Сочинение мысль семейная в романе война и мир толстого

Мысль семейная в романе Толстого «Война и мир» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Теснейшим образом с темой народа в романе связана темасемьи и дворянства. Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский,Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен).

По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений.

В романе «Война и мир» тема семьи по замыслу автора служит важнейшим средством организации текста. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения.

Обратите внимание

В системе всех основных образов романа автор выделяет несколько семей, на примере которых выражает свое отношение к идеалу домашнего очага, – это Ростовы, Болконские, Курагины.

Ростовы и Болконские – это не просто семьи, это жизненные уклады, основанные на национальных традициях.

Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых – благородно-наивной семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала XIX века.

В ходе повествования Толстой знакомит читателя со всеми представителями семейства Ростовых, рассказывая о них с глубокой заинтересованностью и симпатией.

Дом Ростовых в Москве считался одним из самых гостеприимных, а потому одним из самых любимых. Здесь царил добрый, беспечный и всепрощающий дух благожелательной любви.

Это вызывало у некоторых добродушную насмешку, но никому не мешало пользоваться радушной щедростью графа Ростова: доброта и любовь всегда притягательны.

Наиболее ярким представителем семьи Ростовых является Наташа – обаятельная, естественная, жизнерадостная и наивная. Все эти черты дороги Толстому, и за них он любит свою героиню. Начиная с первого знакомства, писатель подчеркивает, что Наташа не похожа на других героев романа.

Мы видим ее дерзким ребенком, когда на именинах она бесстрашно, несмотря на присутствие графини Ахросимовой (которую боялся весь свет), спрашивает, какое пирожное будет подано на сладкое; затем повзрослевшую, но все такую же живую, непосредственную и обаятельную, когда ей предстоит принять первое важное решение – отказать Денисову, сделавшему ей предложение. Она говорит: «Василий Дмитрич, мне вас так жалко!.. Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить…» В словах Наташи нет прямой логики, но при этом они трогательно чисты и правдивы. Позднее мы видим Наташу с Николаем и Петей в Михайловске, в гостях у дядюшки, когда она исполняет русскую пляску, вызвав восхищение у окружающих; Наташу влюбленную в князя Андрея, а потом увлекшуюся Анатолем Курагиным. По мере взросления развиваются и свойства характера Наташи: жизнелюбие, оптимизм, влюбчивость. Толстой показывает ее и в радости, и в горе, и в отчаянии, и показывает так, что читатель не может сомневаться: все ее чувства искренни и неподдельны.

Важно

По ходу повествования мы много важного узнаем и графе Ростове: о денежных заботах Ильи Николаевича; о его гостеприимстве и добродушии; о том, как неподражаемо и задорно танцует он Данилу Купора; о том, сколько стараний он прилагает для устройства приема в честь Багратиона; о том, как в порыве патриотического восторга, вернувшись из дворца, где он слышал и видел императора, отпускает своего младшего несовершеннолетнего сына на войну. Графиню Ростову Толстой почти всегда показывает глазами Наташи. Главная ее черта – любовь к детям. Для Наташи она – первый друг и советчик. Графиня понимает своих детей с полуслова, всегда готова предостеречь их от ошибки и дать нужный совет.

С особо трогательной симпатией относится Толстой к Пете – младшему сыну Ростовых. Это прекрасный, добрый, всех любящий и всеми любимый мальчик, так похожий на Наташу, верный товарищ ее игр, ее паж, беспрекословно выполняющий все желания и прихоти сестры.

Он, как и Наташа, любит жизнь во всех ее проявлениях. Он умеет пожалеть пленного французского барабанщика, зовет его ужинать и угощает жареным мясом, так же как звал всех к себе в дом, чтобы накормить и обласкать, его отец, граф Ростов.

Гибель Пети – яркое свидетельство бессмысленности и беспощадности войны.

У Ростовых любовь – основа жизни семьи. Здесь не боятся высказать свои чувства ни друг перед другом, ни перед друзьями и знакомыми. Любовь, доброта и сердечность Ростовых распространяются не только на ее членов, но и на людей, волей судьбы ставших их близкими. Так, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный жизнерадостностью Наташи, решается изменить свою жизнь.

В семье Ростовых никогда не осуждают и не упрекают друг друга даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из ее членов, заслуживает осуждения, будь то Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег и поставивший семью под угрозу разорения, или Наташа, пытавшаяся бежать с Анатолем Курагиным.

Здесь всегда готовы оказать помощь друг другу и в любую минуту встать на защиту родного человека.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с Болконскими. Но Болконские, в противоположность Ростовым, придают большое значение своей родовитости и богатству. У них не принимают всех без разбора. Здесь царит особый порядок, понятный только членам семьи, здесь все подчинено чести, разуму и долгу.

Во всех представителях этого семейства ярко выражено чувство фамильного превосходства и собственного достоинства. Но вместе с тем, в отношениях Болконских присутствует естественная и искренняя любовь, скрытая под маской высокомерия.

Гордые Болконские по складу характера заметно отличаются от уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение этих двух родов, в представлении автора, возможно лишь между нехарактерными представителями этих семей (Николай Ростов и княжна Марья).

Совет!

Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга.

Но если описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, то Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова), завсегдатаев балов и светских раутов. Жизненный уклад семьи Болконских основан на любви и сплоченности.

Всех представителей семейства Курагиных объединяет аморальность (тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка устроить побег Наташи), расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Не случайно представители семьи Курагиных относятся к высшему свету. С первых страниц романа читатель переносится в петербургские гостиные большого света и знакомится со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами.

По ходу повествования Толстой срывает с этих людей покровы внешнего блеска и утонченных манер, и читателю открывается их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне Анны Павловны Шерер.

Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду.

Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.

Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели».

Обратите внимание

Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, обсуждаются выгодные партии для женитьбы или замужества.

В этом свете «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Достаточно вспомнить искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

Князь Василий Курагин – глава семейства Курагиных – яркий тип предприимчивого карьериста, стяжателя и эгоиста. Предприимчивость и стяжательство стали как бы «непроизвольными» чертами его характера.

Как подчеркиваетТолстой, князь Василий умел пользоваться людьми и скрывать это умение, прикрывая его тонким соблюдением правил светского обхождения. Благодаря этому умению князь Василий многого добивается в жизни, потому что в обществе, в котором он живет, искание разного рода выгод является главным в отношениях между людьми.

Ради своих корыстных целей князь Василий разворачивает весьма бурную деятельность. Достаточно вспомнить кампанию, развернутую с целью женитьбы Пьера на его дочери Элен. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых – мышеловка захлопнулась.

Началась осада Марии Болконской, богатой невесты для Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту «операцию».

О какой любви и семейном благополучии может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией рассказывает Толстой о князе Василии, когда тот одурачивает и обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения, скрывая свои поступки под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.

Элен – единственная из всех детей князя Василия, кто не тяготит его, а доставляет своими успехами радость. Это объясняется тем, что она была настоящей дочерью своего отца и рано поняла, по каким правилам нужно играть в свете, чтобы добиться успеха и занять прочное положение. Красота – единственное достоинство Элен.

Важно

Она это прекрасно понимает и использует его как средство для достижения личной выгоды. Когда Элен проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех присутствующих мужчин. Выйдя замуж за Пьера, она стала блистать еще ярче, не пропускала ни одного бала и всегда была желанной гостьей. Открыто изменив мужу, она цинично заявляет, что не желает иметь от него детей.

Пьер справедливо определил ее сущность: «Там где вы, там и разврат».

Сыновьями князь Василий открыто тяготится. Младший сын князя Василия – Анатоль Курагин – вызывает отвращение уже в первый момент знакомства. Составляя характеристику на этого героя, Толстой заметил: «Он, как красивая кукла, ничего нет в глазах». Анатоль уверен, что мир создан для его удовольствий.

По словам автора, «он был инстинктивно убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем он жил», что он «должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе». Толстой неоднократно подчеркивает, что Анатоль красив. Но его внешняя красота контрастирует с его пустым внутренним обликом.

Безнравственность Анатоля особенно ярко проявляется во время его ухаживания за Наташей Ростовой, когда она была невестой Андрея Болконского.

Анатоль Курагин стал для Наташи Ростовой символом свободы, и не могла понять она, со своей чистотой, наивностью и верой в людей, что это свобода от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого. Второй сын князя Василия – Ипполит – охарактеризован автором как повеса и фат.

Но в отличие от Анатоля, он еще и умственно ограниченный, что делает его поступки особенно нелепыми. Толстой уделяет Ипполиту в романе достаточно мало места, не удостаивая его своим вниманием. Красота и молодость Курагиных принимает отталкивающий характер, ибо эта красота неискренняя, не согретая душой.

Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной Толстой изобразил с иронией и сарказмом. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам.

А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для Курагиных и Друбецких все средства хороши, чтобы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе.

Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства, хотя на самом деле единственной целью этого является стремление завести выгодные знакомства.

Совет!

Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Источник: http://resoch.ru/mysl-semejnaya-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir-sochinenie/

Сочинение на тему: «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В Пушкинском Доме в Санкт-Петербурге хранители рукописного от­дела русской литературы с трепетом показывают рукописи поэтов и писа­телей, в том числе рукописи романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Романа, на работу над которым ушло шесть с лишним лет «непре­станного и исключительного труда при наилучших условиях жизни», ро­мана, который восемь раз переписывала жена писателя Софья Андреевна. А почерк Толстого с трудом разбираем.

Но ведь переписывала любящая женщина… И роман, равного которому по глубине содержания, по широте охвата событий по художественным качествам не знает ни одна литерату­ра мира, создавался в семье.

Поэтому не случайно мысль семейная — одна из любимых мыслей в романе «Война и мир», в названии которого слово «мир» многозначно и обозначает в числе многих понятий состояние вза­имной любви и согласие. А семья — это особый мир.

О мире семей Ростовых и Болконских я хочу рассказать в своем сочи­нении.

Читайте также:  Критика и отзывы о романе капитанская дочка пушкина

Семья Ростовых — большая. Это дети: Вера, Николай, Наташа и Пе­тя, их родители и племянница Соня.

Глава семьи — старый граф Илья Андреевич. Он добродушный и простой человек, любящий посмеяться от души.

Его жена — женщина добрая и спокойная, «…видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек».

Обратите внимание

В доме Ростовых царит атмосфера тепла, добра и света. Нет гнетущей напряженности. Ростовы искренны и отзывчивы, к ним тянутся самые луч­шие люди, такие, как Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Самой яркой представительницей семьи является Наташа, младшая дочь. В начале произведения она — тринадцатилетняя девочка, очень эмо­циональная и жизнерадостная. Такой она остается на протяжении всего романа. В ее душе всё горит разом: любовь к жениху, жажда жизни, глубо­кая привязанность к родным… Особенно близка девочка к матери, мать — лучший Наташин друг.

Дочь рассказывает ей обо всех своих радостях и огорчениях, сомнениях и разочарованиях. Есть, несомненно, что-то трога­тельное в их вечерних задушевных разговорах. Наташа близка и к другим членам семьи: к Николаю, к Соне. Соня в доме Ростовых всегда чувство­вала себя немного чужой, не равной Наташе и Вере, хотя и не была никогда и ничем обделена.

«Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей, она, как кошка, прижалась не к людям, а к дому». Петя — самый младший сын в семье. В нем с ранних лет проявляются патриотические чувства. Позже мы видим его офицером, совсем еще молоденьким мальчи­ком, «…с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами».

Мы узнаем в Пете черты его семьи: он добрый, открытый, чистый. Но Петя погибает. Этот момент, наверное, самый трагичный в романе, ведь так страшно, когда умирают дети. И пусть Петя уже не ребенок, но это только по возрасту, для его матери и отца он всегда будет маленьким, родным мальчиком. Для всей семьи его гибель — страшный удар.

В самоотвержен­ном поведении Пети на войне проявляются нравственные законы и прин­ципы семьи Ростовых.

В этой семье детей любят естественной родительской любовью, их балуют, не сдерживают их самостоятельность и свободу.

В семье удиви­тельное взаимопонимание, даже самых маленьких детей, Петю с Наташей, не оскорбляют подозрительностью или неуважением, чего не скажешь о Николае Андреевиче Болконском, постоянно придирающемуся к дочери. Княжна Марья любит отца, но очень его боится, не смея перечить ему да­же в мыслях.

Важно

Их отношения совершенно особенные. Старый князь тоже очень любит свою дочь, но его любовь, его болезненная привязанность к ней причиняет ей много страданий.

Особенно жестоко с его стороны то, что он позволяет себе унижать Марью в присутствии посторонних, не просто посторонних, а человека, который приехал к ней свататься. «Ты при гостях причесана по-новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса», «…уродовать себя нечего — и так дурна». Можно представить себе чувства бедной девушки.

С сыном, князем Андреем, у старика другие отношения. Николай Ан­дреевич видит в нем продолжателя своего рода. Сын и дочь по-разному относятся к причудам отца.

В отличие от княжны Марьи, покорно пови­нующейся отцу, Андрей позволяет себе судить отца. Но он тоже его очень любит.

Порывами самолюбия и честолюбия, холодными и вместе с тем рев­нивыми отношениями к жене — всем этим, всеми своими чертами харак­тера Андрей Болконский напоминает отца.

Для Льва Николаевича Толстого проблема семьи, потомства, сохране­ния и продолжения семейных традиций, преемственности поколений — проблема философская. Рождаясь, человек получает духовно-нравственное наследство, которое заложено в семье.

Семья дала Андрею Болконскому то, чем он привлекает внимание всех как необыкновенная личность, которая главным в жизни считает цель и которая задает себе вопросы: «Как устроить жизнь, достойную человека? В чем предназначение человеческой жизни?» В семье получил Андрей понятия о верности в дружбе, об уважении к тем, кто служит Отечеству.

Он искренне уважает своего отца, который твердо веровал в то, что «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум».

Его точка опоры на дороге чести, которой он идет, истоки активной, деятельной духовной жизни кня­зя Андрея — его семья, нравственный опыт старого князя Николая Анд­реевича, безграничная любовь к нему сестры княжны Марьи. И это очень хорошо понял Кутузов, к которому отправил служить Андрея отец: «Иди с Богом своею дорогой.

Я знаю, твоя дорога — это дорога чести». Семья Болконских — семья патриотов. Судьба России дорога всем членам семьи. Умирая, старик Болконский со слезами на глазах восклицает: «Погибла Россия!»

Совет!

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский открыл глав­ный психологический закон семейной жизни. Основным условием счастья, спокойствия, благополучия в семье является постоянное, ежедневное, ежеми­нутное чувство, что ты нужен, что тебя любят, жалеют, заботятся о тебе. Этот главный психологический закон семейной жизни действует в семьях Ростовых и Болконских.

По Толстому, семья — главная опора в жизни человека, она дает ему ве­ру, надежду. Семья — торжество жизни, ее радостная, утверждающая сила.

Рецензия

Из содержания сочинения явствует, что тема сочинения вызвала глу­бокий интерес автора, сумевшего на примере семей Ростовых и Болкон­ских показать, что «мысль семейная» — одна из основных мыслей романа «Война и мир», что, по мысли Л. Н.

Толстого, семья — это непрекращающееся, беспрерывное движение жизни и что семья — та духовная основа, та нравственная почва, на которой дают всходы истинные ценности чело­веческой жизни.

Сочинение написано хорошим литературным языком, образ­но, логично.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

На этой странице искали :

  • тема семьи в романе война и мир
  • мысль семейная в романе война и мир сочинение
  • мысль семейная в романе война и мир
  • сочинение на тему мысль семейная в романе война и мир
  • сочинение на тему мысль семейная в романе толстого война и мир

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-mysl-semejnaya-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir.html

Сочинение на тему «Мысль семейная в романе Война и мир»

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» перед глазами читателей предстает несколько дворянских семей, уклад жизни которых и принципы воспитания детей типичны для России начала 19 столетия и в то же время существенно отличаются между собой.

В семье Ростовых, в которой воспитывается одна из главных героинь романа Наташа, впервые появляющаяся на страницах книги 13-летним, еще не сформировавшимся ни физически, ни нравственно подростком, царит любовь и внимание к каждому из детей.

Именно по этой причине девочка с ранних лет учится любить не только своих близких, но и других людей, животных, огромный мир природы.

Наташа вырастает искренним, открытым, по-настоящему чувствующим и эмоционально переживающим каждое, даже незначительное событие в своей жизни.

В то же время старшая сестра девушки Вера является совсем другой, она всегда держится сухо и сдержанно, однако и Наташа, и остальные члены семьи ее недолюбливают, Вера словно находится не на своем месте в мире семьи Ростовых, наполненном любовью и радостью, и все искренне радуются, когда она оставляет родительский дом, выходя замуж.

В этот же период времени в семье Курагиных нет никаких теплых, искренних отношений, отец никогда не уделял детям излишнего внимания.

Обратите внимание

В результате Анатоль и Элен становятся во взрослом возрасте крайне себялюбивыми и холодными эгоистами, думающими только о собственных выгодах и удовольствиях, ради которых они, не задумываясь, используют других людей и преступают через их чувства.

Брат и сестра очень похожи друг на друга именно отсутствием моральных устоев, беспринципностью и холодностью, они приносят немало горя главным героям романа Наташе Ростовой и Пьеру Безухову.

В семье Болконских старый князь искренне любит своих детей, Андрея и Марью, однако всегда держится с ними сурово и жестко.

Марья также всем сердцем преданна отцу, девушка не желает разлучаться с ним, выходить замуж, создавать свою семью.

Марья прекрасно знает о том, что непривлекательна внешне, и даже не смеет надеяться на счастливый брак, посвящая жизнь заботам об отце и о других людях, которых княжна считает несчастными и нуждающимися в помощи.

Князь Болконский, несмотря на всю свою внешнюю резкость, очень любит дочь, тревожится об ее будущем, но при этом считает, что едва ли Марье следует становиться чьей-либо женой.

Он полагает, что его некрасивую, робкую, неловкую дочь могут взять замуж только из корыстного расчета на солидное приданое и его связи, и счастлива в браке Марья однозначно не будет, поэтому ей лучше оставаться в одиночестве.

К тому же перед глазами старого князя находится пример сына Андрея и его первой супруги Лизы, которые несчастливы в браке, хотя Андрей является порядочным, честным человеком, а Лиза добра и очаровательна, хотя и не слишком умна.

В тяжелейшие годы Отечественной войны Наташа Ростова ярко проявляет те качества, которые привила ей семья, девушка оказывается способной на великодушные, самоотверженные, мужественные поступки.

Важно

Она становится фактически единственной опорой для матери, лишившейся сына и крайне болезненно переносящей эту утрату, после которой графиня Ростова впоследствии так и не смогла полностью прийти в себя.

Создав после долгих страданий собственную семью с Пьером Безуховым, Наташа всецело посвящает себя мужу и детям, абсолютно не думая больше о своей внешности или о каких-либо интересных для нее занятиях.

Она отдает все душевные и физические силы своей семье, в первую очередь детям, больше ничего ей не требуется для счастья.

В образе Наташи автор стремится показать, что женщина может полноценно реализоваться только в качестве жены и матери, что ее основной и единственной жизненной задачей является любовь и забота о близких людях.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/mysl-semejnaja-v-romane-vojna-i-mir.html

Мысль семейная в романе «Война и мир» | Литерагуру

Семья — одна из наивысших ценностей для многих людей. Она закладывает нравственные и духовные основы личности и является определяющим фактором того, каким станет человек.

Хитросплетения родословного древа являются излюбленной темой многих писателей, в том числе и гения русской литературы Льва Николаевича Толстого.

Его произведение «Война и мир» наполнено идеей значимости домашнего очага, который, по мнению автора, формирует душу человека и оказывает влияние на его дальнейшую судьбу.

Семья — это целый мир, в котором царят собственные традиции, привычки, характеры, манеры поведения и даже взгляды на жизнь. Он играет ключевую роль в развитии не только отдельно взятой личности, но и всего общества.

На страницах романа Лев Николаевич выделяет три семейства — Ростовых, Болконских и Курагиных.

Семейство Ростовых — это пример национальной русской семьи с богатыми традициями, которая чтит и хранит их, как высшую реликвию.

Они живут искренними чувствами и намерениями, это благородные люди с незапятнанной репутацией, отличающиеся особым добродушием, чистосердечностью, строгими взглядами на долг и честь. Они невероятно гостеприимны, обладают уникальной русской чертой — хлебосольством.

Совет!

В словах самого писателя слышатся неподдельная теплота и симпатия в адрес этого дворянского рода. Это пример для подражания, ведь в основе их отношений лежат взаимопонимание и поддержка.

Высокие моральные принципы и чистота семейных взаимоотношений единят семьи Болконских и Ростовых, тем не менее, в отличие от Ростовых, Болконским присуще излишнее чувство превосходства.

Они гордятся своей богатой родословной, материальной обеспеченностью и могут показаться слегка надменными.

Но за всей этой видимой спесивостью скрывается действительно чистая и трепетная любовь близких друг другу людей.

Полной противоположностью честолюбивым Болконским и Ростовым в романе является семейство Курагиных. Они не прочь поступится собственными моральными принципами, Толстой изображает их постоянными участниками интриг и сплетен.

Они привыкли считать себя главными «сливками» общества, не пропускают ни одного великосветского мероприятия и отличаются двуличностью, наигранностью, духовной черствостью, алчностью и расчетливостью.

Курагиным чужды искренность, честь, ответственность, это циничные, безнравственные и эгоистичные люди, которые ради своего блага и высокого положения готовы на все.

Таким образом, на примере жизни трех разных семейств Толстому удалось донести до нас главную идею, которая заключается в том, что семья — это основа гармоничной личности. Дети, как губки, впитывают особенности семейного уклада, они тонко чувствуют атмосферу внутри родового круга, которая накладывает отпечаток на их сознание, мироощущение, поведение, а самое главное, на их судьбу в целом.

Читайте также:  Сочинение по картине врубеля царевна лебедь 3 класс описание

Источник: https://LiteraGuru.ru/mysl-semejnaya-v-romane-vojna-i-mir/

Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

    В романе «Война и мир» очень ярко подчёркивается огромная роль семьи в развитии отдельной личности и общества в целом. Судьба человека во многом зависит от того, в какой обстановке он вырос, потому что он сам будет строить затем свою жизнь, следуя установкам, традициям и моральным нормам, принятым в его семье.

 
    В «Войне и мире» основное внимание уделяется трём семьям, совершенно различным по характеру отношений между людьми внутри каждой из них. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных.

На их примере Толстой показывает, насколько сильно влияет сложившийся во время взросления менталитет на то, как люди строят свои отношения с другими и какие цели и задачи они ставят перед собой.

    Первой перед читателями предстаёт семья Курагиных. Сложившийся в ней характер отношений типичен для светского общества – холодность и отчуждённость друг от друга царит в их доме. Мать испытывает ревность и зависть к дочери; отец приветствует браки детей по расчету.

Обратите внимание

Вся обстановка проникнута фальшью и притворством. Вместо лиц — маски. Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм, ничтожество желаний клеймит Толстой словами Пьера: «Где вы, там разврат, зло».

    Совсем по-другому выстроены взаимоотношения в доме Ростовых – здесь искренность и жизнелюбие проявляются в каждом члене семьи. Лишь старшая дочь, Вера, своей холодной и надменной манерой поведения отгораживает себя от остального семейства, будто бы желая доказать себе и окружающим собственное превосходство.

    Но она не что иное, как неприятное исключение из всеобщей обстановки.

Отец, граф Илья Андреевич, излучает тепло и радушие и, встречая гостей, здоровается и кланяется всем одинаково, не обращая внимания на чин и звание, что уже очень сильно отличает его от представителей высшего света.

Мать, Наталья Ростова, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти», пользуется доверием со стороны своих детей, они стараются рассказывать ей о своих переживаниях и сомнениях. Наличие взаимопонимания между родителями и детьми – отличительная черта этой семьи.

    Выросшие в такой атмосфере Наташа, Николай и Петя искренне и открыто проявляют свои чувства, не считая нужным скрывать себя под искусственной маской, обладают пылким и в то же время мягким и добрым нравом. 

    Благодаря этим своим качествам Наташа произвела огромное впечатление на князя Андрея Болконского, который в первый раз увидел её в тот момент, когда находился в состоянии душевного опустошения и упадка сил.

Он не чувствовал в себе желания жить дальше и не видел смысла в своём существовании, а она отличалась тем, что не занимала себя поисками своего высшего предназначения, и просто жила на волне собственных чувств, излучая тепло и жизнелюбие, которых так не хватало князю Андрею.

    Главной отличительной чертой семьи Болконских являлся их гордый, ничем не сгибаемый нрав. Чувство собственного достоинства обострено у всех членов этой семьи, хотя и проявляется это у каждого по-разному. Очень много внимания здесь уделялось интеллектуальному развитию.

Старый князь, Николай Болконский, имел огромную страсть к порядку.

Важно

Весь его день был расписан по минутам, а «с людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких нелегко мог бы добиться самый жестокий человек». 

    Старый князь воспитывал своих детей в строгости и сдержанности, что приучило его детей также быть сдержанными в проявлении своих чувств. Однако эта холодность была внешней, и огромная любовь отца всё-таки давала о себе знать.

«Помни одно, князь Андрей» — говорит он своему сыну, провожая его на войну, — «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет».

Именно благодаря такому воспитанию князь Андрей был способен почувствовать искреннюю любовь к Наташе, но привычка быть сдержанным и насмешливое отношение к эмоциональной горячности заставила его усомниться в искренности её любви и согласиться на требование отца отложить свадьбу на год.

    Свойственные семье Ростовых бесхитростность и широта души, в которых было что-то детское, наивное, придавало этим людям, с одной стороны, необыкновенную силу, а с другой стороны делало их уязвимыми перед лицом чужого коварства и лжи. Наташа не сумела распознать подлых мотивов ухаживавшего за ней Анатоля Курагина и холодной циничности его сестры Элен, подвергнув себя тем самым опасности позора и гибели. 

    Болконский не сумел простить Наташе её измены, расценив её действия как проявление испорченности и лицемерия, которые больше всего боялся в ней обнаружить. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить». 

    Но сила её души не позволила ей разочароваться в людях.

Наташа оставалась такой же искренней и открытой, что привлекло к ней любовь Пьера, который испытал чувство огромного душевного подъёма после объяснения с ней, поняв, что все поступки этой девушки продиктованы её открытым нежным сердцем.

«Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягчённым, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слёз взглянула на него».

    Наташу и Пьера объединила искренняя любовь к жизни без искусственных прикрас, воплотившаяся в созданной ими семье.

Брак с Наташей помог Пьеру обрести внутренний покой после мучительных поисков цели своего существования.

«После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражённым в своей жене». 

Совет!

    Такое же ощущение гармонии мы встречаем в семье Николая Ростова и Марьи Болконской. Они удачно дополняют друг друга: в этом союзе Николай исполняет роль хозяйственного главы семейства, надёжного и верного, тогда как графиня Марья является духовным стержнем этой семьи.

«Ежели бы Николай мог сознавать своё чувство, то он нашёл бы, что главное основание его твёрдой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед её душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

    Мне кажется, автор хотел показать, как плодотворна атмосфера, царящая в домах, подобных домам Наташи с Пьером и Марьи с Николаем, в которых вырастут прекрасные дети, от которых будет зависеть будущее развитие российского общества.

Именно поэтому Толстой придает столь огромное значение семье как основополагающей ячейке общественного прогресса – унаследованные от предков правильные моральные принципы и устои помогут молодым поколениям выстроить сильное и могущественное государство.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/8491-vojna-i-mir-13

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

  Скачать сочинение

    Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе.

    В романе показаны герои, которые проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Эти герои показаны на фоне семейных отношений. Так, перед нами предстают семьи Ростовых и Болконских.

Толстой изобразил в своем романе всю русскую нацию сверху донизу, показав тем самым, что верхушка нации омертвела духовно, утратив связь с народом.

Этот процесс он показывает на примере семьи князя Василия Курагина и его детей, для которых характерно выражение всех негативных качеств, присущих людям высшего света, — предельная эгоистичность, низменность интересов, отсутствие искренних чувств.     Все герои романа представляют собой яркие индивидуальности, но у членов одной семьи есть некая общая, объединяющая всех черта.

    Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого-князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства.

Он — представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и кончая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек.

Во времена, когда от женщин никто не требовал проявления каких-то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так:“А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу”. Он занимался образованием своей дочери, чтобы развить в ней главные добродетели, которые, по его мнению, были “деятельность и ум”.

Обратите внимание

    В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов.

Так, оказываются развенчанными в его сознании Наполеон и Сперанский, а в его жизнь войдет любовь к Наташе, такой не похожей на всех остальных дам высшего света, главными чертами которых, по его мнению и мнению его отца, являются “эгоизм, тщеславие, ничтожество во всем”. Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света.

Ее измена ему равносильна крушению идеала. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у “божьих людей”, и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.     Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья.

Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность своей судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого, человеческого счастья.

Ее покорность — результат своеобразно понимаемого чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца, как говорит она мадемуазель Бурьен: “Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали”. Но тем не менее, когда чувство собственного достоинства требует, она может проявить необходимую твердость.

Это с особой силой обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма, отличающее всех Болконских. Однако она может пожертвовать своей гордостью, если это необходимо для спасения другого человека. Так, она просит прощения, хотя и ни в чем не виновата, у своей компаньонки за себя и крепостного слугу, на которого обрушился гнев ее отца.

    Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств. Наташа мало руководствуется требованиями приличий, она непосредственна, в ней много черт ребенка, что высоко ценится автором.

Он много раз подчеркивает, что Наташа некрасива, в отличие от Элен Курагиной. Для него важна не внешняя красота человека, а его внутренние качества.     В поведении всех членов этой семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность.

Важно

Поместное дворянство, в отличие от высшей петербургской знати, верно национальным традициям. Недаром Наташа, танцуя у дядюшки после охоты, “умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.     У Толстого большое значение придается родственным связям, единению всей семьи.

Хотя род Болконских должен соединиться с родом Ростовых посредством брака князя Андрея и Наташи, ее мать не может с этим смириться, не может принять Андрея в семью, “она желала любить его, как сына, но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек”. Семьи не могут соединиться посредством Наташи и Андрея, но соединяются посредством брака княжны Марьи с Николаем Ростовым.

Этот брак удачен, он спасает Ростовых от разорения.     В романе показано также семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: бездушная кукла Элен, “покойный дурак” Ипполит и “беспокойный дурак” Анатоль. Князь Василий — расчетливый и холодный интриган и честолюбец, претендующий на наследство Кирилы Безухова, не имея на то прямого права. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно лишь благосостояние и положение в обществе.     Дочь князя Василия — Элен — типичная светская красавица с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей красотой, о которой несколько раз говорится “мраморная”, т. е. холодная красота, лишенная чувства и души, красота статуи. Единственное, что занимает Элен, — это ее салон и светские приемы.     Сыновья князя Василия, по его мнению, оба “дураки”. Отцу удалось пристроить Ипполита на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и, с целью его успокоить, князь Василий хочет его женить на богатой наследнице княжне Марье. Брак этот не может состояться из-за того, что княжна Марья не хочет расстаться с отцом, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам.

Читайте также:  Характеристика и образ ларисы огудаловой в пьесе бесприданнице островского сочинение

    Таким образом, люди, между которыми есть не только кровное, но и духовное родство, объединяются в семьи.

Старинный род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который, вероятно, продолжит традицию нравственных поисков своего отца и деда. Марья Болконская вносит в семью Ростовых высокую духовность.

Итак, “мысль семейная”, наряду с “мыслью народной”, является главной в романе Л. Толстого “Война и мир”. Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории.

Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители которых проходят каждый свой путь сближения с народом.

101823 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00075901184864071600

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

«Нет величия, там, где нет простоты, добра и правды»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

       В романе – эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой поднимает вечные вопросы действительности: что такое добро и зло, истинное и ложное величие, смысл человеческой жизни, взаимоотношение человека и общества, роль личности в истории. И все эти глубочайшие по своему содержанию и объему  проблемы раскрываются при помощи изображения жизни и внутренних связей нескольких семейств: Ростовых, Болконских, Курагиных.

       По мнению Толстого, семья – основа формирования человеческой души. Каждая семья – совершенно  неподражаемый особенный мир, в котором возникают уникальные связи, строятся сложные взаимоотношения. В романе «Война и мир» тема семьи служит неким организатором всего текста произведения. Родовые гнезда определяют характеры, взгляды и судьбы героев.

       Семьи Ростовых и Болконских являются для автора примером дворянских родов, в которых существует теснейшая связь с национальными традициями.

Совет!

       Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых – благородно – наивной  семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала девятнадцатого века.

       Семейство Ростовых, хотя они и графы, — простое  семейство русских помещиков, тесно связанное с деревней, сохраняющее весь строй, все предания русской жизни и только случайно соприкасающееся с большим светом.

Большой свет есть сфера, совершенно от них отдельная, тлетворная, прикосновение которой так гибельно действует на Наташу. По своему обыкновению, автор рисует эту сферу по тем впечатлениям, которые испытывает от нее Наташа.

Наташу живо поражает та фальшь, то отсутствие всякой естественности, которое господствует в наряде Элен, в пении итальянцев, в танцах Дюпора, в декламации m-lleGeorge, но вместе с тем пылкую девушку невольно увлекает атмосфера искусственной жизни, в которой ложь составляет блестящий покров всяких страстей, всякой жажды наслаждений. В большом свете мы наталкиваемся на французское и итальянское искусство; идеалы французской и итальянской страстности, столь чуждые русской  натуре.

       Другое семейство, к хронике которого принадлежит то, что рассказывается в «Войне и мире», семейство Болконских точно так же не принадлежит к высшему свету.

Но автор дает нам понять, что оно выше этого света, во всяком случае, представители семьи стоят обособленно, вне его.

  Об этом свидетельствует описание княжны Марьи, не имеющей ничего общества с обликом  светской девушки, а также враждебное отношение старика и его сына к маленькой княгине Лизе, самой очаровательной светской женщине.

       Семьи Ростовых и Болконских, несмотря на то, что одно семейство — графское, а другое — княжеское, не имеют и тени великосветского характера.

Обратите внимание

       В противопоставлении им Толстой вводит в повествование семейство Курагиных. Курагины – истинные представители высшего петербургского общества того времени. Они – участники всех интриг, скандалов и светских сплетен. Они живут этим и не понимают жизни другой.

В их мире «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные».

За внешним блеском скрывается отсутствие истинных чувств, зато присутствует жажда наживы, желание получше пристроить детей и в личной жизни (выгода от замужества Элен с Пьером Безуховым), и по карьерной лестнице (Ипполит Курагин).

       В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой очередной раз подчеркивает важность привития истинных семейных ценностей, без которых невозможна достойная жизнь человека в обществе.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/290-sochinenie-na-temu-mysl-semejnaya-v-romane-l

“Мысль семейная” в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Л. Н. Толстой писал, что в “Войне и мире” он любил” мысль народную”,”Мысль семейная” в романе  Л. Н. Толстого «Война и мир»

Но крепость семьи, сходство людей «одной породы», их нравственная близость, преемственность поколений — проблемы, над которыми великий писатель размышлял и раньше, во время работы над «Войной и миром».

Гениальное произведение Толстого — это и национальная эпопея о подвиге русского народа в Отечественной войне 1812 года, и художественная энциклопедия жизни человеческой, и дворянская «семейная хроника».

Автор стремится показать читателю, что «в те времена (имеется в виду начало XIX века) так же любили, завидовали, искали истины, добродетели, увлекались страстями, была такая же сложная умственно-нравственная жизнь», как и тогда, когда он работал над книгой.

В центре повествования — несколько семей: Ростовы, Болконские, Безуховы, Курагины, Друбецкие. Раскрываются семейно-бытовые и нравственно-психологические стороны жизни той среды, которая изображена в романе.

Рассказывая об этих семьях, писатель придает морали, быту, нравам гораздо большее значение, чем экономике и политике.

Оценивая жизнь своих героев с нравственной точки зрения, Толстой подчеркивал определяющее значение семьи для формирования характера человека, его отношения к жизни, к себе самому.

Важно

На переднем плане, безусловно, Ростовы и Болконские. Они противопоставлены по интеллектуальному развитию, семейному укладу, особенностям быта, но одинаково дороги писателю.

Семья Ростовых привлекает своей искренностью, естественностью, добротой, близостью к народу, его обычаям. Именно с этой семьей связаны самые поэтичные страницы романа: зимние святки, приезд ряженых, охота, рождественское гадание девушек, пение Наташи, ее первый бал.

Все члены семьи, за исключением рассудочной и холодной Веры, очень привязаны друг к другу, умеют понять душевное состояние близкого человека с полуслова, непосредственны и добры. Им чужд холодный расчет.

Все они, особенно Наташа, наделены «умом сердца», который Толстому ближе, чем «ум ума».

В то же время писатель не скрывает, что его любимые герои умственно заурядны, чувство у них часто заменяет мысль, поэтому «интерес подробностей чувства» в их духовной жизни заменяет интерес развития мысли. «Она не удостаивает быть умной», — говорит о «волшебнице» Наташе влюбленный в нее Пьер Безухов. И в этих словах не порицание, а восхищение необъяснимым обаянием девушки.

Верный жизненной правде, Толстой показывает и недостатки этой семьи. Мы видим бедные духовные интересы Ростовых, бесхозяйственность старого графа Ильи Андреевича, капризную властность графини, эгоизм и ограниченность Николая, непостоянство Наташи, расчетливость Веры.

И все-таки только в такой семье, человечной, искренней, любящей, могло сформироваться удивительное молодое поколение: обаятельная, поэтическая Наташа, светлый, романтичный, любящий людей Петя.

Совсем иные люди — Болконские. Им в полной мере присущ «ум ума», неустанная работа мысли.

Совет!

Писатель отмечает и резкость, и сложность характера, и неуживчивость старого князя Николая Андреевича, его уверенность в своем превосходстве над другими людьми, семейный деспотизм; не остаются незамеченными и внешняя холодность, и чрезмерная сдержанность, и рассудочность Андрея Болконского, и аскетизм княжны Марьи. Трудные характеры, нелегко им друг с другом, но друг без друга — невозможно.

В этой семье не любят красивых слов, не допускают сентиментальных объяснений. Строгий распорядок никогда, даже в день отъезда князя Андрея на войну, не нарушается; подчинение детей отцу беспрекословно. И все-таки Николай Андреевич вынужден признать, что любимый сын идет своим путем.

Но в то же время отец уверен: дорога князя Андрея — «это дорога чести», уверен потому, что сам воспитывал своих детей и, никогда не отступая от своих принципов, был для них непререкаемым авторитетом. Да, он человек своей эпохи, своего класса, со всеми присущими этому классу недостатками. Хотя нет, не со всеми.

Николай Андреевич — личность несгибаемая. Он честно служил, но прислуживать не стал бы никому на свете, ни ради чего. И когда князь Андрей говорит себе: «Я не могу бояться», — это звучит в нем голос отца, человека чести. Моральный кодекс Болконских — на все времена.

Их непрестанное стремление жить в ладу со своей совестью, «поиски мысли», верность своим принципам, сила чувств — качества, вызывающие восхищение и сегодня.

Несмотря на очень важные, очень существенные различия и в семейном быту, и в духовной жизни, и в психологии (этим, наверное, объясняется драма Наташи и князя Андрея), Ростовы и Болконские, представляющие разные слои русского дворянства, близки автору (и читателю, разумеется, тоже) прежде всего тем, что нашли свое место в общенародной жизни, стали участниками героической борьбы русского народа против наполеоновского нашествия.

В этом смысле к ним близок и Пьер Безухов, незаконный сын богатого екатерининского вельможи, знавшего в жизни только собственные удовольствия. Видимо, не случайно незаконный сын, да еще воспитанный в вольнолюбивой Европе, стал человеком, которого удостоил своей дружбы князь Андрей. Пьер не несет на себе отпечатка семейных черт графов Безуховых.

Ростовым, Болконским, Пьеру Безухову во всем противопоставлены семьи Курагиных, Друбецких, Бергов. Особенно подробно характеризует писатель два поколения семьи Курагиных, совершенно лишенных нравственного чувства, безразличных к судьбе родины и народа, не испытывающих друг к другу даже простой родственной привязанности.

Обратите внимание

У членов этой семьи отсутствуют и «ум сердца», и «ум ума», зато они умеют во имя выгоды расчетливо подавлять в себе все человеческое. Об отце, князе Василии, Толстой пишет: «Что-то влекло его постоянно к людям сильнее и богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми».

Такими же он воспитал и своих детей, «беспокойного дурака» Анатоля и блистательную Элен.

Наделенные прекрасной внешностью, они внутренне безобразны, общение с ними несет достойным людям (Пьеру, Наташе) разочарование и горе. Этим завсегдатаям светских салонов ничего не стоит сломать чужую жизнь, их никогда не мучают угрызения совести.

По своим нравственным качествам к ним примыкают великосветские молчалины Борис Друбецкой и Берг, чей девиз, как и у Молчалина, — «умеренность и аккуратность».

Эти люди далеки не только от своего народа, они чужие и в среде передового дворянства. Вспомним, как делал карьеру Борис Друбецкой.

А чего стоит знаменитая «шифоньерка» Берга, которой он занят в страшные часы «оставления Москвы». Жажда карьеры и богатства подавила в них (в истории жизни Бориса это видно особенно наглядно) все человеческое.

В этом проявилось влияние семьи, влияние эгоистического, лишенного духовных интересов окружения.

Так противопоставлены те, кто стал «дрянью александровского поколения», и те, кто составил его славу.

Важно

В этом противопоставлении великий писатель отразил расслоение русского дворянства в первой четверти XIX века, которое привело к образованию в нем двух враждующих лагерей.

Толстой показал, что сближение дворян с народом в дни, когда решалась историческая судьба России, или отдаление от него, служение только своим эгоистическим интересам во многом определялись семейными традициями, семейным воспитанием, нравственными устоями семьи.

Так «мысль народная» смыкается в романе с «мыслью семейной», образуя неразделимый сплав. Вот почему тема преемственности поколений, «мысль семейная» становится одной из главных в гениальной толстовской эпопее.

Источник: https://prepodka.net/mysl-semejnaya-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Ссылка на основную публикацию