Природа в лирике тютчева в творчестве, поэзии сочинение

Природа в поэзии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев не только поэт, он философ, пытающийся понять тайны бытия, место и роль человека в жизни. Самого человека в своих произведениях он отождествляет с путником, на дороге которого встречаются счастье и горе, приобретения и потери, слезы и радость. И.С. Аксененко сказал о Тютчеве: «Для Тютчева жить означает мыслить».

Но произведения Федора Ивановича имели не только философско-психологическую направленность: у него было много и лирических произведений, в которых он стремился передать восхищение красотой природы, ее понимание.

Тютчев был прекрасным пейзажистом, который великолепно описывал природу с помощью художественных образов. Но он не простой созерцатель природы, он пытается познать ее смысл, проникнуть в ее жизнь, словно в душу человека.

Обратите внимание

В природе Тютчев находит полную гармонию. Однако как и в человеческой жизни он видел противоречия и сложности, так и в проявлениях природы он видит «хаос» и «бездну».

Источник загадочной красоты, высшая сила — это природа. В произведениях Тютчева перед ней преклоняется человеческий разум:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Первый гром «резвится и играет», весна «блаженно-равнодушна», «покров наброшен златотканый» — все это вызывает живое волнение поэта. Его восхищают и приводят в полный восторг и грозы, и бури, и волнения на море. Все это находит отражение в начальных строках некоторых произведений Ф.

Тютчева: «Как хорошо ты, о море ночное…», «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…», «Как весел грохот летних бурь…» и др. Когда я читаю стихи этого поэта, у меня возникают чувства, которые сходны с переживаниями и чувствами автора, владевшими им во время их создания.

При этом начинаешь ощущать прелесть и красоту окружающего мира:

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Гроза всегда вызывает у человека страх. Эти же строки показывают грозу совершенно другой. Вся природа весело вторит ей: и поток проворный, и птичий гам не умолкает.

Впрочем, поэт видит природу и с другой стороны. Она у него выступает некой стихией, перед которой человек совершенно бессилен и одинок. Многое недоступно человеку, не все может он понять, поэтому мысль о таинственности и стихийности природы в душе у Ф. Тютчева вызывает тревогу и безысходность:

Ночное небо так угрюмо,

Заволокло со всех сторон,

То не гроза и не дума,

То вялый безотрадный сон.

Быстротечность человеческой жизни вызывает у поэта суеверный страх. Это чувство обостряется по ночам, когда обнажается бездна небытия, срывая с мира «ткань благодатного покрова»:

И бездна нам обнажена

 С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!

Но все те чувства, которые владели поэтом: радость, вера в торжество гармонии и красоты, грусть или тревога — переплелись в его стихотворениях с природой. Все это дает его лирике захватывающую силу: 

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй, прощальный свет 

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, —

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Это стихотворение Тютчева показывает, что человек сознает обреченность своей короткой жизни, и соединение с природой дарит ему иллюзию продления и гармоничности своей жизни.

Важно

Некоторые же картины природы — всего лишь толчок к размышлению поэта над человеческой судьбой. Но буквально в каждом произведении Ф. Тютчева угадывается связь души человека с природой:

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины

 И сердце как ни полно ран,

Каким бы строгим испытаньям 

Вы ни были подчинены, —

Что устоит перед дыханьем 

И первой встречею весны!

Все стихи Ф. Тютчева о природе вызывают хорошее, позитивное настроение. Поэт, осмысливая жизнь природы и ее взаимодействие с жизнью человека, в своих произведениях преодолевает трагическое восприятие мира и приходит к светлому и радостному пониманию жизни.

Все лирические пейзажи Тютчева отражают его самые потаенные мысли и чувства, передают искреннее восхищение великолепием природы, тонкое восприятие звуков и красок. Это передается нам, читателям, через его стихи. Мне кажется, что так тонко и красиво о природе не говорил никто из русских поэтов до Тютчева.

Источник: http://lit-helper.com/p_Priroda_v_poezii_F_I__Tyutcheva

Сочинение: Природа в лирике Тютчева | Литерагуру

(351 слово) Не каждому человеку дано видеть истинную красоту природы, внимать её речи. Фёдор Иванович Тютчев обладал удивительным даром замечать даже самые потаённые грани окружающего мира.

Поэт вёл с ним диалог, ощущал неразрывную связь, узнавал сокровенные тайны, это связано с тем, что Тютчев воспринимал природу как живое существо, наделяя её человеческими качествами, данный лейтмотив проходит через всю пейзажную лирику автора, вот почему ключевым приемом в его стихотворениях стало олицетворение.

Самым знаменитым произведением поэта считается «Весенняя гроза». Мелодичное, динамичное и живое стихотворение, восхваляющее божественную сущность самой природы. Здесь яркие образы природных явлений гармонируют с внутренним миром лирического героя. Немало произведений Тютчев посвятил отдельным временам года.

Например, «Зима недаром злится…» отсылает нас к извечному противостоянию прекрасной, юной весны и злой, вредной зимы, когда мир стоит на границе зла и добра, смерти и жизни. Холодное период года предстаёт перед нами как «ведьма», а нежную весну Тютчев нарекает «прекрасным дитя».

Благодаря таким ярким образам и динамичным событиям стихотворение трансформируется в некий формат сказки. «Есть в осени первоначальной…» – ещё одно «сезонное» стихотворение, которое посвящено золотой поре. Произведение трепетное, тёплое и грустное одновременно.

Поэт описал не просто осень, а лишь короткий её миг, он уловил этот ускользающий момент, когда происходит увядание природы:

Мир готовится к холодной зиме, но ещё есть время насладиться последними солнечными  деньками.

Стоит отметить, что Тютчев был мастером метафор и эпитетов, что хорошо просматривается в данном стихотворении: «день хрустальный», «паутины лёгкий волос», «праздной борозде», «чистая и тёплая лазурь», «отдыхающее поле».

На первый план в тютчевской пейзажной лирике выходит тема единства природы и человека, однако поэт ставил мир выше людского бытия. Проблемы и суета человеческой жизни несоизмеримы с масштабами вселенной. Человек как песчинка перед лицом вселенной – ещё один важный мотив поэзии Тютчева.

Совет

Стихотворение «Летний вечер» это раскрывает, здесь мы видим всю громаду природы: ход небесных светил, перемещение необъятных потоков воздуха, движение подземных вод – и всё это созерцает лирический герой, который находится как бы в центре мира, но при этом он лишь маленькая крупица в бескрайнем космическом пространстве.

Таким образом, пейзажные стихотворения Тютчева – апогей союза двух начал: человеческого разума и  природной силы.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-priroda-v-lirike-tyutcheva/

Природа в лирике Тютчева

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления.

Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек — разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам.

Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания — непостоянными и необъяснимыми.

Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа самодостаточна, её существование безмятежно и спокойно, что и выражается в стихотворениях русских поэтов, в том числе и Тютчева.

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных его стихотворений красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Лирика

Тютчева — это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею. Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут,

Во всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении ≪Летний вечер≫. Закат у поэта ассоциируется с ≪раскаленным шаром≫, который скатила со своей головы земля; ≪светлые звезды≫ у Тютчева приподнимают небесный свод.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Обратите внимание

Близко по тематике стихотворение ≪Осенний вечер≫. В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест…

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: ≪…

на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья≫, она вся живая и очеловеченная.

Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полна неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только

грустная, но и по-человечески сиротеющая. Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а

показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении ≪Вчера≫ Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, ≪ухватился за одеяло≫, ≪взобрался на ложе≫, но и чувствуем его прикосновение.

Поэзия Тютчева всегда стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения:

≪А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра,

Сияет Белая гора, как откровенье неземное≫.

Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо.

В стихотворении ≪Кончен пир, умолкли хоры…≫ сначала дается обобщенный образ мира:

Кончен пир, мы поздно встали —

Звезды на небе сияли,

Ночь достигла половины…

Важно

Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная вначале, теперь звучит сильно и уверенно:

….Как над этим дольным чадом,

В горнем выспреннем пределе

Звезды чистые горели,

Отвечая смертным взглядам

Непорочными лучами…

Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью.

Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в ≪тайное тайных≫ человека.

Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна, она для поэта прежде всего святая: ≪Святая ночь на небосклон взошла…≫ В ней столько тайн и загадок:

…Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный еженочный гул…

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?…

Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихотворении «Весенняя гроза», которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь повторяются слова «первый», «молодые», «весело», «смех» и др. Они передают расцвет природной жизни. Гроза — грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно.

Само слово «весенняя» уже говорит нам о зарождении и развитии новой жизни. Подобным мотивом проникнуто и стихотворение «Как весел грохот летних бурь…» гроза здесь показана как внезапное явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и силу пробудившейся природы («взметая», «нахлынувшая», «опрометчиво безумно», «дрожит», «широколиственно и шумно»).

Иная тональность, у стихотворения «Море и утес», наполненного философскими раздумьями. Сила природы направлена уже не на ее самообновление, как это утверждалось в ранней лирике, а на разрушение, здесь показана ее темная, агрессивная сторона.

Читайте также:  Как связаны понятия мечта и смысл жизни? итоговое сочинение

И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы, неподвластной человеку, — в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии великий поэт XIX века Ф. И. Тютчев.

Совет

Писарев писал, что «в сознание читателей Тютчев вошел прежде всего как певец природы» и, действительно, его мастерство в описании природы поражает. Благодаря своему поэтическому таланту, Тютчев безошибочно подбирает яркие сравнения и эпитеты для нее, находит в самых обыкновенных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты и величия природы.

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически-холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. ≪О Тютчеве не ду-

мает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии≫. Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Источник: http://MirZnanii.com/a/359993/priroda-v-lirike-tyutcheva

Особенности лирики в поэзии Тютчева

За свою жизнь Федор Иванович Тютчев написал не так уж и много произведений. Обладая писательским даром, он не считал литературное творчество своей профессией и писал непроизвольно.

При этом многие его работы так и оставались на листе бумаги, и лишь по настоянию друзей, некоторые из них попадали в печать, и становились доступны широкой публике.

Но даже эти немногочисленные творения становятся достойным наследием и своеобразной лептой, которую внес в литературу Ф.И. Тютчев.

Чтобы понять особенности лирики Тютчева достаточно окунуться в мир его поэзии. Свои стихи Тютчев пишет только под влиянием некоего озарения, когда чувствует необходимость выразить свои мысли на бумаге. Вот и получается, что лирика Тютчева наполнена интимностью личных внутренних переживаний и больше похожа на дневник, где он запечатлевает свои мысли и размышления.

Ценность стихотворений поэта в том, что в этих небольших работах автор создает искренние и своеобразные образы. К тому же художественной особенностью поэзии Тютчева является и то, что они наполнены глубоким философским содержанием.

Особенности любовной лирики

Раскрывая тему художественной особенности поэзии Тютчева, стоит поговорить и об особенностях любовной лирики поэта. Представлена она немногими произведениями, которые посвящались разным женщинам. В жизни Тютчев был любвеобильным, страстным и увлеченным человеком.

Так, его ранние стихотворения были посвящены первой любви, женщине, которую он повстречал в Мюнхене. Это была Амалия. Стихи же назывались Я помню время золотое или же Я встретил вас. Но судьба их разлучила, и уже через год он влюбляется в Элеонору Петерсон, которая стала его женой.

Обратите внимание

Однако и здесь судьба была жестока к поэту. Смерть забирает его возлюбленную. Уже посмертно писатель посвятил Элеоноре Петерсон стихотворения В часы, когда бывает и Еще томлюсь тоской желаний. Следующей будет встреча с Эрнестиной Дернберг и женитьба.

Эта женщина стала Музой для Тютчева, под влиянием которой появляется стихотворение Она сидела на полу.

Но самыми знаменитыми стихами поэта стали работы, что вошли в денисьевский цикл. Елена Денисьева стала последним увлечением писателя. Их связь была незаконной, и самым известным стихом того периода стала работа Последняя любовь.

Если первые стихотворения любовной лирики Тютчева изображают любовь, как страсть. В них поэт делится своими эмоциями и описывает эмоции возлюбленной. То в поздних работах поэта чувствуются мотивы скоротечности счастья, его вины перед возлюбленной.

Теперь любовь ассоциируется с безнадежностью, а романтика гибнет под влиянием общества, которое отвергало все прекрасное своим непониманием. Любовь у писателя — это не только страсть, но и безнадежность, страдание и борьба.

Особенностью лирики Тютчева было то, что он в своих работах отображал настоящие, не придуманные чувства.

Особенности изображения природы

Федор Тютчев по праву считается певцом природы. Как говорил Некрасов, достоинством пейзажной лирики Тютчева было в том, что его природа была разной, живой и грациозной.

Особенно нравилась писателю весенняя и осенняя природа. В эти периоды возрождения и увядания у автора появлялись неповторимые образы.

Важно

При этом природа могла быть спокойной, как в стихотворении Осенний вечер, так и буйной, как в работе Весенняя гроза.

Тютчев любил очеловечивать природу, наделять ее человеческими характерами и чертами. И в этом особенность тютчевской природы. Писатель сопоставляет каждое природное явление с человеческим настроением.

Особенности философской лирики

Несмотря на вышеперечисленные темы, которые затрагивал Тютчев в своих стихах, основным направлением его работ была философская лирика. Можно даже сказать, что в любовной и пейзажной лирике Тютчева прослеживаются философские мотивы. Писатель стремился постигнуть все тайны мира, осмыслить жизнь, найти гармонию с природой.

Особенностью философской лирики Тютчева было то, что писатель не просто пишет на темы бытия, хаоса и вечности. Его работы заставляют читателя сначала вслушаться, а затем вдуматься в каждое слово. Очень часто Тютчев размышляет о человеке, о его месте в мире. Очень часто писатель размышляет о прошлом и настоящем, обращается к теме памяти.

Источник: http://sochinyshka.ru/osobennosti-liriki-v-poezii-tyutcheva.html

Природа в творчестве а. фета и ф.тютчева

Природа в творчестве а. фета и ф.тютчева. Творчество Тютчева и Фета, этих двух замечательных русских поэтов второй половины XIX века, взаимосвязано. Нельзя не вспомнить, что Тютчев и Фет глубоко уважали и ценили друг друга. Тютчев высоко отзывался о поэтическом даре своего младше­го

современника:

Великой Матерью любимый,

Стократ завидней твой удел:

Не раз под оболочкой зримой

Ты самое ее узрел.

В свою очередь, Фет глубоко почитал Тютчева, видел в нем для себя образец творческого духа. В одном из посланий Тютчеву Фет обращается к нему: «Мой обожаемый поэт». В стихотворении «На книжке стихотворений Тютчева» автор пишет:

Здесь духа мощного господство,

Здесь утонченный жизни цвет.

Такая взаимная симпатия поэтов имеет под собой много при­чин. Фет и Тютчев исповедовали доктрину «чистого искусства», с которой спорили в тот период демократически настроенные поэты некрасовской школы. В творчестве обоих поэтов большое место за­нимает природа. Обоих поэтов отличает внутренняя близость к при­роде, гармония с ней, тонкое понимание природной жизни.

Традиционным для русской литературы является отождествле­ние картин природы с определенным настроением и состоянием че­ловеческой души. Этот прием образного параллелизма широко ис­пользовали Жуковский, Пушкин и Лермонтов. Эту же традицию продолжают в своих стихах Фет и Тютчев.

Так, Тютчев в стихотво­рении «Осенний вечер» сравнивает увядающую природу с измучен­ной человеческой душой. Поэту удалось с изумительной точностью передать болезненную красоту осени, вызывающую одновременно и восхищение, и грусть. Особенно характерны для Тютчева смелые, но всегда верные эпитеты: «зловещий блеск и пестрота дерев», «грустно сиротеющая земля».

И в человеческих чувствах поэт нахо­дит соответствие настроению, царящему в природе:

Ущерб, изнеможены — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Это стихотворение явно перекликается с пушкинской «Осе­нью», где «унылая пора» сравнивается с «чахоточной девой», крот­кой и прекрасной в своей болезни.

Прием образного параллелизма мы встречаем и у Фета. Причем чаще всего этот прием Фет использует как бы в скрытой форме, опираясь прежде всего на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души. В качестве примера можно привести стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер!..».

Совет

Прежде всего это, конечно, шедевр «импрессионист­ской» лирики Фета. Ельник в стихотворении шатается, напоминая поэту «пьяных гигантов столпившийся хор». Конечно, на самом деле ели стоят неподвижно, но поэту удается точно передать то, ка­кими они кажутся в неверных отблесках костра.

В стихотворении использована «кольцевая» композиция: оно начинается и заканчи­вается изображением горящего костра. Многие детали стихотворе­ния символичны, и это позволяет увидеть в описании костра, угаса­ющего днем и разгорающегося ночью, некий скрытый смысл.

В самом деле, что это за костер, в свете которого оживают даже дере­вья, тепло которого проникает «до костей и до сердца», отгоняя все житейские тревоги? Не символ ли это огня творчества, который даже под гнетом будничной жизни «будет теплиться скупо, лениво» в душе поэта?

Весьма интересно используется прием образного параллелизма в другом стихотворении Фета «Шепот, робкое дыханье…».

Здесь поэт изображает любовное свидание, которое как бы переплетается с картинами ночного сада, соловьиными трелями и разгорающейся зарей.

Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюб­ленных, она помогает понять их чувства и придает им особую поэ­тичность и таинственность.

Наряду с образным параллелизмом в изображении природы Фета и Тютчева роднят и общие мотивы природных стихий. Это прежде всего описание звезд, моря и огня. В образе звездного неба для Тютчева и Фета наиболее ярко проявляется таинственное могу­щество природы, ее величие и сила. Поэтому у Тютчева мы читаем такие строки:

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины…

А у Фета:

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Это не единственный пример подобной переклички мотивов. Понимание природы как могучей силы, как содружества стихий мы находим и у Тютчева, и у Фета. Среди повторяющихся мотивов можно выделить разговор о море, воде. Всем известны тютчевские строки:

Как хорошо ты, о море ночное!

То лучезарно, то сизо-темно…

У Фета одна из книг его стихотворений также посвящена морю. Однако для Фета вода оставалась «стихией чуждою», тогда как у Тютчева вода является одним из любимейших мотивов. Именно в этой стихии поэт видел начало и конец мира, «темный корень ми­рового бытия». Этот мотив пронизывает почти все стихотворения Тютчева.

Обратите внимание

И наконец, наряду с общими приемами и мотивами поэтов объединяет сходное отношение к природе вообще. Для Тютчева и Фета природа — носительница высшей мудрости, гармонии и красоты.

Именно к ней должен обращаться человек в трудную минуту, у нее искать вдохновения и поддержки. «Великой Матерью» называет природу Тютчев.

Это же сравнение возникает и в другом его стихо­творении, где поэт восклицает:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездумный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

В свою очередь, Фет в своем стихотворении «Учись у них — у дуба, у березы…» предлагает искать примеры для подражания в самой природе, в ее способности бесконечно возрождаться к новой жизни.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубо­кое различие. Обусловлено оно прежде всего различием поэтическо­го темперамента этих авторов.

Тютчев — поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской ли­тературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее в систему своих философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира.

Может быть, этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания продиктована страсть Тютчева к олицетворениям. Вспомним хотя бы известное стихотворение «Весенние воды», где ручьи «бегут и блещут, и гла­сят».

Порой это стремление к «очеловечиванию» природы приводит поэта к языческим, мифологическим образам. Так, в стихотворении «Полдень» описание дремлющей природы, истомленной зноем, за­вершается упоминанием бога Пана.

А в стихотворении «Весенняя гроза» блистательную, радостную картину пробуждения сил приро­ды венчают такие строки:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Важно

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лишь к тому, что поэт чувствует себя оторванным от нее. Поэтому во мно­гих стихотворениях Тютчева, особенно позднего периода, так ярко звучит стремление раствориться в природе, «слиться с беспредель­ным». В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…» мы чи­таем:

В этом волнении, в этом слиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

В более раннем стихотворении «Тени сизые» это желание вы­ступает еще более рельефно.

Читайте также:  Критика и отзывы о романе капитанская дочка пушкина

Так, попытка разгадать тайну природы приводит любопытного к гибели. Об этом с горечью пишет поэт в одном из своих четверо­стиший:

Природа — Сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

К концу жизни Тютчев осознает, что человек является «лишь грезою природы». Природа видится ему «всепоглощающей и миро­творной бездной», которая внушает поэту не только страх, но едва ли не ненависть. Над ней не властен его разум, «духа мощного гос­подство».

Так на протяжении жизни меняется образ природы в сознании и творчестве Тютчева. Отношения поэта и природы все больше на­поминают «поединок роковой». Но ведь именно так сам Тютчев оп­ределил подлинную любовь.

Совершенно иные отношения с природой у Фета. Он не стремит­ся «подняться» над природой, анализировать ее с позиций разума. Фет ощущает себя органичной частью природы. В его стихах пере­дается чувственное, эмоциональное восприятие мира. Чернышев­ский писал о стихах Фета, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи.

В самом деле, именно непосредствен­ность впечатлений отличает творчество Фета. Он часто сравнивает себя в стихах с «первым жителем рая», «первым иудеем на рубеже земли обетованной». Это самоощущение «первооткрывателя приро­ды», кстати, часто свойственно героям Толстого, с которым Фет был дружен.

Вспомним хотя бы князя Андрея, воспринимающего березу как «дерево с белым стволом и зелеными листьями». У Фета же в стихотворении «Весенний дождь» мы читаем:

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Это «что-то», конечно, дождь, но для Фета органичнее назвать его именно таким неопределенным местоимением. Тютчев, пожа­луй, такого себе позволить бы не мог.

Для Фета природа в самом деле является естественной средой жизни и творчества. Творческий порыв приходит к нему вместе с пробуждением природы.

В стихо­творении «Я пришел к тебе с приветом» особенно ясно чувствуется единство тех сил, что побуждают петь птиц и творить поэта:

…Отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

Совет

Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!» — сказал об этом стихотворении критик Василий Боткин. Пожалуй, это высказывание можно при­менить и ко всей поэзии Фета.

Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух крупнейших русских поэтов, как Тютчев и Фет. Будучи близ­ки к идеологии «чистого искусства», оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своем творчестве. Для Тютчева и Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости.

В их стихах повторяются общие мотивы природ­ных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с по­мощью картин природы эти поэты передают состояние человечес­кой души. Однако для Тютчева более характерно отношение к при­роде с позиций разума, а для Фета — с позиций чувства.

Но бес­спорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пей­зажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века. Едва ли без Фета было бы возможно явление в русской литературе Блока и Ман­дельштама. Тютчев же стал своего рода «учителем» русских симво­листов.

Так своеобразно преломилась за столетие традиция пейзаж­ной лирики, идущая от Жуковского и Пушкина.

Источник: https://prepodka.net/priroda-v-tvorchestve-a-feta-i-f-tyutcheva/

Готовые школьные сочинения

Ноя 22 2012

Природа в лирике Тютчева — часть 1

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Природа самодостаточна, существование ее безмятежно и спокойно.

Это можно проследить в стихотворениях «Летний вечер», «Утро в горах», «Снежные горы» и др. В этих лирических произведениях поэт подчеркивает тишину, гармонию, которую передают ключевые слова «нега», «шепот», «трепет».

Он безошибочно находит яркие сравнения и эпитеты, передавая плавные переходы от дня к вечеру, от лета к осени и др.

Обратите внимание

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

Характерны начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное…”, “Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…” (1857), “Как весел грохот летних бурь…” (1851), “Люблю грозу в начале мая…”. Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты природы.

Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете (”Есть в осени первоначальной…”), или же осенний вечер — предвестие зимы (”Осенний вечер”) (1830). Он воспевает грозу не в разгар лета, а “весенний первый гром” “в начале мая”. Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне (”Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит…”) (1836).

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Живую красоту природы он “принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину”.

Природа как основной сюжет в стихотворениях Тютчева:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояния.

Это и есть бытие природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч, движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», мы чувствуем его прикосновение.

Природа всегда близка нам и проста для восприятия. И в этом ее необыкновенная прелесть. При более глубоком проникновении, однако, можно увидеть, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты, которая поражает читателя своим совершенством. И главное — этот мир живой. Природа для Тютчева — храм.

Важно

Но не мертвый, созданный из камня руками человека, а полный жизни, естественный и одухотворенный. У Тютчева нет «мертвой природы» — она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, почти вечного.

И Тютчев преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому, может быть, существует человек:

Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих — лишь грезою природы.

Тютчев дает понять, что человек все равно останется «грезою природы», лишь ее творением, пусть даже и «венцом» его. И вместе с тем тютчевская природа чаще всего предстает перед нами как что-то слабое, хрупкое и беззащитное, зависимое от человека.

При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображенных поэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны.

И если нам встречается солнце, глядящее «исподлобья на поля», или плачущая осень, или ликующие и поющие «весенние воды» то, значит, именно такими увидел их Тютчев и, наделив свойствами живых существ, только подчеркнул неброскую красоту и колоритность. Поэтому можно сказать, что у Тютчева природа живет, а он эту жизнь описывает.

Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать ее неразрывную связь с жизнью людей. Часто его стихи о природе — не что иное, как выражение дум о человеке.

Так, кроткую улыбку увядания Тютчев сравнивает со «стыдливостью страданья» разумного существа. В стихотворении «Слезы людские, о слезы людские…» дождевые капли — это слезы человека.

Здесь проявляется еще одна сторона тютчевского творчества.

Поэт затрагивает очень сложную проблему взаимосвязи человека с

окружающим его миром. Для Тютчева природа — загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. «О чем ты воешь, ветр ночной?» — вопрошает поэт. И тут же отвечает:

Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке — И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!..

Любовь к природе, сочувствие к ней, полное пониманье ее и умение мастерски воспроизводить ее многообразные явления — вот главные черты таланта Тютчева. Он с полным правом и с полным сознанием мог обратиться к не понимающим и не умеющим ценить природу со следующими энергичными стихами:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Да, мы верим, что автору этого стихотворения понятен и смысл, и язык природы…

Совет

Самые короткие стихотворения Тютчева почти всегда самые удачные. Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо и верно.

Сравнения человеческого мира с родственным ему миром природы никогда не бывают натянуты и холодны у Тютчева, не отзываются наставническим тоном, не стараются служить пояснением какой-нибудь обыкновенной мысли, явившейся в голове автора и принятой им за собственное открытие. Кроме всего этого, в Тютчеве заметен тонкий вкус — плод многостороннего образования, чтения и богатой жизненной опытности.

Но где Тютчев является совершенным мастером, мало имеющим себе подобных, это в изображении картин природы. Нет, конечно, сюжета более избитого стихотворцами всего мира.

К счастью, сам сюжет, то есть сама природа, от этого нисколько не опошливается, и ее действие на дух человеческий не менее неотразимо.

Сколько бы тысяч писателей ни пыталось передать нам ее язык, — всегда и вечно он будет звучать свежо и ново, как только душа поэта станет в прямое общение с душой природы. Оттого и картины Тютчева исполнены такой же бессмертной красоты, как бессмертна красота самой природы.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп ходил и падал колос,

Теперь уж пусто все: простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь,

И льется чистая и тихая лазурь

На отдыхающее поле.

Здесь нельзя уже ничего прибавить; всякая новая черта была бы излишня. Достаточно одного этого «тонкого волоса паутины», чтоб одним этим признаком воскресить в памяти читателя былое ощущение подобных осенних дней во всей его полноте.

Или вот это стихотворение, — другая сторона осени:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И как предчувствие осенних бурь,

Порывистый, холодный ветр порою.

Ущерб, изнеможенье, и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем.

Возвышенной стыдливостью страданья…

Не говоря уже о прекрасном грациозном образе «стыдливого страданья», — образе, в который претворилось у Тютчева ощущение осеннего вечера, самый этот вечер воспроизведен такими точными, хоть и немногими чертами, что будто сам ощущаешь и переживаешь всю его жуткую прелесть.

Этот мотив повторен Тютчевым и в другой пьесе, но образ осени умильнее, нежнее и сочувственнее:

Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит;

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветке шелестит.

Такая же истина и в этой картине осени:

Так иногда осеннею порой,

Когда поля уж пусты, рощи голы,

Бледнее небо, пасмурнее долы, —

Вдруг ветр подует, теплый и сырой,

Опавший лист погонит пред собою,

Обратите внимание

И душу вам обдаст как бы весною…

Именно теплый и сырой ветер. Это именно то, что нужно. Кажется, какие незатейливые слова, но в этом-то и достоинство, в этом-то и прелесть: они просты, как сама правда.

Вот еще несколько примеров изображения природы у Тютчева:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Природа в лирике Тютчева — часть 1 . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/priroda-v-lirike-tyutcheva-chast-1/

Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева

   Значительное место в лирике Ф. И. Тютчева занимает тема человека и природы. Романтическая поэзия Тютчева устремлена в сферу идеалов. Поэт умеет своими стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека, раскрыть то, что он любит, что вызывает у него восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания.

Читайте также:  Сочинение по картине мальчишки решетникова 5 класс описание

    В поэзии Тютчева заключено богатое разнообразие стремлений, чувств и впечатлений. Поэт пытается разобраться в жизни природы и постичь тайны человеческой души.

Все его стихи проникнуты романтикой, она — в открытии неведомого, в противоположности обычному, в противопоставлении света и тьмы, в преображениях живого существа и природы, в столкновениях и борьбе природных стихий и человеческих чувств.

    Романтический герой стихов Тютчева — сам поэт. Его лирическое «я» выражает различные стороны движения внутренней жизни человека. Герой стихотворений — философ, созерцатель природы или влюбленный, мечтательный юноша. 

    Природа и человек, по Тютчеву, состоят из двух частей. Одна часть — одухотворенная, одушевленная, разумная и гармоничная, «дневная». Другая — «бездна», дикая, неуправляемая, стихийная, «ночная».

    Его «поэзия дня» рисует космос как светлый, вечно молодой, радостный, телесный и одухотворенный мир: 

    Лазурь небесная смеется

    Ночною смытая грозой,
    И между гор росисто вьется
    Долина светлой полосой.

    Поэт слышит «вечный хор» в природе, она для него — как «блистательный покров», природа светится изнутри, освещенная солнцем. Природа не мираж, она реальность мира, и именно ее реальность привлекает Тютчева как поэта.

Важно

В многообразных образах он стремится запечатлеть ее формы и краски, ее бытие в пространстве и во времени.

Но поэт не растворил образы природы в поэтическом «я», скорее наоборот, его лирический герой растворяется в «животворном океане» природы:

    Игра и жертвы жизни частной!

    Приди ж, отвергни чувств обман,
    И ринься, бодрый, самовластный,
    В сей животворный океан.

    Другая, «ночная», стихия в природе проявляется как хаос, катаклизмы, бури, катастрофы. В человеке — это страсти, тоже приводящие к катастрофе: 

    О, как убийственно мы любим,

    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!

    Ночь обнажает это стихийное, хаотическое начало:

    Светлая ночь на небосклон взошла,

    И день отрадный, день любезный,
    Как золотой покров она свила,
    Покров, накинутый над бездной.
    И, как виденье, внешний мир ушел…
    И человек, как сирота бездомный,
    Стоит теперь, и немощен, и гол,
    Лицом к лицу пред пропастью темной

    Единство души человеческой и природной открывается нам лишь на мгновенье.

    Стихотворения Тютчева музыкальны и живописны. Времена года — это мировые действа, которые так любит поэт. Он создал целый цикл стихов о весне. «Весенние воды» — начало праздника природы, первые его вестники. Здесь показано движение в природе от апрельского бурного таяния снегов к майским тихим, теплым дням. Все это сопровождается звуками, шумами, голосами, веселым оживлением:

    Еще в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят —
    Бегут и будят сонный брег,
    Бегут и блещут и гласят.
    Они гласят во все концы:
    «Весна идет, весна идет!
    Мы молодой весны гонцы,
    Она нас выслала вперед!»

    Шумы природы поэт передает самим звучанием стихов, используя аллитерации: «бегут», «будят», «брег», «блещут», «гласят», «гонцы», «весна», «выслала», «вперед».

     А «Весенняя гроза» — шедевр, воспевающий природу: «Люблю грозу в начале мая…» За весной следует грозовое лето: «Как весел грохот летних бурь…», «В душном воздухе молчанье…» Новое действо природы — осень:

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора…

    Особенность взгляда Тютчева на природу — внимание к особым минутам, часам, периодам ее жизни.

    Зимнее действо природы — в стихотворении «Чародейскою — зимою…» Под музыку стихов представляются магические действия чародейки, которая чертит волшебные круги -кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон.

Совет

    Тютчев нередко пишет «о двойной бездне», «двух беспредельностях». Живой телесный космос и мертвящий бестелесный хаос — две могущественные силы: ночной хаос поглощает золотой свет дня, но солнечный огонь разгоняет хаос:

    Но не пройдет двух-трех мгновений,

    Ночь испарится над землей,
    И в полном блеске проявлений
    Вдруг нас охватит мир дневной…

    Природа и хаос противоположны друг другу и, в то же время, они объединяются в мировом бытии. Это составляет для поэта загадку. Но результат этого таинственного союза проявляется в человеке, который оказывается сыном Земли, и, в то же время, он относится к хаосу.

    Слияние человека с гармонической природой — положительно, слияние с бестелесным хаосом — страшно и губительно.

    Тютчев подчеркнул идею ценности телесного существования и самостоятельности жизни природы: 

    Не то, что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…

    Своеобразие романтической лирики Тютчева в том, что он воспел красоту природы, радость телесного бытия, которое видится поэту одновременно и одухотворенным. У него природа «дышит», «погружается в сон», «трепещет», а утром «радуется» и «смеется». Природа бывает полна любви и неги, страдает, как человек.

    Тютчев с особой любовью проводит мысль о гармоничном союзе человека и природы.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tyutchev-f-i/9276-chelovek-i-priroda-v-lirike-f-i-tyutcheva

Изображение природы в лирике Ф.И.Тютчева | Литература для всех

Скачать файл

Мировосприятие поэта

Влияние философии Шеллинга. Пантеизм.

Восприятие мира и бытия как катастрофы

«И мы плывем пылающею бездной

Со всех сторон окружены…»

Времени нет, пространство призрачно.

Небо – несбыточная мечта о гармонии.

Земля – одиночество, томленье.

Любовь – проклятие, она несет гибель.

Тютчев – могучий лирик, его стихотворения создавались не как рационалистические философские конструкции, а как вдохновенные импровизации»

Пейзажная лирика

Наследие Ф.И.Тютчева невелико: оно насчитывает немногим более трехсот стихотворений. Но значение их для русской и мировой поэзии безмерно. Как сказал А. Фет в своей надписи на сборнике стихов Тютчева:

Муза. правду соблюдая,

Глядит, и на весах у ней

Вот эта книжка небольшая 

Томов премногих тяжелей.

В понимании и изображении природы проявлялся романтизм поэта.

«Полдень» (1829), «Весенние воды» (1830), «Осенний вечер» (1830).

Особенности изображения природы

1. Тютчевская природа — это не столько пейзаж, в котором действуют конкретные лица, а космос, где выступают самостоятельные силы мироздания. Природа предстает как стихия. (Первозданные силы: хаос, бездна, ветры, грозы и т.д.) Философские мотивы в пейзажной лирике.

2. Образная картина мира: недосягаемый мир богов; хаос, бездна, которая ночью раскрывается перед человеком.

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной,

 На самого себя покинут он.

Обратите внимание

2. Тютчев был убежден в идее общей одушевленности природы, он верил в ее таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое. Мифологизация образов и явлений природы.

3. Природа предстает  как борьба противоборствующих сил, в круговороте времен года, в беспрерывной смене дня и ночи, в многообразии звуков, красок, запахов.

4. Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы (круговоротом времени в сутках, тонкими смещениями и переходами от дня к ночи).

Тютчевское изображение утра не похоже на картину полдня, а полдень не будет похож на вечер. В стихотворении «Полдень» поражает прежде всего меткость, полновесность. умение выразить оттенки в изображении полдня.

Тютчев дает необычайно точные и меткие эпитеты, улавливает самую существенную черту явления («лениво дышит полдень мглистый», «лениво тают облака»).

Само сочетание «лениво тают» способно заменить длинное подробное описание.

В тютчевской лирике главным становится прием одушевления природы — олицетворение. Но это не просто частный прием, свойственный вообще поэзии. Это было связано с представлениями Тютчева об одухотворенности, одушевленности природы.

Поэтому в стихотворении «полдень дышит», река «лениво катится».

Тютчев пользуется и готовыми мифологическими образами (Пан — в греческой мифологии божество стад, лесов и полей; нимфы — божества природы, живительных, плодоносных сил):

 И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

Иногда Тютчев прибегает к олицетворениям, переходящим в своего рода мифологизацию образов и явлений природы. Так построено стихотворение «Весенние воды» — поэтическое описание пробуждения природы.

Важно

Тютчев дает не просто весенний пейзаж, а представляет некую живую сценку: явление природы (весенние воды) все более одушевляется, обретая голос: Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! .

Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!»

Тютчев в этих строках вместе с тем сумел передать чувство весны, молодое, веселое; «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч, — ког*да любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам» (Некрасов).

Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. Так, он интересовался круговоротом времени в сутках, тонкими смещениями и переходами от дня к ночи. В стихотворении «Осенний вечер» дается картина вечерних сумерек, полная красок и звуков:

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!..  Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест

Тютчев оставил немало прекрасных поэтических картин осени. Например, в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» он дал удивительно точное описание ранней осени. Никогда не забыть образ «тонкого волоса паутины», который «блестит на. праздной борозде». Здесь же — другая сторона осени. Но эта картина является одновременно и предвестием зимы:

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою.

Вместе с тем Тютчев передает ощущение осеннего вечера. Стихотворение построено на параллелизме между жизнью природы и жизнью души человеческой. Это отражается в двухчастной композиции: постижение природы — это для поэта созерцание самого себя в природе. Стихотворение завершает прекрасный образ «стыдливости страданья».

«О чем ты воешь, ветр ночной?..» (1830), «Тени сизые смесились» (1835). Важнейшая тема, которую Тютчев ввел в русскую поэзию, — это хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, некую темную первозданную стихию.

А все видимое, сущее — это лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к «ночной» теме. Именно ночью, полагал поэт, наступают минуты, когда человек остается один на один перед вечным миром.

В эти минуты он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования.

Совет

В первом стихотворении Тютчев обращается к одной из форм проявления «хаоса» — к ночному ветру. Он вслушивается в этот «хаос», в пучину мировой ночи:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой:

То глухо-жалобный, то шумный?

Лирический герой желает прикоснуться к этой таинственной жизни хаоса:

Он с беспредельным жаждет слиться!..

Но в то же время «страшные» песни ужасают его:

…бурь заснувших не буди –

Под ними хаос шевелится!..

Другой постоянный мотив тютчевской поэзии «иллюстрируется» стихотворением «Тени сизые смесились…» Как и предыдущее, оно имеет поистине космический размах. Но в нем особенно сильно выражается мотив, лишь намеченный в предыдущем стихотворении («Он с беспредельным жаждет слиться!..»).

Тютчев с огромной поэтической силой воплощает здесь желание единения с природой, растворения в ней.

В стихотворении появляется знаменитая поэтическая формула: «Все во мне и я во всем» В нем отражается другая сторона романтического мироощущения — преодоление индивидуализма и желание обретения гармонии с миром, природой. Стихотворение имеет двухчастную композицию.

Первая часть представляет гармоничную картину ночной стихии. Тютчев максимально пользуется приемом звукописи, пронизывает строки аллитерацией и ассонансом. Вот наиболее яркий пример:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный…

Вторая часть стихотворения — это своеобразное обращение к ночному сумраку. Здесь важной оказывается сама мысль. очень весомая, поражающая своей неожиданностью:

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Источник: https://xn--80aaxunszl.xn--p1ai/articles/writers/tutchev/izobrazhenie_prirody_v_lirike_f_i_tjutcheva/

Ссылка на основную публикацию