Образ и характеристика николая ростова в романе война и мир толстого сочинение

Образ и характеристика Николая Ростова в романе Война и мир

В литературе наличие слишком идеальных персонажей – явление не единичное.

Читая произведение, понимаешь, что при всей реалистичности изображения фона событий, исторической основы и других персонажей именно этот герой резко выделяется – при всем желании найти в нем какой-то изъян становится немыслимым делом. В качестве такого героя в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого выступает образ Николая Ростова.

Внешность Николая Ростова

Образ Николая Ростова лишен каких-либо отличительных характеристик. «Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». У него по-детски милое, красивое лицо с правильными чертами лица, на котором «добрые и честные глаза».

Он обладает стройной фигурой и грациозностью движений. Ему присущи обаяние и кокетство молодости.

Характеристика личностных качеств

Во многих вещах Николай напоминает своего отца – он обладает веселым нравом, сангвиник по натуре, ему чужды уныние и сплин.

«Не умею скрывать того, что чувствую» – говорит он так о себе. И действительно, его милое, детское лицо является открытой книгой, на страницах которой можно прочитать все его эмоции и чувства.

Он довольно рассудительный, несмотря на его молодой возраст – «двадцатилетний старик». Его душа полна» благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век».

Николай наделен музыкальным талантом. Он часто со своей младшей сестрой Натальей пел и играл.

Обратите внимание

На балах от тоже не отсиживается, а охотно показал себя как «ловкий танцор», вызвав недоумение и восхищения публики.

С не меньшей страстью Николай предавался охоте, которая была в почете у его отца. После женитьбы, он не оставляет свое увлечение, «уходя на месяц и на два в отъезд с своей охотой».

Николай прекрасно разбирается в лошадях, они вызывают у него такой же интерес, как и охота.

«Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды». Ложь – противоречит его жизненным принципам.

Со временем жизнь научила его еще одному принципу – тактичности, Ростов начинает понимать, что правду нужно говорить во время. Не вовремя сказанные фразы могут стать причиной многих проблем как для него лично, так и для окружающих.

Так, например, его правдивость, сказанная после Шенграбенского сражения полковому командиру, нанесла значительный удар по репутации всего полка.

Не чужды Ростову и чувства гордости и независимости. Он часто кидается с крайности в крайность и не знает золотой средины во время споров и дискуссий.

В целом Николай Ильич наделен положительными качествами – честен, добропорядочен, искренен и добр.

Детство и окружение

С точки зрения биографии – он самый обычный аристократ. Его родители также имеют аристократические корни. Мать его – Наталья, в девичестве Шиншина, добрая и милая женщина, она пыталась быть строгой со своими детьми, но часто, по доброте душевной давала им поблажки.

«Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек».

Несмотря на то, что многие из ее детей не выжили, графиня сохраняет позитивный настрой, к концу романа, под влиянием военных событий, разорения и смерти сына она стала заметно унылой.

Отец Николая – Илья Андреевич Ростов, был человеком веселого нрава, сентиментальным и впечатлительным. Он, подобно своей супруге, не умеет экономно обращаться со своим состоянием.

Важно

Вполне вероятно, что на этом сказался тот факт, что оба супруга были из обеспеченных семей, которым не приходилось никогда выкручиваться из финансовых трудностей.

Лишенные такого печального опыта, они беззаботно тратят непомерные деньги на обустройство своего жилья и на помощь оказавшимся в затруднительном положении знакомым и друзьям.

Кроме Николая в семье воспитываются еще трое родных детей Ростовых, приемная дочка Соня ( является родственницей матери), а также Борис и Митя – мальчики из обедневших дворянских семей, взятые на воспитание Ростовыми.

Добродушная позитивная атмосфера благоприятно влияет на Николая. Благодаря своей наблюдательности и умению сделать выводы из различных ситуаций Николаю удается избежать многих неприятных ситуаций в своей личной жизни – вопреки общепринятой тенденции, он предпочитает учиться на ошибках других, а не на своих собственных.

Образование и военная карьера

Невзирая на предрасположенность, физические данные и материальное состояние, в то время все молодые люди стремились примерить на себя военный мундир.

Это было веянием моды, карьера в любой другой отрасли была одобрена только в том случае, если других вариантов не оставалось (например, последствия травм не могли позволить осуществить службу).

Невзирая на то, что военная карьера была общепринятой для аристократов, «несмотря на отвращение к статской службе» сына, Ростовы отправляют Николая, учиться в университет.

В 20 лет, молодой человек резко меняет свое решение – русско-австро- французская война заставляет его пересмотреть свои взгляды на долг и призвание. К всеобщему ужасу, любимый всеми «Николушка» – «порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести».

Поначалу все думают, что его поступок обоснован желанием не отставать от своего друга – Бориса, которого взяли офицером, а Николай их разубеждает: «просто чувствую призвание к военной службе».

Начать службу Николай предпочитает с низов – Ростов далек от мудреностей военного дела, ему не хочется отягощать себя этими сложностями: «я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей» , но как оказалось, это не так.

Со временем, Николай убеждается, что сделал правильный выбор: «я знаю, что никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник».

Во время Шенграбенского сражения Ростов получает свое первое ранение: «Кисть была как чужая… Капитан, ради Бога, я контужен в руку, – сказал он робко».

Первое ранение стало переломным моментом в сознании Ростова – естественно, что он понимал тот факт, что на поле битвы его могут убить или же серьезно ранить, но только теперь он осознает это.

Совет

Николай долго дожидался начала битвы, чтобы «изведать наслаждение атаки». «Поскорее бы» – думает он.

Однако оказавшись в затруднительном положении после ранения, грозящим ему закончиться пленом – спасается бегством.

Получение офицерского звания

Усердие и старания Николая во время двух битв не прошли мимо глаз командование – его «определяют в офицеры».

В письмах домой Николай старается не рассказывать о сложностях военной службы, ранениях – это причинило бы немало беспокойства родным.

«Немножко ранен, но произведен в офицеры; он теперь здоров, он сам пишет» – но даже положительные новости становятся причиной слез – родные переживают за него.

Новые военные действия опять становятся причиной переживаний и страданий, и между тем, гордости для его родных.

Николай принимает участие в бое под Аустерлицом. На этот раз более успешно. «Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием».

В дальнейшем продвижение по карьерной лестнице для Николая все так же стремительно. В 1807 – он уже сам командир. Ростов отмечает, что военная служба ему приятна, ему здесь приятно находиться. «Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский».

Ростов сумел добиться уважения со стороны сослуживцев. Добился он этого непреднамеренно – человечность и храбрость сделали гораздо больше, чем желание быть любимцем солдат. Ростов «был любим и уважаем товарищами, подчиненными и начальством».

В 1812 году Николай принимает активное участие в войне с Наполеоном. Он получает звание ротмистра. Знаменательной для него становится битва по Островно: «Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца».

Со своей армией Ростов сумел дойти до Парижа. После войны, он должен был получить повышение до командира, но этого не случилось. Убитая горем и потерей младшего сына графиня Ростова выступает против дальнейшей службы. Николай на этот раз уступает матери и «сняв любимый им мундир», осваивает новую для себя должность чиновника.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-nikolaj-rostov-obraz.html

Образ Николая Ростова

Николай Ростов

Николай Ростов является воплощением «здоровой ограниченности» в романе. Он не ставит перед собой высоких задач, не пытается открыть тайны мироздания, перевернуть мир, добиться всеобщей славы.

В армию юный Николай Ростов, которому уже было готово местечко в архивах, попадает в порыве дружеской солидарности: в полк определен Борис Друбецкой.

Но если последний рассматривает армию как способ сделать карьеру, то Николай искренне считает, что нельзя учиться, когда страна воюет, поэтому оставляет университет и юнкером отправляется в Павлогорадский гусарский полк, который перебрасывают в Австрию.

Образ Николая Ростова автор изобразил как предельно честного человека перед собой и перед другими.

Обратите внимание

Он, реалистично оценивая свои возможности, открыто говорит отцу, что не сможет стать ни дипломатом, ни чиновником, потому что не умеет скрывать своих чувств, и ищет простой, не запутанной интригами жизни.

Поначалу и в полку наивно-естественное прямодушие ставит иногда героя в трудное положение. К примеру, когда Николай уличил вора Телянина, то сам же оказался виноват, поскольку доложил об происшествии командиру не вовремя, запятнав честь полка.

В первом своем бою при переправе через Энс Николай бежал за остальными, ничего не слыша, и, едва не попав под пули, остро ощутил красоту солнца, реки, леса.

Во время Шенграбенского сражения он, охваченный общим оживлением, храбро идет в атаку, но, получив ранение в руку, бежит с поля боя, думая о нелепости своей смерти, ведь его «так все любят».

Подчиняясь инстинкту самосохранения, Николай бежал от француза, швырнув в него пистолетом, а потом получил за участие в атом бою Георгиевский крест за храбрость. Но сам Ростов четко говорит себе: «Я трус». Необстрелянный юнец, под Шенграбеном он не смог соединить в себе «страх смерти н носилок и любовь к солнцу и жизни».

Герой постепенно мужает, но в его характере остается неизменным восхищенно-влюбленное отношение к Александру І. Ростов может умереть за государя, не рассуждая. И эту слепую веру в царя не побеждает даже неприглядное поведение Александра І во время Аустерлицкого сражения или при подписании Тильзитского мира. В эпилоге романа Ростов говорит о своем повиновении любому правительству, которое может его, бывшего военного, послать с оружием в руках для разгона бунтовщиков, и Николай готов выполнить такой приказ без колебаний.Между Аустерлицким сражением и войной 1812 года Николай живет то в полку, то в Отрадном. И всегда ему в армии «тихо и спокойно», а в родительском доме – «трудно и запутанно». Так происходит, потому что в полку, где поведение урегулировано уставами и субординацией, легко быть прекрасным человеком, а в большом мире намного сложнее, здесь решение надо принимать самому и отвечать за них тоже.

В образе Николая проглядывается неглубокая личность, но он естественен и честен, как все Ростовы. Поэтому он легкомысленно проиграл огромные деньги Долохову, зная, что семья и так на грани разорения.

Николай, пытаясь поправить дела семьи, но ничего не понимая в ведении хозяйства, может без толку поругать управляющего.

Но со временем он превращается в хорошего офицера, а в эпилоге станет и прекрасным хозяином, который ставит крестьянские интересы выше своих, понимая зависимость своего благополучия от достатка мужиков.

Важно

Николай счастлив душевным превосходством Марьи над ним, это стимул его совершенствования. В ее лице, страдающем и любящем, герой находит ответы на мучающие его вопросы, гордится супругой и боится ее потерять. Путь Николая Ростова — вполне естественная эволюция, обусловленная закономерным взрослением человека, созреванием личности.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/obraz-nikolaya-rostova.html

Характеристика Николая Ростова (Война и мир)

Роман Толстого «Война и мир» известен каждому. События, описанные в книге, захватывают с первых минут прочтения. Автор показал сложный мир человеческих взаимоотношений, где тесно переплелись множество различных имен и судеб. Среди героев романа хочется отметить Николая Ростова.

Он является самым задушевным персонажем.Образ и характеристика Николая Ростова в романе «Война и мир» самый органичный из всех.

Как на ладони показана вся его жизнь, начиная с двадцатилетнего возраста, каким он предстает в самом начале произведения и, заканчивая в зрелом, когда он остепенился и обзавелся семьей, связав себя узами брака с Марьей Болконской.

Образ

Николай сын графа Ростова. Завидный московский жених. Любая девушка с радостью приняла бы его ухаживания. Обеспечен. Мог позволить себе посещать дорогие клубы.

Являлся членом Английского клуба, куда простым смертным вход был заказан.

Николай невысокого роста. Голова парня усыпана мелкими завитушками. Внешне он был красив.

На щеках всегда играл румянец, придававший лицу застенчивый вид. Над губой начали прорисовываться усики.

«Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность…»Открытая улыбка сразу располагала к себе окружающих. В глазах светилась доброта.«Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами».
Веселый, открытый парень. Таким он был в двадцать лет. Студентом одного из вузов, но учебу пришлось отложить на потом. Николай решил посвятить себя военной службе.

Характеристика

Парень для себя решил, что служба Отечеству его призвание. Главными понятиями для него были честь и достоинство, верность присяге. Он участвовал во многих военных компаниях. Принял участие в Отечественной войне 1812 года. Только один раз его поступок принизил в глазах сослуживцев.

Шенграбенское сражение.

Николай бросился в атаку со всей стремительностью свойственной ему. Небольшое ранение сбило запал. У него началась паника. Мысли роем кружились в голове. Он не мог представить, что смерть была так рядом. Неужели он умрет. Нельзя допустить подобное, ведь он всеми любим. Он трусливо удирал с поля боя. Вместо того чтобы пустить во врага пулю, он швырнул пистолет.

Страх умереть таким молодым оказался сильнее, чем страх перед врагом.

Больше подобного не повторялось. Николай сумел стать настоящим офицером, сохраняющим верность долгу.

Из увлечений отдавал предпочтение охоте. Был наделен музыкальными способностями.

Правдолюб, искренен.

«Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды»
Тактичен. Жизнь научила Ростова понимать, когда и что нужно говорить. Сказанные сгоряча слова могут ранить близких, что произошло при ссоре с отцом.

Читайте также:  Сочинение праздник день пожилого человека 1 октября

Гордый, независимый. Любит бросаться из одной крайности в другую. С трудом находит золотую середину при споре.

Рассудителен.«Его душа полна благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век»

Любовь в жизни Николая

Долгое время у Ростова был роман с Соней. Он даже подумывал на ней жениться, хотя мать была категорически против. Девушка то была бесприданницей. Зачем такая сноха. Не пара она сыну. Соня сама оказалась умней, не став навязываться ему. В письме, адресованном ему, она сообщила, что готова отпустить его. Отношения прекратились.

Николай стал снова свободен.Следующей женщиной в его жизни стала Марья Болконская. Богатая, но непривлекательная для мужчин. Николай сумел разглядеть в ней именно внутренний мир, а он был прекрасен и чист. Их отношения развивались сложно, но они сумели преодолеть все трудности на пути к семейному счастью.

Дополняя друг друга, они смогли стать гармоничной, счастливой парой. Николай стал солидным фермером, поставив крест на военной службе и полностью посвятив себя заботам о семье.

В романе он является положительным персонажем, которому свойственно ошибаться и далеко не всегда его поступки можно назвать правильными, но он сумел все осознать и исправить.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1478-harakteristika-nikolaya-rostova-voyna-i-mir.html

Сочинение на тему Образ Николая Ростова в романе Л. Толстого “Война и мир”

-4 Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — один из самых «густонаселенных» романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, большое количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора.

Вслед за Толстым мы погружаемся в сложный мир человеческих взаимоотношений, и сообща с ним разглядываем живые лица, которые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность. Николай Ростов — самый задушевный персонаж романа. Какой чудный ребяческий мир в доме Ростовых: жизнь чище и «разговоры веселее».

Вот перед нами студент, Николай Ростов, «невысокий курчавый молодой человек» с открытым выражением лица.

В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку. «Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек», — пишет Толстой.

Сложный мир служебных взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех первостепенных для него составляющих: честь, достоинство и верность присяге. Он более того в мыслях не допускает, что можно солгать.

Двусмысленное положение, в котором он оказывается благодаря поступку Телятина, удивляет более того бывалых однополчан.

Недаром седовласый штаб-ротмистр увещевает Ростова: «Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?» И выясняет молодой Ростов, что честь полка во внутренней иерархии ценностей выше и дороже чести личной.

«Я виноват, кругом виноват!» — восклицает он, когда осознает это. На наших глазах происходит мужание характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.

Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбенского сражения, наступает «момент истины».

Совет

Ростов осознает невозможность убийства и смерти. «Не может быть, чтобы они хотели убить меня», — думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника свой пистолет. Он убегает с чувством «зайца, убегающего от собак».

Его страх — это не страх перед врагом. Им владеет «чувство страха за свою счастливую молодую жизнь».

Николая Ростова не отличают ни глубина ума, присущая, например, князю Андрею, ни способность сильно мыслить и переживать боль других людей, характерная для Пьера Безухова.

Болконский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот тип людей, которых он особенно не любил. Автор называет Ростова «простодушным», и это как раз то слово, которым можно выложить его внутреннюю сущность. Простая суть человеческая. Честная и порядочная. Полюбив княжну ью, Николай Ростов честно старается сохранить верность Соне, которой дал слово.

Женившись, он так же, как когда-то отдааался служению отечеству, отдался служению своей семье и хозяйству. «Николай был хозяин простой, — замечает Толстой, — не любил нововведений: смеялся над теоретическими сочинениями о хозяйстве.

У него перед глазами было только одно имение, а не какая-нибудь отдельная часть его: И хозяйство Николая приносило самые блестящие результаты».

Высшая похвала из уст графа Толстого. Автор неохотно прощается с Николаем Ростовым. Определенные черты его характера легко угадываются в Константине Левине из «Анны Карениной». Они получили свое развитие и в образе Дмитрия Нехлюдова из «Воскресения».

Источник: http://www.school-essays.info/sochinenie-na-temu-obraz-nikolaya-rostova-v-romane-l-tolstogo-vojna-i-mir/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Николай Ростов — самый задушевный персонаж романа.    Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и “разговоры веселее”. Вот перед нами студент, Николай Ростов, “невысокий курчавый молодой человек” с открытым выражением лица.    В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку.

“Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек”, — сообщает Толстой. Сложный мир служебных взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него составляющих: честь, достоинство и верность присяге. Он даже в мыслях не допускает, что можно солгать.

Двусмысленное положение, в котором он оказывается благодаря поступку Телятина, удивляет даже бывалых однополчан.

Недаром седовласый штаб-ротмистр увещевает Ростова: “Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?”    И выясняет молодой Ростов, что честь полка во внутренней иерархии ценностей выше и дороже чести личной. “Я виноват, кругом виноват!” — восклицает он, когда осознает это.

Обратите внимание

На наших глазах происходит мужание характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.    Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбенского сражения, наступает “момент истины”. Ростов осознает невозможность убийства и смерти.

“Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, — думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника свой пистолет. Он убегает с чувством “зайца, убегающего от собак”. Его страх — это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую жизнь”.

    Николая Ростова не отличают ни глубина ума, присущая, например, князю Андрею, ни способность глубоко мыслить и переживать боль других людей, характерная для Пьера Безухова. Болконский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот тип людей, которых он особенно не любил.

Автор называет Ростова “простодушным”, и это как раз то слово, которым можно выразить его внутреннюю сущность. Простая душа. Честная и порядочная.    Полюбив княжну Марью, Николай Ростов честно старается сохранить верность Соне, которой дал слово.    Женившись, он так же, как когда-то отдавался служению отечеству, отдался служению своей семье и хозяйству.

“Николай был хозяин простой, — замечает Толстой, — не любил нововведений… смеялся над теоретическими сочинениями о хозяйстве. У него перед глазами было только одно имение, а не какая-нибудь отдельная часть его… И хозяйство Николая приносило самые блестящие результаты”. (Высшая похвала из уст графа Толстого.)    Автор неохотно прощается с Николаем Ростовым. Определенные черты его характера легко угадываются в Константине Левине из “Анны Карениной”. Они получили свое развитие и в образе Дмитрия Нехлюдова из “Воскресения”.

Образ Николая Ростова в романе «Война и мир» (2 вариант)

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — один из самых густонаселенных романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора.

Вослед за Толстым мы идем и спускаемся в сложный быт человеческого существования и вместе с ним разглядываем живые существа, которые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхищение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов — самый задушевный персонаж романа.

Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и «разговоры веселее». Два красивых молодых человека, один офицер, другой — студент, Николай Ростов, «невысокий курчавый молодой человек» с открытым выражением лица.В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку: «Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек», — сообщает Толстой.

Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмысленное положение, в котором оказывается благодаря поступку Телятина, удивляет даже бывалых однополчан.

Недаром седовласый штабротмистр увещевает Ростова: «Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира? «И выясняет молодой Ростов, что честь полка во внутренней иерархии ценностей выше и дороже чести личной. «Я виноват, кругом виноват! » — восклицает он, когда осознает это. На наших глазах происходит мужание характера.

Важно

Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбенского сражения, наступает «момент истины». Ростов осознает невозможность убийства и смерти. «Не может быть, чтобы они хотели убить меня», — думает он, убегая от французов. Он растерян.

Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника пистолетом. Он убегает с чувством «зайца, убегающего от собак». Его страх — это не страх перед врагом. Им владеет «чувство страха за свою счастливую молодую жизнь».Николая Ростова не отличают ни глубина ума, присущая, например, князю Андрею, ни способность глубоко мыслить и переживать боль и чаяния людей, характерная для Пьера Безухова.

Болконский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот тип людей, который он особенно не любил. Автор называет его «простодушным», и это как раз то слово, которым можно выразить его внутреннее существо. Простая душа. Честная и порядочная.Полюбив княжну Марью, он до конца, до некоего предела разумности хранит верность Соне, которой дал слово.

Женившись, он так же, как когда-то отдавался служению отечеству, отдался служению своей семье и хозяйству. «Николай был хозяин простой, — замечает Толстой, — не любил нововведений.. . смеялся над теоретическими сочинениями о хозяйстве. У него перед глазами было только одно имение, а не какая-нибудь отдельная часть его.. . И хозяйство Николая приносило самые блестящие результаты».

(Высшая похвала гр. Толстого. )Автор неохотно прощается с Николаем Ростовым. Определенные черты его характера легко угадываются в Константине Левине из «Анны Карениной». Они получили окончательное оформление в образе Дмитрия Нехлюдова из «Воскресения».

Образ Николая Ростова в романе «Война и мир» (3 вариант)

 Николай Ростов является воплощением «здоровой ограниченности» в романе. Он не ставит перед собой высоких задач, не пытается открыть тайны мироздания, перевернуть мир, добиться всеобщей славы. В армию юный Николай Ростов, которому уже было готово местечко в архивах, попадает в порыве дружеской солидарности: в полк определен Борис Друбецкой. Но если последний рассматривает армию как способ сделать карьеру, то Николай искренне считает, что нельзя учиться, когда страна воюет, поэтому оставляет университет и юнкером отправляется в Павлогорадский гусарский полк, который перебрасывают в Австрию.Образ Николая Ростова автор изобразил как предельно честного человека перед собой и перед другими. Он, реалистично оценивая свои возможности, открыто говорит отцу, что не сможет стать ни дипломатом, ни чиновником, потому что не умеет скрывать своих чувств, и ищет простой, не запутанной интригами жизни. Поначалу и в полку наивно-естественное прямодушие ставит иногда героя в трудное положение. К примеру, когда Николай уличил вора Телянина, то сам же оказался виноват, поскольку доложил об происшествии командиру не вовремя, запятнав честь полка.В первом своем бою при переправе через Энс Николай бежал за остальными, ничего не слыша, и, едва не попав под пули, остро ощутил красоту солнца, реки, леса. Во время Шенграбенского сражения он, охваченный общим оживлением, храбро идет в атаку, но, получив ранение в руку, бежит с поля боя, думая о нелепости своей смерти, ведь его «так все любят». Подчиняясь инстинкту самосохранения, Николай бежал от француза, швырнув в него пистолетом, а потом получил за участие в атом бою Георгиевский крест за храбрость. Но сам Ростов четко говорит себе: «Я трус». Необстрелянный юнец, под Шенграбеном он не смог соединить в себе «страх смерти н носилок и любовь к солнцу и жизни».Герой постепенно мужает, но в его характере остается неизменным восхищенно-влюбленное отношение к Александру І. Ростов может умереть за государя, не рассуждая. И эту слепую веру в царя не побеждает даже неприглядное поведение Александра І во время Аустерлицкого сражения или при подписании Тильзитского мира. В эпилоге романа Ростов говорит о своем повиновении любому правительству, которое может его, бывшего военного, послать с оружием в руках для разгона бунтовщиков, и Николай готов выполнить такой приказ без колебаний.Между Аустерлицким сражением и войной 1812 года Николай живет то в полку, то в Отрадном. И всегда ему в армии «тихо и спокойно», а в родительском доме – «трудно и запутанно». Так происходит, потому что в полку, где поведение урегулировано уставами и субординацией, легко быть прекрасным человеком, а в большом мире намного сложнее, здесь решение надо принимать самому и отвечать за них тоже.

В образе Николая проглядывается неглубокая личность, но он естественен и честен, как все Ростовы. Поэтому он легкомысленно проиграл огромные деньги Долохову, зная, что семья и так на грани разорения.

Николай, пытаясь поправить дела семьи, но ничего не понимая в ведении хозяйства, может без толку поругать управляющего.

Но со временем он превращается в хорошего офицера, а в эпилоге станет и прекрасным хозяином, который ставит крестьянские интересы выше своих, понимая зависимость своего благополучия от достатка мужиков.

Важно

Николай счастлив душевным превосходством Марьи над ним, это стимул его совершенствования. В ее лице, страдающем и любящем, герой находит ответы на мучающие его вопросы, гордится супругой и боится ее потерять. Путь Николая Ростова — вполне естественная эволюция, обусловленная закономерным взрослением человека, созреванием личности.

Читайте также:  Сочинение числа в романе преступление и наказание достоевского
ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/vojna-i-mir-tolstoj-l-n/6422-obraz-nikolaya-rostova-v-romane-vojna-i-mir

Сочинение на тему: ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА (Л. Н. Толстой. “Война и мир”)

В романе “Война и мир” Л. Толстого представлена целая галерея образов участников описываемых собы­тий. Одни из них создают контраст с основными персо­нажами произведения, другие существуют и действу­ют параллельно с главными героями, выстраивая как бы альтернативную линию поведения.

Одним из них является образ Николая Ростова. Он представляет возможный жизненный путь князя Анд­рея Болконского. Впервые мы видим Николая в юноше­ском возрасте. Это был “невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность”.

Тогда он очень “подходил” к своей семье. Николай безраздельно отдавался всем радостям жизни в старом уютном доме Ростовых и в имении в Отрадном. Для пони­мания

характера Николая в то время показательна сцена его ответов отцу по поводу военной службы.

Совет

Когда отец говорит княгине Карагиной, что сын из дружбы вслед за Борисом решил поступить на военную службу, Николай, “вспыхнув и отговариваясь, как будто от постыдного на­клепа”, заметил: “Совсем не из дружбы.

Совсем не друж­ба, а просто чувствую призвание к военной службе… я уж говорил вам, папенька, что, ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую”.

Честный, правдивый и принципиальный романтик, Николай Ростов попадает на службу в гусарский полк. Как всякий военный, он мечтает о подвиге – во имя славы русского оружия, во имя императора, которого он обожает и боготворит.

Он строит планы, в своих ро­мантических мечтаниях витает в облаках. Он и не за­мечает, как военная обыденность и серо-кровавая правда войны постепенно убивают в нем “души пре­красные порывы”.

Сначала происходит совершенно бытовая

сцена – воровство денег у друга Денисова их же сослуживцем Телятиным. Николай Ростов уличил вора. Как честный и принципиальный человек, он до­ложил об этом командиру, но в результате поссорился с командиром, и офицеры полка потребовали от Росто­ва извиниться перед Богданычем (полковым команди­ром Карлом Богдановичем Шубертом).

Ростов категорически отказывается извиняться. Он и здесь, как в разговоре с отцом, подчеркивает, что он “не дипломат” и поясняет: “Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей”. Однако выясня­ется, Что и в армии нужно иметь дипломатическое уме­ние.

Это становится понятно Ростову из слов штаб-рот­мистра Кирстена: “Вы не хотите извиниться, а вы, ба­тюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули.

Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк?.. Так, что ли, по-ва­шему? А по-нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили.

Обратите внимание

А теперь, как дело хотят замять, так вы из-за фанаберии какой-то не хотите извиниться, а хотите все рассказать… Какой бы там ни был Богданыч, а все честный и храбрый старый полковник; так вам обидно, а замарать полк вам ничего! Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, за­втра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: “Между павлоградскими офицерами воры!” А нам не все равно”.

Так Николай Ростов получил первый в своей жизни урок той дипломатии, которой старался избегать. Из по­следующих событий мы узнаем, что и подвиг совершить ему также не удается. Вместо подвига – нечаянное па­дение с лошади и вывих руки.

При встрече с Бергом и Борисом он составляет явный контраст: “на нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицер­ская с темляком сабля”, а они были “чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой, отведенной им квартире перед круг­лым столом и играли в шахматы”.

Когда Борис просит его “рассказать о том, как и где он получил рану”, именно на друзьях он испытывает свой первый жизненный урок: “Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать… но незаметно, не­вольно и неизбежно для себя перешел на неправду”.

Теперь Николай Ростов делает и поступает так, как и другие. Это становится главной чертой его характе­ра. Например, когда офицеры ставят под сомнение правильность действий императора в дни заключения Тильзитского мира, он говорит: “Не нам судить.

А то, коли бы мы стали обо всем судить и рассуждать, так этак ничего святого не останется… Наше дело испол­нять свой долг, рубиться и не думать, вот и все…” И в других ситуациях он не утруждает себя размыш­лениями: “Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что ду­мать нечего, что на это есть Кутузов и другие…” В од­ной из последних сцен романа Наташа в разговоре с Пьером дает такую же характеристику своему брату: “У Николеньки есть эта слабость, что, если что не при­нято всеми, он ни за что не согласится”.

В мирной жизни Николай Ростов следует тем же правилам поведения, что и на войне: “Как в Тильзите Ростов не позволил себе усомниться в том, хорошо ли то, что признано всеми хорошим, точно так же и те­перь, после короткой, но искренней борьбы между по­пыткой устроить свою жизнь по своему разуму и сми­ренным подчинением обстоятельствам, он выбрал по­следнее и представил себя той власти, которая его (он это чувствовал) непреодолимо влекла куда-то”.

Николай Ростов становится взрослее, и в его харак­тере все более проступают отрицательные черты “рос­товской породы”. В конце концов он превращается не просто в недалекого и посредственного человека, а в воинствующую посредственность.

За свои заблуждения Николай Ростов платит доро­гую цену: он теряет любовь сестры и уважение Пьера. Он оказывается оторванным от тех сил, которые олице­творяют будущую Россию. События и героев романа “Война и мир” можно понять при сопоставлении их от­ношения к Отечественной войне 1812 г.

Все герои рома­на получают нравственную оценку Л. Толстого в зави­симости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом.

Поэтому совсем не случайно писатель лишает заслу­женного кадрового офицера Николая Ростова права участвовать в Бородинской битве, заменяет ее сценой подавления бунта мужиков в имении Болконских.

Важно

Сцена оказывается глубоко символичной для пони­мания образа Николая Ростова.

В конце романа Нико­лай Ростов в запале спора с Пьером не просто говорит, а предупреждает: “Ты говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот; я этого не вижу; но ты гово­ришь, что присяга – условное дело, и на это я тебе скажу: что ты лучший мой друг, ты это знаешь, но, со­ставь вы тайное общество, начни вы противодейство­вать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракче­ев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь”.

Глоссарий:

– сочинение на тему Образ Наполеона и тема бонапартизма в романе Война и мир

– образ николая ростова

– жизненный путь николая ростова

– Чем вызвано недовольство полкового командира Богдановича Николаем Ростовым

– Николай Ростов

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-obraz-nikolaya-rostova-l-n-tolstoj-vojna-i-mir/

Готовые школьные сочинения

Апр 13 2010

Характеристика образа Николая Ростова в романе Толстого «Война и мир»

Он вовсе не наш любимый герой в «Войне и мире». Многое в нем чуждо и неприятно нам. Но то, что он чувствует, часто помогает нам понять себя, и многие его переживания очень нам знакомы.

Вот он едет в отпуск в Москву, уже въезжает и думает: «Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» Мне всегда вспоминается Пушкин: «Пошел? Уже столпы заставы Белеют; вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах».

Важно

У Пушкина так въезжает в Москву Татьяна, но ведь видит-то он сам, так он увидел Москву, привезенный туда фельдъегерем из ссылки в 1826 году, через двадцать лет после Николая Ростова.     

Но и не только Пушкин.

Разве мы все не так же нетерпеливо подъезжаем к родному дому, с умилением узнаем самые обычные предметы и огорчаемся, когда родной долгожданный дом стоит «(неподвижно, нерадушно…» Так знакомо и то, что испытал Николай через несколько минут после приезда: «Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали: но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он все ждал чего-то еще, и еще, и еще».  И эта естественная легкость, с которой он — офицер, взрослый мужчина — входит в свой детский мир; ему понятно и «сожжение руки линейкой для показания любви», и Наташина болтовня, и то, что она пыталась надеть его сапоги со ]нпорами, а Соня кружилась по комнате, раздувая платье,- все это, оказывается, было в нем все долгие месяцы под ядрами и пулями, а теперь ожило и расцвело.

Конечно, он уже мужчина — мы видели это под Аустерлицем. Но ничто вернее не доказывает, какой он еще мальчишка, чем его старанье утвердить свою взрослость.

«Отчаяние за невыдержанный из закона божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней он про все это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь.

Теперь он — гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег… У него знакомая дама на бульваре к которой он ездит вечером… Он дирижировал мазурку на бале…».

Весь этот приезд домой проходит под знаком самоутверждения, необходимости доказать всем и себе самому, что он взрослый, Соней ему заниматься некогда; у него мужские дела: обед в Английском клубе, дуэль Долохова с Пьером, карты, бега…

У старого графа Ростова другие заботы: перезаложить все имения, чтобы Николушка мог завести собственного рысака «и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще з Москве не было, и сапоги самые модные, с самыми острым носками и маленькими серебряными шпорами…» Потом старому графу приходится приложить немало сил, чтобы замять участие сына в дуэли и пристроить его в Москве.

Николай всего этого не замечает, как не замечаем мы все забот родителей. Он не замечает даже того, что Долохов влюблен в Соню, — об этом сказала ему Наташа, которая не любит Долохова и чуть не поссорилась из-за него с братом. Но Николай занят своей мужской жизнью, большую часть времени он проводит вне дома. И вдруг происходит крушение.

Совет

Не пустяк, не мелочь — катастрофа. Долохов отлично знает, что значит для Николая проиграть сорок три тысячи, но он холодно мстит; он-то проиграл Соню! Такова сцена между Николаем и отцом после проигрыша.

Совет

Мы видели все муки Николая в гостинице у Долохова, когда «вся игра сосредоточилась на одном Ростове», проигрыш рос; Николай «то молился богу… то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку… спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке, и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш…».

Он виноват в том, что не умеет думать. Наташа чутьем поняла, что Долохов злой человек. У Николая не хватило на это чутья, а умом он понять не может; ум его не развит, он не умеет им пользоваться.

Да, он научился быть мужчиной в том понимании, какое ему доступно. Проиграв сорок три тысячи и услышав спокойное замечание Долохова: «А устаешь, однако, так долго сидеть», — он так же спокойно отвечает: «Да, и я тоже устал», хотя про себя думает: «Теперь пуля в лоб — одно остается».

У него хватает достоинства не позволить Долохову рассуждать о Соне: «Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего!». Все, что он говорит дальше, так же безобразно, как: «Я было и забыл». Он понимает, что ведет себя постыдно, но уже не может изменить свой тон.

Краснея, «а глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить», развязным тоном Николай произносит:

  • «Что же делать! С кем это не случалось!»

В душе он считает себя «негодяем, подлецом, который целою жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения…». Вы помните конец этой сцены? «Николай готовился на отпор», но отпора не было. Старый граф едва не умер, услышав про сорок три тысячи, но и здесь он остался) собой.

  • «Да, да, — проговорил он, — трудно, я боюсь, трудно достать… с кем не бывало! да, с кем не бывало…». Можно не любить Николая за многое, но здесь, в этой сцене, жалеешь и любишь его. «- Папенька! па…пенька! — закричал он ему вслед, рыдая, — простите меня! — И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал».

Николай честный человек, мы много раз убеждались в этом. Он преодолел в себе трусость; он презирал себя, когда расхвастался у Бориса; он не только мучительно пережил свой проигрыш, но и нашел выход — ограничить себя во всем и вернуть долг родителям. Да, он честен.

Читайте также:  Иешуа и понтий пилат в романе булгакова мастер и маргарита сочинение

Но оказывается, что быть только честным — мало, надо еще уметь размышлять и рассуждать, и делать выводы, а этого-то не умеет и потому не любит Николай.

Обратите внимание

Как честный человек он бросается на помощь другу: едет к Денисову в госпиталь и оттуда отправляется в Тильзит искать царя, чтобы просить его помиловать Денисова. Колесо истории тем временем резко повернулось.

Проиграв французам сражение при Фридланде, Александр  понял, что воевать с Наполеоном ему не под силу, и решился на дружбу с ним. Наполеону тоже была выгодна передышка. Оба императора встретились в Тильзмте, имели долгую беседу, после которой объявили себя друзьями.

Обратите внимание

Вчерашний враг императора Александра и рода человеческого, узурпатор, посланец дьявола Бонапарте сегодня стал царственным братом, императором Наполеоном. Борис Друбецкой, конечно, с легкостью принял  эту  перемену:   в его доме  уже собираются французские офицеры, веселятся — он считает это естественным.

Но Николай Ростов, приехавший к Борису поздно вечером, переполненный впечатлениями госпиталя, где никто не лечит живых и не убирает мертвых, озлобленный и огорченный делом Денисова, — Николай с его природной честностью не может смотреть на французов без враждебности.

В эту встречу окончательно стало ясно, что Борис с Николаем разошлись навсегда и что рассчитывать на помощь Бориса в деле Денисова безнадежно. Оставалось одно: прорываться к царю. Случай помог — письмо удалось передать.

Николай видел своими глазами, как появился царь, слышал своими ушами, как он ответил передавшему письмо генералу: «Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня…»

Казалось бы, Николай, убежденный в правоте Денисова, знающий, кто такой Телянин, должен возмутиться против всякого, кто не захочет восстановить справедливость. Но… «чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова», и, когда царь «поехал галопом по улице, Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним».

Сейчас начнется торжественная церемония — демонстрация дружбы двух великих императоров. Отказ Александра  помиловать Денисова мог бы показаться справедливым; действительно, закон должен быть сильнее царя.

Важно

Но на фоне всей этой лживой пышности, этого парада, этой дружбы с вчерашним врагом проступок Денисова кажется таким незначительным, а громкие слова Александра — такими лицемерными!

Даже Ростов чувствует неладное, в душе его — сумятица. «То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями…

Вечером, за обедом, когда разговор зашел о дружбе с французами и товарищи Ростова высказывали свое недовольство, он молчал и пил, «он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них», именно поэтому, придравшись к чьим-то вполне невинным словам, он «начал кричать с горячностью, ничем не оправданною и потому очень удивившею офицеров:

  • Мы не чиновники дипломатические, а мы солдаты и больше ничего… Велят нам умирать — гак умирать.. А то коли бы мы стали обо всем судить да рассуждать, так этак ничего святого не останется… Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все…»

Так кричал Николай Ростов в 1807 году — казалось бы, что же тут страшного: солдат и правда должен подчиняться приказу. Но в эпилоге романа Николай скажет Пьеру: «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду».

14 декабря он мог бы выйти на Сенатскую площадь с другой стороны, с теми, кто защищал царя, не размышляя.

Это могло бы произойти, потому что совсем еще молодым он запретил себе то, что человек обязан делать всю жизнь, — думать над каждым своим поступком, думать и о том, что происходит на его глазах.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Характеристика образа Николая Ростова в романе Толстого «Война и мир» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/xarakteristika-obraza-nikolaya-rostova-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir/

Характеристика образа Николая Ростова в романе Толстого «Война и мир»

Он вовсе не наш любимый герой в «Войне и мире». Многое в нем чуждо и неприятно нам. Но то, что он чувствует, часто помогает нам понять себя, и многие его переживания очень нам знакомы.

Вот он едет в отпуск в Москву, уже въезжает и думает: «Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» Мне всегда вспоминается Пушкин: «Пошел? Уже столпы заставы Белеют; вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах».

Важно

У Пушкина так въезжает в Москву Татьяна, но ведь видит-то он сам, так он увидел Москву, привезенный туда фельдъегерем из ссылки в 1826 году, через двадцать лет после Николая Ростова.     

Но и не только Пушкин.

Разве мы все не так же нетерпеливо подъезжаем к родному дому, с умилением узнаем самые обычные предметы и огорчаемся, когда родной долгожданный дом стоит «(неподвижно, нерадушно…» Так знакомо и то, что испытал Николай через несколько минут после приезда: «Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали: но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он все ждал чего-то еще, и еще, и еще».  И эта естественная легкость, с которой он — офицер, взрослый мужчина — входит в свой детский мир; ему понятно и «сожжение руки линейкой для показания любви», и Наташина болтовня, и то, что она пыталась надеть его сапоги со ]нпорами, а Соня кружилась по комнате, раздувая платье,- все это, оказывается, было в нем все долгие месяцы под ядрами и пулями, а теперь ожило и расцвело.

Конечно, он уже мужчина — мы видели это под Аустерлицем. Но ничто вернее не доказывает, какой он еще мальчишка, чем его старанье утвердить свою взрослость.

«Отчаяние за невыдержанный из закона божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней он про все это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь.

Теперь он — гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег… У него знакомая дама на бульваре к которой он ездит вечером… Он дирижировал мазурку на бале…».

Весь этот приезд домой проходит под знаком самоутверждения, необходимости доказать всем и себе самому, что он взрослый, Соней ему заниматься некогда; у него мужские дела: обед в Английском клубе, дуэль Долохова с Пьером, карты, бега…

У старого графа Ростова другие заботы: перезаложить все имения, чтобы Николушка мог завести собственного рысака «и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще з Москве не было, и сапоги самые модные, с самыми острым носками и маленькими серебряными шпорами…» Потом старому графу приходится приложить немало сил, чтобы замять участие сына в дуэли и пристроить его в Москве.

Николай всего этого не замечает, как не замечаем мы все забот родителей. Он не замечает даже того, что Долохов влюблен в Соню, — об этом сказала ему Наташа, которая не любит Долохова и чуть не поссорилась из-за него с братом. Но Николай занят своей мужской жизнью, большую часть времени он проводит вне дома. И вдруг происходит крушение.

Совет

Не пустяк, не мелочь — катастрофа. Долохов отлично знает, что значит для Николая проиграть сорок три тысячи, но он холодно мстит; он-то проиграл Соню! Такова сцена между Николаем и отцом после проигрыша.

Совет

Мы видели все муки Николая в гостинице у Долохова, когда «вся игра сосредоточилась на одном Ростове», проигрыш рос; Николай «то молился богу… то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку… спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке, и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш…».

Он виноват в том, что не умеет думать. Наташа чутьем поняла, что Долохов злой человек. У Николая не хватило на это чутья, а умом он понять не может; ум его не развит, он не умеет им пользоваться.

Да, он научился быть мужчиной в том понимании, какое ему доступно. Проиграв сорок три тысячи и услышав спокойное замечание Долохова: «А устаешь, однако, так долго сидеть», — он так же спокойно отвечает: «Да, и я тоже устал», хотя про себя думает: «Теперь пуля в лоб — одно остается».

У него хватает достоинства не позволить Долохову рассуждать о Соне: «Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего!». Все, что он говорит дальше, так же безобразно, как: «Я было и забыл». Он понимает, что ведет себя постыдно, но уже не может изменить с
вой тон.

Краснея, «а глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить», развязным тоном Николай произносит:

«Что же делать! С кем это не случалось!»

В душе он считает себя «негодяем, подлецом, который целою жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения…». Вы помните конец этой сцены? «Николай готовился на отпор», но отпора не было. Старый граф едва не умер, услышав про сорок три тысячи, но и здесь он остался) собой.

«Да, да, — проговорил он, — трудно, я боюсь, трудно достать… с кем не бывало! да, с кем не бывало…». Можно не любить Николая за многое, но здесь, в этой сцене, жалеешь и любишь его. «- Папенька! па…пенька! — закричал он ему вслед, рыдая, — простите меня! — И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал».

Николай честный человек, мы много раз убеждались в этом. Он преодолел в себе трусость; он презирал себя, когда расхвастался у Бориса; он не только мучительно пережил свой проигрыш, но и нашел выход — ограничить себя во всем и вернуть долг родителям. Да, он честен.

Но оказывается, что быть только честным — мало, надо еще уметь размышлять и рассуждать, и делать выводы, а этого-то не умеет и потому не любит Николай.

Обратите внимание

Как честный человек он бросается на помощь другу: едет к Денисову в госпиталь и оттуда отправляется в Тильзит искать царя, чтобы просить его помиловать Денисова. Колесо истории тем временем резко повернулось.

Проиграв французам сражение при Фридланде, Александр  понял, что воевать с Наполеоном ему не под силу, и решился на дружбу с ним. Наполеону тоже была выгодна передышка. Оба императора встретились в Тильзмте, имели долгую беседу, после которой объявили себя друзьями.

Обратите внимание

Вчерашний враг императора Александра и рода человеческого, узурпатор, посланец дьявола Бонапарте сегодня стал царственным братом, императором Наполеоном. Борис Друбецкой, конечно, с легкостью принял  эту  перемену:   в его доме  уже собираются французские офицеры, веселятся — он считает это естественным.

Но Николай Ростов, приехавший к Борису поздно вечером, переполненный впечатлениями госпиталя, где никто не лечит живых и не убирает мертвых, озлобленный и огорченный делом Денисова, — Николай с его природной честностью не может смотреть на французов без враждебности.

В эту встречу окончательно стало ясно, что Борис с Николаем разошлись навсегда и что рассчитывать на помощь Бориса в деле Денисова безнадежно. Оставалось одно: прорываться к царю. Случай помог — письмо удалось передать.

Николай видел своими глазами, как появился царь, слышал своими ушами, как он ответил передавшему письмо генералу: «Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня…»

Казалось бы, Николай, убежденный в правоте Денисова, знающий, кто такой Телянин, должен возмутиться против всякого, кто не захочет восстановить справедливость. Но… «чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова», и, когда царь «поехал галопом по улице, Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним».

Сейчас начнется торжественная церемония — демонстрация дружбы двух великих императоров. Отказ Александра  помиловать Денисова мог бы показаться справедливым; действительно, закон должен быть сильнее царя.

Важно

Но на фоне всей этой лживой пышности, этого парада, этой дружбы с вчерашним врагом проступок Денисова кажется таким незначительным, а громкие слова Александра — такими лицемерными!

Даже Ростов чувствует неладное, в душе его — сумятица. «То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями…

Вечером, за обедом, когда разговор зашел о дружбе с французами и товарищи Ростова высказывали свое недовольство, он молчал и пил, «он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них», именно поэтому, придравшись к чьим-то вполне невинным словам, он «начал кричать с горячностью, ничем не оправданною и потому очень удивившею офицеров:

Мы не чиновники дипломатические, а мы солдаты и больше ничего… Велят нам умирать — гак умирать.. А то коли бы мы стали обо всем судить да рассуждать, так этак ничего святого не останется… Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все…»

Так кричал Николай Ростов в 1807 году — казалось бы, что же тут страшного: солдат и правда должен подчиняться приказу. Но в эпилоге романа Николай скажет Пьеру: «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду
не задумаюсь и пойду».

14 декабря он мог бы выйти на Сенатскую площадь с другой стороны, с теми, кто защищал царя, не размышляя.

Это могло бы произойти, потому что совсем еще молодым он запретил себе то, что человек обязан делать всю жизнь, — думать над каждым своим поступком, думать и о том, что происходит на его глазах.

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/harakteristika-obraza-nikolaya-rostova-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir/

Ссылка на основную публикацию