Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века сочинение

Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века сочинение

Русская классическая литература всегда отличалась глубоким психологизмом. Писатели и поэты «золотого века» всегда стремились понять душу человека, разобраться в человеческой натуре, понять причины совершаемых людьми поступков и т.д. А.С.Пушкин, Н.В.

Гоголь, Л.Н.Толстой, М.Ю.

Лермонтов умели так точно и ясно передавать истинные мотивы героев, их тайные желания, черты характера, что не возникало никаких сомнений в реальном существовании данных персонажей и в том, что происходило на страницах литературных произведений.

Особое внимание в литературе 19 века уделяется внутреннему миру «маленького человека». В рассказах, повестях и романах проводится глубокий анализ жизни таких людей, их мыслей, чувств и проблем. Одним из таких авторов является Ф.М.Достоевский. Писатель посвятил множество своих произведений проблеме «маленького человека».

Обратите внимание

Например, очень ярко данная особенность проявляется в повести «Белые ночи». Главный герой – влюбленный молодой человек, относящийся к разряду «мечтателей».

Он влюблен в девушку Настеньку, и в рассказах о себе говорит, что в мыслях он живет яркой насыщенной жизнью, хотя на самом деле тяготится службой и пытается уйти от жизненных проблем.

Макар сентиментальный, чувствительный человек, который придерживается патриархальных и нравственных принципов. У Настеньки есть жених, но сейчас он далеко.

Вскоре жених возвращается, но увидеться с невестой не стремится. Макар принимает решение идти к нему, чтобы заступиться за девушку. Благодаря охватившему героя чувству любви, раскрываются все его положительные и отрицательные качества.

С одной стороны, читатель видит благородство Макара, его самоотверженность, но с другой стороны, наружу выходят такие неприятные черты как безволие и малодушие. Герой живет в мире своих иллюзий, а развязка романа – лишь подтверждение тому. К девушке возвращается жених, а «мечтатель», как и раньше, остается одинок.

Тем не менее, Макар счастлив за те минуты счастья, что подарила ему возлюбленная. Их, по его словам, хватило бы и на всю жизнь…

У А.П.Чехова представлен целый ряд произведений, где писатель живо интересуется феноменом «маленького человека». Взять, к примеру, рассказ «Тоска», в котором главный герой, простой деревенский мужик Иона, зарабатывает тем, что возит хлеб.

Несмотря на свою «примитивность» человек этот способен глубоко чувствовать, страдать и переживать из-за бессмысленности своего пребывания на этом свете и того одиночества, которым наполнена вся его жизнь.

Важно

Единственным близким другом, которому герой может излить свою душу, оказывается лошадь.

Таким образом, внутренняя жизнь «маленького человека» является одной из самых ярких и востребованных тем для психологического и философского анализа в литературных произведениях 19 века.

Авторы показывают читателям, что у «маленького человека» тоже есть душа, что он способен чувствовать, радоваться и страдать, как и все остальные люди.

Через такие сильные эмоции как любовь и горе писатели раскрывают внутренний мир своих героев, обнажая их истинные мотивы, показывая их отношение к жизни.

Вариант 2

Большинство литературных произведений писателей-классиков направлены на глубокий психологический анализ человека. В 19 веке обострилась актуальность раскрытия человеческой души, когда А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и т.д. – все писали о внутренних чувствах, переживаниях героев. В этот период стал распространяться образ «маленького человека» в произведениях.

По сути, «маленький человек» – это метафоричное название для небольшого помещика, который просто плывёт по течению жизни. Он не ищет повышения в карьере, высокого дохода, не стремиться к свершениям. Для него главной целью в жизни является тихая семейная жизнь.

Во многих произведениях встречается такой герой. У А.П. Чехова появляется целый сборник таких рассказов, в который вошли произведения «Крыжовник», «Человек в футляре», «Душечка», «Тоска». На примере последнего можно чётко увидеть глубокий психологический анализ такого образа.

Главным героем рассказа является извозчик Иона, который работает за кусок хлеба. В каждом своём пассажире он пытается найти собеседника, но люди слишком эгоистичны, чтобы услышать его и попытаться понять. Читатель узнаёт, что у него умер сын, и это событие подкосило героя.

Такое безразличие он встречает только в высшем сословии. После перевозок он останавливается, придаётся тоске ненадолго, а затем снова отправляется в путь.

В конце концов Иона находит собеседника только в лошади – надёжного и близкого друга, который точно не перебьёт и выслушает.

Совет

Также такой персонаж есть у М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени». Максим Максимыч – очень простой, но добрый человек с широкой душой, работающий штабс-капитаном. Он верил в близкую дружбу с Печориным, но его холодный приезд только больно задел его.

Ещё одним примером может быть Акакий Акакиевич из рассказа Н.В. Гоголя «Шинель». Главный герой копил на шинель, а после покупки радовался как ребёнок. В конце он стал жертвой людской жестокости и безразличия, от чего и умер.

Таким образом можно сделать вывод, что в литературе 19 века преобладал образ «маленького человека». Писатели хотели показать, что и простой человек может сопереживать, испытывать глубокие чувства.

Сочинение Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века

Вообще, литература этой эпохи как раз и характеризуется тем, что стали писатели и поэты интересоваться внутренним миром своих героев. Раньше, как я понимаю, злодей был злодеем, а тут герои, не только внешние события, становятся объектами повествования.

Если герой и зол (добр, ленив и так далее), то писатель старается понять, почему так. Приходит в литературу психологизм. (Тут сразу вспоминаются произведения Льва Толстого со всем этим потоком сознания на много страниц.

) Писатели показывают мысли героев, их мотивы. И даже добрые герои оказываются не такими уж однозначными.

(Например, Штольц у Гончарова – вроде бы и хороший, активный человек, но закладывает писатель и сомнения непогрешимости этого героя.)

Важнейший писатель эпохи – Достоевский, конечно. Так у него в центре «Преступления и наказания» — мысли преступника, который задал себе вечный вопрос.

Герой убил не из-за денег, по факту, не из злости, а из своих философских рассуждений… Вот так мысли героя (и в принципе, человека) совсем не отвлеченные, они могут привести к реальным событиям, повлиять на мир. Нельзя было больше оставлять их «за скобками».   

Ещё я думаю, что в литературе этого века появилось много «странных» героев. Я намекнул на Раскольникова, Обломова… Но важны также Онегин у Пушкина, Печорин у Лермонтова, Чичиков у Гоголя. Первый, стал символом скучающего дворянина, интеллигента, который сам рушит свою жизнь. Второй же, продолжая эту тему, ещё меньше понимает себя.

То есть Онегин что-то делает, верит в свою правоту, но после раскаивается, а Печорин делает даже ужасные вещи, всё понимает, но только не понимает самого себя. И он уже ничего не чувствует, становится совсем эгоистом. А вот Чичиков на фоне таких дворян делает своё дело. Он смеётся над «отжившими» героями, ищет материальную выгоду.

 

За целый век, конечно, происходит эволюция героев. Например, в пьесах Островского они немного похожи на маски, но всё-таки страдают, сомневаются. В пьесах Чехова герои просто состоят из сомнений, противоречий.

Обратите внимание

В первом случае внутренний мир персонажей может что-то пояснить в пьесе, а во втором он просто намного важней того, что на сцене происходит.

Герои часто обмениваются фразами о погоде, но только их монологи, полные чувств и рассуждений, раскрывают их. 

Но я понимаю, что дальше этот психологизм читателям надоел. Уже не хочется углубляться в рассуждения героя. Опять важней сюжет, хоть и сюрреалистичный. 

← Особенности жанра баллады в творчестве Жуковского ← Образ и характеристика Князя Святослава↑ ДругиеПо рассказу Аня в стране чудес Набоков → О чем заставляет задуматься рассказ Кусака →

  • Сочинение по картине Кот ученый МавринойПервое впечатление, которое я получила от увиденного кота – это заинтересованность. Картина достаточно яркая и веселая. В самом названии упомянуто, что животное ученое и, следовательно, художница изобразила его именно так
  • Сочинение по картине Парк в Павловске Шишкина 7 классИван Иванович Шишкин является великим русским художником. Им было написано большое количество восхитительных картин. Но одной самый узнаваемых является картина «Парк в Павловске», написанная в 1889 году.
  • Иуда в романе Мастер и Маргарита Булгакова образ и характеристикаИуда представляет собой канонический образ, который вводит Булгаков как одного из немногих учеников проповедника Иешуа. Автор меняет имя этого героя, которого называет Иудой из Кириафа.
  • Анализ произведения Горького Песня о Буревестнике сочинениеОсновной персонаж произведения представлен писателем в образе лирического героя, изображенного в качестве птицы, буревестника, олицетворяющего человека, свято верящего в жизненные идеалы и способного ради них на самопожертвование.
  • Сочинение по картине Финогеновой Каток для начинающих 9 классНа картине изображен зимний город прошлого века, когда катки заливали на улицах и во дворах домов. Нарисованные дома многообразны. Здесь и покосившаяся одноэтажная конструкция слева и маленький домик вблизи голых деревьев

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/osobennost-izobrazheniya-vnutrennego-mira-geroev-russkoj-literatury-19-veka

сочинение на тему :в чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века прошу дайте сылку

KILLER Знаток (283) 2 года назадОдной из важных особенностей русской литературы 19 века признается пристальное внимание к человеческой душе. Можно справедливо утверждать, что главным героем этого века была личность человека во всем многообразии ее граней.Человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова.

Читайте также:  Сочинение тема любви в рассказе чистый понедельник бунина

Писатели разных времен пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. В изображении внутреннего мира личности человека небывалых вершин достигли такие русские писатели-реалисты, как: Чехов, Толстой, Островский, Достоевский, Тургенев и другие.

Они смогли открыть в душе человека другие измерения, правдиво описать его сокровенные мысли. Именно благодаря искреннему интересу к внутреннему миру героя, произведения таких писателей совершенно справедливо именуют психологическими.Писатели-классики создали столь непохожие друг на друга художественные образы, что поневоле задумаешься, как многогранна и многообразна судьба людей.

Достоевский – писатель, который подробно, шаг за шагом исследует человека. Так, героя романа «Белых ночей» Макара Девушкина можно отнести к типу фантазеров-одиночек. Даже своей возлюбленной, Настеньке, он не скрываюсь, говорит, что будет всегда один, сам по себе.

И дальше признается, что в своих мыслях создает грандиозные истории, живет насыщенной жизнью, а в реальности тяготится службой и пытается укрыться в «неприступный угол».Настоящая любовь у Достоевского дает героям раскрыться и позволяет писателю в полном объеме выразить внутренний мир своих персонажей.

Так, Макар уже предстает как благородный и доблестный герой, но все такой же безвольный, погруженный в мир своего воображения.Толстой в повести «Юность» показывает до мелочей внутренний мир молодого человека, исследующего свой жизненный путь и проходящего этап становления.

Писатель мастерски применяет методы самоанализа и внутреннего разговора с самим собой, чтобы широко отразить это непростое время в жизни человека.Чехов – еще один из профессионалов «препарирования» души человека. Вот герой его рассказа «Тоска» — простой деревенский мужик Иона, волей судьбы заброшенный в город.

Но он способен глубоко чувствовать, переживать, страдать от горя и одиночества, от бесцельности своего существования.У него умер сын после тяжелой болезни. Иона ищет сочувствия и понимания в своем горе, но никто из окружающих не способен и мысли допустить о наличии души у извозчика.

Ни господа, ни даже его товарищи по положению не обращают на его попытки выговориться никакого внимания. В результате несчастный изливает душу своей старой лошади, так как только это единственное живое существо готово выслушать его.Чехов безжалостно вскрывает самые укрываемые негативные качества людей – лицемерие, лживость, зависть и льстивость.

Его краткие, но бьющие точно в цель рассказы как будто приоткрывают дверь в настоящий мир.Всемирная слава доктора человеческих душ Чехова связана с образом русской интеллигенции, погруженной в себя. Неприспособленные к новой жизни людей, которые тяготятся бездушным и приземленным миром наживы.

Особенностью отражения внутреннего мира персонажей русской художественной литературы 19 века можно определенно назвать свойственные для интеллигенции того времени неуверенность, самокопание, беспомощность, колебания, а также тщеславие и спесь. Впрочем, все эти качества не потеряли своей актуальности и сегодня.

Сергей Гурин Профи (760) 7 лет назадВ центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью, изменчивым внутренним миром. Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований. Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой. Главная особенность изображения мира героев русской литературы — психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим «лишних людей»:Чацкого, Онегина, Печорина, Обломова, Рудина. У каждого писателя были свои излюбленные метода и приемы — у Толстого — «диалектика души», у Тургенева — внутренний и внешний психологизм, у Достоевского герой изображался через идею В русскую литературу входит психологизм как способ характеристики героя, первым, по праву, можно назвать Лермонтова («Герой нашего времени»), хотя и у Пушкина в «Повестях Белкина» уже встречаются признаки психологизма. Эти традиции разовьют и продолжат Гоголь и Достоевский, душа героя станет главным объктом исследования. Всё в творчестве этих писателей подчинено указанным целям: психологизированный портрет, пейзаж. Толстой покажет в своих книгах «диалектику души» героев. Кроме того, очень громко начинают звучать голоса революционеров-демократов. Чехов открывает самые не любимые качества людей такие как лицемерие и льстивость. И при всём этом он остаётся краток в прозе. Он скарее не рассказывает истории целеком, а приоткрывает дверь в реальность. Его герои часто отрицательные, чем положительные, не за злость, а за то как они пытаются выжить в этом мире. Всемирная слава Чехова связана с образами русских интеллигентов — погруженных в себя. Неприспособленных к жизни людей, которых угнетает бездушный некультурный мир наживы.

Важно

Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века в том, что для интеллигенции того времени, коими чаще всего были герои, свойственно самокопание, колебания, неуверенность и беспомощность, тщеславие и интеллигентская спесь. Всё то же, что в значительной мере свойственно современной интеллигенции.

Источник: ответ майл

Елена Дубова Ученик (175) 2 года назадРусская литература — это литература глубокого психологического анализа.Одной из традиций русской классической литературы является внимание к внутренней жизни человека, к его мыслям и чувствам.Ф. М. Достоевский — писатель, тщательнейшим образом исследовавший человека.Так, главный герой «Белых ночей» Макар Девушкин относится к типу одиноких «мечтателей».Своей возлюбленной, Настеньке, он говорит: «Я сам по себе, то есть один, совершенно один».И признается, что в своем воображении он создает целые романы, живет богатой жизнью, но в реальности лишь тяготится службой и пытается забиться от жизни в «неприступный угол».Чувство любви у Достоевского помогает героям раскрыться, позволяет писателю в полной мере отразить внутренний мир своих героев. Так, Макар Девушкин в любви предстает как благородный и самоотверженный герой, но, к сожалению, безвольный, живущий в мире своих иллюзий.Л. Н. Толстой в повести «Юность» анализирует внутренний мир молодого человека, переживающего путь становления.Писатель широко использует прием самоанализа и внутреннего монолога, чтобы в полной мере отразить этот непростой этап в жизни человека.А. П. Чехов — еще один мастер «внутреннего анализа.Герой его рассказа «Тоска» (1886) — деревенский мужик Иона — наделен способностью глубоко чувствовать, страдать, мучиться от горя и чувства одиночества, от бессмысленности своего существования.Мы узнаем, что у Ионы, после тяжелой болезни, умер сын.В результате он изливает душу своей лошади — единственному близкому существу и надежному другу, который всегда готов, пусть и молча, выслушать.Таким образом, внимание к внутренней жизни человека — одна из отличительных особенностей русской литературы 19 века.Писатели стремятся показать, что каждый человек способен глубоко чувствовать, что он наделен живой душой, может страдать и радоваться.

Любовь и горе — вот две сильнейшие эмоции, через которые русские писатели раскрывают внутренний мир своих героев, показывают особенности их мировосприятия и мировоззрения.

кирилл суленков Знаток (260) 1 год назад vgff ghhg Ученик (140) 1 год назад дима медведев Ученик (178) 1 год назад

Источник: https://otvet.mail.ru/question/54085509

Сочинение на тему «В чем особенность изображения внутреннего мира героев в лит-ре 19 века»

Сочинение на тему «В чем особенность изображения внутреннего мира героев в лит-ре 19 века»

Во все времена величайшие произведения литературы уделили большое внимание внутреннему миру героев, их чувствам, их переживаниям, их эмоциям. Но, на мой взгляд, особо это заметно именно в литературе девятнадцатого века.

Ведь достояние русской литературы – труды таких замечательных и великих писателей, как Толстой, Достоевский, Чехов, Островский, Тургенев, интересно читать в любом веке и в любой стране. Рассказы и романы данных писателей переведены на огромное количество языков. По ним до сих пор снимают фильмы и ставят спектакли.

Чем же можно объяснить такую бессмертность?

Прежде всего, тем, что в произведениях данных писателей на первое место выходит душа человека, с его индивидуальностью, волнениями и переживаниями. Душа и внутренний мир во все времена представляют главную ценность для человека.

Возможность заглянуть в душу литературных героев, узнать что было главное в далеком девятнадцатом веке, до сих пор привлекает многих.

Ведь главное в душах людей той эпохи были вечные вопросы, на которые каждый писатель приводит свои собственные размышления и исчерпывающие ответы.

Во все времена людей волновали такие вопросы и чувства, как любовь, преданность, долг, честь, добро, зло, бессмертная душа, чувство собственного достоинства.

Читая произведения писателей девятнадцатого века, понимаешь, что в каком бы затруднительном финансовом положении не оказывались персонажи, они не забывали о своей чести, о том, что скажут о них самые близкие люди, если они сделают неправильный выбор, как можно этого избежать.

Совет

В этих произведениях нет таких людей, которые готовы «пойти по головам» ради достижения собственной выгоды. К сожалению, в современном мире таких людей очень много и они напрочь забыли о таких понятиях, как честь и чувство собственного достоинства.

Раньше в девятнадцатом веке благородные молодые люди стрелялись на дуэлях из-за небольших конфликтов. Им не жалко было отдать свою жизнь, ради справедливости. Сейчас такого уже не встретишь. Каждый готов оскорбить другого, ведь он чувствует свою полную безнаказанность.

Читайте также:  Сочинение на тему моя мама

Поэтому так интересно читать произведения девятнадцатого века. Там каждый отвечал за свои слова и поступки. На мой взгляд, тогда в мире было больше искренности и чего-то настоящего. В поступках людей не было так много фальши. Каждый был готов прийти на помощь другому.

Не так много людей думали только о своей собственной выгоде и обогащении.

Внутренний мир литературных героев раскрывается постепенно. На каждой странице можно найти кусочек пазла, из которого затем складывается целая картина внутреннего мира персонажа. Нет такого, что характеристика героя умещалась всего в одной строчке.

Каждое действие, каждое слово дает читателем понять насколько это многогранная натура, сколько в ее душе переживаний и эмоций. Это очень интересно и необычно. Но это стоило и грандиозных трудов писателям.

Ведь необходимо было тщательно продумывать каждое слово своих и действие героев.

На мой взгляд, еще одна особенность изображения внутреннего мира героев в литературе девятнадцатого века, именно в такой мелкой детализации.

Невозможно предугадать, как поведет себя главные герой в той или иной ситуации, ведь он очень непредсказуем, а его внутренний мир многообразен.

Не того элемента предсказуемости, когда читаешь какую-нибудь книгу и сразу понимаешь, чем все закончиться и как поведет себя главный герой в той или иной ситуации. Поэтому данные произведения можно по праву назвать бессметрными.

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-v-chem-osobennost-izobrazheniya-vnutrennego-mira-geroev-v-lit-re-19-veka/

Особенности изображения героев русской литературы 19 века

Русская литература во все времена значительно отличалась от творчества мировых писателей особенным чувственным содержанием, живостью форм, богатым спектром художественных образов и форм, поскольку все это свойственно душе каждого россиянина и возможно благодаря бесконечным возможностям языка.

Исторические события придают литературе отличительные черты, свойственные рассматриваемому периоду времени.

Так, для 19 века характерными были революционные волнения, которые на поверхностном плане проявлялись как социальные мероприятия, но источником их были душевные поиски.

В первой половине произошло восстание декабристов, которое было подавлено, но это стало одним из новых толчков для осмысления народом желания свободы, борьбы за нее, что к концу века привело к отмене крепостного права.

Обратите внимание

Все эти тенденции оформлены гениальными русскими писателями этого время и представлены яркими персонажами, такими как Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин, Базаров.

У них общая характеристика – поиск смысла жизни, осознание своей души, своих желаний и свободы. Общество предлагает им социальные формы, отлаженные за прошлый век, стандарты, от которых становится душно. Но просыпается душа, которая не знает устоев, которая просит настоящих чувств, настоящей жизни, и толкает героев на поиски. И прежде всего это поиски себя.

В 19 веке работа над согласием с собой – это новый, неизвестный путь, это противоречие социуму, это то непонятное, что рвется наружу, но вызывает страх, и уйти от этого уже невозможно, если оно дало о себе знать.

И вот, литературные герои 19 века мечутся в поисках смыслов по городам, деревням и странам, задаются вопросами «как быть?» и «что делать?».

Они проходят испытания любовью, дружбой, предательством, смертью, разочаровываются и снова движутся, поскольку трудности даются сильным, а эти персонажи именно такие.

Они отличаются от большинства, поэтому часто выглядят белыми воронами, но это настоящие герои, первопроходцы, реализующие накопившиеся философские размышления в действия.

Да, путь таких людей особенно сложен и опасен. Их отторгает общество, их боятся, их не понимают, их преследуют, но их по-особенному любят дамы, поскольку именно женщины способны различить настоящие чувства, а именно они и свойственны новым героям. Хотя сами они этого и не замечают по большей части, поскольку заняты битвой, борьбой внутри себя и выражением ее во внешнем мире.

Сейчас, спустя два столетия, мы имеем в виде литерных героев 19 века прекрасные примеры, образцы того, какие бури могут происходить в человеке и что делать с этим, также и чего делать не стоит.

Важно

Для того же времени таких примеров не было. Люди задыхались от зримой безвыходности, но шли вслепую, опираясь на зовы души.

И их путь был тернист, и их страдания были нестерпимы, но эти жертвы помогли им обрести смыслы, и все это стало подарком для будущих поколений.

Путь Христа также был полон преград и трудностей, но он показал любовь, ради которой этот путь имеет смысл. А любовь всеобъемлюща, она бесконечно многогранна и проявляется в каждый момент и к каждому существу. И чтобы суметь почувствовать ее как можно больше, нужно, чтобы была свободной душа, чтобы внутренний мир рос и наполнялся, нужно быть честным с собой и жить по душе.

А это очень непросто. Поскольку так жить не принято обществом. Поскольку, чтобы позволить себе быть собой, нужно иметь силы, нужно бороться за свою свободу, и прежде всего – с собой.

Именно этим и увлечены персонажи русской литературы 19 века. Они представлены героями своего времени, бросившими вызов закоренелой повседневности, следующими зову своих душ, ищущими смыслы жизней вне навязанных социумом догм. Они подарили нам свой опыт, чтобы каждый мог решить для себя, в чем его смысл и что делать.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/osobennosti-izobrazheniya-geroev-russkoj-literatury-19-veka

Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (на примере произведений Чехова “Тоска” и Достоевского “Белые ночи”)

Русская литература – это литература глубокого психологического анализа. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой – эти писатели 19 века стремились разобраться в глубинах человеческого характера, объяснить причины что, что происходит вокруг, исходя из особенностей человеческой натуры.

Одной из традиций русской классической литературы является внимание к “маленькому человеку” – к его внутренней жизни, к его мыслям и чувствам, к его проблемам. Ф. М.

Достоевский – писатель, тщательнейшим образом исследовавший “маленького человека” Так, уже в одной из первых своих повестей – в “Белых ночах” – эта особенность его творчества проявляется в полной мере.

Совет

Сюжет “Белых ночей” (1848) основан на чувстве любви, которое герой – Макар Девушкин – испытывает напротяжении четырех “белых” петербуржских ночей.

Девушкин относится к типу так называемых “мечтателей”. Своей возлюбленной, Настеньке, он говорит: “Я сам по себе, то есть один, совершенно один”.

И признается, что в своем воображении он создает целые романы, живет богатой жизнью, но в реальности лишь тяготится службой и пытается забиться от жизни в “неприступный угол”. Герой повести очень сентиментален. Он чист душой и не испорчен цивилизацией.

Можно сказать, что герой сохранил в своей душе традиционно русские, патриархальные, нравственные устои. Макар влюбляется в девушку Настю, у которой есть жених, но он далеко. По мере развития повести жених возвращается к героине, но не торопится увидеться с ней.

Девушкин, любя Настеньку, решается идти к ее жениху, чтобы заступиться за возлюбленную. Вообще, чувство любви у Достоевского помогает героям раскрыться, позволяет писателю в полной мере отразить внутренний мир своих героев.

Так, Макар Девушкин в любви предстает

как благородный и самоотверженный герой, но, к сожалению, безвольный, живущий в мире своих иллюзий. Развязка его романа с Настенькой только подтверждает это – к девушке внезапно возвращается ее жених. “Мечтатель”, который признавался Настеньке в любви, опять остался одиноким.

Но он не сетует на это, а благодарит Настеньку за “минуту блаженства”: “Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..” А. П. Чехов – еще один мастер “внутреннего анализа” – также интересуется жизнью “маленького человека”. Герой его рассказа “Тоска” (1886) – деревенский мужик Иона, зарабатывающий себе на хлеб извозом.

Как показывает писатель, этот молчаливый и “примитивный” мужик тоже наделен способностью глубоко чувствовать, страдать, мучиться от горя и чувства одиночества, от бессмысленности своего существования. Мы узнаем, что у Ионы, после тяжелой болезни, умер сын.

Обратите внимание

Эта беда подкосила героя: “Сын-то вот помер, а я жив… Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну… “Иона чувствует настоятельную потребность поделиться с кем-то своей трагедией, найти сочувствие, хоть на некоторое время избавиться от съедающей его тоски: “Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске… Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи… Ему невмоготу”. Именно в поисках сочувствующего слушателя Иона отправляется на извоз. Но господам, которые садятся к нему, глубоко безразлично, что происходит у мужика на козлах. Все они заняты собой, своим заботами и проблемами. Разве им интересно то, что происходит в душе извозчика? Да и есть ли вообще у него душа? Но такое безразличие Иона встречает не только среди “высшего сословия”. И простые мужики не спешат посочувствовать герою – никому нет дела до страданий других. А Иона чувствует насущную потребность поговорить, излить душу, почувствовать живого человека рядом: “Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер… Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья… И про нее нужно поговорить… Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…” В результате Иона изливает душу своей лошади – единственному близкому существу и надежному другу, который всегда готов, пусть и молча, выслушать.

Читайте также:  Анализ произведения шолохова батраки сочинение
Таким образом, внимание к внутренней жизни “маленького человека” – одна из отличительных особенностей русской литературы 19 века. Писатели стремятся показать, что и “маленький человек” способен глубоко чувствовать, что он наделен живой душой, может страдать и радоваться так же, как и представители высших сословий. Любовь и горе – вот две сильнейшие эмоции, через которые Достоевский и Чехов раскрывают внутренний мир своих героев, показывают особенности их мировосприятия и мировоззрения.

Источник: https://rus-lit.com/osobennosti-izobrazheniya-vnutrennego-mira-geroev-russkoj-literatury-19-veka-na-primere-proizvedenij-chexova-toska-i-dostoevskogo-belye-nochi/

Сочинение на тему: «В чем особенности внутреннего мира героев в произведении Достоевского «Белые ночи»?»

В жизни человека бывает разное, люди далеко не всегда похожи друг на друга, а события, происходящие с ними, нередко отличаются просто до неузнаваемости.

Но, даже с учетом всего этого, вряд ли есть кто-то, в чьей жизни полностью отсутствует чувство любви.

В каких бы сложных обстоятельствах ни пребывал человек, он всегда найдет место для нежных чувств и сердечных вопросов в своей жизни, исключением из этого правила не являются и главные герои произведения Федора Достоевского «Белые ночи».

Главным героем этого произведения является молодой человек 26 лет, которого автор называет просто Мечтателем, настоящее же его имя – Макар Девушкин. Называние его Мечтателем в полной мере оправдано, ведь в жизни этого человека самое главное место занимают не реальность, а мечты.

Он ходит на службу, зарабатывает немного денег, потому живет достаточно скромно, не имея возможности обеспечить себе веселое времяпрепровождение. Впрочем, вряд ли отсутствие денег служит тому главной причиной. Все-таки Мечтателю свойственен своеобразный характер, он действительно предпочитает реальности собственные фантазии.

Но однажды все же душа его вырвалась из обычного для нее круговорота событий, а Мечтатель полюбил. Он встретил девушку и, хоть она и была предана другому мужчине и ждала его, Мечтатель был с ней рядом в качестве друга, подавляя свою любовь.

К несчастью дня него, к его возлюбленной все-таки возвратился тот, кого она так ждала, и он вновь остался один, на этот раз уже не только с мечтами, но и прекрасными воспоминаниями.

Важно

Другим основным действующим лицом этого произведения является возлюбленная Макара Девушкина – Настя. Живя достаточно непростой жизнью, девушка сформировалась пугливой и не очень приспособленной к взрослой жизни. Вряд ли ее можно обвинять в том, что она обманула надежды Макара.

Все-таки ранее у нее был уговор с другим мужчиной о том, что она будет с ним. К сожалению, как констатирует сама Настя под конец повествования, быть одновременно с двумя невозможно.

Она до конца оставалась верной тому, кому пообещала быть вместе еще год назад, и она свое обещание сдержала.

Вряд ли можно называть внутренний мир героев этого произведения Федора Достоевского таким уж глубоким. Да, этот внутренний мир имеет определенные особенности, но подобные особенности внутреннего мира характерны практически для каждого человека. Большую жалость вызывает Макар Девушкин, с трудом верится в то, что он еще сможет отыскать свою любовь.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-v-chem-osobennosti-vnutrennego-mira-geroev-v-proizvedenii-dostoevskogo-belyie-nochi/

Особенности изображения внутреннего мира человека в литературе 19 века. — презентация

1 Особенности изображения внутреннего мира человека в литературе 19 века<\p>

2 Внутренний мир Внутренний (субъективный) мир психическая реальность, организованное содержание человеческой психики, потребностно- эмоционально- информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии. Внутренний (субъективный) мир психическая реальность, организованное содержание человеческой психики, потребностно- эмоционально- информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.<\p>

3 В современном словоупотреблении душа синоним внутреннего мира, хотя это не совсем точно. Внутренний мир может расширяться за счет знаний и кругозора, но душа при этом может и не развиваться. Тем более ум и дух не синоним внутреннего мира. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым. В современном словоупотреблении душа синоним внутреннего мира, хотя это не совсем точно. Внутренний мир может расширяться за счет знаний и кругозора, но душа при этом может и не развиваться. Тем более ум и дух не синоним внутреннего мира. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым. Уникальный облик и неповторимый внутренний мир человека складывается из множества составляющих: наследственности, особенностей внутриутробного развития, типа нервной системы и сформированного характера, природных способностей и выбранных интересов, жизненного опыта и влияния окружающих, заявленных ценностей и убеждений, глубинных (самим человеком не осознаваемых) установок, а также многого другого. Уникальный облик и неповторимый внутренний мир человека складывается из множества составляющих: наследственности, особенностей внутриутробного развития, типа нервной системы и сформированного характера, природных способностей и выбранных интересов, жизненного опыта и влияния окружающих, заявленных ценностей и убеждений, глубинных (самим человеком не осознаваемых) установок, а также многого другого. Википедия Википедия<\p>

4 Внутренний мир человека интересовал русских писателей всегда Вспомните древнерусскую литературу: Вспомните древнерусскую литературу: На заре в Путивле причитая, На заре в Путивле причитая, Как кукушка раннею весной, Как кукушка раннею весной, Ярославна кличет молодая, Ярославна кличет молодая, На стене рыдая городской… На стене рыдая городской… Самым распространённым жанром того периода были жития святых, и уже в них есть зачатки внимания к внутреннему миру героя, хотя основная цель этих произведений – религиозное наставление.<\p>

5 Первые два десятилетия 19 в. отмечены противостоянием литературных течений архаистов и новаторов. Архаисты были сторонниками классицистской жанровой системы и культивировали «высокие» жанры (оду, героическую поэму). Новаторы ориентировались на поэтическое творчество Карамзина и выдвигали на первый план «средние» жанры (элегию, дружеское послание, идиллию, мадригал), а основой литературного языка, по их мнению, должен быть «средний» стиль, ориентированный на разговорную речь просвещённого дворянства. Первые два десятилетия 19 в. отмечены противостоянием литературных течений архаистов и новаторов. Архаисты были сторонниками классицистской жанровой системы и культивировали «высокие» жанры (оду, героическую поэму). Новаторы ориентировались на поэтическое творчество Карамзина и выдвигали на первый план «средние» жанры (элегию, дружеское послание, идиллию, мадригал), а основой литературного языка, по их мнению, должен быть «средний» стиль, ориентированный на разговорную речь просвещённого дворянства. Вслед за новым стилем шли и новые герои. Вслед за новым стилем шли и новые герои.<\p>

6 Объект изображения в произведениях 19 века РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ «ОМЕРТВЕВШАЯ» ДУША «ЛИШНИЙ» ГЕРОЙ «НОВЫЙ» ЧЕЛОВЕК «ЕСТЕСТВЕННЫЙ» ЧЕЛОВЕК «МАЛЕНЬКИЙ» ЧЕЛОВЕК Приведите примеры героев каждой группы из известных вам произведений<\p>

7 Жанр социально- психологического романа В 1850-х гг. доминирующим прозаическим жанром становится роман. Одним из создателей социально- психологического романа вслед за Пушкиным и Лермонтовым был И.С. Тургенев. В 1850-х гг. доминирующим прозаическим жанром становится роман. Одним из создателей социально- психологического романа вслед за Пушкиным и Лермонтовым был И.С. Тургенев. В развитии психологической прозы новым явлением были «кавказские» рассказы, трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) и «Севастопольские рассказы» (1855– 1856) Л.Н. Толстого (1828–1910). В этих произведениях отсутствовал сюжет как основа повествования, художественной доминантой становилась смысловая соотнесённость событий, их восприятие рассказчиком. Психологизм Толстого отличался вниманием к тайным, подспудным движениям души, к противоречивому сцеплению разнородных, противоречивых мыслей и чувств (Чернышевский назвал этот психологизм «диалектикой души»). В развитии психологической прозы новым явлением были «кавказские» рассказы, трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) и «Севастопольские рассказы» (1855– 1856) Л.Н. Толстого (1828–1910). В этих произведениях отсутствовал сюжет как основа повествования, художественной доминантой становилась смысловая соотнесённость событий, их восприятие рассказчиком. Психологизм Толстого отличался вниманием к тайным, подспудным движениям души, к противоречивому сцеплению разнородных, противоречивых мыслей и чувств (Чернышевский назвал этот психологизм «диалектикой души»).<\p>

8 Приёмы изображения внутреннего мира героя в русской литературе 1. Психологический портрет героя. 1. Психологический портрет героя. 2. Авторская оценка героя. 2. Авторская оценка героя. 3. Отношение к данному герою других героев произведения. 3. Отношение к данному герою других героев произведения. 4. Изображение героя в противопоставлении или сопоставлении с другими героями произведения. 4. Изображение героя в противопоставлении или сопоставлении с другими героями произведения.<\p>

9 5. Монолог героя: дневниковые записи, самоанализ и впервые появившийся в романе «Анна Каренина» Л.Толстого поток сознания, развитый впоследствии модернистами (Дж.Джойс «Улисс»). 5. Монолог героя: дневниковые записи, самоанализ и впервые появившийся в романе «Анна Каренина» Л.Толстого поток сознания, развитый впоследствии модернистами (Дж.Джойс «Улисс»). 6. Испытание героя сильным, глубоким чувством 6. Испытание героя сильным, глубоким чувством<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/966352/

Ссылка на основную публикацию