Почему мертвые души называют поэмой? определение, особенности и своеобразие жанра мертвых душ

Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой

Инструкция

В конце 1851 года Гоголь поселился в Москве и жил на Никитском бульваре в доме графа Александра Толстого, с которым пребывал в дружеских отношениях. В январе последующего года писатель не раз беседовал с протоиереем Матфеем Константиновским, будучи до того знаком с ним по переписке. Беседы носили довольно резкий характер, священник упрекал Гоголя в недостаточном благочестии и смирении.

Именно Матфею Константиновскому писатель доверил прочтение почти готовой рукописи второй части поэмы «Мертвые души», рассчитывая получить его одобрение. Однако священник после прочтения текста поэмы критически оценил произведение и даже высказался против его публикации в полном виде, назвав книгу Гоголя вредной.

Негативная оценка произведения и другие причины личного характера, по всей видимости, заставили Гоголя отказаться от дальнейшего творчества. За неделю до Великого поста, начавшегося в феврале 1852 года, писатель стал жаловаться на недомогание и перестал принимать пищу. Мрачные мысли все чаще посещали Гоголя, как свидетельствуют очевидцы.

Обратите внимание

За несколько дней до смерти писатель, находясь, очевидно, в смятении духа, сжег в камине связку тетрадей, содержавших не только второй том «Мертвых душ», но и наброски к другим произведениям.

Невзирая на убеждения друзей, Гоголь по-прежнему ничего не ел, соблюдая строгий пост. Во второй половине февраля он окончательно слег в постель, отказываясь от помощи и медицинского ухода.

Все признаки указывали на то, что Гоголь уже внутренне готовился к близкой смерти.

Собравшийся по приглашению хозяина дома медицинский консилиум так и не пришел к единому мнению, оценивая состояние больного писателя и причины его недуга. Одни полагали, что пациент страдает воспалением кишечника, другие считали, что у него тиф или даже нервная горячка. Кое-кто был убежден, что причина недуга кроется в психическом расстройстве.

Старания врачей не увенчались успехом. 20 февраля 1852 года писатель впал в беспамятство, а утром следующего дня скончался. Похоронили Гоголя на кладбище Данилова монастыря. В советское время монастырь был закрыт. Могилу великого писателя вскрыли, а останки его переместили на Новодевичье кладбище.

Существует легенда, не нашедшая полного подтверждения, будто во время перезахоронения обнаружилось, что останки писателя находились в неестественном положении.

Это дало повод для утверждений, что Гоголь в момент захоронения находился в состоянии летаргического сна и был погребен чуть ли не заживо.

Впрочем, вероятно, речь идет всего лишь о домыслах, основанных на опасениях быть заживо погребенным, которые высказывал писатель при жизни.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-851700-pochemu-gogol-nazval-mertvye-dushi-poemoy

Жанровое своеобразие поэмы “Мёртвые души” Гоголя Н.В

Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.М. Ю.

ЛермонтовВремя, когда Гоголь задумывал и создавал свои произведения — с 1831 («Вечера на хуторе близ Диканьки») по 1842 (первый том «Мёртвых душ»), — совпадает с периодом, который в русской истории принято называть «николаевской реакцией».

Этот исторический период пришёл на смену эпохе общественного подъёма 20-х годов XIX века, которая завершилась в 1825 году героическим и трагическим восстанием декабристов. Общество периода «николаевской реакции» мучительно ищет новую идею своего развития.

Важно

Наиболее радикальная часть русского общества считает, что надо продолжать непримиримую борьбу против самодержавия и крепостного права. В литературе это настроение отразилось в произведениях А.И.Герцена. Другая часть общества ведёт себя принципиально аполитично, разочаровавшись в декабризме, но не успев выработать новых положительных идеалов.

Это жизненная позиция «потерянного поколения», её замечательно выразил в своём творчестве М.Ю.Лермонтов. Третья часть русского общества ищет национальную идею в духовном развитии России — в нравственном совершенствовании народа, в приближении к христианским истинам. Выражая это общественное настроение, Гоголь создаёт поэму «Мёртвые души».

Замысел поэмы был огромен — осмыслить судьбу России, её настоящее и будущее. Тему первого тома (только он был написан из задуманной трилогии) можно сформулировать так: изображение духовного состояния русского общества 40-х годов XIX века.

Главное внимание в первом томе уделяется показу прошлого и настоящего России — жизни помещиков и чиновников, которые по традиции считаются цветом нации и опорой государства, а на самом деле являются «небокоптителями», и ничем другим.

Народ в произведении представлен тёмным и неразвитым: достаточно вспомнить дядю Митяя и дядю Миняя и их бестолковые советы при разводе экипажей (гл.5) или упомянуть крепостную девочку, которая не знала, где право и лево (гл.3). Примитивными существами являются слуги Чичикова — кучер Селифан и лакей Петрушка (гл.2).

Идея первого тома поэмы — раскрыть ужасающую бездуховность современного общества. Россия представлена сонной, неподвижной страной, но в глубине её таится живая душа, которую хочет обнаружить и выразить Гоголь в следующих томах поэмы.

Автор с оптимизмом смотрит в будущее России, верит в творческие силы нации, что ярко выразилось в нескольких лирических отступлениях, особенно в последнем — о птице-тройке.По жанру «Мёртвые души» можно определить как роман.С одной стороны, это роман социальный, потому что в нём поднимается вопрос о судьбе России, о её общественном развитии. С другой стороны, это роман бытовой: Гоголь подробно описывает жизнь героев — Чичикова, помещиков, чиновников. Читатель узнаёт не только всю историю Павла Ивановича, но и детали его быта: что он ест на каждой почтовой станции, как одевается, что возит в своём чемодане. Автор с удовольствием живописует самый выразительный предмет, принадлежащий герою, — шкатулку с секретом. Представлены и крепостные Чичикова — невозмутимый кучер Селифан, любитель философии и спиртного, и лакей Петрушка, у которого был сильный природный запах и тяга к чтению (причём значения слов он часто не понимал).

Подробнейшим образом Гоголь описывает устройство жизни в имении каждого из пяти помещиков. Например, хотя Чичиков попадает к Коробочке ночью, он успевает разглядеть невысокий деревянный господский домик, крепкие ворота.

Совет

В комнате, куда пригласили Павла Ивановича, он внимательно осмотрел портреты и картинки, часы и зеркало на стене. Писатель подробно рассказывает, из чего состоял завтрак, которым Коробочка угощала Чичикова на следующее утро.

«Мёртвые души» можно назвать детективным романом, потому что таинственная деятельность Чичикова, скупающего такой странный товар, как мёртвые души, объясняется только в последней главе, где помещается история жизни главного героя. Тут только читатель понимает всю аферу Чичикова с Опекунским советом. В произведении есть черты «плутовского» романа (ловкий плут Чичиков всеми правдами и неправдами добивается своей цели, его обман раскрывается на первый взгляд по чистой случайности). Одновременно гоголевское произведение можно отнести к авантюрному (приключенческому) роману, так как герой колесит по русской провинции, встречается с разными людьми, попадает в разные передряги (пьяный Селифан заблудился и опрокинул бричку с хозяином в лужу, у Ноздрёва Чичикова чуть не избили и т.д.). Как известно, Гоголь даже назвал свой роман (под давлением цензуры) в авантюрном вкусе: «Мёртвые души, или Похождения Чичикова».Сам автор определил жанр своего большого прозаического произведения совершенно неожиданно — поэма. Важнейшей художественной особенностью «Мёртвых душ» является присутствие лирических отступлений, в которых автор прямо излагает свои мысли по поводу героев, их поведения, рассказывает о себе, вспоминает о детстве, рассуждает о судьбе романтического и сатирического писателей, выражает свою тоску по родине и т.д. Эти многочисленные лирические отступления позволяют согласиться с авторским определением жанра «Мёртвых душ». Кроме того, как отмечают историки литературы, поэма во времена Гоголя обозначала не только лиро-эпическое произведение, но и чисто эпическое, стоящее между романом и эпопеей (Ю.В. Манн «Поэтика Гоголя» М., 1988, гл. 6).Некоторые литературоведы относят «Мёртвые души» по жанру к эпопее. Дело в том, что писатель задумал трилогию по образцу «Божественной комедии» Данте. Первый том «Мёртвых душ» должен был соответствовать Дантову «Аду», второй том — «Чистилищу», третий том — «Раю». Однако второй том Гоголь переписывал несколько раз и в конце концов сжёг перед самой смертью. К написанию третьего тома он так и не приступил, предполагаемое содержание этого тома в самых общих чертах можно восстановить по первоначальным наброскам. Таким образом, писатель создал лишь первую часть задуманной трилогии, в которой изобразил, по собственному признанию, Россию «с одного боку», то есть показал «страшную картину современной русской действительности» («Ад»).Кажется, отнести «Мёртвые души» к эпопее нельзя: в произведении отсутствуют важнейшие признаки этого жанра. Во-первых, время, которое описывает Гоголь, не даёт возможности ярко и полно раскрыть русский национальный характер (обычно в эпопее изображаются исторические события общенационального значения — отечественные войны или другие общественные катаклизмы). Во-вторых, в «Мёртвых душах» нет запоминающихся героев из народа, то есть русское общество представлено неполно. В-третьих, Гоголь написал роман о современной ему жизни, а для эпопейного изображения, как показывает опыт, необходима историческая ретроспектива, которая позволяет оценить эпоху в достаточной мере объективно (С.И. Машинский «Художественный мир Гоголя. М., 1971).Итак, очевидно, что «Мёртвые души» чрезвычайно сложное произведение. Жанровые особенности позволяют отнести его и к социально-бытовому роману, и к детективу, и к поэме. Наиболее предпочтительным кажется первое определение (его употребил Белинский в статье о «Мёртвых душах»). Это жанровое определение отражает важнейшие художественные черты произведения — его социально-философскую значимость и замечательное изображение реальной действительности.

Композиция «Мёртвых душ» сближает роман с детективом, но сводить произведение к детективному или плутовскому сюжету совершенно неправильно, потому что главное для автора не ловкая выдумка Чичикова о мёртвых душах, но подробное изображение и осмысление современной ему русской жизни.

Называя «Мёртвые души» поэмой, Гоголь имел в виду будущую трилогию.

Если же говорить о реальном произведении, то даже многочисленные лирические отступления не делают «Мёртвые души» поэмой в строгом смысле слова, потому что лирические отступления возможны и в романе («Евгений Онегин» А.С.

Пушкина), и даже в драме («Иркутская история» А.Н.Арбузова). Однако в истории русской литературы принято сохранять авторское определение жанра (это касается не только «Мёртвых душ»), специально оговаривая жанровое своеобразие произведения.

Источник: http://lit-helper.com/p_Janrovoe_svoeobrazie_poemi_Mertvie_dushi_Gogolya_N_V

Особенности жанра и композиции поэмы “мертвые души”

Особенности жанра и композиции поэмы “мертвые души”

Определяя жанр собственного произведения, Н. В. Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой. Это жанровое определение сохранялось на всех этапах работы, вплоть до издания книги.

Связано это, в первую очередь, с тем, что в “Мертвых душах”, которые первоначально мыслились под знаком “веселости” и комизма, присутствует и иная, некомическая стихия – в виде лирических отступлений серьезного и патетического характера.

Читайте также:  Сочинение по картине серебряковой за туалетом. автопортрет 6 класс описание

Ошибочно полагать, что Гоголь назвал свое произведение поэмой “для шутки”, хотя первые критики “Мертвых душ” и высказывали такое мнение: “Это просто положенный на бумагу рассказ замысловатого, мнимо простодушного малороссиянина в кругу добрых приятелей”, которые “не требуют ни плана, Ни единства, ни слога, толькобыло бы чему посмеяться”.

Еще на начальном этапе работы над поэмой Гоголь видел ее как нечто огромное и великое.

Так, в письме к Жуковскому писатель сообщал: “Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!..

Вся Русь явится в нем!” Позже он развивает эту мысль, считая, что героем поэмы может быть лицо “частное, невидное”, но при этом значительное для наблюдателя человеческой души.

Автор ведет своего героя сквозь цепь приключений и перемен с целью “представить с тем вместе вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени, ту земную, почти статистически схваченную им картину недостатков, злоупотреблений, пороков и всего, что заметил во взятой эпохе и времени”. Как видим, в определение “поэма в прозе” Гоголь вложил просветительское значение: сатирическая картина нравов, недостатков и пороков общества должна быть “живым уроком для настоящего”.

Обратите внимание

Жизнь главного героя произведения – мелкого мошенника и плута Чичикова – неразрывно связана с жизнью лирического героя поэмы, который сидит невидимый в бричке Чичикова, сопровождает его на бал, присутствует при мошеннических торговых сделках, поясняя, анализируя и оценивая поведение Павла Ивановича.

Автор в облике лирического героя негодует и “издевается над миром, который прямо противоречит его абстрактной идее добродетели и правды”. В последней же главе, с того момента, когда бричка выезжает из города и вдоль дороги тянутся бесконечные поля, лирический герой поэмы становится движущей силой сюжета.

Он углубляет рассуждения о предназначении писателя-обличи – теля (не завидна его судьба), решился представить очам читателя “всю страшную, потрясающую силу мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земля”.

Чудная власть даровала лирическому герою-автору возможность идти рука об руку со “странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!”

Можно уверенно говорить, что в своем произведении Гоголь показал, что сатира может быть поэтичной, поскольку его лирический герой “воссоздает перед нашим взором образ испорченной действительности так, что эта испорченность разрушается в самой себе вследствие собственной нелепости”.

Композиция гоголевской поэмы “Мертвые души” находится в определенной зависимости от сюжета. Лежащий в его основе анекдот построен на условном предположении, что чиновники города N не понимают смысл действий Чичикова. Ловкий аферист купил по дешевке несколько сотен крестьянских “душ”, физически не существующих, мертвых, но юридически живых.

Купил, чтобы заложить их в ломбарде и выручить солидную сумму. Чиновники забеспокоились, узнав о покупках Чичикова: “мертвые души”, “которые, впрочем, черт знает, что значат, но в них заключено, однако, и весьма скверное, нехорошее”. По собственной неосторожности аферист выдал свою тайну и был вынужден поспешно бежать из города.

Такой сюжет давал автору возможность, с одной стороны, вывести множество самых разнообразных героев, а с другой стороны, представить широкую панораму жизни российского общества. Лирические отступления и авторские размышления устанавливают личную связь автора с изображенным им миром.

Важно

Этот мир обращен к нему, он ждет от него некоего слова, по крайней мере, автору отчетливо видится эта обращенность.

Характерный пример – размышления о Руси в начале XI главы: “Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?”

Здесь же появляются слова о достоинствах русского слова. Вначале автор подчеркивает, что русский народ – великий охотник давать всему свои имена и прозвища, многие из которых не употребительны в светском разговоре, однако очень метки и правильны.

Через ряд экспрессивных деталей и описаний, через сравнительную характеристику различных языков он приходит к восторженной похвале русскому слову: “Сердцеведеньем и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза…, но нет слова, которое было бы так замашисто, так бойко, так сметливо бы вырвалось и вместе так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово”.

Несмотря на то что основное место в поэме отводится изображению явлений отрицательных, порочных, в ее тексте выступает позитивное начало все отчетливей и отчетливей.

В этом плане ключевой является “Повесть о капитане Копейкине”, которая была запрещена к печатанию цензором. Главный герой повести – одноногий и однорукий капитан Копейкин. После возвращения с поля боя Копейкин оказался обманут и отвергнут обществом, ради которого он, в общем-то, и потерял здоровье.

Отец отказывается от сына, так как самому едва хватает хлеба. Копейкин решает отправиться в Петербург, “чтобы просить государя, не будет ли какой монаршей милости”, и там долгое время ожидает аудиенции или хотя бы решения своего вопроса.

Трудно пришлось немощному инвалиду в городе, где “идешь по улице, а уж нос твой так и слышит, что пахнет тысячами”.

Совет

Сначала Копейкин поддался обманным обещаниям министра и магазинно-ресторанным приманкам, однако он не стал их жертвой, а превратился в бунтаря – мстителя за погубленных столицей людей.

Высланный из Петербурга на родину, Копейкин делся неизвестно куда, но не прошло и двух месяцев, как в рязанских лесах появилась шайка разбойников во главе… На этом повесть завершается и Гоголь предоставляет читателю возможность самому догадаться, что именно Копейкин возглавил шайку.

Таким образом, он потребовал от мира “мертвых душ” расплаты за свою гибель. Так в поэме-сатире о мире “мертвых душ” неожиданно появляется душа живая, восставшая против бездушия общественной системы.

Как видим, в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” отмечается два начала – описательное и лирическое, что определяет особенности жанра и композиции произведения. Ф. М.

Достоевский в “Дневнике писателя” за 1876 год подчеркивал, что у Гоголя моральное и философское содержание не помещается в рамках конкретной политической проблематики: изображения в поэме “почти давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли, с которыми, чувствуется это, справиться можно далеко не сейчас; мало того, еще справишься ли когда-нибудь?”

Источник: https://goldsoch.info/osobennosti-zhanra-i-kompozicii-poemy-mertvye-dushi/

Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя “Мертвые души”. Художественные особенности поэмы

Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые души”, написанная в 1842 г.

Первое издание произведения было названо “Похождения Чичикова, или мертвые души”.

Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа, Гоголь нашел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.

Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой. Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом.

Обратите внимание

Чтобы понять особенности жанра поэмы “Мертвые души”, можно сопоставить это произведение с “Божественной комедией” Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. “Божественная комедия” состоит из трех частей.

В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей Родины – Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России.

Недаром название поэмы “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте “Божественная комедия”, которая называется “Ад”.

Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный – образ России. С этим образом связано “высокое лирическое движение”, которым в поэме по временам сменяется комическое повествование.

Значительное место в поэме “Мертвые души” занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых общественных вопросов России. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Итак, отправимся за героем поэмы “Мертвые души” Чичиковым в Н.

С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность его сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым.

Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи построены по принципу градации: один хуже другого.

Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительный (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: “Позвольте этого вам не позволять”), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает чертами характера. Но в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это – символ “человека-коробочки”, в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается с темой крепостничества.

Особое место в поэме занимает “Повесть о капитане Копейкине”. Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.

Миру “мертвых душ” в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.

Важно

За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: “Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?” Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.

Читайте также:  Отношение гринева к пугачеву сочинение

Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат.

Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием – характеристика персонажа через деталь.

Гоголя можно назвать “гением детализации”, так порой точно детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит, например, описание имения и дома Манилова.

Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и бесхозность, на обои в комнате Манилова, то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки хозяина.

Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: “Ни то, ни се, а черт знает, что такое!” Вспомним Плюшкина, эту “прореху на человечестве”, который потерял даже пол свой.

Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин – крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А. С. Пушкин: “Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”.

Главная тема поэмы – это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России.

Совет

Этот замысел можно сравнить со второй и третей частями “Божественной комедии” Данте: “Чистилище” и “Рай”. Однако этим замыслам не суждено было сбыться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.

Гоголь терялся, задумываясь о будущем России : “Русь, куда же ты несешься? Дай ответ. Не дает ответа”.

Источник: http://shcoole.do.am/blog/osobennosti_zhanra_i_kompozicii_poehmy_gogolja_mertvye_dushi_khudozhestvennye_osobennosti_poehmy/2015-10-28-65

Готовые школьные сочинения

Авг 20 2010

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

С самого начала писательской деятельности Гоголь мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века.

Таким произведением стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 году. Первое издание книги называлось «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Такое название снижало истинное значение произведения, переводило его в область авантюрного романа.

Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, желая издать поэму.

Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, – работая над рукописью, он говорит то о поэме, то о романе.

Чтобы понять особенности жанра поэмы «Мертвые души», можно сопоставить это произведение с «Божественной комедией» Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. «Божественная комедия» состоит из трех частей.

В первой части к Данте является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад; они проходят все круги, перед их взором предстает целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины – Италии. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России.

Недаром название поэмы «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте «Божественная комедия», которая называется «Ад».

Гоголь, наряду с сатирическим отрицанием, вводит элемент воспевающий, созидательный – образ России. С этим образом связано «высокое лирическое движение», которое в поэме по временам подменяет комическое повествование.

Обратите внимание

Значительное место в поэме «Мертвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для этого литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Итак, отправимся за героем поэмы «Мертвые души» Чичиковым в город NN.

С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакеви-
чем, Ноздревым.

Читатель не может догадаться и о том, что случится в конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого.

Например, Манилова, если рассматривать его как отдельный образ, нельзя воспринимать в качестве положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: «Позвольте этого вам не позволить»), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил Коробочку, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя, это символ «человека-коробочки», в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она свойственна и сборнику «Миргород», и комедии «Ревизор». В поэме «Мертвые души» она переплетается с темой крепостничества.

Особое место в поэме занимает «Повесть о капитане Копейкине». Она сюжетно не связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения.

Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает недостатки общественной жизни России на всех уровнях.,

Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. За страшным миром помещиков и чиновников писатель чувствовал душу русского народа, которую воплотил в образе быстро несущейся вперед тройки, собравшей в себе силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?».

Итак, мы знаем, что Гоголь в своем произведении изображает социальные болезни общества. Следует остановиться на том, как удается это сделать писателю. Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации.

В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, их развитие не показано (это не .относится к Плюшкину и Чичикову), мы почти ничего
не знаем об их прошлом.

Этот прием подчеркивает еще раз, что маниловы, коробочки, собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души.

Для описания героев Гоголь использует свой излюбленный прием – характеристику персонажа через деталь. Его можно назвать «гением детализации»: так точно детали отражают характер и внутренний мир персонажей.

Чего стоит, например, описание дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на запустение, на обои в комнате Манилова – то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки хозяина.

Эти и другие детали подводят нас к главному выводу, сделанному самим автором: «Ни то ни се, а черт знает что такое!».

Важно

Вспомним Плюшкина, эту «прореху на человечестве», который потерял даже пол свой. Он выходит к Чичикову в засаленном халате, с немыслимым платком на голове. Везде царят грязь, неустройство.

Плюшкин олицетворяет крайнюю степень деградации, что передается через детали, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А. С.

Пушкин: «Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

И все-таки главная тема поэмы – это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь уделяет больше внимания прошлому родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России.

Этот замысел можно было бы сравнить со второй и третьей частями «Божественной комедии» Данте: «Чистилище» и «Рай». Однако этим замыслам не суждено было сбыться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.

Гоголь не делает четких выводов, задумываясь о будущем России: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа…»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/osobennosti-zhanra-i-kompozicii-poemy-mertvye-dushi/

Особенности жанра и композиции поэмы “Мертвые души”

Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые души”, написанная в 1842 г.

Первое издание произведения было названо “Похождения Чичикова, или Мертвые души”. Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа.

Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.

Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом.

Совет

Чтобы понять особенности жанра поэмы “Мертвые души”, можно сопоставить это произведение с “Божественной комедией”Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. “Божественная комедия” состоит из трех частей.

В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины – Италии, ее судьбы.

По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте “Божественная комедия”, которая называется “Ад”.

Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный – образ России. С этим образом связано “высокое лирическое движение”, которым в поэме по временам заменяется комическое повествование.

Значительное место в поэме “Мертвые души” занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Итак, отправимся за героем поэмы “Мертвые души” Чичиковым в Н.

Читайте также:  Образ и характеристика чуба в повести гоголя ночь перед рождеством сочинение

С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым.

Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого.

Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: “Позвольте этого вам не позволить”), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это символ “человека-коробочки”, в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается с темой крепостничества.

Особое место в поэме занимает “Повесть о капитане Копейкине”. Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.

Миру “мертвых душ” в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.

За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: “Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?” Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.

Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души.

Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием – характеристику персонажа через деталь. Гоголя можно назвать “гением детализации”, так точно порой детали отражают характер и внутренний мир персонажа.

Обратите внимание

Чего стоит например, описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова – то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки у хозяина.

Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: “Ни то, ни се, а черт знает что такое!” Вспомним Плюшкина, эту “прореху на человечестве”, который потерял даже пол свой.

Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин – крайняя степень деградации.

И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А. С.

Пушкин: “Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”.

Главная тема поэмы – это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России.

Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями “Божественной комедии” Данте: “Чистилище” и “Рай”. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.

Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: “Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа”.

Источник: http://schoolessay.ru/osobennosti-zhanra-i-kompozicii-poemy-mertvye-dushi/

Сочинение на тему: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Работу над произведением «Мертвые души» Н. В. Гоголь рассматривал как важнейшее дело всей своей жизни. Задачи, которые ставил перед собой писатель, требовали огромного труда и се­рьезного подхода.

Задачи были глобальными: правдиво и точно показать все стороны жизни России, вскрыть не­достатки, найти их причины, указать пути реше­ния проблем; рассмотреть положительные нача­ла русской жизни, выразить твердую уверенность в лучшем будущем страны.

В соответствии с по­ставленными задачами само произведение долж­но было быть значительным — и по объему, и по композиции, и по сюжету. События, положенные в основу «Мертвых душ», основывались на тра­диционной переписи населения, которую госу­дарство проводило один раз в десять — пятнадцать лет.

Важно

Главный герой решает отправиться в губерн­ский город с целью приобретения «мертвых душ», «которые, впрочем, значились бы по реви­зии как живые». Ничего подобного в русской литературе еще не было. Поэтому произведение Гоголя заведомо должно было отличаться и по жанру, и по композиции от всего существовавше­го до тех пор.

«Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, — говорил писатель, — не похожа ни на повесть, ни на роман».

Сам автор в процессе создания своего произ­ведения называл «Мертвые души» то романом, то повестью, то поэмой. Произведение должно было быть большим по объему: писатель задумы­вал написать три тома. В нем огромное количе­ство действующих лиц. Но главным героем яв­ляется все-таки собирательный, обобщенный об­раз России.

Именно это дало Гоголю право окон­чательно определить жанр «Мертвых душ» как эпическую поэму. С давних времен так называ­лись народные произведения, в которых изобра­жались жизнь и борьба всего народа. Подобный литературный жанр давал возможность автору «озирать всю громадно-несущуюся жизнь», ро­дину «во всей своей громаде». В произведении Н. В.

Гоголя действительно, как в любой поэме, присутствует и лирический настрой, и эпическая широта повествования, и значительная роль ав­торской «партии».

Но «Мертвые души» содержат в себе также многие важнейшие черты социаль­но-психологического романа, такие, например, как «строго и умно задуманная завязка», умение раскрыть судьбы разных героев, постепенное раз­витие основной идеи, драматизм сюжетной ли­нии. Во многом творение Гоголя напоминает даже эпопею, в которой, по словам В. Г.

Белин­ского, «героем… бывает хотя и частное и невид­ное лицо, но, однако же, значительное во многих отношениях для наблюдателя души человече­ской». Это произведение, подобно роману-эпопее, охватывает «не некоторые черты, но всю эпоху времени», показывает весь народ, все его слои и разновидности. И все-таки жанр этого произве­дения совершенно уникален.

В результате соче­тания различных жанровых признаков и художе­ственных традиций в нем соединяются судьбы отдельных героев с судьбой нации, страны, наро­да, в нем отображена яркая и красочная «карти­на нравов», вобравшая в себя философские раз­мышления автора.

Здесь повествование постоян­но сменяется лирическими отступлениями, бес­пощадная проза жизни переплетается с поэтиче­скими картинами, а «живой поток» жизни — с четкой авторской позицией. Идею, композицию, стиль «Мертвых душ» характеризует двуплановость, постоянное противопоставление идеальной и реальной жизни, мечты и действительности, добра и зла, комического и трагического.

Совет

Каждый момент, каждый эпизод, каждое ли­рическое отступление с точностью продумыва­лись автором. Точно так же продумано и подчи­нено творческому замыслу соотношение частей произведения.

Первая глава «Мертвых душ» представляет собой своеобразное вступление, в котором чита­тель знакомится с основными действующими ли­цами. Здесь представлены краткие описания об­щества губернских чиновников.

В следующих пяти главах дается подробная картина жизни, быта и нравов помещиков, олицетворяющих со­бой «благородное» сословие России, в каком-то смысле — «хозяев жизни».

С седьмой по десятую главу автор более подробно описывает губернское общество, начиная с городских властей, мелких чиновников и заканчивая дамами «просто прият­ными» и «приятными во всех отношениях». Да­лее мы знакомимся с историей главного героя — мелкобуржуазного дельца Чичикова, приобрета­теля мертвых душ.

Заканчивает свое произведе­ние Н. В. Гоголь лирическими строками, посвя­щенными горячо любимой России. Бричка Чичи­кова, русская тройка, «снаряженная» «ярослав­ским расторопным мужиком», превращается в символический образ стремительного, «чудесно­го» движения Руси в неведомую даль.

В ходе повествования автор высказывает свои размышления о самых важных, самых острых общественных вопросах: о смысле человеческой жизни, о предназначении человека, о судьбе ро­дины и народа. Всем этим размышлениям проти­вопоставляются мрачные картины реальной жиз­ни русских людей.

Такое сочетание противопо­ложных мотивов, включение в картины народ­ных страданий лирических отступлений и зари­совок русской природы заставляет вздрагивать сердце человека. «Когда читаешь «Мертвые души», — говорил Герцен, — обдает ужас; с каж­дым шагом вязнете, тонете глубже.

Лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяет­ся опять картиной, напоминающей еще яснее, в каком рве ада находимся…» Однако такой под­ход к композиции произведения помог автору наилучшим образом осветить все стороны жизни России, изобразить быт, нравы, судьбы, стремле­ния, принципы различных социальных слоев населения — от забитых крестьян до высокопос­тавленных сановников.

Обратите внимание

Мастерское сочетание различных художественных приемов позволило писателю представить нашему взгляду Русь во всех ее проявлениях, со всем ее добром и злом, со всей ее правдой и ложью, достоинствами и поро­ками.

«Мертвые души» стали настоящей вершиной творчества писателя. Это глубоко реалистичное про­изведение, несмотря на странный, непривычный сюжет.

Мастерство Гоголя-реалиста проявилось, в частности, в многообразии описанных картин рус­ской действительности, в способности раскрыть все стороны русской жизни, представить саму жизнь в постоянном движении, в глубоком внимании к со­циальным проблемам и взаимоотношениям лю­дей. Исследователь и критик Ю. В. Манн отмечал, что замысел «Мертвых душ» — «провиденциаль­ный, с вытекающей отсюда тенденцией к абсолют­ности во всем — в понимании правды, в художе­ственных решениях, в творческих силах писате­ля» . Вот почему произведение Гоголя наполнило «шумом своего появления целую эпоху» и оста­вило глубокий след в русской художественной литературе и общественной мысли.

  • особенности жанра мертвых душ
  • особенности жанра мертвые души
  • роль образа чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения
  • поэма мертвые души особенности жанра и композиции сочинение

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-osobennosti-zhanra-i-kompozicii-poemy-mertvye-dushi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector