Сочинение наташа в пьесе на дне горького образ и характеристика

Сочинение на тему трагический образ пьесы Горького «На дне», — Сочинения по литературе

«ДНО ЖИЗНИ» — ТРАГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Во все века человек стремился к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства — раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее — в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями.

Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие, — Пушкин, Толстой, Достоевский. Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения.

И позже опыт жизни не притупил его таланта, а вера в свою правоту лишь окрепла.

Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году, в переломный для России момент. Горький вводит в русскую литературу нового героя-люмпена, босяка, но рассказывает о нем по-новому. Тема людей дна не нова для русской литературы. Гоголь, Достоевский, Гиляровский также обращались к этой теме.

Обратите внимание

Сам Горький отмечал, что пьеса являлась итогом его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей». Он долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Без солнца» и, наконец, — «На дне». В самом названии уже заложен огромный смысл.

Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.

Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показан Горьким. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла.

Автор описывает этот приют убогих и «сирых»: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны».

Под сводами костылевского подземелья оказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими, индивидуальными чертами.

Здесь и рабочий Клещ, живущий надеждой на возвращение к честному труду, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно рвущаяся к настоящей большой любви. Все эти люди, конечно, достойны лучшей участи — и тем трагичней их положение.

При встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди, глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы — смех, издевательства.

Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех: он «рабочий человек», вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью. Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности.

Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер «грезит» о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир «чистой любви». Но вот появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийся персонаж — Лука.

Важно

Вместе с ним появляется новый мотив в пьесе: возможность утешения или разоблачения.

Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Эта фраза Горького была вынесена в заголовок сочинения.

За этой фразой автора стоит глубокая философская мысль, точнее, вопрос: что лучше — истина или сострадание, правда или ложь во спасение? Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама жизнь. Над решением его бились многие поколения. Тем не менее, попытаемся найти ответ на поставленный вопрос.

Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя. Анну он успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазняет картинами вольной свободной жизни в Сибири. Несчастному пьянице Актеру он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алкоголиков.

Так он повсюду сеет слова утешения и надежды. Жаль только, что все его обещания основаны на лжи. Нет вольной жизни в Сибири, нет спасения Актеру от его тяжелого недуга. Умрет несчастная Анна, так и не повидавшая настоящей жизни, мучимая мыслью, «как бы больше другого не съесть».

Намерения Луки помочь другим людям кажутся понятными. Он рассказывает притчу о человеке, который верил в существование праведной земли. Когда некий ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился.

Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительна для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них бывает правда. Эту философию оправдания спасительной лжи Горький отвергает. Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль.

Вместо того, чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мнению автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия.

Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.

И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы «дна». Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна своей безнравственностью и его жена Василиса.

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек.

Совет

Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: «Человек — вот правда, все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук, его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!»

Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель.

И этот контраст приобретает особый смысл… Пламенный монолог Сатина о человеке звучит не 48 сколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел.

Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьихлибо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-tragicheskij-obraz-pesy-gorkogo-na-dne/

Готовые школьные сочинения

июня 12 2011

Пьеса Горького «На дне». Роль женских образов

В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902 г.) — спор о Человеке и его воз-можностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых — месте, находящемся вне мира людей.

Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие связи — социальные, профессиональные, духовные, общественные семейные.

Ничто не связывает и самих ночлежников — они лишь случайно сошедшиеся в одном месте люди, не желающие ничего знать друг о друге. Каждый из них знает правду о себе, и у каждого она своя.

Герои драмы ведут философские споры, не приходя в итоге к единому выводу. В произведении Горького показано «дно» жизни и душ человеческих. И в этой грязи, во мраке безысходности вынуждены существовать воспетые многими поэтами и писателями, традиционно описываемые как прелестные, нежные и воздушные создания — женщины.

В ведущемся споре о человеке особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина. Позиция Бубнова фаталистична. Человек бессилен что-либо изменить в своей судьбе. Отсюда — равнодушие не только к чужому страданию, но и к собственной судьбе. По его мнению, все люди — «лишние», так как в мире властвуют безжалостные законы, управляющие человеком и господствующие над ним.

Люди плывут по течению, как щепки, бессильные что-либо изменить. Правда Бубнова — это правда внешних обстоятельств жизни. Сатин является выразителем другой жизненной позиции: «Все — в человеке, все — для человека. Существует только человек, все остальное дело его рук и мозга». Человека надо уважать, считает Сатин, жалость только унижает. Лука — самый сложный образ в пьесе.

Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» В сущности, Лука со своей теорией жалости является основным образом пьесы. С его появлением и начинается собственно драматическое развитие сюжета.

Лука всколыхнул застоявшееся болото «дна», заставил людей мыслить и рассуждать.

Обратите внимание

И женские образы в пьесе Горького также принимают участие в этом споре. И они тоже должны найти ответ на вопрос «Что важнее — горькая правда или дающая надежду ложь?»

В пьесе «На дне» среди героев выделяются пять женщин. Это Василиса Карпов-на, жена содержателя ночлежки Костылева, ее сестра Наташа, жена Клеща Анна, торговка пельменями Квашня и девушка Настя.

Судя по строкам из «Действующих лиц» пьесы, все это молодые женщины — в возрасте от 20 (Наташа) до 30 (Анна) лет, за исключением Квашни, которой 40 лет.

Что же они из себя представляют? Для чего они включены в действие пьесы?

Василиса — ее образ обычно оценивается следующими эпитетами: «безнрав-ственная», «циничная» и пр. Ее поведение и в самом деле представляется таковым.

Василиса систематически избивает свою сестру Наташу, она изменяет мужу и пытается уговорить Пепла убить ее мужа, в итоге она подводит Пепла под арест, обвинив его в убийстве Костылева, и обваривает кипятком свою сестру Наташу.

Но стоит перечитать страницы и задуматься: а только ли натура Василисы причиной тому? И в самом начале мы видим, что супругу Василисы — 54 года, ей же 26, то есть почти тридцать лет разницы в возрасте. Это в какой-то степени объясняет неверность Василисы.

Читайте также:  Медной горы хозяйка характеристика героев

Со страниц пьесы становится — понятно, что собой представляет содержатель ночлежки Костылев. Он — хозяин ночлежки и считает себя хозяином жизни. Из описания обстановки ночлежки мы видим, какие условия он создает своим «посто-яльцам». В общем, как говорит Настя, с таким мужем, как Костылев, всякая озвереет.

Наташа, сестра Василисы, — нежное и душевно чистое создание. Наташа добра, и это становится понятно со страниц пьесы. Наташа говорит’Клещу, чтобы позже он пришел за Анной и был с нею ласков, она умирает и ей страшно.

Когда Анна умирает, Наташа удивляется, что никто о ней не жалеет. Наташа единственная, кто сочувствует фантазиям Насти. Она и сама мечтает, что завтра придет незнакомец особенный и произойдет нечто совершенно особенное.

Важно

Но в отличие от романтичной Насти понимает, что ждать нечего — чуда с ней не произойдет, как бы она этого ни хотела.

Окончательная судьба героини остается под вопросом. После того, как Василиса обварила ей ноги, Наташа попала в больницу. И в последнем действии оказывается, что Наташа давно вышла из больницы и пропала. Может быть, она нашла-таки свое счастье? Но, к сожалению, в такой исход слабо верится.

Анна — больная чахоткой и уставшая от жизни женщина — умирает. Она говорит о том, что «всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась… мучилась… Всю жизнь в отрепьях ходила». Для этой героини теория Луки себя оправдала.

Лука успокаивает и ободряет умирающую женщину надеждой, что за свои земные муки она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе.

Убогое бессмысленное, безрадостное существование на земле компенсируется вечным блаженством на небесах.

Падшая женщина Настя — наивная, трогательная и беспомощная в глубине души. Она мечтает о чистой и преданной любви, и в этих иллюзиях стремится спрятаться от окружающей грязи, мрака и безысходности.

Ее фантазии не вызывают понимания. Барон, существующий за ее счет, лишь смеется в ответ на ее слезы и фантазии. Настя обожает читать романы, содержание которых и составляет по большей части ее мечты.

Квашня — своеобразной оптимисткой кажется Квашня, сорокалетняя торговка пельменями. Возможно, она уже обвыклась с жизнью «дна». Но эта женщина разительно отличается от всех остальных героинь пьесы.

Совет

Рефреном проходит через всю пьесу ее мысль, что она свободная женщина и никогда не согласится “в крепость себя отдать”, то есть выйти замуж. И в финале — начинает сожительствовать с Медведевым, дядей Василисы и Наташи, полицейским.

Квашня — единственная из героинь, кого не затронуло «пришествие» Луки. Остальные тем или иным образом оказались под его влиянием.

Анна умирает, успокоенная ложью Луки о светлом и ласковом «том мире». Настя и без воздействия Луки создала для себя «спасительную ложь» — в своих фантазиях. И она по-прежнему остается в ночлежке, не стремясь внешне ни к каким свершениям.

Василиса взята под арест вместе с Васькой Пеплом, и ночлежники ведут спор о том, кто кого усадит за решетку на более долгий срок. В сущности, все остается практически без изменений. Непонятной представляется только судьба Наташи. Выйдя из больницы, та исчезла.

Только куда и зачем? Может быть, она решила искать свое счастье?

На мой взгляд, женскими образами в пьесе «На дне» Горький стремился показать одновременно и глубину нравственного падения, и душевную чистоту «нежных прелестных созданий». Здесь, как и во всей пьесе, звучит полифония.

У Горького нет единого ответа на вопрос, как жить, возможно ли выйти из сложной ситуации? Но даже в тяжелых, мрачных условиях жизни не каждая из героинь Горького окончательно опускается на ее дно.

Кто-то пытается приспособиться, кто-то не теряет веры в будущее, стремясь сохранить в себе хотя бы крохотные частички добра и света и любви.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Пьеса Горького «На дне». Роль женских образов . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/pesa-gorkogo-na-dne-rol-zhenskix-obrazov/

Роль женских образов в пьесе Горького «На дне»

В пьесе пять женских персонажей. Анна – жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса – жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом «девица».

В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня – Настя и Василиса – Наташа. Вне этих пар находится Анна, олицетворяющая в пьесе чистое страдание. Ее образ не замутнен страстями и желаниями.

Она терпеливо и покорно умирает. Умирает не столько от смертной болезни, сколько от сознания своей ненужности миру. Она из тех «голых людей», для которых правда бытия непереносима. «Тошно мне», – признается она Луке.

Обратите внимание

Единственный аспект смерти, волнующий ее: «А там как – тоже мука?» Забитая, ни для чего не пригодная на этом свете, она напоминает вещь. Она не движется по сцене – ее передвигают. Выводят, оставляют на кухне, забывают. Так же, как с вещью, с ней обращаются и после смерти.

«Надо вон тащить! – Вытащим…» Она ушла из жизни – словно реквизит унесли. «Кашлять, значит, перестала».

Не так с остальными. В первой паре Квашня представляет смысловую доминанту. Она почти всегда по хозяйству. Живет от трудов своих. Делает пельмени и торгует ими. Из чего эти пельмени и кто их ест, – один Бог знает.

Она пожила замужем, и теперь для нее что замуж, что в петлю: «Один раз сделала – на всю жизнь памятно…» А когда у нее муж «издох», она от счастья и радости целый день «просидела одна». Она и в пьесе всегда одна. Разговоров и событий касается краем, ее словно побаиваются обитатели ночлежки.

Даже Медведев, олицетворение закона и власти, ее сожитель, беседует с Квашней уважительно – слишком много в ней нелюбопытного рассудка, здравого ума и скрытой агрессии.

Ее противоположность Настя – не защищена и доступна. Она ничем не занята, ничего не делает. Она – «девица». Она почти не реагирует на реалии окружающего мира. Ее разум не отягощен рефлексией. Она так же самодостаточна, как и Квашня. Горький имплантировал ей странный, не им придуманный мир «женских романов», скудную и бессмысленную грезу красивой жизни.

Она обучена грамоте и поэтому читает. «Там, в кухне, девица сидит, книгу читает и – плачет», – удивляется Лука. Это и есть Настя. Она рыдает над вымыслом, который чудесным образом кажется ей собственной жизнью. Она напоминает маленькую девочку, которой приснилась игрушка. Проснувшись, она теребит родителей, требует эту игрушку себе. В нежном возрасте дети не отделяют сон от реальности.

Это происходит позднее, в процессе взросления. Настя не только не взрослеет – она не просыпается. Ей наяву снятся эти кондитерские, безгрешные сны: «А леворверт у него громадный, и заряжен десятью пулями… Незабвенный друг мой… Рауль…» Барон покатывается над ней: «Настька! Да ведь… ведь прошлый раз – Гастон был!» Настя и ведет себя, как ребенок.

Ткнувшись носом в действительность, она капризничает, горячится, швыряет об пол чашку, грозит обитателям: «Напьюсь вот я сегодня… Так напьюсь». Напиться – значит снова уйти от реальности. Забыться. Судя по косвенным намекам, Барон состоит при ней в альфонсах, однако и этого она не сознает. Лучи реальности только бликуют на поверхности ее сознания, не проникая вовнутрь.

Однажды Настя приоткрывается, и становится ясно, что жизнь ее питается энергией ненависти. Убегая, она кричит всем: «Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» Эту реплику она произносит в конце четвертого акта, и, следовательно, появляется надежда проснуться. Василиса представляет собой властное начало пьесы. Она – Афина Паллада ночлежки, ее злой гений.

Она одна действует – все остальные существуют. С ее образом связаны криминальная и мелодраматическая интриги сюжета. Для Василисы нет внутренних запретов. Она, как и все в ночлежке, – «голый человек», ей «все позволено». И Василиса этим пользуется, пока остальные только разговаривают. Ей подарил автор жестокий и беспощадный характер.

Понятие «нельзя» лежит за пределами ее нравственного сознания. И мыслит она непротиворечиво: «Наслаждаться – убивать, чтобы наслаждаться». Ее антипод Наташа – самый чистый и светлый образ пьесы. Наташу из ревности к Ваське Пеплу Василиса непрестанно бьет и мучит, ей помогает муж, старый Костылев. Срабатывает инстинкт своры.

Важно

Наташа одна из всех верит и еще надеется, ждет не галантерейной, а настоящей любви, ищет ее. Но, к сожалению, география ее поиска происходит на том участке дна, на котором не покоятся груженные золотом испанские галеоны. Тусклый свет, доходящий «сверху, от зрителя», позволяет рассмотреть только рожи постоянных обитателей. Наташа никому не верит. Ни Луке, ни Пеплу.

Просто ей, как Мармеладову, «идти некуда». Когда убивают Костылева, она кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня!» Наташе ясно – убил не Пепел. На всех вина. Все убили. Это ее правда. Ее, а не Сатина. Не правда гордого, сильного человека, а правда униженных и оскорбленных.

Читайте также:  Сравнительная характеристика олеси и ивана тимофеевича (олеся куприна)

Женские образы в пьесе Горького «На дне» несут серьезную смысловую нагрузку. Ущербный мир обитателей ночлежки благодаря их присутствию становится ближе и понятнее. Они как бы гаранты его достоверности.

Именно их голосами автор открыто говорит о сострадании, о нестерпимой скуке жизни. У них есть свои книжные предтечи, на них сошлось множество литературных проекций из предшествующей художественной традиции. Автор и не скрывает этого.

Важнее другое: именно они вызывают наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/rol-zhenskix-obrazov-v-pese-gorkogo-na-dne.html

Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне»

Категория: На дне

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Пьеса «На дне», написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность «На дне» сразу привлекла внимание русской общественности.     Тематически пьеса завершила цикл произведений писателя о «босяках».

«Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», — писал он. Обитатели ночлежки – уже типы, в которых Горький дал огромные социально-философские обобщения.     Герои «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремяться вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы».

У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, которые могли им дать хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Насти – вымышленный ею роман со студентом, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь.

    Самым интересным типажом является, пожалуй, Наташа. Её образ разительно отличатся от других обитателей ночлежки. В ней ясно видны достоинство, чистота, гордость, которые так пленили Пепла. Главная интрига в том, сумеет ли героиня сохранить в себе эти качества? Скорее всего, нет. Доказательство – ее сестра Василиса.

Совет

У Наташи много общего с ней – та же воля, прямота, самолюбие. Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной». В пьесе есть намёки, объясняющие эту метаморфозу.

Настя говорит о Василисе: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как её…» Сама Василиса признаётся, что и мучает Наташу, и жалеет её, и ничего не может с собой поделать: «…так – бью… что сама плачу от жалости… А бью». Были в Василисе прекрасные задатки, и живое напоминание этому — Наташа.     Вот зеркало, в котором отражается будущее Наташи.

Но пока героиня не знает своего будущего и живёт так, как живёт. Её поведение выбивается из общей системы отношений в ночлежке. И особенно её речь.     В своей работе «Заметки о мастерстве», М.

Горький писал: «Рисуя человека как личность, как индивидуальность, писатель не может пройти мимо такой существенной вещи, черты его характера, как речь, с чрезвычайной гибкостью воспроизводящая культуру, профессию, психологический склад, душевное состояние человека. Нет двух людей говорящих одинаково.

    Речь персонажа – это характерная, обобщенная речь, передающая основные, существенные черты его характера». Таким образом, наблюдая за речью персонажа, можно составить представление о нём самом, его культуре и уровне развития.     Появления Наташи на сцене всегда знаковые. Их всего четыре, но в каждом из них она раскрывается для читателя с новой стороны.

В отличие от других персонажей (Бубнова, Луки, Барона и др.) Наташа не действует на сцене постоянно, что подчёркивает её некую отстранённость от происходящего в ночлежке.     Итак, выход на сцену Наташи неотрывно связан с Лукой. Именно она представляет его обитателям «дна». Это совпадение, конечно же, неслучайно. Теперь, наряду с Лукой, Наташа становится символом утешения.

Одно её присутствие успокаивает людей. Вот что она говорит Клещу: «Андрей! Жена твоя в кухне у нас… ты, погодя, приди за ней… Ты бы чай поласковей с ней обращался… ведь уж не долго».     Речь героини простая и ласковая, за это её и уважают. Лексика просторечная, этим автор указывает на социальное положение, но не грубая, в отличие от речи других «постояльцев».

Наташа часто употребляет ласковые слова (дедушка, голубчик), Клеща называет по имени, а ведь никто к нему так больше не обращался. Героиня естественна и искренна в проявлениях своего характера, на это указывает то, что автор практически не даёт ремарок к её словам.     Второе появление на сцене Наташи связано со смертью Анны. Именно она обнаруживает, что больная скончалась.

Обратите внимание

Если в первом акте Наташа раскрывалась с помощью образа Луки, то здесь героиня характеризует себя сама. Вот что она говорит: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале… забитая». Здесь девушка впервые говорит о смерти, и эта мысль станет её отличительной чертой. Также, глядя на Анну, она говорит: «Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи!.. Зачем жил человек?».

    Большое количество многоточий указывает на крайнюю эмоциональность характера героини, а к тому же и на застенчивость и некоторую «забитость». Кстати, впоследствии мы не раз услышим от Наташи афористичные высказывания.     В этом эпизоде героиня раскрывается как человек жалостливый («Господи! Хоть бы пожалели… хоть бы кто слово сказал какое-нибудь!») и боящийся смерти.

Но самое главное – она, пожалуй, единственная из всех персонажей, кто задумывается о своей жизни. Это её качество проявится в разговоре с Пеплом.     Третий акт начинается с того, что Настя рассказывает о своей любви к студенту Раулю, которого сама себе придумала. Наташа терпеливо слушает Настю и не перебивает.

Также внимательно слушает Настю и Лука… Все остальные смеются над выдумками и доводят Настю до слёз. Наташа же утешает девушку словами, что ещё раз говорит о её мягкости: «Они – из зависти это… про себя им сказать нечего…» Ещё один афоризм.     Но Наташа может проявить и некоторую жестокость.

Вот что она отвечает Барону на его придирки к Насте: «Ты! Молчи уж… коли бог убил…» Это, конечно, не бранная речь босяков, но всё же достаточно грубая фраза.

    Немного позже Наташа рассуждает о правде и вранье: «Видно, враньё-то… приятнее правды… Я – тоже…» Дальше читатель узнаёт, что мечтает она о чём-то особенном, но тут же заявляет: «А так… на самом деле – чего можно ждать?» Эта противоречивость характера и становится причиной трагедии героини. Отсюда и мысли о смерти, которую она ждёт со дня на день.

    Язык Наташи вообще довольно примитивен, даже когда она говорит о своих мечтах. В ней нет ни метафор, ни эпитетов, что указывает на низкий уровень культуры и образования героини. Но, несмотря на это, она обладает трезвым умом и рассудительностью, что помогает ей не озлобиться и не стать второй Василисой: «А кому – хорошо жить? Всем плохо… я вижу…».     Это качество её характера наиболее ярко выступает в разговоре с Пеплом, когда тот предлагает ей «идти» с ним. Наташа вначале отказывает ему, и причиной этого стало: «…любить тебя… не очень я люблю». Вот она, та искренность и чистота, которой так не хватает другим обитателям ночлежки. Именно поэтому для девушки было таким ударом подозрение в сговоре Пепла и Василисы.     В конце четвёртого акта перед читателем совсем другая Наташа, она «мечется в беспамятстве». Её речь мгновенно меняется, становится грубой: «Будь вы прокляты!», «вот он, проклятый!». Она кричит, многоточия указывают только на паузы в речи, а не на неуверенность. Больше нет перед нами доброй, милой девушки, она умерла…

    Образ Наташи логически завершён, среда погубила и её. И Горький доказал, что такая среда существовать не может, так как она убивает в человеке всё человеческое.



Важно

Романтизм, как литературное направление, характеризуется неудовлетворенностью настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о том, что должно быть, о желанном.

Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам по-разному. Поэтому в романтизме выделилось два основных течения — консервативное и революционное.

Представители революционного романтизма устремлены в будущее, полны освободительных идей, связаны с борьбой за своб

1. Вступление.     Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств.

На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке.

Наконец, важно и то, что в обеих пьесах немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходи

Образ России — один из центральных в прозаическом и поэтическом творчестве И. А. Бунина. Он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Эта любовь проявляется уже в ранней прозе писателя.

Так, в рассказе «Антоновские яблоки» он любуется красотой родной природы. Подлинный герой рассказа — великолепная русская осень, со всеми ее красками, звучаниями и запахами.

Антоновские яблоки становятся в рассказе символом цельности, гармонии во взаимоотношениях людей и природ

Совет

Мастерство Крылова-баснописца остается непревзойденным. Ему удалось условно-дидактический жанр сделать формой подлинно реалистических произведений, предварив многие открытия Грибоедова и Пушкина.

Читайте также:  Образ и характеристика родиона раскольникова в романе преступление и наказание достоевского сочинение

В баснях Крылов использо­вал весь предшествующий литературный опыт: от драматургии он бе­рет остроту и динамичность сюжета, мастерство в построении диало­га, речевую характеристику персонажей; от прозы — простоту и есте­ственность рассказа, психологическую достоверность мотивировки поведения героев; от

Творчество Михаила Шолохова представлено многими замечательными произведениями. Среди них особенно выделяется рассказ «Судьба человека».

Многие критики определяют жанр этого произведения как роман-эпопея, потому что события, изложенные главным героем – Андреем Соколовым – по времени охватывают целую эпоху. Это время Великой Отечественной войны.

Шолохов выводит на сцену множество эпических образов как русских солдат, так и захватчиков – фрицев.     Отличительную особенность «Судьбы человека» сост

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/gorkij-m/sochineniya-po-proizvedeniyu-na-dne/3357-rechevaya-kharakteristika-natashi-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Роль женских образов по пьесе На дне Горький А. М

Пьеса «На дне» — достаточно сложное, но очень интересное произведение Горького. Автору удалось соединить в нем бытовую конкретику и обобщенные символы, реальные человеческие образы и отвлеченную философию. Мастерство Горького особенно проявилось в описании, таких непохожих друг на друга, обитателей ночлежки. Важную роль в произведении играют женские образы.

Наташа, Василиса, Настя, Анна, Квашня – очень интересные и своеобразные персонажи. Эти женщины опустились на самое «дно» жизни, их вид удручает и вызывает у читателя горькие чувства. Обычно, женщина является символом прекрасного, чистого и светлого. Женский образ – это образ нежности, любви и материнства.

Однако, Горький демонстрирует читателю совсем другую сторону жизни. Когда женщина оказывается в страшных и жестоких условиях, она вынуждена вести себя несколько иначе. Кто-то попытается выжить, торгуя собой, а кто-то сломается и смертельно заболеет, не выдержав тяжелого гнета.

Рассмотрим конкретные образы из пьесы.

Обратите внимание

Квашня – торговка пельменями, свободная и сильная женщина, она не позволяет ни одному мужчине вольно с ней обращаться. Ее отношение к браку – резко негативное. Оказывается, Квашня уже была однажды замужем, но этот горький опыт оставил на всю жизнь неизгладимый след в ее душе.

Можно представить себе, насколько жестоким был ее муж, и какой несчастной была их семейная жизнь, если женщина так радовалась смерти супруга, что просто не могла счастью своему поверить. Но, несмотря ни на что, Квашня осталась чуткой к чужому горю и не утратила свою человечность. Она жалеет умирающую Анну и пытается накормить ее пельменями.

Вот только замуж она больше не пойдет, даже за принца, хватит, настрадалась.

Следующая героиня пьесы – несчастная женщина по имени Анна. Она тяжело больна и находится при смерти. Ей многие сочувствуют, жалеют и пытаются облегчить муки последних дней жизни. Только Клещ, ее муж, по-прежнему груб и равнодушен к Анне. Она привыкла к его жестокости и терпеливо воспринимает такое поведение супруга.

Анна символизирует собой всех женщин, которые считают грубость нормой семейных отношений. Даже, находясь на пороге смерти, она заботится о своем равнодушном и черством муже (предлагает поесть пельменей, которые оставила для нее Квашня). Анне всего тридцать лет, она умирает, и ничего светлого нет в ее существовании.

Девушка Настя читает бульварные романчики, мечтает о возвышенных чувствах, о светлой любви, но в жизни ее окружают низость и грязь, пошлость и грубость.

Она рассказывает сожителям сладкие сказки о любви, которые рождаются в ее воображении. Над ней откровенно насмехаются, ведь Настя – обычная проститутка, о чистой и настоящей любви она может только мечтать.

Единственная для нее возможность забыть обо всем этом – напиться.

Василиса – является представительницей «хозяев жизни», ведь она – жена хозяина ночлежки. Но владельцы «дна» слабо чем отличаются от его обитателей. Сохранить человеческий облик практически невозможно, если ты постоянно находишься в зверинце.

Василиса – это властная, бесчувственная и жестокая женщина, которая любит только деньги. Ее любовник Васька Пепел, вор, у которого отсутствуют моральные принципы, и тот замечает, что в этой женщине нет души. Ее внешняя красота противопоставляется внутреннему уродству.

Важно

Она клянется Пеплу в любви и толкает его на воровство. Потом узнает, что он любит ее сестру Наташу и обещает отдать ее ему, если Пепел убьет Костылева, супруга Василисы. Затем хозяйка ночлежки начинает жестоко издеваться над сестрой. Она злится на Наташу и мстит ей за то, что от нее ушел любовник.

Наташа ничего не может ей ответить, она, по природе своей, добрый и мягкий человек, способный сочувствовать чужому горю. Увидев однажды Наташу с Пеплом, Василиса приходит в ярость и, заперев сестру в доме, избивает ее до полусмерти.

Наташа уже готова идти даже в тюрьму за Пеплом, только бы не возвращаться в дом к Василисе. Она попадает в клинику, а оттуда исчезает в неизвестном направлении, спасаясь от жестокости родной сестры.

Василиса же, наверняка, сможет выкрутиться и избежать тюрьмы. Она продолжит прежнюю жизнь, поскольку только с таким характером, как у нее, можно выжить в этих чудовищных условиях.

Каждая героиня пьесы интересна по-своему. Именно через женские образы читателю лучше всего удается почувствовать те бесчеловечные условия жизни, в которых оказались обитатели ночлежки.

Источник: http://www.litra5.ru/gorkij/sochinenie-rol-zhenskih-obrazov-na-dne/

Анализ пьесы Горького «На дне»

Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году в сложный на тот момент, для России период.

Автор определенно имел свой взгляд на всё то, что происходило в стране, и, конечно, его волновали острые социальные вопросы, которые поставлены в этом произведении.

Поэтому жанр пьесы определенно социально-философская драма, в которой изображается не только жизнь людей, искалеченных общественным строем, но и идёт спор о путях к человеческому счастью.

Все события пьесы разворачиваются в городской ночлежке, похожей на тюрьму или пещеру. Об этом мы узнаём из первой же ремарки к драме. Обитатели ночлежки у Костылёва это люди, находящиеся на дне жизни. Каждый герой имеет историю, которая привела его на это «дно».

Совет

Перед нами предстают Барон, вспоминающий о былых временах, когда он был богат и что-то значил в этом мире. Настя – проститутка, которая мечтает о настоящей верной любви. Васька Петел – потомственный вор. Актёр, который потому и Актёр, что забыл своё настоящее имя от пьянства. У каждого из них есть свои мечты, для осуществления которых они, однако, ничего не делают.

Эти все люди потеряли надежду и веру в себя, но с появлением странника Луки с ними происходят изменения.

Лука — персонаж очень неоднозначный. Долгое время бытовало мнение, что Лука — лжец, который даёт ночлежникам лишь пустые надежды, а сам покидает их в самый драматичный момент.

Но есть и другая точка зрения: если внимательнее присмотреться к этому персонажу, то начинаешь осознавать, что он даёт людям веру в себя, даёт толчок для изменений. Как говорится, каждый сам кузнец своего счастья.

Поэтому ночлежники должны были приложить усилия и двигаться дальше самостоятельно, без помощи и поддержки Луки. И я согласен с последней точкой зрения. Надо сказать, что иногда Лука прибегает к лжи ради дальнейшего блага. Так, например, он утешал Анну, заботился о ней в момент, когда она болела.

Как никто из знакомых, он подарил ей покой в последние дни жизни, и от этого ей не так было страшно умирать. Так вот теперь можно ответить на этот вопрос, разве плохо поддерживать человека в трудный момент?

Пеплу странник посоветовал уехать в Сибирь. Один раз он уберёг его от тюрьмы, но в другой раз его может не быть рядом, и что тогда… Лука понимает, что Пепел любит Наташу и готов поддерживать её.

Он советует Наташе присмотреться к Пеплу, увидеть в нём хорошие черты и пойти за ним. Лука поддерживает Настю. Единственный, он не смеет себе смеяться над её придуманной любовью, а готов ей помочь.

И просит окружающих поверить ей.

Что касается Актёра, то и в него Лука вселил надежду. Он первый заговорил с Актёром о его профессии, так что Актёр попытался вспомнить своё любимое стихотворение и главное – своё имя. Лука не врал ему о клиниках, где лечат пьяниц.

Обратите внимание

Просто Актёру не хватило силы воли и веры в себя. Он сам сдался, отказался от своей мечты, поэтому однозначно винить в его смерти Луку нельзя. Ведь старик не может действовать на стороне других, действовать должны были сами ночлежники.

На протяжении всей пьесы мы задаёмся вопросом: так что такое, правда? Правда, Луки – это вера: «Во что веришь, то и есть». И действительно, «правда» — понятие относительное. Нельзя точно сказать, что это такое, ведь у каждого человека она своя. Вот, например, для Сатина – это гордый человек: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека…».

По моему мнению, образ Луки, безусловно, играет большую роль в пьесе «На дне». Благодаря этому персонажу раскрываются во всей полноте все герои драмы М.Горького. Кроме того, именно благодаря этому персонажу ставится и разрешается философская проблема произведения – вопрос о том, что нужно человеку: правда или утешительная ложь.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/01/na-dne.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector