Сочинение анализ рассказа черный монах чехова

Анализ рассказа А. П. Чехова “Черный монах”

Предметом рассказа А. П. Чехова “Черный монах” является болезнь человеческой души. Это самое страшное, что может случиться с человеком, когда сама его сущность ненормальна, нездорова.

Душевная болезнь всегда оставляет неизгладимые и незаживающие душевные раны. Человек уже не может жить по-прежнему.

Чехов выписывает историю Андрея Васильевича Коврина до самой его смерти, как врач пишет историю болезни пациента.

Коврин – молодой ученый, магистр-философ. В рассказе нет ни его портрета (единственная деталь – красивые длинные волосы), ни авторской характеристики героя. Источник сведений о нем – реплики героев: “величина”, “ученый, необыкновенный человек”, сделавший “блестящую карьеру”, живущий “интересной жизнью”.

Обратите внимание

Коврин “утомился и расстроил себе нервы” и приехал в места своего детства – имение своего “бывшего опекуна и воспитателя” садовода Песоцкого, живущего вместе с дочерью Таней. Главное в этом имении – сад и парк. И в первой главе рассказа дается не портрет Андрея Васильевича, а образ поместья.

Это делает возможным предположение, что поместье – это символический образ Коврина, выросшего в этих местах, как будто воспитанным этим поместьем. Первая часть его – это сад, выращенный, как и сам Коврин, Егором Семеновичем Песоцким.

Тут все поражает воображение: “причуды, изысканные уродства и издевательства над природой” и пресловутые “яблоки с голову” из коммерческого сада, приносящего доход в несколько тысяч. В этом саду “постоянное движение” и “черный, густой, едкий дым”.

Саду противопоставлен парк, “угрюмый и строгий”, с “обрывистым, крутым” берегом, с корнями-лапами, с “нелюдимой” речной водой и жалобным писком куликов. Настроение в парке – “хоть садись и балладу пиши”. Здесь нет той уродливой красоты и выгодности, но есть одухотворенность.

Так и в Коврине: одна его часть – это что-то поэтическое, тайное, “нелюдимое”; а другая – это внешняя часть Коврина, которую видят все, это его способности, создавшие ему такую карьеру, что “лет через десять и рукой не достанешь”. Эта часть Коврина и находится в постоянном движении – в неустанной работе. Едкий черный дым – это те зачатки гордости, самодовольства, которые оплетут его душу в будущем.

Приехав в имение Песоцких, Коврин попадает в атмосферу постоянной радости и наслаждения – ее создают воспоминания о счастливом детстве, пробуждающаяся природа, истинная любовь к нему и старика Песоцкого, и его дочери, предчувствия “веселого, длинного лета” впереди – и каждая его “жилочка дрожит и играет от удовольствия”.

В Борисовке расстроенные нервы Коврина только раздражаются еще больше – “он продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь”, “много говорил, пил вино, курил дорогие сигары”, “слушал музыку и пение”. И под впечатлением всего этого воображение Андрея создает “странную, ни с чем не сообразную” легенду о черном монахе.

Эта легенда возникает сразу после упоминания о мистической серенаде Брага про священную гармонию таинственных звуков. Этот сюжет про девушку, “больную воображением”, будто предупреждает героя о возможности такой именно “болезни воображением”.

Важно

После этого в парке, на другом берегу реки – будто в душе Коврина и одновременно в другом, потустороннем мире (произошел переход – через реку) – происходит первое явление монаха.

В этот момент все чувства Андрея Васильевича раздражены – “цветы издавали влажный, раздражающий запах”, скрипка пела “человеческим голосом”, ему кажется, что “весь мир притаился и ждет, чтобы он понял его”. Образ явившегося монаха можно соотнести со всеми героями рассказа: “непокрытая голова” Коврина, седина старика Песоцкого, черные брови Тани.

Скрещенные на груди руки напоминают наполеоновскую позу. Черный монах – это мания величия Коврина, а значит – гордость. Неслучайно его образ объединяет внешние черты “идейных” людей.

В этом монахе есть нечто демоническое – это и акцент на его черноте, его явление, как вихрь или смерч, его странная улыбка – ласковая и лукавая, страшная бледность лица; вообще его образ напоминает демона и пушкинского стихотворения – и речи монаха вольют в его душу “хладный яд” самодовольства, гордости, ложного ощущения избранничества и гениальности.

Но черный монах – это часть самого Коврина, это его больная душа. Болезнь возникает еще при постоянном восхвалении Андрюши в имении Песоцких: “мой отец вас обожает”, – говорит Таня, и слово найдено ей точно. Другая причина – это пребывание Коврина в состоянии наслаждения, создающего у него впечатление заслуженно полученного, самостоятельно достигнутого.

Коврин чувствует некую свою особенность уже из-за того, что ему одному было видение, и опять же будто в этом его заслуга, а не его воспаленного, больного воображения. От этих мыслей и рождается новая “непонятная радость”. Еще Коврин действительно успешен – ему удалась “роль миротворца” между Песоцкими , это также рождает довольство.

И после этого монах является во второй раз и тогда вливает свой “хладный яд”. Интересна фраза Коврина: “Я тебе нравлюсь?” Она свидетельствует о том, что самодовольство и самолюбование в Коврине уже есть. Андрею чрезвычайно приятно слушать из уст монаха почти свои собственные мысли (“ты повторяешь то, что мне самому приходит в голову”). Слова монаха укрепляют ростки душевной болезни Андрея Васильевича, убеждая его в избранности, гениальности, не кажущиеся преувеличением из-за “чистого, целомудренного, полного труда” прошлого, успокаивая насчет сумасшествия (“хочешь быть нормален и здоров, иди в стадо”). Примечательно, что при вопросе Коврина о вечной правде монах исчезает. Призвание служить этой неизвестной “вечной правде” уже выглядит бессмысленным и ненормальным.

Именно после этого разговора происходит объяснение Коврина в любви к Тане. Это признание больше похоже на обман из-за внезапности и некой перевернутости. Любовь, которой просит Коврин, может только дополнить, а никак не составить счастье, как должно быть. Странна и реакция Тани: “она согнулась, съежилась и точно состарилась сразу на десять лет”.

Это уже дает понять, что никакого счастья Татьяна не получит. Все эти события происходят в 5 главе, ровно посередине рассказа, и они составляют кульминацию действия. после этих событий вся жизнь Песоцких становится какой-то ненастоящей, полупьяной, как в тумане. Никто не замечает ни каторжной работы в саду, ни возни с приданым, ни заключительной бестолковой свадьбы “с треском”.

Этот “туман” – часть того “едкого дыма”, порождаемого черным монахом. Он заставляет Таню то наслаждаться небывалой радостью, что “хочется улететь под облака и молиться там Богу”, то мучиться от ревности.

Совет

В это же время для Коврина словно ничего не меняется: его болезнь завладевает им до того, что пропали все страхи, он с одинаковой страстностью ведет себя во всем – и в отношениях с Таней, и в простой работе.

После очередного явного разговора с монахом в жизни Коврина наступает переломный момент.

Героя начинает беспокоить его постоянная радость и счастье, и в тот момент, когда монах начинает говорить о нормальности счастливого состояния, о психической болезни Коврина узнает его жена.

Только глядя на нее, на ее искреннее горе, он понимает всю опасность своего положения, понимает, что значит черный монах.

После лечения Ковврин словно теряет всякую чувствительность. В там же месте, что и год назад, Андрей соблюдает строгий режим и страдает от скуки, он не замечает “роскошных цветов”, не слышит шепота сосен в парке и ничего не видит на том месте, где было явление.

У Коврина появляется та тоска по радости и счастью, что была у героя французского романа, чахнувшего по славе, и он так же начинает “делать глупости”. Эти “глупости” разрушают жизнь людей, которые “одни любили его, как родного”. Он видит в них теперь тех, кто жестоко отнял у него счастье.

В Песоцком он узнает “водевильного дядюшку”, забыв о его настоящей идейности, преданности любимому делу, отсутствии даже намеков на “кабаний оптимизм” и “сытость”. Коврин еще находится под властью ушедшей галлюцинации, сравнивая себя с Буддой и Магометом.

Но в его лице совсем не осталось прежней одухотворенности, следов духовной жизни, которая у него была и продолжалась, искаженная, во время сумасшествия. Черный монах исчез, забрав кусок души у Коврина, оставив душевную пустоту. Этот резкий переход от гениальности к посредственности, от одухотворенности к пустоте и рушит жизнь Коврина с Песоцкими.

Обратите внимание

Самое ужасное то, что он ничего не оставляет им для дальнейшей жизни – все становится бессмысленным. Поэтому, уничтожив свои труды, написанные во время болезни, Коврин ощущает досаду и горечь. Но изменение касается лишь этих трех героев, а жизнь идет своим чередом. На карьеру Коврина никак не повлияла ни его болезнь, ни здоровое состояние, ни его “гениальность”, ни посредственность.

Поэтому Андрей Васильевич, уже смирившийся со своей серостью и обычностью, живет с Варварой Николаевной, как со своей нянькой, в мирном и покойном настроении. Татьяна же не может забыть ничего и превращается в “ходячие живые мощи”, Песоцкий также постепенно доходит до смерти, не оправившись от потрясения, сад гибнет – в нем хозяйничают чужие люди.

Об этом пишет Таня к Андрею и проклинает его. Это письмо настигает Коврина, как судьба – он получает его буквально за час до отъезда в Крым! Письмо вызывает в его памяти то, о чем нельзя было забывать – те “глупости” и “ошибки”, погубившие Песоцких, и Коврин ощущает неизбежность возмездия – “беспокойство, похожее на страх”.

И на фоне чудесной бухты, под звуки той же серенады Брага происходит последнее явление монаха. Возвращается все – и сладкая радость, и вера в избранность. Но в этот же момент Андрей умирает от чахотки (возникшей будто от тоски по радости), с зовом всего прекрасного, что было в его жизни, с блаженной улыбкой на губах. Болезнь возвратилась к нему со смертью – черный монах шепчет о его гениальности и причине смерти – тело его не может больше служить оболочкой для гения.

Счастье и душевная слепота, неправильное осознание человеком себя связаны у Чехова воедино. Когда человек мнит себя благодетелем человечества, он счастлив, поскольку он ощущает себя праведником.

И пробуждение от сладкого сна, которое почти неминуемо, всегда страшно, и тогда недавно счастливый человек отравляет жизнь и себе и другим, если не начинает вести духовную жизнь, заменяющую псевдодуховность сумасшествия. Черного монаха можно признать за реального демона, который не оставляет Коврина и после смерти.

Перерыв в галлюцинации был наполнен сонным и мирным существованием, абсолютно безразличным ко всему, и поэтому внешне светлый и счастливый для Коврина финал действительно ужасен – дух гордости окончательно завладевает душой героя.

Источник: http://www.hintfox.com/article/analiz-rasskaza-a-p-chehova-chernij-monah.html

Анализ рассказа Чехова «Черный монах»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

А.П.Чехов в 1893 году пишет повесть «Черный монах» о своем современнике. Повесть эта фактически не была подвержена критике, но была отмечена как в литературном, так и в читательском мире.

Коврин Андрей Васильевич – главный герой повести.

Человек умный, целеустремленный, в свои молодые годы достигший многого. Андрей Васильевич – профессор философии, пишет статьи, любит свою науку.

Коврин едет навестить своего опекуна Песоцкого и его дочь Таню. После смерти родителей Песоцкий вырастил Андрея. Дорога, погода – все навевает приятные воспоминания у Андрея.

Чехов дает подробное описание сада Песоцких. Из этого описания видно, как много труда вкладывает хозяин в свой сад. Человек он простой и где – то даже примитивный по сравнению с Ковриным. Андрея все встречают радостно и радушно, все любят его и рады его приезду. Андрей с удивлением видит выросшую и похорошевшую Таню, и отмечает, что, пожалуй, с ней у него могли бы случиться чувства.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Важно

На фоне песни про некую несчастную девушку, Коврину вспоминается не то сказка, не то легенда про черного монаха. И на первой же прогулке Коврин встречает его. Монах с ласковой улыбкой внушает Коврину, что он избран, он гений. Андрей, еще не замутненным сознанием понимает, что это галлюцинации, наваждение, но сказать о них никому не может.

У Коврина идет как бы две параллельные жизни. В одной у него идиллия: он делает предложение Тане, готовиться к свадьбе, гуляет по саду, радует старика Песоцкого.

В другой,он все чаще встречается с черным монахом, который внушает Андрею, что ради своей гениальности, тому надо отказаться от психического здоровья.

После встреч с монахом Коврин становиться весел, работоспособен, почти не спит по ночам.

Случайно проснувшись, Таня открывает секрет Коврина, и уговаривает его лечиться. Лечение помогло, монах перестал приходить и будоражить Андрея. Выздоровевший Андрей стал злым, ненавидящим все кругом. Он портит отношения с Песоцким, оскорбляет Таню, весь мир для него сер и угрюм. Стержень безумия, который поддерживал в нем гениальность, рухнул. В своем безумии Андрей был счастлив.

Андрей разрушает радостный и счастливый мир. Вместо Тани у него другая женщина, Песоцкий умирает, сад принадлежит другим людям и приходит в упадок. Сам Коврин серьезно болен. Он читает письмо Тани, которое пропитано ненавистью к нему. Она проклинает его за смерть отца, и желает Андрею скорейшей смерти.

И вот тут к Коврину опять приходит монах. Он делает смерть Андрея счастливой, внушая ему, что он посланник на земле, гений.

Никто из героев повести «Черный монах» не стал счастливым человеком. Смог ли Чехов ответить на вопрос: «Что есть талант?», «Способен ли гений повести за собой?». Закрыв последнюю страницу повести, нужно обдумать эти вопросы.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/analiz-rasskaza-chexova-chernyj-monax/

Черное и белое в повести а. п. чехова “черный монах”

Повесть “Черный монах”, на мой взгляд, одно из лучших произведений А. Чехова. В нем отразилась глубокая философия автора, а также переданы те ощущения беспокойства и тревоги, которые, по воспоминаниям современников, преследовали А. П. Чехова в период написания повести.

“Жизнь до такой степени пуста, что только чувствуешь, как мухи кусаются – и больше ничего”, – запишет Чехов в то время. Сам автор охарактеризовал свое произведение так: “Это рассказ медицинский, historia morbi”.

Однако в письме к Суворину Чехов обращает внимание на то, какого рода болезнью страдает его герой Коврин. Эта болезнь – мания величия, болезнь многих русских людей XIX века.

По-видимому, основная тема повести – показать, как эта испепеляющая страсть ломает жизнь человека.

Совет

Чехов один из величайших мастеров слова идетали в русской литературе. Но в этом произведении он показал себя и великим мастером живописи, цвета, ибо каждое упоминание цвета в этой повести не случайно.

Читайте также:  Анализ произведения быкова его батальон

Действие повести связано с садом, что само по себе должно говорить о многообразии красок. В начале повествования мы действительно читаем: “Такого богатства красок, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте”.

Но, как ни странно, Чехов не описывает ни одного из этих “всевозможных цветов”, а указывает лишь четкую границу: “Начиная с ярко-белого и кончая черным, как сажа”.

Подчеркивая эти необычные для сада цвета, Чехов указывает на их символическое значение.

Символика белого и черного цветов восходит к балладам. Кстати, упоминание о них в повести есть: “Тут было такое настроение, что хоть садись и балладу пиши”. Да и сама легенда, поразившая Коврина, носит характер баллады о монахе, который за свои грехи вынужден был вечно скитаться по Вселенной.

Может быть, именно это и имеет в виду Чехов, когда пишет, что Коврин “вычитал” легенду “или слушал”.

Телешов вспоминал об одном своем разговоре с Чеховым о “писательстве”, когда Чехов сказал: “А вот это разве не сюжет? Вон, смотрите: идет монах… Разве не чувствуете, как сама завязывается хорошая тема?.. Тут есть что-то трагическое – в черном монахе на бледном рассвете”.

Именно сочетание черного облика монаха и бледной луны или рассвета, черных одежд и бледного лица явно ориентирует читателя на связь с традиционной романтической балладой. А что означают эти цвета в балладе? Белый цвет – это цвет молодости, жизни и добра. Черный же – это всегда символ смерти.

Если же рассматривать противопоставление черного и белого цветов еще глубже, то мы увидим, что оно восходит к Библии или, точнее, к Апокалипсису. В повести А. П. Чехова точно указано время появления черного монаха – тысяча лет назад.

В Апокалипсисе тысяча лет – это время заключения дьявола. Весьма возможно, что черный монах и есть дьявол, который на тысячу лет выходит за пределы Земли (Вселенная в романтической традиции часто отождествляется с бездной).

Открывается еще одна грань символики цветов: белый цвет символизирует Божье избранничество. Человек, достойный носить белые одежды – человек безгрешный, непорочный. Кстати, в начале повести Коврин успокаивает себя: “Я никому не делаю зла; значит, в моих галлюцинациях нет ничего дурного”.

Обратите внимание

На протяжении всей повести мы неоднократно убеждаемся в иллюзорности такого взгляда. Странно, Коврин мечтает об избранничестве, которое сулит ему человек, одетый в черное, и упускает “белое”, Божье избранничество.

Вообще, белый цвет в повести появляется только один раз, в самом конце. Коврин разрывает письмо Тани, бросает клочки на пол, но они белеют и не дают ему покоя. Самым простым решением было бы связать в этом эпизоде символику белого цвета с образом Тани. Но мне кажется, это будет не совсем точно.

Вспомним, что Коврин подбирает клочки письма и бросает их в окно, но с моря дует ветер, и клочки рассыпаются по подоконнику. А несколько минут спустя появляется черный монах, чтобы забрать жизнь Коврина.

И теперь все на своих местах: умирающий Коврин ниже всех, он на полу, повержен, а выше него лежит то злосчастное письмо, которое в последнюю минуту оказывается нужнее всего.

Мне кажется, что белый цвет – это цвет жизни, все то, что Коврин приносит в жертву своей идее избранничества. На протяжении всей повести белое теряется под черными красками, чтобы потом взять верх.

Чтобы закончить разговор о цветовой палитре произведения, надо упомянуть еще одну важную деталь. Цветовые определения на протяжении всей повести представляются скупыми и однообразными. И только в конце произведения появляются два чудесных описания крымской бухты: сине-зеленая вода, лунный свет, “множество голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз”.

Только перед смертью Коврин увидел настоящую красоту мира. Значит, бесполезно прожита жизнь!

Итак, мы можем с полной уверенностью сказать, что в повести “Черный монах” А. П. Чехов предстает истинным художником слова, способным поднять цветовую гамму произведения на уровень символики и показать, что же противостоит идее избранничества

Коврина путем противопоставления черного и белого цветов.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/chernoe-i-beloe-v-povesti-a-p-chexova-chernyj-monax/

«Черный монах» А. П. Чехова

Гудкова Евгения Феликсовна

ГОУ ВПО “ИГПУ”

«Черный монах» А. П. Чехова

Можно с полной уверенностью утверждать генетическую связь «Черного монаха» А. П. Чехова с библейской традицией, отразившейся в творческом сознании художников слова. Лейтмотивом произведения является главный библейский сюжет, повествующий о корне всех бед человеческих, – отлучению от Рая поддавшегося искушениям противника Бога человека.

Главный герой «Черного монаха» Андрей Васильич Коврин попадает в имение Песоцких Борисовку, как утомленный путник в Землю Обетованную.

Фамилия приютившего гостя семейства Песоцких является символичной в образной структуре повествования.

Важно

В ней явно просматривается отсылка к библейскому времени Авраама, которому была обещана Богом счастливая жизнь на Ханаанской земле и умножение рода «как песка морского».

Образ сада сравни Эдемскому: «…около самого дома, во дворе и в фруктовом саду, который вместе с питомниками занимал десятин тридцать, было весело и жизнерадостно даже в дурную погоду.

Таких удивительных роз, лилий, камелий, таких тюльпанов всевозможных цветов, начиная с ярко-белого и кончая черным как сажа, вообще такого богатства цветов, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте».

Уже в описании сада ярко обозначена основная цветовая гамма, тяготеющая к Библейской символике: белый – символ Рая, черным цветом обозначались Ад, смерть, дьявол.

Обитатели усадьбы живут трудами праведными, возделывают сад, стремятся передать будущим поколениям в первозданном виде райский уголок. Коврин испытывает светлые чувства, легкость и радость. Детские ощущения всплывают в его памяти. Не случайно именно в саду Песоцких к Коврину вспоминает детство. Райский сад – заря человечества, его детская, чистая, невинная ипостась.

Но очень скоро радость праведных трудов героев омрачается. Сад подвергается опасности быть замерзшим. И ещё, к тому же, кто-то портит яблоню, привязав к ней лошадь.

Образ погубленного Райского сада усиливается от испорченной Степкой яблони – библейского древа познания Добра и Зла – до гибели сада.

«Черти! Пересквернили, перепоганили, перемерзили! Пропал сад! Погиб сад!» В саду хозяйничают другие, чего так боялся его хозяин.

Образ утраченного Рая напрямую связан с образом змея-искусителя. В повести библейский персонаж персонифицирован в образе черного монаха. Черный дьявол является герою.

Причем появление его близко мифологическому восприятию нечистой силы: «…точно вихрь или смерчь, поднимался от земли до неба высокий черный столб.

Контуры у него были неясны, но в первое же мгновение можно было понять, что он не стоял на месте, а двигался с страшною быстротой , и чем ближе он подвигался, тем становился все меньше и яснее.

Совет

Монах в черной одежде, с седою головой и черными бровями, скрестив на груди руки, пронесся мимо… Босые ноги его не касались земли.

Уже пронесясь сажени на три, он оглянулся на Коврина, кивнул головой и улыбнулся ему ласково и в то же время лукаво. Но какое бледное, страшно бледное, худое лицо!.

Опять начиная расти, он пролетел через реку, неслышно ударился о глинистый берег и сосны и, пройдя сквозь них, исчез как дым».

Пространство, на котором происходит встреча героя с черным монахом представлено мифологическими топонимами. Река служит границей между обжитым местом, райским садом, и пустынным полем, где «ни человеческого жилья, ни живой души вдали».

Стоило Коврину только подумать о монахе, как тот возник в его бредовом сознании.

Как и библейский персонаж, монах производит подмену истинного ложным в сознании героя. Величайший грех – гордыня овладевает сущностью Коврина.

Даже с хозяином сада происходит некоторая метаморфоза: то он «настоящий», прозревающий гибель сада, то «не настоящий», продолжающий идеализировать Коврина: «В нем уже сидело как будто бы два человека: один был настоящий Егор Семеныч, который, слушая садовника Ивана Карлыча, докладывавшего ему о беспорядках, возмущался и в отчаянии хватал себя за голову, и другой, не настоящий, точно полупьяный Не настоящий Егор Семеныч вздыхал и, помолчав, продолжал:

– Когда он был мальчиком и рос у меня, то у него было такое же ангельское лицо, ясное и доброе. У него и взгляд, и движения, и разговор нежны и изящны, как у матери. А ум? Он всегда поражал нас своим умом. Да и то сказать, недаром он магистр! Недаром! А погоди, Иван Карлыч, каков он будет лет через десять! Рукой не достанешь!»

Таня пытается спасти мужа. Но душа его уже отравлена ядом искусителя, а вслед за ней гибнет и тело.

Мифологические представления народа на страницах произведения связаны с особенным местом, на котором происходит встреча представителей двух миров. После пересечения реки, которая как граница отделяет райское место – сад, Коврин попадает в поле, где «ни человеческого жилья, ни живой души вдали».

Обратите внимание

Пространство делится на две части: обжитое и пустынное. Монах – обитатель пустынного места, иного мира. И эта принадлежность подчеркивается также его появлением из-за сосны, дерева, означающего в мифологическом сознании покой и покой смерти.

И что немало важно, он незрим для других героев – праведных тружеников «райского» сада.

Библейское понимание Вечности, чем обольщает монах героя, для Коврина становится концом жизни. Его проклинает Таня. А для изгнанника из Рая впереди только забвение.

Из последних сил главный герой пытается обрести утерянное: «Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами, обрызганными росой, звал парк, сосны с мохнатыми корнями, ржаное поле, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так прекрасна».

Но рядом с ним в момент смерти был тот, кто красивыми словами внушил Коврину мысль об его избранности и привел к гибельному концу.

Легенда о втором Пришествии сопряжена с Нагорной проповедью Христа, в которой он предупреждал, чтобы не всякому духу верили люди: «Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придет под именем Моим, говоря, что Я; и это время близко: не ходите вслед их» (Лук.21:8).

В произведении есть прямая отсылка к библейским пророчествам, прозвучавшая из уст Коврина: «…самая суть, самый гвоздь легенды заключается в том, что ровно через тысячу лет после того, как монах шел по пустыне, мираж опять попадет в земную атмосферу и покажется людям.

И будто бы эта тысяча лет уже на исходе… По смыслу легенды, черного монаха мы должны ждать не сегодня – завтра». Одновременно задается раздвоенность образа монаха.

Важно

Его вторая часть, «другой», появляется на страницах повести: «Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в черное, шел по пустыне, где-то в Сирии или Аравии… За несколько миль от того места, где он шел, рыбаки видели другого черного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж.

От миража получился другой мираж, потом от другого третий, так что образ черного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой. Наконец, он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает по всей вселенной, все никак не попадая в те условия, при которых он мог бы померкнуть».

Таким образом, библейский сюжет нашел свое подлинное отражение в идейно-образной композиции «Черного монаха». Подоплека конфликта произведения имеет глубокие нравственные, философские и религиозные корни.

2006 г.

Сайт управляется системой uCoz

Источник: http://guuu7.narod.ru/chehovap.htm

Краткий пересказ Черный монах (Чехов А. П.)

Магистр Андрей Васильевич Коврин страдал переутомлением. По совету знакомого доктора и вследствие просьбы Тани Песоцкой приехать в Борисовку погостить, он решает уехать на лето в деревню.

В апреле Коврин отправился на три неделе в родовую Ковринку, а потом поехал к своему опекун и воспитателю Песоцкому, известному в России садоводу.

Дом у Песоцкого был громадный.

Он славился огромным количеством разнообразных цветов, также имелось множество деревьев.

Коврин застал Таню и ее отца Егора Семенович в тревоге, ведь утром ожидали мороз. Таня собиралась обойти все садовое богатство ночью, потом ее должен сменить Егор Семенович.

После полуночи Таня вместе с Ковриным отправились в сад. Было холодно. Там все было в дыму, ведь горели костры. Деревья были выстроены ровно, это говорило о некой педантичности

Песоцкого. Они походили по рядам. Коврин интересовался, зачем горели костры. Оказалось, что их дым заменяет облака. Андрей Васильевич восхищался роскошью Тани. Последний раз он ее видел пять лет назад. Таня в свою очередь твердила об отчуждении Андрея, говорила о том, что отец любит Коврина, гордится им и видит свою заслугу в воспитании Коврина.

Начался рассвет. Они пошли спать, а Таня по дороге стала жаловаться Коврину о своей однообразной жизни, о том, что жизнь перенеслась в сад. Коврин ее долго слушал, и в один момент подумал о том, что за лето может увлечься и влюбится в Таню.

Совет

После прихода домой, Коврин застал Егора Семеновича, когда тот уже проснулся, и они вместе отправились в сад. Они стали разговаривать, обменялись теплыми словами. Коврин, встретив рассвет, осознал, что впереди целое лето.

Андрей попил кофе, погулял с Таней и сел за работу у себя в комнате.

Жизнь Коврина была для него интересной. Работа, прогулки, чтение, изучение итальянского языка.

К Тане часто

приезжали барышни, которые много пели.

В один из таких вечеров Коврин сидел на балконе и читал, потом позвал Таню и рассказал ей легенду, источник которой он забыл.

Легенда гласит, что однажды по пустыни шел черный монах, на других землях он тоже шел в это же время – это был мираж, и таких миражей было множество. Потом мираж вышел за пределы атмосферы.

Говорят, что через тысячу лет после первого появления монаха он появится вновь. И эта тысяча лет закончится со дня на день.

Тане не понравилась эта легенда, и она ушла, а Коврин решил прогуляться. Он шел и увидел перед собой широкое поле, вокруг не было не души, тишина. Вдруг начался сильный ветер. Коврин заметил на горизонте вихрь или смерчь, который быстро двигался на него.

Андрей бросился в сторону, и увидел, что это был вовсе не смерч, а тот самый черный монах. Он был в черной одежде, с седою головой и с черными бровями, у него было бледное худое лицо. Он пронесся мимо, скрестив на груди руки.

Читайте также:  Анализ романа поднятая целина шолохова сочинение

Монах оглянулся на Коврина, кивнул головой и улыбнулся ласково и в тоже время лукаво.

Коврин был доволен, что смог так близко рассмотреть его. Андрей не рассказал никому о том, что видел, ведь понимал, что ему бы не поверили. Но, тем не менее, Коврин был одухотворен и радостен.

Обратите внимание

Перед сном к Андрею зашла Таня и принесла статьи, написанные Песоцким, просила прочесть, но вошедший следом за девушкой Егор Семонович, отговаривал Коврина это делать. В итоге Таня вышла, а Песоцкий стал жаловаться на то, что не узнает, что будет с садом после его смерти, ведь он так любит свое дело.

Егор Семенович не хотел отдавать сад под руководство Тани, так как боялся ее неудачного замужества, да и просто чужим людям он не доверял. Он не хотел, чтоб дочь просто выходила замуж, тем более за того, кто метил в женихи, это был друг Тани, который часто приезжал в гости.

Но Песоцкий совсем был не против, если мужем его Тани станет Коврин, но считал это лишь мечтами.

Коврин остался один, он приступил к чтению статей Песоцкого. Обнаружил, что Егор Семенович много “воевал” с другими садоводами.

Коврин думал о Тане, о черном монахе и о возможных галлюцинаций. Он уснул.

Однажды утром Таня и Егор Семенович поругались. Для них это было обычным делом. Но в этот раз, что Таня, что Песоцкий очень переживали по этому поводу. Таня закрылась у себя в комнате и никого не пускала, кроме Андрея. Девушка жаловалась на своего отца, а Коврин умилялся этим милым созданием. Таня успокоилась, и они вместе с Ковриным пошли гулять.

Через некоторое время Коврин сидел на скамейке и был погружен в свои мысли. И они привели его к черному монаху, в этот момент из-за дерева вышел старик – это и был тот самый монах.

Они стали разговаривать, монах сказал, что он часть воображения Коврина, и добавил, что Андрей является избранником божьим. Они много говорили о жизни, о науке, о правде. Потом он исчез, а Коврин остался счастливым, одухотворенным и восторженным.

Он встретил Таню и предложил ей выйти за него замуж. Таня от внезапности постарела на десять лет, а Андрей продолжал ею восхищаться.

Готовилась свадьба. Егор Семенович был необыкновенно зол, ведь это мероприятие готовилось параллельно с защитой сада от жары и насекомых. Все кипело в доме Песоцких.

Таня была очень переменчива в настроение, то все хорошо, а то слезы наворачиваются.

У Коврина было все стабильно прекрасно. Он каждый день с новой долей любви смотрел на Таню и становился счастливее. Периодически к нему приходил черный монах, с которым он подолгу беседовал.

Важно

Наконец отгуляли свадьбу. В одну из зимних ночей Коврин лежал в постели. Таня уже уснула, а Андрей читал. Вдруг он увидел черного монаха, и они стали общаться на тему славы и эмоций.

Вдруг Таня проснулась и увидела, что Коврин говорит сам с собой. Она сказала ему, что он болен и крепко обняла. Они пошли в зал, туда пришел Егор Семенович. Андрей признался себе в том, что он сходит с ума. Его одели и повезли к доктору. Он начал лечиться.

Наступило лето. Лечение окончилось и Коврин отправился обратно в деревню. Там много пил молока, почти не работал и не пил вина.

Однажды, на фоне этого он стал говорить Тане и своему тестю о том, что они плохо поступили с ним, избавив от галлюцинаций, ведь так он стал обычным. Эти обвинения продолжались долго.

Егор Семенович переживал по этому поводу и старел из-за этого на глазах. Таня пыталась облагоразумить Андрея и предотвратить ухудшение здоровья отца, но Коврин не в какую не соглашался с тем, что он не прав.

Ему перестал нравиться Егор Семенович, а Тане перестал нравиться Андрей.

Прошло время. Коврину дали самостоятельную кафедру. Но проводить лекции он не смог, так как болел, у него горлом шла кровь. Именно поэтому вступительные лекции пришлось отложить на какое-то время.

Жил он уже не с Таней, а с Варварой Николаевной, которая была на два года старше и ухаживала за Андреем, как за ребенком. Брак с Таней был для него ошибкой.

Однажды они поехали в Крым. Таня прислала перед этим письмо, но он его не захотел сразу читать. Коврин всматривался в почерк и вспоминал свою жену, помня, сколько гадостей он ей говорил и сколько причинил ей боли.

Приехав в Крым, Андрей решился прочитать ее письмо. В нем Таня писала:

“Сейчас умер мой отец. Этим я обязана тебе, так как ты убил его. Наш сад погибает, в нем хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец. Этим я обязана тоже тебе.

Совет

Я ненавижу тебя всею моею душой и желаю, чтобы ты скорее погиб. О, как я страдаю! Мою душу жжет невыносимая боль… Будь ты проклят.

Я приняла тебя за необыкновенного человека, за гения, я полюбила тебя, но ты оказался сумасшедшим…”

Коврину было мерзко и противно от того, что его проклинают, от того, что за пару лет его жизнь превратилась в то, что он никак не ожидал, он стал обычным. Ему стоило пережить многое, чтоб стать посредственным ученным. Коврин стал снова работать, но это ему наскучило. Он стоял возле окна в номере гостиницы и перед ним появился черный монах. Андрей преобразился.

Монах говорил ему, что если бы Андрей послушал тогда его, сейчас бы жизнь была отличной.

Коврин не смог сказать не слова, у него горлом шла кровь. Он хотел позвать на помощь спящую Варвару Николаевну, но звал почему-то Таню, парк, сад, сосны и все ту жизнь, которая была прекрасной еще пару лет назад. Он умирал, а черный монах шептал ему, что он гений и что он умирает только потому что его слабое человеческое тело уже не может служить оболочкой для гения.

Наутро Варвара Николаевна нашла Коврина мертвым и на его лице застыла блаженная улыбка.

Источник: https://ege-essay.ru/kratkij-pereskaz-chernyj-monax-chexov-a-p/

Главная мысль в «Черном монахе» и в рассказе «Мужики» Чехова

В «Черном монахе» (1894) другой чеховский больной, страдающий манией величия, в периоды обострения болезни становится мечтателем, опьяненным красотой мира, чувствующим ту радость, которая должна быть нормальным состоянием человека.

Когда же болезнь затухает и Черный монах покидает его, он становится капризен и мелочен, несправедлив и жесток. Вместе с манией его оставляет величие.

Черный монах льстит ему, лукаво внушает иллюзию избранности, якобы возвышающую его над человеческим «стадом», ОН же поднимает его па высоты духа, делает его добрым и любящим, благородным и великодушным, готовым умереть для общего блага.

Обратите внимание

Наконец, Черный монах приносит ему последнее утешение в предсмертные минуты, возвращая ему «молодость, смелость, радость» и «невообразимое, безграничное счастье» все это, увы, вместе с манией величия.

Жизнь такова, что человеку нужно стать безумцем, чтобы вернуть себе радость жизни, широту мысли, душевный размах, то есть ТО, что должно быть нормой человеческого существования.

Задача Чехова в «Черном монахе» заключалась в том, чтобы, не погрешив против точных данных медицинской пауки, осветить современную жизнь светом необычного сознании, чуждого привычным, якобы нормальным ПОНЯТИЯМ, созданным жизнью, уклонившейся от нормы.

https://www.youtube.com/watch?v=ObgPvXmCV8E

Говоря о коренной испорченности, о ненормальности современной жизни, Чехов не оставляет места ни для каких иллюзий, даже самых благородных, например народнических или толстовских. Это яснее всего сказывается в рассказах Чехова о деревне.

Он ее увидел в деревне ни особых общинных «устоев», ни «власти земли» и ничего иного, что возвышало бы деревню над всей современной жизнью, и это было недаром воспринято современниками как новое слово о деревне: Чехов увидел там «власть капитала».

Мисаил Полозиев в «Моей жизни» как говорит о положении вещей в России и в мире: «Крепостного права нет, зато растет капитализм. И в самый разгар освободительных идей, так же как во времена Батаи, большинство кормит, одевает и защищает меньшинство, оставаясь само голодным, раздетым и беззащитным».

Так всюду — и в городе, и в деревне, только в деревне общий порядок жизни проявляется в более примитивных и потому особенно наглядных формах.

Крестьяне ненавидит своих притеснителем, их озлобление понятно и естественно: они оскорблены, обижены н напуганы всеми, кто хоть немного сильнее их, но и сами они, зажиточные и бедные, в одинаковой степени «грубы, не честны, грязны, не трезвы, живут не согласно, постоянно ссорятся», отвратительно бранятся.

В рассказе «Мужики» (1897) даже лакей в ресторане, вернувшись в родную деревню, ужасается скудости деревенской жизни.

Он сам, его жена и дочь чувствуют себя в деревне чужими, но все это происходит не потому, что городская жизнь выше деревенской, а потому, что, по мысли Чехова, непонятные силы, управляющие жизнью людей, проявляются здесь с неприкрытой грубостью в «логическая несообразность», лежащая в основе жизни, выступает во Всей пугающей наготе.

Важно

Обнаженность неправды, ее привычность, ужасы жизни современной деревни — все это ярче и страшнее, чем в других произведениях Чехова, отразилось в его рассказе «В овраге».

Здесь показана не просто грубость н несправедливость жизни, а ее страшная жестокость и господство в ней наглой силы, ни в чем не сомневающейся и уверенной в себе. Задолго до Чехова Глеб Успенский показал в «Книжке чеков» (1876) разницу «между старым и новым представителем капитала» в деревне.

Старый деревенский хищник в глубине души знал, что живет «не совсем чтобы по-божески», новый не боится ничего и не знает моральных запретов.

Прошло четверть века, и Чехов ясно увидел, к чему привел новый пореформенный порядок в деревне. Убийство малого ребенка ради корыстных целей теперь воспринимается не как злодеяние, а как бытовое явление, и автор говорит об этом спокойно, не повышая голоса, подчеркивая наивностью и простотой своей речи ее вопиющий смысл.

Обман и обсчитывание, тайная торговля водкой, открытый разврат, фабрикация фальшивых денег, изгнание из дома старого и ослабевшего владельца — все это рядовые детали обшей картины.

Наглая Аксинья, похожая на змею и улыбающаяся наивной улыбкой, одерживает над всеми, кто ей мешает, легкие победы, и образ ее становится символом торжествующего зла.

Однако и том же самом мире, в котором господствуют Аксиньи, Цыбукины а Хрымины, живут такие странные и необычные люди, как плотник Костыль с. его простой моралью «кто трудится, КТО терпит, тот и старше».

Есть в этом втором, пребывающем на теневой стороне мире свои самобытные мыслители, как тот старик, что ночью повстречался Липе, возвращающейся из больницы с телом умершего мдаденца-сына на руках.

Совет

В нескольких словах он высказал утешительную мысль о связи между огромностью пространства и исторической судьбой России, в жизни которой было и будет хорошее и дурное, И хорошего будет больше.

Липа, похожая на ребенка и на жаворонка одновременно, задает вопрос в духе героев Достоевского о страдании детей: «Когда мучается большой человек, мужик или женщина, ему грехи прощаются, а зачем маленькому, когда у пего нет грехов?» После получасового молчания герой Чехова находит отпет.

«Всего знать нельзя, зачем да как,— сказал старик.–Птице положено не четыре крыла, а два, потому что и па двух лететь способно; так и человеку положено знать не все, а только половину или четверть. Сколько надо ему знать, чтоб прожить, столько и знает».

Предполагается, очевидно, что, если надо будет знать больше, «чтобы прожить», он узнает и больше.

В этом скромном самоограничении мысли, соединенном с полным довернем к нем, по идее Чехова, больше утешительного для человеческого сердца, чем в тех словах, которые потом сказал Липе батюшка, подняв вилку с соленым рыжиком: «Не горюйте о младенце. Таковых есть царствие небесное».

Характерно, что этот рассказ, один из самых мрачных у Чехова, кончается светлым эпизодом, показывающим воочию, что «свет во тьме светит». Липа, поющая, глядя вверх на небо, и торжествующая, что настало время отдыха, возвращается вместе с матерью с поденки и встречает старика Цыбукина, изгнанного из дома. Липа низко кланяется ему и подает кусок пирога.

«Он взял и стал есть». «Липа и Прасковья пошли дальше и долго потом крестились». Действующие лица этой финальной сцены не говорят ничего, зсли не считать слов Липы: «Здравствуйте, Григорий Петрович!», даже пирог она подает молча. Недавний богач принимает милостыню, не проронив ни единого слова.

Автор так же сдержан, как его герои, он ограничивается краткими ремарками, вроде той, что у старика дрожали губы и глаза были полны слез.

Сцена почти безмолвная, тем больше в ней глубины и перспективы: здесь и мысль о сложности и запутанности человеческих взаимоотношений, о бездушии людей и о вечно живой человечности, о страшной грубости жизни и одновременно о ее святости. Финал рассказа звучит как обещание правды, слияния с которой ждет все на земле.

Источник: http://www.testsoch.info/glavnaya-mysl-v-chernom-monaxe-i-v-rasskaze-muzhiki-chexova/

Урок в 10 классе по рассказу А.П.Чехова Чёрный монах.doc – Урок литературы в 10 классе «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрный человек…” (по рассказу А.П.Чехова “Чёрный монах”)

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноВидеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Обоснование принципов отбора содержания, форм, методов и приёмов обучения.На рассказ А.П.

Чехова «Чёрный монах» отведён один урок. Исходя издидактических целей, выбран тип урока – урок усвоения новых знаний. В начале урока стараюсь заложить основу взаимоотношения учителя и учащихся. На урокеустанавливается атмосфера доверия, взаимопонимания. Привлекаю учащихся кцелеполаганию. Ведь цель, поставленная самими учениками, реализуется с большимстаранием.

Учащимся было дано задание – прочитать рассказ. Вопросы к уроку былипредставлены заранее, чтобы дать возможность обдумать произведение, так как рассказдовольно сложен для понимания. Три ученика подготовили к уроку сообщения.На уроке использовалась фронтальная форма работы с классом, а также частично­поисковый и репродуктивный методы.

Обратите внимание

Основным приёмом на уроке была аналитическаябеседа, использовались также приёмы: слово учителя, сообщения учеников, прослушиваниемузыки.

Читайте также:  Сочинение по картине портрет милы хабарова 7 класс описание

Считаю, что выбранные учителем формы и методы наиболее целесообразны дляпроведения данного урока, так как в ходе фронтальной беседы ученики высказывали своёпонимание рассказа, отношение к персонажам произведения, делали выводы сами и спомощью учителя. Сообщения дали возможность лучше узнать А.П.

Чехова как страстного садовода, обратитьвнимание на сад Песоцкого, а также услышать рассказ о появлении «чёрного монаха» вжизни писателя. Прослушивание знаменитой «Валахской легенды» Гаэтано Брага даловозможность «погрузиться» в атмосферу рассказа.Были применены технологии личностно­ориентированного обучения, а такжеинформационно­коммуникационная технология.

Слайды с портретом А.П.Чехова, темой изадачами урока, эпиграфами, кадрами из фильма по рассказу «Чёрный монах»,иллюстрациями к произведению позволили учащимся образнее представить героевпроизведения, глубже вникнуть в содержание рассказа.Успешному усвоению урока способствовало рефлексивное управление.Считаю, что цели и задачи, поставленные на уроке, реализованы в полной мере.

Открытый урок по литературе. 10 класс «Мне день и ночь покоя не даёт мой чёрныйчеловек…» (по рассказу А.П.Чехова «Чёрный монах»).Цели:  определить идейно­тематическое содержание рассказа;совершенствовать навык анализа художественного произведения; развивать монологическую речь учащихся; развивать логическоемышление (умение анализировать, делать выводы); обогащатьсловарный состав учащихся лексикой произведения;

1

 воспитывать уважение к творческому труду и людям – творцам; чувствосострадания, сопереживания трагическим судьбам героев произведения.Эпиграфы к уроку: Надо возделывать свой сад. Вольтер Мне день и ночь покоя не даёт Мой чёрный человек. За мною всюду, Как тень, он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам – третей Сидит. А.С.

Пушкин «Моцарт и Сальери»Ход урока.1. Оргмомент2. Вступительное слово учителяСмотри слайд № 1.­ Мы продолжаем изучать творчество А.П.Чехова. Дома вы прочитали рассказ «Чёрныймонах», и сегодня на уроке мы будем анализировать содержание этого произведения. Каквы думаете, какие задачи мы должны будем поставить сегодня на уроке?Ответы учащихся.Смотри слайд № 2.

Эпиграфом к уроку я взяла слова французского философа – просветителя 18 векаВольтера: Смотри слайд № 3.И ещё один эпиграф – строки из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».Смотри слайд № 8.3. Слово учителя.­ Рассказ «Чёрный монах» относится к философской прозе А.П.Чехова. Это одно из самыхзагадочных творений писателя.

Рассказ «Чёрный монах» написан Чеховым в 1893 году. В это время писатель вместе сосвоей семьёй живёт в своём имении Мелихово.Мария Павловна Чехова, сестра писателя, вспоминала, что в доме Чеховых в Мелиховецарила удивительная духовная атмосфера. Приезд Потапенко и Лики Мизиновой сильноразвлекал Антона Павловича.

Лика садилась за рояль и начинала петь входившую тогда вмоду «Валахскую легенду» Гаэтано Брага. Выходило очень хорошо. В доме поют красивый

2

Важно

романс, а в открытые окна слышатся крики птиц и доносится действительноодурманивающий аромат цветов, щедро насаженных в саду. Антон Павлович находил вэтом романсе что­то мистическое. Этот романс имел большое отношение к происхождениюего рассказа «Чёрный монах».Звучит «Валахская легенда» Гаэтано Брага.4. Анализ рассказа.­ Понравился вам рассказ?Да.

Было интересно читать, следить за судьбами героев, сопереживать им.­ Назовите главных героев произведения.Андрей Васильевич Коврин, Егор Семёнович Песоцкий, Таня Песоцкая.­ Что вы узнали об Андрее Васильевиче Коврине из первых строк рассказа?Коврин – молодой талантливый учёный, подающий большие надежды. Воспитывался вдоме Песоцкого.

­ Что предшествует в рассказе встрече Коврина с хозяевами Борисовки?Описание сада Песоцкого.­ Как вы думаете, почему описание сада так важно для А.П.Чехова?Сад ­ это главное дело жизни Е.С.Песоцкого. Им он живёт, ему посвящает всё своёсвободное время. В этом деле он достиг значительных успехов.(Звучит отрывок из рассказа – описание сада Песоцкого).­ А.П.

Чехов, как известно, сам был большим любителем растений и страстным садоводом.Так, ещё в Мелихове им были посажены сотни фруктовых деревьев и розовых кустов. А вЯлте, на белой даче писателя, всегда царили весна и лето. Послушайте сообщение «СадА.П.Чехова в Ялте».(См. приложение № 1).­ Продолжим разговор о главных героях рассказа.

Как писатель описывает внешность Песоцкого?Ответы учащихся.­ Что значит сад для Егора Семёновича?Ответы учащихся.­ Как он относится к дочери? К Коврину?Песоцкий видит в дочери продолжателя своего дела. Его отцовское чувство даженесколько эгоистично: он не хочет, чтобы Таня выходила замуж. Вместе с тем ЕгорСемёнович очень любит свою дочь и заботится о её судьбе.

Ковриным он восхищается. Песоцкий видит в нём большого учёного и гордится, чтовоспитал такого человека.­ Какое впечатление сложилось у вас об этом персонаже?

3

Егор Семёнович Песоцкий – образцовый хозяин, человек дела. Он обладает страстнымтемпераментом и всю свою энергию отдаёт своему «детищу» ­ саду. Его сад достоиннаивысших похвал, он приносит Песоцкому большие доходы. Сад – это его жизнь.

­ Согласитесь, что у Коврина и Песоцкого много общего: сходство творческихтемпераментов, беспредельная самозабвенность, с которой оба отдаются каждый деньсвоему призванию. Может быть, поэтому их тянет друг к другу.Смотри слайд № 4.­ Вы можете видеть на этом фрагменте главных героев рассказа – Егора СемёновичаПесоцкого, Таню Песоцкую и Коврина.

Фильм снят в 1988 году режиссёром Дыховичным.Продолжим беседу. Опишите внешность Тани Песоцкой.Ответы учащихся.­ Что вы можете сказать (опираясь на текст рассказа) о её характере?У неё много сходных с отцом черт: впечатлительность, страстность натуры,темперамент. Она сильно переживает по незначительному поводу. В то же времяТаня более прагматичная, чем её отец.

Она мене привязана к саду. Она мечтает озамужестве.­ Как вы думаете, какие чувства девушка испытывает к Андрею Коврину в началерассказа?Она влюблена в него. Таня давно и сильно любит Коврина. Его посещения Борисовкивсегда были для неё большим праздником. Она восхищается им: его обаянием, умом,внешностью. Таня давно знала, что будет его женой.

­ В каком состоянии приехал Андрей Васильевич Коврин в Борисовку? Расскажите о егообразе жизни, занятиях.­ Коврин приехал в Борисовку утомлённым напряжённым умственным трудом. Онперевозбуждён, почти не спит ночами. В то же время Андрей Васильевич совсем неустаёт, очень много работает. Он чрезвычайно говорлив, остроумен, обаятелен.

Онмного курит, пьёт вино, с удовольствием общается с Песоцкими и их гостями,слушает музыку.Смотри слайд № 5.­ Посмотрите, вот таким видит главного героя произведения режиссёр Дыховичный.Каким видом учёной деятельности занимается Коврин?Он пишет научный труд по философии и психологии.

­ Как главный герой воспринимает природу?Коврин живо откликается на красоту окружающей его природы. Он любит гулять впарке, спускаться к реке. Природа навевает на него романтическое настроение,помогает творить.­ Подобное отношение к природе знакомо нам по стихотворениям Ф.И.Тютчева.(зачитываются строки).

4

Смотри слайд № 6.­ Природа для главного героя рассказа одушевлена. Он относится к ней как к живомуорганизму. Созерцание природы для Коврина сопряжено с познанием самого себя, спостижением сущности мироздания. Не случайно на его письменном столе стоит букетсвежих, только что сорванных цветов.Смотри слайд № 7.

­ Какими штрихами Чехов даёт понять, что Коврин всё­таки болен?Не спит ночами, если уснёт днём на полчаса, то не спит всю ночь…­ Кто является перед воспалённым воображением учёного?Чёрный монах.­ Рождением чёрного монаха Антон Павлович Чехов обязан…области сновидений.Послушайте сообщение «Чёрный монах в жизни А.П.Чехова».(См.

Совет

приложение № 2).­ Образ таинственного незнакомца в чёрном, заказавшего Моцарту реквием и незримопреследующего композитора, у Пушкина – символ смерти, её предвещение. ПушкинскийМоцарт чувствует близость смерти, подсознательно предугадывая, что написал реквиемсамому себе.

У Чехова ни Коврин, ни отец и дочь Песоцкие не подозревают о драме,которая вскоре разразится в их семействе, однако появление «чёрного человека» такжесигнал неблагополучия, грядущего разлада между героями.Смотри слайд № 8.

­ Какую легенду о чёрном монахе рассказал учёный магистр Тане Песоцкой?В Африке, в Испании, в Индии, на Дальнем Севере бродит чёрный монах. Он перешёл и вкосмические сферы. Мираж скоро опять попадёт в земную атмосферу.­ Опишите первое явление чёрного монаха Коврину.Ответы учащихся.

­ Что говорит монах учёному?Что Коврин – избранник божий, служитель вечной правде, его удел – на несколькотысяч лет раньше сделать человечество достойным царствия божия. Ковриндолжен исполнить своё высокое назначение и отдать идее всё: молодость, силы,здоровье, а может быть, и саму жизнь.

­ Люби ближнего своего, будь всегда бодр духом, не впадай в уныние, оставайся веренсвоим главным жизненным принципам – заповеди Библии.Коврин был близок к выполнению этой евангельской мудрости.Почему Коврин решил, что ему не следует пугаться появления монаха?Монах является только избранным.Смотри слайд № 9.

5

­ Какие чувства испытывает Андрей Васильевич к Тане?Он смотрит на неё глазами влюблённого романтика, отождествляя её с героиней«Валахской легенды».­ Нервность Коврина – это чуткость тонко организованной, творческой натуры, способнойулавливать «пульс» природной жизни.

Как учёный описывает своё душевное состояние монаху, посетившему его в городе?От утра и до ночи я испытываю одну только радость, она наполняет всего меня изаглушает все остальные чувства. Я не знаю, что такое грусть, печаль или скука.

­ Какой деталью Чехов подчёркивает чрезмерную опеку Коврина его близкими?В девять часов утра на него надели пальто и шубу, окутали его шалью и повезли вкарете к доктору.­ Какие метаморфозы (перемены) происходят с учёным после лечения и выздоровления?Ответы учащихся.­ Как меняется его отношение к жене, Егору Семёновичу?Ответы учащихся.

­ Какие обвинения он предъявляет родственникам?Зачем, зачем вы меня лечили? Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато ябыл весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. Теперь я сталрассудительнее, но зато я такой же, как все, я – посредственность, мне скучно жить.­ Меняется ли его отношение к природе?Да. Ему скучно, и он не испытывает прежних чувств.

­ Уголки парка не манят героя своей таинственностью, картины природы больше нерасцвечены романтическими красками. И природа безмолвствует при встрече,воспринимая его как чужого.Вместе с визитом «чёрного гостя» из жизни Коврина ушли радость, любовь, упоениетворчеством, сменившись скукой и раздражением.

Мы так и не узнаем, кто он такой: действительно несостоявшийся гений или онпосредственность, страдающая манией величия.­ Как вы поняли заключительные страницы рассказа?Героем снова овладело беспокойство. Его душа не омертвела и распахнута навстречуволнениям жизни.­ Природа готова принять его в свои объятия. Многоцветие мира вновь открылосьКоврину.

Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами, звал парк, сосны смохнатыми корнями, свою чудесную науку, свою молодость, звал жизнь, которая была такпрекрасна. Монах­призрак шепчет умирающему герою, что тот умирает потому только, чтоего слабое человеческое тело не может служить оболочкой для гения. Жизнь прошла мимоКоврина. В глазах автора герой заслуживает прощения. Он умирает с блаженной улыбкойна устах.­ Какие темы поднимает А.П.Чехов в своём рассказе?

6

Тема творчества – «Надо возделывать свой сад». Любимое дело и отношение к немугероев.Тема гения и толпы (Шекспир, Будда, Магомет – гении). Гениален ли Коврин?Тема любви (Коврин – Таня Песоцкая).Тема смерти и бессмертия. (Песоцкий и его сад, умирающий Коврин).Тема сострадания.Христианская тема (образ чёрного монаха).­ Как вы поняли тайный смысл рассказа?Ответы учащихся.

впечатлительность,­ А.П.Чехов исследует в рассказе проблему гениальности. Сам он, несомненно, был гением.Так же, как Коврин, он в молодости очень много работал. Ему, как и Коврину, свойственнынеобыкновенная работоспособность, нервность,романтическое восприятие природы, он так же, как и Коврин, видел однажды во сне«чёрного монаха».А.П.

Чехов сравнивает мироощущение гения (в лице Коврина, заболевшего манией величия)и посредственности (Коврин после болезни). Монах шепчет умирающему Коврину, что егослабое человеческое тело не может больше служить оболочкой для гения. Чехов тоже былболен и умер от чахотки.Я думаю, в этом рассказе А.П.Чехов задумывается над природой своей гениальности игениальности вообще.

Обратите внимание

чуткость,­ Понравился ли вам сегодняшний урок?­ Чем вам понравился урок?­ С каким настроением вы работали на уроке?­ Кто заслуживает оценки?10 слайд – домашнее задание.Приложение № 1.Сад А.П.Чехова в Ялте.Предметом особой чеховской гордости и заботы был сад.

Чехов подходил к егосозданию очень серьёзно: читал специальную литературу, выписывал в отдельную тетрадьназвания растений, которые посадил или хотел бы посадить (после его смерти их оказалосьоколо двухсот), заказывал саженцы и семена в Одессе, в Сухуми и в Никитскомботаническом саду близ Ялты. Все деревья Чехов сажал только сам, никому не доверяяэтого дела.

Он вообще относился к деревьям как к одушевлённым существам.Через четыре года в саду росли посаженные Чеховым магнолии, атласский кедр,китайская хурма, вавилонская ива, глединия, кипарисы, абрикосовые, вишнёвые игрушевые деревья. «Погоди, через 2­3 года ты увидишь, что я посадил именно то, чтонужно, ­ писал он сестре.

­ Думаю, что это так, ибо я прежде, чем сажать, размышлял оченьдолго».Лишь спустя много лет работники музея Чехова в Ялте догадались, что имел в видуЧехов. Садоводческий принцип, применённый им для своего сада, английский философ

7

Бэкон называл «вечной весной». Литературовед В.Я.Лакшин описал этот круговоротцветения: «В январе в чеховском саду зацветает мушмула, покрывается кремовымицветами жимолость душистая. В феврале цветёт жасмин голоцветный и раскрываютсябутончики кизила.

В марте расцветает белая, розовая и красная камелия, айва японская,украшается золотисто­жёлтым цветом форзиция. В апреле уже цветут поднявшиеся изземли тюльпаны, гиацинты, нарциссы, цветёт фотиния китайская. В мае начинают зацветатьмагнолии, цветут розы и будут, сменяясь, цвести до ноябрьских прохладных ночей.

Вавгусте­сентябре сад украшают олеандры, роскошные хризантемы. В декабре можнолюбоваться цветущими белыми ветками османтуса падуболистного и так до января, когданачинается новый круг цветения». Приложение № 2.С мелиховской жизнью связан рассказ «Чёрный монах» (1893).

По воспоминаниям брата Михаила, «у Антона Павловича, вероятно, от переутомления расходились нервы – он почтисовсем не спал» и однажды, ненадолго забывшись, увидел во сне чёрного монаха, о котором потом написал.

Вот что вспоминает Михаил Павлович: «Сижу я как­то после обеда у самого дома на лавочке, и вдруг выбегает брат Антон и как­то странно начинает ходить и тереть себе лоб и глаза. – Я видел сейчас страшный сон. Мне приснился чёрный монах.

Важно

Впечатление чёрного монаха было настолько сильное, что брат Антон не мог успокоиться и долго потом говорил о монахе, пока, наконец, не написал о нём известный рассказ. Работая над рассказом, Антон Павлович беседовал с известным психиатром Яковенко о мании величия, которой болен в «Чёрном монахе» Коврин. Впоследствии Чехов напоминал о болезни своего героя, отвергая предположение о том, что образ Коврина автобиографичен.

8

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/urok_literatury_v_10_klasse_mne_den_i_noch_pokoya_ne_dayot_moj_chyornyj_chelovek_po_rasskazu_apchehova_chyornyj_monah-9175/11656

Ссылка на основную публикацию