Образ и характеристика платона михайловича горича в комедии горе от ума грибоедова сочинение

Сочинение на тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» со­здан великолепный обобщенный образ барской Москвы начала XIX века.

С первых страниц ав­тор вводит нас в быт дворянской семьи, знакомит с нравами дворянского общества, приоткрывает взаимоотношения действующих лиц.

Первые сцены в доме Фамусова знакомят нас с одними героями (Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза) и подготавливают появление других (Скалозуб, Чацкий).

Обратите внимание

По мере развития сюжета мы начинаем осоз­навать, что всех этих людей — таких, на первый взгляд, разных, объединяет общая идеология, общий, прочно укрепившийся и устоявшийся быт.

Однако в этом обществе все-таки уже ощу­щается разделение на два лагеря: приверженцев старых традиций, защитников крепостного строя и представителей передовой дворянской молоде­жи, уверенных в необходимости переустройства мира.

Самым ярким представителем первого лагеря в комедии выступает Фамусов. Это ярый защит­ник самодержавно-крепостнических порядков. «Как все московские», он ценит в людях только чины и богатство, заявляя Софье: «Кто беден, тот тебе не пара».

Собственные принципы Фамусов считает непререкаемыми, а традиции своей сре­ды — нерушимыми и единственно правильными. Он старается убедить Чацкого в необходимости служить «на старших глядя».

Когда же тот отка­зывается от службы, объясняя это тем, что «слу­жить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов объявляет его опасным человеком, не признаю­щим властей, и угрожает ему судом.

Убежденный защитник самодержавия, этот богатый барин ис­кренне восхищается старыми порядками, верно­стью москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни. Он считает вполне законным пра­во помещика распоряжаться людьми по собствен­ному усмотрению: наказывать, продавать, от­правлять в ссылку, на каторгу или поселение.

Крепостных он не считает людьми, не признает в них человеческого достоинства, права на соб­ственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, обзывает осла­ми, чурбанами, называет Петрушками, Филька­ми, Фомками, независимо от их возраста.

Само­державно-крепостнический строй является осно­вой благополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собственной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к каким-то действиям, к ак­тивной жизни. Все суждения они «черпают из забытых газет», расшитым мундиром прикрыва­ют свое слабодушие и «рассудка нищету».

Важно

Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского общества. Они ви­дят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —

заявляет Фамусов.

Окружение барина не особенно отличается от него своими взглядами, убеждениями, жизнен­ными позициями.

Все московское общество жи­вет в уверенности, что другого образа жизни, дру­гих жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влия­ния, нет и быть не может.

Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы полу­чить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увле­каться наукой.

Грибоедов не ограничивается многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа.

Для наиболее полно­го изображения нравов московского дворянства он вводит красочные образы других лиц, таких, например, как полковник Скалозуб, упорно стре­мящийся к военной карьере и уже достигший немалых успехов на этом поприще. Главная цель жизни этого человека — дослужиться до генера­ла.

И он не пренебрегает никакими средствами для достижения желаемого. Ему невероятно ве­зет по службе: «То старших выключат иных, дру­гие, смотришь, перебиты». Скалозуб еще более ограничен в умственном отношении, чем Фаму­сов.

Так, например, когда его просят высказать свое мнение о Москве, он может сказать только: «Дистанции огромного размера». При этом даже гордится своим невежеством: «Ученостью меня не обморочишь».

Совет!

Этого служаку интересуют только чины и награды, «выпушки», «погончи­ки», петлички на мундирах, муштра, команда, «фрунт». «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», — эту меткую характерис­тику дает Скалозубу Чацкий. Но именно такие самовлюбленные, тупые поклонники палочной муштры, враги свободы и просвещения преуспе­вали в те времена и занимали в дворянском об­ществе высокое положение.

Растлевающее влияние фамусовского обще­ства и крепостническо-чиновничьей морали осо­бенно заметно в образе Молчалина, который стал нарицательным обозначением пошлости и лакей­ства.

Совершая подлый поступок, он даже не по­нимает, что это подлость. Он искренне уверен в том, что в маленьких чинах «не должно сметь свое суждение иметь». Секрет успеха бедного, безродного Молчалина в его тактике.

Он точно знает, как нужно себя вести, чтобы достигнуть «степеней известных»:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

«Умеренность и аккуратность» таких людей, как Молчалин, ценится в московском обществе гораздо выше ума, образованности, воспитанно­сти, чувства чести и достоинства представителей передовой молодежи. В дворянской среде распро­странены и процветают молчалинские принци­пы: жизненный практицизм, лицемерие, низко­поклонство, приспособленчество.

Рисуя картину московского дворянского об­щества, Грибоедов расширяет и расцвечивает ее введением множества эпизодических лиц, гостей Фамусова.

Все они объединены общими взгляда­ми на жизнь и на людей, хотя каждый имеет свой индивидуальный характер, свои черты, есте­ственно вписывающиеся в стереотипы общества. Здесь перед нами властная барыня Хлестова — грубая, бесцеремонная женщина.

Здесь и «лгу­нишка, картежник, вор» Загорецкий, «мастер услужить», благодаря чему его везде принимают.

Характерен для барской Москвы и образ Репетилова — болтливого, глупого, ветреного человека, и образ Платона Михайловича Горича — «мужа-мальчика, мужа-слуги из жениных пажей», во всем беспрекословно подчиняющегося своей жене Наталье Дмитриевне.

Типичной москов­ской семьей выступает княжеская семья Тугоуховских, которая, как и все представители дво­рянской среды, признает в людях только знат­ность, богатство и чины. Интересы княжон огра­ничиваются нарядами и сплетнями, а родители озабочены поиском подходящих женихов для своих дочерей. Пристрастие к «хорошему тону», который немыслим без французского языка, ха­рактеризует Хрюмину-внучку. «Хороший тон», однако, не способен скрыть злобу и постоянное недовольство этой строптивой графини.

Обратите внимание

Полноту и законченность образу барской Мос­квы придают также многочисленные упомина­ния о других людях, таких как Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и др., об их жиз­ни и нравах.

Резко выделяется из этой среды лишь Чацкий — вольнолюбивый молодой человек, свято веря­щий в людей, в силу разума, отстаивающий сво­боду и уверенный в скорой гибели фамусовского мира. Рабской морали барской Москвы Чацкий противопоставляет высокое понимание долга и чести, общественной роли и обязанностей чело­века.

Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнени­ями чужими», независимость и гордое достоин­ство вместо низкопоклонства и лести перед выс­шими чинами, служение делу, а не лицам — та­ковы моральные принципы этого героя. Но его время, к сожалению, еще не настало. Москов­ское общество не желает принять его, потому что видит в нем угрозу устоявшимся правилам и сте­реотипам своей среды.

Жизненность образов, созданных Грибоедо­вым, так поразила современников драматурга, что буквально вся Москва отыскивала и находи­ла в своей среде тех людей, с которых могли быть списаны герои произведения. Сатирические об­разы, созданные писателем, позднее были разви­ты и переосмыслены М. Е.

Салтыковым-Щедри­ным, который в хронике «В среде умеренности и аккуратности» представил дальнейший жизнен­ный путь Молчалина, достигающего и в новых условиях «степеней известных».

Герои, подобные персонажам «Горя от ума», еще не раз будут встречаться в произведениях других авторов, что говорит о невероятной правдивости и типичнос­ти созданных великим драматургом картин и об­разов.

На этой странице искали :

  • характеристика московского дворянства горе от ума
  • характеристика московского общества горе от ума
  • сочинение на тему барская москва в комедии грибоедова горе от ума
  • характеристика московского общества в горе от ума

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-izobrazhenie-moskovskogo-obshhestva-20-x-godov-xix-veka-v-komedii-gore-ot-uma.html

Новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»

Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе от ума

Готовые Домашние Задания

Пьеса “Горе от ума” была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов — писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века.

Несмотря на жесткие требования классицистических канонов — наличие 5-8 действующих лиц, в “Горе от ума”, по словам самого автора, “двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”.

В основу образной системы комедии положен реалистический принцип типизации. Так как в основе реализма лежит историзм, то в пьесе отражена эпоха, наступившая после войны 1812 года. Это было время зарождения и развертывания декабристского движения. Именно в это время сложилось в обществе два лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный лагерь крепостников.

Московское барство представляют в пьесе Фамусов и его окружение, а прогрессивное дворянство — Александр Андреевич Чацкий, подлинный выразитель декабристских идей и настроений в комедии. Таким образом, в “Горе от ума” находит место социальная и психологическая типизация героев.

Важно

Не, несмотря на типичность, все персонажи пьесы индивидуальны. Например Фамусов — он не только московский барин, отстаивающий патриархальные устои, но и любящий отец:

Уж об твоем ли не радели

Об воспитаньи! С колыбели!

Кроме того, Фамусов довольно легкомысленный барин, заигрывающий с горничной своей дочери:

Ведь экая шалунья ты, девчонка…

Ой! Зелье, баловница.

К тому же он обладает чувством юмора:

Дался им голос мой, и как себе исправно

Всем слышится и всех сзывает до зари!

Его дочь Софья способна на глубокое чувство (“Молчалин! Как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!”) и на подлость. Именно она пускает сплетню о сумасшествии Чацкого: “Он не

в своем уме!”

Таким образом, кроме характеров явно положительных или отрицательных, есть герои, оценка которых неоднозначна (Фамусов, Софья, Платон Михайлович Горич, бывший некогда другом Чацкого по военной службе, но превратившийся в “мужа-мальчика, мужа-слугу”). Для классицизма же было характерно четкое деление персонажей на положительные и отрицательные.

С точки зрения любовной интриги образная система “Горя от ума” в основном соответствует классицистической системе амплуа. Сюжет комедии основан на любовном треугольнике (Чацкий — Софья — Молчалин). Есть и отец девушки, который не догадывается о ее любви, есть и горничная, помогающая в устройстве любовных свиданий своей госпожи.

Но есть и отступления от традиций. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви:

Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!.. летел!. дрожал!

Вот счастье, думал, близко.

Пред кем я давеча так страстно и так низко

Был расточитель нежных слов!

С другой стороны, Чацкий — герой-любовник и резонер одновременно, потому что многие его высказывания выражают мнение самого автора: Ах! Если рождены мы все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Соперник Чацкого Молчалин не совсем подходит под определение “второй любовник”, ведь он удачлив в любви, но в то же время он и не первый любовник, так как далеко не идеален и изображен с негативной авторской оценкой. Софья тоже не является идеальной героиней.

Совет!

Выходят за рамки амплуа и второстепенные персонажи. Лиза, горничная Софьи, не только субретка, но и своеобразный второй резонер: дает меткие характеристики действующим лицам, комментирует происходящие события:

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами да с чинами,

А при звездах не все богаты, между нами;

Ну, разумеется, к тому б

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы…

Фамусов — не только не знающий о любви дочери отец, но и идеолог “века минувшего”.

Таким образом, характеры не укладываются в рамки традиционных амплуа, они шире.

Кроме основного, есть также и комические любовные треугольники: Лиза — Молчалин — буфетчик Петруша и Лиза — Фамусов — Петруша.

С точки зрения общественного конфликта, система персонажей построена на антитезе “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу.

Само появление Александра Андреевича в этой атмосфере низкопоклонства, самодурства и раболепства делает его конфликт с “веком минувшим” неизбежным.

Он обличает пороки и недостатки фамусовского общества и является идеологом “века нынешнего”.

Пародией на Чацкого является Репетилов, член “секретнейшего союза”, претендующий на звание идеолога своего круга:

Что бал? Братец, где мы всю ночь до бела дня

В приличьях скованы, не вырвемся из ига…

Образ Репетилова соотносится также с образом Молчалива. Алексей Степанович старается всем угождать, считает, что в “его лета не должно сметь свое суждение иметь”. Не доверяет своему мнению и Репетилов:

Частенько слушаю, не разжимая губ;

Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.

Явным отражением образа Молчалина является всеобщий угодник Загорецкий:

Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся

Другой вам услужить…

Загорецкий — истинный носитель таких черт, как угодничество и подхалимство.

С точки зрения речевой характеристики, все герои делятся на тех, кто говорит монологами (Чацкий, Фамусов, Репетилов), и тех, кто говорит репликами (все остальные).

Обратите внимание

Те, кто произносят монологи, являются идеологами (Фамусов и Чацкий) или им подражают (Репетилов). Идеологи не слушают друг друга, но и толпа их тоже не слышит.

Во время своего монолога о “французике из Бордо” Чацкий оглядывается и замечает: “все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам”.

Гости на балу составляют самостоятельную группу образов, без которых “галерея типов” фамусовской Москвы была бы неполной.

Свояченица Фамусова Хлестова — типичная московская барыня, “остаток Екатерининского века”. Шесть княжон и графиня-внучка представляют контингент невест, озабоченных поисками выгодных женихов.

Князь Тугоуховский и его жена заняты поисками партий для своих дочерей. Загорецкий олицетворяет собой образ явного мошенника.

Платон Михайлович Горич — “муж-мальчик, муж-слуга”, осознающий нелепость своего положения, говорит с женой “хладнокровно”, “глаза к небу”, “со вздохом ”.

Читайте также:  Анализ романа достоевского идиот

Полковник Скалозуб — типичный представитель военщины, мечтающий только о том, чтобы ему “досталось в генералы”. Персонажи-маски господа N. и В. нужны для распространения сплетен в обществе. Все эти образы составляют такое понятие, как фамусовская Москва.

Внесценические персонажи вводятся для типизации конфликта. Среди них есть и представители “века нынешнего” и “века минувшего”, разделяющие взгляды Фамусова. Их карьера служит аргументом в споре с “веком нынешним”, они являются идеалом для фамусовского общества.

Важно

Это почтенный камергер Кузьма Петрович, известный тем, что “был с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат”. К ним относятся и Максим Петрович, умевший вовремя подслужиться, и Фома Фомич, бывший “при трех министрах начальник отделенья”, и Татьяна Юрьевна, имеющая полезных друзей и родственников.

Эти люди наиболее ярко воплощают мораль и идеалы фамусовского общества.

В комедии рассказывается о нечеловеческой жестокости крепостников, расправляющихся со своими крепостными, как с собаками. Это помещик-театрал, который “сам толст, его артисты тощи”, помещик-балетоман, “Нестор негодяев знатных”, сестра Хлестовой Прасковья.

К “веку минувшему” относятся и иностранцы, прибывшие в Россию “на ловлю счастья и чинов”: мадам Розье, ментор Софьи и Чацкого, француз, “подбитый ветерком”, “французик из Бордо”.

Внесценические женские персонажи так же типичны и индивидуальны как и сценические, они дополняют последние. Это тетушка Софьи, “фрейлина Екатерины I”, Прасковья Федоровна, Татьяна Юрьевна, Пуль-херия Андреевна, Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна.

Внесценические персонажи “века нынешнего” показывают, что Чацкий не одинок и свидетельствуют в пользу его грядущих побед. Представители фамусовского общества вспоминают, что и среди их близких есть люди, похожие на Александра Андреевича.

К ним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил”” и “в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, занимающийся химией и ботаникой, профессора Педагогического института, объявленные упражняющимися “в расколах и безверьи”.

В своем монологе “А судьи кто?..” Чацкий выступает от имени целого поколения:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей найдется — враг исканий…

Пародией на “век нынешний” являются члены секретнейшего союза, о которых мы узнаем из монолога Репетилова. Это князь Григорий, Вор-кулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч и их председатель, “ночной разбойник, дуэлист”, который “крепко на руку нечист”.

Совет!

Введение такого большого количества внесценических персонажей было новаторством. Они играют большую роль в развитии общественного конфликта и расширяют пространственно-временные рамки комедии.

Раскрывая внутренний мир персонажей, Грибоедов сосредоточивает внимание не на их чувствах, переживаниях, психологии, а на их общественных взглядах, убеждениях. Все герои пьесы выпуклы и многогранны. Это живые типы русских людей.

Сочинения по теме:

  • Проблема семьи и воспитания в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». сочинение
  • Система образов, созданная А.С.Грибоедовым, для раскрытия основного конфликта пьесы «Горе от ума». сочинение
  • Причины сумасшествия Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (явления 14-21, действие 3-ее). сочинение
  • Смысл фразы: «Молчалины блаженствуют на свете» (по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»). сочинение

Источник: http://1soch.ru/griboedov-as/gore-ot-uma/novatorstvo-a-s-griboedova-v-komedii-gore-ot-uma

Сочинение на 5.Ру

Сочинение на тему: «Страстные к чинам» в комедии А. С. Грибоедова  «Горе от ума»

Тысячу раз был прав А. И. Герцен, сказав однажды, что комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «век не сойти со сцены». Острая, злободневная, саркастическая проблематика произведения не оставляет равно душным ни единого зрителя.

Яркость образов и живость речи комедий заставляют ловить каждую фразу каждую реплику каждое слово героев. Но самый главный секрет «Горя от ума», в котором заключена и гениальность произведения, — вневременные человеческие типы. Да, действие происходит в первой четверти XIX столетия.

Конечно, социальные и политические проблемы и течения того времени косвенно или прямо присутствуют в комедии.

Однако великолепно выполненные зарисовки самых разных характеров и нравов без всякого усердия можно применить и к далекому прошлому и к нашему настоящему, и даже, как ни прискорбно это сознавать, к «светлому будущему».

Здесь есть и трагический герой-одиночка, противостоящий во много раз превосходящему его по силе противнику; и загадочная и непостижимая женская душа; и низость и подлость, пробивающие себе дорогу в жизни, прикрываясь личиною умеренности и аккуратности. Есть здесь и извечная русская проблема чинопочитания, порождающая  алчную страсть к получению высоких званий независимо от степени их заслуженности.

Наиболее очевидна и даже нарочито выпукла страсть к чинам у полковника Сергея Сергеевича Скалозуба. Фамусов характеризует его так:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не но летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Тупость и солдафонство, скудоумие и узость интересов, неудержимое хвастовство без меры и приличий и вера в собственную неотразимость соединились в этом персонаже. Скалозуб суть собирательный образ большинства военных России всех времен.

Обратите внимание

Он также будет символизировать и эпоху Николая I, это тридцатилетие «покорности и страна». Грибоедов, словно ясновидец, еще до прихода к власти тупицы и царского приспешника Аракчеева показал в комедии, кто будет купаться в лучах царского расположения.

Незатейливость всех желаний Скалозуба автор озвучивает устами самого героя:

Я с восемьсот девятого служу;

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу;

Мне только бы досталось в генералы.

В его же образе находит отражение и нехитрая мысль, освещенная еще гениальным Д. И. Фонвизиным в комедии «Недоросль»: «Не хочу учиться, хочу жениться». Скалозуб на предложение Фамусова речь завести о6 генеральше» с готовностью отвечает:

Жениться? Я ничуть не прочь…

Страстью к достижению чинов отличается и Алексей Степанович Молчалин. Однако, в отличие от Скалозуба, Молчалин умен. Ум его гибок и изворотлив. Словно гадюка, которую пригрел у себя на груди Фамусов, он поражает незримым ядом всех окружающих. Молчалин медленно, но верно движется к своей эгоистичной цели; точно следуя жизненным принципам, усвоенным им от отца еще в детстве:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Молчалин наверняка знает, что нынче в цене у «нужных», людей, а посему не стыдится прислуживать им. Он заставляет окружающих замечать в нем лишь «умеренность и аккуратность» , тщательно скрывая истинность своих стремлений. Как бы невзначай он стал секретарем уважаемого в светском московском обществе Фамусова, словно бы не нарочно получил чин асессора.

В некотором смысле страстен к чинам и Павел Афанасьевич Фамусов. Нет, ему уже нет нужды, выбиваясь из сил, карабкаться вверх по служебной лестнице. Однако влияние в московском обществе, в том числе и политическое, стоит дорого.

А посему Фамусов не чурается наносить всем и каждому визиты вежливости, не скупится на балы в своем доме и очень старается прослыть за гостеприимного человека.

Чета Тугоуковскик в потенциальных женихах для своих внучек, кроме денег, ценит еще и полученные за годы службы звания, а Наталья Дмитриевна выходит замуж за полковника в отставке Платона Михайловича Горича, показывал его гостям, словно домашнего питомца, и хвастаясь, что, «когда бы службу продолжал, конечно, был 6ы он московским комендантом».

«Руси, куда ж несешься ты?» — восклицает Н. В. Гоголь в финале своей поэмы «Мертвые души».

И глядя на нынешнюю нашу страну можно со скорбно отметить, что Русь, полная абсурда и самых невероятных человеческих пороков, сама не ведает, куда она держит свой тернистый и извилистый путь. А. С.

Важно

Грибоедов почти двести лет назад пытался открыть глаза людям, обратить их взоры к собственным слабостям и порокам, вместе посмеяться над ними и постараться искоренить их. Однако, как показывает многолетний опыт, мы умеем смеяться над кем угодно, только не над собой.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

Источник: http://sochinenie-na5.ru/strastnye-k-chinam-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Грибоедов писал: «…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим…» В суждении автора комедии очень важно слово «разумеется». Конфликт предопределен всем ходом исторического развития русского общества.

Противоборствующие силы уже определены, позиции их четко обозначены.

Именно поэтому, разумеется, Чацкий просто не может, не в состоянии промолчать, не вступить в конфликт с той грозной силой, которая противостоит ему здесь, в доме Фамусова, как, впрочем, и в любом другом доме, куда он мог бы попасть.

Чацкий в комедии Грибоедова не резонер, не простой выразитель авторских идей, а живая личность — сложная, даже противоречивая и вместе с тем неизменно привлекающая своей живостью, непосредственностью, остроумием и красноречием. В его блестящих монологах широко и последовательно проявляются декабристские идеи.

Он — пламенный агитатор, стремящийся объяснить свою позицию, пропагандировать свои взгляды. Вот почему Чацкий никогда не произносит свои монологи «про себя», в одиночестве. Напротив, он постоянно стремится к общению, но именно это ему и не удается.

Фамусовское общество вовсе не намерено выслушивать речи своего идейного противника.

Любовь к народу, уважение к его здравому уму, нравственным устоям многое определяют в мировоззрении Чацкого. Именно поэтому он так болезненно переживает отрыв не только фамусовского общества, но и передовой дворянской интеллигенции от народа. Эта оторванность проявляется и в языке, и даже в одежде. Отсюда и мечта Чацкого,

«Чтобы умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев».

Какие знаменательные эпитеты использует здесь Чацкий: бодрый и — что еще более важно — умный. Слова Чацкого придают дополнительный оттенок не только проблематике комедии, но и ее названию.

Совет!

Высокая оценка народа делает понятной и обоснованной декабристскую идею Чацкого о необходимости отстаивать национальную самостоятельность русской культуры.

Мысли Чацкого о типичном для дворянского общества нечистом духе «пустого, рабского, слепого подражанья» совершенно точно соответствовали призывам Рылеева «уничтожить дух рабского подражанья», убеждениям Кюхельбекера, с которым Грибоедов близко сошелся во время работы над комедией.

Чацкий, горячо верящий в возможность светлой жизни для «бодрого и умного» народа, не смиряется с существованием крепостного права, оскорбляющего и унижающего национальную гордость, подлинного патриота.

Поэтому с таким возмущением говорил Чацкий о крестьянах, которых меняли на борзых собак, о крепостных, проданных поодиночке, то есть так, что при этом разрывались семейные отношения.

Можно догадываться, что Чацкому уже немало довелось пережить в жизни утрат и разочарований: «Мундир…— теперь уж это мне ребячество не впасть…» Он приезжает в Москву в надежде, что здесь он «оживет», быть может, найдет свое счастьем «Там стены, воздух, все приятно! Согреют, оживят…» Ничего подобного не происходит. Рушится романтическая вера в любовь, дружбу (встреча героя с Платоном Михайловичем в этом отношении очень важна).

Существенно, что образ Чацкого дан в динамике. Идейное развитие героя происходит на наших глазах. Подобно многим своим современникам (не исключая при этом и декабристов) он и начале комедии убежден, что только в уме заключены истоки нравственности.

По его мнению, подлинная ценность и значение человека определяются его способностями к занятиям наукой, стремлением к безграничному познанию. Просветительская философия героя предопределяет не только его силу, но и его слабость. Оказывается, что важнейший для него критерий ума далеко “не все может объяснить в жизни.

Так, Софья, презирающая Скалозуба за то, что тот «слова умного не выговорил сроду», тем не менее влюблена в Молчалина, приписывая ему несуществующие добродетели. Вполне закономерно, что Чацкий с позиций своего мировосприятия никак не может в это поверить. Ведь по всем законам разума Софья никак не должна любить Молчалина, но она его все же любит.

(Тут тоже свое горе от ума: Софья Молчалина выдумала по законам сентиментальной литературы: бедный, незнатный молодой человек, наделенный чувствительной душой, скромный и застенчивый…)

Рекомендуем почитать ►

Образ и характеристика князя Андрея Болконского

Обратите внимание

Просветительские принципы Чацкого уже не в состоянии были объяснить всю сложность действительности, противоречивость психологии человека, причины, по которым глупец вдруг оказывается хитрее умного, и т. д.

Первоначально комедия была названа «Горе уму». В таком заглавии ощущается просветительское убеждение, что ум сам по себе представляется высшей ценностью; горе ему могло прийти лишь откуда-то со стороны.

Окончательный вариант заглавия: «Горе от ума» позволяет ощутить новый оттенок в замысле драматурга. Сам герой с тревогой начинает ощущать не только острейший конфликт с окружающим его обществом, но и противоречие в его собственном внутреннем мире.

В нем самом «ум с сердцем не в ладу».

Чацкий приходит к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, изменами, даже предательствами. Он мужает, взрослеет, начинает яснее постигать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не таков, как в начале:

«Так! отрезвился неполна, Мечтанья с глаз долой, и спала пелена…»

Однако Грибоедов не отбрасывал вовсе и определенных традиций классицизма (чаще всего отмечается использование «трех единств» и «говорящие» фамилии героев, четкость конфликта).

Не менее важны выделение на первый план проблем общегосударственного значения, сатирическая заостренность в изображении отрицательных персонажей, подчеркнутая гражданственность, высокий стиль монологов Чацкого.

Читайте также:  Анализ произведения сокровенный человек платонова

Таким образом, учитывая все лучшее, что было уже накоплено в русской литературе, Грибоедов создает произведение, написанное на качественно новом уровне.

 

Источник: http://www.getsoch.net/obraz-i-xarakteristika-chackogo-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Внесценические персонажи в комедии «Горе от ума»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

«Горе от ума» — реалистическое произведение, где автор дает обобщенную картину жизни дворянской Москвы 20-х годов XIX века.

Большое количество действующих лиц, представляющих московское дворянское общество, дополняется внесценическими персонажами, то есть такими персонажами, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаем по рассказам главных героев.

Для того чтобы расширить рамки произведения, усилить обобщение и типизацию, и вводятся внесценические персонажи. Это новаторский прием Грибоедова-драматурга.

Персонажи, которые помогают обрисовать идеалы, принципы и ценности «века минувшего», — это Максим Петрович, о котором с благоговением вспоминает Фамусов («Тогда не то, что ныне: при государыне служил Екатерине»).

Важно

Фома Фомич, Кузьма Петрович, Татьяна Юрьевна, «Нестор негодяев знатных», княгиня Марья Алексеевна и другие — все они занимают достаточно высокое социальное положение: чиновники, вельможи, сановники — «тузы».

Другие герои, близкие по духу и мироощущению Чацкому, как бы повторяющие его мир, мысли, поведение, — это князь Федор, и химик, и ботаник, и двоюродный брат Скалозуба.

Роль внесценических персонажей — создать в ограниченных рамках пьесы широкую картину всей жизни тогдашней России. Эти герои не только расширяют рамки произведения, но и помогают лучше понять и оценить действующих лиц.

В отличие от внесценических, второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии конфликта. Как и другие действующие лица, второстепенные персонажи ярко характеризуют фамусовское общество. Среди них наиболее выделяются Загорецкий и Репетилов, необходимые спутники этого общества.

Именно фигура Загорецкого доказывает, что дворянское общество глубоко безнравственно. Хлестова так характеризует Загорецкого: «лгунишка он, картежник, вор», но мастер услужить, поэтому для него везде открыты двери.

От Горича мы узнаем, что он еще и доносчик («горазд переносить»), Горич остерегает Чацкого высказываться при Загорецком откровенно.

Репетилов является как бы пародией на Чацкого, в его образе осуждаются люди, искажающие и опошляющие высокие идеи. Репетилов будет существовать вечно, тип подражателя всегда возникал в переломные эпохи. Такие как Репетилов стараются называться передовыми и прогрессивными, но на самом же деле за этим скрывается пустота: «Шумим, братец, шумим!»

Но наиболее интересна роль Лизы в комедии «Горе от ума». Уже с самого начала пьесы мы видим, что Лиза — незаурядный человек, она обладает живым умом, хитростью, проницательностью, которые помогают ей хорошо разобраться в людях.

Совет!

Она дает меткие характеристики другим персонажам: Скалозубу («речист, а больно не хитер»), Чацкому («кто так чувствителен, и весел, и остер»). Соприкасаясь с Лизой, каждый герой предстает перед нами в своем истинном лице.

Фамусов, который «монашеским известен поведеньем», втихую волочится за служанкой, Молчалив, любящий барышню «по должности», тоже не прочь приударить за Лизой. Мне кажется, что образ Лизы является как бы двигателем всей пьесы, если бы его не было, то развязка была бы совершенно другой.

Итак, Лиза играет важную роль в развитии сюжета комедии. Все второстепенные и внесценические персонажи сделали пьесу более интересной и насыщенной. Благодаря им, по замечанию Гончарова, в группе из небольшого числа лиц отразилась вся прежняя Москва, ее дух и нравы.

Особая роль отводится в комедии внесценическим и эпизодическим персонажам, столь широко представленным в комедии. С их помощью расширяются пространственные и временные границы комедии.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Грибоедов создал яркие портреты, без которых трудно представить завсегдатаев Английского клуба или аристократического салона. Сам автор в одном из писем к другу и литератору Катенину писал: «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии».

В череде образов старого барства особое место занимает портрет екатерининского вельможи Максима Петровича. Глава дома — чиновник Фамусов -представляет этого «вельможу в случае» как свой идеал для подражания и адресует его молодому поколению в лице Чацкого.

Для Фамусова важно то, что его дядя получал ордена, «на золоте едал, сто человек к услугам, езжал-то вечно цугом», но самое главное то, что «век при дворе». Таким образом, человек в фамусовском обществе ценился по тому, какой чин он занимал и на «чем едал». Поэтому это общество и борется за то, чтобы все оставалось без перемен.

Основным же жизненным принципом являлось следование традициям, непоколебимость авторитетов, социальное превосходство.

Обратите внимание

Дворянин в России был защищен самим фактом своего происхождения, а если он следовал традициям и устоям своего класса, общества, поклонялся его идеалам, то перед ним открывались неплохие перспективы карьерного роста и материального благополучия.

Главное — не быть неудачником, вроде Репети-лова, или угодником без ума, как Загорецкий, которого Чацкий охарактеризовал так: «Молчалин! В нем Загорецкий не умрет!» Загорецкий везде бывает, много знает о членах общества, «мастер услужить»: достает билеты на спектакль Софье, двух арапчонков — для Хлестовой и ее сестры Прасковьи.

Молчалин также стремится всем угождать, следуя при этом заветам своего отца «угождать всем людям без изъятья»:

Кто другой все мирно так уладит! Там моську вовремя погладит,

Там впору карточку вотрет.

Маленький чиновник стремится сделать карьеру, занять определенное место в обществе, стать таким, как Фамусов.

Среди представителей этого общества есть и такие, кто уже имеет чины, например Фома Фомич. «При трех министрах был начальник отделенья», — представляет его Молчалин, на что Чацкий едко замечает: «Пустейший человек из самых бестолковых».

Перед нами портрет человека, преуспевшего в жизни, в отличие от Репетилова, который «в чины бы лез, да неудачи встретил». Он хотел жениться на дочери барона фон Клоца, который «в министры метил», получить продвижение по службе и хорошее приданое, но ничего не вышло.

Репетилов — неудачливый человек, и общество не воспринимает его серьезно.

С большим уважением и почтением фамусовское общество относится к французику из Бордо, который собирался «в Россию, к варварам», а приехал как будто «в свою провинцию», «ни звука русского, ни русского лица не встретил». Чацкий негодует против слепого преклонения перед всем иностранным.

Английский клуб, изображенный Грибоедовым, тоже можно назвать «слепым подражанием». Пародией на тайные собрания можно считать и «секретнейший союз», собирающийся по четвергам, члены которого сами про себя говорят: «Шумим, брат, шумим».

Важно

Создать видимость деятельности типично для этого общества, как это типично и для России в целом, что позднее покажет Гоголь в своей бессмертной комедии «Ревизор».

Но еще одно явление, характерное для московского барства, — всевластье женщин. Взять, например, Платона Михайловича Горича, «мужа-мальчика, мужа-слугу», целиком и полностью находящегося под каблуком у своей жены.

Его не совсем устраивает то, что Наталья Дмитриевна дает ему наставления, как мать неразумному ребенку: «Ты распахнулся весь и расстегнул жилет!.. Застегни скорей!», но, тем не менее, он ей и слова не говорит поперек.

Такое же положение дел царит и в другой семье: князь Тугоуховский делает все, что и как говорит его супруга: идет на поклон, приглашает в дом гостей. По тому, как эти представительницы слабого пола управляют своими мужьями, мы может судить о них как о властных женщинах, которые не уступят свою власть никому и будут защищать существующие порядки до последнего.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/vnescenicheskie-personazhi-v-komedii-gore-ot-uma/

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов остался в истории отечественной литературы как автор пьесы «Горе от ума». И хотя раньше он уже создавал пьесы («Студент», «Молодые супруги»), именно комедия 1824 года сделала его по-настоящему известным.

Пожалуй, секрет успеха этого произведения заключается в загадке характера главного героя комедии — Александра Андреевича Чацкого.

Уже не одно поколение русских читателей мучительно ищет ответ на вопрос: как же могло случиться, что остроумный красавец Чацкий стал посмешищем для фамусовского общества?

Когда в сонную тишину дома Фамусова врывается соскучившийся за три года разлуки с Софьей молодой дворянин «Александр Андреич», любому становится ясно, что он здесь не слишком долгожданный гость.

Софья, от которой юноша уехал три года назад без всякого объяснения причин, обижена и уже давно влюблена в секретаря отца Молчалина.

Сам Павел Афанасьевич Фамусов с осторожностью расспрашивает его о планах на жизнь, уже через несколько минут вскрикнув с ужасом: «Ах! Боже мой! он карбонари!» И это неудивительно: в обществе, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого с его западноевропейскими взглядами делает его «опасным».

Зачем тогда Чацкий остается в доме Фамусова? Почему терпит холодность Софьи, нравоучения Фамусова, остроты Скалозуба и откровенные насмешки Молчалина? Ответ прост: ради Софьи. Уехав влюбленным в девочку-подростка, он возвращается с чувством, еще более усиленным разлукой.

Совет!

Но вместо участницы детских забав видит девушку, которая в семнадцать лет «расцвела прелестно». Его признания слишком трепетны и чересчур стремительны, а «ум с сердцем не в ладу».

Ум подсказывает герою необходимость разрыва с обществом Фамусова, а сердце требует от Софьи взаимности.

Именно поэтому Чацкий, услышав, как Софья защищает Молчалина, и увидев, как она напугана его падением с лошади, не может поверить своим глазам: герой не может взять в толк, как можно полюбить такое ничтожество.

Какой смысл вкладывает Чацкий в понятие «любовь»? Прежде всего, искренность и самоотверженность. Почему же Софья не верит в искренность Чацкого? Если вспомнить, что за три года своего отсутствия он ни весточки не прислал, то вполне объяснимо отношение Софьи.

Она попросту обиделась, ведь для девушки важно внимание, которое теперь ей уделяет Молчалин: он не позволяет себе «ни слова вольного», а молча берет ее руку, «к сердцу жмет», «и так вся ночь проходит».

Современных девушек такой способ ухаживания, скорее всего, насмешит, даже служанка Лиза откровенно хохочет: она-то лучше знает, на что способен двуличный секретарь Фамусова.

Расспрашивая Софью о предмете ее любви, Чацкий пытается заново открыть для себя Молчалина. Может, у него появились достоинства, каких прежде не имелось? Девушка с упоением рассказывает, что он «уступчив, скромен, тих», а еще не рубит «чужих и вкривь и вкось».

Для Чацкого это потрясение: разве можно такого любить? Он не понимает, что за три года их с Софьей взгляды разошлись, что она жила в фамусовском обществе, культивирующем именно такие ценности.

Обратите внимание

Любовь сделала его слепым, раз он не понимает, что у них разные представления о любви и они вряд ли будут счастливы вместе.

Бывший друг детства уже не требует от Софьи ответных чувств, он пытается понять, какие достоинства Молчалина заставили ее выбрать того, кто «не богат словами».

Только позже, встретив на балу своего сослуживца Платона Михайловича Горича, он поймет, что в этом обществе нужен «муж-мальчик», «муж-слуга». Но будет уже поздно: его объявят сумасшедшим.

Причем слух пустит сама раздосадованная Софья.

Кто же Чацкий — победитель или побежденный? Оценки русских критиков разошлись. Даже Пушкин в свое время не считал его умным, так как умный человек сразу понимает, с кем имеет дело, и не будет «метать бисер перед Репетиловыми». В. Белинский считал его просто «крикуном, фразером, идеальным шутом», ведь нельзя войти в общество и сразу «начать всех ругать в глаза дураками и скотами».

Пожалуй, самую глубокую оценку дал этому герою И. Гончаров в статье «Мильон терзаний». Он доказал, что свой «мильон терзаний» получил каждый герой, и это закономерно, потому что Чацкому удалось нарушить покой фамусовского общества, его благопристойность.

Сдернута маска и с Молчалина, и хотя Чацкий был уверен, будто Софья с ним помирится в дальнейшем, что-то все-таки подсказывает, что гордая девушка не простит подлеца.

Победа Чацкого в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового века.

По произведению: «Горе от ума»

По писателю: Грибоедов Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/griboedov/895-obraz-chatskogo

Второстепенные и внесценические персонажи в комедии «Горе от ума»

А.С. Грибоедов принадлежал к тому поколению молодых русских дворян, для которых важнейшими в жизни стали вопросы общественно-политические. Оппозиционные настроения, дух свободолюбия, желание перемен в государстве привели многих людей из этого поколения в тайные политические общества, а затем – к восстанию…

В комедии конфликт Чацкого и общества вырастает постепенно из его личного любовного конфликта (поэтому можно говорить, что конфликт двойственный: и личный и общественный).

Сам Грибоедов оценивал двойственность конфликта своей комедии следующим образом: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку… И этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим» (письмо Грибоедова к П.А. Катенину, 1825 г.).

Важно

Чацкому противостоит не только Фамусов – это и Молчалин, и полковник Скалозуб, и отчасти Софья, и множество гостей в доме Фамусова. Чацкий же отстаивает свою позицию в одиночку. Грибоедов вводит в пьесу большое число эпизодических лиц и внесценических персонажей. Они оттеняют и дополняют черты главных героев. Вместе взятые,они создают полную и яркую картину московского дворянского общества.

По большей части, такие персонажи появляются в пьесе на балу у Фамусова. Лишь полковника Скалозуб и горничную Софьи Лизу мы встречаем раньше. Они, вероятно, больше всех других повлияли на ход событий. Скалозуб, например, являет собой тип военного, недалекого, но самоуверенного и агрессивного.

Читайте также:  Сочинение прокурор в поэме мертвые души гоголя образ и характеристика

Его появление осложняет и любовный, и общественный конфликт. Лиза – служанка, без нее невозможно представить как возникновение, так и развязку любовной интриги. И вместе с тем она иронична, остроумна, дает точные характеристики разным героям.

С помощью ее образа Грибоедов подчеркивает противостояние дворянства и крепостных:

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

Вообще, второстепенные персонажи выполняют три основные функции: показывают уровень понятий о жизни в обществе, современном Грибоедову; подчеркивают духовное одиночество Чацкого; выполняют важную сюжетную роль – распространяют слух о сумасшествии Чацкого.

Итак, бал у Фамусова. Первыми из гостей приезжает чета Горичей. Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович – типичная московская семья, в которой мужчина со временем становится «мужем-мальчиком», «мужем-слугой».

Грибоедов проводит тонкую параллель между ним и Молчалиным: Горич говорит Чацкому, что сейчас заучивает на флейте «Амольный» дуэт; Молчалин и Софья в начале пьесы за сценой играют дуэтом на фортепьяно и на флейте.

Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же «муж-слуга».

Также на бал приезжает семейство Тугоуховских. Образ княгини помогает понять характер Фамусова – они приверженцы браков по расчету; княгиня на балу сразу же обращает внимание на холостого Чацкого, но, узнав, что он небогат, теряет к нему интерес.

Совет!

Со схожими целями прибывают графини Хрюмины. Графиня-внучка никак не может найти себе достойного жениха и поэтому постоянно озлоблена. К тому же, в ее лице Грибоедов высмеивает пристрастие ко всему иностранному.

Чуть ли не самым порочным из гостей является Антон Антонович Загорецкий – «отъявленный мошенник, плут» даже по определению гостей. Чтобы завоевать расположение нужных ему людей, он готов на любые нечестные меры, готов услужить. Он – образ будущего Молчалина.

Очень ярко нарисован образ барыни Хлестовой – в своем роде, небезызвестная Салтычиха. Проводится стойкая параллель между ней и «Нестором негодяев знатных» из монолога Чацкого – то же пренебрежение и жестокость по отношению к крепостным.

У некоторых гостей Фамусова даже нет имен – это господин N и господин D, активно участвовавшие в распространении слуха о сумасшествии Чацкого. С их помощью Грибоедов показывает, что дворянское общество совсем не брезгует таким низким занятием, как передача сплетен.

Последним на бал является Репетилов – образ яркий и необходимый в комедии. Он его «секретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам» выступает как никчемный болтун, для которого передовые идеи не более чем модное увлечение.

Многочисленны в комедии также и внесценические персонажи – те, которых мы не видим непосредственно в комедии, но о которых кто-либо из героев упоминает при определенной ситуации. Внесценических персонажей можно разделить на условные группы, в зависимости от того, кто и с какой целью о них упоминает.

Во-первых, это те, кого Чацкий упоминает в качестве примера безнравственной жизни в монологе «А судьи кто?..».

Во-вторых, Фамусов и его гости приводят примеры эталонов похвальной жизни, с точки зрения московского общества, они являются образцами для подражания и главными судьями – Кузьма Петрович, Максим Петрович, влиятельные московские дамы Ирина Власьевна, Лукерья Алексеевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна, и, наконец, Марья Алексевна, мнения которой так боится Фамусов в своем финальном монологе.

Обратите внимание

Далее стоит выделить персонажей, которых упоминает Репетилов, – круг его приятелей, которые, по его мнению, авторитетны в некоем «секретнейшем союзе», но читатель понимает, что реальной пользы обществу они принести не могут.

Один из них «примечателен» тем, что «сквозь зубы говорит», другой – тем, что поет, а Ипполит Маркелыч Удушьев – «гений», поскольку написал в журнале «отрывок, взгляд в ничто».

Эти люди опошляют и принижают идеи нового поколения и этим подчеркивают одиночество Чацкого не только среди более старших дворян, но и среди его ровесников.

И только два внесценических персонажа – двоюродный брат Скалозуба и племянник княгини Тугоуховской – могут быть названы людьми, которых можно считать потенциальными единомышленниками Чацкого.

Мы не знаем их образ мыслей, но уже одно то, что в фамусовском обществе о них упоминают как о странных людях, говорит об их принадлежности к поколению Чацкого и самого Грибоедова.

Так, например, говорит Скалозуб о своем двоюродном брате:

Но крепко набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать…

А княгиня Тугоуховская о своем племяннике отзывается:

Нет, в Петербурге институт

Педагогический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и безверьи

Профессоры!! – у них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Федор, мой племянник.

Получается, что внесценические персонажи, также как и второстепенные, позволяют автору не только полнее и многограннее раскрыть характеры основных героев.

Помимо этого, они как бы дополняют ряды либо общества Фамусова, либо сторонников мировоззрения Чацкого, представляют одну из противоборствующих сторон; с их помощью конфликт из локального, происходящего в одном доме, становится общественным, действие «переносится» даже в Петербург (там учился племянник княгини Тугоуховской).

То есть Грибоедов хотел показать, что конфликт, родившийся в доме Фамусова, не единичен и не случаен; такова ситуация по всей России – грядет новое поколение, жаждущее нового мира.

Источник: https://school-essay.ru/vtorostepennye-i-vnescenicheskie-personazhi-v-komedii-gore-ot-uma.html

Сцена бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Горе от ума Грибоедов А. С

Сцена бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Сцена бала занимает важное место в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В ней происходит стремительное развитие действия, кульминация любовного и общественного конфликтов.

Сцена бала в комедии подготавливается заранее. С точки зрения идейного конфликта пьесы развитие действия предвосхищается монологами Чацкого и Фамусова, в которых противопоставляются идеалы и идейные убеждения «века нынешнего» и «века минувшего», выявляется неприятие обществом идей и мыслей Чацкого — представителя передовой дворянской молодежи 10-20-х годов XIX столетия.

Большое значение имеют картины и явления, предшествующие балу. Стремясь добиться у Софьи признания в начале третьего действия комедии, Чацкий сам подает ей повод для насмешек:

Я сам? не правда ли смешон?

Говоря о любви, которую он испытывает к Софье, герой отождествляет ее с безумием:

От сумасшествия могу я остеречься…

Реакция Софьи на эту реплику Чацкого и послужила основой для сплетни, столь быстро разнесшейся на балу у Фамусова:

Вот нехотя с ума свела!

Важно

Сцена бала — это типичная картина московских нравов того времени, так называемая «галерея типов» фамусовской Москвы. Каждая семья, приглашенная в дом к Фамусову, включает в себя типичных представителей этого общества, разыгрывает свою маленькую комедию с полной обрисовкой характеров.

Первой приезжает чета Горичей. Муж, Платон Михайлович, — старый друг и сослуживец Чацкого. В молодые годы он был веселым, подвижным и живым человеком, а теперь, по словам Чацкого, он «спокоен и ленив», им забыты «шум лагерный, товарищи и братья».

Думается, что Наталья Дмитриевна до замужества также хорошо знала Чацкого. Об этом можно судить по ее первой реакции при встрече с героем:

Не ошибаюсь ли!., он точно, по лицу…

Ах! Александр Андреич, вы ли?

Наталья Дмитриевна — яркий пример воплощения женской власти. Своими заботами о здоровье «нездорового» мужа она убила в Платоне Михайловиче ту живость, которая была присуща ему в молодости, сделав из него безвольного человека. Наталья Дмитриевна полностью подчинила себе мужа своими постоянными замечаниями, ложными волнениями о его здоровье:

Ах! Мой дружочек!

Здесь так свежо, что мочи нет,

Ты распахнулся весь и расстегнул жилет.

Показательна фраза Натальи Дмитриевны: «Мой муж — прелестный муж», — построена по тому же принципу, что и фраза Молчалива: «Ваш шпиц — прелестный шпиц».

Это свидетельствует о том, что роль мужа в семейной жизни сведена до уровня игрушки, забавы в руках жены.

Да и сам Платон Михайлович считает семейную жизнь скукой, так как уже несколько лет «твердит дуэт а-мольный» в одиночестве, замечая при этом, что теперь он «не то».

Вслед за Горичами появляется семья Тугоуховских: князь и княгиня с шестью дочерьми. Шесть княжон вместе с графиней-внучкой представляют, по словам Гончарова, «контингент невест» того времени.

Совет!

Их поведение полностью соответствует тому, как описывает Фамусов московских барышень в монологе «Вкус, батюшка, отменная манера…

«: княжны умеют «принарядиться» «тафтицей, бархатцем и дымкой», все их разговоры сводятся к разговорам о нарядах:

Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!

Какой эшарп cousin мне подарил!

Поведение гостей на балу в доме Фамусова подтверждает тот факт,

что определяющими в обществе являются чин и деньги. Княгиня Тугоуховская уже было отправила мужа к Чацкому посватать дочерей, но, узнав, что молодой человек небогат и нигде не служит, стала звать князя обратно.

В комедии Грибоедов использует такой традиционный прием для классицистических пьес, как говорящие фамилии. Ярким примером тому может служить князь Тугоуховский, который считает глухоту единственным недостатком.

Он сам плохо слышит и вынужден все переспрашивать по несколько раз, приставив к уху слуховую трубку. Он, как и Платон Михайлович, находится в полном подчинении у жены.

Его роль в семье настолько незначительна, что в течение всего бала он не произносит никаких слов, кроме междометий «И-хм!», «О-хм!», «У-хм!» и т. д.

Старуха Хдестова, пережиток екатерининского века, ярая крепостница, своеобразный «Фамусов в юбке», уверенно держится в обществе, смело высказывает свои суждения, зная, что ей никто не смеет возражать. Она всеми силами старается защищать «прошедшего житья подлейшие черты», выступая против образования и всего нового, что может изменить установившийся порядок.

Персонаж, без которого галерея типов фамусовской Москвы, представленная на балу у Фамусова, была бы неполной, — это Загорецкий, «отъявленный мошенник, плут». Все знают об этом, но тем не менее его всюду принимают, так как «мастер услужить». Он учтиво предлагает Софье билет на спектакль, поддакивает всем, во всем соглашается с окружающими.

Чацкий умудряется вызвать неприязнь и раздражение у всех гостей, присутствующих на балу, своими едкими замечаниями и резкими высказываниями в адрес членов фамусовского общества, чем приближает кульминацию и развязку общественного конфликта, столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим».

Обратите внимание

Так, он успевает наговорить колкостей графине-внучке, сидящей «в девках целый век».

Согласие, единство, сплоченность — важная характеристика московского общества.. Это единство проявляется и в том, как это общество восприняло Чацкого и его речи. Столь же единодушна была фамусовская Москва и в распространении сплетни о сумасшествии главного героя, в том, как быстро эта сплетня разнеслась благодаря господам П. и N.. не имеющим даже полного имени.

Сплетня объединила всех героев комедии. Слух о сумасшествии Чацкого явился для фамусовского мира единственным оружием против смелых речей Чацкого, единственным выходом из создавшейся ситуации. Московский «свет» таким образом выразил свое отношение к поведению героя, расценив его как социальное безумие. Фамусов — идеолог этого общества — говорит:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

По тому, как быстро распространилась сплетня, можно судить о характерах людей, населяющих это общество. Сам Чацкий, услышав разговор Хлестовой и Репетилова, узнает о сути разносимой сплетни. Он даже дает оценку так называемому «механизму» ее распространения:

Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют…

Софья, пустившая слух, не видит в этом ничего предосудительного:

Хочу — люблю, хочу — скажу.

Молчалив к сплетням относится негативно:

Ах! Злые языки страшнее пистолета.

Маленький чиновник знает, что сплетня может в один миг уничтожить человека или же помочь сделать карьеру.

Сплетня служит средством раскрытия характеров не только главных персонажей, но и второстепенных. Так, Платон Михайлович сначала не верит тому, что Чацкий «сошел с ума», но вынужден признать это, когда узнает, что так думают все.

Загорецкий уводит разговор, связанный со сплетней, в сторону немыслимых предположений. Он говорит о том, чего не могло быть:

Его в безумные упрятал дядя-плут…

Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили…

Старуха Хлестова согласна с Фамусовым и считает, что можно сойти с ума от «пансионов, школ, лицеев», выступая тем самым против образования, видя в нем причину распространения свободомыслия. Дойдя до графини-бабушки, сплетня приобретает уже форму гротеска:

Что? к фармазонам в клоб? Пошел он в пусурманы?..

Важно

Итак, сплетня объединила общественный и любовный конфликты. А финал для самого Чацкого трагичен. Ему было тяжело узнать, что слух о его сумасшествии был пущен Софьей, в которую он влюблен.

Общественный конфликт достигает кульминации в монологе Чацкого о французике из Бордо «В той комнате незначащая встреча». Все гости отвернулись от героя и не обращают на него ни малейшего внимания: «все в вальсе кружатся с величайшим усердием… Старики разбрелись к карточным столам». Герой одинок среди толпы людей.

Итак, сцена бала играет важную роль в комедии «Горе от ума» Грибоедова. Здесь происходит кульминация общественного и любовного конфликтов. Сцена бала приближает и развязку. Кроме того, на балу перед зрителем проходит галерея типов московского барства первой четверти XIX века.

Источник: http://soshinenie.ru/scena-bala-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma-gore-ot-uma-griboedov-a-s/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector