Сочинение идея, суть и смысл романа лермонтова герой нашего времени

Идея, суть и смысл романа “Герой нашего времени” Лермонтова (темы, проблемы, главная мысль)

Григорий Печорин.Художник П. Боклевский

Роман “Герой нашего времени” является одним из самых известных произведений М. Ю. Лермонтова.В этой статье представлен анализ идеи, сути и смысла романа “Герой нашего времени” (темы, проблемы и главная мысль произведения).

Смотрите: Все материалы по “Герою нашего времени”

“…в «Герое нашего времени» писатель ставит перед собой задачу дать портрет типического представителя эпохи, обнаружить общественную болезнь, отражающую исторические особенности времени («была бы болезнь указана», — пишет он в “Предисловии”). Этим прежде всего и определяется содержание наиболее замечательного прозаического произведения Лермонтова.

В романе, состоящем из пяти повестей, связанных между собой одним героем, всё — идейный замысел, и композиция, и сюжет — подчинено единой художественной задаче: глубокого и многостороннего изображения судьбы и характера «героя времени», его конфликта с окружающей средой. Лермонтовым создан обобщенный образ «младшего брата Онегина», представителя того поколения, которое формировалось в эпоху реакции, когда, по слову Белинского, все старое разрушено, а нового еще нет, — реакции, наступившей после 1825 года.

В судьбе «героя нашего времени» отразилась духовная драма людей, обреченных на общественное бездействие при «жажде действия и избытке чувств».

Сложность эпохи нашла свое выражение в сложности и противоречивости духовного облика Печорина.

Обратите внимание

Все, с кем судьба сталкивает Печорина, страдают, находятся на краю гибели или гибнут, но гибнет и сам Печорин, не найдя счастья и гармонии в жизни и никому не дав счастья.

Обличая эгоистический индивидуализм своего героя, сформировавшегося в условиях русской крепостнической действительности, писатель вместе с тем утверждал его превосходство над окружающей средой. «История души человеческой», представленная в романе Лермонтова, звучит как приговор всему общественному строю николаевской России.

«Герой нашего времени» — первое произведение русской прозы, в котором получила конкретно-историческое воплощение центральная тема реалистического романа XIX века, проблема взаимоотношения личности и современного общества, сложность ее формирования и интеллектуального развития.

В этом романе Лермонтов выступает как продолжатель пушкинской традиции и как великолепный мастер психологического анализа.”

(В. А. Мануйлов, примечания к роману “Герой нашего времени”, “Собрание сочинений Лермонтова в 4 томах”, том 4, 1958 г.)

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/10/ideja-sut-smysl-geroj-nashego-vremeni-temy-problemy-glavnaja-mysl.html

Какова основная мысль романа “герой нашего времени”

Знание об историческом своеобразии времени, когда задумывалось и создавалось художественное произведение, позволяет нам, читателям, понять его глубже увидеть аналогии с современностью. Так, знакомство с последекабристским периодом истории России дает возможность осознать суть романа «Герой нашего времени» Лермонтова.

Миропонимание поэта формировалось в «эпоху безвременья», когда не осталось и следа от идеалов, целей, смысла жизни прогрессивных идей пушкинского времени.

Действие стало невозможным – идею любой революции Николай І отвергал безоговорочно, – ведь благородные порывы несли за собой не только желание справедливого устройства мира, но и путь насильственного изменения государственной власти, сопровождаемый кровопролитием, в условиях наступившей реакции любое инакомыслие подлежало уничтожению.

Какова же основная мысль романа «Герой нашего времени»? Если тему автор обозначил уже в названии и более полно описал ее в предисловии как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», то идею постичь удается не сразу. Прочтя первые главы, мы, читатели, не проникаемся симпатией к главному герою, более того, склонны, как и многие современники поэта, осудить и отвернуться от Печорина.

Однако, двигаясь дальше, понимаем, что все в романе – и композиция, и несколько рассказчиков, знакомящих нас с главным героем, и отношения его с разными действующими лицами – часть замысла автора. Он стремится подвести нас к собственным выводам, где мы сможем глубже и вернее постичь суть произведения «Герой нашего времени».

Читая роман, уже во второй главе замечаем необычность композиции, где хронология событий нарушена. Да и сам Лермонтов не называет свое произведение романам – а говорит о нем так: то «длинная цепь повестей», то «записки», или просто «сочинения».

Лермонтова проникнут единством мысли, и потому, несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать.

Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут всё выходит из одной главной идеи и всё в нее возвращается».

Чтобы мы, читатели, могли глубже понять суть «Героя нашего времени», и меняет поэт хронологию, давая понять, что дело вовсе не в событиях, а во внутреннем мире человека, в многогранности его характера, который нельзя определить штампом «плохой-хороший», «добрый-злой», «жестокий-мягкосердечный».

Мы узнаем о Печорине из уст бесхитростного Максим Максимыча, нам рассказывает о встрече с ним повествователь-офицер, по отдельным фразам Веры, Вернера, понимаем, как относятся к герою разные люди, встречающиеся на жизненном пути.

Важно

Но главное – мы видим Печорина глазами самого пристрастного повествователя – самого героя. Благодаря тому, что рассказчики сменяют друг друга, внутренний мир главного героя разворачивается перед нами разными гранями.

Становится яснее суть и смысл произведения «Герой нашего времени».

История Печорина – судьба целого поколения, в котором поиски каждым смысла жизни и ее цели были порой так мучительны и неопределенны. «… Спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?..

«В основной идее романа г. Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все», – так считал В.Белинский, и вопрос это остается актуальным вот уже полтора столетия.

Будь в числе первых на доске почета

Источник:

Герой нашего времени основная мысль

«Герой нашего времени» — знаменитый роман Михаила Юрьевича Лермонтова, классика русской литературы. Впервые роман был издан в 1840 г. Какова основная мысль романа Герой нашего времени?

Основная мысль Герой нашего времени связана с центральным его образом — Печориным; все подчинено задаче всестороннего и глубокого раскрытия характера этого героя.

Основная тема Герой нашего времени — показать пороки человеческого общества.

Идея романа выражена в самом заглавии — «Герой нашего времени». Так Лермонтов назвал Печорина. Характеристика главного героя весьма иронична, потому что слово «герой» может быть понято по крайней мере в трёх значениях.

Во-первых, герой — это просто участник события; во-вторых, герой — это человек, совершивший подвиг доблести и чести; в-третьих, слово «герой» может употребляться иронически, когда этим словом называется недостойный человек, то есть «герой» воспринимается как «антигерой».

Ирония писателя заключается в том, что автор не объясняет, в каком значении он употребляет слово «герой». В предисловии к «Журналу Печорина» автор пишет: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина. Мой ответ — заглавие этой книги.

«Да это злая ирония!» — скажут они. — «Не знаю»».

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман: Лермонтов описывает состояние русского общества в период межвременья, а главное внимание уделяет раскрытию характера Печорина — представителя современного российского общества. И сюжет, и композиция служат решению этой художественной задачи.

Главная проблема Герой нашего времени — судьба незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, безысходность положения одаренных, умных, образованных молодых дворян.

Теперь вы знаете какова основная мысль романа Герой нашего времени, какие проблемы хотел раскрыть автор написав этот роман.

Источник:

Идея, суть и смысл романа «Герой нашего времени» Лермонтова (темы, проблемы, главная мысль)

Григорий Печорин.Художник П. Боклевский

Роман «Герой нашего времени» является одним из самых известных произведений М. Ю. Лермонтова.В этой статье представлен анализ идеи, сути и смысла романа «Герой нашего времени» (темы, проблемы и главная мысль произведения).

Смотрите: Все материалы по «Герою нашего времени»

«…в «Герое нашего времени» писатель ставит перед собой задачу дать портрет типического представителя эпохи, обнаружить общественную болезнь, отражающую исторические особенности времени («была бы болезнь указана», — пишет он в «Предисловии»). Этим прежде всего и определяется содержание наиболее замечательного прозаического произведения Лермонтова.

В романе, состоящем из пяти повестей, связанных между собой одним героем, всё — идейный замысел, и композиция, и сюжет — подчинено единой художественной задаче: глубокого и многостороннего изображения судьбы и характера «героя времени», его конфликта с окружающей средой. Лермонтовым создан обобщенный образ «младшего брата Онегина», представителя того поколения, которое формировалось в эпоху реакции, когда, по слову Белинского, все старое разрушено, а нового еще нет, — реакции, наступившей после 1825 года.

В судьбе «героя нашего времени» отразилась духовная драма людей, обреченных на общественное бездействие при «жажде действия и избытке чувств».

Сложность эпохи нашла свое выражение в сложности и противоречивости духовного облика Печорина.

Обличая эгоистический индивидуализм своего героя, сформировавшегося в условиях русской крепостнической действительности, писатель вместе с тем утверждал его превосходство над окружающей средой. «История души человеческой», представленная в романе Лермонтова, звучит как приговор всему общественному строю николаевской России.

«Герой нашего времени» — первое произведение русской прозы, в котором получила конкретно-историческое воплощение центральная тема реалистического романа XIX века, проблема взаимоотношения личности и современного общества, сложность ее формирования и интеллектуального развития.

В этом романе Лермонтов выступает как продолжатель пушкинской традиции и как великолепный мастер психологического анализа.»

(В. А. Мануйлов, примечания к роману «Герой нашего времени», «Собрание сочинений Лермонтова в 4 томах», том 4, 1958 г.)

Источник: https://novpedkolledg2.ru/sovety/kakova-osnovnaya-mysl-romana-geroj-nashego-vremeni.html

Значение романа “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова

Каково же значение романа “Герой нашего времени” в истории русской литературы и русской общественной мысли очень велико. В романе «Герой нашего времени», который Белинский назвал «грустной думой о нашем времени», широко отразилось общество того времени, показан и объяснен в образе Печорина характерный тип эпохи.

В предисловии к роману автор говорит, что в Печорине он дал «портрет, составленный из пороков» всего «нашего поколения», т.е. того поколения, которое осуждено в «Думе» Лермонтова. Но благодаря глубокому анализу этого образа в романе, особенно в повести «Княжна Мери», мы понимаем, что в «пороках» Печорина повинно общество и общественно-политический строй того времени.

Мы понимаем, что наше возмущение должно быть обращено, прежде всего, против тех общественных условий, которые не давали возможности одаренным людям найти применение своим «необъятным силам», заглушали их хорошие задатки, способствуя развитию дурных.

Совет

Плох тот порядок, дурно то общество, которое коверкает, делает «лишними», ненужными наиболее одаренных людей, – так говорит Лермонтов своим романом.

Но и Печорин как представитель поколения, заклейменного в «Думе», также осужден в романе.

Осуждая Печорина, поэт тем самым указывает, что для России нужны другие люди, люди цельные, здоровые духом, способные действовать, несмотря на тяжкие условия, которые им ставила жизнь.

В романе разоблачена и осмеяна – в образе Грушницкого – модная в то время игра в разочарованность.
Таким образом, в «Герое нашего времени» произнесен приговор порядкам современной поэту России, дворянскому обществу, его представителям.

Большое значение имело появление в романе образа Максима Максимыча. Этот «чисто русский тип» (по выражение Белинского) только намечался в русской литературе.

Тщательная разработка этого образа у Лермонтова отражала углубление внимания к простым людям, означала усиление демократической струи в литературе.

Образом Максима Максимыча Лермонтов утверждал: именно среди ничем не примечательных, незнатных, невидных, небогатых, простых есть люди духовно здоровые, цельные, достойные глубокого уважения.

«Герой нашего времени» был большим шагом вперед в развитии русской художественной прозы.

В сокровищнице русской литературы ко времени его появления уже были такие произведения в прозе, как «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести» Гоголя.

Обратите внимание

Но ни у Пушкина, ни у Гоголя в прозаических произведениях мы не видим еще такого глубокого интереса к психологическому анализу, т.е. к анализу внутренних переживаний героя, какой мы находим в романе Лермонтова.

Читайте также:  История жизни раневской в пьесе вишневый сад чехова: судьба и прошлое героини

Высокую оценку дали «Герою нашего времени» замечательные русские писатели прошлого.Гоголь признавался, что до Лермонтова «никто еще не писал у нас такой правильною и благоуханною прозою».

Не только художественное мастерство поэта привлекает наше внимание к роману, но и глубокое проникновение Лермонтова в действительность и его дерзновенный порыв в будущее.

Именно поэтому значение романа “Герой нашего времени” для русской истории трудно переоценить.

Источник: http://biblioman.org/compositions/lermontov/geroy-nashego-vremeny/znachenie-romana-geroy-nashego-vremeny

Смысл названия романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Смысл названия романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, которые всегда возбуждают его про­изведения, примешивается чувство сожаления и горечи.

Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить другого настолько же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано. Лермон­тов погиб спустя четыре года после смерти Пушкина.

И в эти че­тыре года были созданы его лучшие поэмы, стихотворения и гени­альный роман «Герой нашего времени».

В романе решается проблема, почему люди умные и энергич­ные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? На этот воп­рос Лермонтов отвечает историей жизни Григория Печорина — молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX столетия. Главная тема романа — изображение типичной лич­ности дворянского круга и ее жизни после поражения декабрис­тов. Ведущая мысль — осуждение этой личности, а еще — резкое неприятие породившей ее социальной среды.  Почему же роман так назван? Почему Печорин — «герой своего времени»?

Это романтик по характеру и поведению, человек исключитель­ных способностей, выдающегося ума, сильной воли. Ему свой­ственны самые высокие стремления к общественной деятельнос­ти и пылкие желания. Он возвышается над людьми своей среды разносторонним образованием, широкой осведомленностью в литературе, науках, философии.

Ему известны социально-фило- софские теории утопистов, объективных и субъективных идеали­стов. Сам он материалист и атеист. Главный недостаток видит он в неспособности своего поколения «к великим жертвам для блага человечества». Ненавидя и презирая аристократов, Печорин бли­же сходится с людьми демократических взглядов.

Печорин не лишен добрых порывов и не скрывает своего со­чувствия к угнетенным, но его благие стремления не получили раз­вития.

Важно

Духовная пустота высшего света исказила и заглушила воз­можности Печорина, изуродовала его нравственный облик, сни­зила свойственную ему (как и многим другим молодым людям того времени) жизненную активность. По Словам Н. Г.

Чернышевско­го, Печорин — «пример того, какими становятся лучшие, силь­нейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной об­становки их круга». Печорин полностью ощутил и понял, что в условиях самодержавия для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна.

Сомнения опусто­шили Печорина до того, что у него остались только два убежде­ния: рождение — несчастье, и смерть неизбежна. Разошедший­ся со светским обществом, к которому он принадлежит по рожде­нию и воспитанию, обличающий его, он творит жестокий суд над собой, в этом, по словам В. Г. Белинского, «сила духа и могуще­ство воли».

Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в холодного, жестокого эгоиста, застывшего в гордом одиночестве, ненавистного даже самому себе. «Насыщенная гор­дость» — так определено им человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы.

Ради капризной при­хоти, без долгих раздумий, он вырвал Бэлу из родной почвы и по­губил. Им несправедливо и совершенно незаслуженно обижен ста­рый добрый штабс-капитан Максим Максимыч. Ради пустого во­локитства и любопытства он разорил гнездо «честных контрабан­дистов».

Им нарушен семейный покой Веры, грубо оскорблены любовь и достоинство княжны Мери.

Печорин, по оценке Н. А. Добролюбова, не зная куда идти и куда девать свои силы, истощает жар души на мелкие страсти и ничтожные дела. Положение и судьба Печорина трагические. Тра­гедия Печорина в том, что его не удовлетворяет ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм и скеп­тицизм.

Совет

Разуверившись во всем, разъедаемый самыми мрачными сомнениями, он, как и множество молодых людей его времени, жадно тянется к осмыслен ной, социально-направленной деятель­ности, но в тех обстоятельствах ее не находит.

Печорин — страда­ющий эгоист, эгоист поневоле, по обстоятельствам, определяю­щим его характер и поступки.

Лермонтов показывает, что на характер человека влияют со­циальные условия, среда, в которой он живет. Печорин не родил­ся «нравственным калекой». Природа дала ему и глубокий, ост­рый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю.

В том, что пре­красные задатки Печорина погибли, виновато общество, вино­ваты социальные условия, в которых воспитывался и жил г ерой. Автор создал правдивый, типический образ, в котором отрази­лись существенные черты целого поколения: «…это портрет, со­ставленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению 30-х годов. «Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!» — говорит он всем содержанием книги. Они «не способны более к великим жертвам ни для блага человече­ства, ни даже для собственного… счастья». Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.

Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал «ис­торию души человеческой». В. Г.

Белинский говорил, что ро­ман — правдивое произведение, в котором нашли отражение об­щественные проблемы, волновавшие передовых, мыслящих со­временников: «… какова бы она ни была, эта действительность, она больше скажет нам, больше научит нас, чем все выдумки и поучения моралистов…».

Источник: https://sochinenya.com/smysl-nazvaniya-romana-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Какова основная мысль романа “Герой нашего времени”

Инструкция

Время, описанное М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», казалось сложным и запутанным. Еще свежи были в памяти события, связанные с восстанием декабристов, которое жестоко подавил царизм. Придя к власти, Николай I стремился с корнем вырвать ростки свободомыслия.

Его целью было превращение страны в одну большую казарму. А из своих подданных правитель хотел сделать послушных исполнителей царской воли, лишенных индивидуальности, но склонных к индивидуализму.

Образ Печорина, типичного представителя российского общества, Лермонтов разрабатывал долго.

В своем романе автор постарался отразить не только свое время, но и тех людей, которые выражали противоречивые тенденции эпохи 30-х годов XIX века.

Обратите внимание

К чему стремились лучшие представители народа? Каковы были их жизненные цели и идеалы? Ответить на эти и другие подобные вопросы позволил образ русского офицера Печорина.

Личность Григория Печорина по-своему уникальна. В свои двадцать пять лет он сумел хорошо изучить людей, их характеры, привычки и слабости.

Но знания в области человеческой психологии герой использует часто в корыстных целях, теша свое самолюбие и спасаясь от скуки. По натуре неисправимый эгоист, Печорин редко по-настоящему беспокоится о судьбах окружающих.

Он не стремится к прочным отношениям и избегает обременительных привязанностей.

Будучи от природы болезненно самолюбивым, Печорин оказывается не способным к дружбе и любви. Его отношения с другими людьми строятся на трезвом расчете. Герой избегает погружения в сильные эмоции. По его собственным словам, плакал он лишь раз в своей жизни.

Корни подобной черствости автор романа находит в детстве героя, когда тот был лишен ласки и понимания со стороны взрослых.

Не имея высоких идеалов и жизненных ориентиров, Печорин так и не находит своего места в жизни. Временами кажется, что он уже вовсе не способен чувствовать.

Но нравственные изъяны сочетаются в этой фигуре с неординарным мышлением, сильной волей, пренебрежением к опасности и смерти. Возможно, Печорин мог бы стать одним из лидеров своего времени и пламенных борцов за счастье страны и ее народа, родись он в другую эпоху.

Однако никто не волен выбирать время своего рождения.

Почему же тогда Лермонтов называет эту противоречивую фигуру героем своего времени? Печорин – яркое и обобщенное отражение общественных отношений, царивших в российском государстве начала и середины XIX века. Общество той эпохи отличалось отрешенностью от действительности, пренебрежением к вопросам добра и зла, эгоизмом представителей элиты и отсутствием искренней заботы о ближних. В образе Печорина и отразились почти все эти тенденции.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-872445–kakova-osnovnaya-mysl-romana-geroy-nashego-vremeni

Сочинение на тему: Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком.

Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов.

Сначала была написана повесть «Тамань», потом – «Фаталист», позже автор решил создать «длинную цепь повестей» и объединить их в роман. Основной задачей автор считал раскрытие характера и внутреннего мира героя, сложившегося представителя поколения 30-х годов XIX века.

Лермонтов сам был из этого несчастного поколения дворянской молодежи, которая не могла проявить себя служением на благо родины. Юность и пора возмужания этих людей проходила в условиях правительственной реакции после подавления восстания декабристов.

Важно

Светлые идеалы были утрачены, жизненные цели отсутствовали. Как следствие такой общественной ситуации появляются герои с характером Печорина.

В ходе работы над романом автор три раза редактировал свое произведение, меняя очередность глав. В третьей, окончательной, редакции повести следуют в таком порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются записки Печорина, а в повести «Фаталист» заканчиваются. Такая композиция позволила автору воплотить философский смысл произведения.

В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое – к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях.

Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. В романе автор употребил «кольцевую композицию». Начинается он с середины событий и доходит до обыденной, негероической смерти героя. После этого события описываются от их начала к середине.

Своеобразие композиции заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней же завершается. Мы знаем, что Печорин уезжает из крепости в Петербург, а потом в Персию, но сюжетно он вновь возвращается в крепость.

Лермонтов строит свой роман в виде двух частей, которые противостоят друг другу и в то же время взаимосвязаны. В первой части героя характеризуют со стороны, а во второй – его образ раскрыт изнутри. Композиция образа главного героя также своеобразна.

Автор представляет нам своего героя постепенно, раскрывая все новые его черты. В «Бэле» о нем рассказывает Максим Максимыч, человек порядочный, но простой. Для него Печорин – загадка, так как представителей высшего света с изломанной психикой он еще не встречал.

Содержание следующей повести еще немного приподнимает завесу таинственности над личностью главного героя. Только дневник Печорина, его исповедь, дает, наконец, представление об истинных мыслях и чувствах этого противоречивого героя.

Совет

Если бы автор придерживался хронологического принципа, главы в романе следовало разместить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла» или «Фаталист», «Максим Максимыч».

Писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова.

Главное для автора – показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки. Тем более что Печорин – сложившийся человек, он не меняется по ходу повествования, поскольку не делает выводов из происходящего с ним.

Читайте также:  Сочинение мой любимый герой пушкина

Он эгоист и не изменится никогда, так как не может относиться к себе критически. Полюбить кого-нибудь, кроме себя, он тоже не в состоянии. У Лермонтова получился не роман-биография, а роман-портрет, причем портрет души, а не внешности.

Автора интересовали нравственные изменения, происшедшие с людьми поколения 30-х годов, для которых в эпоху тотальных запретов и подавления время остановилось.

Таким образом, роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным, новаторским и позволило автору глубоко проникнуть в духовный мир своего героя.

Источник: https://kodori.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/osobennosti-kompoziczii-romana-lermontova-geroj-nashego-vremeni.html

Проблематика романа Герой нашего времени сочинение

Проблематика данного романа многоплановая. Здесь раскрыты философская и нравственная темы, рассмотрены проблемы любви и дружбы, добра и зла, смысла бытия и фатума, проблемы личности и общества.

За всеми событиями романа скрыт глубокий философский смысл. Вроде бы невинные маленькие деяния приводят к большим последствиям. Еще одна тема произведения – проблема свободы выбора.

Печорин как главный герой весьма незаурядная личность, постоянно копающаяся в себе, подвергающая все свои действия и даже мысли постоянному анализу. Он задает себе массу вопросов, но, увы, либо не находит ответа, либо приходит к неправильным, ложным выводам.

Герой привлекателен внешне, уверен в себе, что, несомненно, приносит ему успех у женщин. Его ум и расчетливость заставляют их покоряться столь сильной личности. Но не податливость и покорность ищет он, а гармонию в душе. А для полного счастья ему нужна такая же высокоразвитая духовно особа, как и он сам.

В постоянном самоанализе он совершает очередную ошибку. Сам по себе психоанализ полезен, но он необходим для дальнейшего саморазвития. Печорин лишь бесстрастно наблюдает за собой как бы со стороны, но не пытается работать над собой, не ищет умных книг, не слушает добрых наставлений людей постарше.

Здесь поднята проблема поколений. Герой стремится отречься от старых устоев старшего поколения, с их несокрушимой верой, размеренностью и традициями. Но и новомодное общество его не устраивает, слишком мелкое и притворное. Положение могла бы спасти целостность натуры, но у Печорина ее нет.

Обратите внимание

Он терзаем страстями, да и то по большей части от скуки. Недостаток веры привел его к неверию в любовь и дружбу. Он наплевательски относится к нравственным устоям социума. Он идет по жизни, круша и ломая судьбы встречных людей.

Можно бесконечно писать о недостатках и пороках Печорина: неуважителен к старшим, не умеет дружить с сослуживцами, жесток с женщинами (когда цинично калечит словами их души), с легкостью влезает в чужие брачные узы, играет чужими чувствами, идет на убийство в угоду честолюбию.

Он терзаем гордыней и только это заставляет его не верить в злой фатум. Григорий полон сил и энергии, но не находит цели, ради которой можно их потратить.

Проблема личного счастья – это его бесконечные романы: трагическая история с Бэлой, подлая интрижка с княжной Мэри, нечистоплотная связь с замужней Верой. Всё не то и все не те. И снова он одинок.

Еще одна проблема того времени – проблема лишнего человека. Герой не вписывается в толпу и остается ею отвергнут. Его чрезмерная замкнутость не помогает наладить общение.

Большинство проблем Печорина вполне современны. Хочется пожелать молодежи изучать себя и работать над собой, каждодневно изменяясь и двигаясь к поставленным целям с верой и любовью в сердце.

Проблематика романа Герой нашего времени

  • Сочинение по картине Юона Купола и ласточки 6 классМастер кисти, Константин Юон, прожил долгую и интересную жизнь Его работы, удивляли и радовали зрителей яркостью и свежестью красок, необычными сюжетами, воспроизведенными с самых невероятных ракурсов. Художник много путешествовал.
  • Анализ пьесы Гроза Островского СочинениеЗнаменитый русский писатель Островский назвал одну из своих популярных пьес «Гроза». В современном мире, услышав слово «гроза» многие понимают в первую очередь как некое природное явление, которое сопровождается молнией, разрядами грома и дождем.
  • Сочинение по картине Пластова Жатва 6 классНа картине Аркадия Пластова «Жатва», написанной в 1945 году, когда Великая Отечественная война, шла к концу, но освободители- солдаты еще не вернулись домой, мы видим пришедших на уборку урожая, десяти-двенадцати летних детей и старого деда-колхозника.
  • Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина сочинениеВ комедии Фонвизина Дениса Ивановича «Недоросль», подняты не только социально-политические проблемы конца 18 века, но и тема, которая волнует просвещенного автора- воспитание и образование
  • Сочинение по рассказу Чехова Хирургия 5 классВ произведении А. П. Чехова «Хирургия» рассказывается о том, как дьячок Вонмигласов пришёл к фельдшеру Курятину сообщить о зубной боли. Фельдшер решил вырвать больной зуб. Но что-то пошло не так.
  • Сочинение по картине Левитана Березовая роща 7 классСвое полотно «Березовая роща» Исаак Ильич Левитан писал четыре года. Это была его «песня» посвященная Руси, ее красоте, очарованию и необъятным просторам. Художник тщательно работал над холстом. На картине изображена березовая роща, которую автор

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/problematika-romana-geroj-nashego-vremeni

Анализ романа «Герой нашего времени» Лермонтова

В образе главного героя Лермонтов очень ярко показывает, каков он – герой их времени, и чем отличается он от героев предыдущих эпох, Чацкого и Онегина.

Это талантливый молодой человек, который по вине жестокого режима и непонимающего его общества не может в полной мере реализовать свои способности. У нет выбора, он вынужден подчиняться приказам.

Таким образом, Лермонтов делает вывод: герой нашего времени – это представитель потерянного поколения, которого томит неинтересная жизнь, который не может оказаться нужным в этом мире.

Черты романтизма в романе

Публике сразу стало понятно, что это произедение принадлежит к течению романтизма. Герой нашего времени содержит множество типично романтических черт:

1) Например, автобиографизм Печорина; многие его мысли – это мысли Лермонтова, многие описанные в романе события происходили на самом деле. Только внешность у героя другая – ее Лермонтов списывал со Столыпина, поскольку сам был некрасив, а Столыпину очень завидовал. 

2) Большое внимание уделяется внутреннему миру героя: Печорин ведет дневник, где отображаются все его чувства.

Важно

3) Сама личность Печорина содержит множество загадок. Непонятно, откуда Печорин с самого начала взялся и из-за чего потом умер.

4) Герой очень яркий, он находится в постоянном конфликте с окружающими и стремится к свободе. Лермонтов раскрывает образ Печорина через второстепенных героев романа.

Путем романтического осмысления своего героя Лермонтова старается описать свою эпоху и свое поколение. Именно об этом и говорит само название романа.

Показано, что изначально Печорин – это очень яркая и богатая натура, в нем заложено много хорошего.

Но такому человеку сложно выжить в реальном мире, и сверхчеловек постепенно превращается в лишнего человека, который не может реализовать свои задатки, оказавшись в трудной ситуации.

Образы романа «Герой нашего времени»

Образ Печорина является спором с образом Онегина: это два разных героя разных эпох.

В пушкинскую эпоху, когда жил Онегин, у героя было гораздо больше возможностей для самосовершенствования и реализации, и в том, что Онегин чувствует себя лишним и скучающим, виноват лишь он сам.

С Печорина же автор снимает вину за его неудачную жизнь, в ней виновато общество, поколение и весь свет: у Печорина выбор невелик – либо служба, либо отставка.

Хотя в случае Печорина и отставка невозможна – он штрафной, разжалованный из-за дуэли прапорщик 28 лет. Именно этот факт и усугубляет юнкер Грушницкий.

В разговорах с девушками он не хочет признаваться, что еще слишком молод, что он юнкер, поэтому говорит всем, что он разжалован.

Таким образом, получается, что Грушницкий хвастается тем фактом, который для Печорина является стыдным и оскорбительным. 

Совет

Грушницкий – это пародийный двойник Печорина, следовательно, его необходимо уничтожить. Это и происходит на их с Печориным дуэли.

Здесь Лермонтов опять позволяет себе отсылку к Евгению Онегину Пушина, однако параллель неточная: Грушницкий никогда не был другом Печорина, а смерть его – вовсе не случайность, как это было с Ленским, а закономерность. Таким образом Печорин сам творит свою судьбу, уничтожая помехи.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Размышления Лермонтова о жизни, любви, творчестве в поэзии
Следующая тема:   Роль композиции в раскрытии характера Печорина и главной идеи романа

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/geroi-nashego-vremeni-smysl-nazvaniya-romana

Какие философские проблемы поставлены в романе Лермонтова «Герой нашего времени»? – Сочинение

Какие философские проблемы поставлены в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» по­ставлены различные философские вопросы.

Во-первых, проблема взаимодействия человека и природы. Как всегда, у Лермонтова природа здесь — доброе, благо­датное начало, она целительна для измученной души героя. Печорин в романе способен тонко чувствовать и понимать природу. Вспомним, как он восхищается летним утром перед дуэлью. С любовью описывает он в своем дневнике пейзаж, открывающийся из окон его квартиры в Пятигорске.

Вместе с тем герой является человеком «культуры», «циви­лизации», и в этом смысле он противопоставлен «естествен­ным» людям — горцам, Бэле, Азамату; контрабандистам и ун­дине. Таким образом, автор освещает этот конфликт в тради­ционном литературном русле.

Другая проблема, остро звучащая в романе, — проблема смысла жизни. Печорин у Лермонтова мучительно пытается угадать собственное предназначение. Человек сильной воли и больших возможностей, он стремится к активной жизни.

Недовольный своим бесцельным существованием, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, он спрашивает: «За­чем я жил? Для какой цели я родился?… А, верно, она суще­ствовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назна­ченья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодар­ных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни». «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на по­ступки, недостойные настоящего человека. Вместо активной, осмысленной деятельности Печорин занят светскими интри­гами.

Большое значение придается в романе понятиям «счастье», «дружба», «любовь». Автор раскрывает нам взгляд своего ге­роя на эти категории. Однако Печорин понимает эти понятия искаженно. Счастье, по мысли его, — это «насыщенная гор­дость».

Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душев­ные силы. Жить Печорину «скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось только два убеждения: рождение — несчастье, и смерть неизбежна.

Обратите внимание

Чувство любви и потребность в дружбе в представлении Печорина давно уже потеряли свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб дру­гого», — считает он. Любовь для героя — удовлетворенное че­столюбие, «сладкая пища… гордости».

«Возбуждать к себе чув­ство любви, преданности и страха — не есть ли первый при­знак и торжество власти?» — пишет Печорин в своем дневни­ке. Так, простые человеческие чувства и отношения — любовь, дружба — оказываются для героя недоступными.

Многие философские проблемы освещаются автором в дневнике Печорина. Лермонтов использует здесь эпитеты («необъятное наслаждение», «сладкая пища», «бешеных по­рывов»), метафоры («душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет», «мое сердце превращается в камень»), риторические вопросы («Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?»).

Важнейшая философская проблема романа — это пробле­ма рока, судьбы и свободной воли человека. Этой теме посвя­щена повесть, завершающая роман, — «Фаталист». На при­мере истории Вулича мы видим значимость судьбы, рока, дов­леющего над человеком. Но Печорин, обезоружив убийцу Ву­лича, здесь на собственном примере утверждает значимость личностной воли человека.

Читайте также:  Сочинения по творчеству есенина

Эта философская повесть имеет большое идейно-компози­ционное значение. Заканчивая роман на этой ноте, М.Ю. Лер­монтов придает ему жизнеутверждающее, оптимистическое звучание (герой, умерший по дороге из Персии, здесь побеж­дает саму судьбу). Вместе с тем здесь есть подспудный автор­ский мотив — призыв человека к активной, деятельной жиз­ни. И в этом — авторская позиция М.Ю. Лермонтова.

Здесь искали:

  • герой нашего времени аргументы
  • герой нашего времени проблемы и аргументы

Источник: http://sochineniye.ru/kakie-filosofskie-problemy-postavleny-v-romane-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Поиски смысла жизни Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1. Общественно-политическая обстановка.

2. Одиночество Печорина.

3. Неоднозначность образа главного героя.

4. Трагедия Печорина и литературная традиция.

После подавления декабристского восстания Россия ввергается в пучину государственной реакции и подавления любого свободомыслия. Ситуация в стране напряженная. Цензура диктует свои правила.

Каждый добропорядочный гражданин находится под неусыпным вниманием тайной полиции. Доносы и предательство становятся нормой жизни.

Именно в это нелегкое для любого образованного и культурного человека разворачивается действие романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

Главный герой романа Печорин как представитель так называемой золотой молодежи дворянской интеллигенции естественно поставлен в жесткие условия.

Он не может найти себе какое-нибудь дело, которое, с одной стороны, давало бы ему возможность самореализоваться в этой жизни, а с другой стороны, не противоречило бы всему государственному устройству России тех лет и существующим нравам. Довольно скоро Печорин оказывается в конфликте с окружающими людьми, более того он приносит несчастья всем, с кем сталкивает его судьба.

Он, не вынося глупости, чванства, пошлости, не способен пойти на компромисс с самим собой, со своими знакомыми. Поэтому зачастую мучается не менее своих невольных жертв. Лермонтов сумел создать образ не отдельно взятого человека, а довольно распространенной группы людей.

Это еще раз подтверждает Белинский, указывая: «Герой нашего времени — портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего времени». Таким образом, молодой поэт и прозаик сумел одним из первых русских литераторов затронуть в своих произведениях серьезные психологические проблемы современного ему поколения.

Важно

С первый страниц произведения читатель осознает, что перед ним раскрывается образ далеко не положительного героя. Печорин умен, однако свой ум он использует не для исполнения благих намерений. Он инициативен, но любая его деятельность так или иначе неблагоприятным образом отражается на окружающих его людях.

Молодой человек решительно достигает поставленных целей, однако он совершенно не стесняется в средствах исполнения задуманного. Так, в главе «Белла» он встречает прекрасную девушку из черкесского селения. Зная, что она уже помолвлена, Печорин тем не менее решает заполучить ее, во что бы то ни стало.

Он, используя болезненную любовь ее брата к лошадям, подговаривает подростка выкрасть из дома свою сестру взамен на породистого коня. Более того, молодой человек сам принимает активное участие в постыдной краже этого жеребца. И вот девушка уже в крепости, ничто не мешает Печорину обрести наконец свое счастье.

Главный герой добивается своего — похищенная девушка отвечает ему взаимностью. Однако тихая спокойная жизнь совершенно не прельщает молодого человека, отличающегося буйной и деятельной натурой. Предсказуемость, размеренность и обыденность убивают его, лишают всяческой творческой мысли.

Печорин по своему складу характера является человеком очень деятельным: «…беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни». Безусловно, он не удовлетворится ролью простого обывателя или стороннего наблюдателя. Он сам должен во всем разобраться и докопаться до самой сути.

Эта его черта как нельзя лучше проявилась в главе «Контрабандисты». Чрезмерное любопытство заезжего офицера в один миг изменило жизнь многих людей, однако не сделало ее более счастливой и благополучной. Наоборот, способствуя уходу контрабандистов, он обрекает на верную смерть пожилого человека и слепого мальчика.

Сам, не ведая того, Печорин, всегда оказывающийся в гуще событий, приносит людям одни несчастья. Не умея направлять свою бурную энергию в благое для себя и окружающих русло, молодой человек растрачивается по пустякам.

Его отношения со многими женщинами, к примеру, с княжной Мери и Беллой продиктовано не серьезными глубокими чувствами, не желанием как-то помочь девушкам, а стремлением просто развлечься, развеять свою все нарастающую скуку. Причем Печорину, по большому счету, все равно кто в следующий раз выступит в качестве его жертвы: молодая девушка из хорошей семьи, отдыхающая на водах, или дикая, но прекрасная дикарка.

Результатом становится один и тот же трагический финал. Влюбленная княжна Мэри на всю жизнь запомнит жестокий урок, сильно задевший ее самолюбие и оставивший горький осадок на всю ее жизнь.

В следующий раз при взаимоотношениях с мужчинами ей наверняка придется сильно постараться, чтобы вновь научиться кому-либо доверять. В случае с дикой красавицей все заканчивается еще более трагично: Белла погибает.

Однако мучительные страдания влюбленных девушек и даже смерть одной из них не очень сильно трогают Печорина.

Совет

Этот человек как бы вбирает в свою натуру две совершенно противоположных личности. Первая пребывает в постоянной эйфорической активной деятельности, поиске приключений, а вторая правильно размышляет и критически оценивает действия первой. Трезво осознавая свои поступки, Печорин прекрасно понимает, что они достойны всякого осуждения.

Подобное раздвоение личности в полной мере обусловлено острым противоречием между «глубокостью натуры и жал-костью действий одного и того же человека».

За – < мечательный блестящий офицер, хорошо образованный человек вынужден участвовать в бесполезной и выматывающей войне, общаться с людьми, которые в силу своего социального положения и интеллектуального развития, не способны его понять и принять таким, какой он есть на самом деле.

С другой стороны, Печорину давно претит искусственность, безжизненность и интриги высшего света. Поэтому он сознательно отказывается от взаимодействия с себе подобными, оказываясь, что называется, между небом и землей. Безусловно, подобное неустойчивое положение не может не отражаться и на состоянии духа главного героя.

Печорин жаждет искоренить в себе какие-либо старые привычки и принципы, навязанные ему высшим обществом, однако он знает, к чему стремиться. Сам он пока еще не в состоянии взять на себя ответственность выстроить свою систему миропонимания, свои незыблемые принципы, ведущие к гармонии, хотя бы с самим собой.

Где-то далеко-далеко впереди он видит только отблески чего-то по-настоящему великого, чего жаждет измученная душа главного героя. По мнению В. Г. Белинского, подобное состояние духа называется рефлексией: «…тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии».

Печорин настолько духовно измотан, что он уже не способен как-то по-другому, более благоприятно строить свои взаимоотношения с окружающими. Его душа, ищущая и не находящая покоя и гармонии, испепеляет сама себя.

Многие литературоведы относят главного героя произведения Лермонтова к огромной категории так называемых лишних людей, которые неизменно появляются в каждом поколении.

Обратите внимание

Однако они совершенно не лишние, поскольку выполняют важную роль в любом образованном интеллигентном обществе.

Они, так или иначе, заставляют более успешных и благополучных в плане приспо-сабливаемости людей задуматься над своими ошибками, над смыслом свой вроде бы безоблачной жизни. Это роднит Печорина и с Онегиным А. С. Пушкина, и Базаровым И. В. Тургенева.

Каждый из этих персонажей безуспешно старается найти себя в этом мире, отыскать достойное применение своим силам, своей энергии. В художественном плане Онегин находится несколько выше главного героя Лермонтова, однако, что касается идеи, автор «Героя нашего времени» превзошел гениального писателя.

Произведение еще раз доказывает, что в любые времена найдутся люди, наделенные даром более остро ощущать перемены, происходящие в окружающем мире, более чувствительно относиться к порывам и устремлениям собственной души. Этим обусловлены самые мучительные душевные переживания, выпадающие на их долю.

Сочинения » Сочинение » Поиски смысла жизни Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/poiski-smysla-zhizni-pechorina-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Смысл названия романа «Герой нашего времени» Лермонтова – факты для сочинения по теме » Сочинение на EraInfo.ru

Согласно исследованиям ученых, в частности работам знаменитого лермонтоведа Ираклия Андроникова, автор, создавая свое произведение, опирался на роман французского писателя А. Мюссе «Исповедь сына века». В то время роман был очень популярным, поэтому его название было у всех на слуху.

Произведение Мюссе рассказывало о судьбе молодого человека, который в исповедальной форме признавался в своих пороках, недостатках и рассказывал о событиях своей жизни, которые не могли вызвать уважения у окружающих.

Фактически, этот роман свидетельствовал о закате эпохи романтизма. В центре повествования стояла личность, ее внутренние переживания, однако они были ни прекрасными, ни возвышенными, а свидетельствовали о глубокой внутренней травме главного героя и невозможности для человека преодолеть собственные недостатки.

Важно

Первоначально Лермонтов хотел назвать свой роман «Один из героев начала века». Но потом, скорее всего, из-за того, что название это показалось ему чрезмерно сухим, он переделал название, обратив его к современникам.

Смысл названия «Герой нашего времени», по мнению литературоведов, заключал суть того вопроса, который автор поставил перед читателями: а насколько они готовы воплотить в своей жизни высокий идеал личности? Не получается ли у них все так, как у Григория Александровича Печорина – человека умного, с благородными порывами, но эгоистичного и самолюбивого, не умеющего приносит счастье тем, кто его любит и в кого влюблен он сам.

Лермонтов продолжил развитие русского реализма, противопоставив его романтизму, со свойственной этому литературному направлению верой в личность, в чистоту ее помыслов и стремлений.

Иные версии происхождения названия романа и смысла его названия

Смысл заглавия «Герой нашего времени» вызывал многочисленные споры со стороны современников. При этом часть образованной публики того времени категорически не принимала сюжет произведения, считая, что Лермонтов в образе главного героя изобразил все пороки своего времени.

Другие читатели романа произведение полюбили за то, что автор смог передать трагедию своего поколения – трагедию нереализованности и душевной пустоты.

К числу последних читателей произведения принадлежал известный русский критик В.Г. Белинский. Он увидел в названии романа М.Ю. Лермонтова глубокую истинность, понимание законов развития человеческого общества и знание глубин человечной психики.

Белинский высоко оценил произведение автора, посчитав, что тот отразил в нем душевные метания всего своего поколения – людей образованный и умных, не лишенных зачатков лучших человеческих добродетелей, но не знающих, чем занять себя, не понимающих законов бытия и не могущих постигнуть смысла своей жизни.

Белинский рассматривал название романа достаточно широко: как произведение о герое для всего общества, которого, по сути нет (ведь Печорин не может быть предметом для подражания), и как историю о поиске настоящего героя.

Поэтому гениальный критик в своей статье, посвященной роману, предрекал сочинению М.Ю. Лермонтова блестящее будущее, ведь проблема поиска героя своего времени всегда будет стоять перед людьми самых разных общественных эпох.

Таким образом, существует много версий происхождения названия романа «Герой нашего времени», но все они, в конечном итоге, сводятся к тому, что это название было очень удачным.

Совет

Именно оно позволило автору отразить не только центральную проблему своего повествования – поиск личности, которая бы смогла стать образцом для подражания своих соотечественников, но и блестяще передать быт, нравы и культуру своего времени.

Факты и версии об истории названия произведения, опубликованные на этой странице, могут быть использованы учениками 9 классов своих сочинения на тему «Смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени»».

Источник: http://erainfo.ru/smysl-nazvaniya-romana-geroj-nashego-vremeni-lermontova-fakty-dlya-sochineniya-po-teme/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector