Образ и характеристика александра 1 в романе война и мир толстого

Характеристика образа Кутузова в романе Толстого Война и мир»

Кутузов — прежде всего естествен в каждом своем движении; это и любит в нем Толстой. Кутузов устал от долгой и трудной жизни, ему тяжело носить свое расплывшееся тело — всею этого он и не думает скрывать.

Как все старики, он боится смерти — он, умеющий быть невозмутимым под пулями, «испуганно-открытыми глазами посмотрел на князя Андрея», услышав о смерти своего друга, старого князя Болконского. Он естествен и здесь, он всегда остается самим собой. Все, что говорит и делает Кутузов, он говорит и делает не так, как Наполеон и Александр .

Весь роман Толстого построен на принципе контраста — резкого противопоставления. Контраст — в самом названии книги: «Война и мир».

Обратите внимание

Контрастны войны: несправедливая, ненужная народу война 1805-1807 годов и Отечественная, народная 1812 года… Контрастны целые круги общества: дворяне и народ противопоставлены друг другу, но и в дворянской среде — контраст между честными людьми — Болконскими, Ростовыми, Пьером Безуховым — и «трутнями» — Кулагиными, Друбецкими, Жерковым, Бергом.

Внутри каждого лагеря — свои контрасты: Болконские противопоставлены Ростовым; патриархальная семья Ростовых, — бездомному, несмотря на свое богатство, Пьеру. Контрастны женщины: Элен и Наташа, Наташа и Соня, княжна Марья и Соня, Наташа и княжна Марья. Резко контрастны исторические деятели: Барклай и Кутузов, Наполеон и Александр , Кутузов и Наполеон.

И, может быть, самый резкий контраст в том, как рисует Толстой Кутузова и Александра . Никакой прямой насмешки над ца-рем; Толстой не допускает. Наоборот, царь у него красив, обаятелен. Но уже в первой войне он становится жалок рядом! с обрюзгшим и бессильным, но величественным и непокорным Кутузовым.

А в войне Отечественной Кутузов затмевает царя именно своей естественностью — качеством, которое больше всего ценит в людях Толстой.

Да, он стар и немощен, он слушал доклады генералов «только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то что в одном из них был морской канат, не могли не слышать…» Но он побеждает царя «своею опытностью жизни» — и не случайно Толстой именно в главах, предшествующих Бородинскому сражению, заставляет Кутузова решать те же вопросы, которые уже решал на наших глазах царь. Мы помним трагедию Денисова и попытку Ростова спасти своего друга, и ответ царя: «…потому не могу, что закон сильнее меня…» Денисов был обвинен в мародерстве на том основании, что силой взял провиант для своих солдат.

Теперь Кутузову представляют бумагу, требующую наказания армейских начальников за то, что солдаты скосили зеленый овес на коры лошадям. Кутузов зачмокал губами и закачал головой, выслушав это дело.

Через несколько дней красноносый капитан Тимохин расскажет Пьеру: «Ведь мы от Свегщян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что… В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…».

И Барклай, отдавший под суд офицеров «за этакие дела», и царь, отказавший Денисову в помиловании, объективно правы: сено, овес и дрова принадлежат помещикам, их нельзя брать самовольно.

Важно

Провизия, которую отбил Денисов, кому-то предназначалась — как же он мог ее взять? Но ведь и Берг по существу прав, когда кричит, что нельзя жечь дома, — действительно, нельзя — в мирное время. А на войне — другие законы, и это знает Кутузов. Его «в печку… в огонь» — справедливо, а царская верность закону оборачивается несправедливостью и жестокостью.

Несколько недель назад «князь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии». Теперь Кутузов предлагает ему остаться в штабе, и князь Андрей снова отказывается.

«Умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова. Он перебил Болконского:

—        Жалею, ты бы мне нужен был; но ты прав, ты прав.Нам не сюда люди нужны. Советчиков всегда много, а людей нет. Не такие бы полки были, если бы все советчики служили там в полках, как ты…»

Этой способности понимать других людей начисто лишен у Толстого Наполеон, занятый собой, всегда переполненный собой. Поэтому он терпит поражение, встретясь с пронырливым денщиком Ростова (а раньше — Денисова) Лаврушкой.

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/harakteristika-obraza-kutuzova-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir/

Образ Наполеона в романе «Война и мир»

Роман-эпопея «Война и мир» изобилует персонажами – как вымышленными, так и реальными историческими личностями. Важное место среди них занимает фигура Наполеона – не случайно его образ присутствует с первых страниц произведения и до эпилога.

Почему Толстой уделил такое внимание Бонапарту? С этой фигурой он связывает важнейшие философско-нравственные вопросы, прежде всего, понимание роли выдающихся личностей в истории.

Писатель выстраивает образ французского императора в двух проекциях: Наполеона — полководца и Наполеона — человека.

Описывая Аустерлицкое сражение и Бородинскую битву, Толстой отмечает безусловный опыт, талант и военную эрудицию Наполеона-полководца. Но при этом гораздо более пристальное внимание он акцентирует на социально-психологическом портрете императора.

В первых двух томах Наполеон показан глазами героев – Пьера Безухова, князя Андрея Болконского. Романтический ореол героя будоражил умы современников. Об этом свидетельствует и восторг французских войск, увидевших своего кумира, и пылкая речь Пьера в салоне Анны Шерер в защиту Наполеона, «великого человека, сумевшего подняться над революцией».

Позиция самого автора раскрывается во второй части эпопеи, где Толстой последовательно развенчивает этот ореол ложного величия, намеренно жертвуя при этом исторической достоверностью.

Даже при описании внешности «великого человека» писатель многократно повторяет определения «маленький», «жирные ляжки», приземляя образ императора и подчеркивая его обычность.

Толстой специально показывает цинизм образа Наполеона и негативные черты. При этом это не столько личные качества этого человека, сколько манера поведения — «положение обязывает».

Совет

Бонапарт сам практически поверил в то, что он – «сверхчеловек», вершащий судьбы других людей. Все, что он делает, «есть история», даже дрожь левой икры. Отсюда напыщенность манер и речи, самоуверенное холодное выражение лица, постоянное позерство.

Наполеон вечно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих, соответствует ли образу героя. Даже его жесты призваны привлекать внимание – он дает сигнал к началу Аустерлицкого сражения взмахом снятой перчатки.

Все эти черты характера эгоцентричной личности – тщеславие, самовлюбленность, надменность, актерство — никак не сочетаются с величием.

По сути, Толстой показывает Наполеона глубоко ущербным человеком, ведь он – нравственно беден, ему не знакомы радости жизни, у него нет «любви, поэзии, нежности». Даже человеческие чувства французский император имитирует.

Получив от жены портрет сына, он «сделал вид задумчивой нежности».

Толстой дает уничижительную характеристику Бонапарту, написав: «…никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде…».

Наполеон глубоко равнодушен к судьбам других людей: они лишь пешки в большой игре под названием «власть и могущество», а война похожа на движение шахматных фигур на доске.

В жизни он «смотрит мимо людей» — и объезжая после битвы усеянное трупами Аустерлицкое поле, и равнодушно отворачиваясь от польских уланов при переправе через реку Вилия. Болконский говорит о Наполеоне, что он был «счастливым от несчастья других».

Даже видя страшную картину Бородинского поля после сражения, император Франции «находил причины радоваться». Погубленные жизни – основа счастья Наполеона.

Обратите внимание

Попирая все нравственные законы, исповедуя принцип «Победителей не судят», Наполеон в буквальном смысле идет по трупам к власти, славе и могуществу.

По воле Наполеона происходит «страшное дело» — война. Именно поэтому Толстой отказывает Наполеону в величии, вслед за Пушкиным полагая, что «гений и злодейство – несовместимы».

По произведению: «Война и мир»

По писателю: Толстой Лев Николаевич

Источник: https://goldlit.ru/tolstoy/290-obraz-napoleona

Образ Наполеона в романе Толстого «Война и мир» на Сёзнайке.ру

Важное место среди действующих лиц романа Л.Н. Толстого «Война и мир» занимает Наполеон. Явившись захватчиком на русскую землю, он из кумира многих своих современников превращается в отрицательный персонаж.

Впервые образ возникает в романе в разговорах посетителей салона Анны Павловны Шерер, где отмечают, что интригами и насилием французское общество вскоре будет уничтожено.

Таким образом, Наполеон с первых страниц романа изображается в двух планах: это гениальный полководец и сильный человек, что заслуживает уважения, но он же деспот и тиран, опасный не только для других народов, но прежде всего для своей собственной страны.

Увидев портрет сына, Бонапарт изображает во взгляде отеческую нежность, но читатель понимает, что чувства эти наигранные, не натуральные. Просто как тонкий психолог Наполеон решил, что пришла минута, когда наиболее удачно было изобразить именно нежность. Толстой показывает, что Бонапарт сам по себе не столько велик и неординарен, сколько хочет им казаться.

Наполеон посылает солдат в бой от имени народа, но читатель с трудом верит в искренность его послания. Французского императора интересуют больше всего красивые фразы, с которыми он войдет в историю.

«Вот прекрасная смерть»,— патетично восклицает Бонапарт, видя князя Андрея на поле боя под Аустерлицем. Лицо победителя сияет счастьем и самодовольством. Он благосклонно приказывает своему личному врачу осмотреть раненых, проявляя при этом показной гуманизм.

Однако на фоне высокого неба Наполеон кажется Болконскому маленьким и ничтожным, так как взгляд императора счастлив от несчастия других.

Толстой сравнивает Наполеона с русским царем Александром 1 и подчеркивает, что оба они рабы своего тщеславия, личных амбиций. Автор пишет о Бонапарте: «Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу».

Ослепленный победами, французский император не видит и не хочет видеть многочисленных жертв войны, морально и физически калечащей людей. Даже завоевав великую Россию, он останется маленьким человеком с неприятно-притворной улыбкой.

В сцене Бородинского сражения вся окружающая природа словно противостоит захватническим замыслам Наполеона: солнце слепит ему глаза, туман скрывает позиции противника.

Важно

Доклады, которые делают адъютанты, моментально устаревают и не дают информации о реальном ходе сражения, а маршалы и генералы делают распоряжения, не спрашивая высочайшего повеления. Таким образом, сам ход развития событий не дает Наполеону применить свое военное мастерство.

Войдя в Москву, Наполеон пытается навести в ней порядок, но не в силах остановить грабежи и восстановить дисциплину. Ни его воззвание к жителям Москвы, ни послания парламентеров в лагерь Кутузова с предложениями о заключении мира не приносят никаких результатов.

Вступив в город как победители, французские войска все равно вынуждены оставить его и позорно бежать с награбленным добром, как ничтожные воришки, укравшие какую-нибудь мелочь из торговой лавки. Сам же Наполеон садится в сани и уезжает, оставляя свою армию без руководства.

Так тиран-завоеватель из владыки мира моментально превращается в жалкое, низкое и беспомощное существо. Так наступает возмездие за те многочисленные кровавые злодеяния, которые совершил этот человек, пожелавший уверовать в то, что может творить историю. Многочисленные историки пытались представить «отъезд великого императора от гениальной армии» мудрым стратегическим решением полководца. Толстой же пишет об этом факте биографии Бонапарта с едкой иронией, подчеркивая, что это был дурной, слабовольный поступок, всю низость и подлость которого нельзя прикрыть никаким былым величием.

В эпилоге Толстой подчеркивает случайную роль Наполеона в исторических событиях. После поражения же он рисуется жалким и гадким человеком, которого ненавидят даже бывшие союзники.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9720-obraz-napoleona-v-romane-tolstogo-voyna-i-mir

Личность Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением «Война и мир». Основной темой произведения являются войны 1805 и 1812 годов и военные деятели, которые приняли участие в противостоянии двух великих держав – России и Франции.

    Исход войны 1812 года был определён, с точки зрения Толстого, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а «дубиной народной войны», действовавшей с «простотой» и «целесообразностью».

    Лев Николаевич Толстой как и любой миролюбивый человек отрицал вооруженные конфликты, горячо спорил с теми, кто находил «красоту ужаса» в военных действиях. При описании событий 1805 года автор выступает как писатель — пацифист , но, повествуя о войне 1812 года, он уже переходит на позиции патриотизма .

Совет

    В романе предлагается взгляд Толстого на Первую Отечественную войну и ее исторических участников: Александра I, Наполеона и его маршалов, Кутузова, Багратиона, Бенигсена, Растопчина, а также на другие события той эпохи – реформы Сперанского, деятельность масонов и политических тайных обществ.

Взгляд на войну принципиально полемичен с подходами официальных историков. В основе толстовского понимания заключен своеобразный фатализм, т. е.

роль отдельных личностей в истории ничтожна, невидимая историческая воля складывается из «миллиардов воль» и выражается как движение огромных человеческих масс.

    В романа показаны два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Эти два великих полководца противопоставляются друг другу, как представители двух сверхдержав. Мысль о развенчании легенды о Наполеоне возникла у Толстого в связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой со стороны русских. Именно на личности Наполеона я и хочу остановиться поподробнее.

    Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции «мысли народной». Например, С. П. Бычков писал: » В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие». 

    Обратившись к строкам романа, на которых Наполеон описывается неоднозначно, я соглашусь с этой характеристикой, данной французскому императору.

Читайте также:  Сочинение на тему польза и вред интернета рассуждение

    Уже с первого появления императора в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера. Толстой тщательно, деталь за деталью, выписывает портрет Наполеона, сорокалетнего, откормленного и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого.

«Круглый живот», «жирные ляжки коротких ног», «белая пухлая шея», «потолстевшая короткая фигура» с широкими, «толстыми плечами» — вот характерные черты внешности Наполеона.

При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: «Толстая спина», «обросшая жирная грудь», «выхоленное тело», «опухшее и жёлтое» лицо — все эти детали рисуют человека, далёкого от трудовой жизни, глубоко чуждого основам народной жизни. Наполеон был эгоистом, самовлюблённым человеком, считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса.

Обратите внимание

    Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Император всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного.

Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле. Наполеон подошёл к картине, чувствуя , «что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история» .

«Сын его в бильбоке играл земным шаром» — в этом выражалось величие Наполеона, но он хотел выказать «самую простую отеческую нежность». Разумеется, это было чистое актерство, император не выражал здесь искренних чувств «отеческой нежности», а именно позировал для истории, лицедействовал.

Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с завоеванием Москвы будет покорена вся Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства. 

    Как игрока и актёра, писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородинской битвы Наполеон произносит : «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра». В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: «Игра началась». Далее Толстой показывает, что эта «игра» стоила жизни десяткам тысяч людей.

Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир. Война — не «игра», а жестокая необходимость, думает князь Андрей.

И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах , когда над родиной нависла угроза порабощения.

    Наполеон — французский император, реальное историческое лицо, выведенное в романе, герой, с изображением которого связана историко-философская концепция Л. Н. Толстого.

В начале произведения Наполеон — кумир Андрея Болконского, человек, перед величием которого преклоняется Пьер Безухов, политик, чьи действия и личность обсуждаются в великосветском салоне А.П.Шерер.

Важно

Как действующее лицо романа французский император появляется в Аустерлицком сражении, после которого раненый князь Андрей видит «сияние самодовольства и счастья» на лице Наполеона, любующегося видом поля битвы.

    Еще до приказа о переходе границ России воображению императора не дает покоя Москва, а во время войны он не предвидит ее общего хода. Давая Бородинское сражение, Наполеон поступает «непроизвольно и бессмысленно», не имея возможности хоть как-то влиять на его ход, хотя не делает ничего вредного для дела.

Впервые во время Бородинского сражения он испытывает недоумение и колебания, а после битвы вид убитых и раненых «победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие».

По мысли автора, Наполеону была уготована нечеловеческая роль, ум и совесть его были помрачены, а поступки были «слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого».

    В итоге следует сказать, что Толстой на протяжении всего романа доказывал, что Наполеон – игрушка в руках истории, и притом не простая, а злая игрушка.

У Наполеона были как и заступники, которые пытались показать его в лучшем свете, так и те, кто относились к императору отрицательно.

Бесспорно, Наполеон был крупной исторической личностью и великим полководцем, но все равно во всех его действиях проявляется лишь самолюбие, эгоизм и виденье себя правителем мира.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/8464-lichnost-napoleona-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir

Образ автора в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинения по литературе: Образ автора в романе Л. Н. Толстого Война и мир Роман «Война и мир» охватывает пятнадцать лет из жизни России и Европы, он насыщен военно-историческими событиями, широкими бытовыми картинами. Велико значение автора: личность его проявляется во всем. что изображено в произведении.

Критерий нравственности в оценке событий, явлений, действий, поступков героев — определяющий. Толстой не только с потрясающей достоверностью рисует исторические события, но и выражает отношение к ним, делает теоретические выводы. В центре романа — изображение войны и мира как «противоестественного» и естественного состояния жизни людей.

Еще в начале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовала война, но не как «комбинация действий великих полководцев», а как «самый факт убийства» одних ни в чем не повинных людей другими, Писатель отрицал войну как явление, противное человеческому разуму, горячо спорил с теми, кто находил «красоту ужаса» в войне. Эти взгляды полностью отражены в его произведениях. Так, при описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист. Одного из героев романа, Николая Ростова, присутствующего на торжествах в Тильзите, где происходила встреча Александра I и Наполеона, «мучают страшные сомнения; для чего же — оторванные руки, ноги, убитые люди?

» При описании войны 1812 года Толстой переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Толстой убежден, что эту войну выиграл народ. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение.

Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!» А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.

Олицетворением лучших качеств русского народа, поднявшегося на борьбу, предстает и Тихон Щербатый. Толстой показывает мужество народа, его истинный героизм и патриотизм, добродушие. В самых тяжелых условиях он не теряет чувство юмора.

Так, на батарее Раевского, месте, где, по словам Толстого, сложилась самая тяжелая обстановка, во время боя «краснорожий» солдат сопровождает шуткой полет каждого снаряда: «Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила» — или: «эх, нескладная». Народу в полной мере присущи сердечность и доброта.

Совет

Солдата, который вздумал пошутить над пленными французами, обрывают сердито: «Что врешь нескладно!» Так из отдельных образов складывается у Толстого единый образ народа-богатыря, нарисованного автор описывает народный подвиг в войне 1812 года, но и дает анализ истоков этого подвига Народному патриотизму Толстой противопоставлявет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой-ловить «кресты, рубли, чины»; пылкие же фразы и рассуждения светских законодателей о судьбах России и Европы являются отвратительной рисовкой. Толстого-философа всегда волновала проблема роли личности в истории, и поэтому Толстой-художник не мог не осветить ее в своих произведениях. В «Войне и мире» он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона Кутузов в романе — выразитель народной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому.

Поведение Кутузова — естественное поведение; более того, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость (тяжело ходит, тяжело садится на лошадь). Поведение же Наполеона неестественно.

Все действия его — маска (так, Толстой с иронией описывает эпизод с портретом сына, когда Наполеон «подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности»), Кутузову чужды внешний блеск, тщеславие, тогда как основной чертой Наполеона является самолюбование.

Развенчивая личность Наполеона, автор параллельно разоблачает наполеонизм вообще, то есть стремление к личной славе и величию. Толстой осуждает князя Андрея, который говорит в начале романа: «Я ничего так не люблю, как только славу…

Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Позднее писатель приведет своего героя к полному разочарованию в Наполеоне. Постоянно подчеркивая бессмысленность военных распоряжений Наполеона, сравнивая его с ребенком, сидящим в коляске, который держится за веревочки и воображает, что правит ею. Толстой тем самым отрицает талант Наполеона, превращает его в обычного человека.

Недооценка автором романа роли личности в истории принижает и значение Кутузова в этой войне, силу которого писатель видит исключительно в том, что полководец верно понимает ход событий и дает им свободно развиваться.

— Определяющей же силой войны Толстой считает «дух народа». Мысль эта высказывается князем Андреем перед боем, когда он приходит к выводу, что исход сражения зависит от того, какие чувства будут в нем, Тимохине, в каждом солдате.

Полное отрицание роли личности в истории приводит к тому, что в романе появляются элементы фатализма.

Понятие «мир» у Толстого значительно шире, чем «мир» как покой после войны. «Мир» для него — это все человечество, состоящее из разных коллективов. Художник утверждает идею единения в «мире» («миром все сделаем»).

Обратите внимание

В романе писатель показывает, что основные «противоречия в мире» — социальные, прежде всего между помещиками-аристократами и их крестьянами (так, в эпизоде охоты «человек» Ростовых, охотник Данило, в гневе кричит на старого графа, что тот проворонил волка, но кончается охота, и все становится на свои места: на вопрос графа о волке Данило отвечает, «поспешно снимая шапку»), и нравственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, в жизненной позиции: князь Андрей и Анатоль Курагин), так и внутри самого человека (например, противоречив Долохов: его нежное отношение к матери и сестре, стремление найти женский идеал и жестокость в отношении к Ростову и Пьеру).

Утопизм взглядов автора в том, что он считает возможным переделать «мир» путем «нравственного самоусовершенствования», посредством «опрощения». Естественный человек-идеал Толстого. Сближение с народом, с трудом, с природой действительно делает человека лучше, чище.

Но разве ежедневные занятия старого князя Болконского физическим трудом устранили противоречия между ним и его крестьянами? Наташа Ростова, которая «умела понять все /то, что было… во всяком русском человеке», всегда доставалась барышней, госпожой для «своих» людей.

Лев Николаевич Толстой был великим художником, и, может быть, именно поэтому он был и великим гуманистом.

Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире и даже в его заблуждениях.

Он глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно тех способов, которыми он (человек) должен изменить мир. Гуманизм автора проявился и в таком утверждении: «Цель художника…

в том, чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Говоря о своем романе, Лев Николаевич Толстой признавался, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную».

Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию «света Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева.

Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые так ценил писатель у русского крестьянства; Тихон как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года): бунтарские настроения Тихона в мирное время были бы осуждены Толстым. Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема дворянства. Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Шерер, Элен). К последней писатель всячески выражает свою неприязнь, осуждает ее, подчеркивает в светской знати отсутствие живых человеческих качеств: неизменной, как бы застывшей, остается улыбка Элен, как и она сама, как и Анна Павловна Шерер, которая предстает молодящейся кокеткой на протяжении всего романа. Нравственную силу Болконского, Безухова, Ростовых автор определяет «мыслью народной», и чем ближе они к народу, тем дороже сердцу Толстого. Личность автора проявляется не только в изображении тех или иных героев, авторском повествовании, но и в первую очередь через философские рассуждения, исторические ретроспекции.

Источник: http://historylib.net/obraz-avtora-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

О романе л.н.толстого “война и мир”

Портрет Льва Толстого. 1868 г.

Роман «Война и мир» — крупнейшее произведение Толстого, вершина его художественного творчества. По словам писателя, он отдал работе над романом «пять лет непрестанного и исключительного труда, при на­илучших условиях жизни». В действительности эта рабо­та продолжалась еще дольше — с 1863 по 1869 гг.

Начав в 1860 г. исторический роман «Декабристы», Лев Толстой хотел рассказать в нем о времени возвращения декабристов из сибирской ссылки (середина 1850-х гг.), и потом он решил изобразить период самого восстания де­кабристов — 1825 год.

Это в свою очередь привело писа­теля к мысли показать эпоху, предшествовавшую декабрь­скому восстанию, то есть Отечественную войну 1812 г. И события еще более ранней поры — 1805—1807 гг.

Важно

Так Постепенно замысел произведения расширялся и углуб­лялся, пока не приобрел форму грандиозной национально-геройческой эпопеи, охватившей почти четверть века русской жизни.

Читайте также:  Философская лирика тютчева сочинение 9 класс

Пьер на Бородинском поле

Роман «Война и мир» — произведение, равного кото­рому нет во всей мировой литературе. С убеждающей си­лой рисует Лев Толстой храбрость и героизм русской армии, отразившей удары наполеоновских полчищ.

Проникнутые сознанием правоты своего дела, русские воины проявля­ют на поле боя невиданное мужество. Батарея капитана Тушина, оставленная под Шенграбеном одна на поле боя, ведет целые сутки ураганный огонь по неприятелю, за­держивая его наступление.

Легендарные подвиги свер­шает русское войско на Бородинском поле, где решалась судьба Москвы и всей России.

Лев Толстой показывает, что сила русской армии состояла не только в храбрости солдат и воинском искусстве полководцев, но и в поддержке всего народа. «Цель народа, — говорит Лев Толстой, — была одна: очистить свою землю от нашествия». Для народа не было вопроса — хорошо или плохо будет под властью интервентов.

Жизнь отчизны несовместима с владычеством интервентов — вот какое убеждение жило в душе каждого русского человека. И в этом — истоки необычайного размаха народного партизанского движения и той «скрытой теплоты патриотизма», которая определяла собою «дух войска» и всей
страны.

Отсюда и несокрушимая сила «дубины народной войны», которая уничтожила вражеское нашествие.

«Война и мир» Л.Н.Толстого. Бал у Ростовых.

Война была суровым испытанием не только военной мощи, но и моральной силы народа. И это испытание русский народ выдержал с честью.

Совет

С чувством националь­ной гордости показывает Лев Толстой мужество, стойкость и душевное благородство народа, проявившиеся в труд­ные годы войны.

К народу-богатырю, к его жизненной мудрости тянутся лучшие люди дворянского общества — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Ва­силий Денисов и другие герои романа.

В близости к народу заключается и секрет огромного авторитета Кутузова. Ненавидимый царем, травимый придворными кругами, главнокомандующий Кутузов был силен своей неразрывной связью с солдатской массой, лю­бовью народа. Верный сын родины, он всем существом своим понимал цель Отечественной войны, и поэтому его деятельность являлась лучшим и полным выражением воли народа.

Справедливость, однако, требует отметить, что Лев Толстой при всем своем изумительном мастерстве не воссоздал образ Кутузова во всей его многогранности. Вследствие, своих ложных исторических воззрений писатель в от­дельных авторских рассуждениях обеднил образ полко­водца, недооценил его энергию, дальновидность и страте­гический гений.

Плодом ошибочных воззрений Толстого является в романе образ солдата Платона Каратаева. Он изображен человеком покорным, равнодушным, пассивным. В душе Каратаева нет протеста против угнетения, как нет и жгу­чей ненависти к интервентам. Не такими были русские солдаты. Сам Лев Толстой показал в своей эпопее могучий подъем всенародной активности и патриотизма.

Эпопея «Война и мир» является произведением, в ко­тором наиболее полно воплотился победоносный дух народной освободительной войны. С огромной силой за­печатлен писателем русский национальный гений, высота самосознания и воинская доблесть народа-воина, народа-богатыря.

Первые две части романа были опубликованы в жур­нале «Русский вестник» в 1865—1866 гг. под заглавием «Тысяча восемьсот пятый год». В полном виде роман был издан в шести томах в 1868—1869 гг. в Москве.

Экспонаты в зале расположены по следующим раз­делам:

1) «Изображение войны 1805—1807 гг.», 2) «От 1807 г. к 1812 г.», «Начало Отечественной войны»,  3) «1812 г.Бородино», 4) «Дубина народной войны». Конец наполе­оновского нашествия. Эпилог романа». В витринах — ма­териалы, характеризующие историю создания романа, творческую лабораторию писателя, отзывы о романе.

Изображение войны 1805-1807 гг

Анатоль Курагин. «Война и мир» 1866-1867 гг.

Экспонаты, иллюстрирующие 1-й том романа, в основ­ном посвященного войне 1805 г., расположены на стене слева и на простенках, примыкающих к окнам. Осмотр следует начать с центрального простенка, где экспониро­ван портрет Толстого 60-х гг. и отзыв А. М. Горького о «Войне и мире».

На простенках слева и справа — худо­жественные иллюстрации к основным событиям этой эпохи (Шенграбенское сражение, Аустерлицкое сраже­ние и др.).

Выдающийся интерес в данном разделе пред­ставляют иллюстрации художника М. С. Башилова к «Войне и миру», одобренные Толстым.

От 1807 г. к 1812 г. Начало Отечественной Войны

Пьер Безухов

На второй стене зала, справа от входа, — экспонаты, иллюстрирующие 2-й и начало 3-го тома романа «Война и мир» — период между войной 1805—1807 гг. и первым этапом войны 1812 г.

1812 г. Бородино

«Война и Мир» Л.Н.Толстого. Ополченцы строят укрепления

На центральной стене зала и примыкающих к ней простенках расположены экспонаты, иллюстрирующие грозную эпоху 1812 г., события которой запечатлены в третьем томе романа «Война и мир». Главная тема рома­на — тема народной войны — раскрывается в картинах и иллюстрациях, посвященных Бородинскому сражению и партизанскому движению.

Ведущим текстом к разделу служат слова Толстого о Бородине: «Бородинское сра­жение — лучшая слава русского оружия. Оно есть побе­да»  («Война и мир», рукопись).

«Дубина народной войны». Конец Наполеоновского Нашествия. Эпилог романа

Наташа пускает раненых во двор своего дома

На четвертой стене зала — экспонаты, иллюстрирую­щие заключительный этап войны 1812 г. — разгром фран­цузского войска, бегство интервентов из Москвы, их истребление партизанами. Эти события описаны в 4-м томе романа «Война и мир».

Источник: http://tolstoy.lipetsk.ru/gosudarstvenny-museum-l-n-tolstogo/o-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

История и личность (образ кутузова в романе л. н. толстого “война и мир”)

Историческая личность – суть ярлык, который исто- рия вешает на то или иное событие. Л. Н. Толстой “Война и мир” – исторический роман, в котором автором охвачены все стороны об- щественной жизни XIX века.

В романе дей- ствуют вымышленные Толстым герои – дво- ряне, крестьяне, солдаты, а также реальные исторические лица – император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал Багратион, гене- рал Даву, Аракчеев, Сперанский и, конечно же, Михаил Илларионович Кутузов, свет- лейший князь Смоленский и гениальный русский полководец, один из образованней- ших людей своего времени. Кутузов в рома- не – человек неоднозначный. На образ пол- ководца повлияла философия Толстого, со- гласно которой человеком движет неизбеж-

ный фатум. Не человек управляетсвоей

судьбой, а судьба подчиняет человека своему закону. Есть что-то высшее – История, ока- зывающая непосредственное влияние на судьбы всех без исключения народов. Эта мысль проходит красной нитью через все произведение.

Обратите внимание

В конце романа автор как бы подводит итог: “…в настоящее время… необ- ходимо отказаться от сознаваемой свободы и признать не ощущаемую нами зависи- мость”. По мнению Толстого, личность не имеет никакой свободы.

Все, что происходит в реальном мире, происходит вне желания человека, которое обусловлено исторически- ми законами и подчинено им. Именно Исто- рия, судьба определяют истинный ход собы- тий, а человек – винтик, машина в их руках. Однако и без этого человека как личности не было бы истории.

Кутузов в романе появляется уже тогда, когда русская армия отступает. Сдан Смо- ленск, повсюду видны картины разорения. Мы видим главнокомандующего глазами русских солдат, партизан, глазами Андрея

Болконского и глазами самого

Толстого. Для солдат Кутузов народный герой, кото- рый пришел остановить отступающую ар- мию и привести ее к победе. “Говорят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда… Теперь, авось, и русским говорить можно будет. А то черт знает что делали. Все отступали, все отступали”, – говорит о Кутузове Васька Денисов – один из пар- тизан.

Солдаты верили в Кутузова и прекло- нялись перед ним. Он ни на минуту не рас- стается со своей армией. Перед важными боями Кутузов находится среди войска, го- ворит с солдатами на их языке. Патриотизм Кутузова – это патриотизм человека, веря- щего в мощь родины и боевой дух солдата. Это постоянно ощущается его бойцами.

Но Кутузов – это не только величайший полко- водец и стратег своего времени, это прежде всего человек, который глубоко переживает неудачи кампании 1812 года. Таким он пред- стает перед нами в начале своей деятельно- сти на посту полководца!” “До чего… до чего довели! – проговорил вдруг Кутузов взвол- 579 кованным голосом, ясно представив положе- ние, в котором находилась Россия”.

И князь Андрей, который находился рядом с Кутузо- вым, когда были сказаны эти слова, видит слезы на глазах старика. “Они у меня будут конину жрать!” – грозит он французам, и мы понимаем, что это сказано не просто так, ради красного словца. Так же, как и солдаты, смотрит на Куту- зова Андрей Болконский. С этим человеком его связывает еще и то, что он друг отца.

Ку- тузов хорошо был знаком Андрею и раньше. Именно к Михаилу Илларионовичу послал служить князя Андрея его отец, в надежде, что Кутузов сумеет сберечь сына. Но, соглас- но философии Толстого, ни Кутузов, ни кто- либо другой не способны изменить того, что предназначено человеку свыше. Совсем в другом ракурсе смотрит на пол- ководца сам Толстой.

Важно

Кутузов, по его пред- ставлениям, не может повлиять ни на от- дельных людей, ни на ход истории в целом. В то же время этот человек олицетворяет то Добро, которое пришло с целью победить Зло. Зло воплощено в Наполеоне, которого Толстой считал “палачом народов”. Позерст- во Наполеона, его самовлюбленность и са- монадеянность – свидетельства ложного патриотизма.

Именно Наполеона, по мысли Толстого, История избрала для поражения. Кутузов лишь не мешает Наполеону пасть, поскольку, как умудренный жизненным опы- том человек, понимающий и признающий власть судьбы, знает, что Наполеон обречен. Поэтому он и ждет того момента, пока этот человек сам раскается в содеянном и уйдет.

С этой целью он оставляет Москву, тем са- мым предоставляя Наполеону возможность спокойно все обдумать и осознать бесплод- ность дальнейшей борьбы. Поскольку история, судьба непреодоли- мы, незачем стремиться к активным дейст- виям – полагает автор и делает Кутузова выразителем своих идей.

Этим и объясняет- ся его бездействие в романе, которое особен- но ярко проявляется перед боем в Аустерли- це. Кутузов имеет прекрасную диспозицию и превосходящие противника силы. Тем не ме- нее он с удивительным спокойствием говорит о неблагоприятном* для союзников исходе боя, как о деле уже давно решенном и от не- го не зависящем.

“Я думаю, что сражение будет проиграно, и просил передать это госу- дарю”, – говорит Кутузов Андрею Болкон- скому. То же спокойствие и безмятежность мы видим на заседании военного совета пе- ред сражением. Он даже позволяет себе за- снуть, говоря тем самым, что ему уже все известно заранее.

Бездействуя, Кутузов по- лагается не только на свою житейскую муд- рость, но и на мудрость всего народа. Все его поступки согласованы именно с этой муд- ростью, поэтому многие его не понимают. Вспомним, как хотел дать генеральное сра- жение Александр I, как добивался он его от Кутузова. Но такое сражение вошло бы в противоречие с естественным ходом собы- тий.

Кутузов это понимает и поэтому отка- зывается от генерального сражения. Бородино как для Толстого, так и для Кутузова является той битвой, где должно победить Добро, на стороне которого воюют русские войска. Проследим, как действуют два великих полководца в Бородинском сра- жении. Наполеон волнуется, если он и ждет победы, то только в силу личной, ничем не обоснованной самоуверенности.

Он надеет- ся, что, исход решат его действия, как стра- тега и полководца. Совсем по-другому ведет себя Кутузов. Внешне совершенно спокой- ный, он не производит на Бородинском поле никаких распоряжений. Его участие сводит- ся только к тому, чтобы согласиться или не согласиться с предложениями других. Ку- тузов знает, что это событие будет решаю- щим как для русских, так и для французов.

Но если для русских это будет началом да- лекой победы, то для французов – пора- жения. Лишь единственный раз Кутузов противо- поставил себя воле всех остальных – на сове- те в Филях, когда он решил оставить Москву и тем самым выиграл войну. Таким образом, Толстой нам показал Ку- тузова во всем его величии и как полковод- ца, и как человека. Кутузов не только опыт- ный полководец, патриот, умный и чуткий человек, он личность, способная ощутить и понять естественный ход событий. Соединяя в себе житейскую мудрость и действуя со- гласно неизбежному ходу истории, он выиг-

рал войну.

(No Ratings Yet)
Loading…

История и личность (образ кутузова в романе л. н. толстого “война и мир”)

Источник: http://home-task.com/istoriya-i-lichnost-obraz-kutuzova-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Исторические личности в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Исторические личности в романе Л. Н. Толстого. Роман Л. Н. Толстого имеет огромное значение не только в рамках русской и зарубежной литературы. Он немаловажен и для понимания многих исторических, социальных и философских категорий.

Основной задачей автора было создание такого произведения, где личность раскрывалась бы не психологически в отличие от произведений Ф. М. Достоевского, а, так сказать, социально, то есть в сравнении с массой, народом.

Важным для Толстого было также понимание той силы, которая способна сплотить отдельных людей в народ, средств к управлению и обузданию стихийной народной силы.

История у писателя — особый поток, взаимодействие сознаний миллионов людей. Отдельная личность, даже самая выдающаяся и неординарная, по мнению автора, не способна подчинить себе народ. Однако некоторые исторические деятели показаны стоящими вне исторического потока, и потому неспособными влиять на него, изменять его.

Читайте также:  Анализ повести лескова очарованный странник

В романе показаны многие исторические деятели времен Отечественной войны. Но представлены они как обычные, рядовые люди, со страстями и страхами, и герои романа строят свое мнение о них, исходя из своих человеческих качеств.

Большое значение для понимания характера того или иного исторического лица имеет в романе мнение князя Андрея Болконского.

Совет

Ему удается пропустить через себя, как через фильтр, отношение к тому или иному высокопоставленному человеку и, отбросив все лишнее и наносное, освятить чистый и правдивый характер этого человека.

Этому герою удается встретиться и пообщаться со многими выдающимися историческими деятелями: Наполеоном, Александром I, Кутузовым, Францем-Иосифом. Каждый из этих господ получил в тексте романа особую, индивидуальную ха рактеристику.

Прежде всего необходимо рассмотреть образ Кутузова в восприятии главного героя. Это хорошо знакомый князю Андрею человек, ведь именно к нему он был направлен для прохождения воинской службы. Старый князь, отец Андрея, отпускает сына, полностью доверяя главнокомандующему и «передавая эстафету отцовства».

И для отца Андрея, и для его командира основная задача — сохранить жизнь и здоровье герою, и оба они не могут повлиять на его судьбу, становление его характера, личности. Кутузова Андрей любит, любит искренне, как дядю или дедушку, он для него — близкий и по-своему родной человек.

И именно благодаря Кутузову Андрею удается воссоединиться с народом.

Образ Кутузова в романе перекликается с библейским образом Архангела Михаила. Главнокомандующий русской армии ведет в бой святое русское воинство на защиту родины от Антихриста — Наполеона. И как Архангел, Кутузов не мешает своими действиями борьбе с врагом. Он уверен в том, что Наполеона постигнет раскаяние, что, собственно говоря, и случается.

Наполеон не способен воевать против русского войска, как Антихрист оказывается бессилен против святого воинства. Бонапарт сам понимает свою бесполезность и бессильность в начатой им же самим войне. И ему остается только уйти, признав свое поражение.

В начале романа Андрей воспринимает Наполеона как сильного властителя мира. Это опять же согласуется с библейской традицией изображения Антихриста, идущего на землю, чтобы властвовать и вызывать любовь у своих рабов. Также и Бонапарт, который хотел власти. Но нельзя покорить русский народ, нельзя завоевать Россию.

В этом контексте Бородинское сражение имеет для Андрея значение Армагеддона. Тут он является символом ангельского смирения, противопоставленного святой ярости Кутузова, дающего бой.

Обратите внимание

Необходимо отметить отличия в характерах между Кутузовым и Наполеоном, кроющиеся по большому счету во взглядах на народ и философию жизни. Кутузов близок Андрею и представляет восточный тип сознания, практикующего политику невмешательства.

Наполеон — олицетворение чуждого России мировоззрения Запада.

Иначе выглядят через восприятие Андрея правящие особы — императоры Александр и Франц-Иосиф. Это все те же обычные, рядовые люди, вознесенные судьбой на престол. Однако оба не могут удержать власть, данную им свыше.

Для Андрея оба монарха неприятны, как неприятны ему люди, неспособные нести ответственность за свои поступки. А если человек не может нести на себе бремя власти, то и незачем за него браться. Власть — это прежде всего ответственность, ответственность за подчиненных, за своих людей, свою армию — за весь народ.

Ни Александр, ни Франц-Иосиф не могут отвечать за свои действия  а следовательно, не могут стоять во главе государства. Именно из-за того, что Александр смог признать свою неспособность в командовании и согласился на возвращение этой должности Кутузову, к этому императору князь Андрей относится с большей симпатией, чем к Францу-Иосифу.

Последний с точки зрения Андрея оказывается слишком туп, он неспособен понять свою бесталанность, бессилие. Он омерзителен Андрею — на фоне его князь чувствует себя выше и значительнее, чем монаршее лицо.

Заметно, что по отношению к императорам у героя чувство непрощающего ангела, когда как к лицам менее значимым — полководцам и генералам Андрей испытывает нескрываемые симпатию и сочувствие.

Для примера необходимо рассмотреть отношение героя к генералу Маку. Андрей видит его, разбитого, униженного, потерявшего войско, но при этом у героя не возникает негодования или злобы. пришел к Кутузову с непокрытой головой, понурый и покаянный к предводителю святого русского воинства и предводитель простил его. Вслед за этим прощает его и апостол Андрей в лице князя Андре? Болконского.

Князя Багратиона, выполняющего обязанности полководца, Михаил Кутузов благославляет на подвиг: «Благословляю тебя, князь, на великий подвиг», — говорит он, и князь Андрей решает сопровождать Багратиона в его праведных для России делах.

Особенное отношение Андрея к Михаилу Михайловичу Сперанскому. Главный герой подсознательно отказывается воспринимать его как человека, — в частности из-за постоянно холодных рук и металлического смеха.

Это наводит на мысль, что Сперанский — машина, созданная на благо государства. Его программа — реформировать и обновлять, но Андрей не может работать с механизмом, лишенным души, потому он расстается с ним.

Вот так, через незамутненный взгляд князя Андрея, автор дает читателю характеристики первьо лиц государства, важнейших исторических личностей Отечественной войны 1812 года.

Источник: https://prepodka.net/istoricheskie-lichnosti-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Образ Кутузова в романе «Война и мир» Л.Н. Толтого: описание и характеристика :

Произведение «Война и мир» является одним из величайших во всей русской литературе. В нем Л. Н. Толстой смог нарисовать широкую панораму жизни русского общества с 1805 по 1820 год.

И в центральной части этой панорамы находится разгром наполеоновских войск, которые до этого времени казались совершенно непобедимыми.

На страницах своего романа Толстой развивает идею о том, какова роль народа и личности в развитии исторических событий.

Единение с народом

Образ Кутузова в романе «Война и мир» — один из самых благородных во всем произведении. Полководец был человеком, который ни одним своим действием или словом не изменил собственным убеждениям.

Он был примером настоящего самоотвержения, а также умения понимать будущее значение наступающих событий. Сложно представить себе такого человека, деятельность которого была направлена на достижение одной и той же цели на протяжении столь длительного времени.

И так же сложно представить себе более достойную задачу, чем была у Кутузова.

Кутузов был не только мудр, но и близок к народу, он ценил жизнь каждого солдата. И поэтому из остальных исторических личностей только Кутузов назван истинно великим человеком. Писатель поднимает образ полководца на самую высокую ступень чистоты духовных устремлений.

Добродушный и внимательный полководец

Описывая образ Кутузова в романе «Война и мир», необходимо подчеркнуть: полководец наделен Толстым чертами харизматичного лидера – у него есть авторитет, который основывается на его личных качествах. Это мудрость и героизм, и даже в некоторой степени святость.

Во время встреч с солдатами полководец умеет находить с ними общий язык, иногда даже пускает в ход интересную и забавную шутку. Можно услышать от Кутузова и «стариковское добродушное ругательство». Например, можно вспомнить, как солдаты делились впечатлением о Кутузове после смотра под Браунау. Один солдат говорит о том, что Кутузов «кривой, об одном глазу».

Другой вторит ему – «Вовсе кривой». Но на это следует ответ, что Кутузов все сумел увидеть — и сапоги, и подвертки.

Понимание духа войска

В 1812 году и полководец, и каждый простой солдат был наполнен патриотизмом. Описывая Бородинское сражение, Толстой подчеркивает: Кутузов понимал, что исход битвы решается не распоряжениями командующего войсками.

Давая описание образу Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может подчеркнуть: он понимал, что главную роль играет та неуловимая сила, которая носит название «дух войска». Полководец может лишь наблюдать за этой силой и руководить ею, но только в определенной степени.

К примеру, когда Кутузов получает новость о пленении Мюрата, он говорит, что еще пока рано радоваться. Однако вместе с тем он посылает адъютанта проехаться по войскам и рассказать всем это известие.

Важно

С этой же целью поддержания высокого духа в войске Кутузов в конце дня Бородинского сражения отдает распоряжение зачитать среди солдат приказ о завтрашнем наступлении. Когда простые солдаты услышали этот приказ, смысл которого проистекал из чувств главнокомандующего, они, хотя и измученные, ободрялись и утешались.

Образ Кутузова в романе «Война и мир» глубоко патриотичен. Это качество можно проследить не только в словах самого Кутузова, но и в тех словах, которыми характеризуют его другие герои.

Например, князь Андрей обретает спокойствие после того, как встретился с Кутузовым. Болконский размышляет о полководце в таком ключе: Кутузов ничего не придумает, однако все сможет выслушать и расставить на свои места.

Полезному он не станет мешать, а вредного не позволит.

Образ Кутузова в романе «Война и мир» Толстого: цели полководца

Приказ оставить Москву Кутузов отдает только с одной целью – добиться победы и изгнания вражеских войск во что бы то ни стало. Полководец не случайно постоянно повторяет одни и те же слова: «Я заставлю их есть лошадиное мясо». Все действия Кутузова направлены на три главных цели:

  • напряжение всех сил для триумфа над врагом;
  • одержание победы;
  • изгнание врага из пределов страны и облегчение, насколько это может быть возможным, последствий для народа и солдат.

И только после того как эти задачи были решены, полководец оставляет деятельность главнокомандующего войск. Как мог он достичь этих целей, ни разу не отступив от своих благородных задач? Он был способен сделать это по той причине, что в его душе было истинно великое народное чувство, непобедимое начало.

Фатализм или реализм в образе Кутузова?

Давая описание образа Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может указать: в какой-то мере Л. Н. Толстой делает полководца фаталистом: ведь он подчиняется ходу событий истории. Писатель не говорит о том, каким образом Кутузов готовил солдат к столкновениям после оставления Москвы и каким образом он осуществлял свой план.

Будучи писателем-реалистом, Толстой все же стремился преодолеть философию фатализма, и во многих своих чертах Кутузов показан верно с исторической точки зрения: ему свойственно высокое стратегическое мастерство, он целыми ночами напролет размышляет о предстоящей военной кампании, выступает в качестве активного деятеля.

За кажущимся спокойствием Кутузова скрывается волевое напряжение.

Позиция полководца, которая привела к победе

Образ и характеристика Кутузова в романе «Война и мир» будут неполными без описания его морально-духовной позиции, источника мудрости этого военачальника.

Полководец всеми силами бережет своих солдат, ведет противостояние с царем, придворными генералами. Солдаты и офицеры его любят.

Кутузову известны законы войны, он вполне способен предусмотреть ход дальнейших событий, поскольку берет в расчет духовное состояние войска.

Основной источник его мудрости – это близость к народу. И наиболее ярко раскрывается образ полководца во время описания Бородинского сражения. Наполеон уже начинает нервничать, ведь к нему возвращаются толпы расстроенных и обессиленных солдат.

Кутузов же спокойно обдумывает, как может быть завершена битва. Об этом необходимо упомянуть в описании образа Кутузова в романе Л. Толстого «Война и мир». Ведь своим спокойствием он рождает уверенность и в солдатах.

Например, генералу Вольцогену, который полностью охвачен паникой, он говорит: «Победа!». Еще до окончания сражения Кутузов объявляет о том, что битва выиграна. Он понимает, что отдать Москву необходимо для того, чтобы сберечь страну.

Ведь французы в Москве начнут поддаваться моральному разложению, они станут мародерами, дисциплина их полностью иссякнет.

Характеристика Кутузова в романе «Война и мир»: полководец и его возраст

Во время первой войны Кутузов еще представлен как бравый генерал. Однако во время Отечественной войны полководец уже стар. И над этим позволяют себе посмеиваться его враги. Однако со стороны его войска возраст Кутузова только вызывает уважительное отношение. Кутузов – старик с белой головой, располневший.

Он обычно надевает белый сюртук и фуражку с красным околышем без козырька. Во время заседаний военного совета он засыпает. Полководцу тяжело сесть на лошадь и точно так же трудно ему спуститься. Также писатель подчеркивает, что Кутузов «слаб на слезы». Он может плакать, не только думая о судьбе своей страны, но даже и при виде раненых солдат.

Однако это его качество не принижает образ полководца.

Образ Наполеона

Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» в произведении противоположны друг другу. Они являются антиподами. Толстой говорит о неприятии французского полководца, его стратегии.

Все симпатии читателя, по задумке автора, должны быть на стороне Кутузова. Слава о Наполеоне распространилась по всему миру. Однако Толстой пишет о его армии, что она представляла собой «толпу мародеров».

Сам же Наполеон отличался жестокостью и вероломством.

Жизнь его армии была ему глубоко безразлична. Совершенно равнодушно наблюдает он за тем, как погибают его солдаты. Ведь они являются всего лишь орудием для достижения его сугубо личных целей.

Совет

Народное признание льстит французскому военачальнику. Однако благодарности Наполеон не испытывает. Ведь все были обязаны без каких-либо возражений подчиняться только его воле.

Толстой пишет о том, что миллионы людей были вынуждены убивать друг друга только по причине властолюбия Бонапарта.

Источник: https://www.syl.ru/article/365461/obraz-kutuzova-v-romane-voyna-i-mir-l-n-toltogo-opisanie-i-harakteristika

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector