Особенности творчества бунина кратко

Особенности творчества И. А. Бунина

Иван Алексеевич Бунин — крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века, родился 10 (22) октября 1870 года. Многое видел и пережил Бунин на своем долгом веку. Многое вместила его редкая память, на многое откликнулся его великий талант.

Деревенская и провинциальная глушь Средней России, страны Западной Европы, жизнь русского крестьянина, цейлонского рикши и американского миллионера, древние сторожевые курганы Дикого поля, места, где бились полки Игоревы, Греция, Египет, Сирия, Палестина, окраины Сахары, пирамиды Хеопса, развалины Баальбека, тропики, океан…

Словами любимого поэта Саади говорил Бунин о себе: “Я стремился обозреть лицо мира и оставить на нем чекан души своей”. Не было, пожалуй, другого писателя, который бы столь родственно воспринимал и вмещал в своем сознании далекую древность и современность, Россию, Запад и Восток.

Обратите внимание

Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение дворянских усадеб, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Он правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал множество своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно писал о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.

Как чуткий художник, Бунин ощущал близость великих социальных потрясений. Наблюдавший вокруг социальное зло, невежество, жестокость, Бунин в то же время со скорбью и страхом ожидал скорого развала, падения “великой державы Российской”. Это определило его отношение к революции и братоубийственной гражданской войне, понудило покинуть родину.

Он написал одно из самых известных произведений о революции 1917 года — “Жизнь Арсеньева”,— которое потрясает своей правдивостью. Это один из немногих писателей старой России, который не принял революцию, до конца остался верен себе, своим убеждениям. Литературная деятельность Бунина началась в конце 80-х годов XIX века.

Молодой писатель в таких рассказах, как “Кастрюк”, “На чужой стороне”, “На хуторе” и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе на “Краю света” автор описывает переселение безземельных крестьян Украины в далекий Уссурийский край, передает трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков.

Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни. Происходит знакомство Бунина с писателями старшего поколения. В эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции. Он становится близок к импрессионизму. В рассказах того времени господствует размытая фабула, создается музыкальный ритмический рисунок.

Например, рассказ “Антоновские яблоки”. В нем показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, которые окрашены лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым дворянским имениям.

На страницах возникают перед нами чарующие пейзажи, овеянные чувством любви к родине, которые утверждают счастье того момента, когда человек может полностью слиться с природой. И все-таки социальные моменты постоянно присутствуют в его произведениях. Вот бывший солдат Мелитон из рассказа “Мелитон”, которого прогнали сквозь строй и который потерял семью.

Или картины голода в рассказах “Руда”, “Эпитафия”, “Новая дорога”. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план в рассказах “Туман”, “Тишина”. В них на первый план выступают вечные проблемы жизни и смерти, неувядающая красота природы. В 1909 году Бунин возвращается к теме деревни. Он пишет прекрасное произведение “Деревня”.

Важно

Деревенская жизнь дана в нем через восприятие братьев Тихона и Кузьмы Красновых. Кузьма хочет учиться, Тихон закоренелый кулак, который безжалостен к крестьянам. В рассказе правдиво показана отрицательная сторона деревенского быта, угнетение крестьян, их разорение. В 1911 —1913 годах Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности.

В этот период он пишет “Суходол”, “Последнее свидание”, “Хорошая жизнь”, “Чаша жизни”, “Игнат” и другие повести. Например, в повести “Суходол” Бунин пересматривает традиции поэтизации усадебной жизни, преклонения перед красотой угасающих дворянских гнезд. Накануне революционных событий Бунин пишет рассказы, особенно обличающие погоню за наживой. В них звучит осуждение буржуазного общества.

В рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель особенно подчеркнул эфемерность власти денег над человеком. Стоило богатому господину умереть, его деньги, положение перестают играть малейшую роль в судьбе его семьи. В рассказе осуждается этот престарелый господин, который в погоне за своими миллионами погубил тысячи жизней других людей.

Классическими произведениями о любви стали рассказы “Легкое дыхание” и “Холодная осень”. В них с невероятной силой показаны характеры русских женщин. “Легкое дыхание” — поэтический взлет юной, восторженной души, которая сгорела в пламени своих невыраженных чувств, задохнулась необычайно легким дыханием. “Холодная осень” — позднее произведение писателя.

В нем через рассказ о жизни женщины, которая пронесла через войну, смерть, лишения любовь к человеку и родине, чувствуется бунинская тоска по родине, его переживания, любовь к России. Живя в эмиграции, Бунин жестоко страдал от разлуки с Россией, мрачно убеждал всех и себя самого в ее конце, писал в первые годы раскаленным пером полустатьи, полупамфлеты, полурассказы.

Однако почерневшая от горя душа его не переставала украдкой возвращаться в родные места. Среди тем намечалась одна — главная. Бунин искал человека всеобъемлющего, целого — уже готовилась “Жизнь Арсеньева” — этот монолог о России, о ее неповторимой природе, взращенной в ее недрах культуре, о ее национальной душе. Автобиографическая основа “Жизни Арсеньева” несомненна.

Но перед нами, собственно, не воспоминания, а произведение, в котором давние события и факты преобразованы, переосмыслены. Первые детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и быт нищающего дворянства служат лишь канвой для философской и этической концепции Бунина.

Совет

Автобиографический материал преображен писателем столь сильно, что книга эта смыкается с рассказами зарубежного цикла, в которых художественно осмысливаются вечные проблемы — жизнь, любовь, смерть. Главное в романе — расцвет личности человека.

Перед нами исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, в которой проявились самые ранние его творческие импульсы. “Жизнь Арсеньева” носит итоговый характер, обобщает события и явления почти полувековой давности. Выделяется роман в ряду поздних произведений Бунина чувством полного торжества любви над смертью. “Жизнь Арсеньева” — главная книга Бунина, главная потому, что она. при своем небольшом объеме, как бы собрала все написанное им до нее. В 1933 году “за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер” Бунину была присуждена самая престижная премия — Нобелевская премия в области литературы. Долгое время известность Бунина-прозаика несколько заслоняла для читателей его поэзию. Лирика писателя являет нам пример высокой национальной культуры. Любовь к родной земле, ее природе, ее истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям.

Близость к природе, к деревенской жизни, ее трудовым интересам, ее эстетике не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальной.

Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, которая навеяна впечатлениями родной ему Орловщины, среднерусской природы. В стихотворении “Родине” (1891 г.

) Бунин резко и мужественно говорит о родной стране:

Они глумятся над тобою, Они, о родина, корят Тебя твоею простотою, Убогий видом черных хат… Так сын, спокойный и нахальный, Стыдится матери своей — Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей…

Излюбленной темой его стихов была природа. Ее образ проходит через все его поэтическое творчество.
Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту удалось, следуя Фету и Полонскому, достичь истинной красоты и совершенства стиха. Лишь говоря с природой на ее языке, можно было войти в ее бесконечный и таинственный мир:

Усадьба по-осеннему молчала. Весь дом был мертв в полночной тишине, И, как ребенок брошенный, кричала

Ушастая пустушка на гумне.

В противовес беззаботному отношению к природе поэтов народнического толка, Бунин с сугубой дотошностью, точно воспроизводит ее мир:

Шумели листья, облетая, Лес заводил осенний вой… Каких-то серых птичек стая

Кружилась по ветру с листвой.

Хотелось вместе с вихрем шумным

Кружиться по лесу, кричать — И каждый медный лист встречать

Восторгом радостно-безумным!

Буниным написано огромное количество прекрасных произведений, где он философствует, размышляет о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире:

Я человек: как Бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.

Обратите внимание

Философская лирика периода 1917 года все более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса. Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции.

Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя. Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры. За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту.

Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты… Бунин был превосходным переводчиком. Он переводил Байрона (“Каин”, “Манфред”), Мицкевича (“Крымские сонеты”).

Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.

Для нас он является вечным символом любви к своему Отечеству и образцом культуры.

Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по дарованию, аналитик по складу ума, неутомимый путешественник, Бунин совмещал, казалось бы, несовместимые грани мировосприятия: возвышенно-поэтический строй души и аналитически трезвое видение мира, напряженный интерес к современной России и к прошлому, к странам древних цивилизаций, неустанные поиски смысла жизни и религиозное смирение перед ее непознаваемой сутью.

Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/bunin-i-a/osobennosti-tvorchestva-i-a-bunina.html

Особенность творчества Бунина – Бесплатное эссе

Особенность творчества Бунина – удивительная автономность, самодостаточность воспроизводимых подробностей, где деталь порой находится в непривычных для классического реализма отношениях с сюжетом.

В литературе XIX века точность изображаемого всегда была подчинена какой-либо художественной задаче – раскрытию образа героя, характеристике места действия и в конечном счете конкретизации сюжетного движения. (Вспомните подробности портретной характеристики тургеневского Базарова или детали интерьера каморки Раскольникова в романе Достоевского.

) Яркий пример «служебных», мотивирующих сюжет деталей в рассказе «Господин из Сан-Франциско» – описание вечернего костюма главного персонажа.

Инерция авторской иронии в перечислении элементов одежды («кремовое шелковое трико», «черные шелковые носки», «бальные туфли», «подтянутые шелковыми помочами черные брюки», «белоснежная рубашка», «блестящие манжеты») вдруг иссякает, когда как бы крупным планом и в манере замедленной киносъемки подается финальная, самая значимая подробность – не дающаяся пальцам старика шейная запонка, единоборство с которой лишает его последних сил. Поразительно уместно и соседство с этим эпизодом «говорящей» звуковой детали – загудевшего по всему отелю «второго гонга». Впечатление торжественной исключительности момента как нельзя лучше готовит читателя к восприятию кульминационной сцены. В то же время бунинские детали далеко не всегда столь отчетливо соотнесены с общей картиной происходящего, например описание успокаивающегося после «неприятности» отеля: «…

Важно

Тарантеллу пришлось отменить, лишнее электричество потушили… и стало так тихо, что четко слышался стук часов в вестибюле, где только один попугай деревянно бормотал что-то, возясь перед сном в своей клетке, ухитряясь заснуть с нелепо задранной на верхний шесток лапой…

» Экзотический в соседстве со сценой смерти попугай будто просится в отдельную прозаическую миниатюру, – настолько самодостаточно это выразительное описание. Только ли ради эффектного контраста использована эта деталь? Для сюжета эта подробность не нужна. Частность стремится хотя бы на время заполнить все поле зрения, заставляя забыть о происходящих событиях.

Управляют подробностями, оказывается, не столько сюжет, сколько авторское понимание целостности мира.

Как бы вы прокомментировали описание убранства сицилийской лошадки, доставляющей покойника к пристани? Приведите другие примеры «избыточной» изобразительности в рассказе. Как видим, деталь в прозе Бунина не связана лишь с конкретным сюжетным эпизодом, а свидетельствует о состоянии мира в целом и потому стремится вобрать в себя всю полноту чувственных проявлений жизни.

Читайте также:  Анализ произведения моцарт и сальери пушкина (трагедии)

Уже современники писателя удивлялись его уникальной способности передавать впечатления от внешнего мира во всей сложной совокупности воспринимаемых качеств – формы, цвета, света, звука, запаха, температурных особенностей и осязательных характеристик, а также тех тонких психологических свойств, которыми воображение человека наделяет окружающий мир, догадываясь оего одушевленности и созвучности человеку. В этом отношении Бунин опирается на толстовскую стилевую традицию с ее «языческой», как говорили критики, мощью пластических характеристик и «телепатической» убедительностью образов. Впрочем, толстовская образность, как правило, иерархически подчинена более крупным компонентам художественного мира – эпически объемному сюжету, авторской этической и историософской концепции.

Бунинское же образное слово порой будто не знает над собой управляющего начала, свободно заявляя о своем художественном первородстве. Перечитайте, например, описание Капри в момент прибытия туда семьи американца и оцените разнообразие и сочность изобразительной палитры (описание начинается словами: «Наконец, уже в сумерках, стал надвигаться своей чернотой остров… »).

Обратите внимание на цвето-световые эффекты, звуковой фон, осязательные и обонятельные аспекты изображения, передачу атмосферных особенностей.

Бунинское сложное и слитное описание порождаемых предметом ощущений в специальной литературе иногда называют синестетическим (от слова «синестезия» – сложное восприятие, при котором взаимодействуют и смешиваются ощущения, характерные для разных органов чувств; например, «цветной слух»).

Бунин сравнительно нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если все же прибегает к метафоричности, то добивается поразительной яркости. (Найдите такую выразительную метафору в упомянутом описании. ) Бунинская лексика богата, однако выразительность достигается им не столько количественным расширением используемых слов, сколько виртуозностью сопоставлений и сочетаний.

Называемые предмет, действие или состояние у него, как правило, сопровождаются субъективно «окрашивающими», «озвучивающими» или психологически насыщенными эпитетами или наречиями, придающими изображению специфически «бунинский» колорит («несметные глаза», «траурные» волны, надвигающийся «своей чернотой» остров, «сияющие утренние пары над морем», «яростные взвизгивания сирены» и т. д.). Используя однородные эпитеты, Бунин варьирует их качественные характеристики, чтобы они не заслоняли друг друга, а воспринимались в слитной взаимодополняемости. В самых различных комбинациях даются сочетания со значением цвета, звука, температуры, объема, запаха.

Совет

Бунин любит составные эпитеты и – излюбленный прием писателя – оксюмороны. Например, «грешно-скромная девушка». (Найдите другие подобные сочетания в тексте рассказа.

) Однако при всем лексическом богатстве и разнообразии Бунину свойственно постоянство в использовании однажды найденных эпитетов и лексических групп.

Он неоднократно и в разных произведениях использует свои особые словосочетания, невзирая на повторы, если они продиктованы задачами изобразительной точности (иногда кажется, что он намеренно игнорирует синоним или перифразу).

Так что оборотной стороной изобразительного великолепия и точности в стиле Бунина являются взвешенность и сдержанность словоупотребления. Излишней цветистости и орнаментальности в стиле Бунин никогда не допускал, называя такую манеру «петушковой» и порой браня за нее увлекавшихся «самоцельной красотой» коллег.

Точность, художественная уместность и полнота изображения – вот те качества предметной детализации, которые характерны в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Источник: http://schooltask.ru/osobennost-tvorchestva-bunina/

Характеристика творчества И.А. Бунина эмигрантского периода

В первые годы эмиграции Бунин переживал мучительный творческий и душевный кризис, и оттого создал относительно мало художественных произведений, выступая в основном в качестве ненавидящего советскую власть публициста.

По настоящему первой эмигрантской книгой Бунина стал сборник «Роза Иерихона» (вышедший в 1924 году в Берлине), включающий 25 рассказов и 89 стихотворений, написанных в период 1915-1923 гг. Книга была достаточно хорошо оценена как читателями, так и критиками. Последние практически единодушно назвали писателя продолжателем великих русских традиций, идущих от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.

Рассказы и стихотворения, собранные в сборнике имеют различные тематики (любовь, природа, Восток), однако все они объединены тонкой печалью, страстной тоской и нежностью, с которой автор смотрит на мир.

Бунина притягивает именно старый мир, его очаровывает старая, прежняя жизнь, о чем он довольно ярко свидетельствует в произведениях сборника.

Но все же самым главным и дорогим для писателя является не старое и не новое, вечное: холодные осенние дни, бесконечная морская гладь, снега и ветра, любовь.

В 1925 году Бунин создает свою повесть «Митина любовь» – произведение о неудачной, трагически окончившейся любви чуткого и богато одаренного юноши в легкомысленную девушку, будущую актрису.

«Митина любовь» – повесть трагическая, напряженная, полная высокой правды и трагической красоты.

С любовной тематикой произведения органично сливаются и красочно описанная русская природа, и вся русская жизнь определенной эпохи.

В целом, произведение отмечено характерными чертами и особенностями, определяющими все бунинское творчество: это лирика любви к природе, художественная идеализация «удобной» и уютной жизни в насиженных дворянских гнездах, узость и однобокость показа деревни. Произведение, несмотря на неоднозначные отзывы критиков, было переведено на множество иностранных языков и получило признание у литературной элиты, рядовых читателей и даже корифеев европейской литературы (Р. М. Рильке, Т. Манн).

Обратите внимание

Вторая половина 1920-х годов стала одним из самых плодотворных периодов творческой биографии Бунина. В данные временной период были написаны такие знаменитейшие бунинские рассказы как «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина», «Ида».

Все эти произведения посвящены любовной тематике, причем, что характерно для всего творчества писателя, любовь в них несостоявшаяся, драматическая, а в «Дела корнета Елагина» – любовные отношения имеют трагический смертельный исход.

Среди значимых произведений данного периода стоит также выделить философский этюд «Цикады», который даже называли ключом, открывающим всю философию Бунина. Философия произведения близка к принципам буддизма. Ценными в ней являются не рассуждения, а глубокие и убедительные чувства, переживания, воспоминания.

Еще одним известнейшим произведением Бунина, которое было написано в период эмиграции, является роман «Жизнь Арсеньева», над которым писатель работал не одно десятилетие.

Роман был признан вершинным достижением писателя и стал одним из главных аргументов для присуждения Бунину Нобелевской премии.

Произведение можно по праву назвать романизированной биографией писателя, описывающей основные этапы его жизни (с вымышленными именами героев и мест) в период с пяти до 20 лет.

В 1937 году вышло в свет Бунинское «Освобождение Толстого» – несколько необычная для писателя книга, представляющая собой очерк о Л.Н. Толстом.

Однако вскоре Бунин вновь возвращается в привычное писательское русло и создает свой последний прижизненный сборник «Темные аллеи», который зачастую называют лебединой песнью писателя или «Энциклопедией любви».

Важно

Все рассказы, вошедшие в цикл «Темных аллей» посвящены исключительно теме любви и описывают всевозможные проявления и оттенки этого чувства от любви вечной святой, до пагубной, порочной, продажной.

Сам Бунин считал «Темные аллеи» лучшим из всех созданных им когда-либо произведений, критики же по достоинству ее не оценили, а некоторые издания даже исключили несколько рассказов сборника из печати.

Но несмотря на то, что «Темные аллеи» имели самую несчастливую судьбу из всех книг, выпущенных Буниным в годы изгнания, сейчас сборник признан одной из лучших вершин русской литературы ХХ столетия.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/09/harakteristika-tvorchestva-bunina-emigrantskogo-perioda.html

Особенности творчества и. А. Бунина

Подобный материал:

  • Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви по Бунину, становятся вершиной, 32.31kb.
  • И. А. Бунина По горизонтали: Персонаж романа И. Бунина “Жизнь Арсеньева”. Псевдоним, 37.88kb.
  • Ивана Алексеевича Бунина сценарий. Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного, 240.97kb.
  • «Любовь в жизни и в творчестве И. А. Бунина», 179.11kb.
  • Лекция с элементами беседы, 63.42kb.
  • Любви в прозе Бунина, 34.73kb.
  • Для студентов 3 курса заочного отделения журналистики ифиж сгу, 59.53kb.
  • Кочеткова Елена Валентиновна > 6-7 класс Поэзия И. А. Бунина заседание, 71.06kb.
  • Литература на рубеже двух эпох. И. А. Бунин. Прочитать рассказы И. А. Бунина: «Господин, 12.18kb.
  • Нп «сибирская ассоциация консультантов», 64.62kb.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА И. А.

БУНИНАВыньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…

М. Горький

Иван Алексеевич Бунин — крупнейший мастер русской реа­листической прозы и выдающийся поэт начала XX века, родился 10 (22) октября 1870 года. Многое видел и пережил Бунин на своем долгом веку. Многое вместила его редкая память, на многое откликнулся его великий талант.

Деревенская и провинциальная глушь Средней России, страны Западной Европы, жизнь русского крестьянина, цейлон­ского рикши и американского миллионера, древние сторожевые курганы Дикого поля, места, где бились полки Игоревы, Греция, Египет, Сирия, Палестина, окраины Сахары, пирамиды Хеопса, развалины Баальбека, тропики, океан…

Словами любимого по­эта Саади говорил Бунин о себе: «Я стремился обозреть лицо мира и оставить на нем чекан души своей». Не было, пожалуй, другого писателя, который бы столь родственно воспринимал и вмещал в своем сознании далекую древность и современность, Россию, Запад и Восток.

Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запус­тение дворянских усадеб, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Он правдиво показал темноту и кос­ность старой деревни, создал множество своеобразных, запоми­нающихся характеров русских крестьян. Проникновенно писал о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с приро­дой, о тончайших движениях души.

Как чуткий художник, Бунин ощущал близость великих со­циальных потрясений. Наблюдавший вокруг социальное зло, невежество, жестокость, Бунин в то же время со скорбью и страхом ожидал скорого развала, падения «великой державы Российской». Это определило его отношение к революции и братоубийственной гражданской войне, понудило покинуть ро­дину.

Он написал одно из самых известных произведений о револю­ции 1917 года — «Жизнь Арсеньева»,— которое потрясает сво­ей правдивостью. Это один из немногих писателей старой Рос­сии, который не принял революцию, до конца остался верен себе, своим убеждениям. Литературная деятельность Бунина началась в конце 80-х годов XIX века.

Молодой писатель в таких рассказах, как «Кастрюк», «На чужой стороне», «На хуторе» и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе на «Краю света» автор описывает переселение безземельных крестьян Украины в далекий Уссурийский край, передает трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков.

Совет

Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знани­ем народной жизни. Происходит знакомство Бунина с писателя­ми старшего поколения. В эти годы Бунин пытается сочетать ре­алистические традиции с новыми приемами и принципами ком­позиции. Он становится близок к импрессионизму. В рассказах того времени господствует размытая фабула, создается музы­кальный ритмический рисунок.

Например, рассказ «Антоновские яблоки». В нем показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархаль­но-дворянского быта, которые окрашены лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым дворянским имениям.

На страницах возникают перед нами чару­ющие пейзажи, овеянные чувством любви к родине, которые ут­верждают счастье того момента, когда человек может полнос­тью слиться с природой. И все-таки социальные моменты постоянно присутствуют в его произведениях. Вот бывший солдат Мелитон из рассказа «Мелитон», которого прогнали сквозь строй и который потерял семью.

Или картины голода в рассказах «Руда», «Эпитафия», «Новая дорога». Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план в рассказах «Туман», «Тишина». В них на первый план выступают вечные проблемы жизни и смерти, неувядающая красота природы. В 1909 году Бунин возвращается к теме деревни. Он пишет прекрасное произведение «Деревня».

Деревенская жизнь дана в нем через восприятие братьев Тихона и Кузьмы Красновых. Кузьма хочет учиться, Тихон закоренелый кулак, который без­жалостен к крестьянам. В рассказе правдиво показана отрица­тельная сторона деревенского быта, угнетение крестьян, их разо­рение. В 1911 —1913 годах Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности.

В этот период он пишет «Суходол», «Последнее свидание», «Хорошая жизнь», «Чаша жизни», «Игнат» и другие повести. Например, в повести «Сухо­дол» Бунин пересматривает традиции поэтизации усадебной жиз­ни, преклонения перед красотой угасающих дворянских гнезд. Накануне революционных событий Бунин пишет рассказы, особенно обличающие погоню за наживой.

В них звучит осужде­ние буржуазного общества. В рассказе «Господин из Сан-Фран­циско» писатель особенно подчеркнул эфемерность власти денег над человеком. Стоило богатому господину умереть, его деньги, положение перестают играть малейшую роль в судьбе его се­мьи.

В рассказе осуждается этот престарелый господин, кото­рый в погоне за своими миллионами погубил тысячи жизней других людей. Классическими произведениями о любви стали рассказы «Легкое дыхание» и «Холодная осень». В них с невероятной си­лой показаны характеры русских женщин.

Читайте также:  Сочинение по картине айвазовского девятый вал описание

«Легкое дыхание» — поэтический взлет юной, восторженной души, которая сгорела в пламени своих невыраженных чувств, задохнулась необычайно легким дыханием. «Холодная осень» — позднее произведение писателя.

Обратите внимание

В нем через рассказ о жизни женщины, которая про­несла через войну, смерть, лишения любовь к человеку и роди­не, чувствуется бунинская тоска по родине, его переживания, любовь к России. Живя в эмиграции, Бунин жестоко страдал от разлуки с Рос­сией, мрачно убеждал всех и себя самого в ее конце, писал в первые годы раскаленным пером полустатьи, полупамфлеты, полурассказы.

Однако почерневшая от горя душа его не пере­ставала украдкой возвращаться в родные места. Среди тем намечалась одна — главная. Бунин искал челове­ка всеобъемлющего, целого — уже готовилась «Жизнь Арсенье-ва» — этот монолог о России, о ее неповторимой природе, взра­щенной в ее недрах культуре, о ее национальной душе. Авто­биографическая основа «Жизни Арсеньева» несомненна.

Но пе­ред нами, собственно, не воспоминания, а произведение, в котором давние события и факты преобразованы, переосмысле­ны. Первые детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и быт нищающего дворянства служат лишь канвой для фило софской и этической концепции Бунина.

Автобиографический материал преображен писателем столь сильно, что книга эта смыкается с рассказами зарубежного цикла, в которых художе­ственно осмысливаются вечные проблемы — жизнь, любовь, смерть. Главное в романе — расцвет личности человека.

Перед нами исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, в которой проявились самые ранние его творческие импульсы. «Жизнь Арсеньева» носит ито­говый характер, обобщает события и явления почти полувеко­вой давности. Выделяется роман в ряду поздних произведений Бунина чувством полного торжества любви над смертью.

«Жизнь Арсеньева» — главная книга Бунина, главная пото­му, что она. при своем небольшом объеме, как бы собрала все написанное им до нее. В 1933 году «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер» Бу­нину была присуждена самая престижная премия — Нобелевская премия в области литературы. Долгое время известность Бунина-прозаика несколько засло­няла для читателей его поэзию. Лирика писателя являет нам при­мер высокой национальной культуры. Любовь к родной земле, ее природе, ее истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись привер­женностью к прочным классическим традициям. Близость к природе, к деревенской жизни, ее трудовым ин­тересам, ее эстетике не могли не отразиться и на формирова­нии литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальной. Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, которая навеяна впечатлениями родной ему Орловщины, среднерусской природы. В стихотворении «Родине» (1891 г.) Бунин резко и мужественно говорит о род­ной стране:

^ Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогий видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей…

Излюбленной темой его стихов была природа. Ее образ про­ходит через все его поэтическое творчество. Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту уда­лось, следуя Фету и Полонскому, достичь истинной красоты и совершенства стиха. Лишь говоря с природой на ее языке, мож­но было войти в ее бесконечный и таинственный мир:

^ Усадьба по-осеннему молчала.

Весь дом был мертв в полночной тишине,

И, как ребенок брошенный, кричала

Ушастая пустушка на гумне.

В противовес беззаботному отношению к природе поэтов на­роднического толка, Бунин с сугубой дотошностью, точно вос­производит ее мир:

^ Шумели листья, облетая,

Лес заводил осенний вой…

Каких-то серых птичек стая

Кружилась по ветру с листвой.

Хотелось вместе с вихрем шумным

Кружиться по лесу, кричать

И каждый медный лист встречать

Восторгом радостно-безумным!

Буниным написано огромное количество прекрасных произ­ведений, где он философствует, размышляет о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире:

^ Я человек: как Бог, я обречен

Познать тоску всех стран и всех времен.

Важно

Философская лирика периода 1917 года все более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса. Мистическое и смертное ды­хание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции.

Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического ге­роя. Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания по­здней поры. За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту.

Он изображает красоту мира, русской природы, раз­мышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти зву­чит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты… Бунин был превосходным переводчиком. Он переводил Бай­рона («Каин», «Манфред»), Мицкевича («Крымские сонеты»).

Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было со­здано писателем. Певец русской природы, мастер интимной ли­рики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.

Для нас он является вечным символом любви к своему Оте­честву и образцом культуры.

Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по дарованию, аналитик по складу ума, неутомимый путе­шественник, Бунин совмещал, казалось бы, несовместимые гра­ни мировосприятия: возвышенно-поэтический строй души и ана­литически трезвое видение мира, напряженный интерес к совре­менной России и к прошлому, к странам древних цивилизаций, неустанные поиски смысла жизни и религиозное смирение перед ее непознаваемой сутью.

Источник: http://geum.ru/next/art-87482.php

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Иван Алексеевич Бунин — крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века, родился 10 (22) октября 1870 года.
    Многое видел и пережил Бунин на своем долгом веку. Многое вместила его редкая память, на многое откликнулся его великий талант.

Деревенская и провинциальная глушь Средней России, страны Западной Европы, жизнь русского крестьянина, цейлонского рикши и американского миллионера, древние сторожевые курганы Дикого поля, места, где бились полки Игоревы, Греция, Египет, Сирия, Палестина, окраины Сахары, пирамиды Хеопса, развалины Баальбека, тропики, океан…

Словами любимого поэта Саади говорил Бунин о себе: “Я стремился обозреть лицо мира и оставить на нем чекан души своей”. Не было, пожалуй, другого писателя, который бы столь родственно воспринимал и вмещал в своем сознании далекую древность и современность, Россию, Запад и Восток.

    Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение дворянских усадеб, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Он правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал множество своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян.

Совет

Проникновенно писал о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.     Как чуткий художник, Бунин ощущал близость великих социальных потрясений. Наблюдавший вокруг социальное зло, невежество, жестокость, Бунин в то же время со скорбью и страхом ожидал скорого развала, падения “великой державы Российской”.

Это определило его отношение к революции и братоубийственной гражданской войне, понудило покинуть родину.     Он написал одно из самых известных произведений о революции 1917 года — “Жизнь Арсеньева”,— которое потрясает своей правдивостью. Это один из немногих писателей старой России, который не принял революцию, до конца остался верен себе, своим убеждениям.

    Литературная деятельность Бунина началась в конце 80-х годов XIX века. Молодой писатель в таких рассказах, как “Кастрюк”, “На чужой стороне”, “На хуторе” и других, рисует безысходную нищету крестьянства.

В рассказе на “Краю света” автор описывает переселение безземельных крестьян Украины в далекий Уссурийский край, передает трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков.     Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни. Происходит знакомство Бунина с писателями старшего поколения.

В эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции. Он становится близок к импрессионизму. В рассказах того времени господствует размытая фабула, создается музыкальный ритмический рисунок.     Например, рассказ “Антоновские яблоки”.

В нем показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, которые окрашены лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым дворянским имениям.

На страницах возникают перед нами чарующие пейзажи, овеянные чувством любви к родине, которые утверждают счастье того момента, когда человек может полностью слиться с природой.     И все-таки социальные моменты постоянно присутствуют в его произведениях. Вот бывший солдат Мелитон из рассказа “Мелитон”, которого прогнали сквозь строй и который потерял семью.

Или картины голода в рассказах “Руда”, “Эпитафия”, “Новая дорога”. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план в рассказах “Туман”, “Тишина”. В них на первый план выступают вечные проблемы жизни и смерти, неувядающая красота природы.     В 1909 году Бунин возвращается к теме деревни. Он пишет прекрасное произведение “Деревня”.

Обратите внимание

Деревенская жизнь дана в нем через восприятие братьев Тихона и Кузьмы Красновых.     Кузьма хочет учиться, Тихон закоренелый кулак, который безжалостен к крестьянам. В рассказе правдиво показана отрицательная сторона деревенского быта, угнетение крестьян, их разорение.     В 1911 —1913 годах Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности.

В этот период он пишет “Суходол”, “Последнее свидание”, “Хорошая жизнь”, “Чаша жизни”, “Игнат” и другие повести. Например, в повести “Суходол” Бунин пересматривает традиции поэтизации усадебной жизни, преклонения перед красотой угасающих дворянских гнезд.     Накануне революционных событий Бунин пишет рассказы, особенно обличающие погоню за наживой. В них звучит осуждение буржуазного общества. В рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель особенно подчеркнул эфемерность власти денег над человеком. Стоило богатому господину умереть, его деньги, положение перестают играть малейшую роль в судьбе его семьи. В рассказе осуждается этот престарелый господин, который в погоне за своими миллионами погубил тысячи жизней других людей.

    Классическими произведениями о любви стали рассказы “Легкое дыхание” и “Холодная осень”. В них с невероятной силой показаны характеры русских женщин.

“Легкое дыхание” — поэтический взлет юной, восторженной души, которая сгорела в пламени своих невыраженных чувств, задохнулась необычайно легким дыханием. “Холодная осень” — позднее произведение писателя.

В нем через рассказ о жизни женщины, которая пронесла через войну, смерть, лишения любовь к человеку и родине, чувствуется бунинская тоска по родине, его переживания, любовь к России.

    Живя в эмиграции, Бунин жестоко страдал от разлуки с Россией, мрачно убеждал всех и себя самого в ее конце, писал в первые годы раскаленным пером полустатьи, полупамфлеты, полурассказы. Однако почерневшая от горя душа его не переставала украдкой возвращаться в родные места.
    Среди тем намечалась одна — главная. Бунин искал человека всеобъемлющего, целого — уже готовилась “Жизнь Арсеньева” — этот монолог о России, о ее неповторимой природе, взращенной в ее недрах культуре, о ее национальной душе. Автобиографическая основа “Жизни Арсеньева” несомненна. Но перед нами, собственно, не воспоминания, а произведение, в котором давние события и факты преобразованы, переосмыслены. Первые детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и быт нищающего дворянства служат лишь канвой для философской и этической концепции Бунина. Автобиографический материал преображен писателем столь сильно, что книга эта смыкается с рассказами зарубежного цикла, в которых художественно осмысливаются вечные проблемы — жизнь, любовь, смерть.     Главное в романе — расцвет личности человека. Перед нами исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, в которой проявились самые ранние его творческие импульсы. “Жизнь Арсеньева” носит итоговый характер, обобщает события и явления почти полувековой давности. Выделяется роман в ряду поздних произведений Бунина чувством полного торжества любви над смертью.     “Жизнь Арсеньева” — главная книга Бунина, главная потому, что она. при своем небольшом объеме, как бы собрала все написанное им до нее.     В 1933 году “за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер” Бунину была присуждена самая престижная премия — Нобелевская премия в области литературы.     Долгое время известность Бунина-прозаика несколько заслоняла для читателей его поэзию. Лирика писателя являет нам пример высокой национальной культуры.     Любовь к родной земле, ее природе, ее истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям.     Близость к природе, к деревенской жизни, ее трудовым интересам, ее эстетике не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальной. Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, которая навеяна впечатлениями родной ему Орловщины, среднерусской природы. В стихотворении “Родине” (1891 г.) Бунин резко и мужественно говорит о родной стране:     Они глумятся над тобою,     Они, о родина, корят     Тебя твоею простотою,     Убогий видом черных хат…     Так сын, спокойный и нахальный,     Стыдится матери своей —     Усталой, робкой и печальной     Средь городских его друзей…

    Излюбленной темой его стихов была природа. Ее образ проходит через все его поэтическое творчество.

    Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту удалось, следуя Фету и Полонскому, достичь истинной красоты и совершенства стиха. Лишь говоря с природой на ее языке, можно было войти в ее бесконечный и таинственный мир:     Усадьба по-осеннему молчала.     Весь дом был мертв в полночной тишине,     И, как ребенок брошенный, кричала     Ушастая пустушка на гумне.     В противовес беззаботному отношению к природе поэтов народнического толка, Бунин с сугубой дотошностью, точно воспроизводит ее мир:     Шумели листья, облетая,     Лес заводил осенний вой…     Каких-то серых птичек стая     Кружилась по ветру с листвой.     Хотелось вместе с вихрем шумным     Кружиться по лесу, кричать —     И каждый медный лист встречать     Восторгом радостно-безумным!     Буниным написано огромное количество прекрасных произведений, где он философствует, размышляет о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире:     Я человек: как Бог, я обречен     Познать тоску всех стран и всех времен.     Философская лирика периода 1917 года все более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса. Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя. Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры.     За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту. Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты…     Бунин был превосходным переводчиком. Он переводил Байрона (“Каин”, “Манфред”), Мицкевича (“Крымские сонеты”).

Читайте также:  Образ и характеристика платона михайловича горича в комедии горе от ума грибоедова сочинение

    Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.

    Для нас он является вечным символом любви к своему Отечеству и образцом культуры.

    Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по дарованию, аналитик по складу ума, неутомимый путешественник, Бунин совмещал, казалось бы, несовместимые грани мировосприятия: возвышенно-поэтический строй души и аналитически трезвое видение мира, напряженный интерес к современной России и к прошлому, к странам древних цивилизаций, неустанные поиски смысла жизни и религиозное смирение перед ее непознаваемой сутью.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/bunin-i-a/2867-osobennosti-tvorchestva-i-a-bunina

Особенности творчества И. А. Бунина

симпатизирует и сочувствует своему герою, уважает его за нравственное здоровье, за умение жить в согласии с собой.

Всего один день в одном лагере, изображенный писателем, стал символом страшной эпохи, в которой жила наша страна. Осудив бесчеловечную систему, Солженицын, вместе с тем, создал образ подлинно национального героя, сумевшего сохранить лучшие качества русского народа.

1. Шнеерсон М. Александр Солженицын. — Франкфурт-на-Майне: Посев, 2004.

2. Геллер М. Александр Солженицын: к семидесятилетию со дня рождения. — London, 1989.

3. Нива Ж. Солженицын. — М.: Худож. литература”, 2002.

4. Латынина А. Крушение идеократии: от «Одного дня Ивана Денисовича» к «Архипелагу ГУЛАГ» // Литературное обозрение. — 2000. — С. 3−8.

Важно

5. Русские писатели: ХХ век: библиографический словарь в 2 ч. / Под ред. Н. Н. Скатова. — М., 2008. — Ч. 2: М-Я. — С. 379−385.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА И.А. БУНИНА

© Тришкина В.М.*

Педагогический колледж № 18 «Митино», г. Москва Иван Алексеевич Бунин — крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века.

Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение дворянских усадеб, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню.

Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.

Ключевые слова писатель-реалист, певец русской природы, Родины, поэт, превосходный переводчик, символ любви к своему Отечеству.

Иван Алексеевич Бунин — крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века, родился 10 (22) октября 1870 года.

Многое видел и пережил Бунин на своем долгом веку. Многое вместила его редкая память, на многое откликнулся его великий талант.

Словами любимого поэта Саади говорил Бунин о себе: «Я стремился обозреть лицо мира и оставить на нем чекан души своей».

Совет

Не было, пожалуй, другого писателя, который бы столь родственно воспринимал и вмещал в своем сознании далекую древность и современность, Россию, Запад и Восток.

* Преподаватель русского языка и литературы.

Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение дворянских усадеб, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Он правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал множество своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно писал о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.

Как чуткий художник, Бунин ощущал близость великих социальных потрясений. Наблюдавший вокруг социальное зло, невежество, жестокость, Бунин в то же время со скорбью и страхом ожидал скорого развала, падения «великой державы Российской». Это определило его отношение к революции и братоубийственной гражданской войне, заставило покинуть родину.

Он написал одно из самых известных произведений о революции 1917 года — «Жизнь Арсеньева», — которое потрясает своей правдивостью. Это один из немногих писателей старой России, который не принял революцию, до конца остался верен себе, своим убеждениям.

Литературная деятельность Бунина началась в конце 80-х годов XIX века. Молодой писатель в таких рассказах, как «Кастрюк», «На чужой стороне», «На хуторе» и других, рисует безысходную нищету крестьянства.

В рассказе «На краю света» автор описывает переселение безземельных крестьян Украины в далекий Уссурийский край, передает трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков.

Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни. Происходит знакомство Бунина с писателями старшего поколения. В эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции. Он становится близок к импрессионизму. В рассказах того времени господствует размытая фабула, создается музыкальный ритмический рисунок.

Например, в рассказе «Антоновские яблоки» показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, которые окрашены лирической грустью и сожалением.

Однако в рассказе не только тоска по запустелым дворянским имениям.

Обратите внимание

На страницах возникают перед нами чарующие пейзажи, овеянные чувством любви к родине, которые утверждают счастье того момента, когда человек может полностью слиться с природой.

И все-таки социальные моменты постоянно присутствуют в его произведениях. Вот бывший солдат Мелитон из рассказа «Мелитон», которого прогнали сквозь строй и который потерял семью.

Вот картины голода в рассказах «Руда», «Эпитафия», «Новая дорога». Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план в рассказах «Туман», «Тишина».

В них на первый план выступают вечные проблемы жизни и смерти, неувядающая красота природы.

В 1909 году Бунин возвращается к теме деревни. Он пишет прекрасное произведение «Деревня». Деревенская жизнь дана в нем через восприятие братьев Тихона и Кузьмы Красновых.

Кузьма хочет учиться, Тихон закоренелый кулак, который безжалостен к крестьянам. В рассказе правдиво показана отрицательная сторона деревенского быта, угнетение крестьян, их разорение (21, 'www.sinp.com.ua').

В 1911—1913 годах Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности. В этот период он пишет «Суходол», «Последнее свидание», «Хорошая жизнь», «Чаша жизни», «Игнат» и другие повести. В повести «Суходол» Бунин пересматривает традиции поэтизации усадебной жизни, преклонения перед красотой угасающих дворянских гнезд.

Накануне революционных событий Бунин пишет рассказы, обличающие погоню за наживой. В них звучит осуждение буржуазного общества. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель подчеркивает эфемерность власти денег над человеком.

Классическими произведениями о любви стали рассказы «Легкое дыхание» и «Холодная осень». В них с невероятной силой показаны характеры русских женщин.

«Легкое дыхание» — поэтический взлет юной, восторженной души, которая сгорела в пламени своих невыраженных чувств, задохнулась необычайно легким дыханием. «Холодная осень» — позднее произведение писателя.

В нем через рассказ о жизни женщины, которая пронесла через войну, смерть, лишения любовь к человеку и родине, чувствуется бунин-ская тоска по родине, его переживания, любовь к России.

Важно

Среди тем намечалась одна — главная. Бунин искал человека всеобъемлющего, целого — уже готовилась «Жизнь Арсеньева» — этот монолог о России, о ее неповторимой природе, о ее культуре, о ее национальной душе. Автобиографическая основа «Жизни Арсеньева» несомненна. Но перед нами не воспоминания, а произведение, в котором давние события и факты преобразованы, переосмыслены.

Первые детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и быт нищающего дворянства служат лишь канвой для философской и этической концепции Бунина.

Автобиографический материал преображен писателем столь сильно, что книга эта смыкается с рассказами зарубежного цикла, в которых художественно осмысливаются вечные проблемы — жизнь, любовь, смерть.

Главное в романе — расцвет личности человека.

Перед нами исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, в которой проявились самые ранние его творческие импульсы.

«Жизнь Арсеньева» носит итоговый характер, обобщает события и явления почти полувековой давности. Выделяется роман в ряду поздних произведений Бунина чувством полного торжества любви над смертью.

«Жизнь Арсеньева» — главная книга Бунина, главная потому, что она, при своем небольшом объеме, как бы собрала все написанное им до нее.

В 1933 году за артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер, Бунину была присуждена самая престижная премия — Нобелевская премия в области литературы.

Долгое время известность Бунина-прозаика несколько заслоняла для читателей его поэзию. Лирика писателя являет нам пример высокой национальной культуры.

Любовь к родной земле, ее природе, ее истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям.

Близость к природе, к деревенской жизни, ее трудовым интересам, ее эстетике не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальной. Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой. В стихотворении «Родине» (1891 г.) Бунин резко и мужественно говорит о родной стране:

Они глумятся над тобою, Они, о Родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом черных хат… Так сын, спокойный и нахальный, Стыдится матери своей -Усталой, робкой и печальной Средь городских его друзей…

Излюбленной темой его стихов была природа. Ее образ проходит через все его поэтическое творчество.

Совет

Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту удалось, следуя Фету и Полонскому, достичь истинной красоты и совершенства стиха. Лишь говоря с природой на ее языке, можно было войти в ее бесконечный и таинственный мир. Буниным написано огромное количество прекрасных произведений, где он философствует, размышляет о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире:

Я человек: как Бог, я обречен Познать тоску всех стран и всех времен.

Философская лирика периода 1917 года все более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса.

Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя.

Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры.

За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту. Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невоспол-нимость этой утраты…

Бунин был превосходным переводчиком. Он переводил Байрона («Каин», «Манфред»), Мицкевича («Крымские сонеты»).

Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.

Для нас он является вечным символом любви к своему Отечеству и образцом культуры.

1. Болдырева Е. М., Леденев А. В. И. А. Бунин. Рассказы, Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. — М.: Дрофа, 2007. — 155 с.

2. Вересаев В. Литературные портреты. — М., Республика, 2000. — 526 с.

Обратите внимание

3. Краснянский В. В. словарь эпитетов Ивана Бунина. — М.: Азбуковник, 2008. — 776 с.

4. Лавров В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920−1953). — М.: Молодая гвардия, 1989. — 384 с.

5. Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. — М.: Советский писатель, 1989. — 512 с.

Источник: https://sinp.com.ua/work/678433/Osobennosti-tvorchestva-I-A

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector