Сочинение фамусов и его окружение (грибоедов горе от ума)

Фамусов и его окружение

Сочинения по литературе: Фамусов и его окружение. Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменитым и известным не только в писательском кругу, но и среди простого народа именно после выхода в свет его скандальной комедии “Горе от ума”.

Популярность комедии в то время и в наши дни вызвана, на мой взгляд, удачным выбором темы произведения. Автор показывает нам, читателям, что не все люди на земле также умны, честны, благородны и справедливы, как главный герой произведения — Чацкий.

Ведь встречаются и другие люди в нашем обществе, которые могут быть жадными, алчными, несправедливыми, продажными. И, исходя из содержания комедии, Грибоедов считает, что таких людей большинство.

Само название произведения “Горе от ума” говорит об очень многом. Даже не читая комедию, уже только из названия можно сделать определенные выводы относительно главных героев. Персонажи произведения не уважают ничего, кроме денег, богатых людей и всего, относящегося к финансам.

Обратите внимание

Эти герои не любят очень умных людей, не любят, когда их чему-либо учат, особенно люди, более низкие по рангу. Для них главным качеством в человеке является наличие высокого поста либо толстого кошелька.

К сожалению, и в наше время можно встретить подобного рода людей, похожих на тех, о которых писал в своей комедии Александр Сергеевич Грибоедов. Поэтому тема произведения актуальна и сейчас.

Фамусова автор показывает как высшую степень неграмотности, алчности, самолюбия и жадности. Фамусов — хозяин дома, и именно по этому персонажу можно судить об атмосфере, царящей в его жилище.

И конечно, исходя из этого, можно сказать, что по своему характеру семья и окружение Фамусова не сильно отличались от него самого.

Фамусов не был склонен к наукам, был неграмотным, не любил читать и не любил, когда читала его дочь: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтенъи прок-от не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Фамусов не любил все, что связано с образованием.

И поэтому он не любил людей умнее его и очень злился, когда такие встречались. Фамусов не любил и не ценил простых людей, он к ним просто не прислушивался. Зато любил и уважал людей богатых, в высоком чине. И не важно, что эти люди могут быть глупыми или продажными. Такие люди привлекали Фамусова, и он был готов на все, только бы “втереться” в доверие к этим людям.

Бедный человек никогда бы не стал другом и соратником для Фамусова. Вот, например, что говорит Фамусов Чацкому перед приездом знатного генерала Скалозуба: Пожало-ста, сударь, при нем остерегись: Известный человек, солидный, И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал…

Окружение Фамусова представляет собой группу людей, объединенных одной целью.

Эта цель заключается в том, чтобы заработать “легкие” деньги, как можно больше разбогатеть, чтобы не отставать от других знатных особ. Деньги и тема денег — это то, без чего невозможно существование этих людей. Деньги стали неотъемлемой частью их жизни.

Важно

Деньги стали их друзьями, соратниками, темой для разговоров, смыслом жизни… После прочтения комедии “Горе от ума” мне показалось, что это вовсе не комедия, а трагедия.

Трагедия людского общества, которое не способно вести нормальный образ жизни из-за своего пристрастия к деньгам и нечестной жизни.

И только такие люди, как Чацкий, способны противостоять этой денежной лихорадке и вывести остальных людей из глубокого заблуждения. Заблуждения, которое мешает им жить. В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего. АС.

Грибоедов В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (1824 год) представлена Москва, ее нравы начала XIX века. Заглянем в дом “московского туза” Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном месте. Чем занят Фамусов? Каков круг его интересов? Каково его окружение?

Каковы его идеалы? При первом появлении на сцене Фамусов, почтенный отец взрослой дочери, заигрывает со служанкой Лизой, а потом читает мораль дочери. Он замечает всю ночь читавшей Софии, что “в чтеньи прок-то невелик”. Фамусов высказывает неудовольствие по поводу дворянского воспитания девушек. Моды, шляпки, шпильки, книжные лавки — “губители карманов” отцов.

Но сам он следует тому, что заведено в обществе, частоего слова и поступки не совпадают. Главное в человеке, по мнению Фамусова, — знатность и богатство. “Кто беден, тот тебе не пара”, — говорит Фамусов дочери.

“Подписано, так с плеч долой”, — говорит он об отношении к делу. Кто же окружает Фамусова? Секретарь Молчалин живет авторитетами фаму-совского общества.

Чинопочитание, трусость, изворотливость и услужливость — основные черты Мол-чалина.

Вот как говорит о нем Чацкий: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. О своих жизненных устоях Молчалин рассказывает сам: …Во-первых, угождать всем людям, без изъятъя — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить…

Совет

В случае с Молчаливым автор использует прием “говорящей фамилии”. Молчалин молчит, но до поры. “Молчаливы блаженствуют на свете”, — говорит о нем Чацкий. Полковник Скалозуб — “и золотой мешок, и метит в генералы”. Глупость и глупость написаны у Скалозуба на лице.

Окружают “московского туза” родственники, “свояченицы детки” (один Молчалин чужой).

Все родные обязаны Фамусову местечком. Окружающих Фамусова людей лучше всего можно разглядеть на балу. Вечер. Но в доме Фамусова не спят. Огромный, ярко освещенный зал постепенно “принимает” гостей. Первыми появляются Горичи — Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович.

Жена хвастливо замечает, что муж ее мог бы стать комендантом Москвы. Но Платон Михайлович вышел в отставку и томится от безделья. Он находится под каблуком кены и только вздыхает о прежнем славном житье. Многочисленное семейство князя Тугоуховского (прибыло на бал, чтобы подыскать дочерям богатых женихов. Антон Антонович Загорецкий — лгун, угодник.

Он, видимо, не богат, потому и старается угодить дочери вельможи. Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова, невежественна, ворчлива, хочет удивить гостей крепостной девушкой. На балу присутствует и Скалозуб, мечтающий об усилении власти военных, когда всех будут учить, как он говорит, “по-нашему: раз, два, а книги сохранят для больших оказий”.

Каких только типов нет в доме Фамусова!

Сколько интриг, глупостей и сплетен исходило от женщин! София нехотя сочиняет сплетню о сумасшествии Чацкого. Эта сплетня обрастает, как снежный ком, нелепыми подробностями.

Все окружение Фамусова презирает все русское, говорят на нелепой смеси “французского с нижегородским”, одеваются вычурно, на иностранный манер.

Отношения между людьми в окружении Фамусова держатся на страхе, подчинении вышестоящим. Недаром Чацкий замечает: “…

и точно, начал свет глупеть”. Он осуждает “прошедшего житья подлейшие черты”: клевету, подлость, чинопочитание.

Восхищает талантливость и остроумие автора бессмертной комедии “Горе от ума”, многие фразы которой стали афоризмами. Произведение актуально и в наши дни.

Обратите внимание

Ведь и сейчас, как и двести лет назад, большой властью пользуются люди, подобные Загорецкому, дяде Фамусова, и блаженствуют подобные Молчалину.

Источник: http://historylib.net/famusov-i-ego-okruzhenie/

Ответы@Mail.Ru: Сочинение по литературе на тему: Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова “Горе о Ума”, кто может помогите !!!

Комедия «Горе от ума» написана Грибоедовым в начале ХХ века. В то время страной правили дворяне, подобные Фамусову и его окружению, но среди дворян стали появляться передовые люди вроде Чацкого. Так и столкнулись два века – «век нынешний» и «век минувший» . «Век минувший» представляет фамусовское общество, в которое входят: П. А.

Фамусов, в доме, которого происходит действие, Тугоуховские, Хлестова, Горичи, Скалозуб и другие знакомые Фамусова. В среде считается нормальным торговля крепостными. Так «Нестор негодяев знатных» променял своих верных слуг на трех борзых собак, это, несмотря но то что крепостные верно служили ему, а иногда и спасали его жизнь.

В фамусовском обществе крепостные приравниваются к животным, достаточно вспомнить слова старухи Хлёстовой: «Вели их накормить… от ужина сошли подачку» . Фамусов может отправить своих слуг «на поселенья» за то, что они не уследили за Софьей, которая ночью встречалась, как думает Фамусов, с Чацким.

Графиня-внучка, уходя, сказала графине-бабушке» «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света! » – а как она хорошо объединилась с «уродами» против Чацкого. В их обществе нет искренности, Софья обманывает отца, Лиза вынуждена лгать, прикрывая хозяйку, Молчалин обманывает всех, укрыв маской своё истинное лицо.

Их отношения давно потеряли искренность и душевную теплоту. Все они преклоняются перед теми, кто богаче и могут их продвинуть по службе. В свою очередь требуют такого же отношения к себе со стороны тех, кто ниже в чинах. Фамусовское общество отличает безразличие к службе. Они практически не выполняют никаких служебных обязанностей.

Да и где найти время для работы, ведь они только сплетничают, развлекаются на балах, ходят на званые ужины и обеды. По настоянию Молчалина, Фамусов подписывает какие-то бумаги, несмотря на то что в них «противуречье есть, и многое недельно» . «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» – говорил Фамусов. На службе у него только родственники, за исключением Молчалина.

В их среде, чтобы завоевать чин, нужно не служить делу, а «прислуживаться» , как это делает Молчалин. Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю, важного человека, служившего при императрице Екатерине, о котором он говорит: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб» . Так вот этот дядя стал на время шутом, чтобы развеселить императрицу.

Важно

Все они настроены враждебно по отношению к людям, которые занимаются наукой, творчеством. Все они уверены в том, что книги – это зло: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь» . Фамусов считает, что «ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений» .

Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника князя Федора, который «чинов не хочет знать» . А все потому, что «он химик, он ботаник» . В дом Фамусова «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных» . Фамусовское общество во всем и везде слепо подражает иностранцам, особенно французам.

Чацкий вспоминает, что «французик из Бордо» , не нашел в доме Фамусова «ни звука русского, ни русского лица» . Этот «французик» чувствует себя в России как на родине, потому что здесь он важный человек и ему все рады, независимо от того, кем он был во Франции. Принято, что если человек вставляет в свою речь французские слова, фразы, то он считается хорошо воспитанным.

Читайте также:  Характеристика и образ степана в сказе медной горы хозяйка бажова

Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума» , — что оно «все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности» . Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Надо сочинение написать здесь что ли?

Никита Аблеев, вот молодц

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00099401184864048376/

http://go.mail.ru/otvet?q=фамусов+в+комедии+горе+от+ума&old_q=&in=&as_lq=&as_rq=&sf=90&ini=&

помогите написать план к сочинению-“Актуально ли комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”?

Вот по этой ссылке можешь посмотреть https://www.kritika24.ru/page.php?id=41557

В комедии «Горе от ума» основная задача А. С. Грибоедова была отразить нравы московского консервативного дворянства первых десятилетий XIX века. Основной мыслью этой пьесы является выявление изживших свое время, устаревших аристократических взглядов на важные социальные проблемы, отражена вечная борьба старого с новым. Это и есть Фамусовское общество – минувший век.

К нему относятся: богатый, знатный барин Фамусов Павел Афанасьевич, а также его близкие, такие как, супруги Горичи, князь и княжна Тугоуховские, полковник Скалозуб, старуха Хлёстова. Их объединяют общий взгляд на жизнь, общий интерес – богатство. Люди в чинах являются идеальными для фамусовского круга личностей. Они безжалостные крепостники.

Для них считается нормальным торговать людьми. У фамусовского общества есть свои страхи. Самый большой из них – просвещение. Фамусов полагает, что образованность – «чума», и уверен, что необходимо собрать все книги и сжечь их. Личностные качества и обучение не играют никакой роли в его жизни. Он руководствуется хитрым расчетом, умением забраться повыше по карьерной лестнице.

Люди фамусовского круга безразличны к работе. Павел Афанасьевич пребывая на службе управляющего в казенном месте, за весь день берется за работу только лишь один раз. Также он не глядя, подписывает бумаги, полностью показывает свое равнодушие. Кроме этого, люди данного круга преклоняются перед Западом. Они убеждены в том, что лучшее в мире место – Франция.

Чацкий сообщает, что «французик из Бордо», не обнаружил в доме Фамусова «ни звука русского, ни русского лица». Представители старой системы бестолково и безграмотно пытаются позаимствовать обычаи, культуру, и даже язык французов. Итак, люди фамусовского круга корыстолюбивы и очень эгоистичны, жаждут власти.

Совет

Они тратят все свое время, развлекаясь на балах, званых ужинах, светских мероприятиях. Во время этого они сплетничают, наговаривают, лицемерят. У фамусовского общества есть основная и единственная цель в жизни – это продвижение в карьере. Собственно поэтому Фамусов нахваливает Скалозуба, считает его лучшим перед другими.

А Чацкого наоборот презирает, хоть и замечает в нем отличный потенциал для карьеры. Таким образом, комедия Грибоедова демонстрирует нам уклад жизни и нравов русского общества, его разных культурных слоев со старыми консервативными взглядами и новыми революционными идеями. Фамусовское общество А. С. Грибоедов был разносторонним и талантливым человеком.

Но известным драматургом его сделала пьеса «Горе от ума». Сам автор отнес свое творение к жанру социальной комедии. Критики и современники сомневались в юмористической форме произведения. Книга дарит нам широкую полифонию образов. Но сюжет крутится вокруг четырех героев: Чацкий, Фамусов, его дочь Софья и секретарь Молчалин. Эти личности наиболее раскрыты автором.

Основной конфликт произведения в противоборстве устоев «фамусовского общества» и современных, европейских идей Чацкого. Среди представителей «века минувшего» не только старики, доживающие свой век дворяне. Есть молодежь, зараженная, насквозь пропитанная этими идеями, испорченная праздной, пустой жизнью. Образование и наука здесь не в чести.

Фамусов считает учение злом, ядом, уверен, что все книги должны быть сожжены. Несмотря на это «радеет» о воспитании дочки «с колыбели», нанимая ей учителей иностранцев. Не потому, что это принесет результат, а просто так принято в данной среде. В этом обществе не нужно быть добропорядочным, честным, благородным, образованным. Таким важно лишь казаться.

Низкопоклонничество и чинопочитание здесь главные добродетели. Можно быть хорошим военным, дипломатом, чиновником, исправно выполняющим свою работу, но так и не получить высокой должности. Зато те, «чья чаще гнулась шея» при чинах. Браки здесь заключаются лишь по расчету, о любви не может

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/32554623

Сочинение на тему: образ Фамусова в комедии Горе от ума

Комедия Горе от ума Грибоедова — это произведение, где затронуты общественные проблемы, которые назревали в начале девятнадцатого века. Здесь затронуто столкновение старого и нового, прошлого и настоящего, века нынешнего с веком прошедшим. Вот как раз приверженность к старому, автор и сосредоточил в образе Фамусова.

Фамусов в комедии — это реалистически созданный образ, который автор раскрыл со всех сторон. Грибоедов изобразил Фамусова и как чиновника, и как помещика, и как отца. При этом следует понимать, что таких староверов было не единицы.

Обратите внимание

Ярых защитников крепостнического дворянства было предостаточно в начале 19 века, даже больше. Их количество превышало над количеством представителей передового дворянства.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что созданный образ Фамусова в Горе от ума является типичным для представителей московского дворянства.

Характеристика Фамусова Горе от ума

Итак, в своем кратком сочинении на тему Горе от ума, а вернее на тему образа Фамусова начну со знакомства с данным представителем крепостнического дворянства, со старовером Фамусовым.

В своем сочинении по произведению Грибоедова следует сказать, что это один из главных героев. Фамусов богатый дворянин, чиновник, знатный человек.

Он хорошо известен в знатных кругах, при этом является родовитым дворянином, у которого в родстве дядя Петрович, что был известен при дворе.

Описывая в сочинении образ данного героя, следует обратиться к содержанию его образа, и тут мы увидим, что он защитник старины, он защищает старые традиции и обычаи дворян.

Он крепостник по убеждениям, считает что окружать его должны только родственники, чтобы порадеть родному человечку. Признает только богатеев, а со всеми, кто ниже его, не считается.

Если говорить о его службе, то она для него не как долг гражданина, а как возможность получить чины, звания, медали, награды и деньги. Он служит по принципу угодить вышестоящим и выслужиться перед ними.

Разговаривает Фамусов с каждым героем по-разному, в зависимости от того, что его собеседник представляет в обществе. Так, если перед ним человек своего круга, то разговор будет заискивающим и льстивым, если перед ним какой-то мелкий чиновник, то с ним и на ты можно поговорить, а слугам и вовсе можно грубить.

С дочерью он также разный. Он может и пожурить, и приласкать, и упрекнуть и позаботиться. В молодом поколении Фамусов видит будущее, поэтому и считает, что образование не нужно, оно только вредит, а наилучшим образованием и примером может быть лишь то, что дают и чему учат родители. Так он говорит Софье, что для нее он является лучшим примером.

Если говорить о моральной стороне Фамусова, то и здесь нет особых требований, лишь бы было богатство. Есть деньги, значит и жених ты подходящий. Грибоедов в образе Фамусова очень удачно отразил и показал людей, против которых в свое время выступили декабристы.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-obraz-famusova-v-komedii-gore-ot-uma.html

Сочинение на тему Фамусов и его окружение

Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменитым и известным не только в писательском кругу, но и среди простого народа именно после выхода в свет его скандальной комедии «Горе от ума». Популярность комедии в то время и в наши дни вызвана, на мой взгляд, удачным выбором темы произведения.

Автор произведения показывает нам, читателям, что не все люди на земле также умны, честны, благородны и справедливы, как главный герой произведения произведения — Чацкий. Ведь встречаются и другие люди в нашем обществе, которые могут быть жадными, алчными, несправедливыми, продажными.

И, исходя из содержания комедии, Грибоедов считает, что таких людей большинство. Само название произведения «Горе от ума» говорит об очень многом. Даже не читая комедию, уже только из названия можно сделать определенные выводы относительно главных героев.

Важно

Персонажи произведения не уважают ничего, кроме денег, богатых людей и всего, относящегося к финансам. Эти герои не любят очень умных людей, не любят, когда их чему-либо учат, особенно люди, более низкие по рангу. Для них главным качеством в человеке является наличие высокого поста либо толстого кошелька.

К сожалению, и в наше время можно встретить подобного рода людей, похожих на тех, о которых писал в своей комедии Александр Сергеевич Грибоедов. Поэтому Пример сочинения произведения актуальна и сейчас.

Фамусова автор произведения показывает как высшую степень неграмотности, алчности, самолюбия и жадности. Фамусов — хозяин дома, и именно по этому персонажу можно судить об атмосфере, царящей в его жилище.

И конечно, исходя из этого, можно сказать, что по своему характеру семья и окружение Фамусова не сильно отличались от него самого.

Фамусов не был склонен к наукам, был неграмотным, не любил читать и не любил, когда читала его дочь:Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтенъи прок-от не велик:Ей сна нет от французских книг,А мне от русских больно спится.

Фамусов не любил все, что связано с образованием. И поэтому он не любил людей умнее его и очень злился, когда такие встречались. Фамусов не любил и не ценил простых людей, он к ним просто не прислушивался. Зато любил и уважал людей богатых, в высоком чине.

И не важно, что эти люди могут быть глупыми или продажными. Такие люди привлекали Фамусова, и он был готов на все, только бы «втереться» в доверие к этим людям. Бедный человек никогда бы не стал другом и соратником для Фамусова.

Совет

Вот, например, что говорит Фамусов Чацкому перед приездом знатного генерала Скалозуба:Пожало-ста, сударь, при нем остерегись:

Известный человек, солидный,И знаков тьму отличья нахватал;Не по летам и чин завидный,Не нынче завтра генерал…

Читайте также:  Анализ сна обломова - 9 главы романа гончарова обломов

Окружение Фамусова представляет собой группу людей, объединенных одной целью.

Эта цель заключается в том, чтобы заработать «легкие» деньги, как можно больше разбогатеть, чтобы не отставать от других знатных особ.

Деньги и Пример сочинения денег — это то, без чего невозможно существование этих людей. Деньги стали неотъемлемой частью их жизни. Деньги стали их друзьями, соратниками, темой для разговоров, смыслом жизни…

После прочтения комедии «Горе от ума» мне показалось, что это вовсе не комедия, а трагедия. Трагедия людского общества, которое не способно вести нормальный образ жизни из-за своего пристрастия к деньгам и нечестной жизни. И только такие люди, как Чацкий, способны противостоять этой денежной лихорадке и вывести остальных людей из глубокого заблуждения. Заблуждения, которое мешает им жить.

В русской литературе существуют разные образы Москвы. Родина, сердце России, город, который, в отличие от Петербурга, сохранил обаяние национальной жизни, традиции старины, полуусадебного быта. Такой предстает перед нами Москва в творчестве Пушкина. И совсем другой образ древней столицы возникает у пушкинского современника – Александра Сергеевича Грибоедова.

Москву, изображенную в комедии «Горе от ума», не случайно принято называть не просто барской, а фамусовской Москвой. Общество, критически показанное Грибоедовым, возглавляется в пьесе Фамусовым. Именно в монологах Фамусова возникает перед нами наиболее подробная картина московской жизни.

Но в пьесе существуют две разные Москвы, два образа, противоречащих друг другу! В ответ на хвалебный монолог Фамусова свою оценку московских нравов дает Чацкий. Все противостояние двух веков, «века нынешнего» и «века минувшего», строится на постоянных параллелях разных точек зрения на московскую жизнь.

Обратите внимание

Начинаясь, по сути, с первого появления Чацк
ого, оно продолжается до самого конца, заканчиваясь решительным разрывом главного героя с фамусовской Москвой. Фамусов доволен своим городом.

Он защищает Москву как носительницу национальных традиций, не уступающую при этом по культуре Европе. Гостеприимство, дворянская честь, независимость суждений, уважение к женщине, по-европейски воспитанные девушки и юноши, развитые не по годам, – вот те черты, за которые ценит Фамусов московскую жизнь.

Чем же тогда недоволен Чацкий? Разве такой «набор» достоинств может быть осужден? Но Чацкий – носитель новых взглядов. Он по-другому видит бывшую столицу. Она для Чацкого – город, враждебный независимой личности, город тирании общественного мнения, диких крепостных нравов и преклонения перед «мундиром» и чинами.

Где же правда? Почему из двух точек зрения мы должны выбрать именно точку зрения Чацкого? Пьеса Грибоедова построена таким образом, что «фамусовские» персонажи как бы сами разоблачают себя. В чем видит преимущества московской жизни Молчалин? – «и награжденья брать и весело пожить».

Чем недоволен в местных нравах Скалозуб? Любовью москвичек к гвардейцам, мундиры которых ничуть не лучше мундиров в Первой армии. Гостеприимство? Да, для всех, но в том числе и для проходимцев типа Загорецкого.

Национальные традиции? Они в том, что дворянское достоинство оценивается количеством родовых душ, а не способностью посвятить свою жизнь служению России. Культура? Она в нелепом смешении двух языков – «французского с нижегородским». Воспитанность? Это умение ни одного слова не сказать без «ужимки».

Современность? Да, и в Москве есть независимость мысли, «и об правительстве иной раз так толкуют, что если б кто подслушал их… беда!» Но при этом «чтоб новизны вводили, – никогда, спаси нас Боже!» Традиции родственных связей, патриархальность? Конечно, – «при мне служащие чужие очень редки…» А ведь перед нами новая, «послепожарная», Москва! Казалось бы, что после бедствия 1812 года общество должно встряхнуться, должны появиться другие черты. Увы… «Дома новы, но предрассудки стары…» Москва строится заново, а нравы остаются теми же, что и были. Обеды, которые «ешь три часа…», баре, меняющие верных слуг на «борзые три собаки»; а ключевое – неистребимая вражда к «свободной жизни» и презрение к своему народу.

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-na-temu-famusov-i-ego-okruzhenie/

Фамусовское общество в изображении А.С. Грибоедова “Горе от ума”

Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском об­ществе правили защитники феодализ­ма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «век нынешний» и «век минувший».

« Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова — богатого, знатного бари­на, в доме которого происходит дейст­вие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб.

Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нор­мальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, ино­гда спасают их честь и жизнь, а хозяева могут  выменять их на борзых собак.

Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, что бы та от ужина дала подачку для ее арапки — девки и со­бачки. Хлестова не видит никакой раз­ницы между ними.

Важно

Сам Фамусов кри­чит на своих слуг: «В работу вас, на по­селенья вас!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Ли­зе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!»

Главное для фамусовского общест­ва — это богатство. Их идеалы — лю­ди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер», «с клю­чом», «богат и на богатой был женат». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в ге­нералы».

Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте». Он занимается делами очень неохотно.

По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и мно­гое    недельно».    Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч до­лой».

В фамусовском обществе при­нято держать на службе только родст­венников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки…» 

Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во вре­мя этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы», «льстецы и подхалимы».

Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельмо­же: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб».

Фамусов также с большим почитанием встречает пред­полагаемого жениха своей дочери Ска­лозуба, он говорит: « Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно…», «Сер­гей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте  шпагу…»

Совет

Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. По­добно Фамусову, они искренне увере­ны в том, что «ученье — вот чума, уче­ность — вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось лю­дей, и дел, и мнений».

А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевом у шагу, а книги сохранят только «для больших оказий». Фамусовское общество не признает рус­скую культуру и язык. Им ближе фран­цузская культура, они преклоняются перед ней и перед французским язы­ком.

Чацкий в своем монологе гово­рит, что французик из Бордо, не на­шел здесь «ни звука русского, ни рус­ского  лица».

Они все одинаково относятся к Чац­кому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически.

Распространяет­ся слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому.

Так Грибое­дов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями то­го  времени.

Источник: http://lit-helper.com/p_Famusovskoe_obshestvo_v_izobrajenii_A_S__Griboedova_Gore_ot_uma

Образ Фамусова и его роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

…Прошедшего житья подлейшие

Черты.

А. С. Грибоедов

Павел Афанасьевич Фамусов – один из главных героев комедии “Горе от ума”,

Идеолог старой барской Москвы – появляется перед читателем и зрителем в тот момент, когда открывается его нравственное, моральное (вернее, безнравственное и аморальное) лицо. Он снисходительно заигрывает с хорошенькой служанкой, но при появлении Софьи теряет свою важность и становится смешным. В следующей сцене он лицемерно хвастает своим “монашеским” поведением.

Откуда же такая важность и самоуверенность? Кто он такой? Фамусов – знатный, богатый дворянин, крупный чиновник.

Он гордится своим происхождением (его дядя, Максим Петрович, был известен при дворе Екатерины), дружбой с такими “тузами”, как Фома Фомич, князья Тугоуховские, Хлестова, графини Хрюмины, “не нынче – завтра генерал” Скалозуб.

У него, Фамусова, богатый, хлебосольный дом, этот человек гостеприимен, живет на широкую ногу. Он поклонник и защитник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни, считая себя патриотом, расхваливает Москву, образ жизни московских бар. Что же ценит он в старой дворянской Москве?

Обратите внимание

Он, крепостник по убеждениям, не считает крепостных равными себе; уверен, что поступает правильно, окружая себя на службе родственниками, чтобы, представляя “к крестику иль к местечку”, иметь возможность “порадеть родному человеку”. Достойными членами общества Фамусов считает только богатеев. Он уверен, что “по отцу и сыну честь”, самодовольно заявляет:

Будь плохонький, а если наберетсяДуш тысячки две родовых,Тот и жених.

Отношение к службе у него тоже своеобразное:

А у меня что дело, что не дело,Обычай мой такой:Подписано – так с плеч долой!

О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова – только средство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника – умение “обойтись” с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться.

Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екатерининского времени. Этот важный барин “на золоте едал”, “езжал-то вечно цугом”, имел “надменный нрав”.

“Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”, становился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе. Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который “на богатой был женат, переженил детей, внучат”.

Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи.

Воспитание молодого поколения – одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опасность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,Что нынче, пуще, чем когда,Безумных развелось людей, и дел, и мнений…

Заканчивает свою мысль он категорическим требованием:

Читайте также:  Образ клеонта в комедии мещанин во дворянстве мольер сочинение

…уж коли зло пресечь,Забрать все книги бы да сжечь.

Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России “французским” воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учителей “побродягами”. Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания старшим. “Учились бы, на старших глядя”, – внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам.

Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и боится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать “старшим”, а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят “служить делу, а не лицам”, отказываются “прислуживаться”.

Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу “карбонари”, “опасным человеком”, кричит: “Он вольность хочет проповедать!”, “Да он властей не признает!” Причины его беспокойства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые являются основой благополучия Фамусова и его сторонников.

Важно

К моральным качествам человека барин-крепостник никаких требований не предъявляет. Богатство – вот его бог. Поэтому грубый солдафон Скалозуб, а вовсе не Чацкий, кажется ему подходящим женихом для дочери.

Поэтому, напуганный страстными нападками Чацкого на “век минувший”, Фамусов с готовностью подхватывает и охотно распространяет сплетню о его сумасшествии. Он еще чувствует себя достаточно сильным: вокруг единомышленники, имеющие власть, влияние. Чацкий уедет, неприятная история с Молчалиным забудется…

Конечно, Фамусова волнует, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”, и свой гнев, свое раздражение он выплескивает на слуг, еще раз показывая, что их он людьми не считает, его власть над ними безгранична. “В работу вас! На поселенье вас!” – это не пустые угрозы. И все-таки самоуверенность его поколеблена.

Как идеолог старой барской Москвы он не может не понимать, что стоит на зыбкой почве, что таким, как он, нанесен удар “качеством силы свежей” (И. А. Гончаров).

Грибоедовым создан очень интересный герой, прекрасно отражающий свое время, раскрывающий те его стороны, против которых выступили истинные патриоты России – декабристы. Многочисленные Фамусовы принадлежат истории. Но грибоедовский герой, с его откровенным консерватизмом, сочетанием высокомерия и заискивания, яркой, колоритной речью, незабываем.

Источник: http://www.sochuroki.com/obraz-famusova-i-ego-rol-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Сочинение. Гости в доме Фамусова (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

“Горе от ума” сочинение, Фамусов (Сочинение “Горе от ума”).

Великая, царственная Москва XIX века. В ее цветущих садах и парках, в ее пышных домах и залах разгуливает аристократическая верхушка.

Знать безудержно и безрассудно веселится, даже не подозревая о том, что в это время один из русских писателей решил создать пьесу, и ее героями он выбрал каждого из них, приверженцев крепостничества и единовластия Екатерины II.

Совет

Пьеса будет дописана, и любой из представителей высшего московского общества сможет узнать в каком-то из ее героев себя.

А. С. Грибоедов собрал в доме Павла Фамусова разных персонажей, являющихся воплощением характерных черт людей высшего света. Это хитрые, ловкие дельцы, такие как Загорецкий. Это такие люди, как Молчалин, с молчаливого позволения которых творится беспредел в окружающем нас мире. Это карьеристы и глупцы, погрязшие в роскоши и лицемерии, потерявшие при этом свое человеческое обличие.

Фамусов – знатный барин, дворянин, беззаботно живущий в своей обители. Его жизнь довольно разнообразна: взятки, лесть, прислуживание тем, кто выше рангом, вольное и хамское обращение с теми, у кого нет ни званий, ни богатств.

И вот, в эту размеренную и спокойную жизнь врывается правда в обличии Александра Чацкого. Покой Фамусова нарушен уже после первой беседы с Александром. Фамусов очень настороженно, со страхом размышляет о речах Чацкого: «Он вольность хочет проповедать!».

Не по душе несдержанные высказывания Чацкого и дочери Фамусова – Софье.

Автор собирает всю разношерстную московскую публику в доме Фамусова. Всех знатных гостей тут же оценивает Чацкий, высмеивая неприкрытые пороки каждого.

Лицемерие высшего общества, пустая болтовня женщин и нескончаемый поток сплетен раздражает и гневит его.

Это общество отказывается слушать и слышать нового человека – образованного, с чистой душой, открыто заявляющего о своих взглядах на жизнь.

Софья, на которую Чацкий возлагал свои последние надежды, предала его. Софье не нужна его любовь, и она с легкостью объявляет его сумасшедшим. А высший свет только того и ждал – легче признать чье-либо сумасшествие, чем свою глупость.

Чацкому ничего не остается, кроме как покинуть дом Фамусова, и он уезжает, побежденный московским окружением. Но все-таки покой в доме и сердцах гостей был нарушен. Фамусовы, Загорецкие, Скалозубы, Молчалины – это собирательные образы, в которых автор отобразил лживую, лицемерную, развращенную бездельем верхушку общества екатерининской эпохи.

Обратите внимание

В этих людях сочетается масса различных качеств: безмерная любовь к своему ребенку и полное безразличие к другим близким людям, отсутствие чувства долга и тяга к обогащению любыми способами. Тем не менее, таких людей, для которых просвещение – страшное зло, ставят в пример в «фамусовском» обществе.

Но автор дает нам надежду на то, что всегда найдется обличитель, который откроет людям глаза на пороки того или иного общества.

Источник: http://vsesoch.ru/a-s-griboedov/1149-sochinenie-gosti-v-dome-famusova-po-komedii-a-s-griboedova-lgore-ot-umar.html

Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы? 

Чацкий

В комедии «Горе от ума» Грибоедов изобразил «…и картину нравов, и галерею живых типов» представителей московского дворянства двадцатых годов девятнадцатого века. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Знакомые и друзья Фамусова, особенно люди старшего поколения, являются сторонниками самодержавно-крепостного строя России.

Им дорого прошлое, век Екатерины Второй, когда особенно сильна была власть помещиков-дворян. С благоговением вспоминает Фамусов об этом времени. Идеалом человека, достигшего всех благ, для него является вельможа Максим Петрович, который «не то на серебре — // На золоте едал; // сто человек к услугам; // Весь в орденах; езжал-то вечно цугом…

»

Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят по его происхождению и богатству, а не по личным качествам:

Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь;  Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых,

Вот и жених.

Это говорит Фамусов, но такого же мнения придерживается и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, она перестает им интересоваться, потому что такой зять ей не нужен.

В барской Москве не считают крепостных слуг людьми и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, как один помещик обменял на трех борзых собак своих преданных слуг, которые не раз ему спасали жизнь.

Хлестова приезжает на вечер в дом к Фамусову в сопровождении «арапки-девки» и собачки и просит Софью:

Вели их накормить ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку!

Цель жизни для Фамусова и его окружения — богатство и блестящая карьера. Служба в понимании представителей светского общества — это возможность «подслужиться»,источник почестей и доходов. Не об интересах государства, а о личной выгоде заботятся фамусовы. Полковник Скалозуб, например, заявляет:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;  Oб них как истинный философ я сужу: 

Мне только бы досталось в генералы.

Он довольно успешно делает свою карьеру, откровенно объясняя свое продвижение по службе не личными качествами, а тем, что обстоятельства ему благоприятствуют:

Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты: То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Важно

 Карьеризм, угодливость начальству, подхалимство — все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно ярко раскрыты в образе Молчалина: «Вот он на цыпочках, и не богат словами». Молчалин — личный секретарь Фамусова. На службе у него он только три года, но уже успел получить три награжденья, стать нужным человеком для Фамусова и завоевать сердце Софьи:

Он наконец: уступчик, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких…

Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей карьеры:

А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

У Молчалина есть все данные стать важным чиновником: умение «подслужиться», отсутствие моральных убеждений и два «таланта» — «умеренность и аккуратность».

Дворяне-консерваторы как огня боятся всего нового, прогрессивного, что может угрожать их благополучию и привилегированному положению.

А так как источник этой «вольности», революционных идей они видят в образовании, то и выступают они против наук, учебных заведений, просвещения вообще. Фамусов поучает:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусову вторит Скалозуб:

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий.

Против просвещения, «пансионов, школ, лицеев», педагогического института, где «упражняются в расколах и в безверьи // Профессоры», выступают и Хлестова, и княгиня Тугоуховская. Воспитание, которое получают в дворянских семьях, делает этих людей чуждыми своему народу.

С самого детства у них создавалось убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», прививался «нечистый этот дух // Пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному.

Так могут ли эти люди быть «отечества отцами», коорых можно было бы принять за образцы высокой нравтвенности, духовности, беззаветного служения родине?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты…

Конечно же, нет. С гневом и возмущением Чацкий произносит:

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

А. С. Пушкин писал: «Не осуждаю ни плана, ни заязки, ни приличий комедии Грибоедова. Его цель — характеры и резкая картина нравов». Значение комедии состоит в том, что в ней остро высмеивается и беспощадно обличается мир фамусовых с его безнравственностью, роскошными забавами и нищетой крепостных слуг. Светские интриги, сплетни, злословие — все это попадает под беспощадную критику Чацкого. Это праздное существование, лишенное всякого общественного смысла, не должно иметь будущего.

Источник: http://5litra.ru/soch/987-famusovskoe-obschestvo-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector