Подвал мастера в романе мастер и маргарита булгакова (описание квартиры мастера) сочинение

Нехорошая коммунальная квартира (мастер и маргарита анализ) — сочинение

НЕХОРОШАЯ КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА

Квартира — совсем не случайный образ для Михаила Булгакова. Именно квартира становится тем художе­ственным пространством, в котором разворачиваются основные события, обнажаются конфликты, выносятся приговоры, свершаются возмездия и даруются награды.

Вспомните квартиру профессора Преображенского — мастерская демиурга, создателя, на которую поднимает лапу неблагодарное его создание. Перечитайте «Зойкину квартиру» — уже в названии Булгаков очерчивает гра­ницы художественного мира стенами и дверями клетки, в которой томятся человеческие души.

Наконец, взгляни­те на пространство «Мастера и Маргариты»: нехорошая квартира № 50, в которой разворачивается бескрайний космос сатанинского бала, комнатушка в подвале, кото­рая становится пристанищем большой настоящей люб­ви, помпезное жилище Латунского, разгромленное Мар­гаритой в приступе святой мести, безупречная комната образцовой жены советского чиновника, из окна которой скоро вылетит на метле самая обаятельная ведьма ми­ровой литературы.

Образ масштабен.

Обратите внимание

Старинные дворянские квартиры, просторные, функциональные, строившиеся для больших семейств и больших планов, с библиотеками, рабочими кабинетами, комнатами для прислуги, кухнями и столовы­ми — и подвалы (помните собрания Швондера? им все еще уютно именно в подвале!), домишки, клетушки, в которых росла и зрела страшная революция. Впрочем, разве только в них? Операционная Филиппа Филипповича — не оттуда ли вышел товарищ Шариков? Одна родина, один дом, одна крыша над головой — и непримиримое противоречие.

Главный конфликт булгаковских произведений раз­ворачивается именно на этом узком пространстве, стены которого способны раздвигаться до границ стран и миро­зданий.

И это в первую очередь конфликт интеллигента (Преображенский, Борменталь, Турбины, Мастер) и толпы (швондеры и шариковы, латунские и никаноры Иванови­чи).

Традиционная модернистская «чужесть», чуждость личности и мира трансформируется у Булгакова в про­тивостояние едва ли не социальное: человек, вкусивший от щедрот культуры, и вчерашний зверь с ошпаренным боком.

Однако гений Булгакова с умопомрачительной вир­туозностью оставляет в стороне историческую конкретику, которой, казалось бы, слишком много в его прозе, обнажая не социальную, а мировоззренческую суть конфликта. Так предельно правдивы исторически Понтий Пилат и Левий Матвей, и так же «всечеловечны» и независимы от истори­ческой конкретики вопросы, которые решаются писателем в рамках их образов.

Мир, в который Булгаков помещает своих Героев — мир коммунальной квартиры, некогда роскошной и богатой, а сегодня — вывернутой наизнанку, в том числе и мечтами прежних хозяев. И пока стекла в этом мире не будут выби­ты и растоптаны в прах бушующей ведьмой, не вырваться человеку на свободу.

Согласитесь, совсем по-другому теперь звучит знамени­тый «квартирный вопрос», испортивший москвичей…

Здесь искали:

  • анализ 7 главы мастер и маргарита
  • анализ главы 7 мастер и маршарита

Источник: http://sochineniye.ru/nehoroshaya-kommunalnaya-kvartira-master-i-margarita-analiz/

«Нехорошая квартира» в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

Писатель создал удивительную книгу, открытую для всех и в то же время далеко не каждого «впускающую в себя».

Как когда-то в древности, чтобы получить посвящение, требовалось пройти множество испытаний, так и читателю «Мастера и Маргариты» уготован путь ученичества, который требует от него напряженной интеллектуально-нравственной работы, а для кого-то и радикального изменения своего миропонимания.

Роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова обращен к читателю образованному, посвященному в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями.

Такой читатель – прежде всего исследователь творчества писателя.

«Нехорошая квартира»

— Сообщите адрес этой квартиры (г. Москва, ул. Садовая, д. 302-бис, кв. 50).

1. История квартиры.

— Что вам известно о ее самых первых жильцах?

Важно

Два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать.

Однажды, в выходной день одного из двух жильцов, снимавших три комнаты из пяти у вдовы ювелира де Фужере, вызвал в переднюю милиционер и сказал, что того просят на минутку зайти в отделение милиции и в чем-то расписаться. Ушел с милиционером, но не вернулся не только через 10 минут, а вообще никогда.

За другим, Беломутом, утром заехала, как обычно, машина, чтобы отвезти его на службу, и отвезла, но назад никого не привезла и сама больше не вернулась.

Опечаленная происходящими в квартире событиями Анна Францевна де Фужере уехала на дачу Нужно ли говорить, что она не вернулась! А утром жильцы других квартир рассказывали, что будто бы в № 50-ом всю ночь слышались какие-то стуки, и будто бы до утра в окнах горел электрический свет. И утром же выяснилось, что Анфиса, преданная домработница Анны Францевны, куда-то исчезла!

Квартира простояла пустой и запечатанной только неделю, а потом в нее вселились

2. Расскажите о новых хозяевах квартиры.

БерлиозЛиходеев

Михаил АлександровичСтепан Богданович

(председатель правления(директор Варьете)

МАССОЛИТ) с женой. с женой.

Жены в течение месяца одного и другого исчезли. Супругу Берлиоза видели в Харькове с балетмейстером, а супруге Лиходеева муж ее, используя свои бесчисленные знакомства, ухитрился добыть комнату с условием, чтобы духу ее не было на Садовой улице.

— Кто же они такие, Берлиоз и Лиходеев?

Фагот отмечает о Лиходееве: « они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое служебное положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!»

« — Машину зря гоняют казенную! – наябедничал Кот, жуя гриб»

« — Я вообще не понимаю, как он попал в директора. Он такой же директор, как я архиерей! – гнусавил Азазелло».

3. К кому же переходит квартира № 50 после того, как Берлиоз был обезглавлен, а Лиходеев – отправлен в Ялту?

Воланд и его свита.

«Общество небольшое, смешанное и бесхитростное».

Коровьев – клетчатый – Фагот – Рыцарь;

Кот Бегемот, который «валяет дурака»;

Азазелло – вестник смерти;

Служанка Гелла – властительница тлена.

4. Посетители «нехорошей квартиры».

— Охарактеризуйте их.

1) Босой Никанор Иванович, председатель жилищного товарищества д. 302-бис по ул. Садовой, «выжига и плут» (Воланд), « взяточник» (Коровьев).

2) Поплавский Максимилиан Андреевич, экономист-плановик. «Он хотел одного – переехать в Москву» (Бегемот, Азазелло).

3) Соков Андрей Фокич, буфетчик в варьете. Жалобщик на мошенников, «сам мошенник, каких свет не видывал»: /«осетрина второй свежести»!/ (Гелла, Воланд). Урок Воланда о красивой, щедрой, достойной мужчины, жизни.

4) Маргарита, королева бала.

5) Голова Берлиоза. «гости» балла

6) Агент барон Майгель.

7) Мастер.

8) Фрида.

9) Алоизий Могарыч. визитеры квартиры

10) Николай Иванович. после балла

11) Наташа.

12) Варенуха.

5. Конец квартиры № 50.

— Пожар! Пожар! Горим!

— Садовая! Садовая, 302-бис!

Итак, «нехорошая квартира» — метафора, отразившая пороки общества 30-х годов: взяточничество, использование служебного положения, мошенничество, наушничество, страх Чтобы сделать их изображение выпуклым, кроме сатиры, гиперболы, гротеска и мистификации нужны были еще сравнения, не просто сравнения, а сравнения-срезы, позволяющие не только увидеть житейские мерзости, но и ужаснуться им.

(После экскурсии): Сатирически, через отрицание отрицательного, изображая отклонения жизни от своего «плана», непринужденно, весело и вместе с тем педагогически, М. Булгаков предоставляет читателю самому обнаружить детали жизненного плана, а главное, убедиться, что он, этот план, действительно есть.

Совет

Автор показывает, что человеческая история, как и все истории, из которых она складывается, ЛИЧНОСТНА и творится закономерно, хотя результаты ее творчества редко бывают совершенны.

«Все будет правильно, на этом построен мир», на этом построен и роман М. А. Булгакова.

Источник: http://www.hintfox.com/article/nehoroshaja-kvartira-v-romane-master-i-margarita-m-a-Bylgakova.html

Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» — вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых — писательская трагедия человека, жившего в 30-е годы. Для настоящего писателя самое страшное — не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли. Такая проблема затронула и одного из главных героев романа — Мастера.

Мастер резко отличается от других писателей Москвы. Все чины МАССОЛИТа, одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, пишут на заказ. Главное для них — это материальные блага. Иван Бездомный признается Мастеру, что его стихи ужасны.

Для того чтобы написать что-то хорошее, нужно вложить душу в произведение. А темы, на которые пишет Иван, совершенно не интересуют его.

Мастер пишет роман о Понтии Пилате, в то время как одной из характерных черт 30-х годов является отрицание существования Бога.

Мастер желает получить признание, стать известным, устроить свою жизнь. Но деньги — не главное для Мастера. Автор романа о Понтии Пилате называет себя Мастером. Так же называет его и возлюбленная. Имя Мастера в романе не дано, так как этот человек выступает в произведении как талантливый писатель, автор гениального творения.

Мастер живет в небольшом подвальчике дома, но это его совершенно не гнетет. Здесь он может спокойно заниматься любимым делом. Маргарита во всем ему помогает. Роман о Понтии Пилате — труд жизни Мастера. Он вложил всю свою душу в написание этого романа.

Трагедия Мастера заключается в том, что он пытался найти признание в обществе лицемеров и трусов. Роман отказываются напечатать. Но по рукописи было ясно, что его роман читали и перечитывали. Такое произведение не могло остаться незамеченным. Незамедлительно последовала реакция в литературной среде.

Обратите внимание

Посыпались статьи, критиковавшие роман. В душе Мастера поселились страх и отчаяние. Он решил, что роман — причина всех его несчастий, и поэтому сжег его. Вскоре после выхода статьи Латунского Мастер оказывается в психиатрической больнице.

Воланд возвращает Мастеру роман и забирает его и Маргариту с собой, так как им нет места среди жадных, трусливых, ничтожных людей.

Судьба Мастера, его трагедия перекликаются с судьбой Булгакова. Булгаков, как и его герой, пишет роман, где поднимает вопросы христианства, так же сжигает первый черновик своего романа.

Роман «Мастер и-Маргарита» оставался не признанным критикой. Лишь спустя много лет он стал известен, был признан гениальным творением Булгакова.

Подтвердилась знаменитая фраза Воланда: «Рукописи не горят!» Шедевр не исчез бесследно, а получил мировое признание.

Трагическая судьба Мастера характерна для многих писателей, живших в 30-е годы. Литературная цензура не пропускала произведения, отличавшиеся от общего потока того, о чем нужно было писать. Шедевры не могли найти признание.

Писатели, рискнувшие свободно высказывать свои мысли, попадали в психиатрические больницы, умирали в нищете, так и не добившись известности. В своем романе Булгаков отразил реальное положение писателей в это нелегкое время.

Одним из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность.

Таким человеком является и Мастер, который создает свой великий роман в условиях, где оценить его по заслугам не могут и не хотят, как не могут оценить и роман самого Булгакова.

Важно

В «Мастере и Маргарите» действительность и фантазия неотделимы друг от друга и создают необыкновенную картину России двадцатых годов нашего столетия.

Атмосфера, в которой Мастер создает свой роман, сама по себе не располагает к той необычной теме, которой он его посвящает. Но писатель независимо от нее пишет о том, что его волнует и интересует, вдохновляет к творчеству. Его желанием было создать произведение, которым бы восхищались. Он хотел заслуженной славы, признания.

Его не интересовали деньги, которые можно получить за книгу, если она будет пользоваться популярностью. Он писал, искренне веря в то, что создает, не задаваясь целью получить материальную выгоду. Единственным человеком, который восхищался им, была Маргарита.

Когда они вместе читали главы романа, еще не подозревая о разочаровании, которое их ждало впереди, то были взволнованны и по-настоящему счастливы.

Причин, по которым роман не был оценен должным образом, было несколько. Во-первых, это зависть, которая появилась у бездарных критиков и писателей. Они поняли, что их работы ничтожны в сравнении с романом Мастера.

Им не нужен был конкурент, который бы показал, что есть истинное искусство. Во-вторых, это тема романа, являющаяся запретной. Она могла бы повлиять на взгляды в обществе, изменить отношение к религии.

Читайте также:  Анализ произведения быкова знак беды

Малейший намек на что-то новое, на что-то выходящее за рамки цензуры, подлежит уничтожению.

Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя.

Совет

Это было трагедией для человека, осознавшего, что его цель и мечта неосуществимы. Но Булгаков приводит простую истину, которая заключается в том, что истинное искусство нельзя уничтожить. Пусть даже спустя годы, но оно все равно найдет свое место в истории, своих ценителей.

Время стирает только бездарное и пустое, не заслуживающее к себе внимания.

Источник: https://masterimargo.ru/master-2.html

Символика домов и квартир в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Во время путешествия Воланда сопровождает его свита: Коровьев, кот Бегемот, Азазелло, Гелла.

Всех людей, вошедших в контакт с Воландом и его спутниками, преследуют наказания за свойственные им грехи и грешки: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость, имитацию деятельности… Зачастую эти наказания, хоть и сверхъестественные по своей природе, являются логическим продолжением самих проступков (так, например, Никанор Иванович Босой, взявший у Коровьева взятку рублями, задержан за спекуляцию валютой, потому что эти рубли магическим образом превратились в доллары). Воланд вместе со своей свитой селится в «нехорошей квартире» на Садовой – в квартире, откуда уже в течение нескольких лет исчезают люди (исчезают, правда, без помощи сверхъестественных сил, так как описание этих таинственных исчезновений является намеком Булгакова на репрессии 30-х годов).

Маргарита, возлюбленная Мастера, потерявшая его след после того, как он попал в сумасшедший дом, мечтает только об одном – найти и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Маргарите Азазелло – для этого она должна исполнить для Воланда одну услугу.

Маргарита не сразу, но соглашается, и знакомится с Воландом и его свитой. Воланд просит её стать королевой бала, который даёт он в эту ночь. В ночь с пятницы на субботу начинается бал у Сатаны.

Гостями на бал не попадают простые грешники, – ими оказываются только истинные, идейные злодеи.

Сотрудники НКВД (этот комиссариат нигде не назван своим именем) пытаются разобраться в деле об исчезновении всей верхушки театра «Варьете», и главное – в происхождении валюты, на которую мистическим образом поменялась вся собранная в кассе театра рублёвая наличность. Следы быстро выводят следователей к «нехорошей квартире», они её неоднократно обыскивают, но всё время застают пустой и опечатанной.

Другая сюжетная линия романа, развивающаяся параллельно первой, – непосредственно сам роман о Понтии Пилате, написанный Мастером. Этот роман представляет собой альтернативную версию Евангелия.

В нём рассказывается история Понтия Пилата, который не решился выступить против Синедриона и спасти осужденного на казнь Иешуа Га-Ноцри (так в романе зовут персонажа, основным прообразом которого явился Иисус Христос).

Обратите внимание

В конце романа обе линии пересекаются: Мастер освобождает героя своего роман, и Понтий Пилат, после смерти столько времени томившийся на каменной плите со своим преданным псом Бангой и хотевший всё это время закончить прерванный разговор с Иешуа, наконец обретает покой и отправляется в бесконечное путешествие по потоку лунного света вместе с Иешуа. Мастер с Маргаритой обретают в загробном мире данный им Воландом «покой» (отличающийся от упоминаемого в романе «света» – другого варианта загробной жизни).

Глава 2. Символика домов и квартир в романе

Дом Грибоедова – квартира Мастера

Мастер… Во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно лет тридцати восьми» [7, 121] предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) – это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г.

«…две комнаты в подвале маленького домика в садике…» [7, 126]. Именно здесь творил Мастер. Об этом месте он рассказывает с каким-то особым чувством.

Ему дорога каждая мелочь, пустяк: «Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен.

Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени… Я открыл оконца и сидел во второй, совсем малюсенькой комнате, так…

вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате – громадная комната, четырнадцать метров, – книги, книги и печка. Ах, какая у меня была обстановка!..» [7, 126].

Дважды употреблено Мастером слово «печка» – тепло – домашнее, согревающее сердце и душу. С любовью, нежностью и печалью вспоминая об обстановке подвальчика, Мастер придает словам уменьшительно-ласкательный оттенок – «квартирка», «оконца», «маленький столик».

Дом становится укрытием от внешних невзгод, бурь враждебности. Свой дом для Мастера становится символом свободы, духовного творческого раскрепощения.  Смыслом жизни для Мастера стал написанный им роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, в который он вложил всю свою душу. Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует.

Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа, он сдается. Его нервы, бывшие на пределе, не выдерживают. Мастер делает свой выбор. Он решает сжечь роман, бывший смыслом его жизни. Мастер хочет, чтобы этот роман не приносил больше страданий никому.

Важно

Возненавидев свое произведение, он уходит в клинику для душевнобольных, подчиняясь страху, страху перед всем (он боится теперь даже темноты).

Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова в связи с повестью «Роковые яйца», пьесами «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров» и романом «Белая гвардия». В булгаковском архиве сохранились выписки из газеты «Рабочая Москва» от 15 ноября 1928 г.

, где под заголовком «Ударим по булгаковщине!» излагались выступления в Московском комитете партии на собрании коммунистов, работающих в сфере искусства. В «Мастере и Маргарите» «ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить…

ее в печать» [11, 84] предлагает критик Мстислав Лаврович, осуждая Мастера и того редактора, который осмелился опубликовать отрывок романа о Понтии Пилате [11, 87].

Вместе с тем, у Мастера много и других, самых неожиданных прототипов.

Его портрет: «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос» [7, 121], выдает несомненное сходство с Николаем Васильевичем Гоголем (1809-1852).

Ради этого Булгаков даже сделал Мастера при первом появлении бритым, хотя в дальнейшем несколько раз особо отметил, что у Мастера есть борода, которую ему в клинике подстригают дважды в день с помощью машинки [38, 20].

Сожжение Мастером романа ориентировано не только на сожжение Булгаковым в марте 1930 г. ранней редакции будущего «Мастера и Маргариты», но и на сожжение Гоголем второго тома «Мертвых душ» (1842-1852).

С самых первых страниц романа Булгаков медленно подводит нас к одному из основных конфликтов произведения: проблеме истинного и ложного творчества.

Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка.

«Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунной решеткой» [7, 48].

Здесь Булгаков уютно разместил МАССОЛИТ, возглавлявшийся погибшим под трамваем Берлиозом.

Называли дом просто «Грибоедовым» на том основании, что там якобы жила тетка знаменитого писателя, за что сам Булгаков, впрочем, не ручается [34, 362].

Совет

Имел ли в виду автор какое-то определенное здание? Сказывается ли что-то за словом «МАССОЛИТ»? Полистаем книгу. В сторону центра по Тверской в «Грибоедов» едет поэт Рюхин. У памятника Пушкину грузовик делает поворот, и Рюхин «не более чем через две минуты» выходит на веранду «Грибоедова». Поворот мог быть сделан направо, на Тверской бульвар, и налево, на Страстной.

Машина прошла в непосредственной близости от памятника. Значит, налево, на Страстной? Ничего подобного. В то время памятник Пушкину стоял на другой стороне площади, напротив, если так можно выразиться, самого себя. Следовательно, поворот был сделан на Тверской бульвар. Теперь очень кстати оказывается реплика Бездомного: «Дважды хотели задержать, в Скатертном и здесь, на Бронной» [7, 56].

Область поиска свелась к минимуму. Это правая (от Тверской) сторона Тверского бульвара. Дом, соответствующий внешним признакам «Грибоедова», там только один – дом №25. Это по форме. А по «содержанию»? Сейчас там Литературный институт. Уже «тепло». А в те годы в этом здании располагалось несколько литературных организаций, в том числе и МАПП – Московская ассоциация пролетарских писателей.

А ведь МАССОЛИТ тоже «крупнейшая московская литературная ассоциация». Если ещё добавить, что это Дом Герцена, то наречение его «домом Грибоедова» представляется лишь прозрачной конспирацией.

И окончательно сомнения снимают «Последние похождения Коровьева и Бегемота», которые, спалив «Грибоедова», кинулись к «Тимирязеву», памятник которому действительно стоит в начале Тверского бульвара [28, 163 – 169].

Большое место отводится описанию ресторана, находящегося на нижнем этаже здания МАССОЛИТа: «…помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки!..

А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках?» [7, 51] Вот она, главная достопримечательность «храма культуры»!.. 

В ресторане Дома Грибоедова отразились черты не только Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников, директором которых в разное время был Я. Д. Розенталь (1893 – 1966 гг.), послуживший прототипом директора ресторана Дома Грибоедова Арчибальда Арчибальдовича.

Обратите внимание

Ресторан Клуба театральных работников, располагавшийся в Старопименовском переулке, на весну и лето, переезжал в филиал, которым служил садик у старинного особнячка (дом №11) на Страстном бульваре, где размещалось журнально-газетное объединение («Жургаз»). В этом объединении Булгаков предполагал издавать своего «Мольера».

В саду «Жургаза», куда проникнуть можно было по специальным пропускам, играл знаменитый джаз-оркестр Александра Цфасмана, часто исполнявший популярный в 20-е и 30-е годы фокстрот «Аллилуйя» играет оркестр ресторана Дома Грибоедова перед тем, как туда приходит известие о гибели Берлиоза, а также джаз-оркестр на Великом балу у сатаны.

Этот фокстрот символизирует пародию на христианское богослужение в уподобленном аду ресторане Дома Грибоедова [34, 301].

Дом Герцена пародийно уподоблен Дому Грибоедова, поскольку фамилия известного драматурга А. С. Грибоедова (1795 – 1829) «гастрономическая» и указывает на главную страсть членов МАССОЛИТа – стремление хорошо поесть.

Однако у реального Дома Герцена с именем Грибоедова есть и некоторая опосредованная связь, возможно, подтолкнувшая Булгакова дать своему Дому Грибоедова имя автора «Горя от ума» (1820 – 1824 гг.). В этом доме в 1812 г.

родился писатель и публицист Александр Иванович Герцен (1812 – 1270 гг.), внебрачный сын крупного помещика И. А. Яковлева, брата владельца дома сенатора А. А. Яковлева. Сын сенатора Алексей, двоюродный брат А. И.

Герцена, упоминается в грибоедовском «Горе от ума» княгиней Тугоуховской как чудак, который «чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Фёдор, мой племянник!» [18, 87 – 88].

Ряд литераторов МАССОЛИТа, обитающих в Доме Грибоедова, имеет своих прототипов.

Так, критик Мстислав Лаврович – это пародия, через лавровишневые капли, на писателя и драматурга Всеволода Витальевича Вишневского (1900 – 1951), одного из ревностных гонителей Булгакова, много способствовавшего, в частности, срыву постановки «Кабалы святош» в ленинградском Большом Драматическом Театре.

Важно

Вишневский отразился в одном из посетителей ресторана Дома Грибоедова – «писатель Иоганн из Кронштадта». Здесь  намек на киносценарий «Мы из Кронштадта» (1933) и «Мы  — русский народ» (1937), написанные Вишневским [СОКОЛОВ , 208].

Библиотека в Доме Грибоедова блистательно отсутствует – членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза «не читатели, а писатели» [5, 131 – 133].

Вместо трудовых учреждений – отделения, связанные с отдыхом и развлечениями: «Рыбно-дачная секция», «Однодневная творческая путевка», «Запись в очередь на бумагу у Поклевкиной», «Касса», «Личные расчеты скетчистов», «Квартирный вопрос» [7, 48 – 49].

Читайте также:  Роль композиции в рассказе после бала толстого

Фамилия председателя Главреперткома в 1930-1937 гг.

драматурга и театрального критика Осафа Семеновича Литовского (1892-1971), самого непримиримого из булгаковских противников, способствовавшего запрещению всех его пьес, спародирована в фамилии погубившего Мастера критика Латунского, члена МАССОЛИТа.

Двенадцать членов руководства МАССОЛИТа, напрасно ожидающих в Доме Грибоедова своего председателя, пародийно уподоблены двенадцати апостолам, только не христианской, а новой коммунистической веры [2, 109 – 112].

Сцена, когда Коровьева-Фагота и Бегемота не пускают в ресторан Д. Г.

из-за отсутствия писательских удостоверений — это не только бытовая московская зарисовка реальных событий у того же ресторана в садике «Жургаза».

  Дом Грибоедова, с расположенным в нем МАССОЛИТом – злая сатира на общество, где человека определяют писателем только по наличию у него клочка картона в дорогой коже «с золотой широкой каймой» [7, 50].

Но вот на страницах произведения появляется Мастер. Это истинный творец, настоящий художник. И, к сожалению, вполне естественно, что он не может выжить в подобном обществе.

Совет

Мастер пишет роман о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри, о страхе, трусости и следующей за ней страшной смерти невинного человека, об ужасных муках совести и вечном проклятии… Это произведение выходит в свет, но массолитовские бездарности не могут оценить его по достоинству.

Эти обласканные властью халтурщики способны лишь накинуться на гения всей стаей, как шакалы. Они загоняют Мастера в угол, «забивают» его своей необоснованной критикой, доводят до сумасшествия. Именно поэтому Булгаков селит своего героя в подвальчик, как подпольного человека.

https://www.youtube.com/watch?v=4kNZ6Abgah4

Но видимо не все гонители Мастера были настолько бездарны, что не смогли оценить настоящий шедевр: «Мне все казалось, – и я не мог от этого отделаться, – что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим» [7, 134]. Боязнь лишится своего теплого, насиженного места не дает им сказать правду.  
Тонкая душа художника не может выдержать подобную ложь и несправедливость, он бежит от этой жестокой жизни, перед этим пытаясь сжечь свой уже ненавистный роман.

Горит дом Грибоедова… Ряд деталей пожара Булгаков взял из мемуаров Панаевой. Для поджогов Бегемот и Коровьев используют зажигательную смесь из примуса – бензин.

Источник: http://student.zoomru.ru/lit/simvolika-domov-i-kvartir-v/127697.1002972.s3.html

Готовые школьные сочинения

Янв 05 2012

«Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

К московскому жилищному кризису Булгаков обращался десятки раз. Он написал отдельное эссе «Московские квартиры» и затрагивал эту тему везде, где позволял реквизит.

«Собачье сердце» построено на кризисе; в «Дьяволиаде» упоминается коммунальная квартира; в «Театральном романе» – жалкая комнатушка Максудова и еще два беглых наблюдения. «Роковые яйца»: «В 1919 году у профессора отняли из 5 комнат 3.

Тогда он заявил Марье Степановне: – Если они не прекратят эти безобразия, Марья Степановна, я уеду за границу».

Уже в начале 20-х годов Булгаков понимал, что жилищный кризис – «безобразие». Но в тот момент писатель считал безобразие временным и надеялся, что через самое короткое время оно кончится.

«…Ожил профессор Персиков в 1926 году, когда соединенная американо-русская компания выстроила… в центре Москвы 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах 300 рабочих коттеджей, каждый из 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей в годы 1919–1925» .

«Страшный и смешной»… Спустя 15 лет, когда Булгаков писал «Мастера», его скромный план постройки шести-семи тысяч квартир был давно перекрыт, но терзания москвичей продолжались, и это через 20 лет после начала кризиса!

Достаточный срок, чтобы испортить людей, как и сказал Воланд. Смешно было лишь вначале, когда бедствие казалось преходящим. В какой-то момент стало страшно. «Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире» – это уже в «Мастере».

Не надо считать «ужасы» преувеличением.

Даже те сравнительно немногие люди, которые обитали душа в душу с соседями по коммунальной квартире, жили неестественно, хотя бы они сами ничего дурного не замечали. А плохие отношения под собственным кровом воистину ужасны. Вспомним карикатурное изображение «коммуналки» в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова – поротого розгами Васисуалия Лоханкина.

Пороли его за рассеянность, он не гасил свет в уборной. Булгаков повторяет сюжет с полнейшей серьезностью, без тени сатирического нажима: «Свет надо тушить за собой в уборной… а то мы на выселение на вас подадим!» (651).

Все-таки на «вы», вежливо… Булгаков на то и был писатель Божьей милостью, чтобы чувствовать за людей уродливость жизни в общей квартире; на то и мыслитель, чтобы понять, до какой степени жители Москвы испорчены «квартирным вопросом», даже те, кто не хамят друг другу в открытую. «Обе вы хороши…» – заметила по этому поводу Маргарита (и погасила вежливым склочницам примусы).

Обратите внимание

На Мастера написали донос, желая «переехать в его комнаты», – крайнее проявление «испорченности», и заметим: Воланд никак практически не покарал доносчика Алоизия Могарыча!

Диагноз уже поставлен: «квартирный вопрос испортил их…», чего теперь с них спрашивать?

В «Мастере» жилищный кризис не просто упоминается; это лейтмотив. Первая картина – квартира в переулке у Остоженки, с ванной комнатой, где ванна «в черных страшных пятнах от сбитой эмали» и почему-то нет электрического освещения.

(Комментарий – в «Собачьем сердце»: «Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее» (с. 142).) Там же «на плите в полумраке стояло безмолвно около десятка потухших примусов. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно…».

Опять примус, знаменитый примус, орущий и воняющий керосином прибор – в столице, почему-то лишенной газовых и электрических кухонь.

«Около десятка» – значит, никак не менее пяти семей жили в квартире… Картина! Да, и еще деталь – из-за вынужденных контактов между семьями раздолье развратникам – Бездомный сунулся в ванную и «голая гражданка, вся в мыле» приняла его за соседа-любовника. Еще рисунок с натуры: в МАССОЛИТе длиннейшая очередь, начинающаяся «уже внизу в швейцарской», в комнату с надписью на двери: «Квартирный вопрос», «в которую ежесекундно ломился народ».

Следующая картина – через 20 страниц, глава «Нехорошая квартира».

В ней реальнейший «квартирный вопрос» соединяется с не менее реальными «исчезновениями» и все вместе мистифицируется; здесь есть и второй тип исчезновений – связанный с «квартирным вопросом»: «директор Варьете, используя свои бесчисленные знакомства, ухитрился» добыть комнату своей бывшей жене – поэтому она и смогла исчезнуть… И на фоне всего этого Воланд, как заурядный квартирный склочник тех лет, «подает на выселение» Лиходеева: «…Так что кое-кто из нас здесь лишний в квартире. И мне кажется, что этот лишний – именно вы!».

Замечательно, что Коровьев тут же это «выселение» обосновывает на стандартном языке квартирной склоки: «жутко свинячат», «пьянствуют», «начальству втирают очки» – пусть так, но почему из дому-то выселять? Нисколько не лучше, чем пресловутый свет в уборной…

Полная энциклопедия квартирных страстей дается еще через главу, эдак неприметно, скороговоркой, в одном длинном периоде. Едва успел погибнуть Берлиоз, как к Босому начали звонить по телефону, а затем и лично являться с заявлениями, в которых содержались претензии на жилплощадь покойного. Заявлений было «тридцать две штуки».

«В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы… указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами… два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности». Не надо улыбаться, читатель. Сатира сатирой, но все здесь истинно – в чем свидетель каждый москвич, помнящий ситуацию до 1960 года.

Истинно и то, что доносы из-за жилья были явлением не исключительным.

Еще заметка: выиграв сто тысяч, главный герой «бросил свою комнату на Мясницкой… – Уу, проклятая дыра! – прорычал гость». И затем горделивое описание жалкой квартирки в подвале: одна комната «совсем малюсенькая», зато другая – «громадная комната, четырнадцать метров», и почему-то особо упоминается водопровод… Таково качество хорошего жилища во время кризиса!

Еще картинка: киевский экономист Поплавский получает телеграмму о гибели племянника-москвича. Идет авторская ремарка: «Телеграмма потрясла Максимилиана Андреевича. …Нужно было суметь унаследовать квартиру племянника на Садовой». Такие ситуации потрясают людей и сегодня.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » «Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/kvartirnyj-vopros-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Сочинение.

Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита».

«При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная, среда… с ее, как тогда говорили, «отрыжками нэпа».

К. Симонов.

Роман «Мастер и Маргарита» является удивительным сочетанием реальности и фантастики. Сатира Михаила Афанасьевича Булгакова беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, город и люди соединяются в живописную и удивительную картину, недаром есть понятие «булгаковская Москва».

Действие романа происходит в Москве 30-х годов, которая населена обыкновенными людьми – современниками автора. Именно здесь появляется великий Сатана, Воланд, который раз в столетие приходит на Землю, чтобы посмотреть, как живут люди.

Жизнь Москвы того времени становится объектом интереса не только Князя тьмы, но и самого Булгакова.

Важно

В Москве основные события романа разворачиваются в небольших замкнутых пространствах.

Здесь находится и «подвал Мастера», и «особняк Маргариты», и варьете, где выступал Воланд со своими помощниками, и знаменитый «Дом Грибоедова», и, конечно же, «нехорошая квартира на Садовой, 302-бис».

Но на этом небольшом пространстве разыгрываются невероятные трагедии и комедии. Здесь правит бал Сатана, обнажающий все пороки добропорядочных и уважаемых москвичей.

Булгаковская Москва населена бездушными атеистами, верящими в безраздельное торжество разума, такими, как Берлиоз, который от всего сверхъестественного отмахивался одной фразой: «Этого не может быть».

Беспощадна сатира автора в отношении московских литераторов и чиновников от литературы.

Писатели ассоциации МАССОЛИТ не занимаются поиском истины в творчестве, не стремятся к самосовершенствованию, потому что они знают, что реальная правда – это престижная дача, отдых на курорте, изысканная пища в ресторане, вход в который простому смертному закрыт.

Москвичи предстают в романе ограниченными, не верящими ни во что, кроме денег и материальных благ. В мире Москвы, который посетил Воланд, нет ни настоящей дружбы, ни святого искусства и великих талантов, ни просто мудрых и честных людей, за исключением Мастера и Маргариты, да еще Ивана Бездомного.

Мир Москвы – это мир полностью материальный, пустой, бездуховный; мир, в котором любой факт проявления чего-то необъяснимого будет тут же истолкован примитивно, как что-то вредное и чуждое. Москвичи абсолютно закрыты для всего нового, они не видят и не слышат ничего, кроме самих себя.

Совет

Голоса в телефонной трубке Римский и Варенуха приняли за проделки шайки хулиганов. Степа Лиходеев, будучи человеком совершенно невежественным, объяснял свое присутствие в Ялте силой гипноза, в глубине души все же понимая, что «никакой гипноз не может забросить человека за тысячу километров».

На сеансе черной магии, который устраивают в столичном варьете помощники Воланда, Сатана искушает Москву деньгами, компрометируя каждого человека в отдельности и весь город в целом. «Горожане сильно изменились, — замечает мессир, — внешне…» Но в остальном – они «люди как люди.

Любят деньги, но ведь это всегда было… квартирный вопрос только испортил их…». Квартирный вопрос, как и другие материальные проблемы, волнует москвичей больше, чем вопросы спасения души. Дело даже не в том, что персонажи романа не гнушаются брать взятки и прячут золотые червонцы.

Они утратили представления о добре, справедливости, а это гораздо страшнее.

Мир москвичей похож на царство духовно слепых людей, не верящих ни во что, кроме того, что им знакомо, не ищущих ничего в жизни и абсолютно закрытых для всего нового, а следовательно, абсолютно пустых. Мастеру, который «писал то, чего никогда не видел, но о чем наверняка знал, что это было», нет места в этом мире.

Поэтому Воланд забирает его, даруя вечный покой. Мастер отказался от своего романа, от своих идей, от творчества. Отказался под чудовищным давлением толпы, неистовавшей, ругавшей писателя. Мир Москвы не вынес появления чего-то, что не вписывалось в привычные рамки, москвичам оказался не нужен роман о Пилате.

Только Ивану Бездомному была интересна история распятия Иешуа, то есть Иисуса Христа.

Читайте также:  Анализ рассказа муму тургенева

Водланд грозой проносится над Москвой, жестоко карая низость, ложь, подлость, алчность. Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа, как ни странно, утверждению тысячелетних нравственных заповедей.

И если его свита предстает в лице мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость. Он наблюдает Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Полномочия его велики: он обладает привилегией наказующего деяния.

Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим любовь и верность друг другу, покарать взяточников, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут не перед людским судом. Судьей им будет время, как стало оно судьей для жестокого пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

Обратите внимание

По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации бороться со злом следует силами зля, чтобы восстановить справедливость.

Булгаковская Москва фантастична, но взгляд писателя на столицу нельзя назвать исключительно субъективным.

Именно реальная Москва была тем фоном, на котором можно было воплотить авторский замысел, ибо реальность того времени мало отличалась от фантастики своей неестественностью.

Надо было только взглянуть на нее с позиций общечеловеческих ценностей. И тогда становилось ясно, что в древней столице все не так, как того требуют законы нормальной человеческой жизни.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=31682

Места из романа «Мастер и Маргарита» в Москве

Один из самых популярных романов 20 века – «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – был окончен ровно 75 лет назад, 13 февраля 1940 года. Над ним писатель работал 12 лет, но при жизни автора роман так и не был опубликован.

Именно роман «Мастер и Маргарита» является основой популярных туристических маршрутов по булгаковской Москве.

 Корреспондент РИАМО вместе с экскурсоводами музея «Булгаковский Дом» прогулялась по местам романа и узнала, где впервые встретились мастер и Маргарита, и что в столице сегодня напоминает о культовом произведении.

Собери «Символ Подмосковья». Начать игру>>

Патриаршие пруды

Действие романа начинается с Патриарших прудов. Именно здесь «в час небывало жаркого заката появились два гражданина» — известный литератор Михаил Берлиоз и начинающий поэт Иван Бездомный.

Шли они из дома литераторов – МАССОЛИТа и присели на лавочке напротив дома с башенками в Малом Патриаршем переулке. Со стороны Ермолаевского переулка появился Воланд со своей свитой.

Как рассказывают на экскурсии, Ермолаевский переулок когда-то назывался Коровий, потом Панкратьевский, отсюда и персонаж Коровьева, который машет ручкой Берлиозу в первых сценах романа.

Трамвай, кстати, ходил на Патриарших. В архиве Булгакова найдена заметка из газеты «Вечерняя Москва» за 1929 год, в которой говорится о трамвайной линии по Малой Бронной.

Важно

По словам экскурсовода, этот проект не был осуществлен, и трамваи в Москве тогда ходили лишь по Садовому кольцу и Тверской, но на Малой Бронной был небольшой трамвайный парк – что-то вроде летнего депо, уточняет экскурсовод.

Сегодня на Патриарших о романе напоминает кафе «Маргарита», которое проиллюстрировано картинами со сценами из произведения. А также знак, запрещающий разговаривать с незнакомцами.

Прогулка по пушкинским местам Подмосковья: Захарово и Большие Вяземы>>

Нехорошая квартира

Еще одно знаковое место – «нехорошая квартира» в доме №50 302-Бис, где поселились Воланд и его свита, на самом деле располагалась в доме на Большой Садовой, 10.

Если сложить цифры номера квартиры (3+0+2), то получится пять, а при умножении на два, так как «бис» означает повторный выход, получится 10. Номер 50 тоже не случаен.

Сам Булгаков жил со своей первой женой на Большой Садовой, 10, в квартире №50, где сегодня располагается его музей-квартира. 

Расписывать стены в подъезде, где когда-то жил автор «Мастера и Маргариты» поклонники романа стали еще с 70-х годов прошлого века. Стены несколько раз белили, но послания продолжали оставлять.

Среди работ было очень много иллюстраций профессиональных художников, а сегодня подъезд расписывают все подряд: рядом с цитатами из романа и иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», много фраз на отвлеченные темы.

Рядом находится частный музей — «Булгаковский дом» со своим театром, экскурсиями, квестами, и даже котом Бегемотом. 

Музей Кропоткина в Дмитрове: дом ученого и философа>>

Театр Варьете

Совет

Также узнаваемым местом из романа является прототип театра «Варьете», где Воланд и его свита устроили сеанс черной магии с разоблачением. Несмотря на то, что такого театра в Москве не существовало, его прототипом стали цирк и мюзик-холл, которые располагались в нынешнем здании Театра Сатиры в 20-30-е годы прошлого века.

Булгаков бывал на представлениях мюзик-холла и видел там и иностранных артистов, и цирковые трюки, и номера с животными. Отсюда — фокусы кота Бегемота, разоблачение председателя Акустической комиссии, неравный обмен советских нарядов на французские, трюк с отрыванием головы конферансье Жоржу Бенгальскому и пр.

Здесь же, в саду «Аквариум», впервые администратор Варьете Варенуха встретился с котом Бегемотом и Азазелло.

Кроме того, в Театре сатиры когда-то репетировалась известнейшая пьеса Булгакова «Иван Васильевич», но до премьеры дело не дошло. Сегодня никаких следов романа «Мастер и Маргарита» в театре и саду «Аквариум» не осталось – единственное, что напоминает о «Варьете» (бывшем цирке) – купол на здании Театра Сатиры. 

Места с историей: Старейший театр Подмосковья в Истре>>

МАССОЛИТ в «Доме Грибоедова»

Выдуманный Булгаковым Дом Грибоедова, в котором он разместил литературную организацию МАССОЛИТ, тоже можно найти в Москве.

Это Дом Герцена на Тверском бульваре, 25, где в 20-е годы прошлого века существовало множество литературных объединений, таких как РАМП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) и другие. МАССОЛИТ литературоведы расшифровывают, как Мастерская социалистической литературы.

К создателю «Горя от ума» Александру Грибоедову дом никакого отношения не имеет, но именно здесь, по роману, поэта Ивана Бездомного объявляют сумасшедшим и отсюда увозят в клинику Стравинского.  Интересно, что сегодня дом с сомнительной писательской историей по-прежнему наполнен литераторами – здесь располагается Литературный институт имени М. Горького.

Дача Пришвина в Подмосковье: дом, построенный на деньги «за сказки и сны»>>

Переулок Мастера и Маргариты

Большой Гнездиковский переулок напрямую в романе не упоминается. Указывается лишь переулок, который через арку выводит на Тверскую улицу. Именно его принято считать местом первой встречи мастера и Маргариты.

Дело в том, что здесь, в доме №10, сам Булгаков познакомился со своей третьей женой – Еленой Сергеевной, которая так же, как и Маргарита, была замужем.

Сегодня по этому адресу находятся учебная сцена университета театрального искусства ГИТИСа.

«Уголок» сатирика: Музей Салтыкова-Щедрина в подмосковном селе Спас-Угол>>

Особняк Маргариты на Спиридоновке

Обратите внимание

В романе говорится, что Маргарита с мужем занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. По одной из версий, прототипом мог стать красивейший замок на Спиридоновке, 17, построенный в конце 19 века по проекту архитектора Федора Шехтеля. Заказал его для своей жены известный предприниматель и меценат Савва Морозов. 

Несмотря на то, что Спиридоновка от Арбата далековато, дом с садом и выстроен в готическом стиле, как и в романе. Сегодня в этом особняке – Дом приемов Министерства иностранных дел. Здесь проходил G8.

Готическая усадьба в Подмосковье: английский замок и церковь Баженова>>

Дом Мастера

Под описания подвала Мастера, в который он переехал, чтобы работать над романом о Понтии Пилате, попадает дом в Мансуровском переулке, 9. Сам Булгаков часто бывал в этом доме, который принадлежал декоратору Сергею и актеру Владимиру Топлениновым, рассказывают на экскурсии. Полуподвальное помещение они сдавали драматургу Сергею Ермолинскому.

И именно к нему часто наведывался Михаил Афанасьевич. Здесь он работал над «Мастером и Маргаритой», и даже читал некоторые главы романа. Весной дом утопал в сирени, как и рассказывает Мастер Ивану Бездомному, уточняет экскурсовод.  Последние владельцы дома – потомки художника Курского. В 2013 году знаменитый «Дом Мастера» был выставлен на торги.

Впрочем, о связи с Булгаковым сегодня говорит табличка, рассказывающая о том, что дом является объектом культурного наследия, и уточняющая, что в 1926-1932 гг. здесь неоднократно бывал Михаил Булгаков.

Ольга Швенк

Источник: https://riamo.ru/article/next?id=45512

Ю. М. Лотман Выходные данные

^
перейти к оглавлениюСреди универсальных тем мирового фольклора большое место занимает противопоставление «дома» (своего, безопасного, культурного, охраняемого покровительственными богами пространства), «антидому», «лесному дому» (чужому, дьявольскому пространству, месту временной смерти, попадание

314

в которое равносильно путешествию в загробный мир)1. Связанные с этой оппозицией архаические модели сознания обнаруживают большую устойчивость и продуктивность в последующей истории культуры. В поэзии Пушкина второй половины 1820-х – 1830-х гг.

тема дома становится идейным фокусом, вбирающим в себя мысли о культурной традиции, истории, гуманности и «самостояньи человека».

В творчестве Гоголя она получает законченное развитие в виде противопоставления, с одной стороны, «дома» – дьявольскому «антидому» (публичный дом, канцелярия «Петербургских повестей»), а с другой, бездомья, дороги, как высшей ценности, – замкнутому эгоизму жизни в домах.

Важно

Мифологический архетип сливается у Достоевского с гоголевской традицией: герой – житель подполья, комнаты-гроба, которые сами по себе – пространства смерти, – должен, «смертию смерть поправ», пройти через мертвый дом, чтобы воскреснуть и возродиться.

Традиция эта исключительно значима для Булгакова, для которого символика «дома – антидома» становится одной из организующих на всем протяжении творчества. Предметом настоящего очерка будут наблюдения над функцией этого мотива в «Мастере и Маргарите».

Первое, что мы узнаем, – это то, что единственный герой, который проходит через весь роман от первой страницы до последней и который в конце будет назван «ученик», – это «поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный».

Сходным образом вводится в текст и Иешуа: «Где ты живешь постоянно?1

– У меня нет постоянного жилища, – застенчиво ответил арестант, – я путешествую из города в город.

– Это можно выразить короче, одним словом – бродяга, – сказал прокуратор». Отметим, что сразу после этого в тексте следует обвинение Иешуа в том, что он «собирался разрушить здание храма»2, а адресом Ивана станет: «…поэт Бездомный из сумасшедшего дома…»3.

Наряду с темой бездомья сразу же возникает тема ложного дома. Она реализуется в нескольких вариантах, из которых важнейший – коммунальная квартира.

На слова Фоки: «Дома можно поужинать» – следует ответ: «Представляю себе твою жену, пытающуюся соорудить в кастрюльке в общей кухне дома порционные судачки а натюрель!»4 Понятия «дом» и «общая кухня» для Булгакова принципиально не соединимы, и соседство их создает образ фантасмагорического мира.

Квартира становится сосредоточением аномального мира. Именно в ее пространстве пересекаются проделки инфернальных сил, мистика бюрокра-

315

тических фикций и бытовая склока.

Подобно тому, как все «чертыхания» в романе обладают двойной семантикой, выступая и как эмоциональные междометия, и как предметные обозначения5, сугубо «квартирные» разговоры, как правило, имеют двойную семантику с абсурдной или инфернальной «подкладкой» типа: «На половине покойника сидеть не разрешается!»6 – за квартирно-жактовским жаргоном (не разрешается сидеть в комнатах, прежде занимаемых покойным Берлиозом) возникает кошмарный образ Коровьева, сидящего на половине покойника (образ этот поддерживается историями с похищением головы Берлиоза и отрыванием головы Бенгальского)7.

То, что квартира символизирует не место жизни, а нечто прямо противоположное, раскрывается из устойчивой связи тем квартиры и смерти.

Впервые слово «квартира» встречается в романе в весьма зловещем контексте: уже предсказав смерть Берлиозу, Воланд на вопрос: «А… где же вы будете жить?» – отвечает: «В вашей квартире».

Совет

Тема эта получает развитие в словах Коровьева Никанору Ивановичу: «Ведь ему безразлично, покойнику

Источник: http://exam-ans.ru/kultura/2699/index.html?page=17

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector