Сочинение двойники раскольникова в романе преступление и наказание достоевского

Сочинение на тему: двойники Раскольникова | Литерагуру

В своём знаменитом романе «Преступление и наказание» легендарный русский писатель Ф.М.

Достоевский рассказал об обычном студенте Родионе Раскольникове, разработавшем теорию, по которой люди делятся на «тварей дрожащих» — бесправную серую массу — и «право имеющих» — ярких индивидов, для которых нет законов ни людских, ни божьих.

Следуя своей мысли, герой убивает двух женщин и забирает их деньги и драгоценности, чтобы в будущем использовать их на благо.

Обратите внимание

Однако автор на протяжении всего романа развенчивает его заблуждения и показывает, что Родион — всего лишь запутавшийся юноша, совершивший тяжкий грех из-за чувства ложного превосходства. Так, Достоевский вводит в роман двойников главного героя, которые на себе демонстрируют, во что может превратиться человек, пройдя по пути Раскольникова.

Первый двойник — Пётр Лужин. На первый взгляд, он кажется достойным человеком: уважаемый член общества и богатый предприниматель, который согласен взять замуж сестру Раскольникова и вытащить их семью из нищеты. Однако за внешним благородством прячется эгоцентричный и подлый человек.

Беря в жёны находящуюся в безвыходном положении Дуню он, в первую очередь, хочет потешить своё эго, сделать из девушки верную рабыню, которая будет боятся и боготворить его. Будучи обиженным на Родиона и желая уколоть его, он выставил несчастную Соню Мармеладову воровкой, чуть не разрушив её жизнь.

Наиболее полно философия этого человека раскрывается в его «теории о целом кафтане». По его мнению, ради достижения своих интересов можно пойти на что угодно, а окружающие люди — либо инструменты, которыми можно воспользоваться, либо мусор, путающийся под ногами.

В пошлом и мелочном взгляде Лужина на мир мы без труда видим более приземлённые очертания теории Раскольникова. В итоге герой дважды за роман был публично разоблачён и осуждён.

Ещё один двойник, чья судьба тесно переплетена с судьбой Раскольникова, — богатей Аркадий Иванович Свидригайлов. Он упоминается задолго до своего первого появления в письме матери Родиона сыну. Тщеславный эгоист, который домогался Дуни, лишив её тем самым работы и погубив её репутацию в обществе. Всем известен, как самодур и развратник.

Это описание не далеко от действительности, да и сам Свидригайлов не считает нужным обеляться и оправдываться. Как и Лужин, Аркадий Иванович считает, что жизнь создана лишь для него, а другие люди нужны лишь для его развлечения. Для совершившего множество преступлений Свидригайлова нет ни добра, ни зла.

Практически сразу он видит в Раскольникове, который сам вступает на путь эгоцентризма и саморазрушения, родственную душу. В очередной раз мы видим, как возвышенная теория главного героя о малом зле ради большого добра раскрывает своё истинное лицо, показывая, до чего может дойти человек, движимый идеей собственного превосходства.

Важно

Что интересно, понимает это и сам Свидригайлов, а потому раскрывает Софье Мармеладовой тайну Раскольникова и просит её быть с ним, видимо, надеясь, что его ещё можно спасти.

Судьба его комична и трагична одновременно: никогда никого не любивший он искренне влюбляется в Дуню Раскольникову, впервые в жизни обретая ясную цель и шанс на исправление, но, когда девушка отвергает его, демонстрируя своё отвращение и ненависть, Аркадий Иванович, осознав бессмысленность своего существования, кончает жизнь самоубийством.

«Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка» — говорил Достоевский. Эта идея белой нитью проходит через всё повествование, в итоге побеждая бесчеловечную идеологию Раскольникова.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-na-temu-dvojniki-raskolnikova/

Сочинение на тему: «Двойники» Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Перефразируя известную мысль Ф. Достоевского «че­ловек есть тайна», можно сказать, что и роман «Преступ­ление и наказание» — тайна. Сложным является образ Раскольникова, в котором уживаются человек и убий­ца: один стремится помогать, спасать униженных и ос­корбленных людей, а другой, рассудительный, цинично анализирует поступки первого.

Психологию Расколь­никова писатель раскрывает через сознание его «двой­ников» и антиподов. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элемен­ты его «теории» отражают так называемые «двойники», а положительные — антиподы.

К «двойникам» Расколь­никова относятся Лужин и Свидригайлов.

Петр Петрович Лужин — «деловой человек», над­ворный советник, «служит на двух должностях и имеет свой капитал». Так пишет о Лужине мать Раскольникова и представляет его Луниным женихом. Из этого письма мы также узнаем, что цель женитьбы Лужина на Дуне «…

взять девушку честную, но без приданого, и непремен­но такую, которая уже испытала бедственное положение, потому что… муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа на свое­го благодетеля».

Поняв сущность Лужина, Раскольников восклицает: Не бывать этому браку, пока я жив, и к чер­ту господина Лужина!»

В основе жизненной позиции Лужина лежит теория «разумного эгоизма». Девиз его жизни: «возлюби, пре­жде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интере­се основано». Лужин отвергает жертвенность ради обще­го блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспевании».

В расчетах Лужина уловимы интонации голоса Рас­кольникова. Оба они находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор. Раскольников полагает: никчемная старуха все равно умрет; Лужин же, подкладывая в карман Сони банкноту в сто рублей и обвиняя ее в воровстве, считает, что падшая Соня все равно рано или поздно украдет.

Совет

Правда, идея Лужина не приводит его к топору, но Раскольников, прошедший такой путь в реальности, может легко предположить, что будет в дальнейшем: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедова­ли, и выйдет, что людей можно резать».

По своей сути Лужин — хищник, для которого все средства хороши, для которого не существует ни моральных норм, ни угры­зений совести; он оставляет за собой право решать участь другой личности.

Являясь «двойником», Лужин очищает «теорию»  Раскольникова от сострадания и альтруизма.

Образ Свидригайлова еще больше показывает лож­ность «теории» Раскольникова. Аркадий Иванович Свид-ригайлов, как и Раскольников, тоже «переступил», меж­ду этими героями возникает таинственная страшная связь. Раскольников в этом аморальном человеке, как в кривом зеркале, видит самого себя.

Да и сам Свидригай-лов утверждает, что они с Раскольниковым «одного поля ягода», что между ними «есть общая точка». Образ Свид­ригайлова помогает автору показать, что даже человек с черной душой, привыкший причинять страдания другим ради удовлетворения своих страстей, даже такой человек не может безнаказанно совершать преступления.

Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полней­шей беспросветности, когда жить уже больше невозмож­но. Но Свидригайлов переступил не только через чужую жизнь, он преступил через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности.

О нем говорили, что он отравил свою жену Марфу Петровну, что он истязал и довел до само­убийства своего слугу Филиппа, что жестоко оскорбил глу­хонемую четырнадцатилетнюю девочку, и она повесилась. Но на счету Свидригайлова немало и добрых поступков: устраивает судьбу Сони и детей Катерины Ивановны, спа­сает от сводни свою невесту-девочку.

Но добро, соверша­емое Свидригайловым, не может оправдать преступления минувшего, оно не способно возродить его больную душу. Муки совести не покидают его, а погубленные им люди появляются во снах. Да и Раскольникову он говорит: «Не думай, что ты убил и на этом все кончено, убитый то­бой человек живет в тебе, не отпустит тебя ни на шаг…».

Жизненный итог Свидригайлова — самоубийство. Смерть Свидригайлова — гибель идеи Раскольникова, раскрыва­ющая чудовищный самообман главного героя.

Таким образом, образы Лужина и Свидригайлова де­монстрируют то, к чему может привести на практике осу­ществление индивидуалистической теории Раскольнико­ва о «вседозволенности» личности. Так, «теория» Лужина сопоставлена с «теорией» Раскольникова, нравственная позиция героя сопоставляется с моралью Свидригайлова.

Источник: http://lit-helper.com/p_Sochinenie_na_temu_Dvoiniki_Raskol-nikova_v_romane_F__M__Dostoevskogo_Prestuplenie_i_nakazanie

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (тема «двойничества»)

Разумихин, Настасья и Раскольников.Иллюстрация Е. П. Самокиш-Судковской 

Тема «двойничества» является одной из важных тем для анализа романа «Преступление и наказание».

 По мнению исследователей, в романе «Преступление и наказание» есть три главных двойника Раскольникова — Свидригайлов, Лужин и Лебезятников. Вот что об этом пишет культуролог М. М. Бахтин:Если присмотреться, у Раскольникова оказывается больше чем три двойника.

Многие второстепенные герои романа также могут в каком-то смысле считаться двойниками Раскольникова.Ниже представлены материалы о двойниках Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Свидригайлов

Господин Свидригайлов является одним из ярких двойников Раскольникова. Свидригайлова подозревают в совершении нескольких страшных преступлений. Развратный самодур Свидригайлов считает, что ради цели можно переступать через многое.

Обратите внимание

Раскольников в свою очередь изобретает теорию, которая по-своему оправдывает преступления. В этом заключается основное сходство Свидригайлова и Раскольникова.

      Смотрите: Свидригайлов как двойник Раскольникова

Лужин

Господин Лужин является двойником Раскольникова, потому что он, как и Раскольников, изобретает свои теории, которых придерживается в жизни. Так, Лужин является автором теории о бедных женах, а также сторонником теории «целого кафтана».

Согласно теории «целого кафтана», Лужин верит, что все в мире строится на личном интересе. Эта теория является по сути версией теории Раскольникова, которая оправдывает преступления из личных интересов.

      Смотрите: Лужин как двойник Раскольникова

Лебезятников 

Господин Лебезятников — еще один двойник Раскольникова. По словам самого Достоевского, Лебезятников слепо верит и «лебезит» перед своими идеями (о социализме и т.д.). В этом Лебезятников похож на Раскольникова.

Руководствуясь своими теориями и Раскольников, и Лебезятников совершают аморальные поступки: Раскольников совершает убийство, а Лебезятников, например, избивает Катерину Ивановну и т.д..

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова является двойником Раскольникова, потому что она, как и главный герой, «переступает» через себя.  Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру, а Соня убивает себя, занявшись «непристойной работой». Соня губит себя ради спасения семьи. Раскольников губит свою и чужую жизнь, чтобы проверить свою безумную теорию.

Старуха-процентщица

Старуха-процентщица — это еще один двойник Раскольникова. Почему? По словам Раскольникова, старуха-процентщица — это «вошь». В конце романа Раскольников сам себя также называет «вошью». 

Мармеладов

Чиновник Мармеладов является двойником Раскольникова, потому что этих героев объединяет общее качество — слабость духа. Слабость Мармеладова доводит его семью до нищеты. Слабость Раскольникова доводит его до преступления.

Порфирий Петрович

Важно

Следователь Порфирий Петрович является двойником Раскольникова, потому что у этих героев есть много общего. Оба героя образованны, умны, проницательны.

Кроме того Порфирий сам признает, что в молодости был похож на Раскольникова и поэтому ему понятны его переживания. Катерина Ивановна 

Катерину Ивановну Мармеладову можно также считать двойником. Она, как и Раскольников, образованна, умна, горяча и горда.

Катерина Ивановна, как и Раскольников, понимает, что с ее умом и образованием она достойна лучшей жизни. 

Дуня 

Дуня Раскольникова, сестра главного героя, отчасти является его двойником. Дуня готова «переступить» черту, переступить через себя и выйти замуж за нелюбимого господина Лужина, чтобы помочь семье выбраться из-нищеты.

Дуня не собирается никого убивать, но это замужество по сути является преступлением против самой себя. В этом Дуня похожа на своего брата. Кроме того, Дуня, как и Раскольников, горда, умна и красива.

Это были материалы о двойниках Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: тема «двойничества» в произведении.

Смотрите: 

Все материалы по «Преступлению и наказанию»

Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/04/dvojniki-raskolnikova-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskij.html

«Двойники» Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Во всех произведениях Ф. М. Достоевского иссле­дуется нравственная суть человека. Писатель всегда освещал самые трагические стороны жизни, побуж­дая читателя к осмыслению глобальных проблем, та­ких как добро и зло, жестокость и милосердие, состра­дание и черствость. Человеческую трагедию, нравст­венную и физическую гибель людей видим мы и на страницах романа «Преступление и наказание».

Читайте также:  Характеристика и образ аркадия кирсанова в романе отцы и дети тургенева сочинение

В попытке осмысления граней добра и зла Достоев­ский создает систему образов, включающую в себя как близких по духу людей, так и тех, чьи взгляды полностью противоречат друг другу. Главный герой романа — Родион Раскольников является одним из самых ярких образов произведения, который рас­крыт с удивительной глубиной и психологизмом.

Совет

До­брый по натуре, молодой человек очень любит свою мать и сестру, жалеет Мармеладовых, оказывает им посильную помощь.

И в то же время именно у него за­рождается противоестественная, античеловеческая теория о разделении людей на две группы, на тех, кто «тварь дрожащая», обреченная на покорность и стра­дания, и тех, кто «право имеет» — право убивать ради высших целей, ради нелепых принципов.

Какой же итог ждет Раскольникова, причисляюще­го себя к тем, кто «право имеет», взявшего на себя от­ветственность убивать никчемных и ненужных людей ради сомнительного блага «униженных и оскорблен­ных»? Мучительное раскаяние, нравственные страда­ния, одиночество заставляют его задуматься о верно­сти своего предположения, о жизнеспособности и пра­вомерности ужасной теории. Через многое пришлось пройти герою, чтобы обрести понимание основных жизненных ценностей, очистить душу, покаяться.

На своем «крестном» пути Раскольников встречает людей, оказывающих разное воздействие на него. Среди них есть и те, кто претворяет его теорию в жизнь, не мучаясь при этом угрызениями совести. Один из таких персонажей — Свидригайлов — чело­век, давно идущий по тому пути, на котором Расколь­ников сделал первый шаг.

Не мучаясь сомнениями, он превращает свою жизнь в беспрерывное сладостра­стие, принося в жертву тех, кто не может дать ему дос­тойный отпор. «…Единичное злодейство позволитель­но, если главная цель хороша»,— говорит он. На нем много грехов — изнасилование глухонемой сироты, убийство слуги, карточное шулерство, смерть жены.

Совершенно спокойно он относится к преступлению Раскольникова, полагая, что он с ним, Свидригайловым, «одного поля ягоды», презирая Родиона за нрав­ственные мучения: «…понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? …

Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Уверившись в полной безнаказанности, он не подчиняется никаким запретам, подтверждая тем самым царящую в обществе несправедливость.

Кажется, что в душе Свидригайлова не осталось ничего святого. Но в то же время он не причисляет себя к злодеям и еще способен совершать добрые по­ступки. Проснувшаяся в нем любовь пробуждает его совесть, и он помогает Соне, детям Катерины Иванов­ны. Но ставшая бессмысленной жизнь подводит его к самоубийству.

Да, между ним и Раскольниковым действительно «есть какая-то точка общая», но различие их в том, что Раскольников, совершив преступление, «черту» не переступил, «на этой стороне остался», а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается.

Обратите внимание

Близки идеи Раскольникова и Петру Петровичу Лужину, который живет по принципу «возлюби, пре­жде всех, одного себя, ибо все на свете на личном инте­ресе основано». Без лишних сомнений он распоряжа­ется судьбами других людей ради собственной выго­ды.

Конечно, мысль об убийстве не придет ему в голову, но, по меткому выражению Раскольникова, «…доведите до последствий, что вы давеча проповедо­вали, и выйдет, что людей можно резать…».

Чтобы по­губить человека или самоутвердиться на чужом не­счастье, Лужин не пренебрегает никакими средства­ми, поэтому он не менее жесток и безнравственен, чем обычный убийца.

Раскрыв в романе образы «двойников» Раскольни­кова, Достоевский в то же время противопоставил им главного героя, в душе которого добро одержало верх. Пусть не сразу, пройдя долгий путь страданий, но он находит выход из тупика, в который завели его лож­ные идеи о допустимости превосходства «сильного» над слабым.

Источник: http://5litra.ru/soch/176-dvoyniki-raskolnikova-v-romane-f-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Сочинение «Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание»

“Мы одного поля ягоды…”Свидригайлов — РасколъниковуРоман “Преступление и наказание”, как и все творчество Ф. М.

Достоевского, является грозным предупреждением о той страшной опасности, которую несет с собой осуществление идеи Раскольникова стать выше мира и навсегда “сломать то, что надо”.

Кровь “по совести” (“все позволено” — продолжает “новое слово” Раскольникова Иван Карамазов) приводит к “отъединению”, ничем не насыщаемому эгоизму, насилию, служащему средством утверждения своей “единственности” (по Максу Штирнеру) и, наконец, к всеобщей катастрофе и гибели мира (вспомним последний сон Раскольникова).Такой итог видит Достоевский. Но по-иному думает сам главный герой, ведь для него подобный бунт — единственное средство противостоять злу и несправедливости этого мира. В этом заключается и его самообман.

Он сам убедил себя в благородстве своей идеи, сам сделал ее мерилом всего существующего.

Тем более и наказан Раскольников, когда видит свою непригодность своей идеи, невозможность привести в действие свою “казуистику”, сравнивая себя с “тварью дрожащей” и находя свою вину в том, что “не переступил, на той стороне остался”.

Но кем бы он был, если бы хватило силы переступить?На этот вопрос Достоевский отвечает, показывая нам двойников Раскольникова.Аркадий Иванович Свидригайлов, помещик-вдовец, как утверждают некоторые, отравивший свою жену, сам говорит: “Мы одного поля ягоды”.

Все время Раскольникова что-то притягивает к нему, что-то он хочет увидеть в Свид-ригайлове, не осознавая, что тот — “частный случай” его идеи. В Свидригайлове Раскольникова возмущают, поражают неприкрытый цинизм, та низость, с которой он рассказывает о жертвах своего сладострастия. “Шиллер-то, Шиллер-то наш, Шиллер-то! — восклицает Свидригайлов.

— Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные что ли? вопросы человека и гражданина? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Затем, что вы еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было: нечего не за свое дело браться!”Это стало ясно и самому Раскольникову, потому и не смог он “переступить”, “убил, но не переступил”, ведь он все еще “гражданин и человек”.

Важно

А Свидригайлов переступил, избавил себя от “вопросов человека и гражданина” и теперь для удовлетворения своего сладострастия губит девочку, отравляет Марфу Петровну, замышляет насилие над Дуней.Свидригайлов признает раскольниковскую идею своей, освобождает ее от ненужного, на его взгляд, романтизма: “Единичное злодейство позволительно, коли цель хороша”.

Но освобождение себя от укоров совести не проходит бесследно; как показывает Достоевский, его результат — сначала духовная, а потом и физическая смерть.

Нравственно опустошенному Свидригайлову остается только закончить жизнь самоубийством, а Раскольников остается жить, несмотря на то, что в ту ночь он тоже был на грани самоуничтожения говорит: возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”.

Раскольникова возмущает такая точка зрения (“Выходит и людей резать можно?”), он считает ее эгоистичной и бездушной, хотя и не подозревает что это суть его идеи.Образом Лужина Достоевский выразил свое неприятие популярных в то время буржуазных идей, провозглашавших, что жизнь и смерть якобы подвластны статистике и “экономической правде”.

Лужин, конечно, “резать” никого не собирается, но все нравственные законы он уже преступил, сообразуясь со своей выгодой.

Он клевещет на Соню самым бесчеловечным образом, но благородное сердце Раскольникова не дает совершиться произволу.

Чувства человека и гражданина, непотерянная гуманность и потребность покаяния, отличающие его от пустого Лужина и ничтожного Лебезятникова, снимающего накипь современных идей, спасает Раскольникова от душевного опустошения.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-dvojniki-raskolnikova-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Двойники Раскольникова и их роль. Одной из особенностей романа Достоевского является то, что каждый персонаж в нем имеет свой голос, свою правду, свою философию. Достоевский дает высказаться всем, никого не отбрасывая.

В центре романа — идея Раскольникова о сильной личности, имеющей право ради высокой миссии переступать через моральные устои общества. Эта идея, как в зеркале, отражается в других персонажах, как бы опробуется на них.

Двойники Раскольникова и их роль  (то есть носители той же философии) Раскольникова являются в романе Лужин и Свидригайлов.

Совет

Сначала мы знакомимся с надворным советником Петром Петровичем Лужиным, женихом сестры Раскольникова Дуни. Этот солидный уважаемый человек желает открыть в Петербурге свою адвокатскую контору.

Но уже из письма матери Раскольникова становится ясно, что это — грубый, расчетливый человек.

Он откровенно заявляет будущей жене, что «положил взять девушку честную, но без приданого», чтобы она всегда считала мужа своим благодетелем, а он приобрел над ней полную власть.

В первый же визит к Раскольникову Лужин раскрывает свое жизненное кредо: «Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой окажется цел…» Чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более устраивается в нем и общее дело.

Лужин говорит о том, что думать надо только о себе и ради этого можно переступать через ближних. Это сразу замечает Раскольников: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». Раскольникова поразило сходство их теорий.

Конечно, Лужин, как человек в высшей степени благонамеренный, резать никого не идет — существует масса легальных способов погубить ближнего своего. Например, он подсовывает Соне Мармеладовой сто рублей в карман, а потом обвиняет ее в воровстве.

Причем все это делается не из-за самой Сони, а чтобы бросить тень на защищавшего ее Раскольникова и поссорить его с Дуней. Для Лужина давным-давно не существует морали, он привык переступать через нее.

Но философия Лужина совпадает с раскольниковской внешне, формально, ибо для Лужина все заключено в личной корысти, его идея — это рычаг для обогащения и благополучия. Лужин вызывает особую враждебность у Раскольникова именно тем, что опошляет его идею, показывает, чем она станет, если ею увлечется обыкновенный подлец.

Обратите внимание

Сложнее дело обстоит с Аркадием Ивановичем Свидригайловым. Их с Раскольниковым объединяет некая таинственная общность судьбы и характера, хотя, в отличие от Родиона, Свидригайлов никогда ни в чем не нуждался и никогда не работал.

Барин, белоручка, он привык пользоваться услугами людей так же свободно, как их душами и телами. На его совести — несколько смертей. Он способен грязно домогаться Дуни, шантажируя ее преступлением брата.

Но в то же время он занимается похоронами Мармеладо-ва и по-настоящему устраивает судьбу сирот. Что же роднит его с Раскольниковым?

Свидригайлов считает себя человеком незаурядным и тоже давно переступает через нравственные законы. Да, он никого не убивает топором, но по его вине кончает жизнь самоубийством совращенная им девочка, умирает его жена Марфа Петровна.

Он живет только для себя и губит людей из-за собственных мелких страстей, не вынашивая никаких наполеоновских планов, не приукрашивая себя. Этот человек превратил само понятие «преступление» в игру.

Свидригайлову непонятен идеализм Раскольникова, сю возмущение царящими вокруг подлостью и грубостью. Свидригайлов — обыкновенный злодей, которому смертельно надоело все — грязный разврат, мелкая суета из-за денег, чужие тайны. Единственная надежда была на любовь Дуни.

Когда Свидригайлов понял, что Дуня не сможет его полюбить, жизнь утратила для него всякий смысл и он застрелился.

Свидригайлов признал свое бессилие перед миром и перед собственными страстями.

Читайте также:  Сочинение по картине мальчишки решетникова 5 класс описание

Самоубийство Свидригайлова стало последней каплей для Раскольникова, после которой он признался в убийстве старухи-процентщицы. Свидригайлов сам вершит над собой суд.

А Раскольников, который был сильнее его, остается жить, потому что ищет людского и Божьего суда, верит в очищение страданием, в возможность переустройства мира.

Источник: https://prepodka.net/dvojniki-raskolnikova-i-ix-rol-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Сочинение на тему РАСКОЛЬНИКОВ И ЕГО «ДВОЙНИКИ» В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», — Сочинения по литературе

Читайте также:
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ И ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВЫ

Сочинение на тему Раскольников и его «двойники» в романе Ф. М. Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание « перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины прошлого века: мелькают картины городской жизни, люди, встречи, слышатся крики, ругань, споры.

Среди персонажей великой книги много лиц, лишь на несколько минут привлекающих наше внимание, а есть люди с резко очер- ченными характерами, с собственными взглядами и убеждениями, которые по-разному влияют на главного героя и без которых роман просто не состоялся бы.

Это семья Мармеладовых, Дуня, Порфирий Петрович, Лебезятников и некоторые другие.

Важно

Особое место в романе принадлежит «сильным мира сего» — Лужину и Свидригайлову, которых можно считать «двойниками» Раскольникова.

Сталкивая «идейного» убийцу с этими людьми, писатель глубже опровергает, обличает его теорию властелина и толпы, обнажает антигуманную, бесчеловечную суть этой теории. Картины социального зла, гениально нарисованные Достоевским, убедительно доказывают, что «основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления» (В. Шкловский).

Вся окружающая жизнь укрепляет убеждение Раскольникова в том, что задуманное им убийство не противоречит человеческим законам. Он укрепляется в своем намерении не как уголовник, а как сторонник нравственной вседозволенности, индивидуалисти- ческого бунта против общества (кстати, показателен и смысл его фамилии: раскол в нем самом, раскол сознания, морали, поведения).

Об этом говорят его суждения о «разрядах» людей, о праве «необыкновенной» личности на преступление, о том, как отличить «необыкновенную личность от «твари дрожащей».

Но, совершив преступление, Раскольников, терзаемый муками совести, понимает, что он не из «разряда» «право имеющих»; он презирает себя за эти муки, за то, что оказался «тварью дрожащей «, однако «теория» в его сознании не развенчана.

В эти страшные для Раскольникова дни писатель сталкивает его с Лужиным и Свидригайловым — людьми, которые, не испытывая угрызений совести, постоянно преступают законы нравственности в своей повседневной жизни и считают себя вправе распоряжаться чужими судьбами.

Петр Петрович Лужин живет по принципу «возлюби прежде всего самого себя». Этот принцип позволяет ему, не задумываясь, унизить, погубить человека, растоптать чужую жизнь.

Добиваясь власти над Дуней (он называет это любовью), Лужин хочет опоро- чить ее брата, убедив всех, что Соня Мармеладова, которой помогает Родион, не только проститутка, но и воровка. Незабываема душераздирающая сцена во время поминок у Мармеладовых, когда только случайность спасает Соню.

Совет

У Лужина полностью отсутствует нравственное чувство, он не знает, что такое совесть, порядочность. Его бездушие ведет к неприкрытой подлости.

Свидригайлов — натура гораздо более сложная. Это не полный эгоист, как Лужин, не просто злодей и преступник. Потенциально он человек большой совести и большой силы. Но его поведение непредсказуемо, в нем часто проявляются зверские инстинкты.

Достоевский показывает, что причина нравственной, а затем и физической гибели этого человека социальная. Он приходит к выводу, что справедливость в этом мире невозможна. Отсюда его отчаяние, презрение и недоверие к людям. В нем погибают добрые начала.

Он делает добро и причиняет зло (вспомним его роль в судьбе Дуни) с одинаковым равнодушием — «от скуки». Но жить без веры в истину и добро невозможно — и он погибает, сам казнит себя.

Сталкиваясь с этими людьми, Раскольников не может согласиться с их «моралью» и в то же время не может не признать, что они живут по его «теории», оправдывая свое презрение к «толпе», к «низшим». Ему нечем опровергнуть утверждение Свидригайлова, что они (он и Раскольников) «одного поля ягоды» и что между ними «есть точка общая».

Более того, Раскольников сам говорит Лужину: «А доведите до последствий то, что вы давеча проповедовали, так и выйдет, что людей можно резать», — тем самым обличая теорию, по которой хотел, но не смог («натура» победила!) жить.

Отношение героя к «сильным мира сего» показывает, что он, видя в них своих «двойников» (хотя он ни за что не признается даже себе в этом), испытывает к ним глубочайшее отвращение и примкнуть к ним не может, не может принять мир людей, живущих по его «теории».

В этом сила «натуры» Раскольникова, его превосходства над «сильными мира сего», над всеми лужиными и свидригайловыми. В этом — надежда на его нравственное возрождение и возвращение к людям.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-raskolnikov-i-ego-dvojniki-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (1)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Автор: Достоевский Ф.М.

Роман “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского явился итогом мучительных раздумий писателя о противоборстве двух начал, доброго и злого, свойственных природе каждого человека.

В своем произведении Достоевский скрупулезно анализирует духовный мир главного героя романа, Родиона Раскольникова, и те побудительные мотивы, как внешние, очевидные, так и скрытые, глубинные, которые привели его к злодеянию.

Адекватно оценить личность героя, проникнуть в тайники его души читателю помогают психологические двойники Раскольникова.

Находясь в крайней нужде, мучительно переживая бедственное положение матери и сестры, жертвующих собой ради него, нравственно страдая за всех “униженных и оскорбленных”, Раскольников вынашивает в своей голове план преступления, под которое подводит теоретическое обоснование.

По теории Раскольникова, все люди от рождения делятся на два разряда: “на низших (обыкновенных), так сказать, на материал… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”.

При этом “необыкновенные” люди ради какой-то высокой дели не только могут, но и должны переступить через жизни одного, десяти или ста человек “обыкновенных”, которые “обязаны быть послушными, потому что это их назначение”.

Обратите внимание

Не замечая всей губительности и жестокости своей теории, Раскольников хочет проверить на деле, к какой категории относится он сам. “Вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?” — вот вопросы, мучительно терзающие его душу.

Будучи человеком гордым, ощущая свою интеллектуальную неординарность, Раскольников не желает относить себя к “материалу”, служащему “единственно для зарождения себе подобных”, поэтому он, якобы для блага всех нищих и обездоленных, разрешает себе совершить “справедливое убийство” старухи-процентщицы, называя ее “гадкой, зловредной вошью”.

Теория Раскольникова не оригинальна — сходные мысли тогда “витали в воздухе” и приходили в голову многим разочаровавшимся молодым людям.

Незнакомый студент, разговор которого с молодым офицером случайно подслушал Раскольников в трактире, горячо доказывал своему собеседнику, что “одно крошечное преступленьице” с лихвой оправдается “тысячами добрых дел”.

Этот студент — духовный двойник Раскольникова. Более того, он своими высказываниями дал дополнительный импульс идее убийства “глупой и злой старушонки”.

Порфирий Петрович, ведущий дело об убийстве, легко вычисляет Раскольникова, главным образом основываясь на психологическом анализе преступления. Помогает ему в расследовании тот факт, что в молодости он сам переболел “бонапартизмом”. “Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую”, — признается он подозреваемому.

Пережив в прошлом сходные ощущения, осознав губительность аналогичных идей, возвысившись над ними, Порфирий Петрович говорит: “Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния…

” Он называет Раскольникова “наиблагороднейшим человеком”, а в преступлении его видит “книжные мечты”, “теоретически раздраженное сердце”.

Одним из психологических двойников Раскольникова в романе является также расчетливый делец Лужин. У него тоже имеется своя жизненная теория — “теория целого кафтана”. Лужин убежден, что благосостояние общества держится на устроенных частных делах и “целых кафтанах”.

Важно

Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм: “Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Ради собственных интересов, считает Лужин, можно переступить через любые преграды, например, совершить подлог или оклеветать невинного.

Как и Раскольников, Лужин желает считать себя человеком высшего разряда, которому многое дозволено. Но если для Раскольникова преступление -способ добывания средств, необходимых для служения человечеству, то мотивы Лужина гораздо приземленнее и пошлее: им движет исключительно корысть.

Образ Лужина в романе интеллектуально снижает идею Раскольникова.

Еще более сложен другой духовный двойник Раскольникова — Аркадий Иванович Свидригайлов, человек глубоко порочный и безнравственный. Не без основания он говорит Раскольникову: “Мы с вами одного поля ягоды”, — ведь на его совести лежит целый ряд злодеяний.

Он виноват в смерти своего лакея и пятнадцатилетней глухонемой девочки, он отравил свою жену и благодетельницу Марфу Петровну, он домогался Дуни, не гнушаясь никакими средствами. Недаром подслушанная им исповедь Раскольникова не удивила и не возмутила его.

Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в нем никакой трагедии. Более того, он признает и его теорию, считая, что “единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша”. Но “хорошая” цель Свидригайлова — сладострастие.

Ради своих гнусных, похотливых стремлений он ни перед чем не останавливается.

Свидригайлов не раскаивается в совершенных злодеяниях, его не угнетают муки совести, но он сам становится жертвой собственных преступлений, они приводят его к неизбежному психологическому тупику, из которого он видит один выход — самоубийство.

Но почему же Раскольников, оказавшийся в сходной ситуации, не пошел по этому пути? Его уберегла от непоправимого шага любовь к нему

близких людей: матери, сестры, Разумихина, а больше всего — Сони.

Сонечка Мармеладова — самый светлый духовный двойник Раскольникова. Она тоже, по нормам общественной морали, преступница. Но “пойти по желтому билету” девушку вынудили жестокие обстоятельства. Жертвуя собой, Соня спасала от голодной смерти пьяницу-отца, чахоточную мачеху и ее малолетних детей.

Совет

Но этими гуманными целями Соня не пытается оправдаться, она испытывает чувство вины, сознает собственную греховность. Именно ей признается Раскольников в содеянном. Соня пытается понять и простить этого человека, страдает вместе с ним, но не может принять его губительную теорию.

Соня призывает Раскольникова к покаянию, она убеждена, что только искреннее раскаяние может очистить душу, возродить ее к новой жизни.

Анализируя образы двойников Раскольникова, можно заметить, что каждый из них несет определенную смысловую нагрузку. В совокупности же они служат всесторонней оценке личности героя и помогают осмыслению одной из основных идей романа, что никакие, даже самые благородные, цели не могут служить оправданием безнравственных, преступных средств.

Источник: https://works.doklad.ru/view/pmiFRFg1BMM.html

Сочинение на тему Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание

Достоевский вводит в роман “Преступление и наказание” двойников Раскольникова, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его теории. Всего в романе шесть двойников: Разумихин, Лужин, Свидригайлов, Лебезятников, Порфирий Петрович и Соня.

Первым в повествовании появляется Разумихин. По сути, он является антиподом Раскольникова: он деятелен, оптимистичен. Раскольников же “мрачен, надменен и горд”, апатичен.

Объединяет этих героев их порядочность, человечность, готовность помочь (ведь одним из мотивов преступления Родиона было желание помочь бедным на деньги старухи-процентщицы).

Другой двойник Раскольникова – Петр Петрович Лужин – несостоявшийся жених Дуни, эгоцентрист, человек мелочный и подлый. Он любыми способами достигает своей цели и своим примеромпоказывает, чтобы было, если бы теория Раскольникова широко распространилась.

Лужин изрек монолог о “целом кафтане”, смыслом которого является сосредоточение на своих потребностях, а не на благе общества. Свидригайлов и Раскольников являются двойниками, потому что оба они – преступники.

Свидригайлов совершает злодеяния, руководствуясь принципом “единичное зло позволительно, если главная цель хороша”. Он не терзается угрызениями совести и не раскаивается Раскольников же сразу после преступления мучается и страдает.

Раскольников и Свидригайлов оба совершают благодеяния, Свидригайлов помогает Соне и детям Катерины Ивановны, Раскольников отдает им последние деньги после смерти Мармеладова. Лебезятников – это жалкая карикатура на прогрессивную молодежь. Он искаженно понимает все теории и проповедует их в таком виде.

Обратите внимание

Сам по себе, Лебезятников “малый с мягким сердцем”, он разоблачает Лужина, тогда тот подсунул Соне сто рублей.

Читайте также:  Сочинение бабушка в рассказе астафьева конь с розовой гривой

Это роднит Раскольникова и Лебезятникова. Порфирий Петрович – гениальный следователь, в юности тоже строил радикальные теории, как и Раскольников, но со временем и жизненным опытом убедился в их ложности.

Он не желает Родиону зла, склоняет его к покаянию. Сонечка и Раскольников – тоже преступники. Мармеладова пошла на преступление ради семьи, Раскольников – ради бедных.

Они оба склонны к самопожертвованию и берут страдания на себя.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение на тему Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание« Анализ стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило»Мое отношение к Базарову »

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-na-temu-dvojniki-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Раскольников окружен в романе персонажами, которые явля­ются как бы его «двойниками». В них подчеркивается, пародирует­ся или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя.

Благодаря этому роман оказывается не столько судом над преступ­лением, сколько судом над личностью, характером, психологией человека, в котором отразились черты русской действительности 60-х годов XIX в.

: поиски правды, истины, героические стремле­ний, «шатания», «заблуждения».

В сопоставлении с умным, нетривиальным Разумихиным вид­на незаурядная личность Раскольникова, стремящегося к решению вопросов о бедности, нищете и несправедливости. Деловой чело­век Лужин с его экономическими теориями, оправдывающими эк­сплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, позволя­ет увидеть благородство помыслов Раскольникова.

Основным же «двойником» Раскольникова является Свидри­гайлов. Кто же он — таинственный незнакомец, часто оказываю­щийся в Петербурге рядом с Раскольниковым? Свидригайлов — человек дворянского происхождения, азартный игрок, любитель всевозможных развлечений.

Страсть к игре доводит его до долго­вой ямы, из которой его выкупает Марфа Петровна — его будущая жена. Свидригайлов по своей природе человек развращенный, он домогается молоденькой девочки, которая не переносит позора и кончает жизнь самоубийством, он не дает покоя Дунечке Расколь- никовой.

Этот человек живет по принципу: «единичное злодей­ство позволительно, если главная цель хороша». Свидригайлов пере­ступил в себе человека и гражданина и нисколько не страдает по этому поводу.

Но возникает вопрос: почему Раскольникова так тянет к Свидригайлову? Я думаю, это происходит потому, что у него есть выбор: либо, как Свидригайлов, жить с преступлением в душе и убить в себе человека и гражданина, либо покаяться в содеянном и искупить свою вину страданием.

К счастью для себя, Раскольников выбирает второй вариант. Сделав выбор в пользу человечности, Раскольников отдаляется от Свидригайлова, утрачивает к нему интерес. Самоубийство «двой­ника» дает нам возможность увидеть один из путей в жизни Рас­кольникова.

Достоевский развивает идею искупления преступления страда­нием. В романе эта идея выражена через образы Сони, Порфирия Петровича и Миколки, взявшего на себя преступление Раскольни­кова и решившего пострадать. Мысльоб очищении страданием как о пути нравственного совершенствования, избавления от зла — одна из самых заветных и любимых мыслей писателя.

Проводя параллель между Раскольниковым и «двойниками», Достоевский достигает своей цели — дискредитации человеконе­навистнической теории, рожденной несправедливым миром.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/dvojniki_raskolnikova_v_romane_f_m_dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie/3-1-0-38

Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинения по литературе: Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М.

Достоевский показывает внутренний мир человека и среду, в которой тот находится, исследует их взаимодействие. Герой совершает убийство. Автор прослеживает путь душевных переживаний и борьбы этого человека от первых мыслей о преступлении до раскаяния, пытается понять, что побудило его совершить этот поступок.

Одной из причин автор называет влияние среды, то есть общества. Но эта причина не главная. Мысль о преступлении зародилась у Раскольникова в тот момент, когда Родион задумался о значении человека в жизни, о своем положении среди людей.

Причина убийства — это теория, родившаяся в уме и душе Раскольникова. Это мысль о том, что есть люди, «право имеющие», и «материал», и что он, возможно, принадлежит к высшей категории. Герой пытается доказать себе, что это так, но тщетно.

Всем ходом романа Ф. М.

Важно

Достоевский развенчивает теорию Раскольникова. Один из приемов разоблачения антигуманной сущности теории — это использование системы двойников. К двойникам Раскольникова можно отнести П. П. Лужина, следователя Порфирия Петровича, Соню, Свидригайлова, студента, встреченного в распивочной.

Попробуем определить, почему каждый из этих людей является двойником героя, и понять, как они повлияли на Раскольникова. Зайдя однажды в распивочную, куда Родион заходил крайне редко, он услышал спор.

Один из оппонентов говорил, что если бы была его воля, то он избавился бы от одной старухи-процентщицы, которая чрезвычайно скупа и бесцельно проживает жизнь, мучая окружающих и близких.

Он рассказывал, как страдает сестра этой старухи, вынужденная подчиняться и выполнять всю черную работу по дому и все прихоти старой чиновницы. И что все свои богатства старуха завещает не сестре, сделавшей ей столько добра, а монастырю.

Студент говорил, что убить процентщицу — благое дело, поскольку через ее смерть получат средства к существованию множество обездоленных семей. Грех окупится сполна. Раскольников внимательно слушал оратора. Позже он часто вспоминал этот вечер.

Те мысли, которые он вынашивал и которых, возможно, еще боялся, были услышаны им из уст незнакомого, чужого ему человека.

Эта встреча с «двойником» только подтолкнула Раскольникова к убийству. Он до того момента лишь думал о своей теории, не решаясь поверить ее кому-либо открыто. И вот перед ним единомышленник. Конечно, будь этот случай раньше, до создания теории, вряд ли он обратил внимание на хмельные речи студента.

Но сейчас случайно услышанное подтверждение собственных мыслей действует на Раскольникова иначе: он воспринимает этот случай как провидение, как некий знак его правоты.

Совет

Он отуманен собственными мыслями сильнее, чем прежде, уходит в себя; убийство представляется теперь вполне осуществимым поступком, а не страшной мечтой, которая, впрочем, нереальна.

Стоит сказать, что такое восприятие одного из множества разговоров, возникающих в распивочных, стало возможным благодаря обостренному восприятию Раскольникова, его повышенному суеверию. Воспаленный разум, выведший то, что существуют люди, которые высшими силами назначены властвовать, легко увидел в разглагольствованиях студента тот же знак свыше.

В том состоянии, в котором был Раскольников, ум его цеплялся за любое, самое ничтожное подтверждение собственных мыслей, но множество опровержений его теории он просто не замечал, целиком отдаваясь размышлениям о пробе и о себе. О Петре Петровиче Лужине читатель впервые узнает из письма матери Раскольникову.

А впервые встречается сразу после болезни Родиона — Лужин приходит знакомиться с будущим родственником. С начала беседы Раскольников ожесточается против Лужина, а причиной тому является теория «целого кафтана».

Лужин — двойник Раскольникова, а его теория — аналог теории героя, чего не мог не заметить и не ужаснуться этому герой. Теория «целого кафтана» заключается в том, что любой человек должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные средства.

Свою точку зрения Лужин подтверждает примером: имеется у какого-то человека кафтан, а рядом находится другой человек без кафтана.

Что лучше: разорвать кафтан, поделиться с неимущим и обоим замерзнуть или хотя бы одному остаться в целом кафтане и выжить? Понятно, что Лужину предпочтительней второй — вариант. Эта теория вполне оправдывает пренебрежение интересами одного человека ради интересов другого.

Собственно, поэтому Лужин женится на Дунечке. Ему нужна жена послушная и преклоняющаяся перед мужем. Женившись на бесприданнице, Лужин хочет заставить женщину чувствовать себя в долгу перед ним, хочет превратить ее фактически в свою рабыню.

Лужин готов переступить через нее ради достижения своей цели.

Обратите внимание

Его не интересует ее мнение, он сделал выбор. Раскольников с ужасом слушает Лужина. В словах Петра Петровича он узнает свою теорию, только опошленную и сниженную до бытового уровня понимания. Исчезла пафосность, а смысл остался.

Те же категории людей — слабые и сильные, то же право сильных вершить судьбы слабых. Уверенность Раскольникова в собственной правоте пошатнулась. Но его убеждения еще сильны.

Он старается убедить себя в том, что теория Лужина не похожа на его собственную: целью убийства он называет благосостояние других, а Петр Петрович жертвует чужими интересами в угоду себе.

Но Раскольников обманывает себя, поймет он это позже, точнее, не поймет, а признает. Он в преступлении ищет подтверждения того, что он не «вошь», не «материал», а человек, «право имеющий».

Раскольников переступает через чужую жизнь ради своих целей, подобно Лужину. Как это ни удивительно, своеобразным двойником Раскольникова является самый сильный его «противник» — Порфирий Петрович.

Несмотря на то, что это разные люди, между ними много общего.

Сходство это в мышлении героев, в их психологии. Порфирий Петрович старше Раскольникова. Но в молодости он тоже создал подобную теорию. Поэтому, собрав факты о преступлении, он без труда вычислил убийцу.

Порфирий Петрович видел перед собой такого же человека, как и он сам в молодости, а поэтому прекрасно понимал психологию Раскольникова. Он не сомневался в виновности Родиона.

Насколько точно Порфирий рассказывает убийце о преступлении! Все описывает просто с ужасающей точностью, до мельчайших подробностей.

Важно

Это не только результат логических размышлений, но и воспоминаний. Однако, на мой взгляд, есть еще сходство у этих героев. Оба они очень человечны.

У этих людей, в отличие от лужиных, есть совесть и сострадание. Кажется, это невозможно! Убийца и следователь, охотник и жертва.

Разве может преступник, скрывающийся от наказания, иметь совесть? И какое сострадание у следователя, допрашивающего преступника?

Но Раскольников мучается, он старается искупить грех (вспомним, сколько он сделал для семьи Мармеладова), душевные страдания заставляют его сделать массу ошибок, косвенно подтверждавших его вину. А Порфирий Петрович, зная, что испытывает Родион, пытается не только доказать вину Раскольникова, но и помочь ему.

В конечном счете Порфирий Петрович сделал очень много, чтобы герой признал свою вину и раскаялся. Важную роль в воскрешении души Родиона сыграла также Соня Мар-меладоза, которая тоже является двойником Раскольникова. О Соне герой узнает из рассказа Мармеладова, который поведал ему историю своей семьи, о жертве, которую принесла Соня ради близких.

Она «переступила» через себя для других.

' Что же общего у этих героев? Казалось бы, Раскольников тоже хотел переступить через человека, но переступил он через себя. Соня Мармеладова тоже переступила через себя. Она понимала, на что идет и что общество не примет ее поступка.

Соня верила, что своей жертвой она облегчит страдания своей семьи, и это придает ей силы.

Поступки Сони и Раскольникова противоречили их сущности, но в определенный момент они оба совершают преступление против себя ради достижения более важных, как им казалось, целей.

И оба лишь внешне переходят границу, но внутренне не могут ее переступить, и поэтому страдают. Раскольников чувствует, что либо сойдет с ума, либо совершит самоубийство. Иного пути он не видит.

Совет

Ему нужен кто-то рядом. Поэтому Раскольников и идет к Соне, в ней он увидел родственную душу. И Раскольников не ошибся. Соня поняла его, она помогла спасти душу героя.

Раскольников искал родственную душу, но нашел большее.

Источник: http://historylib.net/psixologicheskie-dvojniki-r-raskolnikova-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector