Сочинение чичиков у плюшкина анализ эпизода, визита в поэме мертвые души гоголя

Чичиков у Плюшкина (Анализ эпизода главы VI первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова — чиновника, скупающего «мертвые души».

Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку. Лицо помещичьей России представлено в пяти главах, каждая из которых посвящена одному помещику.

Замыкает этот ряд глава о Плюшкине.

По словам Гоголя, перед нами следуют герои, «один пошлее другого». Известно, что у Гоголя был план, оставшийся неосуществленным, написать поэму из трех частей, наподобие «Божественной комедии» Данте, где первая часть — это «Ад».

Обратите внимание

Тогда получается, что первый и единственный завершенный том этой трехчастной поэмы имеет сходства с дантовским «Адом», и в нем должна соблюдаться та же последовательность показа героев: чем дальше, тем они становятся хуже.

По этой логике выходит, что из всех помещиков Плюшкин, который рисуется последним, должен быть самым ужасным, душа его должна была бы полностью омертветь.

Авторская характеристика Плюшкина- «прореха на человечестве»- вроде бы подтверждает такую догадку. Но есть свидетельства о том, что из всех героев первого тома Гоголь хотел провести через очищение к возрождению души в третьем томе только двух — Чичикова и Плюшкина. Значит, позиция автора далеко не так прямолинейна, как может показаться на первый взгляд.

Это заметно уже по тому, как изображается имение этого помещика — самого богатого во всей губернии.

С одной стороны, в этом описании соблюдается принцип общей характеристики Плюшкина: он «накопитель» и «расточитель» одновременно, поскольку, полностью поглощенный своей скупостью и жаждой стяжательства, он утратил представление о реальном положении вещей.

В итоге он не может отличить важного и нужного от мелочей, полезного от несущественного. Вот и гниет у него в амбарах богатый урожай, в то время как всякий хлам хранится в куче, тщательно охраняемой хозяином. Добра много, а впроголодь живут не только крестьяне, но и сам помещик.

И то же мы видим в описании «обширного села со множеством изб и улиц», но при этом во всех деревенских строениях Чичиков заметил «какую-то особую ветхость». Огромный, как замок; господский дом, выглядел «каким-то дряхлым инвалидом».

Зато «старый, обширный, тянувшийся позади дома сад», тоже сочетающий черты былого величия и страшного запущения, производит иное впечатление: он оказывается прекрасен даже в своем «картинном опустении».

Важно

Почему же природа оказывается способна сохранить свою «душу», а человек, захваченный властью вещей, должен «омертветь» навсегда? Может быть, остается надежда даже и для того, кто стал «прорехой на человечестве»? Мне кажется, что именно встреча с Чичиковым помогает увидеть в Плюшкине то, что дает некоторую надежду на возрождение его омертвевшей души.

Есть еще одна особенность главы, посвященной Плюшкину, отличающая ее от других глав о помещиках: только здесь дана развернутая биография героя. Почему же автор отступает от принятого им в других главах плана?

С одной стороны, если во всех других помещиках подчеркивалась именно их типичность, то в Плюшкине автор видит не только характерное для помещичьей России явление, но своего рода исключение.

Даже Чичиков, видавший «немало всего рода людей», такого «еще не видывал», да и в авторской характеристике Плюшкина сказано, что «подобное явление редко попадается на Руси».

А потому характер этого помещика требует особых объяснений.

То состояние, в котором его находит Чичиков, и впрямь ужасающе.

Рисуя портрет Плюшкина, автор сгущает краски до предела: Чичиков не мог даже «распознать, какого пола была фигура: баба или мужик», — и решил, в конце концов, что перед ним ключница.

Но, пожалуй, даже и ключница не наденет то тряпье, которое носит Плюшкин: на его халате «рукава и верхние полы до того засалились, что походили на юфть, какая идет на сапоги».

Но и в портрете Плюшкина, при всей его неприглядности, есть одна деталь, которая если не контрастирует со всем остальным, то, во всяком случае, несколько настораживает: это глаза. На худощавом, одеревеневшем лице старика с выступающим подбородком «маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…».

Далее следует крайне разросшаяся вторая часть сравнения -описание мышей, — которая почти полностью заслоняет то, что сравнивается, — то есть глаза. Но, тем не менее, что бы ни отражалось в этих «глазках», постоянно ищущих, где что плохо лежит, но они ведь «еще пе потухли», а как известно, глаза- зеркало души.

Совет!

Но есть ли в дальнейшем описании встречи Чичикова с Плюшкиным хоть одно проявление этой «еще не потухшей» души?

Читатель уже хорошо знает, что Чичиковым движет чисто меркантильный интерес: у Плюшкина, владельца более тысячи крестьян, наверняка должно быть множество «мертвых душ». Об этом наш герой уже догадался, познакомившись с его имением и домом. И действительно, таковых оказывается до ста двадцати! Скупость хозяина и болезни сделали свое дело.

Чичиков не может скрыть своей радости, но, верно оценив, с кем он имеет дело, тут же находит способ, не объясняя причин своего интереса к «мертвым душам», уговорить хозяина совершить купчую крепость.

Ведь за умерших крестьян до новой переписи необходимо было платить-налог, как за живых. Конечно, для скряги Плюшкина это страшная обуза.

И вот Чичиков «без всяких обиняков, тут же изъявил готовность принять на себя обязанность платить подати за всех крестьян, умерших такими несчастными случаями».

Даже у Плюшкина такое предложение вызывает изумление: неужели кто-то готов пойти на явный убыток? Но Чичиков успокаивает его тем, что делает это «для удовольствия» Плюшкина, и уж совсем покоряет недоверчивого старика, когда говорит, что «готов принять даже издержки по купчей за свой счет».

Радости Плюшкина нет конца: «Ах, батюшка! Ах, благодетель мой!» — восклицает растроганный старик. Он, давно забывший, что такое доброта и великодушие, уже желает «всяких утешений не только ему, но даже и деткам его». Его «деревянное лицо» вдруг озарило вполне человеческое чувство — радость, правда, «мгновенно и прошедшая, будто ее вовсе и не бывало».

Но этого уже достаточно, чтобы понять, что что-то человеческое в нем все же осталось.

И подтверждение тому мы видим дальше.

Плюшкин, который всех в своей деревне и доме буквально заморил голодом, уже готов даже расщедриться на угощение гостя! По-плюшкински, конечно: Чичикову предложен «сухарь из кулича» и «славный ликерчик» из «графинчика, который был весь в пыли, как в фуфайке», да еще и с «козявками и всякой дрянью» внутри. Гость предусмотрительно отказался от угощения, чем еще больше расположил к себе Плюшкина.

Обратите внимание

А после отъезда Чичикова старик даже думает о том, «как бы ему отблагодарить гостя», и решает завещать ему свои карманные часы. Вот оказывается — и чувство благодарности живо еще в этой искалеченной человеческой душе! Что для этого было нужно? Да, по сути, очень немногое: чуть-чуть внимания, пусть и небескорыстного, участия, поддержки.

А еще пробуждение души Плюшкина заметно тогда, когда он вспоминает свою юность. Чичиков просит Плюшкина назвать какого-нибудь знакомого в городе, чтобы совершить купчую крепость.

И тогда старик вспоминает, что из прошлых его друзей в живых еще остался один — председатель палаты, с которым они дружили еще в школе.

«И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, вырвалось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства», и, как и в предыдущий раз, «лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и пошлее».

Но можно предположить, что, если какие-то нормальные человеческие чувства и сейчас сохранились в Плюшкине, то значит, они были в нем и раньше. Так что же случилось с этим человеком? Ответ на этот вопрос и должна дать его биография.

Оказывается, Плюшкин был таким не всегда. Когда-то он был просто бережливым и экономным хозяином и хорошим отцом, но внезапно наступившее после смерти жены одиночество обострило его и без того несколько скупой характер.

Потом дети разъехались, друзья умерли, и скупость, ставшая всепоглощающей страстью, взяла над ним полную власть. Она привела к тому, что Плюшкин вообще перестал испытывать потребность в общении с людьми, что привело к разрыву родственных отношений, нежеланию видеть гостей.

Даже своих детей Плюшкин стал воспринимать как расхитителей имущества, не испытывая никакой радости при встрече с ними. В итоге он оказывается в полном одиночестве.

Кто виновен во всех бедах, случившихся с этим человеком? Он сам — конечно! По Гоголь усматривает в истории Плюшкина и нечто другое.

Важно

Недаром именно в этой главе помещено лирическое отступление о юности с ее свежестью и живостью восприятия всего окружающего, которую сменяет зрелость, несущая равнодушие и охлаждение к жизни.

«Что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста». Так, может, то, что произошло с Плюшкиным, вовсе не исключение? Может, такова вообще логика человеческой жизни?

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» — восклицает писатель, заканчивая главу о Плюшкине. И дает беспощадный ответ: «Все похоже на правду, все может статься с человеком». А значит, история Плюшкина не только не исключение для помещичьей России XIX века, но она может повториться и в другое время в других условиях.

Как же сохранить в себе живую душу? Как излечить больную, омертвевшую? Удивительно, но именно в главе о Плюшкине отчасти дан такой ответ: нельзя позволить растерять, идя по жизненной дороге, «человеческие движения». «Не подымете потом!» — предупреждает нас Гоголь.

Но если человек оступился, сошел с верного пути, то только живое человеческое участие, сострадание и помощь могут спасти его.

И этот вывод, завершающий рассказ не только о русском помещике, но и о «бесчеловечной старости», которая «ничего не отдает назад», останется актуален для всех и на все времена.

Источник: http://lit-helper.com/p_chichikov_u_plyushkina_analiz_epizoda_glavi__pervogo_toma_poemi_n_v__gogolya_mertvie_dushi

Сочинение «Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина»»

Поэма Мертвые души явилась своеобразным поиском Н. В. Гоголя положительного героя. Но не было его в этом несправедливом мире.

Читайте также:  Анализ повести альпийская баллада быкова

Писатель избрал форму путешествия для того, чтобы иметь возможность показать многих людей, искалеченны крепостным правом, загубивших свою и близких жизнь, начина с рациональной бережливости, свихнувшись на этой почве, я теряв человеческий облик и достоинство, они превращаются оеху на человечестве. Таков Плюшкин. А ведь было вре-когда он только был бережливым хозяином!

был женат и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у зил, — — — хозяйству и мудрой скупости… Но добрая хозяйка умерла; В тъ ключей… перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее… скупее… Бережливость переродилась в скаредность, а некогда богатое поместье в развалившееся хозяйство. Вьехав в деревню Плюшкина, Чичиков замечает какую-то особенную ветхость…

на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек… Окна в избенках были без стекол…

Господский дом глядел каким-то дряхлым инвалидом, только сад, заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении.

Увидев одинокую фигуру, Чичиков долго решал, кто это: баба или мужик.

Вначале он принял Плюшкина за его ключницу, так экзотически, жалко и неряшливо был одет один из богатейших помещиков губернии. Его дом поразил Чичикова беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель, все ветхо, грязно и убого.

Плюшкин совершенно утерял связь с реальным миром, он не понимает ценности вещей, зачем-то хранит засохший куст лимона, кусок сургуча, рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами. Его комната завалена хламом: дырявыми ведрами, старыми подметками, ржавыми гвоздями. Облик самого хозяина достаточно неприятен.

Встреть его Чичиков в церкви, то, вероятно, дал бы ему медный грош.

Но Плюшкин не нищий… У этого помещика была тысяча с лишком душ.

В складах и амбарах гниет хлеб и другие продукты, но, не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей Деревни, заглядывая по углам, собирая все, что попадалось: Старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный Репок. И все тащил к себе в комнату.

Вон уж рыболов Шел на охоту, говорили о нем крестьяне. Отнять назад свою вещь крестьянам почти не удавалось, а уж если она подала в общую кучу, то пропадала для них вовсе.

Чичиков сразу оценил обстановку и принял правильный тон, сказался благодетелем, берущим на себя расходы по всем еРшим и беглым крестьянам. Жалка картина сделки, описанная Гоголем блестя Плюшкин ругается с ключницей, якобы укравшей четвертинку бумажного листа, потом находит искомый клочок, жалея, что нельзя обойтись восьмушкой.

Совет!

В этом эпизоде мы слышим негодование автора, говорящего о ничтожности и гадости, до которой может дойти челове подчинив свою жизнь наживе, забыв о тех идеалах и мечтах которым стремился в юности.

Грозна, страшна грядущая впеп ди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосеп днее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!»-, но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости.

Описывая нравы помещичьей России, Гоголь средствами смеха борется против главной причины зла крепостного права делающего из людей рабов мелких страстишек, вытравляющего душу.

Но писатель-гуманист хотел видеть и положительное в жизни, он надеялся, что Россия сможет освободиться от данного зла, и появляется в поэме образ птицы-тройки, способной вывезти отчизну из того состояния, в котором она прозябает. Русь, куда же несешься ты Дай ответ. Не дает ответа.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-analiz-epizoda-chichikov-u-plyushkina/

Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма «Мертвые души» — самое значительное произведение Н. В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе.

Герцен назвал это произведение «криком ужаса и стыда», поскольку, создавая целую галерею образов помещиков и городских чиновников, Гоголь именно их считает «мертвыми душами», потерявшими человеческое лицо и способность по-настоящему видеть, слышать, думать.

Прибегая к приему преувеличения или заострения отдельных, наиболее характерных черт человека, Гоголь глубоко и ярко обнажает внутреннюю сущность своих персонажей.

Ужасную деградацию человека Гоголь изобразил на примере Плюшкина, въехав в деревню которого Чичиков заметил «какую-то особенную ветхость»: крыши крестьянских изб — как решето, окна в них — без стекол и заткнуты тряпками, бревна, из которых сложены дома, истлели и почернели от времени. Огромные клади давным-давно собранного хлеба поросли травой и кустарником. Не менее трагическое зрелище представлял и хозяйский дом, глядевший «каким-то дряхлым инвалидом». Лишь старый сад, заглохший и одичалый, освежал эту картину, поскольку только в нем чувствовалась жизнь.

Впервые увидев Плюшкина, Чичиков не сразу признал в нем хозяина, настолько нищенски он был одет.

По этой потерявшей человеческий облик фигуре невозможно было определить: мужик это или баба, а не то что узнать в ней богатейшего помещика, имеющего более тысячи душ крепостных и кладовые, которые ломились от накопленного добра. Очень неприятен облик хозяина, но еще отвратительнее жизнь, которую он влачит.

Обратите внимание

В складах и амбарах у него преет и гниет хлеб, овощи, кожа, а он ходит еще каждый день по улицам своей деревни, собирая по углам у своих же крепостных всякий хлам: старые подошвы, тряпки, гвозди, черепки, и тащит все это к себе в комнату, отчего в доме у него все было ветхо, грязно, убого.

Потеряв связь со временем, с действительностью, Плюшкин не понимает ценности вещей и хранит как величайшие драгоценности кусок сургуча, «рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами», свечные огарки, клочки бумаги, зубочистки, перья, высохший лимон…

Но Плюшкин не всегда был таким: «…было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости…» Когда же умерла жена, помещик «стал беспокойнее… подозрительнее… скупее…

» Теперь некогда богатое поместье превратилось в развалившееся хозяйство, друзей и знакомых помещик разогнал, на детей стал смотреть, как на дармоедов, и избавился от них, выгнав из дома, даже собственная душа его напоминает пыльную, гниющую кучу в углу комнаты.

Это жалкое подобие человека не вызывает в нашем сердце никакого сочувствия, а лишь отвращение и чувство брезгливости.

Гоголь видит истоки трагедии Плюшкина во всегдашней бедности и скупости его чувств, ведь недаром даже в пору процветания его хозяйства и семьи писатель сравнивает этого помещика с трудолюбивым пауком.

Теперь же ему остаются только ссоры и склоки с дворовыми, в которых он сплошь и рядом видит воров и мошенников, и жалкое побирательство. Немудрено и то, что у такого хозяина крепостные либо умирали, как мухи, либо бежали, куда глаза глядят.

Сам Чичиков лишь потому удостоился доброго слова Плюшкина, что, сразу оценив обстановку, сказался благодетелем, согласным взять на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам.

Таким образом, Гоголь не только сталкивает перед нами фрагменты жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он превратился в «прореху на человечестве».

В поисках истоков оскудения души и процесса внутреннего опустошения гениальный писатель ярко и красноречиво изображает пагубность крепостного строя и те ужасающие последствия, которые он несет обществу в целом и отдельным его представителям в частности.

Источник: http://www.sochuroki.com/analiz-epizoda-chichikov-u-plyushkina-po-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Одинокая жизнь — сытная пища для скупости

Сочинения › Гоголь Н.В. › Мертвые души

Готовые Домашние Задания

К значению названия поэмы Н.В. Гоголя можно подойти с разных сторон. Прямое значение словосочетания «мёртвые души» — числимые только на бумаге крепостные люди. Есть и переносное значение этого выражения – люди с умершей душой, люди бесчувственные, бесчеловечные. Такими «мертвыми душами» можно считать всех помещиков, выведенных на сцену в поэме.

Появление помещиков перед читателем имеет символическое значение: они расположены по степени омертвения человеческой души. Мы встречаемся сначала с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем, а затем – с Плюшкиным. Почему же Плюшкин является последним из всех, кого посещает Чичиков? Обратимся к эпизоду посещения Чичиковым Плюшкина в шестой главе романа.

Чичиков, подъезжая к селу, видит множество изб и улиц. Но он замечает какую-то особую ветхость крестьянских домов: гнилые бревна, дырявые крыши.

Обратите внимание

Господский дом тоже оставил не лучшие впечатления, так как «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок»: два окна из всех были открыты, да и то залатанные.

Важно

Только сад «один был вполне живописен в своем картинном запустении». Природа берет свое, все в ней свободно и красиво.

Но от созерцания природной красоты Чичикову пришлось отказаться, чтобы переключиться на помещичий дом и самого хозяина. Вблизи дом оказался еще печальнее, чем издали.

Время потрудилось над ним на славу: «Ничего не заметно было оживляющего картину – ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома!».

Все это было довольно странно и удивительно для Чичикова.

Однако Павел Иванович удивился еще больше, когда увидел фигуру «ключницы», которая отправила его в дом. Но и это было не последнее, что удивило гостя.

Беспорядок в комнатах был необыкновенным. Здесь было навалено множество вещей, начиная от мебели и заканчивая «множеством всякой всячины»: «лимон, весь высохший», рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами, кусочек где-то поднятой тряпки и другой, никому не нужный хлам. Все это напоминало кладовую мелкого воришки: «Никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо».

Однако ничто не сравнится с тем потрясением, которое испытал Чичиков, когда узнал, что эта «ключница» на самом деле и есть богатейший помещик Плюшкин. Узнав это, наш герой невольно отступил назад.

Из портретной характеристики Плюшкина мы узнаем, что это был худощавый старик, разве что подбородок его заметно выдавался вперед: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши».

Одежда его ничем не отличалась от нищенской. Можно было просто подумать, что это обедневший помещик. Но мы видим глазами Чичикова все добро, буквально заполонившее комнаты Плюшкина. К тому же, у этого помещика было около тысячи душ, амбары ломились от обилия товаров. Только вот все давно уже пропало.

Чичиков не знал, с чего начать разговор. Он привык начинать так: «Наслышан о добродетели и редких свойствах души, почел долгом принести лично дань уважения…». Однако это был не тот случай.

Читайте также:  Анализ произведения стенька разин шукшина

Ни о каких «редких свойствах души» не могло быть и речи, так как Плюшкин – самая что ни на есть мертвая душа. «Экономия» и «порядок» — вот с чего решил начать Чичиков.

Хотя в доме у Плюшкина царили, конечно же, скупость и беспорядок.

Плюшкин сразу же ясно дал понять, что незваный гость не должен рассчитывать на угощение и даже на сено для лошади. Деловой разговор героев шел довольно ровно, хотя поначалу предложение Чичикова удивило Плюшкина.

Совет!

Интересно проследить за сменой выражения лица старика. «Радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его» от осознания того, что Чичиков готов платить подати за умерших крестьян, сменилась озабоченным выражением лица.

Наконец, герой стал посматривать на Чичикова с подозрением. Но все же вскоре он успокоился, правда, ненадолго.

Каждая вещь в доме Плюшкина доказывала, что жадности его нет границ: это и ликерчик столетней давности, и бумажечка, и свеча, замененная лучинкой, и сухарь, к которому Чичиков, естественно, не притронулся.

Как же человек мог дойти до такого? Ответ находится в истории жизни Плюшкина. Следует отметить, что Гоголь в своей поэме дает биографии только двух людей: Чичикова и Плюшкина. Чичиков – главное действующее лицо в поэме. А при чем же здесь Плюшкин? Просто это последняя стадия омертвения человека, когда скупость все подминает под себя.

Оказывается, когда-то Плюшкин был отличным семьянином и хозяином. Но после смерти жены все изменилось. Он стал скуп, а одиночество после отъезда сына окончательно убило все человеческое в нем: « Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости». Так постепенно Плюшкин превратился в «прореху на человечестве».

Гадкость, ничтожность, черствость и мелочность – все, что господствует в доме Плюшкина. Это ли не омертвение души? Даже с самим собой Плюшкин не может быть откровенен.

Уже после отъезда Чичикова он думает отблагодарить гостя, подарив ему серебряные часы, но все же решает оставить их ему после своей смерти. Мы же понимаем, что этого никогда не будет.

Если уж он своим внукам ничего не дал, если он проклял сына, отказавшись от него, что уж говорить о Чичикове!..

Сочинения по теме:

  • «Одна из мух на сахар прилетевшая» сочинение
  • Для России все одно: и бездельник, и злодей. сочинение
  • На встречу мечте любым путем! сочинение
  • Что такое чичиковщина? сочинение

Источник: http://1soch.ru/gogol-nv/mertvye-dushi/odinokaya-jizn-sytnaya-pishha-dlya-skuposti

Чичиков у Плюшкина (анализ фрагмента 6-ой главы первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)

    К значению названия поэмы Н.В. Гоголя можно подойти с разных сторон. Прямое значение словосочетания «мёртвые души» — числимые только на бумаге крепостные люди. Есть и переносное значение этого выражения – люди с умершей душой, люди бесчувственные, бесчеловечные. Такими «мертвыми душами» можно считать всех помещиков, выведенных на сцену в поэме. 

    Появление помещиков перед читателем имеет символическое значение: они расположены по степени омертвения человеческой души. Мы встречаемся сначала с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем, а затем – с Плюшкиным. Почему же Плюшкин является последним из всех, кого посещает Чичиков? Обратимся к эпизоду посещения Чичиковым Плюшкина в шестой главе романа.

    Чичиков, подъезжая к селу, видит множество изб и улиц. Но он замечает какую-то особую ветхость крестьянских домов: гнилые бревна, дырявые крыши.

Обратите внимание

Господский дом тоже оставил не лучшие впечатления, так как «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок»: два окна из всех были открыты, да и то залатанные.

Важно

Только сад «один был вполне живописен в своем картинном запустении». Природа берет свое, все в ней свободно и красиво.

    Но от созерцания природной красоты Чичикову пришлось отказаться, чтобы переключиться на помещичий дом и самого хозяина. Вблизи дом оказался еще печальнее, чем издали.

Время потрудилось над ним на славу: «Ничего не заметно было оживляющего картину – ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома!».

Все это было довольно странно и удивительно для Чичикова. 

    Однако Павел Иванович удивился еще больше, когда увидел фигуру «ключницы», которая отправила его в дом. Но и это было не последнее, что удивило гостя. 

    Беспорядок в комнатах был необыкновенным. Здесь было навалено множество вещей, начиная от мебели и заканчивая «множеством всякой всячины»: «лимон, весь высохший», рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами, кусочек где-то поднятой тряпки и другой, никому не нужный хлам. Все это напоминало кладовую мелкого воришки: «Никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо».

    Однако ничто не сравнится с тем потрясением, которое испытал Чичиков, когда узнал, что эта «ключница» на самом деле и есть богатейший помещик Плюшкин. Узнав это, наш герой невольно отступил назад.

    Из портретной характеристики Плюшкина мы узнаем, что это был худощавый старик, разве что подбородок его заметно выдавался вперед: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши». 

    Одежда его ничем не отличалась от нищенской. Можно было просто подумать, что это обедневший помещик. Но мы видим глазами Чичикова все добро, буквально заполонившее комнаты Плюшкина. К тому же, у этого помещика было около тысячи душ, амбары ломились от обилия товаров. Только вот все давно уже пропало. 

Важно

    Чичиков не знал, с чего начать разговор. Он привык начинать так: «Наслышан о добродетели и редких свойствах души, почел долгом принести лично дань уважения…». Однако это был не тот случай.

Ни о каких «редких свойствах души» не могло быть и речи, так как Плюшкин – самая что ни на есть мертвая душа. «Экономия» и «порядок» — вот с чего решил начать Чичиков.

Хотя в доме у Плюшкина царили, конечно же, скупость и беспорядок. 

    Плюшкин сразу же ясно дал понять, что незваный гость не должен рассчитывать на угощение и даже на сено для лошади. Деловой разговор героев шел довольно ровно, хотя поначалу предложение Чичикова удивило Плюшкина. 

    Интересно проследить за сменой выражения лица старика. «Радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его» от осознания того, что Чичиков готов платить подати за умерших крестьян, сменилась озабоченным выражением лица. Наконец, герой стал посматривать на Чичикова с подозрением. Но все же вскоре он успокоился, правда, ненадолго. Каждая вещь в доме Плюшкина доказывала, что жадности его нет границ: это и ликерчик столетней давности, и бумажечка, и свеча, замененная лучинкой, и сухарь, к которому Чичиков, естественно, не притронулся. 

    Как же человек мог дойти до такого? Ответ находится в истории жизни Плюшкина. Следует отметить, что Гоголь в своей поэме дает биографии только двух людей: Чичикова и Плюшкина. Чичиков – главное действующее лицо в поэме. А при чем же здесь Плюшкин? Просто это последняя стадия омертвения человека, когда скупость все подминает под себя. 

    Оказывается, когда-то Плюшкин был отличным семьянином и хозяином. Но после смерти жены все изменилось. Он стал скуп, а одиночество после отъезда сына окончательно убило все человеческое в нем: « Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости». Так постепенно Плюшкин превратился в «прореху на человечестве».

    Гадкость, ничтожность, черствость и мелочность – все, что господствует в доме Плюшкина. Это ли не омертвение души? Даже с самим собой Плюшкин не может быть откровенен.

Уже после отъезда Чичикова он думает отблагодарить гостя, подарив ему серебряные часы, но все же решает оставить их ему после своей смерти. Мы же понимаем, что этого никогда не будет.

Если уж он своим внукам ничего не дал, если он проклял сына, отказавшись от него, что уж говорить о Чичикове!..

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gogol-nikolaj-vasilevich/mertvye-dushi/2163-chichikov-u-plyushkina-analiz-fragmenta-6-oj-glavy-pervogo-toma-poemy-n-v-gogolya-mertvye-dushi

Анализ эпизода чичиков у плюшкина — сочинение по произведению н. в. гоголя «мертвые души»

Эх ты, подлец-Н. В. Гоголь Поэма «Мертвые души» явилась своеобразным поиском Н. В. Гоголя положительного героя. Но не было его в этом несправедливом мире.

Писатель избрал форму путешествия для того, чтобы иметь возможность показать многих людей, искалеченны крепостным правом, загубивших свою и близких жизнь, начина с рациональной бережливости, «свихнувшись» на этой почве, я теряв человеческий облик и достоинство, они превращаются прореху на человечестве». Таков Плюшкин.

«А ведь было время — когда он только был бережливым хозяином! был женат и се-» и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у зил, — — — хозяйству и мудрой скупости…

Но добрая хозяйка умерла; В тъ ключей… перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее… по-4 пйтельнее… скупее…

» Бережливость переродилась в скаредсть, а некогда богатое поместье — в развалившееся хозяйство. Переехав в деревню Плюшкина, Чичиков замечает «какую-то особенную ветхость… на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек… Окна в избенках были без стекол…

» Господский дом глядел «каким-то дряхлым инвалидом», только сад, «заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении». Увидев одинокую фигуру, Чичиков долго решал, кто это: «баба или мужик».

Совет!

Вначале он принял Плюшкина за его ключницу, так экзотически, жалко и неряшливо был одет один из богатейших помещиков губернии. Его дом поразил Чичикова беспорядком.

«Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель», все ветхо, грязно и убого.

Плюшкин совершенно утерял связь с реальным миром, он не понимает ценности вещей, зачем-то хранит засохший куст лимона, кусок сургуча, «рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами». Его комната завалена хламом: дырявыми ведрами, старыми подметками, ржавыми гвоздями. Облик самого хозяина достаточно неприятен.

«Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», которые высматривают кота, боясь попасться ему в зубы. Встреть его Чичиков в церкви, «то, вероятно, дал бы ему медный грош». Но Плюшкин «не нищий…

У этого помещика была тысяча с лишком душ».

В складах и амбарах гниет хлеб и другие продукты, но, «не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей Деревни», заглядывая по углам, собирая все, что попадалось: Старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный Репок».

Читайте также:  Сочинение на тему чтение рассуждение

И все тащил к себе в комнату. «Вон уж рыболов Шел на охоту»,— говорили о нем крестьяне. Отнять назад свою вещь крестьянам почти не удавалось, а уж если она подала в общую кучу, то пропадала для них вовсе.

Чичиков сразу оценил обстановку и принял правильный тон, сказался благодетелем, берущим на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам.

Жалка картина сделки, описанная Гоголем блестя Плюшкин ругается с ключницей, якобы укравшей четвертинкv бумажного листа, потом находит искомый клочок, жалея нельзя обойтись «восьмушкой».

° В этом эпизоде мы слышим негодование автора, говорящего о «ничтожности» и «гадости», до которой может дойти человек подчинив свою жизнь наживе, забыв о тех идеалах и мечтах которым стремился в юности. «Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!

Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!»-—», но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости». Описывая нравы помещичьей России, Гоголь средствами смеха борется против главной причины зла — крепостного права делающего из людей рабов мелких «страстишек», вытравляющего душу.

Но писатель-гуманист хотел видеть и положительное в жизни, он надеялся, что Россия сможет освободиться от данного зла, и появляется в поэме образ «птицы-тройки», способной вывезти отчизну из того состояния, в котором она прозябает.

«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа.

Обратите внимание

Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают дорогу другие народы и государства».

Источник: http://sochbox.com/analiz-epizoda-chichikov-u-plyushkina-sochinenie-po-proizvedeniyu-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Разработка урока по литературе в 9кл.»Чичиков у Плюшкина.Роль и место эпизода в поэме Н.В.Гоголя»Мёртвые души»

Фамилия, имя, отчество автора: Колосова Елена Юрьевна

Разработка урока по литературе в 9 классе.

Тема урока: «Чичиков у Плюшкина. Роль и место эпизода в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Целеполагание.

Цели для учителя:

— выявить у учащихся восприятие главы о Плюшкине;

— учить детей выявлять и определять роль использования художественных приёмов для создания образов помещиков;

— развивать у обучающихся умение подбирать материал для построения монолога – рассуждения;

— воспитывать у детей внимательное отношение к слову на материале главы о Плюшкине.

Цели для учащихся:

— определить место Плюшкина в галерее образов помещиков;

Проследить за приёмами характеристики образа Плюшкина;

— определить особую роль внутреннего монолога Плюшкина и лирических отступлений;

— определить и выразить в монологе-рассуждении своё отношение к мысли, возможно ли возрождение Плюшкина:

— подобрать материал для письменного ответа на вопрос.

Оборудование: тексты поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» у каждого учащегося, словарь под ред. С. И. Ожегова, иллюстрации Плюшкина разных художников.

1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Актуализация знаний детей.

— С какими героями поэмы н. В. Гоголя мы уже познакомились?

— В какой последовательности предстают перед нами помещики? (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич)

— Случайно ли автор знакомит нас с ними именно так? Почему? (Такое знакомство с помещиками обусловлено замыслом автора: показать героев по мере «омертвения» их душ)

— Какими художественными приёмами пользуется Н. В. Гоголь для создания образов помещиков? (Описание усадьбы, господского дома, интерьер дома, портрет помещика, его речь, поступки)

3. Проверка восприятия прочитанной главы.

— Каким, на ваш взгляд, может быть помещик, представленный в 6 главе? Каковы ваши предположения?

— Выдерживает ли Н. В. Гоголь основной принцип изображения помещиков?

— Какое впечатление произвела на вас глава о Плюшкине? Какие мысли и чувства вызвала?

— Кстати, вы прекрасно знаете: Н. В, Гоголь задумал написать «Мёртвые души» в трёх томах и в конце произведения, наряду с Чичиковым, мыслил возродить и Плюшкина.

4. Изучение нового материала.

— Давайте проследим, какими художественными приёмами пользуется автор для создания образа помещика. Есть ли какие-либо отступления, если сравнивать с изображением других героев? (Художник слова пользуется теми же основными приёмами для изображения Плюшкина, что и в предыдущих главах)

— В каждом приёме присутствует яркая деталь, на какую мы обращаем внимание. С какой целью автор вводит их в повествование? (Как можно ярче изобразить помещика, подчёркивая его основные черты характера)

— С чего начинается наше знакомство с Плюшкиным? (С описания деревни) Прочитайте его.

— Какое впечатление производит деревня, как добивается Гоголь этого? ( Использует сравнение: «многие крыши сквозили, как решето», «на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер», «окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном»)

Словарная работа: зипун– крестьянский кафтан из домодельного сукна.

— Что привлекает ещё наше внимание? (Две церкви) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор при их описании? (Эпитеты: «опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся»)

— Обратите внимание на описание господского дома, на чём автор фиксирует внимание? (Сравнение – «дряхлый инвалид», антитеза: «замок — инвалид»)

— А окна зачем так подробно описывает Гоголь? (В господском доме окна такие же, как и в избах крестьян) Что на основании этого можно сказать о помещике? (Хозяин поместья абсолютно не заботится не только о своих крестьянах, но и состояние собственного жилища мало его интересует)

— Что представляет собою описание сада? (Использование оксюморона: сад «один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении»)

— В какой тональности описан сад? Чьими глазами мы его видим? (Глазами Чичикова)

— Есть ли в нём признаки жизни? О чём говорит описание сада? (Не всегда поместье Плюшкина было таким, как сейчас)

— Есть ли ещё какие-нибудь постройки в имении? О чём это говорит? («Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере…»)

— Обратимся к описанию помещика. Какая самая живописная деталь портрета? (Нельзя определить пол фигуры, глаза ещё не потухнули: «маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», одежда Плюшкина похожа на одежду нищего: «словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош»)

— Есть ли противоречивые детали в описание портрета? (Раньше Плюшкин был другим: «Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностью и познание света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать…»)

— Как называет Гоголь своего героя? («и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве») А как вы понимаете это выражение? Что такое прореха?

Словарная работа: прореха — 1. Дыра на одежде прорванное место. Карман с прорехой. 2. перен. Недостаток упущение (разг.). Прорехи в хозяйстве. 3. Передний разрез у брюк. || уменьш. прорешка -и ж. (к 1 и 3 знач.).

— Что же, по вашему, тогда «прореха на человечестве»? (Что-то ненормальное, патологическое)

— Какие детали выделим при описании интерьера? (Живописная куча, которая говорит о невероятной скупости Плюшкина)

— Какие поступки, характерные для Плюшкина, вы могли бы назвать? (Отношение к запасам в своём хозяйстве, отношение к детям и внукам, сцена торговли с Чичиковым)

— Обратите внимание на эпизод, когда Плюшкин вспоминает своего знакомого. (По его лицу скользнул какой-то тёплый луч)

— Как ведёт себя Плюшкин после отъезда Чичикова? (Он РАЗМЫШЛЯЕТ)

— Прочитайте, каковы размышления Плюшкина? («Я ему подарю, — подумал он про себя, — карманные часы: ведь они хорошие, серебряные часы, а не то чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек ещё молодой, так ему нужны карманные часы, чтобы понравиться своей невесте! Или нет, — прибавил он после некоторого размышления, — лучше я оставлю их ему после моей смерти, в духовной, чтобы вспоминал обо мне»)

Словарная работа: духовная — грамота (завещание), содержащая распоряжения об имуществе на случай смерти.

— Это размышление наедине с самим собою без передачи вслух называется внутренним монологом. (Запись литературоведческого термина в тетрадь) Случайно ли это? Кто ещё из помещиков размышляет? У психологов есть утверждение, что человека уважают за его мысли. Согласны ли вы с этим утверждением?

5. Закрепление изученного материала.

— Давайте обратимся к жанру «Мёртвых душ». (Это поэма, по определению самого автора) Какие признаки поэмы вы знаете? (Лирические отступления. В главе о Плюшкине таких отступлений – два!)

— С чего начинается 6 глава? (С лирического отступления – размышления о юности)

— От чьего лица ведётся размышление? (От лица автора)

— В какой тональности ведётся повествование? (Мажор и минор)

— Почему начинается глава с этого лирического отступления? (Содержится скрытый намёк на жизнь героя)

— А где и каким образом это раскрывается? (Предыдущая жизнь Плюшкина) Давайте обратимся к тексту поэмы.

— Есть ли ещё лирическое отступление в главе? Найдите его? («И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком… Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!…») На каком этапе развития сюжета Гоголь вставляет его? (Когда собирается уезжать Чичиков, а Плюшкин пишет письмо)

— Почему именно здесь? (До чего дошёл Плюшкин, он растерял всё, что имел в юности, потерял цель в жизни, а потому и деградировал, но ведь только живой человек может возродиться)

— Прокомментируйте мысли автора, выделите ключевые слова, прочитайте выразительно.

6. Подведение итогов урока.

— Оправдались ли ваши предположения относительно образа Плюшкина?

— Возможно ли возрождение героя. Порассуждайте над этим.

— Чем оправдывается применение художественных приёмов, а также деталей для создания образов помещиков? (Вера Гоголя в человека, гуманистический пафос творчества его, да и само название «Мёртвые души» предполагает какой-то процесс)

7. Оценивание работы детей на уроке, выставление отметок. Домашнее задание.

— Написать небольшое рассуждение «Чем Плюшкин хуже всех остальных помещиков и есть ли в нём что-то человеческое?»

Источник: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-literature-v-klchichikov-u-plyushkinarol-i-mesto-epizoda-v-poeme-nvgogolyamyortvie-dushi-968342.html

Ссылка на основную публикацию