Сочинение история жизни печорина в романе герой нашего времени 9 класс

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» | Литерагуру

Краткое сочинение по литературе на тему «Герой нашего времени: образ Григория Печорина в композиции романа» с цитатами из текста для 9 класса. Печорин в системе образов: как он соотносится с другими персонажами?

«Герой нашего времени» — один из первых русских психологических романов. Появившись в печати, он сразу произвел общественный резонанс.

Главная задача романа – раскрытие души главного героя, Григория Печорина, в отношениях с разнообразными личностями, в острых конфликтных ситуациях.

В этом причина особой композиции романа: здесь важна не хронологическая точность, а узнавание читателями характера.

Обратите внимание

Григорий Печорин – русский офицер, служащий на Кавказе. Он представляет собой образ «лишнего человека»: одинокий, непонятый, не нашедший своего собственного пути, а потому несчастный.

Характер раскрывается постепенно, его черты не находятся на поверхности. Вот почему сначала мы видим героя «чужими» глазами: его сослуживца Максима Максимыча и рассказчика-путешественника, от внешнего образа переходим к тайнам души.

Как раз наружностью Печорин не обделен: он не кукольно красив, но интересен («…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»), черты лица правильны.

Все – от рук до цвета волос- выражает в герое породистость и аристократичность («Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади…» и «…его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев»). Глаза сразу отражают личность Печорина: они никогда не смеются, в них стальной блеск, взгляд внимательный, изучающий.

В изложении Максима Максимыча главный герой предстает холодным, расчетливым человеком, разрушающим чужие жизни по собственной прихоти. Так он украл красавицу Бэлу из родного аула, влюбил в себя, потом она наскучила, он стал пренебрегать прежде любимой девушкой.

В итоге Бэла погибла, а Печорин не пролил ни одной слезы. Конечно, мы понимаем, что здесь играет роль разница характеров простосердечного Максима Максимыча и сдержанного Печорина, страдавшего молчаливо и глубоко.

Ведь, как мы узнаем позже, Бэла была последней ниточкой, связывающей героя с миром, его последней надеждой.

В «Журнале Печорина» мы переносимся в мысли героя, все видим через призму его восприятия. В «Тамани» мы видим авантюрное начало характера Печорина.

Важно

Его жажда приключений и желание преодолеть скуку перекрывает даже его острый ум и наблюдательность, вот почему он отправляется с таинственной девушкой, остроумно названной им Ундиной, на ночную прогулку.

Печорин чуть не погибает, ведь узнает, что попал к контрабандистам. Герой разворошил гнездо преступников, разрушил долголетний уклад. Впервые звучит мотив фатальности.

«Княжна Мэри» — самая масштабная часть романа. Здесь показано несколько ипостасей героя. Печорин-друг во взаимоотношениях с доктором Вернером (в дружбу главный герой не верит, поэтому дистанцируется от Вернера, несмотря на внутренне доброжелательное отношение).

Печорин-соперник в конфликте с Грушницким (главный герой высоко ставит честь, не позволяет смеяться над собой, он неизмеримо сильнее и выше противника, но также и безжалостнее).

Печорин-покоритель сердец в отношениях с княжной Мэри  (решил соблазнить девушку, чтобы досадить Грушницкому, забавляется и смеется над ней, вскоре проникается симпатией к героине, но не может потерять свободу и испортить жизнь Мэри своим присутствием).

Печорин — страстно любящий в отношениях с Верой (именно перед ней он не играет роль, она его давно знает и понимает, потеря Веры – главное и самое серьезное потрясение в жизни героя). Во всех ипостасях Печорин является «топором судьбы», он оставил трагический след в жизни каждого героя (а жизнь Грушницкого и вовсе оборвал).

«Фаталист» — наиболее философская глава романа, в ней герой задается вечными вопросами судьбы, предопределения, своего места в мире. Именно последнего он не находит. Его масштабная личность не находит настоящего смысла во всей жизни, ему нужны великие свершения, а вокруг обыденность. Осознание собственной ненужности приводит Печорина к собственной смерти в будущем, ему незачем жить.

Главный герой романа «Герой нашего времени» действительно отражал эпоху: это поколение потеряно, разочаровано, лучшие его представители угасли, не найдя своего пути. Личность, подобная Печорину, редко встречается. Он действительно очаровывает и может вести за собой, его благородство, тонкий ум, наблюдательность – вот качества, которым стоило бы поучиться читателям.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-pechorina-v-romane-geroj-nashego-vremeni/

История жизни Печорина (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов.

Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография «героя времени» приобрела необычайную убедительность. Печорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. Юность его прошла в удовольствиях, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели.

Совет

Светская жизнь с ее обольщениями тоже надоела. Он начал читать, учиться, и очень скоро убедился, что в том обществе, которое его взрастило, наука не может дать человеку ни счастья, ни славы, в которых он видел смысл бытия.

Жизнь обесценилась в его глазах, и его одолели скука, тоска — верные спутники разочарования..!? Он попадает на Кавказ в действующую армию, где судьба и свела его с Максимом Максимычем.

Жизнь Печорина на Кавказе изобиловала приключениями. Об одном из них поведал читателю Максим Максимыч, о некоторых других рассказывает он сам в своем «Журнале». Восстанавливать биографическую последовательность тех событий, о которых рассказано в «Журнале», нет смысла, поскольку целью «Журнала» было поведать «историю души» героя, а не историю его жизни.

Мы знакомимся с «историей души» героя после того, как уже узнали о его смерти.

Как же прошли последние годы жизни Печорина? Кавказская экзотика, свист пуль, служебные обязанности ненадолго вывели его из состояния разочарованности.

Из рассказа «Максим Максимыч» мы узнаем, что Печорин вышел в отставку и вернулся в Петербург, где, по его словам, скучал. Тоска погнала его путешествовать, и избавлением от жизненной пустоты ему представлялась только смерть.

Уже история жизни Печорина, с которой мы знакомимся в первых двух частях романа, дает возможность понять, что читателю представлен герой с очень сложным и противоречивым характером. Странность его облика, противоречивое поведение приводят в недоумение Максима Максимыча.

«Славный был малый, смею вас уверить, только немножко странен,- говорит он о Печорине своему спутнику.- Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, а ему ничего.

А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха… Да-с, с большими был странностями… человек».

Читайте также:  История создания повести детство горького от замысла до публикации

Максим Максимыч же обращает внимание читателя на исключительность, неординарность судьбы Печорина, относя его к людям, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

Заинтересованный рассказом Максима Максимыча, его спутник при встрече с Печориным внимательно всматривается в черты того, чья судьба его столь заинтриговывала, и от его внимания не может укрыться многое, что позволило ему постигнуть характер и осмыслить судьбу человека, которого он никогда не знал.

Обратите внимание

Набрасывая портрет Печорина, случайный спутник Максима Максимыча останавливает наше внимание на признаках могучей и яркой личности, резко выделяющейся среди окружающих: он говорит о его «крепком сложении, способном переносить все трудности кочевой жизни», о его уверенности в себе и внутренней сосредоточенности: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками,- верный признак некоторой скрытности характера». Путешественник почувствовал в Печорине личность, наделенную резко ощутимым сознанием собственного достоинства и в то же время отмеченную детской непосредственностью. Он пишет: «В его улыбке было что-то детское». «Что-то детское» в улыбке Печорина, личности «ума зрелого» — момент, которому придается при характеристике героя существенное значение. Это та черта, которая лишний раз наряду с упоминанием о «крепком сложении» героя проливает свет на потенциал нереализовавшей себя незаурядной личности.

Путешественник с нажимом делает штрихи, подчеркивающие аристократизм и светскость Печорина: «Пыльный бархатный сертучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической ручкой». Глаза Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся», обнаруживали, сколь серьезна разочарованность героя, насколько глубоко он разуверился во всех обольщениях мира и с какой безнадежностью смотрит на свои собственные жизненные перспективы. «Нервическая слабость», которую заметил путешественник в Печорине, видимо, явление, прямо связанное с теми «странностями» характера Печорина, о которых поведал еще Максим Максимыч. Вспомним его недоумения по поводу того, что Печорин, отличавшийся выносливостью и бесстрашием и ходивший один охотиться на кабана в стужу и слякоть, порой панически боялся простуды и нервно вздрагивал при стуке ставен. Очевидно, что петербургская жизнь способствовала закреплению давно уже начавшей подтачивать силы Печорина «нервической слабости», явившейся следствием полнейшего и окончательного разочарования во всем, усталости от бесплодных поисков смысла бытия, отчаяния от сознания бессмысленности и пустоты своей жизни.

История жизни Печорина и данный в романе психологический портрет героя приподнимают завесу над скрытыми глубинами его души, но не раскрывают самого главного, характерного для Печорина как личности «ума зрелого» — его напряженной внутренней жизни. Этот пробел в обрисовке облика героя восполняет «Журнал Печорина». Знакомство с «Журналом…» позволяет взглянуть по-иному и на то, что рассказано Максимом Максимычем о его приятеле.

Источник: http://resoch.ru/istoriya-zhizni-pechorina-sochinenie/

Сочинение на тему: ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

Перед нами величайшее произведение М. Ю. Лер­монтова — роман “Герой нашего времени”. Уже из названия видно, что речь в нем пойдет о герое и о времени. Время — это эпоха 30-х годов XIX столе­тия, в которые жил и творил сам автор.

Эпоха, на­полненная противоречиями, когда поиски человеком смысла жизни, истинных человеческих ценнос­тей сталкивались с невозможностью реализовать себя, с неприятием обществом по-настоящему сильных и цельных личностей.

Но кто же такой герой?

Героем романа М. Ю. Лермонтова выступает Печорин — молодой человек, воплотивший в себе типичные черты, присущие молодому поколению того времени. Как отмечал сам автор, “это порт­рет, составленный из пороков всего нашего поко­ления в полном их развитии”. Это незаурядный человек, которого принадлежность к высшему кругу дворянского общества

https://www.youtube.com/watch?v=9qsdW3Xho6I

оторвала от народа и в целом — от жизни. Бесцельная и бессмыслен­ная жизнь дворянства не могла удовлетворить ищущую, деятельную натуру героя.

Романтик по характеру и поведению, человек выдающегося ума и сильной воли, в душе которого живут са­мые высокие стремления к общественной дея­тельности и самые пылкие желания, Печорин возвышается над людьми своей среды разносто­ронним образованием, широкой осведомленнос­тью в литературе, науках, философии.

Самым большим недостатком своего поколения, своей среды он считает неспособность “к великим жер­твам для блага человечества”. Ненавидя и пре­зирая аристократов, сочувствуя униженным и угнетенным, герой всей своей душой тянется к людям демократических взглядов.

Однако его благие стремления не получают должного разви­тия, так как, воспитанный в дворянской среде, он впитал в себя многие черты этого общества. Духовная пустота высшего света исказила и за­глушила высокие душевные порывы Печорина, лишила его добрых целей, изуродовала

его нрав­ственный облик, превратила в холодного, жесто­кого эгоиста, снизила его жизненную активность. Это яркий “пример того, какими становятся луч­шие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга”, — отмечал Н. Г. Чернышевский.

Разуверившись во всем, разъедаемый мрачны­ми сомнениями и противоречиями, герой Лер­монтова, как и множество молодых людей того времени, тянется к осмысленной, активной дея­тельности. Но жизненные условия, обстоятель­ства окружающей действительности делают его поиски безрезультатными.

Не зная, куда идти, к чему стремиться, на что потратить свои силы, герой растрачивает себя, свою душу на мелкие страсти и ничтожные дела. Ради собственной при­хоти Печорин погубил горянку Бэлу, вырвав ее из родной ей среды и увезя с собой.

Важно

Когда его азарт и чувства остыли, он стал относиться к де­вушке холодно и безучастно, чем больно ранил ее душу и заставил жестоко страдать. К тому же для Бэлы, воспитанной в строгости нравов и тра­диций, уже не было пути назад.

Герой также сильно и незаслуженно обидел Максима Макси­мыча, который отнесся к нему с открытой душой, многое прощал ему. А ведь единственное, чего старый офицер ждал в ответ на свою дружбу, — это простое человеческое внимание, теплое, ду­шевное отношение.

Но Печорин оказался неспо­собным даже на такую мелочь, потому что его мысли заняты были только собственными эгоис­тичными стремлениями.

Из-за пустого любопыт­ства он разрушил жизнь “честных контрабанди­стов”; руководствуясь исключительно собствен­ными мелкими интересами, нарушил семейный покой Веры; грубо оскорбил любовь и достоин­ство княжны Мери. Таким образом, Печорин стремился к деятельности, но не понимал — к какой.

Из-за этого совершил множество не про­сто необдуманных, но и жестоких поступков, приведших к настоящим трагедиям в жизни ок­ружающих его людей. Но это была также и его трагедия. Ведь, играя судьбами других людей, он не испытывает ни радости, ни счастья, ни удов­летворения. Потому и продолжает совершать все больше и больше ошибок. Всюду, где появляется Печорин, он приносит только горе и сам в глуби­не души страдает от этого: “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил”.

Читайте также:  Встреча чичикова с ноздревым в трактире анализ эпизода сочинение

Печорин полон желания действовать и бороть­ся, но на самом деле он просто нравственно еще не готов к этому. Его характер, условия воспита­ния не позволяют ему подняться против действи­тельности, против веками сложившихся устоев. Неумение же сблизиться с людьми других кру­гов общества приводит его к одиночеству, порож­дает в нем и эгоизм.

Герой Лермонтова даже не осознает до конца смысла своей борьбы — и по­тому борется всего лишь с отдельными лицами, которые встречаются на его пути. Но эта борьба не имеет целей и перспектив.

Печорин осознает свою слабость и “со строгостью судьи и гражда­нина” оценивает собственные поступки, прихо­дя к неутешительным выводам: “В этой напрас­ной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни”.

Совет

Одна из основных черт лермонтовского героя — противоречивость: у него разлад между чув­ством и мыслью, между мыслью и делом.

“У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”, — записы­вает он в своем дневнике.

Он признается, что в нем живут два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. И при­говор этого судьи оказывается жестоким, но, как убеждаемся мы впоследствии, справедливым.

“Зачем я жил? для какой цели я родился? — спрашивает себя герой.

— А верно, она существо­вала, и, верно, было назначенье мне высокое, по­тому что я чувствую в душе моей силы необъят­ные; но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как же­лезо, но утратил навеки пыл благородных стрем­лений, лучший цвет жизни…” Презирая своих современников за мелочность их существования, Печорин приходит к пониманию того, что он и сам не соответствует высокой цели служения об­ществу. Подводя итог своей жизни, он видит, что прошла она так же бесцельно и бессмысленно, как жизнь его сверстников: “Моя бесцветная мо­лодость протекала в борьбе с собой и светом, луч­шие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли”.

Печорин полностью ощутил и понял, что в ус­ловиях самодержавия для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна.

Поиски героем смысла жизни и воз­можностей реализовать себя в обществе привели его к трагическим выводам: рождение — несчас­тье, и смерть неизбежна.

К сожалению, это был вывод, к которому в конце долгого и противоре­чивого пути приходили многие современники писателя.

Глубоко и всесторонне раскрыв душевный мир своего героя, его психологию, обусловлен­ную временем и средой, М. Ю. Лермонтов расска­зал нам великолепную и печальную “историю души человеческой”. В. Г.

Белинский говорил, что роман “Герой нашего времени” — это прав­дивое произведение, в котором нашли отражение общественные проблемы, волновавшие передо­вых мыслящих современников: “… какова бы она ни была, эта действительность, она больше ска­жет нам, больше научит нас, чем все выдумки и поучения моралистов…”

Глоссарий:

– сочинение на тему образ печорина в романе герой нашего времени

– сочинение на тему герой нашего времени образ печорина

– сочинение на тему образ печорина

– сочинение образ печорина в романе герой нашего времени

– сочинение на тему герои нашего времени образ печорина

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-geroj-svoego-vremeni-obraz-pechorina-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Лермонтов описывает лишь некоторые эпизоды из взрослой жизни героя, когда его характер был уже сформирован. Первое впечатление — Григорий сильная личность.

Он офицер, физически здоровый мужчина привлекательной внешности, активен, целеустремлен, обладает чувством юмора.

Чем не герой? Тем не менее, сам Лермонтов называет главного персонажа романа настолько плохим человеком, что даже сложно поверить в его существование.

Обратите внимание

Печорин вырос в богатой аристократической семье. Он с детства ни в чем не нуждался. Но у материального изобилия есть и обратная сторона — теряется смысл жизни человека. Пропадает желание к чему-то стремиться, расти духовно. Это произошло и с героем романа. Печорин не находит применения своим способностям.

Ему быстро надоела столичная жизнь с пустыми развлечениями. Любовь светских красавиц хоть и тешила самолюбие, но не задевала сердечных струн. Жажда знаний также не принесла удовлетворения: все науки быстро наскучили. Еще в юном возрасте Печорин понял, что ни счастье, ни слава от наук не зависят. «Самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким».

Пытался наш герой сочинять и путешествовать, что делали многие молодые аристократы того времени. Но эти занятия не наполнили смыслом жизнь Григория. А потому скука постоянно преследовала офицера и не позволяла убежать от себя. Хотя Григорий всячески старался это сделать.

Печорин все время в поисках приключений, ежедневно испытывает свою судьбу: на войне, в погоне за контрабандистами, на дуэли, врываясь в дом к убийце. Он тщетно пытается найти место в мире, где его острый ум, энергия и сила характера могли быть полезными. При этом Печорин не считает нужным прислушиваться к своему сердцу.

Он живет умом, руководствуясь холодным рассудком. И постоянно терпит фиаско.

Но самое печальное, что от поступков героя страдают близкие ему люди: трагически гибнут Вулич, Бэла и ее отец, убит на дуэли Грушницкий, Азамат становится преступником, страдают Мери и Вера, обижен и оскорблен Максим Максимыч, в испуге бегут контрабандисты, бросив на произвол судьбы слепого мальчика и старуху.

Похоже, что в поисках новых приключений Печорин не может остановиться ни перед чем. Он разбивает сердца и разрушает судьбы людей. Ему известно о страданиях окружающих, но он не отказывается от удовольствия сознательно их мучить. Герой называет «сладкой пищей для гордости» возможность быть для кого-то причиной счастья или страдания, не имея на это права.

Печорин разочарован в жизни, в общественной деятельности, в людях. В нем живет чувство уныния и отчаяния, бесполезности и ненужности. В дневнике Григорий постоянно анализирует свои действия, мысли и переживания. Он пытается разобраться в себе, обнажая истинные причины поступков. Но при этом обвиняет во всем социум, а не себя.

Читайте также:  Сочинение по картине дубовского море 6 класс описание

Правда, эпизоды раскаяния и желания адекватно смотреть на вещи не чужды герою. Печорин смог самокритично назвать себя «нравственным калекой» и, по сути, оказался прав. А чего стоит страстный порыв увидеться и объясниться с Верой. Но минуты эти недолговечны, и герой, вновь поглощенный скукой и самоанализом, проявляет душевную черствость, равнодушие, индивидуализм.

Важно

В предисловии к роману Лермонтов назвал главного героя больным человеком. При этом он имел в виду душу Григория. Трагедия заключается в том, что Печорин страдает не только из-за своих пороков, но и положительных качеств, чувствуя, сколько сил и талантов гибнет в нем понапрасну. Не найдя в итоге смысла жизни, Григорий решает, что его единственное предназначение – разрушать надежды людей.

Печорин – один из самых противоречивых персонажей в русской литературе. В его образе незаурядность, одаренность, энергия, честность и смелость странным образом уживаются со скептицизмом, безверием и презрением к людям.

По словам Максима Максимовича, душа Печорина состоит из одних противоречий. Он обладает крепким телосложением, но в нем проявляется непривычная слабость. Ему лет тридцать, но в лице героя есть что-то детское.

Когда Григорий смеется, его глаза остаются грустными.

Согласно русской традиции, автор испытывает Печорина двумя главными чувствами: любовью и дружбой. Однако ни одно испытание герой не выдерживает. Психологические эксперименты с Мери и Бэлой показывают Печорина тонким знатоком человеческих душ и жестоким циником. Желание завоевывать любовь женщин, Григорий объясняет исключительно честолюбием. Не способен Григорий и на дружбу.

Показательна смерть Печорина. Он умирает в пути, по дороге в далекую Персию. Наверное, Лермонтов считал, что человек, приносящий близким только страдания, всегда обречен на одиночество.

  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • Образ Бэлы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • «Герой нашего времени», анализ романа Лермонтова
  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Герой нашего времени»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник: https://goldlit.ru/lermontov/564-obraz-pechorina

Трагичность образа печорина в романе м. ю. лермонтова «герой нашего времени»

ТРАГИЧНОСТЬ ОБРАЗА ПЕЧОРИНА.Главная тема романа «Герой нашего времени» — изображение социально-типической личности дворянского круга после пораже­ния декабристов.

Основная мысль — осуждение этой личности и породившей ее социальной среды. Печорин — центральная фигура романа, его движущая сила. Он преемник Онегина — «лишний че­ловек».

Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума и сильной воли.

Лермонтов рисует портрет Печорина психологически глубоко.

Фосфорически-ослепительный, но холодный блеск глаз, проница­тельный и тяжелый взгляд, благородный лоб со следами пересека­ющихся морщин, бледные, худые пальцы, нервная расслабленность тела — все эти внешние черты портрета свидетельствуют о психо­логической сложности, интеллектуальной одаренности и волевой, злой силе Печорина. В его «равнодушно-спокойном» взгляде «не было отражения жара душевного», Печорин был равнодушен «к себе и другим», разочарован и внутренне опустошен.

Ему были присущи самые высокие стремления к обществен­ной деятельности и страстное желание свободы: «Я готов на все жертвы… но свободы моей не продам».

Печорин возвышается над людьми своей среды разносторонним образованием, широкой ос­ведомленностью в литературе, науках, философии. В неспособнос­ти своего поколения «к великим жертвам для блага человече­ства» он видит горестный недостаток.

Печорин ненавидит и пре­зирает аристократию, поэтому сближается с Вернером и Макси­мом Максимычем, не скрывает своего сочувствия угнетенным.

Совет

Но благие стремления Печорина не развились. Ничем не сдер­живаемая социально-политическая реакция, душившая все живое, духовная пустота высшего общества изменили и заглушили его возможности, изуродовали нравственный облик, снизили жизнен­ную активность. Поэтому В. Г.

Белинский назвал роман «воплем страдания» и «грустной думой» о том времени.

Чернышевский говорил, что «Лермонтов — мыслитель глубокий для своего време­ни, мыслитель серьезный — понимает и представляет своего Печо­рина как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга».

Печорин до конца ощутил и понял, что в условиях самодер­жавного деспотизма для него и его поколения осмысленная дея­тельность во имя общего блага невозможна. Это и было причиной свойственного ему безграничного скептицизма и пессимизма, убеж­дения, что жить «скучно и гадко».

Сомнения до такой степени опустошили Печорина, что у него осталось только два убеждения: рождение человека — несчастье, а смерть неизбежна. Он разошел­ся с той средой, к которой принадлежал по рождению и воспита­нию. Печорин обличает эту среду и жестоко судит себя, в этом, по словам В. Г.

Белинского, «сила духа и могущество воли» героя. Он недоволен своей бесцельной жизнью, страстно ищет и не может найти свой идеал: «Зачем я жил? для какой цели я родился?..

» Внутренне Печорин отошел от того класса, к которому по праву принадлежал по рождению и общественному положению, но но­вой системы социальных взаимоотношений, которая бы ему под­ходила, он не нашел. Поэтому Печорин и не принимает никаких законов, кроме собственных.

Печорин морально искалечен жизнью, он лишился добрых целей и превратился в холодного, жестокого и деспотичного эгои­ста, который застыл в гордом одиночестве и сам себя ненавидит.

По словам Белинского, «алчущий тревог и бурь», неутомимо гоня­ющийся за жизнью Печорин проявляет себя как злая, эгоцентри­ческая сила, которая приносит людям только страдания и несчас­тья. Человеческое счастье для Печорина — «насыщенная гордость».

Страдания и радости других людей он воспринимает «только в отношении к себе » как пищу, поддерживающую его душевные силы.

Обратите внимание

Без долгих раздумий, ради капризной прихоти Печорин вырвал Бэлу из родного очага и погубил ее, очень сильно обидел Максим Максимыча, из-за пустого волокитства разорил гнездо «честных контрабандистов», нарушил семейный покой Веры, грубо оскорбил любовь и достоинство Мери.

Печорин не знает, куда ему идти и что делать, и растрачивает силы и жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Печорин оказался в трагическом положении, с трагической судь­бой: его не удовлетворяет ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм и скептицизм.

Герой разуве­рился во всем, его разъедают мрачные сомнения, он жаждет ос­мысленной, социально-целенаправленной деятельности, но не на­ходит ее в окружающих его обстоятельствах. Печорин, как и Оне­гин, — страдающий эгоист, эгоист поневоле.

Он стал таким из-за обстоятельств, определяющих его характер и поступки, поэтому вызывает к себе сочувствие.

Источник: https://prepodka.net/tragichnost-obraza-pechorina-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector