Сочинение образ толстого в романе война и мир (образ автора)

Образ автора в романе «Война и мир»

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Образ автора в романе «Война и мир»

  Скачать сочинение

    Значение автора в его романе “Война и мир” велико: личность Толстого проявляется во всем, что изображено в произведении. Критерий нравственности в оценке событий, явлений, поступков героев — определяющий. Толстой не только с потрясающей достоверностью рисует исторические события, но и выражает свое отношение к ним.

    В центре романа — изображение войны и мира как противоестественного и естественного состояний жизни людей. Еще в начале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовала война, но не как “комбинация действий великих полководцев”, а как “самый факт убийства” одних ни в чем не повинных людей другими.

Писатель отрицал войну как явление, противное человеческому разуму, горячо спорил с теми, кто находил “красоту ужаса” в войне.     Кроме того, Толстого-философа всегда волновала проблема роли личности в истории. В “Войне и мире” он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона.

Обратите внимание

Кутузов в романе — выразитель народной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Поведение Кутузова — естественно. Поведение же Наполеона неестественно (достаточно вспомнить, с какой иронией описывает Толстой эпизод с портретом сына, когда Наполеон “подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности”).

Развенчивая личность Наполеона, автор параллельно разоблачает наполеонизм вообще, то есть стремление к личной славе и величию (кстати, за это же Толстой осуждает и князя Андрея). Писатель тем самым отрицает талант Наполеона, превращает его в обычного человека.

Недооценка автором романа роли личности в истории принижает и значение Кутузова в этой войне, силу которого писатель видит исключительно в том, что полководец верно понимает ход событий и дает им свободно развиваться.     Теперь обратимся к тому, что значит “мир” у Толстого? Автор толкует данное понятие значительно шире, чем “мир” как покой после войны.

“Мир” для него — это все человечество, состоящее, если можно так сказать, из разных коллективов. Художник утверждает идею единения в “мире” (“миром все сделаем”).

Он говорит, что основные “противоречия в мире” — социальные, прежде всего противоречия между помещиками-аристократами и их крестьянами и противоречия нравственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, в жизненной позиции: князь Андрей, например, и Анатоль Курагин), так и внутри самого человека (например, противоречив Долохов: с одной стороны, его нежное отношение к матери и сестре, с другой —жестокость по отношению к Ростову и Пьеру). Утопизм взглядов автора в том, что он считает возможным переделать “мир” путем “нравственного самоусовершенствования”, посредством “опрощения”.     Толстой был великим художником и великим гуманистом. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире и даже в его заблуждениях. Он глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно способов, которыми он (человек) должен изменить мир.     Толстой признавался, что в “Войне и мире” он “любил мысль народную”. Автор поэтизирует простоту, доброту народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон — как воплощение “всего русского, доброго и круглого”, всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, религиозность), которые так ценил писатель в русском крестьянстве; Тихон — как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (бунтарские настроения Тихона в мирное время были бы осуждены Толстым).     Теснейшим образом с темой народа связана тема дворянства. Автор делит дворян на “имущих” (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы) и светскую знать (завсегдатаи салона Шерер, Элен). К последней писатель всячески выражает свою неприязнь, осуждает ее, подчеркивает отсутствие в ней живых человеческих качеств.     В русском критическом реализме было два течения: сатирическое и психологическое. Гениальным продолжателем последнего стал Лев Николаевич Толстой. Он исследует скрытые процессы человеческого сознания, не совпадающие с их внешними проявлениями. Таким образом, герои Толстого раскрываются дважды: через их поступки, поведение и через размышления, внутренние монологи. Широко применяет Толстой и диалог, который всегда двупланов. Взгляд, улыбка героя сопровождают произносимые им слова и дополняют или опровергают их смысл.     Автор проникает в сферу подсознательного и посредством различных ассоциаций (например, дуб в Отрадном ассоциируется у князя Андреях; его собственной жизнью). Толстой использует в романе и художественную деталь: портретную (чисто вымытый шрам на шее у Кутузова, губка с усиками у “маленькой княгини”, лучистые глаза у княжны Марьи), психологическую, предметную, словесную, бытовую.

    Наконец, личность автора выражается через неповторимый стиль произведения (постоянное стремление к ясности, к правде, богатство лексики, особый синтаксический строй романа), а примененный здесь Толстым художественный прием (“диалектика души”) использовался и продолжает использоваться до сих пор многими писателями классической и современной литературы. Автор в романе — это гениальный художник, великий правдолюбец, мудрый философ, психолог, тонкий аналитик всех душевных движений, гуманист.

15076 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Образ автора в романе «Война и мир»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00092101184864111268

Сочинение на тему: Образ Кутузова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой свято верил в то, что историю вершат не отдельные личности, пусть даже самые выдающиеся, а воля народа. И образ полководца, обеспечившего русской нации победу над французскими захватчиками в 1812 году, целиком подтверждает этот тезис.

Кутузов у Толстого – не столько великий полководец и вершитель истории, сколько носитель воли и силы народной. Он завоевал любовь и уважение русских солдат своим талантом тактика, отеческим отношением к подчиненным и готовностью в любой ситуации отстаивать свое мнение.

Читатели знакомятся с Михаилом Илларионовичем на смотре у Браунау, где русский полководец составляет разительный контраст с австрийским коллегой, наряженным в сверкающий белизной мундир.

Важно

Простой, выглядящий немного рассеянным, с тяжелой походкой, Кутузов походит не на героя, а на самого обыкновенного человека.

Писатель несколько раз отмечает улыбку, которая сияет на обезображенном лице Кутузова, когда тот обращается к воинам.

Русский полководец является действующим лицом в нескольких важных для композиции романа сценах – и во всех из них он поражает естественностью поведения.

Он никогда не смущается, если начинает дремать во время военного совета или с большим трудом взбирается в седло. Лицо Кутузова частенько оживляют то ласковая улыбка, то добрая насмешка. Бывалый солдат может на виду у всех всплакнуть или показать утомление.

И всегда Михаил Илларионович выглядит мудрым и спокойным, не забывающим об ответственности за Россию и ее народ.

Одна из самых значимых деталей образа Михаила Кутузова – его мудрые высказывания. «Горе земле, в которой подчиненные, начальники и суды, а не законы управляют гражданами и делами!» — подобные фразы очень емко дополняют образ и позволяют составить непредвзятое мнение о полководце как о человеке.

Особенно показательно поведение Кутузова во время военного совета перед Аустерлицкой битвой. Сначала он всем своим видом демонстрировал недовольство происходящим, а потом просто заснул. И это не показатель безразличия или безответственности – полководец просто знал, что битву не выиграть, какие бы планы ни строили остальные военачальники.

Не стал Кутузов спорить и с императором.

Когда Александр I посетил место, где после произошла битва, его уверенность в победе передалась всем вокруг, и только сердце Михаила Илларионовича сжималось от тяжести понимания того, что многие и многие русские солдаты отдадут здесь жизни совершенно бессмысленно. Но Кутузов приказывает наступать, потому что не может противиться воле самодержца. А последующий кошмар глубоко уязвляет даже готового к поражению бывалого воина.

В завершение хочется добавить, что образ Кутузова в романе Толстого – один из самых ярких и запоминающихся. Это образ человека настоящего, живого, образ величайшего полководца, который сумел одержать одну из грандиознейших побед в истории благодаря своему незаурядному уму и таланту, а также безусловной любви к Родине и вере в мужество русских солдат.

Название произведения:

Источник: http://po-literature.ru/sochinenie-na-temu-obraz-kutuzova-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir.html

Образ автора в романе “Война и мир”

Роман “Война и мир” охватывает пятнадцать лет из жизни России и Европы, он насыщен военно-историческими событиями, широкими бытовыми картинами. И во всем, что изображено в произведении, проявляется личность автора.

Критерий нравственности в оценке событий, явлений, действий, поступков героев – определяющий.

Толстой не только с потрясающей достоверностью изображает исторические события, но и выражает свое отношение к ним, делает теоретические выводы.

Совет

В центре романа – изображение войны и мира как противоестественного и естественного состояния жизни людей. В начале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовала война, но не как “комбинация действий великих полководцев”, а как “самый факт убийства” одних ни в чем не повинных людей другими.

Писатель отрицал войну как явление, противное человеческому разуму, горячо спорил с теми, кто находил “красоту ужаса” в войне. Эти взгляды отражены в романе “Война и мир”.

Так, при описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист.

Одного из героев романа, Николая Ростова, присутствующего на торжествах в Тильзите, где происходила встреча Александра I и Наполеона, “мучают страшные сомнения; для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?”

При описании войны 1812 года Толстой переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстает в изображении писателя как война народная. Толстой убежден, что эту войну выиграл народ. Автор создал множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение.

Толстой показал мужество народа, его истинный героизм и патриотизм, добродушие. В самых тяжелых условиях он не теряет чувство юмора. Так, на батарее Раевского, месте, где, по словам Толстого, сложилась самая тяжелая обстановка, во время боя “краснорожий” солдат сопровождает шуткой полет каждого снаряда: “Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила”.

Народу в полной мере присущи сердечность и доброта. Солдата, который вздумал пошутить над пленными французами, обрывают: “Что врешь нескладно!” Так из отдельных образов складыва – ется единый образ народа-богатыря. Автор не только описывает народный подвиг в войне 1812 года, но и анализирует истоки этого подвига.

Народному патриотизму в романе противопоставлен лжепатриотизм светской знати, основная цель которой – ловить “кресты, рубли, чины”; пылкие же фразы и рассуждения светских законодателей о судьбах России и Европы являются притворством и отвратительной рисовкой.

Толстого, как истинного философа, всегда волновала проблема роли личности в истории, и поэтому он так полно и выразительно осветил ее в своих произведениях. В “Войне и мире” он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона.

Обратите внимание

Кутузов в романе является выразителем народной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Поведение Кутузова – естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость (тяжело ходит, тяжело садится на лошадь).

Поведение же Наполеона неестественно. Достаточно вспомнить эпизод с портретом сына, когда Наполеон “подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности”.

Развенчивая личность Наполеона, автор параллельно разоблачает взгляды Наполеона, в частности его стремление к личной славе и величию. Толстой осуждает князя Андрея, который говорит в начале романа: “Я ничего так не люблю, как только славу… Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно”.

Не случайно позднее писатель приведет своего героя к полному разочарованию в Наполеоне.

Подчеркивая бессмысленность военных распоряжений Наполеона, сравнивая его с ребенком, сидящим в коляске, который дер – жится за веревочки и воображает, что правит ею, Толстой отрицает талант Наполеона, превращает его в обычного человека.

Главной, определяющей, силой войны Толстой считает “дух народа”. Мысль эта высказывается князем Андреем перед боем, когда он понимает, что исход сражения зависит от того, какие чувства будут в нем, Тимохине, в каждом солдате. Полное отрицание роли личности в истории приводит к тому, что в романе появляются элементы фатализма.

Понятие “мир” у Толстого значительно шире, чем “мир” как противопоставление войне. “Мир” для него – это все человечество, состоящее из разных коллективов. Художник утверждает идею единения в “мире” (“миром все сделаем”).

В романе писатель показывает, что основные “противоречия в мире” – социальные, прежде всего между помещиками-аристократами и их крестьянами, и нрав – ственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, в жизненной позиции (князь Андрей и Анатоль Курагин), так и внутри самого человека (Долохов – его нежное отношение к матери и сестре, стремление найти женский идеал и жестокость в отношении к Ростову и Пьеру).

Лев Николаевич Толстой – великий художник, и, возможно, именно поэтому он был и великим гуманистом. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире.

Он глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе.

Важно

Гуманизм автора проявился и в следующем утверждении: “Цель художника… в том, чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях”.

Читайте также:  Анализ произведения стенька разин шукшина

Для Толстого красота и величие жизни – прежде всего в ее многообразии, в переплетении горя и радости, в извечном человеческом стремлении к счастью. Он любит Наташу Ростову за то, что она переполнена силой жизни и умеет возродиться после стыда, обиды и горя к жизни, к новым радостям. Это естественное качество человека, осуждать его за это нельзя.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Образ автора в романе “Война и мир”

Другие сочинения по теме:

  1. Философские рассуждения автора в романе “Война и Мир” Создавая широкие эпические картины военной и мирной жизни, Толстой развивает мысль о ходе исторического процесса, о роли отдельных личностей и…
  2. Образ “высокого неба” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Война и мир Толстой Л. Н Образ “высокого неба” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Неправда, что у человека нет души. Она есть, и…
  3. Какая основная морально-философская точка зрения автора в романе “Война и мир”? Победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. Толстой не только не находит…
  4. Образ и характеристика Марьи Болконской в романе “Война и мир” Рядом с Наташей выступает другая героиня романа – Марья Болконская, внешне некрасивая девушка, но наделенная подлинной и глубокой духовностью. Несмотря…
  5. Автобиографический характер образа Левина. Образ автора в романе Цель: помочь ученикам раскрыть идейно-художественные особенности образа Левина, его связь с автором; развивать навыки характеристики героев, сопоставление явлений литературной и…
  6. Реальные исторические образы в романе “Война и мир” Из всех исторических лиц, показанных в “Войне и мире”, одного Кутузова Толстой называет истинно великим человеком. А Наполеону он отказывает…
  7. “Мысль народная” в романе Льва Толстого “Война и мир” К идее написания величайшего произведения своей жизни – романа-эпопеи “Война и мир” Л. М. Толстой пришел не сразу, а от…
  8. Образ Андрея Болконского в романе “Война и мир” Школьное сочинение по роману Толстого – Война и мир. В огромной эпопее Толстого есть несколько героев, судьбу которых он раскрывает…
  9. Непринятие войны в романе Толстого “Война и мир” Воспринимая войну как что-то не просто тяжелое и страшное, но и как действие противоестественное, спровоцированное наиболее низкими помыслами и желаниями,…
  10. Образ князя Василия в романе “Война и мир” Чаще других действующих лиц Толстой выводит в своих ранних набросках троих: князя Василия, князя Андрея и Пьера. Они переходят из…
  11. Публикации современников о романе “Война и мир” Произведение огромного масштаба, глубоко оригинальное по содержанию и форме, “Война и мир” не нашла полной и вполне достойной оценки в…
  12. НАРОД В РОМАНЕ Л. Г. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Если довериться выражения, которое историю создают выдающиеся личности, то следует сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это…
  13. Сочинение на тему Образ Наташи Ростовой в романе “Война и мир” Сочинение по русскому языку для 10 класса Толстой в своем романе “Война и мир” представляет нам много разных героев. Он…
  14. Образ родной земли, России в романе “Война и мир” Характерно, что во всем первом томе, пока война идет за пределами России, почти нет описаний природы. Лишь в самом конце…
  15. Образ автора в романе “Исповедь Клода” Философия Клода несложна и напоминает внутренний мир юного Золя. Общественную программу ему заменяет моральная концепция, заимствованная у Мишле. Выдвигая в…
  16. Радикальная и народническая критика о романе “Война и мир” В начале 60-х годов, как уже было сказано, с раздражением встретила роман-эпопею, не найдя в нем изображения революционной интеллигенции и…
  17. “Настоящая жизнь” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Война и мир Толстой Л. Н “Настоящая жизнь” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” “Настоящая жизнь”… Что же это такое, какую жизнь можно назвать…
  18. Изображение и оценка партизанской войны в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Сочинения по литературе: Изображение и оценка партизанской войны в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” После того как французы…
  19. Исторические события, отображенные в романе “Война и мир” Толстой Характеризует здесь принципы художественной типизации, которыми пользовался уже в кавказских рассказах, шире – в Севастопольских рассказах и будет пользоваться…
  20. Сочинение на тему: Как я вижу образ автора в романе “Евгений Онегин” Александр Сергеевич Пушкин является не только автором романа “Евгений Онегин”, но и одни м из его героев, что делает события…

Источник: https://ege-russian.ru/obraz-avtora-v-romane-vojna-i-mir/

Образ народа в романе Война и мир

Народ в эпопее. «Я стремился написать историю народа», — отмечал о «Войне и мире» Толстой. Но его иногда упрекали в том, что в таком масштабном произведении писатель мало уделил внимания народу, не отразил всех ужасов крепостного права. Подсчитано, что только 8 процентов текста составляют эпизоды с участием простого люда.

Но при этом в эпопее только массовых сцен более сотни, свыше двух сотен поименно названных персонажей из народа. Писатель не отождествлял народ только с крестьянством.

В романе слово «народ» используется в значении, более близком понятию «нация», в центре которой находится два сословия — крестьянство (представители простого народа) и дворянство, но автор их не противопоставляет друг другу: у лучших представителей дворянства внутренний мир чрезвычайно сложный, а крестьянское взгляд на окружающий их мир гармоничен в своей простоте. Любимые автором герои-дворяне приходят в результате своих духовных исканий к соединению с народом, принятию его способа жизни и моральных ценностей.

«Народная мысль», которую, по собственному замечанию, больше всего любил в романе Толстой, раскрывается в «Войне и мире» в двух аспектах: философском и нравственном. С позиции толстовской философии народ является движущей силой истории. Именно потому, что защищать свою страну стал весь народ, русские и одержали победу в Отечественной войне 1812 года. Наполеон не мог выиграть эту войну даже теоретически, так как сражался не с армией, а целым народом. В морально-этическом плане народ является, носи носителем лучших человеческих качеств, поэтому с народных позиций оцениваются абсолютно все события в романе. Оба эти аспекта неразрывно взаимосвязаны и дают автору критерий для оценки своих героев – близость народу, его судьбе и истории делит героев романа на две группы.

Толстой поэтизирует в романе народ как духовное единство людей, основанное на вековых традициях. Ему он противопоставляет толпу — агрессивных, эгоистичных людей. Толпу возглавляет Растопчин, в толпу превращается бегущая из России армия Наполеона. Эти персонажи не могут называться героями. Истинным героем является Кутузов — носитель «народного чувства» в эпопее.

Сквозь призму народного мировосприятия в романе дается оценка светской жизни. Наташа Ростова не могла оценить оперу, на которой познакомилась с Анатолем. Девушка видела и в декорациях, и в сюжете, и в игре актеров надуманность, фальшь, «ей становилось то смешно за актеров, то совестно за них».

Народ у Толстого — это и армия, и партизаны, и смоленский купец Ферапонтов, который готов поджечь свой дом, чтобы добро не досталось врагам. Это и мужики, которые не хотели продавать сено французам даже за хорошие деньги и жгли его.

Это и москвичи, покидавшие свои дома, потому что нельзя было оставаться под властью врагов. Это и Марья Болконская, которая после смерти отца пришла в ужас, от предложения своей компаньонки Бурьен остаться в Богучарове и просить покровительства у французского генерала.

Совет

Это и Ростовы, бросающие свои пожитки, чтобы найти место для раненых. В толстовском понимании народную душу отражали и Василий Денисов, и Кутузов, и Ростовы, и Болконские, и сам автор.

Им свойственны сострадание и патриотизм — лучшие черты народного характера, которые наиболее ярко проявились в Отечественной войне.

И все-таки писатель не дегазирует народ. Он рассказывает о казаках вернувшихся москвичах и мужиках из соседних деревень, которые возвратились в столицу, чтобы грабить, «продолжали то, что делали французы».

Толстой вводит в роман повествование о бунте богучаровских крестьян как о некой стихийной силе, неожиданно прорвавшейся и трудно объяснимой, не управляемой разумными способами. Богучаровцы отказались дать подводы княжне Марье, не приняли помещичий хлеб, который Княжна Марья разрешила им раздать.

Но они сделали это, поверив фальшивым французским листовкам о том, что Наполеон дарует им свободу и землю (чего тот не собирался делать). Автор обращает внимание на то, что такой бессмысленный бунт мог произойти только в этом имении Болконских, поскольку жизнь в Богучарове и в мирное время очень отличалась от лысогорской.

Здесь было мало грамотных, селение было фактически изолировано от окружающего мира. Поэтому крестьянский бунт был вполне закономерен, но крайне несвоевременен. Богучаровцы выпадают из общего единения, они готовы предать своих господ и родину, подчинившись французскому императору.

Этот стихийный бунт невозможно было разрешить с помощью разумных действий, как это пыталась сделать княжна Марья, но зато неразумная животная злоба Ростова смогла отрезвить толпу крестьян.

Воплощением русского народного характера принято считать образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Этих героев объединяет не только крестьянское происхождение. Они оказались на войне.

Но Платон пошел в армию по набору, а Тихон присоединился к «партии» Денисова по своей воле. Они оба притягивают к себе людей: Тихон — шутками, Платон – рассказами. Оба умеют приспосабливаться к ситуации, могут быть названы народными умельцами. Но каждый из них представляет свой вариант русского национального характера: Тихон – его активное начало, а Платон – пассивное миросозерцание, близкое к христианскому милосердию.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/obraz-naroda-v-romane-voyna-i-mir.html

Образ автора в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (стр. 1 из 2)

Образ автора в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Роман «Война и мир» охватывает пятнадцать лет из жизни России и Европы, он насыщен военно-историческими событиями, широкими бытовыми картинами. Велико значение автора: личность его проявляется во всем. что изображено в произведении.

Критерий нравственности в оценке событий, явлений, действий, поступков героев — определяющий. Толстой не только с потрясающей достоверностью рисует исторические события, но и выражает отношение к ним, делает теоретические выводы. В центре романа — изображение войны и мира как «противоестественного» и естественного состояния жизни людей.

Еще в начале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовала война, но не как «комбинация действий великих полководцев», а как «самый факт убийства» одних ни в чем не повинных людей другими, Писатель отрицал войну как явление, противное человеческому разуму, горячо спорил с теми, кто находил «красоту ужаса» в войне.

Эти взгляды полностью отражены в его произведениях.

Так, при описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист.

Обратите внимание

Одного из героев романа, Николая Ростова, присутствующего на торжествах в Тильзите, где происходила встреча Александра I и Наполеона, «мучают страшные сомнения; для чего же -оторванные руки, ноги, убитые люди?» При описании войны 1812 года Толстой переходит на позиции патриотизма.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Толстой убежден, что эту войну выиграл народ. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение.

Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!» А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.

Олицетворением лучших качеств русского народа, поднявшегося на борьбу, предстает и Тихон Щербатый. Толстой показывает мужество народа, его истинный героизм и патриотизм, добродушие. В самых тяжелых условиях он не теряет чувство юмора.

Так, на батарее Раевского, месте, где, по словам Толстого, сложилась самая тяжелая обстановка, во время боя «краснорожий» солдат сопровождает шуткой полет каждого снаряда: «Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила» — или: «эх, нескладная».

Народу в полной мере присущи сердечность и доброта.

Солдата, который вздумал пошутить над пленными французами, обрывают сердито: «Что врешь нескладно!» Так из отдельных образов складывается у Толстого единый образ народа-богатыря, нарисованного автор описывает народный подвиг в войне 1812 года, но и дает анализ истоков этого подвига

Народному патриотизму Толстой противопоставлявет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой — ловить «кресты, рубли, чины»; пылкие же фразы и рассуждения светских законодателей о судьбах России и Европы являются отвратительной рисовкой.

Толстого-философа всегда волновала проблема роли личности в истории, и поэтому Толстой-художник не мог не осветить ее в своих произведениях.

В «Войне и мире» он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона Кутузов в романе — выразитель народной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому.

Читайте также:  Особенности, своеобразие сатиры салтыкова-щедрина сочинение

Поведение Кутузова — естественное поведение; более того, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость (тяжело ходит, тяжело садится на лошадь). Поведение же Наполеона неестественно.

Важно

Все действия его — маска (так, Толстой с иронией описывает эпизод с портретом сына, когда Наполеон «подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности»), Кутузову чужды внешний блеск, тщеславие, тогда как основной чертой Наполеона является самолюбование. Развенчивая личность Наполеона, автор параллельно разоблачает наполеонизм вообще, то есть стремление к личной славе и величию.

Толстой осуждает князя Андрея, который говорит в начале романа: «Я ничего так не люблю, как только славу… Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Позднее писатель приведет своего героя к полному разочарованию в Наполеоне.

Постоянно подчеркивая бессмысленность военных распоряжений Наполеона, сравнивая его с ребенком, сидящим в коляске, который держится за веревочки и воображает, что правит ею. Толстой тем самым отрицает талант Наполеона, превращает его в обычного человека.

Недооценка автором романа роли личности в истории принижает и значение Кутузова в этой войне, силу которого писатель видит исключительно в том, что полководец верно понимает ход событий и дает им свободно развиваться.

Определяющей же силой войны Толстой считает «дух народа». Мысль эта высказывается князем Андреем перед боем, когда он приходит к выводу, что исход сражения зависит от того, какие чувства будут в нем, Тимохине, в каждом солдате.

Полное отрицание роли личности в истории приводит к тому, что в романе появляются элементы фатализма. Понятие «мир» у Толстого значительно шире, чем «мир» как покой после войны. «Мир» для него — это все человечество, состоящее из разных коллективов.

Художник утверждает идею единения в «мире» («миром все сделаем»).

В романе писатель показывает, что основные «противоречия в мире» — социальные, прежде всего между помещиками-аристократами и их крестьянами (так, в эпизоде охоты «человек» Ростовых, охотник Данило, в гневе кричит на старого графа, что тот проворонил волка, но кончается охота, и все становится на свои места: на вопрос графа о волке Данило отвечает, «поспешно снимая шапку»), и нравственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, в жизненной позиции: князь Андрей и Анатоль Курагин), так и внутри самого человека (например, противоречив Долохов: его нежное отношение к матери и сестре, стремление найти женский идеал и жестокость в отношении к Ростову и Пьеру).

Утопизм взглядов автора в том, что он считает возможным переделать «мир» путем «нравственного самоусовершенствования», посредством «опрощения». Естественный человек-идеал Толстого. Сближение с народом, с трудом, с природой действительно делает человека лучше, чище.

Совет

Но разве ежедневные занятия старого князя Болконского физическим трудом устранили противоречия между ним и его крестьянами? Наташа Ростова, которая «умела понять все /то, что было… во всяком русском человеке», всегда доставалась барышней, госпожой для «своих» людей. Лев Николаевич Толстой был великим художником, и, может быть, именно поэтому он был и великим гуманистом.

Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире и даже в его заблуждениях. Он глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно тех способов, которыми он (человек) должен изменить мир. Гуманизм автора проявился и в таком утверждении: «Цель художника…

в том, чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Говоря о своем романе, Лев Николаевич Толстой признавался, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную».

Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию «света Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева.

Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые так ценил писатель у русского крестьянства; Тихон как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года): бунтарские настроения Тихона в мирное время были бы осуждены Толстым.

Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема дворянства. Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Шерер, Элен).

К последней писатель всячески выражает свою неприязнь, осуждает ее, подчеркивает в светской знати отсутствие живых человеческих качеств: неизменной, как бы застывшей, остается улыбка Элен, как и она сама, как и Анна Павловна Шерер, которая предстает молодящейся кокеткой на протяжении всего романа.

Нравственную силу Болконского, Безухова, Ростовых автор определяет «мыслью народной», и чем ближе они к народу, тем дороже сердцу Толстого.

Обратите внимание

Личность автора проявляется не только в изображении тех или иных героев, авторском повествовании, но и в первую очередь через философские рассуждения, исторические ретроспекции. Две части эпилога представляют собой исторический трактат.

Полифоничность изображения военных действий, особенно Бородинского сражения, приводит к тому, что создается единая картина сражения, и писатель не заостряет внимание читателя на отдельных героях, Толстой даже не вводит фамилий многих солдат и офицеров, характеризуя их: «генерал, который послал…» «офицер, который не доехал…» и так далее.

Этого достаточно, чтобы показать настрой мыслей и чувств армии и не рассеивать внимание читателя на отдельные эпизоды, которые откладывались бы в памяти, как не связанные друг с другом.

Всеобъемлющ в романе прием контраста: «ищущий» Андрей и всем (собой в первую очередь) довольный Анатоль Курагин, естественная, чуткая, искренняя Наташа и женщина с «маской на лице» — Элен, Ростовы, которые охвачены патриотическим порывом, отдают подводы под раненых, оставляя свое добро на произвол судьбы, и Берг, который хлопочет о том, чтобы приобрести хорошенькую «шифоньерочку», и так далее.

Источник: http://MirZnanii.com/a/353547/obraz-avtora-v-romane-ln-tolstogo-voyna-i-mir

Образ народа в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Л. Н. Толстой говорил, что в “Войне и мире” он любил “мысль народную”. Эти слова отнюдь не случайны. Они выражают центральную идею не только романа, но и времени его создания – 1860-х гг.

Русские писатели стремились вывести на сцену в своих книгах русский народ, показать прекрасную душу его. Л. Н. Толстой по-своему решал общую проблему.

Он сконцентрировал образ целого русского народа в образе одного человека из народа, Платона Каратаева.

Платон несет в себе “простоту и правду”, вековую народную мудрость, “спокойствие и довольство собой”, свободу и умиротворение. Возможно, именно потому, что на этом персонаже лежала большая философская “ответственность”, он и был назван именем великого философа.

Однако философия Платона Каратаева проще, чем могла быть. В образе человека из народаТолстой решил показать носителя “роевого сознания”. Платон принадлежит к миру крестьянской общины, сохранившей древние, подчас языческие черты. “Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь”.

Герой Толстого лишен эгоистических желаний, подчинен некоему высшему разуму, все создавшему и за все отвечавшему. Он живет легко и радостно. Ему чуждо стремление изменить окружающую действительность, переделать ее в соответствии с какими-то абстрактными идеалами.

Такова, по мнению Толстого, идея свободы, рожденная “роевым сознанием”.

Если он мелочен и эгоистичен, то только в мелочах, необходимых для комфортного существования, а потребности у Платона самые малые.

Важно

Поначалу его образ может показаться ужасным, ведь Платон не имел “привязанности, дружбы, любви, как понимал их, например, Пьер”, но “любил и любовно жил со всем, с чем сводила его жизнь”. Это глубокое не то христианское, не то языческое чувство составляло суть души Платона, суть народной души. Каратаев безропотно принимает все, что ниспослано свыше.

Он рассказывает пленным историю невинно осужденного купца, смирившегося, готового пострадать “за свои да за людские грехи”. Смысл этой притчи в том, что “на все Господня воля”. Даже свою собственную смерть он не воспринимает трагически.

Его личность и так растворена в мире, а после смерти он станет и вовсе единым целым со всей природой и Богом (богами?), в которого верит.

С момента появления героя любое его описание сопровождается эпитетом “круглый”. Пьер почувствовал “что-то приятное, успокоительное и круглое в спорых движениях маленького человека”, случайно замеченного им в “противоположном углу балагана”.

Рассмотрев незнакомца повнимательнее, Безухов отмечает, что “первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона, в его подпоясанной веревкой французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые”. В памяти Пьера Каратаев навсегда остался “олицетворением русского, доброго, круглого”. Неслучайно именно “круглого”.

Круг – символ бесконечности и замкнутости, вечного повторения. Кстати, это не христианский символ. Круг принадлежит к арсеналу восточных символов, родственных в том числе и восточной каббалистике.

Христианский символ – крест, уходящий лучами в пространство, активный, не замкнутый в себе символ. Намеренно или нет, но Толстой сделал Каратаева носителем не то восточной, не то глубоко языческой психологии.

Странные для европейца, каратаевские идеи противоположны идее движения, развития, напряженного поиска истины, которой жили Безухов, Болконский, многие другие герои романа.

Другая сторона русского народа проявилась во всенародном ополчении, готовности пожертвовать собой ради Отечества. Здесь уже нет каратаевского смирения.

Автор говорит, что благословен тот народ, который не соблюдает правил войны, а хватает увесистую дубину и колотит ею, пока не изгонит последнего захватчика.

“…Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.”

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/obraz-naroda-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Образ Толстого в романе “Война и мир”

Во многих произведениях классической и современной русской и зарубежной литературе писатели выступают в качестве совершенно разных образах. Это абсолютно справедливо, потому что писатель – это, прежде всего, человек.

Создавая свои произведения, прорабатывая каждую деталь каждого героя, авторы начинают воспринимать их как живых людей, думают о них, как о реально существующих персонажах, и потому могут проникнуться к ним симпатией или ненавистью, в зависимости от того, какой у персонажа характер.

Почти все писатели и поэты были настолько сильно привязаны к той жизни, которая происходила в создаваемых ими книгах, что не могли оставаться в стороне от происходящих там событий, молча созерцать то, что там случается. Лев Николаевич Толстой был одним из таких писателей.

Роман-эпопея “Война и мир” писался

Совет

им на протяжении 7 лет. Это достаточно долгий период жизни писателя, который, разумеется, не прошел бесследно, нашел отклик в душе и сердце автора.

Лев Николаевич Толстой в своем романе выступает, прежде всего, в качестве художника-реалиста. Он, признанный мастер художественного слова, детально прорисовывает образы всех героев, как главных, так и второстепенных, подробно описывает интерьер и пейзаж, отражающие внутренний мир и состояние героев романа.

Но Лев Николаевич Толстой не просто описывает образ героя, он, наделяя его чувствами и мыслями, пытается разгадать загадку каждого своего персонажа. Он становится психологом, который ищет ключ к каждому сердцу, анализирует поведение людей, ищет скрытые мотивы и причины их поступков, деяний, действий.

Автор в романе – это также историк. Он буквально по дням описывает ход военных действий в 1805, 1812 годах, анализирует их и раскрывает причины победы русской армии в войне 1812 года. Толстой, как истинный историк, правдиво описывает свойственные русскому обществу начала 19 века детали

политической и общественной жизни, например, масонство, законодательные проекта Сперанского и деятельность первых декабристских организаций.

Л. Н. Толстой в “Войне и мире” размышляет о роли личности и народных масс в истории, о месте человека в жизни страны, о нравственных идеалах, о жизни и смерти, о правде и лжи, о радостях и страданиях, о войне и мире, о цели и средствах ее достижения. Все это говорит о том, что автор в романе становится, помимо всего прочего, философом, разгадывающим самые сложные загадки бытия.

Подводя итог, можно сказать, что образ Л. Н. Толстого в романе “Война и мир” глубок и многогранен. Автор не может быть героем романа непосредственно, но внимательный читатель постоянно чувствует его присутствие на страницах каждого тома. Толстой не оставляет ни своих героев, ни своих читателей ни на минуту, ища индивидуальный подход к каждому событию в каждой главе.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-tolstogo-v-romane-vojna-i-mir/

Сочинение на тему: Образ Наполеона в романе Толстого «Война и мир»

Война и мир — роман Толстого, который стал шедевром русской литературы. Там автор использует разные образы, создает множество персонажей, где переплетаются судьбы как вымышленных героев, так и реальных, исторических.

Среди всех фигур важное место отведено образу Наполеона, которого автор упоминает уже вначале своего романа. Его личность активно обсуждается в салоне, где собрался весь бомонд. Многие герои им увлекаются, восхищаются его стратегиями, его упорством.

Читайте также:  Образ и характеристика и-330/ i-330 в романе мы замятина

Однако есть и те, кто не поддерживал его и называл преступником.

Создавая образ Наполеона, писатель дает неоднозначную характеристику герою, краткую оценку которого мы отразим сегодня в своем сочинении.

Обратите внимание

Создавая образ Наполеона в Войне и мире, писатель показывает историческую личность с нескольких ракурсов. Мы видим Наполеона как полководца, что был военно силен, эрудирован, был человеком с опытом и талантом, которые проявлялись в военном деле и в его стратегиях.

Многие герои в начале романа восхищаются им, однако тут же мы видим в лице Наполеона деспотизм, тиранию и жестокость. Для многих некогда кумир превращается в отрицательного героя, что был опасен не только для других стран и народов, но и для самой Франции в целом.

Образ Наполеона

Толстой же открыл свое отношение к французскому императору уже во второй части, где развенчивает ореол величия Наполеона. Вообще в своей работе автор часто повторяет описание Наполеона, где применяет к нему такие прилагательные, как низкий, не так красив, толст, неприятен.

Он пишет, что это толстый человек с большим животом и широкими толстыми плечами. У него жирные ляжки, толстая шея и полное лицо. Ко всему прочему Наполеон наделен негативными чертами. Читая произведение, понимаешь, насколько он был страшным и жестоким человеком, который верил в свою сверхеловечность и решил вершить судьбы людей.

Он самоуверен, эгоистичен, самовлюблен, напыщен и надменен.

Как-то даже становится жаль такого человека, что является немного ущербным и нравственно бедным. Ему чужды любовь, нежность, незнакомы радости жизни, даже получив фото сына, Наполеон не смог по-человечески, по-отцовски проявить радость, лишь имитация чувств.

Наполеону Бонапарту не были интересны судьбы людей, для него люди, что пешки на шахматной доске, где ему оставалось лишь двигать фигуры. Он по трупам к своим целям и могуществу, это человек, как выразился Болконский, испытывает счастье от несчастья других людей.

Наполеон принес на землю войну, а значит не заслуживает он величия и почета. Толстой в своем романе развенчивает личность Наполеона, как завоевателя, развенчивает культ сверхчеловека представляя его в работе избалованным и капризным, жестоким тираном, что не умеет читать в умах людей и в их душах.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-obraz-napoleona-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir.html

Любимый женский образ в романе «Война и мир»

Любимый женский образ Л. Н. Толстого в его романе «Война и мир»

Как А. С. Пушкин показал нам в своем романе «Евгений Онегин» свой любимый женский образ, так и Л. Н. Толстой нарисовал образ женщины, близкой и дорогой его сердцу. Если у Татьяны Лариной – главной героини романа А. С.

Пушкина – долг преобладает над чувствами, то у любимицы Толстого – Наташи Ростовой – вся сущность ее жизни заключается в любви. Любовь является частью ее души.

Все поведение этой героини и ее внутренний мир подчиняются стремлению любить и быть любимой.

Наташа Ростова – один из самых обаятельных образов в романе. Впервые мы встречаемся с ней на ее именинах. Перед нами предстает жизнерадостная, энергичная, веселая тринадцатилетняя девочка. Чувство любви – главное в женщине, по мнению Толстого, поэтому его Наташа «не удостаивается быть умной», она далеко не красавица: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая…».

Желание побыстрее вырасти, а значит, делать все как взрослые, появляется у Наташи уже с тринадцати лет, когда она впервые целуется с Борисом Друбецким, подсмотрев за Соней и Николаем. И это вполне естественно: она стремится к любви, к замужеству. Наташа нисколько не лжет, она действительно любит Бориса. В свою очередь Бориса тоже тянет к этой удивительной девочке.

Своей поэтичностью, любовью к природе, восторженностью покоряет Наташа Андрея Болконского. Когда в Отрадном он услышал ее желание улететь в летнюю ночь, «душу ее полюбил князь Андрей».

Этот разговор вроде бы случаен, но именно он возродил Болконского к жизни. «Князь Андрей …любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа». Болконский почувствовал себя непринужденно и естественно рядом с ней.

Важно

Наташа расцветает и обретает смысл жизни только тогда, когда рядом с ней находится любимый человек, когда есть возможность проявить всю силу своей любви.

Любимая героиня Толстого наделена прекрасной душой – трепетной, сострадающей, глубокой. Когда она без памяти влюбляется в Болконского, ей хочется быть рядом с любимым, заботиться о нем, дарить ему свою нежность и ласку. Но судьба распоря иначе.

Слишком надолго оставил князь Андрей эту неопытную девушку одну, Наташа не понимала, зачем нужна разлука двум любящим существам, для чего страдания. Она не любила писать письма, поэтому не могла в полной мере поделиться с любимым переполняющими ее чувствами, мыслями, переживаниями. Без князя Андрея жизнь Наташи стала пустой.

Мы видим, как она крепится, пытается заполнить чем-то душевную пустоту.

С каким удовольствием она слушает игру на балалайке в исполнении простого деревенского мужика, игру на гитаре и пение дядюшки, который «пел так, как поет народ!» Всей душой отдается Наташа русской пляске, обнаруживая, что в ней живет народный дух, умение понять все то, что было во всяком русском человеке.

Способность к сильному и глубокому чувству, к благородным порывам помогает Наташе выстоять в трудную минуту жизни, когда ей казалось, что она самая дурная, хуже всех в нравственном отношении.

Любовь была для нее единственным смыслом жизни. Муки раскаяния ее настолько сильны, что она стала «худая и бледная», «с упорным, неподвижным взглядом». И только известие о гибели Пети и забота о матери вернули Наташу к жизни: «…и вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».

Внимание и любовь Пьера окончательно исцелили Наташу, после того как она пережила смерть князя Андрея. Будучи женой, матерью, она утратила девическое очарование…

Она, хотя и держала мужа «под каблуком», все же была «раба его»: она всю себя отдала интересам семьи. Она рожала, кормила и любила, но ведь именно в этом и заключается счастье женщины.

Совет

Не холодная рассудочность, но «ум сердца» присущ ей, поэтому она отдалась мужу вся, сразу, но и от него требовала того же.

Для Толстого дороги в женщине чувства жены и матери, и образ Наташи Ростовой выражает тот идеал женщины, которому поклонялся писатель.



Источник: https://scribble.su/work/400/212.html

Сочинение на тему: ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Перед тем как приступить к написанию романа «Война и мир», Л. Толстой изучил множество истори­ческих трудов российских и иностранных ученых, под­линных документов. Он говорил, что есть существен­ная разница между тем, как используют исторический материал ученый и художник. Л.

Толстой утверждал, что искусство может свободно проникать в самые отда­ленные эпохи и передавать главную сущность прошед­ших событий и людей, которые в них участвовали.

Он считал, что «история-наука» делает упор на частнос­тях и подробностях событий, ограничивается внешним описанием событий, а «история-искусство» охватывает и передает общий ход событий, одновременно прони­кая в глубину их внутреннего смысла и значения.

Мы всегда должны помнить эти замечания Л. Тол­стого при оценке образов исторических лиц и историче­ских событий, описанных в романе «Война и мир». И в первую очередь это касается образа Наполеона Бона­парта. Многие критики и даже великие писатели (на­пример, А. Чехов и Э. Хемингуэй) выражали свое несо­гласие с образом французского императора, созданным Л.

Толстым. Они считали, что великий русский писатель увлекся обличением захватчиков и недооценил полко­водческий гений Наполеона. Но вот известная немецкая писательница А. Зегерс говорила, что образ Наполеона из романа Л. Толстого «Война и мир» помог ей понять сущность идеологии гитлеризма, основанной на культе силы и прославлении сверхчеловека-завоевателя.

Спор о значении и роли Наполеона для истории Ев­ропы начинается буквально на первых страницах «Вой­ны и мира» и заканчивается только в эпилоге. В начале романа его ведут между собой гости салона мадам Ше­рер. Тон разговора задает хозяйка салона Анна Павлов­на Шерер.

Фрейлина двора и приближенная императри­цы Марии Федоровны, она как будто выражает при­дворную точку зрения на французского императора и его политику и «подсказывает» своим гостям, что мож­но, а чего не следует говорить о Наполеоне.

Так, уже в беседе с первым своим гостем, князем Василием Курагиным, мадам Шерер заявляет: «Нет, я вам вперед гово­рю, если вы мне не скажете, что у нас война, если вы еще позволите себе защищать все гадости, все ужасы этого Антихриста (право, я верю, что он Антихрист), — я вас больше не знаю, вы уж не мой друг…»

Постепенно в салон Шерер прибывают новые гости, и она подбрасывает им ту же тему — обсуждение Напо­леона.

Все они должны в полном согласии с мнением Ан­ны Павловны говорить, что Наполеон — Антихрист, вы­скочка, узурпатор, человек низкого происхождения, не имеющий никаких прав на титул французского импера­тора.

Обратите внимание

Содействовать утверждению подобного взгляда на Наполеона призваны и специально приглашенные гос­ти — виконт Мортемар и аббат Морио. И все идет своим чередом, по заранее определенному сценарию.

Но лишь до тех пор, пока в разговор не вступает Пьер Безухов. Он говорит, что в случае с казнью герцо­га Энгиенского была государственная необходимость и что «Наполеон не побоялся принять на себя одного от­ветственность в этом поступке».

Милая плавная беседа превращается в горячий спор, который приводит мадам Шерер в испуг, а большинство ее гостей в трепет. Пьер пытается доказать, что Наполеон — великий человек, сумевший подняться над революцией». Он «подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати».

Пьер указывает на прогрессивные идеи в политике Наполеона и подчерки­вает их значение для прав человека, эманципации от предрассудков, равенства граждан.

Со всех сторон на Пьера посыпались упреки, обви­нения в якобизме. Все это привело Пьера в замеша­тельство и поставило в тупик. На помощь ему прихо­дит князь Андрей.

Он принимает сторону Пьера, пы­тается примирить стороны и как бы подводит итог салонному спору: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале…, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать».

Так говорят и думают герои романа «Война и мир». Но для самого Л. Толстого в Наполеоне не было ничего привлекательного. Великий русский писатель считал французского императора и полководца человеком с помраченными умом и совестью. По мнению Л.

Толсто­го, это и явилось причиной того, что все поступки На­полеона «были слишком противоположны правде и до­бру». Поэтому и во многих сценах романа перед нами возникает не образ государственного деятеля, умею­щего читать в умах и душах людей, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер.

Важно

Так, например, в сцене приема русского посланника Наполеон «взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тот­час же стал смотреть мимо него». Л. Толстой говорит, что Наполеона «не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него.

Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в ми­ре, как ему казалось, зависело только от его воли».

Подобное поведение Наполеона и его манеру «смот­реть мимо» людей мы видим и в других сценах романа. Например, в эпизоде с польскими уланами: чтобы уго­дить французскому императору, они бросаются в реку Вилию, начинают тонуть, а Наполеон даже не смотрит в их сторону. Или описания его полного равнодушия к убитым, раненым и умирающим во время объезда Аустерлицкого поля после битвы.

С особенной силой и предельной откровенностью Л.

Толстой обличает Наполеона в эпизоде, когда фран­цузский император с самодовольным видом, находясь на Поклонной горе, любуется панорамой Москвы и думает: «Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… Одно мое слово, одно движение моей ру­ки, и погибла эта древняя столица…» Он ждет боярскую депутацию с ключами от города, но в результате оказы­вается в жалком и смешном положении. Наполеон и по­мыслить не мог в ту минуту, что это есть конец и его по­литической, и его военной карьеры завоевателя.

В романе Л. Толстого «Война и мир» Наполеон раз­венчивается как завоеватель.

Великий русский писатель показывает неизбежность краха притязаний Наполеона на создание всемирной империи под его верховной влас­тью.

Тем самым он развенчивает культ любой сильной личности, культ «сверхчеловека». Эта тенденция пере­росла в болезнь, которая в 20 веке вызвала настоящую мировую эпидемию, мутируя в различные «измы».

На этой странице искали :

  • образ наполеона и тема бонапартизма в романе война и мир сочинение
  • образ наполеона и тема бонапартизма в романе война и мир
  • образ наполеона в романе война и мир
  • сочинение Образ Наполеона и тема бонапартизма в романе Война и Мир
  • образ наполеона и тема бонапартизма в романе

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obraz-napoleona-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector