Партизанская война в романе война и мир 10 класс сочинение

Партизанская война в романе Война и мир сочинение

Лев Николаевич Толстой в произведении «Война и мир» большое внимание уделил описанию партизанской войны. По Толстому «партизанской войне принадлежит право».

Если вспомнить 1812 год, то можно найти такую информацию, что французы считали себя победителями России. Они не учли такой факт, что феноменом русской армии абсолютно во всех сражениях и 19 и 20 веков, является единство и душевный отклик на беду, нависшую над Отечеством.

Именно этот феномен стал основой образования партизанского движения, которое очень помогло всей действующей русской армии.

Обратите внимание

Наполеон даже не допускал мысли, что простые люди, живущие в России, способны оказать сопротивление. Он был уверен, что французы очень легко и быстро завоюют Россию. Он не ожидал, что русские люди вступят в военные действия и война примет народный характер.

Кто такие партизаны? Это простые жители нашей необъятной Родины, порой не владеющие военными навыками, но горячо любящие свое Отечество, и готовые защитить его от врага.

Сначала Толстой показывает партизанские действия как стихийно создающиеся группки мужиков. Он показывает, как эти микроколлективы уничтожают французов. Что-то сходное получается у них с уничтожением бешеных псов.

Постепенно группки людей стали объединяться и таким образом возникла мощная народная армия. Это движение было официально признано на уровне государства, потому что его действия показали свою эффективность по борьбе с неприятельской армией.

Партизаны – это простые люди. Это, можно сказать, истинные патриоты своей страны. Для них защита Родины – естественный порыв души.

Лев Николаевич показывает читателю Долохова и Денисова, как истинных народных командиров отрядов. Они бесстрашны. Главное для них – это спокойствие России.

Кроме командиров, Толстой описывает и простых мужиков – партизан. Например, Тихон Щербатый. Это человек, которого автор наделяет богатырской силой, смекалкой. Он один прошел в стан врага, чтобы захватить в плен языка. И вот язык взят, но Тихон осознает, что для Денисова он не подходит – слишком мало знает – убивает его.

Денисова же Толстой показывает как человека, обдумывающего свои действия. Он берет французов в плен, и под расписку отсылает их….

Важно

Денисов осознает, что если он попадет в плен, то его убьют сразу же, не проводя никаких реабилитационных действий.

Описывая партизанскую войну, Лев Николаевич выступает в роли ее участника. Он показывает читателю не просто исторический факты и реалии, но и реальных людей, их мысли и переживания.

Толстой говорит о том, что война – это средство для каждого. Только у всех цели разные: кто-то ищет славы и почестей, кто-то всей душой за Отечество, кто-то не мыслит себя без России….

Для Льва Толстого важно, чтобы русские сохранили единство. Ибо в единстве наша сила. Не будет единства – русской армии придет крах….

Для русской армии не надо принуждения, чтобы в трудную и опасную минуту выступить на защиту своего Отечества.

Сочинение Партизанская война в романе Толстого Война и мир

Лев Николаевич не просто представил в своем романе войну с Наполеоном. Он показал ее через обычных людей, через их восприятие происходящего и их отношение. Давал он свою оценку различным ситуациям. При этом подчеркивая, что только лишь один Кутузов понимал истинную суть дел.

Видел великий полководец и бессмысленность атак на бегущую армию недруга. Он прекрасно понимал, что, начавшие формироваться, небольшие партизанские отряды и то положение, в котором находились французы, довершат эту войну.

Действительно, положение вражеского войска было плачевно. Погодные условия, непривычные для них сделали свое дело. А то, что они сами себя лишили запасов, разоряя Москву, послужило еще одной для них неприятностью.

Совет

И, в завершение всех их бед – партизанские нападения. Цель у народа была одна – очистить родные земли от захватчиков. И он гнал их к границе, уничтожая по частям великую армию. Роль партизанских отрядов очень велика.

Кем-то из участников этих организаций двигал истинный патриотизм. Кем-то – жажда славы. Так, Петя Ростов, прибыв в отряд партизан, представлял все это, как игру, не воспринимая всерьез истинных опасностей. Он постоянно искал случая отличиться.

То, или иное руководило народом, не так важно. Важно то, что это стало завершающим аккордом войны. Наполеон никак не ожидал такой стойкости и силы духа от русских. Думал он, что победа достанется ему без труда. Он все недоумевал, какая же неведомая сила заставляла их вновь и вновь подниматься против него. А сила эта – народ. Велика эта сила и непобедима.

В отряды партизан, в большинстве, входил простой люд. Ему не знакомы были ни тактика боя, ни другие тонкости военного дела. Но, знакомо было ему чувство любви к родной земле и нежелание присутствия на ней врага. Движимый этим и объединялся он для нападений.

В то время, как в высших кругах плелись интриги, народ не раздумывал. Он просто действовал. Большую значимость имели отряды Денисова и Долохова, представленные в романе. Было же таких объединений намного больше. И все они внесли неоценимую значимость в ход войны.

Переломный момент в пользу русских наступил именно по причине влияния и условий, к которым французы были не готовы, и за счет нападений партизан.

Казалось бы, небольшие по численности группы людей не могли настолько навредить противнику.

Однако, преимущество их было именно во внезапности нападений и возможности скрыться, нанеся рану и без того уже измученному войску. На этом этапе войны французская армия представляла жалкое зрелище.

Обратите внимание

Партизанские разведки так же имели большую значимость. Одному, или двум, людям не столько составляло труда выведать необходимую информацию. А потом применить эти сведения для очередного нападения.

Сила народа – великая сила. Это доказали отряды добровольцев, стремившихся изгнать врага из своей страны до единого.

Партизанская война в романе Война и мир

  • Сочинение на тему Поход в лес 3, 5 классОднажды, я и мой лучший друг решили, что нам нужно совершить прогулку в весенний лес, так как за зимнее время мы уже успели соскучится по природе, а эта удивительная прогулка смогла бы нам помочь вспомнить все прелести нашей родной природы.
  • Сочинение на тему Хоровод муз (Творчество А.Блока)Александр Блок входит в число выдающихся русских поэтов. Жизнь поэта была насыщенной, каждый бы мог ему в чем-то позавидовать. Ушел из жизни Блок очень рано в 41 год, но столь короткое время жизни было наполнено многими событиями, многие люди и за 80 лет
  • Сочинение по картине Репина Стрекоза 6 классЗнаменитый русский художник Илья Ефимович Репин за свою творческую жизнь написал немало картин. Часто сюжетом его творений становились исторические события того времени или события, значимые для отдельных семей и людей.
  • Сочинение Голова профессора Доуэля 5 классДанное произведение относится к жанру научной фантастики. Автор комментировал, что это частично автобиография, так как он в процессе тяжелой формы болезни туберкулеза позвоночника
  • Сочинение Зачем розе нужны шипы 7 классРоза, цветок необычный. Роза символизирует очень многое в нашей жизни. Но зачем ей нужны шипы? Я думаю, что своими шипами, роза как-бы говорит нам ” я красива, я нравлюсь вам, но насколько я красива, настолько я и опасна “.
  • Сочинение Что значит быть счастливым 8 классМногие задают вопрос себе и другим, что значит быть счастливым? Каждый человек имеет своё понятие о счастье. Счастливые люди не живут воспоминаниями о прошлом и сильно не грузят себя мыслями о дальнейшем будущем.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/partizanskaya-vojna-v-romane-vojna-i-mir

Партизанская война в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

    Война 1812 года изображена Толстым как великая, народная, героическая эпопея: “Я старался писать историю народа”; “В “Войне и мире” я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года”.

    Патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но Толстой противопоставляет истинный патриотизм показному, который слышался в речах и возгласах на собрании московских дворян, о котором кричали афиши Растопчина.

Мысль о народном ополчении пугала многих дворян. Они переживали по поводу того, не наберутся ли крестьяне вольного духа (“Лучше еще набор…

а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, а только один разврат”, – раздавались голоса на собрании дворянства).

    Однако лучшие представители дворян, такие, как старый князь Болконский и Пьер, создают ополчения из своих крестьян; служат в армии, как князь Андрей и Николай Ростов; участвуют в партизанской войне, как Денисов.

Даже пятнадцатилетний Петя Ростов рвется в армию и не представляет себе, чтобы родители не поняли глубины его патриотического чувства: “… я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и все…

я не могу ничему учиться теперь… когда отечество в опасности”.

    По мере того, как французы продвигались вглубь России, в войну втягивались все новые и новые слои населения, росла ненависть к врагу. Купец Ферапонтов в Смоленске сжигает свой постоялый двор, чтобы ничего не досталось французам. Мужики Карп и Влас не только не хотят продавать врагам сено, но и сжигают его. 

    Толстой показывает, как с момента взятия Смоленская война становилась народной. В первой же битве под Смоленском французы столкнулись со всенародным сопротивлением. “…Мы в первый раз дрались там за русскую землю, – говорит князь Андрей, – в войсках был такой дух, какого никогда я не видал”.

Важно

    Особенно выразительно раскрывается народный характер войны 1812 года в картинах подготовки и проведения Бородинского сражения. Приехав в Можайск, “Пьер увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою”. 

    Описывая сражение батареи Раевского, Толстой показывает высокое чувство товарищества, сознание долга, физическую и моральную силу солдат. Редут Раевского переходит то к французам, то к русским, он покрыт трупами, но русское знамя реет над ним. По мнению Толстого, главное условие победы или поражения – дух армии, ее моральная сила. Оценивая роль Бородинского сражения в войне 1812 года, писатель утверждает, что под Бородином наполеоновская Франция в первый раз испытала на себе руку “сильнейшего духом противника”. Бегство наполеоновской армии из Москвы явилось следствием того удара, который она получила в Бородинской битве.

    Исторически верно Толстой пишет, что партизанская война в 1812 году возникла не по приказанию правительства, а стихийно. “Партизаны уничтожали великую армию по частям”. 

    План развертывания всенародной партизанской борьбы с врагом был предложен Кутузову Денисовым. Денисов утверждал, что для борьбы с Наполеоном нужна только “одна система – партизанская”. Он возглавил партизанский отряд в 200 человек. 

    В его отряде были и солдаты, и крестьяне. “Самым полезным и храбрым человеком” был Тихон Щербатый, “мужик из Покровского под Гжатью”, который с топором в руках брал французских “миродеров”: “Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов”. 
    Отряд Денисова совершает героические подвиги, уничтожая врага. Среди руководителей партизанских партий были люди самых разных сословий: “Был начальником партии дьячок, взявший за месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов”. Толстой пишет: “…Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”.

Читайте также:  Сочинение прокурор в поэме мертвые души гоголя образ и характеристика

    Патриотическим чувством объяснял Толстой и уход жителей из Москвы после вступления в город французов: “Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть. Это было хуже всего”.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/8567-partizanskaya-vojna-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir

Партизанская война в романе «Война и мир»

В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил написание одного из самых глобальных произведений — романа-эпопеи «Война и мир». Он поднимает многие важные моменты, которые касаются как гражданских, так и военных людей. Отдельное место писатель выделяет для описания партизанской войны, которая стала решающим фактором в победе над французами в 1812 году.

Во все времена считалось, что войну выигрывают не столько фронтовые бойца, сколько партизаны. Ведь они действуют спонтанно, не следуя каким-то определенным военным законам и правилам. Их действия заставили правительство официально признать участие партизанских отрядов в войне.

Лев Николаевич Толстой говорит о том, что люди, борющиеся в качестве партизан — авантюристы по натуре, которые не бояться действовать. Яркими представителями этого движения в романе «Война и мир» выступают Долохов и Денисов, которые не собираются объединяться с другими союзническими странами.

Они прекрасно знают правила поведения на войне, но это не мешает им лихо пробираться во вражеский стан и наносить ощутимый ущерб.

Также война способна объединять людей, которые, скорее всего бы никогда не встретились, а, даже если бы встреча состоялась, то точно не разговаривали бы друг с другом. Ярким примером можно считать отношения Денисова и Тихона, которые почти сразу нашли общий язык.

Несмотря на то, что порой они действуют разными методами, герои способны договориться и находят друг в друге положительные моменты. Но все же в некоторых моментах их мнения полностью расходятся. Так, поймав «языка» и поняв, что тот ничего не знает, Тихон тут же его убивает и ничуть не сожалеет о содеянном.

А Денисов в свою очередь не может совершить бессердечное убийство и отдает пленных под расписку. Причем оба понимают, что будь они на их месте, о пощаде можно было бы даже не заикаться.

Большинство людей, которые служат в партизанских отрядах, прекрасно понимают это и все другие тяготы и опасности, с которыми придется столкнуться. Они уверены в том, куда идут.

Совет

Но бывает, что попадаются совсем молодые люди, которые еще толком ничего не знают о военных действиях: именно поэтому они думают, что это все одна сплошная игра. Также думал и Петя Ростов, которые пришел к партизанам с романтическими идеями. Но совсем скоро молодой герой все же понял, что такое настоящая война.

Но даже такие романтичные особы кое в чем схожи с другими представителям партизанства. Все, кто когда-либо был в их числе, приходили по доброе воле, потому что желали защитить свое отечество, свои дома и семьи.

Если сказать, что никто из них не боялся, то это будет ложью, ведь страх — это нормальное состояние, при тех обстоятельствах, когда его можно обратить в нужное дело. Однако никто ни на минуту не сомневался в том, должен ли он находиться среди партизан или нет.

Таким образом, в романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой уделяет большое внимание партизанской войне, считая, что это ключевой момент для победы над вражескими силами. Писатель показывает, как люди себя ведут в тех или иных условиях, и как война

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/02/partizanskaja-vojna-v-romane-vojna-i-mir.html

Сочинение на тему «Партизанская война в романе Л.H. Толстого «Война и мир»

Отношение Л.H. Толстого к войне противоречиво и неоднозначно.

С одной стороны, писатель, как гуманист, считает войну «самым гадким делом в жизни», противоестественным, чудовищным по своей жестокости, «целью которого является убийство», орудием — «шпионство и измена, обман и ложь, называемые военными хитростями». Война, по мнению Толстого, несет лишь насилие и страдания, разъединяет людей и ожесточает их, заставляет преступать общечеловеческие нравственные законы…

И в то же время Толстой, будучи патриотом, воспевает войну, «не подходящую ни под какие прежние предания», войну партизанскую, «начавшуюся со вступления неприятеля в Смоленск» и, по мысли автора, явившуюся одной из главных причин поражения французов в России и гибели наполеоновской армии. Толстой характеризует эту «войну не по правилам» как стихийную, сравнивая ее с дубиной, «поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил гвоздившей французов пока не погибло все нашествие».

Порожденная «чувством оскорбления и мести», личной ненависти к французам, которую испытывали и жители Москвы, покидавшие свои дома и уезжавшие из города, чтобы не покориться армии Наполеона, и мужики, сжигавшие все свое сено, чтобы оно не досталось французам, идея этой войны постепенно охватила все слои общества.

Пробудившееся национальное самосознание, нежелание быть побежденными Наполеоном объединили различные сословия в борьбе за свободу и независимость России.

Именно поэтому партизанская война столь разнообразна в своих проявлениях, так непохожи друг на друга и партизанские отряды: «были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами; были одни казачьи были мужицкие и помещичьи».

Великая армия Наполеона уничтожалась по частям, тысячи французов — отсталых мародеров, фуражиров — были истреблены партизанами, их многочисленными «мелкими, сборными, пешими и конными» отрядами.

Обратите внимание

Герои этой войны — представители различных сословий, имеющие мало общего, но объединенные общей целью защиты родины.

Это дьячок, «взявший в месяц несколько сот пленных», гусар Денис Давыдов, «которому принадлежит первый шаг» в узаконивании партизанской войны, старостиха Василиса, «побившая сотни французов», и, конечно, Тихон Щербатый.

В образе этого партизана Толстой воплощает определенный тип русского крестьянина, не кроткого и смиренного, как Платон Каратаев, а необычайно смелого, не лишенного доброго, нравственного начала в душе, но во многом действующего инстинктивно.

Потому он с легкостью убивает французов, «худого им не делает, но мародеров десятка два побил».

Тихон Щербатый, «один из самых нужных, полезных и храбрых людей в партии», отличается ловкостью и смекалкой: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов».

Но в то же время безрассудная жестокость Тихона, имевшего обыкновение не приводить языков и не брать пленных, но избивавшего врагов не из-за ненависти и злобы, а в силу своей неразвитости, противоречит гуманистическим убеждениям Толстого.

С этим героем, как и с Долоховым, командовавшим небольшой партией и бесстрашно отправляющимся на самые опасные вылазки, связана своеобразная идеология партизанской войны, отраженная еще в словах князя Андрея: «Французы разорили мой дом, они враги мои, они все преступники. Их надо казнить».

Долохов считал «глупой любезностью», «рыцарством» оставлять в живых французов, которые все равно «помрут с голоду или окажутся побитыми другой партией».

Однако такой герой, как Денисов, отпускавший пленных «под расписку», «не имевший на совести ни одного человека» и «не желавший марать честь солдата», а также Петя Ростов, «чувствовавший любовь ко всем людям», испытывавший жалость к Винсенту Боссе, юному барабанщику, взятому в плен, воплощают толстовские идеи гуманизма, сострадания и любви к людям.

Важно

Законы мира, по мысли автора, непременно восторжествуют над войной, ибо на смену враждебности и ненависти по отношению к противнику приходит жалость и сочувствие.

Так, после сражения под Красным Кутузов обращается к армии с призывом о том, что «пока французы были сильны их били, а теперь и пожалеть можно тоже и они люди», а пленный итальянец признается Пьеру, что «воевать с таким народом, как русские, — грех, ибо они, столь пострадавшие от французов, даже злобы против них не имеют…»

Итак, Толстой неоднозначно относится и к самой партизанской войне. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех сословий в их любви к родине и в общем желании не дать врагу захватить Россию.

Только война партизанская, то есть освободительная, являющаяся не «игрой», не «забавой праздных людей», а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, справедлива, по мнению Толстого.

Но все-таки любая, даже и справедливая война несет разрушение, боль и страдания, является олицетворением злого, антигуманного начала, и гибель Пети Ростова, искренне любившего окружающий мир, подобно всем лучшим толстовским героям способного видеть красоту и величие неба и, очевидно, сумевшего бы понять высший смысл жизни, показывает чудовищность и жестокость войны.

Согласно толстовской концепции мира и единения людей как проявления высшей гармонии, всепобеждающая сила христианской любви восторжествует над враждебным, разоблачающим началом войны. Потому и партизанская война, воспетая Толстым в романе, является, по мысли автора, проявлением народного гнева, но не воплощением гуманизма и высшего блага.

Источник: http://voynablog.ru/2015/09/10/sochinenie-na-temu-partizanskaya-vojna-v-romane-l-h-tolstogo-vojna-i-mir/

Значение партизанской войны в романе «Война и мир»

После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по старой Смоленской дороге, их войско двигалось по тому же пути, каким пришло в Россию, поэтому вместо обильных, урожайных земель их встречали выжженные поля и разоренные деревни. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Из-за неповоротливых обозов с награбленным в Москве имуществом войско двигалось медленно, окончательно сбив строй.

Но не голод и болезни, а множество партизанских отрядов, успешно нападавших на обозы и даже целые отряды французов, уничтожало французское войско.

Партизанские отряды сильно различались: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок, взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».

Совет

Были партизаны, относившиеся к пойманным французам как к военнопленным, с должным уважением, были те, которые безжалостно убивали их за разорение своих деревень, домов или ради богатой добычи.

В части романа «Война и мир», рассказывающей о партизанской войне, описаны события всего лишь неполных двух дней, но сколько реализма и трагичности в этом повествовании! Именно здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая.

О смерти князя Андрея, даже о смерти Элен и старого Безухова мы узнаем косвенно. Герой на минуту покидает умирающего и уже не видит его смерти. Автор просто констатирует факт. А смерть Пети Ростова, такая быстрая и неожиданная, происходит на глазах Денисова и Долохова.

Эта смерть просто и коротко описана читателям. Этим усугубляется суровый реализм описания. Вот она, война. Даже вид Бородинского поля, усеянного трупами и ранеными, не вызывает такого тяжелого впечатления. Толстой дает почувствовать читателю, что война – это когда убивают.

Она ужасна, неприемлема, противоестественна.

Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из вражеского стана, высунувшегося из-за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!»? Эти вопросы ставит Толстой перед читателями. Опомнитесь, люди, перестаньте убивать ради убийства, ради денег, ради чего бы то ни было!

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – это война народа, который не может по самой своей сути жить под властью захватчиков.

Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях, независимо от социального происхождения, «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации уверен Толстой.

Движимые различными целями и интересами люди разных сословий делают все, что можно только сделать для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считает, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом.

Обратите внимание

Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны для чего-то вооружаются и убивают, прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Читайте также:  Сочинение наташа в пьесе на дне горького образ и характеристика

Медведь, залезший в улей, мог бы прогнать, победить другого медведя, если бы тот был слабее его, но он ничего не может поделать с роем разъяренных пчел.

Так и французское войско: оно могло бы победить русскую армию в сражении, но оно бессильно против партизанских отрядов, голода и болезней.

«Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

Поэтому Наполеон напрасно ждал ключей от Москвы на Поклонной горе, хотя, по правилам ведения европейской войны, мог считать себя хозяином города и рассчитывать на соответствующий прием.

Поэтому его войско было уничтожено благодаря партизанской войне, «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны.

Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

Рекомендуем почитать ►

Рассказ Носова «Мишкина каша»

В своем романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой реализует несколько целей. Одна из них – показать развитие, «диалектику души» героев произведения. Можно отметить, что, следуя этой цели, писатель подвергает персонажей испытаниям: испытанию любовью, испытанию семейной и светской жизнью, испытанию смертью.

Последнего испытания не избежал почти никто из главных героев.

Смерть приходит в жизнь каждого из них по-разному: то врывается гибелью близкого человека, то впивается в грудь осколком снаряда, порой пролетает мимо темной тенью, оставляя беспокойство и страх, а порой – просветлением души, желанием жить дольше и лучше.

Некоторых своих героев Толстой «испытывает» даже не один раз. Например, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Важно

Причем создается впечатление, что, по мнению писателя, Болконский оба раза после ранений не прошел испытания, так как после первого ранения (под Аустерлицем) так и не оставил честолюбивых мечтаний, а во второй раз ему не хватило воли, чтобы выжить.

«Просветление» Андрея оказывается лишь признаком «пробуждения от жизни». Он наконец-то находит до той поры неизвестный ему смысл жизни (любовь божескую) и умирает.

Пример благотворного воздействия «дыхания смерти» — это испытание Пьера Безухова. Перенесенная Безуховым угроза расстрела в плену у французов вкупе с влиянием немудреной философии Платона Каратаева открывают перед Пьером возможность наслаждения самой жизнью, такой, какая она есть в данный момент и которая была скрыта от князя Андрея.

Такой уникальной способностью жить счастливо и дарить счастье окружающим обладала с рождения Наташа Ростова, ставшая впоследствии женой Пьера. Ровное течение ее жизни нарушает лишь вмешательство отрицательного персонажа Анатоля Курагина, что в итоге толкает Наташу к попытке самоубийства.

Однако она выдерживает это испытание смертью. Желание жить перебороло в Наташе желание умереть. В дальнейшем заложенная в ней жизненная сила, главная составляющая которой любовь, помогает героине преодолеть кризис.

Как ни странно, известие о смерти Пети, страдания матери помогают ей опять полюбить жизнь, жить во имя близких.

Рекомендуем почитать ►

Сочинение по рассказу Серафимовича «Пески»

Однако не всегда смерть или угроза смерти помогает героям осмыслить жизнь. Например, смерть Лизы, жены князя Андрея, становится всего лишь упреком ему, тогда еще холодному и потерявшему интерес к своей судьбе и судьбе своих близких.

Смерть’Элен Курагиной, отрицательного персонажа, показывает нам, как незаметна смерть человека, существование которого было столь же мелко и бесполезно. Уход из жизни Элен не вызывает никакого чувства жалости.

Писатель лишь вскользь упоминает о нем.

Однако, как ни странно, смерть идеального героя Платона Каратаева также не вызывает жалости. Сожаление – да, но не жалость. Каратаев не боится смерти, он принимает ее, как один из атрибутов жизни, поэтому в ней я нет трагичности. Мы сожалеем об уходе из жизни «вполне хорошего» человека, но жалеть самого Платона незачем.

Источник: http://www.getsoch.net/znachenie-partizanskoj-vojny-v-romane-vojna-i-mir/

10 класс «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Партизанская война в романе. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Петя Ростов в партизанском отряде

  1. Анализ образа Тихона Щербатова. (Сообщение «Крестьянин-партизан Тихон Щербатый»).

  • Крестьянин Тихон Щербатый – самый полезный и храбрый человек в отряде.
  • Просмотр эпизода «Первая встреча с Тихоном».
  • Зачитайте описание внешности героя.
  • Знакомо ли ему чувство жалости к французам? 

Нет, когда он рассказывает о том, как убил француза, «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку».

Многие критики видят в Тихоне Щербатом олицетворение мысли Толстого о дубине народной войны, которая тоже «с глупой простотой» гвоздила французов.

Глупый у Толстого не всегда антоним к слову умный, — нам уже приходилось об этом говорить. Глупый — не рассуждающий, а действующий. Таким и является перед нами Тихон.

  • Как он попал к партизанам?

Он еще до того, как вступил в отряд Денисова, убивал французов. 

  • Чувствует ли он ненависть к французам, понимает ли патриотический характер своих действий?

«Мы французам худого не делаем…. Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали…» Он убивает лишь мародеров, видя в них что-то общее с мироедами. Сознательного патриотизма у него нет.

 Но, как утверждает Толстой в своих философских отступлениях, бессознательные поступки и приносили наибольшую пользу. «Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии», — пишет Толстой.

Так что, действительно, в Тихоне Щербатом — олицетворение мысли о «глупой простоте» дубины народной войны. .

  • С кем Толстой сравнивает Тихона?

С волком. Оружие Тихона «составляли мушкетон… пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выдирая им и блох из шерсти и перекусывая толстые кости». 

  • Как называют Тихона партизаны?

«…Меринина здоровенный».  Ему поручалось «сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день 50 верст». Итак, все, что не под силу человеку или что человеку гадко, противно, поручается Тихону, «волку», «мерину». 

В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона – топор, которым он «владел, как владеет волк зубами». Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью.

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.

  1. Анализ образа Платона Каратаева. (Сообщение о Платоне Каратаеве).

  • Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева? 

В нем «Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое».

  • Что же так подействовало на Пьера? 

«Круглые, спорые, без замедления следовавшие одно за другим движения», «запах даже этого человека». Самое важное здесь — занятость Платона, завершенность всех его движений, слаженность этих движений («пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу»).

  • Какова манера речи Каратаева? 

Язык его — народный. «Э, соколик, не тужи, — сказал он с тою нежно-певучею лаской, с которою говорят старые русские бабы»; «ну, буде, буде»; «картошки важнеющие»; «не думали — гадали»; «сам-сем косить выходил»; «христиане» (вместо крестьяне); «думали горе, ан радость».

Другая особенность его речи — насыщенность ее пословицами и поговорками: «Где суд, там и неправда»; «Москва — она городам мать»; «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае»; «Не нашим умом, а божьим судом»; «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки»; «Рок головы ищет»; «Лег — свернулся, встал — встряхнулся». И третья очень важная особенность — его манеры общения с собеседником: он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Перед началом разговора с Пьером он «прямо уставился на него». Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые кто-то заинтересовался не пленным, «отказавшимся назвать свое имя», а человеком, Пьером Безуховым. В голосе у Платона — ласка.

  • Зачитайте описание внешности Каратаева. 

«…Вся фигура Платона, в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая. Голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие глаза были круглые». 

  • В чем же суть «круглого» каратаевского отношения к действительности? 

«…Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого…». Отсутствие всего личного, осознание себя только как частицы целого — это уже было сказано о Кутузове. Кутузов и Каратаев в одинаковой степени выражают толстовскую мысль о том, что правда — в отказе от своего «я» и в полном подчинении его «общему».

Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья: «Братцу бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят…». Все пословицы Каратаева сводятся к вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное — лучшее.

Да, «червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае». Это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадет раньше капусты. Это — вера в неизбежность совершения божьего суда.

Сразу в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит «червь капусту гложе…», Платон отвечает: «Я говорю: не нашим умом, а божьим судом». В этой поговорке — основа каратаевщины и ядро той философии, которую хотел проповедовать Толстой-мыслитель в «Войне и мире». Чем меньше человек думает, тем лучше.

Совет

Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по божьей воле. Если признать истинной эту философию (она называется квиетизмом), тогда можно не страдать оттого, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире.

Толстой хочет доказать это, но, как мы видели раньше и как увидим из дальнейшего, жизнь опровергает эту философию и Толстой сам не может оставаться последовательно верным своей теории. 

  • Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера?

Он чувствовал, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых незыблемых основах двигался в душе его».

  • Как относился Платон Каратаев к людям? 

«…Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом…» Так выразил Толстой основы своего миросозерцания.

В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика.

Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость.

Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

Источник: https://multiurok.ru/files/10-klass-mysl-narodnaia-v-romanie-l-n-tolstogho-vo.html

Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.

Читайте также:  Новаторство поэзии маяковского (в лирике, творчестве) сочинение

В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова.

Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают.

Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку.

Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из‑за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями.

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захватчиками.

Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой.

Разные были партизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных.

Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом.

Обратите внимание

Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен медведь, залезший в улей, против пчел.

Французы могли бы победить русскую армию в сражении, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли.

«Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

Источник: http://shkolyaru.ru/klassicheskaya/l-tolstoj/817-partizanskaya-vojna-v-romane-l-n-tolstogo-lvojna-i-mirr.html

План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме: Интегрированный урок (литература+история) по теме “Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Разработка интегрированного урока литература+история на тему:

Герои партизанской войны в романе Л. Н. Толстого и их исторические прототипы.

Цель урока:  выявление сходства и различия литературных героев и их исторических прототипов на основе сопоставления исторических и литературно-художественных сведений.

Задачи урока:

  1. Расширить знания учащихся о партизанской войне 1812 года.
  2. Тренировать умение в сопоставительном анализе (характеристике) исторических и литературных образов.
  3. Выяснить значение использования исторических прототипов для создания художественного образа.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Историческая справка (значение партизанской войны в 1812 г.; создание партизанских отрядов и их виды). Сопоставление исторических сведений и точки зрения Толстого.
  3. Литератор: – В центре внимания повествования о партизанской войне в романе Толстого два отряда – Денисова и Долохова. Эти персонажи не являются главными героями всего романа, но имеют свое важное значение с первого и до последнего тома. Мы наблюдали, как проявлялся их характер в различных ситуациях в мирной жизни и на войне, какие поступки они совершали. В образе Долохова много отрицательного. Но война особенно объединила этих двух героев, и ярко, а иногда и неожиданно раскрываются их личности в главах, посвященных партизанской войне.

– Характеристика Денисова

– Характеристика Долохова

  1. Музыкальныйфрагмент из фильма о Денисе Давыдове (песня «Я люблю кровавый бой»)

 Историк: – Знаете ли вы, кто автор этой песни?

прототип Денисова – известный поэт-партизан, герой войны 1812г. Денис Васильевич Давыдов.

Найдите сходство в именах литер. героя и его прототипа. (Василий Денисов – Денис Васильевич Давыдов)

Исторические сведения (кратко) о Денисе Давыдове, фрагмент из фильма.

– Похож ли литературный герой на своего прототипа? В чем сходство? (внешность, характер, особенности личности) Есть различия? Какие?

5. Образ Долохова более сложный и противоречивый. Наверное, поэтому Толстой использовал черты нескольких прототипов. Среди них  Р. И. Дорохов, кутила и храбрец, и А. С. Фигнер, герой-партизан Отечественной войны 1812 года.

Класс делится на 2 группы:

  1. Изучают сведения о Р. И. Дорохове и сопоставляют его с образом Долохова.
  2. Изучают сведения о А. С. Фигнере и сопоставляют его с образом Долохова.
  3. Общие выводы.

Вывод: Как вы думаете, с какой целью Л. Толстой прибегает к использованию прототипов при создании образов героев своего романа, в частности Денисова и Долохова? (это можно дать в качестве письменного домашнего задания)

Домашнее задание: Найти материал о прототипах главных героев  романа Л. Толстого «Война и мир»

                                   Василий Денисов.

Портретные описания (цитаты из романа «Война и мир»)

  1. «Денисов был маленький человечек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами».
  2. Описание внешности Денисова, когда он руководил партизанским отрядом: «Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая-чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения».

Критерии сравнительной характеристики литературного героя и исторического прототипа:

  1. Внешность (сходство, различия)
  2. Основные черты характера (общие, различающие)
  3. Поступки, характеризующие героя и его прототипа.

Василий Денисов – герой романа

Л. Н. Толстого

Денис Васильевич Давыдов, герой войны 1812 г.

1

2

3

                              Федор Долохов.

Портретные описания (цитаты из романа «Война и мир»)

  1. «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».
  2. Описание внешности Долохова во время его деятельности в партизанском отряде:

«Долохов теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке».

Критерии сравнительной характеристики литературного героя и исторического прототипа:

  1. Внешность (сходство, различия)
  2. Основные черты характера (общие, различающие)
  3. Поступки, характеризующие героя и его прототипа.

Федор Долохов – герой романа

Л. Н. Толстого

И. С. Дорохов – исторический прототип, герой партизанской войны 1812 г.

1

2

3

Критерии сравнительной характеристики литературного героя и исторического прототипа:

  1. Внешность (сходство, различия)
  2. Основные черты характера (общие, различающие)
  3. Поступки, характеризующие героя и его прототипа.

Федор Долохов – герой романа

Л. Н. Толстого

А. С. Фигнер – исторический прототип, партизан времен Отечественной войны 1812 г.

1

2

3

                               Характеристика Долохова.

        Федор Долохов – персонаж романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», семеновский офицер, известный игрок и бретер.

Он небогат, но умеет поставить себя в обществе так, что все уважают его и даже иногда боятся.

Важно

Он скучает в условиях обычной жизни и избавляется от скуки странным, даже иногда жестоким образом, совершая невероятные поступки. Например, ______________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

В 1805 году за свой проступок (какой? ______________________________________)

был разжалован в рядовые, но во время военной кампании сумел _________________

___________________________________________________________________________   Во время войны 1812 года, в частности,  будучи руководителем небольшого партизанского отряда, проявляет такие качества, как __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________.

Хладнокровный и безразличный к смерти Долохов тщательно скрывает от посторонних свою нежную привязанность к матери и сестре-инвалиду. Это говорит о том, что Долохов

_____________________________________________________________________________

                                Характеристика Долохова.

        Федор Долохов – персонаж романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», семеновский офицер, известный игрок и бретер.

Он небогат, но умеет поставить себя в обществе так, что все уважают его и даже иногда боятся.

Важно

Он скучает в условиях обычной жизни и избавляется от скуки странным, даже иногда жестоким образом, совершая невероятные поступки. Например, ______________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

В 1805 году за свой проступок (какой? ______________________________________)

был разжалован в рядовые, но во время военной кампании сумел _________________

___________________________________________________________________________   Во время войны 1812 года, в частности,  будучи руководителем небольшого партизанского отряда, проявляет такие качества, как __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________.

Хладнокровный и безразличный к смерти Долохов тщательно скрывает от посторонних свою нежную привязанность к матери и сестре-инвалиду. Это говорит о том, что Долохов

____________________________________________________________________________

                                    Характеристика Денисова.

        Василий Денисов – лихой кавалерист, рубака, азартный игрок и мастер выпить, но все-таки во многом романтичная натура. Для Николая Ростова Денисов – образец, идеал настоящего мужчины, потому что _________________________________________

________________________________________________________________________.

Совет

В бою он «чертом» вертится под пулями на своем лихом скакуне, денег у него никогда нет – он их пропивает или проигрывает. Но в отличие от Долохова, он хороший человек. О его хороших качествах, таких как ____________________________________________________, говорит, например, то, как он реагирует на гибель Пети Ростова.

        Денисов руководил небольшим партизанским отрядом и не хотел соединяться с крупным отрядом, потому что _________________________________________________

_________________________________________________________________________.

Это его характеризует как ______________________________________________________.

Денисов ценит дружбу, офицерская честь, честь своего полка, а впоследствии и партизанского отряда для него превыше всего.

                                    Характеристика Денисова.

        Василий Денисов – лихой кавалерист, рубака, азартный игрок и мастер выпить, но все-таки во многом романтичная натура. Для Николая Ростова Денисов – образец, идеал настоящего мужчины, потому что _________________________________________

________________________________________________________________________.

Совет

В бою он «чертом» вертится под пулями на своем лихом скакуне, денег у него никогда нет – он их пропивает или проигрывает. Но в отличие от Долохова, он хороший человек. О его хороших качествах, таких как ____________________________________________________, говорит, например, то, как он реагирует на гибель Пети Ростова.

        Денисов руководил небольшим партизанским отрядом и не хотел соединяться с крупным отрядом, потому что _________________________________________________

_________________________________________________________________________.

Это его характеризует как ______________________________________________________.

Денисов ценит дружбу, офицерская честь, честь своего полка, а впоследствии и партизанского отряда для него превыше всего.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/11/integrirovannyy-urok-literaturaistoriya-po-teme-geroi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector