Образ и характеристика ярославны в поэме слово о полку игореве сочинение 9 класс

Образ Ярославны в эпосе «Слово о полку Игореве» – Сочинение на заданную тему

Женская судьба… Испокон веков назначением женщины считалось быть берегиней. Рождать и воспитывать детей, беречь домашний костер, работать в поле, угождать мужчине, быть опрятной и красивой. Простые женщины выполняли эту миссию с честью. Княгиня Ярославна из высшего света, но и на ее судьбу легли нелегкие испытания.

Евфросиния Ярославна – дочь Ярослава Владимировича Галицкого, вторая жена Игоря, который вступил в брак с ней 1184 года. Ярославна, влюбленная в своего мужа, и вот этого счастья супружеской жизни ей отведено лишь один год, так как уже в 1185 году Игорь отправился в поход на половцев и попал в плен.

Как же тяжело молодой женщине отторгать от сердца своего милого и провожать, может, на верную смерть! Но она осознает то, что ее муж – князь, полководец, воин. Женщина должна мужественно вынести это горе, еще и подать пример женщинам дружинников. С тревогой ждет она вестей из поля боя, радуется первым победам Игоря.

Обратите внимание

Но вот страшная весть: войско разбито, а ее милый ладо в плену. Ярославна не кроется со своим горем, она выходит на Путивловский вал, в отчаянии обращается к силам природы по помощь. Вообще, автор «Слова…» в поэме представляет нам природу как самостоятельное действующее лицо.

Она может быть гневной и кроткой, но всегда действующей, подвижной, очеловеченной. Обращается к ней Игорь, когда попадается в плен:

  • Донец-Река!
  • Не было тебе славы,
  • Что носил ты князя на волнах,
  • Стелил ему траву зеленую
  • На берегах серебряных…
  • Донец вступает в диалог с Игорем:
  • Князю Игорю!
  • Не имело тебе славы,  
  • Кончаков с досады злой,
  • А Русской земле веселья!

Обращение Ярославны остаются без ответа, но природа все же поможет Игорю убежать из плена. Автор с огромной любовью, симпатией, восхищением описывает нам эту женщину в небольшом эпизоде.

Который же надо иметь талант, чтобы на одной странице так детально выписать этот образ, что он считается за поэтической красотой самым славным, обвитым особой лиричностью образом в мировой литературе! Художник применяет нежные поэтические выражения: чайка-жалобница, кукушка, плачет-тоскует.

Язык ее эмоциональный, пронизанный патриотизмом. Она и политически сознательная женщина, так как оплакивает не только Игоря, но и воинов, жену, сочувствует русским женщинам:

  • Как и чайка-жалобница
  • Стонет она рано. 
  •  Верит Ярославна в чудодейственную силу Каялы-Реки, которая может исцелить раны князя:
  • Омочу бобровый рукав
  • В Каяле-Реке,
  • Обмою князьевы кровавые раны
  • На теле его сильном!

В художественной литературе и в фольклоре мы часто встречаем на определение женской судьбы сравнения женщины с тополем, калиной, чайкой, кукушкой. Эти две птички символизируют трагическую судьбу женщины. Автор «Слова…» именно их и использует.

Ярославна готова полететь кукушкой, чайкой в именно ад, лишь бы только спасти Игоря.

Весь монолог Ярославны состоит из риторических обращений и вопросов, в которых она восхваляет всесильность природы, а иногда даже способная на нарекание, которые и препятствует князю и жене:

  • О  ветер ветрило!
  • Почему, хозяину, силой веешь?
  • Почему метаешь вражеские стрелы
  • На крыльях своих легких,
  • Против воинов моего милого?
  • К Днепру-Славутичу она обращается как к могущественной стихии:
  • Принеси же ты, хозяину,
  • Ко мне моего милого,
  • А не слала бы я слез ему ревностных,
  • На море рано!

Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно, отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Это отчаяние, последняя надежда. И уже измучившись мольбами, женщина обращается к пусть мощнее силе – Солнца:

  • Почему  же, солнце-хозяину,
  • Простерег горячий свой луч,
  • На воинов моего милого,
  • В поле безводному,  
  • Жаждой им луки посушило,
  • Тоской сагайдаки склепало!

И природа будто опомнилась от этих искренних заклинаний, будто переглянулась на душевную красоту этой женщины, что природа даже не равнодушная к ее тоске:

  • В полночь море заиграло,
  • Мгла идет столбами-вихрами,
  • Игорь-князю бог путь указывает,
  • Из земли Половецкой,
  • На землю Русскую.

Прошло больше восьми столетий от времени этих событий, а и сегодня хочется пожелать молодым людям, супружеством подражать примеру этого супружества в верности, безграничной любви друг к другу.

Ведь и Игорь не предал Ярославну, хотя ему предлагали красавиц-половчанок и богатство, чтобы в его лице иметь союзника хану Кончаку. Образ Ярославны настолько светлый, поэтический, что его часто используют художники в своем творчестве.

Недаром именно «Плач Ярославны» перевел Маркиан Шашкевич, а Николая Лысенко вдохновил на музыкальную композицию «Плач Ярославны». Незабываемый образ Половчихи из новеллы «Шаланда в море» (роман «Всадники» Ю. Яновского) несет в себе много образов Ярославны.

Она тоже просит силы природы возвратить ее Мусиечка, который попал в морское ненастье. Половчиха тоже стоит на скале, как «маяк неугасимой силы», и просит все ветра и море переглянуться на ее горе. И здесь тоже природа помогает.

Во время Великой Отечественной войны наших женщин называли Ярославнами, так как они отдавали свою жизнь, кровь, здоровье, лишь бы их мужчинам повезло выжить, одолеть злого врага. Первую женщину-космонавта Валентину Терешкову тоже нарекли этим именем, даже песни составили о Валентине-Ярослаславне.

И с полным правом наших женщин можно назвать Ярославнами, так как этот образ стал обобщенным. Женщины, девушки, которым присущие верность в любви, переживание за судьбу родного человека, способность к самопожертвованию, нежность, любовь ко всему живому, магическая сила убеждения словом – все они Ярославны. И дай, Бог, чтобы такие женщины не перевелись на нашей земле!    

Источник: http://schooltask.ru/obraz-yaroslavny-v-epose-slovo-o-polku-igoreve/

Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”

Категория: Сочинения по произведению “Слово о полку Игореве”

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Над широким берегом Дуная,     Над великой Галицкой землей     Плачет, из Путиеля долетая.      Голос Ярославны молодой…     Н. Заболоцкий          “Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры.

Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин.

Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении.     Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче.

Важно

Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.

         Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю,     Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,     Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.          Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества.

Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов.          О ветер, ветрило!     Зачем, господин, веешь ты навстречу?     Зачем мчишь хиновские стрелочки     на своих легких крыльицах     на воинов моего милого?..

    О Днепр Словутич!     Ты пробил каменные горы     сквозь землю Половецкую…     Прилелей же, господин, моего милого ко мне,     Чтобы не слала я к нему слез     на море рано.

         Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.

         Светлое и трижды светлое солнце!      Всем ты тепло и прекрасно:     Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи     на воинов моего лады?     В поле безводном жаждою луки скрутило,     горем им колчаны заткнуло?          Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.     Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно.          Далеко в Путивле, на забрале     Лишь заря займется поутру,     Ярославна, полная печали,

    Как кукушка, кличет на юру…



Когда мы читаем про судьбы А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Твардовского, мы замечаем, что у всех этих людей была в жизни пропасть: когда начинались травля, репрессии, переставали печатать стихи.

Совет

Но это очень мужественные и сильные духом люди, которые смогли противостоять всем невзгодам.     На мой взгляд, у А. Ахматовой была самая трагическая судьба. Потеряв мужа и единственного сына, она не теряет веры в жизнь.

Несмотря на то что с двадцатых годов ее перестают печатать, имя ее становится извест

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать первым в русской психологической прозе. Повествование определяется не хронологией событий, а логикой развития характера главного героя. По мнению В.Г.

Белинского, «его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни… В этом человеке есть сила духа и могущество воли».     Главный характер в романе – Григорий Александрович Печорин.

Женские образы используются автором для раскрытия образа своего глав

В 20—30-е годы Исаак Эммануилович Бабель по праву считался одним из ведущих писателей России. О его прозе были написаны десятки статей. Самые ранние рассказы Бабеля одобрил и помог опубликовать сам М. Горький.

Это было в 1916 году, но потом наступила долгая пауза. В годы гражданской войны Бабель под чужой фамилией идет воевать в Конармию Буденного. Его первые рассказы о Конармии вызвали бурную отрицательную реакцию самого Буденного.

Это и неудивительно: уже тогда нарождался стиль воспевания поб

В 1830 году Пушкин приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Но здесь поэту пришлось пробыть не месяц, как он планировал, а целых три, потому что началась эпидемия холеры. И это вынужденное пребывание в Болдине было отмечено небывалым взлетом творчества.

В детском саду рисование было моим любимым занятием, поэтому с карандашами я пошшкомилпсь о?ень рано. У меня была коробка с цветными кмрмндншмми, которыми я раскрашивала картинки.

Альбомы о моими рисунками сей?ас о?ень любит рассматривать мой младший братишка.Теперь я знаю, ?то карандаши нужны не только детям,но и многим взрослым.

Обратите внимание

Мой дядя архитектор, и в своей работе ему all soch не обойтись без простого карандаша, которым он с помощью линейки, циркуля и других инструментов ?ертит проекты краси

Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву.

О его творчестве можно сказать словами Тургенева: “О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”.

Читайте также:  История жизни раневской в пьесе вишневый сад чехова: судьба и прошлое героини

С детских лет нас сопровождают стихи Федора Ивановича Тютчева Многие из нас еще не умели читать, но уже наизусть знали его стихи. После первого знако

Егор Карпов – муж Настасьи Карповой. На Матере все знали, что расшевелить Е. трудно, но уж если удастся, то держись.     Герою, с помощью Богодула, удается прогнать очистительную бригаду, приехавшую разорять кладбище.

Он ведет себя достойно: спокойно, с ощущением своей силы. «Ты, парень, не шибко,…Он у нас на выселке. Вот также одного обухом погладил», – говорит он одному из разорителей. «Ну, тогды спытай. Мы поглядим».

Перед переездом на материк, чтобы отвыкнуть от людей, Е. почти перестал выхо

С органическим единством эпичности и лиризма связано, как представляется, и дальнейшее углубление в творчестве авторов, продолжающих писать о войне, идей социалистического гуманизма, проникновенность их слова о человеке, справедливости, совести, добре, братстве, так открыто и честно заявленных в условиях смертельной опасности, пережитой народом. Главными героями военной прозы семидесятых годов Юрий Бондарев не случайно назвал «Личность, Историю, Борьбу, Время, Нравственность». И каждое слово нап

Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” начинается с описания великосветского общества, собравшегося в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер.

Важно

Это “высшая знать Петербурга, люди самые разные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили…”.     Здесь все фальшиво и напоказ: улыбки, фразы, чувства.

Эти люди рассуждают о родине, патриотизме, политике, в сущности не интересуясь этими понятиями. Их волнует лишь личное благополучие, карьера, спокойствие.     Ключевой фигу

Скажу честно, блестящая комедия в стихах великого русского классика Александра Сергеевича Грибоедова после каждого ее повторного прочтения вызывает, лично у меня, массу эмоций и размышлений.

Безусловно, стоит отметить, что данный литературный шедевр на протяжении нескольких столетий, день ото дня, не прекращает расходиться на многочисленные цитаты.

Что касается комедии, то она написана по реальным событиям, произошедшими, непосредственно, лично с автором. Как известно, вернувшись из-за границы,

Похожие сочинения:{module Слово о полку Игореве:}Actionteaser.ru – тизерная рекламаActionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-na-svobodnuyu-temu/sochineniya-po-proizvedeniyu-slovo-o-polku-igoreve/6531-obraz-yaroslavny-v-slove-o-polku-igoreve.html

Образ Ярославны в поэме «Слово о полку Игореве»

Женская судьба … Испокон веков назначением женщины считалось быть хранительницей. Рожать и воспитывать детей, хранить домашний очаг, работать в поле, угождать мужу, быть опрятным и красивым. Простые женщины выполняли эту миссию с честью. Княгиня Ярославна из высшего общества, но и на ее долю легли нелегкие испытания.

Евфросиния Ярославна — дочь Ярослава Владимировича Галицкого, вторая жена Игоря, который женился на ней 1184. Ярославна влюбленная в своего мужа, и вот это счастье супружеской жизни ей отведено лишь один год, потому что уже в 1185 году Игорь отправился в поход на половцев и попал в плен.

Совет

Как же тяжело молодой женщине отрывать от сердца своего милого и провожать, может, на верную смерть!

Но она осознает, что ее муж — князь, полководец, воин. Женщина должна мужественно вынести это горе, еще и подать пример женщинам дружинников.

С тревогой ожидает она вестей с поля боя, радуется первым победам Игоря. Но вот страшная весть: войско разбито, а ее милый ладо в плену. Ярославна не кроется со своим горем, она выходит на Путивливський вал, в отчаянии обращается к силам природы за помощью.

Вообще, автор «Слова …» в поэме представляет нам природу как самостоятельное действующее лицо.

Она может быть гневной и ласковым, но всегда действующей, подвижной, очеловечено. Обращается к ней Игорь, когда попадает в плен:

О Донец-Рико!

Не мало тебе славы,

Носивший ты князя на волнах,

Стелил ему траву зеленую

На берегах серебряных …

Донец вступает в диалог с Игорем:

Князь Игорь!

Не мало тебе славы,

Кончаком досады лютой,

А Русской земле веселья!

Обращение Ярославны остаются без ответа, но природа все же поможет Игорю бежать из плена.

Автор с огромной любовью, симпатией, восхищением описывает нам эту женщину-страдалицу в небольшом эпизоде.

Какой же надо иметь талант, чтобы на одной странице так детально выписать этот образ, что он считается поэтической красотой величайшим, обвитым особой лиричностью образом в мировой литературе! Художник применяет нежные поэтические выражения: чайка милосердия, кукушка, плачет-тоскует.

Язык ее эмоциональная, пронизана патриотизмом. Она и политически сознательная женщина, потому оплакивает не только Игоря, но и воинов, жену, сочувствует русским женщинам:

Как и чайка милосердия

Стонет она утром рано.

Обратите внимание

Верит Ярославна в чудодейственную силу Каялы-реки, которая может исцелить раны князя:

Омочу бобровый рукав

В Каяле-реке,

Омой князю кровавые раны

На теле его могучем!

В украинской художественной литературе и в фольклоре мы часто встречаем на определение женской судьбы сравнение женщины с тополем, калиной, чайкой, кукушкой. Эти две птички символизируют трагическую судьбу женщины. Автор «Слова …» именно их и использует. Ярославна готова полететь кукушкой, Чайкой в самое пекло, лишь бы спасти Игоря.

Весь монолог Ярославны состоит из риторических обращений и вопросов, в которых она восхваляет всесилие природы, а иногда даже способна на упреки, что та препятствует князю и жене:

О ветер, парус!

Почему, хозяин, силой виеш?

Почему мечешь вражеские стрелы

На крыльях своих легких Против воинов моего милого?

До Днепра-Славутича она обращается как к могучей стихии:

Принеси же ты, хозяин,

Ко мне моего милого,

А не слала бы я слез ему ревностных

На море пораненько!

Как же надо любить своего суженого, чтобы так отчаянно, отчаянно вымаливать ему жизнь не в людей, а у сил природы! Это отчаяние, последняя надежда. И уже вимучившись мольбами, женщина обращается к мощнейшей силы — Солнца:

Почему же, солнце-хозяин,

Простерла горячее свои лучи

На воинов моего милого

В поле безводном,

Жаждой им луки посушило,

Тоской колчаны сомкнули!

И природа словно опомнилась от этих искренних заклинаний, будто вняла душевную красоту этой женщины, природа даже не безразлична к ее тоски:

В полночь море взыграло Мгла идет столбами-вихрями, Игорю-князю бог путь представляет Из земли половецкой На землю Русскую.

Прошло более восьми веков со времени этих событий, но и сегодня хочется пожелать молодым людям, супругами последовать примеру этого супругов в верности, безграничной любви друг к другу. Ведь и Игорь не предал Ярославне, хотя ему предлагали красавиц-половчанок и богатство, чтобы в его лице иметь союзника хану Кончаку.

Образ Ярославны настолько светлый, поэтический, что его часто используют художники в своем творчестве. Недаром именно «Плач Ярославны» перевел Маркиян Шашкевич, а Николая Лысенко ее образ вдохновил на музыкальную композицию «Плач Ярославны».

Важно

Незабываемый образ Половчихы из новеллы «Шаланда в море» (роман «Всадники» Ю. Яновского) несет в себе многие черты Ярославны. Она тоже просит силы природы вернуть ее Мусиечка, попавшего в морскую непогоду. Половчиха тоже стоит на скале, как «маяк неугасимой силы», и просит все ветры и море сжалиться на ее горе.

И здесь тоже природа помогает. Во время Великой Отечественной войны наших женщин называли Ярославна, ибо они отдавали свою жизнь, кровь, здоровья, чтобы их мужчинам-ладам посчастливилось выжить, одолеть лютого врага.

Первую женщину-космонавта Валентину Терешкову тоже нарекли этим именем, даже песни составили о Валентину-Ярославне.

И с полным правом наших женщин можно назвать Ярославна, ибо этот образ стал обобщенным. Женщины, девушки, которым присущи верность в любви, переживание за судьбу родного человека, способность к самопожертвованию, нежность, любовь ко всему живому, магическая сила убеждения словом — все они Ярославны. И дай Бог, чтобы такие женщины не перевелись на нашей земле!

я на нашей земле!

Источник: http://www.1kessay.ru/read/613

Готовые школьные сочинения

Сен 19 2015

Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”

“Слово о полку Игореве” — гениальный памятник древнерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, суровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привлекали и привлекают к этому Данный текст предназначен только для частного использования 2005 произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох.

Неизвестному автору удалось не только рассказать нам о событиях, оказавших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дружин, жен русских воинов.

Образ Ярославны в “Слове” трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой.

Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля.

Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: “Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле”.

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие. Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества?

“Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море”, — просит она у Днепра Славу-тича. Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: “Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?” — спрашивает Ярославна у ветра. “Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно!

Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло”, — обращается Ярославна к солнцу. Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” целен и самодостаточен.

В ее плаче слышна “печаль обильная” и тоска, которая “разлилась по Русской земле” после поражения славных воинов в походе против половцев.

С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.

Совет

Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писателей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Толстого и многих других мастеров слова. Жуковский и Заболоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощущение от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия прекрасного.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/obraz-yaroslavny-v-slove-o-polku-igoreve/

Сочинение: Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы?

Вопрос 3 экзаменационного билета (билет № 21, вопрос 3)

Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы?

Основное содержание «Слова о полку Игореве» связано с изображением суровых военных событий.

Читайте также:  Сочинение любовь в жизни обломова по роману гончарова

В то же время богат­ство содержания этого выдающегося памятника древнерусской литературы таково, что «Слово» дает читателю многосторонние знания о самых разнообразных сторонах жизни русичей.

Нахо­дит свое отражение в поэме и тема рода, семьи. Ярким свиде­тельством внимания автора к этой теме можно считать образ Ярославны.

Ярославна — жена князя Игоря, оставшаяся дома ожидать его возвращения из похода. Ее образ возникает в «Слове» в

самый трагический момент развития событий — когда Игорь оказывается в плену у половцев. Отрывок поэмы, в котором звучит голос жены князя, получил у исследователей памятни­ка наименование «Плач Ярославны». Плач — один из жанров устного народного творчества. Это горестное обращение жен­щины к различным силам природы, заклинающее их помочь любимому и спасти его.

Стоя на стене в Путивле, Ярославна вещим сердцем почуя­ла, какая беда случилась с ее супругом. Она готова «кукушкой перелетной» устремиться к нему, чтобы «омыть раны на его кро­вавом теле». Она поочередно обращается к Ветру, Днепру и Солнцу.

Ветру Ярославна шлет упрек: «Стрелы вражьи ты наве­ял на дружины князя». К Днепру обращается с мольбой: «Вороти ко мне милого, чтоб не лить мне горьких слёз».

Обратите внимание

А красное Сол­нце удостаивается укора за то, что «дружину князя зноем жгучим обожгло… в безводном поле жаждой… стрелкам луки стянуло».

В девятнадцатом веке автор одного из стихотворных пере­ложений «Слова о полку Игореве» поэт Аполлон Майков вы­сказал предположение, что в плаче Ярославны можно предста­вить присутствие самого Игоря: «Обстановка этого плача будет: степь, утро, закуковала кукушка, напомнившая особенно живо Игорю его Ярославну, как видел он ее в последний раз на сте­пе в Путивле… Там она стоит и обращает вопли свои в пустын­ную степь — к ветру, к реке, к солнцу, горюя и тоскуя любящим сердцем, чуя постоянно беду над милым…»

Итак, образ Ярославны воплотил в себе женскую верность, неизбывную заботу о близком человеке, ушедшем сражаться за родную землю. Этим образом открывается необъятная галерея обаятельных русских женщин, созданных последующими века­ми развития русской истории и литературы.

Критик Евгений Осетров писал о развитии образа Ярославны в дальнейшей протяженности российской истории: «Во время татарского ига ее зовут Авдотьей Рязаночкой.

Это она, миновав леса, озера и реки, ходила в «землю басурманскую», вызволяла пленных из неволи; она — Антонида в период Смутного времени, благословившая своего отца Ивана Сусанина на ратный подвиг; она — старостиха Василиса в памятном 1812 году».

Этот перечень можно продолжить образом матери из повести Николая Васи­льевича Гоголя «Тарас Бульба», героинями поэм и стихотворе­ний Николая Алексеевича Некрасова и многими другими обра­зами представительниц русского народа, которых мы встречаем в русской классической литературе.

Если же приблизиться к нашему времени и вспомнить годы Великой Отечественной войны, то и тогда далекие потомки Ярославны поддерживали в трудную годину своих мужей и сыновей. «Просто ты умела ждать, как никто другой», — утверждал, обращаясь к любимой, лирический герой стихотворения Константина Сергеевича Симонова «Жди меня». А героине поэмы Анны Андреевны Ах­матовой «Реквием» выпала тяжелая доля пережить трагедию ожидания родных, попавших в сталинские застенки, когда в бесконечных очередях у тюремного окошка толпились десят­ки тысяч жен, матерей, дочерей и сестер…

Любовь к родине и своим близким, верность, доброта, за­бота — вот те черты характера русской женщины, которые от­ражены в классической русской литературе. А первым таким образом была и остается Ярославна, созданная безымянным автором «Слова о полку Игореве».

На этой странице искали :

  • образ ярославны в слове о полку игореве
  • образ ярославны
  • образ ярославны в слове о полку игореве сочинение
  • сочинение образ ярославны
  • сочинение образ ярославны в слове о полку игореве

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-pochemu-obraz-yaroslavny-iz-slova-o-polku-igoreve-voshel-v-galereyu-klassicheskix-obrazov-russkoj-literatury.html

Ярославна – образ женщины-патриотки в «Слове о полке Игореве» — Сочинение по произведению Свободной темы «Слово о полку Игореве»

Что может быть лучше чем любовь и верность? Ничего. Поэтому и от образа Ярославны из «Слова о полке Игореве» веет внутренней красотой, которая удивляет нас своей целостностью и глубиной. В этой женщине соединилось большое чувство к любимому с большой любовью к родной земле.

И кажется, что Ярославна – вся русская земля, которая плачет за своими сыновьями. Где-то на Дунае, будто «и чайка-жалобница», стонет Ярославна, ожидая своего мужа. А ее муж – это великий князь Игорь, который попал в плен к половцам.

Как тяжело приходится этой несчастной женщине, которая даже не знает, жив ли ее муж! И льются слезы боли, отчаяния, тоскливые слезы большой любви.

Плачет Ярославна, а в ее плаче слышны голоса всех женщин, мужья которых сложили головы на чужбине или оказались в плену. Плач Ярославны в Путивле не просто обращение жены к мужу, это олицетворенная Русь, которая зовет к себе своих защитников.

Важно

И она оплакивает Игоря не только как мужа, но и как защитника Родины, который потерпел поражение в битве с врагами.

Она обращается к трем силам природы.

Ветру Ярославна ставит в укор за то, что веял хиновскими стрелами на воинов ее мужа (во время битвы ветер веял со стороны половцев): «Почему метаешь хиновские стрелы на воинов моего народа?» У Днепра-Славуты она просит лелеять на своих волнах ее мужа.

На солнце Ярославна жалуется за то, что мучило жаждой русских воинов во время битвы в безводной степи. Плачет Ярославна, чтобы умилостивить природу, чтобы услышала она тот стон, который идет по всем русским землям.

Не может эта верная женщина-патриотка терпеть несправедливость, которая идет от захватчиков-половцев. И ее плач, ее бессмертные слова – это и женская тоска, и обвинение сил природы, которые вместо того чтобы помогать русским воинам, старались их погубить.

Автор «Слова» создал бессмертный образ русской женщины с такой поэтической силой, что небольшой по объему «Плач Ярославны» стал шедевром мировой литературы.

В плаче столько поэтических чувств, столько деятельной любви и искренней преданности, столько содержится в обращениях к ветру, Днепру-Славуте, к солнцу живых намеков на реальное положение воинов во время тяжелой битвы и после нее, что не остались равнодушными даже силы природы!

Ярославна — образ идеальной русской женщины, женщины-патриотки, он живет и до сих пор в наших сердцах. Живет, как напоминание о большой любви, о верности, о любви к родной земле.

Ярославна – это символ Русской земли, которая тоскует по своим защитникам, а ее плач – не только поэтическое творение, а и реальный разговор.

Совет

Я верю, что еще долгие-долгие года она будет образцом верности и любви для будущих поколений.

Источник: http://sochbox.com/yaroslavna-obraz-zhenshhiny-patriotki-v-slove-o-polke-igoreve-sochinenie-po-proizvedeniyu-svobodnoj-temy-slovo-o-polku-igoreve/

Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» (Характеристика Ярославны)

Княгиня Ярославна, персонаж величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», является объединенным символическим образом русских женщин (конец XII – начало ХІІІ веков), которые оплакивали своих мужей, сыновей, отцов и братьев, погибших на поле боя либо же попавших во вражеский плен.

Плач Ярославны воплощает в себе величайшую силу любви, жалобы которой сравниваются с криком кукушки (чайки), символизирующей тоскующую женщину.

Монолог княгини также очень насыщен разными мифологическими образами, поэтому можно говорить о том, что мышление Ярославны языческое, без какого-либо христианского мироощущения и христианских верований.

Так, царство мертвых, в которое попадают все погибшие воины, размещается княгиней на западе.

Такое представление соответствует миропониманию русичей, существовавшему до принятия христианства. А перевоплощение души женщины в птицу является характерным для мифологического сознания славян-язычников.

Ярославна оплакивает не только своего мужа, князя Игоря, но и всех погибших русских воинов. В ее образе нашли отражениелучшие черты женщин Древней Руси – любовь, нежность, сострадание. В монологе Ярославны выражены идеи мира и дома, при этом подчеркнуто созидательное, нравственное, народное начало. Плач княгини и других женщин соотносится с описанием печали Русской земли.

Светлый и поэтический образ княгини Ярославны, который является одним из наипопулярнейших образов русской женщины в искусстве и литературе, – это постоянный объект внимания разных творцов нового времени.

Обратите внимание

В частности, писатели и поэты XIX-XX веков проявляли к Ярославне намного больший интерес, чем к центральному герою «Слова о полку Игореве» князю Игорю.

Княгиня часто выступает героиней множества литературных, художественных и музыкальных произведений, а ее монолог стал постоянным источником для реминисценций разного плана.

Княгиня Ярославна является образом идеальной русской женщины, патриота, который и сейчас живет среди нас как напоминание глубокой любви и верности, а также любви к своей Родине. Этот персонаж символизирует Русскую землю, скорбящую по своим защитникам, а плач Ярославны – это не только поэтическое творение, но и настоящий заговор на жизнь и здоровье, любовь и удачу.

Хочется верить, что еще много лет княгиня Ярославна будет образцом любви и верности для грядущих поколений.

(27 votes, average: 3.89

Источник: https://school-essay.ru/obraz-yaroslavny-v-slove-o-polku-igoreve.html

Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве». Сочинение по литературе

«Слово о полку Игореве» – яркое произведение – свидетельство средневековья. Чтобы его понять, надо проникнуться сознанием, или как сейчас говорят, менталитетом человека этой жестокой, суровой эпохи.

Средневековый рыцарь–богатырь был рождён для битвы, для войны. Смерть в сражении есть честь и достоинство, победа – вершина жизни. А сама по себе жизнь ничего не значила.

Женщина средневековья – только дама сердца – продолжение воина, хранительница его славы, чести. Сама по себе женщина мало что значила.

Именно в этом качестве предстаёт перед нами Ярославна – жена князя Игоря. Она символизирует объединённый образ всех русских женщин конца двенадцатого – начала тринадцатого веков. Их удел – страдание, оплакивание своих мужей, сыновей, отцов и братьев, погибших на поле боя или попавших во вражеский плен. Поэтому княгиня возникает в поэме, как женщина, оплакивающая своего мужа.

Своей любовью она пытается помочь князю спастись из плена. Её плач выражает её готовность пожертвовать всем, ради спасения дорогого человека. Она привлекает силы природы (что характерно для славянской веры), обращается к Солнцу, ветру, Днепру с мольбой о помощи. И автор приветствует её устремление, он сравнивает Ярославну с птицей, летящей вдоль реки, спасительницей своего мужа.

Ярославна оплакивает не только своего мужа, князя Игоря, но и всех погибших русских воинов. Печаль, неизбывное горе нашли отражение в её монологе.

Но она не одна – сотни русских женщин Древней Руси оплакивали своих родных, и в их плаче – любовь, нежность, сострадание. Но мы слышим голос Ярославны.

В её душе мечты о мире и домашнем очаге, хранительницей которого является женщина. Она – воплощение созидательного, нравственного, народного начала.

Важно

Плач княгини символизирует печаль Русской земли. Светлый и поэтический образ княгини Ярославны является одним из популярнейших образов русской женщины в искусстве и литературе. К её образу обращаются многие творцы современности.

Мы можем увидеть её портреты, созданные художниками, сценическое воплощение, музыкальные варианты.

Княгиня часто выступает героиней множества литературных, художественных и музыкальных произведений, а её монолог стал постоянным источником для реминисценций разного плана.

Читайте также:  Сочинение на тему мой любимый цветок (роза, ландыш, ромашка, тюльпан) 5 класс

Особенно ценным представляется следствие плача Ярославны. Кажется, что именно она спасает своего мужа, ведь все силы природы объединяются, чтобы спасти князя: помогает шумом ветер, прячет в своих волнах Днепр. Возвращается князь, словно солнце освещает Русскую землю.

Ярославна символизирует Русскую землю, скорбящую по своим защитникам, а её плач не только поэтическое творение, но и настоящий заговор на жизнь и здоровье, любовь и удачу.

Хочется верить, что ещё много лет княгиня Ярославна будет образцом любви и верности для грядущих поколений.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/old-rus-literature/image-of-yaroslavna-in-lay

Образ ярославны как символ женской верности

9 класс

Сочинения по русской литературе

Образ ярославны как символ женской верности

Единственный женский образ в «Слове о полку Игореве» — образ Ярославны, жены Игоря. Он всегда привлекал читателей, вдохновлял художников, композиторов, поэтов.

На фоне мужественных воинов, на фоне грозных битв и кровопролития образ этой нежной, красивой женщины является неповторимым. Ярославна'— персонаж исторический.

Она была дочкой галицкого князя Ярослава Осмомысла. Настоящее имя княгини — Ефросинья.

Совет

Князь Игорь Святославич — честный и открытый, он любит свою родину, способен отдать за нее собственную жизнь.

Но за сильными плечами мужественного этого воина стоит нежная и любящая жена, которая героически ждет возвращения любимого мужа. Игорь в неволе создает планы будущего побега.

А в это время его милая Ярославна готова полететь на край света к милому мужу, чтоб залечить кровавые раны на его сильном теле.

Автору чужд религиозно-аскетический взгляд на женщину; по его мнению, женщина не «сосуд дьявола», не источник всех бед и несчастий мужчины, а верная и преданная помощница, горячо любящая своего «ладу» и силой своей любви помогающая ему вернуться из плена.

Рано утром, когда не спит только охрана, выходит Ярославна на городской вал и, плача, укоряет ветер-ветровей за то, что он мечет стрелы половецкие на воинов-русичей.

Возникает вопрос: почему плачет Ярославна в Путивле, ведь Игорь был князем в Новгороде-Северском? Исследователи говорят, что Путивль был укрепленным городом и естественно, когда половцы пошли на Русь, Ярославна перебралась в более безопасное место. Не совсем ясно, почему плачет Ярославна на «забрале».

Города-крепости ограждались стеной, на верху которой делался помост, защищенный с внешней стороны забралом — бруствером. На этом помосте стоял народ, провожая своих воинов в поход; когда враг окружал город, отсюда на него сыпался град стрел. Возможно, существовал некий обычай, когда на городской стене оплакивали погибших в далеком бою.

Так же на берегу Днепра оплакивала мать своего сына Ростислава. «Готские красные девы» поют на берегу моря, плещет «лебедиными крылы на синем море у Дону» Дева Обида, «девици поютъ на Дунай».

Не было ли обычаем петь и плакать именно на берегу? Не потому ли «Слово о полку Игореве» подчеркивает, что поражение войск Игоря произошло «на брезе быстрой Каялы», то есть в месте скорби?

Обратите внимание

Трижды обращается скорбящая жена к силам природы, стремясь облегчить страдания мужа. Обращается к буйному ветру, который принял сторону врага и шлет на русичей тучи половецких стрел. Обращается она и к Днепру-Славуте, просит его сквозь слезы: «Възлелей господине мою ладу къ мне, а быхъ неслала къ нему слезъ на море рано».

Рыдая в отчаянии, Ярославна обращает свой скорбный плач-заклинание к третьей стихии — солнцу пресветлому, чтобы оно в поле безводном горячими лучами своими не мучило жаждой воинов.

Все три строфы плача Ярославны начинаются одинаковым зачином-запевом, что роднит данное произведение с народной песней: «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале аркучи».

Автор «Слова о полку Игореве» очень точно передает образы природы. Так, например, он сравнивает Ярославну с птицей «зегзицей». Принято считать, что зегзица — это кукушка. Однако издавна эмблемой печали у славян была не кукушка, а чайка. М.

Шарлеман писал: «Следует напомнить, что на Десне между Коропом и Новгородом-Северским крестьяне называют иногда «гигичкой», «зигичкой», «зигзичкой» чайку, по-русски «пигалицу» или «чибиса».

Ярославна в своем отчаянии больше похожа на чайку, которая с таким же отчаянным криком летает над водой.

Обратим внимание: в порыве тоски и печали Ярославна просит силы природы ослабить муки не только ее мужа, она переживает о судьбах всех воинов-русичей: «Светлое и тресветлое слънце! Всемъ тепло и красно еси: чему господине простре горячюю свою лучю на ладе вой? Въ поле безводне жаждею имъ лучи съпряже, тугою имъ тули затче».

Ярославна не только верная жена, но и сознательная пламенная патриотка своего государства, которая выступает от имени всех жен русских.

Важно

Заметим, что автор «Слова о полку Игореве» упоминает плачи несколько раз: плач Ярославны, плач жен русских воинов, падших в походе Игоря, плач матери Ростислава.

Плачи же имеет в виду автор и тогда, когда говорит о стонах Киева, Чернигова и всей Русской земли после похода Игоря.

Многократно он отвлекается от повествования, прибегая к лирическим восклицаниям, столь характерным для плачей: «О, Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!»; «То было въ ты рати и въ ты плъкы, а сицей рати не слышано!» Лирический плач Ярославны, ее обращение к силам природы словно вторит «золотому слову» Святослава, его обращению ко всем русским князьям.

Плач Ярославны — это как бы продолжение обращения Святослава и автора «Слова о полку Игореве» ко всем русским князьям. Однако Ярославна отчетливее, чем Святослав, в свое обращение вплетает личные чувства. Обретя новые силы, Игорь бежит из плена на Русскую землю.

Могущественные природные стихии — и далекий Днепр, и господин-ветер, и теплое ласковое солнце — пробивают каменные нагромождения, покоряются скорбному слову княгини-заступницы: «Прысну море полунощи; идутъ сморци мъглами; Игореви Князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу». Так произошло чудо, сотворенное женщиной, которая тужила безмерно в ожидании мужа-князя.

Образ Ярославны — величественный гимн моральной красоте женщины. Ее сила и человечность, благородство ее чувств, верность в любви возвеличивают ее в наших глазах. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/322.html

Сочинение: Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» | Литерагуру

(332 слова)

Традиционно считается, что ценность сохранившихся и дошедших до нас словесных памятников древнерусской литературы заключается в историческом описании и многогранном рассмотрении мужских судеб. При этом несправедливо забывается значимость женской темы.

Однако тенденция создания женских образов прослеживается, например, в «Слове о полку Игореве», в котором образ Ярославны, жены пленённого князя Игоря, наполнен огромной чувственной энергией.

Неутихающий плач, прямо обращённый к разыгравшимся природным стихиям, во многом похож на таинственную языческую молитву.

Совет

После скорбного известия об окончательном разгроме Игорева войска в иссушённой знойными солнечными лучами половецкой степи обезумевшая от горя молодая княжна поднимается на крепостную стену в Путивле. Лишь там, оставшись в уединении, она позволяет сковавшей её душу печали вырваться наружу, и предаётся горестному стенанию.

Ярославна понимает, насколько различно их с Игорем положение, как далеки они друг от друга. Она продолжает находиться на непокорённой родной земле, а её возлюбленный – на чужой, неприветливой, вражеской. Неспроста в текст ложится напоминающим рефреном фраза: «О русская земля! / Ты уже за холмом».

В попытке добыть признание князь во время боевого похода всё дальше отдаляется от русской земли и, в конце концов, утрачивает нерушимую связь с природой. Преданная жена, зная, что ей бессмысленно обращаться к половецкой земле, пытается отмолить его у оставшихся трёх стихий.

У порывистого ветра, у тёмных вод Днепра, у палящего солнца.

Казалось бы, женщина, внезапно сражённая трагическим поражением супруга, должна быть беспомощно растерянной, но нежный и вместе с тем волевой образ княжны Ярославны раскрывается другой стороны. Он становится поистине каноничным представлением о бесконечно верной и безгранично любящей спутнице, сила веры и чувств которой направляет в помощь Игорю своенравные мировые стихии.

Всё ещё гневающееся на безрассудного князя за пренебрежение знамением, солнце всё же заходит за горизонт, погружая степи в полумрак.

Ветер, напоследок шумно всколыхнувший всё вокруг, помогает израненному Игорю, а затем постепенно утихает и устремляется дальше, оставляя вырвавшихся на свободу беглецов в покое.

Воды Днепра тихо отступают, больше не препятствуя, а, наоборот, помогая им вернуться под защиту родных земель.

Образ Ярославны собирательный – это олицетворение всех женщин и самой Древней Руси, вместе изнывающих от кровавых потерь дорогих и горячо любимых людей.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-obraz-yaroslavny-v-slove-o-polku-igoreve/

Образ и характеристика Ярославны в “Слове о полку Игореве”: описание в цитатах для сочинения

Плач Ярославны.
Художник В. Перов

Княжна Ярославна является одним из центральных персонажей знаменитого произведения “Слово о полку Игореве”.

В этой статье представлен образ и характеристика Ярославны в “Слове о полку Игореве”: описание героини в цитатах, материалы для сочинения.

В статье используются цитаты из текста “Слова о полку Игореве” в переводе Н. А. Заболоцкого.

Смотрите: Все материалы по “Слову о полку Игореве” Ярославна – это один из самых поэтичных персонажей “Слова о полку Игореве”. В лице Ярославны автор воплотил идеал русской женщины XII века.

Что нам известно о биографии Ярославны? Ярославна — это жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла).

По мнению исследователей, Игорь женился на Ярославне в 1169 году, будучи 18-летним юношей: 

Обратите внимание

В “Слове о полку Игореве” автор изображает Ярославну молодой женщиной. К сожалению, точный возраст героини неизвестен. Можно предположить, что ей :

Автор “Слова” называет Ярославну по отчеству. Ярославна — это женское отчество от имени Ярослав. В те времена княгинь нередко звали по отчеству. Но само имя Ярославны остается неизвестным сих пор. 

Существует версия, что Ярославну звали Ефросиньей. Однако прямых доказательств этому нет. В научной энциклопедии “Слова о полку Игореве” об этом пишут следующее:
С образом Ярославны связан самый трогательный момент в “Слове о полку Игореве” – плач Ярославны.

В этом эпизоде выражается вся тоска и печаль Ярославны, ожидающей мужа с войны:
В своем плаче Ярославна обращается к силам природы – к ветру, к Днепру. Она просит природу пожалеть Игоря и его войско и вернуть их домой:

Главными чертами в образе Ярославны являются скромность, заботливость и верность.

Об этом также пишет знаменитый культуролог Д. С. Лихачев:

Княжна Ярославна принадлежит к “высшему сословию” – сословию феодалов. Но ей знакомы заботы и печали любой женщины того времени. Ярославна ждет своего мужа с войны, тоскует и плачет в ожидании. И эти переживания знакомы всем женщинами того времени: 

Впервые “Слово о полку Игореве ” было издано в 1800 году. И с тех пор образ Ярославны вдохновляет поэтов, художников и музыкантов. Например, многие поэты XIX века посвятили свои стихи и поэмы образу Ярославны. 

Образ Ярославны также представлен в работах таких знаменитых художников, как И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, И. С. Глазунов и др.

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/03/jaroslavna-slovo-o-polku-igoreve.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector