Основные темы и мотивы лирики м. ю. лермонтова 9 класс сочинение

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова 9 класс сочинение

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Отношение поэта к России было противоречивым. В своем произведении «Родина» автор пишет о «странной» любви к Отечеству.

Поэт не любит государственных чиновников, потому что они не заботятся о простых людях, но он восторгается традициями и культурой Отчизны, Лермонтову нравится пляска “с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”.

В «Бородино» Лермонтов гордится своей страной и историей России.

Обратите внимание

Любовная лирика поэта видна в первых стихотворениях, причем любовь переплетена с печалью и одиночеством. Лермонтов не находит счастья в любви: «счастья без обмана нет», «вечно любить невозможно».

В произведениях мы находим безнадежность героя, отчаяние, светлые чувства к нему не приходят, и он разочаровывается в любви: «не стоит труда», «все там ничтожно».

Поэт не верит в идеальную любовь и понимает, что в жизни может влюбиться только раз, потому что мимолетные увлечения быстро проходят, оставляя в душе пустоту.

Пейзажные зарисовки родной страны являются неотделимой частью лирических произведений поэта. В этих стихотворениях картины природы просты, точны, красочны: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студеный ключ», «белеющие березы».

Очень точно Лермонтов употребляет прием одушевления, он первый, кто стал привлекать сравнения из природы применительно к человеку: «Он был похож на вечер ясный…». Также автор рассказывает нам, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревога», «весело жить».

Часто лирический герой Лермонтова одинок, и именно природа помогает автору раскрыть душу этого героя. И природа помогает подчеркнуть это одиночество.

Тема одиночества проходит почти через всю лирику Лермонтова. Наиболее полно раскрыта эта тема в стихотворении «Узник». Поэт сам ощущает себя узником времени, ведь современники его не понимают. В «Пророке» лирический герой не нужен людям, они не желают его слушать, поэтому он вынужден удалиться в пустыню, там пророк обретет покой.

Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Творил поэт как раз в то время, когда господствовал романтизм. Лермонтову удалось выявить на первый план лирическое «я», что неоднократно предстает центром мира всего. И тем, которыми руководствовался Михаил Юрьевич, было много. Основная – это тема, посвященная одиночеству.

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться.

Важно

Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души.

И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

На смену первой теме приходит другая: тема воли, а также тема неволи. Для Михаила Юрьевича свобода – это самая главная ценность.

И лирический герой то и делает, что отстаивает собственное право на то, чтобы являться свободным и независимым от всего мирского. Это, прежде всего, замечается в поэме «Мцыри».

Связь проявляется и в стихотворении «Узник», что тоже полон мечтаниями о свободе, о том, чтобы вырваться из клетки.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

Особое внимание в творчестве Лермонтова уделяется толпе, которую он старается ярко выразить, так как её влияние либо возвышает человека, либо принижает настолько, что дальше продолжать собственный путь гораздо тяжелее.

Общество Михаил Юрьевич сурово критикует, вырисовывает образы таких людей праздным, ветреным, довольно мелочным, легкомысленным. Их главный недостаток в том, как считает поэт, что отсутствует духовность. Толпа достаточно безынициативна, тщеславна.

Ей чужды переживания простого творца, поэтому персонаж Лермонтова и отходит все дальше и дальше от них, дабы не соприкасаться и не взаимодействовать с таким обществом «душевных калек».

Совет

Безусловно, Михаил Юрьевич не обошел такую тему, как тема Родины! В своих стихотворениях писатель показывает, насколько понятие «родина» далеко и не похоже на понятие «государство».

Это две совершенно отличные друг от друга ветви. Одна, как утверждает поэт, воодушевляет, делает благороднее, возвышенным тебя человеком.

Другая излучает лишь ханжество, легкомыслие, безучастность в судьбах людей.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

Для 9 класса

← Тема одиночества в лирике Лермонтова↑ ЛермонтовОсобенности композиции романа Герой нашего времени Лермонтова → Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича →

  • История создания комедии Горе от ума ГрибоедоваКомедийная пьеса «Горе от ума» стала настоящим выдающимся достижением Александра Сергеевича Грибоедова, самобытной классикой русской литературы первой половины XIX века
  • Анализ рассказа Шукшина Сапожки 11 классКаждое произведение В. М. Шукшина – это бесценная шкатулка человеческих чувств, которые проявляются разными героями в разной степени. Небольшой по объему рассказ «Сапожки» имеет незатейливый сюжет.
  • Сочинение про сказку Золотая рыбка Пушкина 2, 5 класс«Золотая рыбка» – милая сказка. Мне так нравится рыбка! Она волшебная. Она маленькая, симпатичная. Её так красиво рисуют… Я представляю, что она вся сияет. И думаю, что голос у неё приятный. И ещё она такая добрая.
  • Сочинение на тему Зимний день 4, 5, 6, 7, 8 классБелые просторы, вокруг, припорошенные дома белым кружевом и обжигающий холод свежего воздуха – это зима, друг, настоящий зимний день. Солнце ослепительно яркое
  • Характеристика и образ Тонкого в рассказе Чехова Толстый и тонкийЗнакомство с образом одного из главных героев рассказа А. П. Чехова “Толстый и тонкий” – с Порфирием – происходит на платформе Николаевского вокзала. Там он случайно встретил своего давнего школьного приятеля Мишу.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/osnovnye-temy-i-motivy-liriki-m-yu-lermontova-9-klass

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике.

В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными.

В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него.

Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению.

Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика.

Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример.

Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

Обратите внимание

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя.

В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства.

К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное.

Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы.

С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления.

Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое.

Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели.

В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ.

Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей.

Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады.

Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Источник: http://sochinyshka.ru/lirika-lermontova-osnovnye-temy-i-motivy.html

Сочинение “Основные мотивы лирики Лермонтова”

М. Ю. Лермонтов – великий русский поэт. Все, о чем болела его душа – его размышления о своем поколении, о времени, о настоящем и будущем – Лермонтов отразил в своих бессмертных произведениях.

Талант этого поэта расцвел в то время, когда дворянская революция была разгромлена, а новые поколения борцов еще только формировались.

Передовые люди его эпохи понимали, что для возрождения родины к новой жизни нужны другие люди, со свежими силами и могучей волей, направленной на благородные цели. Но большая часть современного поэту общества была лишена этих качеств.

Я думаю, именно поэтому мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в творчестве Лермонтова немалое место.

Поэт безжалостно бичевал недостатки своих современников, бесцельно проживающих жизнь и не способных к подвигам во имя родины.

Об этом онпишет в своем стихотворении “Дума”, говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”.

И возможно, поэтому в лирике Лермонтова рождается идеал человека одаренного, с сильными чувствами, преисполненного жажды жизни, стремящегося к переменам и сердцем, и душой.

Читайте также:  Образ и характеристика дикого в пьесе гроза островского сочинение

Но поэт понимает, что личность, способную на бунт и перемены, ждет непонимание со стороны окружающих, ждут трудности и одиночество. Всю свою боль он выразил в стихотворении “Смерть поэта”. Это произведение написано с огромным душевным протестом и гневом.

Важно

Лермонтов бичует “завистливый и душный свет”, “палачей свободы”, “жадною толпой” стоящих у трона. Он противопоставляет им “восставшего против “мнений света” Пушкина, смерть которого взывает к отмщению.

Это стихотворения возвестило России о появлении нового поэта, поэта-бунтаря.

В творчестве М. Ю. Лермонтова отчетливо звучит разлад между личностью и обществом. В ранний период тема одиночества раскрывается в его произведениях традиционным противопоставлением героя бездушной толпе.

В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” поэт высмеивает завсегдатаев светского общества.

Но в стихотворении “Стансы” появляется новое осознание одиночества, не навязанного миром, а избранного добровольно как единственно возможное состояние души:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг

Прочел потерянным досугом…

На светлый запад удалюсь,

Вид моря грусть мою рассеет.

Ни с кем в отчизне не прощусь-

Никто о мне не пожалеет!…

Стихотворение Лермонтова “Парус” стало символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!…

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Лермонтов неоднократно обращался к лирическим раздумьям о своем отношении к отчизне.

Тема родины обрисовывается в его лирике с двух сторон: неприятием самодержавно – крепостнической России (“Жалобы турка”) и прославлением ее героического прошлого (“Бородино”).

Но ни в одном своем произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении “Родина”: “Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой”.

Совет

Поэзия природы – не просто часть творчества Лермонтова, а душа его и сердце. Природа выступает не только как храм, но и как близкий, сердечный друг поэта.

Иногда он выражает свои заветные мысли и чувства, непосредственно наблюдая природу (“Когда волнуется желтеющая нива”), а иногда сравнивает свою внутреннюю жизнь с явлениями природы (“Парус”).

Мне кажется, что Лермонтов тяготеет к первобытной, изначальной чистоте ощущений, к непосредственной близости к природе: “Блажен, кто вырос в сумраке лесов. Меж дикими воспитан табунами…”

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема назначения поэта и поэзии. Одни из лучших его произведений на эту тему – стихотворения “Поэт” и “Пророк”.

В “Поэте” автор сопоставляет поэта с кинжалом, утверждая этим представление о поэзии как о грозном боевом оружии.

Лермонтов считал, что назначение поэзии – в служении людям, в пробуждении добрых, благородных чувств, геройского духа. Она должна воспламенять людей к подвигам и борьбе.

В творчестве Лермонтова мы находим правдивое отражение того, что происходило с русским обществом 30-х годов 19 века. Поэт переживал все настроения своей эпохи гораздо более болезненно, чем его современники.

Но, мне кажется, грустный тон стихов Лермонтова никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не покорялся судьбе.

Обратите внимание

Мятежный дух его поэзии, ее лиризм, глубина мысли, удивительная музыкальность и совершенство стихов ставят Лермонтова в ряд величайших поэтов мира.

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-osnovnye-motivy-liriki-lermontova/

Сочинение Любовная лирика Лермонтова 9 класс

Теме любви в творчестве любого автора, как правило, уделяется достаточно времени и внимания. Молодой Лермонтов посвятил свыше двадцати стихотворений своим прекрасным подругам. Он подробно описывает свои взаимоотношения с ними – вероломство и измена, скорбь и охлаждение к одной из них. Его юношеская любовь к одной из подруг была неразделённой. Он окружает себя ореолом мученика.

Лермонтов был чувствительным человеком. И он предостерегает тех, кто готов броситься в любовь, как в пьянящий омут, с головой. Поэт по натуре был идеалистом, часто разочаровывался в жизни.

Он сомневался, подключал логику и холодный рассудок. И делал выводы, что любовь в этом мире невозможна, одиночество неизбежно.

Страдания и разочарования от первой несчастной любви проходят красной нитью через всё творчество поэта.

У поэта тема любви с «горчинкой» как предчувствие трагической развязки. Все его лирические герои несчастны в любви. Он переносит свои взаимоотношения с дамами на бумагу, как – будто ему не с кем поделиться, никто его не понимает.

В тему лирики как – бы вплетается гражданская тема. Человек не может жить как в вакууме, в отрыве от общества. Он должен жить в рамках принятых условностей. Обманутый своими надеждами, он полностью уходит в мир поэзии, мечтаний и грёз.

Его гнетёт собственное одиночество.

Более зрелый поэт уже не видит любовь в «розовом « цвете. Он выражает свои чувства в любовных новеллах. И опять его герой вынужден жить в рамках принятых общественных условностей, которые препятствуют его любви.

Мысли о любви перекликаются с философскими мыслями о себе и своём месте в жизни, о значении смерти. С одной стороны, осознание того, что любовь не вечна, а с другой стороны – готовность окунуться в неё без остатка.

Важно

Любовная лирика Лермонтова не успокаивает, а наоборот, тревожит, подталкивает к раздумью и не оставляет места для иллюзий. В ней нашли отражение его искания, душевные переживания. По натуре Лермонтов – романтик. Он верит в существование другого мира, где человек может жить так, как он хочет, любить и быть счастливым.

Любовь – это прикосновение к вечности. А любовь простая, человеческая – просто обуза, почти всегда неразделённая или утраченная. Противоречие между действительностью и мечтой убивает любовь, разрушает её. Тема любви в творчестве поэта прочно связана с ощущением постоянной боли в его душе от неразделенной, безответной любви.

9 класс

Любовная лирика Лермонтова

  • Сочинение на тему Самый лучший день летаЛето всегда было моим любимым временем года, наполненным не только теплом воздуха, но и теплотой улыбок, яркими цветами девичьих платьев, загорелыми телами и немного выцвевшими от яркого солнечного света волосами.
  • Символика пьесы Гроза Островского сочинениеВ этом знаменитом произведении автор применял образы – символы, которые заметно обогатили его. Символы пронизывают все произведение. Начать же рассмотрение символики все драмы следует с названия. Что означает слово «Гроза», и какой несет в себе символ.
  • Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза сочинениеМолодая девушка Катерина становиться самой главной героиней всей пьесы. Именно её автор выделяет с самого начала, обратив внимание читателей на эту молодую, красивую девушку. Он делает всё возможное, чтобы каждый читатель, который будет проводить
  • Сочинение на тему Земля рассуждение 15.3 9 классДалеко в небе вращаются вокруг Солнца большие и маленькие планеты. Одна из них, которая сформировалась из газовых и пылевых облаков, наша Земля. Когда она остыла и покрылась твердой каменной коркой, на ней стала появляться жизнь.
  • Сочинения на тему Праздники
  • Сочинение Роль книги в жизни человека ЕГЭ 15.3 9 классВ народе веками слагались пословицы и поговорки о пользе чтения и о том, какую важную роль книги играют в жизни каждого отдельного человека. Эта роль действительно чрезвычайно велика.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/lyubovnaya-lirika-lermontova-9-klass

Сочинение на тему основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия.

Писателей и поэтов давила атмосфера застывшей жизни, остановившегося времени. Авторы как будто задыхались в вакууме несвободы. В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным чувство ненужности обществу и стране. Жизнь проходила напрасно.

Эти настроения и определили тематику лирики великого поэта.

В поэтических произведениях юного Лермонтова ярко выражен мотив отрицания. Он отрицает высший свет, презирает толпу, укоряет Бога, создавшего такой несправедливый мир, не верит, что в России возникнет свободное общество.

Лермонтов смело выступал как борец-одиночка. Он жестко и язвительно обвинял царя и вельмож в насилии и деспотизме.

На первый план в его поэзии выдвинуты, по словам Белинского, «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности».

Основная направленность лирики Лермонтова – это бунтарство, протест и трагическое восприятие действительности. Личность мыслящего человека оказалась в конфликте с обществом, в кризисе веры в будущее. Ранняя лирика поэта имеет романтическую направленность, в ней ощущается влияние поэзии Байрона.

Совет

У Лермонтова такие же мятежные и гордые лирические герои. Они хотят подвигов, свершений, а обстоятельства обрекают их на бездействие.

Эти мотивы звучат в стихотворениях «Я рожден, чтоб целый мир был зритель / Торжества иль гибели моей…», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…», «За дело общее, быть может, я паду…» и других.

Молодому дворянину того времени предлагалось жить великосветской жизнью, ездить на балы, собрания, проводить время с друзьями. Лермонтова не устраивает такая пустая жизнь. В его лирике отражено тотальное отрицание «толпы», «светской черни»:

Поэт прекрасно знаком с лживой моралью знати, с ее лицемерными нормами жизни:

Мотив духовного одиночества – один из ведущих в лирике Лермонтова. Он уверен в избранности поэта, на которого небеса возложили великую миссию сказать людям правду. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» он пишет:

Часто лирический герой пытается вознестись душой в небеса и там попытаться найти ответы на мучающие его вопросы, но тщетно. В лирике Лермонтова прослеживается тяга к миру прекрасного, идеального.

Но чаще герой с горечью говорит о разочаровании в любви, дружбе, отрицает ценности земного тягостного существования.

Ему присуща двойственность сознания, когда он хочет понять и полюбить весь мир и в то же время ясно понимает безнадежность своих благих порывов.

В сложной, интересной, интеллектуальной лирике Лермонтова тесно переплетаются гражданские, философские и личные переживания.

Источник: http://resoch.ru/osnovnye-motivy-liriki-lermontova-sochinenie/

Сочинение на тему «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова»

Перед вами отличное сочинение по лирике Лермонтова. В данном сочинении автор останавливается на анализу следующих стихотворений:

  • Дума
  • Смерть поэта
  • Как часто пестрою толпою окружен…
  • Безумец я! Вы правы!…
  • И скучно, и грустно
  • Поэт
  • Я к вам пишу: случайно, право…
  • Бородино

Другие сочинения по лирическим произведениям этого автора можно найти здесь.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Являясь духовным приемником Пушкина, М.Ю. Лермонтов поведал нам в своих произведениях о своем поколении, о времени, о родине и о себе.

Стихи поэта рожденные «из пламя и света» — написаны в годы реакции, проникнуты горечью одиночества, осознанием того, что бесцельное существование стало правилом для большей части общества. Об этом стихотворение «Дума».

Говоря, что будущее «иль пусто, иль темно», Лермонтов уточняет: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». Тяжел вывод поэта, ведь отцы — это декабристы.

Отсутствие идеалов, отказ от всяких стремлений позорны, их дети, которые «в начале поприща… вянут без борьбы», не могут быть полезны Родине. Лермонтов говорит о них — «толпа угрюмая», сожалея, что гибнут лучшие силы современников, не возрожденные в новых поколениях. Осуждая их бездействие, он предрекает им бесславную кончину и презрение потомков.

Обратите внимание

Но Лермонтов видит и трагедию передовой мыслящей личности, он понимает те трудности и лишения, которые ждут борющегося, честного человека.

В стихотворении «Смерть поэта» он обличает строй и общество, страстный протест, негодование, бушующий гнев, обращенный против убийц, хладнокровно травящих «свободный, смелый дар».

Одновременно здесь и безутешная скорбь друзей, не защитивших «сердца вольного», не разглядевших опасность, и страстный приговор «свободы, гения и славы палачам».

Очень близко по теме и настроению другое стихотворение —«Как часто, пестрою толпою окружен…».

Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица —это «приличьем стянутые маски». Чувствует себя одиноким среди них, возвращаясь мыслями к детству, поэт как бы отдыхает душой.

Но ему не миновать пробуждения, тем страшнее, тем яростнее и непримиримее становится он и его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих вокруг.

В постоянном конфликте находится поэт с обществом. Борьба рождает его стихотворения-отповеди («Безумец я! Вы правы!…»), размышления о смысле жизни («И скучно, и грустно»), о месте поэта «Поэт»).

Лермонтов пишет и о войне. В стихотворении «Я к вам пишу: случайно, право…» герой размышляет над бесцельностью, нелепостью жертв на войне, «под небом места много всем». Это раздумья о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение.

Важно

В стихотворении «Бородино» от лица простого солдата, он с любовью описывает обыкновенных солдат, русских людей, объединенных единым желанием — победить! Лермонтов не мог не подчеркнуть решающей роли простого народа в победе над французами. «Бородино» — истинный поэтический памятник русским солдатам.

Читайте также:  Анализ романа достоевского идиот

Лермонтов посвятил много стихотворений теме Родины, продолжая развивать идеи Радищева, Пушкина, мечтал увидеть страну цветущей, народ свободным. Остро воспринимает Лермонтов судьбу Родины. Он бесконечно любит ее и ненавидит одновременно.

Итогом многолетних раздумий стало стихотворение «Родина». Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Восприятие Родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Герои Лермонтова счастлив своей малой Родиной, являющейся частью большой Родины — России!

Поэт рад, вместе со своим героем, показать нам «полное гумно» —знак крестьянского благополучия, предметы быта, «избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно», — из всего этого складывается образ Родины.

Таковы мотивы лирики Лермонтова. Выраженные в стихах, они будили мысль в людях его поколения, воспитывали истинных патриотов Родины.

Надеюсь, вам понравилось сочинение на тему «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-osnovnyie-motivyi-liriki-m-yu-lermontova/

9 класс Урок №29-30. Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

Творчество М.Ю.

Лермонтова выражает идеи и настроения русского общества, пережившего разгром декабристов, и передаёт пафос времени, отличавшегося, по словам Белинского, «безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства». Беспокойная и мятежная, поэзия Лермонтова противостояла духовной неподвижности, попранию человеческого достоинства, социальной трусости.

Творческий путь Лермонтова можно разделить на 2 этапа, рубежом между которыми является 1837 год. Поэзия раннего Лермонтова складывалась под влиянием произведений Пушкина, Шиллера, Байрона и представляет собой своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой.

Лирический герой открыто противостоит враждебному внешнему миру.

Образ «гонимого миром странника» проходит через все произведения поэта и отличается романтическими чертами: он приподнят над действительностью и обнаруживает деятельный, гордый и волевой характер (например, в стихотворениях «Парус», «Нет, я не Байрон», «Желанье»).

Совет

Пафос вольности и протеста в поэзии Лермонтова часто находит выражение в образе узника, рвущегося к свободе:

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня…

В этом стихотворении мотив неволи, сохраняя фольклорные интонации, содержит и приметы психологической конкретности.

Так, например, в третьей строфе стихотворения «Узник» вместо постоянных эпитетов – прозаически точные, богатые сложными оттенками определения: «голые стены», «умирающий огонь» лампады, «звучномерные шаги» «безответного часового».

И всё же лермонтовский герой всегда властвует над событиями и явлениями жизни. Чем сильнее напор внешнего мира, тем бескомпромисснее его ощущение и глубже пропасть между миром и личностью.

В ряде ярких аллегорических образов воплощены мысли поэта об одиночестве. Сосна «стоит одиноко на голой вершине», утёс одиноко «тихонько плачет… в пустыне», дубовый листок, выросший «в отчизне суровой, Один и без цели носится по свету».

В лирике Лермонтова явственно слышится тоска по родной, понимающей душе, по сочувствию в минуту душевной невзгоды. Мысли об одиночестве человека среди людей, поэта среди толпы разрастаются до осознания одиночества человека в мире.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» тема одинокой участи развивается на фоне величественного пейзажа мироздания:

…Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Эта картина покоя и гармонии природы оттеняет порывы беспокойного человеческого духа. Поэту «больно и … трудно» оттого, что нет «свободы и покоя».

Обратите внимание

Взволнованные вопросы обнажают душевные переживания героя, но он любит жизнь с её страданиями и радостями и мечтает о слиянии с гармонической жизнью природы.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», написанное Лермонтовым незадолго до смерти, Белинский отнёс «без всякого сомнения, к эпохе полного развития могучего таланта…»

В большинстве стихотворений Лермонтова о любви она является в трагическом облике. Герой его лирики переживает сильное, страстное, но безответное чувство. В любовной лирике звучат интонации обиды и ревности («Я не унижусь пред тобою»), слышится неутолённая мечта об идеале («Она не гордой красотою»). Стихи Лермонтова о любви отражают личность поэта во всей её живой и конкретной полноте.

Важной чертой лермонтовской лирики является сочетание в ней гражданского, философского и личного содержания. Поэтому в тридцатые годы поэзия Лермонтова стала художественным отражением раздумий русской интеллигенции над смыслом жизни, над местом человека в мире и обществе.

В стихотворении «Дума» поэт даёт психологический и политический портрет своего поколения, осуждая общественную инертность и духовную апатию. Нравственный облик поколения поэт рисует аналитически беспощадно: «к добру и злу постыдно равнодушны», «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

Путь нынешнего поколения – это «ровный путь без цели». Поэт выступает судьёй своего поколения и прежде всего обвиняет его в бездействии.

Но трагедию поколения Лермонтов осмысляет и как личную трагедию, лирическое «я» объединяется с «мы», и эти самообвинения свидетельствуют о высокой ответственности поэта, придают стихотворению особую пронзительность и горечь.

Поэзия Лермонтова – яркое свидетельство гражданской активности и бесстрашного вызова обществу.

В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён…» обличается бездушие и фальшь «большого света» – «пёстрой толпы» маскарада жизни.

Подлинная жизнь – воображаемое прошлое в «родных местах»; противоречие между мечтой и действительностью вызывает вспышку энергии, желание бросить «им в глаза железный стих. Облитый горечью и злостью!»

Важно

Противоречивым и выстраданным создаётся в лирике Лермонтова образ Родины. Боль и гнев слышится в стихотворении «Прощай, немытая Россия», где рисуется отвратительный лик жандармской империи с «господами» и «рабами» и «послушным им народом». Но если здесь слово «прощай» сказано с вызовом, то в стихотворении «Тучи» разлука с родиной печальна, поэт ощущает себя изгнанником.

Глубокий патриотизм, проявившийся в лирике Лермонтова, отличается от великодержавного патриотизма официальной императорской России. В стихотворении «Родина» поэт полемизирует с теми, кто стремится к «славе, купленной кровью».

Лермонтовская Россия – это Россия, великая в своей простоте, в своей естественной поэзии и моральной чистоте, Россия крестьянская, деревенская, солдатская.

В «Бородине» он доверяет солдату – повествователю суд над современным поколением и создаёт монументальный собирательный образ русого народа – героя Отечественной войны 1812 года.

С юности у Лермонтова сложилось твёрдое убеждение в общественном назначении поэзии. Лермонтов-романтик видел в поэте одинокого избранника с гордою душой, с мечтами и страданиями, недоступными толпе. Конфликт поэта и светской толпы, гонителей свободного, смелого дара разрешается трагически.

В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, а выразителя вопросов общества. Поэзия для него несёт высокое предназначение и призвана объединять людей, звучать, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Сближая образы кинжала и поэта, Лермонтов открыл в русской лирике традицию высокого раздумья о нравственном долге, достоинстве художника.

Мысль о трагичности «осмеянного пророка» получила развитие в стихотворении «Пророк».

Совет

В отличие от пушкинского, лермонтовский пророк читает в глазах людей «страницы злобы и порока», он гоним людьми, а общество не способно понять «любви и правды чистые ученья».

Сочетание библейского стиля и простоты интонации и слога, высоты предназначения и бытовых, человеческих потребностей в портрете героя придёт стихотворению злободневный смысл и символическую многозначность.

Таким образом, основными темами творчества Лермонтова можно назвать следующие:

  • тема одиночества
  • тема родины
  • тема любви
  • тема назначения поэта и поэзии

Источник: https://multiurok.ru/files/9-klass-urok-29-30-osnovnyie-motivy-liriki-m-iu-li.html

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

  Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

    М.Ю. Лермонтов – великий русский поэт. Все, о чем болела его душа – его размышления о своем поколении, о времени, о настоящем и будущем – Лермонтов отразил в своих бессмертных произведениях.     Талант этого поэта расцвел в то время, когда дворянская революция была разгромлена, а новые поколения борцов еще только формировались.

Передовые люди его эпохи понимали, что для возрождения родины к новой жизни нужны другие люди, со свежими силами и могучей волей, направленной на благородные цели. Но большая часть современного поэту общества была лишена этих качеств. Я думаю, именно поэтому мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в творчестве Лермонтова немалое место.

    Поэт безжалостно бичевал недостатки своих современников, бесцельно проживающих жизнь и не способных к подвигам во имя родины. Об этом он пишет в своем стихотворении «Дума», говоря, что будущее его поколения «иль пусто, иль темно».

И возможно, поэтому в лирике Лермонтова рождается идеал человека одаренного, с сильными чувствами, преисполненного жажды жизни, стремящегося к переменам и сердцем, и душой.     Но поэт понимает, что личность, способную на бунт и перемены, ждет непонимание со стороны окружающих, ждут трудности и одиночество.

Всю свою боль он выразил в стихотворении «Смерть поэта». Это произведение написано с огромным душевным протестом и гневом. Лермонтов бичует «завистливый и душный свет», «палачей свободы», «жадною толпой» стоящих у трона. Он противопоставляет им «восставшего против «мнений света» Пушкина, смерть которого взывает к отмщению.

Это стихотворения возвестило России о появлении нового поэта, поэта-бунтаря.     В творчестве М.Ю.Лермонтова отчетливо звучит разлад между личностью и обществом. В ранний период тема одиночества раскрывается в его произведениях традиционным противопоставлением героя бездушной толпе.

В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» поэт высмеивает завсегдатаев светского общества.

Обратите внимание

Но в стихотворении «Стансы» появляется новое осознание одиночества, не навязанного миром, а избранного добровольно как единственно возможное состояние души:     Я к одиночеству привык,     Я б не умел ужиться с другом;     Я б с ним препровожденный миг     Прочел потерянным досугом…     На светлый запад удалюсь,     Вид моря грусть мою рассеет.

    Ни с кем в отчизне не прощусь-     Никто о мне не пожалеет!…     Стихотворение Лермонтова «Парус» стало символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира:     Белеет парус одинокий     В тумане моря голубом!…     Что ищет он в стране далекой?     Что кинул он в краю родном?     Лермонтов неоднократно обращался к лирическим раздумьям о своем отношении к отчизне. Тема родины обрисовывается в его лирике с двух сторон: неприятием самодержавно- крепостнической России («Жалобы турка») и прославлением ее героического прошлого («Бородино»). Но ни в одном своем произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении «Родина»: «Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой».     Поэзия природы – не просто часть творчества Лермонтова, а душа его и сердце. Природа выступает не только как храм, но и как близкий, сердечный друг поэта. Иногда он выражает свои заветные мысли и чувства, непосредственно наблюдая природу («Когда волнуется желтеющая нива»), а иногда сравнивает свою внутреннюю жизнь с явлениями природы («Парус»). Мне кажется, что Лермонтов тяготеет к первобытной, изначальной чистоте ощущений, к непосредственной близости к природе: «Блажен, кто вырос в сумраке лесов. Меж дикими воспитан табунами…»     Большое место в лирике Лермонтова занимает тема назначения поэта и поэзии. Одни из лучших его произведений на эту тему — стихотворения «Поэт» и «Пророк». В «Поэте» автор сопоставляет поэта с кинжалом, утверждая этим представление о поэзии как о грозном боевом оружии. Лермонтов считал, что назначение поэзии – в служении людям, в пробуждении добрых, благородных чувств, геройского духа. Она должна воспламенять людей к подвигам и борьбе.

    В творчестве Лермонтова мы находим правдивое отражение того, что происходило с русским обществом 30-х годов 19 века. Поэт переживал все настроения своей эпохи гораздо более болезненно, чем его современники.

Но, мне кажется, грустный тон стихов Лермонтова никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не покорялся судьбе.

Обратите внимание

Мятежный дух его поэзии, ее лиризм, глубина мысли, удивительная музыкальность и совершенство стихов ставят Лермонтова в ряд величайших поэтов мира.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00083601184864246802

Сочинение на тему “Лирика Лермонтова”

    В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он особенно являлся русским и современным поэтом, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.… Да, очевидно Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его лирическая поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. В тоже время Лермонтов не доверяет иллюзии счастья, постоянно думает о расплате за обман чувства и, оскорбленный разочарованием презирает существо, казавшееся прекрасным. Но все эти произведения были полны предчувствием силы и энергии поэта. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить такого столь же великого поэта. Перелистывая томики его сочинений, мы всегда проникаемся героическим духом его поэзии, ее неповторимым лирическим содержанием. Одним казалось, что лирические произведения Лермонтова угрюмы, другим, что они полны живостью и веселостью. Белинский говорил, что лирика Лермонтова перенаполнена глубокими его чувствами и составляет силу множества его вещей. В память о рано угасшей матери он написал своего “Ангела”

    Читайте также:  Образ и характеристика кузнеца вакулы в повести ночь перед рождеством гоголя 5 класс сочинение

    И все, что создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и Родины.

    И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках “Люблю Отчизну я…” или в стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его жизни.

    Важно

    М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т.е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли.

    Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”, Лермонтов уточняет: “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”.

    Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы – декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые “в начале поприща… вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди “толпа угрюмая”. Поэт жалеет, что гибнут лучшие силы современников.

    Он осуждает их бездействие, предрекает их бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении “Смерть поэта”.

    Это стихотворение обличительно, это страстный протест, негодование бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих “свободный, смелый дар”. Здесь и безутешная горечь друзей не сумевших защитить “сердца вольного”, вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”.

    В этом стихотворении перед нами витает во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина. Стихотворение “Смерть поэта” очень близко по теме и по настроению другое – “Как часто пёстрою толпою окружен…”. Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица – это “приличьем стянутые маски”.

    Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и порождает стихотворения – Отповеди.

    (“Безумец я! Вы правы!…”), размышления о смысле жизни (“И скучно, и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения “Я к вам пишу: случайно, право…” размышляет о ненужности, нелепости жертв на земле, где “под небом места много всем!”.

    Эти раздумья образованного честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаром в “Бородино” повествование ведется от лица простого солдата.

    Совет

    С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединение единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому “Бородино” – памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины.

    Во все времена поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, другие – родную природу. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и одновременно ненавидит. В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками, а потом противопоставляет себя им.

    У тучек не родины, а поэтому очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый, не может жить в “стране рабов, стране господ”, быть под постоянным надзором властей.

    И ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол. Итогом многолетних раздумий является стихотворение “Родина”. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связанно у Лермонтова, прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Лирический герой Лермонтова, счалив видеть “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее подобные морям”, “И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. Он рад показать нам “полное гумно” — признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, “избу покрытую соломой”, “с резными ставнями окно”, — складывающиеся в образ родного края. Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль о передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.

    Природа в стихотворениях Лермонтова полна одушевления, огромной таинственной жизни. Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой.

    С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, принадлежащий к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики.

    Блаженство умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной:

    Перекличка вопросов и ответов придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен.

    Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой. Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе.

    В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:

    По корням упругим топор застучал

    И пали без жизни питомцы столетий.

    Это итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека и осуждает его. Так многообразно раскрываются в лирике М. Ю. Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы.

    Обратите внимание

    Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века.

    К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики.

    Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя.

    Лирика Лермонтова наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой – герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика – он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк… Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:

    Одинок я – нет отрады:

    Стены голые кругом

    Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:

    … Одиноко

    Он стоит, задумался глубоко,

    И тихонько плачет он в пустыне.

    Во многих стихотворениях (“Дума”, “И скучно и грустно…”) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова – идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество.

    Лучшее, что есть в человеке, — его чувства – “исчезают при слове рассудка; рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое “я” к “заблудшему” поколению, тем самым, сравнивая лирического героя с “плодом, до времени созрелым”.

    Тема ранней смерти – традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной, прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы:

    К добру и злу постыдно равнодушны

    В начале поприща мы вянем без борьбы.

    Важно

    Мотив борьбы – важнейший мотив всей мировой, романтической литературы – получил у Лермонтова разнообразное развитие. Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть – парус сам начинает искать и “просить” бури, потому что он “не ищет счастья” и “не от счастия бежит”.

    Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску.

    Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой. Тема Веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек богу в несовершенстве мира.

    Демонический и романтический герой поэм “Демон” и “Мцыри” отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут. Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом.

    Именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” таким примиряющим началом становится природа.

    В других стихотворениях Лермонтова романтическим героем – борцом становится Наполеон. Образ вечного бунтаря, познавшего вершину власти и глубочайшее падение, традиционен для русской романтической лирики. В Наполеоне для Лермонтова сочетались все черты романтического героя: бунтарство, бегство, изгнание, борьба со всеми – и одиночество героя, как личности.

    В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом романтического героя.

    Не исключение здесь и Лермонтов, однако, разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное. Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника.

    Совет

    Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны, он более уважительно изображает саму толпу. С другой – он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с “толпой”, он нужен толпе – и толпа нужна ему.

    Презрение к толпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта. Лермонтовский поэт – совершенно особый тип лирического героя. В конфликте поэта с миром автор пытается сохранить объективность, не встает однозначно на сторону поэта.

    В конце творчества появляется “осмеянный пророк”, где образ поэта, не выполнившего своего назначения, полностью лишается авторских симпатий.

    В целом же, как уже говорилось, к концу творчества все чаще и чаще в лермонтовской лирике начинает появляться совершенно новый тип героя, только на первый взгляд отличающийся от типично лермонтовского.

    Новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “Валерик”, “Родина”, “Завещание”, “Соседка”, “Выхожу один я на дорогу…”, глубокими корнями связан с лермонтовским лирическим героем.

    Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в “Бородино” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя!”)

    Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, все их изменение подчинено внутреннему, глубокому единству этого героя.

      Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-lirika-lermontova

      Ссылка на основную публикацию