Сочинение гражданский пафос лирики некрасова (поэзии)

Сочетание гражданского пафоса и проникновенного лиризма Некрасова

В стихотворении Элегия, которое можно назвать своего рода поэтическим манифестом Некрасова, он говорит о несостоятельности крестьянской реформы 1861 года, поскольку хоть люди и получили номинальную волю, жизнь их стала даже сложнее (существовали проблемы с землей, трудно было даже прокормить семью), поэтому о настоящей свободе крестьян говорить еще рано.

Стихотворение наполнено гражданским пафосом поэта: Некрасов заявляет, что проблемы простого народа должны оставаться главным объектом внимания писателя, и свою цель он видит в демонстрации их дворянству.

Стихотворение наполнено гражданским пафосом поэта: Некрасов заявляет, что проблемы простого народа должны оставаться главным объектом внимания писателя, и свою цель он видит в демонстрации их дворянству.

Пафос уступает место лиризму

Однако есть у Некрасова и такие стихотворения, где пафосу не место, он уступает место лирике. Многие стихотворения Некрасова на крестьянскую тему можно было бы даже назвать поэмами, т.к. там присутствует и четкий сюжет, и лирическое оформление.

Среди таких стихотворений можно назвать В дороге, посвященное истории крепостной девушки, воспитанной по-дворянски, а потом возвращенной в деревню.

Еду ли ночью по улице темной…, где описана жизнь несчастной падшей женщины, вынужденной поступиться собственной честью — сын ее уже умер от голода, а любимый человек оказался не в силах их содержать. В поступке этой женщины автор обвиняет общественную несправедливость и просто злую судьбу и потому считает себя не вправе ее осуждать.

Сочетание гражданского пафоса и лирики

Особенно ярко проявляется сочетание гражданского пафоса и лирики в поэме Кому на Руси жить хорошо, которая стала эпическим описанием народной жизни после крестьянской реформы.

В этой поэме Некрасов описывает несколько историй из крестьянской жизни глазами своего главного героя, Гриши Добросклонова, и приходит к выводу, что в России все-таки совсем нет счастливых людей, и отмена крепостного права на это не повлияла.

Обратите внимание

Этой чертой своего творчества Некрасов целиком и полностью обязан традициям натуральной школы, которая ставила главной своей целью описание жизни простого маленького человека, причем описывается эта жизнь максимально детально и достоверно, без прикрас.

К этому Некрасов добавил еще и собственные убеждения, желание понять проблемы крестьян и показать их дворянству. Именно из-за этого сочетания и сформировалось то, что принято называть своеобразным стилем Некрасова.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Гражданственность лирики Некрасова — Несжатая полоса, Железная дорога
Следующая тема:   Обзор творчества Тургенева — оценка духовных качеств русского человека

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/oblichitelnyi-pafos-poehzii-nekrasova

Гражданский пафос стихотворений Некрасова

Категория: Некрасов Н.А.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Н. А. Некрасов стал первым поэтом, «лиру посвятившим народу своему», воспевшим в своих произведениях народные страдания, «поставившим на вид России образы ее кормильцев».

Некрасов творил в то время, когда в жизни народа наступил особенно тяжелый период: в пятидесятые годы наступил кризис самодержавно-крепостнической системы, произвол помещиков и страдания народа достигли своего апогея.

Однако и после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилась: дарованная народу свобода вынуждала их уходить в город на заработки, где ждали нищета, голод и все тот же непосильный труд. Некрасов не мог спокойно взирать на мучения, выпавшие на долю крестьян, оставаться безучастным к судьбе народа, поэтому народная тема стала важнейшей в творчестве поэта.

Она представлена в произведениях Некрасова во всем ее многообразии. Нередко общее в крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное. Судьбы некрасовских героев различны, но каждая полна горечи и трагизма. Так, поэт повествует об «огороднике лихом», «погубившем свой век за дворянскую дочь».

Герой стихотворения проявляет необычайное благородство и силу духа, когда, пойманный около ее «горенки», он решил не навлекать на «девицу-красу» позор и принял за это «железный убор на ноги». Другой герой, извозчик Ванюха, «парень рыжий», повесился, когда понял,- что купец оставил у него в санях серебро и «он, Ваня, стал бы богат», но «господь справедливый попутал шутя…».

Купец счастливый вовремя вспомнил о деньгах, а у Вани, привыкшего жить в бедности, «помутился ум» при виде серебра, обладателем которого он мог бы стать. Герой же стихотворения «Эй, Иван» пытался покончить с собой, не выдержав жестокого обращения господ. Его нередко били, заставляли делать много тяжелой работы, до старости звали просто Иваном, что унижало его человеческое достоинство.

В итоге, абсолютно утративший моральный облик, он начал пить и после отмены крепостного права был обречен на жалкое существование… Особое внимание Некрасов уделяет несчастной судьбе русских крестьянок. В стихотворении «Тройка» поэт воссоздает женский образ, показывает типичную судьбу крестьянской женщины, удел которой — «погрузиться в сон непробудный работы и черной, и трудной».

Важно

Облик героини, «отцветшей, не успевши расцвесть», воплощает «тупое терпенье и бессмысленный вечный испуг», «бесполезно угасшую силу». Героиня стихотворения, как и большинство женщин, вынуждена терпеть не только непосильный труд, тяготы крестьянской жизни, но и побои «мужа-привередника», прихоти свекрови, «гнущей ее в три погибели».

«Ничем не согретая», она «сойдет в сырую могилу», пройдя долгий, тяжелый, полный страдания путь. Героиня же стихотворения «В дороге» оказалась загублена господами. Воспитанная в барском доме, «наученная всем дворянским манерам и штукам», она, «белоручка и белоличка», отвыкла от трудовой жизни в деревне.

Когда же господская дочь вышла замуж, героиню, «мужичку», «воротили на село», где ей «крутенько пришлось». Абсолютно неприспособленная к крестьянскому труду, она не умела «ни косить, ни ходить за коровой», «делоу нее в руках не спорилось», и «безустанная работа», чуждая ей жизнь погубили ее, обреченную на скорую кончину.

Трагичной представляется Некрасову и судьба солдатской матери, воплощенная в стихотворении «Орина, мать солдатская», образ героини которого овеян болью и полон безысходности. Сын Орины, Ваня, которого она не видела восемь лет, «воротился больнехонек».

Силы его, «детинушки богатырского сложения», были «сокрушены тяготами солдатской жизни», и он «погас, словно восковая свеченька», оставив старую мать одну с «великой печалью» в душе. Так, судьба русских крестьянок в стихотворениях Некрасова подобна «горя реченьке бездонной». Не может поэт оставаться равнодушным и к горькой доле крестьянских детей.

«Растущие свободно, ничему не учась», они «рано знакомы с трудами», как мальчик, которого лирический герой встретил в лесу, «в. студеную зимнюю пору». Маленькому мужичку приходится вести хозяйство вместе с отцом, работать под «солнца холодным огнем», чтобы прокормить большую семью. А сколько страданий и отчаяния в «тихом плаче-и жалобах детей», вынужденных работать на фабрике…

Читайте также:  Сочинение по картине дейнеки оборона севастополя 6 класс описание

«Измученные в неволе», они уже не могут «ликовать, резвиться и скакать», а мечтают лишь «скорей воротиться домой», где им, однако, «сладко не забыться»: «встретит их забота и нужда». Детям остается только рыдать, «разрывая на части сердце матери бледной своей…». В произведениях Некрасова «что ни человек — то мученик, что ни жизнь — то трагедия».

В стихотворении «Железная дорога» поэт с горечью повествует о народных страданиях, о голоде, который заставлял людей «надрываться под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной».

Именно в этих «мирных детях труда», «божьих ратниках», «ограбленных грамотеями-десятниками», «высеченных начальством, задавленных нуждой», Некрасов видит кормильцев России, тех, кто обеспечивает ее благосостояние.

Он воспевает «привычку к труду благородную», призывая «мужика уважать», восхищаться терпением и силой народа, который «вынесет все, что господь ни пошлет»; поэт убежден, что народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе», верит в «пору прекрасную», которая непременно наступит. Но в то же время Некрасов не идеализирует крестьян, в изображении народного характера поэт объективен.

Он рисует «отрадную картину» «народного счастья», когда после работы «купчина» «выставляет им бочку и недоимку дарит» и народ с криком «ура» «выпряг лошадей и купчину помчал по дороге», по-рабски радуясь его милости.

Совет

В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» лирический герой видит из окна сцену «скорби вопиющей»: мужиков, просителей, пришедших издалека, прогнали, так как хозяин «не любит оборванной черни», а им осталось лишь «разводить беспомощно руками, повторяя: суди его бог!» и терпеливо, смиренно идти обратно.

Вид этих людей, «несущих неисходное горе в сердцах», заставляет лирического героя задуматься о том, что «великой скорбью народной переполнена земля», «где народ, там и стон бесконечный».

Герой задается вопросом о народной судьбе: «проснется ли народ, исполненный сил» или он «духовно навеки почил»? Долго ли будут люди терпеть муки и унижения, «скакать по полям, по дорогам в рудниках, на железной цепи…»? Народное терпение, бессмысленная надежда на барина сатирически И одновременно с горечью изображаются Некрасовым в стихотворении «Забытая деревня».

Все ее жители ничего не могут решить без барина и наивно верят, что он «увидел, как плоха избушка у бабушки Ненилы» и «велит дать лесу», «вернет землицу», которую у крестьян «лихоимец жадный оттягал», справит свадьбу вольного хлебопашца и Наташи. Так «дело чуть за спором», народ надеется на барина, «который все не едет…». Народная вера в доброго господина, надежда на господскую милость, по сути своей рабская, возмущает Некрасова и вызывает в нем жалость. Именно в смирении народа, в долготерпении, покорности поэт видит и вину, и беду крестьян, причину их несчастий… Посвящая свои произведения народу, Некрасов не только расширяет тематику поэзии, но и вводит новые жанры, такие, как народные песни, городские романсы, бытовые баллады. Многие стихотворения написаны в форме монолога крестьянина, что обусловливает необходимость использовать «подлинно народный язык»: просторечную лексику («варган», «шальной», «уходиться»), диалектизмы. Так поэт достигает максимальной достоверности. Создается впечатление, что перед нами — необработанная простонародная речь. Кроме того, поэтика Некрасова основана на фольклоре. Им используется множество устойчивых эпитетов («белая рученька», «буйная голова», «девица-краса»), междометий («чай», «тоись»), обращений («слышь ты», «понимаешь-ста»), характерных для устного народного творчества, а также анафор, начинающихся с отрицания, типичных для народных песен и частушек. Таким образом, стихотворения Некрасова обретают истинную народность, их форма полностью соответствует содержанию. «Воспевая страдания народа», поэт делает свои произведения яркими и выразительными, достоверно повествуя о народной жизни. Выбирая своей основной темой нелегкую жизнь крестьян, Некрасов, безусловно, обрекал себя на непонятость и отвергнутость.

Многие поэты «чистого искусства» видели в его стихах не более чем политическую декларацию, его считали общественным деятелем, но не творцом, не художником, ценили гражданский пафос Некрасова, но не его поэтический талант.

Однако Некрасов и сам говорил, что «пишет не для светского общества».

Творивший для народа, писавший о народе и во имя народа, этот поэт посвящал свои стихотворения «миллионам живых существ, никогда не изображенных, просящих любящего взгляда», чем и сделал свое творчество неповторимым.



В своих произведениях М.Ю. Лермонтов часто для описания местности, используемой в работе, показывает читателю всю красоту Кавказа. Это любимое место писателя. Его поражает не только красота природы, но и так же характер, бытность и нрав народа.

Он считает их вольными, независимыми от каких-либо общественных обязательств, свободными в своих решениях людьми.

Их не в коем случае нельзя запирать в неволе, ограничивать в принятии решения самостоятельно, а самое главное нельзя заглушать свободу их нра

Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней, вершинным произведением Антона Павловича Чехова. Предчувствие больших перемен в жизни страны заставило писателя задуматься об историческом пути России, о ее прошлом, настоящем и будущем.

Такой задачи ранее Чехов перед собой не ставил. Тем не менее, в русской литературе тема оскудения и упадка дворянских имений не была новой. В свое время к этой теме обращались Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров, И. С.

Тургенев и другие русские писател

Обратите внимание

А. П. ЧеховИонычВ губернском городе С. живёт образованная и талантливая, по мнению местных жителей, семья Туркиных.

Глава семьи, Иван Петрович Туркин, «полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно.

Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно». У его домашних также есть свои та

«Четыре подпорки у человека в. жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом», И вот одну из этих подпорок человек, выбивает из-под себя, сам» обрекая на гибель родовую землю…

Взаимоисключающие стихии (огонь в «Пожаре» и вода в «Прощании с Матерой») объединяются, чтобы уничтожить главное для человека — его связь с родной землей. В. текстах Распутина наиболее частый эпитет,- сопутствующий слову «земля» — родная, т. е.

Читайте также:  Женские образы в романе толстого война и мир

та, где «кажд

Який чарівний світ навколо нас! Він озивається до кожного сотнями, тисячами звуків. Тонкі ніжні листочки шелестять на вітрі, дзюрчить чисте джерельце, лунко падають на землю великі краплі дощу. Природа також дарує нам розмаїття кольорів.

То вона огортає землю ніжною білизною снігу, то обсипає яскравими барвами весняних і літніх квітів, то обдаровує її осіннім червоним золотом. Кожен день приносить щось нове у світ, який нас оточує.

Щаслива та людина, яка вміє помічати ці зміни, передавати художн

Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь — первое в Европе демократическое «государство».

Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть Гоголя «Тарас Бульба». Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами.

Важно

Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий, приехавшие домой с учебы. Тарас счи

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора.

Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие его художественные достижения.     Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы.

Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав пис

Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Александра Трифоновича Твардовского.

Его современник не могли не замечать, что вопреки собственной смертоносной природе война нечто и возрождала – например, начисто, казалось бы, стертое репрессиями и общей атмосферой 30-х годов чувство духовного раскрепощения.

Острее других осознал и определил перемену Борис Леонидович Пастернак: «Трагический тяжелый период войны бы

Белая и красная армии: я думаю, эти понятия знакомы всем школьникам среднего звена из курса истории. Но, к сожалению, история предоставляет нам информацию о событиях, происходящих в начале 20-го века, однобоко.

Совет

Так, например, я долгое время считала, что красная армия – честные «богатыри», борющиеся за справедливость, а белая армия – зло, которое мешает установиться этой самой справедливости.

Но ведь существует и обратная сторона медали, которую я смогла разглядеть благодаря произведениям Михаила

Каждый из нас проводит за школьной партой 11 лет. Много знаний мы получаем за это время, некоторые мы забываем, некотрые совсем немного помним, но есть ещё уроки, которые запоминаются на всю жизнь.     Так и произошло с героем повести В.Распутина.

Наш герой быд из бедной семьи.Его как главного грамотея деревни отправили учиться в райцентр.     Его мать старалась собирать для него посылки, но мальчик всё равно не доедал.К тому же кто-то ещё воровал еду у него.

Мальчик сразу стал выглядеть больным и

Сейчас смотрят:{module Некрасов:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-nekrasova/10385-grazhdanskij-pafos-stikhotvorenij-nekrasova.html

Гражданский пафос поэзии Некрасова

Литературный талант Н. А. Некрасова прославил его не только как писателя и поэта, но и как редактора, журналиста и критика. В разное время он писал стихи, повести, фельетоны, водевили, сатирические куплеты – острые и злые. Некрасову принадлежит также незаконченный роман “Жизнь и похождения Тихона Тростникова”. Но основу его творческого наследия составляют, конечно, стихи.

Некрасов принадлежал к “натуральной школе”. Он считал, что литература должна отражать реальную жизнь, описывать трущобы, язвы и голод бедняков, нищету подвалов, мучения людей.

Постепенно Некрасов становится писателем-демократом, заступником “безгласных и приниженных”.

Направление обличения и протеста он считал самым верным в условиях жестокой реакции, когда в России запрещалось живое слово. Некрасов разделял демократические

взгляды Белинского и Чернышевского. Став редактором самого крупного литературного журнала “Современник”, Некрасов дружил с революционно настроенными людьми, не боялся им помогать и сочувствовать.

В 40-е годы XIX века в творчестве поэта преобладала гражданская лирика. В его произведениях отражаются темы, которые подсказывает сама жизнь.

Таковы стихотворения “В дороге”, “Тройка”, “Еду ли ночью по улице темной…”, “Огородник”, “Вчерашний день, часу в шестом…”, “Пьяница”, “Извозчик” и другие.

Обратите внимание

Беспощадная сатира Некрасова была направлена против бюрократов, царских чиновников, несправедливой жизни в целом. Многие стихи автобиографичны, написаны от первого лица и отражают личные впечатления поэта.

Некрасов вводит в свои стихотворения образ гражданина, который активно и смело защищает права молчащего народа. В создании этого образа поэт ориентировался на Белинского, Добролюбова и Чернышевского, в которых видел идеал гражданственности.

Белинскому он посвятил стихотворения “Рыцарь на час” и “Памяти Белинского”, Чернышевскому – “Пророк”, Добролюбову – “Памяти Добролюбова”. Все они были борцами-одиночками, поэтому в стихах наряду с осуждением несправедливости развивается тема одиночества борцов за свободу. Образу гражданина Некрасов придавал черты мученика, использовал христианские символы. В стихотворении “Пророк” он пишет:

Его еще покамест не распяли,

Но час придет – он будет на кресте.

Его послал Бог Гнева и Печали

Рабам земли напомнить о Христе.

В стихотворениях гражданской направленности Некрасов не только критикует и обличает. Поэты прошлого делали это и до него. Новаторство Некрасова состоит в том, что он показывал причины безобразий в жизни общества.

Стихотворение “В дороге” повествует о тяжелой судьбе крестьянской девушки. Рассказывает ее историю ямщик. Некрасов замечательно передает народную речь ямщика, сказовые интонации. История крепостной девушки типична для русской женщины, ее драматизм не вызывает удивления. Простой ямщик не понимает причин трагедии, он простодушно рассказывает о ней.

Стихотворения “Тройка” и “Пьяница” наполнены состраданием автора к беспросветной крестьянской доле. Крепостным мужикам надеяться не на что.

Описывая нравы угнетателей, Некрасов меняет тональность стихов. Они становятся гневными и суровыми. Бесчеловечные порядки помещиков по отношению к собственным крестьянам описаны в стихотворении “Родина”. В этом произведении отразились детские воспоминания поэта об отвратительных картинах угнетения и унижения, которые он наблюдал в усадьбе своего отца.

Некрасов умел простую будничную сцену превратить в яркое произведение. В стихотворении “Размышление у парадного подъезда” описана трагическая судьба многочисленных ходоков из деревень, которые пытались в столице подать жалобу на притеснения управляющих имениями.

Важно

Измученные издевательствами и грабежом управляющих, которыми зачастую были немцы, деревенские жители собирали деньги и отправляли посланцев от народа в столицу, где в роскоши жил владелец имения. Мужики месяцами караулили вельможу у парадных подъездов, но безуспешно.

Читайте также:  Сочинение по картине айвазовского девятый вал описание

Когда у них кончались деньги, просили милостыню. Вернуться в деревню им было нельзя: что сказать односельчанам? Так и пропадали мужики, надеясь на милость господ, не считающих их за людей. Некрасов показывает вопиющий контраст между нищетой крестьян и роскошной жизнью столичных вельмож.

Поэт говорит, что богачи “прокляты народом”.

Лирика Некрасова была опасна для властей. Поэт в одиночку отбивался от нападок реакционной критики. Ценность его стихов – в искренности сочувствия русскому народу.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/grazhdanskij-pafos-poezii-nekrasova/

Гражданская лирика Н. А. Некрасова

1. Путь Некрасова в литературу и обретение поэтом главной темы творчества.2. Судьба народа и ее отражение в лирике.3. Размышления о предназначении поэта.Интерес к литературе появился у Некрасова в ранней юности, вероятно, под влиянием воспитания матери. Однако отец хотел, чтобы его сын стал военным.

Узнав, что Николай собирается поступать в Петербургский университет, отец перестал высылать ему деньги. Некрасов бедствовал несколько лет, прежде чем добился определенной известности. Первая книга стихов Некрасова была написана в романтических традициях.

Позднее сам Некрасов отмечал, что его первые литературные опыты были подражанием уже известным поэтам. Большое влияние на дальнейшее творчество молодого Некрасова, по его собственному признанию, оказало знакомство с В. Г. Белинским, которого поэт воспринял как наставника.

Во многом благодаря идеям критика Некрасов обратился к теме судьбы народа, к раздумьям о путях улучшения жизни простых тружеников. Конечно, нужно отметить, что и впечатления детства тоже сыграли в этом немалую роль: отец Некрасова был помещиком, и сын, разумеется, видел, как живется крестьянам.

Сопоставляя жизнь простых людей и представителей правящей верхушки, Некрасов с негодованием указывал на вопиющее неравенство, царящее в российском обществе и в материальном, и в правовом положении. Об этом говорится, например в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Интересен прием, с помощью которого поэт дает читателям представление о социальном статусе «владельца роскошных палат». Некрасов не пишет ни о его чине, ни о доходах, ни о связях, зато показывает картину, которую можно в праздники и в будни наблюдать у дверей этого «значительного лица».

Здесь всегда много людей — по праздникам все спешат поздравить хозяина дома, в будни у дверей теснятся многочисленные просители. Еще ничего не происходит, если не считать обычную толпу у дверей, а уже явственно ощущается неприязнь автора к человеку, вместо лица, личности которого мы видим лишь фасад его дома:

Вот парадный подъезд. 

По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!

Совет

Очень скоро нам становится понятна причина этой неприязни. Некрасов пишет о том, как однажды к парадному подъезду подошла небольшая группа крестьян, «деревенских русских людей», и обратилась к швейцару с просьбой пропустить их.

Несомненно, что эти люди пришли издалека с какой-то просьбой, но слуги «значительного лица» их прогнали, зная, что хозяин «не любит оборванной черни». Описывая этот незатейливый эпизод, Некрасов убедительно передал угнетенное душевное состоянии незадачливых просителей.

Возможно, попытка обращения к хозяину роскошного дома была для них последней надеждой на решение своей проблемы, да и не только своей, но и своих односельчан, потому что подобные «ходоки» отправлялись в дальнюю дорогу обычно по решению «мира», то есть по общему решению жителей села.

Поэт отчаянно взывает к «владельцу роскошных палат», погрязшему в пороках:

Вороти их! в тебе их спасенье!

Но тут же вздыхает, понимая всю тщетность подобных упований:

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!«Размышления у парадного подъезда» — произведение сатирическое, поэтому, чтобы подчеркнуть равнодушие и пренебрежение большинства власть имущих к простому народу, Некрасов с сарказмом пишет:

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?
Это уж судьба мужика такая — безответно и терпеливо сносить все испытания и тяготы: «так ведущее нас провиденье указало». Да и для крестьян это привычно… Однако тон поэта, притворно оправдывающего описанную ситуацию, вскоре неузнаваемо меняется. Наружу прорывается неподдельная скорбь, сопереживание многотрудной долюшке русского крестьянина:

…Родная земля!

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?Завершается это стихотворение обращением к народу. Однако эти строки можно понять и как призыв к поэту, чье творчество, согласно идеям Некрасова, обязано служить интересам народа:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..Вопрос о роли поэта в жизни общества для Некрасова являлся одним из наиболее значимых. Ярко и полно эта проблема раскрывается в стихотворении «Поэт и Гражданин», построенном как диалог Поэта, уеддинившегося от общественной жизни, и Гражданина, побуждающего его занять более активную жизненную позицию. По мысли Некрасова, поэт не вправе оставаться в стороне, когда народ подвергается угнетению: Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…Любовь к родине, забота о судьбах народа — вот гражданская позиция Некрасова, которая не зависит о того, есть ли у человека поэтический дар или нет:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.Однако талант поэта ведь дан не просто так; если он есть у человека, тот обязан употребить этот дар на благо другим людям. Поэт, по мнению Некрасова, должен без страха говорить о страданиях народа и беззакониях, творимых его угнетателями:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

В этом состоит поэтическое и гражданское кредо Некрасова, которое неизменно звучит в его произведениях.

Источник: http://lit-helper.com/p_grajdanskaya_lirika_n__a__nekrasova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector