Сочинение анализ рассказа ю-ю куприна

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: «Мир животных в произведениях А. И. Куприна»

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме:

«Мир животных  в произведениях А. И.  Куприна»

учитель начальных классов Ярукина Ольга Васильевна

МБОУ «Гимназия № 2» г.Чебоксары

Цели  урока:

  1. Воспитание доброго и внимательного отношения к животному миру.                    
  2. Формирование умений ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.
  3. Развитие  способностей детей внимательно и вдумчиво относиться  к художественному слову.

Оборудование  урока:

Тексты  рассказов  на  каждой  парте.

Портрет А.И. Куприна.

Выставка книг.

Иллюстрации к произведениям  писателя.

Предварительная  подготовка:

Чтение  рассказов  А.И. Куприна  о  животных.

Индивидуальное задание ученикам: устное сообщение о писателе.

Подбор иллюстраций к рассказам  Куприна.

План  урока:

  1. Вступительное  слово  учителя.
  2. Сообщение  учащихся  о  писателе  А.И.  Куприне.
  3. Работа с текстом.
  4. Работа  с  иллюстрациями,  нарисованными  (подобранными)  детьми
  5. Работа в группах (сочинение детьми рассказов о животных).
  6. Подведение  итогов.
  7. Домашнее  задание.  

Ход  урока

1. Вступительное  слово  учителя

Мир  животных  в  произведениях  Александра  Ивановича  Куприна  удивителен,  необыкновенен  и  своеобразен.  Редко  кто  из  художников  так  превосходно  воссоздавал  их  нравы  и  характеры,  привычки  и  верность  человеку. Писатель любил и  хорошо знал повадки многих животных. По словам Л. В.

Крутиковой, А. И. Куприн был великим «зверолюбом».  У Александра  Ивановича  Куприна  более  30-ти  рассказов о  животных.  Эти  рассказы,  рассыпанные  по  разным  изданиям,  могли  бы  составить  целую  книгу.  И  сегодня  на  уроке  мы  поговорим  о  своеобразии  рассказов  А.И.

 Куприна,  посвящённых  миру  животных.

2. Выступление учащихся (добавленное  учителем)

Александр Иванович Куприн (1870–1938) был большим любителем животных. Он относился к ним с пониманием и уважением. У него самого были кошки, собаки-сенбернары, лошади. В молодости он ездил по России с бродячим цирком, хорошо знал цирковой мир, в том числе повадки четвероногих артистов.

Обратите внимание

Пройдя  ещё  в  детстве  через  ряд  разнообразных  испытаний,  принуждённый  приспособиться  к  жестокой  среде  Сиротского  училища,  кадетского  корпуса,  юнкерского  училища,  Куприн  сберёг  в  душе  способность  не  причинять  боль,  сохранил  умение  сострадать,  сочувствовать.  

Один  из  друзей  писателя вспоминал,  что  он  ни  разу  не  видел,  чтобы  Куприн  прошёл  мимо пса на улице и не остановился,  чтобы его не погладить. Куприн создал целую серию  рассказов  о  собаках:  «Белый  пудель»,  «Пиратка»,  «Собачье  счастье»,  «Барбос  и  Жулька»,  «Завирайка»,  «Барри»,  «Бальт», «Ральф»  и  другие.

Находясь  в  эмиграции  во  Франции,  писатель  часто  обращается  к  существам  самым  чистым  и  честным  в  этом  мире – детям  и  животным.  А.И. Куприн  заметил  однажды,  что  дети  вообще стоят к животным гораздо ближе,  чем  это  думают  взрослые.   Рассказы  Куприна  о  животных  несут  в  себе  высокое,  человеческое,  доброе…

   Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он  узнавал из газет.

С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность.

Знаменитый  укротитель Анатолий Дуров даже писал в своих афишах, посвящённых зверям:        

Сам Куприн — писатель

С нами был приятель.

«Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». Куприн так сильно любил животных, что высказывал сожаление о том, что художники слова меньше стали уделять внимания к изображению их жизни.

«В 1930 году, – пишет О.М. Михайлов, – писатель со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе  почти  не осталось ни собак, ни лошадей».

Как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн, уже тяжело больной, в последние годы жизни задумал написать целую книгу о животных «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Он создал только один рассказ из задуманного цикла – «Ральф» (1934 г.).

3.  Работа с текстом.

 Название рассказа содержит и цель  – описать кошку с такой экзотической кличкой: не Машка, не Белка, а Ю-Ю. Давайте поучимся мастерству описания у великолепного художника слова!

Важно

1-й отрывок. «Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком.

 Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…

И мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу города и предмет зависти любителей.  

Выросла, словом, всем кошкам кошка.  Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанинах, хвост как ламповый ерш!..»

-Как мы озаглавим эту часть?

«Пушистый комок».

Беседа.

-Что  в «портрете» котёнка  выделяет автор?

Куприн выделяет:

— форму тела: пушистый комок

-глаза весёлые 

-нос: бело-розовый 

-повадки : лакал, жмурясь и мурлыча, ловил, катался, играя бумажкой – подвижный, неугомонный;

-окраску: чёрно-рыже-белый комок

2-ой отрывок.

Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост, как ламповый ёрш.

-Как мы озаглавим эту часть?

«Всем кошкам кошка».

-Чем закончился первый отрывок, в котором котёнок противопоставлен взрослой кошке?

И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

План описания Ю-Ю.

  1. Общий вид: большая, стройная, гордая, первая красавица.
  2. Окраска: тёмно-каштановая, с огненными пятнами на груди.
  3. Особые приметы: на груди пышная белая манишка.
  4. Мордочка: усы в четверть аршина (аршин – около метра, т.е. усы очень длинные, выразительные),глаза, нос.
  5. Шерсть: длинная и вся лоснится, т.е. блестящая, гладкая, здоровая.
  6. Лапки: в широких штанишках.
  7. Хвост: как ламповый ёрш (ламповый ёрш – это пушистая круглая щётка, которую используют для чистки керосиновых ламп, т.е. хвост очень пушистый).

-Хотелось бы вам иметь такую красавицу дома?

-Почему мы представляем Ю-Ю как живую?

Благодаря выразительному письму Куприна.

-Назовите все приёмы художественного языка Куприна в этом описании.

Ответы:

  1. большая, стройная, тёмно-каштановая, длинная – просто прилагательные, рисующие физические свойства кошки;
  2. гордая осанка, огненные пятна, т.е. яркие, горящие, пышная манишка – эпитеты;
  3. метафоры: пятно от грудки до шеи – манишка, т.е. белый воротник; шерсть на задних лапах – широкие штанишки;
  4. сравнение: хвост – ламповый ёрш (форма, пушистость, округлость).

Ты заметь, милая Ника: живем мы рядом со многими животными и совсем о них ничего не знаем.  Просто — не интересуемся.  Возьмем, например, всех собак, которых мы с тобой знали. У каждой — своя особенная душа, свои привычки, свой характер. То же у кошек. То же у лошадей. И у птиц. Совсем как у людей… (То есть животные – совсем как люди? Правильно?)

И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных.  (Почему?)  Тебе скажут: осел глуп. Когда человеку хотят намекнуть, что он недалек умом, упрям и ленив, — его деликатно называют ослом.

Запомни же, что, наоборот, осел — животное не только умное, но и послушное, и приветливое, и трудолюбивое. Но если его перегрузить свыше его сил и вообразить, что он скаковая лошадь, то он просто останавливается и говорит: «Этого я не могу.

Совет

Делай со мной что хочешь». И можно бить его сколько угодно — он не тронется с места. Желал бы я знать, кто в этом случае глупее и упрямее: осел или человек?  (То есть, люди обвиняют животных в собственных грехах).  Лошадь — совсем другое дело.

 Она нетерпелива, нервна и обидчива. Она сделает даже то, что превышает ее силы, и тут же подохнет от усердия…

Говорят еще: глуп, как гусь… А умнее этой птицы нет на свете.  (И как об этом можно догадаться?)  Гусь знает хозяев по походке. Например, возвращаешься домой среди ночи. Идешь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору — гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошел во двор — сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га! Га-га-га! Кто это шляется по чужим домам?»

 А какие они… Ника, не жуй бумагу. Выплюнь… А какие они славные отцы и матери, если бы ты знала!  (И какие?) Птенцов высиживают поочередно — то самка, то самец. Гусь даже добросовестнее гусыни.

Если она в свой досужный час заговорится через меру с соседками у водопойного корыта, — по женскому обыкновению, — господин гусь выйдет, возьмет ее клювом за затылок и вежливо потащит домой, ко гнезду, к материнским обязанностям.

Вот как-с!  (Почти как люди)

И очень смешно, когда гусиное изволит прогуливаться.  (И что в этом смешного ?)  Впереди он, хозяин и защитник. От важности и гордости клюв задрал к небу. На весь птичник глядит свысока.

 Но беда неопытной собаке или легкомысленной девочке вроде тебя, Ника, если вы ему не уступите дороги:  сейчас же зазмеит над землею, зашипит, как бутылка содовой воды, разинет жесткий клюв, а назавтра Ника ходит с огромным синяком на левой ноге, ниже колена, а собачка все трясет ущемленным ухом.

А за гусем — гусенята, желто-зеленые, как пушок на цветущем вербном барашке. (Вот кого он защищает) Жмутся друг к дружке и пищат. Шеи у них голенькие, на ногах они не тверды — не веришь тому, что вырастут и станут, как папаша. Маменька — сзади.

Обратите внимание

Ну ее просто описать невозможно — такое вся она блаженство, такое торжество! «Пусть весь мир смотрит и удивляется, какой у меня замечательный муж и какие великолепные дети. Я хоть и мать и жена, но должна сказать правду: лучше на свете не сыщешь». И уж переваливается с боку на бок, уж переваливается…

И вся семья гусиная — точь-в-точь как добрая немецкая фамилия на праздничной прогулке. (Опять прямое сравнение с людьми).

И отметь еще одно, Ника: реже всего попадают под автомобили гуси и собачки таксы, похожие на крокодилов, а кто из них на вид неуклюжее, — трудно даже решить. (Не верь тому, что кажется на первый взгляд)

Или, возьмем, лошадь. Что про нее говорят?  Лошадь глупа. У нее только красота, способность к быстрому бегу да память мест. А так — дура дурой, кроме того еще, что близорука, капризна, мнительна и непривязчива к человеку.

 Но этот вздор говорят люди, которые держат лошадь в темных конюшнях, которые не знают радости воспитать ее с жеребячьего возраста, которые никогда не чувствовали, как лошадь благодарна тому, кто ее моет, чистит, водит коваться, поит и задает корм.

 (То есть, люди, не знающие лошадей?)  У такого человека на уме только одно: сесть на лошадь верхом и бояться, как бы она его не лягнула, не куснула, не сбросила.

В голову ему не придет освежить лошади рот, воспользоваться в пути более мягкой дорожкой, вовремя попоить умеренно, покрыть попонкой или своим пальто на стоянке… За что же лошадь будет его уважать, спрашиваю я тебя?  (То есть, приписывают животным дурные человеческие чувства, а сами ведут себя с ними не по-человечески)

А ты лучше спроси у любого природного всадника о лошади, и он тебе всегда ответит: умнее, добрее, благороднее лошади нет никого, — конечно, если только она в хороших, понимающих руках. (Значительное условие)

У арабов — лучшие, какие только ни на есть, лошади. Но там лошадь — член семьи.  (И в чем это может выражаться?)  Там на нее, как на самую верную няньку, оставляют малых детей.

Важно

Уж будь спокойна, Ника, такая лошадь и скорпиона раздавит копытом, и дикого зверя залягает.

А если чумазый ребятенок уползет на четвереньках куда-нибудь в колючие кусты, где змеи, лошадь возьмет его нежненько за ворот рубашонки или за штанишки и оттащит к шатру: «Не лазай, дурачок, куда не следует».

И умирают иногда лошади в тоске по хозяину, и плачут настоящими слезами.

3-й отрывок.

Бывали у меня с Ю-ю особенные часы спокойного семейного счастья. Это тогда, когда я писал по ночам. Царапаешь, царапаешь пером, вдруг не хватает какого-то очень нужного слова. И вздрогнешь от мягкого упругого толчка. Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол.

Поворочается немного на столе, помнётся, облюбовывая место, сядет рядышком со мною у правой руки, пушистым, горбатым в лопатках комком; все четыре лапки подобраны и спрятаны, только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу.

-Как назовём третью часть?

«Часы семейного счастья»

-Чем отличается этот отрывок от предыдущего?

Там портрет  статичный, неподвижный, в этом описании даны повадки Ю-ю, её характер.

-Какая часть речи вытеснила обилие прилагательных?

 Глагол.

-Каков характер Ю-ю в повадках?

Мягкий упругий толчок, вскочила …поворочалась, помялась, облюбовывая место, села рядышком , превратилась в пушистый горбатый комок; превратилась вмаленькое изваяние, скульптуру: четыре лапки подобраны, спрятаны,  две передние бархатные перчаточки  высовываются чуть-чуть.

-Какова же обобщающая мысль о характере Ю-ю?

Лёгкая, подвижная, грациозная; преданная, любящая, помощница хозяина, чуткая, в минуты трудности всегда рядом.

План.

  1. Пушистый комок.
  2. «Всем кошкам кошка»:

а) общий вид.

      б) окраска.

            в) особые приметы.

      г) мордочка (усы, глаза, нос).

      д) шерсть.

      е) лапы.

      ж) хвост.

3) Часы семейного счастья:

      а) повадки Ю-ю;

      б) характер Ю-ю.

— Предположите, почему этот рассказ построен как разговор писателя с девочкой Никой? С какой целью А.И. Куприн адресует своё произведение ребёнку?

— На протяжении всего рассказа писатель опровергает те «истины», которые многим кажутся общепринятыми: «осёл глуп», «глуп, как гусь», «лошадь глупа…

у неё только красота, способность к быстрому бегу да память мест», «кошка –животное эгоистическое… она привязывается к жилью, а не к человеку».

Какие доводы против этих «истин» приводит Куприн? Чему он учит Нику? («И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных».)

— А.И. Куприн говорит, что у собак есть «своя особенная душа, свои привычки, свой характер». Докажите текстом рассказа, что у Ю-ю

тоже есть душа, привычки и характер.

(Индивидуальная работа – составление блок-схемы «Характер Ю-ю)

— В каких отношениях находятся рассказчик и Ю-ю? Можно ли сказать, что они нужны друг другу? (Отвечая на эти вопросы, надо заметить, что рассказчик любуется Ю-ю, рисуя нам её портрет, уважает её и слушается, восхищается её преданностью больному Коле, нуждается в ней во время ночной работы. Он замечает: «Люди вообще весьма медленно и тяжело понимают животных; животные –людей гораздо быстрее и тоньше».)

Подводим итог: Ю-ю делами доказывает существование у нее чувств, мыслей, привязанностей. Она действительно «всем кошкам кошка».

4. Работа с иллюстрациями, нарисованными (подобранными) детьми.

Совет

Учащиеся  по  очереди  показывают  иллюстрации  всему  классу.  Надо  определить,  к  какому  рассказу  сделан  рисунок,  какой  момент  отображён.  Затем   своё  предположение подтвердить цитированием.

А.И. Куприн был  убеждён  в  том,  что  животные  отличаются  своей  памятью,  способностью  различать  время,  пространство,  звуки  и  даже  цвета.  У  них,  по  его  мнению,  бывают  привязанности  и  отвращение,  любовь  и  ненависть,  благодарность  и  признательность,  гнев  и  смирение,  радость  и  горе.

Читайте также:  Сочинение на тему письмо в прошлое солдату великой отечественной войны

5. Работа в группах. Ребята делятся на группы. Командир  группы , не глядя, достаёт из пакета игрушку. У каждой группы животное разное. Задание: составить рассказ, в котором главным героем будет данное животное.

6.  Подведение  итогов

– Чему  учат  рассказы  Александра  Ивановича  Куприна? (Александр Иванович Куприн   призывает своими рассказами к единству между человеком и животным миром. Его произведения воспитывают чувства бережного отношения человека к природе).

Главным итогом должно стать углубление понимания смысла названия раздела «Мы не можем без них, а они без нас».

7.  Домашнее  задание:  прочитать новые рассказы о животных Куприна.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/02/08/mir-zhivotnykh-v-proizvedeniyakh-a-i-kuprina

Краткое содержание Ю-ю Куприна

В произведении «Ю-ю», написанном русским писателем Александром Ивановичем Куприным, повествуется о кошке по кличке Ю-ю, которая жила в одной семье. Имя зверьку придумал четырёхлетний сын. Мальчик, увидев зверька, от удивления смог произнести только несколько звуков. После этого случая все и стали звать кошечку Ю-ю.

Вначале котёнок был ничем не примечателен. Как все кошачьи детёныши много спал, лакал молочко, играл. Но потом домашнее животное стало очень красивым: тёмно-каштанового цвета с ярко-рыжими пятнышками и белоснежной грудкой. Кошечка отличалась своенравным нравом и обитала в доме только там, где ей было угодно. Вела себя везде как хозяйка.

Спала на дорогих диванах и коврах, но нотных тетрадях, лежащих на пианино и газетах. Рано утром она открывала дверь в спальню хозяина, не стесняясь проходила в помещение, прыгала на кровать и будила мужчину. Затем животное и человек вместе шли в комнату, где почивали жена и сын, и процедура пробуждения повторялась.

Благородная кошка никогда не выпрашивала вкусности, она просто ждала, когда ей их дадут.

Она прекрасно знала, когда приходит мальчик – рассыльный из мясной лавки и поджидала его, то на крыльце, то на кухне.

Пока мальчик разрезал мясо, Ю-ю зацеплялась когтями за край кухонного стола и раскачивалась. Но никогда не позволяла рассыльному себя погладить. Ведь он был только существом, который даёт ей лакомство.

Кошка была очень гордая, и, когда сын хозяина брал её в руки, изворачивалась и убегала. Но однажды маленький мальчик захворал. Родители были в отчаянии, болезнь оказалась очень тяжёлой.

Бедного малыша положили в отдельную комнату. Кошечка сразу поняла, что в семье несчастье. Хотя её не пускали в комнату больного, она разлеглась около двери и дежурила так всё время болезни. Зверёк отходил только справить свои нужды и попить молока. Как бы хозяева не хотели отогнать её от своего поста, Ю-ю снова и снова возвращалась на своё место.

Только когда опасность отступила, и измученному болезнью мальчику стало лучше, стойкая кошечка покинула свой пост. Каким-то своим звериным чутьём она поняла, что жизнь маленького хозяина в безопасности.

Обратите внимание

После этого кошечку очень любили все члены семьи. В довольстве и достатке дожила любимица до самой старости и умерла в преклонных годах.

Рассказ, написанный Александром Куприным, напоминает читателям, что необходимо заботиться о своих любимцах, тогда и они ответят на чувства хозяина.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Рыжий кот ОсеевойРассказ «Рыжий кот» Валентины Осеевой начинается с похищения двумя закадычными друзьями Сережей и Левкой соседского рыжего кота Мурлышки.
  • Краткое содержание Гёте Рейнеке-лисВ далёких 12-13 веках народу представилась огромная поэма получившая название «Роман о лисе». В этой поэме собраны одни из самых знаменитых народных рассказов, в больше степени о хитром лисе
  • Краткое содержание Крылов Урок дочкамЖили в городе у тетки своей две молодых девушки, — Фёкла и Лукерья, воспитывались они самым современным образом, общались с друзьями исключительно на французском языке, ходили на балы, посещали самые модные лавки
  • Краткое содержание Один день Ивана Денисовича СолженицынаЗа один день перед читателями проходит, казалось бы, целая жизнь зека Ивана Денисовича Шухова. Утро на зоне как всегда начинается с раннего подъема ( в пять часов). Но в этот раз барак не открывают. Значит, есть время для подработки
  • Краткое содержание Старшая ЭддаОднажды после удачной охоты боги захотели устроить грандиозный пир. Но нет у богов такого огромного котла, чтобы хватило всем. Вспомнил Тир, что где-то живет мудрец и великан Хюмир

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/kuprin/yu-yu-chitat-pereskaz

Куприн «Ю-ю»: краткое содержание, главные герои, какова главная мысль?

Главными героями рассказа Куприна «Ю-ю» можно считать автора (писателя), который разговаривает с маленькой Ники, Колю, который был хозяином кошки и кошечку Ю-ю, по кличке которой назван рассказ.

Кратко или о чем говорится в рассказе «Ю-ю»?

Писатель рассказывает историю жизни кошки Ю-ю в одной семье, которая попав ещё котёнком на глаза 3-х летнего мальчика, получила свое прозвище из-за того, что мальчуган смешно выпятив губенки, протянул нечто похожее на букву «ю», что и стало официальным кошачьим прозвищем.

В начале своей беседы с Ники, писатель отвлекается на рассуждения о животных, которых сравнивают с пороками человека. Писатель опровергает заблуждения, что осел глуп, свинья грязна и т.д., а про гусиное семейство вообще рассказывает увлекательную историю, сравнивая птиц с немецкой семьёй.

Однако, Ники ждёт рассказа про кошку, и писатель возвращается к основному предмету разговора.

Кто такая Ю-ю, чем она привлекательна? Из рассказа писателя мы вместе с Ники узнаем о характере и привычках кошки. Ю-ю — это своевольная личность, которая оправдывает поговорку «гуляет сама по себе». Она даже мурлычет по-разному, требуя, чтобы люди понимали ее правильно.

Каждое ее «мур-мур» направлено на конкретное требование: либо ей хочется пить, и человек должен, оставив свои дела, немедля идти открывать кран, из которого кошка привыкла пить. И не дай Бог вам пошутить в этот момент, сделать струю воды потише, ибо можно нарваться на укоризненный взгляд Ю-ю.

Либо очередное «муррр» — это требование поднять газету с пола и укрыть ею кошку на диванчике, т.к. она привыкла и любит так согреваться, т.е. каждое мурчание — это кошачье желание, которые вы должны немедля исполнить.

И только Коля, маленький хозяин Ю-ю может шалить играючи с кошкой, которая прощает и позволяет ему все.

Однажды случается так, что Коля заболевает. И Ю-ю, чувствуя это, меняет место своего постоянного обетования на место возле двери больного. Лишь, когда мальчик идёт на поправку, кошка возвращается к привычному своему распорядку жизни. Впрочем, не надолго, т.к. Колю увозят в санаторий, и Ю-ю приходит в недоумение, т.к. не понимает куда он исчез.

Позднее, когда писатель, на попечении которого осталась Ю-ю, рассказывал приятелям, что кошка хотела позвонить по телефону мальчику, находящемуся в санатории, те подняли его на смех, приписывая это писательскому воображению.

В изложении для Ники рассказ продолжился так: Ю-ю поняв, что писатель разговаривает по телефону с Колей и его мамой, стала каждый раз присаживаться к телефону и вытягивать мордочку, как будто пристально вслушиваясь в разговор.

Важно

Когда же писатель хотел провести опыт, как будет вести себя, услышав голос Коли, Ю-ю, ему не удалось вытащить из мальчика ни одного ласкового слова для животного, т.е. Ю-ю напрасно ждала…

Главная мысль рассказа для меня заключена в том, что животные, несмотря на их кажущуюся холодность, более преданные друзья, чем люди. Человек часто забавляется, воспринимая своего питомца игрушкой, а животное остаётся преданным всегда.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2634157-kuprin-ju-ju-kratkoe-soderzhanie-glavnye-geroi-kakova-glavnaja-mysl.html

Отзыв о рассказе Куприна «Ю-ю»

Главная героиня рассказа Александра Куприна «Ю-ю» — кошка с необычным именем Ю-ю. Она жила в доме писателя и была любимицей всей семьи. По утрам кошка приходила к хозяину, будила его и настойчивым мурлыканьем требовала открыть ей дверь в комнату, в которой спал сын писателя Коля. Попав в комнату, кошка запрыгивала в детскую кроватку и играла с Колей, а он ласково называл ее Юшенькой.

У кошки Ю-ю был гордый характер. Она никогда не выпрашивала еду, а всегда дожидалась, когда ей предложат поесть. Хозяева покупали для любимой кошки говядину, которую приносил в дом мальчик из мясной лавки.

Порцию для кошки он отрезал на кухне, и кошка быстро научилась открывать кухонную дверь. Она повисала передними лапами на ручке двери, отталкивалась от стены задними лапами и дверь открывалась.

А если мясо для нее отрезали слишком долго, Ю-ю вцеплялась когтями в край стола и раскачивалась, как акробат.

Кошка Ю-ю любила своих хозяев и в меру возможностей заботилась об их здоровье. Писатель часто работал по ночам, и кошка в это время сидела у него на столе, внимательно следя, как перо скользит по бумаге. Когда она замечала, что писатель устал, и рука у него начинала дрожать, кошка хлопала лапкой по листу бумаги. Это означало, что пора заканчивать работу и идти спать.

Когда сын писателя Коля тяжело заболел, кошку Ю-ю перестали пускать к нему. Тогда она стала дежурить у дверей его комнаты, и терпеливо ждала, когда мальчик поправится.

А когда Коля после выздоровления вместе с мамой уехал в санаторий, кошка потеряла его и долго ходила по дому с растерянным видом. Но в санатории был телефон и писатель звонил туда, чтобы поговорить с женой и сыном.

Совет

Кошка Ю-ю быстро поняла, с кем разговаривает ее хозяин, и такие минуты она сидела рядом и слушала знакомые ей голоса.

В семье писателя кошка Ю-ю прожила до глубокой старости.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа заключается в том, что домашние животные и особенно кошки делают жизнь людей ярче и разнообразнее. Кошка Ю-ю радовала своих хозяев добрым к ним отношением и сообразительностью.

Рассказ учит любить животных и ценить те позитивные эмоции, которые они привносят в нашу жизнь.

В рассказе мне понравилась главная героиня, кошка Ю-ю, которая заботилась о здоровье своих хозяев и узнавала их голоса даже в телефонном разговоре.

Рассказ Куприна понравился мне тем, что в нем в очень спокойной и доброжелательной манере описана жизнь домашнего питомца. Мудрость кошек высока, и давно признана людьми. Отношения между кошкой и человеком намного ближе, чем они могут быть между двумя кошками. Человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку.

Какие пословицы подходят к рассказу Куприна «Ю-ю»?

Доброе слово и кошке приятно. Кошку против шерсти не гладят.

И кошка песни поет, когда хорошо живется.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_kuprin_yu-yu/

Александр Куприн биография

Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) – знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание.

Автор таких знаменитых произведений, как: «Поединок», «Гранатовый браслет»,«Олеся», которые заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы.

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.

В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александ Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким. Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.

Обратите внимание

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет»(1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию.

Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине.

Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».

После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.

  • Куприн имел татарские корни по матери, чем очень гордился. На пике своей славы он иногда любил наряжаться в татарский халат и тюбетейку, и ходить так в общественные места и к друзьям.
  • Перед тем, как стать писателем, Александр Иванович Куприн успел освоить множество профессий. Среди них – работа в цирке и рекламном агентстве. Он также был актером, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. Ему все было интересно, и каждый раз хотелось попробовать себя в новом деле. Всего же за свою жизнь Куприн сменил около 20 профессий.
  • Первая жена Куприна, Мария Карловна, замечала за писателем отсутствие порядка и неорганизованность, с чем беспрерывно боролась: обнаружив Александра Ивановича спящим в рабочее время, лишила его завтрака; не пускала мужа домой без новых глав повести, над которой он работал.
  • Самый первый памятник писателю был воздвигнут в Крымском поселке Балаклава в 2009 году. Куприн, будучи человеком добрым и неравнодушным к чужим судьбам, помог спрятаться матросам, участникам Очаковского восстания, от расстрелов в 1905 году. В связи с чем и был поставлен этот памятник.
  • В 1918 году обращался к Ленину с предложением создания газету для деревни — «Земля».
  • посмотреть все интересные факты из жизни Куприна

Проверьте тестом свои знания краткой биографии Куприна:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/k/kuprin-aleksandr-ivanovich-kuprin-aleksandr-ivanovich

Сопоставительный анализ рассказов И. А. Бунина и А. И. Куприна

Два рассказа, которые я хочу сравнить по сюжету, системе персонажей и авторской позиции, — это «Леночка» (1910) Куприна, и «Тёмные аллеи» (1938) Бунина. Хотя между датами написания рассказов большой промежуток, время действия в них приблизительно одно и то же.

Первое, что бросается в глаза при сравнении рассказов «Леночка» и «Тёмные аллеи», — это сходство сюжетной ситуации. Главное событие обоих произведений — встреча бывших возлюбленных после многолетней разлуки. Здесь-то и обнаруживаются не только сходства, но и различия двух рассказов.

Эпизоды встречи главных героев перекликаются. В первый момент они ещё не узнают друг друга, но Возницыну уже видится что-то знакомое в движениях Елены («Леночка»). А по тому, как вдруг невнимателен и рассеян стал Николай Алексеевич, можно уловить, что и он почувствовал давнишнее и родное во внешности Надежды («Тёмные аллеи»). Но они не хотят обознаться, сомневаются.

Важно

Когда Надежда открывается перед Николаем Алексеевичем, он испытывает шок. Даже ужас, как микроинфаркт, — меньше всего на свете он хотел и думал встретить Надежду. Он хорошо понимает всю тяжесть своей вины перед ней. И боится этой встречи, боится быть обличённым в слабости. Антитеза — реакция Возницына: для него эта встреча — просто счастье.

Он нежными, душевными словами выражает свой восторг.

В рассказе Бунина «Тёмные аллеи» герои встречаются осенью, в плохую, пасмурную погоду, когда на дорогах грязь, на улице холодно и сыро.

Читайте также:  Лирический герой в поэзии блока сочинение 11 класс

Старик военный на двадцать минут забегает в постоялую горницу, чтобы выпить чаю и согреться, а натыкается на женщину, которую любил в молодости. Они общаются около пяти минут, при этом каждый жалуется на свою тяжёлую судьбу. Надежда обвиняет, Николай оправдывается.

В конце концов Николай, который боится показаться пошлым и банальным — это отвечает требованиям общества, в котором он живёт, — прекращает разговор и уезжает. Из их беседы мы узнаём, что Николай Алексеевич женился — жена его бросила, любил сына — сын вырос негодяем.

В финале рассказа он осознаёт, что самые счастливые минуты жизни подарила ему Надежда. Но трагизм жизни в том, что они всё равно не могли бы быть вместе.

Сюжет рассказа Куприна другой. Возницын не попадает с корабля на бал, как Николай Алексеевич, он сам давно ищет встречи с чем-то, что вызовет в его стареющем уме чувство светлой, тихой, задумчивой печали. Надо сказать, что Возницын стал часто и со страхом думать о смерти. И вот на борту парохода в ясную, свежую погоду он встречает свою подругу детства Елену.

Подростками они дружили, а когда пришла юность и вместе с ней — прелесть девичьего расцвета Елены, он в неё влюбился. Потом он стал влюбляться во всех знакомых девушек по очереди, но запомнилось и осталось в душе навсегда именно чувство, испытанное к Леночке. И первый поцелуй в пасхальную ночь у калитки, оказывается, помнит и она.

Так, увидевшись с Еленой, Возницын проникся верой в то, что надо любить жизнь и покоряться ей.

Совет

В обоих рассказах звучит мотив воспоминаний. Но как различна интонация этого обращения к прошлому! Воспоминания Николая Алексеевича и Надежды выражаются парой фраз, из них понятно, что они страстно любили друг друга и оба были замечательно красивы.

Но Надежда возвращается к реальности, объяснив ему, как жестоко он с ней поступил. Она упрекает и обличает Николая Алексеевича. А он, в свою очередь, восхищается её былой красотой и оправдывается тем, что бросил Надежду, полюбив свою будущую жену.

Для Надежды их любовная история стала трагедией, горем, которое чувствуется в её словах. А для Николая Алексеевича — светлым воспоминанием и вечной виной.

У Возницына и Елены радость встречи смешалась с ностальгией по прошедшей молодости — ведь они были просто влюблёнными детьми. Им весело и приятно вспоминать свои шалости, они просто молодеют от этого.

Возницын полушутя напоминает Елене о своей мальчишеской любви, Елена полусерьёзно оценивает их отношения. Воспоминания забавляют их и навевают светлую грусть.

Похоже, что в настоящем у них нет таких радостных минут, какие бывали в юности.

Сравнивая героинь, убеждаемся, что они представляют собой две противоположности: Надежда — крепостная крестьянка, получившая вольную, всю жизнь таила обиду на Николая Алексеевича, но продолжала любить его, потому и не вышла замуж.

Живёт скромно, но способна самостоятельно вести доходное дело; одета она просто, по-деревенски, потучнела, но сохранила свою красоту. Елена — аристократка, замужняя дама, хорошо одетая, с сохранившейся фигурой, некрасивая и немолодая.

Елена уже, кажется, поставила крест на своей жизни, поминутно называет себя старухой, в то время как Надежда вовсю борется за существование. Елена скучно прожила жизнь и замуж вышла не по любви, а просто за приличного человека, и это угнетает её в старости.

Обратите внимание

Надежда, наоборот, всю “свою горячку” отдала любимому человеку и после страстей молодости стала мудрей смотреть на жизнь.

Интересно сравнить и сцены прощания героев в обоих рассказах. Прощаясь, Николай Алексеевич поцеловал руку Надежде, и этот поцелуй вызвал у него смешанное чувство благодарности и стыда. Ведь, помня о счастье взаимной любви, он не забывает о низком социальном положении Надежды.

Потом он посрамился своего стыда, он понял, что поддался предрассудку, забыв о чувствах к самой женщине, что потерял всё самое святое. Другие чувства испытали Возницын с Еленой. Поцеловав друг друга, они исполнились лаской и печалью о том, что жизнь заканчивается, но прожили они её не напрасно.

Они прониклись нежной, заботливой любовью и рады, что встретились. Потому что встреча заставила их оценить самые светлые стороны прожитой жизни. Не случайно и появление юной дочери Елены, так напоминающей мать в юности. Жизнь продолжается, молодость вечна, как бы говорит нам автор.

(Сравним: упомянутый у Бунина сын Николая Алексеевича воспринимается лишь в контексте жизненных неудач героя.)

Источник: http://www.sochuroki.com/sopostavitelnyj-analiz-rasskazov-i-a-bunina-i-a-i-kuprina/

Анализ творчества А. Куприна на примерах его рассказов

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Известный критик В. Боровский писал о творчестве одного из самых читаемых в 90-х гг. писателей — А. Куприна, что он все «трактует с внутренней, духовной, эстетической стороны, а не с внешней, материальной, политической». Нечто подобное можно было сказать и о многих других авторах.

Что касается Куприна, то он и в «многонаселенной» повести «Молох» из жизни фабрики передал прежде всего зыбкое, неуверенное, подверженное стихийным порывам мироощущение инженера Боброва, процесс его одиноких, мучительно противоречивых, безрезультатных размышлений. От Л.

Толстого воспринял создатель «Молоха» священный цвет: «Смотрите, как лучезарно-прекрасен и как велик человек!» Но по своей современности Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Причин юму было много. Среди них Куприн выделял «голый» технический прогресс и мнимую буржуазную цивилизацию.

Тем не менее след за Чеховым верил: «грядущая истинная культура облагородит человечество». Идеал писателя восходил к победе «силы духа» над «силой тела» и «любви, верной до смерти». Это чувство иыдслено как стимул расцвета личности.

Совет

Причем равно очистительная энергия усмотрена в «нежном, целомудренном благоухании» любви и «трепете, опьянении» чистой страстью. Поклонением этим нравственным ценностям овеяно все творчество Куприна.

Он много писал о гибели таланта, красоты, одиночестве людей. Но и в мрачных картинах были блики света. Поэтичны, хотя отнюдь не идеализированы, цирковые актрисы в рассказах «Лолли», «Гранатовый браслет». Им свойственно соединение «детской чистоты сердца с хладнокровной отвагой», что всегда привлекало Куприна в сочинениях Р. Киплинга, А. Дюма, Д. Лондона.

Однако душевный взлет купринских героинь не исключает странного их тяготения к ничтожным людям. Природой данный дар самоотвержения изнутри подточен некоей слепотой души. Куприн, однако, нашел и особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и идеальной ее любви.

Так прозвучала поэтическая и трагическая история молодой девушки в повести «Олеся».

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Важно

По внешнему и внутреннему облику дочь лесов Олеся живо напоминает Марьяну из «Казаков» Л. Толстого. Яркая и оригинальная красота полесской «колдуньи» тоже сочетается с врожденным благородством. Городской интеллигент Иван Тимофеевич испытывает к ней сходное с Олениным восхищенное влечение.

Вместе с тем Куприну дорог и пафос толстовской «Власти тьмы». Деревня в его повести «окутана тьмой», разобщена, бесчувственна. «Цельная, самобытная, свободная натура» потому и существует, что отъединена от мрачных крестьян (общинные идеалы Толстого не приняты), взращена только вольной природой.

Естественное состояние человека, по Куприну, лишено противоречий, органично сочетает в себе сильные эмоции и чистые помыслы, твердую волю и трепетные переживания.

Небывалые возможности выражены в самоотреченном чувстве Олеси к слабому, не лишенному эгоизма Ивану Тимофеевичу. Но чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких.

В творчестве Куприна постоянно подозревали отсутствие обобщений, концепции мира. К. Паустовский тоже увидел лишь «поток жизни».

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/analiz-tvorchestva-a-kuprina-na-primerax-ego-rasskazov/

Анализ творчества А. Куприна на примерах его рассказов

Молодые прозаики сразу освоили особый тип повествований, небольших, с предельно упрощенной сюжетной основой, раскрывающих не события, отношения, а какое-то состояние человеческой души. Даже там, где речь шла о социально-конкретной ситуации, главным оказывалось ее восприятие личностью, а не она сама.

Известный критик В. Боровский писал о творчестве одного из самых читаемых в 90-х гг. писателей — А. Куприна, что он все «трактует с внутренней, духовной, эстетической стороны, а не с внешней, материальной, политической». Нечто подобное можно было сказать и о многих других авторах.

Что касается Куприна, то он и в «многонаселенной» повести «Молох» из жизни фабрики передал прежде всего зыбкое, неуверенное, подверженное стихийным порывам мироощущение инженера Боброва, процесс его одиноких, мучительно противоречивых, безрезультатных размышлений. От Л.

Толстого воспринял создатель «Молоха» священный цвет: «Смотрите, как лучезарно-прекрасен и как велик человек!» Но по своей современности Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Причин юму было много. Среди них Куприн выделял «голый» технический прогресс и мнимую буржуазную цивилизацию.

Тем не менее след за Чеховым верил: «грядущая истинная культура облагородит человечество». Идеал писателя восходил к победе «силы духа» над «силой тела» и «любви, верной до смерти». Это чувство иыдслено как стимул расцвета личности.

Совет

Причем равно очистительная энергия усмотрена в «нежном, целомудренном благоухании» любви и «трепете, опьянении» чистой страстью. Поклонением этим нравственным ценностям овеяно все творчество Куприна.

Он много писал о гибели таланта, красоты, одиночестве людей. Но и в мрачных картинах были блики света. Поэтичны, хотя отнюдь не идеализированы, цирковые актрисы в рассказах «Лолли», «Гранатовый браслет». Им свойственно соединение «детской чистоты сердца с хладнокровной отвагой», что всегда привлекало Куприна в сочинениях Р. Киплинга, А. Дюма, Д. Лондона.

Однако душевный взлет купринских героинь не исключает странного их тяготения к ничтожным людям. Природой данный дар самоотвержения изнутри подточен некоей слепотой души. Куприн, однако, нашел и особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и идеальной ее любви.

Так прозвучала поэтическая и трагическая история молодой девушки в повести «Олеся».

По внешнему и внутреннему облику дочь лесов Олеся живо напоминает Марьяну из «Казаков» Л. Толстого. Яркая и оригинальная красота полесской «колдуньи» тоже сочетается с врожденным благородством.

Городской интеллигент Иван Тимофеевич испытывает к ней сходное с Олениным восхищенное влечение. Вместе с тем Куприну дорог и пафос толстовской «Власти тьмы». Деревня в его повести «окутана тьмой», разобщена, бесчувственна.

«Цельная, самобытная, свободная натура» потому и существует, что отъединена от мрачных крестьян (общинные идеалы Толстого не приняты), взращена только вольной природой.

Естественное состояние человека, по Куприну, лишено противоречий, органично сочетает в себе сильные эмоции и чистые помыслы, твердую волю и трепетные переживания.

Небывалые возможности выражены в самоотреченном чувстве Олеси к слабому, не лишенному эгоизма Ивану Тимофеевичу. Но чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких.

В творчестве Куприна постоянно подозревали отсутствие обобщений, концепции мира. К. Паустовский тоже увидел лишь «поток жизни».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Анализ творчества А. Куприна на примерах его рассказов. И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/analiz-tvorchestva-a-kuprina-na-primerax-ego-rasskazov/

«Allez!», анализ рассказа Куприна

Рассказ «Allez!», написанный в 1897 году, относится к киевскому периоду творчества А. И. Куприна. В это время тема цирка доминировала в произведениях писателя. Рассказ озаглавлен французским словом «Allez!» («Вперед!») — известным цирковым возгласом, сопровождавшим опасные и эффектные трюки.

Жанр произведения – рассказ, созданный в русле традиций реализма. Особенности произведения – лаконизм, тонкий психологический анализ в изображении главных героев.

Тематика рассказа

Основной темой произведения является любовь — искренняя, неразделенная любовь на фоне жизни цирковых артистов.

Столкновение добра и зла, духовной красоты и духовного уродства достигает в рассказе высочайшего трагедийного накала.

Автор поднимает в своей миниатюре сложнейшие философские вопросы, размышляя об одиночестве человека среди других людей, об отчаянии и воле к жизни, о силе и слабости человека.

Писатель акцентирует внимание на роли детства для дальнейшей жизни человека, на примере судьбы Норы подтверждая мысль, что «все мы родом из детства».

Анализ сюжетно-композиционных особенностей рассказа

Композиция произведения линейна. С помощью повторяющегося слова «Allez» Куприн создает эффект слайдового показа жизни Норы, организуя таким образом событийное время в рассказе.

Слово «Allez» играет важную композиционную роль: им начинается и заканчивается рассказ, придавая замкнутость и целостность произведению. Это холодное слово созвучно миру жестокости и равнодушия, в котором живет Нора.

В основе сюжетной схемы лежит история первой любви юной циркачки Норы. 16-летняя девушка влюбляется в заезжего клоуна Менотти – первого в ее жизни человека, который обратил на нее внимание. Трагичность судьбы Норы в том, что Менотти – ее первая, доверчивая и искренняя любовь.

Обратите внимание

Сироте-циркачке, не знавшей, что такое любовь вообще, любовь была необходима как воздух. Нора возводит Менотти на пьедестал, видя в нем «почти бога». Менотти же через год пресыщается Норой и сходится с другой актрисой цирка.

Не представляя своей жизни без Менотти, отвергнутая и обманутая возлюбленным, Нора решается на отчаянный шаг.

Куприн сумел поднять традиционный сюжет «любовного треугольника» от уровня обычной мелодрамы до глубоко реалистичной трагедии. В рассказе о первой любви все просто и трагично. Л. Н. Толстой, прочитав вслух в 1907 г. «Allez!», отметил: «Как все верно! Ничего лишнего…».

Писатель оставляет открытым вопрос о том, кто виноват в трагической развязке. Менотти, который приручил Нору, или сама Нора, главная трагедия которой заключалась в неумении жить самостоятельно, без дрессуры и команд.

Система образов рассказа

Для раскрытия образов героев Куприн использует прием «ступенчатого» построения: первоначально дается лишь поверхностная характеристика героя, а в ходе рассказа герой раскрывается через мысли, поступки, взаимоотношения с другими людьми.

Показывая духовную жизнь персонажей, Куприн противопоставляет образы главных героев – Норы и Менотти: в образе Норы воплощено цельное, искреннее чувство, а в образе клоуна-гастролера – грубое, животное начало.

Рисуя образ Норы, автор показывает страшную картину детства пятилетней девочки – детства, в котором не было места любви, заботе, теплоте. «Темное, однообразное, бродячее» детство Норы описано в серых тонах, полных грусти и отчаяния.

Вся жизнь девочки – одна бесконечная дрессировка, жизнь, лишенная ярких красок и эмоций даже во время выступлений.

Куприн показывает «изнанку» внешней легкости и красоты работы воздушной гимнастики – изнурительную работу через боль на цирковой арене.

Детали образа «клоуна-знаменитости» Менотти раскрывают его сущность: он имел «томно-покровительственный вид», при встрече с Норой «сделал устало-влажные глаза», что говорит о неискренности, фальшивости этого человека.

Важно

Не случайно выбрана цирковая специализация героя: Менотти – «первый соло-клоун», «всемирно известный дрессировщик». Он носит маску не только на арене, но и в жизни, и дрессирует Нору со «звериной страстью в голосе».

Автор дает емкую характеристику герою, говоря, что его выступления публика воспринимала, как «напыщенное, скучное и неуместное кривлянье».

Своеобразие стиля произведения

Рассказ написан в художественном стиле. В повествовании постоянно присутствует отрицательная эмоционально-оценочная лексика, подчеркивающая тяжелые моменты жизни Норы.

Рассказ перенасыщен обилием глагольных форм. Куприн использует их для изображения изнуряющего труда юной циркачки и жизни рядом с Менотти.

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Олеся», анализ повести Куприна
  • «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
  • Александр Иванович Куприн, биография
  • «Поединок», анализ повести Куприна
  • «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
  • «Тапёр», анализ рассказа Куприна
  • «Слон», анализ рассказа Куприна
  • «Суламифь», анализ повести Куприна
  • «Яма», анализ повести Куприна
  • «Молох», анализ повести Куприна
  • «Изумруд», анализ рассказа Куприна
  • Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»

По писателю: Куприн Александр Иванович

Источник: https://goldlit.ru/kuprin/313-allez-analiz

Краткое содержание – «Ю-ю» Куприн А.И

Если уж слушать, Ника, то слушай внимательно. Звали её Ю-ю. Просто так. Увидев её впервые маленьким котёнком, молодой человек трёх лет вытаращил глаза от удивления, вытянул губы трубочкой и произнёс: «Ю-ю».

Читайте также:  Сочинение по картине тихого аисты 9 класс описание

Мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей. Всем кошкам кошка.

Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанинах, хвост как ламповый ёрш!.. Ника, спусти с колеи Бобика.

Неужели ты думаешь, что щенячье ухо это вроде ручки от шарманки? Если бы так тебя кто-нибудь крутил за ухо? А самое замечательное в ней было — это её характер. И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных. Тебе скажут: осел глуп.

Когда человеку хотят намекнуть, что он недалёк умом, упрям и ленив, — его деликатно называют ослом. Запомни же, что, наоборот, осел животное не только умное, но и послушное, и приветливое, и трудолюбивое. Но если его перегрузить свыше его сил или вообразить, что он скаковая лошадь, то он просто останавливается и говорит: «Этого я не могу. Делай со мной что хочешь».

(О гусях) А какие они славные отцы и матери, если бы ты знала. Птенцов высиживают поочерёдно — то самка, то самец. Гусь даже добросовестнее гусыни. Если она в свой досужный час заговорится через меру с соседками у водопойного корыта, по женскому обыкновению, — господин гусь выйдет, возьмёт её клювом за затылок и вежливо потащит домой, ко гнезду, к материнским обязанностям.

И очень смешно, когда гусиное семейство изволит прогуливаться. Впереди он, хозяин и защитник. От важности и гордости клюв задрал к небу. На весь птичник глядит свысока.

Но беда неопытной собаке или легкомысленной девочке, вроде тебя, Ника, если вы ему не уступите дороги: сейчас же зазмеит лад землёю, зашипит, как бутылка содовой воды, разинет жёсткий клюв, а назавтра Ника ходит с огромным синяком на левой ноге, ниже колена, а собачка все трясёт ущемлённым ухом. И вся семья гусиная — точь-в-точь как добрая немецкая фамилия на праздничной прогулке.

Или, возьмём, лошадь. Что про неё говорят? Лошадь глупа. У неё только красота, способность к быстрому бегу да память мест. А так — дура дурой, кроме того ещё, что близорука, капризна, мнительна и непривязчива к человеку.

Совет

Но этот вздор говорят люди, которые держат лошадь в тёмных конюшнях, которые не знают радости воспитать её с жеребячьего возраста, которые никогда не чувствовали, как лошадь благодарна тому, кто её моет, чистит, водит коваться, поит и задаёт корм.

У такого человека на уме только одно: сесть на лошадь верхом и бояться, как бы она его не лягнула, не куснула, не сбросила. В голову ему не придёт освежить лошади рот, воспользоваться в пути более мягкой дорожкой, вовремя попоить умеренно, покрыть попонкой или своим пальто на стоянке…

За что же лошадь будет его уважать, спрашиваю я тебя? А ты лучше спроси у любого природного всадника о лошади, и он тебе всегда ответит: умнее, добрее, благороднее лошади нет никого, — конечно, если только она в хороших, понимающих руках. У арабов лошадь член семьи.

Так, в Древней Греции был крошечный городишко с огромнейшими городскими воротами. По этому поводу какой-то прохожий однажды пошутил: смотрите бдительно, граждане, за вашим городом, а то он, пожалуй, ускользнёт в эти ворота. Спала Ю-ю в доме, где хотела.

Когда дом начинал просыпаться, — первый её деловой визит бывал всегда ко мне и то лишь после того, как её чуткое ухо улавливало утренний чистый детский голосок, раздававшийся в комнате рядом со мною.

Ю-ю открывала мордочкой и лапками неплотно затворяемую дверь, входила, вспрыгивала на постель, тыкала мне в руку или в щеку розовый нос и говорила коротко: «Муррм». Она спрыгивала на пол и, не оглядываясь, шла к двери. Она не сомневалась в моем повиновении.

Я слушался. Одевался наскоро, выходил в темноватый коридор. Блестя жёлто-зелёными хризолитами глаз, Ю-ю дожидалась меня у двери, ведущей в комнату, где обычно спал четырёхлетний молодой человек со своей матерью. Я приотворял её. Чуть слышное признательное «мрм», S-образное движение ловкого тела, зигзаг пушистого хвоста, и Ю-ю скользнула в детскую.

Там — обряд утреннего здорованья. Ю-ю никогда не попрошайничает. (За услугу благодарит кротко и сердечно.) Но час прихода мальчишки из мясной и его шаги она изучила до тонкости. Если она снаружи, то непременно ждёт говядину на крыльце, а если дома — бежит навстречу говядине в кухню. Кухонную дверь она сама открывает с непостижимой ловкостью.

Обратите внимание

Бывает, что мальчуган долго копается, отрезая и взвешивая. Тогда от нетерпения Ю-ю зацепляется когтями за закраину стола и начинает раскачиваться вперёд и назад, как циркач на турнике. Но — молча. Мальчуган — весёлый, румяный, смешливый ротозей. Он страстно любит всех животных, а в Ю-ю прямо влюблён. Но Ю-ю не позволяет ему даже прикоснуться к себе.

Надменный взгляд — и прыжок в сторону. Она горда! Она никогда не забывает, что в её жилах течёт голубая кровь от двух ветвей: великой сибирской и державной бухарской. Мальчишка для неё — всего лишь кто-то, приносящий ей ежедневно мясо. На все, что вне её дома, вне её покровительства и благоволения, она смотрит с царственной холодностью.

Нас она милостиво приемлет. Я любил исполнять её приказания. Вот, например, я работаю над парником, вдумчиво отщипывая у дынь лишние побеги — здесь нужен большой расчёт. Жарко от летнего солнца и от тёплой земли. Беззвучно подходит Ю-ю. «Мрум!» Это значит: «Идите, я хочу пить». Разгибаюсь с трудом. Ю-ю уже впереди. Ни разу не обернётся на меня.

Посмею ли я отказаться или замедлить? Она ведёт меня из огорода во двор, потом на кухню, затем по коридору в мою комнату. Учтиво отворяю я перед нею все двери и почтительно пропускаю вперёд.

Придя ко мне, она легко вспрыгивает на умывальник, куда проведена живая вода, ловко находит на мраморных краях три опорных точки для трёх лап — четвёртая на весу для баланса, — взглядывает на меня через ухо и говорит: «Мрум. Пустите воду».

Я даю течь тоненькой серебряной струйке. Изящно вытянувши шею, Ю-ю поспешно лижет воду узким розовым язычком. Кошки пьют изредка, но долго и помногу. Бывали у меня с Ю-ю особенные часы спокойного семейного счастья.

Это тогда, когда я писал по ночам: занятие довольно изнурительное, но если в него втянуться, в нем много тихой отрады. Царапаешь, царапаешь пером, вдруг не хватает какого-то очень нужного слова. Остановился. Какая тишина! И вздрогнешь от мягкого упругого толчка.

Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол. Совсем неизвестно, когда пришла.

Царапает, царапает перо. Сами собою приходят ладные, уклюжие слова. В послушном разнообразии строятся фразы. Но уже тяжелеет голова, ломит спину, начинают дрожать пальцы правой руки: того и гляди, профессиональная судорога вдруг скорчит их, и перо, как заострённый дротик, полетит через всю комнату. Не пора ли? И Ю-ю думает, что пора.

Важно

Она уже давно выдумала развлечение: следит внимательно за строками, вырастающими у меня на бумаге, водя глазами за пером, и притворяется перед самой собою, что это я выпускаю из него маленьких, чёрных, уродливых мух. И вдруг хлоп лапкой по самой последней мухе. Удар меток и быстр: чёрная кровь размазана по бумаге. Пойдём спать, Ю-юшка.

Пусть мухи тоже поспят до завтрева. За окном уже можно различить мутные очертания милого моего ясеня. Ю-ю сворачивается у меня в ногах, на одеяле. Заболел Ю-юшкин дружок и мучитель Коля. Ох, жестока была его болезнь; до сих пор страшно вспоминать о ней.

Тут только я узнал, как невероятно цепок бывает человек и какие огромные, неподозреваемые силы он может обнаружить в минуты любви и гибели.

У людей, Ника, существует много прописных истин и ходячих мнений, которые они принимают готовыми и никогда не потрудятся их проверить. Так, тебе, например, из тысячи человек девятьсот девяносто девять скажут: «Кошка — животное эгоистическое. Она привязывается к жилью, а не к человеку».

Они не поверят, да и не посмеют поверить тому, что я сейчас расскажу про Ю-ю. Ты, я знаю, Ника, поверишь! Кошку к больному не пускали. Пожалуй, это и было правильным. Толкнёт что-нибудь, уронит, разбудит, испугает. И её недолго надо было отучать от детской комнаты. Она скоро поняла своё положение.

Но зато улеглась, как собака, на голом полу снаружи, у самой двери, уткнув свой розовый носик в щель под дверью, и так пролежала все эти чёрные дни, отлучаясь только для еды и кратковременной прогулки. Отогнать её было невозможно. Да и жалко было.

Через неё шагали, заходя в детскую и уходя, её толкали ногами, наступали ей на хвост и на лапки, отшвыривали порою в спешке и нетерпении. Она только пискнет, даст дорогу и опять мягко, но настойчиво возвращается на прежнее место. О таковом кошачьем поведении мне до этой поры не приходилось ни слышать, ни читать.

На что уж доктора привыкли ничему не удивляться, но даже доктор Шевченко сказал однажды со снисходительной усмешкой:

Совет

Комичный у вас кот. Дежурит! Это курьёзно… Ах, Ника, для меня это вовсе не было ни комично, ни курьёзно. До сих пор у меня осталась в сердце нежная признательность к памяти Ю-ю за её звериное сочувствие… И вот что ещё было странно.

Как только в Колиной болезни за последним жестоким кризисом наступил перелом к лучшему, когда ему позволили все есть и даже играть в постели, — кошка каким-то особенно тонким инстинктом поняла, что пустоглазая и безносая отошла от Колина изголовья, защёлкав челюстями от злости. Ю-ю оставила свой пост.

Долго и бесстыдно отсыпалась она на моей кровати. Но при первом визите к Коле не обнаружила никакого волнения. Тот её мял и тискал, осыпал её всякими ласковыми именами, назвал даже от восторга почему-то Юшкевичем! Она же вывернулась ловко из его ещё слабых рук, сказала «мрм», спрыгнула на пол и ушла.

Какая выдержка, чтобы не сказать: спокойное величие души!..

(кошка собиралась говорить по телефону)

А вот собиралась-таки. Послушай, Ника, как это вышло. Встал с постели Коля худой, бледный, зелёный; губы без цвета, глаза ввалились, ручонки на свет сквозные, чуть розоватые. Но уже говорил я тебе: великая сила и неистощимая — человеческая доброта. Удалось отправить Колю для поправки, в сопровождении матери, вёрст за двести в прекрасную санаторию.

Ю-ю с отъездом двух своих друзей — большого и маленького — долго находилась в тревоге и в недоумении. Ходила по комнатам и все тыкалась носом в углы. Ткнётся и скажет выразительно: «Мик!» Впервые за наше давнее знакомство я стал слышать у неё это слово.

Что оно значило по-кошачьи, я не берусь сказать, но по-человечески оно ясно звучало примерно так: «Что случилось? Где они? Куда пропали?»

И она озиралась на меня широко раскрытыми жёлто-зелёными глазами; в них я читал изумление и требовательный вопрос. Телефонный аппарат наш помещался в крошечной передней на круглом столике, и около него стоял соломенный стул без спинки.

Не помню, в какой из моих разговоров с санаторней я застал Ю-ю сидящей у моих ног; знаю только, что это случилось в самом начале.

Обратите внимание

Но вскоре кошка стала прибегать на каждый телефонный звонок и, наконец, совсем перенесла своё место жилья в переднюю.

Люди вообще весьма медленно и тяжело понимают животных; животные — людей гораздо быстрее и тоньше.

Я понял Ю-ю очень поздно, лишь тогда, когда однажды среди моего нежного разговора с Колей она беззвучно прыгнула с пола мне на плечи, уравновесилась и протянула вперёд из-за моей щеки свою пушистую мордочку с настороженными ушами.

Я подумал: «Слух у кошки превосходный, во всяком случае, лучше, чем у собаки, и уж гораздо острее человеческого». Очень часто, когда поздним вечером мы возвращались из гостей, Ю-ю, узнав издали наши шаги, выбегала к нам навстречу за третью перекрёстную улицу. Значит, она хорошо знала своих. И ещё.

Был у нас знакомый очень непоседливый мальчик Жоржик, четырёх лет. Посетив нас в первый раз, он очень досаждал кошке: трепал её за уши и за хвост, всячески тискал и носился с нею по комнатам, зажав её поперёк живота. Этого она терпеть не могла, хотя по своей всегдашней деликатности ни разу не выпустила когтей.

Но зато каждый раз потом, когда приходил Жоржик — будь это через две недели, через месяц и даже больше, — стоило только Ю-ю услышать звонкий голосишко Жоржика, раздававшийся ещё на пороге, как она стремглав, с жалобным криком бежала спасаться: летом выпрыгивала в первое отворённое окно, зимою ускользала под диван или под комод. Несомненно, она обладала хорошей памятью.

«Так что же мудрёного в том, — думал я, — что она узнала Колин милый голос и потянулась посмотреть: где же спрятан её любимый дружок?»

Мне очень захотелось проверить мою догадку. В тот же вечер я написал письмо в санаторию с подробным описанием кошкиного поведения и очень просил Колю, чтобы в следующий раз, говоря со мной по телефону, он непременно вспомнил и сказал в трубку все прежние ласковые слова, которые он дома говорил Ю-юшке.

А я поднесу контрольную слуховую трубку к кошкиному уху. Вскоре получил ответ. Коля очень тронут памятью Ю-ю и просит передать ей поклон. Говорить со мною из санатории будет через два дня, а на третий соберутся, уложатся и выедут домой.

Важно

И правда, на другой же день утром телефон сообщил мне, что со мной сейчас будут говорить из санатории. Ю-ю стояла рядом на полу. Я взял её к себе на колени — иначе мне трудно было бы управляться с двумя трубками. Зазвенел весёлый, свежий Колин голосок в деревянном ободке.

Какое множество новых впечатлений и знакомств! Сколько домашних вопросов, просьб и распоряжений! Я едва-едва успел вставить мою просьбу:

— Дорогой Коля, я сейчас приставлю Ю-юшке к уху телефонную трубку. Готово! Говори же ей твои приятные слова. — Какие слова? Я не знаю никаких слов, — скучно отозвался голосок. — Коля, милый, Ю-ю тебя слушает. Скажи ей что-нибудь ласковое. Поскорее. — Да я не зна-аю. Я не по-омню.

А ты мне купишь наружный домик для птиц, как здесь у нас вешают за окна? — Ну, Коленька, ну, золотой, ну, добрый мальчик, ты же обещал с Ю-ю поговорить. — Да я не знаю говорить по-кошкиному. Я не умею. Я забы-ыл.

В трубке вдруг что-то щёлкнуло, крякнуло, и из неё раздался резкий голос телефонистки: «Нельзя говорить глупости. Повесьте трубку. Другие клиенты дожидаются.» Лёгкий стук, и телефонное шипение умолкло. Так и не удался наш с Ю-ю опыт. А жаль.

Очень интересно мне было узнать, отзовётся ли наша умная кошка или нет на знакомые ей ласковые слова своим нежным «муррум». Вот и все про Ю-ю.

Не так давно она умерла от старости, и теперь у нас живёт кот-воркот, бархатный живот. О нем, милая моя Ника, в другой раз.

Источник: http://libaid.ru/katalog/k/kuprin-aleksandr/3568-kratkoe-soderzhanie-yu-yu-kuprin-a-i

Ссылка на основную публикацию