское образование.

Женщины, подобные Аглае, вместе с таким же прогрессивным образом настроенными мужчинами и, получая от них руководство к действию, были образованны и энергичны. И таких женщин насчитывалось немало.

В «Преступлении и наказании», написанном до «Идиота», младшая сестра Раскольникова Дуня — женщина молодая и сильная духом — выходит замуж за женского обожателя Разумихина, и они приступают к издательской деятельности.

В этой супружеской паре тоже видны ростки феминистского движения.

У Аглаи в романе «Идиот» существовал жизненный прототип. Это возлюбленная Достоевского — «студентка» Аполлинария Суслова.

Аполлинария Суслова — одна из крепких духом молодых женщин, которые стремились к «освобождению женщины». Она сильно напоминает Аглаю из «Идиота». Аполлинария была дочерью предприимчивого крепостного крестьянина Прокофия, который выбился в купцы и фабриканты. В семье ее баловали, она не должна была работать, чтобы обеспечить свое существование.

Приехав в Петербург, Аполлинария сочувствовала феминистскому движению, под влиянием тогдашних прогрессивных мыслителей она возненавидела балы, посещала открытые образовательные лекции, отличалась предельной и даже чрезмерной серьезностью.

Совет!

Она была идеалисткой, натурой цельной и деятельной, которая, презрев общественное мнение, решительно бралась за осуществление того дела, которое казалось ей справедливым. Точно так же, как и Алтая, Аполлинария хочет быть «полезной обществу». В своем дневнике она писала о том, что, будучи воспитана среди крестьян, она хочет «…

где-нибудь в провинции и открыть школу для народа», творить для крестьян пользу; человека же, который не стремится к этому, она считает существом бесцельным. В последующем она действительно построила деревенскую школу и участвовала в просветительском движении.

Летом 1861 г., когда Аполлинарии был двадцать один год, она познакомилась с Достоевским. В это время он был занят журнальными публикациями «Записок из мертвого дома» и «Униженных и оскорбленных», где представлены образы каторжников, несчастных детей, выступавших за свободную любовь женщин.

В «Бедных людях», в «Униженных и оскорбленных» Суслова увидела Достоевского-филантропа, выбрала его в качестве своего «наставника» и стала, в конце концов, его любовницей. Достоевский был женат.

В письме к Федору Михайловичу Суслова же отзывалась о своих чувствах как о «красивой, даже грандиозной любви», в чем тоже можно видеть характер «новой женщины».

Об «Идиоте» много говорилось, что этот роман — «трагедия красоты», при этом Настасья Филипповна трактовалась как проявление «-содомской красоты», а Аглая — как проявление красоты Мадонны. Однако такая трактовка — абстрактна, с ее помощью невозможно объяснить жизнь Аглаи.

Аглая в романе «Идиот» рассорилась с родителями, она заявила, что брак с Мышкиным невозможен, потому что он сошел с ума, вышла замуж за какого-то подозрительного эмигранта-поляка, который называет себя революционером, присоединилась к польскому освободительному движению.

Это сильно напоминает то, что случилось с Сусловой: она едет в Париж и общается там с русскими революционерами, которые поддерживают польское освободительное движение.

Помимо Полины, Достоевский был знаком также с Анной Корвин-Круковской — молодой женщиной, которая тоже входила в круг зарубежных революционеров и принимала участие в событиях, связанных с Парижской коммуной.

Обратите внимание

В образе Аглаи видны черты тогдашних молодых и энергичных идеалисток. Она — представительница своего поколения, ищущая свой путь и не берущая за образец таких людей, как Ганя Иволгин или же Антип Бурдовский.

В конце романа коротко говорится, что ее польский муж обманывает Аглаю. В этих словах чувствуется оценка Достоевским нетерпеливости и недальнозоркости выбора, сделанного молодой идеалисткой.

В то же самое время ясно, что по характеру Аглая — копия своей матери Елизаветы Прокофьевны, что в своей основе она натура искренняя, справедливая и добрая.

Наверное, в образе этой героини отразились надежды Достоевского, связанные с молодым поколением.

Мышкин ощущает безграничное сострадание по отношении к страдалице Настасье Филипповне и готов жениться на ней. В то же самое время он влюблен и в «прекрасного друга» — чистую и порывистую Аглаю, он обещает жениться на ней. Мышкин разрывается между жалостью и любовью.

Он хочет, чтобы у него сохранились добрые отношения с обеими женщинами. Аглая активно понуждает его к женитьбе. В конце концов оказывается так, что при очной встрече каждая из них настаивает на том, чтобы он совершил свой выбор. Барышня Аглая не выдерживает этой сцены и в гневе на Мышкина покидает комнату.

Мышкин следует за ней, но в конце концов возвращается к «страдалице» — Настасье Филипповне.

Этой сценой управляют только два фактора — «гордость» соперниц и «чистота» Мышкина. Это род психологической сшибки — прием, столь свойственный Достоевскому. В нем полностью отсутствует жизненная правда, но зато сцена полна драматического напряжения.

Важно

Если прототипом Аглаи послужила Суслова, то тогда Мышкин, в которого влюблена Аглая, — это Достоевский, в которого влюблена Полина.

В таком случае получается, что Настасья Филипповна, которой сострадает Мышкин, — это чахоточная жена Достоевского — Мария, за которой он ухаживает.

Впоследствии на Сусловой женился писатель Розанов. Согласно его свидетельству, при сделанном им вопросе о причинах разрыва с Достоевским та отвечала: «Я же ему отдалась любя, не спрашивая, не рассчитывая. И он должен был так же поступить. Он не поступил, и я его кинула» (между прочим, Розанов тоже говорил, что Суслова сильно напоминает Аглаю из «Идиота»).

Как это следует и из письма Достоевского к Врангелю, он обманул Марию, он сознавал незрелость Полины, которая была младше его на двадцать лет, ощущал радость от этой любви, но у него не было намерения оставить жену.

«Сострадатель» Мышкин разрывается между Аглаей и Настасьей.

Понуждаемый к браку Аглаей, он все-таки совершает свой окончательный выбор в пользу «несчастной» Настасьи Филипповны, то есть чувство сострадания и жалости берет верх.

В метаниях Мышкина и его решении, вероятно, нашли отражение жизненные обстоятельства самого Достоевского: Суслова настаивала на браке, но писатель остается вместе со своей больной женой.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/aglaja_epanchina_v_romane_idiot_obraz_geroini/66-1-0-965

Женские образы романа Достоевского «Идиот». Настасья Филипповна и Аглайя

Одно из высших достижений романа «Идиот», как и всего творческого пути Достоевского, — образ Настасьи Филипповны. Это центр, к которому тянутся все нити сюжета и от которого исходят все импульсы действия.

Есть два толкования этого сложного и глубокого женского образа. По одному из них героиня Достоевского – вакханка, гетера, «бесноватая», одержимая чувственной страстью, которая и приводит её к гибели. Недаром сама она называет себя «уличной», «рогожинской», «бесстыдной». Это мстительница, не знающая пощады. Красоту её один из героев романа называет «фантастической и демонической».

По другому толкованию Настасья Филипповна – воплощение нравственной чуткости и чистоты, устремлённости к идеалу и любви. Она любит музыку, она читала много поэм, у неё безошибочный вкус и врождённая культурность. Она мечтает о человеке, который придёт и поймёт её. Это смелая и мужественная натура, способная на протест и борьбу.

В окончательной редакции господствует эта вторая, «чистая» Настасья Филипповна. Достоевский «оправдывает» свою героиню.

Он изображает её на фоне растленной среды высокопоставленного Петербурга и прекрасно передаёт возникновение её высокого чувства к первому человеку необычайной душевной просветлённости, которого она встретила. Возрождённая к новой жизни, она поднимает бунт против мира тоцких, епанчиных, иволгиных.

Правдой и справедливостью звучат протесты, брошенные ею в лицо её плотоядным искателям, лишившим юную девушку высшего права на любовь и счастье. Образ вырастает до высокого трагизма.

Совет!

Писатель изображает свою героиню нравственно одарённой натурой. У неё репутация бескорыстной женщины. Никто не может похвалиться успехом у этой всем известной куртизанки.

В Петербурге её связь с Тоцким только видимость – она уже навсегда ушла от него и строго замкнулась; её кружок – это какие-то бедные чиновницы, захудалые актрисы, семейство безвестного учителя. Она любит юродивых и старушек.

Её влечёт ко всему незаметному, смиренному, убогому.

Изредка у неё собираются ценители её блестящей внешности. Тогда она являет тип Перикловой возлюбленной. Остроумная, увлекающаяся, неотразимая, она обладает тонким даром беседы, искусством меткой реплики, умением вести опасный спор. Слушатели дивятся «блестящему уму и светлому чувству, с которым она иногда рассказывала, когда увлекалась».

Но она способна на высшие проявления сердечности и самопожертвования. Так выступает она в одной из лучших сцен романа – при встрече главных героев ночью в Павловске у дачи Епанчиных.

И вот, наконец, она стояла перед ним лицом к лицу, в первый раз после их разлуки; она что-то говорила ему, но он молча смотрел на нее; сердце его переполнилось и заныло от боли.

О, никогда потом он не мог забыть эту встречу с ней и вспоминал всегда с одинаковой болью.

Она опустилась перед ним на колена, тут же на улице, как исступленная; он отступил в испуге, а она ловила его руку, чтобы целовать ее, и точно также, как и давеча в его сне, слезы блистали теперь на ее длинных ресницах.

Если поначалу князь относится к Настасье Филипповне как к божеству: «В вас всё совершенство… даже то, что вы худы и бледны… вас не желаешь представить иначе…», — то в конце романа, в сцене перед венчанием, вышедшая на крыльцо, «бледная, как мертвец», Настасья Филипповна, поначалу привычно получившая букет пошлостей от собравшихся зевак, так посмотрела на них, «большие чёрные глаза её сверкали на толпу как раскалённые угли; этого-то взгляда толпа и не вынесла; негодование обратилось в восторженные крики».

Что же произошло с Настасьей Филипповной за этот промежуток времени? Что наделило её такой чудной силой? Конечно, любовь, ведь главным источником духовного опыта является именно она.

АГЛАЯ ЕПАНЧИНА

Обратите внимание

Образ Настасьи Филипповны контрастно оттесняется Аглаей Епанчиной. Это сильная и умная девушка. Она способна на критическое отношение к своей среде и рвётся из своего гнезда на волю.

Читайте также:  Дефорж в романе дубровский пушкина

«Я не хочу по их балам ездить, я хочу пользу приносить…» Её захватывает революционная литература, она «все запрещённые книги прочла».

В эпилоге романа Аглая порывает со своей аристократической средой и связывает свою судьбу с польским революционером для борьбы за освобождение его поверженной родины.

Отсюда душевное внимание Настасьи Филипповны к этой генеральской дочке и завершающий их необычные отношения «поединок» – знаменитая встреча соперниц, из которой бесправная и отверженная выходит победительницей. Достоевский мастерски раскрывает и недосягаемое чувство собственного достоинства этой «загубленной женщины» и бурю страдания, охватывающую под конец её оскорблённую душу.

Аглая прошла другой путь, нежели Настасья Филипповна. Ей многое было дано от жизни: красота, дружная семья, любовь к ней князя. Но «загадка» её красоты разрешилась по-земному мелко и нелепо.

То, что поначалу воспринималось как капризы домашней любимицы, постепенно приобрело отчётливый характер духовной слепоты и взбалмошного эгоизма. Её чувство к князю носит покровительственный характер.

Она, пожалуй, более стесняется его своеобразия в глазах обычных людей, чем отождествляет себя с любимым, и в качестве счастливой соперницы она не высказала ни великодушия, ни сострадания.

Отношения Аглаи с князем открыли в ней качества собственника: желание испытать, проверить его, побудили её на рискованный эксперимент и … на бестактное поведение.

Вот почему всегда помнятся сказанные о ней слова её матери Лизаветы Прокофьевны, которая хоть и любя, но грубовато-точно аттестовала дочь так: «Девка своевольная, девка фантастическая, девка злая, злая, злая! Тысячу раз буду утверждать, что злая!».

Важно

ТРАГЕДИЯ КРАСОТЫ

Красота, которую на земле воплощала Настасья Филипповна, ушла из жизни, и это трагедия. Но она ушла, приобщившись таинственной и прочной гармонии между Творцом и человеком; ушла, узрев свою собственную сущность, божественно отпечатавшись в жизни. А значит – ушла состоявшись. Именно этот свет победоносного духа и разлит в трагической концовке романа.

Духовная сумятица привела Аглаю «в каталическую исповедальню какого-то знаменитого патера, овладевшего её умом до исступления». Это тоже трагедия красоты. Но трагедия в её земных пределах, в которых небо благосклонного участия не принимает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прослеживается интересная тенденция в изображении женских характеров писателем.

В его романах присутствуют два типа героинь: мягкие и покладистые, всепрощающие — Наташа Ихменева, Сонечка Мармеладова — и бунтарки, страстно вмешивающиеся в эту несправедливую и враждебную им обстановку: Катерина Ивановна, Настасья Филипповна.

Два этих женских характера интересовали Достоевского, заставляли его вновь и вновь обращаться к ним в своих произведениях. Писатель, безусловно, на стороне кротких героинь, с их жертвенностью во имя любимого.

Так всегда было на Руси: мужчина — деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была женщина. Достоевский не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве.

Источник: https://studopedia.net/1_28437_zhenskie-obrazi-romana-dostoevskogo-idiot-nastasya-filippovna-i-aglayya.html

«образ чистой красоты» в романе ф. м. достоевского «идиот»

Когда Аглая Епанчина после полугодовой разлуки впервые встречается с князем Мышкиным на даче, которую тот снимал у Лебедева в Павловске, она наполовину в шутку, наполовину всерьез читает перед князем и его гостями стихотворение А. С.

Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…». Если сравнить прочитанные героиней строки с полным текстом пушкинской баллады, то можно увидеть, что она выбросила места, где прямо говорится о влюбленности рыцаря в «Марию деву, Матерь Господа Христа».

Сама Аглая своеобразно интерпретирует пушкинское творение: «Там, в стихах этих, не сказано, в чем, собственно, состоял идеал «рыцаря бедного», но видно, что это был какой-то светлый образ, «образ чистой красоты», и влюбленный рыцарь вместо шарфа даже четки себе повязал на шею»1.

Далее в объяснении Аглаи появляется вместо идеала Богородицы некая «дама», относительно которой «рыцарю бедному» «уже все равно», кем бы она ни была и что бы она ни сделала: «…если б она потом хоть воровкой была, то он все-таки должен был ей верить и за ее чистую красоту копья ломать» (т.

8, с. 207).

Совет!

Слов «образ чистой красоты» в стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный… » нет, но похожее выражение — «гений чистой красоты» — встречается в другом пушкинском шедевре, «Я помню чудное мгновенье…», посвященном А. П. Керн, конкретной женщине, с которой автора связывали вполне земные чувства.

Ясно, что в причудливо совмещенных художественных образах Аглая хотела выразить свое понимание главной романной коллизии — взаимоотношений князя Мышкина и Настасьи Филипповны.

«Образ чистой красоты», который князь увидел в «падшей» женщине, бывшей наложнице богатого помещика Тоцкого, вызывает в нем такое же религиозное поклонение, с каким относился пушкинский «рыцарь бедный» к «пречистой», «пресвятой» Марии.

Обожествление обычной земной женщины, пусть и красавицы, — это признак гуманистической эпохи Нового времени (XVII-XIX веков), отошедшей от церковно-библейской веры. Человек в его земной природе становится «мерой всех вещей».

Переосмысляется и сам образ Христа, которого теперь нередко понимают как идеального, совершенного человека, лишенного божественной природы. Таков, по замыслу Достоевского, «положительно прекрасный человек» Мышкин, «Князь Христос» (т. 9, с. 253).

Другими словами, суть этого распространенного в XIX веке мировоззрения состоит в признании некоего эталона независимой от Бога «человечности», в котором добро, истина и красота соединяются в неразрывном, органическом единстве.

С таким, воспринятым через Ф. Шиллера, представлением Достоевский не желал окончательно расставаться практически всю жизнь — через девять лет после «Идиота» в «Сне смешного человека» он писал, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» (т. 25, с. 118).

По этой логике, не что иное как несправедливое социальное устройство, принудив Настасью Филипповну к унизительной роли содержанки, изуродовало ее душу, разрушило изначальную, природную гармонию ее личности. Однако восстановить утраченное единство добра, истины и красоты в Настасье Филипповне вполне под силу идеальному

О. А. Богданова

«Образ чистой красоты» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

человеку, каковым и является, по первоначальному замыслу автора, прибывший в Петербург из Швейцарии князь Мышкин. Не случайно в романе подчеркивается, что он долгое время жил на родине Ж.-Ж.

Обратите внимание

Руссо, французского мыслителя XVIII века, утверждавшего, что человеческая природа добра, разумна и прекрасна сама по себе, в своем земном состоянии, и портится только под воздействием «дурной социальности». Руссо, по сути, отрицал христианское учение о первородном грехе и его последствиях для человека, ставшего игрушкой в руках сатаны.

По его мысли, не тронутый цивилизацией «естественный человек», подобный Мышкину в начале романа Достоевского, и есть подлинный идеал «человечности», не нуждающийся в преображении с помощью божественной силы. Вспомним, как в ответ на реплику одной из старших сестер Аглаи, Аделаиды, князь замечает: «я действительно, пожалуй, философ, и кто знает, может, и в самом деле мысль имею поучать…

(здесь и далее курсив мой. — О. Б.)» (т. 8, с. 31). А чуть позже, в том же разговоре в гостиной Епанчиных, признается в мыслях о своей способности прожить жизнь «умнее всех» (т. 8, с. 53). Создается впечатление, что герой осознает себя предназначенным для некоей миссии.

Становится также понятным, почему при завязке романного действия, глядя на портрет Настасьи Филипповны и дивясь ее ослепительной красоте, князь Мышкин восклицает: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!» (т. 8, с. 32). Ведь «сладостная мечта»,

о которой говорил Пушкин в своем «Рыцаре бедном», в представлении героев романа, той же Аглаи, — это «восстановить и воскресить человека» (т. 9, с. 264).

Именно с такой целью Мышкин предлагает свою руку Настасье Филипповне в первый же день знакомства. Гуманистическая «истина», соединясь с прекрасной внешностью и добром, воссоздаст в бывшей куртизанке «образ чистой красоты».

Красота телесная в сочетании с красотой нравственной «спасет мир», потому что, как писал Достоевский еще в ста-

тье 1861 года, она «присуща всему здоровому», является «необходимой потребностью организма человеческого» (т. 18, с. 94).

Но все складывается не так, как первоначально задумывал автор «Идиота». В романе появляется «гениальная фигура» (т. 9, с. 253) Лебедева, мелкого дельца-мошенника, интригана и в то же время глубочайшего философа-парадоксалиста, толкователя Апокалипсиса.

Именно он высказывает ключевые для дальнейшего понимания главных образов «Идиота» мысли: «…закон саморазрушения и закон самосохранения одинаково сильны в человечестве», «дьявол… владычествует человечеством до предела времен, еще нам неизвестного», «ослабели, …

помутились источники жизни» в «наш век пароходов и железных дорог» (т. 8, с. 311, 315).

Важно

Из сюжета становится очевидным, что в судьбе Настасьи Филипповны действует «закон саморазрушения»; в ее лице красота не спешит сочетаться с истиной и добром, хотя имеет все возможности для этого.

Во-первых, при ближайшем рассмотрении трудно назвать героиню жертвой социальной несправедливости: в 1860-е годы в образованных кругах России буквально процветал культ свободной в выборе любимого человека женщины, жениться на которой считалось «передовым» поступком.

Кроме того, героиня вполне могла бы отказаться от роскошной жизни на средства влюбленных богачей, если уж так тяготилась своей «продажностью», и жить самостоятельно, скромной трудовой жизнью. Зло, но по сути справедливо бросает ей Аглая: «Захотела быть честною, так в прачки бы шла» (т. 8, с. 473).

Наконец, еще в начале произведения у нее появляется возможность выйти замуж за только что получившего огромное наследство князя Мышкина, горящего желанием искупить ее прошлые страдания искренним уважением и преданной любовью.

Однако Настасья Филипповна уезжает с купцом Рогожиным, а затем в течение всего романного действия, мечется между обоими героями, доводя их до умопомрачения.

Прекрасно понимая, что собственническая страсть Рогожина грозит ей гибелью, она, тем не менее, в очередной раз убегает в подвенечном платье от Мышкина и практически сознательно идет под нож измученного ревностью Парфена.

Ею движет «бесовская гордость» (т. 8, с. 482), не дающая принять сострадание Мышкина. Поэтому и не может состояться гуманистическое «воскресение» Настасьи Филипповны, ее «возвращение» к «образу чистой красоты» (каковым она, по-видимому, никогда и не являлась).

В одной из последних сцен романа, перед несостоявшимся венчанием героини с князем, собравшуюся у дома толпу поражает ее «инфернальная», демоническая красота: она вышла «бледная, как платок; но большие черные глаза ее сверкали… , как раскаленные угли» (т. 8, с. 493).

«Жалость» к Настасье Филипповне сменяется у Мышкина «ужасом» перед ней: «я боюсь ее лица» (т. 8, с. 494).

Совет!

В подготовительных материалах к «Идиоту» автор записал: «Сострадание — все христианство» (т. 9, с. 270).

Однако под христианством он здесь понимал не почти двухтысячелетнее церковно-евангельское учение, а опиравшееся на идеи Руссо современное ему «розовое» христианство социалистов-утопистов, во главе с гуманистическим Христом, который вновь и вновь приходит в мир бороться за земную справедливость.

В процессе работы над романом художественная логика приводит Достоевского к убеждению, что натура человека глубже гуманистических «мечтаний»: «бесовство» не укротить человеческой «жалостью», а внушенную дьяволом тягу к смерти — рациональными доводами.

Сострадание бессильно по отношению к Настасье Филипповне. Христианство не может быть сведено к одной «жалости»: Мышкин не «воскресил» героиню ни духовно, ни социально.

В мире, лежащем во зле, даже «положительно прекрасный человек» своими силами не способен «спасти» другого человека, не может противостоять дьяволу без Божьей поддержки.

Однако присутствия Бога в этом произведении Достоевского не чувствуется. Никто из основных героев не посещает храма, не молится, не читает Священное Писание. Мы не встречаем в романе ни одного духовного лица. При этом отчетливо ощущается воздействие на персонажей «великого и грозного» «нечистого духа» (т. 8, с.

311), перед которым все они беззащитны. Но что здесь есть — это великая тоска по Богу. Недаром уже в следующем романе Достоевского — «Бесы» (1870-1872) — появляется святой старец Тихон, насельник православного монастыря.

Он становится воплощением положительного начала, получая от Бога силу сопротивления бесовской стихии, сокрушающей «человечность».

Обратите внимание

Идея же романа «Идиот», по признанию писателя, «почти лопнула» (т. 28, кн. 2, с. 321), потому что гуманистический Христос оказался несостоятельным в деле «спасения» красоты от «бесовства».

Интересно, что знаменитые слова о красоте, которая «спасет мир», проходят в «Идиоте» как бы через тройной фильтр. С одной стороны, эта мысль первоначально была близка автору, потому что прозвучала еще в подготовительных материалах к роману: «Мир красотой спасется» (т. 9, с. 222).

Затем ее где-то за текстом произносит еще не разуверившийся в действенности «сострадания» Мышкин. На страницах романа она впервые и единожды появляется в насмешливых речах «инфернального» героя Ипполита, называющего эту мысль князя «игривой».

Читайте также:  Новаторство поэзии маяковского (в лирике, творчестве) сочинение

К тому времени Мышкин уже сменил «жалость» по отношению к Настасье Филипповне на «ужас» и на каверзный вопрос Ипполита: «Какая красота спасет мир?» — не смог ответить ничего…

Красота не может сама по себе «спасти» мир — к такому неожиданному для себя выводу приходит Достоевский в итоге своего переломного романа. — Один из признаков творения, красота сама нуждается в «спасении» с помощью добра и истины, но не гуманистических, а обладающих божественной силой противостоять врагу человеческо-

го рода. Гармония добра, истины и красоты может быть достигнута только в Боге, а не в мирском идеале «человечности». А значит, «образ чистой красоты» оказывается утопией.

Это подтверждает и романная судьба другой необыкновенной красавицы «Идиота» — Аглаи Епанчиной. В отличие от Настасьи Филипповны, она «порядочная» девушка — генеральская дочь, блестящая невеста, окруженная любящей семьей и почтительными искателями ее руки.

Князь Мышкин издали считает Аглаю «светом»; не знакомая с ней лично Настасья Филипповна пишет ей восторженные письма: «вы… совершенство», «вы невинны» (то есть лишены греха) (т. 8, с. 379-380). Один из поклонников называет ее «божественной девушкой» (т. 8, с.

482).

Однако в оценке близко знающей ее матери Аглая — «злая», «самовольная», «фантастическая», «безумная» (т. 8, с. 271, 273), а для отца она — «хладнокровный бесенок» (т. 8, с. 298). Интересно, что те же самые определения постоянно сопутствуют на страницах романа Настасье Филипповне.

По мере развития сюжета, сближаясь с младшей Епанчиной, Мышкин замечает в ней все больше «мрачного», «нетерпеливого», «капризного» (т. 8, с. 434).

Пораженный ее ревнивой ненавистью к Настасье Филипповне, он бормочет, с болью теряя в Аглае свой идеал: «Вы не можете так чувствовать… » (т. 8, с. 364). Когда же героиня проявляет светлые черты характера, он радуется: «Ах, как вы прекрасны можете быть…» (т. 8, с. 436).

Важно

К концу романа князь относится к Аглае почти так же, как и к ее сопернице, называя «безумной» и «ужасаясь иным взглядам ее в последнее время, иным словам» (т. 8, с. 467).

В сцене свидания двух женщин, в которой также участвовали Мышкин и Рогожин, Аглая проявляет «почти беспредельную гордость», «ужасное наслаждение мщения», «невыразимое высокомерие». «И я ее за ангела почитала!» (т. 8, с. 473) —

могли бы посетовать вместе с Настасьей Филипповной все остальные персонажи.

Получается, что «образ чистой красоты» был в Аглае иллюзией; кроме разрушительных страстей, поднимающихся из глубин ее существа, ничто — никакая социальная несправедливость или одиночество, как в случае с Настасьей Филипповной, — не может объяснить «бесовского характера» «гордой барышни» (т. 8, с. 298, 473).

«Положительно прекрасный человек» и здесь оказался бессильным спасти красоту из демонического плена. Свадьба с Аглаей не состоялась, как и свадьба с Настасьей Филипповной.

Первая красавица, исходя из авторской системы ценностей, погибла духовно, оторвавшись от России и став марионеткой в руках польского авантюриста-като-лика. Вторая, как уже говорилось, была зарезана одержимым ревнивцем.

Сам «Князь Христос» ушел от мира в неизлечимую душевную болезнь.

В мире без Бога судьба красоты ужасна, свидетельствует Достоевский своим романом: с неизбежностью становится она орудием «нечистого духа».

В следующих произведениях романист подходит к теме красоты преимущественно с религиозно-философским ключом.

И все же отблески прежнего, гуманистического, «шиллеровского», понимания красоты сохраняются у Достоевского до конца его творческого пути — достаточно вспомнить любование «живой жизнью» в облике Катерины Николаевны Ахмаковой («Подросток») или восхищение русской красавицей Грушенькой, сохранившей чистую любящую душу одновременно с обретением прочного житейско-практического положения («Братья Карамазовы»).

1 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. Т. 8. С. 207. Далее в тексте статьи ссылки на это издание даются в круглых скобках.

Источник: https://psibook.com/literatura/obraz-chistoy-krasoty-v-romane-f-m-dostoevskogo-idiot.html

Характеристика романа «Идиот» Достоевского Ф.М

Характеристика романа

«Идиот» Достоевского Ф.М

Вслед за «Преступлением и наказанием» Ф.М.Достоевский пишет роман «Идиот» (1868). Если в первом про­изведении герой показан как отрицательный персонаж, то в «Идиоте» автор поставил перед собой противоположную задачу — «изобразить вполне прекрасного человека». Эта идея была «старинная и любимая» у Достоевского.

Свое стремление создать «положительного героя» автор вопло­тил в образе князя Мышкина. Князь Лев Николаевич Мышкин отличается с первого взгляда от всех действую­щих лиц романа тем, что он с радостью воспринимает мир. Он умеет быть счастливым. Он заявляет об этом в первый же день приезда в Петербург.

В разговоре с семейством Епанчиных при рассказе о своей жизни в Швейцарии князь признается: «Я, впрочем, почти все время был счастлив».

Совет!

Создавая образ князя, Достоевский в тетрадях с планами и набросками к роману дает следующую характеристику: «Взгляд его на мир: он все прощает, везде видит причины, не видит греха непростительного и все извиняет».

Достоевский лишает Мышкина всех внешних качеств, которые могут привлекать окружающих. Некрасивый, не­ловкий, а иногда и даже смешной в обществе, князь болен тяжелой болезнью. На большую часть людей, с кем он сталкивается, он в первый момент производит впечатление «идиота».

Но затем все герои романа прекрасно сознают превосходство князя над собой, его духовную красоту. А все это потому, что князь — счастливый человек. «Лю­бить — вот умение быть счастливым. Человек любви ищет, потому что радости ищет. Счастливое сердце — любящее сердце. Любовь сама по себе есть высшее благо.

И в людях Мышкин открывает этот всегда живой и влекущий, но робкий и таимый поток любви, жажду любить и быть любимым». (А.Скафтымов).

Причины, мешающие людям любить, Достоевский раскрывает в образах остальных действующих лиц романа. Настасья Филипповна, Рогожин, Аглая, Лизавета Прокофьевна, Ипполит, Ганя Иволгин и генерал Иволгин — всем им, в большей или меньшей степени, мешает быть счас­тливыми, понимать и прощать чувство гордости, самолю­бие.

Все прекрасные начала человеческих чувств они скры­вают, не дают им выйти наружу. Стремление утвердить себя над всеми превращается у них в потерю своего собствен­ного лица. Огромное желание любить, раскрыть себя перед другим человеком подавляется в них в силу великого само­любия и приносит им только боль и страдание.

Человек, который противопоставлен всем им, — это князь Мышкин, человек, который совершенно лишен самолюбия. Князь — единственный человек, который умеет распознавать в людях те их прекрасные душевные качества, которые они так старательно прячут от посторон­них глаз. Недаром князю легко и хорошо бывает только с детьми.

Дети еще не научились прятать свои чувства, обманывать, подавлять в себе искренние порывы. Да и сам Мышкин — «большой ребенок».

Обратите внимание

У Достоевского чувство «детскости» в его героях — это всегда признак того, что в их душе еще не совсем пропали «живые источники сердца», они еще живы, их не заглушили окончательно «уверения и соблазны отрицающего рассудка и гордости».

Но князю всегда трудно со своей открытой душой и простодушием в обществе «больших людей», потому что наивно-открытая душа для чужих, нелюбящих глаз, черствых и завистливых сердец смешна и никак не укладывается в рамки общества, где все чувства наглухо закрыты и где соблюдаются свои собственные законы приличия. В таком обществе искренность даже неприлична и способна только унизить человека. У тех, кто больше любит князя, и ценит, и уважает, такое поведение вызывает стыд за него, смущение и негодование на самого князя за то, что он раскрывает душу недостойным людям.

Но князь Мышкин чувствует расстояние между собой и внутренним своим идеалом. И умеет ценить отношение к себе со стороны. Он много страдает от того, что понимает разницу между тем, что он говорит, как говорит, и самим собой «Я знаю, что я… обижен природой… в обществе я лишний… Я не от самолюбия…

Я очень хорошо знаю, что про свои чувства говорить всем стыдно». Князь это чувст­вует не потому, что он самолюбив, в отличие от всех других действующих лиц романа, а потому что боится, что выра­жение этих мыслей может быть не понято окружающими, что «главная идея» может исказиться и оттого он будет страдать еще больше.

И князь тоже мечтает о человеке, который понял бы его, полюбил такого, как он есть.

Этот «свет» понимания и приятия своей души он почувствовал в Аглае. Поэтому в романе звучит мотив двойной любви князя. С одной стороны, любовь к Настасье Филипповне, любовь сострадательная, любовь-прощение, любовь «для нее». С другой стороны — любовь к Аглае, жажда прощения для себя, любовь «для себя». Князь всегда верил что Аглая его поймет.

Князь понимает, что его трудно полюбить, но он стремится к любви. В его сердце одна любовь не вытесняет другую, они обе живут в его душе И если бы по воле автора князь не был бы втянут в конфликтную ситуацию, он остался бы с Аглаей. Но он остался с Настасьей Филипповной, и это произошло не по его воле, потому что он знал, что необходим для нее.

«Идиот» — одно из самых сложных произведении Достоевского.

Салтыков-Щедрин назвал идею романа «лу­чезарной» и подчеркнул, что Достоевский вступил в ту область «преддверий и предчувствий», куда устремлены «отдаленнейшие искания».

Образ князя Мышкина, заду­манный как тип «положительно прекрасного человека», превратился в образ больного, слабого человека с печатью глубоких внутренних страданий.

Важно

Князь не способен разрешить ни одного жизненного противоречия, он сознает трагический, безысходный хаpaктер происходящих явлений, но он пока еще никак не может изменить эту жизнь. Несмотря на то, что князь глубоко понимает жизнь и людей, он не может оказать на них никакого влияния.

Он не может помешать терзаниям Настасьи Филипповны, предупредить ее убийство Рогожиным, помочь Аглае найти выход из тупика и сам кончает жизнь безумием. Достоевский сближает Мышкина с Дон-Кихотом и пушкинским «бедным рыцарем».

С одной сто­роны, он подчеркивает этим нравственную высоту князя, а с другой стороны — его бессилие, порожденное несоот­ветствием его идеалов и жизни. Таков итог встречи идеаль­ного героя с людьми бездуховного, разлагающегося обще­ства. «Он, — замечал Достоевский, — только прикоснулся к их жизни.

Но то, что бы он мог сделать и предпринять, то все умерло вместе с ним… Но где только он ни прикос­нулся — везде он оставил неисследимую черту».

Источник: http://libaid.ru/katalog/d/dostoevskij-fjodor/3474-kharakteristika-romana-idiot-dostoevskogo-f-m

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский) | Литерагуру

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» является сегодня одним из самых популярных и востребованных произведений русской литературы. Уже много лет создаются и продолжают создаваться различные интерпретации этого великого творения: экранизации, оперные и балетные прочтения, театральные постановки. Роман популярен во всем мире.

История создания

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери.

Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора.

Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Жанр, направление

Во второй половине XIX века писатели особенное внимание уделяли жанру романа. Возникали различные поджанры, связанные с направлением, стилем, структурой. «Идиот» Достоевского относится к лучшим примерам философского романа. Этот вид прозы возник ещё в эпоху Просвещения в западноевропейской литературе. Отличает его акцент на размышлениях героев, разработке их идей и концепций.

Немало интересовало Достоевского и исследование внутреннего мира персонажей, что даёт основание относить «Идиот» к такому виду романа как психологический.

Суть

Князь Мышкин приезжает из Швейцарии в Петербург. С маленьким узелком вещей в руках, одетый не по погоде, он отправляется в дом Епанчиных, где знакомится с генеральскими дочерями и секретарём Ганей. У него Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, а позднее узнаёт некоторые детали её жизни.

Молодой князь останавливается у Иволгиных, где вскоре встречает саму Настасью. Покровитель девушки сватает её за Ганю и даёт за неё приданое 70 тысяч, что привлекает потенциального жениха. Но при князе Мышкине происходит сцена торга, где участвует Рогожин, ещё один претендент на руку и сердцу красавицы. Итоговая цена – сто тысяч.

Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ней тем же вечером. Он встречает там множество гостей: генерала Епанчина, Фердыщенко, Тоцкого, Ганю, — а ближе к ночи является и сам Рогожин с газетным свёртком, в котором обещанные сто тысяч. Героиня бросает деньги в огонь и уезжает с избранником.

Читайте также:  Сочинение про лагерь артек

Спустя шесть месяцев князь решает навестить Рогожина в его доме на Гороховой улице. Парфён и Лев Николаевич обмениваются крестами – теперь, с благословения матушки Рогожина, они братья.

Совет!

Через три дня после этой встречи князь едет в Павловск на дачу к Лебедеву. Там после одного из вечеров Мышкин и Аглая Епанчина договариваются о встрече.

После свидания князь понимает, что полюбит эту девушку, а через несколько дней Льва Николаевича провозглашают её женихом. Настасья Филипповна пишет письмо Аглае, где убеждает её выйти замуж за Мышкина.

Вскоре после этого происходит встреча соперниц, после которой случается расторжение помолвки князя и Аглаи. Теперь общество в предвкушении другой свадьбы: Мышкина и Настасьи Филипповны.

В день торжества невеста сбегает с Рогожиным. На следующий день князь отправляется на поиски Настасьи Филипповны, но никто из знакомых ничего не знает. Наконец Мышкин встречает Рогожина, который приводит его в свой дом. Здесь под белой простынёй лежит труп Настасьи Филипповны.

В итоге от всех полученных потрясений главный герой сходит с ума.

Главные герои и их характеристика

  1. Князь Лев Николаевич Мышкин. В черновиках писатель называет протагониста князь Христос. Он является центральным персонажем и противопоставлен всем другим героям произведения. Мышкин взаимодействует практически со всеми участниками действия. Одна из его главных функций в романе – раскрытие внутреннего мира персонажей.

    Ему не составляет труда вызвать собеседника на откровенный разговор, узнать его сокровенные мысли. Для многих общение с ним подобно исповеди.

  2. Антиподами Мышкина выступают Ганя Иволгин и Парфён Рогожин.

    Первый из них слабохарактерный, женственный, прельщенный деньгами молодой человек, который хочет выбиться в люди любой ценой, но все же испытает стыд за это. Он мечтает о статусе и уважении, но вынужден терпеть лишь унижения и неудачи. Богатый купец Рогожин одержим одной лишь страстью – владеть Настасьей Филипповной.

    Он упрям и готов на всё для достижения цели. Его не устроит никакой другой исход, но жизнь в страхе и сомнении, а любит ли она его, не сбежит ли, не для Рогожина. Потому их отношения заканчиваются трагедией.

  3. Настасья Филипповна. Роковая красавица, чью истинную натуру угадал только князь Мышкин.

    Её можно считать жертвой, можно демоном, но больше всего в ней привлекает то, что роднит ее с самой Клеопатрой. И это не только покоряющая красота. Известен случай, когда египетская властительница растворила огромную жемчужину. Реминисценцией этого поступка в романе является эпизод, где Настасья Филипповна бросает в камин сто тысяч рублей.

    Прототипом героини считается Аполлинария Суслова, возлюбленная Достоевского. Она испытывает презрение к деньгам, ведь за них купили ее позор. Бедную девушку соблазнил богатый господин, но он стал тяготиться своим грехом, поэтому пытался сделать из содержанки порядочную женщину, купив ей жениха – Ганина.

  4. Образ Настасьи Барашковой оттеняет Аглая Епанчина, антипод и соперница. Эта девушка отличается от своих сестер и матери. В Мышкине она видит гораздо больше, чем чудаковатого глупца, и не все из родных могут разделить её взгляды. Аглая ждала человека, способного вывести её из закостенелой, загнивающей среды.

    Сначала таким спасителем она представляла князя, затем некоего поляка-революционера.

Интересных героев в книге больше, но мы не хотим слишком уж затягивать статью, поэтому если вам необходима характеристика персонажа, которой тут нет, напишите об этом в комментариях. И она появится.

Темы и проблемы

  1. Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие. Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег.

    В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.

  2. Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия. К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин.

    Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.

  3. Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях.

    Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.

Здесь также, как и с героями, разбирать тематику и проблематику можно долго.

Если чего-то конкретного вам все же не достает, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

Главная мысль

Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма.

Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин.

Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.

Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим.

В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна.

Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

Чему учит?

Роман «Идиот» учит верить в людей, ни в коем случае не осуждать их. В тексте поданы примеры, как можно наставлять общество, не ставя себя при этом выше его и не прибегая к прямому морализаторству.

Роман Достоевского учит любить, в первую очередь, во спасение, всегда помогать людям. Автор предупреждает, что о низких и грубых поступках, совершенных сгоряча, после которых придётся жалеть, но раскаяние может наступить слишком поздно, когда исправить уже ничего нельзя.

Критика

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-idiot-f-m-dostoevskij/

Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот»

Настасья Филипповна — одна из главных героинь романа Ф. М. Достоевского «Идиот». В ее образе переплетаются две линии, из которых одна сводится к формуле «гордая красавица», а другая — к формуле «оскорбленное сердце».

В семилетнем возрасте героиня осиротела и воспитывалась в деревне богатого помещика Тонкого, который, когда ей минуло шестнадцать лет, сделал ее своей любовницей.

Переехав в Петербург, робкая и задумчивая девочка превращается в ослепительную красавицу, в «необыкновенное и неожиданное существо», одержимое гордостью, мстительностью и презрительной ненавистью к своему «благодетелю».

Обратите внимание

Так перед читателями возникает образ гордой и своенравной девушки, которая все, что ни делает, делает лишь «со злости». «Вы горды, Настасья Филипповна», — говорит князь Мышкин, — «но, может быть, вы уже до того несчастны, что и действительно виновною себя считаете… Я давеча ваш портрет увидал и точно знакомое лицо узнал».

Автор искусно подготовил встречу этих двух «образов чистой красоты». Сначала князь слышит о Настасье Филипповне, потом три раза рассматривает ее портрет. «Так это Настасья Филипповна? — промолвил он, внимательно и любопытно поглядев на портрет. — Удивительно хороша!»

На портрете была изображена действительно «необыкновенной красоты женщина». При первом взгляде князь видит только красоту, а при втором замечает ее муку и печаль. «Удивительное лицо», — говорит он, — «лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами, в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое…»

«Гордую красавицу» постоянно пытаются продать. Один мечтает купить ее любовь за сто тысяч, другому предлагают за нее семьдесят пять. Но князь Мышкин бросается ее спасать — он предлагает ей свою руку. Как затравленный зверек, Настасья Филипповна начинает метаться между поклонниками. Она жаждет спасения.

Но ей ли, наложнице Тоцкого, мечтать о счастье с князем? Ей ли, «рогожинской», быть княгиней? Она упивается позором и сжигает себя гордостью. Из церкви, в подвенечном платье, убегает от Мышкина и покорно подставляет себя под нож Рогожина. Достоевский создал из своей героини «образ чистой красоты», плененный «князем мира сего» и в глубине души ждущий избавителя.

Однако героиня так и не дождалась его. Злой дух разжигает в изгнаннице гордость и сознание виновности, тем самым толкая ее на гибель. Мышкин же пытается спасти ее, но не знает как. Он думает, что словами вроде «вы не виноваты» разобьет оковы опутавшего ее зла.

Но Настасья Филипповна сознает свое падение и жаждет искупления греха, а князь постоянно ей, падшей, говорит о ее же безгрешности. И назло ему красавица уезжает с Рогожиным. «А теперь я гулять хочу, я ведь

уличная».

Судьба Настасьи Филипповны чрезвычайно трагична. Она «осквернена», унижена, возбуждает у большинства окружающих нечистые и злые чувства: тщеславие у Гани, сладострастие у Топкого и Епанчина, чувственную страсть у Рогожина. Любовь князя не спасает, а только губит ее. Полюбив его, Настасья Филипповна казнит себя, «уличную», и сознательно идет на смерть.

Мышкин знает, что она гибнет из-за . него, но старается убедить себя, что это не так, что, «может, Бог и устроит их вместе». Он жалеет ее, как «несчастную помешанную», но любит другую — Аглаю. Однако, когда соперница оскорбляет Настасью Филипповну, князь не может вынести ее «отчаянного безумного лица» и с мольбой говорит Аглае: «Разве это возможно! Ведь она…

такая несчастная!».

Важно

Теперь Настасья Филипповна не может больше заблуждаться. Жалость князя — не любовь и любовью никогда не была. Вот почему Рогожин в финальной сцене приводит Мышкина к ее смертному ложу.

Вдвоем бодрствуют они над телом убитой, они — сообщники: они оба убили ее своею «любовью». Всю свою жизнь эта «необыкновенной красоты женщина» была несчастна и одинока, с малых лет она знала, что такое страдание, горечь и боль.

Так, вроде бы и не желая того, окружавшее ее общество загубило на этой земле одну из «гордых красавиц» с «оскорбленным сердцем».

Роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот» является одним из моих любимых произведений. Он был написан во время долгого путешествия по Европе, поэтому в романе находит отражение как российский образ жизни времен XIX века, так и западный. Немаловажную роль в произведении также играет описание природы Швейцарии и России.

Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — это всеобщая разобщенность. Связующую мысль хочет внести князь. Но это ему не удается — скорее наоборот, желая примирить людей, он разъеди няет их своим посредничеством и еще больше ссорит.

Своим появлением герой как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности ее осуществить.

Мировоззрение и отношение к людям Рогожина также меняются: сначала он братается с князем, но уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом.

Ганя Иволгин преображается, на мой взгляд, в «правильном направлении»: сначала хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, затем находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения.

Совет!

Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них и что оказалось загубленным жизнью.

Он пытается пробудить в них светлые чувства и помочь им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому, да и не только, обществу.

Князю Мышкину не удается спасти Настасью Филипповну, но он пробуждает душу девушки, которая его полюбила, — Агяаи, доводит ее до человечности.

 Лев Николаевич смог помочь Аглае Епанчиной понять причину ее беспокойства, капризов и разногласий с родителями: это было стихийное, юное стремление к идеалу, осмыслению жизни. Девушка видит в князе идеального человека, недаром она читает стихотворение Пушкина о бедном рыцаре. Аглая не только читает, но и комментирует: здесь изображен человек, способный иметь идеал и отдать за него жизнь.

Мне кажется излишним говорить об актуальности этого произведения, потому что общество очень мало изменилось за время, прошедшее с момента написания этого романа. Такие произведения помогают людям приобрести хоть малую долю тех положительных качеств, которыми обладал князь Мышкин.

Источник: http://www.school-essays.info/xarakteristika-obraza-nastasi-filippovny-geroini-romana-idiot/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector