Образ и характеристика гордея торцова в пьесе бедность не порок островского сочинение

Пересказ комедии «Бедность не порок» Островского А.Н

План пересказа1. Ссора братьев Гордея Карпыча и Любима Карпыча Торцовых.2. Разговор Гуслина с приказчиком Митей.3. Гуслин поет песню, сочиненную Митей.4. Гордей Карпыч упрекает Митю в вечном отсутствии денег и бранит Разлюляева.5.

К молодым людям приходят девушки.6. Разговор Мити и Любови Гордеевны.7. Любим Карпыч рассказывает Мите свою историю.8. Митя узнает о том, что Любовь Гордеевна его тоже любит.9. Вечеринка в доме Торцовых.10. Гордей Карпыч приводит Коршунова и разгоняет все общество.11.

Коршунов сватает Любовь Гордеевну.12. Митя хочет тайно повенчаться с любимой, но она не может идти против воли отца.13. Коршунов говорит с Любовью Гордеевной.14. Любим Карпыч обвиняет Коршунова в недостойном поведении. «Жених» уезжает.15.

Гордей Карпыч, горячась, кричит, что выдаст дочь за Митю.

16. Глава семьи благословляет молодых людей.

ПересказДействующие лица: Гордей Карпыч Торцов, богатый купец; Пелагея Егоровна, его жена; Любовь Гордеевна, их дочь; Любим Карпыч Торцов, его брат, промотавшийся; Африкан Савич Коршунов, фабрикант; Митя, приказчик Торцова; Яша Гуслин, племянник Торцова; Гриша Разлюляев, молодой купчик, сын богатого отца; Анна Ивановна, молодая вдова; Маша, Лиза, подруги Любови Гордеевны; Егорушка, мальчик, дальний родственник Торцова; Арина, нянька. Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время святок.

Действие 1

«Приказчичья комната»: кровать, шкаф, стул, стол, конторка, табуретка, около кровати гитара, на конторке и на столе книги и бумаги.

Явление 1Митя бродит по комнате. Егорушка читает книгу «Бова Королевич». Митя: «Что, наши дома?» Егорушка отвечает, что все уехали кататься, дома лишь Гордей Карпыч.

Егорушка прибавляет, что Гордей Карпыч сегодня сердит на дяденьку Любима Карпыча: тот «за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать».

Обратите внимание

Гордей Карпыч выгнал дяденьку, а тот в отместку встал с нищими у собора, осрамив Гордея Карпыча на весь город. Митя увидел в окне приехавших Пелагею Егоровну, Любовь Гордеевну и их гостей.

Явления 2, 3, 4

Митя один тоскует: «Праздник, а ты сиди в четырех стенах! Ни родных, ни знакомых! А тут еще… сесть лучше за дело, авось тоска пройдет». Садится к конторке, задумывается, запевает песню: «Красоты ее не можно описать!..», говорит: «Как же, пойдет тут работа на ум! Все бы я думал об ней!..»Появляется Пелагея Егоровна.

Она зовет Митю в гости песенок попеть, с девушками поиграть. Гордея Карпыча дома не будет, он уйдет к Африкану Савичу, человеку «буйному да пьяному». Африкан Савич и директор фабрики англичанин «все пьют». И Гордей Карпыч с ними.

«Мне, говорит, здесь не с кем компанию водить, все, говорит, сволочь, мужики; а тот-то, видишь ты, московский, больше все в Москве… и богатый». После «отъезда» Гордей Карпыч изменился, перенял много новых «штук». «Теперь все ему наше русское не мило», хочет он жить по-новому…

А ведь ему уже под шестьдесят! Любочка «в самой поре», а, по словам Гордея Карпыча, ей нет ровни… «Каково же это материнскому сердцу!» Входит Гуслин, Пелагея Егоровна приглашает на вечер и его. Гуслин берет гитару.

Явления 5, 6

Гуслин спрашивает Митю, почему его не было на катанье. Митя: «Обуяла меня тоска-кручина… что я такое за человек? Родительница у меня в старости и бедности находится, ее должен содержать, а чем? Гордей Карпыч… все бедностью попрекает… а жалованья не прибавляет».

Нужно искать место другое, да без знакомств хорошего не найти, да и не хочет Митя уходить: полюбилась ему Любовь Гордеевна. Гуслин советует выкинуть это из головы. Митя спрашивает, читал ли Яша Кольцова, говорит, что и сам сочинил песню. Гуслин начинает подбирать голос на гитаре. Входит Разлюляев.

Он в веселом расположении духа: «Ая не пьян… Нет, так гуляю… весело… А после праздника женюсь! Возьму богатую». Гуслин начинает петь: «Нетто злей, постылее злой сиротской доли…» Разлюляев слушает с чувством, просит сыграть что-нибудь веселое. Гуслин начинает ему подыгрывать, втроем начинают петь.

Появляется Гордей Карпыч. Все замолкают.

Явления 7, 8

Гордей Карпыч: «Что распелись! Горланят, точно мужичье!» Увидел стихи Кольцова у Мити: «Какие нежности при нашей бедности!» Митя: «Для образования своего занимаюсь».

Важно

Гордей Карпыч: «Образование! Знаешь ли ты, что такое образование?» Укоряет Митю за старый «сертучишко»: «Куда деньги-то деваешь?». Узнав, что Митя посылает матери: «Ты себя-то бы обра-зил прежде… Коли гол кругом, так нечего о себе мечтать!..

дураками непросвещенными живете, дураками и умрете». Уходит. Митя: «Вот она жизнь-то моя какова!». Входят Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Маша и Лиза.

Явление 9

Анна Ивановна говорит, что им надоело сидеть и скучать одним, решили они к парням прийти. Любовь Гордеевна одергивает ее: «Что ты выдумываешь-то!». Девушки конфузятся, пререкаются. Анна Ивановна заигрывает с Гуслиным. Он шепчет ей на ухо, показывая на Митю и Любовь Гордеевну. Любовь Гордеевна приглашает Митю вечером.

Разлюляев: «И я приду. Я больно плясать горазд. Девушки, полюбите меня кто-нибудь!» Девушки намекают, что кто-то кого-то любит, но надобно самому догадаться. Разлюляев начинает петь развеселые песни. Девушки, Гуслин и Разлюляев уходят. Митя остается. Анна Ивановна пропускает девушек вперед, а Любовь Гордеевну оставляет в комнате.

Явления 10, 11

Любовь Гордеевна стучится в запертые двери, но девушки ее не выпускают. Митя просит ее посидеть с ним. Он очень рад, что они остались наедине. Он вручает ей стихи, а она, скрывая радость, просит его прочесть их. «…Неровнюшку девицу парень любит…

» Послушав стихи, Любовь Гордеевна прячет бумагу: «Я тебе сама напишу». Она пишет что-то и подает Мите: «Прочти после…» Любовь Гордеевна вдет к дверям, из дверей выходит Любим Карпыч: От неожиданности она испугалась, не узнала сразу своего дядю. Уходит.

Явление 12Любим Карпыч замерз, просит приюта у Мити: «Брат выгнал». Пока деньги были, Любим Карпыч «шлялся кой-где по теплым местам; а денег нет — нигде не пускают». Из-за безденежья Любим Карпыч и пить начал. И ведь «нельзя перестать: на такую линию попал».

Любим Карпыч рассказал, что после смерти отца они с братом разделили все: брат забрал заведение, а ему деньги, векселя и билеты достались. Любим Карпыч отправился в Москву по билетам деньги получать. Приоделся, друзей завел, по театрам стал ездить. Пропил все, что было, продал все, что осталось. Приятель, Африкан Коршунов, «всему беспутству заводчик», его надул.

«Выпить не на что, а выпить-то хочется». Люди на улице пальцем стали показывать на него — оборванного, небритого, а был «на лихачах…» Деньги только осталось воровством добывать. Но Любим Карпыч воровать не смог: «…совесть есть, опять же и страшно…» Стал шута разыгрывать, скоморохом прикидываться. Кто пятак даст, кто гривну положит. Ремесло это затянуло.

Простудился однажды и в больницу попал, а там «мысли трезвые» проявляться стали: «Как я жил? Что я за дела делал?» Решил пойти к брату, пусть хоть в дворники возьмет. А брату стыдно стало за Любима Карпыча… После всех переживаний Любим Карпыч снова начал пить. Рассказав свою историю, Любим Карпыч просит у Мити немножко денег. Митя ему дает. Любим Карпыч: «Добрая ты душа, Митя!..

я ночевать к тебе приду… А я с братом смешную штуку сделаю». Любим Карпыч засыпает.Митя вынимает письмо из кармана и с волнением и трепетом читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

Действие 2

Гостиная в доме Торцовых.

Явления 1—4

Совет!

Любовь Гордеевна признается: «Ах, Аннушка, как я его люблю-то, кабы ты знала!..» Анна Ивановна: «А ты, девка, люби, да ума не теряй». Уходит. Входит Митя.

Митя спрашивает Любовь Гордеевну о записке, как ее нужно понять, «в правду или в шутку-с?» Если записка прислана в насмешку, то «лучше мне не жить на свете-с». Она отвечает, что в записке истинная правда.

Митя: «Я за тебя, Люба, душу положу!» Любовь Гордеевна: «А ну как тятенька да не захочет нашего счастия, что тогда?»

Слышатся чьи-то шаги. Митя уходит. Появляется Арина со свечой. Пелагея Егоровна спрашивает Арину, послала ли она кого за девушками, велит, чтобы приготовила угощенье. Пелагея Егоровна зовет молодежь: «По тех пор и веселиться-то, пока молоды…» Входят Любовь Гордеевна, Маша, Анна Ивановна, Лиза, Митя, Разлюляев, Гуслин и две гостьи.

Явления 5, 6

Пелагея Егоровна беседует с гостьями: «Я, матушка, люблю по-старому, по-нашему, по-русскому. Вот муж у меня не любит, а я люблю, я веселая… да… чтоб попотчевать, да чтоб мне песни пели…» А нынче таких не поют, «все новые пошли». Просит Гуслина спеть «песенку старенькую».

Входит Арина с угощением, потчует девушек. Начинаются пляски.Девушки гадают: сняли с рук кольца, положили их на блюдо, запели. Разлюляев вынимает кольцо и протягивает Любови Гордеевне. Входят ряженые: вожак с козой и медведем, старик с гитарой или балалайкой, Егорушка, начинают петь, веселить всех.

Возле Любови Гордеевны стоят Митя и Гуслин. Митя целует девушку и шепчет что-то ей на ушко. Разлюляев подходит к Мите: «Вот я Пелагее-то Егоровне все скажу!» Оказывается, Разлюляев сам хочет жениться на Любови Гордеевне, денег-то у него много. Вдруг слышен стук.

Арина пошла открывать: «Сам приехал!» Все встают.

Явления 7, 8

Входят Гордей Карпыч и Коршунов. Хозяин гонит ряженых: «Это что за сволочь! Вон! Жена! Принимай гостя». Гордей Карпыч извиняется перед Африканом Савичем, мол, жена необразованная; велит подать шампанского. Гостьи раскланиваются и уходят.

Коршунов: «Где это ты таких красавиц подобрал… Хе! Нынче дни святочные, и поцеловаться можно». Целует Любовь Гордеевну и Анну Ивановну.

Гордей Карпыч гонит Митю: «Разве здесь твое место? Залетела ворона в высокие хоромы!»

Явления 9, 10

Коршунов дарит Любови Гордеевне серьги с бриллиантами: «Я вас ведь очень люблю, хе, хе, хе! А вы меня полюбите, я человек хороший, веселый, хе, хе, хе…Что ж, я еще не стар. Али старенек? Зато будете в золоте ходить». Любовь Гордеевна хочет уйти, но отец ее не отпускает. Коршунов берет Любовь Гордеевну за руку, надевает кольцо с бриллиантом. Но она снимает и отдает его обратно.

Обратите внимание

Гордей Карпыч потчует Коршунова. А тот подсаживается ближе к Любови Гордеевне. Тут Гордей Карпыч объявляет, что хочет переехать в Москву к своему… зятю Африкану Савичу. Пелагея Егоровна хватает дочь: «Не отдам!» Любовь Гордеевна: «Пожалей ты меня, бедную, не губи мою молодость!..» Но отец неумолим. Девушки поют печальную песню.

Действие 3

Явления 1—4

Небольшая комната в доме Торцовых. Арина сидит у двери в зал, рядом несколько девушек и женщин. Арина грустит о том, что их лебедушку вырвали из семьи: «Красоту-то нашу писаную да за старого, за постылого и сговорили».

Читайте также:  Анализ и мораль басни квартет крылова 5 класс

Пелагея Егоровна думает: дочке «теперь хоть бедненького, да друга милого… Вот бы и житье… вот бы и рай…»Входит Митя. Чуть не плача, со словами благодарности обращается к Пелагее Егоровне.

Он пришел проститься: едет к матери и думает там остаться, хочет проститься с Любовью Гордеевной. Анна Ивановна пошла за ней.

Явления 5, 6

Пелагея Егоровна жалуется Мите на свое горе. Митя: «Должно быть, Любови Гордеевне за этаким человеком, и притом в отдаленности, совсем погибать надобно-с… За что девичий век заедаете, в кабалу отдаете?» Пелагея Егоровна: «Да говорю ж я тебе, что не моя воля».

Митя признается ей, что они с Любовью Гордеевной любят друг друга. Появляется Любовь Гордеевна. Митя прощается с ней, они целуются, оба плачут. И тут Митя просит разрешения у Пелагеи Егоровны увезти дочь и тайно обвенчаться.

Мать и дочка страшатся идти против воли отца и мужа: «Да кто ж это посмеет такой грех на душу взять…» Любовь Гордеевна: «Хоть я, может быть, сердце свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет.

Прощай!» Они целуются, Любовь Гордеевна плачет. Митя: «Ну, знать, не судьба!» Прощается и уходит.

Явление 7

Важно

Появляется Коршунов, просит оставить его наедине с Любовью Гордеевной. Пелагея Егоровна уходит. Коршунов хвалит старческую любовь: она и бархатом отплатить может, и золотом. А молодая — она сегодня есть, завтра ее нет. Молодые еще и загуливать любят, да на чужих смотреть. А старик всегда дома. Любовь Гордеевна спрашивает о покойной жене Коршунова.

Он говорит, что ее не любил, ведь она из бедных, но в золоте у него ходила. Любовь Гордевна: «Любови золотом не купишь». Коршунов: «Кого я полюблю — тому хорошо жить на свете, а уж кого не полюблю — так не пеняй!… я проходу не дам…» Но внезапно осекается и переводит разговор: «Это я нарочно, так шучу! Я простой, я добрый старик… А уж вас-то я буду на руках носить…

»

Явления 8, 9, 10

Гордей Карпыч хвалится своими официантами, да своим приемом. «Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал». Входит Егорушка. Он сообщает, что пришел Любим Карпыч: «Гостей разгоняет…» Все вздыхают: какой стыд, «одно невежество» этот поступок Любима Карпыча. Появляется Любим Карпыч.

Обращается к Коршунову: «Наше вам-с!.. Тысячу лет со днем не видались! Как поживаете?., помнишь ли ты, как мы с тобой погуливали, из трактира в погребок перепархивали? А не знаешь ли ты, кто меня разорил, с сумой по миру пустил?» Коршунов: «А ты сам чего зевал? Ведь тебя за ворот не тянули, любезный. Сам виноват». Входит Гордей Карпыч.

Явление 11

Гордей Карпыч гонит брата из дома. Любим Карпыч: «Брат, погоди, не гони! Ты думаешь, пьян Любим Торцов? Я пришел вам загадки загадывать…

за кого ты дочь отдаешь? Честный ты купец или нет? Коли ты честный — не водись с бесчестным». Коршунов забеспокоился: «Выгони его или вели ему замолчать».

Но Любим Карпович разошелся: «Не замолчу! Теперь кровь заговорила!» Входят все домашние и гости.

Явление 12

Любим Карпыч: «Обижают Любима Торцова, гонят вон. А чем я не гость? Я не чисто одет, так у меня на совести чисто. Я не Коршунов: я бедных не грабил, чужого веку не заедал, жены ревностию не замучил… Что ж, ничего, ему другую жену дадут: брат за него дочь отдает!» Коршунов кричит: «Не верьте ему, он это по злобе говорит». Любим Торцов говорит: пусть он пьяница, но лучше их.

Совет!

Уходит. Коршунов насмехается над порядками в доме Гордея Карпыча: «Шалишь, я даром себя обидеть не позволю. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покланяйся, чтоб я дочь-то твою взял». Гордей Карпыч: «Я сам тебя знать не хочу! Я отродясь никому не кланялся… за кого мне вздумается, за того и отдам! С деньгами, что я за ней дам, всякий человек будет…» Входит Митя.

Явления 13, 14

Гордей Карпыч: «Вот за Митьку отдам!» Митя в недоумении. Гордей Карпыч: «Такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду.

Коршунов уходит: «Придешь прощенья просить, придешь!..» Гордей Карпыч: «Назло ему за Митрия отдам». Митя: «Зачем же назло, Гордей Карпыч? Уж вы благословите нас, как следует — по-родительски, с любовию».

Входит Любим Карпыч.

Явление 15

Гордей Карпыч: «Как, чай, не любить! За ней ведь денег много, так тебе голому-то на голодные зубы хорошо». Все просят Гордея Карпыча позволить Мите жениться на Любови Гордеевне. Просит и брат: «Человек ты или зверь? Пожалей ты и Любима Торцова! (Становится на колени.) Отдай Любушку за Митю — он мне угол даст.

Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то да честно пожить. Мне работишку дадут; у меня будет свой горшок щей… Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок».

Сердце Гордея Карпыча не выдерживает: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем». Он в слезах обнимает Митю и дочь, дает им свое благословение.

Тут и Гуслин просит разрешения жениться на Анне Ивановне. Гордей Карпыч и на это соглашается. Пелагея Егоровна: «Ну-ка, девушки, веселенькую…

Уж мы теперь свадьбу-то по душе отпируем, по душе…»

Источник: http://lit-helper.com/p_Pereskaz_komedii_Bednost-_ne_porok_Ostrovskogo_A_N

Своеобразие пьес А.Н.Островского «москвитянинского» периода(«бедность не порок»)

Купеческий мир в ранних комедиях А.Н.Островского(«свои люди – сочтёмся»).

Островский начал свою писательскую деятельность как сатирик. Предметом своей сатиры он избрал купечество. Это сословие привлекало русских драматургов ещё в 18в. Уже в 1-ой пьесе – «картина семейного счастья», опубликованной в 1847г.в газете, но запрещённой в том же году драматической цензурой для постановки в театре, Островский выступ.

как обличитель торгово-промышленной буржуазии, создав жизненно правдивые образы, наделив их индивидуализированной, колоритной речью. Особенности, наметившиеся в «картине семейного счастья», драматург развил и углубил в следующей комедии – «свои люди – сочтёмся!», законченной в 1849 г.и тогда же запрещённой для сценического представления.

В центре комедии – образ купца Большова. Богатство, нажива ставятся им превыше всего, перед блеском золота отступают у него и совесть, и честь, и религия. Рисуя Большова, Остр.показывает, что стремление к наживе любыми средствами, в частности и ложным банкротством, — типичная черта в нравах торгово-промышленной среды.

Читая объявления о банкротстве купцов, Большов замечает, что их не перечитаешь до следующего дня. Большов не только хищный стяжатель, но и самодур, деспот, грубо попирающий естественные права, чувства и желания окружающих, своей дочери(за кого велю, за того и пойдёт).

Обратите внимание

Из поколения в поколение переходят купеческие жульничество и мошенничество, составляющие основу быта и нравов «тёмного царства». Островский прибегает к интересному приёму ступенчатого изображения характеров купеческой среды: мальчик Тишка, живущий в доме Большова, набивая руку на мелком плутовстве, повторяет путь главного приказчика Подхалюзина, кот.

явным мошенничеством овладевает состоянием своего хозяина. Атмосфера разнузданного хищничества, самодурства и обмана, присущая купеческой среде и соответствующая всему самодержавно-крепостническому строю, нравственно уродует и калечит людей. свидетельство тому – Липочка, дочь Большова.

Чёрствая, бездушная, она жестока, деспотична, груба с матерью и совершенно равнодушна к слёзным просьбам отца, попавшего в тюрьму. Зараза жестокости коснулась и Тишки, издевающегося над обманутым Рисположенским. Сатирическое изображение купечества приобретало в «своих людях» такую глубину и силу обобщения, что становилось обличием всей самодержавно-крепостнической системы.

Остр.ярко проявил в комедии способность заглядывать в самую глубь души человека, «отличать натуру от всех извне принятых уродств и наростов» и подмечать «не только образ его мыслей и поведения, но самый процесс его мышления, самое зарождение его желаний».

Его замечательное искусство сказалось и в том, что характеры, переживания и поступки действующих лиц воссоздаются в глубокой обусловленности соц.средой и внешними обстоятельствами. В пьесе «нет ни злодеев, ни извергов, а все люди очень обыкновенные, как все люди» и их преступления, поражающие нас, «вовсе не следствия исключительных натур, по своей сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств», среди кот.они живут и действуют.

своеобразие пьес А.Н.Островского «москвитянинского» периода(«бедность не порок»).

Попав в реакционно-славянофильскую среду, Остр.увлекается патриархальной стариной. Новые взгляды Остр.наиб.отчётливо проявились в 3-х пьесах: «не в свои сани не садись»(1853), «бедность не порок»(1854) и «не так живи, как хочется»(1855). В них драматург ставит и решает главным образом уже не соц-е, имущественные, а морально-бытовые в-сы.

В пьесе «не в свои сани не садись» Остр.создал во многом идеализированные образы положительных купцов Русакова и Бородкина как хранителей патриархально-народных, религиозно-нравственных обычаев и традиций. В пьесе «бедность не порок»явно приукрашивается быт купеческой семьи Торцовых. Идеализируя обычаи и нравы старины, Остр.стремился показ.

, что Гордей Торцов, подражая «всякой моде», теряет образ и подобие человека. Пагубное действие цивилизации подчёркивается в этой пьесе и образом Любима Торцова, кот.погиб, изменив старинным традициям, прельстившись новшествами. Как и в пьесе «не в свои сани не садись», Остр.

нигде не показал различия между ложной цивилизацией и истинным просвещением и этим самым противопоставил патриархальные нравы и традиции образованности и цивилизации вообще. В пьесе «не так живи, как хочется» нашла отражение идея религиозного примирения с жизнью. Влияние реакционно-славянофильских идей на Остр.

Важно

было серьёзным, но всё же не настолько сильным, чтобы коренным образом изменить его идейно-эстетические позиции. Это влияние ослабило творческие позиции драматурга, но не превратило его в реакционного писателя. Остр.

привлекали любовь членов «молодой редакции» к народной песне, глубокий интерес к отечественному языку, ко всему русскому, но он никогда не разделял полностью их определяющих идейных положений. Входя в этот кружок, он сохранил свои основные позиции писателя – демократа и остался верен важнейшим принципам критики Белинского.

Это и определило то, что ведущее место в пьесах 1852-1855 годов принадлежит не реакционно-славянофильским тенденциям, а жизненной правде, типическим образам.

В пьесе «»не в свои сани не садись такими образами являются: помещик Вихорев, кутила и мот, ищущий богатую невесту, чтобы поправить своё расстроенное состояние; сестра Русакова, невежественная, с притензиями на образованность, кот.она видит в подражании моде, и беспрестанно «гуляющий» содержатель трактира Маломальский.

Читайте также:  Анализ повести булгакова собачье сердце 11 класс

В комедии «бедность не порок» типичным лицом предстаёт фабрикант Коршунов, прожжённый мошенник, жестокий стяжатель, развращённый сластолюбец, скрывающий своё истинное лицо под маской цивилизованности. С огромной силой Остр.раскрывает в этом образе бесстыдного-грабительскую сущность поднимавшейся в то время промышленной буржуазии.

Ни в одной из предшествующих пьес Остр.не судил таким беспощадным судом представителей буржуазии, каким он судил здесь Коршунова. Правдивы в комедии «бедность не порок» и образы бедного, честного приказчика Мити, дурашливого, избалованного купеческого сына Разлюляева, доброй няньки Арины.

Жизненно верны самодурство и невежество богатого купца Гордея Торцова, безответная покорность и забитость его жены и дочери и вся история Любима Торцова. В комедии «бедность не порок» органически слиты острая сатира, мягкий юмор, сердечная лирика и высокие гражданские чувства. Соединяя высокое с комическим, Остр.вдохновенно раскрывает в комедии поэтическую одарённость русского народа, красоту его душевного облика, простоту нравов, сердечность простых людей. народные песни, игры естественно вплетаются в развитие действия, происходящего в рождественские праздники. Всем этим, а также критикой купеческого стяжательства и самодурства, активной защитой справедливости комедия приобрела огромную популярность.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s231t9.html

Островский Бедность не порок – краткое содержание: о чем написана пьеса и кто ее главные персонажи

Русская драматургия середины XIX века характеризуется появлением произведений, описывающих быт и нравы купцов Замоскворечья. Особое место в этом перечне занимают пьесы А.Н. Островского.

Самой известной является комедия «Гордым Бог противится», написанная в 1853 году. Затем она была переименована в «Бедность не порок».

О чем написана комедия Островский «Бедность не порок», краткое содержание.

Автор и пьеса

Николай Фёдорович Островский мечтал о юридической карьере для своего сына Александра. Однако в 1843 году молодого человека, не сдавшего экзамен по римскому праву, отчисляют из университета. Несостоявшийся юрист совмещает службу судебного канцеляриста с трудом литератора.

А.Н. Островский пишет комедию «Бедность — не порок», которая издаётся отдельной книжкой в 1854 году. На следующий год в Малом театре состоялась постановка по пьесе писателя. Ведущий артист театральной труппы П.М. Садовский, которому драматург посвятил произведение, исполняет роль Любима.

Совет!

На подмостках Санкт-Петербурга «Бедность не порок» Островского увидела свет осенью 1854 года. Постановка состоялась в честь бенефиса актёра и режиссёра Александринского театра А.А. Яблочкина.

Сюжет пьесы «Бедность не порок» в кратком содержании. Конечно, ознакомление с данным вариантом не заменит чтение оригинала.

Фабула

Литературоведы считают одним из лучших творений комедию в трех действиях «Бедность не порок» Островского. События разворачиваются в купеческом доме Гордея Торцова в провинциальном городке во время святочных гуляний.

В пьесе «Бедность не порок» действуют такие персонажи:

  1. Состоятельный купец Гордей Торцов, его супруга Пелагея Егоровна, их дочь Любовь.
  2. Любим, промотавший наследство брат Торцова.
  3. Столичный заводчик Африкан Коршунов.
  4. Приказчик Митя.
  5. Племянник хозяина Яша Гуслин, и Гриша Разлюляев, богатый купеческий сын.
  6. Вдовушка Анна Ивановна.
  7. Маша и Лиза, подружки Любови Гордеевны.
  8. Нянька Арина и парнишка Егорушка, дальний родственник Торцовых.

Первое действие

Слоняясь без дела, Митя интересуется, чем занимаются домочадцы. Егорушка описывает скандал между Гордеем Карпычем и его братом, произошедшим накануне за обедом.

В комнату входит Пелагея Егоровна. В разговоре с приказчиком пожилая женщина сетует на своенравный характер мужа, не одобряет его знакомство с Коршуновым. Она утверждает, что мода на заграничную жизнь – временное явление, а русские обычаи будут жить вечно. Появляется Гуслин. Уходя, жена хозяина приглашает молодых людей прийти вечером в гости.

Оставшись одни, Митя рассказывает Яше о своей тяжёлой доле, признаётся в любви к дочери Гордея Торцова. Затем приказчик садится за работу, а Гуслин подбирает музыку к стихам, которые написал влюблённый юноша. В комнату заходит Разлюляев, хвастаясь своим богатством и бесшабашностью.

Племянник Торцова предлагает послушать мелодию, которую сочинил. Все очарованы песней. Затем приятели начинают дурачиться. За этим занятием их застаёт хозяин дома. Купец критикует одежду, которую носят Митя и Разлюляев. Перед уходом Гордей Торцов осуждает стремление приказчика в первую очередь заботиться о престарелой матери.

В комнате появляются Любовь Гордеевна, её подруги и Анна Ивановна. Девицам скучно и одиноко в гостиной, и они захотели присоединиться к парням. Яков нашёптывает вдове про чувства приказчика к дочери хозяина.

Компания решает перейти в соседнюю комнату. Анна делает так, чтобы приказчик и дочь Гордея Торцова остались вдвоём. Дмитрий декламирует стихи, посвящённые любимой. Девушка пишет записку с ответом, но требует, чтобы послание было прочитано после её ухода.

Обратите внимание

Вошедший брат Гордея Торцова, лишает Митю возможности ознакомиться с содержанием записки. Любим Карпыч рассказывает юноше, как пропил в Москве свою половину наследства и стал бездомным. Промотать деньги помогал Африкан Коршунов. Грязный и больной Любим приходил к брату с просьбой помочь в нужде. Гордей устыдился нищего родственника перед лощёными гостями.

Старик говорит, что богатство – зло, и большие деньги портят характер человека. Пересказывая свою жизнь, несчастный человек засыпает. Митя читает девичью записку с признанием во взаимности.

Второе действие

В гостиной героини пьесы Люба и Анна рассуждают о мимолётности любви. С приходом Дмитрия вдова покидает комнату. Влюблённые признаются, что не могут жить друг без друга. Было решено пойти к Гордею Карпычу, чтобы тот решил их судьбу. Приближение Арины заставляет приказчика и купеческую дочь уйти.

Нянька готовит гостиную к встрече ряженых, которые приглашены для развлечения гостей. Комната заполняется домашними, приглашёнными соседями и артистами, которые привели медведя и козу.

Пока ряженые скоморошничают и распевают песни, Митя и Люба перешёптывается и украдкой целуются. Заметив это, Разлюляев высказывает претензии приказчику. За влюблённого заступается Яша.

Приезжает Гордей Карпыч и Коршунов. Хозяин дома выгоняет гостей с артистами и приказывает принести шампанское и закуски. Фабрикант целуется с девушками, парни удаляются.

Африкан презентует Любови Гордеевне бриллиантовое колечко и делает намёки на желание сочетаться с девушкой браком. Дочери Торцова хочется выйти из комнаты, но папаша приказывает оставаться. Купец объявляет о намерении выдать Любу замуж за Коршунова.

Третье действие

Няньку печалит будущее замужество Любови Гордеевны с нелюбимым человеком. Расстроенная Пелагея Егоровна велит подавать гостям в соседнем зале большой самовар. Купчиха просит Анну Ивановну помочь по хозяйству. Митя, который собирается уехать к матери, заходит попрощаться. Вдова отправляется за Любовью Гордеевной.

Приказчик рассказывает Торцовой, как он несчастен, и предлагает пришедшей в комнату любимой тайком сбежать из родительского дома и обвенчаться. Девушка отказывается выходить замуж без благословения отца. Дмитрий прощается с женщинами, уходит.

Вошедший Коршунов просит Пелагею Егоровну оставить их с дочерью одних. Он излагает невесте преимущества выхода замуж за пожилого человеком. Когда девушка спросила о предыдущей жене фабриканта, тот со злостью вспоминает покойную. Затем Африкан снова принимает вид добродушного старика.

Важно

Вошедший Гордей хвастается тем, как он устроил угощенье гостя на заграничный манер. Егорушка сообщает, что пришёл Любим Карпыч. В зале собрались домочадцы и гости, когда появился брат хозяина и начал обвинять Коршунова в бесчестном поступке, напоминая про старый долг.

Разоблачённый Африкан отказывается от женитьбы на дочери Гордея Торцова. С этой минуты он желает, чтобы Гордей упрашивал московского богача стать зятем. В ответ на это униженный купец обещает отдать дочь за любого бедняка.

Сначала выбор пал на вернувшегося Митю. Молодой человек берёт Любовь Гордеевну за руку и подводит к родителю для благословения. Купец оторопел и хочет отказаться от сказанных слов, но все присутствующие уговаривают Гордея Торцова дать согласие на бракосочетание влюблённых.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/pesa-bednost-ne-porok.html

Характеристика Гордея Торцова из пьесы Островского Бедность — не порок

Liudmila Sharukhia Высший разум (179742) 8 лет назадЛюбим Торцов — герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится») . Духовный облик Любима Торцова стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала.

Восклицание героя «Шире дорогу — Любим Торцов идет! » стало для них символом победы национальных начал в искусстве. Промотавшийся брат богатого купца, Торцов ходит по городу «скоморохом» , по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает» . В отместку выгнавшему его брату Гордею он «созорничал» : пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город» .

На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник» , острее чувствуется одиночество Любима, душа которого «иззябла» . В поведении прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси.

Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам» , в которых юродивые, «ругался миру» , обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды.

О ней помнит Торцов когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет! » Он никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век» , сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно — к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества», — говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий.

Ключом к образу Торцова является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю.

Важнейшая черта его личности — сознание своего падения. В образе Торцова Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла.

Никита Антонов Ученик (110) 8 лет назадЛЮБИМ ТОРЦОВ — герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится») . Духовный облик Л. Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу — Любим Торцов идет! » стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «Демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа Л. Т. Промотавшийся брат богатого купца, Л. Т. ходит по городу «скоморохом» , по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает» . В отместку выгнавшему его брату Гордею Л. Т. «созорничал» : пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город» . На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник» , острее чувствуется одиночество Л. Т, душа которого «иззябла» . Горькое шутовство Л. Т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле» . В поведении Л. Т. прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам» , в которых юродивые, «ругался миру» , обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды.

Читайте также:  Наступила зима - сочинение

О ней помнит Л. Т, когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет! » Л. Т. никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век» , сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно — к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества», — говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Л. Т. является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л. Т. «злодей» Африкан посрамлен, загордившийся брат «приведен в рассудок» , бедные влюбленные соединились. Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л. Т. : «Люби-мушка Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам» . Л. Т. не просто падший человек. Важнейшая черта его личности — сознание своего падения. В образе Л. Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла. Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна. Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных» , благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. Но образ Л. Т. явился исключением. Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л. Т. ощутимо сказалось в творчестве Ф. М. Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание» ) и Л. Н. Толстого (Федя Протасов в драме «Живой труп») . Первый исполнитель роли Л. Т. — П. М. Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию. Среди других исполнителей — В. В. Самойлов (1854), М. С. Щепкин (1855), П. В. Васильев (1861), А. А. Остужев (1934). Лит. : Чернышевский Н. Г. «Бедность не порок» //А. Н. Островский в русской критике. М. , 1948; Григорьев А. А. По поводу спектакля 10 мая (1863) «Бедность не порок» Островского //Григорьев А. А. Театральная критика. Л. , 188S; Боцяновский В. Ф. Любим Торцов

//Памяти А. Н. Островского. Пг. , 1923.

Источник:

саняпро44 ляё1ляё1 Ученик (195) 2 года назадЛЮБИМ ТОРЦОВ — герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится»). Духовный облик Л. Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу — Любим Торцов идет!» стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «Демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа Л. Т. Промотавшийся брат богатого купца, Л. Т. ходит по городу «скоморохом», по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает». В отместку выгнавшему его брату Гордею Л. Т. «созорничал»: пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город». На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник», острее чувствуется одиночество Л. Т, душа которого «иззябла». Горькое шутовство Л. Т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле». В поведении Л. Т. прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам», в которых юродивые, «ругался миру», обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Л. Т, когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет!» Л. Т. никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век», сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно — к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества»,— говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Л. Т. является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л. Т. «злодей» Африкан посрамлен, загордившийся брат «приведен в рассудок», бедные влюбленные соединились. Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л. Т.: «Люби-мушка Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам». Л. Т. не просто падший человек. Важнейшая черта его личности — сознание своего падения. В образе Л. Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла. Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна. Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных», благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. Но образ Л. Т. явился исключением. Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л. Т. ощутимо сказалось в творчестве Ф. М. Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание») и Л. Н. Толстого (Федя Протасов в драме «Живой труп»). Первый исполнитель роли Л. Т.— П. М. Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию. Среди других исполнителей — В. В. Самойлов (1854), М. С. Щепкин (1855), П. В. Васильев (1861), А. А. Остужев (1934). Илья Ковалев Знаток (313) 1 год назадГордей Карпыч Торцов — герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок», богатый купец, отец Любови Гордеевны, брат Любима Карпыча. Имя этого персонажа говорит само за себя. Гордей Карпыч — человек гордый и заносчивый. После смерти отца он выбрал себе в наследство доходное заведение, а брату Любиму отдал деньгами и векселями. Любим Карпыч быстро промотал часть наследства в Москве, а оставшуюся часть доверил фабриканту Коршунову, который его впоследствии обманул. Гордей Карпыч, наоборот, не растерял наследство, а приумножил и очень этим кичился.На протяжении всего произведения прослеживаются разные эмоциональные всплески Торцова. В первом и втором действии он выступает как злой и разгневанный хозяин. Все его вокруг раздражают, включая домочадцев и гостей. Он часто кричит на своего приказчика Митю. Выплачивая ему мизерное жалование, требует, чтобы тот купил себе кафтан подороже и не ходил к ним в гости в дешевых вещах. Поведение брата и вовсе считает оскорбительным, в то время, как Любим вынужден зарабатывать себе на хлеб шутовством. Жену свою считает необразованной невеждой и не скрывает этого.

Побывав в Москве, Гордей Карпыч решил, что ему место только в столице и в высших кругах. Теперь ничто русское ему не по нраву, а подавай только заграничное. Оттого он­ и водит дружбу с фабрикантом Африканом Савичем, который часто выпивает со своим английским директором. Однако он даже не подозревает, как хитер этот фабрикант и что именно он разорил его брата.

Совет!

Он даже готов отдать свою единственную дочь за этого богатого старика. К счастью, в третьем действии Любим Карпыч разоблачает Коршунова и свадьба отменяется. В этой части произведения читатель видит Гордея Карпыча с иной стороны. Это человек, способный признать свои ошибки и раскаяться.

Он благодарит брата за то, что тот открыл ему глаза, и благословит дочь на брак с тем человеком, который ей мил.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/37480148

Образ и характеристика Гордея Карпыча Торцова в пьесе «Бедность не порок» Островского

Гордей Карпыч Торцов — богатый купец, один из центральных героев пьесы:

Возраст Гордея Карпыча — около 60 лет:

Гордей Карпыч — сын простого крестьянина, «мужика». Гордей своим трудом разбогател и стал богатым купцом:

Гордей Карпыч — строгий человек с крутым характером. С ним трудно договориться:

Гордей Карпыч Торцов — гордый человек:
Гордей Карпыч ведет себя сурово со своей женой Пелагеей Егоровной. Его супруга не смеет сказать ему ни слова против: Гордей Карпыч бывает груб с окружающими, которые ниже его по положению.

Так например, он обижает и ругает своего приказчика Митю:Гордей Карпыч ведет себя сурово со своим братом Любимом Карпычем. Гордей стыдится брата и считает его обузой:

Гордей Карпыч считает себя человеком с утонченными чувствами и понятиями.

По его мнению, он должен был родиться не в семье крестьянина, а в семье аристократа:

Гордей Карпыч — высокомерный человек. Он считает, что в уездном городе, где он живет, почти нет достойных людей, с которыми можно дружить:

Гордей Карпыч давно хочет переехать жить в Москву или Петербург подальше от «невежества и необразования», которые царят в уездном городе:

Высокомерный и гордый Гордей Карпыч надеется выдать свою дочь только за богатого и важного человека, а не за простого бедного парня, как приказчик Митя:

Гордею Карпычу нравится все, что модно. Он готов подражать «всякой моде»:

Гордей Карпыч гордится тем, что у него в доме служит не крестьянин в поддевке, а официант («фициянт») в перчатках:

Обратите внимание

Гордей Карпыч — неумный человек, по мнению его брата Любима Карпыча:Гордей Карпыч считает себя человеком слова:
Гордей Карпыч решает выдать свою дочь Любовь Гордеевну за богатого старика Африкана Савича Коршунова.

Он не берет во внимание, что сама девушка не любит своего пожилого жениха.

Гордей Карпыч не слушает ни дочь, ни жену и настаивает на браке:

Внезапно между Гордеем Карпычем и Африканом Савичем вспыхивает ссора, после чего свадьба Любови Гордеевны и Африкана отменяется:

В конце концов Любиму Карпычу удается убедить брата Гордея выдать дочь замуж за любимого ею приказчика Митю. Гордей Карпыч дает согласие на этот брак и брата за то, что тот «наставил его на ум»:

Гордей Карпыч признается, что благодаря этому скандалу он стал другим человеком — более мягким и уступчивым:
После этого Гордей Карпыч также дает свое согласие на свадьбу своего племянника Яши Гуслина и молодой вдовы Анны Ивановны:

Источник: http://www.literaturus.ru/2017/05/gordej-karpych-torcov-bednost-ne-porok-obraz-harakteristika.html

Ссылка на основную публикацию