Сочинение кулигин в пьесе гроза островского

Образ Кулигина в пьесе Островского

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Образ Кулигина в пьесе Островского

  Скачать сочинение

    Пьеса «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским, рассказывает о жизни в небольшом городке Калинове, в котором самодурство богатых помещиков не знает границ. «Темное царство», олицетворяющее этих помещиков, не имеет над собой начальников, которые могли бы высказать им свое неодобрение.

Каждый житель Калинова не согласен с этой несправедливостью, а некоторые решаются высказывать открыто то, что думают.     Первым с кем мы встречаемся в пьесе — Кулигин, простой мещанин, механик-самоучка и мечтатель. Внешность его нам не известна. Ему за пятьдесят лет, но он деятельный и инициативный.      С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы.

Он сидит на скамейке и любуется Волгой, от удовольствия даже поет. Когда к нему подходят Кудряш и Шапкин, Кулигин сразу же делится с ними своими эмоциями. «Восторг!» — говорит он, но они не понимают его радости, они «не видят» красоты пейзажа, потому — что погружены в житейские проблемы. Разговор сразу заходит о «темном царстве». Кулигин же не поддерживает бессмысленной болтовни.

Обратите внимание

Мы замечаем его реплики только «по — делу», и когда это необходимо. «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть», — заявляет о ругательствах Дикого Кулигин. Такое отношение показывает ум и неординарность поведения Кулигина, для сравнения, Кудряш хвалится, что не дает себя обидеть: «Да не спускаю и я: он — слова, а я — десять.

» Но когда, мимо проходит Дикой, Шапкин и Кудряш отходят в сторону, побоявшись, что он привяжется, Кулигин же остается сидеть на своем месте и только снимает шляпу.      В следующей сцене Кулигин разговаривает с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого.

Кулигин интересуется, почему Борис живет в таком подчинении у дяди, что даже не смеет возразить ему на бессмысленные попреки, Борис отвечает, что трудно ему жить здесь, «я здесь лишний, точно мешаю». Выслушав Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что ничего изменить не удастся и советует «угождать как-нибудь».

Кулигин умен, он четко представляет какие общественные устои царят в Калинове и объясняет это Борису: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Вместе с умением анализировать, в нем присутствуют мечтательность и поэтичность — Кулигин умеет писать стихи. Но от предложения Бориса написать жизнь в Калинове стихами отказывается: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят».

В этом проявляется его нерешительность: «Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается». Если Катерина, главная героиня «Грозы», в знак протеста идет на самоубийство, то Кулигин не хочет громких, решительных протестов.      Кулигин умеет находить общий язык с людьми. «Какой хороший человек!», — говорит о нем Борис.

Кулигин благородный мечтатель, он постоянно думает о благосостоянии общества — хочет изобрести перпетуум-мобиле и получить за него миллион, который бы потратил на то, чтобы дать работу мещанству. «А то руки есть, а работать нечего».

     «Механик, самоучка — механик», — как сам себя называет Кулигин, хочет сделать в городском парке солнечные часы, для этого ему нужно десять рублей и он просит их у Дикого. Здесь Кулигин сталкивается с упорной тупостью Дикого, просто не желающего расставаться со своими деньгами.

Добролюбов писал в своей статье «Темное царство», о том, что «самодура легко «прекратить» силой рассудительно, просвещенного ума». «Просвещенный человек не отступает, пытаясь внушить Дикому правильные понятия о пользе солнечных часов и спасительной силе громоотводов.» Но все бесполезно.

Можно только удивляться терпеливости, почтительности и упорству с которыми Кулигин пытается достучаться до Дикого.      Кулигин тонко чувствует красоту природы: «из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое…»; и сожалеет, что люди в городе совсем не видят этого, пожалуй только главная героиня пьесы Катерина, также как он, любуется красотой окружающего мира.

Бедные с утра до ночи работают, а богачи сидят дома за запертыми воротами и ругаются друг с другом. Только «молодые парни да девушки… у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками». Также он пытается объяснить людям, что не надо бояться таких удивительных явлений природы как гроза, северное сияние, комета, ими следует восторгаться и удивляться.

Важно

Но только он способен так оценивать эти природные явления, для всех остальных они являются божьим наказанием, знаком свыше, его рассуждения о науке никому не нужны и отторгаются. Грозы «всякий должен бояться», — говорит Катерина.      К Кулигину тянутся люди. Тихон Кабанов с полным доверием рассказывает ему о своих переживаниях, о том, как тяжело ему живется в доме матери.

Кулигин ясно понимает все проблемы Тихона, дает ему советы простить жену и жить своим умом. «Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди — лучше всякой». Беда в том, что Тихон не может воспользоваться этим советом, ему не позволит маменька, да и в свои силы он не верит: «Нет, своего-то ума.

»      В последней сцене пьесы, когда мертвую Катерину достают из Волги, Кулигин первым решается заявить Кабанихе: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!» После этих слов он убегает. Убегает потому, что ему до глубины души неприятно находиться рядом с этими людьми.

     Островский дал своему герою фамилию, созвучную с фамилией русского механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина, который своими изобретениями и открытиями помогал развитию общества. Кулигин не является главным героем пьесы, но автор отвел ему очень важную роль. В лице Кулигина выражается еще один протест против «темного царства».

Катерина жертвует собой в знак протеста против тирании, а Кулигин готов только на возражения. Но это не просты слезы на тяжелую жизнь, а обдуманные предложения, внедрения которых сделало бы жизнь калиновцев лучше и красивее. Если смотреть по объему, то монологи Кулигина уступают только монологам главной героини. По ходу повествования он появляется во всех ключевых сценах драмы, своими рассуждениями четко объясняя сложность сложившихся ситуаций.      В «темном царстве» Кулигин предстает хорошим человеком, он читает стихи, поет, его суждения всегда точны и обстоятельны. Он добрый мечтатель, стремящейся сделать жизнь людей лучше, расширить их знания об окружающем мире. Часто кажется, что мудрые и рассудительные мысли, которые высказывает Кулигин, являются оценкой событий пьесы самим автором.      Образ Кулигина симпатичен мне тем, что он всегда знает к чему он стремиться. У него есть цель — сделать жизнь общества лучше, для этого он старается придумать всевозможные изобретения, перпетуум-мобиле, чтобы на полученные деньги предоставить жителям города работу. Только этот персонаж обладает какими-то стремлениями в жизни, все остальные просто живут, решая житейские проблемы или создавая их другим.

     Думаю, что Островский в образе Кулигина хотел изобразить вариант решения проблемы в Калинове. Будь Кулигин не один в своих стремлениях или если бы был по — богаче, то тогда он мог бы реально изменить жизнь своего общества, но ему ничего этого не дано, и он обречен быть «изгоем» в Калинове.

126672 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Образ Кулигина в пьесе Островского

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00074201184864183885

Образ Кулигина в пьесе Островского «Гроза»

Город Калинов в пьесе Островского «Гроза» — это город, отрицающий вмешательство в его жизнь нововведений, прогресса, любого, что противно размеренному неспешному течению времени в нем.

Там все по-старому: младшее поколение боится старшего, жены покорны мужьям, главные развлечения — походы в церковь и на рынок с кем-то из сопровождающих старших.

Здесь никогда не было машин, все или ругаются, либо боятся, здесь поют только ночами, потому что старшие этот признак воли не одобрят. И уж тем более, здесь никогда не захотят помочь человеку, который хочет изменить это.

Перемены неприемлемы, они вмешиваются в жизнь, которую дал благословенному городу Калинову сам Господь Бог.

Большие города уже давно держит под контролем нечистый, ввергая в грех и предлагая свои дьявольские новшества. Именно такое отношение у всех жителей Калинова к науке и технике.

Все, что непонятно — от дьявола, все, что бросает вызов спокойному существованию — нужно уничтожить или просто не дать ходу.

Совет

Кулигину не повезло родиться здесь. Он даровитый изобретатель, как говорят, «от Бога», причём не корыстен, готов работать задаром, лишь бы людям было хорошо, лишь бы показать, что можно жить лучше.

Недаром его фамилия созвучна фамилии знаменитого русского механика — Кулибина, кстати, который тоже до конца не был понят, и многие его проекты так и не оказались реализованными, опередив время.

Кулибин, по большей части, был вынужден создавать то, что тогда востребовано: автоматы, игрушки с секретом, фейерверки для больших приёмов. Кстати, Кулибин писал стихи, как и его литературный двойник.

Кулигин так же опередил время, что никак не сдвинется с места в этом маленьком волжском городке.

Его желание помочь калиновцам натыкается на препятствие — он беден и вынужден просить на свои проекты финансовой помощи у богатых купцов, но к кому ни обратится — все прогоняют его.

Зачем кому-то облегчать жизнь, платить за всеобщее благо? Дикой жалеет даже десяти рублей на громотводы, хотя он эти же десять рублей просто кому-то обманом не доплатил.

Кулигин хочет найти перпетуум мобиле, вечный двигатель, и продать изобретение за десять миллионов, чтобы стать независимым и помогать родному городу.

Он желает быть нужным, желает помочь, изменить жизнь калиновцев к лучшему, но его творения не нужны, как и сам он.

Обратите внимание

Кто такие калиновцы в своей основной массе? Верующие, живущие по домостроевским правилам люди, жизнь которых состоит из обмана в торговле, третирования домашних, походов в церковь и на рынок. Никто не изъявляет желания изменить существующий порядок вещей.

Читайте также:  Сочинение мой чацкий. мое отношение к чацкому

Кулигин, учёный-самоучка — единственный человек в городе Калинове, который хочет перемен. Он все видит и все понимает.

Каким-то образом он не вписывается в общее течение жизни Калинова — он поёт песни днём, глядя на любимую Волгу, и его душа полностью осознает красоту природы, живописного места, в котором он живёт.

Но, однако, его судьба в том, чтобы бороться с хорошо отлаженным механизмом купеческой калиновской жизни — и постоянно быть осмеянным и отвергнутым. Он давно смирился с упрёками и руганью, но изо дня в день, встретив возможного мецената, терпеливо объясняет ценность предлагаемых новшеств.

Он — вечный проситель, и его терпение — это своего рода протест против нынешней жизни. Видимо, он придерживается мнения, что «капля камень долбит», и изо дня в день, не разочаровываясь от очередной неудачи, обращается к купцам, опять и опять объясняя достоинства нового изобретения.

Он оптимист, и верит, что когда-нибудь наступит час; Дикой, может быть, встанет с той самой ноги, его первое изобретение увидит свет, и все пойдёт, как по накатанной.

Он очень умён, все замечает и все понимает. Возможно, он один, кто полностью понял и оправдал поступок Катерины. Он уверен, что судить её может только Бог, никак не Кабаниха, Дикой и прочие. Кулигин советовал Тихону простить Катерину, но Катерина решила все сама — и покончила с собой.

Катерина не знает, его хочет, поиски этого привели её к Борису, а потом и толкнули с обрыва. Кулигин, в отличие от нее, знает, что выхода нет. Только одно редкостное терпение, везение и удача. Однако, он патриот.

Важно

Он мог бы найти благодетеля в большом городе, и там бы точно был востребован — и понимает это. Но он не уезжает.

Отдушиной для него является любование родными местами, он дышит свежим воздухом с Волги и ждёт перемен, которые чувствует с приближением грозы.

Может быть, на его веку в Калинове и произойдут перемены. Он ждёт. И он единственный имеет моральное право осудить тех, кто порицает Катерину. Эта драма — не одна лишь драма изменницы, порешившей себя со стыда. Это драма всех думающих людей того времени, желание которых изменить мир вокруг себя привело их к печальным последствиям.

Может быть, Кулигин и дождётся своего счастливого дня и сумеет изменить жизнь калиновцев к лучшему. Но пьеса заканчивается смертью Катерины, попытавшейся изменить свою жизнь.

Возможно, Островский даёт понять, что нужно много терпения — прогресс придёт даже в Калинов. И тогда Кулигин победит. Он слишком долгое время безуспешно сражался с невежеством и жадностью, чтобы упустить свой шанс.

Но Островский даёт только намёк на это. И нам остаётся только предполагать.

Автор нам показывает: самоубийство — выход только для Катерины. А он для каждого должен быть свой. И для Кулигина выход — терпеть и ждать.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/11/obraz-kuligina-v-piese-ostrovskogo-groza.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу «Гроза», в которой он поднял проблему перелома общественной жизни, проблему смены социальных устоев, проник в самую сущность противоречий своего времени, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. В противодействие самодурству выступают два образа — Катерины и Кулигина. Это сочинение посвящено второму.

Кулигин — это мещанин, механик-самоучка. В первом действие, в разговоре с Кудряшом, он предстает перед нами поэтичным ценителем природы, Кулигин восхищается Волгой, называет необыкновенный вид чудом.

Мечтатель по натуре, он, тем не менее, понимает несправедливость строя, при котором все решает грубая власть силы и денег: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит он Борису Григорьевичу: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Сам Кулигин совсем не такой, он добродетельный и мечтает о благополучии народа: «Только бы мне, сударь, перпету-мобиль найти!.., я бы все деньги для общества и употребил…»

Совет

В следующий раз Борис встречает Кулигина в третьем действии на вечерней прогулке. Кулигин снова восхищается природой, воздухом, тишиной.

В тоже время он расстраивается, что в городе сделали бульвар, а люди не гуляют, он говорит, что у всех давно ворота заперты и не от воров: «…а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят.

И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» Кулигин вроде бы и возмущен всеми устоями «темного царства», но сразу после своей гневной речи он произносит: «Ну, да Бог с ними!» словно отступаясь от своих прежних слов.

Протест его почти немой, и выражается только в возражениях, он не готов, подобно Катерине, к открытому вызову. На предложение Бориса писать стихи Кулигин тут же восклицает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так сударь за мою болтовню достается».

Однако стоит отдать ему должное, за то, с каким упорством и в тоже время учтивостью он просит у Дикого деньги на материалы для солнечных часов на бульваре: «…для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Бог с вами, Савел Прокофьич! Никакой я грубости вам, сударь, я не делаю; Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».

К сожалению, Кулигин натыкается только на грубость и невежество со стороны Дикого. Тогда он пытается уговорить Савелия Прокофьича хотя бы на громовые отводы, так как грозы в их городе частое явление. Но не добившись никакого успеха, Кулигину ничего не остается, кроме как уйти, махнув рукой.

мечтатель протест самодурство общество

Кулигин — человек науки, который с уважением относится к природе, тонко чувствует ее красоту.

В четвертом действии он обращается к толпе с монологом, пытаясь в нем объяснить людям, что не нужно бояться грозы и других природных явлений, напротив надо ими восхищаться, любоваться: «Не гроза это, а благодать!..

любоваться бы надобно да дивиться премудрости…» Но люди и не желают его слушать, все они, согласно старым обычаям, продолжают верить, что всё это к беде, что это Божья кара.

Обратите внимание

Кулигин хорошо разбирается в людях, способен к сопереживанию и может дать правильные, дельные советы — все эти качества он отлично проявил в разговоре с Тихоном: «Вы бы ей простили, да не поминали никогда…Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди — лучше всякой…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить… Врагам-то прощать надо, сударь!»

Именно Кулигин вытащил мертвую Катерину из воды и принес ее Кабановым: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!». После этих слов Кулигин убегает, он переживает это горе по-своему и не в силах делить его с людьми, которые являются виновниками самоубийства бедной девушки.

Лично мне очень симпатичен образ Кулигина. Он — как некая белая ворона в городе Калинове, резко отличается от остальных жителей образом своих мыслей, рассуждениями, ценностями, стремлениями.

Кулигин осознает несправедливость устоев «темного царства», пытается бороться с ними, мечтает улучшить жизнь простых людей. Он думает о социальном переустройстве города.

И возможно, найди Кулигин хотя бы несколько единомышленников и материальную поддержку, ему бы удалось значительно изменить Калинов в лучшую сторону. Именно это нравится мне в Кулигине больше всего — его стремление к благополучию народа.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=577863

Образ и Характеристика Кулигина в пьесе Гроза сочинение

Нельзя не отметить, что образ одного из персонажей произведения великого русского писателя Островского играет сразу же несколько задач, хотя по задумке автора не является главным героем.

И так речь идёт о Кулигине, многие специалисты и критики в области литературы считают этого героя весьма многосторонней личностью, которой можно дать весьма интересную и даже слегка необычную характеристику.

В первый же момент нужно понять, что данный герой вовсе не так прост, как кажется на первый взгляд, а его образ играет в самом произведении довольно таки значительную роль.

Можно кстати отметить тот интересный факт, что характеристика Кулигина чем-то очень напоминает характеристику Мастера, из не менее знаменитого романа «Мастер и Маргарита», романа который знают и любят многие люди.

Так же очень важно отметить, что герой Кулигин является по сути своей очень мечтательным человеком, которому совсем не важен конечный результат, ему гораздо важнее чувства и эмоции, которые испытывают другие люди, а так же его собственные переживания и эмоции.

Кулигин значительно отличается от всех других героев, да и его роль в данном произведении кардинально другая.
Читая произведение читатель без труда узнает, что данный герой является механником-самоучкой. То есть человеком, который самостоятельно изучает интересные ему темы, и старается заниматься саморазвитием.

Что касается возраста, то данный герой весьма повидавший уже человек, по сюжету произведения ему пятьдесят лет. Но, несмотря на свой возраст он продолжает заниматься саморазвитием и является человеком с высоким уровнем эрудиции и багажом теоретических знаний и умений.

Важно

Очень часто в разговорах он цитирует различных классиков, а это значит только одно, что он знаком с русской литературой на довольно хорошем уровне.

Так как по своей натуре — это чуткий человек, он восхищается всем, что его окружает. Это и природа, и окружающая его атмосфера. В общении с другими людьми он довольно таки пунктуален и тактичен. Он привык не указывать кому-либо, а лишь давать советы, воспользоваться которыми каждый человек может в той мере, в какой посчитает нужным, ну или не воспользоваться вообще.

Читайте также:  Сочинение на тему письмо маме

Каких-либо отрицательных данных в его характере не наблюдается, он не лицемерный, тактичный и очень пунктуальный человек, который уважает других и всегда готов прислушаться к мнению окружающих. В данном произведении Кулигину проще вести себя с другими героями несколько отстранено и слегка замкнуто.

Образ Кулигина в пьесе Гроза сочинение

Большинству читателей может показаться, что образ Кулигина в знаменитом произведении «Гроза» не так важен и значим, как оно есть на самом деле. Тут пожалуй важно понять, что ни один автор никогда не будет вводить в свои произведения героев, которые там вовсе не нужны только лишь для того, чтобы они там были.

Так происходит и с образом Кулигина, который на первый взгляд кажется совсем не важным персонажем. Сам по себе этот человек относится к довольно таки мечтательным натурам, для которых по сути конечной результат не так уж важен, если он вообще имеет место быть.

Многие специалисты и критики в области литературы сравнивают этого персонажа с персонажем Мастера, из знаменитого произведения «Мастер и Маргарита». И если приглядеться то действительно можно найти похожие черты в двух этих героях совершенно разных произведений.

Этот герой отличается от всех в данном произведении, у него нет алчных мыслей, в отличие от других. Его роль в произведении совсем иная, он был создан для того, чтобы показать читателям что далеко не все люди одинаково интересуются лишь личным обогащением.

Кулигин по своему происхождению является механником-самоучкой, то есть человеком который самостоятельно обрел знания в некоторых областях.

Он вообще нужно сказать по сюжету всего произведения является очень образованным человеком, который постоянно самореализуется и обучается. Это можно заметить и по его словам, которые он употребляет в общение с другими людьми, и по его взглядам на жизнь.

Он неподдельно радуется всему, что происходит вокруг, он любит природу, считая её высшем созданием, он постоянно восхищается ей.

Совет

Так же Кулигин в данном произведении является неким экскурсоводом, который рассказывает окружающим об всем, что происходит вокруг него самого и окружающих его людей.

Образ и Характеристика Кулигина в пьесе Гроза

  • Сочинение по картине Рериха Заморские гости 4 классИзвестный русский художник, который отличается своей особенной манерой письма картин, которая заставляет зрителя окунутся в сказочную и чарующую самобытность того времени. Картина «Заморские гости», показывает всю силу,
  • Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Война и мир сочинениеРоман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» основан на исторических фактах, в большинстве своём – это описание Отечественной войны 1812 года в России, а также военных действий 1805 и 1809 гг. В Отечественной войне 1812 года главенствующими
  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинениеЖизнь Чехова не отличалась раковым финалом, он не стрелялся как Пушкин и Лермонтов не был в ссылке, как Чернышевский, избежал политической иммиграции в отличие от Герцена, избежал гражданской казни как Достоевский. Но внутренний мир Чехова
  • Сочинение по картине Кончаловского Сирень в корзине 5 классЭтот замечательный натюрморт известного художника Петра ончаловского сегодня хранится в Третьяковской галерее. Это не удивляет. Так реалистично изобразить ветки цветущей сирени удавалось не каждому живописцу. Очевидно, Петр Кончаловский
  • Сочинение по картине Нисского РадугаНа картине известного советского художника Георгия Григорьевича Нисского изображена прекрасная летняя пора, когда после сильного, грозового дождя, в небе раскинула свое семицветие — радуга. Это самое яркое пятно на полотне. Она
  • Тема и идея комедии Недоросль Форнвизина сочинениеВ комедии «Недоросль» поднимается проблема воспитания. На примере семьи Простаковых мы видим грубых, необразованных и вульгарных дворян, которые считают во всём себя правыми и лучшими. Они интересуются только деньгами и быстрой наживой,

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-kuligina-v-pese-groza

Образ Кулигина в пьесе “Гроза”

В литературе классического периода каждый персонаж того или иного произведения выполняет особую функцию, образ введен не просто так. Это касается как главных, так и второстепенных персонажей. В драматических произведениях действуют такие же принципы.

Например, через образ Молчалина в грибоедовской комедии ” Горе от ума ” показана фальшь и глупость дворянского общества XIX века. А вот у Островского образ Кулигина в пьесе ” Гроза ” выполняет несколько другие функции. При анализе персонажей “Грозы” этому герою стоит уделить особое внимание.

Драматург Кулигину из “Грозы” характеристику дал более чем запоминающуюся.

Кулигин вовсе не такой простой персонаж, каким может показаться на первый взгляд. Характеристика Кулигина в “Грозе” немного напоминает характеристику Мастера из романа

Булгакова. Это мечтательные натуры, для которых конечный результат не будет являться счастьем. Счастье для них – путь к этому результату.

Кулигин отличается от Дикого и Кабанихи, от Бориса и Тихона, даже от Катерины. Роль Кулигина в пьесе “Гроза” несколько иная.
Из авторского определения в списке действующих лиц читатель узнает, что Кулигин – механик-самоучка. То есть всему выучился сам.

Образ и характеристика Кулигина в “Грозе” дополняется фразами из реплик других действующих лиц. Кулигину 50 лет. Кроме его увлечения механикой можно с уверенностью говорить и о высоком уровне общей эрудиции.

Он цитирует Державина и Ломоносова, а значит, читал их труды, кроме того, можно говорить и о житейской мудрости: именно Кулигин советует Тихону жить своим умом, избавившись от влияния матери. В Кулигине множество положительных качеств.

Он добросовестный, о чем свидетельствует его желание зарабатывать честным трудом; его бескорыстие и искренность проявляются в разговорах

с Тихоном и Борисом. К слову, его манера общения отличается от привычек других жителей Калинова. Кулигин дает советы, а не приказывает. В нем совсем нет той беспричинной животной жестокости и злости, которые есть у Дикого с Кабанихой. И лицемерия, как у Бориса, в Кулигине тоже нет. От Тихона механика отличает желание что-то делать, а от Катерины – отсутствие активного протеста.

Обратите внимание

Мы встречаем Кулигина на берегу Волги, он очарован неповторимостью природы. Кулигин любуется как все дышит жизнью и красотой: “чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу”. В этой фразе проскальзывает лиризм, которым полна душа Кулигина. Но что же дальше?

В следующих действиях Кулигин рассказывает о “жестоких нравах” города Калинова. Будто экскурсовод он говорит: “посмотрите налево, там, за закрытыми дверями, множество примеров семейной тирании. А вот здесь, чуть дальше, можете увидеть, как алчный купец обманывает простых людей и грубит городничему”.

Ведь по сути, если абстрагироваться от высокопарных слов и выражений, Кулигин проводит для Бориса что-то вроде экскурсии о быте и нравах города.
При этом сам Кулигин ведет себя несколько отстраненно. Мужчина знает о том, как живут люди, ему не нравится такой образ существования, но при этом сам он ничего менять не собирается.

Кулигин неспособен на активный протест, на который способна Катерина. Приспособиться и врать, как Варвара, Кулигин тоже не может. Складывается впечатление, что Кулигина совершенно не волнуют хамство и угрозы Дикого. Эпизод с началом грозы явное тому подтверждение.

Кулигину непонятен страх перед обыкновенным природным явлением, поэтому он предлагает установить громоотвод:

Кулигин продолжает настаивать на своем даже после слов купца о том, что Кулигина можно “раздавить как червяка”.

Какие же стороны характера раскрывает этот диалог? Во-первых, Кулигин ратует за общее благо. Громоотвод будет полезен жителям города, но с другой точки зрения позволит реализовать механику какие-то свои идеи. Во-вторых, чтобы убедить купца в пользе такого сооружения, Кулигин лебезит и ведет себя так же, как и те, кто пришел просить у Дикого денег.

Еще одна черта важна для характеристики Кулигина из пьесы “Гроза”: его мечтательность. После разговора с Кулигиным Борис понимает, что всем мечтам механика о перпету-мобиле и других изобретениях суждено остаться лишь мечтами. Кулигину нужно постоянно находиться в поиске, фантазировать о химерах и той пользе, которую механизмы смогут принести обществу.

Важно

Этого персонажа сложно представить великим или признанным изобретателем хотя бы потому, что Кулигину уже 50 лет. То есть все это время, всю свою жизнь, он самостоятельно изучал механику, но до сих пор ничего особого не добился. Образ Кулигина в “Грозе” не может существовать вне связи с изобретениями и мечтами о них.

То есть без всех этих мыслей Кулигин просто потеряет внутреннее своеобразие.

Получилось так, что его работы не нужны людям, калиновцы не видят в изобретениях никакой практической пользы. На ситуацию с громоотводом и электричеством можно взглянуть иначе. Кулигин хочет принести свет в “темное царство”, но его жители сознательно отказываются от просвещения и прогресса.

Существует мнение, что в образе Кулигина из пьесы “Гроза” Островский хотел показать печальное положение образованных людей XIX века, вынужденных жить и выживать в атмосфере устаревших патриархальных порядков.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-kuligina-v-pese-groza/

Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

В 1859 году А. Н. Островский написал пьесу «Гроза», в которой он поднял проблему перелома общественной жизни, проблему смены социальных устоев, проник в самую сущность противоречий своего времени, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. В противодействие самодурству выступают два образа — Катерины и Кулигина. Это сочинение посвящено второму.

Кулигин — это мещанин, механик-самоучка. В первом действие, в разговоре с Кудряшом, он предстает перед нами поэтичным ценителем природы, Кулигин восхищается Волгой, называет необыкновенный вид чудом.

Мечтатель по натуре, он, тем не менее, понимает несправедливость строя, при котором все решает грубая власть силы и денег: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит он Борису Григорьевичу: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Читайте также:  Сочинение зимний лес (лес зимой) 6 вариантов

Сам Кулигин совсем не такой, он добродетельный и мечтает о благополучии народа: «Только бы мне, сударь, перпету-мобиль найти!.., я бы все деньги для общества и употребил…»

В следующий раз Борис встречает Кулигина в третьем действии на вечерней прогулке. Кулигин снова восхищается природой, воздухом, тишиной.

В тоже время он расстраивается, что в городе сделали бульвар, а люди не гуляют, он говорит, что у всех давно ворота заперты и не от воров: «…а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят.

И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» Кулигин вроде бы и возмущен всеми устоями «темного царства», но сразу после своей гневной речи он произносит: «Ну, да Бог с ними!» словно отступаясь от своих прежних слов.

Протест его почти немой, и выражается только в возражениях, он не готов, подобно Катерине, к открытому вызову. На предложение Бориса писать стихи Кулигин тут же восклицает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так сударь за мою болтовню достается».

Совет

Однако стоит отдать ему должное, за то, с каким упорством и в тоже время учтивостью он просит у Дикого деньги на материалы для солнечных часов на бульваре: «…для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Бог с вами, Савел Прокофьич! Никакой я грубости вам, сударь, я не делаю; Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».

К сожалению, Кулигин натыкается только на грубость и невежество со стороны Дикого. Тогда он пытается уговорить Савелия Прокофьича хотя бы на громовые отводы, так как грозы в их городе частое явление.

Но не добившись никакого успеха, Кулигину ничего не остается, кроме как уйти, махнув рукой. мечтатель протест самодурство общество Кулигин — человек науки, который с уважением относится к природе, тонко чувствует ее красоту.

В четвертом действии он обращается к толпе с монологом, пытаясь в нем объяснить людям, что не нужно бояться грозы и других природных явлений, напротив надо ими восхищаться, любоваться: «Не гроза это, а благодать!..

любоваться бы надобно да дивиться премудрости…» Но люди и не желают его слушать, все они, согласно старым обычаям, продолжают верить, что всё это к беде, что это Божья кара { 27, 'www.referat.bookap.info' }.

Кулигин хорошо разбирается в людях, способен к сопереживанию и может дать правильные, дельные советы — все эти качества он отлично проявил в разговоре с Тихоном: «Вы бы ей простили, да не поминали никогда… Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди — лучше всякой… Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить… Врагам-то прощать надо, сударь!»

Именно Кулигин вытащил мертвую Катерину из воды и принес ее Кабановым: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!». После этих слов Кулигин убегает, он переживает это горе по-своему и не в силах делить его с людьми, которые являются виновниками самоубийства бедной девушки.

Лично мне очень симпатичен образ Кулигина. Он — как некая белая ворона в городе Калинове, резко отличается от остальных жителей образом своих мыслей, рассуждениями, ценностями, стремлениями.

Обратите внимание

Кулигин осознает несправедливость устоев «темного царства», пытается бороться с ними, мечтает улучшить жизнь простых людей. Он думает о социальном переустройстве города.

И возможно, найди Кулигин хотя бы несколько единомышленников и материальную поддержку, ему бы удалось значительно изменить Калинов в лучшую сторону. Именно это нравится мне в Кулигине больше всего — его стремление к благополучию народа.

Источник: https://referat.bookap.info/work/230042/Obraz-Kuligina-v-pese

Образ Кулигина в пьесе Островского “Гроза”

А. Н.Островский в пьесе “Гроза”, написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.

В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных героев представителями разных слоев населения.

Одним таким “представителем” является Кулигин – мещанин, механик-самоучка, который в социальном плане противостоит и Дикому, и Кабанихе, потому что не приемлет жестокие нравы Калинова и, по словам Добролюбова, Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в “темном царстве” другую жизнь, с другими началами”.

Правда, Кулигин, в отличие от Катерины, смягчает отношения между “темнымцарством” и его жертвами. Он больше проповедует терпение и покорность. Так, например, когда Кудряш дает отпор Дикому, Кулигин возражает: “Лучше уж стерпеть”, а на угрозы Дикого говорит: “Нечего делать, надо покориться!” А Дикой называет Кулигина “червяком”.

“татарином”, “разбойником”, он хочет отправить этого скромного изобретателя “к городничему” и хочет опровергнуть знания диким суеверием. Кулигин не боец, он защищает свое человеческое достоинство робко, наивно ссылаясь на авторитет Ломоносова и Державина. Так же наивно верит он в перпетум-мобиле, который поможет забитым людям облегчить свою участь.

Кулигин радеет “для общей пользы”, он переживает за беспочвенные страхи горожан, сам он лишен всяких суеверий. Его задевает темнота и невежество калиновцев, нравы этого города. Имеено Кулигин произносит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем гороже, жестокие!. В мещанстве сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите”.

Кулигин – человек добрый и деликатный, он мечтает изменить жизнь калиновских бедняков, получив награду за открытие вечного двигателя, но все его технические идеи являются анахронизмом для XIX века.

Солнечные часы, о которых он мечтает пришли из древности, перпетум-мобиле – средневековая идея, громоотвод – техническое открытие 18 века. Он часто выглядит смешным, чудаковатым.

Для калиновцев Кулигин является чем-то вроде местного юродивого.

Важно

Кулигин очень чувствует природу, в этом смысле он тонкий человек. Его душа радуется необыкновенно красивым пейзажам, он готов слагать природе гимны.

Он, например, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоновсова6 “Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!..

Северное сияние загорится – любоваться бы надо да дивится премудрости: “С полночных стран встает заря”! а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к морю…”

Несмотря на слабый протест Кулигина против “Темного царства”, смысл его реплик и монологов – идеологический комментарий происходящего, он все же является нравственным судьей Дикого, Кабанихи и всего того, что они собой олицетворяют. Недаром в последнем акте пьесы именно Кулигин выносит на берег Волги тело Катерины и произносит полные укоризны слова:

– Вот вам ваша Катерина. Душа ее теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

Кулигин является нравственным судьей “темного царства”, возможно потому некоторые критики назвали “лучом света” именно его.

(No Ratings Yet)
Loading…

Образ Кулигина в пьесе Островского “Гроза”

Источник: http://home-task.com/obraz-kuligina-v-pese-ostrovskogo-groza/

Образ Кулигина (по пьесе А. Островского «Гроза»)

8/12

Список действующих лиц” Грозыневелик. Это Кабановы и обитатели их дома: семейство Дикого Ваня Кудряш, Шапкин, Кулигин и несколько второстепенных персонажей.

Особое место среди героев занимает Кулигин. С ним читатель знакомится в самом начале пьесы. Образ Кулигина сразу притягивает читательское внимание.

Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, но он умеет чувствовать красоту, он поэтичен. Глядя на Волгу, герой с упоением восклицает:” Вид необыкновенный! Красота!, и то, что Волгу он созерцает каждый день в течение уже пятидесяти лет, не мешает ему наслаждаться ее красотами.

Совет

Кудряш называет Кулигина антиком, то есть редкостным, необыкновенным человеком. Для города Калинова этот герой, действительно, явление исключительное. Он выгодно отличается от многих персонажей пьесы, которые ту же прелесть волжского пейзажа едва ли когда-нибудь оценят.

Большое значение для раскрытия характера Кулигина имеют его монологи. Гневно обрушивается Кулигин на калиновские порядки. Горечью наполнены его слова о пренебрежении к бедному люду, о жестоком обмане честных тружеников, о дрязгах между купцами, которые стремятся навредить конкуренту любыми средствами.

Герой жестоко высмеивает ущербность внутреннего мира калиновских обитателей, выходящих на бульвар только с одной целью:” наряды показывать. Не щадит Кулигин и самодуров:” Они своих домашних едят поедом да семью тиранят.

По убеждению героя, главная цель жизни калиновского самодура -” ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели.

Есть у Кулигина поэтический талант. Для него несомненный авторитет – Ломоносов, вышедший из простого народа и трудом и старанием проложивший себе путь к великим открытиям. Кулигин начитан. Свои мысли он может облечь в стихотворную форму. Вот только смелости ему недостает.” Съедят, живого проглотят,- говорит он.

Большой потенциал видит Кулигин в народе. Он ценит его мастеровитость и сожалеет о том, что у мещанства” руки есть, а работать нечего.

Герой ищет перпетуум-мобиле, только никому в Калинове его стремления не понятны, никто поддержать его не хочет. Кулигин страстно расписывает Дикому все выгоды, которые могут принести его задумки.

Он пытается внушить тому, кто сдирает со своих работников последнюю копейку, необходимость пожертвования энной суммы” для общества. Герой не видит, что для Дикого это все” вздор, а сам Кулигин не больше чем червяк, которого можно помиловать, а можно раздавить.

Обратите внимание

Кулигин верит в достижение своих целей, он надеется на чудо, на то, что в” темном царствевсе же найдется хоть одна” живаядуша.

Куда прозорливее Кулигина оказывается Борис, который в ответ на слова героя лишь вздыхает:” Жаль его разочаровывать-то!

Напрасно герой пытается растолковать” темнымкалиновцам и” благодатьгрозы, и прелесть северного сияния, и красоту движущихся комет. Он цитирует им Ломоносова, мечет во все стороны драгоценный бисер, не осознавая, что все это впустую.

Тихону, сыну Кабановой, Кулигин говорит о том, что маменька его” больно крута, а Катерина” лучше всякой, и что в его возрасте пора” своим умом жить.

У Кулигина доброе сердце. Разочарованному Тихону он говорит, что врагов прощать надо, а найдя мертвую Катерину, бросает в лицо Кабановым слова об их немилосердии к ней.

По мнению Н. Добролюбова, все же нельзя было надеяться на кулигиных, верящих в просветительский путь переустройства жизни и пытающихся воздействовать на самодуров силой убеждения. Эти люди лишь логически понимали нелепость самодурства, но были бессильны в борьбе с ним.

Островский, Сочинение

Источник: http://www.slavkrug.org/obraz-kuligina-po-pese-a-ostrovskogo-groza/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector