Сочинение анализ рассказа невеста чехова

Сочинение о “минутах роковых” в произведении Чехова “Невеста”

Всем известно, как одна небольшая художественная деталь может преобразить литературное (и не только литературное) произведение, придать ему особое обаяние.

Входят в реальность нашего времени такие детали, как “осетрина второй свежести” Булгакова, диван Обломова у Гончарова, бутылочное горлышко под луной у Чехова.

Подобная особенность чеховского мастерства, кстати, далеко не сразу была понята критиками – долгие годы они твердили о том, что деталь в произведениях Чехова случайна и незначительна.

Обратите внимание

Разумеется, писатель не подчеркивал сам значительности своих деталей, штрихов, художественных подробностей. Он вообще не любил ни в чем подчеркнутости, не писал, что называется, курсивом или разрядкой. О многом он говорил как бы мимоходом, но именно “как бы” – все дело в том, что художник, по его собственным словам, рассчитывает на внимание и чуткость читателя.

В начале рассказа “Невеста” автор передает тяжелое, угнетенное состояние Нади Шуминой накануне свадьбы.

И сообщает: “Из подвального этажа, где была кухня, в открытое окно слышно было, как там спешили, как стучали ножами, как хлопали дверью на блоке, пахло жареной индейкой и маринованными вишнями…” Казалось бы, чисто бытовые подробности.

Однако сразу дальше читаем: “И почему-то казалось, что так теперь будет всю жизнь, без перемены, без конца!” На наших глазах “индейка” перестает быть только житейской деталью – она становится и символом сытой, праздной жизни “без перемены, без конца”

Затем описывается ужин с манерными и пошлыми разговорами. И когда Чехов упоминает: “Подали большую, очень жирную индейку”, – эта деталь уже не воспринимается как нейтральная или случайная, она важна для понимания самочувствия и настроения главной героини. Еще более выразительно выглядит сходный штрих в рассказе ” Дама с собачкой “.

Гуров в Москве томится воспоминаниями об Анне Сергеевне. Однажды, выходя из докторского клуба, он начинает разговор со своим карточным партнером, об “очаровательной женщине”, с которой он познакомился в Ялте.

И в ответ слышит: “А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!” Эти слова, такие обычные, как будто ударяют Гурова и заставляют вдруг ощутить пошлость и бессмысленность жизни, в которой он участвует.

Деталь у Чехова глубоко не случайна, она окружена атмосферой жизни, уклада, быта – как вот эта “жирная индейка” или “осетрина с душком”.

Важно

Чехов-художник поражает разнообразием тональности повествования, богатством переходов от сурового воссоздания действительности к тонкому, сдержанному лиризму, от легкой, едва уловимой иронии – к разящей насмешке.

Крылатым изречением стали слова писателя: “Краткость – сестра таланта”. В письме М. Горькому он писал: “Когда на какое-нибудь определенное действие человек затрачивает наименьшее количество движений, то это грация”.

Краткость, умение сказать многое в немногих словах определяют все, что выходит из-под пера Чехова (исключение составляют разве лишь несколько ранних повестей и первая пьеса). Произведения Чехова поэтически изящны, внутренне соразмерны и гармоничны, недаром Лев Толстой назвал его ” Пушкин в прозе”.

А. П. Чехов-наследник лучших традиций русской классической литературы. Сын России, связанный с родной землей, с русской историей, культурой, жизнью всем духом и строем своих произведений, Чехов давно уже признан всем миром.

Скромный, начисто свободный от суетного тщеславия писатель предсказывал себе как автору рассказов, повестей и пьес недолговечную жизнь. Однако он до сих пор современен, и ни одной морщинки нет на его творческом портрете.

Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но стал одним из самых любимых и читаемых писателей нашего времени Вместе с именами Толстого и Достоевского имя Чехова получило признание всего человечества. Чехов – один из самых репертуарных драматургов мира. Его называют Шекспиром современности. Нет ни одного континента, где не шли бы его пьесы и водевили.

И может быть, самая драгоценная его черта в том, что, признанный миллионами, он входит в каждый дом не как модная знаменитость, а как незаменимый друг.

Основным мотивом чеховской драматургии можно считать мотив времени, выражающий течение жизни, хотя герои почти всегда живут не в своем времени: либо в ощущении прошлого, либо в ожидании будущего. Особенно часто с удивительной настойчивостью возникает в их диалогах тема возраста.

Совет

Лейтмотивом стали фразы из “Чайки”: “Полина Андреевна, Время ваше уходит! Аркадина. Что же делать!”. Проблеме возраста своих литературных героев сам Чехов придавал необычайно важное значение.

В одном из писем читаем: “Прежде герои повестей и романов ( Печорин, Онегин ) были 20-ти лет, а теперь нельзя брать героя моложе 30-35 лет”.

Романтически настроенный молодой человек, о разочарованиях которого рассказали писатели 19 века, в современной литературе, по мнению Чехова, должен уступить место герою зрелых лет, несущему груз сложных переживаний и жизненных испытаний. Зрелый возраст в поэтике Чехова обозначает переход от надежд к разочарованиям, от чувства свободы к осознанию безысходности.

Даже молодые герои, как Нина Заречная, Треплев (“Чайка”), сестры Прозоровы (” Три сестры “), – ощущают себя состарившимися. Герои показаны автором в тот момент трагического отрезвления, когда они с внезапной пугающей яростью осознают, что жизнь коротка и прожита не так, как следует, что и переделывать ее уже поздно.

Вот почему с таким отчаянием, так горячо они об этом говорят.

Чехов равнодушно относится к исключительным событиям, глубоко убежденным в том, что в критические моменты человек не всегда искренен и в желаниях, и в поступках. Сложнее сохранить силу духа, волю, благородство и достоинство тогда, когда однообразная жизнь доводит до исступления. В “минуты роковые” человек может показать себя сильным, нов обыденности это бывает сложнее всего.

Источник: https://ukrtvir.com.ua/sochinenie-o-minutax-rokovyx-v-proizvedenii-chexova-nevesta/

Невеста

Оригинал — 35 мин

Вечером в доме Шуминых накрывали на стол после всенощной. Из сада, через большое окно, Надя видела, как в гостиной накрывают стол, суетится бабушка Марфа Михайловна в пышном шёлковом платье. Рядом соборный протоиерей отец Андрей разговаривал с Надиной мамой Ниной Ивановной, их слушал сын протоиерея и жених Нади Андрей Андреевич.

· · ✁ · · Аудиокнига «Невеста». Слушайте дома или в дороге. Бесплатный отрывок: Купить и скачать аудиокнигу https://www.litres.ru/21974652/?lfrom=2267795#buy_now_noreg

· · ✃ · ·

С шестнадцати лет двадцати­трёхлетняя Надя мечтала выйти замуж. И вот она стала невестой, но скорая свадьба её почему-то не радовала. Надя была грустна и плохо спала по ночам. Девушке казалось, что вся оставшаяся жизнь её пройдёт без перемен.

В сад вышел Саша (Александр Тимофеич), несколько дней назад приехавший погостить из Москвы. Его мать, обнищавшая дворянка, когда-то приходила к Марфе Михайловне за подаянием.

Когда дворянка умерла, бабушка, «ради спасения души» отправила Сашу в Москву учиться.

Он с трудом закончил архитектурное отделение училища живописи, но архитектором так и не стал, а пошёл работать в одну из московских литографий.

Каждое лето Саша, «обыкновенно очень больной», приезжал к бабушке отдохнуть и отъесться. Для Шуминых он давно стал родным, и даже комната, где он обычно жил, называлась «Сашиной комнатой».

Подойдя к Наде, Саша завёл свой обычный разговор о том, что время идёт, а в доме Шуминых ничего не меняется, на кухне страшная грязь, а четверо слуг живут в одной комнате и спят на полу в вонючих лохмотьях.

Саше дико, что здесь никто не работает, даже Андрей Андреич ничем не занимается.

Обратите внимание

Надя, считавшая маму необыкновенно возвышенной и одухотворённой, отмахнулась от Саши — эти слова она слышала от него каждое лето, но теперь ей почему-то стало досадно.

Продолжение текста после рекламы

Благодаря рекламе Брифли бесплатен

В зале уже садились ужинать. Всем распоряжалась Марфа Михайловна — богатая купчиха, владелица торговых рядов на ярмарке. Её невестка, вдова Нина Ивановна, белокурая, затянутая в корсет и увешанная брильянтами, полностью зависела от бабушки.

Жених Андрей Андреич, полный, красивый, с вьющимися волосами, десять лет назад окончил филологическое отделение университета, но нигде не служил. Он любил играть на скрипке и изредка участвовал в благотво­ри­тельных концертах, за что в городе его называли артистом.

За ужином Нина Ивановна рассуждала о гипнотизме, которым увлеклась в последнее время, а затем долго аккомпа­нировала Андрею Андреичу на рояле. Ночью Наде снова не спалось. Она испытывала страх, словно её ожидало «что-то неопределённое, тяжёлое». Из головы у неё не выходили Сашины слова.

Днём Надя пожаловалась матери, что ей невесело, плохо спится по ночам, и впервые почувствовала, что мать не понимает её. После обеда мама и бабушка разошлись по своим комнатам, а Саша снова начал убеждать Надю, что ей следует не выходить замуж, а учиться.

Только просвещённые и святые люди интересны, только они и нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее настанет царствие Божие на земле.

Саша уговаривал девушку уехать, себе самой показать, что «эта неподвижная, грешная, серая жизнь» ей надоела. Саша считал, что праздная жизнь Шуминых и Андрея Андреича «нечиста и безнрав­ственна», ведь за них работает кто-то другой. Надя понимала, что это правда.

Вечером пришёл Андрей Андреич и долго играл на скрипке, а перед уходом, в прихожей, страстно целовал Надю, говорил ей слова любви. Девушке казалось, что она уже видела эти слова в каком-то старом, давно заброшенном романе.

Важно

Ночью, размышляя о своём будущем, Надя вдруг подумала, что Нина Ивановна никогда не любила своего мужа, который ей ничего не оставил. Девушка никак не могла понять, почему она видела в своей недалёкой, слезливой матери «что-то особенное, необыкновенное» и не замечала «простой, обыкновенной несчастной женщины».

Затем Надя подумала, не поехать ли ей учиться, и от одной этой мысли её «обдало холодком, залило чувством радости, восторга». Девушка немного испугалась и решила больше об этом не думать.

В середине июня Саша засобирался в Москву. Дом Шуминых был полон суеты — спешно готовилось Надино приданое — и эта суматоха раздражала Сашу. Наконец, бабушка уговорила его остаться до июля.

На Петров день Андрей Андреич возил Надю смотреть снятый им двухэтажный дом. Он водил Надю по комнатам, а её мутило от их мещанской обстановки. Надя уже понимала, что никогда не любила Андрея Андреича, и «чувствовала себя слабой, виноватой».

Выйдя на улицу, Андрей Андреич сказал, что Саша прав — он ничего не делает и делать не может, ему даже подумать противно о какой-нибудь службе. Но в этом он видел не свою лень, а «знамение времени». Он предложил Наде после свадьбы уехать в деревню, где можно «трудиться, наблюдать жизнь». От его пустых разглаголь­ствований Надя чувствовала себя больной.

Ночью Нину Ивановну разбудил резкий стук сорвавшейся ставни. Она вошла к дочери. Надя заплакала и стала умолять мать позволить ей уехать. Она пыталась объяснить, что не любит Андрея Андреича и не хочет этой свадьбы, но Нина Ивановна решила, что дочь просто поссорилась с женихом, и скоро всё пройдёт.

Надя сказала, что у неё открылись глаза, и она поняла, что её жених глуп, а жизнь «мелка и унизительна». Нина Ивановна воскликнула, что она ещё молода, а дочь и свекровь мучают её, не дают жить, и больше разговаривать с дочерью не стала.

Дождавшись утра, Надя пошла к Саше и попросила помочь ей уехать.

Ей казалось, что перед нею открывается нечто новое и широкое, чего она раньше не знала, и уже она смотрела на него, полная ожиданий, готовая на всё, хотя бы на смерть.

Читайте также:  Сочинение на тему планета земля рассуждение

Саша обрадовался и быстро разработал план побега. Он положит Надины вещи к себе в чемодан, девушка скажет родным, что едет его провожать, а сама сядет на поезд. Саша проводит её до Москвы, а потом она одна отправится в Петербург. После этого разговора Надя проспала до самого вечера с улыбкой на губах.

Побег удался. Надя сидела в поезде и чувствовала, что её серое прошлое словно «сжалось в комочек», а впереди «развора­чивалось громадное, широкое будущее».

Совет

Прошли осень и зима. Надю простили, она получала из дому тихие, добрые письма и очень скучала по маме и бабушке. Отправляясь домой на летние каникулы, она навестила Сашу. После Петербурга Москва показалась Наде провинциальной, а Саша — очень больным и каким-то старомодным. Он собирался путешествовать по Волге, а потом отправиться пить кумыс, но по всему было видно, что долго он не проживёт.

Родной город показался Наде каким-то приплюснутым и покрытым пылью. Бабушка и Нина Ивановна сильно постарели, хотя мать по-прежнему была в корсете и бриллиантах. Они чувствовали, что их положение в городе потеряно, и уже нет «ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости».

Так бывает, когда среди лёгкой, беззаботной жизни вдруг нагрянет ночью полиция, сделает обыск, и хозяин дома, окажется, растратил, подделал, — и прощай тогда навеки лёгкая, беззаботная жизнь!

Мама и бабушка боялись выйти на улицу и встретить Андрея Андреича, но Надя не обращала внимания на мальчишек, дразнивших её «невестой».

Из Саратова пришла телеграмма с известием, что Саша умер от чахотки. Надя понимала, что это он изменил её жизнь. Здесь, дома она чужая, а прошлое сгорело и развеялось, точно пепел по ветру.

Надя зашла в Сашину комнату попрощаться. Её манила новая «ещё неясная, полная тайн» жизнь. На следующий день девушка уехала навсегда.

Источник: http://prochekhov.ru/1787-chehov-nevesta-analiz-proizvedeniya

Учамбрина Ирина | | Журнал «Литература» № 18/2001

акая сложность, многогранность творчества объясняется в том числе и сложностью и оригинальностью личности самого писателя, сумевшего за двадцать с небольшим лет жизни в литературе пройти путь от «чернорабочего» лейкинских «Осколков» Антоши Чехонте до великого писателя Антона Чехова.

Современники Антона Павловича не раз обвиняли его в простой фиксации действительности, в отсутствии «идеалов» и «общей идеи». Но своеобразие творческого метода Чехова состояло в том, что он и не стремился решать проблемы – нравственные, философские, религиозные и так далее, – он их ставил.

«Моё дело – правильно поставить вопрос», – говорил писатель. Однако для того чтобы «правильно поставить вопрос», нужно иметь свою точку зрения, свою эстетическую и нравственную позицию. Критик В.

Боцяновский в журнале «Русь» за январь 1904 года писал: «Решительно все рассказы Чехова – прямое указание на существование у него высокого идеала, которым он мерил окружающую жизнь и перед которым эта жизнь представляется слишком уж мелкой и пошлой» (цит. по: Чехов А.П. Собр. соч.: В 12 т. М., 1962. Т. 8. С. 571).

Обратите внимание

Но свой «высокий идеал» и свою систему ценностей Чехов никогда не навязывал читателю, предоставляя ему право самому решать поставленные проблемы и самостоятельно разгадывать тайну творчества писателя.

ужно было обладать огромной интеллектуальной силой и истинным талантом, чтобы в столь непростое время, на переломе двух эпох, двух столетий, осмыслив и пережив всё лучшее, что было создано литературой до него, тем не менее создать свой собственный ценностный и творческий мир, чтобы, не отдав предпочтения ни одному из литературных направлений, создать своё, чеховское направление.

Витторио Страда писал в одной из своих работ: «Чехов – поэт «переходного состояния», перехода от тусклой, застывающей жизни к жизни свободной и ясной; писатель, обвинявшийся в отсутствии идеалов, явился носителем самого универсального идеала русской литературы – идеала цивилизации, который до него с такой же ясностью переживался только Пушкиным» (цит. по: История русской литературы XX века. Серебряный век. М., 1995. С. 54).

Но так ли уж ясен для современного читателя выраженный в художественном вымысле взгляд Чехова на действительность? Можем ли мы с уверенностью сказать, что до конца понимаем того же «Студента», «Архиерея», «Вишнёвый сад»? В советском литературоведении писатель порой представал этаким «провозвестником революции», ожидавшим конца старого мира и видевшим за белыми лепестками вишнёвого сада будущую «бурю».

Рассказ «Невеста» – последний законченный рассказ Чехова – ждала в литературной критике особенная судьба. Многие увидели в нём «поворотный момент в творчестве писателя в сторону более бодрого, оптимистического восприятия действительности».

На взгляд советской критики, смысл рассказа «Невеста» абсолютно прозрачен: Надя Шумина – будущая революционерка – пробуждается к новой, сознательной жизни под влиянием революционера-демократа Саши и совершает подвиг: уходит из опостылевшего ей «родного угла» как раз накануне свадьбы.

Нередко проводились параллели: Надя–Саша и Аня–Петя из «Вишнёвого сада». «Писатель не мог договорить по цензурным условиям, что и Надя, и Аня идут в революционную борьбу», – писал В.Ермилов.

Для него ясно, что в Наде Шуминой Чехов показал «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить родину в цветущий сад».

А.

Турков уже не утверждает, что Надя уходит в революцию, однако отмечает, что рассказ «Невеста» напоминает многочисленные произведения демократических писателей 60–70-х годов о разрыве юноши и девушки со своей средой ради одухотворённой высокими идеалами жизни (Турков А. Чехов и его время. М., 1987. С. 517). Действительно, сам Антон Павлович в письме к О.Л. Книппер замечал: «Пишу теперь рассказ на старинный манер, на манер семидесятых годов».

Важно

Многие критики, цитируя эту фразу, видели «определённую закономерность в обращении Чехова к подобной фабуле именно в пору наметившегося в стране нового общественного подъёма» (А.Турков).

Надя Шумина бежит от действительности в новую жизнь, чтобы приблизить наше счастливое будущее (теперь уже прошлое), а «блудный сын Саша на деле оказывается апостолом», призывающим к этой новой жизни (А.Турков).

Но есть ещё одно высказывание писателя о «Невесте», которое критика как бы обходила стороной: «Такие рассказы я уже писал, писал много раз, так что нового ничего не вычитаешь» (из письма к О.Л. Книппер от 23 марта 1903 года).

Вот тебе и «поворотный момент»! Долгие годы мы стремились вместить великую русскую литературу в «три этапа освободительного движения в России», но русская литература потому и оставалась великой, что ставила перед собой задачи куда более важные, чем задачу показать «процесс революционного пробуждения масс». Тогда о чём же рассказ «Невеста»? Попытаемся разобраться в этом вместе с учениками.

Попробуем обрисовать круг поставленных автором проблем, выявить авторскую позицию и способы её выражения. Для этого рассмотрим систему образов, особенности сюжета и композиции; обратим внимание на роль художественной детали; частично используем лингвистический анализ текста; привлечём высказывания некоторых критиков; соглашаясь или опровергая, обоснуем свою точку зрения.

На изучение рассказа «Невеста» отводим два часа.

Источник: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200101804

Работа а. п. чехова над рассказом «невеста»

Работа а. п. чехова над рассказом «невеста»

Рассказ «Невеста» дает редкую для исследователя творчества Чехова и для учителя-словесника возможность проследить за всеми этапами создания художественного произведения.

Черновая и беловая рукописи, две корректуры, заметки на отдельных листках блокнота и в записной книжке, письма времени работы автора над рассказом (1902—1903), журнальный текст («Журнал для всех», 1903, № 12) —все эти материалы не раз публиковались и подвергались сравнительному изучению.

Не претендуя на исчерпывающую полноту анализа рассказа «Невеста» и использование всех материалов творческой его истории, выделим лишь некоторые особенности этого рассказа и доминирующее (как нам представляется) направление работы Чехова над ним.

«Невеста» создавалась на рубеже двух веков, в атмосфере общественного напряжения, ожидания перемен накануне первой русской революции. Современники Чехова, мемуаристы его и критики (М. Горький, В. В. Вересаев, Ф. Д. Батюшков В. А. Поссе, С. Я. Елпатьевский, И. И.

Совет

Иванов и др.), отмечая внимание писателя в это время к студенческим волнениям и другим актам общественного протеста, единодушно свидетельствовали о все более ясно звучащих в его произведениях (особенно в «Невесте») нотах бодрости и надежды на перемены в России.

Несмотря на нездоровье и одиночество (в Ялте), на временные заминки в работе над рассказом, Чехов, по его словам, «был в ударе» (письмо А. П. Чехова О. Л. Книппер, 19 декабря 1902 г.).

Сохранившиеся материалы позволяют судить о том, что еще до создания ранней редакции в творческом сознании Чехова сложились сюжет, образная система, последовательность расположения в шести главах художественного материала, портретные, пейзажные этюды.

Но это не исключило многочисленных поправок, изменений (в сценах приезда матери в Петербург, Нади в Москву или родное гнездо), сокращений (в речах Саши- и другйх действующих лиц), снятия готовых кусков текста. Действовали законы жанра малой формы, чеховский выношенный принцип лаконизма. Рассказ становился сжатым, компактным.

Из суммы больших и малых изменений учитель-словесник, поставивший на факультативных занятиях вопрос о процессе творческой работы художника над произведением, сможет уловить одно из основных авторских намерений — прояснить динамику внутреннего мира, процесс духовного развития центральной героини — Нади Шуминой.

С этим намерением связаны новые оттенки формы повествования, новые акценты в соотношении наблюдений автора и героини, более интенсивное включение видения Нади, ее раздумий, ее речи, интонаций, вплоть до вытеснения порой авторского голоса.

Это становится особенно заметным при сравнений «Невесты» с некоторыми чеховскими рассказами, ей предшествовавшими: «Случай из практики», «У знакомых», «В родном углу». В них созданы как бы три варианта судьбы героини, некоторыми чертами предвосхитившие ситуацию «Невесты».

Но в этих рассказах преобладал или авторский голос, или голос героя (Королева в «Случае из практики»), осознавшего то, о чем смутно догадывается или о чем безнадежщ> мечтает героиня. Красивая, женственная Надежда («У знакомых») романтически грезит о личном счастье.

Красивая, умная, образованная Вера («В родном углу») не удовлетворена своей жизнью в глухой степной усадьбе, раздражена окружающими («Какое серое общество, какие мещане!»1), мучается вопросами: «Что же делать? Куда деваться? С чего-начать?» И: разуверившись в возможности реализовать кгечту о служении родине, обществу, мечту о подлинном счастье, свобо-де, просторе, Вера, принимает предложение нелюбимого человека («Замуж, что ли!»)', меняет лишь внешние обстоятельства своей жизни — переезжает из усадьбы на завод.

Лиза («Случай из практики»)—человек больной совести, мючатлительный, нервный — тяготится своим богатством, миссией единственно» наследницы, владелицы фабрики. Сама она неясно видит причину своей тревог»; ее угадывает врач Королев, он ставит диагноз болезни: ее беспокойство, бессонные ночи, страдания естественны; нужно бы решиться «оставить пять корпусов и миллион», «побросать все и уйти».

Источник: http://www.winstein.org/publ/25-1-0-957

Роль художественной детали в рассказе А. Чехова «Невеста»

Много говорить и много ска­-

зать — не есть одно и то же.

Софокл

Все мы знаем, как одна небольшая художественная деталь может преобразить литературное (и не только литературное) произведение, придать ему особое обаяние. Входят в реальность нашего времени такие детали, как осетрина «второй свежести» Булгакова, бутылочное горлышко под луной у Чехова, диван 06-ломова у Гончарова.

Подобная особенность чеховского мастерства, кстати, далеко не сразу была понята критиками — долгие годы они твердили о том, что деталь в произве­дениях Чехова случайна и незначительна.

Разумеется, писатель не подчеркивает сам значи­тельности своих деталей, штрихов, художественных подробностей. Он вообще, как мы не раз убеждаемся, не любит ни в чем подчеркнутости, не пишет, что на­зывается, курсивом или разрядкой.

Обратите внимание

О многом он гово­рит как бы мимоходом, но именно «как бы» — все дело в том, что художник, по его собственным словам, рассчитывает на внимание и чуткость читателя. В начале рассказа «Невеста» автор передает тяже­лое, угнетенное состояние Нади Шуминой накануне свадьбы.

Читайте также:  Образ и характеристика степы лиходеева в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

И сообщает: «Из подвального этажа, где была кухня, в открытое окно слышно было, как там спешили, как стучали ножами, как хлопали дверью на блоке, пахло жареной индейкой и маринованными вишнями…» Казалось бы, чисто бытовые подробно­сти.

Однако сразу дальше читаем: «И почему-то каза­лось, что так теперь будет всю жизнь, без перемены, без конца!»

На наших глазах «индейка» перестает быть только житейской деталью — она становится и символом сы­той, праздной жизни «без перемены, без конца».

За­тем описывается ужин с манерными и пошлыми раз­говорами.

И когда Чехов упоминает: «Подали боль­шую, очень жирную индейку», — эта деталь уже не воспринимается как нейтральная или случайная, она важна для понимания самочувствия и настроения главной героини.

Еще более выразительно выглядит сходный штрих в рассказе «Дама с собачкой». Гуров в Москве томится воспоминаниями об Анне Сергеевне.

Однажды, выхо­дя из докторского клуба, он начинает разговор со сво­им карточным партнером, чиновником, об «очарова­тельной женщине», с которой он познакомился в Ялте.

Важно

И в ответ слышит: «А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!» Эти слова, «такие обычные», как будто ударяют Гурова и заставляют вдруг ощу­тить пошлость и бессмысленность жизни, в которой он участвует.

Деталь у Чехова глубоко не случайна, она окруже­на атмосферой жизни, уклада, быта — как вот эта «жирная индейка» или «осетрина с душком». Че­хов-художник поражает разнообразием тональности повествования, богатством переходов от сурового вос­создания действительности к тонкому, сдержанному лиризму, от легкой, едва уловимой иронии — к разя­щей насмешке.

Крылатым изречением стали слова писателя: «Краткость — сестра таланта». В письме М. Горькому он говорит: «Когда на какое-нибудь определенное действие человек затрачивает наименьшее количест­во движений, то это грация».

Краткость, умение ска­зать многое в немногих словах определяют все, что выходит из-под пера Чехова (исключение составят разве лишь несколько ранних повестей и первая пье­са). Произведения Чехова поэтически изящны, внут­ренне соразмерны и гармоничны.

Лев Толстой неда­ром назвал его «Пушкин в прозе».

А. П. Чехов — наследник лучших традиций рус­ской классической литературы. Сын России, связан­ный с родной землей, с русской историей, культурой, жизнью, всем духом и строем своих произведений, Чехов сегодня признан всем миром.

Скромный, на­чисто свободный от суетного тщеславия писатель предсказывал себе как автору рассказов, повестей и пьес недолговечную жизнь. Однако он до сих пор со­временен, и ни одной морщинки нет на его творче­ском портрете.

Он прожил в двадцатом веке всего только несколько лет, но стал одним из самых люби­мых, читаемых писателей нашего времени. Вместе с именами Льва Толстого и Достоевского имя Чехова получило признание всего человечества. Чехов — один из самых репертуарных драматургов мира. Его называют Шекспиром современности.

Нет ни одного континента, где не шли бы его пьесы и водевили. И, может быть, самая драгоценная его черта: признан­ный миллионами, он входит в каждый дом не как мод­ная знаменитость, а как незаменимый друг.

Источник: http://5litra.ru/soch/194-rol-hudozhestvennoy-detali-v-rasskaze-a-chehova-nevesta.html

Сочинение на тему: “Рассказ Чехова “Невеста” – анализ произведения”

Один из последних рассказов А. П. Чехова “Невеста”, вопреки неизлечимой болезни писателя и эпохе “безвременья”, переполнен радужными мечтами, надеждами, что молодые умные, талантливые люди переменят мир к лучшему. Главная героиня Надя Шумина, казалось бы, имела все для счастливой жизни.

У нее были любящие мать, бабушка, ей ни в чем не отказывали. Она собиралась замуж за красивого Андрея, для молодых уже готов дома, в котором главным украшением была картина, изображающая “нагую даму”. Бабушка в приданное за любимой внучкой давала одних только шуб шесть штук, “и самая дешевая из них, по словам бабушки, стоила триста рублей”.

Надя жила ни о чем, не задумываясь, все ей казалось правильным.

Накануне свадьбы приезжает Саша, “сын дальней родственницы бабушки”.Он

появился в доме Нади не в первый раз и не в первый раз заводил разговор о том, что ее жизнь бессмысленна, а существование бесполезно, но только сейчас его слова заставили героиню задуматься.

Совет

Саша замечал то, что Наде казалось таким привычным: “Сегодня утром рано зашел я к вам на кухню, а там четыре прислуги спят прямо на полу, кроватей нет, вместо постелей лохмотья, вонь, клопы, тараканы… “ Чехов последовательно показывает, как у невесты Нади открываются глаза.

Ее уже не занимают однообразные вечера, с разговорами о гипнотизме и бренчаньем на рояле… Героиня вдруг поняла, что ее бабушка мучает и держит в зависимости свою невестку, мать Нади. Бабушка была очень богата, но “она каждое утро молилась, чтобы бог спас ее от разорения, и при этом плакала”.

А мать, всегда представляющаяся такой необыкновенной и умной, теперь кажется глупой и глубоко несчастной женщиной, вышедшей замуж без любви и теперь

живущая на подачки свекрови. А Саша продолжает просвещать Надю: “… надо

/> понять, как нечиста, как безнравственна эта ваша праздная жизнь. Поймите же, ведь если, например вы, и ваша мать, и ваша бабулька ничего не делаете, то, значит, за вас работает кто-то другой, вы заедаете чью-то чужую жизнь, а разве это чисто, не грязно?” И Надя мысленно с ним соглашается. Все стало немилым Наде: ей не хотелось спать, потому что “лежать было очень мягко, неловко”, ей неловко было глядеть на мать, бабушку… Чехов неоднократно показывает жизнь невесты как чересчур комфортабельную, слишком сытную, слишком беззаботную. Например, он несколько раз использует эпитет “жирный”: “подали большую, очень жирную индейку”, “чай со вкусными, жирными сливками”… Надя вдруг поняла, что не любит Андрея, не хочет за него замуж. Пыткой обернулся для нее осмотр нового дома для новобрачных: “… она чувствовала себя слабой, виноватой, ненавидела все эти комнаты, кровати, кресла, ее мутило от нагой дамы”. Ей противен ее жених, раньше казавшийся красивым и умным человеком. Теперь она увидела, что он трутень, бесполезная личность. В этом небольшом рассказе затаен великий смысл. Чтобы писать коротко о многом, нужно иметь большой талант. На нескольких страницах Чехов сумел показать, как юная девушка самоопределилась в жизни, нашла свой путь, увидела

ужас той пошлой жизни, в которой она жила всю свою жизнь.

(No Ratings Yet)
Loading…

Сочинение на тему: “Рассказ Чехова “Невеста” – анализ произведения”

Источник: http://home-task.com/sochinenie-na-temu-rasskaz-chexova-nevesta-analiz-proizvedeniya/

Сочинение на тему рассказа Чехова «СВАДЬБА»

Классика на то и классика, чтобы ее бесконечно пересматривать и интерпретировать — иначе новые постановки пьес, знакомых до каждого слова, почти теряют смысл. Современный зритель давно привык к превращениям трагедии в фарс и наоборот.

Постановка Фоменко — тот редчайший случай, когда кардинальная переаранжировка оправданна и целиком, и в частностях; больше того: его прочтение хоть и неожиданно, и ни в коей мере не предусмотрено автором, но исходит из с охотой и готовностью перестраивающегося в гротескную трагикомедию.

Фарсовая «Свадьба» создается не ситуациями, но характерами, а где фарсовые — то есть карикатурные — характеры, там и возникает гротеск.

Смешные, безобидно-убогие персонажи Чехова в его спектакле стали устрашающими монстрами, чье главное общее свойство — пуленепробиваемая тупость, окрашенная в разные тона. Жених (артист Карэн Бадалов) туп томительно-занудливо, он бесконечно повторяет, что «женитьба — шаг серьезный», и без устали перечитывает-пересчитывает по записной книжке.

Невеста (Ольга Левитина) — идиотически смеющаяся кукла Барби в длинной фате, ее папаша (Владимир Епифанцев) — агрессивный дебил; телеграфист Ять, в адрес которого произносится бессмертная фраза «Они хочут свою образованность показать», и жаждущая «поэзии» акушерка Змеюкина (Марина Глуховская) — кретины с претензией на интеллигентность и эманеипированность.

Заметим, что этой нежной парочке режиссер дал немного «чужого» текста: молодой человек в экстазе декларирует Северянина, а барышне промеж своих собственных экзальтированных вскриков вставляет вдруг «я чайка!»; чуть расширен и текст кондитера Дым-бы, который к знаменитому «в Греции все есть» добавляет: «люди, львы, орлы и куропатки». Дополнения вроде бы почти капустниче-ские, но эффект их совершенно противоположный: непритязательная «свадьба» неожиданно оказывается своеобразным мифом «чеховской интеллигенции».

Конечно, столь значительный результат не мог быть вызван настолько незначительными текстовыми включениями.

Обратите внимание

Дело в театральном и, шире, культурном контексте, где это миф давно и решительно «опущен», так что достаточно лишь легкого толчка, чтобы он от някрошюсовских, к примеру, захолустных казарм или захаровской коммунальной склоки скатился к той свалке скудоумного человеческого мусора, которую демонстрирует Фоменко.

Впрочем, режиссер вообще далеко ушел от Чехова, пусть даже «опущенного»: его спектакль — о мире, окончательно рухнувшем в бездну. О мире, где любовь, радость, красота обратились в гнусную пародию на самих себя. И только страдание осталось настоящим страданием.

Несмотря на задуманную сниженность образа, режиссер «позволяет» испытывать вполне человеческую боль, а зрителям — сочувствовать им.

Первый раз это парадоксальное чувство возникает, когда объединившаяся в агрессии свадьба стремится исторгнуть Ятя, и он, мгновенно растеряв свои амбиции, став маленьким и жалким, горестно говорит: «Извольте, я уйду», и долго-долго тащится к двери и долго, судорожно в нее проталкивается — но эта скорбная нота быстро растворяется в следующем безобразном скандале. Во второй раз — в сцене ухода оскорбленного «генерала» -она звучит продолжительней и сильнее, и кажется даже, что невеста, помогающая старику добраться до двери, прониклась к нему состраданием и стала, таким образом, похожа на человека. Но лишь только он скрывается, как Дашенька поворачивает к публике идиотически радостное личико и произносит свою основную реплику, задававшую тон всему ее сценическому поведению: «Я так счастлива».

Остается только понять, почему все-таки Фоменко нагрузил столь безобидную пьесу такой почти эсхатологической жутью.

С вещами многослойными, по-настоящему глубокими Фоменко в последние годы дела имел мало, предпочитая просто хорошие пьесы вроде «Без вины виноватых или «Великолепного рогоносца» все выходило замечательно.

Итак, веселая «Свадьба» обернулась страшным гротескным реквием; впрочем, иногда и на этом спектакле случается посмеяться.

Источник: http://www.school-essays.info/sochinenie-na-temu-rasskaza-chexova-svadba/

Уроки жизни (конспект урока по рассказу Чехова «Невеста») | Открытый класс

Уроки жизни

(по рассказу А. П. Чехова «Невеста», 10 класс)

конспект урока

Продолжительность учебного занятия: 2 урока

Учебное  занятие строится по технологии развития критического мышления.

Цели урока:

— показать значение рассказа «Невеста» в творчестве Чехова;

дать представление о художественных особенностях произведения:

развить навык диалогичности общения, самостоятельности мышления;

расширить понятие о нравственных категориях. 

Ход урока

I.                  Подготовка учащихся к восприятию рассказа.

Слово учителя

Всем известно высказывание Ф.М. Достоевского о том, что Пушкин унёс с собой в могилу некую тайну, и мы теперь без него эту тайну разгадываем. Эти же слова — о тайне, о загадке творчества, уверена, можно отнести и к Антону  Павловичу Чехову.

Самобытность его приводила в недоумение ещё его современников, и до сих пор он остаётся одним из самых «неразгаданных» писателей.

Ведь за кажущейся простотой произведений Чехова таится что-то такое, что не поддаётся чёткой критической формулировке. «Враг пошлости?» «Певец сумерек?» «Поэт конца?» Он был близок и понятен и Л. Толстому, и М. Горькому, и Д.

Важно

Мережковскому… Для А. Белого Чехов был писателем, открывшим новое искусство — «реализм символизма или символизм реализма».

II. Приём осмысления:

Читайте также:  Сочинение по роману шолохова тихий дон рассуждение

1)Сообщение ученика о рассказе А. П. Чехова «Невеста».

Рассказ «Невеста» — последний законченный рассказ Чехова — ждала в литературной критике особенная судьба. Многие увидели в нём «поворотный момент в творчестве писателя в сторону более бодрого, оптимистического восприятия действительности».

На взгляд советской критики, смысл рассказа «Невеста» абсолютно прозрачен. Надя Шумина – будущая революционерка – пробуждается к новой, сознательной жизни под влиянием революционера-демократа Саши и совершает подвиг — уходит из опостылевшего ей «родного угла» как раз накануне свадьбы.

Нередко проводились параллели: Надя – Саша и Аня – Петя из «Вишневого сада». «Писатель не мог договорить по цензурным условиям, что Надя, и Аня идут в революционную борьбу», — писал В. Ермилов.

Для него ясно, что в Наде Шумиловой Чехов показал «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить Родину в цветущий сад».

А.

Турков уже не утверждает, что Надя уходит в революцию, однако отмечает, что рассказ «Невеста» напоминает многочисленные произведения демократических писателей 60-70 годов о  разрыве юноши и девушки со своей средой ради одухотворенной высокими идеалами жизни..(Турков А. Чехов и его время, — М., 1987. – С. 517). Действительно, сам Антон Павлович в письме к О.Л. Книппер замечал: «Пишу теперь рассказ на старинный манер, на манер семидесятых годов».

2)Комментированное чтение отдельных отрывков из рассказа.

3)Беседа с учащимися:

ü что заставляет героиню рассказа Надю Шумину убежать из родного дома почти

накануне свадьбы?

(Примерный ответ: «Из небольшой экспозиции в начале рассказа мы узнали, что Наде Шуминой 23 года, что с 16 лет она « страстно мечтала о замужестве». Но сейчас, когда уже был назначен день ее свадьбы с Андреем Андреичем – «умным, добрым» человеком, который ей нравился, вдруг как-то разом всё переменилось: «радости не было, ночи спала она плохо, веселье пропало».

Как бы продолжая известную тему, Чехов показывает, что Надя внезапно почувствовала себя замкнутой в футляр, в котором ей         душно и тоскливо.

Молодая девушка рвется на простор: «Хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулось теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека».)

ü  Как писатель с помощью деталей создает впечатление «футляра»?

(Звуки, запахи жареной индейки, масляной краски; стук ножей в кухне, кашель Саши).

Учащиеся записывают выводы в тетрадях.

Совет

ü Что пытается объяснить Наде друг семьи Александр Тимофеевич? (учащиеся зачитывают примеры из текста).

          4)  Чтение обсуждение  отрывков из творческих работ «Загадка образа Андрея Андреича (одно из заданий к уроку).

(Примерный ответ: «На первый взгляд, типичный чеховский интеллигент: окончил филологический факультет (как Гуров из рассказа «Дама с собачкой»), «похож на артиста» (как Алехин из «маленькой трилогии»), играет на скрипке (как Андрей Прозоров из «Трех сестер»). Но читатель видит никчемность Андрея Андреича.

«Я ничего не делаю и не могу делать», — признается он. Надин жених принадлежит к тому типу людей, о которых  Лопахин говорит: «А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего».

Андрей Андреич не способен трудиться, не желает служить («Отчего мне так противна даже мысль о том, что я когда–нибудь нацеплю на лоб кокарду и пойду служить?»), ему порой даже лень разговаривать: «Он любил скрипку, быть может, потому, что во время игры можно было молчать».

Однако речевая характеристика Андрея Андреича весьма выразительная. «О, как я счастлив! Я безумствую от восторга!» — говорит он Наде, а ей кажется, будто что-то подобное она читала в романе – «старом, оборванном, давно уже заброшенном».

« О матушка Русь, — произносит с пафосом Андрей Андреич, — как ещё много ты носишь на себе праздных и бесполезных! Как много на тебе таких, как я, многострадальная!» Для малоразговорчивого героя подобная тирада – посильнее, чем «многоуважаемый шкаф».)

5)Групповая дискуссия по предложенным вопросам: (класс делится на группы)

ü Как восприняли бабушка и мать Нади ее внезапный отъезд?

(Бабушка три дня лежала без движения. Нина Ивановна сильно постарела за год.)

Можно ли оправдать физические и нравственные страдания близких стремлением к новой жизни?

ü Что вкладывает Надя в слова: «Ты очень несчастна, мама»?

ü Как меняется отношение Нади к окружающим людям?

ü Способна ли Надя любить по-настоящему?

III. Приём рефлексии

ü Что же конкретно толкает Надю на бегство из дома («стремление перевернуть жизнь» или конкретный эгоизм)?

ü  Какие человеческие пороки обличает А.П. Чехов в своем рассказе «Невеста»? ( У Чехова его герои приносят страдания своим близким бессознательно: либо  в силу своей духовной ограниченности, либо в силу всеобщих свойств мира, в котором они живут.

Так же и Надя, совсем того не желая, обрекает родных ей людей на горе, тоску и одиночество, не интересуясь тем, что творится в их душах, не чувствуя перед ними никакой нравственной ответственности. Сейчас, в финале рассказа, ей уже не кажется, что она «заедает чью-то жизнь».

Она молода, здорова, свободна и имеет средства, чтобы «прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым».)

ü Помогают ли литературные произведения в решении жизненных ситуаций?

ü Какие истины окрылись вам в ходе урока?

 IV. Заключительное слово учителя.

Обратите внимание

На прощание писатель оставил нам загадку, разгадать которую пытаемся и мы. В заключительных строках повести читаем: « Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день простилась со своими и, живая, веселая, покинула город, — как полагала, навсегда».

Что означает это «как полагала»? Это принятое Надей решение не возвращаться в родной город или авторская оценка происходящего? Верный своим принципам, Чехов дает читателю возможность самому додумывать и предполагать, как сложится дальнейшая судьба его героини.

V. Домашнее задание:

Всем— творческая работа « Как сложится дальнейшая судьба Нади Шуминой» (для ответа использовать финал рассказа)

Индивидуальное задание «Сделать обзор произведений А.П.Чехова,

в которых поднимаются проблемы, подобные рассказу «Невеста»

Список использованной литературы: 

1.А.П.Чехов :Сборник рассказов.- М:Литература (Бриллиантовая коллекция), 2006 г.

2.Громов М.П.Чехов.-М.,1993.

3.Скафтымов А.П.  Нравственные искания русских писателей .М.,2006

Источник: http://www.openclass.ru/node/205538

Сочинение по повести Чехова «Невеста»

На главную > Общество > Сочинение по повести Чехова «Невеста»

Мотив ухода явился центральным и для последнего прозаического произведения Чехова— «Невеста» (1903). Жизнь героини повести, Нади, складывается вполне благополучно: она молода, красива, собирается выйти замуж.

Но постепенно' она начинает замечать в мелочах быта, в будничной повседневности пошлость, обман, ограниченность; в ней нарастает беспокойство, возникает твердое желание изменить свою жизнь. Под влиянием художника Саши Надя решается бросить дом, родных, жениха.

То, о чем раньше только мечталось чеховским героям, получает в «Невесте» полное осуществление. Мотив прозрения и мотив ухода объединяются.

Существенно, что Надя явно «перерастает» Сашу (хотя и признает, что многим ему обязана). Она начинает его воспринимать как нечто «отжившее, старомодное, давно спетое». Перед, ней раскрывается «жизнь новая, широкая, просторная», хотя и не вполне ясная.

Характерное для многих героев Чехова стремление вырваться на волю сравнивается в «Невесте» с уходом в «казачество». Сравнение это придает образу героини несомненную глубину, соотнося ее решение «с историческим и легендарным прошлым, с вечными устремлениями молодости».

Но устремленность Нади к будущему лишена какой бы то ни было конкретности: это, скорее, символ самой идеи новой жизни.

Для Чехова главное состояло не столько в том, куда именно хотят уйти его герои, сколько то, от чего они стремятся уйти. Писатель избегал четких и однозначных прогнозов, особенно там, где будущее представлялось смутным и неясным не только его героям, но и ему самому.

Так, «Дама с собачкой» заканчивалась словами о том, что «самое сложное и трудное только еще начинается».

Важно

И в «Невесте» романтические мечты Нади о жизни, полной тайн, сопровождаются более сдержанным комментарием автора, который сообщал, что его героиня, «живая, веселая, покинула город — как полагала, навсегда».

В этом «как полагала» выражена вся мера осторожности Чехова, всегда предупреждавшего читателей о той трудной и сложной борьбе, которую необходимо вести, чтобы жизнь в действительности стала широкой и просторной. Исследуя основные этапы эволюции Чехова, Г. А. Бялый писал:

  • «От веселого смеха над несообразностями жизни в ранний период деятельности, от горестного удивления перед вопиющими несообразностями и алогизмами яшзненного уклада — в средний период — к ощущению необходимости и возможности «перевернуть» жизнь в последние годы XIX в. и в первые годы XX столетия — такова последовательность и логика творческого развития Чехова, отразившая движение русской истории от периода реакции 80-х годов к эпохе первой русской революции».
  • Мотив ухода для последнего прозаического произведения Чехова «Невеста»
  • В. произведениях Чехова на рубеже XIX и XX вв. усиливается мотив ухода, стремления порвать с прошлым («Учитель словесности», 1894; «Случай из практики», 1898). Той же тональностью проникнут один из самых последних рассказов Чехова «А р х и е-рей» (1902), герой которого, как и старый профессор из «Скучной истории», мучается сознанием напрасно прожитой жизни. Постепенно он приходит к пониманию, что у него никогда не было подлинной свободы. Лишь в предсмертном видении ему

  • ЧиВарто дивитися фільм “Сама чарівна й приваблива”?
  • Це старий добрий радянський фільм. Проблема, порушена у фільмі, актуальна й на сьогоднішній день і звучить вона так: як знайти чоловіка? Фільм «Сам чарівним і приваблива» дуже сподобається дівчинам, жінкам, бабусям. Фільм є свого роду короткою інструкцією як треба шукати собі чоловіка, що робити й чого не треба робити… У головній ролі зайнята Ирина Муравьева. Її героїня Надя ні як не познайомиться із чоловіком, гідним стати її чоловіком. Надя живе

  • Чехов русский писатель, драматург, по профессии врач
  • Творчество Чехова условно разделяют на три периода: первый (с конца 70-х до середины 80-х годов) характеризуется обращением писателя преимущественно к юмористической новеллистке; второй (с середины 80-х годов) – усилением сатирического начала в произведениях и углублением реализма; третий (с начала 90-х) отмечен высшими достижениями писателя в прозе и драматургии. Важнейшим жанром в творчестве Чехова стал рассказ. Он сформировался на периферии большой литературы – в журнальных опытах «Стрекозы», «Осколков», «Нового времени». Чехов

  • Сочинение миниатюра по рассказу Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича»
  • В повести «Смерть Ивана Ильича» (1881 —1886), как и в «Холстомере», нравственная проблема сочеталась с социальной. Трагедия героя, только перед смертью осознавшего весь ужас своего прошлого существования, воспринимается как совершенно неизбежное, закономерное следствие того образа жизни, который он и все его окружающие воспринимали как нечто совершенно нормальное, общепринятое и абсолютно правильное. О «прошедшей истории жизни Ивана Ильича», которая, по словам Толстого, была «самая простая, обыкновенная и самая ужасная», рассказывается в

  • Какие существуют необычные свадебные платья?
  • Безусловно, каждой невесте хотелось бы выглядеть самой — самой на собственной свадьбе. Поэтому каждая новобрачная, стремящаяся к выражению своей индивидуальности, желает, чтобы ее свадебное платье было не просто красивым, но и не похожим на другие. О самых необычных свадебных платьях расскажем ниже. Наверное, одним из самых известных необычных свадебных платьев можно назвать платье в форме кокона, связанное вручную. Несмотря на свой преклонный возраст (более сорока лет), эта разработка Yves Saint

Разместил: Библиотекарь и опубликовал 1 Июль 2015   В разделе: Общество

Источник: http://www.wlgdh.com/sochinenie-po-povesti-chexova-nevesta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector